Плюсы и минусы многоженства в исламе. Правовой статус полигамных браков в странах мира

О чем не пишут, что не показывают - того нет? Недавняя кёльнская история, приоткрывшая неприглядную ситуацию с изнасилованиями беженцами европеек, это доказала. Не будь Кёльнской новогодней ночи - как долго еще молчали бы о фактах насилия по отношению к европейским женщинам, которые просто-напросто скрывали?

Многоженство в Европе? Да, такая проблема есть, информация время от времени появляется в СМИ, но сейчас она практически не звучит.

Проблема серьезная, к примеру в скандинавских странах, да и в других государствах Европы. Вот некоторые сюжеты, на которые стоит обратить внимание: прибывшие давно в Европу пришельцы следуют своим традициям, распространяют их в новом для них обществе. Учитывая количество вновь прибывших, можно предположить, что они привезут не только привычные для Европы семьи — жена, дети — но и будут показывать пример другого совместного проживания.

Семейный треугольник

В Италии произошло знаменательное событие, писали еще несколько лет назад Новые известия . Некий уроженец Сенегала смог воспользоваться лазейкой в местных законах и впервые в истории Европы официально зарегистрировал полигамный брак. Имя «первопроходца» журналисты не раскрывают — ведь его пример может оказаться заразительным. Тем не менее количество многоженцев, главным образом из числа последователей ислама, в Европе уже исчисляется сотнями тысяч.

Адиль Зубайри (имя изменено) — обычный бизнесмен из Пармы. С ним корреспондент «НИ» познакомился в мюнхенском ювелирном магазине. Он приобретал драгоценности для двух дам, одетых в традиционную мусульманскую одежду.

«Это мои жены, — пояснил он, — старшая и младшая». Впрочем, официально у Зубайри — всего лишь одна жена, с которой он въехал в Италию из Марокко. Вторую супругу ему пришлось вывозить, используя различные ухищрения. Она развелась с ним в Марокко, потом приехала в Италию, чтобы воссоединиться со своими родственниками, ранее эмигрировавшими сюда.

«Юридически мы друг другу никто. По-моему, это абсурд. В Европе сочетают браком геев, а любящие мужчина и женщина почему-то должны делать вид, что они — чужие люди», — сокрушается Зубайри.

Жизнь европейского многоженца с арабскими корнями, по его словам, не так проста. Например, строгие законы шариата, которым он следует, обязывают его покупать каждой супруге отдельную квартиру. Более того, если одной из жен понравится та или иная вещь, а вторая жена захочет такую же, муж не имеет права ей отказать.

Именно по финансовым причинам, как признается собеседник «НИ», многоженство не распространено даже в его родном Марокко. «Я трачу массу денег, работаю с утра до вечера и при этом еще должен терпеть это унижение», — говорит синьор Зубайри. Он уверяет, что в ставшей уже родной Италии, которая изо всех сил пытается защитить свою христианскую идентичность, ему порой бывает даже опасно показываться на улице в обществе второй жены — могут возникнуть ненужные вопросы.

«Ведь все-таки я нарушаю закон страны, пусть даже и глупый», — сказал он. Поговорить с супругами марокканца корреспонденту «НИ» не удалось — они от беседы отказались.

Таких, как Зубайри, в Европе немало. Как сообщается в докладе Национальной консультативной комиссии по правам человека, во Франции, где самая многочисленная в Европе диаспора мусульман, несмотря на официальный запрет полигамии, еще в 1993 году в подобных браках жили примерно 180 тысяч человек.

Большинство из них — выходцы из Африки: Сенегала, Мали, Гамбии. Между тем даже во Франции с многоженством ведется более-менее последовательная борьба.

«Многобрачие существует в Европе исключительно благодаря политическому слабоволию. Женщины, живущие в таких браках, находятся в унизительном и драматическом положении, а власти это терпят. Это возмутительно», — говорила в одном из интервью пламенный борец с полигамией, депутат французского парламента Шанталь Брюнель.

Она — автор проекта первого в Европе закона, устанавливающего уголовное наказание за многоженство: до года тюрьмы и 75 тыс. евро штрафа. Ожидается, что закон французский парламент рассмотрит уже в этом году. Интересно, что, несмотря на официальный запрет двоеженства, мужья в таких семьях в некоторых странах Европы (например, в Великобритании) имеют право получать социальные пособия за каждую супругу.

Тем не менее, к радости многоженцев, на днях выяснилось, что строгость европейских законов компенсируется их недостаточным совершенством. Причем не где-нибудь, а в строгой католической Италии.

Несмотря на то, что на Апеннинах многоженство официально запрещено, жителю итальянского города Тревизо и сенегальцу по происхождению удалось «навязать» Италии традиции своей страны, в которой полигамия закреплена законодательно, и обзавестись вполне легально сразу двумя женами.

Предприимчивый сенегалец, который проживает в Италии уже более десяти лет, сумел неплохо разобраться в витиеватых законах страны. До недавнего времени он жил в Тревизо со своей первой женой, которая изначально оказалась в Италии по туристической визе, а в настоящий момент является обладательницей вида на жительство по семейным мотивам.

Вторая супруга, проживающая все это время в Сенегале, беспрепятственно присоединилась к своему законному мужу. От обеих жен у сенегальца есть дети.

А всего-то нужно было посольству Сенегала не прислать подтверждение того, что второй брак, заключенный в Африке, действительно имел место! Почему это произошло — не очень понятно. Однако факт остается фактом. Сенегалец, имея две жены, не считается нарушителем закона. Правда, этот полигамный брак не оказался счастливым.

Получилось так, что первая супруга сенегальца успела успешно интегрироваться в европейскую действительность и категорически отказалась признавать вторую жену своего мужа. Она пригрозила сенегальцу разводом. Впрочем, может, он и не потребуется.

Далеко не все юристы полагают, что дело жителя Тревизо станет прецедентом. Так, профессор европейского права Миланского университета Бруно Нашимбене уверен, что полигамный брак сенегальца все-таки можно расстроить.

«Согласно статье 29 свода нормативных актов Италии, запрещено воссоединение с более чем одним супругом. В европейском сообществе действует та же норма. Таким образом, несмотря на бюрократическую путаницу и допущенные ошибки, воссоединение сенегальца со своей второй женой не может считаться легальным», — подчеркнул профессор.

Многоженство в Германии

Суть немецкого (и не только) абсурда, как он характеризует происходящее с многоженством, вкратце, описал тоже несколько лет назад живущий в Германии пользователь Живого журнала, чью публикацию разместил Вопросик! . Страшновато становится от понимания того, что проблема-то — в связи беженским потопом — только

…В мусульманских краях многожёнство никого не удивляет. Способен содержать — бери в жёны разрешаемые четыре, да наслаждайся всеми благами индивидуального мини-гарема. Но индивидуальный мини-гарем разрешён при жёстком условии: Такое благо положено только тем, кто способен содержать.

А так как в мусульманских краях со способными, как и везде, негусто — то и многожёнство носит статус диковинки. Бросать камни в мусульман за многожёнство — мы точно не заработали. Увы, увы — с таким процентом разводов мы сами точно не без греха. Да и вся разница-то чисто по мелочи:

* Богатеньким мусульманам многожёнство не запрещается — значит они могут обустроить это дело законно и с какого-то боку даже пристойно.

* Богатеньким христианам и безбожникам многожёнство запрещается — но они обладают законным правом менять своих законных жён чуть реже носков, табунами заводить любовниц, плюс жрицам любви не дать помереть с голоду. Видите разницу? Правильно! Если отключить все предвзятости и вбитые штампы — мусульманский вариант многожёнства несравнимо приличнее (ИМХО).

Но всё тут очень плохо по другой причине. Всё тут очень плохо потому, что европейские владыки посчитали страшным кощунством такое неравноправие у мусульман, и решили у себя склепать самый настоящий рай для многоженцев. За счёт своих налогоплательщиков и при помощи своей социалки, само собой разумеется.

Сегодня даже самый отпетый голодранец, который у себя на родине мог претендовать лишь на женитьбу с овцой — в ЕС получает полное уравнивание в правах с богатенькими, и способен содержать свой мини-гарем.

Со схемой много не мудрили: * Первая жена заводится по всем "цивилизованным" правилам — и социалка поливает всякими благами по стандартной схеме.

* Всё последующее пополнение мини-гарема — социалкой трактуется как "одинокие матери", и всякими благами поливается не менее усердно. Вот где самая правильная трактовка выражение "Не жизнь, а малина"! Есть тут припрятанные подводные камни — как же без этого!

* Хочешь обзавестись своим мини-гаремом — значит шариат тебе в руки.

* Хочешь получать ресурсы социалки приютившей страны — придётся смириться с презрением аборигенов.

* А как только надоест мириться с презрением аборигенов — тебе прямая дорога к бородачам. Не забудем одну примечательную "мелочь". Развитие от многожёнца до бородача — любезно оплачивается со счетов социалки, разумеется.

И да. Тем правом на свой мини-гарем — ребята очень даже активно пользуются. Каждый третий мусульманин в Германии — многоженец. Как представители белой расы, мы осознаём — мусульмане тут точно ни при чём. В подавляющем большинстве мусульмане порядочные люди, и процент уродов у них не выше нашенского.

А что мы за свой счёт устраиваем рай для того процента мусульман-дармоедов, которые и в своём обществе были не более обузы — вина полностью на нашенских либерально-толерастных владыках.

Мы плачем от просматривания такой вот статистики. Многие из нас уже понимают какое зловещее спрятано под теми цифрами: Хозяин нас нагло заменяет на более покладистых.

сайт отмечает, что кое-какая информация доходит и из скандинавских стран. Будем следить за проблемой, поскольку мы показали только несколько ее аспектов.

Многоженство в России официально запрещено. Положениями Семейного законодательства закреплен принцип моногамии. В соответствии с ним у каждого мужчины и женщины может быть одновременно только один супруг (супруга).

В случае нарушения данного запрета брак будет признан недействительным в суде, по иску заинтересованного супруга, прокурора или органов опеки и попечительства.

При этом бывшие супруги возвращаются в положение, которое существовало до заключения недействительного брака. То есть правоотношения возвращаются «в прошлое».

Семейный Кодекс РФ: Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

О законном браке и сожительстве

Официальные правовые последствия возникают только для брака, зарегистрированного в органах ЗАГСа.

Фактическое совместное проживание, ведение совместного хозяйства и даже рождение общих детей не делают из мужчины и женщины супругов, в смысле, предусмотренном Семейным Кодексом РФ.

Не являются официальным браком также проведенные религиозные обряды, клятвы и иные подобные процедуры.

Возможно, перечисленные обстоятельства не станут препятствием для пар (трио, квартетов и т.д.), у которых на первом месте духовные отношения. Но их участники должны понимать, что не получат прав на совместно нажитое имущество, выплату содержания от супруга в случае недееспособности и т.д.

Для наглядности предлагаю табличку, в которой кратко приведены отличия зарегистрированного брака от совместного проживания:

Зарегистрированный брак Незарегистрированный брак

«Презумпция отцовства»

По умолчанию, отцом ребенка признается супруг матери. В том числе, рожденного в течение 300 дней после расторжения брака.

Если он хочет опровергнуть отцовство – может попытаться сделать это в судебном порядке.

По умолчанию, в свидетельство о рождении записывается только мать ребенка.

А для получения записи с фамилией отца, нужно его согласие.

Или решение суда, инициатором которого будет мать ребенка.

Мать может находиться в декретном отпуске, или не работать и не иметь дохода. Но в любом случае она имеет право на половину совместно нажитого имущества.

Любые сделки с общим имуществом производятся по совместному согласию.

На кого имущество записано, тот и собственник.

Доказывать обратное придется через суд.

Находясь в законном браке всегда есть возможность заключить брачный договор, определить принадлежность имущества.

Если брак не заключен, то и брачный договор не допускается.

Как вариант – соглашение о разделе общего имущества.

Разрешает ли закон многоженство: о недействительности брака

При определенной настойчивости, вступить в новый брак не расторгая предыдущий возможно.

Например, «случайно» потерять паспорт, получить дубликат и «забыть» поставить туда штамп о зарегистрированном браке.

Учитывая отсутствие единой системы информирования о заключенных браках, скрыть один из них в принципе возможно.

Когда об этом станет известно, заинтересованные лица имеют право обратиться в суд, с требованием о признании брака недействительным. Как правило, признается недействительным более поздний брак.

У добросовестного супруга, то есть того, кто был обманут, сохраняется ряд прав на получение доли в совместно нажитом имуществе, получения содержания и т.д.

Для детей, которые родились в недействительном браке, никаких последствий его недействительности не наступает.

Они в полной мере обладают всеми правами, предусмотренными законом – на получение содержания, воспитание, наследование и т.д.

Об уголовной ответственности за многоженство

Сам факт вступления в недействительный брак не влечет наступления уголовной ответственности.

Но только в том случае, если не соединен с другими противоправными деяниями.

Например, мошенничеством, ответственность за которое предусмотрена ст.159 УК РФ. Как правило, этой статьей оперируют брачные аферисты, с целью завладения чужим имуществом обманом доверия.

Другой случай возможной уголовной ответственности связан с обычаем похищения невесты. Этот мрачный и страшноватый, на мой взгляд, пережиток средневековья может быть квалифицирован по ст.126 УК РФ «Похищение человека».

А требование выкупа (калыма) за невесту схож по составу с преступлением, предусмотренным ст.127.1 УК РФ «Торговля людьми».

Подводя итоги :

Многоженство в России запрещено действующим законодательством и исторически, на протяжении многих лет.

Заключение больше одного брака одновременно одним лицом – запрещено. А заключенные в нарушение этого принципа – недействительны.

Прямой ответственности за многоженство действующим законодательством не предусмотрено. Но существует множество похожих по составу уголовно наказуемых правонарушений.

В каких странах мира разрешено многоженство? Многоженство является древнейшей формой брака, существовавшей в течение тысячелетий во многих общинах и народах по всему Земному шару. В настоящее время многоженство официально разрешено 50 странах мира.

В России многоженство официально запрещено.

Однако в 1999 году Ингушетия предприняла попутку ввести такие браки, позднее закон был отменен, как противоречащий Конституции РФ. Стоит отметить, что, не смотря на законодательство, в республиках Северного Кавказа многоженство тайно процветает пышным цветом. Первый брак заключается в органах ЗАГСа, а все последующие – в мечети. Еще одна попытка легализации многоженство была предпринята в 2006 году лидером Чечни Рамзаном Кадыровым. Он мотивировал необходимость введения полигамии нехваткой мужского населения по причине войны, а также в дань соблюдения многолетней традиции. Однако его затея провалилась.

С точки зрения географии, на Земном шаре больше всего стран, где распространено многоженство, находится в Африке и в Азии. В некоторых странах многоженство не имеет никаких ограничений, а в других – существуют жесткие рамки и условия, регламентирующих такие браки.

Так, например, в африканской стране Джибути запрещено иметь более четырех жен, в Алжире вторую жену мужчина может завести при условии согласия первой жены и наличия соответствующего судебного решения. В Пакистане при заключении второго брак муж должен спросить согласие у первой жены. В Иордании многоженство ограничивается четырьмя браками. В Ливане полигамные браки разрешены только мусульманам, в стране также проживает достаточное количество христиан. В Сингапуре при заключении нового брака требуется не только согласие первой жены, но и получение разрешения от местных властей. В Непале второй брак без развода возможен только в крайнем случае. Основанием может являться серьезное заболевание первой жены из списка: психическое нездоровье, паралич, бесплодие, слепота, венерическое заболевание. Кроме того, основанием для заключения второго брака является добровольное согласие первой жены, предварительно получив часть собственности, жить отдельно и не подавать на развод.

Единственной страной, которая не является мусульманской, но при этом разрешает многоженство, является Бирма.

В список государстве, где разрешено многоженство, входят:
Египет, Индия и Шри-Ланка (при условии исповедания ислама), Судан, Республика Конго, Уганда, Того, Габон, Сенегал, Мали, Нигер, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия.

В каких странах мира разрешено многоженство?

Многоженство, или полигамия, часто ассоциируется с мусульманским Востоком — чадра, гарем и господин. На самом деле традиция обзаводиться несколькими хранительницами семейного очага была присуща многим древним народам и цивилизациям.

Многоженство до сих пор существует не только в исламских государствах, но и в аборигенных племенах Австралии, Новой Зеландии и Африки, а также в Индии. И хотя гражданские законы большинства неисламских стран законодательно запрещают многоженство, часто национальные традиции оказываются сильнее. И пока специалисты ломают копья, проводят исследования, взвешивают «за» и «против» такого типа семьи, в мире заключаются подобные браки.

Заветы и древние законы о многоженстве

Библия — самая авторитетная книга на Земле — повествует нам о том, что у ветхозаветных праотцов многоженство было в порядке вещей. Конечно, наличие нескольких жен всегда имело причину, и дело совсем не в том, что «старая» жена теряла для мужа привлекательность и свежесть. На кону прежде всего стояли вопросы продолжения рода. Или властного престижа, ведь закон велел одинаково заботиться обо всех избранницах, и нескольких жен могли себе позволить только состоятельные люди. Впрочем, как и везде, излишества здесь не поощрялись. Согласно Библии, великий и мудрый царь Соломон имел 700 жен и 300 наложниц. И это «испортило его сердце» и заставило отвернуться от единого Бога в сторону язычества.

И именно от полигамной семьи Иакова берут начало библейские «двенадцать Колен Израилевых» — по количеству сыновей, рожденных от двух жен — Рахили и Лии, и двух наложниц. Все наследники были равно признаны отцом. Примечательно, что иудаизм и в древние времена разрешал многоженство в основном в «экстренных случаях» — когда войны, голод и стихийные бедствия угрожали демографической катастрофой. Также разрешался так называемый левиратный брак: брат женился на вдове своего брата, чтобы обеспечить ей и ее детям достойное существование. И даже правление римлян в Иудее не изменило этой статьи закона: хотя в империи многоженство было запрещено, для этих земель было сделано исключение. В 1000 году был введен тысячелетний запрет на полигамию для ашкеназских евреев (тех, кто жил на территории Центральной Европы). Несмотря на то что на сегодняшний день этот срок истек, многие толкователи утверждают, что под «тысячей лет» стоит понимать «навсегда». В современном Израиле многоженство запрещено. Исключение сделано только для иудеев, вернувшихся на родину из Йемена и заключивших там полигамный брак.

Многоженство в Европе

Большинство европейских стран унаследовало понятия о семейных нормах от Великой Римской империи, где, как уже говорилось, полигамные отношения были запрещены. Наложницы, любовницы, похождения в бордель хоть официально и порицались, однако же были крайне востребованы и распространены у древних римлян.

И у «варварских народов» многоженство было в ходу, особенно если речь шла о вождях и представителях состоятельного сословия. Карл Великий, Фридрих Барбаросса, Пипин Короткий — эти знаменитые завоеватели имели нескольких жен и гарем из наложниц, привезенных из походов. Это позволяло им иметь нескольких наследников, в жилах которых текла кровь вождя. Сильный правитель и сильный мужчина оставлял сильное потомство, что для древних племен, бесконечно ведущих войны, было немаловажным фактором. И даже пришествие христианства на европейские территории радикально не изменило ситуацию: полный запрет на полигамию произойдет только в XIV веке! Причиной многоженства здесь были все те же демографические проблемы, возникающие в условиях постоянных войн.

Державам нужны были новые воины для новых побед. Кроме того, полигамные союзы позволяли позаботиться о вдовах, которые не могли в одиночку «тянуть» и воспитывать детей, оставшихся без отца.

В древние времена участь матери-одиночки была незавидной, если не сказать обреченной.

Так что неверно рассматривать многоженство только как средство предоставить мужчине большую свободу выбора в отношениях. Такой институт семьи практически у всех народов предполагал ответственность и заботу о женщинах, взятых в семью, и обеспечение им достойного существования.

Славяне не были исключением. Князь Владимир до принятия православия был многоженцем, и это исторически подтвержденный факт. Христианская церковь постепенно пересмотрела вопросы брака, и в конце концов полигамия оказалась под запретом. Однако богословы неоднократно возвращались к тому, что библейские праотцы имели несколько жен и что Новый Завет не накладывал вето на такой вид брака. Впрочем, ученые диспуты и попытки разрешить полигамию со ссылкой на Библию ни к чему не привели — европейская брачная традиция до сегодняшнего дня предполагает союз, в котором у мужчины может быть только одна законная супруга. Если вы еще не нашли вторую половинку загляните на сайт знакомств www.msk.dating. Там вы легко найдете приятного собеседника или партнера для серьезных отношений.

Многоженство по ту сторону океана

У индейцев обеих Америк, как и полагается племенам языческим и древним, многоженство, конечно же, имело место. Впрочем, здесь ситуация мало отличалась от общемировой: если мужчина мог обеспечить несколько жен — это было только на пользу его племенному статусу. Много женщин — много помощниц по хозяйству и больше наследников. Если же средств не хватало или наличие одной любимой жены было личным выбором, то его никто не осуждал.

Первые переселенцы-европейцы также иногда заключали брак с несколькими особами, но это скорее происходило из-за тяжелейших условий выживания, в которых они оказались, переплыв океан. Постепенно пришедший на земли Северной Америки закон, написанный во многом по образу и подобию европейского, положил конец альтернативным формам брака. Соответствующие правила были приняты в 1882 году и предусматривали за многоженство уголовное наказание.

Что тут же послужило поводом для скандала, потому как данный закон заставлял американских мормонов (последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней) отказаться от одного из важнейших догматов их учения. У основателя этого течения Джозефа Смита жен было едва ли не три десятка, у его преемника Бригама Янга — более пятидесяти. В конце концов в 1890 году церковь мормонов приняла Манифест об отказе от практики многоженства и примирялась с суровыми американскими законами. Однако, как всегда бывает в таких случаях, нашлись те, кто был категорически не согласен. Произошел раскол, Мормоныфулааменталисты высказались за сохранение обычая многоженства, отошли в сторону от основной церкви и продолжают практиковать полигамию в наши дни. Конечно, неофициально и незаконно. Но, например, в штате Юта — оплоте мормонской церкви — власти избавиться от этой «традиции» до сих пор так и не смогли.

Интересные факты о многоженстве

  • Сегодня в Европе набирает популярность такое понятие, как «полиамория», альтернативный аналог полигамии, при котором допускается существование близких и семейных отношений между несколькими людьми, основанных на взаимном согласии, любви и доверни.

    Такие люди не ставят своей целью как-либо оформлять или обозначать свои отношения, предпочитают оставлять графу «семейное положение» пустой.

  • Полиандрия, «многомужество», была распространена на нашей планете существенно меньше. Семья, где у нескольких мужчин была только одна жена, — явление редкое. Оно встречается в Непале, Тибете, Южной Индии, а также у алеутских племен. Кстати, подобный обычай продиктован вовсе не дефицитом женского населения, а скорее экономическими причинами. Это позволяет не делить между многими сыновьями и без того небольшие участки плодородной земли, произвести на свет более жизнеспособных наследников, а также дает возможность сэкономить на выкупе за невесту. Например, в тибетских семьях женят только старшего сына, остальные «присоединяются к браку».
  • В средневековой Европе был случай почти законного многоженства. Филипп ландграф Гессенский (1509—1567) в 1540 году заключил второй брак с 17-летней графиней Маргаритой фон дер Заале. Его законная жена Кристина Саксонская была не только жива, но и согласилась на этот нетрадиционный для европейской морали союз. Реформатор Мартин Лютер сначала благословил ландграфа на сей странный поступок (ведь Библия не запрещала многоженство), но потом пошел на попятный и уговаривал Филиппа скрывать второй брак. В итоге наследниками ландграфа были признаны лишь его сыновья от первой жены. Всего же в этом союзе родилось почти два десятка детей.
  • В настоящее время в некоторых странах поднимается вопрос о разрешении полигамии. Особенно это актуально для тех народов, у которых многоженство являлось традиционной формой семьи, но было отменено законами нового времени. Однако ни в одной стране вопрос пока так и не был решен положительно.

Джибути. Полигамия узаконена, однако мужчина вправе иметь одновременно не более четырёх жён.
Алжир. Полигамия разрешена гражданским законодательством, но сильно ограничена. Чтобы взять вторую жену, требуется согласие первой и разрешение суда.
Египет. Полигамия разрешена гражданским законодательством.

Согласия первой жены на второй брак не требуется.
Ливия. Полигамные браки разрешены гражданским законодательством. В 1998 году был принят закон, по которому согласия первой жены на заключение второго брака больше не требуется.
Марокко. Многобрачие было законным, хотя и не очень распространённым явлением, до 2004 года. Новый Семейный кодекс не запрещает полигамию, но осложняет такую практику. На новые браки мужчине требуется разрешение судьи, письменные свидетельства финансовой обеспеченности, а также принесение клятвы относиться ко всем жёнам одинаково. Многобрачие незаконно, если контракт с первой женой содержит пункт, запрещающий последующие браки.
Эритрея. На общегосударственном уровне полигамные браки запрещены, однако в мусульманских провинциях страны действует шариат и полигамия разрешена.
Западная Бенин. В 2004 году был введен запрет на полигамию. Полигамные браки, заключённые ранее, считаются действительными.
Буркина Фасо. И мусульмане, и немусульмане имеют право вступать в полигамные браки.
Мавритания. Полигамные браки законны. Первая жена однажды в течение брака имеет право потребовать у мужа не вступать в новые браки.
Мали. Полигамия узаконена Семейным кодексом. Чуть менее половины жительниц страны находится в полигамных браках.
Нигер. Полигамные браки законны. В таких семьях находится около трети женщин страны.
Сенегал. Полигамные браки законны, количество жён не ограничено, хотя большинство мусульман заводит не более четырёх. Чуть менее половины женщин страны находится в полигамных браках.
Того. Полигамные браки узаконены и распространены. В таких браках состоит примерно половина женщин страны.
Экваториальная Габон. Законодательство разрешает и женщинам, и мужчинам иметь несколько супругов. На практике полигамия распространена среди мужчин.
Демократическая Республика Конго (бывший Заир). Официально семейное законодательство ДРК следует принципу моногамии, но де-факто полигамные браки широко распространены.

Вторая жена может получить и свидетельство о браке, однако, поскольку замужняя женщина сильно ограничена в правах (согласие супруга требуется для совершения многих правовых и финансовых действий) и должна подчиняться мужу, официальная регистрация вторых браков - редкость.
Республика Конго. Полигамия разрешена гражданским законодательством. При вступлении в брак первая жена должна обозначить своё согласие на возможные дальнейшие браки супруга. При отсутствии такового он лишается возможности заводить новых жён, пока не расторгнет брак с этой.
Судан. Полигамные браки разрешены по шариату. Развод для женщин затруднён.
Уганда. Полигамные браки разрешены гражданским законодательством. Согласия существующих жён на новые браки супруга не требуется.
И еще много, много…..

Парриндер Дж. — Сексуальная мораль в мировых религиях

М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002

Работа Джеффри Парриндера «Сексуальная мораль в мировых религиях» является одной из немногих книг, в которой на научном уровне описывается и анализируется отношение различных религий на тему сексуальной морали.

Несмотря на провакативность тематики, работа
написана в рамках научного дискурса, и является нейтральным источником информации по столь необычной проблеме.

Многоженство или полигиния (от греч πολύς «многочисленный» и γυνή «женщина, женское лицо») — форма брака, которая заключается в том, что человек находится сразу в нескольких брачных связях с женщинами. Является одной из форм брака, характерных для патриархальных обществ. Полигиния появляется уже на ранних этапах первобытного общества.

Виды многоженства

Многоженство делится социальными антропологами на сороральне (от лат. Soror «сестра») и несороральне. При сороральному многоженстве все жены одного мужчины есть сестрами, при несороральному — не. Сороральне многоженство характерно для многих народов (особенно в Африке и Южной Америке). В Древней Греции многоженство разрешалось только для пополнения людских потерь в войнах. После восстановления численности людей многоженство официально запрещено. Геродот отметил как необычный тот факт, что царь Спарты имел двух жен. В Древнем Риме многоженство было запрещено.

Многоженство и религия

Иудаизм

Многоженство в иудаизме считается возможным укрытием голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в левиратного браке, когда брат должен жениться и обеспечивать вдову своего брата (Второзаконие, 25: 5-10):

Когда братья живут вместе и один из них умрет, а сына у него нет, то жена умершего не выйдет замуж сторону за человека чужого, деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и подиверуе ее.

И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, и не будет стерто имя Израиля. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне. И позовут его старейшины города, и будут говорить с ним, если он станет и скажет: не хочу взять ее, то подойдет его пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лицо его, и заговорит и скажет: так поступают с человеком, который не созидает дома своего брата. И будет называемое имя в Израиле: Дом разутого.

Когда христианская церковь появилась на свет, многоженство все еще имело место у евреев. Это правда, что мы не найдем никаких ссылок на него в Новом Завете, а с этого некоторые сделали вывод, что оно должно быть вышло из употребления, и что во время нашего Господа еврейский народ стал моногамных. Но такой вывод выглядит неоправданным. Иосиф Флавий в двух местах говорит о многоженстве как о признанном институте: и Иустин Мученик делает его предметом упрека Трифону так как еврейские учителя позволяют мужчине иметь несколько жен. На самом деле, когда в 212 году нашей эры эдикт Каракаллы предоставил римское гражданство большом количестве евреев, было признано необходимым терпеть многоженство среди них, хотя это и было нарушением римского закона, чтобы гражданин имел больше одной жены. В 285 году нашей эры Конституция Диоклетиана и Максимиан а запретила многоженство для всех подданных империи без исключения. Но, по крайней мере, на евреев принятия этого закона не оказало никакого эффекта, и в 393 году нашей эры Феодосий издал специальный закон чтобы заставить евреев отказаться от этого национального обычая. Но даже и это их заставило приспособиться

В XI веке рабби Гершем ввел 1000-летний запрет на многоженство для ашкеназских евреев. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объяснялось следующими причинами:

  1. Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
  2. Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жен и бросали старых в Европе.

Современный светский Израиль, основанный еще в период действия этой 1000-летнего запрета, не позволяет заключать полигамные браки. Но в то же время, те евреи, которые уже стали многоженцами, могут получить израильское гражданство, а их брачные союзы со второй и последующими женами имеют юридическую силу.

При этом в иудаизме есть такие ограничения на многоженство:

И женщины с сестрой не возьмешь на соперничество, чтобы открыть наготу ее при ней, при жизни ее. — Левит 18:18

Если кто возьмет жену и мать ее: это беззаконие — Левит 20:14

Также Тора устанавливает запрет царю «умножать жен» (Второзаконие 17:17), что авторы Талмуда трактуют как «не более 18 жен»

Из трех праотцев еврейского народа — Авраама, Исаака и Иаков — только Исаак был одноженцем. У Авраама были наложницы, число которых в Торе не уточняется, причем первую из них — Агар — ему дала Сара по той причине, что сама родить не могла. Яков стал многоженцем не по своей воле — когда он отработал на своего дядю Лавана 7 лет своей жены Рахиль, то после свадьбы Лаван дал ему вместо Рахили ее сестру Лию, что Яков обнаружил только на утро после свадьбы. И хотя неделю назад он сыграл свадьбу и с Рахилью, но при Лию ему пришлось работать на Лавана еще 7 лет. Впоследствии Лия с Рахилью пытались родить как можно больше детей и призвали себе на помощь служанок (служанку и Валлу), чьи дети становились не только законными наследниками Якова, но и считались единоутробными братьями детям законных жен. В итоге вчетвером они родили Иакову 13 детей — 12 родоначальников колен Израилевых и одну дочь.

В современном иудаизме существует движение «А-Баит а-Йегуди а-Шалем», которое призывает легализовать многоженство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000 летнего запрета на многоженство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда».

Список многоженцев, упомянутых в Танахе:

  1. Авраам имел жену Сару и несколько наложниц, из которых по имени известна только Агар. После смерти Сары Авраам взял в жены Хеттуры. (Бытие 25: 1-6)
  2. Ламех имел двух жен. (Бытие 4:19)
  3. Яков имел двух жен: сестер Лию и Рахиль служанок жен — Валлу и служанку. (Бытие 29:30)
  4. Исав имел трех жен: Иегудифу, Васемафу и Махалафу. (Бытие 26:34, Бытие 28: 9)
  5. Гедеон было много женщин и одну наложницу. (Суд. 8:30,31)
  6. Соломон имел 700 жен и 300 наложниц. (1 Цар. 11:3)

Христианство

3 места в пасторальных посланиях (1 Тимофею 3: 2, 3:12 и Послание к Титу 1: 6) устанавливают, что диакон, пресвитер и епископ должны быть «человеком одной жены». Одни направления христианства воспринимают это как запрет многоженства для всех христиан, другие утверждают, что эти слова означают запрет многоженства только для священнослужителей, а для христиан, которые не являются диаконами, пресвитерами и епископами, такого запрета нет.

По мнению ряда исследователей, учение о греховности многоженства в христианстве сформировалось под влиянием греко-римской морали.

По мнению американского пастора Юджина Хиллман, что изложено в книге «Новый взгляд на многоженство», Римская церковь установила запрет на многоженство для унификации христианского вероучения по греко-римскими культурными обычаями.

Некоторые народы Африки после принятия христианства не отказываются от многоженства.

Священник Англиканской церкви Дэвид Джитари, изучив многоженство в Африке, пришел к выводу, что оно больше соответствует христианской морали, чем развод и повторные браки, которые приводят к распаду семей и отрицательно сказываются на детях.

В декабре 1539 Мартин Лютер предложил стать двоеженцем Филиппу Гессенскому. Это предложение он передал через его посла — Роберта Бартса. Лютер предложил Филиппу тайно жениться на Маргарет фон дер Сале — фрейлине жены Филиппа, что Филипп и сделал 4 марта 1540, но при этом он не смог сохранить это дело в тайне, и когда дело всплыла наружу, Филипп пригрозил публично рассказать, что сделал это по советом Лютера. Тогда Лютер велел ему возражать сам факт бракосочетания, что Филипп и сделал на следующих разборках. Однако правду скрыть не удалось.

После тридцатилетней войны в Германии, когда население с 16-17 миллионов уменьшилось до 4 миллионов, в 1650 году в Нюрнберге было принято следующее решение:

Так как потребности Священной Римской империи требуют восстановления мужского населения, уничтоженного мечом, болезнями и голодом, то каждому мужчине в течение ближайших 10 лет разрешается жениться двумя женами.

В Германии после Второй мировой войны всерьез обсуждалась легализация многоженства, но церковь сопротивлялась, и в результате легализовали проституцию.

Многоженство и закон

Многоженство применялось с древних времен во всех уголках земного шара. Древние египтяне, китайцы, почти все индейские племена практиковали или не запрещали многобрачие.

В Древней Руси

В славянского праотца небесного Дажьбога от трех жен было несть числа детей и внуков. По словам М. Грушевского князь Владимир имел «пять женщин официальных (водимыя), кроме многочисленных наложниц … Северяне, Радимичи и Вятичи имели по две и по три женщины. Тоже самое практиковалось и в Полянской земле. История русской княжеской династии дает тому примеры совершенно определенно. Ярополк был оженений с какой гречанка, а сватал Рогниду. О многоженнисть в Русинов, и Словян вообще, говорят и Арабы; Ибрагим ибн Якуб повествует, что славянские королю замыкают своих женщин; у одного мужчины бывает их двадцать и более ». Моногамия была введена христианской церковью, чтобы шагать в ногу с греко-римской культурой. Для Украинский-русов, процесс перехода к одной жены не был безболезненным. М. Грушевский отмечает, что христианство «повлияло на то, что только одна женщина считалась присущей, брачной, иньши назывались« меньшцамы »,« наложницами », но и оно не уничтожило от раза многоженства, и не было сделало различия, между брачными и внебрачного чадами. Еще сто лит по Владимиров крещения было обычным явлением, некоторые «безъ студа и бес срам 2 женЂ имЂють».

В Российской Империи

В Российской Империи нелегальными многоженцами становились купцы, обзаводятся семьями в городах, являются конечными пунктами их торговых путей. Это было возможно по той причине, что в проезжей грамоте, которая давала право передвигаться по стране, отмечалось семейное положение. После того, как это оказалось, в проезжую грамоту была добавлена ​​графа «семейное положение», которая впоследствии перешла в паспорт.

При этом мусульманам было разрешено многоженство. В 1897 году в Ферганской области было 841433 человека и 715 387 женщин, отнесенных к категории «инородцы». В Сыр-Дарьинской области — 766257 мужчин и 651727 женщин этой же категории. Из них были в браке 389529 мужчин и 396784 женщин в Ферганской области, 304566 мужчин и 324520 женщин — в Сирии-Дарьинской области. По этим данным можно приблизительно оценить процент полигамных семей — около 1,9% в Ферганской области и около 6,5% в Сирии-Дарьинской области.

В СССР

В СССР в начале 1920-х прошла кампания по борьбе с многоженством, аналогичная кампании по раскулачиванию. В основном кампания проходила в мусульманских регионах — в Средней Азии и на Кавказе. Если для выявления кулака нужно было выявить факт использования им наемного труда, то с многоженцами в этом плане все было намного проще. Тем более, что многоженцами были, как правило, состоятельные граждане, а состоятельных граждан советская власть не любила. В дальнейшем в СССР многоженцем юридически стать не могли, да и фактически тоже довольно трудно чем через соседей-стукачей, так и из-за распределительной системы, которая не позволяла работнику иметь доход выше установленного уровня.. Хотя и были отдельные случаи, когда людям удавалось удерживать две семьи.

В современной России

В нынешнем российском законодательстве нет наказания за многоженство. Только в Семейном кодексе есть статья 14 «Обстоятельства, препятствующие заключению брака», в которой говорится о том, что в брак не может вступить лицо, уже состоит в другом зарегистрированном браке. А статья 27 признает брак недействительным, если обстоятельства, описанные в статье 14.

В непризнанной Чеченской Республике Ичкерия многоженство впервые на территории бывшего СССР было узаконено и фиксировалось в паспортах, во всех формах учета и статотчетности, в том числе жилых и избирательных.

В июле 1999 года в Ингушетии указом Президента Ингушетии Аушева было официально разрешено многоженство и ЗАГСов было приказано регистрировать подобные браки. Однако, почти сразу действие этого указа было формально приостановлено указом президента России Ельцина. Через год указ Аушева и практика были отменены верховным судом самой Ингушетии, как противоречащие российскому Семейного кодекса.

После силового реинтеграции Чечни-Ичкерии и отмены норм Ингушетии ЗАГСами этих республик все полигиничние браки были аннулированы, а в новых паспортах бывших официальных многоженцев согласно их желанию или были убраны записи обо всех жен, или оставлена ​​запись об одной жене.

Президент Чеченской республики Рамзан Кадыров последовательно выступает с призывами легализовать многоженство. Неоднократные предложения узаконить многоженство поступали от депутатов и религиозных лидеров Татарии, Башкирии, Дагестана и других северо-кавказских республик. Ни в одном из регионов предложения политиков так и не были одобрены. Но, несмотря на это, в некоторых мусульманских семьях мужчины все же имеют сразу нескольких жен, хотя подобные браки не являются официальными. Жириновский с 1993 года и некоторые другие российские политики предлагают узаконить многоженство на всей территории страны, в том числе для немусульманского населения, как средство решения демографического кризиса.

В мае 2015 году «в полном соответствии с семейного кодекса РФ» состоялась свадьба 46-летнего председателя местного РОВД Нажуда Гучигова и 17-летней девушки, которая стала его второй женой.

В Турции

В 1920-х годах в Турции, после прихода к власти Кемаля Ататюрка, было запрещено многоженство, хотя полигамных браков было всего около 2%. Однако фактически многоженство сохранилось. Для решения вопроса наследования имущества дети от второго и последующих жен регистрировались как дети единственной законной жены. Впоследствии в Турции был принят закон, согласно которому дети, рожденные вне брака, признавались законнорожденным.

В США

Многоженство сначала было распространено в мормонской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД), — так, ее второй президент Бригам Янг имел 50 жен. Начиная с 1862 г.., Конгресс США принял ряд законов против многоженства. Первый закон — Акт Морро против двоеженства — был принят 1 июля 1862 объявил многоженство незаконным. В 1887 Конгресс США принял закон Эдмунда-Такера, который запрещал практиковать многоженство, а также конфисковывались все имущество организаций, практикующих многоженство, кроме храмов и некоторых церковных зданий. ЦИХСПД обратилась в суд с обжалованием закона, вновь ссылаясь на свободу вероисповедания, но в 1890 г.. По делу Бывшая организация мормонской Церкви против Соединенных Штатов Верховный Суд США вновь подтвердил запрет многоженства. Перед лицом полного уничтожения ЦИХСПД Вилфорд Вудрафф, четвертый президент ЦИХСПД, опубликовал Манифест, в котором говорилось, что мормонская церковь больше не будет заключать запрещены законом браки. Президент США Гровер Кливленд позже помиловал всех поступивших в полигамный брак до 1890 В Юте, Айдахо, Оклахоме, Нью Мексико и Аризоне требовалось запретить многоженство в конституции этих штатов. По закону Айдахо все многоженцы сначала не могли занимать политические должности, а также на время в Айдахо всем, что заключили брак в мормонских храмах, было запрещено голосовать и занимать политические должности.

На сегодняшний день самый известный многоженец США — мормон Коди Браун (англ. Kody Brown) — человек четырех жен и отец 16 детей, которого власти штата Юта стали преследовать за многоженство после его выступления по ТВ-шоу «Sister Wives». Спасаясь от преследования, семья Коди Брауна перебралась в Лас-Вегас (Невада), поскольку в большинстве из 49 штатов США многоженство запрещено, а в штате Юта незаконно даже заявлять о намерении вступить в полигамный брак, и подала иск в суд штата Юта с требованием отменить уголовное преследование за многоженство, мотивируя это тем, что геям не запрещено полигамная общежития. Рассмотрение этого дела судом началось в январе 2013 года. 13 декабря 2013 федеральный судья Кларк Ваддоупс (Clark Waddoups) постановил, что положения законодательства Юты, позволяющие преследовать в уголовном порядке по полигамная общежития, является неконституционным, но в то же время позволил Юте поддерживать запрет на регистрацию нескольких одновременных брачных союзов.

В Корее

В Корее в период раннего Средневековья многоженство было нормой. К началу XX века многоженство не было разрешено, но, в то же время, человек мог иметь столько наложниц, сколько он в состоянии содержать. В Северной Корее многоженство было запрещено в 1946 году законом о равноправии полов. В Южной Корее многоженство также запрещено.

Многоженство в современном мире

Во всем «поясе многоженства», протянувшийся от Сенегала на западе до Танзании на востоке, от одной трети до половины всех женщин состоят в браке с многоженства. Сравнительный анализ брачных традиций по всему миру, проведенный антропологом Джеком Гуди, на основании этнографического атласа, обнаружил историческую корреляцию между экстенсивным кочевым растениеводством и многоженством в большинстве африканских обществ к югу от Сахары. Опираясь на труды Эстер Бозеруп (дат. Ester Boserup), Гуди сделал вывод о том, что в некоторых малонаселенных регионах Африки, где имеет место кочевое земледелие, большая часть работы выполняется женщинами.

В современном мире многие культуры и религии допускают или даже поощряют многоженство. Некоторые народы Африки даже после принятия христианства не отказываются от многоженства.

Примерами многоженцев-глав государств служат президент ЮАР Джейкоб Зума, который имеет 5 жен, а также монархи аравийских стран, Брунея, Лесото и Свазиленда, нынешний король которого Мсвати III лидирует, имея 13 жен, а его предшественник Собуза II, имел 70 жен, намного превзошел по количеству жен центральноафриканского императора Бокасса. Четвертый Король Бутана Джигме Сингье Вангчук, который правил с 1972 по 2006 год, имеет четырех жен, которые являются родными сестрами.

По данным исследований американских биологов из Аризоны, опубликованным в журнале PLoS Genetics, многоженство оказала большое влияние на генофонд человечества, снизив разнообразие мужских хромосом. Кроме того, даже в тех странах, где существует государственная запрет на многоженство, разнообразие мужских хромосом также меньше, поскольку и в таких странах один человек чаще становится отцом детей от разных женщин, чем женщина — матерью детей от разных отцов.

И приносит пользу обществу и каждому отдельному человеку. И польза всегда больше вреда.

Одним из таких законов является многоженство, которое, по словам Аллаха, следует рассматривать как решение всех социальных проблем общества: сиротства, вдовства. В исламе, согласно законам шариата, разрешается иметь не более 4 жен.

Многоженство в исламе

Согласно Корану, Аллах говорил, что мужчины могут жениться на двух, трех, четырех женщинах, если будут одинаково справедливы ко всем. Если более скрупулезно изучать вопрос многоженства, то обнаружится, что это вовсе не обязательно. Это право дается мужчине, но воспользуется он им или нет, решать только ему. Но в некоторых исключительных случаях многоженство даже желательно. Итак, почему в исламе разрешено многоженство?

Полигамия, как правило, практикуется в той местности, где мужчин меньше, чем женщин. У последних рано или поздно все равно возникает желание завести ребенка, даже если не удалось создать семью. Она либо заводит ребенка вне семьи, либо разрушает чей-то брак. Следовательно, появляются разводы и незаконнорожденные дети.

Многоженство и права женщин в обществе

Многоженство в исламе защищает права женщин, чтобы они находились под защитой, не остались старыми девами и смогли себя реализовать в материнстве. Общество как бы защищается от разврата, порока и морального разложения. Женщина соглашается на роль второй, третьей или четвертой жены, так как в свое время не смогла стать первой. Полигамия в исламе обеспечивает благополучие и права женщин и защищает интересы детей. Это главные причины, почему в исламе не запрещено многоженство.

Причины, почему в исламе разрешено многоженство

Полигамия известна в обществе с древних времен, ислам ограничил его и определил рамки.

Почему в этой религии не запретили многоженство полностью, а только ограничили его?

Во многих странах негативно относятся к полигамии, многие супруги там имеют любовниц и любовников на стороне. В Европейских странах, например, каждый четвертый ребенок рождается вне брака.

Почему в исламе многоженство до сих пор популярная форма брака?

Во-первых, чтобы каждая женщина имела возможность стать женой и матерью и находилась под защитой (женщин больше чем мужчин).

Во-вторых, если по каким-то причинам первая жена не может зачать и родить ребенка, то для продолжения рода мужчина может жениться второй раз.

В-третьих, для увеличения потомства - три и четыре жены могут родить больше детей, чем одна.

В-четвертых, если муж долгое время вынужден быть вдалеке от дома, чтобы не заводить связи на стороне, он имеет возможность жениться.

В-пятых, если мужчина не может удовлетворить свои потребности с женой и не испытывает к ней прежних чувств, ислам предлагает не развод, как в западноевропейских странах, а второй брак.

В исламе мужчина имеет право на ограниченное многоженство, то есть жениться не более чем на четырех женщинах. Он не может быть женат одновременно более чем на двух сестрах. Мужчина должен быть состоятельным, то есть способным материально обеспечить каждую семью жильем, едой, и всем необходимым.

Законы шариата о многоженстве

В исламе есть ряд положений, касающихся полигамии. Согласно им, многоженство может быть:

Желанным;

Допустимым;

Запретным.

Итак, когда в исламе разрешено многоженство, а когда запрещено.

Если мужчина хочет жениться второй раз из-за бесплодия или болезни первой жены, то эта полигамия называется желанной.

Если мужчина хочет жениться повторно без какой-либо причины, например, только для того, чтобы упрочить свое положение в обществе, такое многоженство считается не желательным, но допустимым.

Если мужчина материально не состоятельный, болеет или физически слаб, то многоженство для него запретное.

Причем брак во втором и третьем случае, согласно законов шариата, считается действительным, но греховным.

Правила многоженства в исламе

Жениться несколько раз разрешается не во всех случаях и не каждому мужчине. Существуют правила многоженства в исламе. Главное из них - это справедливое отношение. Основные положения этого правила перечислены в Коране:

Муж обязан одинаково материально обеспечить всех жен: пищей, жильем, одеждой, мебелью и другими благами. У каждой должно быть все, что ей нужно.

Мужчина обязан предоставить каждой из жен отдельное жилье. Только если жены согласны, тогда они могут проживать в одном доме, но в разных комнатах.

Муж должен проводить одинаковое количество времени с каждой из жен. Только если жена согласна, то муж может с ней быть меньше времени, чем с другими.

Муж обязан одинаково уделять внимание и заботиться о детях, рожденных разными женами.

Что касается чувств, то нельзя любить одинаково всех и Коран не обязывает это делать.

Первая жена против: желание быть единственной

Еще одно правило многоженства, если первая жена против повторного брака мужа, означает, что Коран ему не запрещает его, но жену необходимо предупредить и стараться предотвратить конфликт. Для того чтобы остаться единственной женой у мужа, нужно при составлении брачного договора оговорить это условие.

История появления многоженства

Полигамия - одна из самых увлекательных, но в тоже время и противоречивых тем в мусульманском и не только мире. Практиковалось многоженство раз еще с древних времен, что обеспечивало воспроизводство населения, и было социально обоснованным. В настоящее время полигамия является не обязательной для мусульман, но возможной по ряду причин. Связано это с правилами, которые установлены Кораном.

Бытует ошибочное мнение, что многоженство появилось впервые у мусульман. Традиция брать в жены нескольких женщин существовала в разных древних цивилизациях. В Древнем Китае, древнееврейском обществе, Корее, у народов Америки и Африки было разрешено многоженство. В Древней Греции существовала и разрешалась полигамия после продолжительных войн с целью воспроизводства населения.

Многоженство в древних цивилизациях было вызвано тем, что многие мужчины погибали во время войн и необходимо было восполнять потери за счет увеличения рождаемости. То есть первоначально многоженство было необходимой составляющей сохранить род и увеличить численность народа. Но с развитием цивилизаций этой традицией стали злоупотреблять, брали в жены неограниченное количество женщин, их права в полигамной семье ущемлялись, нравы падали.

Когда в исламе появилось многоженство? Многие считают, что эта традиция и ислам тесно связаны между собой, и что многоженство появилось вместе с религией. Но на самом деле эта практика существовала у арабов, как и у всех древних народов. И было это задолго до появления мусульманства. Ислам ввел ограничения на полигамию и оговорил условия, при которых возможно многоженство.

Плюсы и минусы многоженства в исламе

Не допускает мужского прелюбодеяния;

Защищает женщин;

Увеличивает потомство каждого мужчины, у которого несколько жен.

В исламе разрешено многоженство, так как в этом есть мудрость и польза для общества и каждого отдельного его члена. Рассмотрим разные ситуации, как шариат решает их, и как мировое сообщество поступает в подобных случаях.

Оберегание от прелюбодеяния.

Мужская природа такова, что они очень часто изменяют своим женам, это ведет к венерическим заболеваниям, разводам и другим социальным проблемам. Перед обществом до сих пор стоит вопрос запретить многоженство и толкнуть мужчину на тропу прелюбодеяния, или разрешить ему жениться еще на одной женщине и взять на себя ответственность за нее?

Защита детей и женщин.

В мире количество женщин во много раз превосходит количество мужчин репродуктивного возраста. В США на оного мужчину приходится в обществе 4 женщины, в Йемене - 6, в Китае - 10, в некоторых странах Африки - 5. Во многих мировых державах смертность выше, а продолжительность жизни ниже у мужчин, чем у слабого пола. В Европейских странах эти женщины остаются либо незамужними, либо вдовами, либо матерями одиночками. В исламских государствах для решения этой социальной проблемы разрешено многоженство.

Потомство.

Одним из факторов процветания нации является увеличение рождаемости (потомства этой нации), и многоженство справляется очень хорошо с этой проблемой.

Предохранение народа от болезней.

С запретом многоженства в обществе появляется множество болезней, как социальных, так и физических. Это разврат, венерические заболевания, аборты и увеличение их количества, рост беспризорности. В странах, где разрешены полигамные браки, практически отсутствуют перечисленные социальные проблемы.

Разрешено ли в исламе многоженство? Да, разрешено. Ислам позволяет жениться несколько раз, но при этом должно быть полное соблюдение прав каждой жены и ее признание.

Минусы многоженства:

Невозможно одинаково относиться к женщинам и проявлять одинаково чувства;

Мужчина разрывается между работой и несколькими семьями, он не уделяет достаточного внимания своим детям;

Жены нередко враждуют между собой, и эти негативные отношения друг к другу передаются и их детям.

В странах, где многоженство запрещено законом, вторая и последующая жены являются незаконными, со всеми вытекающими отсюда проблемами. Их дети никогда не смогут претендовать на наследство своего отца, они могут остаться ни с чем, если муж вдруг откажется от них.

Многоженство: обязанность или дозволение?

Полигамия - это не обязательное условие мусульманского общества, а дозволенный путь решения ряда социальных проблем, при котором мужчина ответственен за свое отношение ко всем своим женщинам, а они за свое отношение к нему. Это дозволение оберегает мужчин, женщин, детей и общество в целом от ряда существенных проблем и социальных неравенств.

Многоженство в разных странах

В большей части исламских государств полигамия разрешена на законодательном уровне.

В Алжире, Тунисе, Турции многоженство запрещено. Причем в последней полигамии нет уже около ста лет.

В Иране для повторного брака необходимо получить разрешение первой жены.

В Марокко, Пакистане, Ираке и Сирии требуется разрешение властей и доказательство финансовой состоятельности.

В России многоженство запрещено, как исключение в 2000 году оно было разрешено в Ингушетии, но спустя некоторое время было отменено.

Во Франции полигамия запрещена, исключение составляют выходцы из Арабских стран.

Многоженство: благо или пережиток прошлого?

Многие женщины так и не могут смириться с тем, что они будут не единственной женой у своего мужа. Особенно сложно понять суть многоженства людям другой веры. Поэтому тема полигамии была очень актуальна во все времена существования человечества.

Сегодня многие считают эту традицию пережитком прошлого, но есть и те, которые называют ее благом. Каждый должен решить сам для себя, что есть многоженство в исламе - мудрость или пережиток прошлого.

Очень много фотографий, которые свидетельствуют о счастье и гармонии в семьях, что говорит в пользу этой традиции. Но есть случаи, когда муж, женившись на второй женщине, когда она ему надоедает, женится на третьей, что говорит о разврате этого мужчины.

Многоженство в исламе в настоящее время, это скорее исключение, чем правило, ведь большинство мужчин заключают один брак, так как второй - очень хлопотное и дорогостоящее удовольствие.

Ранние формы многоженства встречались ещё при матриархате.

Позднее полигиния являлась сравнительно мало распространённой формой брака и была доступна только представителям знати. Сохранилась у некоторых народов, главным образом мусульман.

Многоженство наблюдалось также и у отсталых в социальном развитии народов: у тасманийцев, аборигенов Австралии, бушменов и пигмеев Африки и др.

Виды многожёнства

Многожёнство подразделяется социальными антропологами на сороральное и несороральное. При сороральном многожёнстве все жёны одного мужчины являются сёстрами, при несороральном - не являются.

Согласно Etnolog.ru, сороральное многожёнство было, в частности, у некоторых индейских племён: встречалось у западных и северных шошонов, луисеньо, пайютов, яганов, сохранялось у черноногих, дакота, было распространено у хиваро, апачей, ботокудо (для старейшин и искусных охотников), чинуков (особенно у знати), также практиковалось у индейцев Субарктики и северо-западного побережья Северной Америки: чипевьян, тлинкитов, инну, кри, оджибве, слейви, хайда, танаина (в последнем случае в основном у богатых), сохраняется у куикатеков, уичоли, цоцили, панаре (правда редко), вождей шаванте и нутка. Однако в интернет-источниках по этнографии часто смешиваются понятия сорорат и сороральное многожёнство, что затрудняет их разделение.

Многожёнство и религия

Иудаизм и многоженство

Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в левиратном браке, когда брат должен был жениться и обеспечивать вдову своего брата (Второзаконие, 25:5-10). Несмотря на многочисленные упоминания в Торе, учёные считают, что полигиния на самом деле не была распространена в библейские времена, так как многожёнство требует богатства. Майкл Куган, напротив, утверждает, что полигиния в библейские времена встречалась часто, и сошла на нет только ко II веку нашей эры.

В XI веке рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет на многожёнство для ашкеназских евреев. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объясняется следующими причинами:

  • Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
  • Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жён и бросали старых в Европе.

Современный светский Израиль, основанный ещё в период действия этого 1000-летнего запрета, не разрешает заключать полигамные браки. Но в то же время, те йеменские евреи, которые уже стали многожёнцами, могут получить израильское гражданство, а их брачные союзы со второй и последующими жёнами имеют юридическую силу (применительно только к родившимся в Йемене и заключившим свои браки там до приезда в Израиль).

При этом есть следующие ограничения на многожёнство:

Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницею, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её...

Левит 18:18

Если кто возьмёт себе жену и мать её: это беззаконие .

Левит 20:14

Также Тора устанавливает запрет царю «умножать жён»(Втор. 17:17), что авторы Талмуда трактуют как «не более 18 жён».

Из троих праотцов еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова - только Исаак был одножёнцем. У Авраама были наложницы, число которых в Торе не уточняется, первую из них - Агарь - ему дала Сарра по той причине, что сама родить не могла. Иаков же стал многожёнцем не по своей воле - когда он отработал на своего дядю Лавана 7 лет за свою жену Рахиль, то после свадьбы Лаван дал ему вместо Рахили её сестру Лию, что Иаков обнаружил только наутро. И хотя неделю спустя он сыграл свадьбу и с Рахилью, но за Лию ему пришлось работать на Лавана ещё 7 лет. Впоследствии Лия с Рахилью пытались родить как можно больше детей и призвали себе в помощь служанок (Зелфу и Валлу), чьи дети становились не только законными наследниками Иакова, но и считались «как бы» единоутробными братьями детям законных жён. В итоге вчетвером они родили Иакову 13 детей - 12 родоначальников колен израилевых и одну дочь.

В современном иудаизме существует движение «А-баит а-йегуди а-шалем», которое призывает легализовать многожёнство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000 летнего запрета на многожёнство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда».

Список многожёнцев , упомянутых в Танахе:

  1. Авраам имел жену Сарру и несколько наложниц, из которых по имени известна только Агарь. После смерти Сарры Авраам взял в жёны Хеттуру. Бытие. 25:1-6
  2. Ламех имел двух жён: «И взял себе Ламех две жены». Бытие. 4:19
  3. Иаков имел двух жён: сестер Лию и Рахиль, и служанок жён - Валлу и Зелфу. Бытие. 29:30
  4. Исав имел трёх жён: Иегудифу, Васемафу и Махалафу. (Бытие. 26:34, Бытие. 28:9)
  5. Гедеон: «У него много было жён. Также и наложница». (Суд. 8:30-31)
  6. Соломон имел 700 жён и 300 наложниц. (3 Книга Царств 11:3)

Христианство и многоженство

В Новом Завете моногамность принимает характер общей нормы. «Множественный» брак в настоящее время отвергается большинством течений в христианстве.

Согласно канонической христианской точке зрения первоначальный брак получает благословение Божие (Быт. 1:28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов.

Согласно католической энциклопедии, Христос провозгласил изначальный Божественный закон моногамного и нерасторжимого брака и возвёл брак в достоинство Таинства.

Лютеранская церковь учит, что мужчина и женщина вместе составляют человеческую жизнь, их союз в браке являет собой основную форму человеческого бытия, и что с распространением христианской веры по всей земле брак с одним супругом стал нормой даже там, где были приняты другие формы брачного союза. В лютеранской церкви брак понимается как жизненный союз между мужчиной и женщиной и исключает возможность обозначать или понимать как браки иные союзы.

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам учит: «Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2).

В Новом Завете высказывается требование к дьяконам, пресвитерам и епископам быть «мужем одной жены»: «Диакон должен быть муж одной жены» (1 Тим. 3:12), «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены» (Тит 1:5,6), «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2).

3-е правило 6-го Константинопольского собора гласило: «Но сие постановили мы для тех, которые, как сказано, до пятнадцатаго дня месяца января, четвертаго индикта, обличены в вышеозначенных винах, и токмо для священных лиц; отныне же определяем и вознобовляем правило, которое гласит: кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще в списке священнаго чина».

В Правилах святого Василия Великого многожёнством (πολυγαμία) считается не только то, когда кто-либо имеет в одно и то же время много жён, а и то, когда кто-либо много раз женится. Согласно правилам, только первый брак считается святым и Богом благословенным; за второй брак известное лицо подлежит каноническому наказанию, третий же брак считается уже нечистотою (ρυπάσματα) в церкви и может быть только терпим, ибо он все же лучше, чем разнузданное блудодеяние (Василия Великого 4, 50). Всякий дальнейший брак называется уже многожёнством и Василий Великий обозначает оный как дело скотское (κτηνώδες, belluinam rem), а не человеческое, и считает грехом большим, чем блу д.

Высказывались и другие точки зрения. Так, по мнению американского пастора Юджина Хиллмана, изложенному в книге «Новый взгляд на многоженство», Римская церковь установила запрет на многожёнство для унификации христианского вероучения с греко-римскими культурными обычаями.

Архиепископ Англиканской церкви Нигерии Питер Акинола судил многожёнство среди христиан .

Ислам и многоженство

Несороральная полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь одновременно не более четырёх жён. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена. При этом наложницы жёнами не считаются. Например, Сулейман Великолепный был официально женат лишь на одной женщине (Хюррем), а все остальные обитательницы его обширнейшего гарема жёнами ему не считались.

Индуизм и многоженство

У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса. В варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев - 2 или 3, в варне брахманов - до 4.

Буддизм и многоженство

В буддизме вопрос многожёнства считается бытовым и лежащим вне компетенции религии.

Многожёнство в современном мире

В современном мире многие культуры и религии допускают или даже поощряют многожёнство . А некоторые народы Африки даже после принятия христианства не отказываются от многожёнства.

Примерами многожёнцев-глав государств служат президент ЮАР Джейкоб Зума, имеющий 5 жён, а также монархи аравийских стран, Брунея, Лесото и Свазиленда, нынешний король которого Мсвати III лидирует, имея 13 жён, а его предшественник Собхуза II, имевший 70 жён, намного превзошёл по количеству жён центральноафриканского императора Бокассы. Четвёртый Король Бутана, Джигме Сингье Вангчук, который правил с 1972 по 2006 год, имеет четырёх жён, являющихся родными сёстрами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: