Пасха — история и традиции.

и какие обычаи существуют в других странах

Пасха - праздник семейный. В воскресенье с утра верующие идут в храм на службу, потом - время разговляться куличами и сладкой пасхой. Ближе к вечеру соберутся за одним столом родные и близкие.

По русскому народному обычаю, в течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.

Кулич

Еще одним традиционным пасхальным блюдом, несомненно, является кулич. Сложно представить праздник Воскресения Христова без этой сладкой сдобной выпечки, творожной пасхи и крашеных яичек. В Великую Субботу в церкви после службы производилось освещение всей той снеди, которую хозяйки приготовили к празднику.

Традиционно куличи готовились в русской печке в огромных формах цилиндрической формы, которые по размерам могли сравниться с ведром. В современных духовках, конечно, сложно приготовить кулич такого размера, но традиционная форма сохранилась благодаря многообразию различных формочек, которыми изобилуют прилавки магазинов. В качестве украшения куличей и пасх использовали разноцветное пшено, а теперь его заменяют специальными цветными сахарными обсыпками. В древней Руси принято было сохранять остатки пасхального кулича до праздника Светлого Вознесения, который отмечается через 40 дней после Пасхи .

Пасха

Разновидностей Пасхи великое множество. Делают ее и из сливок, и из топленого молока (тогда она приобретает красноватый оттенок), и на основе желтков, и с малиновым вареньем, и с мукой. Пасха бывает даже сырной и делается из творога, но не из обычного, привычного нам молочного продукта. На Руси творогом считалось прокисшее молоко, хозяйки собирали его в течение всего Великого поста и оставляли до Пасхи. Кислое молоко настаивалось, постепенно становясь более плотным. Именно поэтому пасха в старину получалась очень легкой, мягкой и обладала удивительным запахом.

Празднование Пасхи

Традиционно празднование Пасхи открывается с торжественного богослужения во всех православных храмах. Торжественная служба начинается ночью (перед воскресением) с пения и молитв. Во время службы священники с прихожанами совершают крестный ход вокруг церкви. Ровно в полночь, зажигают все свечи и огни, звучит звон колоколов, именуемый в народе, благовестом. На традиционное поздравление: «Христос воскресе!», отвечают: «Воистину, воскресе!». Пасхальное приветствие сопровождается троекратным целованием и обменом «крашенок». После богослужения, многие верующие стараются принести лампаду с благодатным огнем в дом. Начинаются гуляния. На праздничном столе непременно должны быть освященные куличи, пасхи из творога, крашеные яйца. Приготовленные блюда имеют христианскую символику. Вообще, для разговения, в старину накрывали столы, где присутствовало не менее 40 блюд (по числу дней поста). Пред началом застолья зажигают свечи и произносят молитву господу. Трапеза начинается с вкушения крашеных яиц. Сохранилась шуточная традиция: «яичные бои». Символ возрождения - пасхальное яйцо. Считается, что оно не портится в течение года. В старину, такое сохраняли для разных случаев. Считается, что пасхальное яичко помогает при лечении некоторых недугов, помогает найти затерявшуюся скотину. В православных традициях, Пасха - самый продолжительный праздник, длится 39 дней, до Вознесения.

Во время празднования Пасхи, принято угощать бедных и стариков, делать добрые дела, подавать милостыню, заниматься благотворительностью. Пасхальная неделя на Руси, традиционно, празднуется весело и с размахом.

Народные поверия и приметы

На Руси считалось, что если в первый день Пасхи пройти с первым снесенным яйцом, катая его по углам двора, то можно прогнать всю нечистую силу.

Также можно изгнать дурные мысли, злые наговоры, грехи, окропив комнаты в доме водой, набранной в пасхальную ночь из колодца (или хотя бы из крана).

Тот, кто родился в пасхальную неделю, будет иметь отличное здоровье, удачу и достигнет высоких чинов.

Чтобы девушке быстрее выйти замуж, во время церковного служения на Пасху нужно сказать: “Восресение Христово! Пошли мне жениха холостого!”

На Пасху сбываются все любовные приметы. Ушибешь локоть - вспомнит милый. Губа зачешется - к поцелую, а бровь - кланяться с милым.

Последнее (и, может быть, самое актуальное и по сей день) - в дни Пасхи нельзя шуметь и напиваться до потери сознания.

Праздник Пасхи любят не только в России, но во всем мире этот добрый праздник собирает за обильным пасхальным столом родственников и друзей. Правда, обычаи несколько разнятся.

В пасхальное воскресенье американские семейства обязательно посещают церковь, где проходит служба во славу Иисуса Христа, восставшего в этот день из мертвых. Служба сопровождается коллективным пением в честь этого события. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами. Дети получают корзинки от "пасхального кролика ", который еще ранним утром наполнил их цветными пасхальными яйцами и массой шоколада и конфет. В Америке очень популярна пасхальная игра: катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются, кто дальше и без остановки сможет прокатить свое яйцо. Самое большое соревнование бывает в пасхальное воскресенье на газоне близ Белого Дома в Вашингтоне. Сотни детей приходят со своими пасхальными корзинками, наполненными ярко раскрашенными яйцами, и катают их вниз по лужайке около президентского дворца

Австралия

Здесь очень популярны пасхальные яйца из шоколада или сахара - очень крупные и поменьше. Еще здесь пасхальные яйца любят делать в форме кролика или редкостного исконного животного австралийского континента - билби. Оказывается, зверек вскоре может стать пасхальным символом Австралии. Ученые таким образом надеются предотвратить исчезновение этого вида, привлекая внимание населения к серьезной экологической проблеме. По традиции пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами, подобными картофелю, моркови, тыкве, фасоли, гороху или брокколи. На десерт подают традиционное сладкое австралийское пасхальное блюдо - «Pavlova», это торт из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, ананасами и мандаринами. Очень популярны сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро перед обязательным посещением церкви.

Польша

В Польше в пасхальное воскресенье на столе появляются холодные мясные закуски и колбасные изделия, среди них - знаменитая белая колбаса из свинины, приправленной солью, перцем, мускатным орехом, чесноком и майораном. К ней обычно подают хрен со свеклой. Это блюдо называется «цьвикла». Праздничное застолье, конечно, не обходится без домашней выпечки и сладостей. В Германии тесто для пирога замешивают на молоке и яйцах, добавляют изюм, заплетают косичкой и выпекают в продолговатых формах. В Страстную Субботу устраивались похороны постного супа - «жура», а селедку, которая тоже была основной составной частью постной еды, вешали на дереве. Священнослужители в костелах кропили святой водой пироги, яйца, хрен, колбасу, ветчину, соль, перец, огонь и воду, которые потом использовались для различных магических действий.

Болгария

По болгарской традиции на Пасху много крашеных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба. Как и в России, болгары «чокаются» пасхальными яйцами до тех пор, пока на одном из них не появляется трещина, и желают при этом друг другу удачи. Самым удачливым считается тот, у кого дольше других пасхальное яичко останется целым.

Швеция

В Швеции Пасха не такой большой праздник, как Рождество, но в школах его начинают отмечать еще за неделю до наступления. Дети и учителя вспоминают и говорят о том, что Иисус умирал, а потом воскресал из мертвых. Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками желтого, зеленого и белого цвета. В своих домах жители Швеции повсюду устанавливают желтых цыплят в обрамлении цветных нарядных перьев. Шведы едят на Пасху почти ту же пищу, которую они предпочитают на Рождество, но на этот раз гораздо больше уделяют внимания конфетам и другим сладостям. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большой красивой конфете.

Италия

Темпераментные итальянцы необычайно трепетно относятся к чистоте собственного жилища и Пасха для них — это повод для грандиозной уборки. В Пасхальное воскресенье главной площади Рима собираются тысячи человек, чтобы услышать поздравления Папы. Испокон веков в Италии на Пасху было принято есть баранину с жареными артишоками, салатом из сладкого перца оливок и помидоров и соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательные атрибуты Пасхи — это коломба, что-то вроде русской пасхи, но с более ярким лимонным ароматом. Часто она покрывается миндалем и миндальной глазурью. На следующий день после Пасхи у итальянцев принято ходить на пикники с соседями и друзьями семьи.

Исландия

В Исландии Пасха празднуется очень весело. Основным пасхальным подарком, конечно же, является яйцо, их расписывают вручную специальными кисточками и красками или красят в луковой шелухе и устраивают на голове игрушечного цыпленка, что служит символом новой, светлой жизни. Всем знакомым дарятся карточки или открытки с пожеланиями и мудрыми изречениями, которые призваны помочь в дальнейшем данному человеку. Основным блюдом на Пасху считается ягненок, запеченный с овощами и рисом. На десерт подается двухцветное печенье.

Германия

Пасхе предшествует Страстная пятница. Многие немцы обязательно едят рыбу в этот день. Никто в Германии не должен работать ни в пятницу, ни в субботу, предшествующие пасхальному дню. А в субботний вечер в разных населенных пунктах Германии устраивают большой Пасхальный костер. Это очень популярное мероприятие, и очень многие люди приходят посмотреть на этот костер - символ конца зимы и сгорания всех плохих чувств. Утром в Пасхальное воскресенье каждое семейство в Германии проводит вместе время за завтраком. Родители накануне прячут корзины со сладостями, пасхальными яйцами и небольшими подарками. После завтрака они говорят детям: «Пасхальный зайчик спрятал от вас корзины, вы должны их найти». Дети ищут их по всему дому, и это очень веселый момент праздничного дня. Во второй половине пасхального воскресенья семьи наносят визиты своим друзьям и родственникам и пьют вместе чай.

Франция

Во французской Швейцарии к пасхальным обычаям относится «украшение родников». В более чем двухстах церковных общинах родники в деревнях украшают гирляндами из пестрых пасхальных яиц, бумаги, веток и лент. Рекорд принадлежит Бибербаху: на «самом большом в мире пасхальном роднике» висит гирлянда из более чем 8 000 яиц. Имеет смысл отправиться на прогулку по Оберлаузицу между Бауценом, Каменцем и Хойерсвердой, когда в пасхальное воскресенье через деревни проходят сорбские пасхальные рыцари. В шествии принимают участие до 400 великолепно разодетых мужчин. Они несут церковные знамена, крест, а иногда и статую Иисуса. Во Франции, согласно легенде, в Страстную пятницу все церковные колокола покидают страну, чтобы «пойти» в Рим. Снова они зазвучат только по возвращении в пасхальное воскресенье. На обратном пути они приносят детям шоколад в форме маленьких колоколов и раковин.

Пасха на Руси. Записки этнографа

Величайший из христианских праздников, Святая Пасха, являлся вместе с тем и любимейшим народным праздником на Руси. Этнограф-беллетрист ХIХ века С.В. Максимов в результате ряда этнографических экспедиций по российским губерниям записал множество народных обычаев и верований, приуроченных к пасхальным дням. Необходимо отметить, что автор наблюдал и записывал обычаи верований как крестьян-старообрядцев, так и приверженцев господствующего вероисповедания — РПЦ.

***

Пасха — самый любимый в народе праздник

Величайший из христианских праздников, Святая Пасха, является вместе с тем и любимейшим народным праздником, когда душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви, и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира. На церковном языке Св. Пасха называется «торжеством из торжеств», и название это как нельзя больше соответствует общенародному воззрению на этот праздник. Еще загодя начинает православный люд готовиться к этому торжеству, чтобы встретить его достойным образом, с подобающим благолепием и пышностью. Но особенно деятельно хлопочет и приготовляется деревня, где живее чувствуется связь со старинными обычаями и где крепче стоит православная вера.

Как на Руси готовились к Пасхе

В продолжение всей крестьяне, что называется, не покладают рук, чтобы соскоблить, вымыть и вычистить обычную грязь трудовой обстановки бедных людей и привести свои убогие жилища в чистенький и по возможности нарядный вид. Мужики с первых же дней Страстной недели заготовляют хлеба и корму для скотины на всю Светлую седмицу, чтобы в праздник не приходилось хлопотать и чтобы все было под рукою. А бабы и девушки хлопочут в избах: белят печи, моют лавки, скоблят столы, вытирают мокрыми тряпками запыленные стены; обметают паутину. Разгар бабьих работ выпадает на Чистый четверг. Покончив с убранством избы, бабы приступают обыкновенно к стряпне. В богатых домах жарят и варят живность, пекут куличи, убирая их мармеладом, монпасье и другими цветными конфетами. В бедных же семьях эта роскошь считается не по карману, и здесь куличи в виде обыкновенной, без всякой сдобы, булки покупаются у местных лавочников или Калашников и барашников. Но так как калашники или барашники развозят по деревне свои куличи приблизительно за неделю до праздников, то на пасхальном столе крестьянина-бедняка обыкновенно красуется плоская и твердая, как дерево, булка, ценою не свыше пятиалтынного или двугривенного. Но бывают, впрочем, случаи, когда крестьяне не могут позволить себе и этой роскоши, не выходя из бюджета. Таким беднякам обыкновенно приходят на помощь более богатые родственники, которые из чувства христианского милосердия не допускают, чтобы Светлый праздник омрачался «голодными разговинами», да еще в родственной семье. Впрочем, и посторонние не отстают от родственников, и в Страстную пятницу совсем не редкость видеть шныряющих по селу баб, разносящих по домам бедняков всякие припасы: одна принесет молока и яиц, другая — творогу и кулич, а третья, гляди, притащит под фартуком и кусок убоины, хотя и накажет при этом не проговориться мужу (в деревнях убоиной распоряжается мужик, и баба без спросу не смеет и подступаться к мясу).

Что касается мужиков среднего достатка, то они хотя и нe прибегают к помощи зажиточных соседей, но редко обходятся без займов, а еще охотнее продают что-нибудь из деревенских продуктов (дрова, сено, мятая пенька и пр.), чтобы раздобыться деньжонками и кушать четверть или полведра водки, пшеничной муки для лапши и пшена на кашу. Но вырученные деньги расходуются бережно, с таким расчетом, чтобы было на что «купить Богу» масла и свечей и заплатить попам.

Чтение «страстей» в церкви

Все хозяйственные хлопоты заканчиваются обыкновенно к вечеру Великой субботы, когда народ спешит в церковь слушать чтение «страстей». Читать «страсти» считается за честь, так как чтец перед лицом всего народа может засвидетельствовать свою грамотность. Но обыкновенно чаще всего читает какой-нибудь благочестивый старик, которого окружают слушатели из мужиков и целая толпа вздыхающих баб. Долго длится это монотонное, а иногда и просто неумелое чтение, и так как смысл читаемого не всегда доступен темному крестьянскому уму, то усталое внимание притупляется и многие покидают чтеца, чтобы помолиться где-нибудь в углу или поставить свечку св. Плащанице или же просто присесть где-нибудь в притворе и задремать. Последнее случается особенно часто, и наши корреспонденты из лиц духовного звания резко осуждают это неуважение к церковному богослужению, замечая, что спать в церкви, да еще в Великую ночь, значит то же, что совершенно не понимать всего происходящего в храме.

Нам, однако, думается, что такой ригоризм едва ли можно признать справедливым, так как во всей стране нашей ни одно сословие не сохранило такой веры, как крестьянство. И нужно принять во внимание, что эти спящие люди истощены строгим деревенским постом, что многие из них приплелись из далеких сел по ужасной весенней дороге и что, наконец, все они донельзя утомлены предпраздничной суетой и хлопотами. К тому же спят сравнительно немногие, а большинство толпится в темноте церковной ограды и деятельно хлопочет над наружным украшением храма. Во всю пасхальную ночь здесь слышны говор и крики; народ расставляет смоляные бочки, приготовляет костры; мальчишки суетливой толпой бегают по колокольне и расставляют фонари и плошки, а самые смелые мужики и парни, с опасностью для жизни, лезут даже на купол, чтобы осветить и его. Но вот фонари расставлены и зажжены, вся церковь осветилась огнями, а колокольня горит, как исполинская свеча, в тишине пасхальной ночи. На площади перед церковью густая толпа народа глядит и любуется своим разукрашенным храмом и слышатся громкие восторженные крики. Вот послышался и первый, протяжный и звонкий удар колокола, и волна густого колеблящегося звука торжественно и величаво покатилась по чуткому воздуху ночи. Народная толпа заколыхалась, дрогнула, полетели с голов шапки, и радостный вздох умиления вырвался из тысячи грудей. А колокол тем временем гудит, гудит, и народ валом валит в церковь слушать утреню. Через какие-нибудь пять минут в церкви делается так тесно, что негде яблоку упасть, а воздух от тысячи горящих свечей становится жарким и душным. Особенная давка и толкотня наблюдается у иконостаса и около церковных стен, где «пасочники» расставили принесенные для освящения куличи, яйца и всякую пасхальную снедь.

«Пасочники»

Когда отойдет утреня, ровно в 12 часов, по приказанию ктитора в ограде палят из пушки или из ружей, все присутствующие в церкви осеняют себя крестным знамением и под звон колоколов раздается первое «Христос Воскресе». Начинается процесс христосования: в алтаре христосуется причт, в церкви прихожане, затем причт начинает христосоваться с наиболее уважаемыми крестьянами и обменивается с ними яйцами. (Последнее обстоятельство особенно высоко ценится крестьянами, так как они верят, что яйцо, полученное от священника, никогда не испортится и имеет чудодейственную силу.)

После окончания литургии все «пасочники» с куличами на руках выходят из церкви и строятся в два ряда в ограде, в ожидании причта, который в это время в алтаре освящает пасхи более зажиточных и чтимых прихожан. Ждут терпеливо, с обнаженными головами; у всех на куличах горят свечи, у всех открыты скатерти, чтобы святая вода попала непосредственно на куличи. Но вот причт освятил уже куличи в алтаре и во главе со священником выходит наружу. Ряды пасочников заколыхались, началась давка, крик, кое у кого вывалилась пасха из миски, кое-где слышится сдержанная брань рассерженной бабы, у которой выбили из рук кулич. А причт между тем читает молитву и, обходя ряды, кропит св. водой пасхи, за что ему в чашу швыряют гривны и пятаки. Освятив куличи, каждый домохозяин считает своим долгом, не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. Отвесив на родных могилках поклоны и поцеловав землю, он оставляет здесь кусок творогу и кулича для родителей и только потом спешит домой христосоваться и разговляться с домочадцами. (Дети с родителями христосуются трижды, и только с женами целоваться при всех считается за большое неприличие). К разговенью матери всегда будят маленьких детей: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал», — и заспанная, но все-таки довольная и радостная, детвора садится за стол, где отец уже разрезывает пасху на куски, крошит освященные яйца, мясо или баранину и оделяет всех. «Слава Тебе, Господи, пришлось разговеться нам», — в умилении шепчет крестьянская семья, крестясь и целуя освященную пищу.

Пасхальные молебны

С первого же дня Св. Пасхи на протяжении всей Светлой седмицы в деревнях обязательно служат так называемые пасхальные молебны, причем духовенство расхаживает по крестьянским избам непременно в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которые иначе называются «богоносцами». «Оброшники» вербуются всего чаще из благочестивых стариков и старух, которые или дали обет всю Пасхальную неделю «ходить под Богами», или же желают своим усердием вымолить у Бога какую-нибудь милость: чтобы перестала трясти лихорадка, чтобы сына не взяли в солдаты, чтобы муж не пьянствовал, не дрался во хмелю и не бил домочадцев. Но очень многие из мужиков берутся «носить Богов» с исключительною целью пьянствовать на даровщинку.

Все оброшники, прежде чем приступить к своему делу, обязательно испрашивают благословения священника: «Благослови, батюшка, под Богов стать», и только, когда священник разрешит, принимаются за свои обязанности и «поднимают Богов», причем один носит свечи для продажи, другой кружку, в которую собирает деньги «на Божью Матерь», третий несет другую кружку, куда причт складывает весь свой доход, предварительно записав его на бумаге, четвертый, наконец, носит кадило и подкладывает ладан (этот последний оброшник считается крестьянами самым почетным: в редком доме ему не поднесут стакана).

Все оброшники подпоясаны белыми полотенцами, а оброшницы, кроме того, повязываются и белыми платками, в память св. жен мироносиц, которые, по мнению крестьян, были также покрыты белым. Когда все «богоносцы» выстроятся у церкви, появляется в облачении священник, и вся процессия, с пением «Христос Воскресе», под колокольный трезвон, шествует в первый, ближайший от храма, двор. К этому времени в избе, перед «домашними Богами», зажигаются свечи, стол покрывается белою скатертью, причем на стол кладут ковригу или две хлеба, а под угол скатерти насыпается горсть соли, которая по окончании Богослужения считается целебной и дается от болезней скоту. Домохозяин без шапки, с тщательно умащенной и прилизанной головой, выходит навстречу «богам», а какая-нибудь молодайка с пеленою в руках «сутречает» на пороге избы Божью Матушку и, приняв икону, все время держит ее на руках, пока духовенство служит молебен. Во время молебна мужики очень строго следят и считают, сколько раз пропели «Исусе. Сыне Божий», и если меньше 12-ти раз, то хозяин при расчете не преминет выговорить священнику: «Ты, папаша, только деньги с нашего брата брать любишь, а сполна не вычитываешь». Но зато к чтению кондаков крестьяне относятся с большим равнодушием, и если священник не дочитывает до конца каждый кондак, то хозяева не обижаются: «Ведь и язык прибрешешь — в каждом дворе одно и то же», — говорят они и расстаются со своим священником самым миролюбивым образом, оделяя его деньгами и лепешками («одну лепешку тебе, папаша, а другую мамашечке отдай, пущай от нас гостинчик ей будет»).

Кроме молебна в избе, многие крестьяне просят отслужить еще один молебен, уже на дворе, в честь святых, покровительствующих домашним животным: Власия, Мамонта, Флора и Лавра. Для этой цели на дворе ставят столы, накрывают их скатертями, а поверх кладут «скотскую» пасху, предназначенную для домашних животных. После молебна эта пасха разрезается на мелкие куски и скармливается домашним животным и птице, а скатерть, на которой стояла пасха, псаломщик по просьбе ба, подбрасывает вверх, насколько может выше: чем выше он подбросит, тем выше уродится лен. По окончании же молебна наиболее благочестивые крестьяне пристают к священнику с просьбами благословить их «повеличать Вуспение Божью Матушку», и если священник благословит, поют следующую самодельную молитву, которая приводит их в умиление:

«О девица, Твое Успение славим,
Прими наше хваление
И подаждь нам радование,
О предстоящих со слезами, О Маши,
молись с нами,
Будь похвальна и избрана Ты,
Царица Небесная».

По окончании этого песнопения иконы выносят со двора, причем матери кладут в воротах детей для исцеления от болезней, а взрослые только нагибаются, чтобы над ними пронесли образа. Но если в каком-нибудь дворе богатый хозяин закажет молебен с водосвятием, то матери ни за что не упустят случая и непременно умывают детей св. водою, утирают полотенцем и «вешают его на Божью Матерь» (т. е. жертвуют) или же утирают концом холста, который также жертвуют на церковь. Не ограничиваясь молебном с водосвятием, многие крестьяне в порыве благочестивого усердия просят отслужить акафист таким святым, которых не существует в действительности: как, например, «Плакущей» Божией Матери (чтобы самому не плакать), «Невидимой» Божией Матери, «Великой Пятнице», «Воздвиженской Пятнице» (прогоняет нечистого духа и колдовство), «Св. Субботе», «Св. Средокрестию» и пр. Священники, разумеется, отказываются служить молебны этим несуществующим святым, но к такого рода отказам мужики относятся скептически: «Ой, смотри, батя, — говорят они, — грех-то на тебе будет, коли ты, Матушку Плакущую забыл».

Второй день Пасхи

Хождение с иконами продолжается по всем дворам до самого вечера первого дня Св. Пасхи. А на второй день, после литургии, которая кончается очень рано, иконы несут на «поповку» (место, где расположены дома причта) и после молебна в доме священника крестьяне получают угощение от своего духовного отца. Само собой разумеется, что на «поповку» в таких случаях собирается все село. «Шум стоит на всю улицу, — говорит один из наших корреспондентов, описывая такого рода торжество, — кто благодарит, а кто ругается, оставшись недоволен за малое или плохое, угощение: «Коли к нам, это значит, придет, — раздаются голоса по адресу батюшки, — пьет, ест, сколько сам хочет, покуль в нутро не пойдет, а как к нему придешь — стаканчик поднесет, да и иди с Богом». «Впрочем, — прибавляет корреспондент, — недовольных бывает всегда очень мало, так как священники не скупятся на угощение, дорожа расположением прихожан и желая в свою очередь отблагодарить их за радушие и гостеприимство».

С «поповки» иконы идут по ближайшим и дальним деревням, обходя решительно весь приход, причем каждая деревня заранее предупреждается, когда к ней «боги придут», чтобы крестьяне успели изготовиться. Чтобы закончить характеристику пасхальных молебнов, необходимо еще упомянуть, что иконы на ночь приносятся на хранение или в училище, или в дом какого-нибудь зажиточного и уважаемого крестьянина, который обыкновенно сам напрашивается на эту честь и просит священника: «Батюшка, отпусти ко мне Богородицу ночевать». Нередко случается, что по ночам в помещении, где хранятся иконы, прихожане уже сами от себя устраивают нечто вроде всенощного бдения: старухи со всей деревни, богомольные мужики и девушки, вымаливающие хороших женихов, собираются сюда и возжигают свечи, поют молитвы и коленопреклоненно молятся Богу. В прежнее время сюда же приносились так называемые «кануннички» (маленькие кувшинчики с медом), которые ставились перед образами на стол для поминовения умерших. «Кануннички», по всей вероятности, — изобретение раскольников (старообрядцев — прим. ред.), которые в былое время охотно приносили к образам и свои кувшинчики и простаивали на молитве с православными всю ночь. Но теперь «кануннички» строжайшим образом запрещены высшими духовными властями и повсеместно вышли из употребления.

Пасхальные развлечения

Пока духовенство не отслужило у крестьянина в доме молебна, ни он, ни его домочадцы ни под каким видом не смеют предаваться никаким праздничным развлечениям — это считается за большой грех. Но затем, когда «иконы прошли», в деревне начинается широкий пасхальный разгул. Взрослые «гостюют» друг у друга, без меры пьют водку, поют песни и с особенным удовольствием посещают колокольню, где и трезвонят с раннего утра до 4-5 часов вечера. Посещение колокольни вообще считается излюбленным пасхальным развлечением, так что в течение всей Светлой седмицы на колокольне толпятся парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватаются за веревки и подымают такой трезвон, что батюшка то и дело посылает дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни. Другим специально пасхальным развлечением служит катание яиц и отчасти качели. Катают яйца преимущественно ребятишки, да разве еще девушки, которые соскучились без хороводов и песен (на Пасху светские песни и хороводы считают неприличием и даже грехом). Зато на качелях катаются решительно все. Где-нибудь в конце деревенской улицы парни устраивают так называемые «обчественные» качели (в складчину,) и возле этих качелей образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями. Но так как толпа почти всегда приходит сюда изрядно подвыпивши, и так как качели раскачиваются не самими катающимися, а зрителями, то очень нередки случаи, когда от пьяного усердия доска с катающейся парочкой перелетает через перекладину и происходят несчастья — увечья и даже смерть.

Наконец, из числа пасхальных развлечений деревенского народа нельзя также не указать на обязательное приглашение в гости кумовьев и сватов. В этом отношении Пасха имеет много общего с масленицей, когда точно так же домохозяева считают долгом обмениваться визитами со сватами. Но на Пасху приглашают даже будущих сватов, т. е. родня обрученных жениха и невесты приглашает друг друга в гости, причем, как и на масленицу, во время обеда и всякой трапезы жениха с невестой садят рядом в красном углу, поят их обоих водкой и вообще делают центром общего внимания. Обычай требует при этом, чтобы жених ухаживал за невестой, но так как ухаживание это носит, так сказать, ритуальный характер, то естественно, что в нем много натянутости и чего-то деланного, почти фальшивого: жених называет невесту обязательно на «вы», по имени-отчеству, или просто «нареченная моя невеста», сгребает руками сласти с тарелки и потчует ими девицу, а после обеда катается с нею по селу, причем опять-таки обычай требует, чтобы нареченные жених и невеста непременно катались, обнявшись за талию: он ее, а она его.

Пасхальные приметы, суеверия и обряды

Как самый большой и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха, естественно, группирует вокруг себя целый цикл народных примет, обычаев, суеверий и обрядов, неизвестных церкви, но пользующихся большой популярностью в среде деревенского люда. Общая характерная черта всех этих народных праздников есть все то же двоеверие, которым и доныне пропитаны религиозные понятия русского простолюдина: крестная сила хотя и побеждает нечистую силу, но и до сих пор эта побежденная и поверженная во прах темная сила держит в своей власти робкие умы и наводит панический ужас на робкие души.

По мнению крестьян, в пасхальную ночь все бесы бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, перекинувшегося в животное. Злятся же бесы в пасхальную ночь потому, что уж очень им в это время солоно приходится: как только ударит первый колокол к заутрене, бесы, как груши с дерева, сыплются с колокольни на землю, «а с такой высоты сверзиться, — объясняют крестьяне, — это тоже чего-нибудь да стоит». Сверх того, как только отойдет заутреня, бесов немедленно лишают свободы: скручивают их, связывают и даже приковывают то на чердаке, то к колокольне, то во дворе, в углу. В таком же затруднительном положении бывают в пасхальную ночь и ведьмы, колдуны, оборотни и прочая нечисть. Другая группа пасхальных суеверий раскрывает перед нами понятия крестьянина о загробной жизни и о душе. Повсеместно существует убеждение, что всякий, кто умрет в Светлую седмицу, беспрепятственно попадет в рай, какой бы грешник он ни был. Столь легкий доступ в царствие небесное объясняется тем, что в Пасхальную неделю врата рая не закрываются вовсе и их никто не охраняет. Поэтому деревенские старики и в особенности старухи мечтают как о величайшем счастье и просят у Бога, чтобы он даровал им смерть именно в Пасхальную седмицу.

Наряду с тем в крестьянской среде глубоко вкоренилось верование, что в пасхальную ночь можно видеться и даже беседовать со своими умершими родственниками. Для этого следует во время крестного хода, когда все богомольцы уйдут из церкви, спрятаться в храм со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Тогда души умерших соберутся в церковь молиться и христосоваться между собою, и тут-то и открывается возможность повидать своих усопших родственников. Но разговаривать в это время с ними нельзя. Для разговоров есть другое место — кладбище.

Особняком от этих суеверий стоит целая группа пасхальных примет, которые можно назвать хозяйственными. Так, наш народ твердо убежден, что пасхальные яства, освященные церковною молитвою, имеют сверхъестественное значение и обладают силой помогать православным в трудные и важные минуты жизни. Поэтому все кости от пасхального стола тщательно сберегаются: часть из них зарывается в землю на пашнях с целью предохранить нивы от градобития, а часть хранится дома и во время летних гроз бросается в огонь, чтобы предотвратить удары грома. Точно так же повсеместно сохраняется головка освященного кулича для того, чтобы домохозяин, выезжая в поле сеять, мог взять ее с собою и съесть на своей ниве, чем обеспечивает прекрасный урожай. Но урожай обеспечивается точно так же и теми зернами, которые во время пасхального молебна стояли перед образами, поэтому богобоязненный домохозяин, приглашая в свой дом батюшку «с богами», непременно догадается поставить ведра с зернами и попросить батюшку окропить их Св. водою.

Наряду с крестьянами-домохозяевами создали свой цикл примет и бабы-хозяйки. Так, например, во всю Светлую неделю каждая хозяйка должна непременно прятать все освященное съестное таким образом, чтобы ни одна мышь не могла взобраться на пасхальный стол, потому что если мышь съест такой освященный кусочек, то у ней сейчас вырастут крылья и она сделается летучей мышью. Точно так же во время пасхальной утрени хозяйки наблюдают: какая скотина в это время лежит смирно — та ко двору, а которая гомозится и ворочается — та не ко двору. Во время пасхальной же заутрени крестьянки имеют обыкновение «шугать» с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да побольше яиц несли. Но едва ли не наибольший интерес представляет обычай изгнания из избы клопов и тараканов, точно так же приуроченный к первому дню пасхи.

Что касается деревенских девушек, то и у них имеются свои пасхальные приметы. Так, например, в дни Св. Пасхи не берут соли, чтобы руки не потели, умываются водою с красного яйца, чтобы быть румяной, притом становятся на топор, чтобы сделаться крепкой (топор, говорят, удивительно помогает, и девушка делается такой крепкой, что, по пословице, «хоть об дорогу ее бей — а ей все нипочем»). Сверх того девушки верят, что все обычные «любовные» приметы на Пасху сбываются как-то особенно верно: если, например, девица ушибет локоть, то уже непременно ее вспомнит милый; если во щи упадет таракан или муха — наверняка жди свидания; если губа зачешется — не миновать поцелуев,: если бровь чесаться станет — будешь кланяться с милым.

Даже лихие люди — воры, бесчестные игроки в карты и пр. — и те создали своеобразные приметы, приуроченные к Пасхе. Воры, например, употребляют все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и притом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда смело воруй целый год и никто тебя не поймает. Игроки же, отправляясь в церковь, кладут в сапог под пятку монету с твердой надеждой, что эта мера принесет им крупный выигрыш. Но чтобы сделаться непобедимым игроком и обыгрывать наверняка всех и каждого, нужно, отправляясь слушать пасхальную заутреню, захватить в церковь карты и сделать следующее святотатство: когда священник покажется из алтаря в светлых ризах и в первый раз скажет «Христос Воскресе», пришедший с картами должен ответить: «Карты здеся». Когда же священник скажет во второй раз «Христос Воскресе», безбожный картежник отвечает: «Хлюст здеся» и в третий раз: «Тузы здеся». Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается. Наконец, и охотники точно также имеют свои пасхальные приметы, которые сводятся к одному главному требованию: никогда не проливать крови в великие дни Светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Христову Воскресению и по-своему славит Бога. Нарушители этого христианского правила подчас жестоко наказываются Богом, и бывали случаи, когда охотник, снарядившись на охоту, или нечаянно убивал себя или не находил дороги домой и без вести пропадал в лесу, где его мучила нечистая сила.

Народные приметы, связанные с пасхальным яйцом

Чтобы закончить характеристику пасхальных суеверий, обычаев и примет, необходимо еще остановиться на той группе их, которая связана с пасхальным яйцом. Наши крестьяне повсеместно не знают истинного значения и символического смысла красного яйца и даже не догадываются, что оно знаменует собой мир, обагренный кровью Христа и через то возрождающийся для новой жизни. Объясняя происхождение этого христианского символа по-своему, крестьяне говорят, что яйцо ввели в употребление еще первые апостолы: «Когда Пилат распял Христа, — рассказывают они, — то апостолы очень испугались, что Пилат и до них доберется и, чтобы смягчить его сердце, накрасили яиц и принесли ему в подарок, как еврейскому начальнику. С тех пор и пошел обычай красить на Пасху яйца».

В других местностях (например, в Ярославской губернии) крестьяне, объясняя происхождение пасхального яйца, подходят ближе к истине, хотя далеко не все себе уясняют. «Перед Пасхой, — говорят они, — Христос был мертв, а потом в пользу христиан воскрес. Вот и яйцо точно так же: оно мертвое, а между прочим из него может живой цыпленок выйти». Но на вопрос, почему же яйцо окрашивается в красный цвет, те же ярославские мужики отвечают: «Так ведь и сама Пасха красная, в священном писании прямо ведь сказано: «праздник из праздников». Ну, окроме того, и звон пасхальный тоже зовется «красным».

Зато несравненно обстоятельнее и подробнее отвечают крестьяне на вопрос о тех приметах, какие связаны с пасхальным яйцом. Таких примет целое множество. Нельзя, например, есть яйцо и выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу за окошко на улицу, потому что на протяжении всей Светлой седмицы сам Христос с апостолами, в нищенских рубищах, ходит по земле и по неосторожности в него можно попасть скорлупой (ходит же Христос с целью наблюдать, хорошо ли православные исполняют его завет — оделять нищую братию, и награждает тороватых и щедрых, а скупых и немилостивых наказывает). Затем, крестьяне повсюду верят, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником и, положивши на его могилу яйцо, разбить его потом, покрошить и скормить его «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога. При помощи пасхального яйца получают облегчение и живые от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить на божнице в течение трех и даже 12 лет, то стоит только такое яйцо дать съесть тяжело больным, и всю хворь с них как рукой снимет. Помогает яйцо и при тушении пожаров: если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами: «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки человеку сомнительного образа жизни, то пожар никоим образом не прекратится, и тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений - тогда ветер утихнет, изменит направление и сила огня ослабеет настолько, что возможно будет с ним бороться. Но всего больше помогает пасхальное яйцо в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть такое яйцо в зерна и затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, чтобы обеспечить себе прекрасный урожай. Наконец, яйцо помогает даже кладоискателям, потому что всякий клад, как известно, охраняется специально приставленной к нему нечистой силой, а, завидев человека, приближающегося с пасхальным яйцом, бесы непременно испугаются и кинутся врассыпную, оставив клад без всякой защиты и прикрытия, - тогда только бери лопату и спокойно отрывай себе котлы с золотом.

«Хождение волочебников»

К числу оригинальных пасхальных обычаев, значение которых темно и неясно для народа, относится, между прочим, так называемое, «хождение волочебников». Это та же коляда, странным образом приуроченная к Пасхе, с той только разницей, что «волочебниками» бывают не парни, а преимущественно бабы. Со всего села собираются они толпой и ходят из дома в дом, останавливаясь перед окнами и пискливыми, бабьими голосами распевая следующую песню:

«Не шум шумит, не гром гремит,
Христос Воскресе Сын Божий (припев)
Шум гремят волочебники —
К чьему двору, ко богатому,
Ко богатому — к Николаеву.
Хозяюшко, наш батюшко,
Раствори окошечко, посмотри немножечко,
Что у тебя в доме делается (и т. д.)

Смысл песни состоит в том, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева в большинстве случаев спешат удовлетворить просьбы волочебников, так как по адресу скупого хозяина бойкие бабы сейчас же начинают высказывать не совсем лестные пожелания: «Кто не даст нам яйца — околеет овца, не даст сала кусок — околеет телок; нам не дали сала — коровушка пала». Суеверные хозяева очень боятся таких угрожающих песнопений, и потому бабы никогда не уходят из-под окон с пустыми руками. Все собранные продукты и деньги идут на специальное бабье пиршество, на которое не допускаются представители мужского пола.

Долгий и строгий Великий пост предшествовал ему. Каждый, в меру сил, старался исправить свою жизнь, покаяться в грехах, исцелиться от страстей, чтобы с чистым сердцем встретить Воскресшего Спасителя мира.

И теперь он настал, «праздников праздник и торжество есть торжеств, воньже благословим Христа во веки» (тропарь 8-й песни Пасхального Канона). И в нашей жизни изменилось все, ведь Пасха - это особое время.

Изменился строй богослужения. До Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) перестает читаться молитва «Царю Небесный». Молитвы о усопших не читаются до дня Радоницы. Теперь можно читать акафисты (во дни Великого Поста читать акафисты не полагается). А каждое богослужение и домашняя молитва начинаются с пения пасхального тропаря: «Христос Воскресе из мертвых...». До конца Светлой Седмицы вместо утренних и вечерних молитв читаются Пасхальные часы. Пост на всю Светлую Седмицу отменяется.

Изменения происходят не только в богослужении , но и в нашей повседневной жизни.

Вместо «Здравствуйте!», которое мы говорим обычно при встрече, со дня Пасхи и до Пятидесятницы мы приветствуем всех словами: «Христос Воскресе!».

Всю Светлую Седмицу стараются провести с радостью о Воскресшем Спасителе, торжественно отмечают праздник дома, приходят на Пасхальные богослужения в храм, ходят в гости, посещают больных и нуждающихся.

Очень важно провести эти дни, не забыв самого праздника, не согрешив, не оскорбив Господа своим поведением.

Со святым праздником Пасхи связано множество традиций и обычаев. Один из них - крашение яиц.

Чудо Марии Магдалины

После праздничной службы мы всегда поздравляем с праздником, начинаем христосоваться.

Христос Воскресе! - говорим мы друг другу.

Воистину Воскресе! - слышим мы в ответ.

И каждый протягивает в дар крашеное яйцо. Откуда возник этот обычай? Чем он так важен для нас?

В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте и хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".

Чем же связана Мария Магдалина с этим пасхальным обычаем?

Святая равноапостольная Мария Магдалина была в числе жен-мироносиц, которые всегда следовали за Христом, служа Ему и святым апостолам «от имений своих» (Лк. VIII, 3). Была она свидетельницей великих чудес и исцелений, которые сотворил Господь, видела она и Его крестные страдания и смерть, ей же, одной из самых первых, явился Воскресший Спаситель. По Вознесении Господнем святая Мария Магдалина долгое время оставалась с Пресвятой Богородицей и апостолами в Иерусалиме , а затем отправилась сама проповедовать Слово Божие. Путь ее пролегал по территории современной Италии. Многих людей обратила она ко Христу своей проповедью. А однажды не побоялась прийти с Благой Вестью даже к самому императору Тиверию (Тиберию).

Христос Воскрес! - обратилась она с пасхальным приветствием к правителю Римской Империи и протянула в дар простое куриное яйцо. Она рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо, и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!» При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.

Предание говорит нам, что Тиверий уверовал во Христа, сослал Пилата из Иудеи в Галлию и царским указом пригрозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять христиан.

С тех пор и мы, приветствуя друг друга на Пасху, обмениваемся крашеными яйцами, вспоминая великое чудо, произошедшее с Марией Магдалиной и императором Тиверием.

Яйцо - это символ Гроба Господня, но оно же и символ Воскресения. Красный же цвет, в который чаще всего оно окрашивается, это напоминание о том, что победа над смертью, возрождение рода человеческого были куплены дорогой ценой – Кровью Господа Иисуса Христа. И это не только простое воспоминание о крестном подвиге Спасителя, это и призыв к нам: «Ибо вы куплены дорогой ценой. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших...» (1 Кор. VI, 20).

Крашеные яйца

Готовиться к покраске яиц начинали загодя. Собирали луковую шелуху -основной природный краситель, использующийся при окрашивании яиц. Использовали и другие. Из природных красителей использовали, например, крапиву - она давала яйцу приятный зеленоватый цвет, клюква же наоборот придавала насыщенный пурпурный.

Бережно хранили снесенные курицами яйца. А затем, обычно в Великий Четверг, всей семьей приступали к окраске. Такие яйца называют обычно крашенками.

В западных областях больше распространены писанки - яйца, расписанные разнообразными геометрическими узорами. Писанки были очень трудны в исполнении, много времени проводилось в работе над каждым яйцом. Крашенки тоже не всегда были просто окрашенными яйцами. Иногда к ним прикладывали листочки, травы, и на яйце оставался неокрашенный отпечаток. Были и другие разнообразные методики...

Игры с яйцами

Много игр было связано с крашеными яйцами. Проходили они весело, играли и стар, и млад.

Одной из главных затей была игра «в битки». Играли в «битье» яиц или в «яичные бои» все от мала до велика.

Готовились к этим игрищам заранее. Выбирали яйца с толстой, крепкой скорлупой.

Цель игры состояла в том, чтобы ударить по яйцу соперника своим яйцом, и ударить так, чтобы яйцо соперника треснуло. Сначала шел своеобразный торг, который может быть довольно длинным. Порой эти шутливые препирательства «кому бить первым» были гораздо интереснее самой игры. И вот развязка - один бьёт первым.

И тот, чьё яйцо треснуло, отдаёт «биток» победителю.

Были и те, кто хотел играть нечестно. Например, внутрь яйца заливали смолу, либо воск, кто-то же вообще вытачивал яйцо из дерева и красил как настоящее. Таких нерадивых игроков не любил никто, да и наказывали их очень строго.

Так же любили играть в прятанье яиц. Чем-то эта игра напоминала жмурки. Называлась она «слепаком ходить», «в защурю» или «в тёмную». Одному из участников завязывали глаза и отводили от лежавшего яйца на некоторое расстояние. Он должен был идти к яйцу, пока сам не решит, что подошел довольно близко. После этого он снимал повязку и пытался взять яйцо, не делая ни шагу ни назад, ни вперед. Ложиться на землю при этом запрещалось. Если это ему удавалось, он забирал яйцо себе, если же нет, то отдавал свое.

И конечно нельзя не упомянуть о катании яиц. Для этой весьма интересной и зрелищной забавы требовался особый реквизит - желоб, по которому будут катать яйца. Делался он из трех сбитых вместе дощечек, либо куска коры. Порой желоб специально вырезали из ствола небольшого дерева. Длинна его начиналась от полуметра, а иногда достигала и двух и более метров.

Специально для игры подготавливали и площадку. Вырывали траву, утрамбовывали землю, чтобы ничего не могло помешать игрокам. Чтобы яйца не выкатывались за пределы площадки, ее ограничивали либо веревкой, либо из земли делали небольшую насыпь. Внутри все игровое поле посыпалось песком.

Затем на игровое поле (называли его «коном» или «катищем») выкладывали в определенном порядке яйца. Каждый игрок добавлял в общую кучу свое яйцо. Порой получались из них довольно причудливые узоры. Смысл игры заключался в том, чтобы попасть в разложенные на игровом поле яйца противников. Кто попадал - забирал выбитые яйца себе.

Пасхальный стол

Крашеные яйца - это не единственное особое блюдо пасхального стола. Вместе с ними рачительные хозяйки пекут куличи, делают творожные пасхи. Многие пекут из теста фигурка барашка - пасхальный агнец. Все эти блюда приносятся в храм в Великую Субботу. Там священник читает молитву на их освящение и кропит их святой водой. В молитве священник просит у Господа благословить «...млеко огустевшее, с ним же и яйца, и нас соблюди во благости Твоей, яко да причащающеся их, Твоих независтноподательных даров исполнимся и неизглаголанныя Твоея благости...» (Молитва благословения сыра и яиц). Вкушать освященные блюда можно только после Пасхальной службы.

Куличи являются еще одним неизменным блюдом пасхального стола. Их всегда делают из дрожжевого теста, которое символизирует дыхание вечной жизни. А сдобу кулича сравнивают со сладостью райской жизни. Хорошо приготовленный кулич не черствеет в течение 40 дней после Пасхи, до дня Светлого Вознесения. Пасхи. Что же это за «млеко огустевшее», о котором говорится в молитве? Может быть это вообще не молочные продукты? Не все, но один - творожная пасха. Это блюдо одно из самых любимых детворой, но и одно из самых сложных в приготовлении. Пасху принято делать конусообразной формы, которая символизирует гроб Господень. Готовое творожное блюдо традиционно принято украшать буквами «ХВ», означающими «Христос воскресе!», а также изображениями креста, копья, трости - символами страдания и воскресения Христа.

В Светлую Субботу после Литургии режется и раздается всем верующим артос. Это особый освященный хлеб, который выносится к царским вратам храма после Пасхальной службы. Священник читает над ним молитву и кропит его святой водой. В молитве он испрашивает у Господа: «...нас же сего приносящих, и того лобызающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подававая...» (Молитва на освящение артоса).

В течение Светлой седмицы, по монастырскому уставу, артос приносится на трапезу вместо панагии. Панагия (по-гречески - «Всесвятая») - это богородичная просфора , которую по особому чину (соблюдающемуся у нас только в монастырях) приносят после Литургии на трапезу и вкушают уже после ее окончания (хотя мы привыкли есть просфоры только натощак, но здесь таким образом подчеркивается, что трапеза является фактически продолжением богослужения, если предваряется молитвой, сопровождается духовным чтением, а пища вкушается с благодарением Богу и приготовившим ее собратьям).

Этот чин на самом деле происходит из глубокой древности. По преданию, еще апостолы после Вознесения Господа перед трапезой откладывали в честь Него частицу хлеба, а в конце поднимали ее вверх с молитвой. А после Успения Божией Матери частица стала подниматься в ее честь, это и продолжается по сей день в чине о панагии.

Но на Светлой седмице мы сугубо чувствуем присутствие Господа с нами, и поэтому чин о панагии заменяется чином артоса, который в течении всей Светлой седмицы выносится на Крестный ход и в отличие от панагии, не вкушается, но относится обратно в храм с пением девятой песни пасхального канона.

Этот благословенный хлеб благочестивые православные христиане приносят домой, дробят (разрезают) на небольшие кусочки и благоговейно хранят в подобающем месте. Употребляют его натощак вместе со святой водой. Считается, что кусочек артоса, принятый с верой в Бога, может исцелить от многих болезней.

Колокольный звон

Светлая Седмица - это единственное время в году, когда колокольный звон не регламентируется. Более того, только в эти дни каждый мирянин, по благословению настоятеля, может подняться на колокольню и сам звонить во все колокола .

В старину именно так и отбирали будущих звонарей. Следили и за тем, чтобы был слух, но и чтобы звон был красивым, «брал за душу».

«Солнечные заигрыши»

Есть и еще один красивый пасхальный обычай, уже, к сожалению, порядком подзабытый. Вот как о нем пишет писатель, поэт и этнограф А.А. Коринфский:

«Дошло до наших забывчивых дней старинное преданье, гласящее, что красное солнышко, всплывая... над обновленной воскресением Христа землею, радостно играет-пляшет своими лучами. Эта слава-молва о «солнечных заигрышах» распространена повсеместно во всех уголках славянского мира, некогда жившего одною духовной жизнью с народом русским. В великорусских губерниях раным-рано на первый день Светлого Праздника выходит деревенский люд на пригорки, ребята же малые взлезают на крыши - смотреть-любоваться игрою солнышка красного».

Неделя о Фоме. Красная горка

Первый воскресный день после Пасхи называется Фоминой неделей, так как вспоминается уверение апостола Фомы . В народе этот день получил наименование Красной горки. Отмечалась Красная горка очень широко. Играли первые после Великого поста свадьбы.

Молодежь играла крашеными яйцами и в другие игры. Вечером водили хороводы...

Радоница

Много обычаев есть у нашего народа, связанных с Пасхой. Многие из них уже почти забыты. Другие снова возрождаются. Появляются новые, и далеко не всегда они соответствуют учению Церкви. Один из главных таких обычаев - обычай ходить на пасхальной седмице на кладбище. «Всему свое время, - говорит нам Священное Писание. - Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать...(Еккл. Ill, 1,4). Пасха - это величайший праздник, праздник, в котором нет места горю и печали. Каждый, кто приходит в храм на пасхальные службы, может заметить, что в этих торжественных, красивых, радостных службах не произносятся молитвы о усопших. Даже отпевание умершего на Светлой Седмице человека происходит по особому чину (в день Пасхи отпевание не совершается, а переносится на другой день). Благочестивое народное поверие считает, что умерший на Пасху и в Светлую Седмицу человек минует мытарства.

Всю светлую седмицу мы не посещаем кладбища, для этого есть особый день - Радоница. В этот день мы приходим в храм и молимся там о усопших, а затем идем на могилы своих родственников с радостной вестью. «Христос Воскресе!» - обращаемся мы к своим почившим сродникам. «Воистину Воскресе!» - неслышно для нашего уха отвечают они нам.


Священник Александр Сорокин

Газета Пушкинского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви «Православное Пушкино», Пасхальный выпуск 2014 г.

«Христос Воскресе! Воистину воскресе!» — таким христианским приветствием на протяжении многих столетий христиане поздравляют друг друга в величайший день Пасхи. Но всегда ли это приветствие было популярным среди наших предков, каким было празднование Пасхи много веков назад, как отмечали и отмечали ли вообще древние русичи чудо воскресенья Сына Божьего?.. Какой была Пасха в древней руси?

Для современного человека Пасха – главный христианский праздник. И сегодня уже мало кто вспоминает о том, что корни его уходят в древние времена – до крещения Руси. В христианском контексте это торжество правильнее будет называть Пасха, что обозначает день памяти об освобождения древних иудеев от египетского ига. Но некоторые славянские народы до сих пор используют и другое слово – Великдень.

Именно так величали этот большой праздник на Руси.

Видео-обучение «Пасха в древней Руси»

Языческий Великдень Дажбога

Задолго до крещения Руси в день весеннего равноденствия наши предки праздновали Великдень Дажбожий – торжество весны, солнца и природы, славили победу жизни над смертью.

Для кого-то это может стать сенсацией, но еще до христианизации Руси волхвы в Великдень Дажбога приходили к домам, изрекая: «Радуйтесь, сын Божий воскрес!». Тогда, в самый долгий день в году, русичи верили в воскресение бога жизни – Солнца. Древние утверждали, что в этот день открывается небо и через врата небесные бог приносит в человеческие души огонь очищения. Специально к этому дню наши пращуры пекли каравай (прототип современного кулича) и посыпали его пшеном, которое символизировало рождение и полноту жизни. Также в те времена неотъемлемым атрибутом торжества были крашенки, расписанные «деревьями жизни», кривыми и бесконечными линиями.

Но все же, как праздновали наши предки главное торжество весны? У них праздники длились на протяжении двух недель и заканчивались проводами душ умерших – Радовницей. Язычники верили, что, омывшись в свете Великодня, их души стают бессмертными, а вся нечисть лишается своих сил. Молодежь в день равноденствия обязательно водила хороводы, пела песни – это должно было помочь природе быстрее проснуться. Такой же символизм язычники вложили в качели, подскакивания, а любые движения вверх-вниз, как они считали, имели магическую силу.

Пасхальные традиции крещеной Руси

После крещения Руси верования и традиции язычников стали гонимы, их запрещали, староверов преследовали. Но обряды древнего народа не позабылись – они тесно переплелись с христианскими и еще на многие века вошли в быт окрещенной Руси.

Одним из самых древних обычаев – ставить возле икон маленькие крынки с медом. К ним прикрепляли горящие свечи. Таким образом, уже крещеная Русь поминала предков. Такие крынки приносили на пасхальной неделе и на могилы праотцов. Также именно на пасхальной неделе было принято засылать сватов.

Пасхальные колокола – лен растет до колена

Церковные перезвоны и ныне считаются одним из главных символов счастливого празднования Пасхи. Так мыслили и на Руси. На звонницы в дни торжества пускали всех верных. Особенно много времени там проводили девушки – они пели, танцевали, звонили в колокола. Пасхальный звон, согласно верованиям наших предков, обладал магической силой: благотворно влияет на пчел, урожай, особенно рост лена, гречки и конопли. Считалось, что самый лучший урожай лена будет в той женщины, которая первой ударит в пасхальные колокола.

Каждому свой кулич

Но самым главным на пасхальном торжестве всегда был и остается кулич. Печь его начинали в Чистый четверг. Высокий и пышный пасхальный каравай предвещал хороший урожай и приплод скота.

Обычно празднование Пасхи на Руси сопровождалось выпеканием куличей трех видов:

  • желтый кулич – каравай солнцу, именно его святили в церкви и кушали в воскресение;
  • белый кулич – каравай для умерших родственников, с ним ходили на кладбище;
  • черный кулич – для хозяина и хозяйки, это, собственно говоря, был самый обычный ржаной хлеб, который на Руси кушали каждый день.

Вспомнив, как отмечали этот весенний праздник на Руси в языческую эпоху и во времена после крещения, становится ясно одно: тысячелетние традиции русской земли тесно переплелись с библейскими верованиями, создав симбиоз религиозных обрядов. И в этом, наверное, и кроется главная особенность этого торжества. Празднование Пасхи даже в ХХІ веке – это бесценный кладезь обрядов и традиций древней славянской культуры, пришедших к нам сквозь столетия, пришедших, чтоб напомнить, чьи мы дети и где наши корни.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: