Патриархат в семье. ЧТо ТаКое ПаТриархаТ

В патриархальном обществе существует разделение на "главу семейства" и прочих домочадцев. Глава семейства - это обыкновенный человек, которому необыкновенно повезло. Его предки по мужской линии обхитрили его предков по женской линии, потому что первыми успели сказать: «Чур, мы главные!». Со временем люди обленились и вместо двух слов "глава семейства" говорят просто "папа". Питерский папа не тратит себя на мелочи. Он думает о судьбах мира и отечества. Ему никто не мешает: все работают, живут, рождаются, умирают. Проходят годы, а папа всё думает. Однажды дети приходят без спроса в папин кабинет и видят: на столе стоит бронзовый бюст, а папы никакого и нет.

Московский папа думает о судьбах своей семьи и детей. Зарабатывает все деньги, какие видит, облагораживает всё, что попадается под руку, устраивает на работу даже самых дальних родственников жены. Когда безработные родственники заканчиваются - берётся за соседей. Если посреди неблагополучного района вы видите благополучный пятиэтажный дом, обнесённый разрисованным ромашками четырёхэтажным забором с колючей проволокой наверху, знайте: это не секретный завод по производству посланий для инопланетных цивилизаций, а дом, в котором живёт патриархальный папа.

В патриархальном обществе детям запрещается проявлять самостоятельность, чтобы ненароком не превзойти главу семейства (он же - "папа") в каком-нибудь умении и тем самым не разрушить его авторитет. Питерские дети, ещё не появившись на свет, уясняют: без папиного разрешения ничего делать нельзя. Поэтому они ничего и не делают. Сидят на кухне, пьют чай, курят в форточку и ждут, пока папа им что-нибудь разрешит. А папа тем временем думает о судьбах мира и отечества.
Московские дети тоже быстро понимают, что без папиного разрешения ничего делать не надо. Но с разрешением-то можно всё! - догадываются они чуть погодя. В надежде получить вожделенное право делать то, что хочется, упорные московские дети разрабатывают презентации, с использованием программы power point, швабры, стиральной машинки и старого проектора для показа диафильмов, но и этого часто бывает недостаточно. К примеру, чтобы пойти на дискотеку, дочке приходится разучить и станцевать перед папой самый сложный акробатический танец (но потом она повторяет его на танцполе и становится королевой клуба). Приобретя полезный опыт защиты проектов перед папой, дети в будущем способны защитить любые свои идеи не только от строгого начальника и вредных завистников, но даже от криворуких доброжелателей.



В патриархальном обществе жена должна бояться мужа своего, чтобы в случае чего он уверенно шел на войну, зная, что раз уж его боится собственная жена, то враги и подавно испугаются. Питерская жена очень боится за своего патриархального мужа. Он же так много думает о судьбах мира и отечества. Не ест, не пьёт! Чтобы сберечь этого мыслителя, жена устраивается на три работы и отправляет детей торговать петрушкой на Сытный рынок. В дом нанимают специальную домработницу с философским образованием, которая не только следит за тем, чтобы папа вовремя ел, но и поддерживает с ним беседы на интересующие его темы.


Московская жена очень боится, что такого хорошего и трудолюбивого мужа у неё уведут. Поэтому всеми силами старается придать ему вид некондиционный и придурковатый. Вырезает из специальных журналов для женщин разработанные специалистами статьи для оглупления мужей и пришпиливает их на зеркало в ванной комнате. Пока муж спит, снимает с вешалки его парадные брюки, подшивает сзади одну брючину так, чтобы казалось, будто она задиралась до самого колена. Наносит на свежекупленный галстук акриловой краской несочетающиеся с рубашкой полосы. В крем для бритья подмешивает синьку. Устраивает пиар-кампанию на тему "как же мне с ним тяжело". Но иногда, перестаравшись, портит всё дело. Узнав, как она, бедняга, мается с этим ужасным человеком, к ней приходят три женщины из комитета по защите женщин. Посчитавшись при помощи детской считалки, члены комиссии решают, кто из них пожертвует собою и возьмёт ужасного человека на перевоспитание насовсем.

Сохранено

от греч. ????? – отец и???? – начало, власть) – совокупность экономич., обществ. и идеологич. отношений, характеризующихся преобладающей ролью мужчины в семье и обществе. П. возникает в период разложения первобытнообщинного строя; те или иные его элементы в трансформированной форме длительное время сохраняются в классовом обществе. Нек-рые исследователи считают П. универсальным этапом в истории родового общества. (М. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, М., 1953). По мнению других, П. является наиболее распространенной, но не универсальной формой разложения первобытнообщинного строя, т.к. переход к классовому обществу может совершаться и через поздний, развитый матриархат (С. П. Толстов, Древний Хорезм, М., 1948; А. И. Першиц, Развитие форм собственности в первобытном обществе, как основа периодизации его истории, "Сов. этнография", 1955,. No 4). В этом случае такие элементы П., как господство мужчины в семье, счет родства по мужской линии и т.д., возникают лишь на рубеже классового общества или в начальный период его развития. Археологически П. охватывает период от конца неолита до раннежелезного века. В историографии первобытной истории большое значение получил вопрос об историч. соотношении П. и матриархата. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеч. общество изначально было патриархальным. При этом с античности и до сих пор примат П. над матриархатом всегда трактовался сторонниками патриархальной теории как доказательство извечности частной собственности и др. элементов и черт классового общества, моногамной семьи, неравноправия полов. Позднее эта т.н. патриархальная теория развивалась Фомой Аквинским ("De regimine principum", P., 1509), Ж. Боденом ("Le six livres de la r?publique", P., 1576), P. Филмером ("Patriarcha, or the natural power of kings", L., 1680) и др. Эти авторы выводили из изначального П. происхождение гос-ва и теорию "божеств. права королей". В 19 в. англ. историк права Г. Мэн связал П. с родом. По его мнению, развитие идет от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву ("Lectures on the early history of institutions", L., 1875). Другими наиболее известными представителями патриархально-родовой теории в 19 в. были Фюстель де Куланж ("La cit? antique. ?tude sur la culte le droit, les institutions de la Gr?ce et de Rome", P., 1864), A. Пикте ("Les origines indo-europ?ennes ou les Aryas primitifs...", v. 1–2, P., 1859–63), Э. Тайлор ("Primitive society", в журн. "Contemporary Review", 1873, v. 21–22), Пешель ("V?lkerkunde", Lpz., 1874). В 1877 вышла книга Л. Г. Моргана "Древнее общество" (рус. пер. 1900), в к-рой показывается, что патриархально-родовой строй не был изначальным, а закономерно следовал за периодом господства материнского рода. Однако Морган недооценивал значение перехода от материнского рода к отцовскому, видя в нем гл. обр. изменение счета родства, вызываемое развитием индивидуальной собственности и моногамной семьи. В конце 19 в. и в нач. 20 в. подавляющее большинство бурж. этнографов, стремясь опровергнуть идеи об изначальности и универсальности матриархата, развивали теории о двух путях первоначального развития человечества (матриархальном и патриархальном) или пытались доказать, что патриархат предшествует матриархату. Наиболее известными представителями этих течений являются К. Н. Старке ("Первобытная семья, ее возникновение и развитие", пер. с франц., СПБ, 1901), Э. Вестермарк ("The history of human marriage", Helsingfors, 1889), В. Шмидт и В. Копперс ("Gesellschaft und Wirtschaft der V?lker", Regensburg, 1924), Р. Лоуи ("Primitive society", ?. ?., 1920). Подобные взгляды до сих пор господствуют в бурж. этнографич. лит-ре (J. Steward, Theory of culture change; the methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955). Марксистская теория П. была сформулирована Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва"). Согласно ей, переход от матриархата к П. совершается в результате развития производит. сил и увеличения производительности труда в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Меняется характер разделения труда. Труд женщины ограничивается работой по дому. Осн. участником обществ. произ-ва становится мужчина. Соответственно меняются и социальные отношения: материнское право "меняется отцовским, парный брак – моногамией, "а это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду" (Энгельс?., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 162). Род теряет хоз. единство, осн. экономич. ячейкой становится большая семья. Растет имуществ. дифференциация, возникает патриархальное рабство, зарождается деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древние общества", Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М.–Л.], 1941; Ковалевский М., Первобытное право, вып. 1, М., 1886; Ольдерогге Д. ?., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.–Л., 1936; Косвен М. О., Переход от матриархата к патриархату, в сб.: Родовое общество. Этнографич. материалы и исследования, М., 1951. Л. Файнберг. Москва.

Господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархальными, хотя степень патриархальности и природа власти мужчин над женщинами различаются. В современном мире одной из главных задач женского движения должна быть борьба против существующих патриархальных институтов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАТРИАРХАТ

– в теоретических моделях феминизма – особая система контроля над производительными и репродуктивными способностями женщин (а также детей). Понятие патриархата анализируется посредством выявления исторических, социально-экономических и социокультурных форм и типов мужского доминирования, подчиненности (субординации) женщин, гендерного распределения власти и гендерно обусловленного насилия. С точки зрения права патриархат интерпретируется как гендерная дискриминация.

К. Миллетт определяет патриархат как "отношения, созданные властью", в которых одна группа людей (женщины) управляется и контролируется другой (мужчинами). Согласно К. Миллетт, существует три института патриархата: семья, общество и государство. "Будучи орудием общества, семья не только побуждает своих членов к приспособлению и подчинению, но действует в качестве подразделения правительства патриархатного государства, которое управляет своими гражданами через глав семей" (Millett K, 1985).

В рамках феминизма существуют различные теоретические модели патриархата. Полемика ведется относительно исходной методологической позиции: является ли патриахат самостоятельной (транс-исторической) формой господства мужчин над женщинами, или же выступает как часть более общей системы социального и экономического контроля, складывающейся на основе классовых, этнических, социокультурных отношений в рамках определенной общественно-экономической формации (феодализма, капитализма). Фактически спор идет о том, является ли патриархат "системой", или частью "системы". Эта дискуссия описывается в литературе как полемика между сторонниками истолкования патриархата как "единой" или как "двойственной" системы. В первом случае патриархат как форма контроля рассматривается самостоятельно; во втором – в связи с другими формами социального и экономического контроля.

Сторонники понимания патриархата как "единой системы" (марксистский феминизм, радикальный феминизм) подвергаются критике за неспособность адекватно объяснить, почему капитализм и другие классовые общества принимают форму патриархата. В свою очередь, защитников интерпретации патриархата как "двойственной системы" упрекают за то, что они игнорируют собственную внутреннюю логику и закономерности развития патриархата, а также не сумели объяснить взаимодействие патриархата с другими формами социального и экономического контроля.

Отдельно следует выделить позицию неомарксистских феминистов. Так, Нэнси Фолбр (Nancy P. Folbre) считает, что патриархат следует рассматривать не как систему контроля, а как способ производства отношений подчинения и доминирования. В рамках такого подхода "патриархатный капитализм" выступает как целостная формация, которая включает в себя два взаимодействующих, но существующих в отдельности друг от друга способа производства" (Folbre, 1996). На близких методологических позициях в понимании патриархата находятся также последователи постмодернистского феминизма (Ю. Кристева, Л. Иригарэ и др.), которые определяют патриархат как процесс смыслового конструирования отношений власти, в ходе которого "мужские дискурсы" становятся господствующими, а "женские" – маргинализируются.

Различия в понимании патриархата обнаруживают в себя в теоретических моделях гендерной социологии, экономики, психологии, культурологии и т.д., а также в концептуальных разработках интеграции комплексного гендерного подхода в политику и практику.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью , а отцы в семьях обладают лидирующим положением. Многие патриархальные общества также являются патрилинейными , то есть собственность и общественное положение наследуются в них по отцовской линии.

В истории человечества патриархат проявлялся в общественной, правовой, политической и экономической организации различных культур. Патриархат также оказывает сильное влияние на современное человечество, хотя многие культуры в течение XX века перешли к более эгалитарному общественному устройству .

Определение и употребление понятия [ | ]

Понятие «патриархат» буквально означает «власть отца» и происходит от греч. πατριάρχης - «отец народа» или «вождь народа», «патриарх» , - в свою очередь, образованного от πατριά «происхождение» (от πατήρ - «отец» - и ἄρχω - «правлю». .

Ранее понятие «патриархат» использовалось для обозначения автократической власти мужчины - главы семьи. В современности его употребляют более широко, как обозначение социальных систем, в которых власть находится преимущественно в руках взрослых мужчин .

Общие сведения [ | ]

Патриархат характеризуется, в частности, такими обобщенными в единство признаками, как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). Особенности этих признаков, позволяют применять понятие патриархат в отношении всех традиционных обществ .

История [ | ]

Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии , утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными . Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание . Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события . Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 г. до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства .

Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке , начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин [нейтральность? ] и исключение их из процесса представления и конструирования истории [нейтральность? ] .

Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины - и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу» .

До нас не дошли философские тексты Древнего Египта , но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы .

Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского , который был учеником Аристотеля .

В феминизме [ | ]

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла своё имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берёт не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика самосожжений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Malti-Douglas, Fedwa (2007). Encyclopedia of Sex and Gender. Detroit: Macmillan. ISBN 0-02-865960-0 .
  2. Ferguson, Kathy E. Patriarchy // Women"s studies encyclopedia, Volume 2 / Tierney, Helen. - Greenwood Publishing , 1999. - P. 1048. - ISBN 978-0-313-31072-0 .
  3. Green, Fiona Joy. Patriarchal Ideology of Motherhood // Encyclopedia of Motherhood, Volume 1 / O"Reilly, Andrea. - SAGE, 2010. - P. 969. - ISBN 978-1-4129-6846-1 .
  4. πατριάρχης A Greek-English Lexicon , on Perseus
  5. patriarchy , on Oxford Dictionaries
  6. πατριά , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  7. ἄρχω , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  8. Meagher, Michelle. patriarchy // The Concise Encyclopedia of Sociology . - John Wiley & Sons, 2011. - P. 441–442. - ISBN 978-1-4051-8353-6 .
  9. Giddens, Anthony & Griffiths, Simon. Sociology . - 5th. - Polity, 2006. - P. 473. - ISBN 978-0-7456-3379-4 .
  10. Gordon, April A. Transforming capitalism and patriarchy: gender and development in Africa . - Lynne Reiner, 1996. - P. 18. - ISBN 978-1-55587-629-6 .
  11. Patriarchy // Encyclopedia of Women"s Autobiography: K-Z . - Greenwood Publishing Group , 2005. - P. 453. - ISBN 978-0-313-32739-1 .
  12. Hughes, Sarah Shaver & Hughes Brady. Women in Ancient Civilizations // Agricultural and pastoral societies in ancient and classical history / Adas, Michael. - , 2001. - P. 118–119. - ISBN 978-1-56639-832-9 .
  13. Eagly, Alice H. & Wood, Wendy (June 1999). “The Origins of Sex Differences in Human Behavior: Evolved Dispositions Versus Social Roles” . American Psychologist . 54 (6): 408-423.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: