О ребенке по месяцам. Доктор комаровский о развитии новорожденных и грудничков по месяцам

Активная работа мозга очень важна человеку для нормальной жизнедеятельности: учебы, работы, правильного развития. Современный ритм жизни накладывает на нас огромную нагрузку, поэтому особенно необходимыми становятся стимуляторы мозгового кровообращения. Таблетки для улучшения памяти помогут адаптироваться к большим объемам работы, при этом поддерживая работоспособность мозга на должном уровне.

Какие таблетки пить для памяти и улучшения концентрации внимания

Препараты для памяти и внимания пользуются большим спросом на рынке лекарств, самые популярные из них:

  • Ноотропы. К ним относятся: «Ноотропил», «Пирацетам», «Фенотропил», «Луцетам», «Ноопепт».
  • Препараты, способствующие улучшению свойств крови («Трентал», «Вазонин», «Флекситал», «Агапурин», «Кавинтон», «Телектол»)
  • Растительные препараты на основе растения гингко билоба («Витрум мемори», «Мемоплант», «Гингко Билоба», «Гингкоум», «Доппельгерц».

Выбирая лекарства для улучшения мозгового кровообращения, памяти, внимания, нужно помнить о противопоказаниях, побочных действиях. Чтобы избежать проблем, связанных с приемом средств, необходимо консультироваться с врачом. Специалист оценит особенности вашего организма и даст свои рекомендации. Без рецепта препараты можно приобрести, но в конкретном случае они могут оказаться неэффективными или нанести вред.

Взрослым

Работающие люди нуждаются в подпитке мозга не меньше других. Особенно в категорию риска попадают взрослые старше 40 лет и те, чья работа связана с умственным трудом. Большие нагрузки на мозг приводят к ухудшению памяти, снижению концентрации внимания, повышенной утомляемости, стрессам, другим симптомам. Чтобы восстановить работоспособность, активность необходимо принимать различные витамины, лекарства. Для взрослых подойдут: «Глицин», «Фезам», «Витрум Мемори», «Ноотропил» и др.

Детям и подросткам

В этом возрасте организм нуждается в дополнительной подпитке, потому что дети и подростки очень активны. Чтобы становление психических процессов шло правильно, детям хватало энергии на учебу и игры, необходимо дополнительное питание. Девочки и мальчики могут получить недостающие элементы, принимая «Глицин». Лекарство обладает успокаивающим эффектом. Кроме того, оно поможет справиться со школьной программой, улучшая память и внимание, снижая утомляемость при нервных, психических нагрузках.

Студентам

Большое перенапряжение как умственное, так и психологическое студенты испытывают во время сессии. Им приходится прорабатывать и усваивать большие объемы информации, поэтому память и внимание должны находиться на продуктивном уровне. Ноотропные препараты произведут необходимый эффект. Принимать стимуляторы мозговой деятельности надо начинать за 2 недели до начала сессии, чтобы при подготовке действие таблеток для улучшения памяти началось.

Пожилым людям

Эта возрастная категория нуждается в дополнительном питании мозга больше всего. Человек старше 60 лет часто испытывает нарушение сна, головокружения, повышенную утомляемость, вызванную заболеваниями сосудов. Людям пожилого возраста нужно применять препараты, которые улучшают мозговое кровообращение. К таким лекарствам относятся, например, «Танакан» и «Кортексин».

Самые лучшие лекарства для улучшения памяти и работы мозга

Самыми распространенными, лучшими с точки зрения специалистов таблетками для улучшения памяти являются:

При снижении умственной и физической работоспособности хорошо себя зарекомендовал безрецептурный препарат Милдронат 250мг, который оптимизирует обмен веществ внутри клеток организма при нагрузках, защищает их от повреждения. Применение Милдроната помогает преодолеть последствия умственных и физических перегрузок, увеличить эффективность спортивных и интеллектуальных тренировок, и в целом, улучшить качество жизни. Важен курсовой прием препарата, который составляет 10 – 14 дней.­­
  • «Глицин»

Состав: микрокапсулированный глицин, стеарат магния, водорастворимая метилцеллюлоза.

Показания: уменьшает психическое напряжение, улучшает настроение, нормализует сон, повышает работоспособность мозга, применяется при вегетососудистой дистонии.

Применение: принимать препарат нужно подъязычно по 1 таблетке 2-3 раза в день. Дозировка может отличаться в зависимости от заболевания.

  • «Фенибут»

Ингредиенты: аминофенилмасляная кислота, лактоза, крахмал, кальций стеариновый.

Действие: оказывает влияние на мозговое кровообращение, улучшает состояние мозга, психические показатели, купирует тревогу, напряженность, нормализует сон.

Как применять: доза для взрослых – 20-750 мг, детям – 20-250 мг. Дозировка зависит от заболевания и возраста больного. Принимать препарат необходимо внутрь.

  • «Ноопепт»

Состав: ноопепт, крахмал, моногидрат лактозы, стеарат магния, микрокристаллическая целлюлоза.

Показания: препарат улучшает память, способность к обучению, развивает устойчивость мозга к повреждениям.

Применение: внутрь, после еды по 10 мг 2 раза в день.

  • «Пирацетам»

Ингредиенты: пирацетам, стеарат кальция, крахмал, повидон К-25.

Использование: применяется при нарушениях памяти, концентрации внимания, обменных процессов в мозге, обучаемости, при хроническом алкоголизме.

Дозировка: взрослым – 30-160 мг/кг в день (2-4 приема), детям – 30-50 мг/кг в день (2-3 приема). Таблетки принимаются внутрь.

  • «Ноотропил»

Состав: пирацетам, диоксид кремния, стеарат магния и др.

Когда принимать: для укрепления памяти, при головокружениях, снижении концентрации внимания, активности, изменениях настроения, поведения, при дислексии.

Инструкция: принимать таблетки для мозговой активности и памяти нужно внутрь во время еды или натощак. Дозировка зависит от заболевания и особенностей организма.

  • «Фенотропил»

Состав: фенотропил, моногидрат лактозы, стеарат кальция, крахмал.

Показания: нарушение процессов обучения, заболевания центральной нервной системы, ухудшение памяти, внимания.

Применение: дозировка индивидуальна, принимать после еды, внутрь.

Где купить и сколько стоят

Многие аптеки Москвы предлагают средства для улучшения памяти и работы мозга. Лекарства есть во всех точках продаж медицинских препаратов.

  • «Самсон-Фарма» по адресу: Алтуфьевское ш., 89, имеет в наличии все препараты («Глицин», «Фенибут», «Ноопепт», «Пирацетам», «Ноотропил», «Фенотропил»). Цены: 35,85-442,15 рублей.
  • В аптеке «Солнышко» (ул. Шипиловская, 25, корп.1) есть все препараты по стоимости от 29,00 до 444,00 рублей.
  • «Планета здоровья» не продает только «Пирацетам». Остальные лекарства в наличии есть. Цены: 31,60-455,00 рублей. Адрес: ул. Суздальская, 34а.
  • На интернет-ресурсах (Еаптека.ру и Аптека.ру) есть каждый из препаратов по ценам от 13,60 до 427,00 рублей.

Аптека

Мозг человека является одним из загадочных творений природы. Его возможности еще до конца не изучены, в ученых кругах по этому поводу ведутся постоянные исследования, споры и дискуссии. Без всякого сомнения, наука знает достаточно о работе человеческого мозга, но все равно остается много неразгаданных тайн.

Головной мозг можно сравнить с центром управления, который руководит и контролирует работу всего организма. Оказывается, качество выполнения этого контроля напрямую зависит от нашего образа жизни, режима дня, питания и многих других факторов.

Каждому из нас знакома ситуация, когда создается ощущение, что голова совсем не соображает. Это вполне нормальное состояние в тех случаях, когда ваш мозг требует отдыха, он просто устал от нагрузок и ему требуется передышка.

Чем же мы можем помочь главному органу в нашем организме?

Факторы, влияющие на работу мозга

Мозг не может мыслить сам по себе, это происходит по воле нашего сознания. Исходя из ритма современной жизни, достаточно легко «потерять голову», ведь имеется слишком много факторов, которые оказывают влияние на работу нашего мозга. Среди них можно выделить следующие:

  1. Вредные привычки. Каждая порция никотина сужает сосуды мозга, что нарушает снабжение его питательными веществами и кислородом, а это непременно постепенно приведет к тому, что вам понадобятся лекарства для улучшения работы мозга и памяти. Алкоголь же приводит к иссушению мозговой ткани и отмиранию нейронов.
  2. Хроническое недосыпание.
  3. Игнорирование завтрака. Этот прием пищи снабжает организм энергией на весь день. Если вы регулярно пропускаете его, то мозг недополучает глюкозу, что обязательно сказывается на его работоспособности в течение дня.
  4. Большое количество сладкого. Это верно, что для работы мозга углеводы просто необходимы, но избыток сахаров в виде конфет, пирожных, сдобных булочек мешает усвоению полезных белков, что опять приводит к нарушению питания нейронов.
  5. Постоянное воздействие стрессов. Кратковременная встряска для организма даже полезна, адреналин, который при этом выбрасывается, активизирует работу и улучшает память. Слишком продолжительное же нервное и психическое перенапряжение дает обратный эффект. Порой случается, что срочно становится необходимым средство для улучшения работы мозга.
  6. Прием антидепрессантов и снотворных препаратов. Длительный курс этих лекарств вызывает привыкание, и общее нарушение работы мозга.
  7. Недостаток солнечного света. Каждый, наверное, замечал, насколько снижается наша работоспособность во время пасмурных осенних дней. Длительное отсутствие солнца не только ухудшает нам настроение, но и сказывается на способностях наших мозговых клеток.
  8. Недостаточное потребление воды. Эта жидкость просто жизненно необходима для нормального функционирования всего организма. При ее недостатке могут наблюдаться общие проблемы со здоровьем, а также уменьшение объема мозга.
  9. Большое количество информации. На современного человека ежедневно сваливается много того, что надо запомнить и переработать. До некоторых пор для мозга это благо, происходит его тренировка, улучшается память. Но когда информации становится слишком много, то наш руководящий орган начинает бунтовать. Это может проявляться забывчивостью и снижением работоспособности.

Как много существует факторов, от которых зависит работа нашего организма. На помощь нам всегда могут прийти современные лекарства для улучшения работы мозга и памяти. Если знать, какие средства и когда принимать, то вполне можно ощутить эффект.

Как помочь своему мозгу

Мозг - это не простое наполнение черепной коробки, а образование, без которого невозможно представить себе нашу жизнь. Именно он дает нам возможность принимать важные и своевременные решения, которые определяют всю нашу жизнь.

Не все наделены одинаковыми умственными способностями от природы, но это вовсе не означает, что нельзя помочь в работе своему мозгу. Очень даже возможно, если подойти к этому вопросу комплексно. В перечень первоочередных действий можно включить:

  • Лекарства для улучшения работы мозга и памяти.
  • Изменение образа жизни.
  • Правильное питание.

Только в совокупности эти мероприятия смогут дать существенный эффект.

Предназначение лекарств для мозга

Если у вас возникают проблемы с памятью, и вы стали замечать, что ваш мозг работает совсем не так, как хотелось бы, то придется обратиться к врачу. Он выпишет ряд лекарств, после их приема вы должны почувствовать улучшение работы головного мозга. Препараты в первую очередь усиливают кровообращение в этом органе, что сразу положительно сказывается на его работе.

Что наблюдается в организме во время приема таких лекарств:

  • Улучшается передача нервных импульсов.
  • Уничтожаются свободные радикалы, разрушающие клеточные стенки.
  • Кровоснабжение мозга заметно становится лучше.
  • Улучшается память и работоспособность.
  • Происходит более активное и быстрое восстановление после инсультов.

Лекарства, улучшающие память

Проблемы с запоминанием информации могут наблюдаться абсолютно у каждого человека. Это обычно начинает происходить с возрастом, появляется так называемая забывчивость.

Но случается и так, что проблемы с памятью могут привести к серьезным последствиям, когда, например, человек выходит из дома и забывает, где он живет. В этом случае только врач сможет дать рекомендации о том, какие лекарства для памяти помогут все привести в норму.

На вооружении у медицины имеется две группы препаратов для улучшения работы мозга:

  1. Ноотропы. Специально разработаны для укрепления стенок и стимуляции тканей головного мозга. Их выписывают не только, как но и как препараты, способные помочь психически неуравновешенным личностям.
  2. Естественные стимуляторы. Их получают из растения гинкго билоба. Выпускают эти препараты чаще всего в виде капель.

Врач после разговора с пациентом уже примет решение, из какой группы выписать лекарства, улучшающие память.

Популярные препараты для мозга и памяти

В любой аптеке вам всегда фармацевт может предложить лекарства из данной группы без рецепта врача. В некоторых случаях это не столь важно, если вы приобретаете витаминные препараты или какие-либо безобидные средства, например «Глицин». В случае серьезных проблем в этой области не стоит заниматься самолечением.

Среди всех лекарств наиболее известными являются:

  1. «Ноотропил». Иногда его назначают и совершенно здоровым людям, которые хотят повысить работоспособность своего мозга.
  2. Часто назначают «Интеллан» как лекарство для памяти пожилым (особенно при сильных нервных истощениях, расстройствах, бессоннице).
  3. «Фезам». Актуален его прием при мышления. Принимать препарат надо курсами по 1-3 месяца в зависимости от состояния. Его обычно не назначают как лекарство для памяти детям, так как он дает серьезные побочные эффекты.
  4. «Пирацетам». Достаточно популярный препарат даже у учащейся молодежи, особенно во время сессий.
  5. «Фенотропил». Повышает не только память, но и работоспособность, поэтому его активно принимают спортсмены.
  6. «Витрум мемори» является препаратом на основе фитосбора, из-за этого рекомендуется длительный прием.
  7. «Кавинтон» улучшает кровообращение, снабжение мозга кислородом, дает положительный эффект при нарушениях памяти и внимания.
  8. «Пикамилон». Улучшает работу мозга, умственную деятельность, повышает устойчивость организма к большим нагрузкам.
  9. «Церебролизин» в своем составе содержит много незаменимых для мозга аминокислот, поэтому положительно влияет при нарушениях памяти.
  10. «Гинкго билоба» зарекомендовал себя как отличный антиоксидант.
  11. «Глицин». Распространенный в приеме препарат как для детей, так и взрослых. Улучшает мозговую деятельность, память.

Список можно еще продолжать, но если вы точно не знаете, что вам требуется, не приобретайте препарат самостоятельно. Ведь только доктор может вам посоветовать, какое лекарство улучшает память более эффективно. В каждом конкретном случае лечение может существенно отличаться.

Детские препараты для мозга

Наши дети подвержены серьезным нагрузкам в школе. Учебная программа сейчас достаточно трудная, не каждому ребенку под силу с ней справиться. Даже сильные ученики порой испытывают проблемы с запоминанием большого объема информации, а что уже говорить про средних троечников?

На работоспособность детского мозга оказывает, к сожалению, отрицательное влияние увлеченность компьютерами, обилие решебников, Интернет. Сейчас не надо много думать, чтобы написать сочинение по литературе, сделать задание по алгебре. Достаточно открыть Интернет и отыскать все ответы. Клетки мозга отучаются работать самостоятельно, поэтому постепенно ослабевает их способность длительно хранить информацию.

На помощь могут в этом случае прийти витаминные препараты, как лекарство для памяти детям. Родители могут самостоятельно определить симптомы нехватки витаминов у своего ребенка. Признаками этого состояния являются:

  • Быстрая утомляемость.
  • Неспособность запоминать учебный материал.
  • Слабое произвольное внимание.
  • Снижение памяти.
  • Неусидчивость.

Среди лекарственных препаратов имеется достаточно обширный список витаминов, которые можно подобрать для ребенка любого возраста. Если говорить о школьниках, то чаще всего принимают следующие комплексы:

  1. «Пиковит». Помогает младшим школьникам быстрее адаптироваться к школьным нагрузкам. Минералы и витамины, содержащиеся в нем, улучшают умственную деятельность и память.
  2. «Алфавит». Популярный препарат у родителей и детей. В каждой таблетке витамины и минералы подобраны грамотно, с учетом их сочетаемости между собой.
  3. «Витамишки». Можно начинать прием уже детям с 3 лет. Препарат не только стимулирует работу мозга, улучшает память, но и укрепляет иммунитет.

Все детские витамины не содержат вредных добавок, поэтому полностью безопасны для детей. В результате их приема можно наблюдать следующие изменения:

  1. У ребенка повышается интеллект.
  2. Улучшается качество запоминания материала, а значит, успеваемость становится лучше.
  3. Ребенок самостоятельно способен выполнять домашние задания.
  4. Школьник становится более усидчивым и внимательным.

Желательно начинать прием витаминных комплексов еще до начала занятий, а не дожидаться появления проблем.

Продукты для мозга

Наш мозговой центр как никакой другой орган нуждается в постоянном поступлении питательных веществ. Именно поэтому качество нашего питания налагает отпечаток на работу мозга.

Можно привести следующие продукты для улучшения работы мозга.

  1. Крупы являются источниками витаминов группы В, без которых о нормальной работе мозга можно забыть. Начинайте свой день с каши или мюслей, и ваша память никогда вас не подведет.
  2. Семечки, орехи, яйца содержат большое количество витамина Е. А он влияет не только на память, но и улучшает зрение.
  3. Свежие фрукты, ягоды, особенно смородина и черника.
  4. Рыба. В рацион ее необходимо включать не менее 3 раз в неделю. Если вы будете соблюдать это простое правило, то болезнь Альцгеймера вам не грозит.
  5. Брокколи. Эта разновидность капусты содержит много витамина К, который стимулирует познавательную деятельность мозга.
  6. Яблоки. Самый доступный фрукт и такой полезный. Препятствует образованию бляшек в сосудах мозга. В день достаточно съесть всего половинку яблока.

Все перечисленные продукты вполне доступны, поэтому при желании вы всегда можете включать их в свой рацион, тогда вам не понадобятся лекарства для улучшения работы мозга и памяти.

Народная медицина

Советы лекарей можно использовать при борьбы с многими недугами, а если дело касается работы нашего мозга и плохой памяти, то от применения вполне можно ожидать положительного эффекта.

Среди основных методик можно перечислить следующие:

  • Питание.
  • Тренировка мозга.
  • Прием травяных сборов.
  • Массаж.
  • Употребление меда и продуктов пчеловодства.

Многие скептически относятся к народным рецептам, а зря. Самое главное - это регулярный и длительный прием, только в этом случае можно ожидать эффект от применения.

Травы для мозга

Среди растительных организмов много таких, которые готовы прийти к нам на помощь в различных ситуациях. Человек с самой глубокой древности пользовался дарами природы для лечения болезней. Сейчас, учитывая изобилие лекарств в аптеках, об этом стали забывать.

Можно посоветовать использовать следующие травы для улучшения работы мозга:

  1. Девясил. Его настойку применяют при ослаблении памяти. Можно приобрести готовую в аптеке или приготовить самостоятельно из корней этого растения.
  2. Сосновые почки. Из них готовят настой, который рекомендуется принимать три раза в день по 2 столовые ложки после еды.
  3. Шалфей. Не только улучшает память, но повышает работоспособность, держит нервную систему в тонусе. Следует заваривать листья растения, можно добавить мяты и принимать по 50 мл 4 раза в день.
  4. Клевер. Головки его надо настаивать на водке в течение 2 недель, а потом принимать по 1 столовой ложке в день, можно делать это перед сном. Такой настой отлично справляется со слабой памятью, избавляет от головной боли и шума в ушах.

Народные средства имеют некоторые преимущества: они действуют мягко и практически не вызывают побочных эффектов.

Гимнастика для мозга

Как и мышцы, наш мозг для поддержания своей работоспособности нуждается в постоянных тренировках. Мы уже отмечали, что современная компьютеризация совершенно отучила нас думать, поэтому в том, что наш мозговой центр стал периодически нас подводить, виноваты мы сами.

  1. Обучение иностранным языкам.
  2. Заучивание стихов наизусть.
  3. Периодически отправляйтесь на работу другим путем.
  4. После того как придете домой, постарайтесь с точностью описать свой маршрут: что вам встречается по пути вашего следования.
  5. Играйте с детьми в игру «Чего здесь не хватает?».
  6. Решайте головоломки, разгадывайте кроссворды.
  7. Попробуйте есть левой рукой, если вы правша.
  8. Научитесь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Можно долго перечислять все возможные приемы, но самое главное, не давать своему мозгу лениться. Поэтому постоянно заставляйте его работать, мыслить, анализировать. Только в этом случае можно гарантировать, что до самой глубокой старости вы будете оставаться, что называется, в здравом уме.

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

Критерии составления меню 7-месячного ребенка на грудном вскармливании

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

После родов врач обнаружил у ребенка гематому на голове и не проводит лечение

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.

Первый год жизни ребенка очень важен для каждого малыша. Он определяет дальнейшее эмоциональное и психическое, умственное и физическое развитие детей. В этот период формируются иммунитет и нервная система, организм адаптируется к окружающему миру. Новорожденный быстро растет и развивается, прибавляет в весе и росте, осваивает новые навыки. Он постепенно учится ходить и говорить.

При этом для каждого возраста характерны новые знания и открытия. Норма веса, роста и других физических характеристик достаточно условна. Для каждого грудничка свойственны индивидуальное развитие, параметры и нормы, которые помогает определить и контролировать педиатр. В этой статье мы рассмотрим календарь развития ребенка по месяцам с рождения до года. И подробно узнаем, что должен уметь ребенок по месяцам.

Первый месяц

В первые недели жизни ребёнок спит 60-80% времени. На этом этапе для младенцев важно постоянное присутствие мамы рядом и своевременное кормление грудным молоком. Поэтому кормящей маме важно . Особое внимание уделяется для недоношенного новорождённого, которому дополнительно назначают специальные молочные смеси.

Несмотря на то, что кроха практически все время спит, для нормального развития важно уделять внимание прогулкам на свежем воздухе. Во время бодрствования купайтесь и принимайте ванны, делайте массаж и гимнастику для новорожденных. Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь.

В первый месяц жизни малыш умеет:

  • Плакать и улыбаться;
  • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
  • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
  • Различать яркие цвета, рисунок в полоску и в клетку;
  • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете и следить за движущимся предметом. Для развития этого навыка можно повесить в коляску или над кроваткой подвесную игрушку;
  • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
  • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животике.

В первый месяц кроха набирает по 90-150 грамм в неделю. Таким образом к началу второго месяца жизни вес ребенка в среднем увеличивается на 0,4-0,7 кг по сравнению с массой при рождении. При этом днем он кушает каждые два часа, ночью грудничка прикладывают по три-пять раз.

Второй месяц

Второй месяц – стадия “оживления”, когда кроха уже начинает различать эмоции взрослых и становится активнее. Ближе к концу этого периода набор веса составляет примерно 800 грамм, а рост увеличивается на три сантиметра. В этом возрасте становится больше обхват груди и окружность головы ребенка. Кроме того, в два месяца малыш уже умеет следующее:

  • Поднимать и недолго держать голову (10-20 секунд);
  • Разводить руки в сторону и переворачиваться с бока на спину;
  • и произносить звуки “а”, “о”, “у”, сочетания “агу”, “ага” и “бу”;
  • Сосредотачивать и удерживать взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров;
  • Следить взглядом за предметами и пытаться дотянуться до предмета;
  • Поворачивать голову на источник звука и искать источник звука глазами;
  • Хватать и удерживать легкий предмет до 30 секунд;
  • Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
  • Воспринимать красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета.

В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации. У малыша улучшается координация движений, наблюдается речевое развитие, развитие слуха и зрения. Однако грудничок пока еще не слышит все звуки, не может фокусировать взгляд на быстро передвигающихся предметах и долго удерживать что-то руках.

Третий месяц

Для этого периода характерно осмысленное выражение эмоций, проявляются индивидуальные интонации голоса, начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок может узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху. Кроме того, в этом возрасте формируется взаимосвязь между слухом и зрением.

Ребенок к трем месяцам должен научиться делать следующее:

  • Управлять собственными руками;
  • Брать и удерживать игрушки в руках, подносить предметы к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
  • Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
  • Приподниматься на локтях, лежа на животе;
  • , лежа на животе;
  • Смеяться в голос;
  • Фиксировать взгляд на игрушке, мелких предметах и крупном узоре, следить за движением крупных объектов;
  • Замечать предмет в положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
  • Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
  • Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д..

Увеличиваются рост и вес ребенка. Наблюдается повышение массы тела на 700-800 грамм, рост увеличивается на 3-3,5 сантиметра. Движения рук и ног младенца становятся более координированными, а сами малыши – более подвижными. Они легко переворачиваются со спины на живот и обратно.

Четвертый месяц

Развитие ребенка в четыре месяца характеризуют активность и повышенная оживленность. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинает узнавать и реагировать на свое имя.

Таким образом, кроха может:

  • Узнавать знакомые лица и голоса людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
  • Узнавать предметы и игрушки, выделять любимые;
  • Хватать и удерживать предметы, при этом хватание уже не рефлекторное, а целенаправленное;
  • Самостоятельно трясти погремушку;
  • Приподниматься на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
  • Поддерживать бутылочку при кормлении;
  • Произносить первые слоги и повторять за говорящим;
  • Прислушиваться к музыке и качать головой в такт, выделять и предпочитать конкретные мелодии;
  • Различать яркие цвета и чистые оттенки;
  • Складывать ладошки и хлопать. Кстати, поможет старая игра в ладушки.

Вес ребенка имеет прибавку в 700-750 грамм, рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.
В этом возрасте заметно прогрессирует развитие слуха и зрения. Для игр начинают использовать карточки с картинками. Кстати, дети в четыре месяца хорошо воспринимают звуки, которые имитируют звуки животных.

Пятый месяц

В пять месяцев многие родители перемещают кроху в манеж, практикуют игры и упражнения для развития мелкой моторики. Правильные занятия ускорят развитие речи, и малыш начнет скорее говорить. Для игр выбирайте яркие цветные погремушки и музыкальные игрушки, мешочки и мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики, коврики и лоскутные одеяла.

В этом возрасте ребенок может:

  • Узнавать игрушки и мелодии, рассматривать картинки;
  • Следить за движениями предметов и человека;
  • Произносить звуки и некоторые слоги, пытаться повторять слова за взрослым;
  • Хватать и удерживать предметы, тянуться к игрушке и трогать руками;
  • Самостоятельно занимается игрушками до десяти минут;
  • Пытаться сесть, подтягиваясь на руках;
  • Поднимать руки и ноги, лежа на спине, и рассматривать собственные части тела;
  • Различать и воспринимать до шести цветов одновременно.

Отметим, что после пяти месяцев увеличение веса и роста ребенка снижается. Дело в том, что ребенок начинает вести более активный и подвижный образ жизни. Кроме того, в том возрасте у некоторых малышей уже прорезываются . Как правило, это происходит в шесть-семь месяцев. Но нет ничего страшного, если они появятся раньше.

Шесть месяцев

Полгода – переломный возраст для грудничка. Это период появления первых зубов и введения прикорма. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным, пытается сесть самостоятельно. Сейчас малыш может спокойно и крепко спать целую ночь. Крохе уже можно давать кубики и пирамидки для игры.

В шесть месяцев, кроме уже приобретенных навыков, малыш умеет следующее:

  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно и подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Открывает и закрывает коробочки, складывает предметы;
  • Садится при помощи взрослого и самостоятельно.

Для полугодовалого ребенка характерна подвижность и устойчивость рук, пальцев. Он легко распознает чувства и эмоции. В шесть месяцев начинают вводить первый прикорм. Это должны быть овощные пюре из натуральных гипоаллергенных продуктов. Подходящим вариантом является кабачок, брокколи и цветная капуста. Но это не значит, что нужно полностью отказываться от кормления грудью.

Специалисты ВОЗ рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока малыш нуждается в молоке, пока продолжается лактация, при этом кормление не доставляет дискомфорта маме. Рекомендуемый возраст для завершения ГВ достигает 1,5-2 лет. При введении прикорма количество прикладываний к груди постепенно сокращается и замещается взрослой пищей. Подробный график введения прикорма для грудничка, вы найдете .

Семь месяцев

В этом возрасте малыш становится настоящим непоседой. Он начинает различать предметы и может показать на них. В этом возрасте кроха начинает делать первые шаги, уверенно сидит и самостоятельно ползает, в том числе и назад. Малыши в этом возрасте любят купаться. Можно приучать ребенка к плаванию и купанию, делать специальные ванночки с морской солью, хвоей и травами.

Таким образом, в семь месяцев грудничок умеет:

  • Уверенно сидеть с прямой спиной и ползать;
  • Пить из кружки с поддержкой;
  • Вставать и стоять у опоры;
  • с поддержкой под мышки или за руки;
  • Стучать и трясти, разбирать и ломать, бросать на пол предметы;
  • Держать в каждой руке по игрушке и стучать друг о друга;
  • Показывать, где находятся глаза, нос, рот и ушки.

К концу седьмого месяца вес ребенка увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. Старайтесь следить за чистотой пола и игрушек, регулярно стерилизуйте предметы, так как малыш в этом возрасте любит все пробовать и часто засовывает в рот разные детали.

Восемь месяцев

Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.

Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.

Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.

Девять-десять месяцев

Кроха может самостоятельно вставать и передвигаться, хватаясь и держась за стул, диван, кровать, манеж или другие крупные предметы. В этом возрасте ребенок учится ходить самостоятельно, повторяет слоги и несложные слова за взрослыми и может легко пить из чашки.

Таким образом, ребенок умеет следующее:

  • Встает из положения сидя и садится из положения лежа;
  • Стоит и ходит с поддержкой;
  • Пытается залезть на диван или кресло, открывать ящики;
  • Самостоятельно ползает и разворачивается;
  • Знает, как собирать и куда класть игрушки;
  • Пытается достать окружающие предметы;
  • Активно проявляются эмоции и развивается речь;
  • Пробует кушать ложкой;
  • Берет мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки, рвет бумагу и мнет пластилин;
  • Знает и понимает значения слов “иди”, “сиди”, “дай”, “ложись”, выполняет легкие команды.

В десять месяцев ребенок подражает взрослым и животным, самостоятельно играет с игрушками и уверенно держит в руках предметы, может пальцами перелистывать книжки и с помощью взрослых играть с другими детьми. Такие малыши очень любят танцевать, прыгать и хлопать в ладоши. Они понимают что нужно делать с игрушками: толкать неваляшку, катить машинку, строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку и пр.

Дети могут класть и перекладывать игрушки, при этом больше интересуются мелкими предметами, чем крупными. Они показывают части лица у себя, у мамы и у куклы, могут произносить названия окружающих предметов и животных. Вес на девятый и десятый месяц увеличивается по 350-400 грамм, рост – по одному сантиметру.

Одиннадцать-двенадцать месяцев

В этом возрасте малыш уже совсем большой и взрослый. Он активно самостоятельно передвигается, садится, ползает и встает, может пройти небольшое расстояние без опоры. Ребенок понимает простые просьбы и строгую речь, называет большинство предметов, учится говорить первые слова.

Ребенок в год старается проявлять самостоятельность. Он сам кушает ложкой, надевает носки и обувь. Дети ярко реагируют на новую игрушку, незнакомую обстановку и чужого человека. Интересно, что малыши любят похвалу, при этом понимают, когда их ругают, и знают, что такое “нельзя”.

Ребенок умеет утвердительно или отрицательно качать головой, захватывать бусинки. Он любит музыкальные игрушки и книжки с яркими картинками. В год малыш встает из положения на корточках и самостоятельно ходит, пользуется ложкой и чашкой, умеет жевать твердую пищу. Поэтому рацион грудничка значительно расширяется. Крохе можно давать рыбу и мясо, молочные продукты и яйца, многие овощи и фрукты, печенье. Детям начинают готовить молочные каши и легкие блюда.

В год младенец может перешагивать препятствия и приседать, чтобы поднять предмет с пола. Он собирает и разбирает игрушки, знает, как пользоваться различными предметами (веником, молотком, телефоном). Любознательный малыш активно принимает участие в одевании, питании, чистке зубов, купании и других подобных процедурах.

Ребенок в год понимает, что ему говорят, повторяет звуки за телевизором, взрослыми. При этом собственный словарный запас малыша составляет уже 10-15 слов. В большинстве случаев детки уже самостоятельно ходят без опоры. У ребенка формируется вкус, и он может легко отказаться от еды, которая не нравится.

Мы рассмотрели основное развитие ребенка по месяцам до года. Оно достаточно условно, как и физические показатели. Многое зависит от воспитания, характера и темперамента ребенка. Давайте подробнее рассмотрим такие показатели, как охват головы и груди, вес и рост ребенка по месяцам.

Физическое развитие детей до года

Физическое развитие ребенка по месяцам до 1 года зависит от того, мальчик это или девочка, от условий питания, содержания и ухода за детьми. Для каждого свойственны персональные особенности развития. Поэтому показатели могут отличаться от нормы развития ребенка до года.

Отклонения не свидетельствуют о проблемах в здоровье крохи. Если малыш хорошо кушает и спит, хорошо себя чувствует и активно себя ведет, поводов для беспокойства нет. Однако ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает родителям примерные данные и характеристики. Рекомендуемые нормы указаны в таблице развития ребенка по месяцам для мальчика и для девочки.

Физические характеристики девочек до года

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 50,3 – 56,1 3,6 – 4,7 35 – 38,1 34 – 38,1
2 месяца 53,5 – 59,3 4,2-5,5 36,7 – 39,8 35,6 – 39,9
3 месяца 56,2 – 61,8 4,8 – 6,3 38 – 42,1 37,3 – 41,4
4 месяца 58,4-64 5,4-7 39,1-42,2 38,9-43
5 месяцев 60,8-66 5,9-7,7 40,3-43,2 40,3-44,5
полгода 62,5-68,8 6,4-8,3 41,5 – 44,2 41,6-45,8
7 месяцев 62,7-71,9 6-9 40,2-45,5 42-47
8 месяцев 64-73,5 6,3-10,2 40,7-46 43-48
9 месяцев 65,3-75 6,5-10,5 41,2-46,5 44,5-49,3
10 месяцев 66,5-76,4 6,7-10,9 41,5-46,9 45-48
11 месяцев 66,7-77,8 6,9-11,2 41,9-47,3 46-50,5
1 год 68,9-79,2 7-11,5 42,2-47,6 46,3-51,4

Физические характеристики мальчиков до года

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 51,2 – 56,5 3,6 – 5,1 35,5 – 39,1 34,1 – 38,9
2 месяца 53,8 – 59, 4 4,2 – 6 37,4-41 35,7 – 40,8
3 месяца 56,5 – 62 4,9 – 7 39 – 42,5 36,5 – 41,6
4 месяца 58,7-64,5 5,5-7,6 40,2-43,6 38,6-44,6
5 месяцев 61,1-67 6,1-8,3 41,2-44,6 40,1-45,7
полгода 63-69 6,6-9 42-45,5 41,4-47,6
7 месяцев 64,8-73,5 6,7-10 41,5-46,4 42-48
8 месяцев 66,2-75 6,9-10,7 42-47 43,4-49,1

За первый год жизни родители вместе с крохой проходят сложный путь. За 365 дней новорожденный превращается в маленького человечка, который проявляет эмоции, овладевает новыми навыками с молниеносной скоростью и начинает разговаривать. Развитие ребенка по месяцам до 1 года происходит поэтапно. С каждым новым днем грудничок получает новые навыки и радует родителей новыми достижениями.

Доказано, что каждый ребенок индивидуален, поэтому приведенные в календаре навыки малыш может освоить раньше или чуть позже. Наиболее важными критериями развития являются:

  • увеличение веса (от 350 до 1 килограмма в месяц);
  • рост, окружность грудной клетки, головы;
  • прорезывание зубов;
  • статические и двигательные функции.

Врачи стремятся вывести нормы для каждого критерия физического развития, но у них это не выходит. Ребенок развивается нормально, если его вес вдвое увеличился к 6 месяцам, а к году стал больше втрое. Увеличение роста также происходит ускоренными темпами по 3 сантиметра за 30 дней. К годовалому возрасту кроха становится выше на 25-30 сантиметров.

По физическим показателям (вес, рост, объемы) девочки обычно отстают от мальчиков.

Не менее важными критериями развития, являются окружности головы, грудной клетки. К году грудь должна быть по замерам больше, чем голова. Зубы у каждого грудничка прорезываются по своему графику, к 12 месяцам их должно быть 6-10.

Педиатры чаще всего обращают внимание только на физические показатели развития ребенка, а неврологи задают вопросы о психоэмоциональных. Родителям стоит обращать внимание:

  • проявление эмоций;
  • развитие речи;
  • переход от рефлекторного хватания предметов к осознанным играм с ними;
  • понимание слов и интонации взрослых.

Остановится подробно стоит на речевом развитии. Новорожденный реагирует на неудобства криком, а позже начинает проявлять и положительные эмоции улыбкой. Первую улыбку родители могут увидеть во время сна ребенка, к 3 месяцам она появляется, когда он бодр. По мере роста грудничок начинает произносить первые звуки, слоги, слова. Считается нормой, если к году будет насчитываться порядка 10 устойчивых, но простых слов.

Для того, чтобы развитие крохи соответствовало возрасту, с ним можно начинать заниматься с самого раннего возраста. Для соблюдения темпов физического развития, педиатры советуют следовать рекомендациям по питанию, делать легкий массаж и гимнастику. Неврологи советуют с шестимесячного возраста играть с малюткой, читать ему, проводить развивающие занятия.

Первый месяц жизни

Период с рождения малыша до 1 месяца является адаптационным. У новорожденного продолжают развиваться его органы, значительно прибавляется вес. Большую часть дня он спит, просыпаясь только для кормления, при физических неудобствах. Плач появляется при раздражителях:

  • переполненном подгузнике;
  • боли;
  • голоде;
  • холоде или жаре.

Во время осмотра педиатры и неврологи проверяют наличие рефлексов у грудничка. На первом месяце жизни должны присутствовать рефлексы: ходьбы, сосания, плаванья, поиска, хватания. Со временем часть этих рефлексов замещается моторными навыками.

Для первых недель жизни наиболее важно наладить питание новорожденного. Он должен прибавить не менее 600 грамм. Для этого используется грудное или искусственное вскармливание. Не рекомендуется прикладывать кроху к груди или давать ему смесь по часам. Идеальный режим – давать ему питаться по требованию. У новорожденных до месяца чувство голода может возникать каждые 1-3 часа, такой промежуток сохраняется ночью.

Среди навыков у малютки можно заметить попытки удерживать головку из положения на животе, задержку взгляда на неподвижных ярких предметах и реакцию на громкие звуки. Вы можете заметить, что ребенок прислушивается к вашей речи, пытается издавать гласные. По этой причине мама рекомендуется петь колыбельные, проговаривать свои действия во время ежедневных процедур, обращаться к младенцу. Над кроваткой подвесьте яркие игрушки, чтобы он мог тренировать взгляд.

Наиболее важно в период от рождения до месяца жизни установить между мамой и малышом тесный контакт. Для этого часто прикладывайте малютку к груди, не отстраняйтесь от ухода за ним.

К концу первого месяца жизни важно приучить ребенка к режиму дня. Он не должен быть жестким, вгоняющим младенца в рамки. Нужно лишь соблюдать режим тишины ночью, использовать только приглушенный свет. Просыпаясь малыш должен понимать, что сейчас время ночного отдыха, не лучшее для длительного бодрствования. Если вы не будете ночами сидеть за компьютером или смотреть телевизор, то малютка быстро уснет.

Второй месяц

На втором месяце можно заметить, что ребенок стал более бодрым. Он оживленно реагирует на появление матери: начинает дергать ручками, ножками. Младенец начинает внимательно рассматривать лицо мамы, учится считывать ее эмоции. Его могут напугать проявления:

  • злости;
  • раздражительности;
  • агрессии;
  • грусти.

У мамы может случится депрессия из-за нестабильного гормонального фона. Для того чтобы победить послеродовой недуг, помните, что маленькому человеку очень важно, чтобы рядом с ним была спокойная, веселая мама. Если вы будете расстраиваться без причины, плакать и злиться, то кроха будет вести себя раздраженно. Эмоциональная связь с матерями дает детям возможность даже на расстоянии угадывать настроения друг друга. Вы можете заметить, что ребенок неспокоен, если сами не можете прийти в состояние душевного равновесия.

Для этого возраста характерны: увеличение веса минимум на 700 грамм, прибавка роста около 3 сантиметров. Условные рефлексы новорожденного начинают затихать, а периоды бодрствования становится больше. Малыш может захотеть общаться ночью, а днем проводит без сна от 15 до 40 минут каждые 2-3 часа. Он начинает исследовать свои руки, поэтому строгое пеленание применять не следует. Кроха начинает пытаться дотянутся до предметов, с интересом изучает окружающий мир.

Рекомендуется окружать малыша яркими предметами, чтобы он их рассматривал. Периодически вкладывайте в ладошку погремушку. Ею же водит из одной стороны в другую, чтобы помогать развитию навыка слежения глазами.

Третий месяц

Важной вехой развития ребенка является третий месяц. Чаще выкладывайте малыша на животик, чтобы он тренировал мышцы предплечий, груди, шеи. Он уже уверенно держит головку, начинает поднимать верхнюю часть корпуса для лучшего обзора. Положение лежа на животе является предпочтительным для младенца, так как оно помогает избавиться от лишних газов в кишечнике. Не позволяйте крохе долгое время лежать на боку, чтобы не допустить искривления позвоночника.

Если рождение грудничка пришлось на зиму или осень, то ближе к трем месяцам ему нужно начать давать раствор витамина D. Дозировку указывает педиатр, исходя из физического состояния ребенка. Летом, при регулярных длительных прогулках, необходимости в приеме витамина нет. Обратите внимание, что препарат может вызывать аллергию или стать причиной побочных действий. Передозировка его опасна. Давайте витамины и любые лекарственные средства детям до года только по рекомендации врача.

Промежутки между сном и бодрствованием могут составлять до полутора часов. В это время малыш:

  • активно лепечет, произнося нараспев разные звуки;
  • любопытно изучает окружающую его обстановку;
  • вытаскивает изо рта соску, делает попытки вернуть ее обратно;
  • поворачивает голову в положении лежа на животе;
  • начинает перекатываться на бок;
  • проявляет эмоции (смеется, улыбается);
  • кричит, когда ему необходимо внимание;
  • тянет в рот игрушки, делает попытки ударить по погремушке или дотянутся до нее.

Познание тела у ребенка продолжается: он изучает не только руки, ощупывает личико и ноги. Важно во время гигиенических процедур подстригать ногти малышу, чтобы он не оцарапал себя. Чтобы развитие крохи было гармоничным, проводите с ним как можно больше времени. Дарите свою любовь и занимайтесь.

На третьем месяце жизни рекомендовано делать ежедневно легкий массаж, базовую гимнастику. Продолжайте занятия с погремушками. Усложните задачу малышу, прячьте игрушку за бортом кроватки, а затем показывайте ее, привлекая внимание звуком. На третьем месяце жизни кроха должен поворачивать голову к погремушке, легко находить ее взглядом.

Четвертый месяц

В этом возрасте грудничок продолжает развивать зрение, слух и реакцию. Из положения лежа на животе он уже вытягивает ручки, а ножками пытается оттолкнуться от опоры. Младенец умеет отличать мать от других людей. Он начинает капризничать, если она исчезла из его поля зрения, среди всех взрослых отдает предпочтение именно ей. Для женщины этот возраст ребенка очень сложный, она начинает чувствовать сильную усталость, так как младенец просится на руки, часто бодрствует по ночам.

Педиатры рекомендуют на четвертом месяце жизни познакомить младенца с музыкой. Выбирайте классические произведения, они успокаивающе действуют на нервную систему. Звуки – важная часть этого возраста. Кроха пытается самостоятельно извлечь их из окружающих предметов. Для этого он трясет погремушкой, бьет ей об окружающие поверхности.

Он продолжает следить за движущимися объектами, с интересом знакомится со своим отражением в зеркале. Руки его двигаются более осознанно. Они хватают игрушки, тянут их в рот. Из положения лежа на спине кроха начинает пытаться сесть. Но не стоит присаживать его, до того как он сделает это самостоятельно.

Пятый месяц

Для этого возраста характерен скачок развития. Он начинает переворачиваться с живота на спину и пытается вернуться обратно. Чаще всего это получается. Родителям стоит предельно внимательными, так как кроха может упасть с кровати или пеленального стола. Малыши начинают ползать, лучше всего если они будут делать это в кроватке или манеже. Теплой весной или летом можно постелить одеяло на пол, чтобы дать младенцу больший простор.

Главный признак нормального развития – умение распознавать своих и чужих. При появлении в поле зрения незнакомца, кроха начинает вести себя настороженно, он не пойдет к нему на руки. Если взять младенца на руки, то недовольство он может показать криком. Успокоиться чадо только на руках у родителей.

К пятому месяцу жизни малыш:

  • уверенно осматривает мир из положения лежа на животе;
  • играет во время бодрствования и еды;
  • учится находить взглядом людей или крупные объекты;
  • охотно взаимодействует с предметами, хватает их, подтягивает к себе;
  • может сидеть с опорой несколько минут;
  • грудь или бутылочку во время еды держит руками.

Эмоционально груднички очень неустойчивы – у них может кардинально меняться настроение за считанные секунды. Плач становится ответом на недостаток внимания. Лепет становится активным, появляются согласные. Некоторые слоги заменяют простые слова.

Шестой месяц

Для возраста характерно развитие быстрыми темпами. Многие мамы утверждают, что груднички в течение шестого месяца каждый день показывают новые умения. Это действительно так, мышцы ребенка уже окрепли. Он может руководить движениями своего тела и все больше интересуется миром:

  • с удовольствием играет в «ку-ку»;
  • начинает пить из детской кружки с носиком;
  • осваивает прикорм (этот момент можно отложить, если пищевого интереса не возникло);
  • формирует причинно-следственные связи (ударил рукой по игрушке, она начала звенеть);
  • по-пластунски может преодолеть до 30 сантиметров;
  • встает у опоры;
  • поворачивается, с интересом наблюдая за окружающей обстановкой;
  • начинает разглядывать картинки.

В лексиконе младенца появляются короткие слова, чаще всего это обращения к родителям. Он начинает откликаться на свое имя, особенно, если вы часто его повторяете. Старайтесь чаще разговаривать и играть с ребенком, чтобы он активно развивался. Изучайте совместно крупные и яркие картинки в книгах, такие занятия должны длиться недолго всего 2-3 минуты.

Седьмой месяц

На этом этапе развития малыш закрепляет навыки, полученные в предыдущий месяц:

  • сидит более уверенно;
  • начинает ползать;
  • бьет игрушками о пол или другие предметы;
  • находит взглядом крупные объекты;
  • любит купаться, так как у него появляется возможность бить ладошками по воде.

Следите за тем, чтобы в доступе у крохи не было мелких предметов. Он обязательно решит попробовать их на вкус. В плане питания развитие идет усиленными темпами. Малютка снимает пищу с ложки и хорошо пьет из кружки, если вы поддерживаете его.

Чтобы стимулировать дальнейший рост грудника, давайте ему пищу с кальцием и белком. Если нет пищевых ограничений по здоровью, в рацион можно добавить молочные каши, творог, мясо. Эти продукты необходимы для прорезывания зубов, работы сердца, нормального роста костей и мышц.

Восьмой месяц

На восьмом месяце жизни грудничка не стоит оставлять одного, особенно на пеленальном столе или родительской кровати. Он уже самостоятельно встает у опоры, садится и перемещается. Это время идеально подходит для знакомства с новыми игрушками:

  • пирамидкой;
  • баночек с крышками;
  • счетами;
  • кубиками.

Эмоциональная связь с мамой по-прежнему остается сильной. Малыш расстраивается, если она покидает его даже на короткое время. Он скованно себя ведет в незнакомом месте, а дома уже отлично ориентируется в пространстве.

Во время бодрствования рекомендуется включать младенцу ритмичную музыку (в это время он начинает изображать подобие танца). Кроха может исполнять мелкие просьбы, учится махать уходящим родственникам. В лексиконе у него могут появиться новые слова: «мама», «пока», «папа».

Девятый месяц

В этом возрасте можно вместе с малышом совершенствовать мелкую моторику. Он уже с легкостью рвет и мнет бумагу. Неврологи утверждают, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому стоит помочь крохе. Сейчас в продаже есть специальный пластилин с небольшими шариками внутри. Он массирует пальцы и ладошки малыша, стимулируя нервные окончания.

Главным навыком девятого месяца жизни является – хождение вдоль опоры. Не стоит переживать, если в процессе ребенок упал на попу. Он встанет без вашей помощи и пойдет дальше. Такие ошибки позволяют развить у малыша вестибулярный аппарат, координацию и равновесие.

Грудничок начинает манипулировать родителями при помощи крика. Он начинает возмущаться, когда ему не дают самостоятельно есть ложкой или одеваться. При этом он любит, если ему дают поручения, особенно при посторонних или других родственниках.

Десятый месяц

В этом возрасте малыши умеют:

  • танцевать, топать, стоять без опоры и перемещаться у нее;
  • удерживать в руке по несколько предметов одновременно;
  • выполнять разнообразные действия с предметами;
  • показывать части лиц на картинках, игрушках или окружающих взрослых;
  • складывать мелкие предметы в ящики или ведерки;
  • копировать движения и мимику взрослых.

Поощряйте игры и самостоятельные действия ребенка. Они с их помощью познают мир, начинают ощущать себя личностями.

На десятом месяце жизни ребенку будет интересно пообщаться с другими детьми. При этом его можно начать воспитывать. Он уже поймет слово «нельзя» и простые просьбы («пойдем», «присядь», «постой»). Учитывайте, что малыш может не слушать ваши слова.

Одиннадцатый и двенадцатый месяцы

К этому периоду отлично подходит определение «взрослый ребенок». К этому периоду малыш овладел практически всеми базовыми навыками. Многие груднички этого возраста начинают вставать и ходить без опоры. Они отлично владеют своим телом и начинают активно участвовать во всех процессах: одевания, купания, питания. Они проявляют свои вкусовые пристрастия, отказываются от пищи, которая не понравилась по вкусу или консистенции.

Родители начинают понимать своих детей, ведь они произносят уже осознанные слова. Незнакомцам они могут показаться бессмысленным набором звуков. Всего к годовалому возрасту в лексиконе должно насчитываться около десятка слов.

Ребенок в возрасте около года повторяет звуки, которые он услышал от взрослых или телевизора. Старайтесь не использовать матерные слова, чтобы в лексиконе ребенка не появилась брань.

Эмоциональная связь появляется не только в отношении родителей. Кроха начинает испытывать привязанность к игрушкам. Вы можете заметить, что некоторые игрушки он берет чаще. К 11 месяцам обязательно приобретите грудничку куклу, несколько резиновых игрушек в виде животных, мягкие игрушки для сна. Он начнет ухаживать за своими питомцами: укладывать их спать, кормить и одевать.

Мягкие игрушки нельзя приобретать, если малыш склонен к аллергии. Если проблем со здоровьем нет, то лучше всего купить варианты с коротким ворсом и регулярно стирать их вместе с наполнителем.

Знакомство с окружающими предметами завершается тем, что младенец понимает, как правильно пользоваться ими. Он знает, что телефон нужно прикладывать к уху, молотком можно забить гвоздь, а веником нужно водить по полу. В возрасте около года дети могут проявлять себя как хозяева. Они перекладывают вещи с одного места на другое.

Не стоит переживать, если в год ваш малыш не делает попытки ходит без опоры, а в 5 месяцев не сидит. Все приведенные этапы развития крохи проходят постепенно от одного к другому. После полугода они изменяются практически каждый день, радуя родителей первыми попытками ходьбы или звонким смехом. Развитие ребенка по месяцам до года чаще всего проходит по индивидуальному графику, который опережает среднестатистический или отстает от него. Родителям важно не поддаваться панике в обоих случаях. Регулярно посещайте педиатра, грамотный врач во время них определит, насколько нормально протекает процесс обучения навыкам.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: