Ошибки родителей при воспитании детей в семье. Упражнение как метод воспитания дисциплинированности и организованности у детей

Татьяна Меркулова
Воспитание дисциплинированности у дошкольников с нарушениями слуха

Особенности воспитания дисциплинированности у дошкольников .

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот ми, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоение морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определит, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческом миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Для формирования любого нравственного качества, в том числе и дисциплинированности , важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания :

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) +

+ (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?

При этом действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания . Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя . Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно ? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий : запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых . Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма , в другие – патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство , так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

В советское время основное внимание обращалось на воспитание таких нравственных качеств : гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества конкретное наполнение многих нравственных качеств пересматривается и уточняется. Так, сегодня часто ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания , изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание . Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания , так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки , стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев) . На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику . Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств .

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа . Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч) .

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания , но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений .

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок : атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств , представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средства воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников , от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или перевоспитываем ).

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания .

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания . Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание.

Так, Нечаева В. Г. выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания , - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы : методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) ; методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа) ; методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания) .

Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания , хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

2. Анализ педагогического опыта по вопросу воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста .

В старшей группе нашего дошкольного отделения СКОШИ № 92 мы уделяем большое внимание воспитанию дисциплинированности наших воспитанников .

Как известно, к старшему дошкольному возрасту у дошкольников проявляется высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что недозволенно, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям. Полезно, чтобы взрослые побуждали ребенка оценивать тот или иной поступок. Старший дошкольник способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами, как : «Мама будет недовольна. Значит, это нельзя» ; «Не могу, папа не разрешит» ; «Хотелось бы, но за это не похвалят» .

В период старшего дошкольного детства , когда понятия «можно» и «нельзя» , «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно , необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения, как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни.

В этот период у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, доброжелательность, дисциплинированность , общительность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем.

Обычно люди быстро привыкают к положительным образцам социального взаимодействия и не считают нужным поощрять других за это. Мы считаем, что при работе с дошкольниками очень важно проявление с их стороны дисциплинированности , тактичности, коллективизма и т. д. оценивать как важнейшие достижения, подчеркивая, что с их помощью ребенок приобретает особый статус в группе.

Необходимо также отмечать связь положительных нравственных качеств детей с их успехами в той практической деятельности, которую они осваивают (на занятиях по развитию речи, спортивных занятиях и т. д.)

Что касается негативной оценки, то она, по моему мнению, требует очень осторожного и умелого применения в отношении детей дошкольного возраста . Так, на негативные формы поведения некоторых малышей можно и вовсе не обращать внимания (показав этим, что они не удостоены положительной оценки, либо отметить конкретные недостатки отдельных детей («Максиму помешала невнимательность» , «Саше не удалось полностью собраться» ). При этом важно обязательно выразить надежду на успехи этих детей в следующий раз, при условии, что сделать это они постараются сами. Использованием этого приема будет приучать детей к пониманию того, что результаты достигаются через самоорганизацию, собственные усилия человека.

Очень важно выбрать соответствующие методы и приемы воспитания дисциплинированности . Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией : на занятии ребенок ведет себя недисциплинированно , мешает всем заниматься. Предлагая детям оценить поведение данного ребенка, мы сталкиваемся со слишком строгим, а порой даже жестоким отношением детей к «нарушителю норм » : «Поставить его в угол» , «Выгнать из детского сада» … Принимая во внимание детский максимализм, важно приучать детей быть более терпимыми друг к другу, а с «нарушителем » проводить индивидуальные беседы, убеждать в форме разъяснения.

Важное место воспитанию дисциплинированности отводится «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А.

В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, формирования умений дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей. Все это является началом воспитания сознательной дисциплины .

В программе сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части – воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно -образовательного процесса. Важно помнить, что залог успеха воспитательного процесса – в неразрывной связи с жизнью и трудом.

Эффективным средством нравственного воспитания является правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная художественная деятельность, если воспитатель активизирует деятельность ребят, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.

Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде конкретных требований : привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, определенных нравственных качеств. Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы. Такой принцип изложения программных требований позволяет воспитателю . Наполнить нравственным сознанием разнообразную деятельность детей, организовать их повседневное общение, целенаправленно формируя у них нравственные качества.

Мы считаем, что как бы хороши ни были выбранные методы воспитания , эффективный результат они дают лишь при определенных условиях :

Любой выбранный метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав . Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного , и школьного;

Выбранный метод воспитания обязательно должен быть осуществимым, он требует логического завершения. Бывает, что взрослые используют по отношению к ребенку прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она, и не выполняют обещанного. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий поступка или действия). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;

Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают . Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться;

Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста , нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников являются практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Нетрудно понять, насколько это способствует обогащению духовного мира ребенка. Решая данную задачу, мы тем самым создаем благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности. Помимо самостоятельной ценности, они необходимы еще и как основа для сопротивления дурному влиянию, с которым ребенок может встретиться. Ведь справедливость, честность, сдержанность, достоинство, дисциплинированность и другие нравственно-волевые качества эффективно противостоят аморальным качествам – хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лени. И хотя положительные моральные качества у ребенка еще недостаточно стойки, он уже способен делать первые шаги по пути самостоятельного нравственного выбора.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных нравственных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость .

Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, дисциплинированность , умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т. е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.

Определяя средства и методы воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста очень важно руководствоваться принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Применение этого принципа на практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности , не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам .

Работу по развитию у дошкольников дисциплинированности как одного из важнейших нравственных качеств личности необходимо вести вместе с родителями : сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье . Это важно, поскольку успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности усилий работников дошкольного учреждения и родителей.

Таким образом, чтобы сформировалось любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в поступках, в которых оно проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц . В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением.

4. Список использованной литературы.

1. Воспитатели и родители (из опыта работы) . Составители Загик Л. В., Иванова В. М. – М., 1985.

2. Дошкольная педагогика /под ред . Ядэшко В. И. и Сохина Ф. А. /. – М.: «Просвещение» , 1988.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика . – М.: «Академия» , 2007, - 416 с.

4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.: «Педагогика» , 1988. – 103 с.

5. Лейкина Б. С. Развитие и воспитание личности ребенка . – Л., 1973. – 42 с.

6. Меренков А., Буйлова А., Кленова Н. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе. //Дошкольное воспитание , 2001, №8.

7. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника . – М.: «Просвещение» , 1987. – 142 с.

8. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста . – М.: «Просвещение» , 1986. – 96 с.

9. Программа воспитания в детском саду . / Под ред. М. А. Васильевой. – М., 1987.

10. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей . – М., 1977.

Краткое содержание: Воспитание ребенка. Что такое дисциплина? Приучаем ребенка к дисциплине. Воспитание дисциплинированности.

Вопрос: когда я проходила мимо комнаты сына, я увидела, как он сбрасывает все паззлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате. Я просто вышла из себя! Когда я закричала на него, требуя, чтобы он остановился, он просто повернулся, уставился на меня, затем скрестил на груди руки и произнес: "Ты не можешь заставлять меня это делать. Это моя комната". Господи, как мне в этот момент хотелось всыпать ему! Но я стараюсь не прибегать к негативным реакциям - угрозам, наказанию, критике. Но с другой стороны, я не хочу позволять ему вести себя таким образом. Что вы предложите?

Ответ: верьте или нет, но существует множество эффективных дисциплинарных стратегий, работающих в таких обескураживающих ситуациях, как эта, но они требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает чувствовать ответственность за свое поведение.

В разгар инцидента постарайтесь не "заглотать наживку". Концентрируйтесь не на том, как заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие чувства ("Да, это твоя комната"), но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания порядка. ("Помнишь, как ты огорчился, когда не мог найти нужного тебе кусочка паззла?" Еще раз повторите правило ("Вот поэтому правило таково: доставай только одну игру за раз"). Постарайтесь решить проблему вместе ("Похоже, тебе нужно помочь рассортировать кусочки и убрать их. Я буду искать кусочки паззла с медведем, а ты - с собакой"). Позже, или перед сном, или во время семейного совета можете напомнить ребенку, что вы не хотите, чтобы с вами разговаривали так грубо.

Говорите только о том, что должно быть сделано, а не сообщайте ребенку о своих не очень хороших в данный момент мыслях о нем.

Дина обнаружила, что сын слушает гораздо внимательнее, когда она говорит "пальто должны висеть на крючках", а не "какой ты неряха! Сколько раз я говорила тебе, что пальто нужно вешать на крючок?"

Постарайтесь говорить меньше и использовать односложные просьбы. Крики и ворчание чаще всего отвергаются ребенком.

Когда Дима должен был напомнить дочке надеть варежки перед зимней прогулкой, он просто говорил: "Варежки!", чтобы привлечь ее внимание. Никакого объяснения не требовалось.

Начинайте свои просьбы словами: "Как только ты..." или "Когда ты...". Эти слова показывают, что вы ожидаете послушания. Избегайте произносить "Если ты...".

Роза заметила, что если она говорит сыну: "Если ты уберешь игрушки, мы пойдем в парк", она как бы дает ему понять, что сомневается в его послушании. (Подчеркните, что вы считаете, что ребенок сделает то, о чем вы просите. Различие тонкое, но результат может быть совсем другим).

Исключите обычно негативное влияние слова "нет". Вместо того чтобы сказать "нет", скажите "да", не изменяя принятых в семье правил.

Один очень темпераментный папа обнаружил, что значительно более эффективно сказать сыну "да, ты можешь взять бутылочку, но только после того, как мы счистим грязь с твоих ботинок", чем повышать себе давление, отвечая: "Нет! Ни в коем случае. Куда это ты идешь, парень... Посмотри на свои грязные следы по всей кухне!"

Покажите, что вы оценили то, что ребенок пошел вам навстречу, т. е. его хорошее поведение - это очень важный позитивный момент в воспитании дисциплины. Обращение внимания на хорошее поведение (но без "перебарщивания") действительно очень способствует обучению ребенка отличать плохое от хорошего и тем самым минимизирует плохое поведение.

Смотрите на вещи с точки зрения вашего ребенка; в таком случае вы, вероятно, сможете в следующий раз использовать для достижения послушания не команды, а стимулы.

Катя определяла время похода в парк и ухода из него с точки зрения детей. "Очень часто, когда мои дети были увлечены игрой и получали от нее огромное удовольствие, я считала неразумным останавливать их, даже если я собиралась пойти с ними поесть мороженого. Я начинала напоминать им заранее, сколько времени мы еще можем остаться в парке, и периодически напоминала о времени ухода. Иногда они устраивали мне настоящий сюрприз, ожидая меня уже в машине. Я никогда не забывала похвалить их, не "перебарщивая". Я просто говорила им: "Спасибо, что вы так быстро, без всякой суеты, забрались в машину".

Объясните ясные для ребенка правила, это поможет вам установить ограничения и придерживаться их, не ломая характер ребенка.

Света все время ругала своего четырехлетнего сына за то, что он бьет младшего брата. Наконец, осознав, что ее действия абсолютно бесполезны и не приносят никаких положительных результатов, она придумала новый способ осуществления своего намерения - заставить ребенка перестать обижать младшего брата. Однажды, подойдя к нему сзади и крепко обняв, она сказала ему на ухо: "Драться нельзя". И это остановило мальчика, и потом она шутливо отвлекла обоих, сказав: "Давайте возьмем свои пальто и будем маршировать, как я: раз, два, три, четыре. .. Слушаем, как наши ботинки топают по полу! Раз, два, три, четыре... маршируем со мной прямо за дверь!" Прохладный свежий воздух изменил настроение детей, и драки как не бывало. Мать изменила поведение ребенка без крика и обидных слов - и это правильно!

Напоминайте своему ребенку важные правила, вновь и вновь произнося их, правильно выбрав время, чтобы предотвратить повторения плохого поведения.

Приблизившись к краю тротуара, мама сказала: "Мы собираемся перейти улицу. Как мы должны поступить? Берем маму за руку, смотрим по обе стороны и внимательно и спокойно переходим дорогу".

Выбирайте соответствующие последствия, относящиеся непосредственно к поведению ребенка, это важно и для вас, и для него, и это поможет ребенку почувствовать угрызения совести из-за своего плохого поведения, а не желание отомстить (это оптимально, но не всегда возможно).

Хотя трехлетний малыш знал, что должен пользоваться пластиковой чашечкой, когда наливает воду из бутылки, тем не менее он однажды схватил стеклянный стакан, и как только наполнил его, стакан выскользнул из его ручек, и вода разлилась по всему полу. Из соседней комнаты прибежала мама, которая выбрала очень правильное поведение. Не крича и не обзывая ребенка, она спокойно сказала: "Дорогой, не двигайся. Вокруг тебя много осколков. Мне нужна твоя помощь, чтобы убрать все". И умная мама дала ребенку задание, соответствующее его возрасту: "Вот тебе бумажный пакет. Держи его открытым для мамы. Стой спокойно, пока я соберу осколки, а затем мы с тобой аккуратно отнесем пакет в мусорный бак на улице." Позже вечером того же дня они опять заговорили об инциденте, и ребенок без всякой подсказки сказал, что он сожалеет о том, что взял стакан (т. е. почувствовал угрызения совести). Мама повторила правило: "Дети пьют из пластиковых чашечек". Она была горда тем, как справилась с ситуацией, а сын с тех пор придерживался правила "пластиковой чашки".

Не забывайте, что для маленьких детей (от 2 до 5 лет) последствия обычно наиболее эффективны, если они наступают сразу (или как можно быстрее) после плохого поведения.

Семья Зубовых наметила воскресный завтрак в любимом ресторане. Однако, когда всем уже принесли еду, четырехлетняя дочь и трехлетний сын начали визжать и бросаться едой. Папа сказал им: "Если не перестанете так себя вести, вы сегодня ляжете спать в 7 часов вечера". Дети продолжали шалить, и тогда мама сказала: "Ну все. Сегодня мы ложимся спать в половине седьмого!" (Заметьте, к сожалению, в данном случае последствие было отдалено, но соотносилось с плохим поведением и было выражено угрозой, поэтому оно являлось абсолютно неэффективным для детей 3 и 4 лет. Родители могли выбрать более быстрое последствие, например, поменяться местами за столом так, чтобы один ребенок и один взрослый сидели с одной стороны, а другая пара - с другой, и так, чтобы дети сидели по диагонали. Или семья могла собраться и уйти или расположиться двумя группами в разных частях ресторана и таким образом закончить свой завтрак, не мешая другим посетителям).

Определите, каковы должны быть соответствующие последствия, непосредственно соотносящиеся с плохим поведением, но не прибегайте к физическому наказанию.

Подумайте дважды, прежде чем выбрать в качестве последствия слова: "Я тебя не люблю". Маленький ребенок не всегда может разделить свое поведение и свою личность, поэтому он может счесть, что его отвергают из-за него самого, а не из-за того, что он сделал.

Лиля увидела, как обижена и огорчена стала ее дочь, когда она сказала: "Ты меня просто свела с ума сегодня. Поэтому никакого поцелуя на ночь и никакого лежания вместе!", и поклялась себе никогда больше так не говорить. Время, когда они уютно "сворачивались" вместе на кровати, было их самым любимым, оно еще усиливало ее бескорыстную любовь к дочери.

Постарайтесь, чтобы ребенок понял связь между ограничением и занятием, к которому оно относится; говорите убедительно, но не кричите. Когда ребенок вас слушает и понимает эту связь, ему легче принять правило.

Тщательно выбирайте, с чем бороться, а что можно отложить на потом; вы и вся ваша семья просто сойдете с ума, если будете бороться со всеми проявлениями недисциплинированного поведения. Спросите себя: "А может, это можно отложить на час? Или на день? Или на неделю? Или на год?"

После нескольких недель утренних баталий с дочкой из-за того, что она плохо одевалась, выдохшаяся мама сделала значок, который прикреплялся дочке на платье. На значке было написано: "Я оделась сама и горжусь этим!"

Подумайте, что "стоит за" плохим поведением, и постарайтесь учесть эти факторы. (Возможно плохого поведения не будет, если класть ребенка спать пораньше или давать более ясные указания или уделять больше внимания именно ему, а может быть просто, поменять место за столом).

Катя сказала своему трехлетнему ребенку, который вдруг стал вести себя вызывающе: "Я вижу, что ты очень сердишься из-за того, что надо прервать игру и идти есть. Понимаю, что это трудно, когда такая интересная игра! После еды мне тоже хотелось бы посмотреть новые карточки, которые вчера принес тебе папа". Очень сердитая мордашка просветлела, и они пошли вместе на кухню, все время разговаривая о футболе.

Сделайте паузу, чтобы остыть, когда вы очень сердиты и не можете хладнокровно рассуждать. Честно скажите о своих чувствах: "Мне нужно подумать об этом" или "Мне нужно уйти из комнаты, чтобы успокоиться!".

Помните, что телесные наказания неэффективны, кроме того, вы можете нанести ребенку увечье.

Старайтесь объяснять, какое поведение является правильным. Дети более внимательны к словам, не содержащим "истерической критики".

Когда четырехлетний сын Анны вдруг быстро побежал к мостовой, первым ее желанием было закричать: "Что с тобой? Разве ты не знаешь, как опасно перебегать дорогу? Тебя может задавить машина! Ты что, хочешь довести меня до инфаркта?" Но вместо этого она схватила сына за рукав и спокойно, но твердо сказала: "Всегда держи маму за руку, когда мы переходим дорогу".

Мужайтесь! Вы не единственный родитель, который, пытаясь пользоваться позитивной дисциплинарной стратегией, обнаруживает, что у него с уст срываются слова, которые в нее не укладываются. Не волнуйтесь! Помните, есть одна великая вещь в воспитании детей. Если вы что-то сделали не так, у вас всегда будет еще один шанс, и скорее, чем вы думаете.

Дайте ребенку возможность самому решить проблему. Поступая так, вы помогаете ему научиться чувствовать ответственность за свои поступки. На семейном совете часто именно ребенок предлагает лучшее последствие, соответствующее проступку.

Продумайте заранее, как добиться успеха, вместо того чтобы реагировать на неудачу.

Роза должна была повести своих трехлетних двойняшек на прием к врачу. Она знала, что там им, может быть, придется ждать очереди около часа. Поэтому накануне она нашла время, чтобы собрать все, что, по ее мнению, может понадобиться. И на следующий день в приемной врача она была хорошо "вооружена", чтобы сделать свою "армию" счастливой (легкая еда, книжки, карандаши, бумага, игрушки для детей). Она была довольна, что между детьми не произошло ни единой стычки.

Решите, что "не обсуждается никогда", что "иногда обсуждается" и что "всегда обсуждается". Ваш ребенок будет чувствовать большую уверенность и защищенность, если научится понимать, что его мир предсказуем, а ограничения не изменяются.

Чтобы остановить нежелательное поведение, используйте методику "тайм-аутов" и "отвлечения".

Помните, что воспитание дисциплинированности - это длительный процесс; осознайте, что иногда самое значимое приобретается не "в разгар инцидента", а со временем. Когда вы оба, вы и ваш ребенок, расстроены, вам труднее слушать друг друга.

Пользуйтесь преимуществами "спокойного времени" - время перед сном, семейный совет, - чтобы еще раз обсудить с ребенком его недавнее плохое поведение, повторить правила, порассуждать о дальнейшем его поведении и о возможных последствиях.

Подумайте, что надо делать, чтобы воспитать дисциплинированного ребенка со здоровым чувством "внутреннего контроля". Постарайтесь вспомнить, как воспитывали вас и обменяйтесь своими воспоминаниями, и положительными, и негативными, со своим супругом (супругой). Вдвоем вы можете лучше справляться с дисциплинарными проблемами, но только точно определите, какие подходы к проблеме больше устраивают вашу семью.

Ольга и Денис помнили, как в детстве им грозили физическим наказанием за плохое поведение. У них были схожие воспоминания о том, что они чувствовали себя неадекватно, помнили не только ощущения замешательства и унижения, но и желание "восстать" и даже поквитаться с родителями. Они также поняли, что подчинялись правилам, установленным их родителями, только из чувства страха или вины. Денис вспомнил, как часто он слышал: "Погоди, вот папа придет домой!... Ты знаешь, как он обычно говорит - "не пользоваться ремнем - испортить ребенка". О господи, неужели ты этого хочешь?" А Ольга вспомнила свой испуг и стыд, когда слышала: "Как ты смеешь так поступать. Бог тебя накажет! Вам надо исправляться, иначе вы ничего в жизни не достигнете!" Они согласились, что не хотят так общаться со своими детьми, и договорились о других возможных подходах к тем же проблемам.

Поймите, что наказание часто провоцирует вызывающее поведение вашего ребенка.

Специалисты говорят: "Дети, которых часто наказывают, как правило, становятся лживыми, а не более честными и ответственными".

Не забывайте, что наказание может вызвать у вашего ребенка желание отомстить и "поквитаться". Кроме того, наказание ведет к "борьбе за то, кто сильнее", если ребенок отказывается подчиниться. Если ваши бесконечные угрозы не достигают эффекта, вы в отчаянии начинаете искать еще более тяжелые наказания, когда ребенок опять и опять плохо себя ведет или провоцирует ваше с ним "сражение". Ситуация становится безвыходной.

Очень сильно наказанный ребенок не чувствует угрызений совести за совершенный проступок, он даже может решить, что ему "досталось" только потому, что вы хотите "поквитаться" с ним.

Алевтина обратила внимание, что некоторые дети даже хотят быть наказанными, чтобы покончить с проступком и более не чувствовать себя виноватыми и получить возможность опять вести себя плохо. Она называет такое поведение "бухгалтерский подход к дурному поведению".

Рассматривайте воспитание дисциплины как "дар" чего-то позитивного вашему ребенку, а не лишение чего-то путем наказания; используя позитивные дисциплинарные методики, вы постепенно преподносите ребенку дар внутреннего самоконтроля.

Иногда причиной безволия детей, неуверенности в своих силах являются частые наказания, излишняя строгость родителей. Получает ученик оценку «2» – его наказывают, лишают возможности отдохнуть на свежем воздухе; малейшее отклонение от режима дня вызывает со стороны отдельных родителей грубость, окрики. Затрудняется ученик в решении сложной задачи – снова окрики родителей, ребенка называют «бестолковым», «лентяем».

Ребенку же в подобных случаях нужны не окрики, а помощь; окрики наказания парализуют волю ребенка, вселяют страх перед родителями, ребенок нередко уходит «в себя», замыкается. Здесь уместно напомнить слова великого чешского педагога XVII в. Яна Амоса Коменского: «Удары и пинки не могут вызвать любовь к науке, они скорее способны внушить отвращение и ненависть к ней».

У младших школьников, а также и у подростков часто встречается такой недостаток воли, как лень, связанный с безответственным отношением к своим обязанностям, с неумением работать, а иногда и просто с нежеланием учиться.

Если вовремя не обратить внимание на преодоление у детей этого недостатка, дети могут войти в жизнь, не имея привычки трудиться, преодолевать препятствия, а нам нужны люди трудолюбивые, настойчивые и аккуратные в исполнении своих обязанностей.

Основной причиной лености является то, что некоторые родители с самого раннего возраста оберегают детей от трудностей, давая им полную возможность получать от жизни только развлечения и удовольствия.

Для того чтобы устранить леность и предупредить ее появление у детей, необходимо создать в семье трудовую обстановку, воспитать с детства привычку трудиться, соблюдать систему последовательных требований к детям и систематически контролировать их выполнение.

Родителям следует строго учитывать индивидуальные особенности при воспитании волевых черт характера детей, считаться с этими особенностями.

Боря – скромный мальчик, тихий, стеснительный. На уроках дисциплинированный, во время перемены сторонится товарищей, не принимает участия в играх. И дома Боря малоинициативен, не имеет близкого друга. Борю как-то не замечали в классе.

Однажды на классном собрании Липа Ивановна (классный руководитель) при выборе ответственного за подготовку вечера, посвященного дню Армии, назвала фамилию Бори. Мальчик очень смутился. Но Анна Ивановна обосновала выбор кандидатуры:

«Боря очень дисциплинированный, исполнительный мальчик, и, если он постарается, при помощи всех ребят мы подготовим хороший вечер».

Кандидатура была поддержана учениками. Анна Ивановна лично и все учащиеся помогали Боре, успехи его отмечались. Ежедневно подводились итоги проделанного по подготовке вечера и намечалась программа на следующий день.

На поведение Бори, на изменение его отношения к жизни и к общественным делам класса особенно сильно повлияла оценка коллектива, мнение ребят, в результате чего Боря стал иначе смотреть на себя, увереннее и самостоятельнее выполнять задания коллектива.

Так, постепенно Боря стал активным участником различных внеклассных мероприятий, проявляющим свою инициативу в общественной жизни детского коллектива.

А как часто тихие, скромные ученики остаются без внимания учителя, пассивными, малоинициативными.

Не только учитель в школе, но и родители в семье, должны обращать внимание на развитие энергии, инициативы и активности своих детей, так как эти качества имеют прямое отношение к формированию волевых черт характера.

Преодолеть трудности, возникающие в процессе воспитания, родители смогут при условии правильного использования основных путей и средств формирования волевых черт характера.

общественный строй предоставляет самые широкие и благоприятные возможности для развития у нашей молодежи инициативы и активности, современной идейности и целеустремленности.

Одним из важнейших морально-нравственных качеств человека и вместе с тем необходимой чертой волевого характера являются дисциплинированность и организованность.

В следующей главе мы специально рассмотрим задачи, условия и методы воспитания дисциплинированности и организованности у детей в семье.

Итак, начинаем с первого метода – отсрочка удовлетворения.

Отсрочка удовлетворения – такой способ выполнения дел, при котором человек чередует
приятные дела с неприятными так, что приятное от этого становится еще более желанным. Проще говоря, выполняем сначала неприятное дело, а потом – приятное.

Как воспитать дисциплину? Метод первый.

Вот пример женщины, которая не умела отложить удовольствие.


- Какую часть пирога вы любите больше всего?

Конечно корочку, покрытую глазурью.

А с какой части вы начинаете его есть?

Естественно с корочки.

Проблема этой женщины в том, что на работе она тоже сразу приступала к самому «вкусному»- начинала выполнять сначала самые приятные для нее дела. На это уходило примерно 1 час времени. На оставшиеся 6 часов она оставляла рутинные, неинтересные и неприятные ей дела.

В результате у нее возникли нежелание идти на службу и негативные при мыслях о своем рабочем месте.

Ситуация изменилась лишь после того, как она поняла причину своего негатива и осознала, что лучше иметь один неприятный час вначале дня и шесть последующих приятных часов, чем наоборот.

Она смогла перестроиться и стала начинать день с (неприятных дел), после чего с удвоенным энтузиазмом приступала к приятным дела. Работа стала приносить радость, значительно уменьшились отрицательные .

Неумение отложить удовольствие на более поздний срок, чаще всего связано с условиями воспитания в семье. И зависит не от тех слов, которые говорят детям: Так не делай! Делай сяк!
Оно зависит от того примера, который преподают взрослые своим поведением.

Если мама и папа сами недисциплинированные люди, опаздывают на встречи, не выполняют обещания, говорят неправду, то их слова не сделают детей дисциплинированными, эффекта не будет. Ребенок будет копировать поведение родителей.

Кроме личного примера близких людей, важную роль в воспитании дисциплины играет любовь.
Как и что бы мы ни обсуждали, всегда стоит помнить, что любовь – это основа жизни.

Если человек что-то или кого-то любит, этот объект имеет для него ценность. Он вкладывает в него силы, душевное тепло, ухаживает, холит и лелеет.

Посмотрите на мужчину влюбленного в свой автомобиль.

Он находит для него ласковые слова, любуется, тщательно подбирает аксессуары, смахивает пыль, внимательно прислушивается к звуку мотора.

Или женщина, которая любит цветы.

Взгляните, с какой трепетностью она обращается со своими цветущими созданиями, рыхлит землю, поливает, удобряет, нежно разговаривает с ними.

Так же и с детьми. Когда родители их любят, они находят для качественного общения.

Да, любовь требует времени, сил. Любовь – это действие. Она может проявляться в совместных играх и разговорах, веселой возне, общих мечтах и размышлениях, чтении книг вслух для всей семьи, совместной деятельности. Такой контакт должен быть регулярным. И тогда родитель всегда сможет уловить изменения в душевном состоянии детей, вовремя среагировать, помочь, направить в правильное русло.

Что дает нам родительская любовь?

1. Принятие себя, как ценной личности.
Почему важна самоценность личности?
Самоценность – основа самодисциплины. Человек, ощущающий себя ценной личностью, заботится о самосохранении.

Самодисциплина – по сути своей, забота о самосохранении, потому что если человек ценит себя, он ценит и свое время. Следовательно, заботится о том, чтобы тратить свое время самым лучшим образом.

2. Ощущение защищенности.

Примерно с полугода маленький человек начинает воспринимать себя отдельно от мамы, как другое существо. Тогда же и появляется страх, ощущение беспомощности. Они связаны с осознанием на глубинном уровне зависимости от взрослых. Ребенок чувствует, что выжить может только рядом ними. И если родители покидают его – для него это равносильно смерти.

Поэтому мудрые родители никогда не будут пугать своих детей, тем, что уйдут от них или не будут любить. Таким способом подрывается вера в безопасность мира, человек, даже вступая во взрослую жизнь, чувствует себя незащищенным.

И это тоже упирается в вопросы : отсрочки удовольствия. Такой человек не может отложить приятное дело в будущее, так как не уверен и боится, что оно не наступит. Он старается получить все удовольствия сейчас. От этого страдает дисциплина .

Подводя итог, можно сказать, что умение отложить удовольствие – один из методов дисциплины, который формируется в детстве, через подражание поведению взрослых, или сознательно самой личностью в процессе развития и зависит от ощущения себя как личности , ощущения защищенности, уверенности в себе.

Следующий метод дисциплины - принятие ответственности. Читайте .

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

В современном обществе, предъявляющем к человеку жесткие требования, воздвигающем на его пути множество препятствий и вызывающим массу стрессов, дисциплина становится крайне необходимой для человека, и её основы закладываются в детстве.

Умение быть дисциплинированным и эффективно использовать это качество помогает ребенку выстроить путь во взрослую жизнь.

Ребенок с навыками самодисциплины даже в отсутствие родителей или кого-либо еще, кто мог бы о нем позаботится, будет действовать разумно, потому что усвоил необходимые правила поведения.

Самодисциплина – это жизненно важный компонент чувства ответственности за собственное поведение.

Осознание ребенком того, что нужно делать, вовсе не гарантирует адекватных поступков. Для того чтобы совершить, необходимое действие нужна самодисциплина.

Для развития дисциплины в повседневном общении с детьми необходимо научить детей общаться, развивать способность выражать эмоции, обретать чувство собственного достоинства, научить решать проблемы, принимать решения и иметь гражданскую позицию.

Слово «дисциплина » происходит от латинского слова «ученик» и чаще всего ассоциируется с учебным процессом. Дети воспринимают дисциплину как обучение, которое ассоциируется у них с запугиванием, унижением и стыдом. Когда родители пытаются воспитывать ребенка путем крика и рукоприкладства, они своим поведением демонстрируют именно то, что хотят искоренить в ребенке.

Вопрос, «Какие навыки следует прививать детям, чтобы развивать в них самодисциплину?» может быть сформулирован и по-другому: «Что мы хотим получить в результате нашего воспитания?» — чтобы у ребенка сформировались стрессоустойчивые жизненные установки. Жизненная установка складывается из нашего мировосприятия и отношения к себе, формирующих у нас набор определенных моделей поведения и навыков, из которых складывается наша индивидуальность. И наоборот, наши модели поведения, и навыки влияют на мировосприятие, делая процесс выработки жизненных установок чрезвычайно динамичным.

Дети, обладающие стрессоустойчивой жизненной установкой, полны надежд на будущее и обладают высокой самооценкой. Они чувствуют свою индивидуальность и значимость. Эти дети научились ставить для себя вполне реальные цели и задачи, они демонстрируют самодисциплину и способность решать проблемы и принимать решения. Они способны анализировать ошибки и справляться с жизненными трудностями, и при этом избегать стрессов, выбирая те стратегии, которые способствуют развитию личности. Они осведомлены о слабых сторонах своей личности, но осознают свои сильные стороны и таланты, умеют реально оценивать свои силы и возможности. Эти дети эффективно развили свои навыки межличностного общения с ровесниками и взрослыми, могут легко и непринужденно принять помощь и поддержку взрослых.

Будучи родителями, мы хотим воспитать самодостаточную личность, наделенную чувством самодисциплины. Мы хотим, чтобы у наших детей сформировались, такой образ мысли и такая модель поведения, которые позволили бы им оптимистично воспринимать себя и окружающих, быть стрессоустойчивыми.

Родители могут научить ребенка самодисциплине, если они постараются привить ему стрессоустойчивую жизненную установку. Каждый из нас вырабатывает свою родительскую модель поведения на основе своих ожиданий и представлений о нас самих и наших детях. Частично эти представления основаны на опыте взаимоотношений с собственными родителями и другими взрослыми. Психологи и другие специалисты, занимающиеся детьми, изучили влияние моделей поведения родителей и их стиля воспитания на детей.

Выделяют следующие модели поведения родителей.

Родители, практикующие этот стиль, проявляют теплоту, интересуются делами ребенка. Они готовы оказать ему эмоциональную поддержку, но при этом твердо определяют его линию развития, устанавливают ограничения. Для этого стиля воспитания характерны позитивные взаимоотношения между родителями и детьми, чаще применяются поощрение и похвала, а не наказание.

Как правило, они не принимают во внимание чувства своих детей, не готовы идти на компромисс, не обсуждают с детьми устанавливаемые в доме правила. Им легче сказать: «Это нужно сделать, потому что я сказала тебе это сделать».

РАЗРЕШАЮЩИЙ СТИЛЬ

Выделяют два вида разрешающей модели поведения родителей: допускающее-снисходительный и равнодушный. Допускающее-снисходительные родители могут проявлять любовь и теплоту, но, судя по их поведению, руководствуются убеждением, что дети должны самостоятельно познавать мир. Правила и границы, которые устанавливают такие родители, весьма сложно определить. Ребенок начинает сам устанавливать в доме порядки. Если родители, наконец, решают ввести ограничения и правила и начинают, говорит «нет», ребенок может начать сопротивляться, потому что он привык управлять ситуацией.

Равнодушные родители не потакают своим детям, но при этом не в состоянии организовать порядок в эмоционально насыщенной обстановке. Они часто невнимательны. Если привязанность между родителями и детьми и существует, то она очень незначительна. Отсутствует позитивное взаимодействие, которое является основой эмоционального развития личности.

У авторитетных родителей наблюдается здоровая самооценка, хорошие отношения со сверстниками, они уверены в себе, независимы и добиваются успехов в учебе. К тому же, у них, судя по всему, меньше эмоциональных проблем, чем у детей, чьи родители выбрали другие стили поведения. Эти дети хорошо умеют справляться со стрессами, стремятся к достижению целей и умеют сочетать самоконтроль с любознательностью и интересу к различным сферам жизни.

Дети авторитарных родителей часто бывают необщительными, запуганными и замкнутыми, они чаще находятся в состоянии депрессии. Им бывает трудно принимать решения, так как они привыкли, что все решают за них. Авторитетные родители не принимают ни малейшего несогласия, поэтому детям приходится бороться за свою независимость.

Дети, воспитанные родителями с разрешающим стилем поведения не слушаются других взрослых. Они требовательны, плохо принимают решения и легко выходят из себя. Они не умеют ставить цели и получать удовольствие от их достижения. Они могут быть приятными в общении и хорошо вести себя, но лишь до тех пор, пока все идет так, как ими нужно. Такие дети теряют контроль, если ситуация развивается не так, как хочется. У таких детей очень часто возникают трудности эмоционального характера, а также проблемы поведения, трудности с учебой, низкая самооценка и даже алкогольная зависимость. И в этом нет ничего удивительного, потому что дети безучастных, равнодушных родителей не чувствуют, что их любят и принимают, безусловно.

Хорошие взаимоотношения служат фундаментом для эффективного воспитания. Дети чаще прислушиваются к тем взрослым, которые кажутся им сочувствующими, справедливыми и уважающими их мнение, чем к резким, бескомпромиссным и злым.

Мы не можем ожидать от детей благодарности за установление ограничений и мер наказания, но мы надеемся, что они прислушаются к нам. Когда наше поведение становится злобным, бескомпромиссным и агрессивным, наши попытки воспитания вряд ли достигнут своей цели. Вместо самодисциплины мы встретим озлобленность и сопротивление со стороны детей.

В основе самодисциплины лежит умение думать, прежде чем действовать, и способность рассматривать различные варианты решения проблемы.

Если в воспитании ребенка вы действуете непоследовательно (основываясь на своих чувствах в тот или иной момент, или же постоянно меняете правила, или слишком часто наказываете ребенка), он вряд ли станет дисциплинированным и стрессоустойчивым. К сожалению, родители не так часто задумываются о том, что в их воспитательной позиции присутствуют «двойные стандарты», а ведь именно они – одна из самых частых причин непослушания и «неуправляемости» ребенка.

Двойные стандарты проявляются следующим образом:

— «можно» или «нельзя» зависит от настроения родителя («Хорошее настроение – разрешу, плохое – запрещу!»). Или так: «Можешь делать все, что хочешь, только не мешай мне играть в компьютерную игру»;

— один член семьи разрешает то, что запрещает другой, (мама говорит – «можно», папа – «нельзя»);

— одному ребенку можно то, что нельзя другому, если при этом нет разумных причин, которые разъясняются детям, то – это двойной стандарт;

— родитель говорит одно, а сам делает другое, например, требует от ребенка порядка в игрушках, не обращая внимания на беспорядок в собственных вещах.

Дети активно протестуют против «нельзя», но, тем не менее, нуждаются в четко обозначенных границах поведения. Двойные стандарты часто не отслеживаются родителями, а ведь именно они мешают наладить сотрудничество.

Последствия любых действий ребенка не должны быть случайными или слишком жесткими. Следует заранее обсуждать эти последствия со своими детьми и объяснять, к чему может привести тот или иной поступок. Для малышей последствия их поступков определяются тем, как до этого взрослые поступали с ними в сходных ситуациях.

Наиболее эффективный способ контроля поведения – это естественные и логичные последствия поступков, которые применимы в том случае, если ситуация не ставит под угрозу безопасность ребенка и окружающих. Естественные последствия являются прямым результатом действий ребенка. Родителям не приходится их придумывать, так как они естественным образом проистекают из поведения ребенка. Эти последствия дают детям понять, что их действия и совершаемый ими выбор находятся в зоне их контроля и приводят к определенным результатам.

Для того чтобы ребенок был ответственным и способным сам принимать решения, а так же чтобы у него было чувство контроля за собственную жизнь, необходимо четыре действия:

1 — совместное определение правил, действий и их последствий;

2 — выявление и обсуждение моделей поведения, которые требуют корректировки;

3 — определение возможных решений проблем поведения;

4 — акцентирование внимания ребенка на том, что он может сделать выбор сам, но его выбор приведет к определенным последствиям.

Эффективное воспитание можно описать пословицей: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Плохое поведение детей не стоит оставлять безнаказанным. Нужно найти причину плохого поведения, чтобы исправить ситуацию. Вместо того чтобы применять строгие наказания, родителям стоит свести к минимуму факторы, которые провоцируют негативное поведение детей.

Ожидания, связанные с детьми, должны быть реалистичными. Не нужно ставить ребенка в ситуацию, когда он вынужден вести себя плохо. Важно родителям «застать ребенка в тот момент, когда он совершает правильный поступок и объяснить ему это». Несмотря на то, что кажется довольно легкой задачей – положительно отреагировать на поведение ребенка, когда он ведет себя должным образом, — многие родители не справляются с ней. Скорее наоборот, они тратят много времени на то, чтобы объяснить ребенку, что он делает неправильно, вместо того, чтобы похвалить его за хороший поступок. Если мы хотим стимулировать хорошее поведение, его нужно поощрять. Часто мы забываем, что простые комментарии, такие как «спасибо за то, что ты говоришь спокойным голосом, потому что нам так гораздо легче понять, что ты говоришь, чем когда ты плачешь». Некоторые родители редко хвалят своих детей и часто их критикуют. Они убеждены, что если дети делают что-то правильно, то это, само собой разумеется, а если дети ведут себя плохо, их следует отчитывать и наказывать.

Мы все нуждаемся в поощрении. Слова поддержки и признания в любви очень важны для становления чувства собственного достоинства и высокой самооценки ребенка. Воспитание наиболее эффективно при хороших взаимоотношениях. Когда дети чувствуют, что их любят и ценят, когда их хорошее поведение находит поощрение и поддержку, они вряд ли захотят вести себя плохо.

По мере того, как у ребенка развивается способность думать, и он учится реагировать на свои действия и их последствия, родителям следует постепенно перекладывать часть ответственности на ребенка. Если ребенок успешно приспосабливается к новым обязанностям, значит, у него есть навыки самодисциплины и контроля над ситуацией.

Если ваше поведение все же в основном последовательно, и вы основываете свои отношения с ребенком на разумных правилах, а последствия поступков известны вашему ребенку, то он постепенно будет становиться все более внимательным и ответственным. Действия родителей должны быть не только последовательны, но и согласованы между отцом и матерью. Дисциплинированные дети, которые способны контролировать свое поведение, сами несут ответственность за свои действия. Такие слова, «как всегда и никогда», используемые при разговоре («ты никогда не научишься быть вежливым»), вызывают у детей гнев и не способствуют развитию у них самодисциплины. Важно установить хорошие отношения с ребенком, а также выбирать такие слова, которые способствуют развитию у ребенка самодисциплины, ответственности и навыков самоконтроля.

Есть мнение, что наши дети тщательно наблюдают за нашим поведением, в том числе за тем, как мы решаем различные возникающие перед нами проблемы. Если ваши дети часто видят, как вы злитесь, сталкиваясь со сложностями, у них не будет возможности усвоить навыки решения задач на вашем примере.

Основная цель воспитания ребенка состоит в том, чтобы развить в нем самодисциплину и навыки самоконтроля, чтобы он сам научился справляться со своими проблемами и задачами. Для этого важно, чтобы дети с раннего возраста активно участвовали в решении проблем и принятии решений. Необходимо предоставлять возможность выбора в простейших жизненных ситуациях даже малышам.

Например:

Ты сам будешь умываться, или тебе помочь?

Какое платье ты наденешь – синее или зеленое?

Если ты не уберешь игрушки, то завтра не будешь с ними играть.

Ты будешь чай пить с печеньем или булочкой? и т.д.

Рекомендуется после каждого такого вопроса добавлять: «это твой выбор». Когда мы подчеркиваем слово «выбор» мы таким образом сообщаем детям, что доверяем их способности, принять решение. Таким простым способом можно поощрять стремление ребенка самостоятельно решать проблемы.

Чаще отвечаете себе на такие вопросы:

Приятно ли мне будет, если со мной будут говорить так, как я говорю со своим ребенком?

Чего я хочу добиться от ребенка, говоря и поступая с ним таким образом?

Воспитывают ли мои слова у ребенка желание слушать и понимать то, что я пытаюсь до него донести?

Для детей непоследовательность в действиях родителей – сигнал, что они могут не всегда слушаться.

Чтобы стать дисциплинированным, детям нужно почувствовать ответственность за свои действия.

Родители должны использовать профилактический подход, поощряя сильные качества детей, которые называются островками компетентности. Чем больше дети применяют свои способности, тем меньше времени у них остается на все то, что мы считаем плохим поведением, и тем меньше они сами заинтересованы вести себя плохо.

Задумайтесь о способностях своего ребенка, а не о том, на что он не способен. Родители должны учиться принимать своих детей такими, какие они есть, а не такими, какими их хотят видеть. Родители должны знать, что один из лучших профилактических методов воспитания состоит в том, чтобы ценить, воспитывать и использовать детские естественные склонности и таланты. Когда дети достигают высот в сфере своих интересов, они редко выбирают негативную модель поведения. Когда они увлечены делами, которые приносят им чувство удовлетворения, у них остается меньше времени на поступки, вызывающие неодобрение родителей, а также гнев и наказания. К тому же когда ребенок добивается успеха, в какой — то области, ему легче пробовать себя в других сферах, вызывающих у него больше трудностей.

Как только дети понимают, что родители не настроены, отступать, они потихоньку начинают менять свое поведение. Если родители не проявляют в нужные моменты строгость, они фактически вредят своим детям.

Когда на детей ставят клеймо «плохого ребенка», это редко побуждает их изменить свое поведение, скорее наоборот, они и сами начинают себя так воспринимать и совершают поступки, которые лишь подтверждают правильность суждения о них.

Ключевые принципы воспитания:

1. Воспитание – это учебный процесс, при котором родители не должны оскорблять ребенка или лишать надежды на успех, так как иначе он не сможет стать ответственным и не научится контролировать свое поведение.

2. Цель воспитания – помочь ребенку понять, что ошибки дают ему возможность учиться чему-то новому, и они не должны влиять на его самооценку.

3. Когда дети понимают, что могут учиться на ошибках, они менее склонны принимать негативную модель поведения, которая часто провоцирует карательные меры родителей.

4. Родители должны признать, что их мышление, включая их интерпретацию поведения ребенка, определяет отношение к собственному ребенку.

5. Поскольку родители стреляться исправить негативное поведение ребенка, им следует поощрять и развивать его способности и таланты.

Когда родители пытаются защитить своих детей и облегчить им жизнь, они могут на самом деле вредить им.

Если мы слишком опекаем ребенка, мы словно не верим в его способность справиться с трудностями.

Несмотря на то, что большинство детей кажутся эгоистичным и, прежде всего, требуют удовлетворения собственных потребностей, дети получают огромное удовольствие, когда помогают взрослым и оказываются полезными. Чем больше ребенок чувствует себя полезным, тем реже он будет вызывать гнев взрослых своим поведением.

Очень часто родители, которые хотят, чтобы дети помогали им по дому, выбирают неверный тон и вешают ярлык «домашние обязанности» на помощь по хозяйству. Когда родители говорят: « Нам нужна твоя помощь!», дети лучше реагируют на просьбу и не рассматривают ее как требование или обязанность. Просьба о помощи намного эффективнее, чем требование что-либо сделать. Прося ребенка выручить вас, вы воспитываете в нем сострадание, ответственность и стрессоустойчивость.

Когда дети чувствуют, что их принимают такими, какие они есть, они становятся более восприимчивыми к нашим требованиям и с уважением принимают установленные родителями меры наказания. Они лучше воспринимают требования и ограничения в атмосфере любви и поддержки.

Атмосфера любви – благодатная почва для развития в ребенке дисциплины. Уверенность ребенка в том, что мир несправедлив, часто вызывает у него злость и негодование, такой ребенок вряд ли станет дисциплинированным и ответственным.

Ваш стиль воспитания играет главную роль в становлении мышления вашего ребенка и его отношении к успехам и неудачам. Задача воспитания – развивать в ребенке чувство собственного достоинства и ответственности, поощрять его сильные стороны и сводить к минимуму страх ребенка перед совершением ошибок. Если мы будем помнить об этом, то поможем своим детям стать дисциплинированными и начать уважать себя и других.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: