Игорь Моисеевич Клямкин родился в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. Шесть лет был сотрудником газеты «Комсомольская правда», потом перешел в журнал «Молодой коммунист», где работал до 1974 г. После окончания аспирантуры на философском факультете МГУ и защиты диссертации работал на кафедре философии ВЗИПП преподавателем.
Большую известность И.М. Клямкин приобрел в начале перестройки. Он пишет научные и публицистические статьи, выступает на встречах и конференциях, активно участвует в общественной жизни страны. Его публикации в журнале «Новый мир» привлекают к себе широкое общественное внимание.
В 90-е годы работал в Институте международных экономических и политических проблем, плодотворно занимаясь научной деятельностью; возглавлял аналитический центр фонда «Общественное мнение». С 1996 г. - генеральный директор Института социологического анализа.
И.М. Клямкин по-прежнему активно публикуется в периодической печати.
Почему трудно говорить правду
(Статья печатается с сокращениями)
Около трех лет назад слово «правда» стало едва ли не главным в нашем словаре. Нетрудно догадаться, почему оно выдвинулось на первые роли, почему оказалось символом и лозунгом перемен: потому и только потому, что раньше мы (или нам) в остальном врали.
Но вот что интересно. За время, прошедшее после объявления перестройки, мы сказали о нашем постыдном прошлом и печальном настоящем столько, что дальше, кажется, некуда. Но слово «правда» не сходит с газетных полос, звучит в эфире, остается лозунгом очищения и обновления. А лозунги, как известно, выражают стремление людей не к тому, чего у них и без того в избытке, а к тому, чего им недостает. Если я сыт, то не стану требовать хлеба; если уверен, что не буду обманут, то мне и в голову не придет призывать окружающих к правдивости.
Иногда кажется: окончательная победа совсем рядом, надо лишь поднатужиться и поднажать - и последние бастионы лжи, именуемые нередко «зонами, закрытыми для критики», наконец-то падут, и высокий идеал правды станет самой обыкновенной действительностью. К сожалению, это не так. Ложь нельзя прогнать, как врага с занятой им территории, потому что она, ложь, в отличие от неприятельской армии имеет свойство прорастать и на территории, уже, казалось бы, отвоеванной. Не стало пока исключением из этого правила и освободительное движение, названное перестройкой. Конечно, мы только учимся, а у учеников случаются ошибки. Но если не признавать и не разбирать их, то чему же мы научимся?
Туман таинственности вокруг «дела Ельцина», дезинформация - особенно вначале - о событиях в Нагорном Карабахе и вокруг него, выборы делегатов на Всесоюзную конференцию, свертывание начавшегося было разговора о привилегиях руководящих работников под предлогом того, что никаких привилегий не было и нет, бесконтрольное использование народных средств и природных ресурсов ведомствами - все это не могло не смущать, и если поначалу был соблазн объяснить новую неправду происками правых, консервативных сил, то вскоре выяснилось, что правые скрывают мотивы своих действий не только тогда, когда громят левых, но и тогда, когда сами уходят со сцены.
Трудно, ох как трудно дается правда! Я пишу эти строки в конце октября, в прессе обсуждается проект нового Закона о выборах народных депутатов, и многие люди недоумевают, почему это общественные организации получают право на особое представительство, почему в число этих организаций попала партия (по конституции она общественной не является) и не попали другие, в том числе и весьма многочисленные. Люди начинают размышлять о том, почему демократизация политической системы сопровождается такими мерами, которые при самом развитом воображении трудно назвать демократическими. А начав размышлять, приходят к выводу, что дело не в том вовсе, что левые торопятся, а правые тормозят, а в серьезном заболевании всего общественного организма, гораздо более серьезном, чем еще совсем недавно казалось. Похоже, мы только начинаем осознавать, какое глубокое и трудное духовное обновление нам предстоит пережить.
Но любой недуг имеет свои истоки, и именно сейчас, в пору напряженных размышлений о нашей общей судьбе, не мешает еще раз перелистать историю болезни и остановиться на некоторых ее (истории) страницах, которые не привлекали пока того внимания, какого заслуживают.
Часто возникают ситуации, когда просто необходимо рассказать человеку правду. При этом очень не хочется обидеть своего коллегу, друга или знакомого. Просто другим способом сложно донести до него конкретную мысль.
Постараемся разобраться, как необходимо говорить правду и не ранить собеседника.
Правду говорить легко и приятно.
Иешуа Га-Ноцри. Мастер и Маргарита.
Итог
В своих эмоциях необходимо быть честным и открытым. Если какой-то поступок собеседника вас сильно разозлил, то не скрывайте чувств. Вообще, с близкими людьми желательно говорить именно в таком русле.Старайтесь замечать в человеке больше позитива, чем негатива. Человек гораздо легче примет критику, если она звучит из уст того, кто периодически хвалит и поддерживает. Согласитесь, если сказать человеку, что он отличный друг и товарищ, на которого можно положиться, но в данной ситуации он поступил не совсем правильно, то восприятие будет совершенно другим.