Научно-исследовательский проект «Коса – девичья краса. Коса - девичья краса


Когда речь заходит о русской красавице, представляется стройная девушка с румяными щеками и шикарной косой. В течение долгих веков девицы на Руси именно так заплетали волосы. Коса была не просто гордостью и украшением женщины, но и могла многое рассказать о своей хозяйке.

Незамужняя девица, плети косу

Совсем маленькие девчушки бегали с трехлучевой косичкой, которая должна была располагаться строго вдоль позвоночника. Это, по мнению древних славян, обеспечивало малышку жизненной силой, которая поступала именно через позвоночник.


По количеству кос можно было определить социальный статус женщины. Девушке разрешалось украшать косу лентами, но заплести две она не имела права. Разнообразить свою причёску можно было только после свадьбы. Накануне, на девичнике, собирались подружки невесты, и с причитаниями и слезами заплетали молодой две косы. Невесте полагалось надеть на голову специальный головной убор, для этого косы красиво перевязывали лентами или, что чаще, из них сооружали своеобразную корону.

После свадьбы посмотреть на женские косы и дотронуться до них мог только муж. Что интересно, правило одной косы касалась не только молодых девиц. Те женщины, которые остались старыми девами, всю жизнь носили одну косу, причём без кокошника.


Почему именно две? Это были символы: одна коса олицетворяла жизненные силы, а вторая символизировала плодовитость женщины. Замужние женщины носили на волосах однорогую кичку, а когда рождался первый малыш, эта кичка менялась на другую, с высоким рогом.

Знаки, которые подавала коса, и какие ритуалы с ней связаны

Древние славяне очень серьезно относились такой обыденной процедуре, как расчесывание волос. Пока дети были маленькие, никто не мог прикасаться к их волосам, кроме родителей.

Люди верили, что процесс причесывания наполняет человека жизненными силами. Потому женщины вечером брали деревянный гребень и долго, тщательно расчесывали волосы. В одних источниках утверждают, что нужно было сделать сорок движений, в других, что не менее ста. Из мужчин причесать женские волосы мог только муж.


В древние времена не было социальных сетей, в которых сегодня девушки выставляют различные статусы. Для этой цели служила коса. Девушка заплетала одну косу - это соответствовало современному статусу «в активном поиске». А если девица вплетала в косу ленту, то это означало, что она с нетерпением ждёт сватов от потенциального жениха. Если же количество лент увеличилась вдвое, то желающим посвататься можно было расслабиться - жених уже есть. Парни могли даже не пытаться, поскольку две ленточки - это не просто жених, а мужчина, получивший согласие невесты и родительское благословение.

Незамужние девушки использовали для украшения косы так называемые косники, то есть яркие красивые ленты, на которых был орнамент или объемные фигурные подвески. Чаще всего последние выполнялись в виде треугольника или сердечка. Косники действительно были очень красивы. Мастерицы расшивали их золотом или серебром, использовался жемчуг, пришивалась бахрома, делался орнамент (чаще всего это были птички или растения). Ни один узор не наносился просто так, каждый из них содержал свой тайный смысл. Были на удачу, приносящие счастье, деньги или здоровье. Когда проходило венчание, косу невесты украшало повязка, лента, достаточно широкая, имеющая жемчужную или бисерную сетку по низу.

Коса и честь

Что общего между женской косой и мужской бородой? Оказывается, это своеобразные символы чести. Сегодня мальчишки в школе частенько дергают одноклассниц за косы, не считая это чем-то ужасным. В древности за такое они могли получить строгий выговор или даже порку, так как если девушку дернули за косу, значит, ее оскорбили.


Ужасным наказанием было обрезание волос. Есть предание, что однажды помещик, будучи в рассерженном состоянии, схватил ножницы и отрезал горничной ее косу. За это его приговорили к штрафу, который был, естественно, направлен на пополнение государственной казны. Штрафы поджидали и тех шутников, которые совершали такой некрасивый поступок, как срывание головного убора с женщины.

Замужняя женщина не имела право снимать головной убор или распускать волосы в присутствии посторонних. Если рядом находился мужчина, то распустив волосы, женщина приглашала его к интимной близости. Звание распутница заслуживала та особа, которая ходила с неубранными волосами. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься», то есть выйти в общество с непокрытой головой или с распущенными волосами. Это был позор, ложившийся на женщину и ее мужа.

Обрезать? Кто это делал и чем это грозило

Девичья коса олицетворяла невинность. Если кто-то специально или просто балуясь отрезал косу, это был большой позор. Некоторые историки утверждают, что это мнение пришло из самых древних веков, когда похищение женщины было делом обычным. После того как похититель увозил свою добычу, он первым делом отрезал косу, тем самым показывая, что женщина принадлежит ему. Сегодня многие дамы, желая перелистнуть старую страничку жизни, идут в парикмахерский салон и делают новую модную стрижку. Раньше с этим было строго. Волосы в Древней Руси не стригли практически никогда, полагая, что ни к чему хорошему это не приведет. Были исключения, например, монашеский постриг.


Разрешалось обрезать косы в том случае, если супруг умер. Это олицетворяло глубокую женскую скорбь. В некоторых регионах был обычай перед свадьбой обрезать заплетенную косу и дарить будущему мужу. Это символизировало верность и любовь. После этого молодая жена заново отращивала волосы, но уже под головным убором. А потом, когда онги становились достаточной длины, делала из них две косы.

Лишить волос смогли и насильно, например, за блуд. Это было ужасное событие в жизни девушки. Блудница запиралась дома, и не выходила оттуда, пока волосы не вырастали заново. Кстати, выйти замуж, не имея косы, в Древней Руси было невозможно.

С волосами связано много примет, некоторые из них девушки знают и сегодня. Например, есть мнение, что нельзя подстригать волосы во время беременности, чтобы не потерять свои силы и силы будущего ребеночка. Старинные рецепты говорят, что кончики волос следует постригать в Новолуние, и тогда коса будет расти быстро и станет густой. Старенькие бабушки в деревнях и сегодня советуют молодым мамам не стричь волосы ребенку до того, как ему исполнится год. А после первой стрижки детские волосики нужно бережно хранить всю жизнь.

Уж замуж невтерпеж

Что касается внешнего вида волос, то за тысячелетия ситуация не изменилась. Как в древности, так и сегодня высоко ценятся густые красивые волосы. Жених смотрел на свою избранницу, оценивая блеск волос и толщину косы. Чем она шикарнее, тем здоровее и добрее будет жена.

А что делали те девушки, у которых косы были жидкими и не слишком красивыми, ведь это не зависит от желания человека? Сейчас дело бы решилась очень просто: такая процедура как наращивание волос мгновенно бы исправила ситуацию. Удивительно, но уже в древности девицы придумали, как обмануть наивных женихов. Они стригли лошадям хвосты, делали из них тонкие косички и аккуратно, мастерски вплетали их в свои волосы, тем самым увеличивая толщину косы и придавая ей тот вид, который усладил бы взор жениха и успокоил его.


Да, и в стародавние времена существовали маленькие женские хитрости. Для укрепления волос женщины готовили травяные отвары, мыли голову дождевой водой, растапливали первый чистый снег, втирали в волосы гусиный жир, соль, сок лопуха. Сегодня существует множество старинных рецептов, которые помогают современным девушкам содержать свои волосы в отличном состоянии. Многие шампуни, бальзамы и другие средства для ухода за волосами изготовлены на основе бабушкиных рецептов, которые прошли испытание временем, хорошо себя зарекомендовали и помогли не одной девице выйти замуж за своего избранника.

Не менее интересные традиции связаны и со свадьбой. Сегодня не многие слышали про .

Проводя свой отпуск на западном побережье Турции, в Мармарисе, большинство туристов отправляются на экскурсию на пляж "Девичья коса"

Посещение песчаного пляжа Девичья Коса (турец. Кыз Куму) является одним из популярных туров в Мармарисе. Необычный узкий пляж, протянувшийся прямо в море на длину более полукилометра, посещают ежедневно более тысячи туристов. Только здесь, вы можете в буквальном смысле прогуляться по морю, которое едва скрывает ваши щиколотки. Столь необычное природное явление встречается только в Турции и опутано легендами (читайте чуть ниже).

Попасть на удивительный пляж можно двумя способами. Либо поехать на сафари на джипах, либо прогуляться на яхте. В последнем случае целый день вы будете путешествовать вдоль побережья Мармариса, останавливаясь для купания у множества островов. Но последняя остановка ждет вас у деревни Орхание (Orhaniye).

На берегу моря, неподалеку от поселка, в море уходит шестисотметровая коса Кыз Куму (Kizkumu Plaj) из крупной красно-желто-коричневой гальки и песка. По девичьей косе можно неспешно прогуляться прямо по Эгейскому морю. Глубина небольшая - примерно 10-30 см. Купаться с косы можно только в той части, которая граничит с открытым морем. Другая часть девичьей косы заиленная, покрыта водорослями и загрязнена.

На берегу, рядом с девичью косу работает пляж с лежаками, бары и рестораны. Это для тех туристов - кто боится пройтись километр вдоль Кыз Куму, по неглубокой воде. Стоимость поездки разнится в зависимости от маршрута и турагенства от 25 (яхта) до 50 долларов (джип сафари). В любом случае посещение необычного пляжа Девичья Коса в Мармарисе надолго останется в вашей памяти. Местные жители протестуют против экскурсий, поэтому не откладывайте тур и успевайте пройтись по косе Кыз Куму!

Две легенды о Девичьей косе в Мармарисе

Первая легенда. Три тысячи лет тому назад пираты осадили город Baybassos, убив короля и всех его жителей. И только
одна принцесса сумела выбежать на берег Эгейского моря. Вот незадача - девушка не могла плавать, что бы переплыть залив. Однако в результате чуда под ее ногами вдруг возникла песчаная коса. Девушка, было, побежала по косе, оставив захваченный город далеко позади. Но внезапно коса кончилась и девушка, упав в воду, утонула темной ночью.

Вторая Легенда. Бедный рыбак влюбляется в принцессу, но ее отец выступает против брака. Влюбленные встречаются в ночное время. Принцесса зажигает огонь, а рыбак плывет на маяк. На этот раз солдаты короля схватили принцессу на берегу, но не погасили огонь. Однако принцесса все же сумела вырваться из рук солдат и кинулась в воду, не умея плавать.
Под ее ногами чудесным образом возникла песчаная коса, по которой она побежала к возлюбленному, словно порхая над водой. Ее движение прервал выстрел. Стрела пронзила грудь принцессы, которая упала в воду и утонула, окрасив в красный цвет море около лодки рыбака.

Проблемы Девичьей косы в Мармарисе

Турецкие агентства грубо нарушают протокол 2 Барселонской конвенции о Средиземном море. Тысячи туристов ежедневно вторгаются в заповедный участок моря, нарушая экологию и не давая востановиться окружающей среде. Яхты разбивают берег, отсутствие пирса - глобальная проблема. Местные жители с грустью констатируют - Если десять лет тому назад туристы ходили по косе, едва прикрывая пятки водой, то теперь уровень воды поднялся и стал примерно по колено взрослому человеку. Еще через десять лет уровень воды поднимется, вероятно, уже до талии.

Ты расти, расти, коса, всему городу краса! Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосоньки в ряд.

Длинная коса - это одна из самых старейших причесок в истории человечества. Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической. Волосы - аккумулятор тонких энергий, в основном это мысли самого человека и окружающих. Потому в ведах написано, что стричь волосы нельзя. Женщины в старину не стригли волосы, а заплетали в косу, таким образом энергия накапливалась. Также в старину девушки носили платок в людных местах чтобы не привлекать внимание, оберегая себя от негативной энергии. Мужчины на девушку с длинными волосами подсознательно реагируют сильнее, чем на стриженную. Волосы - это накопитель информации, мыслей. Потому при поступлении в монастырь стриглись налысо, дабы стереть все мысли предыдущей жизни. Индусы, буддисты - бреются налысо, чтоб никакая мысль не задерживалась и легче было войти в состояние медитации. Потому если вам важно закончить дело, о котором вы долго думали - не стоит стричься.

Славяне и Арии с бережным уважением относились в прошлом и относятся ныне к своим волосам, ибо всё, что даровано человеку Природой, необходимо для его гармоничного существования в данном мире. Волосы испокон Веков образно сравнивали с засеянным полем пшеницы: как колосья пшеницы впитывают в себя все соки и живительную силу Матери Сырой Земли и чистый свет Ярилы - Солнца и хранят их, так и волосы человека получают и сохраняют живительную силу от Небесных Богов, от Земных Родителей и предков рода, от Матери - Природы, от космических лучей Ярилы-Солнца и Небесных Звёзд, недаром же волосы издревле называли космами, т.е. связанные с космосом, который подпитывает человека. Волосы символизировали множество светлых Природных и Божественных Сил, которые помогают человеку в жизни, они также означали достаток в древнем Роду, изобилие и счастье в семье. Первым делом, что делали завоеватели в старину - срезали девичью косу.

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор.

С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Существует множество народных примет и поверий, связанных с волосами. Так, например, волосы, выпавшие при чесании, нельзя бросать на пол или на землю, ибо можно лишиться жизненной силы. Их следует сжигать или привязывать к плодовому дереву, чтобы на голове волосы хорошо росли, были крепкими и здоровыми, как дерево. Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь и не лишить их жизненной силы. Подравнивать кончики на длину не более одного ногтя (1,1 см) у юношей старше 16 лет можно было лишь в новолуние. Расчёсывали волосы гребнем из священных металлов или из священного дерева – берёзы, дуба, кедра, ясеня, бука.

Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дiвчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дiвкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста. В Малопольше после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, Для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, Чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

У славян коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса - предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг - под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике; в день св. Трифона мазали косу виноградным соком, приговаривая: «Како растит лозница, така да ми растит и косата» [Как растет виноград, так пусть растет и моя коса]; бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной; прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в отваре этих трав; заклинали траву косатень помочь вырастить длинную косу; плели косу из «маккавейских» трав и прикладывали ее к своим волосам. Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола.

В свадебном обряде и песнях коса - символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора - переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина». После венчания в доме молодого (иногда прямо в церкви) волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи»; их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т. е. под женский головной убор.

В Болгарии расплетение, причесывание и заплетение кос совершалось накануне венчания и сопровождалось песнями; при этом обряде все домашние и подруги невесты плакали. Если отец жениха разводил пчел, то церемония расплетения косы невесты происходила не в ее доме, как обычно, а в доме жениха - чтобы пчелы лучше роились. Брат расплетал невесте косу, заплетал ей две косы, но это мог делать и жених. Иногда правую косу заплетал жених, левую - сваха. Косу могли расплетать также дружка, два близких родственника, крестная, подруги, дружки (они расчесывали волосы, смазывали их маслом и медом, после чего заплетали косу и вплетали чеснок для отведения порчи. Когда расплетали косу во время девичника, невеста «вопила»: «Не расплетайте мою косу русу, Не увязывайте моей шелковой косушки». В восточном Полесье невесте расплетали косу в церкви и закручивали волосы «в куклу», с этой мину ты девушка символически причислялась к женщинам и не могла носить заплетенные косы. В Софийском крае до начала XX в. невесте заплетали множество косичек, украшали их серебряными монетами; косички закрывали ее лицо.

Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. Если у девушки левая коса оказывалась толще правой, ей предстояло выйти замуж за вдовца. Словом коса в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы; девичник; пропивать косу означало угощать вином накануне свадьбы, на другой день после девичника, чесать косу - расчесывать и заплетать косу невесте накануне венчания; выкупать косу - дарить подарки родственникам невесты, косу продавать - брать выкуп за невесту.

Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата - косопродаванье, косу продавать. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, / Наша коса сторублева, / Лентою перевязана, / Лентою голубою, / Девкою молодою». Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу».

Полное отрезание косы на свадьбе встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и (символическим) прижиганием его пламенем свечи. Отрезали косу невесте в северо-восточной Сербии, в Польше (иногда отрезанную косу свашка бросала в огонь - Боры Тухольские), у гуцулов и в западных уездах Волынской губернии. У гуцулов Покутья (р-н Хотима) жених обрезал косу невесте ножом, когда она сидела у него на коленях, на кожухе, и из отрезанных волос сплетал две косы.

В похоронном обряде распущенные косы - символ скорби. В Сербии женщины провожали покойника на кладбище с расплетенными в знак траура косами. Вернувшись домой с похорон, заплетали косы. В Болгарии, когда в доме случалась смерть, женщины расплетали косы и не заплетали их 40 дней. В центральной Украине девушки расплетали косу себе и своей умершей подруге, в то же время в Галиции во время похорон девушки заплетали волосы в косу. В Черногории матери и сестры умершего отрезали свои косы и клали в могилу вместе с покойником или вешали их на кладбище на крестах и деревьях.

Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях: во время трудных родов расплетала косы не только роженица, но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме; в обряде опахивания; при появлении градоносных туч (сербы Драгачева, Лесковацкого Поморавья). В Витебске расплетали косы, когда мяли лен, чтобы он был мягок и волокнист. В Рязани распускали косы при проводах «русалки»; некоторые ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле, делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы.

Иногда девушка, гадая на святках, распускала косу: перед сном она продевала в косу висячий замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить». Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть суженого, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове. Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых растений. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину с распущенной косой.

Насильственное обрезание косы - знак бесчестия и поругания. У Болгарии обрезать косу у девушки мог из мести отвергнутый парень. Женщина старалась отрезать косу разлучнице. Девушке отрезали косу в наказание за утрату невинности; она не имела права носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь косу. На Волыни женщине косы обрезали за прелюбодеяние. Девушке, которая постригалась в монахини, обрезали косу «как знак раздела с миром и вступления в брак со Спасителем». В украинских песнях мотив пускания косы по реке - символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу из-за тоски по милому.

Заплетение волос людям и животным - характерное действие мифологических персонажей. В быличках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост лошадям заплетают домовой, ласка, черт. У поляк - ласка, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики). У южных славян - это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причем, если гриву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается.

Девушка в Иванову ночь спасается от чертей, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи. На Украине чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь; от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту»; от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе. От сглаза девушки вплетали в волосы правую переднюю лапу крота.

Современные модницы также с удовольствием заплетают косы, которые делают образ женственным и стильным. До сих пор длинная коса является одним из главных женских «оружий», направленных на массовое привлечение мужского внимания. Видимо, есть в длинной косе нечто магическое, благодаря чему она не утрачивает своей популярности уже несколько веков подряд.

В советское время все школьницы и девушки постарше ходили с косами. Длинная коса была мечтой для всех девочек, поэтому волосы растили практически с рождения. Образцом для подражания были героини русских сказок, например, Варвара-краса. Подстричь волосы не решалась ни одна девочка. Зато они с удовольствием мерились длиной и толщиной кос.

Вот и сейчас длинная коса, как и прежде, является символом девичьей красоты. К тому же, сегодня она приобрела статус модной прически. Поэтому парикмахеры и стилисты активно экспериментируют с вариантами плетения кос. Классическую длинную косу сегодня принято заплетать на один бок. Волосы перекидываются на один бок, после чего заплетается обычная коса из трех прядей. Для того чтобы сделать ее более модной, нужно плести ее довольно свободно, а затем растянуть звенья косы в стороны. Так она станет более объемной и ажурной.

Не менее популярна сегодня экстравагантная коса «рыбий хвост», которую также можно заплетать на один бок или сзади. Своей интересной формой она напоминает хвост рыбы, отсюда и ее название. Плетется она довольно просто, правда плетение займет у вас гораздо больше времени, чем создание простой косы. Волосы нужно зачесать назад и разделить на 2 равные части. С самого края левой части волос выделите тоненькую прядку и перекиньте ее к правой части. Теперь такую же тонкую прядь выделите справа и перекиньте к левой части волос. Продолжайте эти действия, пока не заплетете всю косу.

Показателем безупречного стиля можно назвать длинную французскую косу. Она выглядит очень женственно и изысканно. Ее главным отличием является то, что ее начинают плести вплотную к коже головы. Для этого в верхней части головы нужно выделить три пряди и сделать несколько движений, начав плести обычную косу. Затем начните захватывать пряди волос с боков, добавляя их в центр косы. Повторяйте это до тех пор, пока не вплетете все волосы. В конце заплетите обычную косу и закрепите резинкой.

Весьма оригинально смотрится длинная коса, заплетенная вокруг головы. Многие звезды Голливуда используют эту прическу в качестве вечерней. А некоторые женщины не расстаются с ней и в будни. Например, знаменитая длинная коса Юлии Тимошенко, обвитая вокруг головы, стала ее визитной карточкой.

Самая популярная разновидность кос, заплетенных вокруг головы – это греческие косы. Плетение обычно начинают от пробора с одного бока и продвигаются вокруг головы, можно заплести две греческие косички с обеих сторон, а затем соединить их в длинную косу. Для плетения используется техника «колосок».

Вчера, гуляя у ручья, я думала: вся жизнь моя -
Лишь шалости да шутки. И под журчание струи
Я в косы длинные свои вплетала незабудки.
Был тихий вечер, и кругом, как бы в дремоте перед сном,
Чуть трепетали ивы,- и реяли среди цветов
Стада стрекоз и мотыльков, беспечно-шаловливы.
Вдруг слышу шорох за спиной. Я оглянулась... Предо мной,
И стройный, и высокий, стоит и смотрит на меня
Очами, полными огня, красавец черноокий.
«Дитя, зачем ты здесь одна? Смотри, взошла уже луна,
Огни погасли в селах...» А я в ответ: «Среди цветов
Пасу я пестрых мотыльков, пасу стрекоз веселых».
И рассмеялся он тогда: «Дитя, оставь свои стада
Пасти самой природе; пойдем со мной в прохладный грот.
Ты слышишь? - Соловей поет о счастье и свободе...
Под вечный лепет звонких струй там слаще будет поцелуй,
Отраднее молчанье; и не сомнется твой венок,
И не сотрется бархат щек от нежного лобзанья!»
Мне странен был язык страстей,- не тронули души моей
Мольбы и заклинанья; как лань пустилась я домой,
Стараясь страх умерить мой и груди трепетанье...
С тех пор потерян мой покой!- уж не брожу я над рекой
В венке из незабудок, борюсь с желанием своим,-
И спорит с сердцем молодым неопытный рассудок...

Девичья коса - не только краса...

Можно ли представить русскую красавицу без косы? Длинные волосы - предмет гордости их хозяйки и восхищения окружающих. С древних времен у всех народов косы служили прекрасным украшением изящной женской головки.

«КОСМЫ»

О «космическом» значении волос говорит множество примеров. В Древней Руси не стригли волос. Этот обычай сохранился в современных монастырях даже по отношению к мужчинам. Волосы воспринимаются как «антенки», принимающие космическую информацию.

О том, что волосы являются носителями информации, знали издревле. Длинные волосы были распространены еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов - косы.

Было только разделение на девичьи и женские прически. Девушки украшали косу на конце лентой или «косником» («накосником»). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок на голове.


Маковский Константин Егорович. Под венец.

В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы. Так что вышедшая замуж получала через волосы, собранные в косы, жизненные Bceлeнcкиe силы не только для себя, но и для будущего peбeнкa. Прическу обычно покрывали маленькой полотняной шапочкой («повойником»), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже.

На Руси существовало выражение «опростоволосить», что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Михаила Юрьевича Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван им на кулачный бой и убит…

В серии книг «Сокровища Валькирии» Сергей Алексеев пишет, что страшным было наказание для женщины - лишение её косм. Если её «обкарнали», она не может держать обережный круг над своим любимым, когда они в разлуке, теряется космическая связь. Остается только сердечная, над которой ничто не властно. И ещё, было стыдно показать даже родным свои волосы, пока они не отрастут, и страшно, что раскидают твои обрезанные волосы и птицы растащат их по гнездам. И звалась она Карна…

Существовала древняя заповедь: «Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровье потеряете». Ежедневное расчесывание волос было своего рода магическим обрядом. Девушкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, ибо это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.

ВОЛОС, КАК ПРОВОДНИК

Волосы бывают не только разных цветов, но и различного строения: толстые и тонкие, прямые и кудрявые. Тонкие волосы говорят о многогранности человека в связи с Небом, т.е. возможности ловить широкий «диапазон волн». Жесткие, толстые волосы у человека более простого с постоянным «диапазоном». Поэтому люди с тонкими волосами чаще заблуждаются, их легче сбить с толку, но зато они легче восстанавливаются после любых испытаний, стрессовых ситуаций...

Ричард Джонсон. Кудрявая

У кудрявых волос велика возможность «помех», завихрений, в результате чего их обладатели отличаются повышенной эмоциональностью, стихийностью. Зато кучерявые люди никогда не бывают фанатами в отличие от людей с прямыми волосами. Считается, что если у человека распрямились волосы, то в лучшем случае он вышел на более прямую дорогу.

При поседении меняется структура волос. Считается, что пока человек не седеет, он живет своей жизнью, но как только появляется седина - включается резонанс с другими людьми.

СИЛА ВОЛОС - В ДЛИНЕ

В индуистской мистической символике волосы, подобно паутине или нитям пряжи, обозначают «силовые линии» Вселенной, пронизанной «волосами Шивы», - могущественного бога. Древневосточных и античных богов, евангелистов и апостолов чаще всего изображали с длинными волосами, что указывало на их физическую стойкость и духовную твердость. Считалось, что именно в волосах обитает душа, и если их отрезать, то человек может лишиться психической и физической силы.

Хонтхорст, Геррит ван (Honthorst, Gerrit van) "Самсон и Далила"

Так, согласно апокрифической «Книге бытия небеси и земли» Самсон - ветхозаветный герой, который прославился подвигами в борьбе с врагами, носил длинные косы, дающие ему богатырскую силу. Когда Самсон нарушил данный им богам обет безбрачия и полюбил Далилу, он открыл ей тайну: «Если остричь меня, то отступит от меня моя сила». Коварная возлюбленная дождалась, когда мужчина заснул, и состригла с его головы семь кос. Самсон тотчас ослабел, чем и воспользовались недруги, - ослепили его и заставили работать на мельнице. Но когда у Самсона отросли волосы, то сила возвратилась к нему, и он разрушил здание, где находились враги.

Обрезать волосы - значит, изменить свою жизнь, это хорошо знали в старину. Даже сейчас, если мы хотим что-то изменить в своей жизни, то часто подсознательно направляемся в салон изменить прическу. Добровольно и даже с радостью остригались только люди, находящиеся в состоянии душевного потрясения, следуя ветхозаветному предписанию в печали «отречься от волос и бросить на них все злое».

Маковский Константин Егорович. Грустная княжна

Раз волосы - источник нашей космической Силы, значит, все, что с ними происходит, меняет русло незримой реки, которая омывает нас своими биоэнергетическими волнами. Поэтому любое воздействие на волосы может изменить в ту или иную сторону не только наш внешний вид, но и всю нашу жизнь. Наверное, с этим же мистическим отношением и накоплением в волосах энергии жизненной силы связана давняя примета - не стричь волосы беременным женщинам. Ребенка до года не рекомендовали даже причесывать, не только стричь.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь, законы Рода и Мироздания, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой, и обережной силы. Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ногтя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни Новолуния.

И, конечно же, не зря расчесывание волос было своеобразным священным ритуалом, во время которого можно было прикоснуться к космическим потокам и почувствовать в прямом смысле этого слова нисходящие с Небес струи жизненной силы. Совершался священный ритуал при помощи гребня, изготовленного либо из священных металлов, либо из ветки священного дерева. Доверить расчесывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знали и любили...

Каждая женщина по природе своей Богиня. «Берегиня моя» - называл муж любимую жену. Чем же она оберегает своего мужчину и всю семью? В волосах замужней женщины таится великая сила, мудрость, знания и умения. Волосы связывают нас со Вселенной и друг с другом. Женщина, способна своими волосами накапливать и удерживать большой объем информации и силы.

Выходя замуж, женщина принимает силу Рода своего мужа, получает его фамилию. Изменяется социальный статус, меняется форма и вид прически, что играет немаловажную роль в создании счастливой семьи. Предки наши, зная о магической силе волос, очень трепетно относились к ним. Девочке с рождения не подстригали волосы. Мама тщательно ухаживала за волосами дочери. Заплетала косы, украшала лентами. «А что девка кверху, то коса книзу; расти коса до пят, женихи торопят», - варивали матушки. А когда волосы расчесывали, то часто приговаривали, чтоб здоровье добавлялось, сила и красота:
«Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся…»

Девушка надевала налобную повязку, ходила с непокрытой головой (по крайне мере летом), тем самым черпая знания, силу и умения из окружающего пространства.

И сейчас ученые утверждают, что наши волосы - это ниточки, которые связывают нас с мирозданием. По этим нитям к нам, действительно, идут сила и знания. Правильно ухаживая за своими волосами, мы взращиваем красоту, здоровье, обретаем силу и мудрость, поддерживаем традиции наших родов.

Свадебная обрядность, песни, которые тогда звучали очень красиво характеризовали красоту, силу и мощь волос невесты: «Запуталась красна девица во своей русой косе»; «что у (имя) головушка склоненная, у ней русая косица, коса расплетенная, по белым плечам коса разложена»; «об русой косе, об хорошей девьей красоте» и т. д.

За волосами в семьях очень тщательно ухаживали, к ним относились довольно трепетно. Волос никогда не выкидывали на ветер: считалось, что голова болеть будет. Да и знали предки, что если волос попадет в руки другого человека, то на него могут наговорить что-нибудь худое. Волосы сжигали или относили к реке, на берегу закапывали.

Наши наблюдательные предки заметили: чем больше волос у маленького ребенка, тем он активнее, эмоциональнее. Ломкие волосы - признак (а может быть, и одна из причин) слабого здоровья. Кстати, лысые люди в среднем живут меньше тех, у кого богатая шевелюра, это связано с тем, что они получают меньше жизненной энергии из Космоса.

КОСЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Если вы бываете на прогулках в поле, в лесу, то очень хорошо распускать волосы, соединяться с живой силой природы. Она очистит и приласкает, наполнит силой и здоровьем. Подстригая кончики волос на Новолуние, чтобы лучше росли, можно состригать негативную энергетику, которая накопилась.

В современных больших городах волосы желательно не распускать, а бережно их закалывать. Наши волосы как нити-проводники очень легко тянут на себя не только положительную энергию, но и отрицательную. Проще говоря, любую…


В последние годы становится все меньше и меньше девушек и женщин, предпочитающих носить косу, в основном, это оставалось уделом или маленьких девочек, или деревенских женщин. В современном мире длинная коса часто считалась чем-то «немодным», «архаичным». Но время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, однако долгое время это не встречало понимания.

И всё-таки косы вернулись в нашу жизнь в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур. В 2011 году модный мир снова буквально взорвали прически и укладки из кос. И теперь укладки с использованием крупных кос и мелких косичек появились в коллекциях самых именитых дизайнеров. Приведу несколько фото с модными современными косами. Может быть, и кому-то из вас они понравятся…


Греческая коса

Сенегальские косички


Ажурная коса

Сложный жгут с косичками


Сложное праздничное плетение с применением шиньона


Ажурная коса-ободок вокруг головы


Косичка-полуободок...


Праздничная ажурная коса с украшениями

Источники: разные сайты Инета, журналы "Мир женщины", " Вопросы истории"

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную причёску – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто причёской.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел её кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трёхлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью её, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто причёской. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске».

В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – всё, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали ещё и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее сорока раз. Малышам могли расчёсывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущённых крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьёзными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: