Нужно ли заставлять ребенка учиться: советы Комаровского.

Как-то в комментариях возник спор на тему: «Есть ли лень, когда занимаешься любимым делом?»

Я и некоторые другие говорили, что лень есть всегда. Другие же утверждали, что когда делаешь то, что нравится, то о лени не может быть и речи.

У меня появились сомнения в себе и своем деле. Если ленюсь, значит, нет мотивации и делом занимаюсь не своим.Подумала, а вдруг правда не мое? Этой теме целый блог посвятила,но при этом постоянно борюсь с ленью. Наверное, писать – это не мое призвание – думала я. И этот вопрос очень сильно меня зацепил, начала искать ответы.

Ответ
И вы представляете, нашла же! Оказывается, тут все дело в Разгоне. Все как в физике, когда тело движется, то нужно прилагать усилия, чтобы его остановить, оно движется по инерции. И наоборот, в состоянии покоя тело инертно и нужно прилагать усилия,чтобы тело начало двигаться.

Как с маховиком, сначала он крутится медленно и тяжело. Потом уже легче и когда наберет скорость, его уже невозможно остановить.

Так и с разгоном человека.Когда он начинаетновое дело, не важно это любимое дело или занятия спортом, свой бизнес, курсы или ведение блога, то первое время ему нужно применятьсамодисциплину,заставлять себя что-то делать.Затем, когда человек уже разогнался, то есть привык что-то делать, то ему уже не нужно бороться с собой,он получает от этого удовольствие.

Тому, кто движется, уже легче делать, чем не делать.У него уже получается, как бы «само собой».

Мой пример

Год назад я писала на блог один-два поста в месяц. Писала редко, потому чтотекст был сумбурный, корявый, вымученный, некрасивый и с ошибками. Мне не нравилось то, что получалось и не хотелось больше этим заниматься.

Затем прочитала, что чтобы научиться хорошо , надо писать много и ежедневно. Трудно было преодолевать лень и нежелание, чтобы заставлять себя писать каждый день.И завела и статьи для блога писала.Так прошел годи я разогналась.Писать стало легче,может не так красиво, воздушно и стильно, как у других. Но иногда слова начинали литься сами собой, нужно было только успевать записать мысль.Сейчас и интереснее писать, иприятнее,потому что стадия «гадкого утенка» пройдена). Е сли что-то не запишешь, то эта мысль будет преследовать и не даст уснуть).

Теперь уже учусь, писать качественно и цепляюще, это еще впереди.

Еще учусь понемногу танцевать, все движения не получаются и даются с трудом, уже раз двадцать бросала и начинала.Приходится заставлять себя, делать упражнения хотя бы 15 минут в день.Короче пока все ужасно, но зато скоро как запляшу.

ВЫВОД:

Чтобы разогнаться, нужно развивать самодисциплину. Первое время, нужно бороться с собой и со своей ленью. Самодисциплина нужна только в определенный период, пока не выработаются новые привычки. Деятельность, которая раньше выполнялась с помощью силы воли, затем становится развлечением. Это одинаково для спорта, бизнеса и творчества.И конечно же для призвания.

Так что первое время заставлять себя стоит! Даже если вы занимаетесь любимым делом, то первое время вам необходимо будет вырабатывать привычку действовать, чтобы постепенно достичь мастерства.

Зачастую, если ребенок плохо ест, постоянно отказывается от еды, родители стараются любой ценой, идя на разные ухищрения – от уговоров и обещаний вознаграждения до криков и запугивания. Конечно, они сильно переживают, что ребенку не хватает питательных веществ и это может плохо сказаться на его росте и развитии, но все же такой подход пользы ребенку не принесет. Поговорим о наиболее частых заблуждениях родителей детей-малоежек.

Малыш должен съедать весь положенный по возрасту объем пищи. Данное утверждение является неверным. Важно понимать, что рекомендации по детскому питанию являются усредненными, они не учитывают индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. Вполне возможно, что кроха унаследовал от родственников замедленный или ускоренный обмен веществ, что также выражается в повышенном или пониженном аппетите, избирательный вкус (ребенок не ест некоторые продукты) или пониженный аппетит. В силу возрастных особенностей желудочно-кишечного тракта или каких-то заболеваний у малыша может быть снижена активность пищеварительных ферментов, а значит, процессы пищеварения будут протекать медленнее, а аппетит будет не очень хорошим.

Подвижные детки обычно отличаются хорошим аппетитом (ведь физическая активность требует восполнения запасов энергии), а флегматики, как правило, малоежки. Объем предлагаемой пищи зависит от аппетита детей. Нужно с пониманием относиться к ребенку со сниженным аппетитом: если он не всегда съедает порцию, рекомендованную по возрасту, то не стоит настаивать – ему можно временно организовать дополнительный прием пищи, например, второй завтрак и еще один легкий ужин.

Считается, что за сутки среднестатистический годовалый малыш должен съедать в общей сложности около 1000 мл пищи, калорийность которой составляет 1000–1100 ккал.

Если в тарелке остается еда, то ребенка необходимо заставить все доесть. Это огромное заблуждение родителей, нередко приводящее к избыточному весу у ребенка. Потребность малыша в еде – это потребность в энергии, которую он расходует. Здоровый детский организм сам регулирует аппетит: если ребенок хорошо и много двигается, не перегревается, занят умственной работой, то и аппетит у него хороший. Растратив всю полученную за предыдущее кормление энергию, малыш, как правило, съедает всю положенную по возрасту порцию. А в случае, если энергии у него осталось много, он может не хотеть есть и будет отказываться от еды. Если малыша, регулярно оставляющего в тарелке еду, насильно кормить, то он получит избыток питательных веществ, который не будет преобразован в энергию, а отложится в виде жировой ткани, что впоследствии может привести к ожирению.

Для достижения цели подойдут любые методы – мультфильмы, сказки, игры и т. п. Недопустимо отвлекать внимание ребенка от еды, а именно это и происходит за просмотром мультфильмов и игрой: ребенок не только не видит пищу, но даже плохо чувствует ее запах. А значит, не запускается процесс пищеварения – не начинают вырабатываться пищеварительные соки и ферменты. Происходит это потому, что органы желудочно-кишечного тракта работают рефлекторно, и для их точной и сложной работы нужно сначала увидеть еду и почувствовать ее запах. Это и называется рефлекторной фазой пищеварения. Уже через несколько секунд после того, как мы почувствовали запах еды, значительно усиливается выделение пищеварительного сока поджелудочной железой, происходит выход желчи в двенадцатиперстную кишку, усиливается образование желудочного и кишечного пищеварительных соков. Отвлекаясь от еды, малыш проглатывает пищу, не замечая ее вкуса, цвета и запаха. При этом ферменты и пищеварительные соки вырабатываются в недостаточном количестве, а работа желудочно-кишечного тракта замедляется. Это, в свою очередь, может стать причиной многих проблем – нарушения обменных процессов, в том числе ожирения, воспалительных заболеваний, например, гастрита (воспаление слизистой желудка), изжоги, отрыжки и пр.

Надо во что бы то ни стало накормить ребенка полезным, но, на его взгляд, невкусным или нелюбимым продуктом – запихнуть в него творог, кашу и т. п. Это неправильно. Навязывание детям нелюбимых ими продуктов или блюд может привести не только к снижению аппетита, но и к психосоматическим проблемам – развитию анорексии (отказ от еды за счет сильного снижения или полного отсутствия аппетита). Даже у малышей могут складываться предпочтения в еде. Не стоит насильно кормить ребенка неполюбившимся продуктом: механизмы физической защиты вызовут рвотный рефлекс, а если данная манипуляция будет повторяться часто, в дальнейшем один вид или запах, постоянно сопровождающий кормление невкусной едой, будет вызывать тошноту и рвоту. Зная, что ребенок не любит конкретное блюдо, лучше предложить более-менее приемлемый для малыша продукт, дать ему возможность отдохнуть от нелюбимого блюда (например, ненавистной каши), тогда возрастает вероятность того, что в дальнейшем он будет относиться к ней более доброжелательно. А чтобы накормить малыша нелюбимыми, но полезными продуктами, можно немного схитрить, например, замаскировать их подливкой, сделать из них котлетки, добавить в кашу или творог кусочки фруктов, изменив тем самым вкус блюда, и т. п.

Можно кормить ребенка, пока он играет или бегает, лишь бы ел. Абсолютно неверное решение проблемы. Именно детский возраст является благодатной почвой для закладывания определенных навыков, формирования правильных стереотипов. Для хороших и физиологически правильных процессов пищеварения необходимо, чтобы у ребенка было свое место, где он кушает, свои тарелка, ложка, чашка. Соблюдение определенных правил питания приучает ребенка к дисциплине, что в дальнейшем ему очень пригодится. Кроме того, малыш должен учиться есть самостоятельно, пользуясь столовыми приборами, а не руками, и делать это аккуратно. Для закрепления навыков нужны ежедневные тренировки. А пробежки мимо стола не способствуют соблюдению определенных правил, и у ребенка не вырабатываются правильное пищевое поведение и привычки. Кроме того, физическая активность во время еды недопустима, так как нельзя исключить несчастные случаи: ребенок может, например, подавиться куском пищи. Во избежание различных проблем со здоровьем и нежелательных поведенческих реакций малыша предпочтительно кормить его правильно с самого раннего возраста (с началом ), показывая на собственном примере, как нужно вести себя за столом.

Каждый раз после еды можно обещать ребенку что-то вкусное, но совсем не полезное (сладости, выпечку и пр.). Такую тактику тоже нельзя признать правильной. Существует категория детей-сладкоежек – они идут на любые условия, лишь бы получить , и надо остерегаться избыточного поступления простых углеводов в их организм. Кстати, этот совет подходит не только для сладкоежек, но и абсолютно для всех детей. Именно для утилизации глюкозы (она образуется при переваривании углеводов) поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин. Повышенная нагрузка на этот орган может привести к нежелательным последствиям – развитию сахарного диабета (заболевание, при котором нарушено усвоение глюкозы организмом за счет снижения выработки инсулина – основного участника данного процесса). Кроме того, все отличаются высокой калорийностью, и ребенок, съев всю порцию еды и уже получив должное количество энергии с пищей, поглощая сладости, приобретает лишние калории. При регулярном подобном питании набирается избыточный вес, а в дальнейшем развивается ожирение, влекущее за собой проблемы со здоровьем, ведь нет практически ни одной системы в организме, которая бы не страдала от чрезмерной массы тела. Сладости, кондитерские изделия, выпечку не стоит регулярно давать малышу, их можно предлагать лишь изредка, в небольшом количестве (не более 10 г в день) и желательно детям после 3 лет. В противном случае ребенок с плохим аппетитом, получив вдоволь сладостей, откажется от еды.

Стимуляторы аппетита

Улучшить аппетит ребенка помогут:

  • Правильный режим питания (количество приемов пищи и объем порции в соответствии с возрастом крохи).
  • Исключение перекусов между основными приемами пищи.
  • Правильный распорядок дня (питание, сон и бодрствование по определенному режиму дня).
  • Активные физические нагрузки – подвижные игры, длительное пребывание на свежем воздухе.
  • Исключение всех моментов, отвлекающих ребенка от процесса приема пищи.
  • Ограничение сладостей в меню.
  • Совместное с ребенком приготовление пищи, украшение блюд и сервировка стола.
  • Использование красивых кухонных приборов, посуды, привлекающей внимание ребенка.

Чувство лени знакомо каждому из нас. Мы откладываем «на потом» занятия спортом, тянем с уборкой в квартире по выходным и не можем заставить себя погулять вечером с собакой. Каков механизм этого пагубного чувства? Почему имея перед собой конкретные цели, мы предпочитаем бездействовать? И вообще, нужно ли заставлять себя?

Почему нужно заставлять себя?

Лень - это реакция организма на ряд объективных и субъективных факторов. Даже заядлые трудоголики могут на некоторое время абстрагироваться от внешнего мира, отключив телефон и интернет, и полностью погрузиться в тишину и спокойствие. И это не проявление полного бездействия, это просто физиологическая потребность организма в кратковременном отдыхе.

А если человек пережил сильное эмоциональное потрясение - потерю близкого друга, увольнение или расставание с любимым? Реакцией на такие стрессовые ситуации может быть желание просто лежать на диване или закрыться на несколько дней в квартире. И это состояние похоже, скорее, на апатию, чем на лень.

Поэтому прежде чем начинать борьбу со своей ленью, разберитесь со своим внутренним состоянием. Возможно, возникающее время от времени желание побездельничать - отличный повод выделить время для себя, разобраться в собственных приоритетах, целях и желаниях.

Как заставить себя действовать?

  • Разберитесь в причинах

К завтрашнему утреннему совещанию нужно подготовить важный доклад, а вы к нему даже ещё не приступали? Подумайте, почему вам не хочется этого делать? Возможно, вы находите такое занятие слишком скучным. Тогда на минуту представьте, как ваше нежелание действовать может отразиться на будущей карьере. Не самые радужные перспективы, правда? Поэтому соберите волю в кулак и приступайте к работе немедленно. То, как вы проявите себя сейчас, во многом зависит ваше будущее. То же самое касается и других сфер жизни. Занятия спортом улучшают вашу фигуру, правильное питание способствует хорошему здоровью, а уборка в доме делает его более уютным. Делать что-то нужно ни для посторонних людей, а в первую очередь - для себя.

  • Одна из главных причин нашей лени - страх

Зачем я должен это делать, если меня все равно не поймут? Страх быть осмеянным и боязнь неудачи буквально блокируют наше желание действовать. Получается, опираясь на собственные предрассудки и комплексы, мы не можем позволить себе делать то, что хотим. Как быть в данной ситуации? Ответ очевиден: научитесь себя любить и принимать. А разобравшись в причинах своих осознанных страхов, вы сможете полностью от них избавиться.

  • Рассчитывайте на свои силы

Вспомните, как вы обычно действуете перед стартом нового дела? Мысленно перебираете все возможные варианты развития ситуации, и совсем забываете, для чего вам это нужно делать? Выбросьте негативные установки из головы. То, о чём вы думаете, обязательно найдет своё отображение на конечном результате. Для достижения поставленной цели у вас есть определенные знания, умения и навыки, используйте их по максимуму.

  • Не пытайтесь делать 1000 дел одновременно, это не по силам даже самому трудолюбивому человеку

Если занятие не вызывает у вас особого интереса и вы просто вынуждены трудиться через силу, делайте небольшие перерывы. Только не смешивайте одинаковые виды деятельности. Если занимаетесь умственным трудом, делайте паузы на кофе или для прогулок на свежем воздухе. Но только не злоупотребляйте, 2-3 перерыва в течение рабочего дня вполне достаточно.

  • Превратите свой самое нелюбимое дело в привычку и выполняйте его каждый день в определенное время

Например, это может быть протирание пыли. Через 3 недели эта обязанность полностью перестанет вас раздражать.

  • Измените свое отношение к выполняемой работе

Не любите мыть полы - представьте, что внезапно на пороге дома могут появиться нежданные гости. Готовка обеда вызывает тоску? Обновите набор кухонной утвари, тихонько включите музыку и превратите нелюбимое занятие в увлекательный процесс. То, что входит в круг ваших повседневных обязанностей, никуда от вас не денется. Главное, суметь вовремя изменить отношение к ситуации.

  • Уберите из зоны доступа все видимые соблазны

Не работайте с включенной «аськой», уберите из рабочего стола бульварную прессу, поставьте мобильный телефон на беззвучный режим. Временно изолируйте всё то, что может вас отвлекать от важных дел. Отдыхать будете после достижения желаемых результатов.

  • Не забывайте про поощрения

Пообещайте себе: если я сейчас буду делать то, что должен, по завершении работы получу приятный сюрприз. Предвкушение радостных моментов - прекрасная мотивация для выполнения даже самого нелюбимого дела.

Нужно заставлять себя делать то, что не хочется, если вы пребываете в плохом настроении, не выспались или переутомились? Кажется, ответ очевиден. Научитесь подходить к каждому заданию с оптимистическим настроем, ставьте перед собой досягаемые цели, прикладывайте максимум усилий, и у вас обязательно все получится.

Нередко можно услышать о том, что какой-то школьник делает домашнее задание часами, другой - выполняет работу частично особо не беспокоясь правильно ли, а третий - вообще игнорирует домашние задания и получает за тунеядство плохие оценки.

Дети часто нарочно затягивают выполнение домашних заданий, доходит даже до симуляции болезни. Сталкиваясь с подобной ситуацией, родители не знают как поступить: заставлять ребенка учиться под личным неустанным контролем либо пустить все на самотек, приучая к самостоятельности и ответственности.

Как заставить ребенка учиться: нужно и можно ли это делать вообще? На эти вопросы, а также о том, как правильно учить уроки с ребенком, расскажем ниже.

Причины нежелания детей делать уроки и выход из ситуации

Известный в Украине педиатр Евгений Комаровский уверен, что главное не школа, а здоровье. Родители должны сделать все возможное и невозможное, но обеспечить развитие здоровой личности. С позиции доктора Комаровского, начинать посещение школы лучше с 7- летнего возраста, когда ребенок физически готов длительным высиживаниям за партой и не менее длительному процессу выполнения домашних заданий. Когда же ребенок уже ходит в школу, то зачастую родителей его здоровье интересует меньше успеваемости, что приводит к тому, что некоторые болезни “запускаются” или даже “пропускаются”.

Причин, по которым дети не хотят делать уроки с точки зрения педиатрии всего одна - у ребенка плохое самочувствие. Все остальные относятся к области психологии и развития интеллекта.

Итак, основных причин отказа ребенка делать домашнее насчитывают 5:

  • Непонимание материала

Школьная программа довольно насыщенна и ребенку бывает сложно привыкнуть к темпам подачи материала преподавателями. Не все “схватывают” его “на лету”. Если ребенок не понимает суть урока, соответственно ему сложно сделать домашнее задание, как следствие - потеря интереса к предмету.

Выход: ни в коем случае нельзя делать уроки вместо ребенка. Если речь идет о начальной школе, то родителям стоит попробовать объяснить рабочий материал дома, в спокойной обстановке. Можно экспериментировать с подачей не усвоенного материала, объясняя его так, что ребенку станет интересно. Кричать, обзывать или бить детей за непонимание - нельзя. Для того, чтобы “догнать” материал лучше использовать выходной, когда родители не будут спешить, нервничать и смогут спокойно донести до ребенка свои мысли.

  • Страх получить низкий балл

Найдется небольшой процент родителей, которых не заботит успеваемость их детей в школе. Большинство контролирует отметки и ругают за плохие. Поэтому причина отказа ребенка делать уроки может крыться в неуверенности в собственных силах. В итоге дети находят выход в списывании у одноклассников и перестают учить уроки дома.

Выход: родителям необходимо научиться пересиливать себя и адекватнее реагировать на “плохие” оценки. Дело еще в том, какой именно бал считать “плохим”? Исходя из 12-и бальной системы оценивания знаний, полученные 9,8,7 говорят об очень неплохих познаниях ребенка в предмете. Даже “6” - это любимое “4” с минусом многих родителей, которые учились при 5-и бальной системе. Ребенок должен знать, что его любят и уважают независимо от школьных балов, а не очень хорошую по меркам родителей отметку, и даже “двойку” всегда можно исправить. Знания можно “подтянуть” и многое зависит от качества выполненного домашнего задания.

  • Родительское равнодушие

Родителям кажется, что работая сутками напролет, они тем самым делают “все” для будущего своих чад. Вот только со стороны ребенка это выглядит иначе: ему кажется, что родителям безразлично чем он живет и с какими проблемами столкнулся. Поэтому не выполнение домашней работы является своеобразным ответным ходом: “если тебе наплевать на меня, мне незачем делать уроки”. Отказ делать уроки не только протест, но и метод привлечения родительского внимания.

Выход: Откровенный разговор с ребенком, уделение внимания его проблемам, разделение радостей, совместный досуг - поможет чаду справиться с одиночеством. Когда ребенок будет уверен в родительской любви, будет видеть их заботу, ему самому захочется радовать своими школьными успехами - он будет выполнять домашние задания.

  • Излишняя самоуверенность

Есть определенный процент детей, с высоким интеллектом и усидчивостью, которым легко дается учеба. В определенный момент они вдруг понимают, что прикладывать лишние усилия больше нет необходимости: усвоили материал на уроке и домашнее задание делать не надо либо его можно сделать вне дома, а например в школе на перемене, за счет другого урока. До поры до времени это срабатывает. Но с каждым разом задания становятся сложнее и времени на “быструю домашку” в школе не хватает, соответственно уроки делаются тяп-ляп, успеваемость падает.

Выход: Родителям надо “словить” тот момент, когда ребенок становится расхлябанным. В большинстве случаев прилежный ученик и сам понимает, что “скатился” и пора исправлять низкие отметки.

  • Внешкольная загруженность

Практически каждый школьник сегодня помимо посещения средне образовательного учебного заведения загружен еще внеклассными занятиями: посещает спортивную школу, занятия в музыкальной или художественной школе, различных кружках, занимается дополнительно с педагогами по отдельным предметам. Нередко родители сами загружает ребенка “под завязку” и делать домашние задания у уставшего под вечер человечка просто нет ни сил, ни желания.

Выход: расставить приоритеты и разгрузить ребенка. Для полноценного развития личности вполне хватит одного-двух серьезных увлечений, которым можно посвящать свободное от учебы время. Спорт, рисование, танцы и другие увлечения должны быть в жизни ребенка в ущерб школе, только при наличии больших способностей, которые необходимо развивать с удвоенной силой. Дополнительный иностранный язык также можно выучить в свободное от учебы время.

Накормить любой ценой или оставить в покое и подождать, пока ребенок сам попросит еду - непростой вопрос для родителей. Педиатры рассказали, как правильно себя вести в разных ситуациях, и объяснили, по каким причинам дети могут отказываться есть.

Ребенок может отказываться от еды по разным причинам: плохо себя чувствует, не нравятся конкретные продукты, он просто не голоден. Но никогда, ни в одной из этих ситуаций не заставляйте ребенка есть. Насильное кормление вызывает отвращение к еде и сформирует нездоровое пищевое поведение в будущем, вплоть до анорексии. Если ребенок плохо себя чувствует (ОРВИ, ротавирус и так далее) и отказывается от еды, ничего страшного. Главное - давайте ему пить, лучше всего простую воду. Из-за вирусной или бактериальной интоксикации аппетит у ребенка снижен, но на следующий день (максимум через два-три дня) он точно попросит есть.

Не нравятся какие-то конкретные полезные продукты? Тут действует правило - предлагаем до десяти раз с интервалом в месяц. Родители дают попробовать ребенку один и тот же продукт примерно раз в месяц. Можно в разных формах. Например, брокколи в виде пюре, оладьев, в супе. Можно «контрабандой» - спрятать ту же брокколи в запеканку. Если и после десяти раз вы получаете категоричный отказ, замените этот продукт на другой, аналогичный по содержанию полезных веществ.

Когда ребенок просто капризничает и ничего не ест, с этим тоже можно что-то сделать, не заставляя. Вот несколько простых рекомендаций. Чтобы ребенок ел, ему нужен режим - еда в одно и то же время. Так ребенок начинает испытывать чувство голода, когда приходит время приема пищи. Чтобы аппетит не терялся, уберите из рациона все углеводные и жировые перекусы, оставьте только фрукты или овощи, например морковь.

Не кормите под телевизор и компьютерные игры. Дети должны осознанно выбирать, что именно они едят.

Выходите из общества «чистых тарелок». Дети прекращают есть тогда, когда они наелись, - так они учатся слышать свой организм и его сигналы о насыщении.

Начните с себя. Дети копируют наше поведение, в том числе и пищевое. Именно вы решаете, какую еду покупать и когда ее подавать. Поэтому будьте примером и питайтесь правильно, выбирайте полезные перекусы, ешьте за столом, не пропускайте приемы пищи.

Все же бывают ситуации, когда ребенка, который отказывается от еды, стоит показать врачу. Например, если он наотрез отказывается от действительно важных продуктов: от мяса (источника железа), от молочных продуктов (источника кальция). Тогда педиатр посоветует продукты-заменители или назначит добавки.

Если ребенок мало ест и при этом плохо себя чувствует (слабость, сухая кожа, выпадают волосы, нарушение стула) или вам кажется, что у ребенка недобор веса, - это тоже повод проконсультироваться со специалистом.

Заставлять ребенка есть, если он не хочет, не нужно. При снижении аппетита у здорового ребенка правильно использовать скорее такие понятия, как замотивировать или сподвигнуть. Например, эффективными могут быть такие фразы, как «нужно поесть, чтобы вырасти таким же сильным, как папа (или какой-то любимый персонаж сказок, мультфильмов)». Немаловажными в данном вопросе являются запах и внешний вид еды: они должны способствовать аппетиту.

Зачастую родителям только кажется, что их ребенок мало ест. Необходимо оценить количество и разнообразие съедаемой за день пищи.

Также ребенок может плохо есть или отказываться от еды в основные приемы пищи из-за того, что в перерывах употребляет много сладкого и мучного: такую тактику родители сами часто используют, чтобы чем-то занять ребенка, только бы не отвлекал и не носился по дому. Жара, низкая физическая активность также могут снижать аппетит.

Но нужно помнить, что снижение аппетита может наблюдаться при нарушениях пищевого поведения и некоторых заболеваниях. Это могут быть: интоксикация на фоне острых заболеваний, заболевания желудочно-кишечного тракта (прием пищи может вызывать боль), эндокринные нарушения, нервно-психические заболевания (за счет угнетения пищевого центра), острая хирургическая патология (острый аппендицит) и другие.

Во время острых интеркуррентных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ) при плохом самочувствии ребенка не стоит его заставлять съедать целую тарелку, лучше предлагать еду часто малыми порциями - сколько съел, столько съел. Не стоит пичкать ребенка при тошноте.

В остальных случаях при заболеваниях мотивировать ребенка к приему пищи, а уж тем более заставлять не только не нужно, но и порой опасно. Заподозрить такие состояния позволяют сопутствующие жалобы и симптомы, а также плохое физическое развитие. Разобраться в истинных причинах снижения аппетита при наличии жалоб поможет только врач после осмотра и обследования.

Иллюстрация: Настя Григорьева



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: