Неравный брак — счастливый брак? Тайны старых картин — «Неравный брак» В. Пукирева

Татьяна Шмидт
Неравный брак
Рассказ

Илье Петровичу было под шестьдесят, когда он встретился с Лилей Капустиной на курорте. Она работала там официанткой. С короной темных блестящих волос, нежным фарфоровым кукольным личиком, объемной не по-девичьи грудью и тонкой талией в сочетании с красивыми стройными ножками, она сводила его с ума: его волновал запах ее духов, когда она наклонялась над ним, показывая в разрезе легкой белой блузки пленительные округлости груди и ставила ему столовый прибор.

Он так хотел с ней поближе познакомиться, но все не представлялся удобный случай. А надо сказать, что Илья Петрович в настоящее время жил один, вернее вместе с матерью – старушкой в красивом собственном особняке. Женился он не раз но матери все никак не могла угодить его очередная жена.

Дольше всех он – пятнадцать лет прожил с первой женой Тамарой, от которой у него были две, теперь уже давно взрослые дочери – Юля и Марина. Обе были замужем, обе имели детей – его четверо внуков – два мальчика и две девочки. Тамаре он постоянно изменял: то с секретаршами, то с буфетчицами и даже один раз с кондуктором поезда, когда отправился отдыхать в санаторий на Черное море. В санатории он всегда быстро знакомился с женщинами и ухитрялся дружить даже не с одной. Предпочитал больше замужних – от них меньше было риска подцепить венерическую болезнь.

Жена знала об его изменах, но старалась молчать, хотя и случались, конечно, скандалы на этой почве, но в конце концов, не выдержав постоянных измен мужа и мелочных придирок свекрови, такой деспотичной женщины, всю жизнь проработавшей бухгалтером на одном месте, чем она очень гордилась. Сын по ее настоянию стал экономистом, а потом и старшим экономистом в банке. Деньги у него водились всегда. После развода с женой он оставил ей с детьми квартиру, а сам замахнулся на собственный особняк, который построил за короткое время и стал подумывать об очередной женитьбе.

После Тамары он сходился с женщинами еще несколько раз, но все неудачно. Больше года очередная жена не выдерживала. Помня об алиментах, детей он больше не заводил. Новые жены делали аборты или пили таблетки, презервативами он не пользовался.

Последнее время он жил один с матерью в новеньком коттедже, со всеми удобствами, садом и огородом, мать занималась цветами. В общем, жил он, как в раю, но что-то пусто было на душе, не хватало женского тепла, да и уставал на работе.
В этот раз поправить здоровье он решил в знаменитом сибирском курорте, и надо же – сразу такая удача, но эту девушку он должен был завоевать.
Лиле было лет двадцать пять. От матери она уехала давно. Жила на разных квартирах, а еще надо было прилично одеться, купить хорошую косметику, белье, к тому же она помогала матери, которая жила одна без мужа и не могла работать по инвалидности.
Осторожно узнав о Лиле от ее подруг – официанток, Илья Петрович твердо решил наступать, пока «добыча» сама просится ему в руки, и решил сразу брать «быка за рога».
Как-то после ужина он пригласил он пригласил ее прогуляться, тем более, что летний вечер был изумительно хорош:
– А что вы делаете, Лилечка, сегодня вечером после работы?
– Да, как вам сказать, собственно говоря ничего, хотела просто отдохнуть дома, - Лиля привыкла к подобного рода вопросам и ухаживаниям со стороны молодых и старых ловеласов, поэтому не удивилась предложению отдыхающего.
– А не хотите ли прогуляться, сходить в дискобар?
– Не откажусь, -просто ответила Лиля.
– Ну так в девять часов я буду ждать вас у фонтана. Согласны?
– Да, -слегка краснея, ответила девушка и стала собирать со столика посуду.

В назначенное время Илья Петрович уже был в условленном месте с букетом белых лилий, которые бесподобно пахли. Лиля явно этого не ожидала, а он, действительно, оказался щедрым: в дискобаре пили шампанское, потом он угощал ее фруктами, шоколадом.

С тех пор они почти каждый вечер, когда она была свободна, гуляли по набережной реки, любовались закатом солнца, вдыхая запах цветущей белой акации, ходили в ресторан. Он мог себе это позволить.
В день когда Лиля не работала, он пригласил ее в частную гостиницу, сняв отдельный номер. Там впервые они провели ночь любви, и там впервые он увидел прекрасную наготу ее цветущего молодого тела.
– Богиня, богиня, - шептал он, целуя ее покатые плечи до исступления, а рано утром, еще в гостинице, неожиданно спросил:
– Лилечка, а ты не хочешь стать моей законной женой?
– Дайте подумать, Илья Петрович, ведь вы человек в возрасте, - она от неожиданного предложения просто оторопела и не нашла сказать ничего другого.
– Ах, в возрасте! – и он опять накинулся на нее, как лев на беззащитную лань, стремясь показать свою мужскую силу.
Хорошее питание, здоровый образ жизни, плавание летом и лыжи зимой давали ему эту силу. А в молодости он вообще был неутомим. Сейчас его плоть поднималась на подвиги, глядя на молодость и свежесть Лили, тем более, что она оказалась прекрасной любовницей, уступая всем его прихотям изощренного ловеласа – видно годы работы в санатории оставили след, и он у нее был не первый, но это ничего не меняло в их отношениях.

Новое любовное приключение закружило голову старого волокиты. Он неожиданно влюбился по-настоящему, всерьез, и в конце курортного сезона сказал ей:
– Увольняйся, поедешь со мной, будем жить вместе.
– А как же твоя мать? Она же не примет меня, - засомневалась Лиля.
– Не беспокойся, с мамой я все улажу, да, я думаю, ты ей сразу понравишься, красавица такая, - и он ласково потрепал ее по румяной щеке. – Я сегодня же ей позвоню, что приеду с невестой, приедем, подадим заявление, распишемся. Она будет рада.
Утром он повел ее в ювелирный отдел большого торгового центра; там ей сразу подобрали обручальное кольцо, а у него кольцо уже было но он его не носил.
– Такое дорогое? Может подешевле возьмем? - надевая на палец усыпанное мелкими бриллиантами кольцо, спросила Лиля.
– Что мы будем мелочиться? Тебе это очень идет.
– Выписывайте чек, - обратился он к продавцу.
В тот же день ей купили красивый дорогой летний костюм, белые босоножки из натуральной кожи со стразами и сумочку в тон костюму, когда она надела все это – ее было не узнать. Настолько дорогая изысканная одежда украсила девушку.

Вскоре он представил ее перед матерью Софьей Львовной, которой понравились красота и скромность девушки. А через некоторое время они расписались в загсе и обвенчались в местной церкви и стали законными мужем и женой. Большую свадьбу он делать не стал. Устроили банкет для самых близких друзей и родных в ресторане. И все восхищались красотой невесты, которая была в дорогом свадебном платье, фате и белых перчатках с огромным букетом белых роз.

Так началась их совместная жизнь, а Илья Петрович ходил, как в тумане, не уставая восхищаться прелестями молодой жены: грудь упругая, тугая, как у девочки, нежный овал лица и такое невинное выражение, какое бывает у рафаэлевских мадонн. И такая стройная, что талию можно было обхватить руками и притом красиво очерченная линия бедер и стройные длинные ноги. И муж старался всячески угодить молодой жене. Он воспламенялся как юноша, ожидая ее в постели, пока она разденется и приготовится ко сну, а она не торопясь, наносила на лицо вечерний крем, расчесывала длинные темные волосы, а он все ждал и думал:
– А волосы-то совсем как у госпожи Бовари из романа Флобера. И как только она ложилась с ним, грубое мужское желание охватывало его всего. Его не смущало даже, когда у жены были критические дни, она волновала тогда еще больше, и он сам на руках уносил ее в ванную или под душ после жарких ласк.

Иногда, как бы он ни был занят, в жаркие летние дни он вывозил ее на берег реки с теплой, как парное молоко водой. Она все еще стеснялась его.
В машине, отворачиваясь от него, надевала купальник, красиво подчеркивающий ее высокую грудь, тонкую талию и округлые будра. Она заходила в воду прямо с распущенными волосами и походила тогда на русалку. Он закрывал машину на ключ и уводил ее подальше от людей и назойливых глаз, находил местечко, где никого не было, и там в зарослях ивняка, а то и прямо в воде занимался с ней любовью.
Друзьям, которые спрашивали, как он живет, отвечал:
– Я помолодел на двадцать лет, как женился на Лиле.
– Еще бы – такую красавицу подцепил, - подтрунивали они.

А Лиле в душе претили все его ласки, его тихий вкрадчивый голос, когда он разговаривал с ней наедине. Молодость бурлила в ней, а рядом был
человек старше на тридцать пять лет…
Тонкая и чувственная по натуре, она понимала, что ему нужна не ее душа а ее молодость и красота, а Илье Петровичу захотелось наследника от молодой жены. Каждый месяц он тревожно спрашивал:
– Ну как, не понесла?
– Нет, еще – отвечала она, виновато опуская глаза, опушенные длинными густыми ресницами.

Ей самой хотелось ребеночка, но что-то не получалось, хотя она ходила к гинекологу и врач, тщательно осмотрев ее, сказал, что она здорова. Сама она думала: «Может отразилось тяжелое детство, побои отчима, плохое питание в детстве» , - кто знает, но забеременеть она не могла, а муж сильно огорчался, но потом в конце концов успокоился – ну есть же у него дочери, внуки, не бездетный же он на самом деле, и он продолжал наслаждаться жизнью с молодой и покорной женой.

Жизнь текла тихо, мирно и размеренно, всем домом управляла старая мать Ильи Петровича – Софья Львовна, хотя ей было уже под восемьдесят. Она родила сына в восемнадцать лет, и ей хотелось теперь на старости понянчить внука или внучку, но и она смирилась – раз уж Бог не дает пока, что ж поделаешь. Она гордилась перед соседями, молодой и красивой снохой, тем более, что сноха ей попалась тихая и кроткая. Недовольства мужем не выказывала, как ребенок радовалась его подаркам. Всюду они ходили вместе: пожилой, солидный мужчина и молодая эффектная брюнетка.

Иногда сын и маму брал на отдых, для нее он клал в багажник специальный складной шезлонг и кучу разнообразных продуктов. Усаживал маму на берегу любоваться пейзажем, а сам уводил Лилю подальше от чужих взоров, мать же начинала готовить на свежем воздухе бутерброды с икрой, резала колбасу, сыр, делала окрошку или салаты, или еще что-нибудь вкусное, чтобы побаловать молодых. Мать до сих пор серьезно считала сына большим ребенком – этого пожилого, лысого мужчину с седыми висками, хотя он и занимал ответственный чиновничий пост.

А что же Лиля? Как чувствовала она себя в новой семье? Первое время ее пугали ее вкрадчивые, настойчивые ласки, потом как-то свыклась, но все было не так, как раньше, когда она дружила с молодым и красивым парнем из их села Сергеем, который учился с ней в одной школе, но был на два года старше. Сергей после школы закончил автошколу и устроился после армии в тот же санаторий водителем, где работала Лиля. В школе он ее не замечал, а тут сразу заметил. Подружились они быстро, и как-то быстро у них возникла горячая взаимная любовь, какая бывает только в юности. Сергею в то время было двадцать один год а Лиле девятнадцать, и он стал первым мужчиной в ее жизни, но Лиля жила на квартире, а Сергей вообще, где придется – то у каких-то знакомых, то у друзей, да и жениться пока не собирался – хотел погулять после армии, потом уехал служить по контракту, и больше она ничего о нем не знала. Писем он не писал, но Лиля помнила его жаркие объятья, его горячие поцелуи, все его молодое мускулистое тело: он еще до армии занимался тяжелой атлетикой, и ей нравилось трогать его тугие бицепсы, гладить его точно литые мышцы. Он поднимал ее одной рукой, словно пушинку.

И теперь, живя в прекрасном доме со всеми удобствами, имея все, что нужно и даже больше, ей не хватало самого главного – любви. Илья Петрович хоть любил ее, но годился ей в отцы, и она прекрасно понимала это, но тем не менее жила с ним. А куда было деваться? Куда она могла пойти работать? В лучшем случае продавцом или официанткой в кафе, а чем оплачивать квартиру, на что есть, одеваться? И она покорно принимала ласки мужа, почти каждый день по его просьбе делала ему массаж его уже стареющего тела, а он просил еще и еще, а после опять приставал со своими ласками.

Кроме мужа она старалась угодить и свекрови, старалась держать дом в чистоте, работала в саду и огороде. Ей было скучно дома, хотелось устроиться куда-нибудь на работу, и она попыталась, попросить мужа подыскать ей что-нибудь подходящее но он категорически был против:
– Еще чего, моя жена будет работать? Сидеть целый день в фирме или торговом центре? Ни за что! Ну скажи, что ты можешь делать? Быть сиделкой в больнице?
– Я подучусь.
– Ах, подучусь, с этими молодыми вертопрахами? Ну скажи, чего тебе не хватает? Еды? – он показал на забитый битком огромный холодильник.
– Тряпок у тебя тоже хватает. Золото есть. Ах, да я же обещал купить тебе шубу норковую. Извини, забыл. Завтра же поедим и купим.
И на другой же день после работы он повез ее в шикарный магазин «Мех и кожа», где они долго выбирали ей шубу и наконец выбрали из голубой норки недлинную, чуть пониже колена и такого же цвета шапку. Она оделась, и он обомлел – перед ним стояла роскошная женщина.
– Спасибо, Илюша, - говорила она свои воркующим голоском, – Ты все мне да мне, давай тебе тоже что-нибудь здесь возьмем, пройдем в мужской отдел.
– Да мне ничего и не надо. Ну ладно уж зайдем, посмотрим.
В мужском отделе они выбрали Илье Петровичу шапку из серебристого меха, какого-то северного зверька. В ней он стал еще солиднее. Кроме того в этот же день ей купили в обувном магазине дорогие, изящные сапожки из натуральной кожи, не забыли и о матери, ей купили теплый норковый шарф, о котором она давно мечтала.
Увешанные покупками, они вернулись домой, а дома свекровь подала ей нераспечатанное письмо от матери. Мать писала, как обычно, о сельских новостях, кто умер, кто женился и вкратце сообщала: «из Чечни наконец-то вернулся Сергей Зверев, спрашивал о тебе, но я сказала ему что ты замужем, и чтобы он тебя не разыскивал, а постарался забыть. А он сказал: «Это мы еще посмотрим». Он отчаянный с детства был, таким и остался. Боюсь я, как бы он счастье твое не нарушил. Если вдруг появится – гони его от себя прочь. Поняла?» - писала мать.
Лиля прочитала письмо матери и спрятала его подальше – не дай Бог, увидит муж. Он и так очень ревнив.

На другой день, когда муж ушел на работу, она задумалась. Нет, Сергея она не забыла и руки его, и губы, и ночи горячие помнит. Ведь долго дружили пока он по контракту не ушел. Хотел на квартиру для них заработать. Детство у него тоже было нерадостным: вырос без отца, с матерью-одиночкой. Она работала уборщицей в магазине. Получала копейки. Жили они на окраине села в маленьком ветхом домишке, жену привести понятное дело некуда было.
После той первой ночи встречались они в номерах гостиниц, да и то несколько раз, но и эти ночи она забыть не могла. А через полгода он решил уйти по контракту в Чечню. На прощание он так и сказал ей:
– Знаешь, пока на квартиру не заработаю, не вернусь: а ты смотри – ждать или не ждать - твое дело. Ты в любом случае свободна.

Вот и воспользовалась она своей свободой, когда целых три года он него ни письма ни строчки, а жить надо, вот и перебивалась она, как могла, и даже было у нее несколько случайных связей с богатыми отдыхающими, такими, как Илья Петрович, только все они были женаты, и замуж ей никто не предлагал, хоть и восхищались, и подарки дарили, и только он вытянул ее из этой грязи, за что она была благодарна ему, конечно, но ведь сердцу не прикажешь. И когда лежала под одним одеялом с мужем и отдавала ему себя, ее душа витала где-то и думала она в такие минуты о другом. Ласки мужа ее не трогали, хотя он и старался, но не мог разбудить в ней женщину, а ей так хотелось любви, большой и настоящей…
Она долго думала над письмом матери, а потом решила пойти на хитрость, и сказала мужу утром за завтраком:
– Илюша, я к маме хочу съездить, она просила приехать, болеет опять.
– Да, конечно съезди, я сам тебя отвезу, вот только с отчетом на работе управлюсь.
– Нет, Илюша, мне срочно надо. Зачем ты из-за меня будешь отрываться от важных дел, а я ждать не могу. Сам ведь знаешь, какая она больная.
Муж с минуту раздумывал, потом пристально, пытливо посмотрел на нее, как бы соображая: отпустить, ее одну или нет, но потом успокоился – так невинен был взгляд жены. Да и мать поддакнула:
– Конечно, пусть съездит, ведь не за тридевять же земель, пусть мать попроведает, наскучались небось обе.
– Ну, так и быть, съезди, только ненадолго, - разрешил муж. – Какого числа мне приехать за тобой?
– Ну я не знаю, как она там. Я тебе позвоню на сотовый.
– Звони почаще, а то я от тоски умру. Когда думаешь выезжать?
– Завтра утром.
– Ну я тогда тебя на вокзал сам отвезу.
– Хорошо, - согласилась Лиля.
Вечером после ужина она собрала самое необходимое в дорожную сумку и взяла с собой немного денег. Утром муж отвез ее на вокзал, и отсчитав пачку денег, подал ей:
– Вот матери подарок купишь от меня, на лекарство потребуется, - она покорно приняла деньги и положила в сумочку.
– Ну, ты звони, милая, и быстрее возвращайся.

И она уехала, помахав из автобуса рукой, а к концу дня была уже у матери. Скрипел снежок под ее новыми сапожками. Она торопилась домой, и как же волновалась она, пока достучалась в окошко, и наконец увидела свою мать. Мать к дочери приезжала всего один раз – она побаивалась зятя, которого сама была моложе.
–Наконец-то приехала, дай хоть взгляну на тебя, мою красавицу, -сказала мать, и они обнялись.
–А вроде я не звала тебя, а ты приехала? Может из-за Сережки. Так ведь он не стоит того: как узнал, что ты замуж вышла, пьет, с девчатами гуляет напропалую. Ну правда, домик матери купил, да и инвалид он теперь – ранение в голову получил. Не ходи туда.
– Нет, мама, я все равно должна его увидеть, -твердо ответила дочь.

И на другой же день несмело подошла к небольшому, пятистенному дому по улице Горького. Несмело постучалась в калитку, залаяла собака, вскоре появился человек, которого она не сразу узнала, но это был он, конечно он, Сергей, но как он изменился за эти годы, что они не виделись! На лице появились морщины, а на правой стороне щеки пролег глубокий шрам. Лишь глаза остались прежними и синели, как васильки среди ржи, из под кустистых бровей.
– Ну вот и свиделись наконец, моя желанная, -произнес он и обнял ее. Она почувствовала запах перегара и невольно отвернула лицо.
– Ну заходи, заходи в дом. Вот недавно сюда переехали, еще ремонт не делали – руки не доходят. Мать к брату поехала на неделю.
Они зашли в дом, небогато обставленный, и тут он оглядел ее всю:
– Богато живешь, вижу, замуж вышла говорят, ну что ж я рад за тебя. Повезло тебе.
А ей хотелось сказать ему, что она любит его и помнит все, но почему-то не сделала этого:
– Но ты же не написал ни строчки! – почти прокричала она.
– А ты знаешь, в каком аду я был? Я ведь и в плен попадал, и ранило меня в голову, в госпитале лежал четыре месяца. Когда уж было писать. А ты не дождалась. Все вы такие, - и он махнул рукой.
Она заметила, пока он говорил, у него постоянно слегка дергалась правая бровь.
– Ну и что теперь? Как нам быть?
– Ну я же люблю тебя! – выдохнула она.
Тогда он снял с нее шубку и на руках понес в свою комнату. И опять были жаркие объятия, сплетение рук, поцелуи до того, что у нее сразу опухли губы, но она заметила, что он стал грубее, нетерпеливее, жестче.
Потом они сидели на кухне, пили чай с вареньем, и ей было хорошо и просто, будто и не была она замужем, и не знала Илью Петровича, но тут зазвонил ее сотовый: это конечно был муж – она отключила телефон, а когда включила телефон, опять раздался звонок:
– Здравствуй, Лилечка, ну как там теща, уже лучше? А ты когда приедешь?
– Прости, Илья, я может не приеду совсем.
– Что? Не понял.
Она опять отключила телефон.
–Ты что решила со мной остаться? Я же человек покалеченный, к тому же я пью. Тебе тяжело со мной будет, да и как мы будем жить на мою пенсию, когда ты к роскоши привыкла уже. Не хочу я, чтобы ты из-за меня жизнь калечила.
Но она не хотела ничего слушать. Другую ночь они тоже провели как в угаре, а на следующий день к вечеру, к ее матери нагрянул Илья Петрович. Мать, увидев его высокую сутулую фигуру во дворе, легла на койку притворившись тяжело больной. Он постучался и зашел в дом.
– Здравствуйте, Раиса Ивановна, а где же Лиля? – заподозрив неладное спросил обескураженный муж.
– К подружке детства пошла ночевать, наговориться видать не могут, с первого класса дружили.
– Как же вы на ночь ее отпустили?
– Да что мне ее под подолом держать – она ведь взрослая. Вот ты муж – ты и спрашивай с нее, - рассердилась мать.
Илья Петрович позвонил ей на сотовый:
– Ты где, жена? Я сейчас подъеду за тобой.
– Не надо. Я сама дойду - это недалеко.
– А ты не боишься одна в потемках ходить?
– Нет. Я все тут знаю. Я скоро.
Сергей все время их разговора лежал неподвижно на кровати, а потом спросил Лилю:
– Ну что ж, вернешься к нему?
– Видно придется, милый. Ведь я его законная жена, мы даже обвенчались. Да и не отстанет он от меня.
– Ну что ж, я держать тебя не стану, только не надо больше нам видеться, поняла? – и у него еще сильнее задергалась правая бровь и заходили желваки.
Он встал с кровати, налил полный стакан водки, и залпом выпил, не закусывая:
–А теперь иди. Не терзай мне душу.
Лиля вышла, стирая перчаткой с глаз слезы, катившиеся по лицу.
Ну вот и все. Видно ее судьба такая – жить с постылым старым мужем, потому, что она безвольная тряпка, и ничего в своей судьбе переделать не может уже. Муж встретил ее озабоченно, глядя на часы:
– Где ты так долго пропадала? Я ждал тебя. Не позвонила ни разу, я так беспокоился за тебя и за тещу, - и он стал вытаскивать из пакетов разные деликатесы, фрукты и вино. И когда стол был накрыт и все сидели за столом, Илья Петрович налил всем дорогого сухого вина и сказал: «Ну за здоровье моей дорогой любимой тещи. За вас, Раиса Ивановна, выпейте, выпейте, это вино не повредит вам». Вскоре и правда приятное тепло разлилось по телу Лили. Она подкладывала мужу в тарелку только что изжаренные котлеты и смотрела на него ласково. А что ей оставалось делать.
На другой день рано утром они выехали из поселка. На прощание мать отозвала ее в сторонку и тихонько сказала дочери:
– Не дури. Живешь как барыня в свое удовольствие. Вот управлюсь с делами, приеду к вам на недельку, соседку попрошу печку топить.
Они поцеловались и поехали. Когда проезжали по улице Горького, что была на выезде из поселка, Лиля глянула в окно на домик Сергея. Что-то дрогнуло в ее душе, когда увидела его худую высокую фигуру, убиравшую лопатой снег. Хотелось сказать мужу: «Останови здесь. Я не поеду с тобой»,- но она не решилась сделать этого.

До города доехали быстро, ехали молча, каждый думал о своем. А дома по приезде она забралась в благоухающую пеной ванну и долго мылась, как бы очищая себя от греха. Больше с Сергеем они не встречались. Только вот Лиля стала курить, ходить на шейпинг, в солярий, к косметологу, у нее появились новые подруги – жены сослуживцев мужа, и потянулась ее размеренная, сытая, теплая жизнь, как у кошки, только дремала душа, и она уже ни о чем не жалела. Что ж, видно такая ее судьба жить без любви, но с богатым человеком. Со временем стала ездить на курорты одна – теперь муж доверял ей во всем, вскоре научилась водить машину. Появились у нее курортные романы, но все было так мимолетно. Теперь она дорожила своей жизнью и даже считала, что ей повезло.

Он - вампир, она - обычная девушка. Какое тут может быть семейное счастье? Весьма сомнительное. Почему же они выбрали друг друга и не могут себе представить жизни по отдельности, хоть и суждено им мучаться, а не радоваться такой любви?

История влюбленных из «Сумерек» стала столь популярной неслучайно. Социологи констатируют, что в развивающемся мире больше возможностей, но и различий между людьми - пропорционально. Неравные браки не мы изобрели, но барышни прошлых веков были озабочены тем, что их выдадут замуж за нелюбимого. Теперь найти любовь - полдела, найти общий язык с любимым, если между вами пропасть, сложнее. И, простите за сравнение, крови и у вас, и у него в этих поисках может быть выпито прилично, даже если никто из вас не вампир.

Не родись красивым

«Выбирать надо по себе! Ну куда тебе с твоей фигурой в калашный ряд?!», - говорил Люде папа, когда она была подростком. Ох, как ей это тогда не нравилось! Заводная девушка недостатка в поклонниках не испытывала, хоть и красоткой не была. Замуж вышла за соседа Степу, красавца, по которому сохли все местные девчонки. Для влюбленных разница во внешности была неважна - они были знакомы с тех пор, когда взаимопонимание при лепке куличиков важнее того, кто как выглядит. Но наставления родителя Люде вспомнились. Красивая и смелая перешла дорогу - банальным образом Степа изменил ей с коллегой. Само по себе ужасно, но хуже, что позже, в похмельном бреду, он признался ей, что всегда чувствовал себя обделенным. Все вокруг постоянно сетовали на то, что такой Аполлон женат на замухрышке, да он и сам задумывался, не слишком ли быстро выбрал супругу, не узнав, что значит - быть с красавицей.

Комментирует психолог Людмила Исковских: «Пара поженилась в юном возрасте, а зависимость от чужого мнения - спутница инфантильности. И выбор супруга из ближайшего окружения часто случается под давлением обстоятельств или родственников. Для зрелой любви внешность не является критерием. Шансов у такого союза немного. Если не получается полюбить друг друга такими, какие есть, лучший выход - развод».

Только спокойствие

А вот другая история, тоже о притяжении противоположностей. Считается, что с похожим на тебя человеком заскучаешь. А Вера затосковала с мужчиной, с которым общего у нее было как у Южного полюса с Северным. «Привет! Ну что, зажигаем?!», - сказала она громко, входя в малознакомую компанию. И столкнулась взглядом с тихим юношей, грустно жующим коктейльную трубочку в пустом бокале. Активная барышня многого добивалась, но уставала от этой борьбы. Поэтому так нуждалась в спокойном спутнике. Но скоро их жизнь стала напоминать ту самую трубочку от коктейля - не имеющую ни свежести, ни вкуса. Мужчину это устраивало, судя по тому, с каким скепсисом он относился к Вериным затеям - прокатиться в Питер на выходные, организовать вечеринку, записаться в спорт-клуб. «Как-то я спросила, действительно ли ему нравится размеренная жизнь? Знаете, что он мне ответил? Я, мол, просто на вершине блаженства, когда валяюсь с тобой на диване. Другая бы обрадовалась, а мне страшно стало. Пришлось расставаться. Он так привык, и себя я не переделаю».

Людмила Исковских: «А вот здесь расставания можно было избежать. Психологи не рекомендуют после начала совместной жизни забывать о друзьях. Именно семьи с разными интересами супругов являются самыми крепкими и счастливыми. Надо отделять свои интересы, а не пытаться насильно втянуть в них супруга. Он может смотреть футбол с друзьями и , а она в это время съездить в Питер с подругами. Не стоит драматизировать и, главное, не ограничивать себя в общении с другими людьми».

В лучшем виде

А можно ли ради любви не просто поменять привычки, а стать другой - соответствующей запросам любимого? Все познается в сравнении. Леля выросла в семье врача и учительницы - куда уж интеллигентнее? А влюбилась в сына ректора университета и успешной писательницы. И дело не в родителях, познакомились они, будучи вполне самостоятельными, в отеле на европейском курорте, и несколько месяцев наслаждались конфетным периодом, не предчувствуя беды. «Сначала я думала, он не в настроении - претензии странные. Ну хожу я по дому в шортах, ну это же не светский раут? Оказывается, маменька его всегда была при параде. У них все было чинно-благородно, общались на языке Толстого и Тургенева, а тут я с журналистским сленгом. В общем, не знаю, где он будет женщину искать с такими древними устоями, но я унесла ноги, пока меня не убедили в том, что я - низшее сословие».

Людмила Исковских: «Кто-то из психологов обнаружил, что отношения между влюбленными тем крепче, чем интереснее им друг у друга учиться новому. Проще всего прилепить ярлык «Он - чужак». А можно прикоснуться к миру элиты - что в этом плохого? Возможность расширения границ поведения, развития новых навыков поведения - большой дар, который преподносит нам жизнь. Принимать или не принимать - выбирать вам. Но попробовать открыться другому образу жизни стоит».

Разбитая любовь

Самый распространенный признак разделения людей на категории - это, конечно, деньги. Захомутать «богатенького» хотят многие. А вот Катя ни о чем таком не мечтала. У нее была другая цель - балет! В своих грезах она танцевала на сценах лучших театров и знала, что этого можно достичь трудом и постоянными занятиями. Времени на тусовки у нее не было. Вадиму к моменту знакомства уже надоели легкомысленные барышни. К Кате он относился трогательно - оберегал, как фарфоровую статуэтку. Хотя, наверное, меньше. Романтический ужин в его шикарном особняке закончился не успев начаться - потянувшись за бокалом, девушка задела тарелку с закусками и та разлетелась вдребезги. Что тут началось! Вадим нецензурно ругался, клеймил Катю за неловкость и через слово упоминал о ценности имущества и понесенных убытках. Роману был конец, Катя вернулась к станку и пообещала себе в будущем примы никогда не покупать вещей, утрата которых заставит унижать других и себя.

Людмила Исковских: «Вадим ограничивает себя, становясь рабом вещей. Катя более свободна: вещи служат ей, а не она им. Ей можно позавидовать - у нее здоровые ценности. Но не стоит обобщать и думать, что «все богачи такие». Тогда на ее горизонте может снова появиться прекрасный принц, которому уже не будет никакого дела до вещей, если перед ним будет его Катя. Уйти - грамотное решение. Но не надо зарекаться от отношений с обеспеченными мужчинами на будущее».

Скромное обаяние

У женщин возможностей обеспечить себя по высшему классу сейчас не меньше, чем у мужчин. И иногда это становится еще одним препятствием на пути у людей, полюбивших друг друга и не задумывающихся о том, как может сказаться на их гармонии эта разница. После болезненного разрыва Марина на мужчин даже не смотрела. Но как-то, закупая продукты в любимом супермаркете, поймала восхищенный взгляд охранника. «Он не сводил с меня глаз, как будто я - единственная женщина в мире. Я не выдержала и подошла. Он сказал, что никогда бы не посмел познакомиться сам и будет счастлив, если я соглашусь прогуляться с ним». Выяснилось, что молодой человек приехал из провинции, но устроиться на приличную работу не смог. Он познакомил ее с мамой и друзьями, но в круг общения девушки входить опасался. Стеснялся выглядеть альфонсом. Со временем его все чаще стала мучить несостоятельность рядом с любимой, и ей уже приходилось быть свидетельницей его обид на судьбу и дурного настроения. А частенько и успокаивать, уверяя, что разница в их материальном уровне ее не тревожит. Хотя Марина зарабатывала вдвое больше своего спутника. После пары импульсивных расставаний и воссоединений, Марина сдалась и прекратила отношения. «Если человек не из твоего круга, то либо его комплексы съедят, либо вам станет скучно вместе. Считайте меня снобом, но я предпочитаю мужчин своего уровня».

Людмила Исковских: «Тип поведения героини - довольно детский, а мужчина ведет себя более зрело. К сожалению, пара, где мужчина, зарабатывая меньше женщины, не испытывает угрызений совести, почти нонсенс. Быть добытчиком для мужчины - стандартно. Девушке не надо было становиться доморощенным психологом и предлагать душеспасительную помощь, о которой никто не просил. Навязывание своих увлечений - тоже ошибка. На деньгах вообще не нужно было акцентировать внимания, какой у кого заработок - информация, необязательная для обнародования. Ему проще было бы воспарить над ситуацией, поверить в себя и, наконец, стать вровень с ней по доходу. Быть слабой и зависимой, направить свою энергию не в русло возрождения мужчины - это гораздо больше вдохновляет сильный пол на желание стать генералом».

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Зрители прозвали картину «Неравный брак» «Кощей с невестой»

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.

«В мастерской художника» (1865)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

Контекст

Есть несколько версий того, чья история несчастливой любви вдохновила Пукирева на полотно. Но надо признать, что в те времена подобные случаи были делом хоть и неприятным, но обычным. С одной стороны, это осуждалось, с другой, — обычай сей продолжал существовать еще долгие годы.


> «Прием приданного в купеческой семьи по росписи» (1873)

По задумке, на месте шафера должен был быть вовсе не Пукирев, а его друг Сергей Варенцов. Невесту же художник писал с однофамилицы — Прасковьи Варенцовой, происходившей из знатного рода. Говорят, что в неё Пукирев был влюблён, но шансов стать ее мужем не имел — крестьянское происхождение и отсутствие какого бы то ни было капитала не позволяли.

Считается, что Костомаров, увидев «Неравный брак», передумал жениться

Варенцов же на Пукирева обиделся. Дело в том, что Сергей Михайлович собирался жениться, а сплетни, которые, конечно же, поползли бы, были нежелательны. Тогда художник, внешне похожий на друга, добавил шаферу бородку и «превратил» в себя.

Жениха же писали с нескольких людей, по всей видимости: от кого — голову, от кого — лицо, а от кого — и венчик седых волос.


Иллюстрация к «Мертвым душам», 1880

Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сделал. Резную из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.

Судьба художника

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

Не создав ничего лучше «Неравного брака», Пукирев спился

Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.

Летом 2016-го в Третьяковке проходила одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Проект состоял из 17 таинственных сюжетов — 17 шедевров музея с их историями, загадками и тайнами. Каждая история заслуживала особого, трепетного внимания, но больше всех мне понравилась «тайна» «Неравного брака» В. Пукирева.

За «картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории», за огромное полотно с непривычным взглядом художника на вещи, В. Пукирев получает звание профессора. Случай был беспрецедентный — всех взволновала новая тема, современная и актуальная — тема власти денег.

Для тех, кто не помнит сюжет картины, предлагаю ознакомиться — потрясающее презентационное видео от «Третьяковки»:

Догадок всё больше…

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? И наконец, правда ли, что картина автобиографическая?Попробуем разобраться.

Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: полумрак церкви, падающий из окна свет ярко освещает трех главных героев картины — жениха, невесту и священника… Юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу.

Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная…

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — Невеста и кольцо

Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены.


«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ невесты

А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты. На шее его — орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. (орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.)

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ жениха

Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених…

Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.

Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А слева от священника не еще ли одна старуха выглядывает? Обратите внимание — в тусклые тона художник «обмакнул» только этих двух старушек.


Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе.

А с каким интересом смотрят глаза человека, находящийся за спиной у первой старухи — он единственный, кто смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец. И каким мертвым, саркастическим взглядом взирают на невесту старушки.

Привлекает к себе внимание и мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками.

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — «молодой человек позади невесты»

В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.

Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу?

Прасковья Матвеевна Варенцова

В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.

Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак».

Неравный брак. Эскиз одноименной картины

И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это уже другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение?

Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.

Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого.

Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.

Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.

Критика

Картину приняли восторженно. Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». Критик считал, полотно Пукирева «…одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Помимо восторженности были и нападки. Художника упрекали за мелкотемье, нападали за то, что он применил дерзкий, небывалый приём, изобразив обычных, из повседневности героев, да ещё и в полный рост. Такое позволялось только по отношению к античным героям.

А Н. Дмитриев писал в «Современной летописи»: «У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического».

Мотив

Мотив «неравного брака» пришёл в изобразительное искусство из жизни, из истории. В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”.

В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. И вот, в 1863 году на выставке появляется картина «неравный брак» и сгорбленный священник, вопрошающий к невесте исподлобья… В картине священник изображен, как человек не осуждающий союз двух абсолютно разных и не равных друг другу людей, а как «человек купленный» старым и влиятельным женихом, и его неблагородный образ особо подчеркивается художником…

Автобиографична ли она?

Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал:

«О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: - Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского - и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Эта история имела место не так давно в знаменитом музее деревянного зодчества "Малые Карелы" под Архангельском, в традиционном месте гуляния свадебных процессий. Под колокольный звон и величальные песнопения к деревянному храму в центре музея вдруг подошла необычная пара: жених годами был похож чуть ли не на дедушку невесты…


Замуж за иностранца. Клуб главного редактора

Ну, к неравным бракам в среде шоу-бизнеса, творческой интеллигенции, "бизнес-класса" мы как-то уже, согласитесь, привыкли. Это когда-то брак юного Киркорова со зрелой примадонной шокировал, а сегодня ее же брак с молодым Галкиным уже как-то даже особо и не удивляет. Во всяком случае, шуму по этому поводу было гораздо меньше, хотя разница в возрасте между женихом и невестой значительно больше…

Так или иначе, на причастность к шоу-бизнесу, "звездности" или к "олигархичности" эта пара из Малых Карел как-то "не тянула". Выбрав момент, подошел, поздравил, познакомился. Валентину Константиновичу, ветерану труда, бывшему бригадиру Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината в Архангельске, сейчас 63 года. Его невесте, Насте, скромно прикрывающей широким свадебным платьем наметившийся животик, неполных 28 лет. Весьма колоритны были гости: половина — явная молодежь, другая половина — совершенно конкретные люди "третьего возраста".

Не знаю, чем уж автор этих строк так расположил к себе молодых, но они довольно охотно и без всякого стеснения разговорились. Настя сразу предупредила: мол, вы уж чего не подумайте, мы не по "залету" женимся, а по любви (и погладила круглеющий животик). Валентин (давайте будем без отчества — все-таки что ни говори молодой) подтвердил: да, знакомы давно, мол, встречаемся уже три года, в "открытую" живем вместе уже два года, как с ЦБК на пенсию ушел. Дочь от первого брака старше невесты на 10 лет. И нынешние внуки будут старше его ребенка (кто родится, пока еще неизвестно, УЗИ не делали).

И они вдруг тепло обнялись, и перестала быть заметной разница в возрасте. Только свадебный кортеж из молодых (со стороны невесты) и старых (со стороны жениха) все как-то не мог между собой "объединиться", обе половинки "гостевого коллектива" смотрели друг на друга с явным недоверием… Ну да, дай Бог счастья молодоженам. Любви все возрасты покорны.

Ну и еще одна "возрастная" история, тоже берущая за душу. Рахиму Кайканову (фамилия по его просьбе немного изменена) сейчас 59, любимую маленькую дочурку Таню он не спускает с рук, точнее, с коленей. Та вертится, дергает отца за нос и уши — ей скучны наши взрослые разговоры. А ведь для нас, взрослых, такие диковинные, даже сказочные житейские истории очень важны.

Наконец, Танюшка соскакивает с папиных колен и лезет к маме, 30-летней Надежде. А Рахим Байбулатович продолжает свой рассказ. Его молодая цветущая жена лишь иногда поправляет его, почему-то жутко стесняясь.

— Мы с Надюшкой познакомились еще в конце 90-х. Сам я — бывший военный, служил в под Архангельском. Пенсия большая, выслуга вся, процент северный. Полагающуюся квартиру от Минобороны, правда, получил лишь через 15 лет после увольнения, вот в ней сейчас и живем.

Ну, оказался на "гражданке" — и куда податься? Разведенный, детей нет, полная свобода — в смысле никому не нужен. Ну, как многие отставники, подался в коммерцию, типа купи-продай. Во времена СССР меня бы называли спекулянтом или фарцовщиком, а в 90-х — все-таки бизнесменом! На одном рынке купишь подешевле, на другом продашь подороже — вот и вся экономика. Через несколько лет пару ночных ларьков купил — прибыли никакой, но среди себе подобных мог гордо нос задирать: мол, у меня бизнес серьезный, а у вас ерунда…

Когда третий ларек собрался покупать, познакомился с его продавщицами. Молоденькая Надюшка сразу мне приглянулась — спокойная, аккуратная. Однако хозяин, у которого я ларек собрался покупать, сразу сказал: на нее не смотри, я ее себе оставляю, в другом месте будет работать. (На этом месте Надежда с дочкой отправились кататься на аттракционах. — А.М. ). И вот что выяснилось: оказывается, она у него была как бы сексуальной рабыней.

Одну смену в ларьке сидит, на другую смену хозяин ее "в аренду" сдает, в основном приезжим кавказцам. Девчонка из детдома, родных нет у нее никого, вступиться некому. Скажу сразу: никаких особых чувств к ней как к женщине у меня тогда не было. Было лишь отцовское чувство — ребенка обижают, надо защитить!

Короче, на покупку третьего ларька я плюнул и ее увел — переехали на несколько лет в другой город, в Вологду. Жили на съемной квартире. Занимались тем же — я купи-продайством, она была простой киоскершей. Как отец с дочкой жили, все новые знакомые так и понимали, даже вопросов не задавали. Очень хорошо жили, денежки появились, в отпуск вместе ездили. Три с половиной года так прожили, между прочим.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: