Правила этикета, которые сделают вас лучше. Конспект урока на тему "этикет"

В современном обществе важно иметь хорошие манеры, уметь правильно вести себя в разных жизненных ситуациях. Этикет имеет множество особенностей и является сложной наукой. Главная тонкость – нет четко прописанных норм поведения, все зависит от обстоятельств, времени и места. Правила этикета между мужчиной и девушкой сделают общение более приятным, а хорошие манеры помогут оказать психологическое влияние на партнера.

Что такое правила этикета

Понятие произошло от французского слова «etiquette», что означает совокупность общепринятых правил поведения, знание основ вежливости. Существует несколько основных видов этикета:

  • умение подать себя: формирование гардероба, уход за внешностью, физическая форма, жесты, позы, осанка;
  • речевая форма: умение говорить комплименты, приветствия, благодарности, манера речи;
  • столовый этикет: умение принимать пищу, знание норм сервировки, манеры за столом;
  • поведение в обществе: как вести себя в офисе, магазине, на выставке, в музее, ресторане, театре, суде;
  • деловой этикет: отношения с начальством, коллегами, деловые переговоры.

Правила хорошего тона для мужчин

Если представителю сильного пола дорога репутация в социуме, он всегда будет соблюдать умеренность в одежде. Шорты и футболки уместны на семейном ужине или во время загородного отдыха. Для неформальной обстановки подойдет спортивная или классическая одежда, а для деловых встреч требуется галстук и пиджак. Что касается хороших манер, то воспитанного мужчину не затруднит вежливый кивок в ответ на приветствие даже малознакомого человека. Как следует общаться с женщиной, начальством, родственниками будет рассмотрено ниже.

Современный этикет для женщин

Первое правило для женщины – это тактичность в любых ситуациях. Уроки этикета предполагают вести себя уважительно со всеми, будь то соседка, деловой партнер или уборщик подъезда. Если женщина любить шутить, то следует четко определять, в какой ситуации можно позволить шутку, а с кем нужно быть серьезной. Необходимо соблюдать культуру общения с противоположным полом. С мужчинами незнакомыми и знакомыми не следует флиртовать, заигрывать и строить глазки – это нарушение этикета. Вежливость предполагает простое общение без интриг, сплетен и слухов.

Нормы этикета для детей

Правила поведения в обществе существуют и для детей. От знаний, которые ребенок получит в детстве, будет зависеть дальнейшая успешность, карьера, окружение. Самые простые приемы освоения правил этикета – это чтение сказок, просмотр мультфильмов, использование настольных игр по данной тематике, напевание песен. Основное правило вежливости для ребенка – это уважение ко всем без исключения взрослым, детям, животным. Из этого уже плавно вытекают и все остальные.

Как вести себя в обществе

Основной свод правил этикета для мужчин и женщин:

  1. Не приходить в гости без звонка. Только если вас без предупреждения навестили, можно позволить себе встретить человека в домашней одежде.
  2. Не ставьте сумку на стул или на колени. Объемный рюкзак можно повесить на спинку стула. Барсетка или маленькая сумочка ставится на стол, а если мужчина носит портфель, то его надо оставлять на полу.
  3. При знакомстве называть свое имя первым, если предстоит общение с группой лиц. Подавать следует только правую руку.
  4. В автомобиль пассажиру нужно садиться на заднее сидение. Самым престижным считается место, расположенное за водителем.

В общении с людьми

Типичный день для современного человека включает в себя много ситуаций, при которых проверяется культура поведения и манера держаться: общение в магазинах, в общественном транспорте, знакомство с коллегами, правила речевого этикета на официальных приемах и прочее. Что касается первой встречи с человеком, то впечатление создается от того, насколько собеседник умеет представляться. В повседневном этикете первыми знакомятся младшие по возрасту или мужчины. Чтобы произвести приятное впечатление, следует всегда начинать общение с улыбки.

Как девушка должна вести себя с парнем

Современный этикет для девушек предусматривает знание элементарных правил поведения с противоположным полом. При первой встрече с мужчиной не стоит ему бросаться на шею, будет уместно просто протянуть руку. На свидании нужно вести себя легко и непринужденно, шутить и улыбаться, но не обижаться. Нельзя не рассказывать мужчине о своих недостатках или неудачных опытах отношений на первой встрече. О достоинствах тоже не надо кричать, можно указать о них, но вскользь.

Основы этикета

Правила культурного поведения просты: культура речи, которая имеет стилистическую и грамматическую направленность, ухоженный внешний вид, внимательность по отношению к собеседнику, умение оказать услугу нуждающемуся, выслушать говорящего. Норма знакомства и последующего общения является условной, поэтому носит характер неписаного соглашения о том, что является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен знать и соблюдать правила этикета, понимая их необходимость для общества.

Хорошие манеры

Воспитанного человека сразу выделяют из толпы. Его отличают знание этикета и определенная манера поведения: интонация голоса, употребляемые в речи выражения, походка, мимика, жестикуляция. Это сдержанность, скромность, умение контролировать эмоции, поступки, слова. Чтобы соответствовать понятию светского воспитанного человека, необходимо знать и соблюдать определенные правила, которые считаются обязательными в приличном обществе:

  • здороваясь, женщина первая подает руку мужчине;
  • мужчины приветствуют стоя всех без исключения;
  • при представлении гостя другим людям (при знакомстве) называют его имя, фамилию, отчество (во время делового общения – профессию);
  • в гости не приносят плохого настроения, а если присутствуют негативные эмоции, то от визита следует отказаться;
  • нельзя позволять детям вмешиваться в разговор взрослых, прерывать старших, шептать на ухо;
  • чужим детям в присутствии их родителей замечания не делают;
  • делая подарки людям, следует соблюдать такт, принимая во внимание пол, возраст, профессию.

Умение одеваться

Правила этикета обязывают не только знать правильную манеру приветствия знакомых и незнакомых людей, уметь поддерживать светскую беседу и придерживаться приличий в поведении, но и правильно носить одежду, соответствующую случаю. Ничто так не бросается в глаза, как пестрые вещи. К разряду неуместных для мужчины вещей относятся вышитые рубашки, вульгарные костюмы, слишком яркие галстуки. Деловая одежда должна быть в меру модной. Утром разрешено надевать жакетную, сюртучную или пиджачную пару. Цвет должен соответствовать сезону: летом – светлый, зимой – темный.

Умение со вкусом одеваться – первый признак воспитанности женщины. Энциклопедия этикета содержит круг правил, относящихся к одежде, соблюдение которых отличает настоящую леди. Женская одежда должна соответствовать характеру работы. Имидж, допустимый для дома моделей, будет недопустим в маклерской конторе. Бизнес леди для делового обеда или конференции не подойдет слишком короткая юбка или глубоко декольтированная блузка. Если встреча будет в курортной гостинице или клубе, необходимо взять несколько нарядов, которые будут подходить для разных ситуаций.

Как правильно подать себя

Еще несколько общепринятых норм этикета:

  • ходить надо с прямой осанкой, подтянутым животом и выпрямленными плечами;
  • нормы общения, касающиеся приветствий, включают в себя вежливые слова, но они не всегда корректны, к примеру, «добрый день» не стоит говорить человеку с расстроенным лицом;
  • даже незнакомые мужчины должны помогать дамам входить в помещения, придерживая входную дверь;
  • слово «пожалуйста» должно звучать при любой просьбе;
  • перед тем как попрощаться с собеседником, следует сначала для этого подготовить: « к сожалению, уже поздно», а потом сказать слова благодарности или комплимент (если это женщина).

Правила этикета при общении

Должны соблюдаться правила этикета при общении женщин и мужчин. Представитель мужского пола должен следовать слева от спутницы и первым заходить в ресторан. Если дама приветствует знакомых, кавалер тоже должен с ними поздороваться, даже если люди ему незнакомы. Без одобрения женщины мужчина не имеет права ее касаться. Разрешается только в моменты помощи (посадка в авто, переход через дорогу). Курить в присутствии другого человека, независимо от пола, можно только с разрешения собеседника.

Существуют определенные правила речевого поведения. Так, если вас оскорбили в присутствии других людей, не стоит поддаваться на провокации. Встаньте и покиньте место происшествия. Нельзя спрашивать у собеседника сведения о его материальном благополучии, любовных связях и других личных вещах. Если приглашаете делового партнера на встречу, не нужно забывать о пунктуальности. Особое уважение следует проявлять к людям, которые проявили щедрость или пришли к вам на помощь в трудную минуту – они не обязаны были этого делать.

Разговорный этикет

Правила учтивости существуют при любом разговоре. Речевое поведение подразделяется на письменную и устную форму, при этом первая имеет более строгие правила. Выделяют несколько видов разговоров: деловой, официальный, неформальный. Устная форма имеет более простые правила, к примеру, вместо речевого приветствия можно обойтись кивком головы. Умение вести вежливую речь – это говорить собеседнику только те вещи, которые сам хотел бы услышать. Базовые принципы разговора – правильность, краткость, точность, уместность.

Как общаться с собеседником по телефону

Соблюдение правил сетевого этикета должно быть и во время общения по телефону. В процессе разговора надо внимательно следить за интонацией, поскольку собеседник не видит вашего лица и может неправильно понять смысл сообщения. Не стоит заставлять ждать звонившего человека, максимальное время поднятия трубки достигает шести гудков. Бросаться к телефону тоже не надо – отвечать лучше после третьего гудка. Принято называть собеседника по имени, если он знаком. Если нет, то желательно представиться первым.

Хорошие манеры и деловой этикет

К основным нормам поведения относятся правила делового общения. Но не только речевая составляющая важна при контакте с партнерами, язык тела тоже играет немаловажную роль. Например, разговаривая, не надо расставлять ноги широко, держать руки в карманах или горбиться. Не приветствуется и излишняя жестикуляция – чтобы не смущать собеседника жесты должны быть сдержанными. Уделяйте внимание личному пространству человека – дистанция должна быть не меньше размера вытянутой руки.

Правила домашнего этикета

Члены семьи должны особенно быть вежливыми друг с другом. Чтобы сохранить теплые отношения, надо постоянно следить за психологическим климатом, искренне радоваться успехам близких, не переходить на оскорбления во время ссор, использовать для общения слова «извини», «спасибо», «доброе утро» и прочие. Необходимо уважительно относиться к старшему поколению и не читать личные записи своих детей без разрешения.

Как вести себя за столом

Главное правило поведения за столом – нельзя жевать с отрытым ртом. Разговаривать тоже нежелательно, особенно, когда пережевывается пища. Прежде чем положить к себе в тарелку часть из общего блюда, сначала надо предложить его остальным присутствующим. Не стоит подавать собственную тарелку первым, а дать возможность сделать это гостям или старшим членам семьи. При сервировке стола возле каждого блюда кладут общие столовые приборы. Суп необходимо подавать в специальных тарелках от сидящего человека справа.

Этикет в гостях

Принимать друзей и ходить к ним гости – хорошая практика этикетной формы знакомства. Для приема считается лучшим временем – ужин, но приглашать людей надо заранее, чтобы они смогли подкорректировать свои планы. Форма одежды может быть неформальной. Согласно этикету, незнакомому гостю называют всех присутствующих по именам только после его собственного представления. В дружеской компании можно пропустить подачу основного блюда, но при деловом ужине это недопустимо. Важно уметь пользоваться столовыми приборами разного вида, даже если хозяева других национальных традиций.

Видео

Тема урока: «ЭТИКЕТ»

(урок « открытия» новых знаний в технологии деятельностного метода).

Цель : формирование общего представления об этикете, мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

*познакомить обучающихся с понятием «этикет», его значением в жизни человека

* познакомить с некоторыми правилами этикета

*развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные способности

*воспитывать чувства терпимости друг к другу, умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание условий, обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы

Включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения

Развитие этических чувств

Воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Использование различных способов поиска информации

Готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Освоение начальных форм личной рефлексии

Предметные:

Усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.

Ход урока.

    Самоопределение к деятельности . (Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.)

«Поздоровайся локтями»

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1) Фронтальный опрос.

Назовите образцы нравственности в культуре России.

Кто такой труженик?

Кто такой патриот?

Кто такой воин?

Кто такой коллективист?

Почему их относят к образцам нравственности?

2) Работа в группах - разгадывание кроссворда. (Приложение 1)

Фронтальная проверка. Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

3. Постановка учебной задачи. (Дети сами формулируют тему и цель урока)

Сформулируйте тему урока (слайд №2) и цель (слайд №3).

4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Реализуется поставленная цель.

Прочитайте про себя стихотворение про этикет. А теперь вслух (игра «Я начну, а ты продолжи…») (слайд №4)

Ребята. А может вы сами скажете, что такое этикет?

Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения. Как мы это можем сделать? (предположения детей)

1) Работа в группах: найти определение понятию «этикет». (Ответственный из каждой группы выбирает карточку с указанием источника получения информации – «случайный выбор»)

В Интернете

в толковом словаре Ожегова

в энциклопедическом словаре

в тексте учебника (стр.56)

Отчет групп. Вывод:

Что общего в определении понятия «этикет»? Выберем самое точное. Запишем определение в словарь. (Слайд №5).

2) Рассказ учителя, сопровождающийся визуализацией с помощью ИКТ.

Ребята, хотели бы вы узнать историю появления этикета? (слайд №6 - №16)

3) Работа со статьей учебника. Работа в группах - изучение правил этикета. Дети выполняют задания согласно инструкции, предложенной учителем и заполняют таблицу. (Приложение 2)

Отчет групп. Вывод: О каких правилах узнали?

Должны ли люди учиться правилам этикета? Сравним свой вывод с выводом в учебнике на странице 57.

5. Физкультминутка

«Земля, воздух, огонь и вода»

5. Первичное закрепление. (Происходит усвоение учащимися нового способа действия)

Тренинг «Речевой этикет» - работа в группах, проводит учитель. (Приложение 3)

6.Включение в систему знаний и повторение. (Предлагаю детям задание, в котором есть элементы проектирования, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным)

Работа по учебнику на странице 56 – анализ конкретных ситуаций.

Какие правила этикета нарушают дети?

7. Итог урока. Рефлексия деятельности. (Происходит самооценка результатов деятельности)

С каким новым понятием познакомились? Что же такое этикет?

Была ли успешной работа в группах? Над чем еще хотелось бы поработать? Изменились ли ваши пожелания? (Работа на интерактивной доске «Солнышко, тучка») Подтвердились ли ваши ожидания и опасения?

(РЕЗЕРВ: составление синквейна на тему Этикет)

Пожелания учителя: вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

Используемые ресурсы:

    Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

    Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.

    Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.

    http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php

Конспект урока по ОРКСЭ

С использование активных методов обучения

Тема урока: Этикет. Класс: 4 Использованные методы:
    «Поздоровайся локтями» Ожидания и опасения обучающихся Работа в группах Физкультминутка «Земля, воздух, вода» Составление сиквейна

Выполнила: Захарченко М.В.

Ирина Неборская
Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»

п. Тяжинский. Кемеровская область

Цель : Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета : внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.

Упражнять в использовании «вежливых слов» , подборе их в соответствии с ситуаций.

Совершенствовать культуру диалогической речи : выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Развивающие :

Развивать логическое мышление : умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Воспитательные :

Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.

Материал : Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.

Предварительная работа : Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо» . Р. С. Буре «Как поступают друзья» . Беседы по книге Е. Черенковой. «Уроки этикета и вежливости » . Чтение худ. лит-ры : В. Катаев. «Цветик-семицветик» ; В. Осеева. «Волшебное слово» ; С. Маршак «Жадина» . Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы »; Цветик –семицветик».

Ход НОД:

В -ЛЬ : Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Упражнение; «Подари улыбку»

Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите. (в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)

В - ль; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.

В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)

Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?

Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе . Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)

1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости.

Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.

(слайды)

Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»

Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье) .

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе» .

Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Картинка «Встреча двух друзей.»

Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)

Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)

О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .

Утром, подойдя к окну

«Здравствуй» ! - солнышку кричу

И ещё немало раз

За день повторю;

«Добрый день» , иль «В добрый час»

«Вас за всё благодарю» .

Друга встречу - то ему

Крепко руку я пожму.

Книгу даришь кому-либо,

Скажет он тебе «Спасибо»

Ты пожалуйста ответь

Улыбнувшись, прошепчи,

Расставаясь с кем-то, где-то,

«До свиданья» говори.

В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.

2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.

А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра) .

В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.

1. Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.) .

2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю) .

3. Назовите только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею) .

4. Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи) .

В - ль : Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.

3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков» .

Слайды :

ВОПРОСЫ :- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?

Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?

Если съел конфету и у тебя остался фантик?

Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?

Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.

4. В - ль : Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры» . Что такое «Хорошие манеры» ?

Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.

А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.

Игра» Хорошо - плохо»

В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.

1. Привычка очень громко разговаривать.

2. Неряшливость в одежде.

3. Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.

4. Внимательное, вежливое общение с людьми.

5. Приветствовать знакомых, при встрече.

6. Оскорбление окружающих людей.

7. Уступить место пожилому человеку в транспорте.

8. Мальчики дерутся.

Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.

5. В - ль : Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы» .

Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.

Дети : (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).

В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.

А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?

Друзья познаются в беде.

Дружбу помни, а зло забывай.

Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.

Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разобьёшь,

В - ль : О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.

Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.

Ф - ка : Магнит.

В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?

Он притягивает к себе разные железные предметы.

Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.

Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему) .

Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.

Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.

6. Лепесток синий - это лепесток «внешний вид» .

Ребята, а что такое внешний вид?

В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.

Какой должна быть одежда? (чистой, удобной) .

Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен) .

Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.

Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.

Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего :

1. Дорогой. 4. Чистой. 7. Аккуратной.

2. Опрятной. 5. Разорванной.

3. Модной. 6. Новой.

Ребята, так какой должна быть одежда.

(опрятной, чистой, аккуратной)

И тот лепесток вернулся к цветку.

7. Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек» .

Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.

Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.

Мыть руки перед едой.

Чистить зубы перед сном.

Грызть ногти.

Пользоваться носовым платком.

Дразнить и обзывать детей.

Стричь ногти.

После сна умываться.

Расчесываться.

Ковырять в носу.

Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка) .

Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета .

Стихи : 1. Что такое этикет ?

Мы сейчас даём ответ-

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет.

2. Что сказать, когда войти.

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3. Если вежливым стать,

И воспитанным быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным) .

Урок 1.
ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.
Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.
Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

Всегда выполняй эти правила, мой маленький дружок! И сообщи их своим друзьям.
Дружелюбная тетя Свинка.
Урок 2.
ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР.

Слово "честность", "честь" похожи на слово "чистота". Не правда ли, мой маленький дружок?
Честным человеком мы называем такого, который "не запачкал" себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек - тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и прочих-остальных знакомых и даже незнакомых людей.
У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:
- Этот человек сам умеет себя воспитывать.
Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и характер, вот тебе несколько советов:
1. Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и глупые дела свое время.
2. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким.(Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана?)
3. Веди себя деликатно, по доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людми.
4. Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны.

Никогда не обманывай своих друзей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожими!
Честная тетя Свинка.
Урок 3.
ЛЕСНЫЕ УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ.

Пожалуйста, запомни, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек и научи этому своих друзей.
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.

Воспитанная тетя Свинка.
Урок 4.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ.
Локти на стол не клади, только кисти рук.
Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.
Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.
Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.
На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.
Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.

СОВЕТЫ ЕДОКАМ.

Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис,макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.
Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.

Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.

Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.

Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

Смотри также урок 23 "Яйцо на завтрак".

Ну вот, а теперь нам надо с тобой решить
ЗАДАЧУ ДЛЯ ХОЗЯЙКИ.
Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие и мелкие), чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов.
Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно, удобно.

Решение:
1. На поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.

2. Мысленно на расстоянии 1-2 см от края проведи прямую линию, по ней ровно расставь тарелки - каждую против стула. Если стол к обеду, на мелкую тарелку поставь глубокую.

3. Ножи расположи справа от тарелок лезвием к ним, вилки - слева острием вверх. Ложки - суповую, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо.

4. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. Цветы в вазочках украсят праздничный стол.

Рассаживайтесь, гости дорогие!
Любительница перекусить тетя Свинка.
Урок 5.
ВЕЖЛИВЫЕ ИГРЫ.

Правила игры
1. Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем.
2. Не радуйся, когда другие проигрывают.
3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Как и во что играть с друзьями.

1.Вежливые прятки.
Водящий, закрыв глаза, медленно считает до 10. Остальные прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произнесет: "Десять!", каждый спрятавшийся кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово, по желанию:
- Здравствуй!
- Добрый вечер!
- Всего хорошего!
- Спасибо!..
И водящий по голосу должен узнать спрятавшихся и назвать, кто из них где находится. Водит тот, кого узнали первым.

2.Вежливые жмурки.
Считалкой выбирается водящий. Ему завязывают глаза. И он ловит остальных игроков, бегающих в не очень большой комнате.
Тот, кого водящий поймает, становится его помощником. Ему тоже завязывают глаза. Теперь водящих уже двое. Третий, кого они поймают, тоже становится их помощником. И так далее, пока не будут пойманы все игроки. Тот, кого поймают последним, водит в следующий раз.

3.Игра-соревнование-1.
Расстелите на полу в прихожей или корридоре 2-3 газеты, поставьте 2-3 пары обуви (по числу учавствующих в соревновании). Дайте каждому игроку чистую влажную тряпку, обувную щетку обувной крем нужного цвета. Победитель тот, кто почистит обувь быстрее и лучше других.

4.Игра-соревнование-2.
Приготовьте несколько лоскутков ткани и разноцветных пуговиц. Количество их должно соответствовать числу играющих, при этом можно составить "домашнюю команду" - папа, мама, бабушка, дети. Победитель тот, кто быстрее, прочнее и правильнее других пришьет пуговицу.

5.Игра-соревнование-3
Каждый игрок получает нож и 3 картофелины. Кто же лучше и быстрее чистит картошку? Очищенную картошку не забудьте пожарить и угостить всех - победителей и побежденных.
Разыгравшаяся тетя Свинка.
Урок 6.
ПРИНИМАЕМ ГОСТЕЙ.
Если ты хозяин.
Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем, которого следует принять любезно и сердечно.
Если гость зашел больше, чем на несколько минут, ты должен предложить ему снять пальто. Причем ты должен помочь ему повесить пальто на вешалку.
Постарайся,чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место.
Займи гостя беседой, пусть гость сам выбирает тему для разговора.
Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо отвлечься, непременно извинись перед ним.
Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти очень тактичную форму, как дать ему это понять.

Пословицы и поговорки.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.
Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего.
В ногах правды нет.
Гостям дважды радуются: встречая и провожая.
Хозяин весел - гости радостны.
Желанный гость зова не ждет.
Частые пирушки изведут полушки.
Гость часто за шапку берется - не скоро уйдет.
Вслед гостя не употчевать.
Незванный гость хуже татарина.
Гостеприимная тетя Свинка.
Урок 7.
ИДЕМ В ГОСТИ.

Если ты гость

Знай, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому он допустим только в случае крайней необходимости.

Если ты дважды постучал или позвонил в дверь, а тебе не открыли, следует не "ломиться" в дверь, а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.

Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, делать критические замечания.

Не выпытывай, что сколько стоило и где куплено, не снимай с полочек украшения, чтобы рассмотреть их со всех сторон.

Каким должен быть подарок?

Подарок должен иметь определенное назначение. Не дари бабушке ролики, малышу - калькулятор, папе - погремушку, маме - мужской галстук, а дедушке - куклу. Такие подарки нужны, как рыбе зонтик.

Главное, чтобы подарок принес радость. Надо показать, что ты помнишь о человеке, учитываешь его вкус, увлечения. Делая подарок, ты приносишь радость другому, а не хвастаешься перед всеми своей щедростью.

Не опустошай родительский кошелек, лучше придумай что-набудь оригинальное - что-нибудь смастери, нарисуй.

Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями и улыбкой.

А тот, кто получает подарок, должен запомнить, что "дареному коню в зубы не смотрят", то есть всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришелся по вкусу.
Любительница погостить тетя Свинка.

КАК ПРОСЛЫТЬ НЕПРИЯТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.
Посмотри на себя со стороны. Какое ты производишь впечатление? Нет ли у тебя каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих?
Грызешь ли ты ногти? Хлюпаешь ли носом?
Слишком ли громко разговариваешь?
Размахиваешь ли ты руками так, что твои собеседники с трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми?
Раскачиваешься ли ты на стуле?
Используешь ли ты ноготь мизинца в качестве зубочистки?
Чистишь ли ботинки о штанину брюк?
Хлопаешь ли ты дверью?
Если ты делаешь это, значит, у тебя не так уж мало дурных привычек. И можешь не волноваться, люди обязательно скажут тебе вслед: "Какой неприятный человек!".

Приятная во всех отношениях тетя Свинка
Урок 9.
ВОСПИТАННЫЙ ПЕШЕХОД.

1. Переходить улицу следует по подземным переходам или по специальным пешеходным дорожкам.

2. При этом нужно взглянуть на светофор. При желтом или красном свете переходить улицу нельзя.А если горит зеленый свет, посмотри налево… если там нет никакого движущегося транспорта - смело шагай до середины улицы. Там остановись и посмотри направо. Если и на этот раз нет никаких машин, шагай дальше... Но все же будь внимателен - вдруг появится машина, идущая на поворот, или "скорая" c сиреной и мигалкой. Для пешеходов на светофорах есть и свои сигналы: "красный человечек" - ждите, "зеленый человечек" - идите.

3. Когда на дороге нет перехода, ты можешь переходить ее при двух условиях:
- если дорога хорошо просматривается в обе стороны,
- если расстояние между пешеходом и приближающимся автомобилем не меньше расстояния между тремя фонарными столбами. (Пока машина проедет это расстояние, ты успеешь перейти через дорогу.)

4. Стоящий трамвай следует обходить спереди. (Если обходить его сзади, можно попасть под встречный трамвай или другой транспорт.)
Автобус и троллейбус обходи сзади. (Если обходить спереди, из-за них не видно едущих за ними машин.)

5. Нельзя играть на проезжей части дороги и даже на тротуаре. Никаких футболов-волейболов, бадминтонов-теннисов, никаких скейтбордов-роликов и велосипедов! Играй только во дворах, в парках, на бульварах, где не грозит встреча с машинами.

6. Вне населенных пунктов пешеходы должны идти по обочине или краю проезжей части навстречу движению транспорта.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу и в городе, но особенно важно соблюдать это правило, переходя шоссе за городом - ведь здесь машины мчатся гораздо быстрее!

7. При переходе железной дороги будь особенно внимателен!Хотя поезд легче заметить издали, чем автомобиль, но он часто и едет быстрее.А машинисту быстро затормозить, остановить огромный состав почти невозможно.

8. Приближается зима, темнеет рано. Если у тебя еще нет светоотражателя, попроси папу или маму приобрести его и прикрепи к курточке или к школьному рюкзачку.
Тогда, освещенный фарами проезжающей машины, даже в темноте ты будешь хорошо заметен.
Тетя Свинка-милиционер.
Урок 10.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ.

Я думаю, что ты, дружок, конечно, не боишься злых волшебников. Зачем бояться их, когда каждая девочка и каждый мальчик знают, что сказки кончаются по-доброму? А между прочим, волшебники живут не только в сказках!
Каждый человек, который добр, который честно, старательно, с любовью выполняет свою работу, чуть-чуточку волшебник. Честное сказочное!
Разве не волшебство - на пустыре, на голом месте за несколько месяцев построить прекрасный дом?
А вылечить больного человека? Или... Вырастить сад? А придумать и смастерить-собрать грузовик? А испечь сладкий-вкусный торт?
Да-а... На белом свете вокруг нас таких несказочных волшебников не так-то мало!
Тебе, конечно, очень хочется многому научиться у твоих знакомых волшебников. Ведь ты сам пока что не умеешь творить чудес. Впрочем… Тут, кажется, я ошибаюсь. Хотя тебе совсем немного лет, на земле не так уж мало дел и для тебя. Все зависит лишь от твоих желаний и стараний. И я, конечно, верю в то, что ты не будешь лениться и постараешься каждый день совершать хоть одно доброе чудо.

Упражнения для добрых волшебников.

Упражнение 1.
Попроси маму или бабушку дать тебе небольшой таз. Налей в него немного теплой воды. Найди тряпку, которой мама обычно моет пол. Окуни ее в таз с водой. Затем аккуратно выжми ее. И старательно протри влажной тряпкой пол на кухне. При этом тряпку надо несколько раз окунуть в воду и отжать. Не оставляй невымытыми углы и часть пола под столом и стульями. Закончив это дело, пожалуйста, не забудь выжать и повесить сушить тряпку.

Упражнение 2.
Вместе с папой или старшим братом (можно с сестрой или с мамой) насобирайте в лесу сухих и достаточно толстых прутьев. Сделайте из них палочки примерно одинаковой длины. Из этих палочек смастерите изгородь вокруг знакомого вам муравейника - теперь он будет хорошо заметен всем прохожим. И кто-нибудь нечаянно на него не наступит и не разрушит муравейный терем.

Упражнение 3.
Помоги своему младшему брату или сестренке одеться, обуться, погуляй с ним, накорми кашей.

Упражнение 4.
Смастери для птиц и белок кормушки на зиму. И не забудь приносить и насыпать в них корм.
Добрая волшебница тетя Свинка.
Урок 11.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ.

Всегда обращай внимание, какого цвета лед. Если зеленоватый и синеватый - значит, его толщина около 10-12 см. Такой все выдержит. Если же лед матово-бледный, с желтизной, то он очень непрочный. Здесь ходить нельзя, можешь провалиться.
Запомни, что опасно передвигаться по льду во время оттепели или когда его занесут снежные сугробы.
Если перейти речку по льду необходимо, а на нем нет проторенной дорожки, для осторожности лед проверяй - сначала а ударь по нему палкой. Если после удара появилась вода - возвращайся, это место надо обходить.

Если все-таки лед затрещал, провалился под ногами и ты в полынье? Не поддавайся панике, не маши руками. На лед надо выбираться в ту сторону, откуда шел, осторожно выползать, широко расставив руки, не наваливаясь. Не пытайся встать на кромку льда. Откатись подальше от полыньи и только на берегу вставай на ноги. Беги быстрее, чтобы согреться и поскорее попасть в теплое место.
А если ты увидел человека, провалившегося под лед? Кричи громче, зови ни помощь. Подходить к полынье нельзя, только подползать, положив под себя что-нибудь вроде доски или лыж. Ни в коем случае не подавай тонущему руку - вместе окажитесь в воде. Надо протянуть ему доску, лыжную палку, веревку. Можно использовать длинный шарф или верхнюю одежду - куртку или пальто.
Человек, попавший в полынью, замерзает, одежда его намокает и тянет на дно, он быстро теряет силы. Поэтому спасающий должен действовать хоть и осторожно, но смело и решительно.
(По кн. И. Овчинникова "Школа безопасности")

Осторожная тетя Свинка.
Урок 12.
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ.
Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Дружелюбная тетя Свинка
Урок 13.
ПРАЗДНИК КРАСОК.
Попробуйте сами создать-нарисовать праздничный город.
Пусть каждый нарисует дом, башню или дворец. Аккуратно вырежьте эти рисунки и наклейте их на один самый большой лист бумаги…Вот и получится у вас город.
Каждый пусть нарисует дерево или цветок. Вырежьте их и наклейте на тот же самый лист. И в вашем сказочном городе по вашему хотению вырастут деревья и цветы.
Теперь нарисуйте всяких-разных зверей и птиц, вырежьте их и приклейте туда же. Так в вашем сказочном городе появятся жители-обитатели, как в самой настоящей, самой волшебной сказке.
А можно нарисовать большой цветок - например, цветик-семицветик. Раскрасить лепестки, на каждом лепесточке с обратной стороны написать добрые слова и пожелания. А потом подарить маме.
Правда, здорово получилось?

Художница волшебница тетя Свинка.
Урок 14.
ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ.

На всякий случай напомню тебе, что младшие приветствуют старших. Хотя воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это сам, не давай себя опередить.

Если те, с кем ты хочешь поздороваться, далеко от тебя - на другом конце зала, например, - не маши руками и не оглушай всех своими криками. Встретившись взглядом со своими друзьями, приветливо им кивни. Этого будет достаточно.

Шумные и бурные восклицания типа "кого я вижу", "ну наконец-то", "где ты пропадал" приветствиями никак не назовешь.

Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды, приветствуй его всякий раз, но в разной форме - кивком головы, улыбкой, легким взмахом руки, пожеланием приятного аппетита (во время обеденной встречи).
Воспитанная тетя Свинка
КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ ДРУГИХ.

Не всем это легко - представляться. Но общение без знакомства невозможно. Так что стеснение придется преодолеть. А чтобы не оказаться в неловком положении, учти, что младшие представляются старшим и что женщины (не важно, какого они возраста) первыми мужчинам не представляются. Исключение можно сделать лишь в отношении пожилого мужчины.

Называя себя, посмотри собеседнику в глаза и улыбнись. На вопрос "как тебя звать" правильным будет ответ "меня зовут... (не звать).

Если ты пришел в гости позже других и увидел среди приглашенных много незнакомых тебе людей - подойди к хозяевам, поздоровайся с ними. Хозяева сами тебя представят.

Представляя гостей, начни с малышей, затем старших и сверстников. Называй имена спокойно и четко. Не стоит при этом добавлять: "это тот самый", "я вам вчера о ней говорил"... Надеюсь, ты понимаешь, почему?
Тетя Свинка, не нуждающаяся в представле

Урок 16.
КАК ВЕЖЛИВО РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ.
1. Прежде всего ты должен быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше переговорить, а поговорить можно при встрече.
2. Услышав звонок, поспеши взять трубку, а сказав "алло", не забудь ответить на приветствие.
3. Если тебя попросили пригласить к телефону кого-то из домашних, твое любопытство - "кто это?", "а зачем она вам нужна?" - будет бесцеремонно. Все, что считает необходимым, звонящий скажет сам. А вот поинтересоваться, не передать ли что-либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны.
4. Если ты занят, скажи, извинившись, что перезвонишь.Но только не забудь это сделать!
5. Ошиблись номером - ответь вежливо, не сердись, ведь и с тобой такое случалось.
6. Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона. Сказав: "Простите, я ошибся", положи трубку.
7. Начиная разговор, поприветствуй и представься.
8. Ты поступишь правильно, если спросишь, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с тобой поговорить.
9. Телефонный разговор - это в некотором роде непрошенный визит. Может оказаться, что твой звонок для кого-то не первый и не последний. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости.
Тетя Свинка - телефонистка.
Урок 17.
ВЕЖЛИВЫЙ СОБЕСЕДНИК.

Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь, а поэтому помни, что такие выражения, как "с тобой бесполезно разговаривать", "ну как ты не поймешь?", "я еще таких бестолковых не встречал", " тебе этого не понять", "ты, конечно же, не знаешь" вежливый человек не употребляет.

Помни, что и твоему слушателю есть что сказать. Дай и ему возможность вступить в разговор.

Будь внимателен к собеседнику. Умей заметить, что он спешит, до того, как он сам тебе скажет об этом. Вовремя смени тему разговора, если она не интересна или неприятна слушателю.

Не обсуждай поведение, манеру одеваться, причины других людей - прослывешь "сплетником" ("сплетницей").

Не будь болтлив. Долгий разговор утомителен для слушателя.

Не используй в разговоре слов, смысл которых тебе не вполне ясен, а также и тех, значения которых может не знать твой собеседник.

Не жестикулируй (не размахивай руками). Если ты выражаешься точно и ясно, тебя и так поймут без труда.
Приятная собеседница тетя Свинка.
Урок 18.
ВЕЖЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ.

Если к тебе обратились, а ты в это время занят, оставь все свои дела и посмотри на собеседника, вырази свою готовность участвовать в разговоре.

Слушай внимательно и до конца. Не перебивай. Не подсказывай говорящему слова, не заканчивай за него фразы, не делай по ходу беседы замечаний. Учти и то, что человеку надо просто иногда выговориться.

Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируй на речь, которая к тебе не обращена.

В твоем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайся сразу прератить разговор, но сделай это без вызова.

Насмешничают или обзывают других? Переведи разговор на другие темы.

Старайся слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что ты с ним говоришь.
Вежливая слушательница тетя Свинка.
Урок 19.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.

Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на улицу, в культурное учреждение...), туда, где много людей, необходимо соблюдать определенные правила общения.
Нельзя, например, допускать возникновения следующих ситуаций:
- пожилой человек стоит в трамвае, с трудом удерживая равновесие, а рядом спокойно сидят молодые люди, которым и в голову не приходит уступить ему место;
- посетитель ресторана, кафе, слизывает подливу с ножа;
- находясь в обществе, ты, забывшись, ковыряешь спичкой в зубах;
- ты утомляешь своих гостей комментарием к телепрограмме, совсем не заботясь о том, интересно ли им это;
- ты безучастно наблюдаешь за тем, как твоя мама, сгибаясь под тяжестью сумок, возвращается домой.

Поступая таким образом, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно расчитываешь на их уважение к себе. Ошибается тот, кто думает, что правила хорошего тона необходимы только тогда, когда на нем красивая одежда и он пришел в гости или на концерт, а в повседневной жизни они не нужны их можно снять вместе с нарядом и оставить на вешалке до поры, до времени. Быть тактичным, внимательным и приятным в общении следует не только среди посторонних людей, это необходимо в первую очередь дома, в кругу семьи, в школе.
Тетя Свинка.
Урок 20.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.
При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.
Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.
Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.
В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженным в руках и, конечно, не курят.
В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...
Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе "спасибо!", если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.
Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.
Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышанье с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.
Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.
Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике.
К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.
В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как "Будьте добры", "Благодарю Вас" придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.
Тетя Свинка-пассажир
Урок 21.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В МЕТРО.
Спокойно и осторожно входи на эскалатор, стараясь не подталкивать людей, идущих впереди.
Если около тебя оказался пожилой человек или инвалид, постарайся ему помочь при входе на эскалатор или в вагон.
Не беги по эскалатору.
На эскалаторе следует стоять с правой стороны.
Не прислоняйся к поручням эскалатора и к дверям вагонов электричек.
Входя в вестибюль метро и выходя из него, придерживай двери.
Выполняй эти несложные правила, чтобы обеспечить как свою безопасность, так и окружающих людей.
Тетя Свинка-работница метрополитена.
Урок 22.
В МУЗЕЕ И КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ.

Не мешай другим посетителям - не говори громко; не шаркай ногами по полу; закашлявшись, выйди из зала; не загораживай собою экспонаты.
Не навреди самим экспонатам - не касайся их руками, как бы любопытно не было; не прикасайся и к стеклам витрин.

Вернисаж - это торжественное открытие выставки. И хотя атмосфера на нем непринужденная, громкий смех, суета, посторонние разговоры недопустимы.
Если художник - виновник торжества - тебе знаком, непременно подойди и вырази всое впечатление от выставки. Или просто поблагодари и пожелай успехов.
Тетя Свинка-искусствовед
Урок 23.
СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО...

Яйцо, сваренное вкрутую.
Оно обычно подается в холодном виде, уже очищенным и разрезанным пополам или мелко порубленным. Его едят при помощи ножа и вилки. Если же крутое яйцо подано в скорлупе, то есть его можно так, как тебе удобно (особенно если нет дополнительной посуды, куда складывать скорлупки).

Яйца всмятку (как и в мешочек) подают в горячем виде в специальных рюмочках-подставках, находящихся на блюдце. Верхушку яйца надо срезать чайной ложечкой и, подцепив той же ложечкой, переложить на блюдце. Если у тебя это не получилось, ничего страшного: аккуратно сними пальцами неотлетевшие части скорлупки и положи их на блюдце. Теперь чайной ложечкой вычерпывай полужидкое яйцо.

Яичница-глазунья.
Тебе потребуются: вилка, нож и чайная ложечка с заостренным концом. Слева от тарелки находится вилка, справа - нож (ближе к тарелке) и ложечка (снаружи).
1) Кончиком ложки аккуратненько проткни желток сбоку, поближе к белку, чтобы жидкий желток вытек в ложечку.
2) Съев содержимое ложки, вычерпай остатки желтка и тоже съешь.
Если глазунья состояла из нескольких яиц, повтори пп. 1-2.
3) Оставь ложку на дальнем от себя краю тарелки.
4) Белок сложи пополам при помощи ножа и вилки (потому что тонкий слой плохо цепляется на вилку).
5) Отрезай ножом маленькие кусочки белка и отправляй их в рот при помощи вилки.

Яичница-болтунья (яичная кашка).
Как мелкокрошенное блюдо или суфле едят вилкой и тупым ножом.

Толстый белковый омлет (яичное суфле).
Едят вилкой или десертной ложкой.

Омлет.
Едят при помощи вилки и ножа.

А если ты, дружок, сам захочешь приготовить что-либо из этого, то тебе пригодятся советы Поварешкина "Блюда из яиц".

Великий гурман тетя Свинка.
Урок 24.
В ТЕАТРЕ И КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ.
Посещение театра или концерта можно считать выходом в свет. Поэтому советую тебе не просто одеться, а нарядиться и прихватить с собой туфли.
Приходить в театр или на концерт надо пораньше, чтобы было время и привести себя в порядок, и погулять в фойе.
К своему месту проходят лицом к сидящим. Если при этом ты случайно кого-то задел, обязательно извинись.
Во время спектакля не разговаривай даже шепотом и не ищи случайно оброненную вещь - она никуда не денется до перерыва.
На концерте не подпевай исполнителю, если он об этом специально не просит - все же люди пришли послушать не твое пение:-).
На музыкальных концертах не спеши апплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение: пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.
Цветы, принесенные для актеров, заранее освободи от оберточной бумаги (это не относится к красивой специальной упаковке). Кстати, цветы можно передать, например, через администратора - он всегда в зале. Но договариваться об этом надо до начала концерта или в перерыве.

Тетя Свинка
Урок 25.
В КИНОТЕАТРЕ.
Конечно, кинотеатр - это не концертный зал и не театр, но и здесь есть свои правила.
Если головной убор мешает сидящим сзади, его снимают не дожидаясь просьбы об этом. И так поступают не только мальчики, но и девочки.
Если кто-то сделал это ради тебя, обязательно поблагодари.
Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

Любительница кино тетяСвинка

Урок 27.
ЦВЕТЫ В ПОДАРОК.
Если ты знаешь, какие цветы у твоих друзей или родственников любимые, то не радумывай и дари именно их.
Ребенку уместно подарить небольшой букетик (фиалок, незабудок, ромашек, мимоз...), перевязанный яркой ленточкой. Можно подарить тюльпан. Говорят, он раскрывается на смех ребенка.
Маме хорошим подарком будут розы или гвоздики, бабушке - цветы нежных тонов: лилии, хризантемы... Папе и дедушке подари красные гвоздики.
Старшей сестре можно подарить нераспустившиеся розовые или красные розы. Старшему брату хорошим подарком станут темные розы.
По традиции в подарочном букете должно быть нечетное число цветов: 3, 5, 7... Если ты даришь один цветок, обрати внимание: он должен быть не хрупким и не мелким.
Цветы преподносят, заранее освободив их от бумаги. А если цветы в нарядной подарочной обертке, то ее не снимают.
Букет несут по улице и дарят стеблями вниз.
Хороший вариант - комнатный цветок в красивом горшочке. Но лучше заранее узнать вкусы и предпочтения того, кому хочешь сделать подарок.
Подаренные цветы сразу ставять в воду в той комнате, где принимают гостей.
Тетя Свинка-цветовод
Урок 28.
КАК ЕДЯТ ФРУКТЫ.
АНАНАС. Подают нарезанными ломтиками с кожурой. Едят с помощью десертной вилки и ножа, вырезая треугольнички.
АРБУЗ и ДЫНЯ. Подают разрезанными на ломти. Мякоть едят чайной ложкой или с помощью десертной вилки и ножа.
АПЕЛЬСИН. Очень сложно есть за столом.
Первый способ: вымытый апельсин нарезать кружочками; держа кружочек в руке и разорвав кольцо кожуры, выедают мякоть.
Второй способ: полностью очистить апельсин от корки и разделить на дольки, которые можно брать рукой.
БАНАН. Очищают от кожуры, мякоть едят чайной или десертной ложкой либо десертной вилкой.
ВИНОГРАД. Обрывают с грозди, кладут на свою тарелку и едят по одной ягоде.
ВИШНЯ. Подают с черешками, держа за которые, ягоды съедают. При этом косточку выплевывают на десертную ложку, поднося ее близко к губам. Затем кладут косточку на край блюдца.
ГРЕЙПФРУТ. Подают разрезанным поперек. Съедобная средняя часть очищается ножом от кожуры и посыпается сахарной пудрой. Едят десертной ложкой.
ЗЕМЛЯНИКА. Если подают с чашелистиками, то едят, держа за черешок и обмакивая в сахарную пудру.
Если подают ягоду без чашелистиков, то предварительно посыпают сахарной пудрой целиком и едят чайной ложечком.
ЛИМОН. Нарезают ломтиками. Берут специальной маленькой вилочкой и кладут в чашечку с чаем млм кофе. Ложечкой выдавливают сок, остатки лимона вынимают и кладут на край блюдца.
ЯБЛОКИ. Разрезают на 4 части, пользуясь ножом и вилкой. Дольки едят руками.
ГРУША. Разрезают на 4 части, как и яблоко, но едят с помощью вилки и ножа.
МАНДАРИН. Очищают от кожуры и делят на дольки, которые берут руками.
ПЕРСИК и СЛИВА. Разрезают пополам, удаляют с помощью ножа и вилки косточку.
АБРИКОС. Едят или как персики, или как вишни.

Тетя Свинка, обожающая фрукты

31.
ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
стихи Ирины Горюновой

Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел

ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
В ГОСТЯХ
стихи Ирины Горюновой

Сначала ты договорись,
Потом уж в гости соберись.

Одеваемся нарядно,
Чтобы выглядеть парадно.

Ты оделся, расчесался...
Почему ж не умывался?

Не ходите без подарка,
Не должно его быть жалко!

Если вас не пригласили,
Не врывайтесь в гости силой.

Не забудь ботинки снять,
Дома в них нельзя гулять!

Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся.

Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты не был.

Будь воспитанным и скромным,
По местам не шарь укромным.

Бить ногой не надо кошку
И бросать под стол картошку!

Похвали хозяев, дом,
А такж

В современном мире не знать правил этикета - значит плевать против ветра, выставив себя при этом в неудобном положении. К сожалению, многие воспринимают соблюдение определенных норм и правил общения как нечто зазорное, считая это признаком высоколобых эстетов, которые совсем далеки от реальной жизни. Однако эти люди забывают о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ.

На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями. И то и другое касается как мужчин, так и женщин.

  1. Если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите . Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
  2. Никогда не приходите в гости без звонка . Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить».
  3. Не стоит приглашать девушку на свидание через и, уж тем более, общаться так с ней.
  4. Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, вы показываете, насколько важную роль в вашей жизни играет устройство связи и насколько сильно вам неинтересна происходящая рядом надоедливая болтовня. В любую минуту вы готовы оставить бесполезные разговоры и лишний раз проверить ленту в Instagram, ответить на важный звонок или отвлечься, чтобы узнать, какие пятнадцать новых уровней вышли к Angry Birds.
  5. Мужчина никогда не носит женскую сумку . И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
  6. Обувь всегда должна быть чистой.
  7. Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с вам человеком, следует поздороваться и вам.
  8. Многие считают, что можно есть только палочками. Однако это не совсем правильно. В отличие от женщин, мужчинам суши можно есть руками .
  9. Не ведите по телефону пустой болтовни . Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.
  10. Если вас оскорбили, не следует отвечать аналогичной грубостью, и, тем более, повышать голос на оскорбившего вас человека. Не опускайтесь до его уровня. Улыбнитесь и вежливо удалитесь от невоспитанного собеседника.
  11. По улице мужчина должен идти слева от дамы . Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
  12. Водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье .
  13. Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки .
  14. Девять вещей следует держать в тайне : возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье.
  15. Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим . Первым проходит мужчина.
  16. Мужчина входит в ресторан всегда первым , главная причина - по данному признаку метрдотель вправе сделать выводы о том, кто является инициатором прихода в заведение, и кто будет платить. В случае прихода большой компании - входит первым и платит тот, от кого исходило приглашение в ресторан. Но если у входа посетителей встречает швейцар, то мужчина обязан пропустить первой женщину. После чего находит свободные места.
  17. Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания , брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу.
  18. Если вас кто-нибудь невежливо окликает (например: «Эй, ты!» ), не стоит отзываться на этот оклик. Однако не нужно читать нотаций, воспитывать других во время короткой встречи. Лучше преподать урок этикета собственным примером.
  19. Золотое правило при использовании духов - умеренность . Если к вечеру вы ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись.
  20. Воспитанный мужчина никогда не позволит себе не проявить должного уважения к женщине .
  21. В присутствии женщины мужчина курит только с её позволения .
  22. Кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым .
  23. Соблюдайте тайну переписки . Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.
  24. Не стремитесь угнаться за модой . Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем и плохо.
  25. Если после извинения вы прощены, не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок .
  26. Слишком громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать людей - оскорбительно .
  27. Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Мы не можем жить в состоянии хронической войны с родителями - это глупо. Я тщательно слежу за своими манерами. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения.

американский актер Джек Николсон


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: