Нод игра экспериментирования в средней группе. Конспект НОД по экспериментированию «Вода» в средней группе

Егорова Татьяна Александровна
МАДОУ "Детский сад №15 "Мишутка" , г. Прокопьевск, Кемеровская область
Воспитатель
НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Смешарики»

    развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования, развивать наблюдательность и любознательность;

    расширять знания о воздухе;познакомить со свойствами воздуха и спосабами его обнаружения;

    активизировать речь детей и обогощать словарь детей;

    воспитывать аккуратность

    вызвать желание детей помочь Смешарикам.

Материалы: емкости с водой, трубочки, пластмассовые стаканчики, бумага, несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (половинка лимона, долька чеснока, лук...), технические средства обучения (ДВД, диск «Смешарики», мультфильм «Коллекция»), мягкие игрушки Ёжик и Крош, клеенчатые фартуки, клеенка на столы, обогреватель.

Предварительная работа:

    игровая деятельность «Чей ветерок сильнее», «Пузырь», «Воздушные шары», «Не урони облако», «Поддувалочки», «Движение на ветру», «Игра с воздухом».

    Чтение художественной литературы: «Ветер-ветерок» О.Дриз, «Ветренно, ветренно» И.Такмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Ким, «Дуют ветры в феврале» С.Маршак, «Видел я как ветерок...» Г.Лагздынь, чтение экологической литературы.

    Беседы о воздухе,

    изобразительная деятельность — рисование деревьев в ветренную погоду, рисование способом выдувания, раздувание краски через соломинку.

    Конструирование: изготовление вертушек, бумажных самалетов, ловушек для ветра, воздушных змеев, парашютный дисант.

    Наблюдение на прогулке за направлением и силой ветра

    работа по ОБЖ.

В:Сегодня к нам в гости дожны прийти Смешарики, но что то они задерживаются. Да вот они.

(грусный Ежик и Крош)

В: Что случилось? Почему вы такие грусные?

Ежик и Крош: Ежик собирал фантики. Он накопил целую коллекцию фантиков. Началась буря, подул сильный ветер и унес все фантики. Да вот посмотрите сами (предлагают диск с мультфильмом)Просмотр начала мультфильма.

В: Не расстраивайся, Ежик, ребята обязательно помогут тебе.

Ежик: А интересно, откуда прилетел ветер и куда унес мои фантики?

В: Ребята, а вы знаете, откуда прилетел ветер? (ответы детей)

В: Ежик и Крош, оставайтесь с нами и мы все вместе узнаем и выясним, откуда прилетел ветер.

В: Ребята, давайте подойдем к столам (столы накрыты клеенкой, на столах на каждого ребенка приготовлено: лист бумаги, трубочка, пустой маленький стаканчик, большой стаканчик с водой. А также несколько баночек с вещетвами (чесноком, апельсином, яблоком, луком; несколько змеек)

В: Ребята, а что находится вокруг нас? (столы, игрушки......воздух)

Давайте вспомним, что мы знаем о воздухе. Нам в этом помогут схемы, составленные раньше. (показывает)

    Кому нужен воздух?

(дети называют объекты живой природы: человек, животных, растения, насекомые, птицы)

А зачем нам нужен воздух? (чтоб дышать)

    • Воздух невидим, прозрачный, бесцветный. Как же нам его обнаружить?

Возьмите лист бумаги и помашите перед собой. Что вы почувствовали?

Дети: воздух, ветерок.

Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставив ладонь. Что вы почувствовали?

Дети: струю воздуха.

Выдохните в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

Дети: выходят пузырьки (это воздух)

Возьмите маленькие стаканики. В них что нибудь есть?

Дети: ничего нет, они пустые, воздух.

В: давайте проверим. Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики?

Дети: нет.

В: Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает?

(в маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место)

    Запаха и вкуса у воздуха нет.(показ схемы)

В: Вы верно сказали: воздух действительно не имеет запаха и вкуса. А сейчас я хочу вас познакомить еще с одним свойством воздуха.

На столах стоят баночки с продуктами (апельсином, чесноком, луком, яблоком) закрытые плотно крышками. Воспитатель берет баночки, поочередно открывает крышки и передает баночки детям. Что вы почувствовали?Какие запахи?

Дети; пахнет луком, чесноком, апельсином....

В: Запах чеснока смешался с воздухом. Каким стал воздух? (чесночным, апельсиновым, яблочным, луковым)

значит, запах продуктов передается по воздуху.

Скажите еще раз: воздух имеет запах?(нет) Как же мы чувствуем запахи? (они передаются воздухом и мы их чувствуем)

В нашу схему добавим еще одно обозначение.

    Воздух находится везде: в группе и у вас дома, на улице.

Воздух не стоит на месте, он движется. Двигаться он может по -разному. Медленно- и тогда появляется тихий ветерок; быстро-появляется сильный ветер и даже ураган. Так что же заставляет воздух двигаться? Давайте проведем опыт.

    Возьмите приготовленных змеек и поднесите к обогревате лю. Что происходит? (змейки начинают вращаться) Что вы чувствуете около обогревателя? (тепло)Около обогревателя нагревается воздух, он становится каким?(теплым) Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Поднимающийся теплый воздух застав ляет змейку вертется. Именно так и возникает ветер в природе. В природе движение воздуха создает ветер. А что же заставляет воздух нагреваться в природе? Что же нас греет и светит нам? Правильно, Солнце.

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе

Тема: «Игры с воздухом»

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Обогащать словарный запас детей.

Оборудование: кукла Незнайка, 2 шарикавеер, пакеты, стаканы с водой по количеству детей, трубочки, банка с водой, салфетка, пластилин, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству детей, крышки от фломастеров, бутылочка, баночки с разными ароматами, апельсин.

Ход занятия:

Стук в дверь, заходит Незнайка:
- Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что нам принес Незнайка. (Незнайка принес шарики). Какие шарики? (Обследование шариков детьми: по цвету, объему).
- Почему ты, Незнайка, такой грустный?
Незнайка: Друзья, я не понимаю, почему вчера шарики были большие, веселые, а сегодня у меня один шарик стал – маленьким, грустным, а второй остался таким же веселым и большим. Я не знаю, что с ним случилось! (Плачет)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шарик стал таким маленьким? (Шарик сдулся.) А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (Шарик надо надуть.)
Воспитатель : А поможет нам шарик надуть… Отгадайте кто?
Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

Незнайка: А что такое воздух? Я никогда его не видел, его же нет нигде. А вы, ребята, видели когда-нибудь воздух?
Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

Сейчас мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория.)

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Я приглашаю вас в лабораторию .

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим!)
- Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть! Попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт1. «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?»
Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.)
- Набираем в пакеты воздух и закрутим их .

Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.

Воспитатель: У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

А мы проверим ваши версии с помощью эксперимента.

Опыт 2. «ЕСТЬ ЛИ ВОЗДУХ В СТАКАНЧИКЕ?»

Воспитатель: На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.

Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем стаканчик в банку с водой, до дна. Затем вынимаем его из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Почему? Как считаете? (Ответы детей).

Вывод: салфетка не намокла, потому что в стаканчике есть воздух, он не пускал туда воду.

Посмотрите, я вновь опускаю в банку с водой стакан, но держу его, немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Да воздух вышел из стакана, а его место заняла вода. Значит, воздух невидимый, прозрачный!
Воспитатель: Интересно, а внутри человека, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!
Опыт 3. «ВИДИМ ВОЗДУХ ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»

Воспитатель : Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что происходит? ( Выходят пузырьки.)
Воспитатель : Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой увидели воздух. Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит!
- Ребята, как воздух попадает к нам в организм? (Через нос и рот.)
- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (Нет.)
- Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (Да, надо привести его в движение).
ОПЫТ 4. «ЧУВСТВУЕМ ВОЗДУХ»

Воспитатель : Давайте попробуем почувствовать его с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок.)
- А что такое ветер? (Ответы детей).
- Правильно, это движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер. А ветер можно увидеть глазами? Нет, мы его можем только почувствовать. Какой бывает ветер? (Сильный - слабый, холодный - теплый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный - южный.)
- Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, есть ветер.)
- А что умеет делать ветер? (Свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.)

Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос «Как услышать воздух?»

ОПЫТ 5. «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

(Подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.)

Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух.)

Вывод: воздух можно услышать.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

ОПЫТ 6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Проведем следующий эксперимент: каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат. Чем пахнет воздух в пакете? (Апельсинами.) Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть дольку апельсина.

ОПЫТ 7. «ПУЗЫРЬКИ - СПАСАТЕЛИ» (вес воздуха)

Воспитатель: Нальем в стаканы минеральную (газированную) воду. Бросим в нее несколько кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).

Что происходит в стакане? Почему падает на дно пластилин? (Он тяжелее воды, поэтому тонет.)

Что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает? (Ответы детей).

Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары), поднимаются вверх и выталкивают кусочки пластилина, пластилин всплывает на поверхность. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Незнайка: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Я вот закрою нос и рот и не буду его чувствовать!
Воспитатель: Что ты, Незнайка! Ребята, объясните Незнайке, зачем нам нужен воздух. (Ответы детей).

Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет.
Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Воспитатель: А вы, ребята, что нового сегодня узнали? (Воздух легкий, бесцветный, прозрачный, мы его не видим, но можем почувствовать и услышать.)

Незнайка: А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.
Я хочу подарить мыльные пузыри всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания.


Ковалевская Алена Александровна
МБДОУ детский сад 250 г.Екатеринбург
Воспитатель

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Эксперименты с воздухом"

Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

Задачи: Воспитывать интерес к экспериментированию.

1) Знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).

2) Развивать умение детей решать проблемные задачи.

3) Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

4) Развивать представления о свойствах пены: «белая», «воздушная», «легкая»

5) В процессе экспериментирования показать особенности взаимодействия пены и краски.

6) Развивать воображение, фантазию.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

\Дети здороваются с гостями\.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам в гости пожаловал.

\Входит ежик\

Воспитатель: Здравствуй, ежик, а почему ты такой грустный?

Ежик: Ребята, мне на день рождения подарили два шарика, я с ними играл, нам было весело, и вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой и невеселый, что с ним произошло?

Воспитатель: Ребята, поможем ежику разобраться, что стало с его шариком.

Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?

\Дети предлагают разные версии\

Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

\Дети предлагают свои варианты\.

Воспитатель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим. Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку. Ежик, попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: А ветерок - это что? \Движение воздуха\

Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. Давайте попробуем еще раз выдохнуть на ладошку. Почувствовали, как воздух движется.

Вывод: воздух движется.

Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите? А ты ежик? \Ответы детей\

Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый.

Вывод: воздух невидимый.

Воспитатель: А ты, Рома как думаешь? А ты, Настя?

Воспитатель: А ежик так хочет увидеть воздух, что же мы можем сделать?

Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему? (дети предлагают варианты)

Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите на салфетке шарик и надуйте его.\Дети надувают шарики\.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: А откуда они берутся?

Дети: Из шарика выходит воздух.

Воспитатель: Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика? \ответы детей\

Воспитатель: Правильно, воздух легкий, он легче воды.

Вывод: воздух легкий, он легче воды.

А сейчас давайте с вами проведем опыт, возьмем камушки и бросим в воду, Витя, принеси, пожалуйста, нам из лаборатории камни, бросайте, что вы видите?

Воспитатель: Да, камушки утонули, а почему?

\ответы детей\

Воспитатель: Молодцы, правильно, камешки тяжелые, они тяжелее воды, поэтому они и утонули.

Вывод: камешки тяжелее воды.

Воспитатель: А теперь давайте еще раз вспомним, а какой воздух по сравнению с камушками?

Воспитатель: Правильно, воздух легкий, поэтому пузырьки воздуха поднимаются наверх, а не тонут.

Ежик: Как это всё интересно! Как много интересных опытов я узнал. А у меня тоже есть мой любимый опыт. Хотите я вам покажу? \ответы детей\

Проведение опыта.

Ежик: Опыт называется «Дождик в стакане»

Для этого мне нужна прозрачная емкость с водой. Посмотрите, как я сделаю облако. (в стакане поверх воды наполняю пену для бритья). Я пускаю пену в стакан.

Посмотрите, какое у меня получилось облако - воздушное, белое, легкое.

Теперь нам надо, чтобы пошел дождик. Посмотрите, я сейчас возьму пипетку, наберу в нее синюю водичку и полью свое облако. чтобы оно стало тучкой и пошел дождик.

Какого цвета я взяла водичку (синего).

А теперь я предлагаю вам с помощью наших родителей сделать «Дождик в стакане», проходите к столам, занимайте удобное для вас место.

Дети с помощью родителей выполняют опыт, воспитатель проговаривает, задает наводящие вопросы.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на ваши облака, пойдет ли дождик?

Посмотрите, пошел дождик! Какого он цвета?

Ежик: как здорово у вас получилось!

Воспитатель: Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес нам ежик, скажи мне, пожалуйста, что надо сделать, чтобы у ежика шарик стал круглым, упругим и веселым?

Дети: Надуть шарик воздухом.

Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.

Считалка: Плыл по берегу пескарик,

потерял воздушный шарик,

помоги его найти,

сосчитай до десяти:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!

\Выбирают. Ребёнок надувает шарик и отдает ежику\.

Ежик: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым. А я вам дарю вам на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.

\Ребята благодарят\.

Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?

Дети: Подуть. \Дети дуют\.

Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики, скоро наступит весна, и мы с вами возьмем кораблики на прогулку и будем пускать их по лужам. Уважаемые, гости, Предлагаю вам вспомнить детство и тоже подуть на кораблики, поиграть с нашими детьми.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе дошкольного возраста.

Автор : Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Маленькие исследователи». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о различных свойствах предметов, исследуют окружающий мир.

Конспект «Путешествие в научную лабораторию»

Цель: изучение свойства различных предметов
Задачи:
1. Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т.д.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь:
предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.
качественный – научный, липкий, влажный.
глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, картофелем, проведение опыта «Тонет-не тонет».
Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».
В группе раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание!!! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!!!»
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете?
Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).
Воспитатель: верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы!).
Воспитатель : но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю защитные атрибуты для экспериментов. Это маски и перчатки.
Воспитатель предлагает детям надет медицинские маски и перчатки. После этого дети рассаживаются вокруг стола, где и находится «Научная лаборатория».
Воспитатель : мальчики и девочки, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Воспитатель: да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Воспитатель: у меня в коробочке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он?
Ответы детей (он жёлтый, сухой, сыпется).
Воспитатель: правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
Воспитатель : точно! Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется и к тому же стал темнее.
Воспитатель : да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становится комком.
Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.
Воспитатель: мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей (сухой песок легче).
Воспитатель : да, верно. А как мы в этом убедимся?
Ответы детей (можно взвесить на весах).
Воспитатель : правильно.
Воспитатель взвешивает на чашечных весах песок – на одну чашу кладётся песок сырой, на другую – сухой. Дети убеждаются, что сухой песок легче.
Воспитатель: ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага и спичка. Что тяжелее?
Ответы детей (камень самый тяжёлый).
Воспитатель: да, точно. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы.
Воспитатель с детьми по очереди пускают в таз с водой все предметы. Выясняют, что камень тонет, так как он очень тяжёлый, а вот плотная бумага, спичка и салфетка – нет, потому, что они лёгкие. Но если намочить салфетку, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага. А спичка очень долго впитывает воду и держится на поверхности дольше всех.
Воспитатель: ребята, вам понравились наши эксперименты?
Ответы детей (да, очень понравились!).
Воспитатель: в этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?
Ответы детей (да, хотим!)
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной. Вставайте в круг!
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево)

Воспитатель: ну что, мальчики и девочки, поиграли, отдохнули? А теперь идём опять в нашу научную лабораторию! Нас ждёт следующий эксперимент. Мы с вами выяснили, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?
Ответы детей (да, ведь оно тяжёлое).
Воспитатель: ну тогда давайте с вами и проверим!
Воспитатель опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.
Воспитатель: а хотите узнать, что будет я яйцом, если воду посолить?
Ответы детей (да, конечно хотим узнать).
Воспитатель: тогда я вам предлагаю найти себе парочку, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой. А затем опустить яйцо в солёную воду.
Дети (работают в парах) солят воду, размешивают её, опускают яйцо.
Воспитатель : утонило яйцо в солёной воде?
Ответы детей (нет, не утонуло).
Воспитатель: ребята, это происходит из-за такого особого свойства солёной воды. Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть. Ну и ещё один опыт в нашей лаборатории для вас припасён. Он называется «Измени цвет предмета». Как, по-вашему, можно изменить цвет любого предмета?
Ответы детей (покрасить краской).
Воспитатель: действительно, можно использовать краску. А можно и взять специальный раствор и выяснить, есть ли в продукте полезные или наоборот вредные вещества. И сейчас мы с вами в этом убедимся! Вам когда-нибудь мазали раны или ссадины йодом?
Ответы детей (да, мазали).
Воспитатель : а мы сейчас раны мазать йодом не будем, а намажем им разрезанную картофелину, и посмотрим, что же произойдёт!
Воспитатель разрезает картофелину пополам, интересуется у детей – какого она цвета на разрезе. Дети отвечают, что она белая. Воспитатель кладёт небольшие (заранее заготовленные) кусочки картошки перед детьми на блюдечки и предлагает им намочить зубочистку йодом и провести ей по кусочку картошки.
Воспитатель : ребята, какой стала картошка?
Ответы детей (она посинела).
Воспитатель : да, верно. Это всё произошло из-за того, что в картошке содержится такое вещество, которое называется крахмал и когда на этот крахмал попадает йод, то крахмал синеет. Вот так и выясняют в лабораториях – есть ли в продуктах крахмал. Мальчики и девочки, вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось?
Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах.

Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если… ?», «Как поведёт себя объект, когда… ?» С детьми 4–5 лет экспериментирование приобретает черты исследований взрослых: воспитанники учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах. Дети знакомятся с элементарными научными представлениями и становятся увереннее в практических действиях.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе: цели, задачи, методика организации

К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление.

Организуя занятия по опытно-экспериментальной деятельности, воспитатель учитывает возрастные особенности средних дошкольников, уровень психического развития и мышления:

  • Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
  • Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
  • Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).

Средние дошкольники используют в экспериментировании различные приборы

Цели и задачи экспериментирования в средней группе

Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе - развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Представления о физических объектах и их свойствах формируются у воспитанников через практические действия с предметами

Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:

1. Образовательные задачи:

  • формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
  • развитие исследовательского типа мышления;
  • обучение грамотному построению плана исследования.

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование мелкой моторики рук;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
  • развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
  • совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.

3. Воспитательные задачи:

  • закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
  • воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
  • создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
  • привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
  • развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.

Дети 4–5 лет совершенствуют умение выслушивать инструкции воспитателя и стараются максимально точно выполнить их

Виды опытно-экспериментальной деятельности

По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить три вида детского экспериментирования.

  1. Иллюстративное экспериментирование. Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

    Опыты в песочнице иллюстрируют знание ребят о том, что лучше всего держит форму влажный песок

  2. Поисковое экспериментирование. Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

    Детям заранее неизвестен результат при поисковом экспериментировании, поэтому радость от открытия информации обеспечена

  3. Познавательное экспериментирование. На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. В качестве примера можно привести игру-эксперимент «Освобождение бусин из ледяного плена»: сказочная героиня спешила в гости и зацепилась бусами за ветку дерева, нитка порвалась, бусины рассыпались и покрылись слоем льда. Перед ребятами ставится задача - помочь героине, высвободив бусинки изо льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом пальцем и ладоней, дыханием, около батареи, в горячей воде, на солнечном подоконнике), тем самым узнают о способах нагревания и передачи тепла.

    Дети пытаются разрешить проблемную ситуацию (освободить бусинки из ледяных кубиков), пробую различные способы растапливания льда

Формы организации опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? - Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьёй: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.

Исследовать свойства объектов практическим путём можно во время прогулки

Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы:

  • игры дидактические и игры-эксперименты. Игровая деятельность детей 4–5 лет приобретает сюжетный характер, участники распределяют несложные роли, придумывают историю. Разыгрывая увлекательные сценки, дети удовлетворяют свою потребность в общении, делятся опытом. Экспериментальные занятия в средней группе могут быть полностью построены в игровой форме: вымышленный персонаж просит помощи у ребят или создаёт проблемную ситуацию, озвучивает задания, направляет ход рассуждений, построение выводов и т. д.;

    Игры с водой расширяют представления о свойствах жидкости и создают хорошее настроение

  • моделирование. Дети моделируют такие природные явления, как северное сияние, водопад, вихрь, торнадо, извержение вулкана. Моделирование позволяет понять детям, что в основе масштабных природных явлений лежат простые законы физики;

    Воспитанники работают над моделированием вулкана

  • опыты и эксперименты. Практические исследования объектов окружающего мира вызывает у детей неподдельный интерес. Выводы, сделанные после самостоятельно проведённого опыта, запоминаются надолго. Тематика экспериментов подбирается педагогом в соответствии с календарным планированием по образовательной деятельности: в тёплое время года дети изучают свойства растений, воды, воздуха, зимой исследуют снег и лёд. Воспитатель проводит инструктаж по технике безопасности, если запланированы опыты с магнитами и магнитной крошками, мелкими деталями, химическими веществами (зелёнка, марганцовка, красители).

    Перед проведением опытов с веществами (в т. ч. красками) дети повторяют правила техники безопасности

Индивидуализация заданий на занятиях по экспериментированию

Организация опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности для проведения опыта. Например, на занятии «Разноцветные льдинки» ребят можно разделить на три подгруппы: первая подгруппа получает задание - развести в стаканчиках с водой жёлтую, голубую, белую, красную краски, разлить по формочкам и поставить замораживаться; вторая подгруппа - развести в стаканчиках с водой синюю, красную и фиолетовую краски, затем сделать воду более нежных оттенков при помощи добавления белой краски, разлить по формочкам, заморозить; третья подгруппа - самостоятельно подумать, какие краски надо смешать в стаканчиках с водой, чтобы получить розовый, зелёный, сиреневый и оранжевые цвета, разлить и заморозить.

Индивидуализировать задания можно через выбор материалов в продуктивной деятельности. Для средних дошкольников - это задания по оформлению и украшению созданных работ. Так, для украшения разноцветных льдинок из рассмотренного ранее занятия дети могут добавить в подкрашенную воду фурнитуру на свой вкус: бусины, бисер, блёстки, фольгированное конфетти, зёрнышки, засушенные лепестки и др. Задания, предоставляющие выбор, развивают фантазию ребёнка, решительность, эстетический вкус.

Для выполнения экспериментов группу можно разделить таким образом, что наиболее успевающие воспитанники будут выполнять практическую часть в индивидуальной форме, другие ребята - в подгруппах по 3–4 человека, с отстающими воспитатель организует отдельную подгруппу, где ребята будут экспериментировать в совместной с педагогом деятельности.

Выбрать цвет краски на свой вкус для проведения опыта - задание в рамках личностного подхода в образовании

Мотивирующее начало занятия

Дети 4–5 лет обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше средние дошкольники воспринимают инструкции и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности и в начальной школе. Продуктивной также оказывается работа, основанная на элементах игры - тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно экспериментирования, результаты в решении поставленной проблемы и степень мотивации к практическим исследованиям в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

От того, насколько заинтересованы дети в предстоящем эксперименте, зависит активность и результат их практических действий

Варианты мотивирующих начал - таблица

Тема Мотивирующее начало занятия
«Как воду сделать чистой» Сюрпризный момент.
Раздаётся стук в дверь, в группу заходит капелька по имени Капитошка (воспитанник подготовительной группы в костюме или маске).
Дидактическая игра.
Капитошка здоровается с ребятами и говорит, что пришёл к ребятам в поисках своих сестрёнок-капелек. Ребята показывают Капитошке места, где в группе живёт вода (воспитатель приклеивает наклейки-капельки в этих местах): кран в умывальнике, чайник, лейка и пульверизатор в зелёном уголке, ваза с цветами, ведро для мытья полов и др.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель спрашивает у Капитошки, почему его сёстры потерялись. Он отвечает, что они жили в озере, где вода была чистая (ставит на демонстрационный стол ёмкость с чистой водой), но что-то случилось и вода недавно стала другой (ставит ёмкость с мутной водой). Тогда капельки стали убегать из озера. Капитошка печален и просит у ребят помощи в очистке озёрной воды.
«Ключи царевны Несмеяны» Создание игровой ситуации.
В группу приходит видеописьмо от царевны Несмеяны. Она рассказывает, что злая колдунья зачаровала воду в лесном ручье, стала вода мёртвой, ни пить, ни трогать её нельзя. Вчера утром Несмеяна гуляла в лесу, когда она переходила по мостику через заколдованный ручей, связка ключей оторвалась с её пояса и упала в воду, ключи опустились на дно. Плачет царевна - как ей достать ключи от царства, не замочив рук в мёртвой воде? Несмеяна называет волшебные слова, которые хором повторяют ребята и переносятся в Тридевятое царство. Далее следует игра-эксперимент по вылавливанию ключей со дна контейнера с водой: при помощи сачка и удочек с крючком не получается достать ключи - они плоские, их сложно подцепить со дна; получается притянуть ключи магнитами, закреплёнными на палочках или удочках.
«Плыви, плыви, кораблик» Развлекательный элемент.
Разгадывание загадок: про корабль, ветер.
Прослушивание и разучивание песни «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!»
Проведение физкультминутки «Корабли по морю плыли».
Включение в игровую ситуацию.
Ребята делятся на две подгруппы, каждой даётся по деревянному кораблику с парусом. Ребята называют корабли (допустим, «Победа» и «Жемчужина»), опускают их на воду друг напротив друга в большой контейнер, в центре которого натянут шнурок с флажками. По сигналу воспитателя участники обеих команд начинают моделировать порывы ветра (дуют, направляя движение корабля), победит та подгруппа, чей корабль первым достигнет флажков.

Воспитанники находят в группе места, где живёт вода

Примеры организации экспериментирования в средней группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности на занятиях с детьми 4–5 лет.

Опытно-экспериментальное занятие «Свойства песка» - видео

Познавательно-исследовательский досуг «Что мы знаем о воде?» - видео

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные превращения в природе» - видео

Экспериментирование с водой в средней группе - видео

Занятие «Снег не для угощения - снег для развлечения» - видео

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие по экспериментированию в средней группе имеет продолжительность не более 20 минут. Разрабатывая конспект занятия, воспитатель должен подбирать разнообразные формы деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей подопечных. Для профилактики переутомления чередуются задания из образовательных областей: игровой (дидактические и сюжетные игры), двигательной (физкультминутки, подвижные игры, танцевальные паузы), эстетической (прослушивание музыкальных фрагментов и художественных текстов, рассматривание иллюстраций в книгах и мини-выставок), речевой (проведение познавательных и дидактических бесед), познавательной (проведение опытов и экспериментов, наблюдение процессов, исследование образцов и макетов).

Опытно-экспериментальное занятие в средней группе имеет примерную структуру:

  • организационный момент - 1 минута;
  • мотивирующее начало занятия - 4 минуты;
  • речевые или познавательные задания - 2–3 минуты;
  • игровая или двигательная активность - 4–5 минут;
  • практическая деятельность - 5–6 минут;
  • подведение итогов - 1 минута.

Трудовые поручения выполняются воспитанниками перед проведением опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол, аккуратно сложить нарукавники и халаты).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.

За порядок и чистоту на рабочем месте воспитанники следят самостоятельно

Картотека опытов и экспериментов в средней группе - таблица

Тематика практических исследований Содержание опытов и экспериментов
«Вода»
  • Расширение представлений о свойствах воды: наблюдение за степенью плавучести объектов в пресной и солёной воде, изучение процесса испарения воды, исследование процесса движения молекул в холодной и горячей воде (при помощи растворения кристаллов марганцовки или пищевых красителей);
  • игры-эксперименты с водой: переливание жидкости на скорость, действия с водяными игрушками (мельницей, брызгалками).
«Снег и лёд»
  • Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день;
  • опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;
  • игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.
«Воздух»
  • Расширение представлений о свойствах воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах;
  • игры-эксперименты по выявлению силы и направлению воздушного потока.
«Песок, глина, грунт»
  • Расширение представлений о различных видах почвы;
  • экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице;
  • экспериментирование с «живым» песком.
«Свет и тень»
  • Опыты с различными источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой;
  • опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги;
  • игры-эксперименты в рамках театра теней.
«Звук»
  • Опытная деятельность по формированию представления о причинах возникновения звука (колебание предмета);
  • игры-эксперименты: «Угадай, что так звучит?», «Как можно сымитировать этот звук?».
«Живая природа»
  • Экспериментирование с проращиванием семян;
  • опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном).
«Магнит»
  • Игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева), передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда с водой;
  • экспериментирование с магнитной стружкой (действие от обратного: при помощи металлического предмета собирается рассыпанная стружка).
«Краски»
  • Формирование представлений о свойствах различных видов красок: акварели, гуаши, акриловых и масляных красок;
  • экспериментирование со смешиванием красок, получением новых оттенков и цветов;
  • экспериментирование с рисованием на различных материалах: бумаге сухой и мокрой, снегу, ткани.
«Космос»
  • Экспериментальная деятельность по изучению соотношения размера планет, возникновения электрических разрядов, смены дня и ночи и времён года, формирования облаков в атмосфере;
  • игры-эксперименты: «Вращение планет», «Солнечное затмение», «Свет далёких звёзд».

Изучение свойства воды растворять вещества (сахар, краски) проходит в занимательной форме

Открытое занятие «Домашний лимонад» - таблица

Цели
  • Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).
  • Формировать представления о способах приготовления пищи (технология приготовления лимонада).
Задачи Образовательные:
  • познакомить со значением воды для живой природы (в т. ч. для человека), её свойствами,
  • обогащать и активизировать словарь (подбор определений к существительным, числительные - один, два, половина), совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

  • мотивировать детей на самостоятельное приготовление пищи (напитков),
  • развивать способности к познанию нового, способность анализировать, делать выводы и умозаключения,
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться,
  • воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности, стремление доводить дело до конца,
  • воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности,
  • формировать диалоговое общение воспитателя и детей.
Материалы и оборудование
  • вода (простая тёплая, газированная),
  • посуда (прозрачные стаканы, блюдца, ложки чайные, прозрачный графин 1 литр),
  • продукты (сахар-песок, лимон),
  • иллюстрации цветов в вазе, цветов сухих, пьющих воду людей, животных, птиц насекомых.
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности
  • наглядный,
  • экспериментирование,
  • наблюдения,
  • метод демонстрации алгоритма.
Ход занятия 1 ЧАСТЬ:
Педагог: Ребята, сегодня мы утром с вами поливали наши комнатные растения, кто помнит, сколько воды выпили наши растения?
Ответы детей: 2 лейки
Педагог: Как вы думаете, все ли растения пьют воду?
Ответы детей: да
Педагог: Правильно, все растения нуждаются в воде. А как вы думаете, ребята, что произойдёт с цветочком, если его оставить без воды? (показывает слайды засохших цветов)
ОД: засохнет, завянет, погибнет
Педагог: А кто ещё любит пить воду?
ОД: Люди, животные и т. д.
Педагог: Верно, ребята, важно пить воду всем живым организмам, даже насекомым! (показывает слайды животных пьющих воду, птиц, насекомых и людей)
Педагог: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
ОД: Сок, чай, молоко и т. д.
Педагог: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
ОД с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Педагог: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
2 ЧАСТЬ:
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
  1. Ребята, возьмите каждый себе по кружке с водой, блюдце и чайную ложку.
  2. Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода.

Какая вода?

по температуре: тёплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная.

  1. Давайте растворим в тёплой воде немного сахара.

Педагог и ребёнок берут пиалы с сахаром, набирают пол чайной ложки сахар и кладут в свою кружку, после передают по кругу товарищам, чтобы каждый мог взять немного сахара. Размешали (аккуратно, не стуча ложкой о край кружки) и попробуют.
Какая стала вода?
Ответы детей с помощью педагога:

по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
Педагог: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
Физкультминутка.

  1. Давайте каждый возьмём по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром) и положим лимон в кружку. Разомнём ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?

Ответы детей с помощью педагога:
по температуре: осталась тёплой,
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.
Педагог: Когда мы к сладкой воде добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.

  1. Домашний лимонад готов.

3 ЧАСТЬ
Ребята, так из чего мы приготовили такой вкусный кисло-сладкий лимонад?
Ответы детей с помощью педагога: из сахара, лимона и воды.
Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости. И разве мы их оставим без лимонада? Давайте я приготовлю лимонад для гостей, а вы мне напомните, из чего мы его делали.

  1. Беру тёплую воду
  2. Что первым добавляем в воду (ОД сахар)? Сколько нужно сахара? Половины ложки хватит, на такой большой графин? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим две чайной ложки.

  1. Что теперь добавляем? Маленькой дольки лимона хватит? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим половину лимона.
Все тщательно перемешаем.
Вот и готов домашний лимонад для гостей (разливаем в пластиковые стаканчики для гостей, дети угощают).
Педагог: Теперь, ребята, пожелаю вам приятного аппетита! Пейте на здоровье домашний лимонад, он очень полезен для нашего организма, в нём много витаминов.
После того, как вы допьёте свой напиток, стаканы, блюдца, ложки нужно поставить на кухонный стол. И, конечно, постарайтесь сегодня вечером дома приготовить вместе с родителями лимонад!

Воспитанники выполняют практические действия самостоятельно, прослушав инструкции педагога

Проведение открытого занятия в средней группе

Открытое занятие, как и любое занятие в образовательном процессе, требует основательной подготовки и проработки. Отличие открытой формы - в демонстрации какой-либо методической цели сторонним наблюдателям. На таком занятии могут присутствовать методисты, воспитатели и администрация детского сада, коллеги из других ДОУ, родители воспитанников.

В качестве методической цели выбирается показ инновационной разработки воспитателя: нетрадиционная форма подачи материала или занятия, использование информационно-компьютерных технологий:

  • воспитание экологической ответственности через игру-эксперимент: практическая часть занятия заключается в «очистке» пруда, дети вылавливают мусор из воды притягивая его удочками с магнитами;
  • интегрирование областей «Познание» и «Художественно-эстетическое»: игры-эксперименты по извлечению звуков из различных предметов (посуды, смятых листов бумаги, трубок и др.) и создание весёлого оркестра;
  • занятие в форме квеста: выполнение заданий, в том числе опытов, с важной игровой целью, например, злой волшебник запер ребят в группе и способ выбраться - выполнить задание;
  • включение в игровой элемент занятия мультипликационных персонажей, любимых современными детьми: фиксики, Котя и Катя, Сам-Сам, Барбоскины - герои делятся своим опытом, зовут присоединиться к их приключениям;
  • использование проектора: для детей 4–5 лет актуальны 1) показ мультипликационных роликов познавательного содержания, 2) показ слайдов в качестве условного обозначения места действия (джунгли, Северный полюс, морское дно, сказочное королевство), 3) просмотр видео с проведением интересного опыта с целью вызвать желание выполнить его в детском саду.

Проведение открытого занятия по экспериментированию осуществляется в соответствии с требованиями к учебно-воспитательному процессу. Структура занятия должна быть чёткой, следовать разработанному педагогом алгоритму. Воспитанники не должны испытывать дискомфорт или находиться в условиях стресса, когда присутствуют наблюдатели. Воспитатель рассчитывает уровень познавательной активности детей и не допускает их переутомления. Если дети устали, он меняет вид деятельности.

Воспитатель должен уметь импровизировать. Если во время проведения открытого занятия он замечает признаки усталости у детей, как правило, это является следствием того, что поставлены образовательные задачи были неверно. Ни в коем случае не допускается угнетать эмоциональное и физическое состояние детей ради достижения методической цели. Для снятия напряжения воспитатель включает детей в игровую или двигательную деятельность. Для опытно-экспериментального занятия такими упражнениями могут быть:

  • игра «Найди предмет из…»: воспитатель продолжает фразу названием материала (из дерева, пластика, железа, ткани), дети должны встать около предметов из него;
  • двигательные имитации под музыку: дети ходят по кругу, воспитатель называет объект, движения которого дети начинают воспроизводить по памяти (кошка, птица, кузнечик, ветряная мельница, подъёмный кран, барабанщик);
  • двигательная игра «Немое кино»: дети становятся в круг, воспитатель рассказывает историю, дети молча изображают действия («Жили-были гуси, однажды они полетели на юг, там они приземлились на озеро и поплыли. В озере гуси ловили рыбу, чистили перья…»);
  • игра «Волшебный мешок»: дети по очереди опускают руку в мешок, ощупывают попавшийся предмет и угадывают его, после чего достают и возвращают его в уголок экспериментирования на нужное место. Совет воспитателям: такой мешочек рекомендуется всегда иметь на готове, менять лежащие в нём предметы. Дети любят играть снова и снова в игры на угадывание.

Когда занятие завершено и воспитанники переходят к следующему режимному моменту, начинается аналитический этап открытого занятия. Воспитатель сообщает поставленную им методическую цель и методы её реализации, делает выводы: была ли достигнута цель, какие моменты требуют совершенствования или корректировки, намечает направление дальнейших разработок. Далее происходит обмен мнениями с присутствовавшими на занятии коллегами и методистами.

Наблюдатели следят за ходом занятия, оценивают эффективность работы педагога, берут на заметку инновационные разработки

Досуг по опытно-экспериментальной деятельности

Досуг является компенсирующим видом детской деятельности: развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, в коллективе создаётся позитивная атмосфера, укрепляются дружеские отношения. Досуг по опытно-экспериментальной деятельности имеет познавательную направленность: воспитанники не только развлекаются и играют, но расширяют знания и совершенствуют исследовательские навыки при выполнении практических заданий.

По этой тематике могут быть организованы досуги в группе во второй половине дня, праздник для нескольких возрастных групп, развлечения совместно с родителями воспитанников.

В средней группе длительность досуга составляет не более 30 минут.

Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:

  • природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;
  • неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;
  • другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;
  • приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;
  • медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;
  • фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.

Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

В центре экспериментирования для дошкольников открывается широкий простор для опытно-познавательной деятельности

Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.

Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: