Особенности социализации на разных возрастных этапах.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

2) вторичная социализация:

а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

1 подход. Выделяются 3 стадии: дотрудовая (период детства и обучения), трудовая (период зрелости), послетрудовая (период старения).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия подразделяется на два периода:

- ранняя социализация , которая охватывает время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

- стадия обучения , которая включает весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста весьма условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Несмотря на мысль о том, что процесс социализации заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.



2 подход. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приведенная ниже является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.

Стадия детства включает в себя следующие этапы:

  • младенчество (от рождения до года);
  • дошкольное детство (3-6 лет);
  • младший школьный возраст (6-10 лет).

Стадия отрочества :

  • младший подростковый возраст (10-12 лет);
  • старший подростковый возраст (12-14 лет).

Стадия молодости :

  • ранний юношеский возраст (15-17 лет);
  • юношеский возраст (18-23 года);
  • молодость (23-30 лет).

Стадия зрелости включает в себя :

  • зрелость (30-40 лет);
  • позднюю зрелость (40-50 лет);
  • пожилой возраст (55-65 лет).

Стадия старости распадается на 2 этапа:

  • старость (65-70 лет);
  • долгожительство (свыше 70 лет).

Понятие социализации

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации .

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

Подростковый период . Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Зрелость . Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость . Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

  • Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
  • Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
  • Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
  • Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации , где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
  • Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
  • На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
  • Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
  • Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

  • Избежание наказания;
  • Желание поощрения;
  • Приспособление и желание одобрения;
  • Осознание норм и ценностей общества;
  • Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
  • Формирование собственных принципов и ценностей.

Замечание 1

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации
. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация - стадия к социальному окружению (от рождения до ). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить на то, во что и как в этом возрасте играют дети.
2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью и .

3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:
- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою . Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм .

5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия . Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль . Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности , в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот - спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные , постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию - человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками , приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.


Еще одна линия американской психологии развития -- соединениепсихоанализа и этологии. Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитииличности и отмечал существование критических периодов в развитии поведения. С другой стороны, Лоренц обратил внимание на важность критическихпериодов для образования первичных социальных связей у животных. Соединениеэтих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта вразвитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опытавелико, но ограничено временем его действия: в определенные периоды жизнивлияние окружающей среды на развитие оказыва- ется по своему воздействиюочень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незначительно. Наибольший след в жизни организма оставляет, главным образом, опытранних лет, что было показано в экспериментах на многих позвоночных ибеспозвоночных животных. Это же явление наблюдается и у человека. В связи сэтими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннемуонтогенезу поведения, к изучению возникновения социальных связей. При изучении формирования социальной привязанности было установлено,что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессесоциализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолированными прирождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, чтодетеныши определенно предпочитают одетые модели -- "уютных матерей", откоторых они не получают пищевое подкрепление, чем проволочную -- "холоднуюмать", дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источникесоциальной привязанности была отброшена. Детеныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состояниибыли плохими матерями, не обращали внимания на, своих детенышей и частобили их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, детенышиползли к ним. Значит, наказание не тормозит образование социальных связей.Был сделан важнейший вывод: социальная связь строится не на пищевомподкреплении! Опыты показали, что самая важная потребность у детенышейживотных -- потребность в контакте, а не в пище. Еще задолго до опытов Харлоу, Лоренц заметил, что у выводковых птицпривязанность возникает раньше, чем они начинают есть. Он сформулировалконцепцию импринтинга -- "запечатления". В американской психологии период максимальной способности к импринтингубыл назван критическим периодом или критическим возрастом. Е. Хесс показал,что помимо времени появления первой реакции, для запечатления важнаинтенсивная практика молодого животного, которая повышает устойчивостьреакции следования за матерью. Хесс сформулировал "закон усилия", согласнокоторому сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным длядостижения значимого объекта в период запечатления.. Е. Хесс разработалкритерии продолжительности критических периодов. Начало периода определяетсязрелостью двигательных способноетей животного; конец -- развитием реакциистраха. На основе этих критериев можно предугадать способности к импринтингуу вида, зная лишь характерное для него время возникновения реакции страха иход развития двигательных способностей. Хотя начало и конец критического периода довольно жестко фиксированыбиологическими процессами роста и созревания определенных реакций, можноизменить продолжительность этого периода в экспериментальных условиях. Так,например, критический период можно расширить, используя некоторыефармакологические препараты, снижающие эмоциональность. Эмоциональноевозбуждение -- весьма важная часть первичных социальных взаимоотношений увысокоразвитых животных и человека. Критический период для социализации определяется появлениемповеденческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Этареакция цепляния у обезьян, реакция следования у стадных животных, маханиехвостом, игривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаютсяответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов,хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев учеловека. Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха,которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многихптиц и млекопитающих, даже у детей около восьми месяцев, возрастает страх поотношению к незнакомцу. Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическомпериоде первичной социализации. Под социализацией понималась привязанность кчленам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения сдругими членами группы. Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех додесяти недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичнаясоциализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется этоживотное. В опытах на обезьянах Харлоу установил, что между третьим и шестыммесяцем жизни существует критический период, во время которого социальнаядепривация, особенно депривация от общества равных себе, необратимоподавляет способность животного к социальному регулированию поведения. По отношению к детям было высказано мнение, что существуют двакритических периода социализации: один -- в первый год жизни, когда уребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учитсязависимости. И другой -- в дватри года, когда он приучается быть независимымв определенных важных отношениях. Процесс социализации у младенцевначинается с возраста около шести недель, но достигает максимума вчетырепять месяцев, на что указывает появление так называемой социальнойулыбки. Были выделены также критические периоды обучения Критические периодыиногда называют сензитивными периодами для обучения Считается, что еслиобучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда непроизойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развитияврожденных механизмов, подчеркивают американские психологи. Если обучениенеобходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено копределенному отрезку времени. Открытие критических периодов немедленно сфокусировало внимание ученыхна процессах развития, которые их вызывают. По мере того, как станут понятныэти процессы, возрастет возможность направленного их изменения, что оченьважно для здоровья и обучения ребенка. Если мы знаем потенциальные возможности и опасности каждого периодаразвития, то мы можем использовать эти возможности и уменьшить влияниевредного опыта. Исследование критических, сензитивных периодов в американскойпсихологии есть по существу исследование врожденных механизмов и ихуникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулусвязи с окружающей средой. В исследованиях внешней среды и ее роли вразвитии поведения изучалась сенсорная депривация, социальная изоляция, содной стороны, и, с другой,-- интенсивная стимуляция, экспериментальноеобогащение среды. Было получено множество экспериментальных фактов: Показано, что под влиянием различных условий окружающей среды в коремозга генетически сходных крыс наступают, анатомические и химическиеизменения (Д Креч и М Розенцвейг) Уровни развития, намеченные Гезеллом, не фиксированы и недетерминированы созреванием Под влиянием опыта развитие ускоряется. Младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении,но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции.Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течениекритического (сензитивного) периода под влиянием соответствующего опыта(Фанц, Бауер). Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишенииживотного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р.Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, встаршем возрасте отдают предпочтение более простым стимулам (М Фоке); уприматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображенийувеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи тогоже возраста, отдают предпочтение менее сложным зрительным стимулам (Г.Саккет) Взрослые с исключительно высокими способностями испытали интенсивнуюраннюю интеллектуальную стимуляцию (X Мак Карди) При перемещении из минимально стимулирующей обстановки в болееобогащенную наблюдается увеличение показателей интеллектуальности (Д Хебб). Какой вывод из этих исследований? Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты допоразительного уровня, при помощи учета и использования сензитивных периодови общей пластичности нервной системы. Вмешательство в развитие человекадолжно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот периодуровень пластичности наиболее высок Остро ставится проблема образованияродителей, так как большинство из них не осознает размеров влияния(положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей. Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается вособом внимании в самые ранние годы

Составляющие социума неравноценны и неодинаково влияют на индивида в различные периоды его становления. Самыми чувствительными в этом отношении являются кризисные периоды в жизни человека, а также экономические, политические, религиозные, бытовые, социокультурные, социально-психологические условия, действие которых может быть как стабилизирующей, так и деструктивной.

В разные периоды жизни человека происходят изменения в ее психике. Они могут развиваться медленно и постепенно (эволюционные изменения). В кризисные периоды развития и становления индивида эти изменения внезапно взрываются, развиваются бурно и быстро, приводя к глубоким последствиям. Этот психологический феномен обозначен понятием "возрастные кризисы".

Возрастные кризисы - особые, переходные периоды развития человека, которые характеризуются психологическими изменениями и ею перешиваються.

В современной психологии еще не выработано единого взгляда на возрастные кризисы. Одни исследователи считают их ненормальным, болезненным явлением, результатом неправильного воспитания, другие - видят в кризисах конструктивную функцию, считая их закономерным, неизбежным явлением. Очевидно, более правы те, кто называет возрастной кризис естественным явлением, поскольку в течение жизни ее испытывают все люди. По своей сути она является внутренним конфликтом по поводу жизни, его смысла, главных целей и путей их достижения. Переживания человеком кризиса тесно связано с глубиной и остротой осознания кризисного состояния, с уровнем личностной зрелости, с ее способностью к рефлексии. Возрастной кризис вызревает внутри личности, наступления ее обуславливается тем, насколько человек усвоил все, что необходимо было овладеть на определенном возрастном этапе.

Традиционно выделяют кризиса детства, подросткового, юношеского, преклонного возраста, зрелости. Кроме кризисных периодов, психология изучает кризисные состояния. По ним тоже бытуют разные взгляды. Например, современный отечественный психолог Наталья Максимова выделяет следующие кризисные состояния в подростковом возрасте: философская интоксикация (интенсивная интеллектуальная деятельность, направленная на самостоятельное решение "вечных" проблем - смысла жизни, назначения человечества и тому подобное); кризис потери смысла жизни (сопровождают ЕЕ выводы о бессмысленности жизни вообще, что повышает риск подросткового суицида); аффективно-шоковые реакции (возникают в ответ на внешнюю психотравмирующую ситуацию - нападение бандитов, смерть родственников и тому подобное, продолжаются, как правило, недолго и могут вызвать реактивную депрессию, посттравматический стресс).

Периодизация психического развития учитывает прежде психофизиологические изменения в организме человека, а периодизация социального развития опирается на особенности взаимодействия индивида с социумом на разных этапах его жизни, то есть на меру его включения в общественную деятельность и социальные контакты, особенности усвоения социального опыта и воспроизведения социальных связей. Поэтому она имеет несколько иные возрастные границы. Например, согласно периодизации психического развития старший подростковый возраст и ранний юношеский возраст принадлежат к разным возрастным периодам, а согласно периодизации социального развития - до единого маргинального (переходного) периода социализации.

По утверждению Е. Эриксона, в течение жизни человек переживает восемь психосоциальных кризисов (рис. 4), которые являются специфическими для каждого возрастного периода, а их благоприятное или неблагоприятное течение предопределяет развитие личности в социуме (нормальную или аномальную линию): кризис доверия - недоверия (первый год жизни); автономия - стыд и сомнения (два - три года); инициативность - чувство вины (три - шесть лет); трудолюбие, усердие - комплекс неполноценности (семь - двенадцать лет); личностное самоопределение, идентификация - индивидуальная серость, конформизм (двенадцать - восемнадцать лет); интимность, коммуникабельность - изолированность, замкнутость на себе (около двадцати лет); забота о воспитании

Рис. 4. в

нового поколения - "погружение в себя" (тридцать - шестьдесят лет); удовлетворение от прожитой жизни - отчаяние (за шестьдесят). В контексте этой концепции становления личности является изменением этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида, меняются его отношения с окружающей средой, а кризис возрастного развития - некоторым согласованию индивидуальных, биологических факторов с социальными. Именно в кризисные моменты обостряется борьба между позитивной и негативной идентичностью, что может вызвать аномальную линию развития.

Идентичность (лат. - тождественный) - сохранение и поддержание личностью собственной целостности, тождественности, непрерывности Истории своей жизни.

Е. Эриксон рассматривал идентичность в двух аспектах: 1) единство органического и индивидуального компонентов (единство физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия); 2) социальный компонент (групповая идентичность - вхождение личности в различные сообщества; психосоциальная идентичность - ощущение человеком значимости своего бытия для общества). Каждый из названных аспектов идентичности имеет положительный (каким должен быть индивид с точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть) полюса. В противоборстве этих полюсов и формируется идентичность. Кризисный момент обостряет борьбу, в результате которой верх может взять негативная идентичность. Для позитивного развития человека необходимо преобладание позитивной идентичности пороков отрицательной.

Взгляд Е. Эриксона на идентичность как на основной момент в развитии и становлении личности в обществе выводит на проблему общечеловеческого (осознание человеком себя представителем биологического вида, человечества, осмысление его глобальных проблем), групповой (осознание своей принадлежности к определенным группам) и индивидуального (осознание собственной неповторимости, стремление развивать свои способности) уровней идентичности. Среди ученых нет единого мнения о том, развитие какого уровня идентичности является важнейшим для успешной социализации личности. Существует утверждение, что актуализация личности, доминирование определенного уровня ее идентичности, успешное становление индивида в социуме обусловлены общественным (историческое развитие общества и его специфика) и индивидуальным (жизненный цикл личности) время.

Современная отечественная психология большое значение придает проблеме помощи личности в преодолении кризисных состояний, особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что может совпадать по времени с так называемым кризисом середины жизни человека как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ней смысла собственного бытия и предназначения в обществе. В социологии, других общественных науках таким сдвигом человека соответствует понятие "социальный переход" индивида из одного социального состояния в другое. Критические периоды и социальные переходы нередко сопровождаются болезненной психологической перестройкой, повышенной сенситивностью (лат. - чувствительный) к внешним воздействиям, что нарушает внутреннее равновесие, вызывает появление новых потребностей и тому подобное.

В контексте процесса социализации понятие "кризисные периоды жизни человека" следует рассматривать вместе с категориями "стабильность - нестабильность" развития общества, которые касаются сфер жизни, связанных с общением и взаимодействием людей, с механизмами и способами социально-психологического отражения явлений действительности. Ведь социально-психологическое отражение индивидом, социальной группой социума определяет социально-психологическую стабильность - нестабильность.

Социально-психологическая стабильность - состояние отображения социально-психологических явлений, взаимосвязи общности и личности, при котором ни один Из них не может Существенно изменить социальные отношения в своих интересах.

Социально-психологическая стабильность является одним из аспектов социальной стабильности. Она выражает состояние относительного равновесия, сбалансированности действий социальных групп и индивидов как субъектов социальных и межличностных отношений, которому присущи чувство безопасности, спокойствия, комфорта, уверенность, то есть совокупность отношений, обеспечивающих оптимальные условия нормального общения и взаимодействия. Если социальные группы, индивиды относительно безболезненно приспосабливаются к изменениям во внутренней и внешней социальной среде, то такая стабильность является динамической. Стабильность замкнутой системы (относительно, например, государства - авторитарно-тоталитарный режим, в отношении межличностных отношений в группе - авторитарный стиль взаимоотношений) сориентирована на формирование "социально однородных винтиков". Достигается она в основном за счет субъект-объектных отношений, поучения, запугивания и т. п. и приводит к стагнации (застоя). Слишком высокий уровень социально-психологической стабильности может ослабить жизнеспособность социальной общности, привести ее неспособность адаптироваться к изменениям в социальной среде.

Социально-психологическая стабильность, как и социальная, политическая, экономическая и другие ее формы, взаимосвязана с общественным прогрессом - направлением развития общества, которое характеризуется позитивными изменениями отдельных социальных общностей и индивидов, переходом от менее совершенного состояния к более совершенному и прочее. Источником его являются потребности и интересы людей. Отсутствие возможности для удовлетворения потребностей, развития интересов и ценностей порождает регресс, упадок, стагнацию.

Изучение особенностей влияния каждого этапа жизненного цикла личности на успешность ее социализации с учетом факта стабильности - нестабильности развития общества навело психологов на мысль о необходимости построения двух моделей социализации личности с последующим обобщением их в единой модели. Первая из них рассчитана на относительно стабильное, вторая - на швидкозмінюване социальную среду. При этом следует иметь в виду, что жизненный путь человека охватывает периоды творчества, активности, а также переходные, критические периоды. С учетом этого можно выделить следующие особенности социализации личности:

Социализация личности, находящейся в стадии активности, творчества, в стабильные периоды развития общества;

Социализация личности, находящейся на стадии кризиса, в стабильные периоды развития общества;

Социализация личности, находящейся в стадии активности, творчества, в нестабильные периоды развития общества;

Социализация личности, находящейся на стадии кризиса, в нестабильные периоды развития общества.

Стабильность - нестабильность развития общества и индивидуальные особенности развития людей создают разнообразные линии социального поведения и вариантов их жизненного пути.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: