Слайд 2
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А. Я., Дмитренко З. С.и др. В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ.
Слайд 3
«Навстречу Дню Победы» Белоусова Л.Е. В книге представлены 9 бесед, которые рассказывают об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В пособии представлен весь иллюстративный материал, необходимый для занятий. Иллюстрации выполнены на мелованной бумаге.
Слайд 4
«Наследие» И быль, и сказка Соловьева Елена Викторовна В пособии представлены программа и планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе знакомства с традиционной отечественной культурой. В книгу включены рассказы о жизни выдающихся патриотов, деятелей культуры и защитников Отечества, а также сценарии театральных постановок литературных произведений, имеющих яркую воспитательную направленность.
Слайд 5
«Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре» Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко Пособие раскрывает методику патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций культурного наследия России. Содержит программу работы с детьми и широко апробированные конспекты комплексных занятий, которые соединяют игровой, познавательный, художественно-эстетический и творческий аспекты детской деятельности.
Слайд 6
«Дни воинской славы» Патриотическое воспитание дошкольников (для работы с детьми 5-7 лет) М. Б. Зацепина В пособии представлена методика работы по патриотическому воспитанию дошкольников через организацию и проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества; содержатся сценарии праздников и развлечений, интегрированные блоки и конспекты занятий, литературный материал (былины и сказки, пословицы и поговорки, стихотворения), программа семинара-практикума и т.д.
Слайд 7
«Чудо-богатыри земли Русской» Е. А. Никонова Книга является учебным пособием по реализации Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан РФ. Пособие знакомит детей с наиболее значимыми событиями героической истории Отечества, его героями - от былинных чудо-богатырей до солдат и полководцев Великой Отечественной войны. В книге рассказывается не только о военных событиях, связанных с историей России и современной армией, но и о российской государственной символике, о спорте и олимпийских играх, о здоровом образе жизни. Книга формирует у детей первоначальные представления о героической истории родной страны, воспитывает интерес и уважение к традициям, предкам, защищавшим Отечество от врагов.
Слайд 8
«Государственные символы Российской Федерации». Наглядно-дидактическое пособие. Е. Краснушкина Предлагаемый в пособиях наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.
Слайд 9
«Нравственное воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации В. И. Петрова, Т. Д. Стульник В пособии представлены программа нравственного воспитания детей 2-7 лет и методические рекомендации к ней. Цель пособия - развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств.
Слайд 10
«Мы живем в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Пособие предлагает систему работы с детьми 6-7 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. В нем представлены календарно-тематическое планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, ее прошлом и настоящем. Имеются: авторские дидактические игры, народные приметы о погоде и т.п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.
Слайд 11
«Мы живем в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Пособие предлагает систему работы с детьми 5-6 лет по гражданско-патриотическому воспитанию.
Слайд 12
«Мы живем в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Пособие предлагает систему работы с детьми 4-5 лет по гражданско-патриотическому воспитанию.
Слайд 13
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на занятиях и в нерегламентированное время. Вниманию педагогов предложен тематический план работы в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, примерные сценарии занятий и праздников. В методических рекомендациях освещаются разнообразные формы, методы и приемы деятельности воспитателя, обеспечивающие эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Слайд 14
«Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Любовь Кондрыкинская Пособие имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам "Мой дом - моя семья", "Русская народная культура", "Столица нашей Родины - Москва!", "Земля - наш общий дом", "Защитники Отечества".
Слайд 15
«Детям о Великой Победе!» А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина В пособии представлены занятия-беседы, посвященные Второй Мировой войне и важнейшим событиям Великой Отечественной войны: началу войны, обороне Москвы, решающим сражениям, победе нашей страны над фашисткой Германией, освобождению народов Европы от фашизма. Предлагаемый материал прост по форме, доступен по содержанию и может быть использован при проведении занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников.
Слайд 16
«Дошкольникам о родной стране» Н. Ф. Виноградова В данном пособии представлен один из возможных вариантов организации занятий с дошкольниками по ознакомлению с родной страной. Работа по данному пособию проводится совместно с книгой "Моя страна: Россия". В книге 30 бесед - примеров того, как можно построить эти занятия, сделав их интересными и увлекательными для детей. Наличие примерного сценария каждой беседы, методических рекомендаций, исторических комментариев значительно облегчат работу педагога.
Слайд 17
«Дошкольникам о Москве и родной стране» Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова Пособие содержит сценарии занятий, развлечений, поэтический и фольклорный материал, а также творческие задания для детей, которые позволят познакомить дошкольников со своей родиной и ее столицей.
Слайд 18
«Что может герб нам рассказать...» Л. В. Логинова В пособии представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с государственной символикой России. Нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, творческий подход в изучении темы способствуют совершенствованию педагогического процесса, решению главной задачи патриотического воспитания. Цветные вклейки - игровой материал, позволяющий существенно расширить знания дошкольников о родной стране.
Слайд 19
«Дошкольникам о защитниках Отечества» КондрыкинскаяЛ.А. В пособии даны методические рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы со старшими дошкольниками по теме "Наша армия - защитница отечества". Сборник содержит планирование работы с детьми, конспекты занятий и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьей воспитанников, практический материал, который размещен по разделам: "Богатыри - защитники земли Русской", "Герои 1812 года", "Детям о празднике Победы".
Слайд 20
«Патриотическое воспитание дошкольников». Алешина Н.В. Вниманию читателей предлагается система работы по ознакомлению с окружающим миром детей средней группы детского сада. Пособие выстроено по следующим темам ознакомления: семья, детский сад, родной город, наша Родина, труд взрослых, предметный мир.
Слайд 21
«Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения» Вострухина Т. Н. В пособии представлен опыт работы ДОУ по формированию толерантных отношений между дошкольниками. Показаны формы методической работы с педагогами, ориентированные на воспитание детей в духе толерантности, на формирование у ребенка интереса и любви к своему народу, его традициям, ценностям, а также на понимание и уважение к другим народам, их культуре и обычаям.
Слайд 22
«Мы живем в России» Владимир Степанов Большое чувство делает маленького человека большим. Эта книга о нашей Родине, ее просторах, народах, обычаях, ее истории и героях.
Слайд 23
Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. В пособии представлены материалы по ознакомлению детей средней и старшей группы с родным краем: содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности, программы, конспекты.
Слайд 24
Патриотическое воспитание детей 6-7 лет Комратова Н.Г. В книге представлены материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с родным краем: содержание и технология воспитательно-образовательного процесса, планирование деятельности, программы, конспекты игр и занятий.
Слайд 25
«Мой родной дом» Н. Арапова-Пискарева Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В приложении содержатся извлечения из важнейших государственных и ведомственных документов в области воспитания. Издание адресовано работникам органов управления образованием и педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Слайд 26
« Моя страна» Натарова В.И. Капухина Н.И..А. Циклы объединены темами Русь изначальная, Все мы вышли из природы, . Россия. Золотой век. Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм. В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной.
Слайд 27
«Воспитывая маленького гражданина» Ковалева Е. В пособии представлены модели гражданского воспитания, начиная с дошкольного возраста, в том числе тематические блоки, сценарии, конспекты и сетки занятий с детьми разных возрастных групп. Материал основан на практическом опыте работы в дошкольных учреждениях г. Мурманска и г. Апатиты.
Слайд 28
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Посмотреть все слайды
Зинаида Пьянкова
Девиз : Знай, помни, дорожи историей своего города!
Узнай всё о своём крае, его природе, известных людях, люби то,
что тебя окружает, ведь именно здесь твоя Родина.
Наша группа «Семицветик»-
всем тавдинцам шлёт приветик
Ни на каждой он карте отмечен –
Город тот, что зовется Тавда.
Он лесами, цветами увенчан,
В реках-жилах клокочет вода.
Край красивый, богатый и чудный, -
Чистый воздух дурманит, пьяня.
А прислушаться – слышен натужный
Гул таёжный… Родная земля!
Методическое пособие «Тавдинский навигатор». Для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей. Думаю, что данная тема всегда востребована и актуальна в рамках патриотического воспитания, социально-личностного развития и освоения темы «краеведения». Практическая значимость моего методического пособия в том, что Тавдинский навигатор помогает ребенку по своему желанию выбрать информацию по одной из тем и лучше понять, запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
Пособие «Тавдинский навигатор» проследует по маршрутам: «Улицы нашего города и правила безопасного поведения», «Достопримечательности Тавды» (театр теней). «История моего города» (Символика, почётные люди города и т. д.)», «Тавда – город леса» (времена года, «Животный мир нашего края», «Река Тавда», «Обитатели реки».
Цель пособия: Систематизировать, расширять знания детей о родном городе.
Задачи: Дать детям представление об окружающей действительности в ходе изучения лексических тем, знакомясь с родным городом («Времена года», «Дикие животные», «Деревья», «Рыбы»).
Развивать связную речь, расширять и активизировать словарный запас.
Тавдинский навигатор - это универсальное пособие, результат совместной работы воспитателя, родителей и детей. Это мобильное, яркое, насыщенное, многофункциональное, безопасное, удобное в применении пособие, которое можно использовать во всех видах деятельности.
Пособие является одним из вариантов организации предметно- развивающей среды, настольной, напольной игрой для детей. Развивающие игры просты, реальны и доступны для каждого ребенка. Играть можно как одному ребёнку, так и дружной компанией,
Можно использовать для сюжетно-ролевой игры: «Водители», «Дорога», «Зоопарк», «Магазин», «Рыбная палатка «Ёрш»»,
Для групповых и индивидуальных занятий. Способствует лучшему усвоению лексических тем.
Материал :из которого выполнено пособие разнообразный: ткань, овечья шерсть, ленты, кнопки, крючки, деревья из ламината, витражные краски, «липучки»
Дополнительно к пособию подобраны: Ламинированные картинки дорожных знаков, животных, рыб. картотеки загадок, стихов о дорожных знаках, рыбах, животных, книжки – малышки в виде рыбки. Наборы картинок ко всем блокам.
Мы отправляемся на автобусе с нашим навигатором
Нам с навигатором не скучно
в дороге время коротать
он говорит: «куда нам нужно»
а мы - Тавду лучше узнать
1 блок «Улицы нашего города», «Мой адрес…», «Мой детский сад»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тавды, номер дома, квартиры, телефона, этаж,адрес детского сада, № сада, группу, знать сотрудников детского сада
Улицы нашего города –
Изучать их и любо и дорого
«Собери картинку», «Поставь знак»
Раскрась транспорт
Узнай что и как…
Игры дидактические – умные и практические
В игры эти играть
О Тавде БУДЕМ много знать!
«Транспорт и правила безопасного поведения»
Цель: Закреплять представления детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге. Формировать умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
Картотеки: «Правила дорожного движения», «Правила юного пешехода», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Правила поведения в детском саду», «Правила дружбы», «Пословицы о дружбе».
Загадки, стихи по всем блокам пособия.
Дидактические игры:
* «Где, какие дома»
* «Поставь знак»
* «Какой бывает транспорт»
* «Раскрась транспорт»
* «Собери картинку»
* «Учим знаки светофора»
* «Найди пару»
* «Кому отправим письмо»
* «Кому, что нужно для работы»
* «Хорошо- плохо».
«Транспорт и правила безопасного поведения»
* Картотеки, загадки, стихи, пословицы, правила поведения.
2 блок «Достопримечательности Тавды» (театр теней)
Тавда – это Я! Тавда – это МЫ! Тавда – это лучший город страны!
На площади Победы –памятник Кирову стоит,
Нам надо клумбу украсить – цветы посадить
Театр теней - творческие рассказы детей «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь», «Шутки на полминутки» - говорят животные наших лесов (короткие сценки о животных, птицах)
3 блок «История моего города» – Город мой, любуюсь и горжусь тобой (Символика города, почётные люди города, карта Тавды, области и т. д)
Задачи: Воспитать в детях чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где он живёт. Закрепить знания детей об исторических фактах образования города и его улиц. Способствовать закреплению знания герба, флага (города, области, закрепить знания о том,что нарисовано на гербе и что это обозначает. Расширять кругозор детей.
Обучение правильному употреблению относительных прилагательных (Современный, зелёный, благоустроенный, родной, любимый, чистый, красивый, милый, нарядный, чудесный, дорогой, замечательный и др.).
Историю нашего города- изучаем
Много игр мы узнаем
Составь герб, Найди флаг»,
На карте поставь знак,
Подбери слова, узнай по описанию
по фотографиям городские здания.
Много почётных граждан узнаем,
Гордимся мы ими и уважаем
Любим, знаем, познаём
Всё про город, где живём!
Дидактические игры:
* «Найди герб Тавды» …флаг,
* «Составить герб»- разрезная картинка,
* «Мой город»,
* «Кто подберет больше слов о городе»,
* «Узнай по описанию»,
* «Что лишнее?»,
* «Дом, в котором я живу»,
* «Любимые места микрорайона фанерного»,
* Игра - путешествие во времени «Тавда прежде и теперь»,
* «Знатоки»,
* «Мир профессий».
Картотеки: «Очень интересные, разные профессии», «Почётные граждане Тавды и Тавдинского округа»
4 блок «Тавда – город леса» (времена года)»
Цель: Уточнять и расширять представления детей о лесе, о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Научить любить, беречь и понимать природу.
Береги природу, «Отгадай –ка»,Знатоки
Время года в Тавде НА ДЕРЕВЕ покажи
Чьи семена, когда это бывает-
И дети, и взрослые увлечённо играют (многое знают)
Дидактические игры:
* «Что было бы, если из леса исчезли…»,
* «Береги природу»,
* «Признаки времён года»,
* «Стрелочку поверни, время года в Тавде покажи»,
* «Что происходит в природе?»,
* «Знатоки»,
* «Чьи семена?»,
* «Детки с какой ветки?»,
* «Когда это бывает?»,
* «Какие бывают леса?»,
* «Найди ошибку»,
* «С какого и какой?»,
* «Назови ласково»,
* «Отгадай-ка»,
* «Назови дерево»,
5 блок «Животный мир нашего края»
Цель: Систематизировать знания детей о животных, уметь из классифицировать, закреплять знание детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания, прививать интерес к миру тавдинской природы. Воспитывать интерес к животному миру.
Лось – символ города
Кто, где живёт?
«Раскрась животное», «Чьи уши, глаза и хвост»,
«Назови ласково», «Отгадай – ка»
Кто как передвигается, узнай – ка!
Дидактические игры:
* «Лось- символ города»,
* «Раскрась животное»,
* «Найди картинку»,
* «Четвертый лишний»,
* «Дикие животные»,
* «Животные нашей области».
* «Кто, где живет?»
* «Вопрос-ответ» (чей хвост, глаза, уши,
* «Назови ласково»
* «Кто где живёт»,
* «Отгадай-ка»,
* «У кого кто?»,
* «Знатоки»,
* «Кто как передвигается?»,
* «Кто кем был?»,
* «Сложи животное»
6 блок: «Река Тавда».
Цель: Совершенствовать знания детей о реке Тавда. Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности во время отдыха на реке. Развивать мышление детей. Закрепить виды водного транспорта.
Река Тавда – красивейшие места
Снова играем
В игры о родном крае:
Чистая река, крутые и пологие берега
Что лишнее, на чём плывём,
Раскрась, назови речной водоём
Дидактические игры:
* «На чем плывем»,
* "Назови части предмета",
* «Из чего сделано?»,
* «Чистая река»,
* «Ч то лишнее?»,
* «Раскрась водный транспорт»,
* «Летает, плавает, бегает, растёт»,
* «Ходят капельки по кругу»
Экспериментирование: «Плавает или тонет»,
7 блок: «Обитатели реки Тавда»
Цель: Уточнять представления о животных – обитателях водоёма о их подводной жизни. Закреплять представления детей о внешнем строении рыбы: есть тело, покрыто чешуёй, есть плавники, рот, глаза. Воспитывать интерес к обитателям реки. Развивать любознательность, внимание.
Сколько рыб в реке Тавде
Какая водиться, на какой глубине
Рыбки – цифры, рыбки – прищепки-
Игры – загадки, игры- защепки.
Поймай рыбку и раскрась-
Щука, окунь, ёрш и карась.
Дидактические игры:
* «Кто, где живёт»,
* «Парочки»,
* «Поймай рыбку»,
* «Ловись рыбка и мала, и велика»,
* «Весёлые рыбки- прищепки»,
* «Рыбки»,
* «Рыбки - цифры»,
* «Кто лишний?»,
* «Раскрась рыбку»,
* «Рыболов»- речевая (Согласование числительных с существительными.)
* Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?»(Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных,
* «Четвертый лишний»,
* «Знатоки»,
* «Один – много»
Пальчиковая игра «Рыбка»
Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»
Динамическая пауза «Разбудим рыбку»
Тематический, краеведческий «Тавдинский навигатор» - это не просто пособие - поделка - это заключительный этап совместной, многогранной деятельности, которую все участники проделали в ходе создания пособия.
Данное пособие успешно используется детьми в повседневной жизни.
Санкт – Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
Институт детства.
Центр педагогического детства.
Учебно-методическое пособие:
«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края – Красного Села».
Выполнил:
Воспитатель ГБДОУ ЦРР д/с №48 Красносельского района
Грибакина Татьяна Петровна
Санкт – Петербург 2011 г.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………3
Актуальность темы…………………………………………………………………………………………………..3
Цель проектов. Задачи. Подготовительный этап……………………………………………………4
Предполагаемый результат…………………………………………………………………………………….5
Проект «Мой дом, детский сад – моя маленькая Родина»………………………………….6
Проект «Моя малая Родина – город Красное Село»……………………………………………10
Заключение …………………………………………………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………………………………………………….17
Введение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета.
Считается нормальным уклониться от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ или иметь одного ребёнка. Мы начинаем спокойно относиться к повсеместному открытию сиротских приютов для детей живых родителей…
Социально-экономические инновации вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. У детей искаженные представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Это предполагает формирование у подрастающего поколения и высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Акту а л ьность темы:
Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Осознавая важность дошкольного периода («всё начинается с детства»), решила повысить качество работы по патриотическому воспитанию наших детей. Готовясь к 290-летию г. Красное Село, отметила низкий уровень знаний о прошлом и даже настоящем нашего небольшого города как у детей, так и у взрослых. Этот горький факт вызвал необходимость разработать проекты по знакомству наших воспитанников с их малой Родиной – Красным селом.
Ц ель проектов:
Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного края (Красного Села, Красносельского района).
Задачи проектов :
Воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть истории вокруг себя (в домах, которые окружают детей, в предметах быта, в названиях улиц…).
Приобщать к культуре, традициям красносёлов, петербуржцев.
Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, сопереживание, взаимовыручку, трудолюбие.
Развивать творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
Воспитывать бережное, эмоционально-поэтическое отношение к природе.
Подготовительный этап:
Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях Красного Села, Красносельского района приобрести и изучить литературу.
Сделать подборку фотографий достопримечательных мест.
Подобрать материалы о знаменитых людях, чьи имена связаны с Красным Селом (А.Ф.Можайский, А.Типанов, А.Суворов и др.).
Собрать и систематизировать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери и Родине.
Оснастить предметно-развивающую среду в группе, изготовить атрибуты для игр:
6. Продумать тематику экскурсий, походов.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить свое й семьёй, домом; с удовольствием идти в детский сад.
Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
Место проживания: город, область; знаменитых людей, чьи судьбы связаны с Красным Селом; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;
Должны знать природу Красного Села;
Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Проект «Мой дом, детский сад – моя маленькая Родина».
Актуальность:
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Цель:
Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники: дети, родители, воспитатели (младший и средний возраст).
Основные виды деятельности. | Название. |
Сюжетно – ролевые игры: - «Семья», - «Детский сад», - «День рождения», - «Путешествие». 2. Дидактические игры: – «Помощники в семье», - «Моя комната», - «Как мы живём в детском саду», - «Кто работает в детском саду», - «Найди предметы», - «Кто, где живёт?», - «Опасно – безопасно» 3. Коммуникативные игры: – «Назови ласково», 4. Театрализованные игры: Этюды (дедушка и бабушка – весёлые, грустные, сердитые), Мимические этюды (животные, птицы), Игра-драматизация: С.Маршак «Перчатки», р.н.с. «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», потешки «Кисонька-Мурысонька…», «Красная шапочка». Игровые упражнения. 5. Строительные игры: - «Дом для матрёшки», - «Детский сад», «Магазин» и др. - «Грузовая машина», - «Улица». 6. Подвижные игры: – «Пузырь», – «Колпачок», – «Теремок». 7. Игры с родителями. |
|
Коммуникативная. | Рассматривание семейных фотографий. Рассматривание серии сюжетных картинок семьи. Наблюдение за трудом няни. Наблюдение за привозом продуктов в детский сад. Экскурсии: На кухню. Знакомство с трудом повара. В прачечную. Знакомство с трудом прачки. Составление рассказов на тему: - «С кем я живу», - «Где я отдыхал летом», - «Мой папа, мама, бабушка, дедушка», - «Как мама шила платье, вязала шапочку», - «Как папа делал кормушку, чинил стул», - «Как няня моет посуду…» |
Трудовая. | Мытьё кукольной посуды. Мытьё игрушек (мелкие, резиновые). Организация рабочего места. Уборка после совместной деятельности. Помощь в уходе за растениями. Трудовые поручения в группе и дома. |
Познавательно – исследовательская. | Знакомство с понятием: семья. - «Моя семья», «Петушок и его семья», «Дружная семейка». 2. «Театр – шитьё платья, вязания шапочки» мамами воспитанников. 3. «Театр – изготовление кормушки, ящика для посадки фасоли, починки стульчика» родителями (папами) воспитанников. 4. Целевые прогулки: - «Улица нашего детского сада», - «Дома на нашей улице», - «Растения на участке детского сада», - «Виды транспорта». |
Продуктивная. |
- «Животные: птицы, кошка, лошадка и др.» - «Деревья и цветы» 2. Аппликация: - «Птицы», - «Машины», - «Бусы на ёлку», - «Платочек в подарок маме», - «Деревья в разные сезоны», - «Скотный двор». 3. Рисование: - «Птицы», - «Деревья: высокое дерево, елочка, лес», - «Цветы», - «Декоративное». |
Музыкально –художественная. | Проведение праздников: - «Мамин день», - «Новый год» 2. Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме, о папе. 3. Прослушивание песен о дружбе и др. 4. Развлечения. |
Чтение художественной литературы. | Чтение рассказов о животных (К.Чуковский, К.Ушинский, Л.Толстой, М.Пришвин, Г.Цыферов и др.) Стихи о маме, папе, бабушке и дедушке; стихи о транспорте, о природе. Русский народный фольклор: потешки, колыбельные, русские народные сказки, пословицы. |
Взаимодействие с семьёй. | Создание эмоциональной, благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия. Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребёнка?» Совместная деятельность детей с родителями: - «Театр – показ трудовой деятельности (шитьё, починка, изготовление и др.)» Развлечения: спортивные, музыкальные, театрализованные. 4. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, фотовыставок на темы: семья, детский сад, праздники. |
Проект «Моя малая Родина – город Красное Село».
Актуальность:
Воспитание любви и уважения к родному городу Красное Село является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Цель:
Дать детям представления о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи:
Дать представления детям о родном городе, истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, предприятиях, их вреде и пользе, экологической ситуации в городе.
Познакомить с именами тех, кто прославил город.
Знакомить с боевой славой Красного Села.
Расширить представления детей о флоре и фауне города. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Участники: дети, родители, воспитатели (старший дошкольный возраст).
Основные виды деятельности. | Название. |
Сюжетно – ролевые игры: - «Путешествия», - «Магазин», - «Ферма», - «Пожарная часть», - «Театр», - «Ярмарка», - «Почта» (на знание адреса дома и детского сада). 2. Дидактические игры: - «С какого дерева лист», - «Кто лишний», - «Когда это бывает», - «Кому, что нужно», - «Кто здесь живёт», - «Что сначала, что потом», - «Узнай по описанию», |
Воспитатель МБДОУ № 30 ст. Воздвиженская, Курганинский район, Краснодарский край.
l. Пояснительная записка.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» .
В.А. Сухомлинский.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.
Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Всё начинается с детства» - относится к данной теме. Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.
Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к станице, городу, стране.
Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.
В последнее время нравственно - патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили меня к необходимости исследования темы по нравственно - патриотическому воспитанию детей.
Работая с детьми по проблемам нравственно - патриотического воспитания я сделала вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию. Я поставила перед собой следующие задачи:
- .Продолжать работу по теме «Моя семья» . Формировать у детей интерес к своей родословной.
- Расширить у детей интерес к родной станице, к городу, знать его достопримечательности.
- у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне.
- Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.
- Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские народные игры, пословицы, стихи о родине.
- Расширять знания о различных профессиях, их значимости для общества.
- Привлечь внимание родителей к нравственно - патриотическому воспитанию детей.
С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо создавать предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок по нравственно - патриотическому воспитанию.
Наряду с этим, необходимо вести систематическую работу по знакомству детей с родной страной, проводить целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Каждую образовательную деятельность следует проводить с использованием наглядного материала, посредством чего, дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Но не надо стремиться к тому, чтобы дети запоминали их сразу. Стараться каждое слово повторять с детьми хором, чтобы каждый ребёнок проговорил это новое слово. Это способствует расширению словаря у детей. Часто рассказ из монолога превращается в беседу с детьми, а это способствует более успешному усвоению знаний.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя. Молодые родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний, а некоторые родители осознают, что вообще не владеют этими знаниями.
Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения.
ll. Целью моей разработки является:
- Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;
- Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малой родине;
- Развивать бережное отношение к городу и интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни (достопримечательностям, культуре, природе) ;
- Знакомить детей с элементами народного быта, русскими народными игрушками, расширять знания детей русского фольклора (сказки, потешки, песенки, загадки) ;
- Развитие интереса к русским традициям, промыслам и культуре России;
- Развивать зрительное восприятие, мышление, память, активизировать и расширять словарь.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
При реализации данной методической разработки предполагаю следующий результат:
Заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине, к ее природе, культуре и традициям; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.
Развить интерес к народному творчеству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
lll. Заключительный этап:
Работу по данному вопросу следует расширять и укреплять, необходимо пополнить методическую базу, создать альбомы вместе с родителями для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о родословной.
Как можно активнее вовлекать родителей в работу детского сада по данному вопросу, они могут помочь в сборе материалов по родному краю, воссоздание местных национально – культурных и трудовых традиций.