Новые престижные профессии. Что такое «престиж профессии» и надо ли его «поднимать»

Актуальным в современном обществе является вопрос выбора привлекательной и высокооплачиваемой профессии. Престижная профессия говорит о определенном статусе в обществе, благополучии и успешности.

Достаточное количество учеников, выпускающихся со школ, растерянных абитуриентов стоят перед выбором, а именно это будущая профессия. И большой процент останавливается на профессии, которая престижная и модная в нынешнее время. Освоить такую специальность вовсе не тяжело, так как каждое высшее учебное заведение предлагает ряд востребованных, актуальных специальностей.

Все больше открывают новых факультетов, которые гарантируют получение специальности, что принесет финансовое обеспечение.

Каждый год работники рынка труда объявляют специальности, которые пользуются спросом. Популярность профессий вызвана соотношением спроса и предложения. Эта информация может быть полезной для тех абитуриентов, которые не знают, кем хотят работать. Такой рейтинг позволяет узнать наиболее востребованные профессии. На сегодня Вашему вниманию представляются самые актуальные и высокооплачиваемые профессии в этом году.

ТОП 10 самых престижных профессий

Адвокат

За последние 15 лет эта специальность очень востребована среди поступающих. Желающих получить юридическое образование очень много, а мест в университетах ограниченное количество, чтобы учится именно на юридическом модном факультете, нужно приложить достаточное количество сил. Перед теми, кто обладает дипломом адвоката, открываются необычайные возможности, и в том числе работа с высокой зарплатой, определенный статус в обществе.

Специалист в IT-сфере

В современном информационном мире, IT-специалист необходимая и увлекательная работа. Эта специальность открывает большие возможности, а именно она не привязана к определенному месту и есть возможность работать в нескольких местах одновременно, таким образом, увеличивая свой доход.

Менеджер

На сегодняшний день это слово имеет несколько значений, в зависимости от сферы деятельности. Вакансия менеджера есть в любой компании. Главные обязанности менеджера это общение с людьми, продажа различных услуг и товаров, а также создание рекламы.

Модельер

Для креативных и творческих людей есть такая профессия как модельер. Это дает возможность развиваться и быть всегда в курсе модных новинок, хотя работы в этой сфере не так много.

Бухгалтер

Специалист с опытом всегда будет при работе. Люди этой профессии всегда будут иметь хороший заработок.

Работник банка

Маркетолог

Так как и другие, профессия маркетолог не менее престижна, чем остальные. Огромные плюсы ее в том, что это неоднократное посещение вечеринок, осмотр предлагаемых товаров и услуг.

Психолог

Необычайность этой профессии в том, что это постоянное общение с людьми, погружение и изучение их проблем, а также их разрешение. Это постоянные поездки на увлекательные конференции и значимые семинары.

Врач

Эта специальность требует намного больше времени для ее освоения, нежели другие. Обучение занимает около 10 лет. После того как получена необходимая практика, качественное образование, есть возможность получить отличную работу. Этому способствует огромное количество частных медицинских центров, где можно работать в прекрасных условиях с достаточным заработком.

Специалист в сфере PR

Но все же консультанты настаивают на том, что данный перечень актуальных и престижных профессий, спустя несколько лет может несколько поменяться. Большинство вышеперечисленных специальностей будут отсутствовать через пару лет. Опираясь на мониторинг, можно смело утверждать, что будут цениться именно специальности технического профиля. И можно сделать ставку на то, что в почете будет – профессия инженер.

феномен обществ. сознания, в к-ром опосредствованно отражается существующая в об-ве иерархия профессий, видов трудовой деятельности, определяемая различиями в степени сложности и ответственности труда, продолжительностью необходимого для него образования профессиональную (см.), уровнем его оплаты и др. П.п. обладает относительной самостоятельностью от отражаемого им объективного положения профессий в об-ве, а шкала П.п. - относительной устойчивостью. Ф.Р. Филиппов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Престиж профессии

соотносительная оценка ее общественной значимости в ряду профессий, специальностей, занятий, стихийно складывающаяся в общественном мнении. П. п. как явление общественного сознания имеет ценностно-нормативную природу и субординирует отношение к профессиям и занятиям в соответствии с их общественной значимостью и привлекательностью для индивидов на основе определенной системы ценностей. П. п. в общественном мнении, в основном, формируется на основе оценки профессии общественными институтами. Последние оценивают профессии в соответствии с их вкладом в решение задач, стоящих перед обществом, и определяют соотносительный приоритет одних профессий перед другими. Применительно к этому дифференцируется материальное и моральное вознаграждение работников, занятых соответствующим профессиональным трудом. В основе П. п.не только оценки общественных институтов, но опыт и оценки индивидов. Свое отношение к профессии индивиды определяют как по ее значимости для общества, так и по тем возможностям, которые она предоставляет работнику для удовлетворения его потребностей. Первая из названых сторон составляет предмет уважения индивида к профессии, вторая является предметом ее привлекательности. Критерием оценки профессий выступают качественные характеристики: характер, содержание, мера сложности и ответственности труда. Важен для П. п. также и ее социально-экономический статус: мера морального и материального вознаграждения, совокупность условий, предоставляемых профессией для развития личности работника. Социологическое изучение оценок П. п. в общественном мнении или в сознании отдельных социальных групп позволяет построить шкалу П. п., соответствующую примерно иерархии престижа, складывающейся в общественном мнении. Общественный П. п. в процессе своего функционирования оказывает обратное воздействие на личное уважение индивидов к профессии. При этом критериями П. п. в сознании индивида выступают как объективные характеристики, свойства, так и знаки и символы этих свойств. Последние выполняют информационно-поисковую роль и, прежде всего в процессе профессионального самоопределения индивида, служат средством ориентировки в мире профессий, так как отдельный человек не в состоянии познать все виды труда и профессии через личный опыт. Этим средством познания служат символы престижа, функцию которых могут выполнять самые разнообразные и неожиданные предметы (например, фасон одежды, манера поведения, профессиональный жаргон и т. д.). Человек склонен идентифицировать себя с обладателем престижной для него профессии, заимствовать его вкусы, мнения, стиль поведения, стремиться к выбору данной профессии. Иерархия П. п. в общественном мнении служит показателем социально-профессиональных ориентации, в сопоставлении со структурой занятости свидетельствует о мере соответствия последней предпочтениям и запросам молодежи. Воздействие разнообразных средств массовой информации и пропаганды на иерархию П. п. малоэффективно. Последней свойственна определенная стабильность во времени, а ее частичные сдвиги могут быть связаны с изменением объективных характеристик определенных профессий или структуры ценностей индивидов, социальных групп.

Ежегодно в нашей стране проводятся десятки социологических исследований, результаты которых очевидны. Большинство из них сводится к констатации следующих положений: во-первых, учащиеся имеют недостаточное представление о своих возможностях, требованиях профессии и рынка труда; во-вторых, влияние взрослых и школы на выбор профессии или мало, или деструктивно; в-третьих, выбор профессии большинством выпускников определяется соображениями престижа, а не требованиями рынка труда. Из этих фактов делается парадоксальный вывод – надо поднять престиж профессий, не пользующихся популярностью у молодых людей.

Насколько решаема эта задача и что стоит за ее постановкой - наивность, благие намерения или попытка отвлечь внимание от более важных проблем?

В основе любого выбора, в том числе и профессионального, лежат мотивы, убеждения, ценности. Конструктивные, то есть направленные на личностный рост и благо общества, надо воспитывать и взращивать. Деструктивные, как сорняки, пробиваются сами, а, если их еще и удобрять, задушат все здоровое, что еще осталось.

Фильмы и книги как формы профпропаганды, моделирующие привлекательный, но далекий от реальности образ профессии, активизируют желание быть на виду, в центре внимания, чтобы о человеке знали и говорили, не важно, хорошо или плохо. Так развивается тщеславие - качество, которое сплошь и рядом встречается у политиков, так называемых общественных деятелей, людей искусства, тех, кто себя к ним причисляет, и тех, кто им подражает. Оно не имеет ничего общего с профессиональной успешностью, более того, блокирует творческие способности и разрушает личность.

Кроме мотива привлечения внимания к своей персоне есть еще один мощный мотив - стремление к власти. Проще отказаться от денег и славы, чем от власти. Эта потребность не насыщаема - история показывает множество примеров, когда человек держится за власть вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Если стремление к власти - не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.

Наиболее понятный и очевидный мотив - деньги. Известный немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив «стяжательским» и одним из деструктивных, а тип человека, работающего исключительно из материальных соображений - рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Дороже всего стоят услуги на грани и за гранью закона.

Все три мотива тесно переплетены и известны с древних времен как славолюбие, властолюбие и сребролюбие. Так, жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Более того, логическое развитие этих мотивов - патологические состояния, граничащие с психическими заболеваниями.

Задачи «повышения престижа рабочих профессий», «перераспределения трудовых ресурсов с учетом потребностей рынка труда», «ориентации молодежи на профтехобразование» не могут быть решены ни в приказном порядке, административными мерами, ни с помощью манипуляции перечисленными мотивами. Престиж профессии — это степень ее уважения в обществе. По тому, какие профессии «престижны», можно ставить диагноз обществу. Но лечить надо не симптомы, а болезнь.

Даже если мы сегодня бросим все силы на пропаганду рабочих или инженерных профессий, завтра - на агитацию в педагогические и медицинские вузы и колледжи, эксплуатируя стремление человека к деньгам, власти и славе, мы получим всего-навсего новое поколение людей, готовых на все ради денег, власти или славы.

Среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» - самый коварный. Проблемы природы престижа профессии поднимались еще в восьмидесятые годы психологами, социологами и философами. Смысл предложений ученых сводился к тому, чтобы направить усилия не на перераспределение мест профессии в иерархии престижа, а на сокращение, «сжатие» этой иерархии путем обесценивания престижа как мотива выбора профессии в глазах молодежи на этапе профессионального самоопределения.

Деление на «престижные» и «непрестижные» профессии - скорее, следование стереотипам, чем проявление действительной практичности, адекватного оценивания своих способностей и объективных обстоятельств, потому что не существует «рыночных» и «нерыночных» профессий. Среди «престижных» профессий подростки чаще всего называют профессии юриста, экономиста, менеджера, дизайнера, психолога, а среди «непрестижных» - профессии дворника, уборщицы, плотника, врача, учителя.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова «престиж» определяется как «влияние, уважение, которым пользуется кто-либо или что-нибудь» (от франц. prestige — обаяние, очарование; лат. — praestigium — иллюзия, обман чувств). В социологическом словаре престиж определяется как отрицательная или положительная оценка индивидуальных качеств или социальной эффективности. В этом значении термин «престиж» близок к социальному смыслу понятия «статус».

Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий, складывающаяся из уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д.

Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную обществом, и является элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.

Молодежь, не имея собственного профессионального опыта, копирует транслируемые семьей и обществом модели восприятия профессий. Поэтому любые попытки изменить представления молодежи о «престижности» или «непрестижности» определенных профессий неэффективны, если не меняется общественное мнение. Более того, попытки манипуляции сознанием молодых людей, склонных к подростковому негативизму, вызовут обратный эффект.

Резапкина Г.В.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: