Почему дети закатывают истерики как бороться. У ребенка истерика! Что делать? Причины истерики у ребенка

Школа, класс, первая учительница, учебный процесс – важный, новый, сложный и серьезный период в жизни ребенка. В младшей школе, с первого класса и первой учительницы у ребенка формируется отношение к учебе вообще, школе и классу как коллективу, самооценка и мотивация. Часто проблемы, с которыми приходится сталкиваться ребенку в самом начале учебного процесса, могут стать субъективно непреодолимыми, серьезной преградой для личностного развития малыша и успешной учебы.

Чтобы ребенок успешно адаптировался, делал успехи и с удовольствием относился к учебному процессу - направлены совместные усилия классного руководителя, школьного психолога и родителей. Это в идеале. На практике часто по-другому.

Чрезвычайно важным для детей является серьезное отношение родителей к школе, учебе, уважение к учителю и его работе. Если родители забывают поинтересоваться успехами своего ребенка или помочь при возникновении сложностей, неавторитетно отзываются об учителе – нет оснований ждать и требовать серьезного и ответственного отношения малыша к учебному процессу, интереса в глазах, желания учиться и ходить в школу вообще. Так неосознанно родители, из своей занятости или по незнанию, могут спровоцировать конфликт между ребенком и школой .

Школа – это настоящая школа жизни. Кроме среднего образования именно в школьных стенах мы получаем представление о себе, о других, вырабатываем навыки взаимодействия в коллективе, формируем понимание неписаных законов и поведения в обществе, совершаем ошибки, учимся их понимать и исправлять. С трудностями детям полезно сталкиваться, чтобы их успешно преодолеть и стать уверенней в своих силах, стать сильнее. Но все же встречаются ситуации очень сложные и неоднозначные, а иногда просто запущенные. Именно в них старшие призваны помочь ребенку разобраться и вынести полезный урок.

Если подобные ситуации возникают в младшей школе, то малышу самостоятельно намного сложнее найти наиболее эффективный способ их разрешения, тогда участие родителей просто необходимо и ничем другим не заменимо.

Школы раннего развития: когда и зачем Школы раннего развития сейчас как никогда популярны. Надо ли отдавать ребенка в школу раннего развития? На чем остановить свой выбор?

Порой же учитель не вникает или просто не успевает вникнуть в суть детского конфликта и установить между ребятами справедливость. Часто ситуации просто «сглаживаются»: «мы все дружим», «сдачу дают только в магазине», «а ну как давайте, повторяйте: мирись, мирись и больше не дерись». А в это время детям важно получить оценку кто прав, кто виноват, чтобы справедливость восторжествовала. Ведь в их детском коллективе постоянно вырабатываются, меняются, возникают новые свои детские законы и правила, на основе которых ребята и выстраивают отношения с одноклассниками. Которые перенесут и во взрослую жизнь.

Если у малыша не получается постоять за себя – над ним начинают подтрунивать, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.п. Это очень больно ранит душу ребенка и может нанести серьезную психологическую травму. Вот почему от учителя требуется своевременная коррекция этих неписанных законов и мудрый педагогических подход.

Иногда возникает конфликт между учителем и учеником. И даже если ребенок пытается отстоять свою точку зрения или позицию, у учителя все равно больше ресурсов настоять на своем. Из-за этого внутренне состояние ребенка очень дисгармонично, что может сказаться на его успеваемости, поведении с одноклассниками, родителями, формировании закрытых, агрессивных или наоборот пассивных и безучастных шаблонов поведения.

Бывает так, что разговор с учителем не может разрешить возникшего конфликта, а часто просто родители боятся своему ребенку навредить и решают промолчать. Обязательно обсудите возникшую проблему с ребенком, как он видит данную ситуацию и что для него было бы лучше. В таком случае, родителям стоит подумать о смены школы или класса для своего малыша, каких бы дополнительных хлопот это не доставляло.

Если все же такая ситуация возникла, ребенка лучше «вынуть» из неконструктивного конфликта, оградить, перевести в другую школу – пройдет немного времени и решение этой проблемы станет ему по плечу. Очень важно чтобы малыш сохранил позитивное отношение к себе и веру в любовь и поддержку родителей. Помните, что для Вас главнее всего Ваш ребенок! Никто не застрахован от ошибок и неправильных поступков, тем более дети. В таких случаях родителям надо очень серьезно проанализировать, что же произошло и помочь ребенку. Малышу очень важно быть понятым и что бы не случилось получить поддержку родных людей, а родителям - справедливо оценить ситуацию и помочь своему малышу.

Часто и взрослым смена места работы или жительства дается трудно, морально пугает и истощает. Для детей же перемены, пусть и желанные и долгожданные, кроме таинственности, радости предвкушения чего-то чудесного несут волнение и тревогу: с кем я буду дружить? кто будет моей учительницей? Понравится ли мне новый коллектив, понравлюсь ли я ему?

Все переживания ребенка абсолютно оправданны и требуют серьезного отношения и рассмотрения. Тем более, если предыдущий опыт был не очень успешным. Даже если Вам кажется что никаких волнений у ребенка предстоящее не вызывает – стоит все же поговорить на тему будущего, спросить его мнения по поводу предстоящего, что ему нравится, что нет, чего он ждет больше, а что, возможно, пугает, смущает….подготовить его к предстоящим событиям, разработать план действий.

Очень важно серьезно отнестись к выбору новой школы, класса и учительницы. В младших классах, наверное, самую главную роль играет учительница. Ведь именно она создает детский коллектив, формирует климат, обеспечивает дисциплину. Именно от нее зависит, будут ли ребята дружить между собой, сможет ли школа для них стать вторым домом, тем местом, где они смогут раскрыться, самовыразиться, узнать много нового и интересного, воспитать в себе качества, которые помогут им быть успешными в средних и старших классах, например, дисциплинированность, ответственность, искренне желание учиться, уверенность в себе и т.п.

Лучше, если выбор родителей основывается не на элитных школах и сильных классах, а учительнице и классе, где ребенок сможет адаптироваться и проявить себя наилучшим образом. Новый ремонт в классе, ТВ, принтеры и прочие блага цивилизации, как, впрочем, и вышколенные дети на цыпочках – не должны быть теми факторами, на которых основывается выбор родителей. Малышам важен уют и простота в классной комнате, цветы на подоконниках, сказки на полках, настольные игры которыми можно поиграть на перемене или на продленке. Надо помнить, что в первую очередь вы выбираете для своего ребенка коллектив, в котором малышу придется учиться взаимодействовать и себя проявлять и взрослого, которому Вы вверяете своего ребенка.

Логический анализ полученной информации и ориентирование на ожидания и потребности Вашего ребенка помогут Вам сделать правильный выбор.

Важный момент – продленка. Понятно, что бывают случаи, когда продленка единственный выход. И все же если Ваш ребенок сменил школу и класс – дайте ему время адаптироваться и привыкнуть к новым требованиям и коллективу. Как показывает практика у каждого учителя свои нюансы касательно требований. Именно родителям в первую очередь предстоит разобраться в этих нюансах и помочь привыкнуть к ним своему ребенку.

Например, даже если ребенок пришел из «сильной» школы и имеет высокий уровень подготовки – требования учителей по оформлению домашних и классных работ может отличаться: в одном случае слово «примеры» - пишутся, а во втором – нет. Чьи дети меняли школу, те родители знают, что казалось бы такие несущественные различия могут влиять на оценивание и что более важно на детскую самооценку, мотивацию учиться в новом классе и отношения в коллективе.

Определение школьника в спортивные секции, танцы, музыку, шахматы и т.п. очень важный момент. Будучи максимально задействованным, малыш скорее заведет новых друзей, привыкнет школе, классу. Однако перед тем как организовать внеклассную жизнь своего чада – убедитесь, что он уже понял и принял новые требования, перестал быть «новеньким», успевает делать домашнее задания и вообще тонус ребенка, общее настроение бодрое и активное.

Успехов Вам, Дорогие родители, хороших учителей и счастливых детей!

Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.

Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.

Виды и особенности

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.

Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

  1. Конфликты между учениками в школе . Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
  2. Конфликты между учениками и педагогами . Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
  3. Конфликты между педагогом и родителем школьника .
  4. Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
  5. Проблемная ситуация с участием посторонних .

Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Причины и пути разрешения конфликтов в школе

Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.

В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта:

  1. При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников.
  2. При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворенными.

Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.

Ученик – ученик

Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации.

Почему возникают

  1. Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
  2. Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
  3. Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
  4. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.

Пути решения

В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:

  1. Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
  2. Роль родителя . Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».

Ученик – учитель

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:

  1. Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания.
  2. Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация.
  3. Эмоциональные и личностные конфликты . Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами.

Почему возникают

Среди общих причин конфликтов можно выделить:

  1. Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
  2. Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
  3. Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны» . Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.


Пути решения

Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:

  1. Не допускается повышение голоса на учащихся . Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
  2. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.

Учитель – родитель ученика

Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.

Почему возникают

Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

  1. Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.
  2. Педагог не умеет найти подход.
  3. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии:

  1. Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка.
  2. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности.

Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.

Пути решения

Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть.

Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения.

Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов.

Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди».

Способы профилактики школьных споров

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.

Видео: Конфликты в школе



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: