Для ребенка значим каждый прожитый день, ведь, каждый день он не только растет, но и развивается. Чтобы малыш соответствовал нормам развития ребенка их, прежде всего, необходимо знать.
Норма развития ребенка 4 лет
В четыре года ребенок знает не только имя и фамилию, свой адрес, как зовут всех членов семьи, и кем они работают.
В норме ребенок знает несколько овощей и фруктов, растений и цветов, животных и птиц, погодных явлений, также малыш может назвать особенности каждого времени года. Четырехлетний карапуз знает и свободно оперирует понятиями «справа – слева», «выше – ниже», «шире – уже»,«короче – длиннее», « мало, много и один» и другие.
Также развивается мелкая моторика: малыш легко нанизывает бусины и пуговицы, завязывает узлы, застегивает и расстёгивает одежду и обувь, соединяет на бумаге при помощи линий точки, штрихует и закрашивает фигуры, находит предметы в окружающем пространстве заданной геометрической фигуры, понимает направления: « нижний — верхний». Рисунок человека в этом возрасте уже имеет шесть частей, как положено.
Речь продолжает совершенствоваться, малыш не только имитирует голоса животных, но и знает, что они делают, знает их детенышей, умеет подбирать обобщающие слова к группам предметов, например, овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт, животные и т.д. В этом возрасте ребенок в силах усвоить самые простые буквы и даже написать их.
Навыки самообслуживания позволяют быть самостоятельным: ребенок чистит зубы, умывается, вытирает лицо и руки, умеет пользоваться мылом, аккуратно кушает, сам может убирать игрушки и помогать поддерживать порядок. Полить цветы, покормить птичку и рыбок – все это не только по силам малышу, но и доставляет огромное удовольствие.
Одно и то же дело способно сконцентрировать внимание ребенка уже на 40-50 минут, однако при этом еще присутствует частое переключение внимания и отвлекаемость.
Норма развития ребенка 5 лет
Ребенок продолжает развиваться и «взбирается» по ступенькам развития вверх. Именно в этом возрасте у детей может проявиться первая влюбленность. Эмоциональная составляющая маленького человечка наполняется. Он переступает порог застенчивости, перестает упиваться своими успехами, а становится более критичным к себе, стыдится недостатков и презирает в себе ложь, жадность, трусость. Пятилетний возраст является пиком перед сказочными героями: Кощеем, Змеем Горынычем, Бабой-Ягой… Страшные сны и темнота продолжают пугать ребенка. Житейский опыт подсказывает, что надо бояться собаки, огня, наказания родителей и многих других ситуаций.
Четыре-пять лет время проявления стереотипов поведения согласно полу, что особенно проявляется в . На первый план выступают групповые сюжетно-ролевые игры. К пяти годам увеличивается дистанция между ребенком и взрослыми, т.к. физическая близость уменьшается и заменяется взаимопониманием и дружескими отношениями. В пять лет можно оценить интеллект ребенка и дать прогноз на будущее. В активном словаре ребенка более 2000 слов, среди которых есть уже и абстрактные понятия. В речи появляются вопросительные предложения и вопросы-предвидения «что будет?». Ответы на вопросы «зачем?» и «для чего?» очень интересуют детишек. В речи появляется будущее и прошедшее время.
Ребенок считает до 5, причем совершает и математические действия в пределах этого числа. В рисунке человека прорисовывается лицо, ребенок рисует глаза, рот, нос и иногда уши. Улучшается ориентировка не только в пространстве, но и во времени. Пятилетке подвластен уже и двухколесный велосипед.
Среди навыков самообслуживания: умение застилать постель, пользоваться столовыми приборами, расческой и носовым платком. Может выполнять одновременно 2-3 поручения, например, помыть посуду, подмести, протереть пыль… Фантазия в пять лет переполняет ребенка, причем так, что ему позавидовали братья Гримм.
Но наличие всех этих навыков у Вашего малыша – не повод останавливаться. Знайте: чем больше заниматься ребенком, тем проще ему будет адаптироваться к новому коллективу сначала в , а затем в школе. Тем более в наше время для этого созданы все условия: огромное количество развивающих книжек, просторы интернета изобилуют различными и речи. Родители просто должны уделить своему чаду немного времени, чтобы ребенок соответствовал нормам развития согласно возрасту.
Начиная примерно с 4 лет, дети вступают в период постепенной подготовки к школе. Развитие ребенка в 4 года - это важный этап формирования маленькой личности с определенными навыками и умениями.
Развитие ребенка в 4 года: речь и память
Специалисты утверждают, что в зависимости от обучения и окружения в 4 года словарный запас ребенка составляет от 500 до 2000 слов. В этом возрасте у ребенка развивается воображение и ассоциативное мышление, поэтому не надо слишком сильно ругать малыша за вранье.
Если с ребенком 3-4 лет , то можно откорректировать произношение, малыш сможет практически все звуки выговаривать правильно. У детей в этом возрасте уже появляется интонация, которую они копируют у взрослых. Кроме того, малыши в четырехлетнем возрасте уже могут озвучивать действия других людей, называть некоторые профессии, а также хорошо запоминают названия различных предметов и объединяют их в группы по схожим признакам.
Нормальное развитие ребенка в 4 года позволяет достаточно , отрывки из сказок, а также дети в этом возрасте могут разгадывать легкие загадки об окружающих предметах . Интересно, что дети к 4 годам уже невероятно любознательны и постоянно засыпают взрослых вопросами.
Некоторые специалисты считают, что в возрасте ближе к 5 годам детей уже можно обучать чтению и иностранному языку, но следует учитывать заинтересованность ребенка в этом процессе. Кроме того, ребенка можно постепенно знакомить с компьютером, но занятия должны продолжаться не более 10 минут.
Развитие ребенка в 4 года: внимание и восприятие
Считается, что в 4 года развитие ребенка позволяет ему не отвлекаться от интересующего его занятия не больше 15-20 минут. Поэтому, занимаясь с ребенком, следует дозировать нагрузку на малыша , чтобы у него сохранилась заинтересованность занятием.
В четырехлетнем возрасте дети самостоятельно собирают несложные пазлы, а также они более уверенно держат карандаш, рисуют и раскрашивают несложные картинки. Малыши уже должны понимать, где право и лево, а также определять положение предметов относительно себя.
В 4 года детки должны различать некоторые деревья, фрукты, овощи и цветы . При правильном развитии и занятиях с ребенком в четырехлетнем возрасте малыш должен различать количество предметов в пределах до 10. В таком возрасте дети могут считать от одного до 10 и различать геометрические фигуры, например, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник овал. Кроме того, нормальное развитие ребенка в 4 года позволяет ему понимать значения: больше, меньше или поровну.
Развитие ребенка в 4 года: моторика и навыки
У ребенка в 4 года уже достаточно развита моторика, поэтому он может нанизывать бусины среднего размера на проволоку, лепить несложные фигурки из пластилина , вырезать простые предметы по контуру и наклеивать их на лист бумаги.
Ребенок в 4 года уже способен различать карандаши по цветам . Кроме того, малыш сам должен шнуровать ботинки, застегивать пуговки и молнии, а также он уже должен нормально управляться с вилкой и ложкой.
Стоит отметить, что все вышеперечисленные нормы и стандарты могут несколько отличаться от навыков и умений вашего ребенка. Специалисты утверждают, что для каждого конкретного ребенка, а также зависит от ряда факторов. Все приведенные нормы развития ребенка в 4 года являются лишь обобщенными стандартами.
Он активно передвигается по комнате, а возможно, даже уверенно ходит. Произносит несколько слов и активно интересуется миром вокруг себя. Пришло время поговорить о навыках и развитии ребенка в период от 1 до 4 лет. Это время приобретения множества умений, овладения основами родного языка и формирования характера малыша. Какие задачи стоят перед ребенком в каждом полугодии, мы рассмотрим ниже, а вы сможете определить зону ближайшего развития по основным направлениям и организовать игры в жизни малыша так, чтобы его способности реализовывались в полной мере.
1 год – 1 год 5 месяцев
Мелкая моторика
- Хорошо хватает предметы и учится их целенаправленно отпускать, бросать.
- Умеет перекладывать некрупные игрушки из одной руки в другую.
- Манипулирует одновременно 2-3 предметами.
- У малыша сформирован «пинцетный захват». Ребенок берет мелкие предметы большим и указательным пальцами.
- Умеет вкладывать предметы один в другой (стаканчики, матрешки). Надевает колечки с широкими отверстиями на палочку – основание. При этом размер колечек не учитывает, т.е. собирает пирамидку как придётся.
Развитие речи
- Имеет достаточно большой пассивный словарный запас.
- Осознанно произносит до 30 — 40 слов, включая лепетные. Использует их при повышенной заинтересованности (напр. хочет получить игрушку, а взрослый по-другому не понимает).
- Отдельными звуками выражает свои эмоции.
- Учится подражать звукам животных.
- Любит играть в ладушки и другие простые игры. По ходу игры хлопает в ладоши, и выполняет другие знакомые движения о которых говорит взрослый.
- Выполняет простые просьбы или инструкции, которые сопровождаются жестами.
Физическое развитие
- Может самостоятельно ходить, или ходить с поддержкой.
- Самостоятельно поднимается в положение стоя и стоит без поддержки. Многократно меняет положение тела в пространстве (приседает, поворачивается, наклоняется).
- Умеет слезать с дивана без посторонней помощи.
- Ползает по наклонной поверхности или по лестнице вверх.
- Из положения «стоя» наклоняется, достает руками до пола и выпрямляется.
Социальное развитие
- Протягивает руки к «значимому» взрослому (который ухаживает и проводит с ним больше всего времени, чаще это мама).
- Удерживает предмет, который пытаются отобрать.
- Ярко и эмоционально реагирует на появление лица из-за платка (игра «Ку-ку»).
- Улыбается себе в зеркале и играет со своим отражением.
Развитие логики и мышления
- Ищет спрятанную игрушку, может пробовать прятать самостоятельно.
- Складывает кубики в коробку или в большую корзину.
- Различает предметы по размеру (если разница больше 3 см).
- Показывает или называем желаемый предмет, чтобы получить его без плача.
Самообслуживание
- Пьёт из чашки, но все еще может проливать жидкость на себя.
- Пользуется расческой по назначению.
- Самостоятельно ест ложкой твердую пищу, уверенно попадает ложкой в рот.
- Снимает с себя носки, шапку. Подставляет ножки и ручки во время одевания.
1 год 6 мес. – 2 года
Мелкая моторика
- Активно использует указательный жест.
- Вынимает предметы из ёмкости и складывает их обратно. Манипулирует мелкими предметами.
- Одной рукой удерживает два предмета.
- Перелистывает тонкие странички книг.
- Получается целенаправленно бросать предметы.
Развитие речи
- Указывает на знакомые изображения и предметы по словесной инструкции.
- Повторяет за взрослым отдельные слоги, слова и простые фразы.
- Строит предложения из 2 слов. В речи использует глаголы.
- Понимает простой рассказ по картинке и отвечает на вопросы.
- Понимает запреты, но следовать им не всегда может ввиду высокой эмоциональности.
- Начинает заменять лепетные слова правильными.
Игры для развития речи малышей читайте .
Физическое развитие
- Наклонившись, ребенок поднимает предмет с пола.
- Ходит без поддержки. Может ходить и удерживать равновесие на бруске шириной и высотой 15-20 см.
- Толкает коляску как большую, так и кукольную.
- Самостоятельно влезает на стул, диван и кресло.
- Подставляет стул, чтобы достать желаемые предметы.
- Учится пятиться назад.
Социальное развитие
- Показывает свою игрушку по просьбе взрослого или, приглашая поиграть с ним.
- Помогает одеть себя, приносит одежду, обувь.
- Хлопает в ладоши и выполняет разученные движения, когда слышит звуки знакомой песенки.
- При игре целенаправленно откатывает или бросает мяч взрослому.
Развитие мышления
- Строит простые постройки из кубиков: домик, ворота, башня.
- Ориентируется в простых формах: куб, шар, кирпичик и т.д.
- Сортирует предметы по одному из признаков: контрастный цвет (напр. синий и красный), форма, размер.
- Ориентируется в понятиях: много, мало.
Подробнее об интеллектуальном развитии в 2 года читайте .
Самообслуживание
- «Помогает» взрослым по уборке дома, копируя их действия.
- Приносит одежду и обувь. Самостоятельно надевает некоторые вещи с помощью взрослого.
- Ест ложкой, самостоятельно поднося ее ко рту, как твердую, так и жидкую пищу.
- Пытается чистить зубы, подражая взрослым.
- Выбрасывает в корзину мелкий мусор.
- Помогает загружать и разгружать стиральную машину.
- Учится чистить яйцо, банан, мандарин.
Как развивать самостоятельность у детей 1,5-3 лет читайте .
2 года – 2 года 5 мес.
Мелкая моторика
- Чертит карандашом. Учится раскрашивать, но еще часто выходит за контур.
- Проталкивает мелкие предметы в отверстие. Активно играет с самодельными и покупными сортерами.
- Правильно складывает пирамидку, матрешку из 4 фигурок.
- Расстегивает и застегивает липучки, кнопки, пуговицы, фастекс, молнию.
- Снимает прищепки.
- Учится совершать шагающие движения пальчиками и другие элементы пальчиковой гимнастики.
Игры для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет смотрите .
Развитие речи
- Активный словарный запас достигает 200-300 слов.
- Обобщает простые слова по категориям: одежда, игрушки, животные.
- Активно выражает свои желания не только жестами и плачем, но и словами.
- В речи начинает использовать существительные, глаголы, местоимения, прилагательные.
- Формирует фразу из 3 слов.
- Называет себя по имени.
- Появляются вопросы: Куда? Что это?
- Понимает простые рассказы взрослого о событиях из прошлого. Понимает сюжет сказки без опоры на картинку.
Подробнее о развитии речи в 2 года .
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Физическое развитие
- Поднимается по лестнице, помогая себе руками. Держится за перила и руку взрослого.
- Учится поднимать предмет с пола, присев на корточки.
- Может перешагнуть чередующимся шагом через препятствие высотой 15 см.
- Учится стоять на одной ноге.
- Любит активные прогулки на детской площадке: ходит по бордюру, лазает по лесенкам, бегает, подпрыгивает.
- Любит играть в догонялки.
Подвижные игры для детей 2-3 лет в этой .
Социальное развитие
- Помогает взрослым в работе по дому: вытирает пыль, подметает, пылесосит.
- Обнимает и гладит игрушку. Демонстрирует эмоции героев сказок.
- Говорит, рассматривая картинки. Называет предметы, изображенные на картинках, или озвучивает знакомый по сказке сюжет.
- Может играть самостоятельно до 30 мин.
- Радуется и бежит навстречу близким и родным.
Развитие мышления
- Выполняет цепочку последовательных логических действий.
- Подбирает по образцу сильно отличающиеся между собой и контрастные предметы.
- Сортирует по 4 цветам: синий, красный, желтый и зеленый.
- Ориентируется в трех размерах предметов с ярко выраженной разницей: большой, маленький, средний.
- Строит башенки из 2-6 кубиков.
- Собирает пазл из 2-3 кусочков.
- По словесной инструкции приносит и относит предметы в другую комнату.
Самостоятельность
- Ребенок может сам раздеться.
- Моет руки с мылом и вытирает их.
- Частично одевается: может одеть шапку, носки, штаны, кофту, свитер, платье, юбку.
- Активно осваивает горшок. Большую часть времени остается сухим.
- Вытирает тряпкой пролитую воду.
- Учится выворачивать и складывать свои вещи.
2 года 6 мес. – 3 года
Мелкая моторика
- Откручивает и открывает/закрывает крышки с разных баночек.
- Нанизывает крупные бусины на толстую нить с жестким концом.
- Предпочитает рисовать и раскрашивать рисунки пальцем.
- Может скопировать вертикальную, горизонтальную линии, крест, круг.
- Активно играет с песком и с глиной: делает куличики, разыгрывает с песком сюжетные игры (обед, чаепитие, поиск клада и т.п.).
- Учится пользоваться ножницами. Может разрезать лист А5 на 2 части.
- Пересыпает крупу из одной ёмкости в другую с помощью ложки.
Развитие речи
- Заучивает короткие стихи.
- В речи начинает активно использовать вопросительные слова: Где? Когда?
- Понимает сложноподчиненные предложения: Когда покушаем, я буду делать…
- Понимает простые вопросы: Что у тебя в коляске? И может на них ответить.
- Выполняет двухступенчатую инструкцию: Сначала принеси ведерко, потом налей в него воду.
- При наличии достаточного словарного запаса говорит сложными предложениями и использует придаточные.
Как развивать речь ребенка в 3 года читайте в .
Физическое развитие
- Умеет бросать мячик из-за головы.
- На лестнице ведет себя следующим образом: спускается, придерживаясь за перила, а поднимается самостоятельно без дополнительной опоры.
- Может играть сидя на корточках.
- Умеет прыгать на месте на двух ногах.
Социальное развитие
- Активно играет в сюжетные игры, усложняя их логически последовательными действиями: кормит куклу, умывает, укладывает спать, поет песенку и т.п.
- Начинает проявлять симпатию к посторонним и другим детям, особенно если раньше был к ним равнодушен.
- С удовольствием принимает участие в домашних делах, радуется если ему дают «взрослое» поручение.
Развитие мышления
- Самостоятельно правильно собирает пирамидку и складывает матрешку из 4 фигурок.
- Строит башенку из 9 кубиков.
- Собирает пазл из 6 частей.
- Делает сюжетные постройки из кубиков или конструктора и дает им названия.
- Подбирает по образцу основные геометрические фигуры и предметы, которые на них похожи.
- Проводит сортировку предметов по основным цветам в соответствии с образцом.
Самообслуживание
- Ребенок умеет самостоятельно и достаточно аккуратно кушать ложкой.
- Пьет из чашки или стакана, не проливая на себя.
- Самостоятельно раздевается. Правильно надевает вещи. При этом могут быть освоены не все застежки, не завязывает шнурки.
- Кладет свои игрушки на место.
- Помогает разбирать покупки, раскладывает по местам овощи, консервы, крупы.
- Делает бутерброды – раскладывает колбасу, овощи, зелень.
- Помогает накрывать на стол.
3 года – 3 года 5 мес.
Мелкая моторика
- Повторяет упражнения пальчиковой гимнастики
- Может нарисовать по образцу простые фигуры.
- Рисует достаточно ровные линии, обводит пунктирные.
- Владеет ножницами. Может порезать лист А5 на несколько полос.
- Успешно переливает воду из одной чашки в другую с минимальными потерями.
- Лепит из пластилина шарики, колбаски, делает лепешки, размазывает по листу в пределах контура.
- Застегивает и расстегивает все виды застежек, в т.ч. и шнурки.
Игры для развития мелкой моторики у детей старше 3 лет .
Развитие речи
- Разговаривает с игрушками, куклами и воображаемыми героями.
- Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Часто задает вопросы: Зачем? Почему?
- Легко запоминает стихи и песенки.
- Пересказывает короткие рассказы и знакомые сказки.
- Использует слова во множественном числе. Словообразование происходит не всегда правильно. Период отличается выраженным словотворчеством.
Физическое развитие
- Может перепрыгнуть с разбега через нарисованную черту.
- Перешагивает через препятствие высотой 20 см приставным шагом.
- По лестнице может подниматься и спускаться, не держась за перила.
- Умеет подбрасывать мяч вверх.
- Ходит на носках, может пройти на них 3 метра.
- Учится стоять на 1 ноге.
- Катается на 3-х колесном велосипеде.
- Спрыгивает с небольшой высоты обеими ногами.
Подвижные игры для детей 3-4 лет читайте .
Социальное развитие
- Ребенок говорит о себе в первом лице – «Я».
- Охотно изображает животных.
- С радостью выполняет поручения и стремится быть полезным.
- Помогает складывать покупки в корзину в магазине и раскладывать дома по местам.
- Любит смешить и веселить окружающих.
- Здоровается со знакомыми взрослыми и детьми.
Развитие мышления
- Правильно называет и показывает основные цвета.
- Различает право/лево. Ориентируется на картинке и в жизни в предлогах: на, над, под, в, спереди, сзади, около.
- Использует предметы в игре по назначению.
- Находит одинаковые предметы на изображении, фрагменты картинок.
- Сравнивает похожие картинки и находит 5 отличий.
- Находит логические пары.
- Может продолжить логическую последовательность и выбрать лишний предмет.
- Классифицирует предметы.
- Определяет на вкус и на запах разные продукты, знакомые специи.
Самообслуживание
- Самостоятельно раздевается, может самостоятельно одеваться с небольшой помощью.
- Умеет пользоваться салфеткой, носовым платком, полотенцем.
- После еды убирает посуду в мойку, помогает загружать посудомоечную машину.
- Моет игрушечную посуду.
- Может сорвать зелень с грядки и мелко нарвать её для салата.
- Протирает обувь губкой/тряпочкой.
- Учится подметать, пылесосить, помогает мыть пол.
- Вытирает пыль, поливает цветы при напоминании.
О развитии самостоятельности у детей старше 3 лет читайте .
3 года 6 мес. – 4 года
Мелкая моторика
- Ребенок умеет правильно держать карандаш, рисует ровные линии.
- Копирует и обводит такие фигуры как: шестигранник, звезда и т.п.
- Рисует пальчиком в воздухе знакомые фигуры/буквы/цифры.
- Вырезает простые геометрические фигуры, полоски.
- Играет с мозаикой, складывает счетные палочки/спички по образцу, нанизывает бусины.
- Сортирует мелкие предметы (крупу, бисер).
- Завязывает узлы, справляется со всеми видами застежек.
- Ловко разворачивает конфету.
- Аккуратно открывает спичечный коробок.
- Лепит из пластилина/соленого теста/глины сюжетные фигурки по инструкции.
Развитие речи
- Учится давать определения простым вещам, отвечает на вопросы: Что такое мяч? Что такое карандаш?
- С удовольствием слушает длинные сказки. Понимает текст без опоры на картинку. Запоминает и может с помощью взрослого пересказать текст или ответить на вопросы по тексту.
- Знает и называет свое имя и фамилию.
- Понимает и правильно использует в речи предлоги: на, под, перед, к, сзади.
- Отвечает на вопросы: Что ты будешь делать, если хочешь спать? А если хочешь кушать?
Физическое развитие
- Ребенок может прыгать на 20 см в длину и на 5 см в высоту двумя ногами.
- Может простоять на одной ноге 1 секунду, удерживая равновесие.
- Хорошо ездит на 3-х колесном велосипеде.
- Активно лазает по гимнастической лестнице, висит на руках.
- В игре с мячом: подбрасывает вверх, бросает взрослому, ловит, отбивает от стены, попадает мячом в цель.
- Проносит чашку с водой на расстояние 3 метра, не расплескав её.
- Запоминает танцевальные движения и повторяет их, может импровизировать в самостоятельном танце.
Социальное развитие
- Охотно играет с другими детьми, проявляет эмоциональный интерес при знакомстве.
- Демонстрирует свои умения, хвастается новыми игрушками, гордится похвалой.
- Радуется новым покупкам, игрушкам, одежде.
- Задает много вопросов.
- Проявляет эмпатию, может пожалеть другого ребенка, который плачет.
Развитие мышления
- Считает до 5 и обратно, умеет записывать эти цифры.
- Сравнивает количество предметов (больше, одинаково, меньше).
- Знает и рисует геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Может сравнивать предметы по ширине, длине и высоте. Устанавливает логические связи.
- Складывает пазлы из 12-20 частей.
- Способен запомнить до 8 картинок за 2 минуты.
- Собирает простую постройку из кубиков по схеме или по образцу.
- Помнит и рассказывает о событиях прошлого и позапрошлого дня.
- Правильно определяет последовательность событий.
- Может объяснить свои действия.
- Ориентируется в пространстве и на листе бумаги: дальше/ближе, справа/слева, сверху/снизу.
Самообслуживание
- Самостоятельно одевается под присмотром взрослого.
- Помогает собирать ягоды с кустов.
- Помогает с уборкой: вытирает пыль, пылесосит, моет пол.
- Убирает на место игрушки.
- Застилает свою кровать.
- Обращает внимание на опрятность одежды и свой внешний вид.
- Развешивает на низкой веревке или сушилке свое белье. Активно пользуется прищепками.
С каждым годом ребенок приобретает новые знания и умения, которые свидетельствуют о его полноценном развитии. Какими навыками малыш должен обладать в 4 года, родителям могут подсказать, определенные специалистами, нормы развития ребенка.
Развитие речи и памяти
Итак, к четырем годам дети, как правило, пользуются словарным запасом, который может насчитывать 2000 слов. Кроме того, в речи малыша уже часто встречаются местоимения, наречия, числительные и прилагательные.
В этом возрасте дети:
- знают и понимают названия многих предметов, которые могут объединять в группы по схожим признакам;
- называют профессии;
- могут назвать животное и его детеныша;
- озвучивают действия других людей.
Произношение становится более четким и правильным, мысли формируются в предложения. Появляется интонация, которую малыши часто перенимают у взрослых. В зависимости от ситуации, в которой находится ребенок, меняются громкость и темп его речи. Например, в присутствии незнакомого человека малыши часто понижают голос.
Хорошая позволяет им в этом возрасте запоминать небольшие легкие стихи, отрывки из сказок, фразы героев, которые они охотно пересказывают взрослым с некоторыми подсказками. Кроме того, четырехлетние дети с радостью берутся разгадывать загадки о предметах, которые их окружают.
В 4 года малыши очень любознательны. Их интересуют все на свете, поэтому они часто просто засыпают взрослых вопросами. И в то же время, делятся с ними своими впечатлениями и размышлениями.
Подбираясь к отметке в 5 лет, речь детей становится еще более сформированной. Малыши:
- употребляют слова-антонимы и понимают многозначность слов;
- составляют простые предложения, описывая действия нарисованные на картинках;
- различают слова с похожим звучанием;
- подбирают рифмы к словам;
- пользуются паузами и мимикой, рассказывая стихи или пересказывая сказку.
Специалисты, считают, что в этом возрасте можно пробовать обучать ребенка чтению и иностранному языку, учитывая при этом его заинтересованность в процессе, а также знакомить с компьютером.
Внимание, восприятие и математика
Внимание четырехлетнего малыша зависит от заинтересованности каким-либо занятием. В 4 года ребенок может не отвлекаться от интересующего его действия или предмета в течение 15-20 минут.
Что касается , то в этом возрасте дети способны зрительно соотносить предметы и потому они могут:
- разбирать и складывать четырехсоставную матрешку;
- правильно собирать пирамидку;
- составлять разрезанную на две или 3 части картинку;
- рисуя, верно размещать предметы на листе по отношению друг к другу (например, располагать солнышко вверху, а домик внизу) и т.д.
Кроме того, малыши: уже знают, где право, а где лево и определяют положение предметов относительно себя; правильно называют времена года и время суток; различают некоторые цветы, деревья, овощи и фрукты.
В сфере математических познаний до наступления пяти лет дети уже могут:
- различать количество предметов и их равенство и неравенство;
- знать и находить геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал);
- определять какой по счету предмет;
- различать цифры от одного до пяти и решать простые задачи в пределах этих чисел.
Развитие моторики и графических навыков
Моторика четырехлетнего ребенка достаточно развита и позволяет ему:
- нанизывать бусины среднего размера на толстую проволоку или леску;
- собирать узор из мелкой мозаики или конструировать что-то из кубиков Лего;
- определять предметы на ощупь;
- шнуровать ботинки;
- разрезать лист бумаги на полоски и вырезать некоторые предметы по контуру;
- наклеивать вырезанные фигуры и изображения, выстраивая композицию;
- сгибать листы бумаги пополам, совмещая при этом углы и стороны;
- управляться с карандашом и