Полиандрия. Многомужество — это реальность, интересные факты

Многомужие , являясь весьма редкой пережиточной формой брака, в современном мире не встречается практически нигде, хотя в доисторические времена, когда люди жили племенным строем, многомужие было обычным явлением, как и многоженство, ведь все мужчины, как и женщины были общими, а все дети считались общими детьми племени.

Первые, кто практиковал именно многомужие были Алеуты –– жители тихоокеанского побережья Америки, России и Азии. Так же есть данные, подтверждающие, что женщины некоторых групп эскимосов имели нескольких мужей одновременно. Но всё это в прошлом. Сегодня многомужие официально разрешено только в Тибете и на определённых участках полуострова Индостан, на территории которого располагаются три страны: Индия, Пакистан и Бангладеш.

С древних времён и по сей день в Тибете существует три формы брака. Моногамия - брак, который встречается в большинстве стран включая Россию - когда у мужа всего одна жена. Полигамия - когда муж имеет несколько жён одновременно. Такой вид брака распространен в некоторых странах проповедующих ислам или христианство. И полиандрия - брак, при котором одна женщина вправе иметь нескольких мужчин. И многоженство, и многомужие сложились не удовольствия ради, а в силу необходимости. Если мужчина хотел обзавестись несколькими женами, он брал их из разных кланов по политическим и культовым соображениям. А полиандрия, которая встречалась у кочевников и земледельцев Тибета была «братской». Это вид брака, когда несколько братьев имели одну жену.

Женщина, имеющая несколько законных мужей одновременно, была обязана выполнять супружеский долг с каждым из братьев по очереди, в это время, находившийся в брат выставлял на её порог свою , дабы другие братья знали, что в данный момент с женой находится он. Как правило, на ком жениться, выбирал старший брат, а остальные лишь фактически становились мужьями женщины старшего брата. И только старший брат мог с законной супругой, но для этого ему требовалось согласие всех остальных братьев. И если женщина нравилась хотя бы одному, то она оставалась законной женой всех. Впрочем, уйти из семьи и обзавестись собственной женой мог любой из неженатых братьев. Но мало кто на это шел. Ведь при этом мужчина терял все права на имущество, а жена старшего брата переставала быть его женой. Хотя известны случаи, когда старший брат разводился с женщиной, которая потом становилась женой одного из его братьев, который также терял все права на имущество.

Но не только братья на Тибете могли иметь одну жену на всех. Друзья, объявляющие себя братьями-кузенами (спунзла) тоже могли взять одну жену на всех. Что и говорить: удивительная страна Тибет - полная противоположность Ираку и прочим государствам с исламскими религиями, где по религиозным уставам мужчина может иметь нескольких женщин. Кстати, в Тибете, правило, что у женщины может быть несколько мужей регламентировано не религией, а законом.

Ещё одна страна, где любая женщина может почувствовать себя желанной сразу для нескольких мужчин и где разрешено многомужие –– Индия. Но в отличие от Тибета, возможность женщины иметь несколько мужей одновременно здесь регламентируется вероисповеданием –– буддизмом. Помимо этого в Индии в отличие от Тибета женщина может взять в мужья любых мужчин, вне зависимости от того являются ли они братьями, родственниками . Главное условие - желание любить их всех и рожать от каждого детей.

А что же касается остальных уголков нашей огромной планеты? Неужели кроме Индии и Тибета многомужие нигде больше не встречалось? На самом деле многомужие существовало с древних времён - еще во времена царства легендарных Амазонок –– женщин воительниц. Их поселения находились повсюду: в Малой Азии и на ближнем Востоке, на севере Африки и на побережье северного Причерноморья. Согласно записям историков, почти каждая из женщин-воительниц имела несколько мужей, которые выполняли совершенно не работу, а именно занимались хозяйством и заботились о детях, в то время как их жены воевали и добывали еду. Многомужие так же было распространено и в индейском племени «Ирокезов» живших на территории Америки. Сегодня, на территории Канады сохранилось небольшое поселение этих аборигенов. Мужчины в таких племенах были воинами, но вся власть принадлежала женщинам. Даже воина-Вождя избирали женщины. В племени царил и, разумеется, женщины имели возможность жениться на нескольких мужчинах, что вызывает чувство легкой зависти у современных красавиц, которые считают, что один муж, приносящий деньги - хорошо, а несколько - еще лучше.

Татьяна Осипова
Женский журнал JustLady

в каких странах разрешено многомужество?

Вопрос решен и закрыт .

Лучший ответ

Ответы

      0 0

    7 (92215) 34 176 787 5 лет

    Если Вам кровь из носа, но одного мужчины не хватает, то нужно переселяться на ПМЖ в:

    Тибет;
    Непал;
    южную Индию;
    Амазонский водораздел (долину течения реки, где отдельные племена практикуют полиандрию);
    отдельные районы Индонезии.

      0 0

    1 (230) 3 5 лет

    Полига́мия - многобрачие, при котором брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола.
    Легально в Индии и только потому что мужчины не могут себе позволить по собственной жене,
    а вот видео о женщине с тремя мужями в Гималаях (жуть) . Когда говорят а Полигамии подразумевают многоженство, только буддизм допускает многомужство...

    http://video.nationalgeographic.com/video/places/culture-places/beliefs-and-traditions/india_multiplehusbands/

    Поскольку я верная и ревнивая, то одного мужа предостаточно, а моему мужу, одной жены, тобишь, меня, любимой.

    Австралия
    А так вообщем открыто мало где оффициально разрешена, может и ошибаюсь)

    Бельгия, Германия,Дания, Исландия и Гренландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция

    Итак, в хронологическом порядке ниже указаны страны, где союзы между партнерами одного пола являются законными:
    1989 – Дания (а вы думали, Голландия? Они даже не в первой пятерке). Гражданские союзы наделяют однополые пары практически теми же правами, что и брак
    1993 – Норвегия. Гражданские союзы. Начиная с 2009 года – полноценные однополые браки.
    1995 – Швеция. Зарегистрированные партнерства. С 2009 года – полноценные однополые браки
    1996 – Болгария. Однополые союза наделяются экономическими правами в части медицинский услуг, прав наследования, прав погребения и иммиграции. В 2009 году – полноценные браки, за исключением права усыновления и смены фамилии.
    1996 – Исландия. Зарегистрированные гражданские союзы сразу имели все права обычного брака. С 2010 года изменена формулировка – теперь все это – просто брак.
    1998 – Голландия. Зарегистрированные партнерства.
    1999 – Франция.
    2001 – Финляндия. Зарегистрированные партнеры не могут брать фамилии друг друга и не могут усыновлять.
    2001 – Германия. Пожизненные партнерства не рассматриваются в качестве полноценных браков
    2001 – Португалия. Закон о гражданских союзах распространяется на однополые семьи
    2003 – Бельгия. Однополый брак
    2003 – Хорватия. Гражданские союзы между партнерами одного пола наделяются некоторыми, но не всеми правами брака.
    2004 – Люксембург одобрил гражданские союзы
    2004 – Новая Зеландия. Гражданские союзы обладают многими, но не всеми правами обычного брака
    2005 – Испания.
    2005 – Канада. Кстати, это единственная страна, которая регистрирует браки между не-гражданами.
    2005 – Великобритания. Закон о гражданских партнёрствах вступает в силу в отношении Англии, Шотландии, Уэльса и северной Ирландии.
    2005 – Швейцария. Зарегистрированные партнерства наделяются равными правами с браком, кроме права на лечение бесплодия, прав смены имени и усыновления.
    2009 – Ирландия. Однополые гражданские союзы равны браку почти во всем.
    2010 – Аргентина легализует однополые браки.

    Однополые браки официально признаны и регистрируются в следующих государствах и их частях:
    Государства:
    Нидерланды (с 1 апреля 2001)
    Бельгия (с 1 июня 2003)
    Испания (с 3 июля 2005)
    Канада (с 20 июля 2005 на общефедеральном уровне)
    ЮАР (с 1 декабря 2006)
    Норвегия (с 1 января 2009)
    Швеция (с 1 мая 2009)
    Португалия (с 5 июня 2010)
    Исландия (с 27 июня 2010)
    Аргентина (с 22 июля 2010)
    Части государств:
    США: ]Массачусетс (с 17 мая 2004)
    Калифорния (16 июня 2008 - 5 ноября 2008 регистрация однополых браков прекращена)
    Территория индейского племени Кокилл в штате Орегон (с 2008)
    Коннектикут (с 12 ноября 2008)
    Айова (с 27 апреля 2009)
    Вермонт (с 1 сентября 2009)
    Нью-Гэмпшир (с 1 января 2010)
    Округ Колумбия (с 1 марта 2010)
    Мексика
    Мехико (с 4 марта 2010)

    http://sunshine.by/glavnoe/страны-где-разрешены-однополые-браки-20100716/

    Дуэль зародилась как мера выяснения конфликта между равными людьми. Обычно для этого использовались различные виды идентичного холодного оружия: шпаги, рапиры, даги одной длины.
    С ходом времени, дуэли стали проводиться не только на холодном оружии, но и на огнестрельном; то есть дуэль изменила свой вид со смертельного поединка, на поединок с возможным летальным исходом.
    Теперь физическая подготовка к дуэли мало решала по сравнению с опытностью использования самого оружия.
    В наше время классические дуэли (на холодном или огнестрельном оружии) запрещены , однако человечество пытается выяснять конфликты посредством схваток один на один.
    В зависимости от социального статуса конфликтующих, такие сражения разнятся от простой кулачной драки до судебного процесса. Среди молодежи время от времени появляются своеобразные решения конфликтов подобного рода, к таким можно отнести автомобильные гонки (drag race), виртуальные сражения (дуэли в Unreal Tournament, Half Life). Разделенные географическим признаком, они иногда называют "дуэлью" способ решения конфликта посредством обнородования факта личной жизни, например, среди специалистов вошли в общее употребление, решение конфликта путем сравнения средних заработных плат за определенный период. Таким образом, тема сравнения себеподобных для увеличения собственной уверенности в себе, еще не исчерпана.

    За видеорегистратор в машине в Австрии - штраф 10 000 евро) а так вроде и всё, в остальных может быть будут какие-нибудь ограничения на съемку, это уже нужно их законы читать

    если врач выписал рецепт то можно.
    само собой это только медикаментозные препараты содержащие наркотик

    риторический вопрос

    Нет, в советское время в Латвии был очень сильный национализм. Теперь и наполовину такого нет.

Кодекс кодексом, а отдельные попытки разрешить в современной России многоженство все же делались. Инициаторами их были руководители Ингушетии и Чечни. Формально подобные поползновения в сторону средневековья отклонялись. Но фактически многоженство на Северном Кавказе сохранилось. Только скрытно. Очевидцы кавказских обрядов утверждают, что первый брак с женщиной горец заключает в , а остальные - в мечети.

Похожая ситуация и в Средней Азии. Особенно в Туркменистане, власти которого разрешили местным мужчинам иметь более одной супруги. Сразу вспоминается бессмертное «Белое солнце пустыни» и товарищ Сухов вместе с гаремом басмача Абдуллы. Ведь действие этого фильма происходило именно в туркменских песках.

Вопреки Соломону

«Все проходит. И это пройдет». Такая была сделана на кольце, которое, по преданию, носил древнееврейский царь Соломон. Со времен Соломона изменилось действительно многое, кроме, пожалуй, многоженства. Причем одним из его основоположников являлся сам царь, имевший почти 700 жен и три сотни наложниц. Не отличались «однолюбством» и другие небезызвестные библейские и даже исторические персонажи - Авраам, Иаков, Ламех, пророк Мухаммед с его полутора десятком жен.

К слову, именно на Мухаммеда в основном и ссылаются, пусть заочно, современные мусульмане и их сторонники, взявшие моду иметь современные комфортабельные гаремы. Настоящими рекордсменами считается парочка королей из Свазиленда. Но если Собхуза II был мужем сразу 70 африканских , то у его сменщика Мсвати III оказалось «всего» 13 супруг. Впрочем, всех нынешних и прошлых монархов намного обогнал простой 84-летний нигериец по имени Мухаммед Белло. Даже оказавшись перед угрозой реального расстрела, он не захотел выбрать только четверых из 86 своих жен. Любопытно, но в течение чуть ли не всей жизни Белло утверждал, что не надо заводить такую огромную семью, от нее одни неприятности.

«В желтой жаркой Африке»

Из всех африканских стран многоженство не разрешено только в почти «европейском» Тунисе, а также в Бенине и Эритрее. В других, даже не совсем мусульманских, иметь несколько жен считается правилом хорошего тона. Иногда, правда, оно немного ограничено законами.

Так, в Джибути нельзя иметь более четырех жен. В Алжире вторая жена может войти в семью, только если с этим согласна первая супруга и существует положительное решение. В Мавритании первая леди один раз за супружество имеет право требовать, чтобы муж не заводил другую жену. В Конго первая жена должна сразу заявить, что она против других браков супруга, это табу. В Марокко желающий заиметь вторую жену может это сделать опять же по разрешению суда. Муж также обязан подтвердить долговременную платежеспособность и поклясться любить всех жен.

Шариатом покати

Сборник основных правил поведения правоверного мусульманина под названием «шариат» разрешает иметь четыре жены, одновременно требуя заботиться обо всех и в равных долях. Благодаря такому «разрешению», почти все азиатские страны с преобладающим мусульманским населением активно пользуются возможностью узаконить многоженство. Опять же с определенными оговорками.

В Пакистане муж, прежде чем ввести в дом вторую жену, должен получить письменное согласие у первой. В Иордании мужчине нельзя иметь более четырех жен. Но собираясь вступить во второй брак, он должен познакомить жен и доказать способность материально их содержать. В Ливане, где проживает достаточное количество , полигамные браки только . В Сингапуре, помимо опять же согласия первой жены, от мужа требуется разрешение местной администрации.

В Непале мужчина получает право жениться без развода только в форс-мажорных случаях, произошедших с первой супругой. В их входят слепота, сумасшествие, венерическое заболевание, паралич, десятилетнее бесплодие. Еще одним допустимым вариантом является добровольное согласие первой жены, предварительно получив часть собственности, жить отдельно и не подавать на развод. Единственной азиатской страной, разрешающей многоженство, но не исповедующей при этом ислам, является Бирма.

Нельзя, но можно!

В некоторых странах, принимающих иммигрантов из Африки и Азии, иметь в семье несколько жен, несмотря на общий запрет, разрешается только эмигрирующим в них мусульманам. К таким государствам относятся, например, Австралия, Великобритания и Франция. В частности, британское правительство даже дает многоженцев немалые социальные льготы и платит .

Copyright Благотворительный Фонд «Материнство». Перепечатка этой информации в Интернете ЗАПРЕЩЕНА. Данная информация своевременно обновляется Фондом и доступна по адресу . При перепечатке, копия этой информации может быстро стать недействительной. Указывайте только ссылку на данный ресурс.

Ключевые слова: полигамный брак, полигиния, полиандрия, групповой брак, промискуитет, полиамория.

Полигамия - многобрачие, при которым брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола. Имеет две формы - полигиния и полиандрия.

Обычай полигинии существовал у большинства народов во всех частях света и до сих пор существует у племён Африки, Меланезии, Америки и т. д., а также у исповедующих ислам и буддизм народов Азии и Африки. Нигде, однако, полигиния не встречается как общее явление для целых народов, так как в таком случае необходимо было бы по крайней мере вдвое большее число женщин, чем мужчин. Полигамия упоминается и в Ветхом Завете. Среди библейских многоженцев - Авраам, Иаков, Исав, Давид и Соломон.

Обыкновенно полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является - по крайней мере первоначально, а фактически (например у султанов, шахов и т. д.) ещё и теперь - неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жен (напр. у мусульман - четырьмя). У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса; в варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев - 2 или 3, в варне брахманов - до 4.

Исследователи, принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение полов, видят в полигамии прогресс; ограничение по крайней мере для одной стороны - для женщины; исследователи, исходящие из моногамической формы первобытного брака, смотрят на полигамию, как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это выражается обыкновенно тем, что первая жена является главною и считается хозяйкою в доме по преимуществу. Побуждения к полигамии могли быть многие; кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство, что в тропических странах женщины обыкновенно скоро стареют, и притом значительно ранее мужчин, а также, что, по существующему обычаю, дети кормятся грудью до двух лет и даже долее. Обладание несколькими женами часто представляет выгоду ещё тем, что в лице своих жен мужчина приобретает больше рабочих сил, освобождающих его от необходимости личного труда. От нескольких жен рождается более детей, а дети, вырастая, также становятся работниками; дочери, выходя замуж, служат предметом продажи (за них уплачивается калым). Кроме того, обладание многими женами и обширным родством даёт большее значение в обществе, и это уже одно может вызывать стремление к полигамии. Хотя между несколькими женами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так как одна жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех.

Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает протесты со стороны последних, причем не всегда достаточным является авторитет главы дома - факт, служащий одним из мотивов против полигамии. Что вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой, явствует из многих воззрений и обычаев. Так, у некоторых народов свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего класса, и там жены считаются как бы наложницами.

Многоженство в Ветхом завете и Древнем мире

  • Авраам имел две жены Сарру и наложницу Агарь
  • Лот имел две жены - своих дочерей
  • Иаков имел две жены - Лия, Рахиль, и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа). Бытиё 29.30
  • Соломон имел гарем из 700 жен и 300 наложниц. 3 Царств 11.3
  • Давид имел 10 жён
  • Ламех имел две жены. Бытие 4.19
  • Ровоам имел гарем из 18 жён и 60 наложниц
  • Исав имел две жены Иегудифа и Васемафа Бытие 26.34
  • Артаксеркс II персидский царь, от своих 336 жен и наложниц имел 150 сыновей.
  • Повесть временных лет так пишет о жизни Святого Князя Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.» Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения.

Полигамия в исламе

Ислам разрешает многожёнство (до 4 жен). В большинстве стран гражданское законодательство запрещает многожёнство, в некоторых (например, Саудовская Аравия) разрешает. В России же второй (и далее) заключённый брак считается недействительным без разрыва первого, т.е. юридически полигамная семья существовать не может, однако, встречаются т.н. гражданские браки из одного мужчины и нескольких женщин, совместно с мужчиной проживающих, добровольно вступающих с ним в сексуальные отношения и ведущих совместное домашнее хозяйство.

Некоторые российские политики, к примеру, лидер ЛДПР Владимир Жириновский неоднократно выступали за внесение в Семейный Кодекс РФ поправок, узаконивающих многожёнство юридически. Большую поддержку подобные голоса встречают в среде российских мусульман: «Такая мера позволит обеспечить пропитанием и отцовской лаской внебрачных детей, которые сегодня есть у многих российских мужчин, а также брошенных детей» (сказал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин). Муфтий: многоженство обеспечит пропитанием и лаской внебрачных детей

По словам другого видного деятеля российского ислама Равиля Гайнутдина, введение многоженства позволило бы «дисциплинировать российских мужчин». «В наше время светскому человеку дозволено иметь хоть 40 жен, но все они незаконные - если же мусульманин женится по шариату, то он берет на себя ответственность за каждую свою семью», - подчеркнул муфтий. Глава Совета муфтиев выступает за введение многоженства в России

Полигиния (многожёнство) - это форма брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах. Является одной из исторических форм брака. Наиболее часто полигиния реализовывалась в форме семьи гаремного типа.

Полигиния подразделяется социальными антропологами на сороральную и несороральную. При сороральной полигинии все жёны одного мужчины являются сёстрами, при несороральной - не являются. Сороральные полигинные семьи значительно более стабильны, чем несороральные - для последних характерно острое соперничество между жёнами.

Полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь до четырех законных жён. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена.

В большинстве стран мира полигиния запрещена.

В Украине, как и большинстве стран мира многожёнство запрещено действующим законодательством. Тем не менее, полигиния существует в скрытой форме, например в регионах со значительной долей мусульманского населения (Крым), а также среди представителей религиозных культов и сект, практикующих её.

В пользу введения многожёнства высказывается ряд политических и религиозных деятелей современной России, которые рассматривают его как фактор выхода из демографического кризиса и сохранения традиционной мусульманской культуры.

В нынешнем украинском законодательстве нет наказания за многоженство. В Семейном кодексе Российской Федерации есть статья 14 «Обстоятельства, препятствующие заключению брака», в которой говорится о том, что в брак не может вступить лицо, которое уже состоит в браке с одной особой. А статья 27 признает брак недействительным, если имеются обстоятельства, описанные в статье 14.

Полиандрия (от поли … и греч. aner, родит. падеж andros - муж) (многомужество) - редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX веке бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов; позднее сохранилась у некоторых этнографических групп в Южной Индии и на Тибете.

Полиандрическая семья может выступать в двух формах:

  • нефратернальной (неродственной)
  • фратернальной (братской)

При нефратернальной форме полиандрии несколько родственно не связанных между собой мужчин вступают в брак с женщиной, которая обладает высоким социальным статусом. При этом мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине.

При фратернальной форме полиандрии несколько братьев образуют общее домохозяйство с одной женщиной. Такая форма полиандрии обычно связана с дисбалансом полов, возникающим в результате практики убийства новорожденных девочек.

Промискуитет (от лат. promiscuus - смешанный, общий) - беспорядочные, ничем не ограниченные половые связи со многими партнёрами. Промискуитет встречается как среди мужчин, так и среди женщин.

Термин «промискуитет» был введён в XIX веке для обозначения предполагаемой стадии неупорядоченных половых отношений в первобытном человеческом обществе, предшествовавших возникновению брака и семьи. Однако предположение о такой стадии до сих пор не подтвердилось, так как промискуитет непосредственно не наблюдался ни у одного народа ни в древности, ни в современных отсталых обществах. При этом явление промискуитета достаточно легко реконструируется с помощью данных этнографии и при исследовании наблюдений за ближайшими родственниками человека в животном мире.

Полиамория (от греческого поли = множественный, обширный и латинского amor = любовь) - система этических взглядов на любовь, допускающая возможность существования множественных любовных отношений у одного человека с несколькими людьми (а также между несколькими людьми) одновременно, с согласия и одобрения всех участников этих отношений. Полиаморией также называют практику любовных отношений, воплощающую эти взгляды в действительности.

Русская терминология в области полиамории пока не вполне сложилась. В данном тексте слово «полиамория» используется для названия самого явления, слово «полиамурность» - как характеристика приверженцев полиамории.

Формы полиамории изменчивы и разнообразны, и дать ее точное и исчерпывающее определение едва ли возможно. Большинство сторонников полиамории придерживается точки зрения, согласно которой потребность в любовных отношениях у разных людей может быть разной и условие сексуальной и эмоциональной исключительности не является необходимым для жизнеспособных долговременных любовных отношений. В частности они находят допустимым желание человека иметь несколько любовных отношений одновременно и убеждены в возможности поддержания таких отношений на основе доверия, уважения и ответственного подхода, без создания этических и эмоциональных конфликтов. Наличие любовных отношений, и тем более нескольких, не является необходимым условием полиамории, как образа жизни. В разные периоды своей жизни приверженец полиамории может состоять в моногамных любовных отношениях или не иметь никаких любовных отношений вообще, но на практике для полиамурного образа жизни характерно наличие нескольких одновременных любовных отношений с разными людьми, причем некоторые из этих отношений могут восприниматься участниками как долговременные или постоянные.

Описанный взгляд на полиаморию часто выражается формулировкой „сознательная, ответственная и этичная немоногамность“. Полиаморию не следует отождествлять с полигамностью. Несмотря на близость этих понятий между ними есть ряд существенных смысловых отличий. В отличие от полигамии, ставящей во главу угла состав и структуру семейных связей, полиамория уделяет основное внимание любви и основанной на ней отношениям. При этом сами любовные отношения могут принимать как форму полигамных семейных связей, так и другие, не обязательно сводящиеся к семейным, формы с более сложной иерархией, по сравнению с иерархией традиционных полигамных семей. В практической полиамории сложилась целая классификация наиболее распространенных форм множественных любовных отношений. Существенной особенностью полиамурных отношений является их способность менять форму со временем, усложняясь или упрощаясь, с появлением в них новых участников, а также с изменением ролей (в частности, возможным уходом) прежних участников.

В процессе возникновения и развития полиамурных отношений их участники нередко не могут даже предположить, как долго суждено им продлиться и какую форму они примут. Приверженцы полиамории придают большое значение этическим аспектам полиамурных отношений и в идеале стремятся строить свои отношения на основе любви, уважения, доверия и лояльности. Залогом построения и поддержания функциональных полиамурных отношений играет возможность открытого, честного и полного обсуждения всеми участниками отношений всех интересующих их вопросов. Такие обсуждения являются неотъемлемой и существенной частью полиамурного образа жизни. Они дают возможность всем участникам отношений обмениваться информацией, и совместно искать решения, учитывающие интересы и потребности каждого. Полиамория, как система взглядов, основана на убеждении, что такие разрушительные и ограничительные эмоции, как ревность и собственничество не должны определять человеческие отношения и управлять ими. Признавая существование этих эмоций, как естественно свойственных многим людям, сторонники полиамории считают, что этими эмоциями можно научиться владеть, тем самым избавившись от их власти над собой. Секс далеко не всегда является главной определяющей стороной полиамурных отношений. Такие отношения нередко объединяют трех и более участников, стремящихся иметь долговременные отношения, в которых секс может быть лишь одной из определяющих сторон, но не обязательно их основой.

Среди самых разнообразных форм полиамурных отношений можно выделить несколько основных схем, на которых основаны эти отношения. Приведенный ниже перечень не является ни утверждённым реестром полиамурных отношений, ни рецептом их построения. К нему нужно относиться как к набору принципов и практических соображений, которые часто берутся за основу полиамурных отношений, и затем развиваются и приспосабливаются участниками этих отношений под свои конкретные потребности. Большинство форм полиамурных отношений, встречающихся на практике, являются гибридами и включают в себя элементы сразу нескольких схем из этого перечня.

Групповые формы полиамории основаны на идее групповой верности, представляющей собой расширительное толкование идеи "верности друг другу", когда она распространяется на целую группу людей. В наиболее общей форме принцип "групповой верности" не накладывает никаких ограничений на любовные и сексуальные отношения членов группы до тех пор, пока они ограничены рамками самой группы. При этом партнёры соглашаются не иметь любовных и сексуальныx отношений вне группы. Традиционная моногамия является частным случаем таких полиамурных отношений. В этом случае группа состоит из двух человек. Разновидностями этой формы отношений являются также традиционные формы полигамии: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество), а также групповой брак. Некоторые группы допускают возможность изменения (увеличения или уменьшения) своего состава с согласия всех членов группы. Некоторые разновидности групповых отношений предусматривают возможность дальнейшего ограничения и контроля отношений, могущих возникать внутри группы. Залогом устойчивости подобных отношений с ограничениями является приемлемость этих ограничений для всех участников группы.

В этом случае каждый из участников полиамурных отношений может иметь множественные отношения с разными людьми, круг которых не ограничен заранее. Эти отношения могут различаться для участников по степени их важности, а также по степени вовлеченности. В этом случае выделить группу участников полиамурных отношений бывает затруднительно или невозможно, и вместо этого уместнее говорить о наборе связей каждого человека, с дополнительным пояснением иерархической структуры этих отношений. Некоторые приверженцы открытых форм отношений предпочитают классифицировать их по степени вовлеченности в эти отношения, деля отношения со своими возлюбленными на "основные" и "дополнительные". Такое деление не является обязательным и многие сторонники открытых отношений стараются избегать подобной категоризации, находя её оскорбительной для всех участников отношений и не ухватывающей существенных особенностей их личных отношений.

Смешанные формы отношений обычно объединяют моногамных и полиамурных партнёров. Каждый моногамный партнёр поддерживает моногамные отношения ровно с одним человеком, но не требует того же от своего партнера, и последние могут иметь множественные любовные и сексуальные отношения. Некоторые формы полиамурных отношений иногда описываются геометрическими фигурами, с учетом количества участников и существующих между ними связей: треугольником, квадратом, а также латинскими буквами V, W и N.

Перечисленные ниже идеалы, разумеется, достигаются далеко не всегда, но приверженцы полиамории, как правило, стремятся к их достижению. Следует также заметить, что многие из этих идеалов характерны и для моногамных отношений.

Возрастание человечности во взаимодействии: людьми не рождаются, они формируются во взаимоблагоприятной обстановке взаимного стремления ко всеобъемлющему здоровью и целостности, а люди по природе – полиамурны.

Верность и преданность: под верностью в полиамурных отношениях, как правило, понимается не сексуальная и эмоциональная исключительность, а соблюдение тех или иных оговоренных границ.

Доверие, честность и уважение

Взаимная поддержка

Общение и достижение договорённостией: поскольку полиамория подразумевает отказ от традиционных границ допустимого, её приверженцы, как правило, придают большое значение явным договорённостям и достижению взаимопонимания.

Отрицание ограничивающего собственничества: полиамурные люди предпочитают отношения, построенные на доверии и радости от возрастания взаимной любви, отношениям, основанным на тотальном контроле и слепых собственнических чувствах. Они, как правило, склонны рассматривать других партнёров своего партнёра как благо для него, а не как угрозу для себя.

Утверждение жизненного позитива путём рождения и воспитания детей с повышенными жизненными материальными и внутренними возможностями, с успехом проявляющих свои качества и таланты.

Многожёнство широко распространено по Земле во многих культурах. Значительно меньшее распространение имеет многомужество – когда у одной женщины сразу несколько мужей. Если многожёнство (полигиния) встречается в большинстве традиционных культур (значительно чаще, чем только моногамные браки), то многомужество (полиандрия) – менее, чем в сотне. Правда, исторические свидетельства показывают, что в древние времена полиандрия была значительно шире распространена по планете, чем сто лет назад.

Какое вообще бывает многомужество?

Чистая полиандрия – брак одной женщины сразу с несколькими мужьями – встречается редко. Гораздо чаще такой брак обставлен различными дополнительными условиями, а кроме того существует смешанно с другими формами брака.

Наиболее часта фратернальная полиандрия, когда у двух или нескольких братьев – одна жена. В этих случаях, как правило, старший брат женится за себя и за своих младших братьев. Именно старший брат (соответственно, старший муж) является главой семьи и имеет свободу брачного выбора. Он же устанавливает очерёдность брачных сношений между своими братьями и их общей женой. При такой форме брака свобода женщины – только кажущаяся. На самом деле, это очень регламентированная форма брачных отношений, и основана она на главенстве старшего мужчины в семье. Такая полиандрия до сих пор распространена у многих народов Непала, у части населения Бутана, у дардов – живущего в Гималаях светловолосого и светлоглазого народа (есть легенда, что они – потомки воинов Александра Македонского), у части тибетцев, у некоторых малых народов Южной Индии, у многих индейских племён Южной Америки и т.д.

В Тибете и Гималаях многомужество часто сосуществует с многожёнством. Старший брат, женатый за себя и всех своих братьев, может взять себе и вторую, и третью жену. При этом, они будут только его жёнами, но не жёнами его братьев. Его другие жёны, в свою очередь, могут быть замужем за другими мужчинами, которые, при этом не являются мужьями его первой жены. Такой брак называется полигинандрией и отличается от группового брака, в котором брачные отношения внутри группы мужчин и женщин довольно свободны.

Разновидностью полиандрии является множественное отцовство. Оно встречается у некоторых народов Меланезии. Интересно, что у них главную роль в определении родства играет не биологическое отцовство, а участие в воспитании детей. Счёт родства у них идёт исключительно по матери (матрилинейный), но братья женщины, живущие с ней в одном доме, считаются в племени отцами её детей, а мужья, не живущие в одном доме с женой, таковыми не признаются.

Есть ещё биандрия, когда у одной женщины – два мужа, не обязательно состоящие друг с другом в родстве. На Новых Гебридах (Океания) биандрия до недавнего времени была обязательна для вдовцов и вдовиц. Ассоциативная полиандрия – когда брак сначала заключается как парный, но затем жена может взять себе ещё мужей.

Почему возникло?

Главную причину возникновения многомужества этнографы видят в экономике: полиандрия позволяла избежать дробления земельной собственности между братьями-наследниками (в средневековой Европе такую роль играл принцип майората). Эта причина «работает» для Тибета и Гималаев с их скудной почвой или для Индии с её перенаселением. Но она не объясняет укоренения полиандрии у многих народов Океании, а особенно у индейцев Амазонии, которые жили в основном ещё охотой и собирательством. В некоторых случаях полиандрия могла быть вызвана дефицитом женщин из-за выборочного убийства новорождённых девочек. Вероятно, причины возникновения обычая многомужества были разнообразны в разных обществах Земли, и какой-то одной универсальной не существует.

Многомужество у исторических народов

Первое историческое упоминание о многомужестве мы встречаем в законе царя шумерского города Лагаш Уруинимгины (XXIV век до н.э.), запрещавшего этот обычай под страхом смертной казни через побивание женщины-многомужницы камнями (о казни для мужчин ничего не говорится). Из этого можно сделать вывод, что полиандрия шире встречалась у шумеров в более ранние периоды истории. Многомужество считалось законным в Мидии – области древней Персии, а также у эфталитов («белых гуннов»), образовавших государство в Средней Азии в IV-VI вв. Есть указания на бытование многомужества у арабов в доисламскую эпоху. В древней Индии многомужество было обычным и никого не удивлявшим явлением, как то следует из эпоса «Махабхарата».

Во «Всеобщей истории» древнегреческого писателя Полибия (II век до н.э.) есть указания на то, что в Спарте полиандрия некогда была широко распространена. Имеются упоминания о бунте древнеримских женщин, требовавших узаконить биандрию. Есть свидетельства (эпитафии на могилах) счастливых гражданских биандрических браков в том же древнем Риме, когда муж и любовник долгие годы жили с одной женщиной в любви и согласии и вместе воспитывали детей.

Многомужество было широко распространено среди многих аборигенных народов Северной Америки (шошоны, навахи, апачи и т.д.) до начала белой колонизации их территорий.

Современное состояние многомужества

Распространение христианства с его запретом на любые интимные отношения, кроме моногамного гетеросексуального брака, за пределы Старого Света в Новое время привело к угасанию во многих культурах обычая многомужества. Имело значение и изменение формы хозяйствования, при котором исчезли многие экономические факторы, ранее поддерживавшие эту практику.

Тем не менее, многомужество по-прежнему практикуется у ряда народов Индийского субконтинента. В Шри-Ланке, Непале, Бутане полиандрические браки официально разрешены законом. В ряде других стран полиандрия существует де-факто, под видом официальной моногамии. Она по-прежнему, видимо, преобладает у многих неконтактных народов (то есть добровольно избегающих общения с внешним миром), таких, как ряд племён индейцев Амазонии.

В некоторых странах полиандрия не запрещена законом напрямую, и это способствует возрождению такой практики. Так, в 2013 году власти Кении впервые зарегистрировали биандрический брак. В своё время многомужество практиковалось среди масаи – одного из крупнейших народов этой страны и соседней Танзании.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: