Нормативы развития ребенка 4 лет

Для ребенка значим каждый прожитый день, ведь, каждый день он не только растет, но и развивается. Чтобы малыш соответствовал нормам развития ребенка их, прежде всего, необходимо знать.

Норма развития ребенка 4 лет

В четыре года ребенок знает не только имя и фамилию, свой адрес, как зовут всех членов семьи, и кем они работают.
В норме ребенок знает несколько овощей и фруктов, растений и цветов, животных и птиц, погодных явлений, также малыш может назвать особенности каждого времени года. Четырехлетний карапуз знает и свободно оперирует понятиями «справа – слева», «выше – ниже», «шире – уже»,«короче – длиннее», « мало, много и один» и другие.

Также развивается мелкая моторика: малыш легко нанизывает бусины и пуговицы, завязывает узлы, застегивает и расстёгивает одежду и обувь, соединяет на бумаге при помощи линий точки, штрихует и закрашивает фигуры, находит предметы в окружающем пространстве заданной геометрической фигуры, понимает направления: « нижний — верхний». Рисунок человека в этом возрасте уже имеет шесть частей, как положено.

Речь продолжает совершенствоваться, малыш не только имитирует голоса животных, но и знает, что они делают, знает их детенышей, умеет подбирать обобщающие слова к группам предметов, например, овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт, животные и т.д. В этом возрасте ребенок в силах усвоить самые простые буквы и даже написать их.

Навыки самообслуживания позволяют быть самостоятельным: ребенок чистит зубы, умывается, вытирает лицо и руки, умеет пользоваться мылом, аккуратно кушает, сам может убирать игрушки и помогать поддерживать порядок. Полить цветы, покормить птичку и рыбок – все это не только по силам малышу, но и доставляет огромное удовольствие.

Одно и то же дело способно сконцентрировать внимание ребенка уже на 40-50 минут, однако при этом еще присутствует частое переключение внимания и отвлекаемость.

Норма развития ребенка 5 лет

Ребенок продолжает развиваться и «взбирается» по ступенькам развития вверх. Именно в этом возрасте у детей может проявиться первая влюбленность. Эмоциональная составляющая маленького человечка наполняется. Он переступает порог застенчивости, перестает упиваться своими успехами, а становится более критичным к себе, стыдится недостатков и презирает в себе ложь, жадность, трусость. Пятилетний возраст является пиком перед сказочными героями: Кощеем, Змеем Горынычем, Бабой-Ягой… Страшные сны и темнота продолжают пугать ребенка. Житейский опыт подсказывает, что надо бояться собаки, огня, наказания родителей и многих других ситуаций.

Четыре-пять лет время проявления стереотипов поведения согласно полу, что особенно проявляется в . На первый план выступают групповые сюжетно-ролевые игры. К пяти годам увеличивается дистанция между ребенком и взрослыми, т.к. физическая близость уменьшается и заменяется взаимопониманием и дружескими отношениями. В пять лет можно оценить интеллект ребенка и дать прогноз на будущее. В активном словаре ребенка более 2000 слов, среди которых есть уже и абстрактные понятия. В речи появляются вопросительные предложения и вопросы-предвидения «что будет?». Ответы на вопросы «зачем?» и «для чего?» очень интересуют детишек. В речи появляется будущее и прошедшее время.

Ребенок считает до 5, причем совершает и математические действия в пределах этого числа. В рисунке человека прорисовывается лицо, ребенок рисует глаза, рот, нос и иногда уши. Улучшается ориентировка не только в пространстве, но и во времени. Пятилетке подвластен уже и двухколесный велосипед.

Среди навыков самообслуживания: умение застилать постель, пользоваться столовыми приборами, расческой и носовым платком. Может выполнять одновременно 2-3 поручения, например, помыть посуду, подмести, протереть пыль… Фантазия в пять лет переполняет ребенка, причем так, что ему позавидовали братья Гримм.

Но наличие всех этих навыков у Вашего малыша – не повод останавливаться. Знайте: чем больше заниматься ребенком, тем проще ему будет адаптироваться к новому коллективу сначала в , а затем в школе. Тем более в наше время для этого созданы все условия: огромное количество развивающих книжек, просторы интернета изобилуют различными и речи. Родители просто должны уделить своему чаду немного времени, чтобы ребенок соответствовал нормам развития согласно возрасту.


Начиная примерно с 4 лет, дети вступают в период постепенной подготовки к школе. Развитие ребенка в 4 года - это важный этап формирования маленькой личности с определенными навыками и умениями.

Развитие ребенка в 4 года: речь и память

Специалисты утверждают, что в зависимости от обучения и окружения в 4 года словарный запас ребенка составляет от 500 до 2000 слов. В этом возрасте у ребенка развивается воображение и ассоциативное мышление, поэтому не надо слишком сильно ругать малыша за вранье.

Если с ребенком 3-4 лет , то можно откорректировать произношение, малыш сможет практически все звуки выговаривать правильно. У детей в этом возрасте уже появляется интонация, которую они копируют у взрослых. Кроме того, малыши в четырехлетнем возрасте уже могут озвучивать действия других людей, называть некоторые профессии, а также хорошо запоминают названия различных предметов и объединяют их в группы по схожим признакам.

Нормальное развитие ребенка в 4 года позволяет достаточно , отрывки из сказок, а также дети в этом возрасте могут разгадывать легкие загадки об окружающих предметах . Интересно, что дети к 4 годам уже невероятно любознательны и постоянно засыпают взрослых вопросами.

Некоторые специалисты считают, что в возрасте ближе к 5 годам детей уже можно обучать чтению и иностранному языку, но следует учитывать заинтересованность ребенка в этом процессе. Кроме того, ребенка можно постепенно знакомить с компьютером, но занятия должны продолжаться не более 10 минут.

Развитие ребенка в 4 года: внимание и восприятие

Считается, что в 4 года развитие ребенка позволяет ему не отвлекаться от интересующего его занятия не больше 15-20 минут. Поэтому, занимаясь с ребенком, следует дозировать нагрузку на малыша , чтобы у него сохранилась заинтересованность занятием.

В четырехлетнем возрасте дети самостоятельно собирают несложные пазлы, а также они более уверенно держат карандаш, рисуют и раскрашивают несложные картинки. Малыши уже должны понимать, где право и лево, а также определять положение предметов относительно себя.

В 4 года детки должны различать некоторые деревья, фрукты, овощи и цветы . При правильном развитии и занятиях с ребенком в четырехлетнем возрасте малыш должен различать количество предметов в пределах до 10. В таком возрасте дети могут считать от одного до 10 и различать геометрические фигуры, например, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник овал. Кроме того, нормальное развитие ребенка в 4 года позволяет ему понимать значения: больше, меньше или поровну.

Развитие ребенка в 4 года: моторика и навыки

У ребенка в 4 года уже достаточно развита моторика, поэтому он может нанизывать бусины среднего размера на проволоку, лепить несложные фигурки из пластилина , вырезать простые предметы по контуру и наклеивать их на лист бумаги.

Ребенок в 4 года уже способен различать карандаши по цветам . Кроме того, малыш сам должен шнуровать ботинки, застегивать пуговки и молнии, а также он уже должен нормально управляться с вилкой и ложкой.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные нормы и стандарты могут несколько отличаться от навыков и умений вашего ребенка. Специалисты утверждают, что для каждого конкретного ребенка, а также зависит от ряда факторов. Все приведенные нормы развития ребенка в 4 года являются лишь обобщенными стандартами.

Он активно передвигается по комнате, а возможно, даже уверенно ходит. Произносит несколько слов и активно интересуется миром вокруг себя. Пришло время поговорить о навыках и развитии ребенка в период от 1 до 4 лет. Это время приобретения множества умений, овладения основами родного языка и формирования характера малыша. Какие задачи стоят перед ребенком в каждом полугодии, мы рассмотрим ниже, а вы сможете определить зону ближайшего развития по основным направлениям и организовать игры в жизни малыша так, чтобы его способности реализовывались в полной мере.

1 год – 1 год 5 месяцев

Мелкая моторика

  • Хорошо хватает предметы и учится их целенаправленно отпускать, бросать.
  • Умеет перекладывать некрупные игрушки из одной руки в другую.
  • Манипулирует одновременно 2-3 предметами.
  • У малыша сформирован «пинцетный захват». Ребенок берет мелкие предметы большим и указательным пальцами.
  • Умеет вкладывать предметы один в другой (стаканчики, матрешки). Надевает колечки с широкими отверстиями на палочку – основание. При этом размер колечек не учитывает, т.е. собирает пирамидку как придётся.

Развитие речи

  • Имеет достаточно большой пассивный словарный запас.
  • Осознанно произносит до 30 — 40 слов, включая лепетные. Использует их при повышенной заинтересованности (напр. хочет получить игрушку, а взрослый по-другому не понимает).
  • Отдельными звуками выражает свои эмоции.
  • Учится подражать звукам животных.
  • Любит играть в ладушки и другие простые игры. По ходу игры хлопает в ладоши, и выполняет другие знакомые движения о которых говорит взрослый.
  • Выполняет простые просьбы или инструкции, которые сопровождаются жестами.

Физическое развитие

  • Может самостоятельно ходить, или ходить с поддержкой.
  • Самостоятельно поднимается в положение стоя и стоит без поддержки. Многократно меняет положение тела в пространстве (приседает, поворачивается, наклоняется).
  • Умеет слезать с дивана без посторонней помощи.
  • Ползает по наклонной поверхности или по лестнице вверх.
  • Из положения «стоя» наклоняется, достает руками до пола и выпрямляется.

Социальное развитие

  • Протягивает руки к «значимому» взрослому (который ухаживает и проводит с ним больше всего времени, чаще это мама).
  • Удерживает предмет, который пытаются отобрать.
  • Ярко и эмоционально реагирует на появление лица из-за платка (игра «Ку-ку»).
  • Улыбается себе в зеркале и играет со своим отражением.

Развитие логики и мышления

  • Ищет спрятанную игрушку, может пробовать прятать самостоятельно.
  • Складывает кубики в коробку или в большую корзину.
  • Различает предметы по размеру (если разница больше 3 см).
  • Показывает или называем желаемый предмет, чтобы получить его без плача.

Самообслуживание

  • Пьёт из чашки, но все еще может проливать жидкость на себя.
  • Пользуется расческой по назначению.
  • Самостоятельно ест ложкой твердую пищу, уверенно попадает ложкой в рот.
  • Снимает с себя носки, шапку. Подставляет ножки и ручки во время одевания.

1 год 6 мес. – 2 года

Мелкая моторика

  • Активно использует указательный жест.
  • Вынимает предметы из ёмкости и складывает их обратно. Манипулирует мелкими предметами.
  • Одной рукой удерживает два предмета.
  • Перелистывает тонкие странички книг.
  • Получается целенаправленно бросать предметы.

Развитие речи

  • Указывает на знакомые изображения и предметы по словесной инструкции.
  • Повторяет за взрослым отдельные слоги, слова и простые фразы.
  • Строит предложения из 2 слов. В речи использует глаголы.
  • Понимает простой рассказ по картинке и отвечает на вопросы.
  • Понимает запреты, но следовать им не всегда может ввиду высокой эмоциональности.
  • Начинает заменять лепетные слова правильными.

Игры для развития речи малышей читайте .

Физическое развитие

  • Наклонившись, ребенок поднимает предмет с пола.
  • Ходит без поддержки. Может ходить и удерживать равновесие на бруске шириной и высотой 15-20 см.
  • Толкает коляску как большую, так и кукольную.
  • Самостоятельно влезает на стул, диван и кресло.
  • Подставляет стул, чтобы достать желаемые предметы.
  • Учится пятиться назад.

Социальное развитие

  • Показывает свою игрушку по просьбе взрослого или, приглашая поиграть с ним.
  • Помогает одеть себя, приносит одежду, обувь.
  • Хлопает в ладоши и выполняет разученные движения, когда слышит звуки знакомой песенки.
  • При игре целенаправленно откатывает или бросает мяч взрослому.

Развитие мышления

  • Строит простые постройки из кубиков: домик, ворота, башня.
  • Ориентируется в простых формах: куб, шар, кирпичик и т.д.
  • Сортирует предметы по одному из признаков: контрастный цвет (напр. синий и красный), форма, размер.
  • Ориентируется в понятиях: много, мало.

Подробнее об интеллектуальном развитии в 2 года читайте .

Самообслуживание

  • «Помогает» взрослым по уборке дома, копируя их действия.
  • Приносит одежду и обувь. Самостоятельно надевает некоторые вещи с помощью взрослого.
  • Ест ложкой, самостоятельно поднося ее ко рту, как твердую, так и жидкую пищу.
  • Пытается чистить зубы, подражая взрослым.
  • Выбрасывает в корзину мелкий мусор.
  • Помогает загружать и разгружать стиральную машину.
  • Учится чистить яйцо, банан, мандарин.

Как развивать самостоятельность у детей 1,5-3 лет читайте .

2 года – 2 года 5 мес.

Мелкая моторика

  • Чертит карандашом. Учится раскрашивать, но еще часто выходит за контур.
  • Проталкивает мелкие предметы в отверстие. Активно играет с самодельными и покупными сортерами.
  • Правильно складывает пирамидку, матрешку из 4 фигурок.
  • Расстегивает и застегивает липучки, кнопки, пуговицы, фастекс, молнию.
  • Снимает прищепки.
  • Учится совершать шагающие движения пальчиками и другие элементы пальчиковой гимнастики.

Игры для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет смотрите .

Развитие речи

  • Активный словарный запас достигает 200-300 слов.
  • Обобщает простые слова по категориям: одежда, игрушки, животные.
  • Активно выражает свои желания не только жестами и плачем, но и словами.
  • В речи начинает использовать существительные, глаголы, местоимения, прилагательные.
  • Формирует фразу из 3 слов.
  • Называет себя по имени.
  • Появляются вопросы: Куда? Что это?
  • Понимает простые рассказы взрослого о событиях из прошлого. Понимает сюжет сказки без опоры на картинку.

Подробнее о развитии речи в 2 года .

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Физическое развитие

  • Поднимается по лестнице, помогая себе руками. Держится за перила и руку взрослого.
  • Учится поднимать предмет с пола, присев на корточки.
  • Может перешагнуть чередующимся шагом через препятствие высотой 15 см.
  • Учится стоять на одной ноге.
  • Любит активные прогулки на детской площадке: ходит по бордюру, лазает по лесенкам, бегает, подпрыгивает.
  • Любит играть в догонялки.

Подвижные игры для детей 2-3 лет в этой .

Социальное развитие

  • Помогает взрослым в работе по дому: вытирает пыль, подметает, пылесосит.
  • Обнимает и гладит игрушку. Демонстрирует эмоции героев сказок.
  • Говорит, рассматривая картинки. Называет предметы, изображенные на картинках, или озвучивает знакомый по сказке сюжет.
  • Может играть самостоятельно до 30 мин.
  • Радуется и бежит навстречу близким и родным.

Развитие мышления

  • Выполняет цепочку последовательных логических действий.
  • Подбирает по образцу сильно отличающиеся между собой и контрастные предметы.
  • Сортирует по 4 цветам: синий, красный, желтый и зеленый.
  • Ориентируется в трех размерах предметов с ярко выраженной разницей: большой, маленький, средний.
  • Строит башенки из 2-6 кубиков.
  • Собирает пазл из 2-3 кусочков.
  • По словесной инструкции приносит и относит предметы в другую комнату.

Самостоятельность

  • Ребенок может сам раздеться.
  • Моет руки с мылом и вытирает их.
  • Частично одевается: может одеть шапку, носки, штаны, кофту, свитер, платье, юбку.
  • Активно осваивает горшок. Большую часть времени остается сухим.
  • Вытирает тряпкой пролитую воду.
  • Учится выворачивать и складывать свои вещи.

2 года 6 мес. – 3 года

Мелкая моторика

  • Откручивает и открывает/закрывает крышки с разных баночек.
  • Нанизывает крупные бусины на толстую нить с жестким концом.
  • Предпочитает рисовать и раскрашивать рисунки пальцем.
  • Может скопировать вертикальную, горизонтальную линии, крест, круг.
  • Активно играет с песком и с глиной: делает куличики, разыгрывает с песком сюжетные игры (обед, чаепитие, поиск клада и т.п.).
  • Учится пользоваться ножницами. Может разрезать лист А5 на 2 части.
  • Пересыпает крупу из одной ёмкости в другую с помощью ложки.

Развитие речи

  • Заучивает короткие стихи.
  • В речи начинает активно использовать вопросительные слова: Где? Когда?
  • Понимает сложноподчиненные предложения: Когда покушаем, я буду делать…
  • Понимает простые вопросы: Что у тебя в коляске? И может на них ответить.
  • Выполняет двухступенчатую инструкцию: Сначала принеси ведерко, потом налей в него воду.
  • При наличии достаточного словарного запаса говорит сложными предложениями и использует придаточные.

Как развивать речь ребенка в 3 года читайте в .

Физическое развитие

  • Умеет бросать мячик из-за головы.
  • На лестнице ведет себя следующим образом: спускается, придерживаясь за перила, а поднимается самостоятельно без дополнительной опоры.
  • Может играть сидя на корточках.
  • Умеет прыгать на месте на двух ногах.

Социальное развитие

  • Активно играет в сюжетные игры, усложняя их логически последовательными действиями: кормит куклу, умывает, укладывает спать, поет песенку и т.п.
  • Начинает проявлять симпатию к посторонним и другим детям, особенно если раньше был к ним равнодушен.
  • С удовольствием принимает участие в домашних делах, радуется если ему дают «взрослое» поручение.

Развитие мышления

  • Самостоятельно правильно собирает пирамидку и складывает матрешку из 4 фигурок.
  • Строит башенку из 9 кубиков.
  • Собирает пазл из 6 частей.
  • Делает сюжетные постройки из кубиков или конструктора и дает им названия.
  • Подбирает по образцу основные геометрические фигуры и предметы, которые на них похожи.
  • Проводит сортировку предметов по основным цветам в соответствии с образцом.

Самообслуживание

  • Ребенок умеет самостоятельно и достаточно аккуратно кушать ложкой.
  • Пьет из чашки или стакана, не проливая на себя.
  • Самостоятельно раздевается. Правильно надевает вещи. При этом могут быть освоены не все застежки, не завязывает шнурки.
  • Кладет свои игрушки на место.
  • Помогает разбирать покупки, раскладывает по местам овощи, консервы, крупы.
  • Делает бутерброды – раскладывает колбасу, овощи, зелень.
  • Помогает накрывать на стол.

3 года – 3 года 5 мес.

Мелкая моторика

  • Повторяет упражнения пальчиковой гимнастики
  • Может нарисовать по образцу простые фигуры.
  • Рисует достаточно ровные линии, обводит пунктирные.
  • Владеет ножницами. Может порезать лист А5 на несколько полос.
  • Успешно переливает воду из одной чашки в другую с минимальными потерями.
  • Лепит из пластилина шарики, колбаски, делает лепешки, размазывает по листу в пределах контура.
  • Застегивает и расстегивает все виды застежек, в т.ч. и шнурки.

Игры для развития мелкой моторики у детей старше 3 лет .

Развитие речи

  • Разговаривает с игрушками, куклами и воображаемыми героями.
  • Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Часто задает вопросы: Зачем? Почему?
  • Легко запоминает стихи и песенки.
  • Пересказывает короткие рассказы и знакомые сказки.
  • Использует слова во множественном числе. Словообразование происходит не всегда правильно. Период отличается выраженным словотворчеством.

Физическое развитие

  • Может перепрыгнуть с разбега через нарисованную черту.
  • Перешагивает через препятствие высотой 20 см приставным шагом.
  • По лестнице может подниматься и спускаться, не держась за перила.
  • Умеет подбрасывать мяч вверх.
  • Ходит на носках, может пройти на них 3 метра.
  • Учится стоять на 1 ноге.
  • Катается на 3-х колесном велосипеде.
  • Спрыгивает с небольшой высоты обеими ногами.

Подвижные игры для детей 3-4 лет читайте .

Социальное развитие

  • Ребенок говорит о себе в первом лице – «Я».
  • Охотно изображает животных.
  • С радостью выполняет поручения и стремится быть полезным.
  • Помогает складывать покупки в корзину в магазине и раскладывать дома по местам.
  • Любит смешить и веселить окружающих.
  • Здоровается со знакомыми взрослыми и детьми.

Развитие мышления

  • Правильно называет и показывает основные цвета.
  • Различает право/лево. Ориентируется на картинке и в жизни в предлогах: на, над, под, в, спереди, сзади, около.
  • Использует предметы в игре по назначению.
  • Находит одинаковые предметы на изображении, фрагменты картинок.
  • Сравнивает похожие картинки и находит 5 отличий.
  • Находит логические пары.
  • Может продолжить логическую последовательность и выбрать лишний предмет.
  • Классифицирует предметы.
  • Определяет на вкус и на запах разные продукты, знакомые специи.

Самообслуживание

  • Самостоятельно раздевается, может самостоятельно одеваться с небольшой помощью.
  • Умеет пользоваться салфеткой, носовым платком, полотенцем.
  • После еды убирает посуду в мойку, помогает загружать посудомоечную машину.
  • Моет игрушечную посуду.
  • Может сорвать зелень с грядки и мелко нарвать её для салата.
  • Протирает обувь губкой/тряпочкой.
  • Учится подметать, пылесосить, помогает мыть пол.
  • Вытирает пыль, поливает цветы при напоминании.

О развитии самостоятельности у детей старше 3 лет читайте .

3 года 6 мес. – 4 года

Мелкая моторика

  • Ребенок умеет правильно держать карандаш, рисует ровные линии.
  • Копирует и обводит такие фигуры как: шестигранник, звезда и т.п.
  • Рисует пальчиком в воздухе знакомые фигуры/буквы/цифры.
  • Вырезает простые геометрические фигуры, полоски.
  • Играет с мозаикой, складывает счетные палочки/спички по образцу, нанизывает бусины.
  • Сортирует мелкие предметы (крупу, бисер).
  • Завязывает узлы, справляется со всеми видами застежек.
  • Ловко разворачивает конфету.
  • Аккуратно открывает спичечный коробок.
  • Лепит из пластилина/соленого теста/глины сюжетные фигурки по инструкции.

Развитие речи

  • Учится давать определения простым вещам, отвечает на вопросы: Что такое мяч? Что такое карандаш?
  • С удовольствием слушает длинные сказки. Понимает текст без опоры на картинку. Запоминает и может с помощью взрослого пересказать текст или ответить на вопросы по тексту.
  • Знает и называет свое имя и фамилию.
  • Понимает и правильно использует в речи предлоги: на, под, перед, к, сзади.
  • Отвечает на вопросы: Что ты будешь делать, если хочешь спать? А если хочешь кушать?

Физическое развитие

  • Ребенок может прыгать на 20 см в длину и на 5 см в высоту двумя ногами.
  • Может простоять на одной ноге 1 секунду, удерживая равновесие.
  • Хорошо ездит на 3-х колесном велосипеде.
  • Активно лазает по гимнастической лестнице, висит на руках.
  • В игре с мячом: подбрасывает вверх, бросает взрослому, ловит, отбивает от стены, попадает мячом в цель.
  • Проносит чашку с водой на расстояние 3 метра, не расплескав её.
  • Запоминает танцевальные движения и повторяет их, может импровизировать в самостоятельном танце.

Социальное развитие

  • Охотно играет с другими детьми, проявляет эмоциональный интерес при знакомстве.
  • Демонстрирует свои умения, хвастается новыми игрушками, гордится похвалой.
  • Радуется новым покупкам, игрушкам, одежде.
  • Задает много вопросов.
  • Проявляет эмпатию, может пожалеть другого ребенка, который плачет.

Развитие мышления

  • Считает до 5 и обратно, умеет записывать эти цифры.
  • Сравнивает количество предметов (больше, одинаково, меньше).
  • Знает и рисует геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Может сравнивать предметы по ширине, длине и высоте. Устанавливает логические связи.
  • Складывает пазлы из 12-20 частей.
  • Способен запомнить до 8 картинок за 2 минуты.
  • Собирает простую постройку из кубиков по схеме или по образцу.
  • Помнит и рассказывает о событиях прошлого и позапрошлого дня.
  • Правильно определяет последовательность событий.
  • Может объяснить свои действия.
  • Ориентируется в пространстве и на листе бумаги: дальше/ближе, справа/слева, сверху/снизу.

Самообслуживание

  • Самостоятельно одевается под присмотром взрослого.
  • Помогает собирать ягоды с кустов.
  • Помогает с уборкой: вытирает пыль, пылесосит, моет пол.
  • Убирает на место игрушки.
  • Застилает свою кровать.
  • Обращает внимание на опрятность одежды и свой внешний вид.
  • Развешивает на низкой веревке или сушилке свое белье. Активно пользуется прищепками.

С каждым годом ребенок приобретает новые знания и умения, которые свидетельствуют о его полноценном развитии. Какими навыками малыш должен обладать в 4 года, родителям могут подсказать, определенные специалистами, нормы развития ребенка.

Развитие речи и памяти

Итак, к четырем годам дети, как правило, пользуются словарным запасом, который может насчитывать 2000 слов. Кроме того, в речи малыша уже часто встречаются местоимения, наречия, числительные и прилагательные.

В этом возрасте дети:

  • знают и понимают названия многих предметов, которые могут объединять в группы по схожим признакам;
  • называют профессии;
  • могут назвать животное и его детеныша;
  • озвучивают действия других людей.

Произношение становится более четким и правильным, мысли формируются в предложения. Появляется интонация, которую малыши часто перенимают у взрослых. В зависимости от ситуации, в которой находится ребенок, меняются громкость и темп его речи. Например, в присутствии незнакомого человека малыши часто понижают голос.

Хорошая позволяет им в этом возрасте запоминать небольшие легкие стихи, отрывки из сказок, фразы героев, которые они охотно пересказывают взрослым с некоторыми подсказками. Кроме того, четырехлетние дети с радостью берутся разгадывать загадки о предметах, которые их окружают.

В 4 года малыши очень любознательны. Их интересуют все на свете, поэтому они часто просто засыпают взрослых вопросами. И в то же время, делятся с ними своими впечатлениями и размышлениями.

Подбираясь к отметке в 5 лет, речь детей становится еще более сформированной. Малыши:

  • употребляют слова-антонимы и понимают многозначность слов;
  • составляют простые предложения, описывая действия нарисованные на картинках;
  • различают слова с похожим звучанием;
  • подбирают рифмы к словам;
  • пользуются паузами и мимикой, рассказывая стихи или пересказывая сказку.

Специалисты, считают, что в этом возрасте можно пробовать обучать ребенка чтению и иностранному языку, учитывая при этом его заинтересованность в процессе, а также знакомить с компьютером.

Внимание, восприятие и математика

Внимание четырехлетнего малыша зависит от заинтересованности каким-либо занятием. В 4 года ребенок может не отвлекаться от интересующего его действия или предмета в течение 15-20 минут.

Что касается , то в этом возрасте дети способны зрительно соотносить предметы и потому они могут:

  • разбирать и складывать четырехсоставную матрешку;
  • правильно собирать пирамидку;
  • составлять разрезанную на две или 3 части картинку;
  • рисуя, верно размещать предметы на листе по отношению друг к другу (например, располагать солнышко вверху, а домик внизу) и т.д.

Кроме того, малыши: уже знают, где право, а где лево и определяют положение предметов относительно себя; правильно называют времена года и время суток; различают некоторые цветы, деревья, овощи и фрукты.

В сфере математических познаний до наступления пяти лет дети уже могут:

  • различать количество предметов и их равенство и неравенство;
  • знать и находить геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал);
  • определять какой по счету предмет;
  • различать цифры от одного до пяти и решать простые задачи в пределах этих чисел.

Развитие моторики и графических навыков

Моторика четырехлетнего ребенка достаточно развита и позволяет ему:

  • нанизывать бусины среднего размера на толстую проволоку или леску;
  • собирать узор из мелкой мозаики или конструировать что-то из кубиков Лего;
  • определять предметы на ощупь;
  • шнуровать ботинки;
  • разрезать лист бумаги на полоски и вырезать некоторые предметы по контуру;
  • наклеивать вырезанные фигуры и изображения, выстраивая композицию;
  • сгибать листы бумаги пополам, совмещая при этом углы и стороны;
  • управляться с карандашом и


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: