Почему ребенок 8 лет не хочет учиться. Ребенок не хочет учиться: советы психолога

Сегодня многие родители жалуются на то, что их ребенок не хочет учиться. Для решения этой проблемы в ход они пускают все, начиная с изнурительных бесед со своим чадом и до «санкций» в виде «папиного ремня». Однако в большинстве случаев ничего не помогает. Что же делать в такой ситуации?

Самое важное найти причину нежелания ребенка учиться, которая, как это ни странно, зачастую кроется в нас самих (родителях). Давайте разберемся почему.

Чаще всего данная проблема характерна для тех семей, где родители полностью втянуты в процесс обучения своего чада, а именно «учатся» за него. Это выражается буквально во всем: они следят за тем, что задали на дом, собирают за него портфель, проверяют или вместе делают домашнее задание, при этом родитель стоит за плечом ребенка и постоянно указывает на допущенные им ошибки. Большинство родителей твердо убеждены в том, что от успешности учебы ребенка в школе зависит его обеспеченность в будущем. Конечно, некоторая правда в этом существует. Однако значение имеют не только оценки, которые сын или дочь получают в школе, но и навыки и умения, а также чувства, которые у них останутся после ее окончания.

Если ребенок, пребывая в школе, часто находится в состоянии сильного напряжения, страха или стресса, если там он постоянно чувствует себя неуверенным, неуспешным, плохим, если в его сознании постепенно формируется отвращение и ненависть к обучению, то после школы он вряд ли будет с любовью относиться к учебе. Скорее всего, он всеми силами будет стараться как можно скорее покончить с этим этапом в своей и жизни, и не возвращаться к нему больше. Поэтому принуждая своего ребенка в процессе учебы можно достичь противоположных целей. Существует достаточно примеров, когда родители напрочь отбивают у детей желание к чтению, занятиям музыке, заставляя и критикуя детей по любому поводу в свое время.

В наше время детям учиться в школе достаточно не просто, но все же справиться самостоятельно с этим для них возможно. Только при условии, что ребенок не обладает непомерными амбициями родителей, если он учится там, где учебные требования не превышают его возможностей, если от него не ждут того, что он сможет реализовать несбывшиеся мечты родителей, а так же если ожидания учителя относительно ребенка не выше его способностей. Вначале кроху необходимо научить учиться, только в этом случае в дальнейшем он самостоятельно сможет освоить школьную программу. А уж насколько успешным будет его процесс обучения, зависит, в том числе, от его умственного потенциала.

Среди многих родителей бытует мнение, что от природы все дети ленивы, что они только и думают о развлечениях, играх, бездельничестве. Конечно, такое мнение имеет под собой основание, но только в случае с детьми, которым удалось вырваться из под контроля родителей на несколько минут или часов. Именно такие дети за отведенный им промежуток времени стремятся сделать все то, что им долго и категорически запрещали. Основная же масса ребятишек расположена к занятиям делом в разумном сочетании с отдыхом, стремится к успеху и может сосредоточенно заниматься, если понимают, что за это в ответе они сами, что любые ошибки или победы будут только их. Дети гораздо активнее отзываются на то занятие, которое они в состоянии организовать самостоятельно, на конечный результат которого они могут оказать влияние, и в котором они вправе распределять свои усилия и время.

Те родители, которые могут позволить себе не работать, часто фокусируют все свои заботы на учебе ребенка, всячески помогая ему в этом нелегком труде, чем создают серьезные проблемы не только себе, но и своему чаду. Чаще всего такая чрезмерная опека во всем происходит из соображений типа «Он такой несобранный и невнимательный, за ним нужен глаз да глаз, иначе вообще ничего делать не будет» или «Вот мне в своем время никто не помогал, и мне было очень трудно, поэтому для (сына, дочери) я сделаю все от меня зависящее». Несмотря на благость намерений родителей, реальные потребности ребенка не всегда с ними совпадают.

Чаще всего причиной несобранности и невнимательности детей в период освоения школьной программы является неумение управлять собой, которому они должны были научиться в дошкольный период. Этого не произошло во многом из-за того, что все или, во всяком случае, многое делали и решали за них взрослые (родители, бабушки и дедушки), либо детей попросту от всего ограждали, поэтому они не могли реализовать что-то самостоятельно от начала и до конца. Все эти проблемы особенно остро проявились в школе, которая начинает усиливать предыдущие воздействия. Если ребенка дома постоянно контролировали, то усиливается контроль, если слишком опекали – усиливает опеку. Только вот эти меры ничего не решают, проблема остается. Более того, она усиливается, в результате чего ребенка начинают уговаривать, наказывать, если не помогло первое, делать за него. Видя все это, у маленького человека пропадает желание учиться, что, в общем-то, и так не просто в рамках современной системы образования.

Контроль над ребенком родители полностью берут в свои руки. Их требования и приказной тон становятся все жестче, при этом воля малыша сводится на нет. Процесс обучения и оценки становятся приоритетом для родителей, и в меньшей степени для отпрыска. Плюс ко всему у ребенка формируется сильное сопротивление к их нажиму, которое может проявляться в разных формах: лень, капризы, саботаж, частые и долгие походы в туалет, возмущение, попить, конфликты, забывание домашних заданий, скандалы, откладывание уроков на потом, открытое выражение протеста (особенно в подростковый период). В ответ на это родители, как правило, показывая пальцем на ребенка, как только его не называют (лоботряс, лентяй, бестолковый, балбес и т.п.), в зависимости от размера словарного запаса. Родители не могут признать тот факт, что не только ребёнок виноват в сложившейся ситуации, ведь, по их мнению, они всегда и все делали правильно.

Со временем ребенок при таком тотальном родительском контроле теряет мотивацию к тому, чтобы что-то делать, а также необходимую для этого энергию, плюс ко всему в нем нарастает сопротивление к этому внешнему «благому» давлению. Чем сильнее давление, тем больше сопротивление, если воля ребенка уже не была сломлена и подчинена родительской воле. Если ваше дитя противится вашему мнению и имеет свое, вы должны радоваться, поскольку он в силах отстоять свое Я и свою личность, не дав ее растоптать и уничтожить. Задачей родителей в данном случае является выявление причины такого яростного сопротивления и ее устранение. Ведь, сопротивляясь, организм ребенка тратит огромное количество энергии, и становится слабым вдвойне.

Представьте, что когда вы уходите на работу, кто-то из членов семьи вас регулярно проверяет, написали ли вы отчет, все ли с собой взяли. Вам бы это не понравилось, но к этому вы бы быстро привыкли. А когда-нибудь, вам забудут напомнить про отчет, вы его действительно оставите дома, тогда возмущенно вы скажите жене «Ты почему мне не напомнила!», переложив всю вину на нее. Она же в ответ скажет, что «Я не обязана помнить про твой отчет!». Конечно, не обязана. Так не нужно лезть не в свое дело. В данном случае, получается, виноваты оба, одна взяла на себя ответственность, а другой послушно отдал.

А какие чувства возникнут у вас, если над вами, после работы, кто-то будет довлеть, указывая, что и когда нужно делать, не взирая на ваши интересы и предпочтения. Если этим человеком будет ваша жена, думаю, вы с ней бы расстались, если мама – нашли бы вариант как разъехаться, несмотря на любовь и уважение к ней. Это нормально, когда у тебя возникает чувство ненависти к тому, кто вас принуждает что-то делать против вашей воли. Вы бы желали, чтобы ваш ребенок испытывал такое чувство к вам? А если при этом еще стояли у вас за спиной и кричали на вас каждый раз, когда бы вы допускали в своей работе ошибку, или заставляли переписывать, потому что не аккуратно написано, вы смогли бы собраться, сконцентрировать внимание, у вас бы возрос интерес к вашей работе? То же самое происходит и с детьми. Только вот они не могут показать свое возмущение, стукнуть кулаком по столу, как взрослые, послать всех, так как бояться огорчить родителей или ослушаться их. Они тратят свои силы также на подавление чувства страха и злости, испытываемые в этот момент. Неудивительно, что у них нет желания учиться.

Что же делать? Перестать контролировать? Родители таких детей уверены, что если ослабить контроль, такие дети вообще забросят уроки и скатятся на двойки. Естественно, если ребенку 9-10 лет, и все он прожил под неусыпным родительским контролем, сейчас полностью освободить от надзора родителей означает однозначную его неудачу в управлении собой и собственной учебой. Этому необходимо учиться, при этом ребенок будет делать это с риском того, что успеваемость его будет находиться первое время не на том уровне, каком хотелось бы вам. В данном случае родителям следует сделать выбор между оценками, которые не отличаются высоким уровнем при наличии такой проблемы, и временем, которое необходимо для формирования у ребенка навыков самоконтроля и самоуправления. Это время должно стать временем учебы ребенка, а не вашей учебой за него. В течение этого периода родители должны быть готовы к тому, что вначале их чадо будет ожидать от них привычных действий, не увидев которые, будет провоцировать на них, или забросит с радостью учебу, но потом поймет, что отстающим двоечником в классе быть не особенно приятно. Постепенно ребенок сможет научиться подводить себя самого к действию, вначале с переменным успехом, далее все лучше, до первых хороших оценок, полученных самостоятельно.

В особо запущенных случаях, когда ребенок, привыкнув к совместной работе, не готов делать все самостоятельно, что говорит об отсутствии веры в собственные силы или страхе ошибиться, инфантильности или психологической незрелости, можно попробовать вначале с занятий, которые ребенок делал всегда с легкостью. Более сложные занятия он должен выполнять самостоятельно, изредка советоваться с вами в случаях, если что-то непонятно. Важно, чтобы ребенок научился планировать, когда и что ему делать. В случае если он не успеет что-то сделать, то пойдет в школу с не выученными уроками, чтобы получить законную двойку, расстроиться, и в конечном итоге самостоятельно ее исправить. Чтобы успех пришел гораздо быстрее, отмечайте каждую победу вашего сына или дочери в умении осуществлять контроль над собой, и не реагируйте негативно на неудачи, а попытайтесь совместно с ребенком разобраться и выявить причины, почему так все вышло.

Очень важно, чтобы родители в момент, когда они предоставили ребенку возможность самому себя контролировать, было чем заняться самим. В большинстве случаев сверхопека и сверхконтроль над ребенком – это еще одна возможность компенсировать свою нереализованность в профессии или в жизни.

Понятно, что желание учиться необходимо развивать родителям у ребенка в дошкольном возрасте.

Несколько советов, как вести себя родителям в этот период, чтобы развить желание ребенка к учебе.

  • В младшем дошкольном возрасте для ребенка огромное значение имеет любовь родителей, поэтому не забывайте об этом говорить малышу. Оказывайте ему психологическую поддержку, будьте доброжелательны и снисходительны к нему. Ваши требования не должны носить настойчивый и строгий характер.
  • Никогда не пытайтесь сравнивать способности своего ребенка с другими детьми, учеба не должна быть стрессом для дитя.
  • Каждый ребенок обладает своим уровнем способностей, который может и не дотягивать до ваших ожиданий. Поэтому следует быть более реалистичными в своих ожиданиях и умерить свое тщеславие.
  • Старайтесь не перегружать ребенка занятиями, чтобы не вызвать в его сознании негативных эмоций.
  • При выборе занятий стоит учитывать темперамент и интересы ребенка, иначе пользы такие занятия не принесут.
  • Прививайте ребенку любовь к чтению, читая сами и читая малышу. Поощряйте все его самостоятельные шаги.
  • Учите ребенка планированию своих дел, а также доведению всего начатого им до конца. Учите правильно распределять время, требующееся на отдых и работу.
  • Обязательно хвалите и поощряйте ребенка за его успехи, не акцентируйте внимание на неудачах, помогайте совершенствоваться в том, что не получается.
  • Не ставьте перед ребенком заведомо невыполнимых задач, поскольку неудачи деморализуют неокрепшие умы.
Очень важно, чтобы родители смогли создать располагающую к успешному обучению обстановку. Взрослые являются неким посредником между внешним миром и ребенком. Ответственность за успешность ребенка лежит на родителях. Родители должны быть очень терпеливы, ведь будущее детей находится в их руках.

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Практически все родители в определенный период сталкиваются с ситуацией, когда их дети не проявляют большого желания учиться в образовательном учреждении. Хватаются за головы: «Как же так, ведь он такой умненький и талантливый, совсем недавно он с удовольствием учился и приносил из школы хорошие оценки, учителя его хвалили, но сейчас - будто подменили…»

Что только не предпринимают папы и мамы, бабушки и дедушки в своем благородном стремлении наставить чадо на путь истинный, используют метод кнута и пряника, стыдят, хвалят, рисуют «лентяю» его незавидное будущее, приводят в пример в учебе сверстников, а исчерпав все методы воздействия, отчаявшись, идут с сыном или дочкой к психологу.

Между тем причины, по которым ребенок не хочет ходить в школу, довольно просты, однако, требуют тщательного разбора.

Масштаб проблемы

А известно ли вам, что изначально слово «школа» в переводе с греческого означало «свободное времяпрепровождение, беседа». Философы приглашали желающих на своеобразные «уроки», где обменивались опытом, ведя неспешные беседы в спокойной обстановке. А теперь сравните древнегреческую и современную школы. Сегодня система образования далека от исконной: строгий контроль за успеваемостью, оценки.

Школа выполняет свое предназначение - дать детям определенные знания, а индивидуальные особенности конкретного обучающегося - это уже второстепенный вопрос. Родители хотят того же, чтобы их дети на протяжении одиннадцати лет усваивали информацию, приносили удовлетворительные оценки, чтобы впоследствии могли поступить в вуз и получить образование. Ребята же непосредственны и искренни, многие из них не приемлют навязанную в ультимативной форме систему обучения.

Так что, нежелание учиться является адекватной реакцией. Вспомните себя в их возрасте? А так ли уж было велико ваше стремление посещать школу каждый день? Все ли предметы вызывали у вас одинаковый интерес? Все ли учителя были любимы вами? Вряд ли. Да и современная система образования в наши дни далека от идеальной.

Если разобраться, то все дети без исключения хотят учиться. Однако у всех школьников разные способности. Одни наделены аналитическим складом ума, другие обладают творческими способностями, третьи тяготеют к гуманитарным предметам.

Между тем всем им приходиться овладевать одними и теми же науками, многие из которых им попросту не даются. Так что, перед тем как навешивать на ребенка ярлык бездельника, попробуйте вникнуть в проблему, разобраться, что лежит в основе потери интереса к учебе, и если вы вовремя не смогли раскрыть в нем талант, подумайте, может быть, в сложившейся ситуации есть и ваша вина тоже?

Пока не поздно нужно принимать меры, которые заключаются в выявлении у ребенка профориентации, склонности к тем или иным изучаемым наукам, и при необходимости переводить в учебное заведение, где углубленно изучают эти предметы, подбирать кружки, записывать на факультативы.

10 причин, по которым ребенок не хочет учиться в школе

Если родители сумеют выяснить причину, по которой их ребенок не хочет учиться, то можно сказать, что проблема наполовину решена. Главными факторами, вызывающими отрицательное отношение к школе, являются:

  1. Тотальный контроль со стороны родителей. Ребенка, вернувшегося из школы, сразу же заставляют делать уроки, скрупулезно осматривают дневник, тетради, начинают ругать за неудовлетворительные оценки. Между тем ему требуется не менее 1,5 часов, чтобы восстановиться и передохнуть. Усталость, рассеянность приводят к тому, что он становится раздражительным, в нем поднимается буря протеста против подобного контроля и, как следствие, возникает нежелание учиться.
  2. Отсутствие контроля. Бывает и так, что родители впадают в другую крайность, предоставляя ребенку полную свободу действий, мол, он уже взрослый и ответственный. Ребятам же хочется погулять, поиграть с товарищами, посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. Не переоценивайте возможности сына или дочери, контроль в разумных пределах еще никому не вредил.
  3. Конфликты в школе. Ребенок может не рассказывать родителям о своих личностных проблемах. Он может ссориться с другими ребятами, педагогами и не афишировать этот факт. Между тем это основная причина, по которой дети не хотят учиться и посещать учебное заведение, и являются неуспевающими.
  4. Переоценка ценностей. На малыша, с самого раннего возраста проявлявшего выдающиеся способности, родители возлагают большие надежды. Каким же горьким бывает разочарование, когда ребенок, которого они с гордостью называли гением, вдруг заявляет, что ему неинтересно учиться. Такие ребятишки не могут учиться из-под палки, а чрезмерное давление их только раздражает.
  5. Нет стимулов. Если ребенок не хочет учиться, вполне возможно, что у него нет мотивации. Не все дети понимают, зачем нужно каждый день ходить в школу, не все ориентированы на долгосрочный результат, на окончание учебного заведения хотя бы без троек.
  6. Спекуляция на здоровье. Часто болеющие дети иногда могут симулировать признаки болезни. Родители жалеют свое чадо, часто позволяя ему оставаться дома, вместо того, чтобы отправляться в школу. Хитрец же, получая поблажку, начинает размышлять примерно так: «Зачем нужна эта школа, оценки, если все равно за прогулы не накажут?» Хорошие отметки ведь и так поставят, жалея «бедного больного».
  7. Неблагоприятная обстановка в семье, скандалы между родителями способствуют раздражительности и нервозности у ученика, снижает интеллектуальные процессы и желание учиться.
  8. Плохая компания. Очень часто ребенок-подросток не хочет учиться, если он находится под влиянием других детей, для которых в приоритете другие ценности и, возможно, дурные привычки.
  9. Закомплексованность. Если у ребенка есть какие-то дефекты внешности или он сильно отстает по какому-либо предмету, вполне логично, что он не будет испытывать желание ходить в школу, опасаясь насмешек в свой адрес.
  10. Чрезмерная активность. Если мальчик или девочка отличаются гиперактивностью, ему будет сложно высидеть все уроки в школе, выдержать учительский контроль.

Есть и множество второстепенных причин, объясняющих, почему дети не хотят учиться в школе. Это может быть и психологические стрессы, и переутомляемость, и недосыпание (обычно это касается младших школьников), и чрезмерная ответственность ребенка, которая может привести к потере интереса к учебе.

Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться

В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком, как со взрослым человеком, узнать, что именно является для него препятствием для успешного обучения. Установив причину, следует немедленно приступить к ее устранению. От того, насколько оперативно вы будете действовать, зависит успех процесса, который не будет быстрым.

Например, если причина отсутствия интереса к учебе кроется в чрезмерной родительской опеке, то необходимо слегка опустить вожжи и дать ребенку немного самостоятельности (в разумных пределах). Вполне может статься, что вначале он будет учиться хуже, но затем обязательно поймет, что ходить в аутсайдерах не слишком престижно, и предпримет определенные усилия для получения хороших оценок.

Установите доверительные отношения. Поинтересуйтесь, как ваш сын или дочка общается со сверстниками, возможно, с кем-то из них у него серьезный конфликт. С малышами - учениками −1-4-х классов (от 7 до 11 лет) - проблему можно решить, что называется, на месте. Достаточно прийти вместе в класс и поговорить с детьми, со всеми вместе или по отдельности. С детьми в подростковом (12-15) и старшем возрасте (16-18) несколько сложнее, так как в этом возрасте не хочется казаться слабым перед ровесниками.

Что еще нужно делать, если ребенок не хочет учиться в школе? Обязательно поговорите с учителями. Не все педагоги обладают тактичностью и бывают справедливы. Не допускайте, чтобы кто-то обижал вашего ребенка.

Проводите с детьми больше времени, ходите на концерты, в кино, гуляйте, занимайтесь спортом. Найдите общие интересы - это будет способствовать сближению.

Если вы не можете сами разрешить ситуацию, нелишним будет обращение за помощью к специалисту, иногда и к психиатру, если проблема очень серьезна.

Было бы неправильным считать, что посещение психолога - это нечто постыдное, ведь на кону стоит здоровье вашего ребенка. Вполне возможно, что даже одного посещения специалиста будет достаточно, чтобы сделать жизнь ребенка и всех членов семьи легче. Советы опытного психолога, специализирующегося на школьных проблемах, помогут снять напряжение и прекратят дальнейшие споры о важности и целесообразности обучения:

  1. Постройте доверительные отношения с ребенком, станьте для него другом. В этом случае тайн у него от вас не будет.
  2. Постоянно показывайте малышу, насколько он дорог вам и любим, и его плохие отметки не повлияют на ваше отношение.
  3. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими, более успешными товарищами. Это может вызвать обратную реакцию.
  4. Позволяйте проявлять самостоятельность и самому решать, когда садиться за уроки и в каком порядке их делать. Однако ненавязчиво подскажите, что приступать сначала нужно к более сложным предметам, требующим максимальной концентрации внимания.
  5. Не устанавливайте жестких временных рамок, не принуждайте садиться за уроки. Договоритесь, что если малыш выполнить домашние задания до 19.00, то после это вы пойдете на каток, в кино, в зоопарк. Не бойтесь стимулировать.
  6. Не скупитесь на похвалу, помните, что лучшая награда - родительское одобрение.
  7. Не ругайтесь, за несделанные уроки, а констатируйте факты, например: «Ну вот, скоро ложиться спать, домашние задания еще не выполнены…»
  8. Не делайте уроки вместо ребенка, позвольте ему проявить собственную инициативу.
  9. Радуйтесь каждому, даже самому маленькому успеху. Ребенок должен поверить, что вы готовы разделить с ним его радости.
  10. Не стесняйтесь озвучивать чувства: «Я переживаю, что ты плохо выучил стихотворение. Вдруг учитель попросит тебя его рассказать, и ты получишь плохую оценку?».

В заключение хочется сказать всем взрослым: доверяйте сыну или дочери. Если ребенок произносит слова «Мне неинтересно учиться, я не пойду в школу», это не значит, что он хочет причинить вам обиду, возможно, он нуждается в помощи. Вам придется проявить незаурядное терпение, чтобы пройти со своим чадом этот долгий путь, стоит только захотеть.

Да что же это такое?! Ребенок опять прогулял школу. Что делать с этой бестией ума не приложу…Вас посещают такие мысли? Советы психологов в данной статье помогут понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Всех детей по энтузиазму к учебе можно поделить на 4 категории:

1) Учится с удовольствием
2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма
3) Не любят учиться, но способны терпеть
4) Отказываются учиться

Но не нужно думать что для одного ребенка возможна только одна категория. Один и тот же школьник может переходить из одной категории в другую. А зависит это от внешних факторов и пробелов в воспитании.

Порядка 20% школьников испытывают трудности в изучении школьной программы. Перед родителями встает вопрос: как же повлиять на маленького неуча?

Предпринимается множество попыток: уговоры, наказания, подкуп. Но чаще всего такие манипуляции не приводят к должному результату. И тогда в семье начинает твориться полный хаос. Постоянные крики, упреки и тщетные попытки наставить на путь истинный. Чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться, почему ребенок избегает учебы.

1)Отсутствие интереса

Распространенная причина – это отсутствие интереса к учебе.Если речь идет о первокласснике, то возможно еще не сформировался достаточный интерес к знаниям и любознательность, которые так необходимы для успешного обучения. В маленьком возрасте дети могут не понимать, зачем вообще нужны ежедневные занятия в школе, которые мешают играть. Встречается эта причина и у более старших детей.

Решение:

Постарайтесь сами объяснить ребенку насколько важно обучение для его последующей жизни. Хорошо было бы подключить учителей к решению этого вопроса, чтобы они попытались увлечь школьника новыми знаниями. Неравнодушных преподавателей довольно много. Если Вы обратитесь к ним за помощью, навряд ли они откажутся.

Случай из практики №1:

История Натальи: “Мой сын в 8 лет был сильно увлечен компьютерными играми. Настолько, что наотрез отказывался садиться за уроки. Просто невозможно было заставить сделать домашнее задание. Школу не пропускал, но вот дома только в игрушки свои играл.

Перепробовала все методы ничего не помогало. Потеряв веру в успех, я обратилась к психологу. К моему удивлению результат не заставил себя дать. Уже через 2 недели сын самостоятельно стал выполнять задания. Так постепенно его увлечение играм стало меньше. Теперь он играет только в выходные дни и не более пары часов.”


Случай из практики №2:

История Карины: “Моей дочери с первого класса не нравилась особо школа. На занятия ходила без энтузиазма, домашнее задание тоже выполняла из-под палки. Не было предмета, который бы ее интересовал. Кружки она тоже не посещала, что бы я ей не предлагала. В 10 лет после летних каникул она вообще отказалась посещать школу.

Сначала были различные предлоги: заболела, плохо себя чувствую. А потом заявила, после долгих расспросов, что у нее нет никакого желания учиться и ей это не нужно. Вот тут я действительно запаниковала, не знала что делать с дочкой. Как понять ее проблемы и помочь?

В итоге решила обратиться к психологу. И нисколько не пожалела об этом. В процессе работы с дочкой, психолог объяснил мне причины этой ситуации. Указал на мои ошибки в воспитании. Дал понять мне, что моя девочка, хоть и ребенок еще, но уже личность. А мое отношение к ней только портило ее. Сейчас слава Богу у дочки все хорошо и учеба ей дается без проблем, появился энтузиазм и радость от успехов.”

2) Не получается

Все люди разные, и дети не являются исключением. Кому-то хорошо даются точные науки, а кому-то гуманитарные. А возможно, ваше чадо не равнодушно к рисованию или музыке? А у вас, напротив, есть намерение, чтобы он стал ученым в области физики.

Возможно и такое, что программа слишком сложна для конкретного ребенка. В таком случае нужно подобрать для него коррекционный класс. Если у маленького ученика нет успехов в определенных предметах или в целом, то естественно у него может пропасть вообще желание учиться.

Решение:

Не нужно давить на ребенка и заставлять проявлять интерес к тому, к чему его нет. Правильнее будет подобрать ему школу по способностям и интересам.

Случай из практики №3:

История Оксаны: “Мой сын , поэтому были проблемы с воспитанием. Когда он пошел в первый класс, возникли сложности. Он не мог долго сидеть на месте, был невнимательным. Учитель старался ему помочь и относился с пониманием.

Но с переходом во 2-й класс все еще больше обострилось. Успеваемость была очень низкой, сын сильно отставал от других детей. Учитель посоветовал обратиться к детскому психологу. Если бы не психолог, то сын наверное остался бы на 2-й год. Благодаря консультациям он стал намного уравновешеннее, и внимательность возросла.”

3) Комплексы

Часто у детей возникают различные комплексы по поводу своей внешности или речи, поведения. Это тоже может послужить причиной, почему ребенок не проявляет интереса к учебе. Так как он может испытывать множество негативных эмоций и чувств, всякий раз, когда его вызывают к доске или задают вопрос. Может возникнуть страх, что его высмеют сверстники.

Решение:

Чтобы всегда знать, что в душе у вашего ребенка, что его волнует лучше придерживаться с ним общения на равных и быть ему другом. Тогда вы всегда будете в курсе его переживаний и сможете вовремя оказать нужную поддержку. Однако, некоторые родители считают, что дети всегда должны быть детьми, и боятся потерять авторитет.

Также иногда родительской помощи бывает недостаточно в таких случаях, и ученик все равно сильно переживает по поводу своих комплексов. В таком случае ему полезно будет воспользоваться консультациями психолога и преодолеть свои страхи еще в детстве, чем выносить это во взрослую жизнь.

4) Не влился в режим

Не все дети быстро привыкают к строгому режиму, необходимому для посещения школы. Вставать рано по утрам, сидеть за партой часами и внимательно слушать учителя, а затем еще и дома выполнять кучу домашней работы. Для многих это может стать сильным стрессом.

Решение:

Помогите ребенку составить удобный режим дня. После школы обязательно дайте ему отдохнуть пару часов и возможность заняться любимыми занятиями. Акцентируйте его внимание на том, что после того, как он потрудиться, его обязательно будет ждать какое-нибудь развлечение.

5) Гений по определению

Бывают нередко такие истории в жизни, что ребенок рано научился говорить, читать, писать еще до школы. А вот когда пошел в школу особых успехов в обучении не показывает. Здесь причина может быть в том, что он привык с малых лет к тому, что он гениален и воспринимает это как данность. Думает, зачем мне учиться, если я и так умный? Не привык что-либо делать для достижения успеха. Но ведь для успешного обучения необходимо и прилагать усилия.

Решение:

Здесь важно правильно объяснить, что всем независимо от заложенных природой качеств необходимо прилагать усилия. Только в таком случае результат не заставит себя ждать.

Если способности ученика действительно отличаются от детей со средней успеваемостью, хорошо будет отдать его в специализированную школу. Углубленная программа может заинтересовать, и он будет снова стремиться к знаниям.

Причины, зависящие от других людей

1)Когда родители слишком много берут на себя

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент. В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.

Решение:

Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.

Решение:

Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

Натянутые отношения с одноклассниками или с учителем, также могут вызвать антипатию школьника к обучению. Каждый поход в школу может быть для него испытанием. Вся энергия тратиться на разрешение конфликтов, а на учебу ее не остается. Около 50% детей, учащихся в начальных классах, говорят, что им не нравится их учитель.

Решение:

Для того чтобы быть всегда в курсе дел ребенка учитесь поддерживать с ним дружеские отношения. Старайтесь меньше читать нотаций, больше разговаривать на равных и давать советы.

При доверительных отношениях ребенок не будет чувствовать обиду и раздражение, которые возникают, когда им пытаются помыкать. А будет уважать Вас за понимание и помощь.

Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет. И затем нужно придумать выход из положения. Если у вас не получится помочь ему в этом вопросе самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Секреты мотивации детей

  1. Покажите, как приятен на вкус успех

    Показателем успешности в школе являются оценки – в данном случае “пятерки”. Учеников с хорошей успеваемостью уважают учителя, одноклассники и их родители. Также другие дети просят отличников помочь с различными заданиями, с которыми не могут справиться сами. В общем, эти дети не обделены вниманием и похвалой.

    А вот дети, которым по какой-либо из причин учеба дается сложно, не знают о такой стороне хорошей успеваемости. Поэтому нужно им помочь хоть раз испытать на себе успех. Узнать что такое когда ты любим и уважаем многими людьми. И когда ребенок испытает это чувство, он не захочет больше быть отстающим учеником и перекатываться с “двойки” на “тройку”.
  2. Помогите развить способности

    Не бывает детей без талантов. Бывают дети, талант которых не был раскрыт, а потенциал не реализован. Поэтому приглядитесь к своему ребенку, узнайте, что его интересует, что нравится. И запишите его на внешкольные занятия по этому предмету или виду искусства. Особенно важно это для детей, плохо успевающих по предметам, которые считаются основными, но имеют явные успехи, например в музыке или в футболе. Занимаясь любимым делом, чадо будет получать позитивные эмоции и силы на более сложные для него уроки.
  3. Объясните дочке или сыну смысл учебы

    Трудно достичь успеха и иметь энтузиазм в деле, если не понимаешь зачем это нужно. Чтобы ребенок лучше понял важность саморазвития и получения знаний, покажите на своем примере, как учеба в школе помогла вам в жизни.

    Например, мама работает журналистом в газете. А все потому что она старательно изучала в школе литературу и русский язык, благодаря чему поступила в университет и получила профессию мечты.

    Папа – тренер волейбольной команды. И он может заниматься любимым делом, только потому, что в школе получал хорошие оценки не только по физкультуре, но и по базовым предметам. Ведь ему нужно было окончить школу и сдать экзамены, чтобы получить эту работу.
  4. Научите ребенка не сдаваться перед трудностями и не впадать в уныние

    Кроха получила плохую оценку и в замешательстве от этого? На лице огорчение и обида от случившегося. Необходимо поддержать и рассказать, что это не повод грустить и опускать руки. В жизни случаются неудачи. От этого никто не застрахован. Но выигрывает в итоге тот, кто не пасует в сложную минуту. А засучив рукава и с улыбкой готовится к новой подаче.

    Также объясните ребенку, что плохая оценка не делает его недостойным и глупым. Это просто говорит о том, что он недостаточно хорошо подготовился к данному материалу. Но если он приложит больше усилий в следующий раз, то результат несомненно будет лучше.
  5. Помогите восстановить концентрацию Если у ребенка снижена концентрация и он не может сосредоточиться, то сейчас неподходящий для этого момент. Так как у него повышенная возбужденность. Лучше переключить его на более активные действия. А когда он придет в норму, продолжить занятия.В качестве переключения идеально подойдет помощь по уборке в доме, активные игры, например “прятки” или “жмурки”.
  6. Используйте хитрости

    Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился. Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания.


    Отличный результат будет, если рассказать чаду о его любимом герое. Как тот старательно учился в школе. Например, Бэтмэн благодаря полученным в школе знаниям смог правильно рассчитать скорость полета и постичь это искусство в совершенстве.

    На таких примерах можно наглядно показать ребенку, что на знаниях основан мир. Мы надеемся, эта статья помогла Вам лучше узнать своего ребенка и понять причины, почему он не желает учиться. А также применить на практике советы и увидеть результат.Если Вы до сих пор находитесь в тупике и не знаете, как мотивировать чадо к знаниям, ждем Вас на

Да что же это такое?! Ребенок опять прогулял школу. Что делать с этой бестией ума не приложу…Вас посещают такие мысли? Советы психологов в данной статье помогут понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Всех детей по энтузиазму к учебе можно поделить на 4 категории:

1) Учится с удовольствием
2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма
3) Не любят учиться, но способны терпеть
4) Отказываются учиться

Но не нужно думать что для одного ребенка возможна только одна категория. Один и тот же школьник может переходить из одной категории в другую. А зависит это от внешних факторов и пробелов в воспитании.

Порядка 20% школьников испытывают трудности в изучении школьной программы. Перед родителями встает вопрос: как же повлиять на маленького неуча?

Предпринимается множество попыток: уговоры, наказания, подкуп. Но чаще всего такие манипуляции не приводят к должному результату. И тогда в семье начинает твориться полный хаос. Постоянные крики, упреки и тщетные попытки наставить на путь истинный. Чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться, почему ребенок избегает учебы.

1)Отсутствие интереса

Распространенная причина – это отсутствие интереса к учебе.Если речь идет о первокласснике, то возможно еще не сформировался достаточный интерес к знаниям и любознательность, которые так необходимы для успешного обучения. В маленьком возрасте дети могут не понимать, зачем вообще нужны ежедневные занятия в школе, которые мешают играть. Встречается эта причина и у более старших детей.

Решение:

Постарайтесь сами объяснить ребенку насколько важно обучение для его последующей жизни. Хорошо было бы подключить учителей к решению этого вопроса, чтобы они попытались увлечь школьника новыми знаниями. Неравнодушных преподавателей довольно много. Если Вы обратитесь к ним за помощью, навряд ли они откажутся.

Случай из практики №1:

История Натальи: “Мой сын в 8 лет был сильно увлечен компьютерными играми. Настолько, что наотрез отказывался садиться за уроки. Просто невозможно было заставить сделать домашнее задание. Школу не пропускал, но вот дома только в игрушки свои играл.

Перепробовала все методы ничего не помогало. Потеряв веру в успех, я обратилась к психологу. К моему удивлению результат не заставил себя дать. Уже через 2 недели сын самостоятельно стал выполнять задания. Так постепенно его увлечение играм стало меньше. Теперь он играет только в выходные дни и не более пары часов.”


Случай из практики №2:

История Карины: “Моей дочери с первого класса не нравилась особо школа. На занятия ходила без энтузиазма, домашнее задание тоже выполняла из-под палки. Не было предмета, который бы ее интересовал. Кружки она тоже не посещала, что бы я ей не предлагала. В 10 лет после летних каникул она вообще отказалась посещать школу.

Сначала были различные предлоги: заболела, плохо себя чувствую. А потом заявила, после долгих расспросов, что у нее нет никакого желания учиться и ей это не нужно. Вот тут я действительно запаниковала, не знала что делать с дочкой. Как понять ее проблемы и помочь?

В итоге решила обратиться к психологу. И нисколько не пожалела об этом. В процессе работы с дочкой, психолог объяснил мне причины этой ситуации. Указал на мои ошибки в воспитании. Дал понять мне, что моя девочка, хоть и ребенок еще, но уже личность. А мое отношение к ней только портило ее. Сейчас слава Богу у дочки все хорошо и учеба ей дается без проблем, появился энтузиазм и радость от успехов.”

2) Не получается

Все люди разные, и дети не являются исключением. Кому-то хорошо даются точные науки, а кому-то гуманитарные. А возможно, ваше чадо не равнодушно к рисованию или музыке? А у вас, напротив, есть намерение, чтобы он стал ученым в области физики.

Возможно и такое, что программа слишком сложна для конкретного ребенка. В таком случае нужно подобрать для него коррекционный класс. Если у маленького ученика нет успехов в определенных предметах или в целом, то естественно у него может пропасть вообще желание учиться.

Решение:

Не нужно давить на ребенка и заставлять проявлять интерес к тому, к чему его нет. Правильнее будет подобрать ему школу по способностям и интересам.

Случай из практики №3:

История Оксаны: “Мой сын , поэтому были проблемы с воспитанием. Когда он пошел в первый класс, возникли сложности. Он не мог долго сидеть на месте, был невнимательным. Учитель старался ему помочь и относился с пониманием.

Но с переходом во 2-й класс все еще больше обострилось. Успеваемость была очень низкой, сын сильно отставал от других детей. Учитель посоветовал обратиться к детскому психологу. Если бы не психолог, то сын наверное остался бы на 2-й год. Благодаря консультациям он стал намного уравновешеннее, и внимательность возросла.”

3) Комплексы

Часто у детей возникают различные комплексы по поводу своей внешности или речи, поведения. Это тоже может послужить причиной, почему ребенок не проявляет интереса к учебе. Так как он может испытывать множество негативных эмоций и чувств, всякий раз, когда его вызывают к доске или задают вопрос. Может возникнуть страх, что его высмеют сверстники.

Решение:

Чтобы всегда знать, что в душе у вашего ребенка, что его волнует лучше придерживаться с ним общения на равных и быть ему другом. Тогда вы всегда будете в курсе его переживаний и сможете вовремя оказать нужную поддержку. Однако, некоторые родители считают, что дети всегда должны быть детьми, и боятся потерять авторитет.

Также иногда родительской помощи бывает недостаточно в таких случаях, и ученик все равно сильно переживает по поводу своих комплексов. В таком случае ему полезно будет воспользоваться консультациями психолога и преодолеть свои страхи еще в детстве, чем выносить это во взрослую жизнь.

4) Не влился в режим

Не все дети быстро привыкают к строгому режиму, необходимому для посещения школы. Вставать рано по утрам, сидеть за партой часами и внимательно слушать учителя, а затем еще и дома выполнять кучу домашней работы. Для многих это может стать сильным стрессом.

Решение:

Помогите ребенку составить удобный режим дня. После школы обязательно дайте ему отдохнуть пару часов и возможность заняться любимыми занятиями. Акцентируйте его внимание на том, что после того, как он потрудиться, его обязательно будет ждать какое-нибудь развлечение.

5) Гений по определению

Бывают нередко такие истории в жизни, что ребенок рано научился говорить, читать, писать еще до школы. А вот когда пошел в школу особых успехов в обучении не показывает. Здесь причина может быть в том, что он привык с малых лет к тому, что он гениален и воспринимает это как данность. Думает, зачем мне учиться, если я и так умный? Не привык что-либо делать для достижения успеха. Но ведь для успешного обучения необходимо и прилагать усилия.

Решение:

Здесь важно правильно объяснить, что всем независимо от заложенных природой качеств необходимо прилагать усилия. Только в таком случае результат не заставит себя ждать.

Если способности ученика действительно отличаются от детей со средней успеваемостью, хорошо будет отдать его в специализированную школу. Углубленная программа может заинтересовать, и он будет снова стремиться к знаниям.

Причины, зависящие от других людей

1)Когда родители слишком много берут на себя

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент. В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.

Решение:

Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.

Решение:

Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

Натянутые отношения с одноклассниками или с учителем, также могут вызвать антипатию школьника к обучению. Каждый поход в школу может быть для него испытанием. Вся энергия тратиться на разрешение конфликтов, а на учебу ее не остается. Около 50% детей, учащихся в начальных классах, говорят, что им не нравится их учитель.

Решение:

Для того чтобы быть всегда в курсе дел ребенка учитесь поддерживать с ним дружеские отношения. Старайтесь меньше читать нотаций, больше разговаривать на равных и давать советы.

При доверительных отношениях ребенок не будет чувствовать обиду и раздражение, которые возникают, когда им пытаются помыкать. А будет уважать Вас за понимание и помощь.

Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет. И затем нужно придумать выход из положения. Если у вас не получится помочь ему в этом вопросе самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Секреты мотивации детей

  1. Покажите, как приятен на вкус успех

    Показателем успешности в школе являются оценки – в данном случае “пятерки”. Учеников с хорошей успеваемостью уважают учителя, одноклассники и их родители. Также другие дети просят отличников помочь с различными заданиями, с которыми не могут справиться сами. В общем, эти дети не обделены вниманием и похвалой.

    А вот дети, которым по какой-либо из причин учеба дается сложно, не знают о такой стороне хорошей успеваемости. Поэтому нужно им помочь хоть раз испытать на себе успех. Узнать что такое когда ты любим и уважаем многими людьми. И когда ребенок испытает это чувство, он не захочет больше быть отстающим учеником и перекатываться с “двойки” на “тройку”.
  2. Помогите развить способности

    Не бывает детей без талантов. Бывают дети, талант которых не был раскрыт, а потенциал не реализован. Поэтому приглядитесь к своему ребенку, узнайте, что его интересует, что нравится. И запишите его на внешкольные занятия по этому предмету или виду искусства. Особенно важно это для детей, плохо успевающих по предметам, которые считаются основными, но имеют явные успехи, например в музыке или в футболе. Занимаясь любимым делом, чадо будет получать позитивные эмоции и силы на более сложные для него уроки.
  3. Объясните дочке или сыну смысл учебы

    Трудно достичь успеха и иметь энтузиазм в деле, если не понимаешь зачем это нужно. Чтобы ребенок лучше понял важность саморазвития и получения знаний, покажите на своем примере, как учеба в школе помогла вам в жизни.

    Например, мама работает журналистом в газете. А все потому что она старательно изучала в школе литературу и русский язык, благодаря чему поступила в университет и получила профессию мечты.

    Папа – тренер волейбольной команды. И он может заниматься любимым делом, только потому, что в школе получал хорошие оценки не только по физкультуре, но и по базовым предметам. Ведь ему нужно было окончить школу и сдать экзамены, чтобы получить эту работу.
  4. Научите ребенка не сдаваться перед трудностями и не впадать в уныние

    Кроха получила плохую оценку и в замешательстве от этого? На лице огорчение и обида от случившегося. Необходимо поддержать и рассказать, что это не повод грустить и опускать руки. В жизни случаются неудачи. От этого никто не застрахован. Но выигрывает в итоге тот, кто не пасует в сложную минуту. А засучив рукава и с улыбкой готовится к новой подаче.

    Также объясните ребенку, что плохая оценка не делает его недостойным и глупым. Это просто говорит о том, что он недостаточно хорошо подготовился к данному материалу. Но если он приложит больше усилий в следующий раз, то результат несомненно будет лучше.
  5. Помогите восстановить концентрацию Если у ребенка снижена концентрация и он не может сосредоточиться, то сейчас неподходящий для этого момент. Так как у него повышенная возбужденность. Лучше переключить его на более активные действия. А когда он придет в норму, продолжить занятия.В качестве переключения идеально подойдет помощь по уборке в доме, активные игры, например “прятки” или “жмурки”.
  6. Используйте хитрости

    Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился. Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания.


    Отличный результат будет, если рассказать чаду о его любимом герое. Как тот старательно учился в школе. Например, Бэтмэн благодаря полученным в школе знаниям смог правильно рассчитать скорость полета и постичь это искусство в совершенстве.

    На таких примерах можно наглядно показать ребенку, что на знаниях основан мир. Мы надеемся, эта статья помогла Вам лучше узнать своего ребенка и понять причины, почему он не желает учиться. А также применить на практике советы и увидеть результат.Если Вы до сих пор находитесь в тупике и не знаете, как мотивировать чадо к знаниям, ждем Вас на


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: