О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей. Роль учителя в обучении и воспитании Роль учителя в обучении и воспитании

«Расцвет индивидуальности возможен не в уединении, не в обособлении, а лишь в условиях содержательной, разносторонней жизни детского коллектива, имеющей духовную направленность и в то же время выражающей побуждения школьников, их желания и стремления. Индивидуальное - есть форма существования общего»

Л.В. Занков

Роль педагога в формировании личности школьника

Часть 1. Роль ценностных ориентаций в развитии личности

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является школа и внешкольные учреждения.

Изменения, происходящие в политической, экономической и культурной жизни нашей страны требуют внести коррективы в понимание и назначение воспитания в современном образовательном учреждении. Нельзя воспитывать ребёнка, не обучая, и обучать, не воспитывая. Тем более что образование и воспитание непрерывно дополняют друг друга.

Новые ФГОС закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Термин «метапредметные результаты» был введен как раз для того, чтобы задать новый вектор - современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно . Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования . Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Поэтому деятельность образовательного учреждения следует рассматривать не как изолированный, самостоятельный вид деятельности обучающихся, а как компонент любой педагогической деятельности: учебно-познавательной, физкультурно-оздоровительной, технически-творческой, культурной, развлекательно-игровой, - что определяет результативность деятельности как педагога, так и общеобразовательного учреждения в целом.

Исследования педагогов, психологов, социологов, проводившиеся на протяжении последних лет, свидетельствуют о том, что у школьников не всегда сформированы представления о Добре и Зле, Справедливости, Морали, о патриотических чувствах, об уникальности человеческой жизни. Школьникам трудно разобраться в истинных ценностях и глубоко осмыслить их содержание без педагогического участия .

Теоретический анализ ценностных ориентаций

Что же такое ценностные ориентации?

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Наиболее популярная в современной научной среде трактовка психологической культуры личности предлагается в рамках гуманистического направления. А. Маслоу был первым из числа учёных, объявившим потребности ведущими мотивами социальных действий Он считал, что когда наши физические потребности удовлетворены, то на первый план выступают вопросы личной безопасности.

По их разрешению мы стремимся удовлетворить чувства собственного достоинства и достичь успеха в организации психологически комфортного коммуникативного пространства. Следующий шаг – самоуважение и самореализация, развитие собственного личностного потенциала. Центральной категорией в учении А.Маслоу выступает «Я». Только последовательный самоанализ и самоидентификация могут привести индивида к осознанию личностно-значимых целей и ценностей существования - самореализации.

Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)

Факторы, определяющие развитие личности

Личность окружена множеством природных и общественных условий. Эти условия могут быть благоприятны для личности, но бывают и враждебны к ней. В период формирования личности у каждого человека есть своя микрокультурная среда, границы которой в большей степени совпадают с границами его учебного труда. Микрокультурная среда включает систему элементов, находящихся в тесном взаимодействии. Насколько система общественных ценностей утвердилась в систему функционирования конкретного учебного заведения, присутствует ли она реально в поведении педагогов, настолько в характере осуществляемой деятельности определится сформированность системы ценностей у школьников. Важно, чтобы учащийся ощущал сущность, характер той образовательной среды, в которой находится, и мог для себя определить факт соответствия декларируемых педагогами ценностей и реально демонстрируемых. От этого зависит направленность и эффективность образовательного процесса.

Часть 2. Характеристика ценностных ориентаций

Определим основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива по решению поставленных перед ним задач по обеспечению качества образования.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. В данной работе основополагающими будут следующие ценностные ориентации: познание, личность (в двух ее ипостасях - «Я-ценность» и «Другой-ценность»), ответственность и общественно-полезная деятельность.

2.1. Познание как ценность

Любое образовательное учреждение имеет своей целью прежде всего обучать и образовывать подрастающее поколение страны. Принимая во внимание целевое назначение образовательных учреждений, будет логичным сделать вывод о необходимости считать одной из ведущих ценностей общества, образования и личности – познание . Познание следует воспринимать как базовую потребность человека, как процесс, ведущий к постижению другой жизненной ценности - знания. Образование есть результат сложного взаимодействия личности, социума и культуры, воплощенный в определенном уровне усвоенных систематизированных знаний, умений, навыков, в определенном уровне культуры и образованности.

Необходимо, чтобы у учащихся была возможность успешно действовать в образовательной среде, что создаст в познавательном процессе устойчивый положительный эмоциональный фон, укрепит внутреннюю мотивацию обучения и желание образовывать себя.

При этом необходимо знать, создаются ли педагогические условия, при которых ученик чувствует себя первооткрывателем какого-либо знания, обнаруживает ли он новое и неизвестное в знакомой ему информации, испытывает ли он радость от получения интересной и важной для него информации, вовлекается ли он в исследование и эксперимент? Кроме того, учащийся должен быть вовлечен в эмоциональные переживания, возникающие в процессе познания (например, эмоции красоты, гармонии, величия природных явлений; эмоции удивления по поводу многообразия и уникальности явлений окружающего мира), должен быть участником познавательного поиска, исследования, создателем каких-либо вещей, творческих произведений.

2.2. Личность как ценность

Ведущей ценностью современного образования является гуманизация,

предполагающая принятие в качестве главной в педагогической деятельности и образовательной среде такой ценности, как личность, которая объединяет в себе равенство двух содержательных позиций - «Я-ценность» и «Другой-ценность», и проявляется в двух взаимосвязанных планах - в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.

«Я-ценность» . Если человек осознает себя как ценность, то «он проявляет больше способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой», поскольку каждый индивид обладает обширными внутренними ресурсами самосознания, саморегулирующего поведения, изменения себя. Развитие у школьников ценностного отношения к себе как к личности ориентирует их на самоактуализацию - самовыражение, активизацию всех возможностей собственного организма, самостоятельность, личностный рост. Представляется очень важным стимулировать потребности учащихся в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации, самосовершенствовании.

Наличие у школьника позиции «Я-ценность» обеспечивает его поведение как субъекта деятельности. В этом заключается ещё одно важное объяснение тому, почему следует признать личную ценность как необходимую для формирования ее у всех учащихся. Объективной основой этому служит базовая социальная потребность ребенка быть личностью, быть социально значимым.

Отношение к себе как к безусловной ценности - это тот психологический фундамент, на котором выстраивается в процессе социализации вся структура личностного достоинства. Отношение к себе мотивирует социальное поведение. Одной из основных педагогических задач является создание в образовательном учреждении таких условий, когда обеспечивается потребность каждого ребенка в формировании чувства достоинства, базирующегося на развитии собственной индивидуальности и осознании ценности своей личности.

«Другой - ценность». Только ценностное отношение к себе может обеспечить и ценностное восприятие другого человека как личности.

Воспринимая другого человека как ценность, человек обычно апеллирует к его положительным качествам, достоинствам, что выражается в дружелюбии, доброжелательности, в стремлении устанавливать контакты с членами своей микросреды и находить компромиссы в возникающих конфликтах, сохранять установившиеся межличностные отношения. Ценностное отношение к другому предполагает интерес к содержательной стороне его личности, уважение и доверие, расположенность к новым контактам, умение ценить способности и достоинства другого, богатство его личности, как собственной.

Признание ценности другого человека проявляется как социальная ориентация на его точку зрения, эмоциональное состояние, поступки. Постепенно возникает стремление оказывать влияние на окружающих, помогать им, передавать свои знания и опыт другому человеку. При возникновении у человека чувства значимости для него другого человека, на основе сопереживания, рождается сочувствие и понимание, осознается необходимость и появляется возможность соотносить собственное поведение с побуждениями и поведением других людей. Так во взаимоотношениях с другими людьми открываются и осваиваются смысл человеческого взаимодействия, нравственные нормы, способы оценивания.

Именно в этом направлении следует решать вопрос организации образовательной среды. Познавать себя ученик может лишь в тех поступках, при совершении которых преодолеваются какие-либо препятствия и разрешаются внутренние противоречия. Образовательная среда должна стать для учащихся школой действий и поступков, пространством социального взаимодействия. Именно при совершении тех или иных действий и поступков усваиваются знания, формируются личностные качества и развиваются способности.

2.3. Общественно-полезная деятельность как ценность

Проявить социальную активность, социальную позицию учащийся, как и любой другой человек, может в общественно-полезной деятельности.

В рамках этой деятельности школьники овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Ребёнку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Необходимо помочь ему в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.

Ценностная ориентация на общественно-полезную деятельность имеет особое значение в связи с формированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собственные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным.

Формирование у школьников ценности общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готовности к социальной активности как форме проявления личностной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к социальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно значимым субъектом.

2.4. Ответственность как ценность

Необходимость рассматривать ответственность как обязатель ную для учащихся ценность определяется, прежде всего, тем, что существует прямая связь между осознанием личностью ответствен ности и ее реальным поведением. Основная функция ответствен ности как социальной категории состоит в активизации соци ального поведения человека, поскольку его вступление в сферу разнообразных отношений требует от него активного проявления ответственности на основе понимания общественной важности и смысла своей деятельности.

Представляется важным, что ответственность как качество лич ности фокусирует в себе ее субъективные положительные отно шения к людям, к обществу, к труду, к себе. Ответственность позволяет человеку ориентироваться в неоднозначных и разно образных ситуациях социального взаимодействия и строить оп тимальную стратегию собственного поведения.

Возможно рассмотрение двух форм ответственности школьни ков: внутренне-ответственное и внешне-ответственное поведение . Например, внутренне-ответственное поведение становится возможным лишь в том случае, если в условиях соответствующей образовательной среды организуется такая общая деятель ность, которая обретает ценность для всех и воплощается за счет участия каждого в общем деле, то есть приобретает характер со вместной деятельности.

Можно рассматривать два типа ответственности школьников. Ответственность первого типа наблюдается у личности в том случае, если человек при нимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя это своим поведением, характером, способ ностями. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек приписывает ответственность за все происходящее с ним либо другим людям, либо внешним обстоятельствам и ситуаци ям, различного рода случайностям.

Ответственность первого типа тесным образом взаимосвязана с социальной зрелостью и социаль ным поведением. Это и делает формирование ответственности как ценности у обучающихся важным фактором педагогической деятельности.

Негативным следствием отсутствия названной ценности у школьни ков является социальный инфантилизм, который выражает ся, прежде всего, в нежелании нести ответственность за свою деятельность, способ жизни, выражается в дегра дации личностно-смыслового уровня поведения.

Формирование ценностной ориентации на ответственность оказывается успешным не только тогда, когда у школьников по является определенное знание об этом , но и тогда, когда удается создать для ребят ситуации эмоциональ ного переживания от порученного ему задания, от осознания важности и необходимости своей деятельности не только для себя, но и для других людей: взрослых и сверстников. Это может быть усвоено ребенком благодаря активному включению его в слож ную сеть разнообразных отношений, в систему коллективной зависимости в какой-либо совместной деятельности.

Важно постоянно поощрять самостоятельность учащихся разных возрастов, поддерживать их инициативу. Серьезные педагогические усилия необходимо направлять на переориента цию учащихся с внешнего на внутренний контроль.

Часть 3. Формирование ценностных ориентаций в общеобразовательных учреждениях

В современном образовательном процессе ценностные ориентации являются объектом деятельности учителя и учащихся. Образование - это фундаментальная основа создания у учащихся реальных представлений о ценностях человека в различных жизненных сферах. Использование педагогических технологий, принципов, методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностей способствует совершенствованию системы образования.

В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентаций педагогической целью следует считать прежде всего донесение названных ценностных ориентиров до сознания учащихся, сделать их предметом помыслов школьников.

Организация качественного процесса обучения предполагает:

    подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;

    свободное ориентирование в многообразных информационных потоках, компьютерную и правовую грамотность;

    формирование гражданской позиции, умение противостоять негативным явлениям в общественной жизни, приоритет здорового образа жизни;

    готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики страны;

    непрерывное обновление знаний и профессиональных умений в течение всей жизни.

Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно с детства формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.

Педагог должен последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

Использование этих принципов способствует формированию ценностного отношения к человеческой жизни, любви, саморазвитию, формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей.

В учреждениях образования велика потребность в педагогах, деятельность которых направлена на реализацию общечеловеческой сущности образования и воспитания, способствуя:

    укреплению связей и отношений между людьми через организацию их взаимодействия в событийных общностях;

    становлению и развитию неповторимой индивидуальности каждого участника путем создания условий для его самообразования и самореализации;

    обеспечению преемственности между поколениями через воспроизводство лучших образцов человеческой культуры и организацию присвоения их учащимся;

    прорыву в будущее через создание образовательной среды, инициирующей поиск новых способов мышления и деятельности.

Деятельность педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся

Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

    личностное влияние педагога;

    ценностный диалог;

    погружение в ценностную среду;

    специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;

    создание ситуаций ценностного выбора.

Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам.

Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.

Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Все вышеперечисленное поможет ребятам правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора в урочной и внеурочной деятельности. Природа урока потенциально таит в себе возможность каждого участника играть роль носителя образа отношения. Если педагог занимает истинную гуманистическую позицию и относится к каждому учащемуся уважительно, как к Человеку, считая его ценностью, инициируя по отношению к себе такое же уважительное отношение со стороны учащихся, то рождается на уроке удивительный феномен взаимного эмоционального заражения, так как каждый учащийся становится источником новых эмоциональных переживаний.

Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.

Изучив теоретическую и практическую сторону данной проблемы, можно сделать следующие выводы:

    система урочной и воспитательной деятельности в большей степени должна уделять внимание вопросам формирования ценностных ориентаций личности.

    в основе образования должен осуществляться гуманистический подход;

    результатом работы с учащимися должно стать формирование у них взаимодействия между потребностями и ценностями личности:

    стремление к уважению, признанию, компетентности;

    стремление к справедливости, гармонии;

    стремление к самореализации;

    потребности, способности, ценности личности должны развиваться, совершенствоваться через духовную культуру учащихся:

    • познание мира сквозь призму потребностей личности «мир в человеческих измерениях»,

      познание себя через других людей и других через себя,

      преимущественное обращение к общечеловеческим ценностям, использование в качестве источника знаний о человеке всех слоёв культуры, а не только основ отдельных наук,

      представление о человеке как о целостной системе, формирующейся в процессе усвоения опыта предшествующих поколений.

Таким образом, образовательный процесс в учреждении образования должен представлять собой процесс разработки ценностного направления системы образования.

«Воспитание для человека оканчивается, т.е. достигает своей цели, когда он созрел настолько, что чувствует в себе желание и силу продолжить всю остальную жизнь своё самообразование, когда он понимает, каким образом он может и должен образовывать самого себя всё более и более». (А. Дистервег).

В приложении к данному выступлению даны анкеты, которые помогут провести анализ уровня сформированности ценностных ориентаций школьников и определить приоритетные направления деятельности как педагогов, так и всего учреждения образования.

Литература

    Авраменко А.И., Пекарский Ф.В. и др. Человек. Общество. Государство.–Минск, 2003.–351 стр.

    Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования.–Москва, 1979.–158стр.

    Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.

    Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007. – 176 стр.

    Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005. – 220 стр.

    Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в совре менном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001. – 256 стр.

    Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. –Минск, 1996. – 399стр.

    Зубра А.С. Формирование культуры личности. – Минск. 2004. – 206 стр.

    Кабуш В.Т. Воспитание в общеобразовательном учреждении: структура и содержание.// Праблемы выхавання. 2009, №4.

    Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4.

    Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998, №3.

    Подольская Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально – философского исследования: Диссертация канд.филос.наук. – Москва, 1984. – 175стр.

    Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая пси хология. СПб., 1999.

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Электронный ресурс) / Режим доступа: httр://stаndаrt.еdu.ru/

    Худенко Л.А. Формирование культуры личности – одна из основных целей современного общего образования.//Русский язык и литература. 2008, №3.

Приложение 1

Дорогой друг!

Шкала «Познание как ценность»

А.

Я думаю, что выражение «век живи - век учись» неверно.

Б.

Выражение «век живи - век учись» я считаю правильным.

А.

Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе,
доставляет мне удовольствие.

Б.

Лишь немногие из учебных занятий в школе по-настоящему меня радуют.

А.

Усилия, которых требует процесс познания, слишком ве лики.

Б.

Усилия, которых требует процесс познания, стоят того,

ибо доставляют удовольствие и приносят пользу.

А.

Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании.

Б.

Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни.

А.

Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение.

Б.

Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

А.

Мне кажется, что каждый человек должен иметь пред ставление об основных законах природы и общества.

Б.

Мне кажется, что без знания основных законов бытия мно гие люди вполне могут обойтись.

А.

На уроках мне чаще всего бывает скучно.

Б.

На уроках мне никогда не бывает скучно.

А.

Я очень увлечен учебой в школе.

Б.

Я не могу сказать, что очень увлечен учебой в школе.

А.

Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все получается

Б.

Мне не нравится учиться в школе.

А.

Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по своему выбору.

Б.

Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной уважитель ной причине мне приходится пропускать занятия в школе.

Приложение 2

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Я - ценность»

А.

Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.

Б.

Я определенно себе нравлюсь.

А.

Я чувствую себя неловко, когда мне говорят комплименты.

Б.

Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты.

А.

Я верю в себя тогда, когда чувствую, что способен спра виться с проблемами, возникающими передо мной.

Б.

Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами.

А.

Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

Б.

Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени за висит от моих достижений.

А.

Иногда я стыжусь проявлять свои чувства.

Б.

Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства.

А.

Я всегда уверен в себе.

Б.

Не могу сказать, что я всегда уверен в себе.

А.

Самоанализ всегда необходим для человека.

Б.

Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

А.

Мне всегда удается руководствоваться в жизни собствен ными чувствами и желаниями.

Б.

Мне не часто удается руководствоваться в жизни собствен ными чувствами и желаниями.

А.

Иногда мне трудно быть искренним, даже тогда, когда мне этого хочется.

Б.

Мне всегда удается быть искренним.

А.

Мне кажется, что у меня есть немало позитивных качеств.

Б.

Мне кажется, что мне нечем гордиться.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 3

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Другой - ценность»

А.

Я думаю, что большинству людей можно доверять.

Б.

Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует.

А.

Люди редко раздражают меня.

Б.

Люди часто раздражают меня.

А.

Большинство людей стремится выбирать легкий путь.

Б.

Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути.

А.

Зависть свойственна только неудачникам, которые счита ют, что судьба к ним несправедлива.

Б.

Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

А.

О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, доб рый он или злой.

Б.

Обычно оценить человека очень легко.

А.

По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

Б.

Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недо статки.

А.

Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

Б.

Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не пони мают окружающих.

А.

Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

Б.

Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным, в том, что оно взаимно.

А.

Мне нравится большинство людей, которых я знаю.

Б.

Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится.

А.

В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника.

Б.

В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 4

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Общественно полезная деятельность»

А.

Главное в жизни - нравиться людям.

Б.

Главное в жизни - приносить пользу людям.

А.

Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим.

Б.

Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему ин тересно.

А.

Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

Б.

Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной оценки того, что я для них делаю.

А.

Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием.

Б.

Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел.

А.

Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах.

Б.

Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел.

А.

Я всегда чувствую активность, сильное стремление к дея тельности, присутствие значительного запаса энергии.

Б.

Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут по вредить человеку.

А.

Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздра жают.

Б.

Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди.

А.

Низко оплачиваемая работа не может приносить удовлет ворения.

Б.

Интересное, творческое содержание работы - само по себе награда.

А.

Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

Б.

Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

А.

Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружа ющих что-нибудь значительное, и переживаю, если это не уда ется.

Б.

Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 5

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Ответственность как ценность»

1

А.

У меня часто возникает потребность найти обоснование
тем своим действиям, которые я совершаю по собственному же
ланию.

Б.

У меня никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.

2

А.

Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю.

Б.

Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое- то дело не очень добросовестно.

3.

А.

Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом.

Б.

Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

4

А.

Осуществление моих планов в будущем лишь в незначи тельной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

Б.

Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

5

А.

Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удает ся выполнить какие-либо обещания, данные другим людям.

Б.

Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по не зависящим от меня причинам.

6

А.

Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей.

Б.

Думаю, что я должен сам нести ответственность за собственные неудачи в школе.

7

А.

Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют.

Б.

Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует.

8

А.

Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отно шусь ответственно.

Б.

Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответ ственно.

9

А.

Могу сказать, что у меня есть чувство долга.

Б.

Не могу сказать, что я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

10

А.

Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни

Б.

Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

Благодарим за участие в анкетировании!

Мария Монтессори видела роль учителя не в обучении, а в руководстве деятельностью, поэтому она предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

Педагог, работающий по системе Монтессори , не учит ребенка, а только наблюдает за ним, ненавязчиво руководя его действиями, то есть он вмешивается только в крайнем случае, если у малыша совсем ничего не получается. Для начала он; показывает, как правильно пользоваться всеми предметами, а потом малышу предоставляется самостоятельность.

Учитель всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не зада-вали. «Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей», — говорила Мария Монтессори. В этом и состоит отличие: обычно вы, мамы-папы, очень торопитесь, вам легче самим завя-зать шнурки, застегнуть ребенку рубашечку, чем ждать, пока ребенок сам сообразит, как это делать. Но это убивает самостоятельность малыша. А ведь дети в раннем возрасте так стремятся подражать взрослым. Главный девиз методики Монтессори: «Ты уже достаточно взрослый и можешь сделать это сам!», а не «Ты еще маленький, подрасти, и у тебя все получится». Система рассчитана на то, что кроха учится сам в процессе деятельности.

В силу этого роль учителя в педагогике Монтессори сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним.

➠ Такой учитель — и это вы сразу заметите — не претендует на центральную роль, как это принято. Его участие не так активно и заметно на первый взгляд, но отнюдь не менее важно. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Задача учителя в том, чтобы подготовить среду, способствующую саморазвитию маленького человека, помочь ему организовать свою деятельность, направляя его грамотно и ненавязчиво, дать свободу экспериментировать с этой средой. Взаимоотношения в классе строятся по принципу «учитель для ученика».

Учитель должен быть компетентным во всех областях знаний — математике и родном языке (желательно знать один или два иностранных языка), в естественных науках, играть на каком-либо музыкальном инструменте, уметь петь и красиво двигаться, быть талантливым артистом и уметь придумывать интересные познавательные игры, страстно любить природу и уметь мастерить. Поэтому, помимо основного базового высшего педагогического образования, учитель должен закончить Монтессори-курс.

Еще учитель терпелив, ровен, не скуп на похвалу, подает малышу личный пример. Он должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Должен уметь прояв-лять гибкость и быть в состоянии найти новые способы для оказания помощи ребенку.

Несмотря на то что метод Монтессори имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей и каждый класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным. Вам, родителям, надо встречаться с учителем и, если это возможно, заранее знакомиться с методами работы учителя в классе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании педагогики Монтессори.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Роль учителя в формировании личности учащегося

Тюльменкова Анастасия Александровна - учитель математики, экономики Георгиевской cредней общеобразовательной школы Канского района Красноярского края. (c.Георгиевка, Красноярский край)

Аннотация: В данной статье пойдет речь о деятельности учителя, как педагог должен организовать свою деятельность, для того чтобы ученик не просто учился, а творчески подходил к решению не только проблем, касающихся школы, но и жизни.

Ключевые слова: Роль учителя, личность учащегося.

Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам.

Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание.

Через мастерство учителя лежит путь к ученику. То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые подходы. Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, желательно понять: кто он, ученик? Учитель должен обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.

В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, на указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают зачастую лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем. Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать – вот тогда возможно завладеть его вниманием. Эти качества должны быть в любом уроке, но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок – игру. Это одна из форм обучения и педагогического общения на уроке.

В своей работе учитель должен сочетать классические и нестандартные уроки. В наше время путь к ученику можно проложить через совместные уроки математики, информатики и др. Эти уроки очень продуктивны и учитель имеет возможность во время него подробно и наглядно объяснить материал, предложить исследовательские задачи, где учащимся предоставляется возможность творчески подходить к выполнению их решения. Такие уроки полезны и интересны для современных учащихся.

При организации совместных внеклассных мероприятий следует отметить развитие интереса к предмету через удивление, восторг, общение детей, наблюдение за тем, как и что, делают другие.

Процесс развития науки, техники, экономики, ее математической составляющей, предъявляет все более высокие требования к преподаванию данной дисциплины, разъяснению ее роли в применении. Математические методы играют огромное значение в развитии прикладных задач и производственной деятельности человека. Само содержание школьного курса математики отражает на доступном уровне для учащихся достижения современной науки, позволяет показать борьбу идей и мировоззрений. Роль математики в познании мира, ее место в системе наук и практической деятельности человека огромно. Для практического применения математики необходимы глубокие знания и учителя, и ученика.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий. Важно оборудование рабочих мест учащихся, а также и организация внеклассной работы по предмету.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Детям нужно открывать яркие панорамы цветущего и многокрасочного мира, не отгораживая его забором из схем и правил, выведенных к тому же из абстракций.

Каждый учитель в процессе работы не должен забывать о специфике предмета, его абстрактности, должен вести постоянную работу по привитию учащимся интереса на уроках и внеклассных занятиях.

Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и тщательной подготовки учителя. Каждый учитель, организуя систематическую классную и внеклассную работу учащихся, может обеспечить общественно – полезную направленность ее содержания, многообразие форм работы, вовлечение в творческую деятельность большого числа учащихся. Желательно строить взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.

Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности, и роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.

Например, учитель, обучая ученика математике, пользуется одним из важнейших средств – решением задач. Но это не совсем верно методически. Ведь, если решение задач – это цель, то учителю надо добиваться, чтобы учащиеся быстро и безошибочно решали задачи. Главное, чтобы при решении задач ученик получил пользу от этой задачи, то есть подвинулся еще дальше по длинной лестнице овладения математикой. Главная цель в процессе решения задачи, а не в ответе. Ученик, решая задачу, приобретает новые знания и навыки, развивает в себе упорство и настойчивость в овладении математикой. Учитель должен предоставить ученику самостоятельность, а не подсказывать ему каждый шаг.

Ошибки, допущенные учеником, дают учителю нужную информацию о знаниях, умениях и навыках. Следует отметить, что ошибки учеников чаще всего не индивидуальны: то, чего не понял один ученик, но все это показали. Учитель должен не просто исправить ошибку, но и вместе с учеником отработать материал так, чтобы эта ошибка больше не повторилась. А что касается умений, то полезно помнить, что они вырабатываются практикой решения целесообразно подобранных задач с разъяснениями учителя по математике.

Путь учителя к ученику будет ближе, короче, если ученик станет понимать учителя. Учитель из урока в урок должен решать проблемы развития речи учащихся. И, прежде всего, эту проблему учитель должен решить для самого себя, в области своей работы в классе.

Каждый учитель понимает, чувствует, насколько трудной является задача руководить классом так, чтобы ученики занимались на уроке своим основным делом – учились. Учителю хочется, чтобы никто не мешал осуществлению его законного права – учить с удовольствием. Такое поведение учащихся находится за линией приятия и является проблемой учителя. Учителю необходимо что – то предпринять для своего же блага. Способы взаимодействия с учащимися в случае, когда проблема принадлежит учителю, конечно, существенно различаются.

Профессия учителя должна быть замечательной, благородной и благодарной. Основное право – это эффективное и счастливое преподавание. Путь каждого учителя к отдельно взятому ученику свой, индивидуальный.

Полезно помнить, что математические знания мыслящих и ищущих людей способны творить чудеса. Очень важно воспитывать каждого школьника в убеждении важности предмета и его методов для жизни в современном обществе. Воспитать это убеждение одними словами невозможно. Необходим показ математики в действии. Только так можно добиться, чтобы ученик видел за вычислениями, формальными преобразованиями и геометрическими образами не только абстрактные символы и «игру ума», но и их реальные возможности как метод познания, пусть даже в самой простой форме.

Учитель должен научиться использовать специфику своего предмета для возбуждения интереса, для утверждения веры ученика в свои силы и способности. Уже сегодня надо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, которые необходимо использовать в работе. Каждый из нас понимает, что одним из важнейших прав человека, пожалуй, является право быть умным. Это право по факту рождения имеют все дети, но существует огромное количество факторов, препятствующих его реализации. А общеобразовательная школа должна защитить право каждого ребенка быть умным.

Список литературы:

1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.
2. Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.
3. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. 37-41 с.
4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002. – 400 с.
5. Климов Е. А. Основы психологии [Текст]: учебник для вузов / Е. А. Климов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
6. Кон И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1999. – 274 с.
7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. В этот период формируются основы мировоззрения, у них складывается нравственная и гражданская позиция, что помогает им лучше ориентироваться в выборе жизненного пути. Для того, чтобы успешно и бесконфликтно реализовывать процесс образования и воспитания, как родителю, так и преподавателю необходимо добиться уважения и доверия со стороны школьников. В этом случае он сможет максимально передать и закрепить духовные и нравственные основы, которые должны будут стать стержнем будущих личностей.

Самым важным фактором в школьной работе является, безусловно, учитель. Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение к ученику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный духовный рост и развитие, его духовные данные – все это может быть анализируемо, измеряемо, объясняемо и усиливаемо, если с большим вниманием отнестись к психологическим основам каждого явления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников

Подростковый период характеризуется проблемой смены авторитетов и развивающимся чувством взрослости. Круг интересов подростка расширяется, его интересуют все более разные вещи, проявляется интерес к профессиям, появляются новые возможности для воспитания по сравнению с младшим возрастом. Родители на этом этапе должны относиться к ребенку скорее в рамках позиции "партнер-партнер", нежели нежели "родитель-ребенок". Работа педагога в школе должна быть направлена на сплочение коллектива школьников, а также на привнесение в повседневную жизнь учащихся видов деятельности, связывающей школьную и внеурочную деятельность.

В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. В этот период формируются основы мировоззрения, у них складывается нравственная и гражданская позиция, что помогает им лучше ориентироваться в выборе жизненного пути. Для того, чтобы успешно и бесконфликтно реализовывать процесс образования и воспитания, как родителю, так и преподавателю необходимо добиться уважения и доверия со стороны школьников. В этом случае он сможет максимально передать и закрепить духовные и нравственные основы, которые должны будут стать стержнем будущих личностей.

Самым важным фактором в школьной работе является, безусловно, учитель. Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение к ученику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный духовный рост и развитие, его духовные данные – все это может быть анализируемо, измеряемо, объясняемо и усиливаемо, если с большим вниманием отнестись к психологическим основам каждого явления.

И все же та сторона учителя, которая наиболее важна для его успехов, как будто более всего ускользает от точного анализа. Это не его познания, не его энергия и усердие, не его искусность и опытность, это то воспитательское воодушевление, которым определяется личность учителя. Учитель, не чувствующий красоты и святости своего признания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить детей, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе.

Успешность или безуспешность преподавания зависит всегда от внутренней теплоты учителя. Никакое красноречие, никакая техника, никакая уловка не может обмануть чуткой души ребенка. Преподавание может касаться самых интересных вещей, но, если указанный элемент внушения отсутствует, ученики следят за учителем без веры и потому без собственной активности. Когда же души коснется вдохновенье, тогда все становится живым и одухотворенным.

Однако, к сожалению, в работе учителей по воспитанию школьников немало промахов, а нередко она ведется весьма слабо и нуждается в существенном совершенствовании.

Одна из причин недостатков в воспитании заключается, по-моему, в том, что, учителя воспитательные задачи, рассматривают как второстепенные. К тому же зачастую воспитательная работа ведется как-то отдельно, без органической связи с обучением. Для результата воспитательной работы очень важно, какие отношения существуют между учителями и учениками.

Воспитательное влияние нередко связывают с авторитетом учителя как совершенно необходимым условием для его успешной и плодотворной деятельности. Если нет авторитета, значит, нет правильных взаимоотношений между учителем и воспитанниками, нет нормальных условий для плодотворной учебной и воспитательной деятельности..

У нас в школе были учителя, которые строгими мерами заставляли подчиняться дисциплине на уроках, работать над выполнением заданий всех учеников. Таких педагогов считали авторитетными.

По мнению А.С. Макаренко, это один из видов ложного авторитета. Он его называл авторитетом подавления. При этом на первый план выступают всякие дисциплинарные меры, вызывающие у детей страх перед возмездием за нарушение требований.

Ложный авторитет учителя может способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. На первый взгляд кажется, что все благополучно. В действительности глубокое воспитательное влияние на школьников отсутствует.

Работая в школе, я уделяла много внимания развитию активности, инициативы и самостоятельности детей. Это давалось не сразу, но я не торопилась. Мой опыт показывал, что ребята сначала робко, а затем все увереннее и чаще выступали со своими предложениями. Узнав о моей поддержке их начинания, дети радовались и приступали к работе. По моему мнению, предоставление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которая играет большую роль в жизни человека. Если учитель постоянно водит школьников на поводу, он тем самым допускает непонимание тех условий и источников, которые служат формированию силы воли. Постановка цели и выработка плана действий самими школьниками порождает сильный мотив к преодолению трудностей и препятствий, встречающихся на пути выполнения задуманного.

Увлеченность учителя в процессе классных занятий со школьниками определяется прежде всего любовью учителя, к своей профессии.

Подъем, который возникает у учителя в процессе занятий, во многом зависит от душевного контакта с учащимися.

Учитель может увлечь ребят интересным материалом. Но бывает так, что это становится возможным только на отдельных уроках. Нет той атмосферы творческого горения, которая является постоянной тогда, когда ученики стремятся познать неизвестное, а учитель воодушевлен тем, что, обогащая ребят знаниями, растит их духовно. Возникает та атмосфера взаимного расположения, уважения, дружбы, которая благоприятствует обучению, и в то же время способствует выполнению воспитательных задач.

Не будет ли такие отношения расшатывать дисциплину в классе? Утверждая что, учитель должен стоять «над» учениками, и только при этом условии обеспечивается порядок в классе, а порядок, как известно, необходим для успешного обучения.

Следует разъяснить, как нужно понимать слово «над». Если это слово означает начальственный тон, требование беспрекословного подчинения без какой бы то ни было мотивировки, такое положение не создает той благоприятной атмосферы, о которой мы говорили. Если слово «над» означает, что учитель пользуется глубоким уважением своих учеников, что школьники видят в нем человека, который не только много знает, но и всей душой стремится обогатить знаниями учеников, в таком случае слово «над» приемлемо.

Быть для ребят старшим товарищем, а в то же время оставаться их наставником, не выпускать из своих рук нитей руководства коллективом и каждым школьником в отдельности – это как раз и нужно, хотя трудно. Легко впасть в одну из крайностей: либо подавлять детей так, чтобы чуть ли не каждый их шаг определялся указанием учителя, либо предоставить ребятам все на их усмотрение.

В педагогической печати часто пишут о том, что необходимое и даже чуть ли не главное качество учителя – это любовь к детям. Но как, какими способами, какими средствами вызвать любовь к детям ответить нелегко.

Сложность состоит в том, что вопрос о любви учителя многосторонен.

Возьмем хотя бы своеобразие самого чувства, когда речь идет о любви учителя к детям. Слово «любовь» обозначает чувство самоотверженной привязанности.

Слово «любовь» имеет и другое значение: оно обозначает склонность, пристрастие к чему-нибудь. Примерами могут служить любовь к чтению, к музыке, к живописи. Такое чувство, как любовь к детям, очень своеобразно: в нем есть что-то от самоотверженной привязанности, но оно может быть понято и как пристрастие.

Нельзя представить себе любовь учителя к детям только как ласковый и внимательный подход к ним. Такой подход, конечно, нужен. Однако любовь выражается прежде всего в том, что учитель безраздельно отдает, свои силы, способности, знания, чтобы достигнуть наилучших результатов в обучении и воспитании своих учеников, в их духовном росте. Ради этого любовь учителя к детям должна сочетаться с разумной требовательностью к ним.

Любовь к детям, которая вообще свойственна людям, живет и в сердце учителя. Но поскольку он учит и воспитывает одних и тех же школьников в течение ряда лет, чувство любви к детям принимает особые формы. Учитель, который внимательно наблюдает за своими учениками, видит их духовный рост, в этом росте узнает плоды своего труда, – ведь в каждом из школьников он как бы оставляет частицу своего сердца. Знание детей, их склонностей, способностей, их духовного мира, радостей и огорчений вряд ли можно переоценить. Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда; в который надо уложить определенные знания и навык; это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся, а, наоборот, заглушит те ростки благородного чувства к детям, которые у него были до начала учительской деятельности. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их. У Л.В. Занкова есть замечательные слова,которые он повторял,как крылатую фразу: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит!» Предположим, что в классе ученик, который на уроках невнимателен, часто нарушает дисциплину, нерегулярно и небрежно выполняет домашние задания, дерзит. Все это, разумеется, не радует учителя и не может само по себе расположить его к этому школьнику. Я подчеркиваю слова «само по себе», поскольку речь идет о внешних проявлениях. Однако за этими внешними проявлениями могут скрываться положительные качества, порой немалые. Такой «черненький» школьник, если узнать его по-настоящему, предстанет, быть может, перед учителем как обладатель пытливого ума, чуткого и отзывчивого сердца, незаурядной активности. Для уяснения сути дела обратимся, к примеру, далекому от обучения и воспитания. Перед нами земля, плохая, каменистая. Она не радует глаз и не обещает даже хотя бы сносного урожая. Но вот пришли геологи, разведали недра, и в них оказались огромные богатства.

Действительно, бывает так, что учитель порой имеет совершенно неправильное представление об ученике, когда он не присматривается внимательно к своему питомцу. Хочу привести несколько примеров из сочинений учащихся, которые помогли мне лучше понять некоторых учеников и изменить мои подходы к их обучению, они довольно откровенно говорят о своих бедах, доверяют свои переживания, замечу, в 7 классе не были настолько откровенными, а сейчас сочинения воспринимают как некую исповедь учителю, иногда крик о помощи:

« Я думаю, что учеником быть не так уж и легко. Когда приходишь в школу, начинается совсем другая жизнь. Здесь нужно много трудиться, чтобы получить хорошую оценку.Если вдруг получишь двойку, настроение сразу ухудшается, и мгновенно ничего не хочется делать» (Сапожников Д.) Прим. Заметьте, а если этот ученик получил двойку на первом уроке, на всех остальных он не работоспособен будет.

«Если у кого-то трудности в жизни, то он может рассказать о них кому-нибудь доброму, потому что знает, что добрый человек его выслушает и поймет. Ведь на душе становится легче, когда чувствуешь хорошую поддержку» (Штумб К.)

« Я хочу рассказать, что учеником быть трудно, потому что учителя задают много домашнего задания, ругаются, но можно же с нами просто поговорить. …А мы что тоже должны обижаться, что не поехали в Новосибирск, хотя нам это обещали. Мы же их простили, а они нас не могут простить за то, что мы не выучили правило, не сделали домашнее задание!» (Поздняков С.)

А вот совершенно кричащее сочинение ученика, обучающегося по 8 виду:

« Я хотел бы, чтобы меня понимали друзья, родители, учителя, что я не железный, чтобы меня не унижали, не обзывали. Я тоже человек, у меня есть права гражданина, я имею право на уважение.. Я стараюсь быть добрым, но иногда бываю злым от обзываний и издевательств друзей, тогда я себя успокаиваю и все равно пытаюсь быть вежливым, добрым, культурным.» (Мамедов А.)

Много непонимания у учеников и в отношениях с родителями, а это, я думаю, страшнее, чем непонимание со стороны учителя:

«Когда есть непонимание в семье – это очень плохо, и мы должны исправить эту ситуацию…» (Проскурина К.)

«Я бы очень хотела, чтобы мамы как можно чаще общались со своими детьми, а моя мама приходила бы домой пораньше.» (Фахрисламова Д.)

«Я не могу выучить информатику, а мама вместо того, чтобы помочь начинает орать. Тогда мне обидно, начинаю психовать, выучить не могу» и приписка простым карандашом после сочинения «Покажите завтра маме на собрании»(Стрельникова В)

Взаимоотношения учителя и детей должны быть деловыми. Учитель руководит приобретением знаний, прививает нормы и правила поведения, а ученик овладевает этими знаниями, нормами и правилами.

Деловые взаимоотношения могут быть разными. Представим себе учителя, у которого все строго и точно запрограммировано, урок ведется сухо и официально. И представим себе другого учителя, который работает над тем же учебным материалом с теми же школьниками. В отличие от первого этот учитель сам захвачен процессом познания, он чутко реагирует на ответы учеников, внимательно выслушивает их вопросы и недоумения, побуждает к доказательству высказываемых ими суждений, сам с большим подъемом делится своими знаниями. Этот учитель зорко наблюдает за классом, выбирает момент, когда возбудить активность слабого ученика, когда дать простор сильному. И не только словом, но и взглядом ободряет, поощряет стремление ученика доискаться истины. Он не противостоит классу, а сливается с ним, не теряя в то же время авторитета руководителя, старшего товарища.

Здесь можно провести некоторую аналогию между общением учителя с учениками на уроке и беседой, которую ведут между собой люди, передавая свои знания друг другу, выясняя занимающие их вопросы, споря и доказывая. Ведь то, что говорит человек, возбуждает мысль и чувства не только своим содержанием. Одухотворенное лицо собеседника, глаза, то горящие блеском восхищения перед величием науки, то прищуренные, как будто сомневающиеся в истинности сделанных выводов, мимика, жесты…

Речь идет о характере работы учителя на уроке, учителя, как и все люди, отличаются друг от друга по темпераменту, по складу ума, по силе чувств. У разных учителей увлеченность общением с учениками принимает неодинаковые формы. Но самое главное – увлеченность независимо от формы, в которой она проявляется. Это как бы один полюс. И другой полюс – учитель, у которого есть нечто общее с обучающей машиной. Между этими двумя полюсами – множество своеобразных разновидностей общения учителя с учениками.

Есть разные критические мерки: одна идет от разума, другая – от сердца. Школьники еще в начальных классах подмечают и определенным образом оценивают стиль работы учителя, его манеры. Вместе с тем школьники чувствуют, как учитель настроен, как относится к ним. Душевность, с одной стороны, и сухость, формализм, с другой, чутко воспринимаются школьниками.

Закончить свое выступление я хочу словами немецкого педагога Адольфа Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».



Сазонова Наталья Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Карымкарская СОШ"
Населённый пункт: ХМАО п.Карымкары
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагога в формировании личности ребенка"
Дата публикации: 02.04.2017
Раздел: полное образование

МКОУ «Карымкарская СОШ»

Роль педагога в

формировании личности

ребенка.

Приготовила выступление

Сазонова Н.Н

Роль педагога в формировании личности ребенка.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога, на мой взгляд, не совсем

обычная. Ведь педагоги заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего

будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так

сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, не побоюсь этого слова, к

катастрофе. Одним словом, работа учителя выполняется без репетиций, без черновых

вариантов, сразу набело: воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в

будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность

ребенка к чему-то. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у

взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с

этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность

педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует

возможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать,

чтобы в школу приходили случайные люди. С детьми надо работать только по призванию,

только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только

любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет

любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам,

он совершенный учитель».

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной

щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных

учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не

только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры,

должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и

телесное развитие.

Развитие личности - это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с

ней. Для школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты

совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений,

возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к

общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности - учебы. Как

только ученик приходит в школу, у него появляется новый взрослый - учитель, влияние

которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с

другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно

учитель является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило,

бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся

Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что

в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на

информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы

диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками

деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует

значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению, на наш взгляд, в

значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал

ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним

через совместную деятельность. В процессе общения школьники усваивают не только

психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется

уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции

детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается

воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность

самого учителя. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность,

чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так

и со взрослыми.

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных

возможностей школьника могут выступать:

организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;

формирование мотива предстоящей деятельности;

использование различных, в том числе и технических, источников знаний;

обучение учащихся различным способам переработки информации;

личностно-ориентированный подход;

опора на сильные стороны ученика;

опора на самостоятельность и самодеятельность ученика.

Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований

к учителю: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической

компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм,

способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-

педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению

к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его

возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса,

обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

Учитель, реализующий личностно-ориентированный подход, должен быть более

ориентирован на создание для учащегося возможностей занимать активную,

инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал,

но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не

останавливаться на найденном как на окончательной истине.

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в

первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель

учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества,

духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь свой

почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль

взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм

поведения. Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием

Можно перефразировать знаменитые слова М. Горького и сказать: "Учитель – это звучит

гордо". И это не будет похвальбой. Ведь педагогика эта одна из самых интересных наук,

которая раскрывает творческие горизонты развития перед личностью. Человек достиг

современного уровня своего развития только благодаря тому, что знание, которое он

накапливал в течении всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно

учитель является "стержнем" при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово

вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально

организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи

накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его

умение и актерское мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в

развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений

определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха,

исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и

художественной одаренности. И в этом случае актерское мастерство играет огромную

роль. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов

деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и

деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются

способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с

окружающей социальной и природной средой. Актерское мастерство помогает педагогу

поймать внимание детей, расположить их к себе.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений,

благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,

уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения,

интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности

личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как

процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и

науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям,

сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий

потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в

нужное русло, а значит и здесь важно актерское мастерство.

К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя:

"Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя...

посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей,

и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо.

Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем

истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших

дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения".

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение

от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства,

обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно

увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Вспомним слова К.Д. Ушинского: «…Воспитание, совершенствуясь, может далеко

раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». Цель

жизни и ее счастье, утверждал великий русский педагог, состоит в постоянно

расширяющейся, свободной, прогрессивной деятельности, соответствующей

потребностям души. Это деятельность с полной отдачей сил – физических,

интеллектуальных, эмоциональных, нравственных. В процессе такой деятельности и

происходит развитие человека, потому что в ней активно участвуют и ум, и сердце, и воля.

Вот почему лучшим наследством, которое могут оставить детям взрослые, К.Д. Ушинский

считал любовь к труду. Воспитание любви к труду, таким образом, ещё один важный

аспект в становлении личности.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности

развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее

настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более

сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.

Это не позволяет ему сделать шаг извне направляемой деятельности к самостоятельности,

а значит ставит преграду на пути развития его способностей. В результате ребенок

вырастает пассивным, беспомощным и вялым, с неразвитыми жизненными силами.

Это и определит успех личностного развития. Учитель может прилагать много сил и труда,

но его вклад в развитие личности ребенка будет минимальным, если он не сумеет

включить детей в самостоятельную результативную деятельность.

Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку,

расширение круга его самостоятельных действий – всем обеспечивается продвижение

вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и,

учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне

прежних с ним отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку,

стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды

деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу каких – либо неблагоприятных

обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более

низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут им, это приведет к деградации,

спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно

вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она

максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к

которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных

сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно

внося в нее элементы нового.

Итак, задача учителя состоит в том, чтобы при организации учебной деятельности

заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии

социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые

творческие возможности, свой талант.

Каковы же основные условия, выполнения которых позволяет учителю решать указанную

Ребенок должен воспринимать класс как свой коллектив, где есть справедливость,

доброжелательность, требовательность. При этом требования учителя ребенок должен

воспринимать как систематически действующие правила коллектива, выполнение которых

необходимо для его нормальной жизнедеятельности. То есть, всякое нарушение правил

учитель не должен оценивать как нарушение требований только учителя, необходимо

показать значение выполнения этих правил для других учащихся.

Все мы, конечно, понимаем, что воспитание неразрывно связано с обучением, оно идет

ежедневно в ведущей деятельности учащихся. Ребенок фактически впервые начинает

заниматься общественно значимой деятельностью, воспитывающий эффект которой

зависит не только от ее содержания, но и от характера ее организации, проведения и

оценки ее результатов.

Прежде всего следует отметить, что обычно в школе учебная деятельность оценивается

только по образовательному эффекту: по приобретенным знаниям и познавательным

умениям, предусмотренным школьными программами. Воспитательный результат

остается неучтенным. По той же логике учитель обычно ставит в пример хорошо

успевающих учеников, хотя у некоторых из них может быть выраженная эгоистическая

направленность личности. В то же время ученики, имеющие социальную направленность

личности, но не отличники, остаются в тени, о них обычно мало знают. Воспитательный

эффект такого поведения учителя отрицательный. Во – первых, у «примерного» ученика с

эгоистической направленностью учитель своим отношениям закрепляет эту

направленность. Во – вторых, он дает неверный образец другим ученикам. В – третьих,

это нередко приводит к конфликтным отношениям «примерного» ученика с классом.

При организации любой деятельности учитель должен учитывать ее мотивацию,

предвидеть влияние этой деятельности на направленность личности ученика, учитывать

противоречие, которое содержится в самой деятельности учения. Если учебная

деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной

сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная

деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию – к

становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности.

Правильное организованное воспитание неотделимо от естественного течения

жизнедеятельности человека.

Личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми,

ответственностью за выполняемую деятельность. А это значит, что учитель должен

систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими

деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только

положительную мотивацию у ребенка – желание что – то сделать, но и умение реализовать

имеющиеся намерения.

Огромная роль в познавательной деятельности ребенка принадлежит игре – важнейшему

виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования

личности школьника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется

потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об

окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К.Д.Ушинский. И с

этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства

педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных

особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от

четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием школьников: (коллективных

взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия,

целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к

труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-

ролевые, творческие игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации.

Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой

соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети

одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя,

выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий

момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками. усилия к

достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать

действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра

является школой воспитания чувств школьников. Нравственные качества,

сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки,

сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми,

получают дальнейшее развитие в игре. Нельзя забывать и о том, что игра – важное

средство умственного воспитания ребенка. Воспроизводя различные события жизни,

эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали

и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти

себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он

говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения

задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для

магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - изготовить самому.

Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и

бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта.

Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для

общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и

какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми

они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого

ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: