Ник описание принцесса на горошине главные герои. Принцесса на горошине

ГОУ Бирская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида

Урок литературного чтения

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Учитель: Юрьева Н.Л.

2010

Цели: 1.Познакомить учащихся с биографическими фактами датского писателя Г.Х.Андерсена и с его сказкой «Принцесса на горошине».

2.Формировать умение давать характеристики героям сказки.

3.Развивать интерес к сказкам зарубежных писателей

Оборудование: учебник «Литературное чтение» О.В.Кубасовой - 1 класс, компьютер, мелодия «В гостях у сказки», выставка книг, карточки для составления плана.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Говорю всегда красиво

Чётко и неторопливо

Громко, ясно говорим,

Потому что не спешим.

2.Дыхательная гимнастика

1.нос-нос 4. «Задуем свечу»

2.нос-рот 5. «Задуем три свечу»

3.рот-нос 6. «Задуем много свечей»

3.Работа над ритмом.

На доске:

Солдатик, сказочный герой

Знаком с игрушечной войной.

Прочитайте и поставьте ударение над каждым словом.

Отстучите ритм предложения.

4.Актуализация знаний.

Звучит мелодия «В гостях у сказки»

Ребята, а как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке литературного чтения.

Да сегодня мы совершим путешествие в сказку. Побываем в гостях в одной королевской семье, познакомимся с королём и их единственным сыном.

Интересно узнать, что это за сказка

д е р н а е с н

3 4 5 2 1 7 6 8

5.Работа над новым материалом

- а) вступительное слово об авторе.

Ганс Христиан Андерсен родился в маленьком датском городе Оденсе в стране Дания. Отец его был сапожником, а мать –прачка. День и ночь она стирала бельё городской знати, стоя по колено в холодной речной воде. Семья жила бедно, единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько ящичков с тюльпанами. Мать мечтала, чтобы её сын был портным, но Андерсен выбрал себе другой жизненный путь. Он мечтал стать актёром.

Для своего домашнего театра он сам из бумаги мастерил героев. А свои произведения он читал одному только слушателю, коту по кличке Карл. Но Карл страдал крупным недостатком –он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота и всё ему прощал.

Первые сказки Андерсен услышал от отца и соседских старушек. Весь день эти старушки пряли шерсть и рассказывали нехитрые сказки. Мальчик слушал их и передавал по – своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и снова их рассказывал, но уже от себя, старушкам.

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер отец. Вскоре умерла мать. Ардерсен на жалкие сбережения уехал в столицу Дании Копенгаген. В 17 лет Андерсен первый раз сел за парту во втором классе. Единственной отрадой были стихи-которые он не переставал писать. В 20 лет он решил, что главное в его жизни-поэзия. Написал он 176 сказок. Прошло уже более 130 лет, а мы с вами до сих пор обращаемся к произведениям этого замечательного сказочника.

Ребята, а какие сказки Андерсена вам знакомы?

В сказках Андерсена живёт уважение к мужеству, доброта и сочувствие, любовь к людям.

б) Работа над словарными словами (слова на столах учеников)

Сколько угодно-много

Отворил-открывал

Уверяла-доказывала

Гагачий пух-гусиный пух

Почивала-отдыхала, спала

Кунсткамера-музей редких, диковинных предметов

в) Знакомство со сказкой(чтение учителем)

О чём эта сказка?

А как она оказалась около ворот замка?

г) Повторное чтение учащимися

6.Анализ сказки

Назовите героев сказки (принц, принцесса, король и королева)

Как выглядела принцесса, которая постучала в ворота?

Как спалось принцессе в замке?

Восстановите ход событий при помощи карточек, расположите их в определённой последовательности в соответствии с содержанием сказки

(Поиски принцессы, нежданный гость, задумка старой королевы, настоящая принцесса, счастливый принц)

Перескажите, вкратце используя карточки

А сейчас дадим характеристику каждому герою, характеристику на принцессу составим вместе:

Какая была принцесса, скажите, используя прилагательные (нежная, чувствительная, маленькая, добрая)

Подберите слова-действия (глаголы) (бродила, страдала, промокла, замёрзла)

Была настоящая принцесса

Составление характеристики для принца в парах.

7.Выполнение теста.

8. Подведение итогов

Как называлась сказка?

Что вы запомнили из биографии Андерсена?

В каких ситуациях в жизни употребляют выражение «принцесса на горошине» (капризный, изнеженный человек)

    принцесса

    нежная, чувствительная

бродила, страдала

    девушка не обманывала

    настоящая принцесса

1. принц

2. настойчивый, ищущий

3. искал, огорчался, нашёл

4. он добился своей цели

5. молодой человек

«Ну, это мы проверим», - подумала старая ____________, но ничего не сказала и пошла в ___________. Там она сбросила с кровати ________________и______________ и на голые доски положила________________, потом прикрыла эту___________ ________________ тюфяками, а поверх тюфяков набросала ещё ___________ перинок из гагачьего пуха. На эту кровать уложили_________________, и там она пролежала всю

«Ну, это мы проверим», - подумала старая ____________, но ничего не сказала и пошла в ___________. Там она сбросила с кровати ________________и______________ и на голые доски положила________________, потом прикрыла эту___________ ________________ тюфяками, а поверх тюфяков набросала ещё ___________ перинок из гагачьего пуха. На эту кровать уложили_________________, и там она пролежала всю

«Ну, это мы проверим», - подумала старая ____________, но ничего не сказала и пошла в ___________. Там она сбросила с кровати ________________и______________ и на голые доски положила________________, потом прикрыла эту___________ ________________ тюфяками, а поверх тюфяков набросала ещё ___________ перинок из гагачьего пуха. На эту кровать уложили_________________, и там она пролежала всю

Назови родину Андерсена.

Кем был отец Андерсена?

Кем была мать Андерсена?

Кем мечтал стать Андерсен?

Исполнилась ли его мечта?

Выберите сказку Андерсена.

Когда раздался стук в дверь в королевские ворота?

Сколько положила королева на кровать тюфяков и перин?

Тюфяк это мешок, набитый пухом или перьями.

Принцесса-дочь короля и королевы

Сколько угодно-много

Отворил-открывал

Уверяла-доказывала

Тюфяки-мешки, набитые сеном и служащие матрасом

Перины-мешки набитые пухом или перьями

Гагачий пух-гусиный пух

Почивала-отдыхала, спала

Принцесса-дочь короля и королевы

Сколько угодно-много

Отворил-открывал

Уверяла-доказывала

Тюфяки-мешки, набитые сеном и служащие матрасом

Перины-мешки набитые пухом или перьями

Гагачий пух-гусиный пух

Почивала-отдыхала, спала

Принцесса-дочь короля и королевы

Сколько угодно-много

Отворил-открывал

Уверяла-доказывала

Тюфяки-мешки, набитые сеном и служащие матрасом

Перины-мешки набитые пухом или перьями

Гагачий пух-гусиный пух

Почивала-отдыхала, спала


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Камышевская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по литературному чтению

1 класс УМК Гармония

Тема:

Учитель: Апрышкина И.Н.

Г.Х.Андерсен. "Принцесса на горошине."

Цели: 1. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими фактами датского писателя Г.-Х. Андерсена и с его сказкой "Принцесса на горошине".

2. Личностные задачи:

Формирование готовности к сотрудничеству в группах, дружелюбие, коллективизм. Развитие мышления, внимания, памяти.

3. Метапредметные задачи:

Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении,

4.Предметные задачи:

Формирование положительной мотивации к чтению.

Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

Развитие воссоздающего воображения.

Оборудование: учебник, мелодия "В гостях у сказки", компьютер,конверт для словарной работы и для составления плана.

Ход урока.

I . Орг. момент.

-У нас сегодня гости. Давайте их поприветствуем.Улыбнулись друг другу и пожелали друг другу удачи…

2. Сообщение темы и целей урока.(Постановка проблемы)

Звучит мелодия "В гостях у сказки"(слайд 1_)

- Ребята, а как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке литературного чтения? (о сказках).

Да, сегодня мы совершим путешествие в сказку. Побываем в гостях в одной королевской семье, познакомимся с королём и королевой и их единственным сыном.

Интересно узнать, что это за сказка? (да)

Тогда, для начала разгадайте автора этой сказки. Расставьте буквы по порядку и вы узнаете автора этой замечательной сказки. ()Да, это сказка Г.Х.Андерсена. (слайд2)

II . Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя об авторе.

Ганс Христиан Андерсен родился в маленьком датском городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать - прачкой. День и ночь она стирала бельё городской знати, стоя по колено в холодной речной воде. Семья жила бедно, но всё для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мать мечтала, чтобы её сын был портным, но Андерсен выбрал себе другой жизненный путь. Он мечтал стать актёром.

Во всём разнообразии людей, красок, звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумать всякие истории.

В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель - старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком - он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота. Он всё ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе усомниться в существовании колдуний, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельни (богадельня - дом дляодинокий старых людей) Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, старушкам.

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбережённые гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актёром; но актёра из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.в 17 лет Андерсен сел за школьную парту во втором классе. Единственной отрадой были стихи, которые он не переставал писать. В 20 лет он решил, что главное в его жизни - поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет и принесли ему признание и славу! Прошло уже более 130 лет, а мы с вами до сих пор обращаемся к произведениям этого замечательного сказочника.

Ребята, а какие сказки Андерсена вам знакомы?

"Всем известна крошечная прелестная девочка, выросшая из ячменного зёрнышка. Она такая милая и добрая, что её все любят". ("Дюймовочка")

( слайд4)

"Волшебная история о том, как гадкий утёнок превратился в прекрасного лебедя" (Гадкий утёнок") слайд 5

"В этой сказке мы можем найти ответ на вопрос: "Кто может бороться со страшной выдумкой троля, с зеркалом, в котором отражается только плохое?" ("Снежная королева") слайд 6

В этой сказке говорится о русалочке….(слайд 7)

"Дрожал, но держался стойко и не изменился в лице; ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд." ("Стойкий оловянный солдатик")

"В этой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии" ("Принцесса на горошине")

А сегодня мы поговорим о сказке, которая называется « Принцесса на горошине».

В сказках Г.Х. Андерсена живёт уважение к мужеству; доброта и сочувствие всем, кому плохо; любовь к людям; презрение к чванливым и бессердечным.

2. Физминутка для глаз

3.Словарная работа.(в парах)(слайд 9)

Прежде чем мы приступим к чтению сказки, объясним значение непонятных слов. В конверте возьмите карточки с записанными словами. Прочитайте их и выберите те слова, значение которых вы не знаете. Попробуем объяснить значение этих слов.

принцесса - дочь короля и королевы

сколько угодно - много

отворять - открывать

уверяла - доказывала

тюфяки - мешки, набитые сеном и служащие матрасом.

перины - мешки, набитые пухом или перьями

почивала - отдыхала, спала

музей-собрание редкостей, диковинных предметов

III . Первичное знакомство со сказкой учителем и хорошо читающими детьми до слов "...что она настоящая принцесса."

1 .Догадайся…(Ваши предположения)

Как вы думаете, какая история приключилась с принцессой до того, как она постучалась в ворота замка? (сломалась королевская карета, и принцесса пошла искать ночлег, так она оказалась у ворот замка.)

2 .Чтение сказки до конца.

3. Понравилась ли вам сказка?

. IV /Работа с иллюстрациями(слайд 10)

Кто внимательный?... Назовите персонажи сказки. Сколько их?(король, королева, принц и принцесса)

На доске высвечиваются названия персонажей и соответственно дети самостоятельно подводят названия к картинкам.

V .Физминутка

VI . Восстановление хода событий сказки.(слайд 11)

1.Игра на внимание и память.

Расположите картинки в определённой последовательности в соответствии с содержанием сказки.

2. Характеристика героев.

Назовите героев сказки. (принц, принцесса, король, королева)

А сейчас попробуем составить характеристику главных героев сказки с помощью синквейна.

Подберите имена прилагательные, характеризующие принцессу. (нежная, чувствительная, маленькая, добрая)

Почему подобрали именно такие характеристики?

Подберите слова - действия (глаголы), которые подойдут для характеристики принцессы. (бродила, страдала, промокла, замёрзла)

Подберите одно слово, которое будет повторять тему. (настоящая принцесса) А почему же для принца она настоящая?

Ребята,у меня в руках настоящая волшебная горошина..Кто до нее дотронется, тот должен загадать желание. А чтобы вы сделали если бы у вас была такая горошина?

VI . Рефлексия

Как вы думаете, почему автор дал такое название(

А в каких ситуациях можно употребить выражение "принцесса на горошине"? (когда говорят о капризном, изнеженном человеке)

Выразите свое отношение к сказке….выбери смайлик.

Человек, любящий сказки на всю жизнь в душе остается ребенком. Окунитесь в волшебный мир сказки сами и откройте его вашим детям. Волшебные сказки не оставляют в наших буднях места злу. Вместе со сказочными героями мы верим в то, что жизнь прекрасна и удивительна!

Принцесса на горошине

Г.Х. Андерсен

Принцесса на горошине

Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке. Вот и воротился он домой и очень горевал: уж так ему хотелось настоящую принцессу.

Как-то к вечеру разыгралась страшная буря: сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра, ужас что такое! И вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять.

У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса.

"Ну, это мы разузнаем!"; - подумала старая королева, но ничего не сказала, а пошла в опочивальню, сняла с кровати все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, а потом взяла двадцать тюфяков и положила их на горошину, а на тюфяки еще двадцать перин из гагачьего пуха.

На этой постели и уложили на ночь принцессу.

Утром ее спросили, как ей спалось.

Ах, ужасно плохо! - отвечала принцесса. - Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое!

Тут все поняли, что перед ними настоящая принцесса. Еще бы, она почувствовала горошину через двадцать тюфяков и двадцать перин из гагачьего пуха! Такой нежной может быть только настоящая принцесса.

Принц взял ее в жены, ведь теперь-то он знал, что берет за себя настоящую принцессу, а горошина попала в кунсткамеру, где ее можно видеть и поныне, если только никто ее не стащил. Знайте, что это правдивая история!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: