Повышение уровня самостоятельности у учащихся подросткового возраста на уроках технологии. Вон из дома

"Самостоятельность в подростковом возрасте"

Cамостоятельность, казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это на самом деле такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:

  • ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их,
  • справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях,
  • определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.

Известно, что самостоятельность ребёнок начинает осваивать ещё с раннего детства, и первые его шаги в самостоятельность — это первые, ещё не совсем уверенные движения к яркой игрушке. Но настоящий рывок самостоятельность делает в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Это и понятно, ведь взросление опирается на растущую самостоятельность.

1-й этап. "Нужна ли мне самомстоятельность?", 5-6 класс

Как проявляется?

  • Становится непослушным,
  • сопротивляется проявлению заботы и контроля.

Что делать?

  • терпеливо проявлять внимание, участие,
  • акцентировать внимание на положительных качествах,
  • осуществлять поддержку,
  • повышать уверенность в себе,
  • обсуждать начало взросления.

2-й этап. "Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое", 6-7 класс

Как проявляется?

  • Борется за свою независимость,
  • закрывается в комнате,
  • настаивает на правах, игнорирует обязанности,
  • часто не следит за своей речью, может обидеть.

Что делать?

  • Обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей),
  • сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка,
  • прощать и отделять реальные чувства от слов, осуществлять поддержку,

3-й этап. "Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею", 8-9 класс

Как проявляется?

  • Есть своё мнение, не всегда верное,
  • считает именно своё мнение истинно верным,
  • не считается с мнением родителей, поступает так, как хочет,
  • есть стремление попробовать всё, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.),
  • считает, что он всё может, и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности).

Что делать?

  • Аргументировать запреты,
  • обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия,
  • считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим),
  • не считать свою позицию на 100% правильной,
  • поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе),
  • не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился,
  • в спорах пытаться договориться.

4-й этап. "Проявляю самостоятельность", 9-11 класс

Как проявляется?

  • Прислушиваются к мнению родителей,
  • сами просят советов,
  • понимают свои реальные возможности,
  • пытаются сами договориться,
  • воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания,
  • действуют самостоятельно,
  • переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учёба, работа).

Что делать?

  • Поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действию, ещё большим успехам),
  • предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь,
  • минимизировать контроль,
  • быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям.

Р.S.: Я сторонник того, что каждый подросток уникален в своих проявлениях и самостоятельности тоже, поэтому данные этапы не стоит воспринимать очень конкретно и только так — всё очень индивидуально, но, думаю, полезные рекомендации можно найти.

По данным Eurostat, многие молодые люди, проживающие в странах ЕС, не желают жить отдельно от родителей до 35 лет. При этом девушки, по результатам опроса, становятся самостоятельными гораздо раньше.

Мамочкины хорваты

Хорватия является лидером по количеству несамостоятельных взрослых людей. Так, 78% хорватских мужчин в возрасте от 18 до 34 лет предпочитают жить с родителями и не заводить семьи. Причины такого решения — высокий уровень безработицы и неоправданно низкий минимальный размер оплаты труда, пишет хорватское интернет-издание Time Out. Издание отмечает, что процент несамостоятельных женщин значительно ниже — чуть больше 60%. Как правило, это связано с тем, что возраст женщин при вступлении в брак ниже, чем у мужчин.

По данным переписи населения Хорватии в 2011 году, вместе со своими родителями проживает каждый третий в возрасте от 30 до 35 лет (34,3%), сообщает хорватская газета Jutarnji Vijesti. При этом женщин меньше половины — всего 17%. Стоит отметить, что в 2011 году их число составляло 20%.

Ситуацию в экономике Хорватии можно назвать относительно стабильной. По прогнозам, ВВП страны вырастет в 2016 году на 2%, тогда как в 2017 году рост замедлится до 1,5%. Уровень безработицы на момент опроса (апрель 2015 года) составлял 17,5%.

В сентябре этого года глава Центрального банка Хорватии Борис Вуйчич заявил о необходимости принятия и реализации комплекса структурных реформ для дальнейшего развития экономики, пишет Večernji List. Вуйчич отметил, что реформы должны коснуться не только системы государственного управления, но и образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Однако осуществить их должно новое правительство, резюмирует Total Croatia News.

Президент Хорватской хозяйственной палаты Лука Бурилович надеется, что экономика страны станет более стабильной. «Нужно пытаться улучшить ситуацию с государственным финансированием, сократить дефицит и повысить конкурентоспособность, чтобы добиться более высокого кредитного рейтинга», — добавил Бурилович Total Croatia News.

Сидят дома

Чуть больше самостоятельных граждан в Словакии, однако около 70% населения до сих пор не живут отдельно. Несмотря на то что Словакия не является лидером по числу кидалтов (сокращение от англ. kid — ребенок и англ. adult — взрослый), процент сидящих на шее у родителей все еще большой. Нестабильная экономика, банковский коллапс, который грозил всем банкам страны в 2013-м, и трудности с работой повлияли на настроения молодежи. Уровень безработицы составляет 11,5%.

На третьем месте Италия. Как показывает график, составленный Eurostat, 67% итальянцев в возрасте 18-34 лет проживают вместе с родителями, а количество молодых людей, которые заводят собственные семьи до 35 лет, — менее одной трети.

Причины такого явления не отличаются от других стран — лидеров списка: высокий уровень безработицы (12,4%) и политическая неопределенность мешают итальянцам проявить бóльшую самостоятельность.

Однако Eurostat отметил, что 40,3% опрошенных итальянских мужчин, проживающих с родителями, имели работу на полную ставку. А нежелание покидать родительский дом связано, скорее, с боязнью обзаводиться семьей до 35-40 лет, отмечает итальянское издание The Local.

Замыкают пятерку стран, где дети никак не покинут семейное гнездо, Мальта и Греция: чуть больше 60% женщин и около 70% мужчин на Мальте проживают с родителями, в то время как в Греции менее 60% женщин и около 70% мужчин не готовы к самостоятельной жизни.

Самостоятельные скандинавы

Наиболее самостоятельными, как показывает статистика, оказались жители стран Северной Европы: меньше всего «взрослых детей» проживает в Дании — чуть более 15% женщин и около 25% мужчин.

Следующую строчку в рейтинге занимает Финляндия. Стоит отметить, что финские женщины становятся самостоятельными даже раньше датчанок: количество проживающих с родителями не превышает 13%. Более 25% мужчин в Финляндии не торопятся съезжать из родного дома.

Неудивительно, что третье место досталось соседней стране — Швеции: почти 20% женщин и 27% мужчин в возрасте от 18 до 34 лет живут с родителями.

Замыкают пятерку наиболее самостоятельных европейцев французы и британцы — 30% женщин, 38% мужчин и 29% женщин и 40% мужчин соответственно.

В России взрослеют позже

В России проблема «взрослых детей» тоже присутствует. По данным исследования ВШЭ, россияне тоже не стремятся рано взрослеть:

возраст отделения от родительской семьи передвинулся с 18-20 лет в старших поколениях до 23-25 лет у современной молодежи.

Екатерина Митрофанова, преподаватель института демографии НИУ ВШЭ, связывает это с тем, что молодые люди не стремятся покидать родительский дом до тех пор, пока не получат образование и финансовую самодостаточность.

Из 5451 опрошенного респондента (32% мужчин и 68% женщин) 1930-1986 годов рождения 97% россиян имели опыт отдельного от родителей проживания, а 12% позже вновь вернулись в родительский дом. «Никогда не жили отдельно только около 3% респондентов, — отмечает Митрофанова.

— Если сравнивать возраст отделения от родителей мужчин и женщин, то женщины, как правило, покидают родительский дом раньше мужчин в среднем на один год, эта закономерность сохраняется для всех поколений с 1930 до 1989 года».

Социолог также пишет, что доля отделившихся в возрасте 18 лет выше всего в поколении 1950-1959 годов рождения, а в молодом поколении замечено повышение доли отделившихся к 25 годам. «С одной стороны, можно говорить о том, что современное поколение подходит к вопросу старта самостоятельной жизни достаточно обдуманно. Но в то же время видна тенденция легкомысленного отношения к планированию самостоятельной жизни», — уверена Митрофанова.

"Исполнилось 18 - вон из дома!" Министр государственного управления и инноваций Италии Ренато Брунетта высказал всю мир взбудоражившую идею, он предложил принять закон, который бы обязывал молодых людей старше 18 лет жить самостоятельно. Таким образом министр надеется покончить "с традицией маменькиных сынков" в Италии, подчеркивает корреспондент Интерфакс.

Мы решили выяснить, как проблема взросления решается в России. Когда детей пора отправлять в самостоятельную жизнь? И что мешает нашим детям стать взрослыми?

Провокация от министра

В определенном смысле я могу показаться провокатором, - заявил Ренато Брунетта в интервью британской газете The Independent. - Однако все эти молодые люди думают, что они живут в бесплатной гостинице. В действительности же они платят свою цену. Родители сохраняют возможность контролировать их эмоционально, социально и финансово. И это лишает молодых людей свободы и шанса стать зрелыми.

Сам министр покинул родной дом в 30 лет.

Я также был маменькиным сыночком. Пока мне не исполнилось 30, мама заправляла мою постель. И мне за это стыдно, - признался Ренато Брунетта.

Может быть, нам тоже нужен такой закон?

У нас разные традиции и отношение к семье, - объясняет Лариса Паутова, директор проектов Фонда "Общественное мнение". - В Италии действительно присутствует такое явление, как "маменькины сынки". Дети живут в семье довольно долго, и зачастую холостого сорокалетнего мужчину бывает сложно женить, потому что мама не хочет его отпускать от себя. Я знала одного итальянского профессора, которому было за 40 лет и он по-прежнему жил с мамой, никак не мог жениться. У нас такие холостяки - анекдотический случай, а в Италии - распространенное явление.

Взрослая жизнь Кати Ивановой началась в 17 лет, когда она приехала в Москву из Тамбова и поступила на филфак МГУ.

Ранняя самостоятельность прекрасна тем, что ты сразу учишься ни на кого не рассчитывать и совершать самостоятельные поступки, - говорит Катя, - и это, конечно, плюс раннего взросления. Но с другой стороны, мне ужасно не хватало общения с родителями и какое-то время было бы так здорово жить с ними вместе. Мне кажется, лучший возраст для взрослой жизни - это года 22-23.

Мужу Кати, Артему Иванову, повезло больше. Ему не пришлось уезжать из дома в 17, он считает, что из родительского дома нужно уходить вовремя, если не в 18, то хотя бы в 20.

В нашей стране все способствует взрослению, - уверен Артем. - Ты вынужден принимать самостоятельные решения, иначе не выживешь. Найти хорошую работу, решить квартирный вопрос, ухитриться устроить ребенка в детский сад - все это очень помогает стать взрослым.

Я общался с нашими ровесниками за границей и могу с уверенностью сказать - российские дети взрослеют лет на десять раньше, - рассказывает он. - Они же продолжают быть оболтусами до 40 лет. Для них нормально задуматься о собственной семье в 35. И когда ты говоришь, что у тебя в 24 года уже есть жена, на тебя смотрят как на идиота, который из ясель сразу прыгнул в семейную жизнь. Зачем так рано, недоумевают они.

В России действительно другая ситуация, - подтверждает Лариса Паутова. - Отправить ребенка в 18 лет в самостоятельное плавание мешает только квартирный вопрос. Рынок жилья у нас не такой широкий, как на Западе, квартплата очень высокая, аренда жилья тоже дорогая. Возможно, поэтому 66 процентов молодежи в возрасте от 16 до 26 лет живут с родителями. Для Запада это очень большой процент. И похоже, он имеет тенденции к увеличению. Ценность самостоятельной жизни велика, а возможности реализовать ее сужены.

Правило одной трети

Психолог Ольга Маховская подтверждает, сегодня действительно "увеличилось количество семей, где дети задерживаются и полагаются на поддержку родителей пожизненно".

Если даже они уезжают, то в жилье, которое им "организовали" родители, - говорит она. - И этот инфантилизм касается и мальчиков, и девочек, правда, мальчикам это меньше прощается. То, что мальчиков в 18 лет забирают в армию, является неким обозначением, что в этом возрасте он уже физически и психологически готов к суровой самостоятельной жизни.

По мнению Ольги Маховской, независимость сегодня стала проблемной.

Высокий процент уровня безработицы среди молодых специалистов, образование, которое становится все более дорогим, отсутствие гарантированных возможностей для серьезных продвижений без помощи семьи - конечно, все это удерживает. Родителям не хватает смелости и решимости, чтобы их подтолкнуть из родительского гнезда, а детям - уверенности.

Другая теория, которая мне кажется небезосновательной, это "правило одной трети". Его суть в том, что эмансипироваться нужно, пройдя собственный путь до трети, а поскольку продолжительность жизни увеличивается, эта "треть" тоже увеличивается. То есть современные дети чувствуют в себе готовность жить отдельно лет с 25-27.

Многие современные родители опасаются, что затянувшееся взросление детей "посадит их на родительскую шею".

Владимир Михайлович Домнин, успешный менеджер, тщательно следит за жизнью своих тридцатилетних детей. Но в сложных ситуациях помогать им не торопится.

А вот Мария Десятова, мама четверых детей и заведующая кафедрой романской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, думает по-другому:

Человек должен понимать, что семья - это поддержка. Лично мне родители помогают до сих пор. Не материально, но своим присутствием. У нас в семье есть поговорка - "дети - это на всю жизнь".

Борис Грачевский,

художественный руководитель киножурнала "Ералаш":

Я сам ушел из дома в 23 года, когда у меня родился ребенок. С 15-16 лет уже можно где-нибудь подзаработать. Это будут твои собственные деньги и ты будешь ими правильно распоряжаться. Например, пока моя дочка пользовалась моим мобильником, она могла бесконечно разговаривать с подружками, а как только завела свой собственный, разговоры стали очень короткими: "тын-тын-тын - до свиданья". Мы однажды были в Германии с сыном, он работал на концертах Мадонны, продавал какие-то майки, заработал двести или триста марок. А в 90-м году это было целое состояние. Он пошел и купил самые дорогие кроссовки. Мы с женой с ужасом смотрели, но он сказал: это мои деньги, я хочу потратить их так.

В каком возрасте дети уходят из дома

По данным Фонда "Общественное мнение", большинство 16-17-летних (94 процента) молодых людей проживают совместно с родителями. Около 80 процентов детей в возрасте 18-20 лет все еще не решаются жить самостоятельно. Родительский дом в возрасте 21-23 не покидают 62 процента юношей и девушек.

Самостоятельность - это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность». Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо». Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка - это в первую очередь его "отдельность" и автономность.

Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

Формирование самостоятельности у детей

Пассивность и безынициативность - это главная и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.

Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.

Как приучить ребенка к порядку

Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается. Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет. Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность. Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?

Самостоятельность подростков

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс. Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.

Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность

Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

— Отец Валериан, ответы на вопрос «что такое самостоятельность» лишь на первый взгляд лежат на поверхности, что это такое на Ваш взгляд?

— Само слово «cамо-стоятельность» подсказывает нам, что это умение человека стоять самому, без поддержки матери и отца, или учителей.

Но самостоятельности всегда предшествует школа — воспитание: она не появляется на пустом месте, а базируется на твердых основаниях, зиждется на опыте предшествующих поколений — никуда не денешься! Хотя конечно, ребенку помогают от самого рождения: сначала учат стоять без поддержки, а потом учат тому, чтобы он без подсказки знал, как поступать или как вести себя в жизни.

— Часто приходится слышать, что самостоятельность человека выражается прежде всего в «независимости его суждений от мнений окружающих».

— Это фантазии! Во-первых, мнение, которое человек имеет, взято из его окружения и строго говоря, «объективных» мнений практически не существует: жизнь свидетельствует, что все они в действительности субъективны. Даже в физике в какой-то мере преобладает субъективное мнение: ведь здесь мы имеем дело как правило лишь с моделями, которые удобны для понимания тех или иных явлений. Например, все новые рассуждения о строении атома, на первый взгляд кажущиеся самостоятельными и объективными, у человека базируются на принятой до него модели атома. Это касается рассуждений и о духовной жизни! Во всех отношениях везде существует фундамент, база, история вопроса.

Если попытаться коротко сформулировать, что значит ‘самостоятельность’, то я бы сказал, что это опыт предшествующих поколений в каких-то направлениях деятельности человека, которые он принял, пропустил через себя и сделал его своим достоянием.

— Это касается самостоятельности мышления?

— Да. Например, говорят: «Я сам изучаю», «Я сам размышляю»... — а если подумать, так ли уж сам ты это делаешь? Мысль приходит из духовного мира — от Бога, если к Богу обращаются. Почему Мария Египетская не читая ничего, Священное Писание цитировала? Потому что ей приходили мысли, она их говорила от Бога как есть, тем же Духом Святым, так и пророкам было дано.

Даже периодическая система химических элементов Дмитрию Ивановичу Менделееву приснилась. Правда, пришла эта мысль не поэту Пушкину, а химику Менделееву, который в этой области, безусловно, много трудился, много думал — тут очевидна связь с интересами человека.

Человеку может прийти мысль, как поступить, но это уже другая область — область путей промысла Божия, или любви Божией и воздействия мира невидимого на душу человеческую. Вспомним, пример из истории: к император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий пост, приказал константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв все съестное, продаваемое на рынках. Святой Федор Тирон в ночном видении явился константинопольскому архиепископу и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы. Он велел употреблять в пищу коливо — вареную пшеницу с медом!

— С чего же начинается самостоятельность?

— Очень важно учить ребенка целеустремленности. Она проявляется в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. У православного человека умению собирать внимание, цельности учит молитва. И вообще церковное богослужение отделяет от мира, от развлечений. Кстати сказать, когда я был мальчиком, службы в храме шли в полумраке, — лампадки, свечки, это помогало сосредотачиваться.

— Почему-то у нынешнего поколения детей довольно часто проявляется противоположное качество — инфантилизм: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять, ему ничего не нравится...

— Видите ли, стремление к чему-либо рождается при некотором дефиците — этот дефицит создает тонус! Известно же: «Трудно богатому войти в царствие небесное..." Тут очевидно дело в том, что когда у человека много возможностей, ему трудно взрастить в себе целеустремленность.

Однажды генеральный конструктор стрелкового авиационного оборудования после перенесенного инсульта высказал мне одну интересную мысль: «Для того, чтобы восстановить память и сосредоточенность, нужно на столе иметь только одну вещь». А у нас телевизор, музыка со всех сторон, компьютер, реклама — весь этот шум порождает рассеянность внимания — нет цельности, нет целеустремленности.

Думаю, что и маленьким детям не стоит предлагать много игрушек, много разных занятий — это тоже рассеивает внимание. Необходимо учиться сосредотачиваться. Это касается многих людей.

— Отец Валериан, какова же мера, соотношение послушания и свободы, самостоятельности ребенка? В чём смысл послушания, его цель, в какой области оно применимо?

— Этот вопрос касается не только детей, но и взрослых — скажу это как священник. Иногда люди уклоняются от самостоятельности, потому что самостоятельность влечет за собой ответственность! Чтобы не принимать самостоятельных решений, некоторые любят сваливать ответственность на батюшку. Советоваться можно, но надо понимать, что решение все-таки принимает человек сам. А иные самоуверенно берут на себя ответственность, не задумываясь, что за эти решения придется когда-то отвечать! В духовной области полной самостоятельности быть не может, потому что нас всех Господь держит. Если он оставит — мы пропадем! И в полноте самостоятельно принимать решения мы не можем: всегда просим помощи Божией — иначе напринимаешь решений, что не разберешься потом!

Послушание же есть великая вещь. Оно тренирует силу воли: ты делаешь то, что тебе говорят, преодолевая свое нежелание. Кроме того, множество дел, казалось бы, даже бессмысленных, делающихся из простого послушания часто отвлекают от дурного. Святые отцы говорили: «Когда котел кипит, на него мухи не садятся!»

— Стремление ребенка к самостоятельности довольно часто сопровождается упрямством, эти качества взаимосвязаны?

— Только c внешней стороны упрямство и проявление сильной воли похожи: вроде бы в обоих случаях у ребенка имеется цель, которую он старается достигнуть во что бы то ни стало. Но при волевом поведении ребенок считается с окружающими — он подчиняется установленным правилам и нравственным нормам. В упрямстве же, наоборот, выражается нежелание считаться с другими.

Повторюсь, это совершенно разные вещи, так же как и в случае упрямства и настойчивости. Настойчивость — когда человек, опираясь на какой-то опыт, добивается определенной цели, а упрямство означает сделать так, как он считает, не прислушиваясь к мнениям другого.

В шуточном рассказе Медведь пишет характеристику Ослу: «Упрям, тугодум». Лиса говорит ему: «Миша, что ты делаешь, ведь его же в министерство продвигают, у него же там своя лапа!» — «А что ж я — говорит, напишу, если упрям и тугодум?» Лиса отвечает: «Нужно было такую характеристику дать: настойчив в достижении цели, не принимает опрометчивых решений».

— Наверное, существуют еще какие-то правила воспитания самостоятельности?

— Есть три вещи, которые отнять у человека нельзя. Первая — душа, вторая — ум, и третья — его умение, мастерство. Вот чему надо ребенка учить. Часто желают того, что есть у других, а у него нет. А что можно приобрести, не отнимая у другого? И чего не отнимут у тебя? Мастерства у человека отнять нельзя.

Есть очень назидательная сказка, в которой речь идет о мальчике, который необыкновенно хорошо играл на скрипке, и весь город за ним шел, плача или радуясь. Но стали завидовать ему: он музыкой управляет людьми! И тогда злые силы в образе свиней украли у него волшебную скрипку и попытались на ней играть, а получалось: «хрю-хрю». Не играла скрипка у них, а хрюкала, потому что владельцем инструмента стала свинья. Скрипка заиграла вновь только попав в руки мальчика, то есть когда мастерство вновь соединилось с инструментом. У мальчика отняли инструмент, но не мастерство...

Мастерство можно только дарить, как бы отделяя от себя, давая другому, но ничего не теряя, и даже еще больше — получая у Бога. «Аще добр будешь себе и ближним твоим» — то есть, что доброго делаешь другому, то делаешь себе. При том человек возвышается: становится еще и учителем, возрастает сам. А взаимопонимание учителя и ученика увеличивает добро!

— Этого принципа, кажется, всегда держалась русская школа науки?

— Именно так: ученый на своих семинарах щедро делился своими идеями, по сути — мастерством своим. И чем больше делился с другими своими знаниями и идеями, тем больше Бог подавал ему блестящих идей.

— Может ли самостоятельность быть вредна?

— Пока ребенка не научили практически необходимым вещам, самостоятельности давать нельзя: прежде времени, например, нельзя давать спички — он может устроить пожар и сгореть сам, нельзя давать ему деньги, потому что он не знает им цену и не умеет с ними обращаться. Самостоятельность в выборе жизненного пути тоже опасна до поры!

Главное правило самостоятельности: научиться избирать добро. Самим Спасителем сказано: «Прежде даже разумейте отрочате благое и злое изберет благое». …Собственно в этом заключается первая задача образования и она нравственная: научить избирать благое, нравственное.

Самостоятелен тот, кто, имея понятия о том, что хорошо, что добро, что нужно делать, помнит при этом всегда, что ВСЕ знает только один Бог. Он понимает, что нельзя быть «вельми правым», и не спешит выдавать себя «законченным» специалистом, потому что в противном случае он «конченый» специалист! Словом, считая себя очень самостоятельным, человек сильно заблуждается: самостоятельность в том и заключается, что человек чувствует себя несамостоятельным, и прислушивается к опыту других. «Я сам, я сам» — наивное самоощущение...

— Где же мы, родители, делаем ошибки?

— Баловать детей опасно, а постоянно — просто нельзя!... Одному человеку говорят соседи: «Мы уезжаем, ты бы за нашей собакой походил, только будь осторожен, она лютая, злая!» Через какое-то время возвращаются и видят: собака хвостом виляет, голова опущена. «Как ты смог перевоспитать ее?» — спрашивают. «Так я ее почти не кормил, она стала ценить еду», — отвечает.

— Дорогой батюшка, за вами большой личный опыт воспитания детей. Что Вы можете посоветовать родителям в вопросе воспитания самостоятельности?

— Во-первых, нужно молиться — это главное условие всякого труда: «Без Меня не можеше ничесоже»!

И конечно, приучать ребенка трудиться: сначала убирать игрушки, собирать постельку, мыть посуду и так дальше — это путь к самостоятельности. А то мне иногда говорят: «Батюшка, у меня ребенок самостоятельный!» Ну, что ж, это нормально, а готовить он умеет, посуду моет? — тут обычно самостоятельность заканчивается.

Самостоятельность воспитывают, поручая дела, давая задания — и самое главное, постепенно приучая к ответственности...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: