Принципы воспитания в семье. Задачи и принципы семейного воспитания

Введение

Проблема воспитания и роли в нем родителей в педагогике уделяется большое место. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. Родитель, который успешно выполняет функцию воспитателя, оказывает огромную помощь обществу.

Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Проблемой воспитания ребенка в семье и отечественной педагогической науке занимались такие крупные ученые как К.Д.Ушинский, Т.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, П.Ф. Лек, Е.А.Аркин.

Цель данной работы- рассмотреть понятие, методы и формы семейного воспитания.

Методы и формы семейного

Понятие и принципы семейного воспитания

Начальной структурной единицей общества, закладывающее основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей - еще не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи (Л.Д. Столяренко).

Семья - это социально - педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это ограничено переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному.

Каковы задачи семьи? Столяренко пишет, что они состоят в том, чтобы:

Создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

Обеспечить социально - экономическую и психологическую защиту ребенка;

Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

Научит детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

Воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного "Я".

Семейное воспитание имеет свои принципы. Выделим наиболее общие из них:

Гуманность и милосердие к растущему человеку;

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

Открытость и доверительность отношений с детьми;

Оптимистичность взаимоотношений в семьи;

Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

воспитание семья ребенок

Представляя собой исходные положения, которые лежат в основе воспитания, принципы предписывают постоянство и последовательность действий взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как социального явления. Если цель воспитания взрослыми воспринимается как те или иные вершины, к которым хотят подвести своих детей, то принципы устанавливают возможности реализации намеченного в конкретных социально-психологических условиях. Таким образом, принципы воспитания - практические рекомендации, которыми следует руководствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

В последние годы в связи с демократическими преобразованиями в обществе принципы воспитания пересматриваются, некоторые из них наполняются новым содержанием. Например, «отступает» принцип субординации, согласно которому мир детства представлялся не самостоятельным уникальным явлением, а своеобразным «складом заготовок» для взрослой жизни (А.Б.Орлов). Принцип монологизма, в соответствии с которым в воспитательном процессе «солировали» взрослые, а дети почтительно внимали, уступает место принципу диалогизма, означающему, что взрослые и дети -равноправные субъекты воспитания. Следовательно, родителям (и профессиональным педагогам) надо учиться общаться с ребенком на равных, а не смотреть снисходительно сверху вниз на него.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Естественно, что не каждая семья, думая о цели воспитания ребенка, оперирует такими научными педагогическими понятиями, как «всестороннее гармоническое развитие личности». Но любая мать, прижимая к себе новорожденного ребенка, желает ему здоровья, мечтает, чтобы он вырос хорошим человеком, жил в гармонии с самим собой и окружающим миром, был счастлив. А что же это такое, если не общечеловеческие ценности?

В том числе и в семье, требуют постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания строятся на основе цели воспитания. Принципы воспитания представляют собой практические рекомендации, которыми следует руководствоваться в процессе воспитания. Это помогает грамотно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

В обществе происходят активные преобразования, в соответствии с этим пересматриваются и принципы воспитания, они наполняются новым содержанием. Например, принцип субординации уходит из воспитания. Принцип монологизма замещается принципом диалогизма.

К важным принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:

  • принцип целенаправленности;
  • принцип научности;
  • принцип гуманизма;
  • принцип планомерности, последовательности и непрерывности;
  • принцип комплексности и систематичности;
  • принцип согласованности в воспитании.

Принцип целенаправленности

Воспитание характеризуется присутствием социально-культурного ориентира, который является идеалом воспитательной деятельности и результатом. Современная семья старается ориентироваться на цели общей педагогической политики в стране. На сегодняшний день это основные общечеловеческие ценности, отраженные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конституции Российской Федерации. Безусловно, не все семьи, рассуждая о цели воспитания своих детей, думает о всестороннем гармоническом развитии личности. Но каждый родитель желает своему ребенку здоровья, мечтает вырастить его хорошим человеком. Именно это и является общечеловеческими ценностями.

Воспитательные цели конкретной семьи формируются на основе представления о том, какими она хочет воспитать своих детей. При этом учитываются реальные способности ребенка, его индивидуальные особенности. В постановке воспитательной цели семья учитывает этнические, культурные и религиозные традиции, которым она следует.

Важно учитывать цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы в семейном воспитании. Это обеспечивает преемственность в воспитательном процессе. Противоречия в целях воспитания внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями неблагоприятно влияют на нервно-психическое и общее развитие ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь. Оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания – функция профессиональных педагогов.

Принцип научности

Домашнее воспитание всегда основывалось на здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых от старшего поколения младшему. Но в современном мире знание и применение родителями научных основ воспитания помогает добиться более высоких результатов в развитии своих детей. Родителям важно для успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться у специалиста, познакомиться с психологической и педагогической литературой.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Суть этого принципа гуманизма заключается в принятии родителями ребенка как данности, со всеми его особенностями, индивидуальными чертами и привычками.

Не сравнивать своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Не всегда ребенок соответствует идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но он и не должен им соответствовать, его ценность в самобытности и уникальности. Родителям необходимо принять индивидуальное своеобразие ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его соответственно уровню развития, которого при помощи родителей он достиг. Из принципа гуманизма вытекают определенные педагогические правила:

  • избегать сравнения ребенка с кем-либо;
  • не навязывать примеры поведения и деятельности;
  • не призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
  • учить ребенка быть самим собой;
  • учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним»и делать из этого правильные выводы.

Соблюдение этих правил в воспитания помогает ребенку двигаться к собственному совершенствованию, снижает количество внешних и внутренних конфликтов, укрепляет психическое и физическое здоровье ребенка.

Особого гуманизма требует воспитание ребенка, имеющего внешние особенности или физические недостатки. Под воздействием нетактичного поведения окружающих у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности. Чтобы этого не случилось родителям необходимо научиться самим спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить ребенка воспринимать это спокойно. Это сложный путь. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на неадекватное поведение окружающих людей, убеждать его в том, что он хороший, добрый, веселый, умелый и именно эти качества будут формировать отношение людей к нему. Любая «изюминка» в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет безболезненно переносить свои недостатки.

Принцип гуманности предполагает, что отношения между родителями и детьми строятся на доверии, взаимоуважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Родителям очень важно осознать, что ребенок не их собственность, и они не имеют права решать за него его судьбу, тем более ломать его жизнь. В.А. Сухомлинский призывал взрослых ощутить в себе детство, мудро относиться к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

Согласно этому принципу, семейное воспитание должно проходить в соответствии с поставленной целью, последовательно и планомерно реализовывать воспитательный процесс через средства, методы и приемы, которые отвечают возрастным особенностям и индивидуальным возможностям ребенка. Воспитание - процесс длительный, результаты которого можно наблюдать только спустя время.

Последовательность и планомерность родителей в воспитании дают ребенку ощущение уверенности, что является основой формирования личности. Если все члены семьи придерживаются сходного поведения и требований, то окружающий мир для ребенка становится яснее и предсказуемее. Ему легче осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, способствуют развитию у него операциональной и организационной стороны деятельности. При последовательном воспитании растет субъектность ребенка, формируется ответственность за свое поведение и поступки. Важно в семейном воспитании избегать формирования у ребенка «двойной» морали. Нельзя требовать от ребенка того, что для других членов семьи считается необязательным.

Нельзя применять педагогические методы к ребенку единовременно.

Принцип комплексности и систематичности

Суть принципа заключается в осуществлении многостороннего влияние на личность.

Современный ребенок растет и развивается не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Можно усилить развивающее влияние одних факторов и снизить разрушающее влияние негативных факторов воспитания. Приоритет в решении этого вопроса принадлежит семье, именно она имеет возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, изменить содержание третьих.

Научная педагогика делит воспитание на отдельные виды. Но невозможно воспитывать личность частями. В реальном педагогическом процессе осуществляется разностороннее развитие. Семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей разносторонне: привить морально-нравственные нормы, приобщить к труду, познакомить с культурой, помочь их половой идентификации.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания ребенка заключается в осуществлении воспитания разными лицами: членами семьи или профессиональными педагогами. Здесь необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит ребенка в смятение, у него утрачивается чувство уверенности.

Семейное воспитание, реализованное в соответствии с рассмотренными принципами, позволит родителям правильно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и прочей деятельностью детей, эффективно содействуя их развитию.

Основу современного воспитания малыша составляют два важных фактора. Это окружающий его мир предметов, а также мир взаимоотношений взрослых: их поведение, отношение к ребенку и друг к другу. Наблюдая за старшими и ориентируясь на них, ребенок узнает, что является хорошим, а что плохим, как нужно вести себя в определенной ситуации, какова должна быть реакция на события. Семейное воспитание заключается в обучении ребенка всему этому, а также развитию его воли, чтобы он смог сделать верный выбор, каким бы трудным он ни являлся.

Принципы, задачи семейного воспитания

Воспитание в семье является сложной системой принципов и методик. Здесь проявляется влияние наследственности, природного здоровья ребенка и родителей, материального положения, жизненного уклада, количества детей, места жительства, отношения к малышу. Все эти факторы, переплетаясь, создают уникальную для конкретной семьи атмосферу, климат общения.

Основными функциями семьи являются:

  • создание оптимальных или лучших условий для развития малыша;
  • предоставление ему социально-экономической, психологической защиты;
  • передача опыта, как создать, сохранить семью, как воспитывать детей и относиться к старшим, сверстникам, младшим;
  • обучение детей полезным прикладным навыкам, умению обслужить себя, помочь близким людям;
  • воспитание чувства достоинства.

Что относится к важнейшим принципам семейного воспитания? Перечислим основные:

  • принцип открытости и доверия детям;
  • вовлечения их в жизнедеятельность семьи;
  • гуманности, милосердия;
  • последовательности требований к детям (не требовать невозможного или противоположного);
  • оптимизма в семейных отношениях;
  • взаимопомощи, заботы;
  • готовности отвечать на его вопросы.

Помимо общих принципов существуют и частные, на которых основывается развитие в семье. Это может быть запрет физического наказания, запрет на чтение чужих писем, дневников, отказ от потакания или, напротив, требования мгновенно повиноваться и многое другое.

Вся семейная философия должна сводиться к одной идее: не «малышу в семье рады потому, что он послушный и не доставляет проблем», а «малыш хороший и с ним легко, поскольку ему рады».

Цель семейного воспитания - сформировать у детей качества, которые далее будут помогать им достойно преодолевать трудности. Формирование нравственности, интеллекта, эмоционального уровня, творческих способностей, первичный опыт труда, физическое здоровье малыша, его благополучие - на все это влияет семья, и все это относится к функциям семейного воспитания. Первейшими воспитателями малыша, имеющими на него самое сильное действие, выступают его родители. Еще французским философом Жан-Жаком Руссо был сделан вывод, что влияние каждого последующего воспитателя меньше влияния предшествующего.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Стили семейных отношений

Приоритетные методы семейного воспитания - личный пример, обсуждение, сопереживание, контроль, поручение, доверие, любовь, традиции, обычаи, похвала и т.д. В разных ситуациях используются индивидуальные модели.

Главный метод влияния родителей на детей - это собственный пример. Маленькими детьми родители всегда воспринимаются как эталон, они подражают их действиям, соглашаются с их мнением, безоговорочно доверяя им. В современных условиях огромное значение в становлении личности малыша выполняет отношение к нему родителей.

Современные педагоги, проводя исследования об особенностях семейных отношений, разработали два типа классификаций. Первая из них - по дистанционному признаку.

Оптимальная дистанция

Этот стиль общения основывается на уважении родителями детей. Как результат, ребенок также уважительно относится к взрослым. Малыш принимается родителями как личность, взрослые считаются с его точкой зрения, стремятся выработать у него собственное мнение. Когда речь заходит о выборе видов деятельности дошкольником, основными считают его интересы.

Свои просьбы взрослые выражают не в грубой приказной форме, а исходя из понимания детьми нужности их выполнения. Главными в отношениях являются сотрудничество и взаимопонимание. Взрослые заинтересованы, активно участвуют во всех сферах жизни малыша. При этом они не навязывают ему свое мнение, а предлагают помощь.

Минимальная дистанция

Такой тип общения характеризуют чрезмерная опека, абсолютный контроль, ограничение свободы малыша. Родители принимают все решения за ребенка, считая, что он слишком маленький, глупый неопытный и т. д. Несмотря на возраст малыша, они навязывают ему свою точку зрения, делают за него выбор круга его общения, направления занятий. В такой семье вырастет инфантильный, безынициативный, бесхарактерный ребенок, неспособный действовать самостоятельно. Становясь взрослыми, они желают видеть в супруге подобие своих родителей, способного окружить его заботой и опекой.

Увеличенная дистанция

Эта разновидность общения выражается отчуждением взрослых от детей, намеренным или вынужденным. Родители немного времени отводят взаимодействию с ребенком. Минимум общения вызывает у малыша потерю жизненного интереса, к его мнению не прислушиваются, его желания, склонности не принимают во внимание. Таким образом, вырабатывается черствость, грубость, равнодушие.

Другая типология определяет характер взаимодействия родителей и детей.

Авторитарный

Такой стиль общения основывается на абсолютном подчинении ребенка родителям. Его характеристика включает обращение к малышу в приказном тоне, непринятие его интересов и индивидуальных особенностей, подавление инициативы. Взрослые не объясняют свои требования, а малыш зачастую не осознает цели своих действий, но вынужден повиноваться. Ребятишки становятся замкнутыми, утрачивают жизненный интерес, не имеют способности к размышлениям и творчеству, решению проблем в современном обществе.

Демократический

Эта форма общения признается самой оптимальной. Ее отличает стремление к взаимной любви, уважению, душевному комфорту для любого члена семьи. Родители общаются с ребенком, как с ровней, принимают его за полноправного члена семьи, обращаются к нему за советами. Ребенок охотно проявляет инициативу, излагает свое суждение, считает родителей лучшими друзьями, пользующимися доверием и уважением.

При демократическом образе общения происходит всестороннее развитие, поддерживаются наклонности, интересы малыша. Таким детишкам свойственна общительность, способность легче найти свое место в мире. За наказание в такой семье принимается огорчение взрослых, осуждение поступка. У детей адекватная реакция на мнение взрослых об их поведении и понимание оценки своего поступка. Это способствует появлению внутреннего стимула к дисциплине.

Совет
Демократичность и отношение «на равных» не подразумевает отношение к ребенку как ко взрослому, полностью сознательному, или капризное, инфантильное поведение родителей, их уподобление детям. Не менее, чем в понимании, дети нуждаются в защите, упорядоченности и постоянстве - поэтому взрослые должны быть «большими», а дети «маленькими» при сохранении любви и дружбы в семейных отношениях.

Либеральный

Здесь речь идет о вседозволенности, всепрощении. Взрослые опасаются не угодить малышу, удовлетворяют все его желания, стараясь тем самым завоевать его любовь. Избыток родительской любви непременно приведет к распущенности и эгоизму. Из таких детей вырастают лицемерные, расчетливые люди, неспособные к самодисциплине, самовоспитанию.

Как отношения между родителями сказываются на воспитании детей

Огромная роль в развитии малыша отводится и отношениям родителей друг к другу. В наблюдении за взрослыми у ребенка неосознанно формируется программа собственных будущих семейных отношений. То, как общаются мать и отец, как они относятся друг к другу, как отстаивают свои права, мнения, каковы самые важные свойства характера, с точки зрения матери и отца, - все это становится нормой для малыша. Такие установки формируются с рождения в течение нескольких лет, прочно закрепляются в сознании ребенка и влияют на его дальнейшую жизнь. Выработать в человеке другое понимание семейных взаимоотношений практически невозможно.

В семье со стабильными отношениями, атмосферой доброжелательности и понимания естественным образом формируется правильное мировоззрение детей, положительные личные качества, способности к самореализации.

Ребенок и семья являются зеркальным отражением друг друга. Родители - это первая общественная среда малыша. Их личностям отводится существенная роль в жизни любого человека. Закономерно, что именно к родителям, а особенно к маме, мы обращаемся в тяжелые моменты нашей жизни. Кроме того, чувства, которые испытывают родители и ребенок друг к другу, особенные, отличающиеся от других.

Современная педагогика утверждает, что универсальным требованием к воспитанию малыша в семье, которое рекомендовано всем родителям - это полный непрерывный психологический контакт с ним. Ребенок, ощущающий, переживающий контакт с родителями, чувствует и осознает родительскую заботу, привязанность, любовь. Чтобы обеспечить контакт, нужно быть искренне заинтересованными во всем, что окружает малыша, вникать в его детские проблемы, стремиться понять, наблюдать за изменениями, происходящими в его характере и чувствах. Активной заботой и чувством безопасности взрослые способны развить у ребенка доверие к миру и активность в его освоении.

Семейная жизнь, понимаемая в ее полном смысле, есть та школа, в которой настоящим образом научишься жизни.

В. Жуковский (1783-1852), русский поэт

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Характеристики семьи. Принципы семейного воспитания. Задачи и функции семьи. Типы семейного воспитания. Конфликты в семейной жизни

Среди факторов воспитания огромное значение имеет семья. Ее особая роль в системе воспитательных институтов обусловлена тем, что она среди них первой берется за это трудное дело и продолжает его в течение всей жизни человека.

Что же такое семья?

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Вследствие сложности и многогранности этого объединения существует много различных подходов к изучению семьи, а также ее определений, встречающихся в научной литературе. В настоящее время можно выделить три самых общих подхода к изучению семьи - можно рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений.

Семья - это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровнородственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т.д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.

Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:

  • - по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);
  • - по составу (семья неполная, простая, сложная);
  • - но семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Каждую из типов семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т.д.

Какая из названных семей лучше подходит для решения задач воспитания? В любой из них имеются свои достоинства и недостатки.

Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между отцами и детьми. Однако здесь быстрее теряются связи, нарушаются семейные традиции, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в их воспитании.

Сложная семья , объединяющая несколько поколений, обеспечивает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. Вместе с тем в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что вызывает бурные столкновения, создает драматические ситуации, от которых страдают прежде всего дети.

Особое положение занимают неполные семьи . Причины данного социального явления различны, но чаще всего - это разводы, которые не могут оставить детей равнодушными и от которых они глубоко страдают. К неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, воспитывающимся в них, как к потенциально неблагополучным. В ряде случаев такая семья перестает быть неблагополучной именно в результате развода, поскольку из нее удаляются источники постоянного негативного воздействия на детей, связанные с алкоголизмом, наркоманией или психической неуравновешенностью одного из родителей.

Конечно, в неполной семье условия воспитания усложняются из-за снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети, психологической перенапряженное™. Однако появляются и компенсирующие факторы: дети проникаются уважением и сочувствием к родителю, становятся ему более близкими эмоционально, стремятся помочь в домашних делах, приучаются сдерживать непомерные запросы. Это создает в семье благоприятную нравственную атмосферу, помогает преодолевать трудности.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • - создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • - обеспечить социально-экономическую и психологическую его защиту;
  • - передать ему опыт создания и сохранения семьи;
  • - научить детей полезным прикладным навыкам и умениям;
  • - воспитать в них чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.

Сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называются функциями. Многие исследователи единодушны в том, что последние отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например, производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи:

  • - хозяйственно-экономическая;
  • - репродуктивная;
  • - воспитательно-образовательная;
  • - рекреативная - организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:

резкое социологическое расслоение семей по уровню материального благополучия;

  • - ухудшение материального положения большей части семей, что выразилось в резком сокращении рождаемости, а что самое тревожное - отказ от детей;
  • - неразработанность законодательной базы по защите интересов матери и ребенка и их практическая беззащитность.

Тяжелое положение семьи в современной России усугубляется отрицательным воздействием «общих бед», характерных для всей цивилизации:

  • - рост доли малодетных и бездетных семей;
  • - нестабильность семьи в результате разводов;
  • - растет число неполных семей;
  • - все чаще молодые люди отказываются от создания семьи, живут в так называемом «гражданском браке».

Тем не менее и сегодня, несмотря на ряд кризисных явлений, семья продолжает выполнять свои функции. Весьма высокой остается и ее воспитательная роль.

Воспитание подрастающего поколения не только личное дело родителей - в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание - это очень важная, существенная часть общественного воспитания. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой, поскольку семья - это основная среда обитания и жизнедеятельности детей, которая во многом сохраняется и в подростковый период. В процессе семейного общения младшим передаются жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На ее формирование влияет множество факторов, например, такие, как наследственность, физическое и психическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку и т.д. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Содержание семейного воспитания охватывает физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное направления. По мере сил родители и близкие дают детям знания о природе, обществе, профессиях, формируют опыт творческой деятельности. Особое место занимает нравственное воспитание, в первую очередь доброжелательности, доброты, внимания и милосердия к старшим, младшим и слабым, честности, открытости, трудолюбия.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Приведем наиболее общие из них:

  • - гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • - вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи;
  • - открытость и доверительность отношений с детьми;
  • - последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • - оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме того, существует ряд частных, но значимых для семейного воспитания правил: не применять физических наказаний, не читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном

Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX- начала XX в. П. Ф. Лесгафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью». В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» он предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, «забивая ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.

Семейному воспитанию присущи свои методы : личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Выбор того или иного метода происходит сугубо индивидуально с учетом конкретной ситуации, в которой происходит воспитательное воздействие.

Каждая семья обладает целым комплексом психологических особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень эмоциональной близости - это особое качество настоящей, крепкой семьи.

Семейные отношения - это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях - и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей.

Рассмотрим два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.

При авторитарном стиле взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере - это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.

При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная) характеризуются любовью и уважением, вниманием и заботой друг о друге. Предъявляя определенные требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект, он соответствует социальным задачам сегодняшнего дня.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность , бесконтрольность встречается тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге ребенок предоставлен самому себе и проводит время в поиске увеселений, попадает под влияние плохих компаний.

При гиперопеке жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он постоянно слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, свои интересы. Постепенно в связи с тем, что другим «все дозволено», у него нарастает обида. У подростков она нередко выливается в бунт против родительского насилия: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Разновидность гиперопеки - воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются. В результате, повзрослев, такой человек не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.

Воспитание по типу «золушки» протекает в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, - писал Л. Н. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.

При «жестком воспитании» за малейшую провинность детей сурово наказывают, и они растут в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх - самый обильный источник пороков (жестокости, озлобленности, приспособленчества, угодничества).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности состоит в следующем: с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является физическое наказание. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном счете ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации к окружающим, приспособлении к коллективу. Почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца или матери, со старыми «ременными» традициями, плохим материальным положением. Педагоги-ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД (синдром опасного обращения с детьми). В законодательствах многих стран есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД.

Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрослых. Некоторые родители склонны думать, что авторитет дается от природы. Это не так, но он может быть организован в каждой семье, важно, чтобы он строился па требовательности и доброте, открытости и соучастии во всех делах, доверии и ответственности, внимании к детям и их жизни.

К сожалению, встречаются родители, которые строят авторитет на ложных основаниях:

  • - авторитет подавления - родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, любую его вину сопровождают наказанием. Такой метод приучает детей держаться подальше от родителей, воспитывает в них жестокость, вызывает детскую ложь и человеческую трусость;
  • - авторитет расстояния - родители убеждены, что ребенка следует держать на расстоянии, поменьше с ним разговаривать, выступая перед ним в качестве начальства (у них своя жизнь, свои интересы, о которых дети не должны знать). Такой авторитет не приносит никакой воспитательной пользы;
  • - авторитет чванства строится на представлении родителей о собственной значимости, что они и демонстрируют на каждом шагу, в том числе и своим детям. Бесконечное бахвальство своими достоинствами и высокомерное отношение к другим людям формируют у ребенка аналогичный стиль поведения;
  • - авторитет педантизма - родители уверены в том, что дети должны выслушивать каждое их слово с трепетом, и настаивают на своем, даже если неправы. В результате жизнь ребенка проходит мимо них;
  • - авторитет резонерства - родители буквально «заедают» ребенка бесконечными поучениями, будучи уверены в их педагогической мудрости. Атмосфера в такой семье безрадостная, эмоциональная жизнь детей протекает сама собой, без участия взрослых;
  • - авторитет любви - самый распространенный вид ложного авторитета. Нежные слова, ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и буквально требуют любви и нежности. В случае непослушания у ребенка спрашивают: «Значит ты нс любишь маму (папу)?» Ребенок же с малых лет начинает извлекать из этого выгоду и постепенно приучается к интригам;
  • - авторитет доброты - родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости. Им кажется, что дети будут любить их именно за эти качества. Они все разрешают детям, им ничего не жаль. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний;
  • - авторитет дружбы - дружба между родителями и детьми служит великим воспитательным средством, если не достигает пределов, с которых начинается обратный процесс. В этом случае дети начинают потешаться над родителями, упрекать в том, что они все делают не так, как надо;
  • - авторитет подкупа - послушание просто покупается подарками или обещаниями, что развращает детей, делает их лицемерными и меркантильными. Ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для себя свете, чтобы получить плату за хорошие поступки. Все негативное он утаивает, становясь неискренним и расчетливым.

В здоровых семьях родители и дети связаны друг с другом естественными повседневными контактами. С точки зрения педагогики контакт означает эмоциональные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате чего возникают душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувство материнства и отцовства, проявляемые в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Вместе с тем в семьях нередко возникают конфликты - ситуации неразрешенного (неразрешаемого) противоречия, при которых родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт.

Конфликты могут иметь разную природу:

  • - ситуация, когда правы родители;
  • - ситуация, когда правы дети;
  • - ситуация обоюдной неправоты.

Ситуации , когда правы родители , связаны обычно с возрастными особенностями детей, когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливое огорчение родителей вызывают односторонние временные увлечения ребенка во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - аморальные поступки. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, родители стараются объяснить возможные последствия подобного поведения, но нередко наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление воспитательным влияниям.

Сын-старшеклассник приносит видеокассеты с западными фильмами и смотрит их по ночам. Фильмы эти с жестокостями, откровенным сексом. Как убедить его не заниматься этим?

После школы, до службы в армии сын решил жениться. У сына и его невесты нет никаких самостоятельных материальных средств. Зачем им сейчас создавать семью?

Дочь увлекается модными дорогими вещами и не хочет понять, что у нас нет средств на их приобретение. Как быть?

Важно, чтобы родители всегда стремились разобраться в мотивах поведении детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправы, могут быть (и обычно бывают) искренне убеждены в том, что правы именно они, а родители не хотят или нс способны понять их. При всей правоте родителям полезно знать, что существуют психологические барьеры общения, которые чреваты конфликтами: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, различие характеров, отрицательные эмоции.

Ситуация , когда правы дети. Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Причинами конфликтов могут быть личные недостатки родителей. Особенно болезненно реагируют дети на их тягу к сомнительным развлечениям, водке. Острые ситуации возникают из-за педагогической бестактности родителей, отсутствия общей культуры, их эмоциональной глухоты: дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, непонятных взрослым. Данные конфликты чреваты особыми последствиями - многолетней детской обидой, вносящей разлад в отношения ребенка и родителей.

Ситуация обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «глухой обороны» сначала в эпизодические «контрнаступления», а затем, если родители не понимают сути происходящего, не меняют своей тактики, в наступление по всему «фронту» отношений. Военная терминология тут уместна: это «холодная война», состоящая из повседневных нервозных стычек.

Из письма в редакцию газеты: «Уважаемая редакция! Хочу спросить у вас совета. Мне шестнадцать лет. У родителей я одна. Но они нс могут одеть меня, а ведь в наше время хочется выглядеть не хуже других. Из-за денег в семье постоянно раздоры. Родители заботятся только о себе. Если отцу нужна рубашка, он обязательно ее купит. Мать делает то же самое. А мне еще ни разу не купили вещь без того, чтобы не попрекнуть. Посоветуйте, как воздействовать на родителей, чтобы они не были такими жадными. Я тоже человек, и они должны понимать, что у меня тоже есть потребности».

Из примера видно, что обе стороны утратили способность слушать и понимать друг друга, устали от длительных и бесполезных дебатов и взаимных упреков.

Достаточно редко, но возникают и такие ситуации, когда в семье царят полное взаимное отчуждение и враждебность.

Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии:

  • 1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей принадлежит к одной из самых трудных сфер человеческой деятельности. Большинство родителей приступают к этому архисложному делу, не имея о нем никаких педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, детском саду, школе, у них возникают иллюзии осведомленности. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически». И если родители не занимаются вдумчивым психолого-педагогическим самообразованием, в конце жизни их может ожидать одинокая старость.
  • 2. Жестокие , варварские методы воспитания , в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и избегать их.

В одной из центральных газет были опубликованы результаты анкетирования школьников с третьего по десятый класс в пятнадцати городах России (семь тысяч ответов). Оказалось, что 60% родителей используют физические наказания: в 86% случаев - порку; в 9% - стояние в углу на коленях, на горохе, кирпичах; в 5% - удары по лицу и голове.

Поскольку семья как малая группа проходит определенные фазы развития, внутрисемейные отношения сообразно этому строятся по-разному. Следует поддерживать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся независимо от конфликтов его с родителями. Это создает необходимый для развития личности психологический контакт , который достигается не материальными затратами, а искренней заинтересованностью во всем, что происходит в жизни и душе ребенка.

При построении психологического контакта с детьми психологи рекомендуют родителям следующее:

  • - принять ребенка таким, каков он есть, признать его право быть непохожим на других, помнить об его индивидуальности;
  • - по мере взросления ребенка признать его право на возрастающую самостоятельность, на приобретение своего собственного опыта;
  • - дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его поступков, логически разъяснять причину таких последствий;
  • - признать право взрослеющего ребенка на проявление симпатии и установление эмоциональных контактов вне семьи;
  • - не впадать в состояние «слепой любви» к ребенку, дать возможность развиваться его самостоятельности;
  • - остерегаться проявлений «родительского эгоизма» - желания «сделать» из своего ребенка лучший вариант самих себя;
  • - проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • - стараться культивировать в семье диалог, совместное рассмотрение ситуаций, проблем, целей;
  • - чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
  • - расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
  • - на личном примере создавать у ребенка правильное представление о системе жизненных приоритетов, о модели системы внутрисемейных отношений.

Особое значение имеют взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Значимым моментом в жизни ребенка является поступление в школу. Меняется ритм жизни, окружающая среда. Именно в этот период решается задача, быть или не быть творческой личности. Поэтому вопрос о взаимосвязи семьи и школы - один из самых важных в жизни общества.

В процессе общения не только педагоги могут указывать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам - на аналогичные проблемы в работе школы. При этом необходимо, чтобы взаимная критика была обоснованной и конструктивной. Не общие слова и обидные эпитеты, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе. Только в таком случае цель школы и цель семьи - воспитать человека и гражданина, полезного обществу, - может быть достигнута.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: