Почему ребенок все ломает и рвет. Что делать, если ребенок швыряет и ломает игрушки? Как справиться с агрессией и раздражением

Только вчера малышу подарили новую красивую и безумно дорогую игрушку, а уже сегодня она превратилась в кучку мусора. Чувства, которые испытывают при этом родители трудно назвать позитивными. В конце концов, каждому хочется, чтобы его ребенок ценил собственные вещи и радовался подарку подольше.

В подобной ситуации у родителей возникает противоречие. С одной стороны, наказание и лишение ребенка новых игрушек может научить малыша относиться к вещам с большим трепетом. С другой — очень жалко оставлять этого маленького непоседу без утешения в виде замены.

Более того, на этой почве может возникнуть внутрисемейный конфликт, когда один из родителей жалеет малыша и, видя его искреннее горе в связи с потерей машинки, настаивает на покупке новой, а другой считает, что подобное отношение только избалует чадо еще больше.

Как же реагировать на подобное поведение малыша? Возможно ли найти компромисс? Как ни странно возможно, если посмотреть на мир глазами самого ребенка.

Почему дети ломают игрушки

Маленький исследователь

Малыш активно развивается и узнает новое. Самый простой и доступный ему способ познания природы вещей — разобрать их. Иначе как понять, почему эта игрушка поет, а та — показывает картинки? Это взрослому понятно, что книжку надо читать, нельзя пачкать или грызть. А вот малышу пока нет — ему необходимо попробовать бумагу на вкус, провести эксперимент — вот она смялась, а вот порвалась. Ему еще не понятно, что книга испорчена, и ее нельзя будет читать. Можно сказать, что любая вещь для ребенка более функциональна, нежели для взрослого.

Поэтому первое, что нужно сделать, пока ребенок еще совсем мал — набраться терпения и позволить ему изучать вещи так, как малыш считает нужным. До 2-3 лет объяснять ребенку, что игрушки ломать нельзя не только не нужно, но и вредно. Лучше постараться предоставить маленькому исследователю простор для творчества. Беречь вещи на этом этапе развития маленького человечка — задача родителей.

Покупайте разборные игрушки, предоставляйте малышу в личное пользование старые тетради или ненужные журналы. Ребенок предпочитает не лепить куличики, а топтать ногами? На здоровье! Поверьте, он еще научится строить замки и башни из песка.

Можно даже устроить совместное изучение внутренностей мягкой игрушки. Кстати, в этом случае у родителей куда больше шансов помочь собрать все «как было», что немаловажно для следующего этапа развития, когда малыш с удовольствием начнет не только разрушать, но и творить.

К трехлетнему возрасту малыш уже сам поймет, что вещи ломаются, некоторые безвозвратно. И, когда придет время более сложных игрушек, ему будет значительно легче объяснить какую из них стоит беречь.

Конечно, отчасти жажда исследований у ребенка остается, с этим придется смириться. Например, сыну в возрасте уже 6 лет подарили вертолет с пультом. Чадо поиграло им около недели, а потом — решило расстричь все проводки. В ходе разговора выяснилось, что ребенку было интересно, как режутся эти яркие упругие жгутики. А в результате вполне логичных размышлений я со вздохом сделала вывод, что да, ребенок еще не сталкивался с данным видом материала и вполне естественно — ему было интересно.

Жалко игрушку? Конечно, жалко. Но и сын был расстроен не меньше, когда узнал, что починить вертолет уже невозможно. И, увы, без подобных казусов не обойтись. Ребенку придется объяснять, что некоторые вещи могут сломаться «без возможности восстановления». И лучший учитель в этом — личный опыт ребенка. И иногда он требует жертв в виде хороших вещей.

«Я злюсь!»

Не только жажда исследований движет ребенком, уничтожающим игрушки, но и обычный гнев. Иногда даже взрослому человеку в порыве раздражения хочется что-то сломать или разбить, что уж говорить о малыше, который не всегда может контролировать свои эмоции, а о ценности тех или иных вещей имеет весьма смутное представление.

Как поступить в этом случае? Конечно, предложить альтернативу! Вспыльчивого ребенка можно научить бить подушку, топать ногой, рвать старые журналы.

Без казусов, конечно, не обойдется, если малыш чересчур вспыльчив. Он может сломать что-то потому, что не получается. Старайтесь подбирать игрушки таким образом, чтобы в распоряжении ребенка находились те, которые представляют наименьшую опасность, как для самого малыша, так и для бюджета.

Например, пазлы или конструктор можно оставить вспыльчивого малыша собирать самостоятельно, а во время игры в планшет лучше находиться поблизости и вовремя предотвратить вспышку гнева или направить энергию разрушения на что-то другое.

И, конечно, малыша склонного остро реагировать на все, нужно учить контролировать свои эмоции. Учите ребенка проговаривать, что он чувствует, это позволит малышу осознать собственные переживания, а значит и лучше их контролировать. Придумайте свой собственный ритуал, позволяющий справится с эмоциями без вреда для окружающих предметов и самого малыша:

  • можно сосчитать до 10, прежде чем что-то сломать, а заодно и подумать, на что направить свою агрессию;
  • сходить умыться;
  • покидать мяч;
  • попрыгать.

Игра не «понарошку»

Фантазия и реальность во время игры для ребенка почти одно и то же. Поэтому если малыш играет в доктора, будет вполне закономерным, если кукла потеряет руку или ногу. Можно ли ругать за это? Мне кажется, нет. Просто примите участие в детских играх, понаблюдайте за ребенком и проблему можно будет решить не столько путем строгих ограничений, сколько правильным подбором игрушек.

Сын любит машинки, они участвуют в гонках и, конечно случаются аварии. Поэтому мы стали покупать преимущественно железные модели. Когда же ребенок просит дорогую, но хрупкую машинку мы оговариваем заранее, что такой транспорт вряд ли выдержит столкновение. Несколько машинок, конечно, пострадало, но со временем сын научился сам выбирать для игр подходящие игрушки.

«Хочу другую!»

Почти у любого ребенка с возрастом возникает желание немного схитрить. Старые игрушки ему наскучили, а родители не спешат покупать новые, потому, что комната забита? Самый простой выход — сломать старые надоевшие игрушки, чтобы получить замену.

Такое поведение, конечно, стоит пресекать. Если Вы заметили за ребенком подобное, заменять игрушку не стоит ни в коем случае. Не стоит акцентировать внимание на том, что это наказание. Подобная реакция только вызовет обиду.

Просто объясните малышу, что новую пока купить не удастся. Можно даже оговорить срок, через который данное ограничение будет снято. Предоставьте ребенку возможность самому подумать, стоило ли лишать себя интересного занятия на 2-3 недели ради получения замены.

Игрушка не нравится

Случается и так, что ребенку просто не нравится игрушка, которую ему подарили. Возможно, он ожидал найти под елкой корабль, а там оказался самолет, который спустя несколько часов оказался разобранным на части.

В данном случае можно советовать поговорить с малышом, объяснить, что мама или Дед Мороз старался и выбирал ему подарок, который подарил от души, что с подарками так поступать не стоит. Но, на мой взгляд, лучше прислушиваться к желаниям ребенка.

Если Вы понимаете, что не в состоянии удовлетворить желание ребенка — предложите альтернативу. Желательно в течение какого-то времени перед праздником говорить о том, какой чудесный самолет получит малыш, как сможет с ним играть и показывать в садике. Так ребенку будет намного проще принять подарок — ведь он уже знает, что с ним делать, так или иначе ожидает его и не испытает острого разочарования.

Если подобная ситуация происходит от того, что в магазине Вы периодически предлагаете малышу замену понравившейся вещи, самый простой вариант объяснить малышу, что сейчас игрушку купить не получится. Объясните, почему и предложите ребенку самому подумать, как лучше поступить.

Например, игрушка чересчур дорога:

  • Можно пообещать дорогую игру на какой-то праздник, а сейчас купить небольшой «утешительный приз» разумеется под честное слово, что он не будет сломан. Ну а уж если слово нарушено, придется применить более жесткие меры и покинуть магазин без покупки, напомнив ребенку, что произошло в прошлый раз.

    Осознание того, что Вы не отказываете, а просто откладываете вожделенную покупку, поможет малышу справиться с обидой. А умение держать свое слово — важное качество, которое стоит развивать.

  • Предложите ребенку вообще ничего не покупать, чтобы можно было собрать необходимую сумму на дорогую покупку. С детьми старше 5 лет подобный уговор работает очень хорошо. Возможно, Вас даже удивит, от скольких ненужных покупок ребенок откажется самостоятельно, чтобы получит одну единственную действительно необходимую вещь.

Существует и третий вариант, когда родители категорически не хотят покупать ребенку что-либо по личным соображениям. Например, Вам кажется, что подобная игра будет вредна малышу. В этом случае сразу объясните ребенку свою позицию. Ребенку будет гораздо легче смириться с категоричным: «Нет». Нежели постоянно получать то, что ему не нравится, не понимая, почему и переживая несправедливость самостоятельно.

Ребенок ломает игрушки «без причины»

Когда у родителей возникает подобная формулировка — это серьезный повод посмотреть на собственные взаимоотношения с ребенком. Ведь дети очень часто ломают игрушки от недостатка внимания.

Сама формулировка «без причины» должна насторожить. Причина есть всегда, просто Вы почему-то о ней не знаете. Это уже говорит как минимум о потерянном контакте между малышом и родителями. Возможно, это Вам пора отложить дела и поиграть с малышом? Просто посидеть рядом во время его занятий, расспросить, что делают игрушки и почему «болеют».

Как научить малыша беречь вещи?

Самый сложный для родителей вопрос — как вообще научить малыша заботиться о своих вещах. Стараться сохранить их целыми и невредимыми, воспитать в ребенке умение ценить и беречь.

Найдите что-то особенное

Сложно объяснить ребенку, что надо относиться к чему-либо бережно, если этого «чего-то» у него в изобилии. Поэтому приучить малыша беречь вещи необходимо с самой ценной для него вещи. У малыша есть любимая игрушка? Отлично, с нее и можно начать практику. Помогайте ребенку заботиться о ней, определите для ценной вещи место, на котором она будет стоять, старайтесь объяснить, что эта игрушка требует большей заботы потому, что она любимая.

Малыши еще не способны понять дорогая вещь или дешевая. Объяснить совсем маленькому крохе это будет сложно. А вот ценность любимой игрушки он может почувствовать.

Стараетесь не заменять сломанные игрушки сразу же

Лучше сначала постараться починить сломанное. На примере сына я заметила, что часто «игрушки-инвалиды» ценятся куда выше любой замены. Ведь теперь ребенок знает, что эта игрушка легко ломается.

Повышайте ценность вещей для ребенка

Дорогим игрушкам помимо объяснения можно повысить ценность в глазах ребенка, подарив ее на праздник или просто отложив покупку. Объясняйте малышу, что эта игрушка особенная, ее нужно беречь, потому что заменить ее нечем.

Не заменяйте сломанную игрушку точно такой же. Это позволит ребенку понять, что раз сломанная вещь уже не вернется.

Не заставляйте ребенка делиться

Если малыш не хочет давать свои игрушки другим детям — это его право. Все что вы можете —поговорить с ребенком и объяснить ему, что делиться стоит, что вещь от этого не перестанет быть его и это временно. Если заставлять малыша постоянно отказываться от собственных вещей в угоду друзей по песочнице их ценность в глазах ребенка значительно упадет. Как можно ценить вещь, которой распоряжаешься не ты?

Предоставьте ребенку самому заботиться о своих вещах

Чем больше Вы ругаете малыша за сломанные игрушки и растерянные канцелярские принадлежности, тем меньше он чувствует личную ответственность за их сохранность. Ребенок понимают, что родители дорожат вещью больше него, значит, они и отвечают за нее. Лучше познакомьте ребенка с причиной и следствием. Потерял игрушку на прогулке? Хорошо — ищи. Ни в коем случае не делайте этого за ребенка! Пока он понимает, что взрослые берут на себя ответственность за сохранность его личных вещей, он не будет их ценить.

Но не забывайте — если вещь действительно принадлежит ребенку и он должен нести за нее ответственность, то она принадлежит ему безраздельно. Вы же можете сами распоряжаться своими вещами, никто за это не заругает и не поставит в угол. Так же и малыш должен понимать, что есть его личные игрушки, с которыми он может поступать, как хочет.

Ребенку важно не только научиться беречь свои вещи, но и принимать решения. А сломать — это тоже решение, за которое малыш должен нести полную ответственность и не перед родителями, а перед самим собой в виде естественного следствия.

Родители покупают своему чаду все новые и новые игрушки, стремясь сделать его досуг более интересным, а он вместо того, чтобы увлеченно играть, отрывает куклам головы, бросает на пол машинки или вскрывает брюхо плюшевому медведю? Такая ситуация не так уж редко встречается. Однако, этот факт вряд ли утешит родителей, ведь им, в первую очередь, хочется знать, почему так происходит.

Ребенок выражает гнев

Малыши, которые недавно овладели основными навыками, например, научились ходить и впервые воспользовались ложкой и вилкой, или только начали осваивать речь, еще не понимают, что существуют вещи, которые делать нельзя. Они не умеют правильно реагировать на поведение родителей, которые объясняют ему, почему нельзя, к примеру, писать в штаны или бросаться едой. У малыша копится внутреннее напряжение, которое требует выхода, а прорывается оно наружу обычно тогда, когда у крохи что-то не получается. К примеру, ребенок играет с машинкой, и у него не выходит посадить в нее маленькую игрушку - он тут же связывает неудачу не со своими личными способностями, а с игрушкой, которая у него в руках. В порыве гнева ребенок бросает игрушку, она с размаху ударяется о пол и ломается. Кроха еще не понимает, что вещи способны ломаться, поэтому он просто не может думать о каких-либо последствиях своих действий.

Ребенок ломает игрушки назло

Очень часто разрушительное поведение и по отношению к игрушкам на самом деле скрывает протест против действий взрослых. Мама не разрешила взять со стола конфету или потребовала убрать игрушки, а малышу этого делать не хочется. Он злится и решает как-то навредить родителям, но не находит способа лучше, чем разорвать купленные ему книжки или распотрошить мягкую игрушку. Таким образом, малыш, который еще не научился управлять своими эмоциями, выражает свою обиду и злость.

Ребенок проявляет свою любознательность

В большинстве случаев желание ломать игрушки является всего лишь следствием природной любознательности крохи. На возраст с двух до трех лет приходится пик развития малыша, и именно в это время в нем с удвоенной силой расцветает любопытство и желание получить как можно больше информации об окружающих его предметах и их свойствах. Малыши в это время готовы экспериментировать со всеми вещами, какие только попадают им в ручки. Поэтому они разбирают, бросают, пинают, ломают и бьют игрушки. Таким образом детки познают различия между предметами, учатся понимать законы природы и усваивают взаимосвязь между собой и окружающим миром.

Очень часто на эксперимент малыша толкает желание получить все и сразу. Кроха хочет, чтобы все вещи подчинялись ему, он считает себя главным над своими игрушками, а значит думает, что ему позволено обходиться с ними так, как он считает нужным. Ребенок понимает, что в мире существует определенная иерархия: он сам подчиняется родителям, значит, куклы, машинки и плюшевые медведи должны находиться в подчинении у него самого, и ломая их, он показывает свою власть.

Как отучить ребенка ломать игрушки

На первых порах главная задача родителей – не мешать малышу познавать окружающий мир, и наоборот, всячески ему помогать в этом. Не стоит тут же поднимать за ним брошенные на пол вещи и выставлять на полки только что скинутые оттуда игрушки. Лучше просто наблюдать за действиями малыша и давать ему подсказки. Если кроха никак не может закрыть коробочку, потому что она переполнена, нужно показать ему, что нужно освободить в ней немного места, и тогда крышка легко встанет на свое место. Если малыш пытается оторвать кукле голову, нужно объяснить ему, что так делать нельзя, потому что куколке будет больно, и вместо нее предложить крохе другую игрушку, которую можно легко разобрать и собрать заново.

Если ребенок пытается ко всем окружающим его предметам применить силу, стоит обеспечить его такими игрушками, которые ему точно придутся по вкусу: специальные мягкие блоки из которых можно строить крепости, высокие лежанки и пещеры, а также прыгать по ним, надувной мяч, кегли, крупные конструкторы, из которых можно строить башни и ломать их. Можно научить малыша комкать ненужные листы бумаги и забрасывать их в специально повешенное для этой цели кольцо над мусорным ведром. Предложите крохе попробовать себя в лепке из пластилина или полимерной глины. Можно поиграть с малышом в машинки с настоящими авариями и столкновениями.

На детской площадке маленький разрушитель сможет применить свою силу, налепив большое количество куличиков растоптав свои труды. Зимой можно вместе с малышом построить снеговика и сломать его, а осенью сгрести большую кучу из опавшей листвы, а потом разворошить ее.

Самое главное для родителей – набраться терпения и ждать, а чтобы расстройство из-за новой волны разрушения было не таким сильным, стоит заранее убрать из зоны досягаемости ребенка ценные и хрупкие вещи. Постепенно учите малыша понимать разницу между игрушками и предметами интерьера, которые нельзя трогать, а также вашими любимыми вещами, которые тоже ни в коем случае нельзя портить. Как утверждают психологи, маленький разрушитель в любом случае превратится в созидателя, как только период повышенного любопытства останется позади.

Виктория Грицук

Почему ребенок ломает подаренные игрушки. Всё о том, какие именно причины могут спровоцировать подобное поведение, а также способы изменить ситуацию.

Содержание статьи:

Ребенок ломает игрушки - это проблема, с которой сталкивается едва ли не каждый родитель на всем белом свете. Такое поведение малыша вызывает очень бурную реакцию с его стороны, но ещё больше проявляется недопонимание. Многие мамы и папы задаются вопросом, что же служит причиной такой немилости по отношению к подаркам. Причем найти какую-либо закономерность в подобном поведении практически невозможно, ведь иногда дети ломают даже самые любимые игрушки.

Почему ребенок ломает игрушки

Все люди прекрасно знают, чем именно можно порадовать маленького ребеночка. Конечно же, это новая машинка для мальчика или кукла для девочки. Вещи, с которыми детки могут играться, выбираются родственниками очень тщательно. Многие оценивают не только красивый внешний вид, но и пользу, многофункциональность такого подарка. К сожалению, несмотря ни на что, иногда им приходится узнать о том, что он сломался. Часто родители пытаются выяснить у малыша причину такого поведения, но четкого ответа на поставленный вопрос в большинстве случаев не удается получить.

Ошибки взрослых при покупке игрушки


Как бы близкие ни старались, иногда не получается угадать предпочтения детей. Они, исходя из собственных соображений, редко задаются вопросом, будет ли интересна ребенку такая покупка. Приобретение получается целесообразным, но не по вкусу малышу. Именно из-за этого детки и пытаются как можно быстрее убрать его из своего окружения.

Ребенок всё ломает из-за наличия нескольких проблем, связанных с игрушкой:

  • Несоответствие возрасту . Это, пожалуй, самая частая причина подобного поведения со стороны малыша. Почему-то многие родители считают, что чем раньше они приобретут ребенку кубики с буквами, тем скорее он научится читать. Маленькая доля вероятности в такой теории всё-таки существует, но не всегда. Во-первых, для этого придется запастись огромным терпением. Ведь пока малыш поймет истинное применение кубиков, он будет пытаться их использовать по-другому, в том числе разбирать и ломать. А во-вторых, вполне вероятно, что идея учиться вообще не возникнет в ближайшее время.
  • Чересчур сложное строение . Нужно согласиться, что современные компании иногда производят уж слишком умные игрушки. Далеко не каждый ребенок способен в столь юном возрасте разобраться в их предназначении. Большинство деток не может самостоятельно этого сделать. Но некоторые всё-таки пытаются каким-либо образом применить подаренную вещь. Возможно, это будет не совсем корректно и в скором времени приведет к поломке, но по-другому у них пока не получится.
  • Несоответствие ожиданиям . Практически с самого раннего детства ребёнок способен отдавать предпочтение игре с тем или иным предметом. Когда он немножечко подрастает, то начинает уже самостоятельно заказывать какие-либо подарки. К сожалению, они не всегда совпадают с возможностями родителей. Те, в свою очередь пытаясь как-либо компенсировать эту проблему, покупают что-то взамен. Но часто малыш очень плохо реагирует на такую хитрость с их стороны. Иногда, даже приняв презент, он может нарочно его сломать, разбить или порвать. И всё лишь только ради того, чтобы получить желаемое.

Психологические проблемы детей


Современные дети - чрезвычайно умные и находчивые личности. Они прекрасно понимают всё, что происходит вокруг. Более того, способны прибегнуть к самостоятельному решению окружающих проблем. Чаще всего это относится к количеству родительского внимания, методам воспитания, а иногда и простым детским капризам.

Давайте выясним, почему ребенок ломает игрушки и с какими факторами это связано:

  1. Дефицит времени у родителей . Каждый ребенок желает видеть своих маму и папу не только по выходным, что часто случается из-за их плотного графика работы. Всем детям нужны разговоры, игры, простое времяпровождение вместе. Поэтому часто случается так, что они страдают от недостатка всего этого. И тогда малыш пытается всячески обратить на себя внимание любым способом. Исходя из того, что больше всего родители замечают именно детские проступки, а не достижения, приходится использовать ломание игрушек как способ привлечь внимание. Только так ребенок может заставить их отложить работу и уделить немного времени ему. Иногда даже из-за элементарного отсутствия присмотра малыш попросту в поисках новых вариантов применения данной вещи может случайно вывести её из строя.
  2. Необходимость контроля . Многие производители детских игрушек рассчитывают на то, что взрослые помогут малышу разобраться с ними. Многие мамы не воспринимают это как свой долг и могут позволить ребенку самому попытаться справиться с такой задачей. Естественно, сделать это будет очень трудно, а то и вовсе невозможно. В конечном итоге такая ситуация принуждает малыша сделать всё, чтобы приспособление вышло из строя. Тогда ему не нужно будет думать, как с ним правильно играть.
  3. Повышенная активность . Чрезмерная двигательная и умственная деятельность является огромной проблемой современного общества. За последние несколько десятков лет количество таких деток значительно увеличилось и всё ещё продолжает расти. Для них характерна особая возбудимость и раздражительность. Этот ребенок является холериком по типу своего темперамента и не всегда способен контролировать собственные эмоции. Очень часто именно это приводит к крушению машинок и кукол, что не имеет под собой никакого другого объяснения.
  4. Проявление любознательности . Такой вариант родители почему-то редко воспринимают как причину, а уж тем более плохо на неё реагируют. Всё дело в том, что есть детки, которым интересен не только внешний вид игрушки, но и принцип её действия, из чего она состоит, почему работает. Когда возникает такое большое разнообразие вопросов, они приходят к выводу о необходимости разобрать вещь на детали. Иногда это удается сделать аккуратно, но в большинстве случаев всё-таки она ломается. Но, несмотря на это, такой ребенок даже не расстроится, ведь конечный результат не так радует, как процесс.

Что делать, если ребенок ломает игрушки

Какое же ужасное разочарование приходит ко взрослым, когда подаренная ими от чистого сердца кукла через пять минут оказывается без головы. Обида и ярость буквально хлещут прямиком на виновника случившегося. Дальше следуют наказания, расстройства и целые реки слёз. В конечном итоге малыш растит в себе ещё больше злости и недопонимания, желание сделать что-либо в ответ на такой поступок со стороны родителей. Поэтому следующий презент уже заранее будет обречен на недолгую жизнь. Что делать, если ребенок ломает игрушки, знают далеко не все. Самостоятельно придуманные способы борьбы, к сожалению, помогают не сильно, а то и ещё больше обостряют ситуацию.

Правила поведения родителей


Вполне возможно, что конструкторы и машинки, разбитые вдребезги - это лишь результат неправильного отношения родителей к ребенку. Таким образом, демонстрируется наличие какой-либо истинной проблемы, которая существует в данной семье. Поэтому не стоит воспринимать слишком буквально данное поведение, а нужно просто попытаться действовать следующим образом:
  • Выяснить причину . Конечно же, нельзя у годовалого ребенка получить ответ, почему он сломал погремушку. Речь идёт о более старших детках, которые могут делать это из-за наличия какого-либо собственного интереса. По большей части такое поведение свойственно мальчикам. Иногда ещё в раннем возрасте они уже проявляют интерес к технике, пытаются её разобрать или самостоятельно починить. Ясно, что не всегда такой процесс заканчивается положительно, но наказывать за это нельзя. Если причина именно такова, то нужно заменить цельные игрушки на конструкторы, сборные комплекты или приобрести целый набор юного мастера. В таком случае довольными останутся как родители, так и дети.
  • Уделять внимание . Покупка рёбенку игрушки ещё не значит, что родительский долг выполнен. Нужно не только принести её и отдать, а ещё и показать, как правильно ею пользоваться. Минутка времени должна найтись и для того, чтобы просто поиграть с ребенком. Маленькие детки, особенно если в семье нет братика или сестрички, не могут всё время находиться сами. Им нужно, чтобы мама помогала заплетать куклам косички, папа «жужжал» вместо паровоза, а дедушка научил стрелять с подаренного автомата. Очень важно не откупаться от детей подарками, а самому принимать участие в их повседневной жизни.
  • Не идти на поводу у капризов . Существуют также и семьи, в которых не принято говорить детям слово «нет». Всё, что ребёнок хочет, тут же становится его собственностью. Такой принцип, как ничто другое, портит характер их чада. Малыш будет делать всё, что ему придет в голову, ведь мама всё равно ничего не запретит. Это сулит небрежное отношение не только к игрушкам, но и к другим вещам в том числе. Именно поэтому нельзя выполнять все капризы детей. И если ребенок специально сломал танк, то не нужно сразу же бежать в магазин за новым. Да, он будет плакать и расстраиваться, но здесь важно кое-что другое. Тогда выработается чувство ответственности и долга, а не только вседозволенность и распущенность.
  • Контролировать свое поведение . Ни в коем случае нельзя даже на минутку позволить себе расслабиться в окружении детей. Ведь мама и папа являются для них главным примером подражания. Именно поэтому, когда сын видит, как его отец со злости разбил дрель в процессе ремонта дверей, не стоит потом удивляться сломанным машинкам в доме. Для ребенка свойственно вести себя так, как это делают окружающие его люди. Следует помнить о рамках позволенного и не делать исключений для себя лишь потому, что вы взрослее. Этого дитя не поймет.

Особенности выбора игрушек


На самом деле не всегда в таком поведении виноваты родители. Иногда они действительно делают всё правильно, объясняют, помогают, играются, но потери всё-таки продолжают случаться. Тогда остается переложить всю вину на сам предмет пользования. Часто случается так, что он по каким-либо причинам не подходит этому малышу и заставляет его прибегать к подобным действиям.

Современные психологи видят покупку игрушки для ребенка как очень трудоемкий процесс, который может принести как огромную пользу в семью, так и много проблем. Именно поэтому было разработано несколько критериев выбора подарков для детей:

  • Соответствие возрасту . Нельзя приобретать для двухлетнего ребенка наборы юного врача или техника. А вот в свои пять годиков малыш будет невероятно счастлив от такого подарка, ведь теперь он понимает его предназначение. Даже если подробно объяснить и показать правила пользования детям поменьше, это не предотвратит возможную поломку. Они не могут научиться всему сразу, нужно определенное количество времени и достаточный уровень развития, чтобы играться с некоторыми вещами.
  • Учет интересов . Требовать от мальчика бережно относиться к кукле - совершенно бесполезное дело, ведь она ему не интересна. Более того, представители мужского пола чаще склонны к проявлению жестокости в чем бы то ни было. Поэтому их игрушки служат по определению меньше времени, чем женские. Но важно помнить не только о половых различиях в интересах, но и про увлечения детей. Некоторые из них любят конструкторы, другие мечтают стать докторами, третьи хотят на день рождение косметику. Всё это не просто прихоти, ведь купив что-либо другое, можно нарваться на волну гневного отношения к вещи. Ребенку не будет интересно играть с помадой, если он хотел поезд.
  • Расчет хрупкости . Взрослые люди совершенно по-другому относятся к выбору подарков. Многим нравятся дорогие фарфоровые куклы, красивые плюшевые мишки, стеклянные наборы для чаепития. Но у детей несколько иной подход к вещам. Годовалому ребенку обязательно захочется облизать шерстяного медведя, а трехлетняя девочка попытается разбить тарелку о стол. И это совсем не потому, что они непослушные, а просто лишь из-за своей детской непосредственности и юного возраста. Нельзя подарить ребенку красивую бьющуюся барби и поставить её в шкаф. Детям необходимо трогать вещи, исследовать их на прочность, переворачивать и открывать. Покупать их для коллекции не имеет смысла.
Как отучить ребенка ломать игрушки - смотрите на видео:


Очень большое количество мам пытается найти ответ на вопрос, почему дети ломают всё вокруг. На самом деле эта проблема не должна вызывать такой паники у родителей, ведь способы её решения достаточно просты. Для этого необходимо всего лишь приложить немножечко старательности и внимания при выборе игрушек, а также для разъяснения правил её использования. Ну, и самое главное - не забывать о том, что родители обязаны участвовать в воспитании детей не только дистанционно, но и путем настоящего присутствия в нужный момент.

Это еще не повод вешать на него ярлык агрессивного и склонного к разрушению ребенка. И далеко не всегда такое поведение объясняется тем, что кроха хочет досадить родителям.

Как говорят детские психологи, если ребенок ломает игрушки, то он это делает не потому, что слишком избалован и не умеет ценить вещи. Как правило, малыш чувствует себя исследователем, который пытается понять, как устроен тот или иной предмет. Но это не единственная причина, почему ребенок ломает игрушки. Давайте выясним, что на самом деле может скрываться за «плохим» поведением малыша.

Любопытство. Как уже было сказало, малыш постоянно находится в процессе познания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у ребенка появляется желание изучить, как работает механизм вертолета на радиоуправлении или говорящей куклы. Он пытается разбить или разобрать их, чтобы понять, как устроен «внутренний мир» игрушек.

Недостаток родительского внимания . Современные мамы и папы часто пропадают на работе, зарабатывая средства, но при этом экономя на времени, которое они могли бы уделить своему чаду. Чувствуя за собой вину, многие родители «откупаются» от ребенка дорогими подарками. Однако даже самые красивые и «навороченные» игрушки не заменят для крохи родительского внимания. А пытаясь уничтожить игрушку, ребенок своим плохим поведением хоть как-то завоевывает внимание членов семьи.

Сам процесс игры . Малыш, который играет в сюжетные игры, может отождествлять себя с героями. В процессе игры он хочет «убить» злого волшебника, дракона или волка, а сделать это можно только уничтожив игрушку. Ребенок ломает игрушки, следуя примерам из фильмов и компьютерных игр, в которых одни персонажи убивают других.

Потребность выплеснуть агрессию. Ребята, как и взрослые люди, могут чувствовать злость и переживать обиду, и часто дети ломают игрушки, чтобы дать волю накопившимся негативным эмоциям. Нередко родители не справляются со своими чувствами, поэтому начинают повышать голос на малыша. Точно так же, перенимая привычки взрослых, малыши разбивают игрушки, отрывают их детали и даже кричит на них.

Что делать, если ребенок ломает игрушки

1. Как видите, часто ребенок ломает игрушки не умышленно, он так же, как и родители, приходит в расстройство от того, что произошло. Малыша не нужно ругать в таком случае. Рекомендуется приобретать игрушки с учетом темперамента малыша - лучше купить качественную игрушку, чем много хрупких и ненадежных.

2. Родителям довольно сложно научить шестилетнего ребенка бережно относиться к вещам, однако мама и папа могут попытаться свести к минимуму случаи уничтожения игрушек. К примеру, можно купить игрушку , о которой крохе будет приятно заботиться, причем не одну. Ведь уже с четырех лет малышу знакомы чувства любви и заботы.

3. Чтобы ничего не препятствовало изучению окружающего мира, желательно обеспечить малышу достаточное поле для экспериментов, при этом убрав подальше все хрупкие и ценные предметы.

4. Маленьким исследователем можно предложить разобрать ненужные часы или старый фотоаппарат под вашим присмотром. Кроме того, направьте любознательность и тягу ребенка к разного рода механизмам на сборку и разборку конструктора. Даже для совсем маленьких, 2-3 летних малышей в магазине найдутся яркие и безопасные детские игрушки с большими деталями.

Не стоит паниковать, если ваш ребенок бьет игрушки и ломает их - через этот период проходит большинство малышей. Вам нужно запастись терпением, и не ругать его, иначе вы, наоборот, настроите ребенка против себя. Лучше направить силы и внимание крохи в другое русло.

Вопрос «почему ребенок ломает игрушки», беспокоит многих родителей. Что делать в такой ситуации и стоит ли бить тревогу, сейчас попробуем в этом разобраться.

Причины детского поведения

Причин такого поведения ребенка может быть несколько.

  1. Тип темперамента малыша .

Поведение, при котором наблюдаются чаще разрушительные действия, свойственно детям с типом темперамента – холерик. У таких детей игрушки ломаются сами по себе. Данный тип темперамента означает непоседливость, быстроту действий, большую активность.

Такой ребенок может просто бежать сломя голову и по ходу наступить на игрушку, даже не заметя ее на своем пути.

В маленьком возрасте (2 – 3 года) дети еще не умеют управлять своими эмоциями.

Это возможно не раньше 7 – 8 лет. Поэтому ругать малыша за поломанную игрушку точно не стоит.

  1. Плохое самочувствие ребенка .

Это может быть банальная усталость, а возможно - это проявление начала болезни. У ребенка может что-то не получаться в процессе игры и в таком состоянии он воспринимает свои неудачи с повышенной возбудимостью и проявлением агрессии.

  1. Некачественные игрушки .

Дешевая игрушка может очень быстро поломаться. И ребенок будет совсем в этом не виноват.

  1. Игрушка может не соответствовать развитию малыша на данный момент времени.

Обязательно нужно учитывать возрастные особенности конкретного периода жизни. Если игрушка не соответствует возрасту ребенка – это означает то, что он попросту не сможет с ней справиться в процессе игры. За этим последует огорчение малыша и своеобразная сдача игрушке от ребенка в виде её поломки.

  1. Малыш находится на стадии познания мира , в том числе и методом анализа, который заключается в разборе целого на составные части. Таким образом, ребенок пытается понять, как все устроено в этом мире. Многие из взрослых могут вспомнить ситуацию, как разбирали в детстве непонятную для себя вещь, будь то будильник или утюг.
  2. Выражение недовольства .

В маленьком возрасте дети не способны к анализу ситуации в целом и самоанализу в частности. Если он не может справиться с игрушкой, значит в этом, по его рассуждениям, виновата только она. Если в машинку не помещается его любимый кубик, значит виновниками, сложившейся ситуации является кто-то из них. Поэтому надо разобраться либо с кубиком, либо с машинкой, отшвырнув их прочь. Примерно так рассуждает ребенок. Ему даже в голову не приходит, что предметы не соответствуют размеру друг друга, и он их не правильно подобрал для своей игры.

  1. Проявление своего «Я». В крошечном возрасте (с первого месяца жизни) ребенок полностью зависит от родителей и не противоречит этому. Но постепенно вырастая, у него начинает формироваться осознание себя как личности.
  1. Привлечение внимания . Такими методами ребенок пытается привлечь внимание к себе со стороны родителей. Разрушительное поведение может послужить для взрослых неким сигналом к действию.

Чтобы лучше научиться понимать своего ребенка и иметь в арсенале способы быстро договориться с ним в любой конфликтной ситуации, смотрите интернет-курс для родителей детей от 1 до 7 лет Послушание без криков и угроз >>>

Что делать с разрушительным поведением ребенка

Первое и, пожалуй, самое важное, что нужно сказать, отвечая на вопрос что делать, если ребенок ломает игрушки – это не ругать. Таким способом воздействия добиться ничего хорошего нельзя. Напротив, это еще больше усилит агрессивное поведение ребенка, а в самом худшем варианте приведет к тому, что малыш замкнется в себе. Впоследствии бороться с этим будет сложно.

Чтобы справиться со своими эмоциями, посмотрите интернет- семинар от детского психолога Мама, не кричи! >>>

Что еще может помочь родителям?

  • Если вы заметили, что ребенок плохо себя чувствует, не стоит давать ему игрушки, которые требуют определенной концентрации внимания или дополнительных усилий. Стоит оставить только самые любимые вещи, с которыми он постоянно играется, не требующие в процессе игры больших стараний.
  • Покупайте качественные игрушки – так может звучать ещё один ответ на вопрос родителей: ребенок ломает игрушки, что делать? Так вы избавите ребенка от излишних разочарований и как следствие проявления агрессивности. Лучше купить малышу одну, но качественную игрушку, нежели приобретать несколько дешевых.
  • Переключите внимание. Дети способны быстро переключаться с одного действия на другое. Привлеките внимание малыша к другому виду деятельности, используя при этом игровую форму. Например, можно предложить малышу построить замок из пластилина, в который он поселит свою любимую куклу или гараж для его машины. Немного родительской фантазии и вопрос решен.
  • Как реагировать родителям, если ребенок ломает игрушки? Ответ прост – смотрите глубже. Причина ведь не в том, что он ломает, а в том ПОЧЕМУ он ломает.

Помогите ребенку справиться с эмоцией, которая вызывает приступ гнева и злости. Например, вместе с ним постройте железную дорогу или помогите усадить мишку на машину так, чтобы он не падал.

  • Покупайте ребенку игрушки соответствующие его возрасту. При покупке надо обязательно обращать внимание на этикетки, где всегда значится, для какого возраста предназначена игрушка. В соответствии с этим уже приобретайте понравившуюся вещь, как вам, так и малышу. Немаловажен и тот факт, что игрушка, не подходящая возрасту ребенка, может причинить ему вред (мелкие детали, которые можно проглотить или вдохнуть и т.д.).
  • Не преувеличивайте значение происходящего. В такой ситуации всем членам семьи не стоит фиксировать разрушительное поведение ребенка. Это означает не проявлять эмоциональной реакции на происходящее:
    • Вопросы типа: «Зачем ты так поступаешь?» и т.д.
    • Поиски объяснений такому поведению.
    • Переспрашивания.
    • Горестные причитания.

Повышенное внимание со стороны родителей может невольно закрепить такое поведение малыша и не дать перейти ему к освоению других способов познания.

  • Проводите с ребенком больше времени. Никакие, даже самые дорогие игрушки не способны заменить родительскую тепло и ласку. Чаще разговаривайте со своим ребенком. Спрашивайте как у него дела, интересуйтесь тем, что его беспокоит. Всегда говорите о том, что любите и благодарите его за то, что он у вас есть.
  • Давайте игрушки, которые невозможно поломать или же не жалко. Например, пластмассовые или тряпичные кубики, резиновые машинки и т.д. Это могут быть старые ненужные вещи, которыми вы уже давно не пользуетесь. Дети прекрасно играют с простыми вещами – их воображение позволяет им это делать.

Всегда нужно помнить о том, что дети – это такие же люди, как и вы сами. Ребенок может себя плохо чувствовать, быть чем-то не удовлетворен или у него просто может быть плохое настроение. Не стоит сразу начинать читать поучительные нотации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: