Оригинальные прозвища для ребенка. Детские прозвища долго не живут

Доброго дня!
Как можно догадаться - тема по следам.
Предлагаю на выбор несколько кандидатов, добавляйте своих.
Только подписывайте фото, кто есть кто
Голосуйте сообщением типа "+1".
Голосование предлагаю проводить и весь завтрашний день до полночи по Московскому времени, а в пятницу результаты.
Приступим-с!

2080

Ваше Величество

Добрый день, форум! В конце декабря был опубликован рейтинг самых красивых лиц 2018 года. Этот рейтинг составляется на основе мнения пользователей соцсетей. Полная версия есть в интернетах, а в моей теме будет почти 60 самых-самых красавчиков (есть даже один наш), которые скрасят нам последние зимние денечки.))

700

Катерина

Девочки, ребенку почти 8, не сидит вообще. Если сажаешь даже, то прям ни пары секунд не может в вертикальном положении провести, падает. При этом ползает по пластунски, встает у опоры, за ручки подтягивается, в стульчике подтягивается, но сидеть без опоры - никак. Пора же бить тревогу, да?
Были у ортопеда, спинку посмотрел, вроде претензий к нам нет. На следующей неделе планируем к педиатру, буду просить направление к неврологу. Но педиатр неохотно дает такие направления, да и когда про массаж спросила в 3 месяца, то вообще сказала показаний нет. Очень хочется выпросить у нее направление на массаж. Как бы это сделать по-тактичнее? Какие слова верно подобрать? Кто-то без особых показаний получал массаж в поликлинике?

267

Tetyana Nekrasova

Сегодня была затронута тема снов, были и яви, что померещилось и что на самом деле было.
А были в вашей жизни случаи, когда рассудок оказывался в конфликте с реальностью?
В моей жизни было три случая, которые разум и современная наука не могут объяснить. Минимум три, остальные еще как-то можно в разряд флуктуаций отнести.

Случай первый.
Бабушке вырезали опухоль на спине - жировик гантелеобразной формы весом 1,8 кг. Выписали через недельку из больницы, еще через пару дней сняли швы. Я точно даты не помню, но вся история уложилась месяца в полтора. В то время Чумак по телевизору воду в тазиках «заряжал» (Помнят, наверное, многие). Бабушка внимательно заряжалась, читая статьи про декабристов и Наталью Гончарову.
Так вот, переодевается как-то бабушка перед сном, наклоняется и... Я не вижу шрама на спине! Включили яркий свет. Я чуть ли не под лупой спину рассматривала. Нет шрама! Самовнушение? Чумак с тазиками? В любом случае наука ответа не даёт, каким образом это возможно.

Случай второй
Мама сломала ногу. Для продления больничного нужно было два(!) раза в неделю являться. Машины тогда у нас не было, маме приходилось подниматься на костылях на ступеньки тролейбуса. Заработала грыжу. Врачи, несколько, сказали, что только оперировать. Нашла мама «бабку». Пришли к бабке. Условием было: свое яблоко, свой носовой платок. Оплата мизерная. Я с мамой поехала - другой конец города, непонятная «стрелка». Бабуля откусила яблоко, положила маме на живот платок и, через него, покусывая, приговаривала: «Грызу, грызу грыжу...» И так далее. Опа ля, мышцы в месте разрыва сошлись/срослись. Выпячиваний после этого не было. Операция отменилась.

Случай третий
У той же моей бабушки было рожистое воспаление ноги, периодически рецидивирующее. Кто сталкивался, знает, - лечится долго и сложно. Была свидетелем. Бабка Аксинья (соседка через несколько домов по улице в деревне) сказала принести с собой лоскут красного бархата. У бабушки такой нашелся. Потёрла этим бархатом, пошептала что-то (в этот раз я ни слова не разобрала), и через полчаса после визита бабушкина нога пришла в порядок...

Вот как так?!

231

Клава

Всем доброго времени суток.
Ходили сегодня с дочкой в музыкальную школу. Занятие полчаса в неделю. Дети от 3 до 5 лет. Танцуют, поют, играют на инструментах, учат ноты. Нам понравилось, дочка в восторге (дали поиграть на барабанах, на уроке на фортепьяно играли), решили записаться.
В конце урока учитель спросила не хотим ли отдать дочку на фортепьяно, говорит есть способности, быстро схватывает.
Что-то я в замешательстве, с одной стороны почему бы и нет, но я не думала так рано отдавать учиться играть на инструменте. С другой стороны а не много ли будет: танцы, группа раннего развития музыкальной школы, фортепьяно, спорт при садике.
Поделитесь пожалуйста когда Вы отдавали ребёнка в муз школу.

171

Бывает так, что родители долго выбирают имя для крохи, а когда он рождается, в семье его именуют совсем по-другому. Поговорим о детских прозвищах - не обидных, которые могут приклеиться к ребенку в садике или в школе, а о тех сладких именах, которые сами родители дают своей кровиночке „от избытка чувств». У папы с мамой огромный простор для творчества. Кроме традиционных Солнышек, Лапочек и Пупсиков-Куколок есть множество имен, которыми счастливые родители зовут своих чад дома.

Жучок или Котенок?

Наиболее распространены прозвища, когда малыша называют детенышем ка-кого-либо животного. Как ни странно, не так уж редко это бывают насекомые! Кроху могут называть ласково Клопик, Жужелица, Комарик, Тараканчик, Козявка. Букашечка или Жучок-паучок. Эти слова популярны и для младенцев, которые лежат на спинке и хаотично дрыгают ручками и ножками, и для начинающих ползунков, ведь насекомые обычно ползают.

Нередко вдохновляют родителей и детеныши животных: Львенок, Совенок. Заяц. Хомячок. Если волосы у крох ежиком или малыши пыхтят, их именуют Ежиками.

Пальму первенства из животного мира прочно удерживают Зайка и Котенок, а из птиц - Ласточка, за ней идет Птичка-синичка. Иногда родители отдают предпочтение и более экзотическим видам. Например. Сколопендра - вообще-то это многоножка, но в устах любящих родителей даже такое вроде бы обидное прозвище звучит как музыка.

Родителям очень нравится, если в прозвище есть игра слов: например. Катю называют КАтенок. Савелия - САвенок, Михаила - Мишка-топтыжка. Алиса по созвучию становится Лисой-лисеной. а дальше уже - и Патрикеевной.

Висит груша…

Вторая группа прозвищ - по именам героев мультфильмов, кино и сказок, именам персонажей или по названиям мифологических существ: Гном(ик). Дракоша, Мышонок Микки Маус, Цыпленок Цыпа, Чебурашка, Коза-дереза. Лев Алекс, Мистер Твистер, Обезьянка Чита, Шпунтик, Фунтик или Бармалей.

Творчески подходят родители к производным от официальных имен. Егора можно называть Горыныч (кстати, это и герой сказки тоже). Тему - Темыч. Темыш и сокращенно - Мышь. Варя - это и Варежка, и Вареник.

Мамы и папы, бабушки и дедушки любят придумывать и рифмы к именам: Майя - „ты моя золотая», Юля-красотуля, Дениска-редиска. Нюшка-ватрушка. Димон-лимон, Маринка-мандаринка.

Всегда актуальны бесконечные производные варианты от слова «маленький»: Масик, Манюня, Малек или Масяня. Малый размер вдохновляет на такие имена: Капелька, Кнопка. Бусинка.

Часто детей именуют по названиям цветов: Ивана - Одуванчиком, Колю - Колокольчиком, Романа - Ромашкой, к Риту - Маргариткой.

„Кулинарные» прозвища есть почти у всех детишек. Этот перенос основан чаще всего на том, что ребенка хочется назвать сладеньким, особенно если при этом он не худыш: Андрюха-сладюха, Оладушка, Пампушка, Ватрушка, Бублик, Крендель, Булочка. Пирожок и даже… Шпикачка!

Впрочем, в одной семье кроху кличут Плюшкой только потому, что она учится ходить и все время плюхается на попу.

Девочек называют Ягодками или по цвету глаз - Черничка. Смородинка. А если малыш не в меру серьезный и делает потешно важный вид, мама и папа могут окрестить его Деловой Колбасой. Расплывающийся в улыбке младенчик похож на пельмешек…

Для детских прозвищ порой характерны намеренные сюсюканья и коверканья языка. Иногда получается забавно.

Любовь вдохновляет!

Как выяснилось, нередко деток хочется назвать по частям тела или действиям (Топотушка, Беззубик или Зубастик. Ушастик, Щекан или Щекастик, Лохматушка, Пузанчик). Иногда родители формируют прозвища и даже шутливые фамилии на основании звуков, которые детки издают: Нюня (ноет), Пищалкин, Фыркалкин, Хныклик, Скрипушкин.

Малыш и сам подсказывает, как его можно приласкать. Он агукает - и родители рады назвать его Агусь, Агуся, Асюсь, Гугушонок или Гугусенок. Хрюша, если похрюкивает, Кыха, если издает звук „кх», и так далее. Не выговаривает часть звуков, и вот Кирилл превратился из Кирки в Кильку! Братик не может правильно сказать „Стасик», получается „Касик», и вся семья охотно переходит на этот вариант.

Не являются прозвищами, но иногда прилипают как вторые имена прозвания детишек по чертам характера: Шкода, Шило (непоседа). Егоза, Жулик, Баловник, Хохотушка. Важных и надутых малышей нередко иронически кличут Директор, Шеф, Босс. Свои метафоры есть и тут. Например, Террорист или Шуршик, Бэтээрчик или Пружинка.

Встречаются и маленькие шедевры: Соковыжималкой зовут девочку, которая утомляет родителей своей неуемной энергией. А папа-программист называет сына, любящего попищать, Пикселем.

Чемпионат мира по футболу в ЮАР вдохновил многих отцов на то, чтобы именовать орущих детей Вувузела (африканская труба, в которую так громко дули болельщики).

Само собой вспоминается и фольклорное наследие. Деток могут назвать Бульбой или Барабулей, даже не вспоминая, что это слово означало изначально „картошка».

„Кулёма» в словаре В. И. Даля толкуется как неловкий человек. „Буська» по-белорусски - „поцелуй». Однако встречаются и весьма современные варианты прозвищ для детей, например Тамагочи. Иногда прозвище объясняют принадлежностью малыша к тому или иному знаку зодиака или рождением в какой-то год: Хрюша, Рыбка. Для разнообразия в некоторых семьях малышей называют на иностранный манер: Юлия - Джульетта, Александр - Искандер. Есть и пародийные варианты, например Полинезия - для маленькой Полины. Антонио Бандерас - для Антона.

Ласковыми в устах родителей становятся и привычные обзывалки, и знакомые с детства имена-дразнилки (тетя Мотя, Дуня, Фрося). Просто в своем ребенке умиляет все - и голая попка (получается Голопопик), и то, как малыш ест: присосавшиеся к маминой груди малыши получают метафорические забавные имена Пиявочка, Вампирчик, Насосик.

Если в вашей семье у малыша есть оригинальные прозвища, не полагайтесь на память и занесите упоминания о них в свой дневничок. Когда кроха подрастет, ему будет очень интересно узнать, как называли его в детстве самые любящие люди и почему!

Ваш ребёнок ушёл в садик или в школу Сашей или Машенькой, а вернулся Телепузиком, Очкариком или Жирафой... Вы придумывали для него имя с любовью и нежностью, а острые на язык сверстники прилепили кличку, желая подшутить, поддразнить или даже обидеть. Но не спешите сразу же разбираться, кто виноват, бежать за объяснениями к обидчикам, ссориться с их родителями. Задумайтесь, почему вашего ребёнка стали называть так-то или так-то? И вообще, о чём говорят клички наших детей? Вы удивитесь, но об очень многом! Дочитайте до конца - это очень интересно.

0 75355

Фотогалерея: О чём говорят клички наших детей?

Почему они обзываются?

Прозвища и «обзывания» - испытание на прочность, которое проходит почти любой ребёнок. Так сказать, дань социализации. Детский коллектив очень рано открывает для себя увлекательные игры «Я с тобой дружу / не дружу», «мы тебя принимаем /не принимаем». Прозвище может быть меткой для «чужого» либо знаком принятия для «своего».

Кличку или дразнилку дети могут придумать:

Чтобы привлечь внимание того, кого дразнят, либо окружающих. Ведь это так интересно - когда сверстник гоняется за тобой по всему классу! Порой дразнящий даже не понимает, что может обидеть и всерьёз разозлить человека.

В качестве защитной реакции. « Я маленький, да ещё и в очках. Драться не умею. Остаётся только обозвать обидчика посильнее, придумать ему смешное прозвище».

. Чтобы самоутвердиться за счёт неуверенного в себе сверстника, показать всем, «кто хозяин» в классе или в группе.

Чтобы отомстить за какую-то обиду, реальную или мнимую

В шутку, без всякого злого умысла.

Под влиянием популярного фильма, мультика.

Ишак и Масяня: откуда берутся клички.

Чаще всего кличка возникает на основе фамилии или имени. Так мальчик Костя становится Костылём, девочка Соловьёва - Соловьем. Такие клички могут быть нейтральными, а могут - и обидными. Девятилетний Миша очень переживал, когда путём несложных преобразований - Миша - Мишак - Ишак - получил прозвище. «Обидно быть Ишаком - тем, на ком ездят!»

Богатую почву для кличек даёт внешний вид ребёнка. Рост, сложение, мимика, необычные детали одежды - зоркий глаз сверстников подмечает всё. Высокий, крепкий мальчик запросто может стать Лосем, а маленький и худой - Рахитом.

Иногда прозвища даются за какие-то черты характера, привычки, увлечения. Пятиклассник Саша обожал легковушки «Мерседес», собирал фантики с их изображениями и всем хвастался, что когда вырастет, купит себе шестисотый «Мерс». Логично, что «Мерседесом» его и прозвали, причём этой кличкой он гордился.

А ещё кличка может стать частью ролевой игры, когда дети «играют» в понравившихся персонажей кино или мультфильмов. Винни Пух и Пятачок - это вообще детская классика. В своё время по школам прокатилась мода на героев «Секретных материалов» - появились бесчисленные Малдоры (или просто Фоксы). Скиннеры и Скалли. До сих пор, посмотрев диснеевские мультики, дети называют приятелей Чипом и Дейлом, Вжиком, Гаечкой, Скруджем. В последние годы в этот список добавились Масяня, Хрюндель. Целая компания Смешариков и другие герои мультфильмов.

Хорошо, если кличка нравится ребёнку или он относится к ней спокойно. Ну а если обижается, плачет, дерётся? Что делать родителям: разбираться с обидчиками, жаловаться учителю, переводить ребёнка в другую школу?

Иногда в младших классах, какую-нибудь девочку Свету все дразнят Светкой-салфеткой. И вдруг буквально за полгода она становится «Светланой-Красавицей». Что произошло? Да просто изменилось её внутреннее видение себя, а, следовательно, и внешний вид, ведь сильно зависит от самооценки, самоощущения. И старая кличка отпала, как шелуха.

«Кто обзывается, тот сам так называется!»

«Воспитывать уверенность в себе, устранять недостатки» - универсальные советы. И всё-таки, что делать «здесь и сейчас», когда ваше чадо пришло из садика или школы в слезах?

Психологи не рекомендуют «с места» мчаться разбираться с обидчиками. Во-первых, ваш ребёнок может в результате заработать у сверстников репутацию «ябеды». Во-вторых, ему ещё не раз пригодится в жизни умение справляться со своими трудностями самостоятельно. В-третьих, если ваше вмешательство не увенчается успехом, вы потеряете в глазах сына или дочери значительную часть своего авторитета. В-четвёртых, не исключено, что ваше дитя слишком эмоционально воспринимает достаточно безобидные дразнилки.

Итак, вариант «прийти в школу и всех напугать» оставим для крайних случаев, с которыми приходится сталкиваться не так уж часто. Это случаи организованной травли, систематических унижений, когда все объединяются против одного. Но даже и в таком случае, каким бы праведным гневом вы ни горели, для ребёнка будет полезнее просто перевод в другую школу. Что же касается обыкновенных кличек-дразнилок, любому ребёнку под силу научиться противостоять им.

Внутренняя реакция.

Объясните ребёнку: кличка - дело житейское, их не избегают и успешные люди. Знаменитую актрису, красавицу Анну Ковальчук, сыгравшую Маргариту, одноклассники называли «Лом» - за высокий рост. Актёр Владислав Галкин, главный «дальнобойщик» страны, в детстве был просто «Килькой». Писатель Александр Грин, автор «Алых парусов», в гимназии обижался на кличку Грин-Блин (его настоящая фамилия была Гриневский). Потом эта кличка стала его писательским псевдонимом. А известные политики? Они зачастую получают весьма ядовитые клички, из которых «Лужок» и «Жирик» ещё самые безобидные!

Приведите в пример известных людей, можете рассказать, как вас самих называли в детстве. Объясните, что кличка - это признак, что тебя заметили, что ты для сверстников - не пустое место. Попробуйте сами придумать смешные дразнилки для собственной фамилии или имени, посоревнуйтесь, кто придумает больше. Это поможет ребёнку перестать обижаться на обзывательства. А если он научится внутренне спокойно реагировать на них - половина проблемы уже решена!

Внешняя реакция.

Для малыша детсадовского возраста изменить своё отношение к дразнилкам может оказаться слишком сложной задачей. Ну что ж, тогда надо научить его хотя бы «правильно» отвечать и реагировать на них.

Психологи не рекомендуют отвечать на обзывательства «по нарастающей» - ещё более обидной кличкой. Подраться с обидчиком - тоже не лучший вариант: может быть, именно драку он и хотел спровоцировать. Проявляя злостью обиду, ребёнок поддаётся манипуляции, показывает свои слабые места, и дразнить его становится ещё интереснее для сверстников.

Объясните это ребёнку. «Когда ты обижаешься на клички, ты становишься как кукла, а те, кто дразнится, - как кукловоды. Они дергают за ниточки и управляют тобой, как хотят. А ты не давай им это делать».

Хороший выход - никак не реагировать и не отзываться на клички. Тогда дразнить ребёнка станет просто неинтересно, и обидчики отстанут. Придумайте и заучите с ребёнком стандартную фразу: «Ты кого звал? Меня? Меня зовут Саша. Если хочешь поговорить, зови меня по имени». Порепетируйте дома, чтобы ребёнок произносил эти слова спокойно, сдержанно и твердо.

Ещё один вариант - нестандартный ответ. В первом классе мальчик Дима получил кличку «Однозубый бык» - за щербатость и вспыльчивый характер. Когда его так называли, он всегда кидался в драку и подтверждал тем самым своё прозвище. Родители посоветовали ему в следующий раз ответить обидчику: «Ты всё сказал? Тогда отстань от меня». И ошарашенный одноклассник... отстал.

Детям помладше хорошо помогают рифмованные «отговорки» - короткие фразы, которые можно выкрикнуть в ответ на дразнилку:

Обзываешь на меня - переводишь на себя.

Кто обзывается, тот сам так называется!

Шёл крокодил - твоё слово проглотил. А моё оставил!

Они позволяют дать отпор обидчику, оставить за собой последнее слово - и в то же время «пригасить» конфликт.

Ещё один способ на интернет-форуме предложила мама со стажем:

«Я своего ребёнка ещё в средней группе научила, как отвечать. Там тоже все клички придумывали, а он обижался сильно. Мы стали играть в ассоциации, придумывать, с кем или с чем можно сравнить его обидчиков. Его обзывают, а он в ответ говорит: «Сам ты как зелёное яблоко - вечно кислый» или «Сам ты как лампочка, которая вечно сгорает». У нас это даже перешло в игру. И смешно получается и обстановка разряжается. Обзываться перестали».

Найти себя.

Родители, обратите внимание на то, какие прозвища ребёнок придумывает сам себе, какую кличку он любит. В собственном образе, «упакованном» в кличке, человек шифрует важные для себя качества, то, к чему он стремится. Прозвище действительно даёт определённый спектр качеств того объекта, с которым человек себя ассоциирует! Это называется «эффект социального ореола». Недаром индейцы, да и наши предки часто брали себе тотемное имя, связанное с каким-то животным. Медведь - значит должен быть сильным и здоровым, Росомаха - хитрым, ловким, гибким.

Кличка постоянно укрепляет и подпитывает те качества, которые в ней подчёркиваются. Если вашего называют Терминатор - есть смысл уточнить, из какого фильма, т.е. «добрый» или «злой». Если малыш сам себе придумал кличку «Бэтмен» - значит, хочет быть сильным, смелым и решительным, как любимый герой. И... она ему в чём-то поможет.

Есть универсальный рецепт - как практически наверняка избавить вашего сына или дочь от обидных прозвищ. Он прост: относитесь к вашему ребёнку с таким уровнем уважения, как к самому уважаемому взрослому из вашего окружения! Цените его качества в том виде, в каком они есть. Ребёнка, которого любят и уважают в семье, можно отличить с первого взгляда. Этот «ореол уважения», как нимб, окружает и защищает его, придаёт уверенность. Таких детей не задразнят. И даже если у них есть дефекты речи, внешние недостатки - обидные клички к ним просто не липнут.

Часто детки друг другу дают различные прозвища и клички. Они бывают обидными или нет. Есть даже такие детские прозвища, которыми гордятся. Но к сожалению, таких мало, больше тех, от которых хочется чуть ли не плакать. Для чего придумывают дети клички, когда есть у малыша имя, и как правильно сделать, чтобы он нормально относился к своему прозвищу, которое ему все же придумали ребятишки?

Психологи считают, что вмешиваться в ситуацию взрослые не должны, так как из-за этого могут появиться у малыша чувство неуверенности, может развиться слабохарактерность, робость, . А сам малыш, после , и вовсе может получить еще одну кличку.

Так как же ему тогда вести себя и как научить малыша не обижаться на дразнилки?

Нужно понимать, что когда дразнят, это не всегда стопроцентно говорит о плохом отношении окружающих детей к вашему ребенку. К примеру, в раннем детстве прозвище не несет негатив. Часто прозвища берут от имени, фамилии, особенностей внешности . (О этом, конечно, стоит задуматься, когда идешь регистрироваться ребенка в Загсе, как ему потом будет жить с каким-нибудь редким или новомодным именем, бывает, что имя и фамилия абсолютно не сочетаются, что тоже может в последствии являться поводом для придумывания прозвищ).


Если вы увидели, что ваш малыш активно не принимает свое «второе имя» , которое ему придумали ребятишки, и отзывается всегда с раздражением или злостью, обязательно поговорите с ним. Найдите причину, что его так сильно задевает. Довольно часто такая ситуация складывается тогда, когда в семье не все гладко, отец или мать склонны критиковать поведение малыша, надсмехаться, тогда он даже вполне себе безобидное прозвище от сверстников воспримет остро негативно.

Идеальный вариант реакции на прозвища

Конечно, идеальный вариант, когда ребенок воспринимает насмешки, прозвища легко и может сам посмеяться над собой. Это умение здорово бы ему пригодилось в дальнейшем по жизни.

Ведь прозвища - это относительно маленькая проблема, по сравнению с тем, что ему придется пережить или столкнуться в обществе. Родители просто обязаны научить своего ребенка адекватно воспринимать свою кличку без .

Разъясните ему, что если он будет все время дуться на своих сверстников, то обидчики будут постоянно его обзывать. А если малыш будет вести себя равнодушно, то у обидчиков пропадет интерес к вашему наследнику. Это случится, даже если он будет демонстрировать чисто внешнее спокойствие.

Но намного важнее будет его научить нормально воспринимать это в душе. Пусть ваш малыш знает, что некультурно и стыдно. И обзывающих ровесников можно игнорировать. Пусть не замечает, как его называют и не отзывается, пока не научатся ровесники звать его по имени.

Иногда прозвища указывает на какие-нибудь недостатки малыша и для родителей это уже тревожный сигнал. Они должны их в срочном порядке начать исправлять (если это то, что, хоть в принципе, можно исправить). Частенько этих недостатков в дитяти любящие родители и бабушки с дедушками просто не замечают, пока им не «тыкнуть носом» (избыточный вес, недостаток дикции, подпрыгивающая походка).

Возможно и такое: ребенок , имеет хорошее поведение и прилежание, просто ребятишки задирают вашего малыша, потому что они просто другого уровня , им вместе не интересно, тогда родителям нужно задуматься о переводе в другое школьное учреждение. Попав в коллектив, где ребятишки будут такими же, как и он (например, умными, развитыми, культурными), его не будут уже обижать и обзывать именно за хорошую учебу и стремление все познать, и малыш будет расти и развиваться в нормальной атмосфере.

Так ли безобидны детские прозвища и клички?

Школьная жизнь, напряженная и стремительная, является ареной столкновения самых разных интересов: между учениками, между учителями и детьми, между педагогами и родителями учеников, между самими учителями, между работниками и администрацией.

Учитель сталкивается со всевозможными типами конфликтов, чаще всего — с межличностными конфликтами между детьми. Конфликтная ситуация возникает, когда дети не умеют: находить мирного решения возникшей в общении проблемы; слушать и учитывать мнение другого; идти на компромисс; договариваться.

Разбирая ту или иную конфликтную ситуацию, часто слышишь: "Мы просто играли…", "Я просто так сказал…", "Я просто пошутил…". В этом слове "просто" заключается позиция детей по отношению к возможным конфликтам. Это взрослые знают, что порой из-за пустяшной ссоры может случиться драма или даже трагедия.

Дети же "просто" общаются: играют, ссорятся, мирятся, нападают, защищаются. Поэтому предупреждения старших кажутся им не заслуживающими внимания ("И вообще взрослые ничего не понимают"). Даже после очень серьезных столкновений дети, бывает, продолжают общаться как ни в чем не бывало, быстро забывая об обидах.

Но бывает и так, что, попав в трудную ситуацию в общении друг с другом и не найдя выхода из нее, ребенок совершает непоправимое. Тогда уже никто не в силах ничего изменить.

Очень часто классному руководителю приходится иметь дело с конфликтами, возникающими по причине, которая, на первый взгляд, кажется незначительной — из-за кличек и прозвищ. Позиция большинства людей по отношению к ней достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются достаточно сильным конфликтогеном.

Первые дни сентября. В кабинете, закрепленном за пятым классом, за партой плачет девочка, горько, безутешно. В ходе беседы выясняется, что мальчики-одноклассники дружно обзывают ее. Не помогли попытки отшутиться, отговориться, просьбы оставить ее в покое. На угрозу рассказать учителю обидчики отреагировали моментально: "Ябеда!".

Обида, отчаяние, злость, желание отомстить — вот неполный спектр чувств, захлестнувших девочку. Конфликтная ситуация налицо.

Беседую с мальчиками, придумавшими обидное прозвище. Оказывается, они пошутили, просто хотели подразнить (поиграть?). Им не понятно, что в их поступках обидного, ведь у них тоже есть прозвища, и они на них вовсе не обижаются. Какие? "Джин", "Костыль", "Пингвин"…

Нравятся прозвища? Ну, не так чтобы очень, но что делать… У всех есть прозвища, и с этим ничего не поделаешь. Похоже, прозвища и клички прочно вошли в речевой обиход моих новых воспитанников, и от этого возможны серьезные конфликты.

Опрос пятиклассников показал, что 39% от их общего числа имеют клички или прозвища, у 6% прозвище было в детстве, но теперь нет. У 15% детей прозвищ и кличек никогда не было, а еще 15% моих учеников просто не знают, есть ли у них прозвища. Но ни один не признался, что прозвище ему нравится. Кроме этого выяснилось, что обзываются не только мальчики, но и девочки.

В памяти всплывает случай. В параллельном классе произошел конфликт, в основе которого также оказались прозвища. Обиженная надоевшей кличкой девочка обратилась за помощью к старшему брату. Тот решил по-мужски разобраться с обидчиком.

За него, в свою очередь, заступились старшеклассники (мальчик был из другой деревни). Парни двух сел пошли друг на друга "стенка на стенку". Об оскорбленной девочке уже забыли, конфликт, как снежный ком, захватил огромное количество детей самых разных возрастов. Лишь вмешательство милиции положило конец противостоянию с непредсказуемым финалом.

Впрочем, почему непредсказуемым? Достаточно вспомнить, сколько молодых людей прошло через места лишения свободы за преступления, совершенные из вполне, казалось бы, справедливых побуждений.

Преувеличены ли возможные последствия обычной детской шалости? К сожалению, нет. За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Один приклеивает обидный ярлык своему товарищу, завидуя его успешности; другой самоутверждается за счет унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих; третий таким образом мстит за собственное унижение.

В любом случае учитель не должен оставаться равнодушным, если на его глазах происходит унижение, оскорбление личности ребенка. Еще страшнее, когда ребенок к этому унижению привыкает и воспринимает его как норму.

Помня о том, что конфликт легче предупредить, чем разрешить, каждый раз, принимая новый класс, провожу праздник "День рождения класса". Заранее советуюсь с социальным педагогом, встречаюсь с родителями, приглашаю учителей, которые будут вести основные предметы. Мы с детьми садимся в кружок, девочки и мальчики чередуются.

Провожу игру "Здравствуй, это я!" . В руках у меня большой яркий воздушный шар. Рассказываю о себе, о выпускниках, которыми я горжусь (не обязательно об отличниках и медалистах — о спортсменах, мастерах технического творчества, о талантливых детях вообще).

Передаю шарик соседу слева и, обращаясь только по имени, прошу его рассказать о себе то хорошее, о чем обязательно должны знать все: о достижениях, победах, увлечениях. При передаче шарика прошу произнести: "Оля, (Таня, Олег, Сережа), расскажи теперь о себе!"

Слежу за поведением (как принимают и передают шарик, как говорят, с каким выражением смотрят друг на друга, как реагируют на рассказ одноклассника по начальной школе, что считают нужным сообщить о себе). Обзывавшие девочку мальчики (и не только они) стесняются называть имя соседа, произносят его с трудом, как будто им что-то мешает.

Когда шарик возвращается, сделав круг, делаю вывод: "Какие замечательные ребята собрались в нашем классе! А хорошо ли мы познакомились? Давайте проверим". Передаю шарик соседу справа и рассказываю о нем. Добавляю: "Саша, (Марина, Валера), мне очень хочется подружиться с тобой, ты интересный мальчик (интересная девочка). Мне нравится твое увлечение футболом (вышиванием).

Вторая игра — "Узнай по голосу" . Дети обращаются к ведущему по имени, а тот должен узнать ребенка по голосу. Заканчиваем игру рефлексией. Беру в руки букет цветов и, оставив один цветок себе, произношу: "Ангелина, (Ваня…), я поздравляю тебя с Днем рождения класса и дарю тебе этот букет. Пусть этот год принесет тебе много радости и новых побед. Я хочу, чтобы в нашей школе ты нашла (нашел) много хороших друзей, чтобы здесь сбылись все твои самые заветные мечты. А один цветок из букета я оставляю себе на память о сегодняшнем дне".

Букет, постепенно уменьшаясь, передается по кругу. Когда он возвращается ко мне, я поздравляю всех с праздником "Днем рождения класса" и приглашаю к столу, который мы накрываем все вместе: дети, родители, мои коллеги.

Все необходимое для этого помогают приготовить родители. Приношу свое фирменное блюдо — "Пирог дружбы" (с расчетом, чтобы хватило всем). Обязательное условие — все должны обращаться друг к другу только по имени. В такой ситуации оно выполняется очень легко.

Несмотря на кажущуюся простоту, мероприятие очень ответственное и важное, потому что во время его проведения рождается не только новый класс — рождается коллектив единомышленников: детей, учителей и родителей.

Дети должны стать сплоченным коллективом, способным самостоятельно решать свои проблемы. Учителя будут сопровождать их, помогая реализовать интеллектуальный и творческий потенциал. Родители призваны заботиться о детях, создавать условия для их роста и развития. Координировать и направлять действия всех участников образовательного и воспитательного процесса будет классный руководитель.

Не ушли ли мы далеко от проблемы школьных конфликтов? Думаю, нет. Лучше создавать условия психологического комфорта, чем потом разбирать конфликты в самых разных формах его проявления: неприязненных отношениях, ссорах, столкновениях и драках.

Конечно, неверно было бы думать, что одного мероприятия достаточно, чтобы дети навсегда расстались с кличками и прозвищами. К сожалению, это явление в детском сознании и поведении закрепляется достаточно прочно. Причиной тому сила ассоциативного мышления детей, низкий уровень воспитанности, речевое бескультурье. И одним мероприятием, одним махом победить этот недуг невозможно.

Мне как классному руководителю пришлось неоднократно проводить индивидуальные беседы и объяснять, что обзывать одноклассников нехорошо, это недостойно воспитанного человека. Пришлось говорить и с родителями. В ряде случаев именно из семьи ребенок перенимает грубый стиль общения и воспринимает его как норму.

Бывает, что и сами учителя провоцируют появление кличек и прозвищ. Неверно произнесенные фамилия или имя — класс тут же реагирует смехом, а острословы выдают свой вариант услышанного. Важно, чтобы поведение и речь учителя были для детей примером высокой культуры. Только тогда все сказанное им будет воспринято с должным вниманием и пониманием.

Однако и полагаться лишь на методы убеждения и внушения в современной школе недостаточно. Необходимо, чтобы речевые нормы закреплялись на практике, в ежедневном процессе общения. Учитель должен быть непреклонен в требовании уважительного отношения детей друг к другу и не оставлять без внимания случаи нарушения общепринятых норм.

Клички и прозвища могут не только не исчезнуть, но и появиться как способ мести обидчику — обзывающему. Если не уделить этому явлению должного внимания, конфликтная ситуация может развиться до серьезного противостояния с непредсказуемыми последствиями.

Как помочь ребенку защититься от обидных прозвищ, если круг обидчиков недосягаем для педагога, как привить ему необходимые навыки самозащиты от оскорбительных кличек? Здесь нужно найти индивидуальный инструментарий, который поможет конкретному ребенку в конкретной ситуации.

Учитель обязан обсудить с пострадавшим ситуацию, выяснить, откуда "растут ноги" прозвища, действительно ли на него надо обижаться и как правильно отреагировать на обидное прозвище. В нашем случае, когда среди имеющих прозвище оказалась большая часть пятиклассников, пришлось провести мастерскую формирования нравственной позиции "Как избавиться от прозвищ и кличек?".

Мастерская является наиболее продуктивным жанром современного классного часа, потому что позволяет максимально вовлечь детей в процесс формирования положительной нравственно-этической модели поведения. Композиционно мастерская состоит из четко определенных элементов, что позволяет оптимально эффективно использовать время занятия. Работа мастерской предполагает восемь этапов.

— Индуктор. Первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся.

— Создание творческого продукта, общего мнения, выведенного в процессе обсуждения.

— Социализация — предъявление созданного продукта всем участникам, выступление от имени группы.

— Промежуточная рефлексия и самокоррекция.

— Новая информация и ее обработка.

— Корректировка мнения или создание нового варианта версии, гипотез.

— Социализация — выступление от имени группы или с собственной позицией.

—Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

После объявления темы детям предлагается поиграть в ассоциации. По очереди они рассказывают друг про друга: с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Важно, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли оцениваемого. Затем обсуждаем, почему возникла та или иная ассоциация.

Сравнивание помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. Обязательно необходимо следить за реакцией детей и не допускать дополнительных психологических травм. Если ребенок обижается на приводимые сравнения, следует напомнить, что это игра и все здесь "понарошку".

На втором этапе дети делятся на группы и обсуждают, нужны ли прозвища и клички. Далее от имени своей группы выступает один участник игры и аргументирует позицию всей группы.

Затем выступает учитель или социальный педагог. Необходимо показать детям такие пути выхода из неудобной ситуации, чтобы она не переросла в конфликт. Способы разрешения могут быть разными. Все ситуации обсуждаются, проверяются реакцией детей. Им предоставляется право выразить свое мнение, рассказать, бывали ли в их жизненной практике такие случаи и какие из приемов им помогли.

С родителями тоже необходимо проводить соответствующую работу. Они также должны быть вооружены знаниями о путях разрешения конфликта, основанного на обзывании. Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные клички и прозвища.

Кстати, родители могут дома ребенку рассказать о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников— он будет готов к этому.

Даже в среде опытных педагогов бытует мнение, что полностью избавиться от прозвищ и кличек невозможно. На самом деле это не так. В принципе это вопрос общей культуры, и работать над ней классному руководителю приходится постоянно.

Важно иметь в виду, что избавиться от риска возникновения конфликтной ситуации, в основе которой лежит обидное прозвище или кличка, можно только в том случае, если воспитатель выступает в лице классного руководителя, учителей, родителей и самих учеников.

Воспитательный процесс лучше всего построить на сочетании информационных и деятельностных форм и приемов, используя такие современные жанры интерактивного общения, как мастерская построения нравственных ценностей и тренинговые занятия, примеры которых приведены выше.

Полагаю, что с помощью учителя конфликт так или иначе все равно разрешится, но задача состоит в том, чтобы самих учеников вооружить необходимыми знаниями о способах построения неконфликтных отношений с окружающими, о путях разрешения конфликта и помочь приобрести в этом направлении практические навыки.

Относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: