План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Игра-занятие по формированию КГН для детей средней группы "Предметы личной гигиены". Классный час на тему: Игра – викторина «Правила личной гигиены

Игра - занятие по формированию культурно-гигиенических навыков для детей средней группы «Предметы личной гигиены»

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, внимание и память.
  • Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены: мыло, полотенце, зубная щетка, шампунь, мочалка, зубная паста, расческа.
  • Закреплять умение подбирать и выкладывать последовательность картинок: «Что сначала, что потом» (Алгоритм мытья рук).
  • Учить использовать в своей речи обобщенные слова, понятия: предметы личной гигиены.
  • Словарная работа: мыло, полотенце, мочалка, шампунь, зубная щетка, зубная паста, расческа.
  • Формирование понимания важности заботы о собственном здоровье.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Волшебный мешочек», алгоритм одевания «Что сначала, что потом», чтение К.Чуковский «Мойдодыр».

Материал и оборудование: посылка с предметами личной гигиены: мыло, мочалка, зубная паста, зубная щётка, шампунь, расчёска, полотенце. Алгоритм мытья рук «Что сначала, что потом», разрезные картинки предметов личной гигиены.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Вы ребята проходите

На гостей все посмотрите

К нам сюда пришли друзья

Поздоровайтесь сперва

Улыбнитесь дружно им

Гостям нашим дорогим.

Ой, ребята, когда я утром пришла, а вас ещё не было, мне принес почтальон посылку.

Хотите узнать, от кого оно? Угадайте:
- Он умывальников начальник и мочалок командир.
И если вы ленитесь мыться, он будет мылить вас до дыр.
Возьмет он мыло нежное, душистое
Отмоет вас он тщательно и чисто.
Почистит ваши зубки порошком и причешет гребешком.
- Правильно, это посылка от Мойдодыра. (открывает ящик) Но здесь еще и письмо. Вот что он пишет: «Я – Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр. Умывальников начальник и мочалок командир. Дорогие мои дети! Я пишу вам письмо: я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо. Все равно, какой водою - из реки, из колодца, или просто дождевой! Нужно мыться непременно утром, вечером и днем, перед каждою едою, после сна и перед сном»
- А еще Мойдодыр спрашивает, моете ли вы свои руки и лицо? Когда? А зачем это нужно делать? (ответы детей). Давайте сейчас с вами и поговорим о чистоте, и о том, что для этого нужно, чтобы нам не было стыдно перед Мойдодыром, который так заботится о нашем здоровье.
Если вы ответите правильно на все мои вопросы, то получите подарки от Мойдодыра. Договорились?

«Дорогие ребята! Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания. Ваш Мойдодыр».
- Ну что, ребята, отгадаем загадки? (зачитываются загадки). Из посылки достаются предметы.

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

(В посылке лежат предметы личной гигиены: мыло, мочалка, зубная паста, зубная щётка, шампунь, расчёска, полотенце).

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровые правила: На ощупь определить, что находится в посылке.

Игровые действия: В посылке лежат несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов, рассказывает о нём.

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)

1 ребенок достает мыло.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Мыло.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на мыло и опишите его. Какое Мыло?

Дети: Гладкое, белое, твердое, душистое.

Воспитатель: Для чего нужно мыло?

Дети: Мыло нужно для того, чтобы умываться: мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы быть чистыми, уничтожать микробы.

Я мохната и кудрява,

Чисто мою вас, ребята. (мочалка)

2 ребенок достает мочалку.

Дети: Это мочалка.

Воспитатель: Какая бывает мочалка?

Дети: Мягкая, жесткая, разноцветная.

Воспитатель: Для чего мочалка нам нужна?

Дети: Чтобы мыть наше тело.

У неё с утра дела

Чистить зубы до бела. (зубная щётка)

3 ребенок достает зубную щетку.

Воспитатель: Для чего нужна зубная щетка?

Дети: Для того чтобы чистить зубы.

Воспитатель: А когда мы чистим зубы?

Дети: Утром и вечером.

Воспитатель: А какая зубная щетка бывает?

Дети: Разноцветная, с щетинками, пластмассовая, детская и взрослая.

Я не сахар, не мука

Но похож на них слегка

По утрам всегда я.

На зубы попадаю. (зубная паста)

4 ребенок достает зубную пасту.

Воспитатель: А это что такое?

Дети: Зубная паста.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Ароматная, вкусная, мягкая.

Воспитатель: А для чего зубная паста нам нужна?

Дети: Чтобы чистить зубы.

Он душист и ароматен

Для волос наших приятен

Только с ним у нас всегда

Будет чистой голова (шампунь)

5 ребенок достает шампунь.

Дети: Шампунь.

Воспитатель: Для чего нужен шампунь?

Дети: Чтобы мыть волосы.

Воспитатель: А какой шампунь?

Дети: Ароматный, разноцветный, бывает детский и взрослый.

Бабушка Ненила мне вот что говорила

Пушистое, цветастое

Веселое, махровое!

Вытирай по суше, и лицо и уши. (полотенце)

6 ребенок достает полотенце.

Дети: Полотенце.

Воспитатель: Зачем нужно полотенце?

Дети: Чтобы вытирать руки и лицо.

Воспитатель: А какое полотенце?

Дети: Мягкое, пушистое, розовое, махровое.

Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков.
И под каждым, под зубком –
Лягут волосы рядком. (расческа)

7 ребенок достает расческу.

Воспитатель: А кто знает, для чего нужна расческа?

Дети: Чтоб волосы расчесывать, и чтоб быть опрятными и аккуратными.

Воспитатель: Из чего сделана расческа?

Дети: Из дерева или пластмассы.

Воспитатель: Вот мы и разобрали, что лежит в почтовом ящике. А вы знаете, как одним словом называются все эти предметы? «Предметы личной гигиены»

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как правильно мыть руки?

Воспитатель: А давайте вспомним правила мытья рук.

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом».

Дидактическая задача: Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Игровые правила: Составить цепочку из картинок с последовательными действиями, объясняя, что сначала, что потом.

Игровые действия: Дети выкладывают последовательность картинок в алгоритме «мытье рук», и проговаривают, что они делают сначала, а что потом. Обсуждают правильность выбора каждого ребёнка.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте встанем в круг и покажем, как мы умеем правильно мыть руки и лицо.

Надо нам перед едой (все дружно шагаем)

Мыть руки с мылом и водой (намыливаем руки)

Чтобы злой презлой микроб (Пазы руками)

Не забрался к нам в живот. (Гладим живот)

Водичка, водичка, (открываем ладошки вверх)

Умой мое личико. (Как бы дотрагиваемся до лица)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваемся до глаз)

Чтобы щечки розовели, (круговыми движениями щеки)

Чтоб смеялся роток (улыбаемся)

И кусался зубок (показываем зубки).

Воспитатель: Ребята, а ещё я в посылке нашла телеграмму.

Дидактическая игра: «Найди ошибку»

Игровые действия: Дети должны найти в тексте ошибку и поправить.

"Полотенцем моют руки"

"Расчёской вытираются"

"Зубной щёткой намыливают тело"

"Мылом причёсываются".

Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется, Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:

Полотенцем (что делают).

Расчёской.

Зубной щёткой.

Мылом.

Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.

Воспитатель: Ребята, а еще я здесь нашла конверт, а в нём много картинок, но они разрезные. Нужно их составить в целые картинки.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Дидактическая задача: учить осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единственное. Закрепить названия предметов личной гигиены, их назначение, а также значение их использования для сохранения и укрепления здоровья.

Игровые действия: составить картинку в единое целое.

Послушайте стихотворение.

Кто зубы не моет, не моется с мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утонули

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки.

Грязнули боятся воды и простуд,

А иногда вообще не растут.

Торжественное обещание (все дети хором повторяют)

Чтоб в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто-чисто мыться.

Быть хочу я очень чистым,

А не чёрной галкой,

Обещаю я дружить с мылом и мочалкой.

А ещё, два раза в сутки

Обещаю чистить зубки.

Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным,

Очень, очень аккуратным.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Мойдодыр, как и обещал, приготовил для вас подарки. (раскраски с предметами личной гигиены)


Цель: формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход развлечения.

— Доброе утро ребята! Давайте все вместе скажем «Доброе утро» тихо-тихо, шепотом. Теперь скажем тоже самое так, как обычно говорим. А теперь громко крикнем: «Доброе утро!»

— Представьте, что вы волшебники и можете подарить своим друзьям заряд хорошего настроения на весь день: дотроньтесь своей ладонью до ладони соседа, улыбнитесь друг другу…

— Ребята, у вас хорошее настроение?

— В ваших карманчиках спрятались по два дружка: грустный и веселый. Достаньте их и покажите мне того, который похож на ваше настроение сейчас. А грустного дружка давайте положим в волшебную коробочку и уберем подальше, чтобы у нас не было грусти.

— Ребята, а что такое хорошее настроение? (хорошее отношение с родителями, друзьями; это веселье, это когда мы не болеем и вокруг нас — доброта)

— Да, для того, чтобы человек был счастливым и здоровым- он должен жить в семье и чувствовать любовь и заботу близких, сам должен любить их и заботиться о них. И если у нас хорошее настроение, хорошие отношения с близкими людьми, мы не болеем, не пьем лекарства…

— Что мы тогда можем сказать о своем организме? (что мы здоровы)

— Правильно. Не зря ведь говорят, что: «Чистота — залог здоровья»

— Только вы ответьте мне:

Путь к загадочной стране,

Где живет здоровье ваше,

Все ли знают? Дружно скажем… (да)

— Но дорога не проста:

Из-за каждого куста

Может недруг появиться

Вам придется с ним сразиться.

Потому перед дорогой

Разомнемся-ка немного.

— Итак, мы отправляемся в путь со станции «Спортивная», с которой нас провожает настоящий спортсмен:

— По утрам зарядку делай

Будешь сильным,

Будешь смелым.

— Физкультминутка « Солнышко лучистое…»
(под музыку)

— Ну что же, размялись немного, а теперь в путь. Солнышко будет светить нам в окошки, а мы будем ему улыбаться и заряжаться его энергией, получать Витамин D, который поможет расти нам крепкими и здоровыми.

Остановка «Чистюля»

(неожиданно на станции появляются Неряха и Грязнуля)

— Кто пришел в нежданный час? Путешествие у нас. Мы гостей еще не ждали.

— Посмотрите- странный вид. Он о чем то говорит. Кто такие? Отвечайте!

Грязнуля: Угадайте, кто мы?

Не люблю я, братцы мыться.

С мылом, с щеткой не дружу.

Вот поэтому, ребята, вечно грязная хожу.

И сейчас, не потому ли назовут меня… (Грязнуля)

Неряха:

Честно я скажу ребята,

Быть опрятным, аккуратным — очень трудно..

Сам не знаю, почему. Вещи всюду я бросаю

И найти их не могу. Что схвачу, в том и бегу.

Где штаны? А где рубаха? Я не знаю. Я… (Неряха)

— Зачем вы к нам явились?

Грязнуля: Мы думаем, что здесь найдем себе друзей.

Неряха: Наверняка, среди этих ребят много грязнуль и нерях.

— Нам, увы, не по дороге. Уносите, братцы ноги!

Не найдете среди нас, вы друзей себе сейчас!

Грязнуля и Неряха: Не прогоняйте нас, пожалуйста!

— Ребята, а может возьмем их с собой в путешествие по «Городу Здоровья и Чистоты?» , и они станут чистыми а аккуратными.

— Дети: Да!

— Но для этого их надо привести в порядок и отмыть.

— Что надо сделать, чтобы они стали опрятными и могли с нами путешествовать?

Дети: Их надо умыть, расчесать, переодеть.

— Давайте вспомним, с помощью каких предметов будем приводить в порядок наших гостей.

— Поможет нам в этом игра «Ровным кругом».

С помощью загадок мы выберем ведущих в нашей игре.

1. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)

— Дети, взявшись за руки, встают в круг вместе с Неряхой и Грязнулей. В середине круга стоит ребенок, исполнявший роль мыла. Дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют:

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам «мыло» здесь покажет,

То и будем выполнять!

— Ребенок- мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем игра повторяется, соответствующие движения показывают зубная щетка, мочалка, полотенце, расческа.

2. Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит. (зубная щетка)

3. На себя я труд беру

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (мочалка)

4. Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось-

Нет сухого уголка. (полотенце)

5. Хожу- брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков, у медведей. (расческа)

— Ребята, мы с вами выяснили, как нужно пользоваться предметами личной гигиены. И сейчас мы с вами отмоем наших гостей Неряху и Грязнулю. (на столе стоят два тазика, два графина с водой, две мыльницы, два полотенца, две расчески). Мне нужны помощники, которые помогут Неряхе и Грязнуле стать чистыми.

— Ой, ребята, посмотрите какими красивыми и чистыми стали наши Неряха и Грязнуля. Их теперь и не хочется такими именами называть.

— Как вас дети звать на самом деле? (Миша, Диана)

— Теперь вы точно знаете, как надо пользоваться этими предметами, чтобы быть всегда чистыми и опрятными.

— Ребята, а как вы думаете, быть чистым, аккуратным, опрятным- это вредная привычка или полезная? (ответы детей)

— А вот сейчас мы с вами опять отправимся в путь, на станция «Привычки»

(Во время пути физкульт минутка-разминка под музыку на стульях)

— Вот мы и приехали. Вы во время пути были очень внимательны и активны.

(Идет микроб, чихает, вытирает нос рукавом, грызет ногти, у микроба в руках авоська, в которой лежат два пакета сока).

— Ой, кто это?

Микроб:

Я известный микроб

И скажу всем: « Стоп!»

Ну, зачем вам расти,

Ну, зачем развиваться?

Лучше хилым быть, худым,

Невеселым и больным.

Пусть микробы вас съедят

И болезнью заразят. (опять чихает)

— Ой! Ой! Что ты делаешь Микроб? У тебя есть носовой платок?

Микроб: А зачем? Я лучше рукавом. (показывает)

— Ребята, давайте поможем Микробу. Расскажем ему, для чего нужен носовой платок.

Дети: Платок нужен для того, чтобы вытирать нос при насморке, закрывать при кашле и чихании платком рот, чтобы не заражать микробами других людей.

— Ребята, у вас есть носовые платочки? Видишь Микроб, у каждого есть свой носовой платок.

Микроб: Ну, так это легко исправить. (обращается к детям) . Дай-ка мне твой платок на минуточку.

Действия детей: (они закрывают рукой карманы)

Микроб: У! Жадины!

— Нет Микроб, они не жадные. Давайте ребята подарим Микробу предметы личной гигиены. Для этого вы должны помочь выбрать все самое нужное для него (на столе лежат в разброс игрушки, книги, карандаши, предметы личной гигиены) . Выберите из этих вещей только необходимые для Микроба предметы. Вот микроб, здесь есть и носовой платок. – Он нужен тебе для того, чтобы не заразиться друг от друга и не заболеть.

— Микроб, а мы еще видели как ты грыз свои ногти. Ты что, не знаешь, что их нужно подстригать и щеточкой вымывать.

— Ребята, а для чего это нужно делать? (ответы детей)

Микроб: Ох, как же всего много надо знать…

Микроб: Ребята, а у меня есть что-то вкусное (достает сок) . Подождите, я глотну (открывает пакет и пьет) и вам всем дам по глоточку. (Предлагает детям)

Дети: Да нет же, нельзя! Каждый должен пить из своего стаканчика, чтобы не заражаться.

Микроб: Я все понял. Хорошо, что у меня есть еще пакет сока. А у вас есть стаканчики? (разливает сок в стаканчики и угощает ребят)

— Ребята, расскажите микробу, что вы делаете в детском саду для того, чтобы быть здоровыми и не болеть?

Дети: Каждое утро делаем зарядку, гуляем на свежем воздухе; повара на кухне готовят нам вкусную и здоровую пищу. Когда выходим на прогулку, няня, Вера Алексеевна, открывает окна, проветривает помещение, чтобы воздух был чистым, и все вредные микробы погибли, а так же делает влажную уборку в группе.

Микроб: Спасибо вам ребята, я теперь знаю много хороших привычек. И всем знакомым микробам о них расскажу, чтобы они не вредничали. (Прощается и уходит)

Игра «Пылесос»
(под музыку)

— Ребята, посмотрите, микроб ушел, а мусор все равно оставил.

(по ковру рассыпать маленькие мячики и собрать их мусорными совками в ведерко).

— Молодцы. После себя мы оставляем порядок. Теперь мы можем ехать дальше, на станцию «Правильного Питания»

— Стоп. Приехали. Как вы думаете, почему станция так называется?

Грязнуля- Диана: Я знаю, это лимонад и шоколад.

Неряха-Миша: Нет, это чипсы и сухарики.

— Ребята, а вы с ними согласны?

— Знай, не все, что продается здоровью пользой обернется.

Это — вкусно, То — полезно, Что-то- вовсе бесполезно.

— Выяснить это нам поможет игра «Чудо- дерево»

— Я предлагаю вам стать садовниками здоровья. Давайте сами вырастим чудо-дерево. Например, Яблоко-полезное, конфета-нет.

(на столе лежат муляжи ягод, фруктов, овощей, конфет, шоколада, жвачки, лимонада. Дети выбирают полезные для здоровья продукты и вешают их на дерево) .

— Полюбуйтесь своей работой. Вот так чудо-дерево получилось-почки полезными плодами распустились.

— Мы запомним навсегда (все вместе)

«Для здоровья нам нужна витаминная еда»

— А вы знаете где живут витамины? (ответы детей)

— Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других полезных продуктах.

— А помните ребята, что мы говорили о том, что всегда нужно дружить водой?

Дети:

Сливы, яблоки и груши

Не спешите сразу кушать.

Не кладите сразу в рот,

Заболит у вас живот!

Пыль к ним всякая пристала

Отнесите их домой,

И помойте их сначала

Кипяченою водой.

— И конечно же не забудем о том, что перед едой надо мыть руки.А еще когда их мыть необходимо? (ответы детей)

— Ребята, мы с вами проехали по волшебному «Городу Здоровья и Чистоты». Побывали на станциях: «Спортивная», «Чистюля», «Привычки», «Правильного питания».

— Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка- как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки.

Дети: «Доброго всем здоровья!» (дети исполняют песню: «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!»)

Покидова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №11
Населённый пункт: г. Североморск
Наименование материала: картотека
Тема: Картотека игр для знакомства детей младшего дошкольного возраста с предметами личной гигиены
Дата публикации: 12.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Картотека игр для знакомства детей

младшего дошкольного возраста с

предметами личной гигиены

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель:
Знакомить детей с предметами личной гигиены. Активизировать речьдетей. Пополнить словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ
: мешочек с предметами личной гигиены.

Ход игры
: Вы знаете, ребята, сегодня утром к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром так много забот! Но он оставил вам вот этот мешочек. Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.
Отгадывание загадок:
Ускользает, как живое, Хожу-брожу не по лесам, Но не выпущу его я. А по усам, по волосам. Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней, Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей. (Мыло) (Расческа) Пластмассовая спинка, И сияет, и блестит, Жесткая щетинка, Никому оно не льстит, С зубной пастой дружит, А любому правду скажет – Нам усердно служит. Все как есть ему покажет. (Зубная щетка) (Зеркало) Вытираю я, стараюсь, Хвостик из кости, После ванной паренька. На спинке – щетинка. Все намокло, все измялось – Эта вещь поможет нам Нет сухого уголка. Чистить брюки и кафтан. (Полотенце) (Щетка)
Что ты можешь о них сказать!

Задача игры
. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Оборудование:
Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры
. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле. Воспитатель называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы. Далее воспитатель задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?” Когда ребенок ответит утвердительно, воспитатель
просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?” Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитатель может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.) Воспитатель может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”. В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
Чистоплотные дети

Задачи игры
. Учить детей находить предметы гигиены по просьбе воспитателя; узнать их назначение.
Ход игры.
Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать,тем лучше). Затем воспитатель говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.). Вариант. Воспитатель задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато
Что нужно кукле!

Задачи игры
. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия:
Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры
. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?” Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

ИГРА - ЛОТО «УРОКИ МОЙДОДЫРА»

Цель
: закрепить знания детей о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках - последовательность действий (мытья рук, одевания, сервировки стола).
Правила:
Детям раздаются поля, разделенные на квадраты. В центре поля изображена большая картинка, ребенку предлагается выбрать нужные картинки, сопровождая свои действия объяснениями - «для чего это нужно». «Как Вова учился мыть руки» "Поможем Вове сервировать стол" "Оденем Вову на прогулку" "Чистота - залог здоровья" "Ванные принадлежности" При помощи данной игры дети закрепят знания о предметах личной гигиены, культурно- гигиенических навыках - последовательность действий (мытья рук, одевания, сервировки стола).

Игра-экспериментирование

«Прозрачная вода»

Цели
Познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется). Сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материалы:
две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.
Описание

В
гости к ребятам приходит Капелька.
Воспитатель.
Кто такая капелька? Где она живет? Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что в одной вода, в другой - чай.
Воспитатель.
Как вы догадались, что это вода? Какого та цвета? Чем она пахнет? (Ответы детей.) Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.
Воспитатель.
Что мы делаем?
Дети.
Переливаем, наливаем воду.
Воспитатель.
Что делает водичка?
Дети.
Льется.

Воспитатель.
Послушайте, как она льется. Какой слышим звук? Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой, помешать и понаблюдать, как сахар растворится. Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает: «Вы что- нибудь видите?» Затем происходит рассматривание картинок через банку с водой.
Воспитатель.
Что вы увидели?(Ответы детей.) Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?
Дети.
Прозрачная.
Воспитатель.
Что мы узнали о воде? (Ответы детей.)
Игра-экспериментирование «Чистящая вода»

Цели
Получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает. Сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы:
широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопасная краска для нанесения на детские ладони.
Описание
Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку. Аналогичные действия совершаются с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и" поэтому стала мутной. Затем на детские ладошки наносится краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»

Цели
Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо. Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материалы:
кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.
Описание
Предложить детям взять полотенце и положить его в миску.
Воспитатель.
Как вы думаете, что будет с полотенцем?
Дети.
Оно намокнет, станет мокрым. Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Детям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Поче- му это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук.
Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки»

Цели
Получить или закрепить представления, что вода очищает. Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы:
две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).
Описание.
Предложите ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.
Игра-экспериментирование «Какой формы мыльце?»

Цели
- Получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойства; - Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование
Материалы:
кусочки мыла разной формы, тазик с водой.
Описание.
Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла. Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повто- рить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает. После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.
Игра-экспериментирование «Делаем мыльные пузыри»

Цели.
Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свой- ствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет. Поддержать интерес к здоровье - сберегающим предметам.
Материалы:
жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание.
Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.
Воспитатель.
Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? (Ответы детей.) Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.
Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.
Воспитатель.
Что мы видим, когда вынимаем петлю? (Ответы детей.) Потихоньку дуем. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? (Ответы детей.) Пузырь получился только из жидкого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь. Можно поиграть в игры: «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на ее поверхности.
Игра-экспериментирование

«Госпожа зубная щётка»

Цель:
Познакомить со свойствами зубной щётки: Состоит из маленьких ворсинок, хорошо трёт, чистит.
Материал:
Зубная щётка, тазик с водой, зубная паста.
Описание:
Взрослый приносит зубную щётку. - Чем мы чистим зубы? Почему мы их чистим зубной щёткой? Предлагает рассмотреть щётку, потереть ею о руку. - Что вы чувствуйте? Зубная щётка хорошо трёт, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубами и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит здоровыми. - А откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы? Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы или делать это неправильно? Поэкспериментировать с зубной щёткой и водой, размочить ворсинки, посмотреть, как по - разному они выглядят. Потереть ладошку влажной щёткой, сравнить результаты. Нанести на щётку пасту, растворить её в воде, понаблюдать, что будет происходить в воде.

Игра – путешествие «Путешествие в страну щеток».

Цели:
обратить внимание детей на то, что существуют разные щетки, но цель у них одна- помочь человеку убрать грязь; закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета.
Материалы:
разные щетки –обувная, зубная сметка, швабра, щетка-расческа для волос.
Описание игры.
Воспитатель рассказывает, что госпожа Зубная Щетка приехала к ним из страны Щеток и предлагает отправиться в путешествие в эту страну.
Воспитателель:
В стране щеток живут жители – разные щетки. Посмотрите на них. Чем они отличаюся? (Внешним видом, размером, назначением). Для чего они нужны? (Показ детьми разнообразных действий со щетками). Но все они живут в одной стране. Что общего у всех этих жителей? (ворсинки). Для чего нужны нам эти вещи? (Для соблюдений чистоты, для помои по дому).
Игры со щетками
по желанию детей, предметно-манипулятивные действия. Также взрослый может создать ситуацию, в которой щетки используются неправильно Незнайкой: зубная чистит обувь, столовая – причесывает волосы… Дети решают эту запутанную ситуацию правильно, раскладывают щетки по назначению.
Игра – путешествие «Путешествие в город Предметов личной гигиены»

Цели:
обратить внимание, что вокруг нас много вещей, среди них – предметы личной гигиены, которые помогают нам соблюдать чистоту и опрятность; продиагностировать знания детей об их необходимости и умения использовать их.
Материалы:
мыло, мочалка, зубная щетка, полотенце, расческа; изображения этих предметов личной гигиены.

Описание игры.
В гости к ребятам приходит девочка чумазая.
Воспитатель.
- Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошки; На локтях – дорожки. - Играла на улице, вот и ичпачкалась. Ребята, что нужно сделай нашей девочке? (Умыться). Ты знаешь, что тебе поможет в этом?
Девочка чумазая:
Нет.

Воспитатель:
Давайте отправимся в путешествие страну Вещей, в город Предметов личной гигиены. Там мы встретим жителей этого города, которые помогут девочке чумазой стать чистой и опрятной. Воспитатель вместе с детьми отправляются в путь. Взрослый подчеркивает, что в стране Вещей живут разные вещи. Но в городе Предметов личной гигиены живут вещи необходимые нам, чтобы стать чистыми, опрятными, красивыми и здоровыми.
Воспитатель:
Вот один из жителей этого города. Что это? (мыло). Зачем нам нужно мыло? Что мы с ним делаем? (Намыливаемруки, отмываем грязь…). Что это? (Полотенце).Зачем нам нужно полотенце? (Вытирать руки). Где у нас хранится полотенце? (На вешалке). Вы умеете вытирать руки. Покажите мне, как вы это делаете. А вот две подружки. Что это? (Зубная щетка и зубная паста). Зачем они нам нужны? (Чистить зубы). Кто помогает нам сделать волосы аккуратными, красивыми? (Расческа). Вот сколько помощников мы встретили в этом городе, которые помогают нам стать чистыми и опрятными. Ты запомнила их, девочка чумазая? Пора возвращаться домой. Чтобы нам не забыть жителей этого города, мы возьмем их портреты и повесим в комнате гигиены.

Брейн-ринг

Данное мероприятие направлено на закрепление знаний детей о правилах личной гигиены.

Цели :

Обучающие

    учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.

Развивающие

    Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание.

    Развивать воображение, фантазию, внимание, сообразительность.

Воспитательные

    Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

    Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.

    Создавать положительный эмоциональный настрой.

Ход мероприятия :

ВЕДУЩИЙ :

Сегодня в нашем зале игра интеллектуалов « Брейн-ринг». Давайте познакомимся с членами жюри. (Представляет членов жюри).

А теперь начнём игру. Я буду вращать волчок и с его помощью выбирать вопросы, которые лежат на столе. Задаю вопрос, даю время на обсуждение. У кого ответ будет готов, тот звонит в колокольчик. Если команда отвечает правильно, получает жетон. Побеждает та команда, которая за игру набрала больше жетонов.

1 гейм : «ВОПРОС-ОТВЕТ»

ВЕДУЩИЙ : Внимание, вопросы :

(ВОПРОСЫ ПЕРВОЙ КОМАНДЕ)

    Что такое личная гигиена?

    Для чего нужно мыть руки перед едой?

    Почему нельзя грызть ногти?

    Сколько раз в день нужно чистить зубы?

    Как иначе называется приспособление, кроме зубной щетки и зубочистки, используемое для чистки зубов?

    Каков срок службы зубной щетки?

    К какому врачу надо идти, если болят зубы?

(ВОПРОСЫ ВТОРОЙ КОМАНДЕ)

    Что такое здоровый образ жизни?

    Как вы считаете, на сколько человек рассчитана одна расческа?

    Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак?

    Это необходимо принимать перед сном ежедневно, а в жаркую погоду – утром и вечером?

    Каким по продолжительности должно быть время чистки зубов?

    Что всегда нужно делать в одно и то же время?

    Какова продолжительность сна ребёнка?

    Главный способ ухода за кожей?

2 гейм : «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…»

ВЕДУЩИЙ : Внимание, загадки :

(ЗАГАДКИ ПЕРВОЙ КОМАНДЕ)

    Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

    Железный дом,
    Покаты стенки в нём,
    Крыши нет - есть дно,
    А на дне - окно.(Ванна )

    Хвостик из кости,

На спинке – щетинка.

Эта вещь поможет нам

Чистить брюки и кафтан. (Щетка)

    Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

5.- И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет. (Зеркало)

    Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)

(ЗАГАДКИ ВТОРОЙ КОМАНДЕ)

    Зубов много,

А ничего не ест. (Расческа)

    Лёг в карман и караулю –

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

3. Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без... (Воды).

4.Серебряная труба,

Из трубы - вода,

Вода бежит и льётся

В белизну колодца,

На трубе - два братца,

Сидят да веселятся.

Один в кафтане красном,

Второй - в голубом,

Оба друга-брата

Заведуют водой. (Умывальник)

    Белая река

В пещеру затекла,

По ручью выходит -

Со стен всё выводит. (Зубная паста)

    Резинка - Акулинка

Пошла гулять по спинке.

А пока она гуляла,

Спинка розовая стала.

Губка (Мочалка)

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА»

3 гейм: «НАРИСУЙ ЗНАК»

ВЕДУЩИЙ : Прослушав стихотворения, нарисуйте знаки

(СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ)

Ешь полезную еду!

Перекусы на ходу
До добра не доведут.
Чтоб сильнее стать и краше,
Надо кушать суп и кашу.

Чисть зубы

Кто с зубной не дружит пастой,
У зубного гость тот частый –
Зубы у него болят,
То дерут их, то сверлят.
Кто видал, тому не лень
Чистить зубы дважды в день!

Береги зрение

Если ты читаешь лёжа,
То испортить зренье можешь.
Береги свои глаза,
Носом в книжку не влезай,
Чтобы не носить очков
И не стать царем кротов!

(СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ)

Мой руки перед едой

Перед тем, как есть и пить,
Надо руки с мылом мыть,
А иначе прямо в рот
Попадет микробов взвод,
И грязнуля заболеет.
Быть здоровым веселее!

Делай зарядку

Даже в плотном распорядке
Место быть должно зарядке.
Без нее любой малыш
Станет слабеньким, как мышь.

Не ленись

Встань с кровати и не охай!
Быть лентяем – очень плохо!
Лень опасна, лень вредна,
Губит организм она.
Раз тебе так мало лет,
Не кряхти, как старый дед.

4 гейм: «СОБЕРИ МОЗАИКУ»

(МОЗАИКА ДЛЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ) (МОЗАИКА ДЛЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ)

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ: «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»

Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов? +

Кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым? –

Кто из вас не ходит хмурый, любит



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: