Православный календарь в сентябре года.

16/09/2017 - 06:19

Сегодня православная церковь вспоминает священномучеников Анфима, епископа Никомидийсткого и других мучеников, которые пострадали за веру во времена гонений на христиан при императорах Диаклитиане и Максимиане. Также сегодня, 16 сентября 2017 года церковь вспоминает игумена Феоктиста. Сегодня - День памяти святому Иоанну Власатого, Ростовского чудотворца. Верующие также вспоминают Домру Доброродную.

Домна жила в то время, когда правили язычники Максимиан и Диоклитиан. Это самый страшный период для христиан. Домна жила во дворце. Однажды она прочитала труды апостолов, прикинулась безумной и сбежала из дворца. Домна поселилась в девичьей обители, затем в пещере. Когда она услышала, что монастырь, в котором она была, разгромлен, она вернулась в город. Она с почестями похоронила вытащенные рыбаками останки мученика Дорофея и других. Её саму казнили за веру чуть позже.

Священномученик Анфим также жил при жестоком императоре Диоклитиане.Преследования христиан стали особенно жестокими после пожара в императорском дворце. Язычники обвинили в поджоге христиан. В одной только Никомидии были сожжено до 20 тысяч молящихся. Верующие не устрашились пыток и приняли мученическую смерть. Среди них Анфима, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и другие.

Игумен Феоктист был сопостником преподобного Евфимия Великого. Вместе с ним постился и молился в пещере в Кутиллийской пустыне.

Блаженный Иоанн Власатый родом из Ростова. Он жил во времена правления Ивана Грозного. У него не было постоянного пристанища. Он жил в смирении и молитве, многих духовно ободряя.При этом, известно, что он был очень образованным и богатым человеком, знал латинский язык. Однако все бросил ради Христа. В Ростове принял на себя подвиг юродства. Скончался в глубокой старости.

Тропарь пророка Самуила, глас 2

Дар многоче́стен дан бысть непло́дней утро́бе/ и принесе́н в же́ртву, я́ко всесожже́ние благоприя́тно, Го́сподеви своему́,/ послужи́в Тому́ в преподо́бии и пра́вде,/ тем тя почита́ем, проро́че Бо́жий Саму́иле,// я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.

Перевод: Дар особо почитаемый был дан неплодной утробе и принесен в , как всесожжение благоприятное, Господу твоему. Ты послужил Ему свято и праведно, потому почитаем тебя, Божий Самуил, как молитвенника о душах наших.

Ин тропарь пророка Самуила, глас 5

От ма́тере умоле́нный, тезоимени́те да́ния Бо́жия,/ от Бо́га зва́ния во младе́нчестве сподо́бися,/ честны́й проро́че Саму́иле,/ до́бре пасы́й непокори́выя лю́ди/ и царе́м яви́выйся устрои́тель,/ и о нас, ве́рно чту́щих тя, моли́ И́стиннаго Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Ты появился по молитвам матери, носящий имя «услышал Бог», ты во младенчестве удостоился призвания Господом, почитаемый пророк Самуил, ты хорошо пас непокорный народ и стал основателем царства (Израильского), и о нас, с верой почитающих тебя, моли Истинного Бога, да спасет души наши.

Ин тропарь пророка Самуила, глас 2

Проро́ка Твоего́ Саму́ила па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Пророка Твоего Самуила память, Господи, празднуя, потому Тебя молим: «Спаси души наши».

Кондак пророка Самуила, глас 8

Я́ко многоче́стный дар, пре́жде зача́тия вдан Бо́гу,/ и из мла́да Тому́, я́ко А́нгел, послужи́л еси́, всеблаже́нне,/ и сподо́бился еси́ предбу́дущая веща́ти./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, проро́че Бо́жий Саму́иле, архиере́ю вели́кий.

Перевод: Как особо почитаемый дар, прежде зачатия ты был посвящен Богу, и с младых лет Ему, как Ангел, послужил ты, всеблаженный и удостоился пророчествовать о будущем. Потому взываем к тебе: «Радуйся, пророк Божий Самуил, великий архиерей».

Ин кондак пророка Самуила, глас 8

Пома́зателю ца́рский,/ па́че же свята́го богови́дца Дави́да,/ вели́кий Саму́иле,/ потщи́ся умоли́ти о нас,/ да пома́жемся Свята́го Ду́ха ма́стию/ и бу́дем стра́нни неприя́зни,// я́коже Дави́д нечи́стому ду́ху Сау́лову.

Перевод: на царство святого Боговидца , великий Самуил, поспеши умолить о нас, чтобы мы были помазаны и были чужды злу, как Давид нечистому духу Саула.

Священномученику Гермогену, епископу Тобольскому

Тропарь священномученику Гермогену, епископу Тобольскому, глас 7

Во святи́телех ди́вен показа́лся еси́,/ ре́вностию по Бо́зе окрыля́ем, священному́чениче Гермогене./ И па́стве Сиби́рстей путево́ждь во страда́ниях явля́яся,/ с Державнствующим у́зы и заключе́ния разделя́я/ и страда́льчески пу́ть сконча́вши,/ на небесе́х мзду́ трудо́в твои́х восприя́л еси́,// моли́ся за наро́д на́ш ко Го́споду.

Перевод: Ты явился удивительным среди святых, окрыляем по Богу, священномученик Гермоген. И Сибирской путеводителем в мученичестве являясь, разделяя узы и заключение с императором и мученически окончив путь, на небесах ты получил награду за свои труды, молись за народ наш ко Господу.

Кондак священномученику Гермогену, епископу Тобольскому, глас 4

По́двиг святи́тельский до́бре свершившаго/ и тече́ние му́ченическое му́жественно сконча́вшаго/ прославля́ем тя́, священному́чениче Гермогене,/ я́ко предста́теля пред Го́сподем// за страну́ Росси́йскую.

Перевод: Подвиг святительский отлично совершившего и мученически жизненный путь мужественно закончившего, прославляем тебя, священномученик Гермоген, как ходатая перед Господом о стране Российской.

«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» () ; отдай всякому свое. Отсюда закон: не одною стороною угождай Богу, а всякою, какою угождать можешь и должен; всякую силу свою и всякий способ свой обращай на служение Богу. Сказав: «отдавай кесарево кесарю» , Господь показал, что такое действование угодно Ему.

Если под кесаревым будешь разуметь все вообще порядки земной жизни, необходимые и существенные, а под Божиими - все порядки Богом учрежденной Церкви, то отсюда выйдет, что все пути жизни нашей переполнены способами ко спасению. Внимай только и успевай всем пользоваться и всюду действовать сообразно с Божиею волею, так, как хочет от тебя Бог , - спасение у тебя под руками. Можешь так устроиться, что, что ни шаг, то дело, угодное Богу, и, следовательно, шаг ко спасению, ибо путь спасения есть шествие путем воли Божией. Ходи в присутствии Божием, внимай, рассуждай и, не жалея себя, приступай тотчас к делу, на какое укажет тебе в ту пору совесть.

Православный календарь на сентябрь богат на важные события. В этом месяце отмечается один великий праздник, два двунадесятых, а также один однодневный пост. Напомним, какие именно праздники отмечаются православными в сентябре и в каких числах.

Великий праздник в православном календаре на сентябрь

Сентябрьский праздник, который относится к числу великих — это Усекновение главы Иоанна Предтечи , которое отмечается 11 сентября .

Понятно, что дата мученической смерти крестителя Иоанна называется праздником достаточно условно. Церковь и верующие скорбят в этот день о гибели одного из наиболее почитаемых святых. Иоанн Предтеча почитается выше всех остальных святых, кроме Богоматери. В память об его гибели 11 сентября — это всегда пусть и короткий однодневный, но очень строгий пост, всего лишь один из трёх однодневных постов в течение всего года.

Согласно библейским сказаниям, приказ об убийстве Иоанна Предтечи отдал царь Ирод Антипа, сын Ирода Великого, погубившего много тысяч вифлеемских младенцев из желания убить будущего Спасителя.

Ирод Антипа на самом деле относился к Иоанну Предтече достаточно благосклонно и с определённым уважением. Невзлюбила Крестителя жена Ирода Иродиада, которая до этого была супругой брата Ирода. Поскольку брат царя был жив, а Иродиада стала женой Ирода, Иоанн Предтеча крайне неодобрительно высказывался об этом в своих проповедях, что и привело к его аресту и заточению. Ирод Антипа, впрочем, не спешил слушаться своей жены и губить Крестителя, а с большим удовольствием общался с узником и брал у него советы.

Иродиада добилась своего во время праздничного пира в честь дня рождения Ирода. На праздник приехала дочь царицы, падчерица Ирода Антипы, которая так хорошо танцевала, что царь, впечатлённый танцем, повелел ей просить в награду всё, что угодно. Дочь посоветовалась с матерью и попросила голову Иоанна. Царь, дабы не отказываться от своего слова, отдал приказ об усекновении главы Крестителя. Приказ был тут же исполнен, и голову принесли на пир на подносе…

Православные двунадесятые непереходящие праздники в сентябре 2017 года

Как и в августе, в сентябре отмечается сразу два двунадесятых праздника, то есть, таких праздника, которые относятся к числу 12 наиболее важных и значимых, отмечающих важнейшие события земного пути Христа и Богоматери. Оба этих сентябрьских праздника — непереходящие, то есть, всегда отмечаются в одни и те же даты, не “путешествуя” по календарю вслед за Пасхой.

Первый из таких праздников в сентябре — Рождество Пресвятой Богородицы , которое отмечается 21 сентября .

Родители Богородицы, Иоаким и Анна, дожили до достаточно преклонного по меркам того времени возраста бездетными. В тогдашнем еврейском обществе бездетные семьи не только были не в почёте, но открыто презирались. Несмотря на то, что Иоаким и Анна были людьми очень смиренными и глубоко верующими, много отдававшими другим людям, в какой-то момент Иоакиму не позволили принести жертву в храме из-за того, что он, потомок царя Давида, не имеет детей и не может продолжить свой род.

Иоаким был так оскорблён, и его печаль из-за отсутствия детей настолько усилилась, что он ушёл в пустыню и дал клятву Богу ничего не есть, пока у него не родится ребёнок. Анна, узнав о поступке мужа, также начала усердно молиться и обещала в молитвах, что, если у неё появится ребёнок, она посвятит его жизнь служению Богу. Во время одной из таких молитв Анне, а также её супругу, находившемуся в пустыне, явились ангелы, которые сообщили, что молитва их услышана, и у них родится дочь. Ангел повелел назвать дочь Марией, и когда у Анны родилась девочка, её назвали именно так, а когда ребёнок подрос, его воспитывали в почитании Бога. Так появилась на свет будущая Богоматерь.

Второй двунадесятый праздник сентября — Воздвижение Креста Господня , оно отмечается 27 сентября . Праздник этот посвящён событию уже IV века нашей эры, когда царь Константин не только прекратил многовековые гонения на христиан, но признал христианскую веру главной. Мать царя, Елена, очень озаботилась тем, чтобы отыскать тот самый крест, на котором был распят Христос. Отправившись в Иерусалим, она провела целое расследование, которое навело её на пещеру, в которой были закопаны три креста, а поверх воздвигнут языческий храм.

Раскопав кресты, Елена и патриарх Макарий, который помогал ей в святом деле, начали выяснять, какой из них — тот самый крест. Они поочерёдно прикладывали кресты к тяжело больному человеку, пока наконец один из них не исцелил его. Тот же крест даже помог воскрешению покойного, что окончательно утвердило Елену и Макария в правильности их находки.

Часть креста была в итоге отправлена царю Константину, а часть осталась в Иерусалиме, где она до сих пор пребывает в Храме Воскресения Христова.

В первом осеннем месяце в церковном календаре русской православной церкви достаточно много значимых событий. Один великий праздник и связанный с ним однодневный пост, а также два двунадесятых праздника, входящих в число 12 наиболее значимых после Пасхи. Узнаем, какие православные праздники отмечаются в сентябре 2017 года, что примечательного содержит церковный календарь на этот месяц.

Календарь православных праздников на сентябрь 2017 года в России

Начнем с того, что в середине сентября церковь отмечает своеобразный новый год — новолетие. По новому стилю это 14 сентября, а по старому, которым живет церковь и поныне — это 1 сентября, то есть, дата старого, допетровского нового года.

Церковное новолетие сохранилось как начало Нового лета от Сотворения мира, хотя в целом церковь и живет по юлианскому календарю, где год начинается от Рождества Христова.

За три дня до этого, 11 сентября, церковь отмечала день усекновения главы Иоанна Предтечи. Библейский пророк, появившийся как предвестник рождения Спасителя, настолько почитается в христианстве, что два из всего лишь пяти великих праздника церкви посвящены ему — день рождения и день трагической мученической гибели.

Также в сентябре два двунадесятых праздника, то есть, два из двенадцати праздничных дней, посвященных наиболее значимым событиям земного пути Христа и Богородицы. Оба сентябрьских праздника непереходящие, то есть, их даты постоянны год от года:

  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы,
  • 27 сентября — Воздвижение креста Господня.

История появления на свет Марии, матери Иисуса Христа, также очень интересна и поучительна. Родители Марии, Иоаким и Анна, дожили до сравнительно преклонного возраста бездетными. При этом они были людьми крайне праведными, многое делали для церкви и других людей. Однажды Иоакима осмеяли за бездетность, причем сделали это не где-то, а в церкви, и не глупые соседи, а лично священник.

Иоаким, которому было и без того тяжело (как потомок царя Давида он знал, что именно в его роду появится Христос, или Спаситель, но даже надежды на то, что это случится именно по линии Иоакима, у него уже почти не оставалось), ушел в пустыню и поклялся не есть, не пить и не возвращаться оттуда, пока у него не появится ребенок.

Иоаким молился в пустыне, а Анна, узнав о поступке мужа, начала неистово молиться дома. Наконец, молитвы были услышаны и обоим супругам одновременно явились ангелы, которые сообщили им о том, что вскоре у тех появится дочь, которую повелели наречь Марией.

Стоит ли говорить о том, что у таких родителей Мария воспитывалась в глубоком почтении к Богу и к церкви.

27 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня. Посвящен он событиям четвертого века, когда был найден тот самый крест, на котором был распят за три века до того Христос. Подлинность креста была подтверждена его чудотворными свойствами.

P.S. Все приведенные даты, разумеется, относятся к григорианскому календарю, которым мы привыкли пользоваться в обычной мирской жизни. Понятно, что в юлианском календаре, по которому продолжает жить церковь, в нашем веке даты смещены на 13 дней.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: