Прибавка в 4 месяца грудничка. Четвёртый месяц жизни ребёнка и особенности его развития

Первые 4 месяца жизни ребенка по праву считаются самыми насыщенными и продуктивными. За это время малыш интенсивно развивается. Речь идет не только о наборе массы тела, но и о различных навыках. Малыш становится более активным, охотнее идет на контакт с родителями и посторонними людьми. Он активно взаимодействует с внешним миром, что позволяет ему приобретать новые жизненные навыки. Чтобы не пропустить возможные отклонения в развитии, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Социальные навыки

К 4-му месяцу жизни у крохи формируется «комплекс оживления». Это значит, что при общении со взрослыми ребенок начинает активно двигать конечностями, улыбаться и радостно гукать. К этому времени малыш уже умеет не только улыбаться, но и радостно смеяться. Он прекрасно различает хорошие и плохие эмоции взрослых людей. Радуется при появлении новой игрушки.

В 4 месяца кроха безошибочно узнает среди других взрослых людей своих родителей. И это не удивительно, ведь они проводят с ребенком больше всего времени.

Примечателен тот факт, что дети этой возрастной группы способны отличить своих родственников не только по внешнему виду, но и по голосам. Если они не видят своих родителей , то начинают активно искать их взглядом и прислушиваться к окружающей обстановке.

Уровень психологического развития

До четырехмесячного возраста дети улыбаются рефлекторно. После 4-х месяцев ребенок начинает улыбаться осмысленно. То есть, его настроением начинает руководить центральная нервная система. При этом ребенку доступен весь спектр эмоций и чувств , что и взрослому человеку.

Это очень важный этап в развитии крохи. Именно в этом время родители должны позаботится о том, чтобы между ними и малышом установилась тесная эмоциональная связь. В дальнейшем это позволит ребенку правильно развиваться в психоэмоциональном плане. Ему будет проще приспосабливаться к окружающему миру, ведь он будет знать, что рядом есть любящие его люди.

Физическая активность

К 4-м месяцам малыши приобретают некоторую самостоятельность . Они активно поворачивают голову. Во время кормления предпочитают помогать себе руками. Они хватаются за грудь мамы или бутылочку.

Естественно, это не все навыки, которыми овладевает кроха за 4 месяца жизни. Их намного больше. Основными из них являются:

Зрение и слух

Малыш к 4-месяцам начинает активно обращать внимание на все яркие или движущиеся предметы. Раньше у него не работала фокусировка зрения. Он мог различить предметы, расположенные только на расстоянии 40 см. Теперь же он отчетливо видит на дистанции в 3-3,5 м. Теперь кроха может наслаждаться видом своей комнаты. Да и прогулки на свежем воздухе становятся для него более познавательными.

Что касается слуха, то к 4-м месяцам он у крох становится таким же острым, как и взрослых людей. Теперь малыши умеют реагировать на окружающие звуки должным образом: при резких и незнакомых звуках они пугаются, а, слыша маму, радуются.

В этом возрасте родители не должны допускать скандалов при ребенке, так как кроха прекрасно различает эмоциональный окрас речи.

Желательно, чтобы малыш во время бодрствования не оставался в тишине. Если мама занята домашними делами, она может поставить ему классическую музыку, записи детских сказок или колыбельных песен. Все это пойдет маленькому человеку на пользу.

Речевые навыки

К возрасту 4-х месяцев ребенок должен уметь активно пользоваться своим речевым аппаратом. Он уже должным образом произносит основные слоги: «ба», «па», «ма». Из-за их четкого произношения многие молодые родители ошибочно думают, что чадо вот-вот заговорит. Это ошибочные ожидания. До полноценной речи еще далеко. Слоги, которые слышат родители от крохи в этом возрасте, указывают лишь на хорошее настроение. Эти звуки дети произносят неосознанно, они лишь копируют артикуляцию взрослых людей. И все равно это очень важный шаг. Ведь теперь у ребенка появился еще один инструмент привлечения внимания родителей.

Возможные отклонения

Когда речь заходит о патологиях развития, многие люди забывают о том, что все дети индивидуальны и уникальны. Даже если поместить детей в одинаковые условия , развиваться они будут по-разному. Например, если ребенок начинает переворачиваться на 1 месяц позже своих сверстников, это считается нормой.

В тех случаях, когда отставание достигает 2-х месяцев, тогда родителям нужно срочно показать свою кроху врачам.

Отсутствие половины вышеописанных навыков – серьезный повод для обращения за помощью. Нужно непременно идти к врачам в следующих случаях:

Все эти отклонения красноречиво указывают на отставание ребенка в физическом и психоэмоциональном развитии. Без помощи педиатра и невролога здесь не обойтись .

Если отклонения от нормы незначительные, скорее всего, родители просто не уделяли должного внимания развитию крохи.

Родители должны знать, что нужно делать , чтобы ребенок хорошо развивался.

Распорядок дня

К четырехмесячному возрасту родители должны делать все, чтобы ребенок был более активным днем. Нужно увеличить время непрерывного бодрствования до 3-х часов . Ребенок должен достаточное время гулять, играть с родителями. Ему должно хватать времени на освоение новых навыков.

Ночной сон ребенка должен занимать от 7-10 часов. При этом следует учитывать тот факт, что кроха, вероятнее всего, будет ночью просыпаться, чтобы поесть. Поэтому родителям следует загодя делать питание на ночь.

Физическое развитие

Делать это упражнение нужно не чаще 2-х раз в день.

Ребенок также должен уметь активно переворачиваться в 4 месяца. Если у него это плохо получается, это не повод для паники. Родители могут ускорить усвоение навыка. Для этого им нужно положить кроху на спину, взять ножку малыша, согнуть ее и отвести в сторону. Ребенок инстинктивно потянется ручкой в ту же сторону. Родители должны дать ему палец . Кроха ухватится за него и, воспользовавшись опорой, перевернется на живот.

Делать это упражнение нужно очень нежно и осторожно.

Чтобы у крохи лучше работали пальчики, родители могут сделать для него специальную игрушку: сенсорную коробку. Делать ее несложно: нужно взять картонный кубик и оклеить его различными материалами. В двух боках коробочки нужно сделать отверстия такого размера, чтобы кроха могла засунуть туда руку. Внутри коробочки нужно крепко закрепить шнурки, пуговички, ворсистую и гладкую ткань, фольгу.

Ребенок будет активно пытаться нащупать разные детали игрушки. Тем самым у него будет активно развиваться мелкая моторика.

Развитие слуха

Слух развивать проще всего. Для этого нужно воспользоваться различными музыкальными инструментами вроде колокольчика, свирели, ксилофона. Нужно издавать различные звуки с их помощью рядом с ребенком. При этом кроха должна видеть, что именно издает звук. Ребенок должен уметь вычислять местонахождение звукового источника.

Стимулирование речевого аппарата

Это не столько работа для ребенка , сколько для его родителей. Они должны делать следующие упражнения:

  • взять малыша на руки так, чтобы он видел лицо мамы;
  • она должна высунуть язык и покачать им из стороны в сторону;
  • надуть щеки и пофыркать;
  • вытянуть губы трубочкой.

Спустя некоторое время малыш начнет копировать действия мамы. Тем самым у него будет быстрее развиваться речевой аппарат.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что должен уметь ребенок в 4 месяца . Он способен хватать предметы, манипулировать ими, гукать, эмоционально реагировать на изменение окружающих условий. На этом этапе жизни малыша родители должны помочь ему закрепить новые навыки и создать условия для движения к новым достижениям.

После рубежа в 3 месяца для малыша начинается новый жизненный этап, который включает формирование режима сна и бодрствования, игры, нацеленные на развитие моторики и интеллекта. До годовалого возраста дети растут, развиваются и взрослеют по экспоненте. Взрослым нужно не только не зевать, чтобы не упустить нужный для развития того или иного навыка момент, но владеть теоретической базой, позволяющий своевременно и полноценно обучать кроху. Важно знать, что именно и в какой временной промежуток развивать.

Возраст 4-5 месяцев - период очень активного развития ребенка, когда он нуждается в плотном внимании родителей (см. также: ). Очень хорошо, если мама находится в декрете и может посвятить это время заботам о сыне или дочери

Основные физические навыки малыша

В 4 месяца ребенок еще достаточно много времени уделяет сну - от 12,5 до 15 часов, но тем не менее он активен, подвижен и нуждается во внимании родителей, в том, чтобы они уделяли время его развитию и становлению. Развивать малыша нужно правильно: что-то еще рановато делать, а на некоторые аспекты нужно обратить пристальное внимание. Для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца (см. также: ). Так, в физиологическом плане, ребенок к четырехмесячному сроку должен:

  • держать головку, находясь на руках у взрослого (достаточно уверенно и долго);
  • в положении лежа (на животике или спине) поднимать голову и упираться ручками, приподнимая корпус;
  • переворачиваться самостоятельно (из положения на спине - на бок);
  • активно двигать конечностями в состоянии бодрствования;
  • усиливать активность движений при манипуляциях с ним знакомого взрослого человека (одевании, замене подгузника и т.п.);
  • проявлять реакцию на появление лица близкого человека в поле его зрения, выражая радость усилением активности, и замирать при приближении незнакомца;
  • тянутся ручками к предметам, попавшим в поле зрения и заинтересовавшим его.

Нередко, дети в 4 месяца пытаются сесть из положения лежа, но специально усаживать малыша (неважно мальчик это или девочка) в этом возрасте не нужно. Ребенок сядет тогда, кода его костная система и мышечный корсет будут готов.


Умение переворачиваться со спинки на животик или наоборот является очень важным для ребенка, поскольку обеспечивает ему большую степень мобильности, делает кроху менее зависимым от мамы и папы. Это естественный этап взросления

Ведущие социальные проявления

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Младенец – это не только физическое тело, его мозг развивается еще более активно. Появляются первые осмысленные социальные реакции на позитивные раздражители в виде интереса или радости. Основное, что должны освоить малютки по достижении в 4-х месяцев социальном плане:

  • овладеть умением улыбаться, понимать значение улыбки и реагировать на улыбку взрослого;
  • смеяться или увеличивать активность конечностей, когда им весело и интересно (рекомендуем прочитать: );
  • активно гулить, издавать горловые, иногда мелодичные звуки, прислушиваться к ним;
  • реагировать, когда взрослые произносят его имя;
  • радоваться новым игрушкам и реагировать на появление любимых игрушек в поле зрения;
  • обращать внимание и следить глазами за движущимися предметами или объектами (игрушками, проходящими мимо животными и людьми);
  • реагировать на музыку (к понравившейся мелодии кроха прислушивается, перестает плакать, затем может проявить радость в виде оживления и гуления, как будто подпевает);
  • узнавать голоса близких, которые часто слышал, четко выделять голос мамы.

В 4 месяца ребенок любит, чтобы его брали под ручки и держали вертикально, увеличивая обзор (см. также: ). Это даст ему дополнительную возможность активно познавать мир. Если же в этом возрасте он уже садится, будьте начеку – поддерживайте малыша. Контакт с мамой или папой всегда дает крохе чувство защищенности.

Когда нужно беспокоиться?

Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам. Особое внимание следует уделить:

  • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
  • тому факту, что ребенок не держит голову;
  • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
  • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
  • отсутствию интереса к игрушкам;
  • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
  • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

Интерес к игрушкам и новым предметом - обязательная особенность в этом возрасте, поскольку малыш активно изучает окружающий мир. Мама должна предлагать ему разнообразные предметы и вещички, которые разнообразят знание о фактурах, цветах, формах

Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет - как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

Основы коррекции физического развития

Если конкретный младенец умеет не все, что должен к 4 месяцам в плане движений, возможно причиной является неврологическое расстройство или иная патология, которую по какой-то причине не диагностировали в первые дни жизни малыша. Что в этом случае предпринять родителям? Обязательно показать малыша специалистам.

В некоторых случая патологию выявить проблематично и требуется тщательное обследование. Но достаточно часто бывает довольно массажа и электрофореза. В некоторых случаях родители могут увеличить время занятий с малышом, правильно выполнять каждодневный массаж и зарядку. Это позволит откорректировать физическое состояние малютки.

Основы коррекции психологического развития

Психологическое и эмоциональное состояние малютки, то, что он способен делать в социальном плане, во многом зависит от полноты общения с родителями, а это целый комплекс занятий:

  • прогулки;
  • кормление;
  • купание;
  • массаж, который выполняет мама;
  • разговор с ребенком;
  • чтение стихов, пение колыбельных и т.д.

В возрасте 4-х месяцев ребенок реагирует на резкий голос, грубый тон или окрик. В таком ключе общаться с ним недопустимо. Интонационная палитра отражается в сознании крохи и в дальнейшем может послужить основой подсознательных страхов вашего чада.

Родителям, при общении со своим ребенком, следует проявлять максимум позитивных эмоций , чтобы ознакомить его со всем спектром радостных переживаний. Общаясь с младенцем, нужно обращаться к нему по имени и ласково, учить его диалогу . Например, после его лепета скажите ему что-то в ответ и сделайте паузу, давая понять, что теперь очередь его реплики.


Малыш уже испытывает целый спектр эмоций, особенно когда он находится наедине с мамой и папой. Поэтому родителям важно радовать малыша, играть с ним и использовать приятный тон речи, не переходя на грубости или осуждение

Яркие разноцветные игрушки, каждодневное прослушивание мелодичной музыки, детских песенок, разговоры с крохой – все это способствует правильному его развитию. В норме родители хотят, чтобы их чадо развивалось хорошо и активно. Но если что-то идет не так хорошо, как хотят родители, нужно:

  • во-первых, соотнести свои ожидания с нормами - может быть, вы слишком многого ожидаете от крохи всего лишь нескольких месяцев отроду;
  • во-вторых, возможно, с ним просто нужно больше заниматься.

Что не стоит делать родителям 4-х месячного малыша?

  • Не стоит кормить кроху в 4 месяца сразу, как только он заплачет. Медицинских противопоказаний при грудном вскармливании такое поведение матери не имеет, но оно формирует неправильный пищевой стереотип . Ребенок приучается «заедать» негативные эмоции и неудачи. Не стоит совмещать сон и кормление малютки, так как за сон и голод отвечает одна и та же часть мозга, и могут формироваться неправильные реакции на усталость и голод.
  • Развитие ребенка будет идти правильно, если не кормить его в кроватке , или на руках в процессе засыпания. По крайней мере, в четыре месяца пора отучать его от такой привычки, если она имеется. Не стоит пренебрегать формированием режима. После достижения 3-х месячного рубежа, пора приучать младенца режиму и разнице между дневным и ночным сном.
  • Не стоит позволять младенцу долго и горько плакать , это негативно сказывается на его нервной системе. Если что-то заставило крошку огорчиться, его нужно отвлечь, переключив на интересное для него занятие. Ребенок будет учиться активнее и охотнее, если у него формировать позитивные ассоциации. Если младенец что-то умеет не достаточно хорошо, его нужно не ругать, а наоборот поощрять за любые попытки что-то сделать.

Зная о навыках малыша, которые он приобретает к 4 месяцам, родители вовремя сумеют заметить недостатки или возможные отклонения. Это даст возможность откорректировать занятия, посоветоваться со специалистами и показать малыша врачам, в случае необходимости. Если даже отставания минимальны, их лучше исправить в максимально ранние сроки.

И помните: каких-то точных таблиц с навыками малыша просто не существует, поскольку каждый малыш развивается индивидуально. Наблюдайте за вашим малышом, но не ищите в нем недостатков, а просто развивайте. Хорошие рекомендации по этому поводу дает доктор Комаровский, а также педагоги из школы «Маленький Леонардо» в своей видео-школе:

11 голос, средняя оценка: 3,82 из 5

Развитие ребенка в 4 месяца жизни направлено, прежде всего, на совершенствование эмоций. Он чувствует себя намного лучше физически, проблемы периода адаптации, колики отошли на задний план. Теперь малыш увлеченно познает самого себя, учится контактировать с папой и мамой, старается активно познавать мир. Задача родителей – помочь ему в этом непростом деле. Развитие мальчиков и девочек в таком раннем возрасте не слишком отличается, чему не следует удивляться. Различия между полами проявляются разве что в показателях роста и массы, и то не всегда.

Физическое развитие малыша

В 4 месяца особой разницы между физическим развитием детей обоих полов нет. Разве что мальчик может быть чуть крупнее и быстрее поправляться чем девочка. В среднем грудничок набирает за этот месяц 600 грамм, весит 6,2-6,8 кг., почти в два раза больше, чем новорожденный. Растет малыш по-прежнему очень интенсивно, он вытягивается приблизительно на 2 см. Средний рост четырехмесячных детей 62-65 см. Показатели физического развития детей могут быть разными, чему не следует удивляться. Ведь каждый малыш развивается по своему собственному плану, почему ваш должен быть обязательно похож на других. Многое зависит от генетики, в каких условиях живет грудничок, какой у него рацион.

Четвертый месяц жизни характеризуется появлением новых физических навыков у малыша. Он уже переворачивается с живота на спинку и обратно. У одних детей это получается сделать уже в начале месяца, у других – в конце. Мальчики иногда переворачиваются быстрее, чем девочки, но далеко не всегда. Ни в коем случае нельзя оставлять в этом возрасте ребенка одного на большой кровати, чтобы он не перевернулся, и не упал. Лежа на животе карапуз уверенно держит голову, иногда закидывает ее назад, приподнимется не только на локтях, но и на ладошках. Если взять его за ручки и подтянуть, малыш может сесть. Надолго сажать его не стоит, мышцы спины у крохи еще не окрепли. Когда ребенка берут под мышки, он встает на носочки и пробует отталкиваться.

Гипертонус на руках к четырем месяцам почти исчез, на ножках еще сохраняется. Ладошки малыша уже не зажаты в кулачки, а почти всегда открыты. Он может хлопать, уверенно засовывать пальчик в рот. Детям в этом возрасте уже получается самостоятельно хватать игрушки удерживать в течение тридцати секунд. Большинство умеет играть с подвеской, они ударяют по игрушке ручкой и внимательно смотрят, пока игрушки не остановятся. Это один из первых навыков активного познания мира. Лежа на спине ребенок может достаточно высоко поднять ножки. В положении на животе малыш пытается ползти. Правда у половины получается двигаться не вперед, а назад. Когда вы берете малыша на ручки, он старается активно «помогать», сильно напрягает и старательно подтягивает свое тело, иногда аж потеет от напряжения.

Итак, подобьем итог, какие физические навыки свойственны четырехмесячным детям. Вот чему они уже научились:

  • Большинство умеют переворачиваться со спины на живот и наоборот
  • В положении на животе опираются на ладошки и поднимают туловище, уверенно держат головку
  • Садятся, если их подтянуть за ручки
  • Отталкиваются ножками от поверхности, когда их держат в вертикальном положении
  • Умеют хватать игрушки и удерживать их пол минуты
  • Играют с подвесками
  • Высоко поднимают ножки, лежа на спине
  • Пытаются ползать на четвереньках, если лежат на животике
  • Активно помогают маме, когда та берет их на ручки

Зрение, слух и речь четырехмесячного ребенка

К четырем месяцам жизни у детей завершается формирование органа зрения. Они четко видят не только предметы, которые находятся на расстоянии 30-40 сантиметров от них, но и те, что расположены на отдалении в 3,5 метра. Правда фокусировать взгляд на дальних ракурсах детям еще не получается. Четырехмесячный ребенок учится различать цвета, больше всего его интересуют яркий контрастные игрушки и картинки. Малыш поворачивает голову и умеет переводить взгляд на 180 градусов, особенно хорошо это получается в вертикальном положении. Кроха уверено следит глазами за разными предметами, провожает их взглядом. Взяв в руку игрушку, ребенок сначала оценивает ее взглядом, лишь потом тянет в рот. Он также различает лица мамы, папы бабушки и реагирует на появление близких улыбкой. Начинают интересовать малыша движущиеся объекты, чего не было раньше. Он с удовольствием следить за электрическими паровозиками, машинами, домашними животными, старшими братиками и сестричками.

Слух у ребенка 4 месяцев также совершенствуется, становится почти таким же, как у взрослых. Он уже умеет определять источник шума и поворачивает туда голову. Правда перед этим на несколько секунд задумывается, мозг анализирует полученную информацию. Малыш начинает различать голоса мамы и папы. Четырехмесячным детям очень нравится слушать самих себя, они экспериментируют со звуками, гулят то тише, то громче, издают громкие крики.

Иногда ребенок несколько секунд мычит, потом лепечет, агукает и опять замолкает. Все это развивающая игра, не следует пугаться. Очень интересно груднички реагируют на музыку. Веселая мелодия у них вызывает возбуждение, а спокойная наоборот, успокаивает. В этом возрасте дети начинают разделяться на визуалов и аудиалов. Первые лучше воспринимают зрительные образы, вторые — слуховые. Существует стереотип, что девочки воспринимают мир ушами, а мальчики глазами. На самом деле это не так, тип восприятия абсолютно не зависит от пола. Чему ребенок будет отдавать предпочтение, звукам или образам, зависит исключительно от его индивидуальных особенностей.

Развитие слуха у ребенка в 4 месяца жизни идет параллельно с развитием речи. Дети могут не только агукать и произносить простые открытые гласные «а», «о», а начинают соединять их с согласными. Прежде всего они учатся произносить звуки «м», «п», «б». Иногда у них получается сказать слово «мама», «папа» или «баба», но чаще получаются слоги «бо», «ма», «хе», «ый». В детском лепете уже начинают просматриваться особенности языка, на котором разговаривают родители. Ребенок начинает активно общаться с родителями. Он с радостью «отвечает» маме, реагирует на ее интонации, хоть слов еще не понимает. Если общение внезапно прекратить, малыш заходится плачем. Чужих людей он пока не боится, увидев нового человека проявляет к нему интерес и пытается «заговорить». Речевое развитие мальчика может быть более медленным, чем девочки. Хотя на четвертый месяц это еще не так заметно.

Подведем основные достижения малыша в возрасте четырех месяцев, которые связаны с развитием слуха и зрения. Вот чему успели научиться детки:

  • Видеть предметы на расстоянии 3,5 метров
  • Хорошо различать яркие и контрастные цвета
  • Следить за движущимися объектами
  • Менять угол зрения на 180 градусов
  • Определять источник шума и поворачивать туда голову
  • Различать голоса родителей, их интонации
  • Правильно реагировать на разные типы музыки
  • Произносить более сложные звукосочетания
  • Детям нравится общаться со взрослыми, они сами проявляют инициативу.

Умственное и эмоциональное развитие малыша

Развитие у ребенка 4 месяцев эмоций и умственных способностей идет очень бурно. Он учится устанавливать связи между зрительными, слуховыми образами и последующими событиями. Например, многим детям становится понятно, что вид маминой груди означает еду. Они быстро успокаиваются, увидев сосок, даже до того, как возьмут его в рот. Эмоции ребенка становятся намного богаче, он умеет не только улыбаться, но и заливисто смеяться, чему несказанно радуются родители. Бурно проявляет радость при появлении мамы или папы, так же бурно реагирует на их внезапное исчезновение. Возбуждается при виде любимой игрушки, домашнего животного, звуках веселой песенки. Часто визжит и рычит от удовольствия, активно машет ручками и ножками. С помощью погремушки или колокольчика можно легко отвлечь малыша, добиться, чтобы он перестал плакать.

Потребности ребенка на четвертый месяц становятся более разнообразными, чем раньше. Он сигнализирует не только о том, что хочет пить и есть, писать и какать. Сейчас он капризничает, так как ему скучно, малыш проявляет любопытство при виде новых игрушек, интересуется новыми незнакомыми звуками.

Кроха начинает реагировать на свое имя, по-разному воспринимает голоса мамы и папы. В 4 месяца детям нравятся активные игры. Они радуются, если их подбрасывают, кружат, занимаются гимнастикой. Еще больше малышам нравится общаться со взрослыми, даже не совсем знакомыми. В этом возрасте они еще плохо различают своих и чужих, страх перед незнакомцами придет чуть позже.

У ребенка в 4 месяца жизни начинается интенсивное развитие памяти. Он может узнавать предметы и игрушки, которые видел минуту назад. Кроха уже хорошо знает всех, кто живет вместе с ним (папу, маму, бабушку), но больше всего привязан к маме. Себя и ее он еще воспринимает как единое целое, потому постоянно нуждается в тактильном, голосовом контакте. Визуальный образ мамы у ребенка связан с тем, как она выглядит, с одеждой и прической. Потому при смене цвета волос или в новом платье малыш ее может не узнать. Детям нравится изучать свое собственное тело, это занимает большую часть их времени. Малыш часто играет собственными ручками и ножками, ощупывает носик, губки, животик, сосет пальчики, трет глазки, пытается затянуть в рот ножку. Можно тихонечко понаблюдать за крохой, пока она вас не видит. Вы сможете лучше узнать, чему малыш уже научился.

Итак, подведем итог, чему научился ребенок в 4 месяца:

  • Начинает понимать самые простые причинно-следственные связи
  • Расширяется гамма чувств, ребенок испытывает страх, любопытство, радость, обиду
  • В эмоциональном плане малыш делает большой скачок
  • Активно изучает собственное тело
  • Узнает по лицу и голосу близких, выделяет, в первую очередь, маму
  • Посторонних людей воспринимает пока без страха, но с некоторой настороженностью
  • Происходит активное развитие памяти.

Не следует постоянно заглядывать на женский форум или расспрашивать постоянно знакомых мам, чему научились их дети. Особенности развития ребенка в 4 месяца очень индивидуальные. Разным детям свойственны разные навыки, потому грести всех под одну гребенку не стоит. Мальчики и девочки не слишком отличаются друг от друга в этом.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Основу кормления четырехмерного ребенка по-прежнему составляют смеси и грудное молоко. Ребенок ест 5-6 раз на протяжении дня, иногда один или два раза просыпается ночью или ранним утром, чему не стоит удивляться. Дети много энергии тратят на развитие и рост, так что выдержать длительный ночной перерыв в еде еще на способны. Насчет времени введения прикорма, существуют разные мнения. Старая таблицы рекомендует уже в этом возрасте давать младенцам фруктовые соки, каши или овощные пюре. Новые правила утверждают, что детям на грудном вскармливании прикорм нужно вводить не раньше шести месяцев, а малышам на смеси – в 5-5,5 месяца. Какой режим питания и прикорма выбрать, лучше подскажет ваш педиатр. Он проведет осмотр ребенка и на его основе примет решение. Также у врача можно попросить качественные материалы, касающиеся питания ребенка первого года жизни.

Прикармливать ребенка необходимо тогда, когда у мамы мало молока. В таком случае ребенок часто встает и кричит ночью, просит есть каждые 1,5-2 часа днем. Если приложить его к груди, пьет молоко очень жадно. В качестве первого прикорма может выводится каша безмолочная, гречневая или рисовая. Манная и овсяная противопоказаны для питания младенцев, так как содержат глютен, а кукурузная слишком грубая для малыша. Овощное пюре можно делать из кабачка, тыквы, капусты цветной. Из фруктов детям дают яблочко, резаный и протертый банан. Соки и компот подойдут любые, кроме цитрусовых, нежелательны также красные ягодки. Они содержат многие витамины, которых вскоре будет не хватать малышу. Прикорм вводят очень маленькими порциями на протяжении двух недель. Первая порция должна составлять не больше половинки чайной ложечки, с постепенным доведением до 100 миллилитров. Меню для дополнительного кормления надо подбирать индивидуально, следить чтобы на продукты не возникла аллергия.


Отправить

Потребность во сне на четвертый месяц около 15 часов. Приблизительно 10 часов ночью и три раза по 1,5-2 часа днем. Укладывать кроху спать надо в период от семи до девяти вечера. Некоторые детки ночью еще просыпаются, чтобы поесть, это нормально. Но есть и те, которые спокойно спят до утра. В комнате, где спит ребёнок должно быть тихо, ни в коем случает не держите, и не включайте там телевизор или компьютер. Иначе малыш будет беспокойный, станет ворочаться во сне, а утром проснется уставшим и капризным, а истерики вам ни к чему. Желательно установить распорядок сна днем, укладывать малыша в кроватку в одно и то же время. Если грудничок отказывается заснуть, можно включить ему тихую спокойную музыку или спойте колыбельную. Для хорошего сна и нормального аппетита важны прогулки. Вывозить на улицу малыша надо не меньше двух раз, желательно утром и вечером.

По-прежнему важен уход за кожей ребенка. Следует вовремя менять подгузники, каждые 2-3 часа, пользоваться качественной детской косметикой. Ежедневное купание сейчас превращается в настоящее развлечение. Купите крохе специальные игрушки для ванной, удлините немножко время водных процедур, чтобы он мог с ними поиграть.

Одежда малыша должна быть из натуральных тканей, без лишних швов. Важно, чтобы она не сковывала движений, и не мешала, размер должен соответствовать возрасту. Длинные завязки, рюши и пуговички малышу ни к чему, одежда должна быть в первую очередь функциональной. Устраивайте ребенку несколько раз в день воздушные ванны, положите голенького на кровать и поиграйте. Это не только полезно для кожи, но и закаляет младенца, помогает лучше развивать двигательные навыки. На четвертый месяц малыш лысеет, пугаться не следует, просто пушковые волосы сменяются обычными.

Занятия с ребенком в 4 месяца

Чтобы развитие ребенка на 4 месяце шло правильно, с ним нужно заниматься. Чему можно его научить в этом возрасте? Когда малыш бодрствует, кладите чаще его на живот. Он будет укреплять мускулы шеи и спины, сможет более активно рассматривать мир вокруг. Попробуйте стимулировать ползанье. Положите игрушку в некотором отдалении от ребенка, пусть пробует дотянуться. Если кроха еще не научилась переворачиваться, помогите овладеть этим навыком. Когда малыш лежит на спине, заложите ему одну ножку на другую и медленно переверните на бок. В том же положении подложите руку ему под спину и покачиваете из стороны в сторону. Уложите ребенка на бок и легонечко подтолкните, чтобы он сам попробовал повернуться. Младенец не должен сразу же повторить то, чему вы пытаетесь его научить. Наберитесь терпения, через несколько дней он сам удивит вас новыми умениями.

Активные игры очень полезны для периода четырех месяцев. Попробуйте поднимать малыша вверх и опускать вниз, кружить. Некоторым детям такое упражнение очень нравится. Гимнастика и зарядка пока пассивная, разгибание и сгибание ручек, разведение ножек «велосипедик». Можно пробовать подтягивать малыша на руках, чтобы он понемногу садился. Но долго в таком положении держать его нельзя. Возьмите кроху под мышки, в вертикальном положении детки активные прыгунки, им нравится пружинить на полусогнутых ножках. Для развития моторики пальцев играйте с карапузом в «тоси-тоси», перебирайте его пальчики, давайте в руки игрушки разной формы, с подвижными деталями. Вечером обязательно делайте расслабляющий массаж, чтобы малыш хорошо засыпал.

У малыша в 4 месяца уже довольно хорошо развито зрение, они различают основные цвета. Потому показывайте им картинки, на которых нарисована фигура, цифра или буква. Играйте с исчезающими предметами, медленно удаляйте игрушку с поля зрения ребенка, потом возвращайте ее на место. Почаще включайте ребенку музыку, читайте книги, детские стихи, перед сном обязательно спойте колыбельную. Очень важны занятия для развития речи. По несколько раз в день «разговаривайте» с малышом». Говорите простые слова, слоги с разными интонациями, повторяйте речевые упражнения несколько раз в день. Необходимо всегда проявлять радость и хвалить крошку, когда у него получится повторять за вами звуки. Если вы чем-то занимаетесь с ребенком, комментируйте все свои действия словами. Тогда развитие речевых навыков пойдет у него намного быстрее.

Правильный режим кормления, развитие и уход за ребенком, очень важны, ведь в первый год малыш может многому научиться. Но единственно правильный рецепт, чему и как стоит учить младенца в раннем возрасте, пока не известен. Намного важнее установить с ним теплый эмоциональный контакт и психологическое взаимопонимание. Чему бы вы не учили кроху, радуйтесь даже его малейшим успехам. Хвалите малыша, он постоянно должен слышать положительные отзывы. Позитивные интонации в голосе поддержат и ободрят его, станут прекрасным стимулом для новых свершений. Постарайтесь, чтобы коляска с малышом всегда была рядом с вами, даже если вы занимаетесь собственными делами. Обязательно снимайте первые месяцы жизни карапуза на видео, чтобы потом он мог сам посмотреть на себя маленького.

Вашему ребенку 4 месяца. Он стал другим не только внешне, но и по поведению. Это уже не тот беспомощный малыш, которого вы принесли из роддома. Он многое умеет и с каждым днем действует все более осмысленно и уверенно. Считается, что в этом возрасте завершается адаптация к окружающим условиям и меняются все системы организма.

Общее физиологическое развитие

К этому возрасту кроха набрал еще 750 г, объем груди увеличился на 2,5 см, а головы - на 1 см. Теперь малыши весят 6-7 кг (плюс-минус 1 кг), а норма роста - 60-63 см (плюс-минус 3 см).

В этот период жизни у малышей начинают быстро расти ногти и волосы. Необходимо вовремя состригать отросшие ноготки, так как ребенок еще не умеет управлять ручками и может сильно оцарапать себя.

Увеличивается физическая активность грудничков и уменьшаются периоды дневного сна. Теперь на сон уходит 14-15 часов в сутки, а период бодрствования между сном и кормлением составляет 2 часа.

Большинство младенцев все еще питаются преимущественно грудным молоком, и сегодня все педиатры мира сходятся во мнении, что это лучшая еда для малыша. Но если случилось так, что вы не можете кормить ребенка грудью, то в этом нет ничего страшного. Главное, правильно выбрать смесь и прикорм, обращаясь только к известным маркам.

Умения и навыки

В развитии ребенка на четвертом месяце тоже много нового. Он делает первые попытки переворачиваться со спины на животик. Покажите карапузу яркую игрушку, пусть он заинтересуется ей. Но не давайте ее ему в ручки, а положите рядом. Малыш будет тянуться к игрушке, кряхтеть. Это поможет ему научиться поворачиваться набок, а позже и на живот. К концу четвертого месяца детишки уже могут поднимать верхнюю часть тела в положении «на животике», при этом они уверенно держат голову и поворачивают ее в разные стороны. Малыши могут немного проползать вперед, вытягивая туловище на руках.

4-месячный кроха уже пробует переворачиваться на животик, готовится к сидению и активному ползанию

В этом возрасте ребенок подготавливается к этапу сидения. Он может подтягиваться ручками, хватаясь за пальцы взрослого. Происходит так называемая группировка ребенка: он подтягивается головой и туловищем и свободно удерживается в этом положении.

На четвертом месяце более точными и уверенными становятся движения младенцев. У них развивается координаторная функция «глаз-рука-рот». Все то, что малышу попалось в ручку, он ухватит и потянет в рот. Он также тянет в рот и свои ручки.

В этом возрасте ребенок начинает различать цвета и форму предметов, поэтому рекомендуется давать малышу игрушки разнообразных цветов и форм. Кроме того, у карапуза появляются любимые игрушки и те, с которыми он играет неохотно.

Особенности нервной системы

У четырехмесячного грудничка угасают безусловные рефлексы, а вместо них формируются условные. Например, хватательный рефлекс: раньше малыш сразу хватал предмет, а теперь он на него смотрит, а только потом тянется к нему.

Поисковый рефлекс выражался в тактильных ощущениях, а теперь он тоже зрительный. Например, видя бутылочку, кроха открывает рот. Он готовится к акту сосания.

Психоэмоциональное развитие

Проведите несложный психологический эксперимент: встаньте рядом с малышом, улыбаясь ему. И он улыбнется вам в ответ. Если вы отвернетесь, то кроха попробует обратиться к вам призывными звуками. Если ребенок в 4 месяца не реагирует таким образом, это сигнал - он не проявляет инициативы в общении. Необходимо задуматься над этим. Общение и привязанность - важная характерная особенность психологического развития ребенка в 4 месяца.


В этот период детям очень нужно общение с любимыми мамой и папой. Когда он их видит, то начинает активно двигаться, выражая тем самым свою радость

В этот период у детей проявляется еще одна психоэмоциональная особенность - комплекс оживления. Когда в поле зрения ребенка появляется мама или папа, его ручки и ножки начинают активно двигаться, он может взвизгивать, что-то лепетать и улыбаться.

Малыши четвертого месяца жизни очень настороженно относятся к незнакомым людям. И даже к родственникам, которых они редко видят. Кроха может заплакать, если к нему подойдет посторонний человек. В этом возрасте младенцы еще не способны распознавать образ взрослого, если он немного изменился: стоит маме надеть, например, очки, и кроха не узнает ее. Такая метаморфоза тоже может его испугать.

Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие ребенка. На 4-м месяце жизни малыш не просто видит, он способен следить глазами за движущимся предметом или объектом, который находится не дальше нескольких метров. А если предмет убрать из поля зрения, то карапуз тут же про него забудет и вспомнит, если его снова ему показать. На этой особенности детей данного возраста строятся разные игры.

Малыши на данном этапе развития предпринимают первые попытки «разговаривать». Конечно, «говорят» они пока на своем младенческом языке (гулят, лепечут), но мамочки и папочки уже способны их понимать.

Малыши улыбаются, громко смеются, визжат. В этот момент необходимо поддержать своего кроху в его стремлении общаться, больше говорить с ним, поощрять его речевую активность.

Называйте вслух предметы, комментируйте свои действия (даже если вы просто меняете памперс), пойте ему песенки, читайте потешки, играйте в игры. Можно повторять за младенцем звуки, которые он издает, тем самым обучая его первым азам диалога. Не понимая смысла фраз и слов, крошка будет слушать тональность и эмоциональные краски голоса. Все это стимулирует малыша начать быстрее говорить и читать.

Аспекты питания

Соки: давать или не давать?

Наверняка в вашей семье есть бабушки, которые помнят, как в их молодость детям уже в 2 месяца давали сок. Действительно, так и было. Тому поколению очень хотелось посытнее накормить детей, дать им больше витаминов.


С 4-х месяцев можно начинать прикорм. Как правило, это каша или овощи. Фрукты и соки даются ребенку позже

Сегодня от этой тактики отказались, так как стало ясно, что витаминов в том количестве соков, что предлагается малышам, мало. А кроме того, сок раздражает стенки кишечника ребенка. В результате он не только эти витамины не усваивает, он не усваивает и то, что должен получить с другим питанием. Это подтверждает Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ - документ, подписанный двумя академиками. В нем же говорится, что до 4-х месяцев ребенок должен получать только грудное молоко (или адаптированную молочную смесь), и ничем прикармливать его не нужно .

В целом 4-месячный ребенок должен получать 1 литр еды в сутки.

Прикорм

Каша

В 4 месяца можно начать вводить первый прикорм. Традиционно в нашей стране это каша. Кашу рекомендует и Союз педиатров России. Каша должна быть безглютеновая (рис, кукуруза, гречка). Необходимо выбрать какую-то одну кашу и предложить ее малышу сначала в очень небольшом количестве, постепенно увеличивая порцию. Обычно начинают давать 1 чайную ложку готового продукта и доводят количество до 100 грамм.

Большинство педиатров не рекомендуют варить каши самостоятельно, лучше купить готовые, которые разводятся водой или грудным молочком (смесью). Дело в том, что промышленные каши лучше промолоты и измельчены, они обогащены витаминами и микроэлементами, которые необходимы детям.

Если варить кашу самостоятельно, то нельзя делать это на цельном молоке, которое вводится гораздо позже. Следует измельчить крупу в кофемолке и сварить ее на овощном бульоне. Если потребуется, протереть кашу через сито.

Кашу лучше давать утром - формируем завтрак, но можно и вечером.

Овощное пюре

На один вид прикорма дается около 2-х недель, по прошествии которых можно начинать вводить что-то другое. Например, овощное пюре. На самом деле, прикорм не всегда начинается с каши - можно начать и с овощного пюре, особенно если у ребенка избыточная масса тела, запоры или склонность к диатезу.

Лучшие овощи для первого прикорма - кабачок, цветная капуста, брокколи. Овощной прикорм обычно вводится днем, потому что с его помощью формируется обед. Начинайте давать малышу овощи с 1 чайной ложки и за 2 недели доведите до 100-150 г.

Итак, ближе к 4,5-5 месяцам ваш малыш уже завтракает и ужинает кашей (100 г), обедает овощным пюре (100-150 г). Докорм - смесью или грудным молоком.

Особые указания

  1. Начинайте прикорм только в том случае, если ребенок полностью здоров и пребывает в хорошем настроении, иначе он не сможет положительно воспринять новый для него вкус еды.
  2. Первый прикорм лучше давать утром или в обед, в первой половине дня. У вас должно быть время на то, чтобы понаблюдать за реакциями организма младенца. Сосредоточьте внимание на коже (нет ли сыпи, покраснений), краснота вокруг ануса и на ягодицах тоже говорит об аллергии. Проследите за стулом, следующие реакции должны вас насторожить: учащение стула, слизь, зелень или комочки в кале.


Теперь малыш стал более интерактивным, с ним интересно проводить время, играть. Игры для крохи - это не только развлечение, но и способ развития различных навыков и умений

Игры с малышом в 4 месяца

С детьми этого возраста можно весело проводить время и играть в интересные игры.

Пальчиковые игры

Взрослый складывает пальцы, имитируя утенка, и приговаривает:

Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (весь стишок пропевается 2 раза).

Со временем малыш тоже станет делать этот жест пальчиками.

А теперь прилетела муха - ж-ж-ж-ж (показываем кистями рук, как летит муха). Прогоняем муху:

Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Сидеть спокойно не мешай! (рукой показываем, как мы отмахиваемся от мухи).

Стишок пропевается несколько раз.


Подвесные игрушки помогают развивать мелкую моторику и координацию движений

Игра на раскрытие кулачка и развитие тактильных ощущений

Проведите ладошками карапуза себе по лицу, раскрывая кулачок. Приговаривайте: «Мама хорошая, хорошая».

Игра на координацию движений

Подвесьте на цепочку соску или небольшую игрушку и поболтайте перед малышом. Он будет тянуть ручонки и пытаться схватить предмет. Пусть цепочка немного раскачивается из стороны в сторону, чтобы кроха мог «побороться» перед тем, как схватить ее. Но обязательно сделайте так, чтобы у него получилось заполучить вожделенную игрушку, наградите малыша поцелуем и похвалой: «Умница ты моя!».

Исследуем собственное тело

Детеныша можно занять, надев на него яркие предметы одежды, например, носки. Он обязательно заинтересуется ими и начнет играть с ножками. Понравится ему и игрушка-браслетик на ручку.

Игры со звуками

Игры со звуками - любимая забава деток этого возраста. Ваша задача - издавать разные звуки: вот вы лев, и рычите, теперь вы паровозик, и пыхтите. А сейчас вы кошечка. Мурлычьте. Скоро ребенок запомнит эти звуки и начнет их повторять за вами.

Эти занятия обязательно принесут много удовольствия и радости вашему сорванцу.


Уход за ребенком в 4 месяца несложен: как правило, это купание, подмывание, обработка ушей и глазок, мытье головы. Важно в этот период начать заниматься гимнастикой для младенцев

Уход и гигиена

С 4-месячным ребенком необходимо ежедневно делать гимнастику (при условии, что он весел и здоров).

Положите ребенка на спинку:

  • Ручки вверх-вниз, затем по кругу в одну и другу стороны.
  • Скрестите ручки и разведите в стороны, затем опять скрестите.
  • Поворачивайте кроху на левый, затем на правый бок.
  • Согните и разогните ножки, сделайте ими круговые движения - сначала одной ножкой, потом другой, а в конце - обеими.

Положите на животик:

  • Сгибайте ножки в коленях, затем выпрямляйте их, разводите их в стороны и сводите.

Гимнастика - важная вещь в этом возрасте, но все должно быть в меру. Малыш не должен переутомляться. 5 минут утром - достаточно для 4-месячного карапуза. Во время гимнастики пойте ему веселые песенки, читайте потешки, главное, чтобы он почувствовал ритм. В конце не забудьте похвалить детеныша.

Необходимо следить за чистотой и гигиеной малыша:

  • чистите носик и ушки по мере надобности специальными ватными палочками с ограничителями;
  • купайте младенца каждый день в одно и то же время;
  • мыть голову достаточно 1 раз в неделю;
  • после туалета ребеночка нужно обязательно подмывать;
  • раз в неделю подрезайте ему ноготки.

Когда стоит волноваться

Развитие ребенка в 4 месяца не всегда происходит строго по шаблону и не всегда соответствует какому-то стандарту. Все дети индивидуальны. Однако средние показатели именно такие, какие описаны выше. На них можно опираться, но ни в коем случае не паниковать, если ваши результаты немного отличаются. Волноваться стоит только тогда, когда малыш:

  • не желает общаться и не замечает окружающих людей;
  • не оживляется при виде мамы или папы;
  • не имитирует звуки;
  • не улыбается и не смеется;
  • не заинтересовывается яркими игрушками и картинками.

В этих случаях можно говорить о подозрении на небольшое отставание в развитии, поэтому ребенка стоит показать педиатру.

4 месяца – это так мало. Для взрослого человека. За 16-18 недель невозможно даже в совершенстве овладеть каким-то видом спорта или игрой на музыкальном инструменте. А посмотрите-ка, чего добился ваш малыш! Это не тот кулечек, что вы принесли из роддома, это уже полноценный человечек! Как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы он был умным, здоровым и радовал маму и папу счастливой улыбкой?

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Вашего кроху уже почти перестали беспокоить колики и газы, и у родителей есть небольшая передышка перед новым серьезным испытанием – прорезыванием зубов. Теперь можно направить все свои силы на разностороннее развитие ребенка, при условии, что он здоров и его психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Это точно подтвердит педиатр, но приблизительно оценить эти параметры можно и в домашних условиях, если вы внимательны и наблюдательны.

Угасание рефлексов новорожденности

Теперь у ребенка развиваются приобретенные навыки, а безусловные рефлексы угасают. Это свидетельствует о том, что кроха развивается нормально. Проведите небольшие тесты на определение угасания рефлексов периода новорожденности:

Рефлекс Галанта

Новорожденный изгибает спинку, если указательным пальцем провести вдоль позвоночника малыша сверху вниз, и слева и справа от средней линии позвоночника на расстояние до 1 см. На пятом месяце этот рефлекс должен отсутствовать.

Хватательный рефлекс Робинсона

На смену ему приходит целенаправленное захватывание и удержание предметов.

Рефлекс сжимания пальцев ног

Новорожденный при массаже стоп подгибал пальчики внутрь, сейчас же он должен разводить их веером.

Рефлекс Моро

Когда кроха лежит на спинке, вы хлопаете ладонями по поверхности, где расположен «тестируемый» в стороне на уровне головки. Если раньше младенец резко разводил ручки в стороны, а потом сводил так, словно обнимал сам себя, на пятом месяце жизни этот рефлекс если не угас окончательно, то заметно ослаб.

Рефлекс Бауэра

Должен угаснуть и рефлекс Бауэра: если новорожденный малыш в позе на животе ощущал опору пяточкам (ладонь взрослого, намеренно подталкивающую), то пытался оттолкнуться и отползти. Сохранение этого рефлекса после 5-6 месяцев говорит о патологии развития ЦНС малыша.

Краткая таблица навыков (физические, эмоциональные, слуховые, зрительные, речевые)

Что же должен уметь четырехмесячный малыш: таблица средних показателей нормального развития:

Навыки:
физические
  • Твердо удерживает, находясь в вертикальном положении и лежа на животе голову
  • Переворачивается с живота на бок и на спину
  • Лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на согнутые в локтях руки
  • При попытке придать ему вертикальное положение с опорой ног, переносит на ноги часть веса
  • Удерживает погремушку кончиками пальцев и у основания
эмоциональные
  • Осознанно улыбается
  • Активно реагирует, демонстрируя комплекс оживления при виде знакомых лиц
  • Восторженно смеется
  • Возражает протестующим плачем при попытке взрослого у него отнять игрушку
слуховые
  • Поворачивает голову в сторону звука
  • Различает положительную и отрицательную интонацию голоса (на радостный и приветливый голос – улыбается, на громкий, угрожающий реагирует настороженным взглядом или плачем)
  • Узнает знакомые песенки и приговорки, активно прислушиваясь к ним
зрительные
  • Обращает внимание на маленькие предметы
  • Провожает взглядом предмет, перемещаемый перед его лицом по дуге на расстоянии около 15 см с одной стороны на другую
речевые
  • Произносит некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания, издает фыркающий звук

Детки, опережающие свое физическое развитие, могут демонстрировать еще немало навыков и умений – в таблице отображены усредненные значения.

Рост и вес ребенка 4 месяцев (Россия и ВОЗ)

ВОЗ и отечественная педиатрия несколько расходятся во взглядах на то, каков нормальный рост и вес четырехмесячного ребенка. Различие состоит в диапазоне данных параметров (у ВОЗ нижняя граница ниже, а верхняя выше, чем у России).

Данные параметры являются среднестатическими, и, в первую очередь, зависят от исходных параметров при рождении, от течения беременности и правильности течения родов, а так же от генетической предрасположенности.

Анна, мама пятимесячной Дарины: «Дочка родилась крупной, 4,2 килограмма! В 4 месяца весила 8,5! Доктор нас ругала, корила ожирением! А что же поделать, если все в семье немаленькие: и я, и муж? Вот и ребенок такой же! Никаких прикормов и докормов я Даринке не давала, только грудное молочко, но вес все равно превышает параметры».

Как помочь малышу полноценно развиваться?

Полноценное развитие нужно комплексное: четырехмесячный малыш должен развиваться разносторонне - и физически, и психически. Внося элемент игры в ежедневные занятия с крохой, вы сделаете развитие не только успешным, но и гармоничным.

Развивающие игры и упражнения

Хорошими помощниками для правильного развития станут развивающие игры для детей 4 месяцев. Как правило, специальных и строго обязательных игр не существует, как нет и строго определенного времени в режиме дня, посвященного играм. Вы можете включать элемент игры в гимнастику, массаж, купание, прогулку. Даже перед едой можно немного поиграть с крохой.

Физическое развитие (крупная моторика)

В 4 месяца у малыша уже должна быть довольно развитая крупная моторика. Это не только показатель правильного развития ребенка, но и предпосылки для развития моторики мелкой, и, как следствие, более раннего речевого развития.

К пятому месяцу у ребенка уравновешен тонус сгибателей и разгибателей ног и рук, поэтому необходимы движения для укрепления мышц конечностей. Так кроха будет скорее готов к ползанию и хождению.

Развивающие занятия хорошо проводить, когда малыш сыт (через 20-30 минут после еды) и бодр, тогда они принесут удовольствие и ребенку, и вам. Выполняя упражнения, считайте вслух: у малыша созревает слуховой анализатор и развивается чувство ритма.

«Кругом взмах!»

Это упражнение поможет укрепить суставы и мышцы рук. Исходное положение (ИП): на спинке. Свои большие пальцы вложите в ладошки крохи, чтобы он сжал их в кулачок. Осторожно разведя на счет «раз» ручки в стороны, на счет «два» их плавно поднимите кверху. На счет «три» - вытяните вперед и опустите. Повторяйте 5-7 раз.

«Велосипед»

Добавите это упражнение в ежедневную гимнастику, оно укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренные суставы.
ИП: на спинке. Придерживая малыша за голени, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, совершая плавные круговые движения и следя, чтоб ножки были параллельны друг другу.

«Самолет»

Это упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и тренирует вестибулярный аппарат.
ИП: на животе. Поднимите ребенка, поддерживая под мышками лицом вперед, а пяточками уприте в свою грудь. Полетайте по комнате.

Упражнения для 4-месячного ребенка на фитболе

«Толкалки-качалки»

ИП: лежа на спине. Удерживайте кроху за голени. На счет «раз» согните ножки в коленях, на «два» притяните их к его грудной клетке. «Три» - откатите мяч чуть назад, чтоб ножки разогнулись. Повторить 5-7 раз.

«Ладошками до пола»

ИП: на животе. «Раз» - наклоните фитбол, придерживая малыша за попку и поясницу, чтобы вытянутые ручки коснулись пола. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение осторожно и только если малыш хорошо держит голову и спинку ровно.


Развитие мелкой моторики

Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.

Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!

Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.

В домике у мышек
Жили 5 малышек.
Один любил покушать,
Другой – стишок послушать,
А третий – вдоволь погулять,
А двое маленьких – поспать.

Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:

Гули-гули:
Раз – большой,
Два – смешной,
Три – красивый,
Четыре – счастливый,
Пятый – малыш,
Кыш-кыш-кыш! (сожмите в кулачок).

Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.

«Рыбки-рыбки»

Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:

Рыбки-рыбки, малыши,
Плавничками плюх-плюх!
Хвостиками хлюп-хлюп,
И уплыли в камыши!

Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Ребенку в 4 месяца общение доставляет большое удовольствие. Он не боится чужих людей и с интересом вслушивается в голоса. Ребенку нравится наблюдать за мимикой. Он с удовольствием будет ощупывать ваши нос и щеки, засовывать пальчики в вам в рот, дергать за волосы. Используйте этот интерес для игр!

«Баран-баран»

Пободайтесь с малышом лбами, поговаривая:

Рано-рано
Два барана
Повстречались на лугу.
Встали прямо
Два барана
И друг другу
Ни гу-гу…

На ручки

Учите ребенка заявлять о своих желаниях не только криком. Закапризничал? Прежде чем взять его, протяните к нему руки, поманите, заставляя протянуть ручки к вам:

Ручки-ручки! К нам идите!
Малыша скорей берите!

Уроки этикета

Уроки этикета важны уже сейчас! Учите кроху здороваться и прощаться с людьми. Каждый раз, провожая папу на работу или бабушку домой, подносите малыша к уходящему, производя определенный ритуал-игру прощания. Например, прижимаясь щечкой к щеке уходящего, а потом маша ручкой:

Пока-пока! прощайте!
Почаще забегайте!

Евгений, отец семимесячного Егора: «Я обожаю, когда сын меня встречает. Только вхожу в дверь, а Егорка у жены на руках и тянет ладошку – поздороваться. Я так здоровался с ним с рождения, когда он, наверное, еще не понимал, что я папа, и что означает это рукопожатие».

Развитие зрения

К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!


Как, играя, тренировать зрение?

Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи. Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:

Мячик-мячик, покатись,
Каждым боком покажись!
Ах, какой красивый мяч!
Ну-ка, мама, мячик спрячь!
(можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).

Концентрация внимания

Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика). А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.

Неваляшка

Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.

Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.

Развиваем слух

Всегда говорите с ребенком!

Неважно, что он ничего не понимает в готовке борща или глажке белья: комментируйте свои действия! Только так разовьется слух и речь малыша! Очень полезно, когда говорите, прислонять голову крохи к своей щеке: он будет чувствовать движение мышц и вибрацию при произнесении звуков.

Никакой монотонности!

Слушайте и повторяйте!

Дайте ребенку высказаться, если он гулит, а затем повторите его «речь». Это приучит кроху к диалогу.

Меньше «заек», больше конкретики!

Называйте ребенка по имени, а не одними ласковыми словами вроде «солнышко, зайчонок, рыбка». Так он скорее начнет откликаться на имя и привыкнет к нему.

«Динь-динь»

Приобретите колокольчик! Потрясите им справа от головы ребенка. Когда малыш повернется на звук – переместите влево. Звоните колокольчиком из разных мест в комнате, заставляя малыша искать источник звука.

Включайте музыку

Музыка нужна не только для развития эстетического вкуса и музыкального слуха: она развивает детский слух, благотворно влияет на эмоциональное развитие, вырабатывает чувство ритма. Включайте музыку и пойте сами: это нравится всем малышам.

Развиваем речь

Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!


«Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, - пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. - Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».

«Ба? Или Ма?»

Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.

«Мой голос»

Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!

«Мама-повторюшка»

Мы развиваем речь ребенка, активно подражая его лепету! Ведь если мама говорит, как он, то и он сможет, как мама!

Познавательное развитие ребенка 4 месяца

Познавая мир вокруг и себя, ребенок развивается гармонично.

«Познавательному детскому развитию способствуют разнообразные получаемые впечатления, - рассуждает Туревская Е.И. в «Возрастной психологии». - Взрослые, окружающие малыша, должны удовлетворять эту потребность во впечатлениях и стараться, чтобы окружающая обстановка была не однообразной, интересной. Познавательное развитие детей, пребывающих в однообразной среде, несколько замедляется».

Четырехмесячный кроха интересуется собственным телом. Помогайте ему в этом!

«Где? Вот!»

Игра, помогающая запомнить части тела ребенка.
Спрашивайте: «А где наши ручки? » (ножки, животик, носик и т.д.)
И тут же отвечайте: «Вот! » (называя часть тела)

«Полетели!»

Части тела можно учить при помощи этой игры. Возьмите руки крохи в свои, помашите, приговаривая:

«Полетели, полетели! На головку (на животик, ушки, ножки и т.д.) сели! » (прижать ладошки к называемой части тела).

«Кто же это за стеклом?»

Полезно играть с малышом перед зеркалом. Оставьте все суеверия – развивающие игры с зеркалом познавательны и увлекательны. Показывайте отражение ребенку, сами стойте рожицы, целуйте ребенка, чтобы он видел и целующую малыша зазеркальную маму: так ребенок скорее станет отождествлять свое отражение с собой.

Развивающие игрушки

Погремушки или маракасы

Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца? В первую очередь, погремушки, и чем громче они звучат, тем лучше. Хорошо, если среди них есть и геометрические (шарообразные, овальные, прямоугольные – но без острых углов!), и сюжетные (изображающие животных, людей). Замечательный вариант - детские маракасы. У них удобная ручка, а звучат они очень громко. Малышу очень понравится трясти их обеими ручками в такт музыке. Цвета погремушек должны быть яркими и полезными для развивающегося зрения: зеленые, желтые, голубые, оранжевые.


Сенсорные коврики

В 4 месяца ребенок играет и много времени проводит лежа на животике, изучая все, что попадется под руку. Детские коврики с пришитыми шуршащими, звуковыми элементами и игрушками из разных тканей будут полезны для сенсорного развития крохи.

Как сделать развивающие игрушки самостоятельно?

Развивающие игрушки для детей 4 месяца можно изготовить и самостоятельно.

Сенсорные мешочки

Сшейте мешочки из тканей разной фактуры (шелка, плюша, фетра, хлопка и т.д.), наполните крупами. Такие развивающие игрушки полезны для развития сенсорики и мелкой моторики ребенка.

Разноцветные крышечки

Прикрепите к листу фанерки всевозможных размеров и цветов крышечки от баночек и бутылок. Такая развивающая панелька обязательно приглянется ребенку: предлагайте ее, когда малыш лежит на животе, он будет тянуться ручками к ярким кружочкам. Не используйте токсичный клей! Гораздо надежнее будет крепление небольшими саморезами (это подарит и прочность игрушке).

А вот перед покупкой развивающих мультфильмов задумайтесь: не верьте обещаниям сделать из крохи вундеркинда, вреда детскому зрению будет куда больше!

Распорядок дня, как элемент развития

Приучать кроху к режиму стоит с рождения. Определенные часы для сна, кормления и игр привнесут порядок в организацию дня и ребенка, и мамы.

Прогулки

К четырехмесячному возрасту прогулки становятся длиннее, летом – до 3 часов, зимой – до 2. Малыши еще спят во время прогулки, поэтому, если ребенок не восприимчив к покачиванию коляски и закрывает глазки сразу, как только его оденут – можно просто выставлять коляску на балкон или веранду, а маме заниматься домашними делами.

Питание

Питание малыша должно быть шестиразовым, равные промежутки времени между кормлениями позволяют пище перевариться, а желудку отдохнуть.

Массаж

Массаж лучше проводить дважды в день, в одно и то же время, ребенок будет ждать этой процедуры, особенно, если комплекс включает не просто растирания и поглаживания, а игры и приговорки.

Хорошо, если отход ко сну вечером будет неким ритуалом (действиями, повторяющимися изо дня в день): купание, «сеанс нежности» (поглаживания и поцелуи), колыбельная.

Заключение

Что должен уметь малыш в 4 месяца? Не только держать головку и поворачиваться на животик! Он должен уметь самое главное: радоваться общению с самыми дорогими людьми - мамой и папой! Ребенок в 4 месяца - вполне социальное существо, уделяйте его развитию больше внимания, так крохе будет легче полноценно входить в мир взрослых.
Развивайте, играя! Ведь игра - ведущий вид деятельности ребенка и неотъемлемая составляющая счастливого и беззаботного детства.

Кроме книг по детской психологии, возможно, вам будут интересны следующие:

  • Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка».
  • Евгений Комаровский. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».
  • Ирина Мальцева. «Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет».
  • Масуру Ибука. «После трех уже поздно».
  • Мария Монтесори. «Методика раннего развития».
  • Татьяна Стробыкина. «Игры и упражнения для самых маленьких».

Видео по теме



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: