Написал женщины в русских селеньях. Есть женщины в русских селеньях…

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.
В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу - сестра некрасовских декабристок.

Н. А. Некрасов.«Есть женщины в русских селеньях...»

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Российская империя - 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) - русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы.
Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности».

Столетье промчалось и снова,
Как в тот незапамятный год,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд.
Но кони все скачут и скачут,
А избы горят и горят...

Наум Мандель - Коржавин


Смола, как слеза, на поленьях
Вечерний загадочен свет....

А в прочих селеньях их нет!
Зайдите в селенья Таити,
В селенья ЮАР, Шри-Ланки,
В селенья Канады зайдите -
Повсюду одни мужики!
Напился ямщик из Гаскони,
А кони возьми - и ку-ку!
Кто?! Кто остановит вас, кони?
В Гаскони на полном скаку?
Пылают пожары в Техасе,
Но - некому с криком "Ахти!
Там Вася! Там пьяный мой Вася!!!"
В горящую избу войти....
Нет женщин в селеньях Флориды,
Нет женщин в селеньях Мали...
И даже в снегах Антарктиды
Пока ни одной не нашли!
А мы-то, такие-сякие,
Всё ищем ответ на вопрос:
С чего, мол, на ДАМ из России
Такой потрясающий спрос?))))))))))))

/Евгения Пинчук /



Есть женщины в русских селеньях,
Которым всегда не везет,
То кто-то коня не привяжет,
То кто-то избу подожжёт.

/И.Тюткин/



Стройна, божественно красива,
Да и Камаз не так уж плох.
У нас для женщины, в России,
Открыто множество дорог!!!)))

(Комментарий к фото, моего друга Алекса)

Есть женщины в русской глубинке
способные на абордаж
Столкнешься с такой на тропинке -
- и сердце заходится аж...

Играючи рельсы уложит,
Погнет от усердия лом,
В партком "донжуана" заложит
(ну, коль не завяжет узлом)...

Легко остановит и трактор,
Копье на километр метнет
А если заметит реактор -
- в "горячую зону" войдет...

Огонь и вода им - игрушки,
А "медные трубы" - орган,
Их не остановишь из пушки,
Когда они прут на таран...

Таких бы, да пару дивизий
Забросить к противнику в тыл -
Без боя, без всяких коллизий
Сдались бы! - Ну, кто не остыл...

Есть женщины... Им бы Мужчину!!!
- Куда не посмотришь - хмыри:
спиваются, "топят кручину"...
А были ведь Богатыри!?
Copyright Горъ Василий


Ее богатырь не поборет,
Кулачный боец - не сшибет,
Она ухажера - заморит,
Насильника насмерть забьет.

Временем гулким на вираже.
Нитью небесною - солнечной, звездною
Вывязан женщин изящный узор,
То мы смешливые, то мы серьезные,
Умные и говорящие вздор
Мягкие, добрые, нетерпеливые,
Легкие, теплые, неотразимые,
Непредсказуемые и страстные,
Дерзкие, вспыльчивые, опасные
Разные мы, ах, какие мы разные!
В каждой оркестрик для счастья живет,
Тронешь любовью, и песней прекрасною,
Нежная скрипка в душе запоет.
Бог его знает, что там намешано...
Только любви быть должно через край,
Вечная музыка в сердце у женщины
Мир окрыляя, играй же, играй!
/Елена Евсюкова/

Совсем недавно наткнулась на стихотворение современного автора Владимира Поварова, посвященное сельской женщине. Оно вызвало немало положительных откликов читателей:

На деревенской женщине нашей,
которая сеет и жнёт, и пашет,
и прёт, как лошадь, тяжёлый воз,
всё держится и всё поднялось!

Простая она и трудолюбивая,
бесхитростная и терпеливая,
и неустрашимая, как солдат!
Куда ты, Русь, без неё, куда

Без русской бабы кургузой, сивой,
чуть мешковатой и всё же красивой,
которую очень трудно постичь.
Пойми её ты и возвеличь

Без всякой мысли и укоризны!
Как только баба уйдёт из жизни
или заменит кто-нибудь пусть -
осиротеет святая Русь!

Автор, несомненно, во многом прав: действительно, сельские женщины на своих плечах держат русскую деревню. И мне захотелось на страницах нашего сайта рассказать о женщинах, жительницах села, внесших огромный вклад в развитие Житного. Это медики, учителя, воспитатели, работники администрации, труженицы, словом те, кого знает и уважает все село, к чьему мнению прислушиваются. К сожалению, они не отмечены почетными званиями и наградами, хотя своим трудом и отношением к жизни, людям, конечно же, их достойны. Вот только стихотворные строки хотелось бы к их образам подобрать иные. Мне вспомнились строчки Некрасова из поэмы «Мороз красный нос»:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет - словно солнце осветит!

Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,

Какой весь народ наш идет,

Но грязь обстановки убогой

К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Открыть цикл статей о женщинах нашего села позвольте с историй жизни двух подруг, которые когда-то давно приехали в Житное и прикипели всем сердцем к этому месту. Были поддержкой, крепким тылом своим супругам, поднимавшим колхоз «Красная звезда», воспитавшим замечательных детей, которые, следуя примеру родителей, остались в Житном. Потому что так же, как и их матери приросли душой к своей малой родине.

Тамара Георгиевна Санникова родилась в селе Вышка Республики Калмыкия 25 марта 1937 года. Ее назвали в честь акушерки, которая приезжала в село принимать роды. Ребенок войны, она пережила все тяготы и лишения грозных сороковых лет. В детстве на вопрос «кем бы ты хотела быть, когда вырастешь» девочка отвечала: «ДоХтором». В 1955 году, закончив мумринскую десятилетнюю школу, Тамара Георгиевна поступила в Астраханское медицинское училище.

И в 1957 году, получив диплом фельдшера, уехала работать в село Тумак Зеленгинского района. А через два года наша героиня приехала в Житное. И в 1959 году Тамара Георгиевна навсегда связала свою жизнь с нашим селом.

В 1960 году Тамара Георгиевна вышла замуж за Санникова Валентина Ивановича. Валентин Иванович возглавлял колхоз «Красная звезда», вывел его в передовики. Настоящий руководитель, радеющий за своих подчиненных, он много сделал для нашего села и его жителей.

До сих пор житнинцы вспоминают его добрым словом. Но ведь очень важно, чтобы рядом с таким мужчиной была женщина, которая поддержит, окружит заботой и вниманием, разделит горечь поражений и радость побед, создаст маленький мир, в котором можно спрятаться от бесконечных дел и проблем, отдохнуть, получить заряд любви, нежности и сил для дальнейших свершений. Тамара Георгиевна стала надежным другом, помощником Валентину Ивановичу, хранителем их семейного счастья, замечательной мамой и бабушкой.

Многие женщины рядом с сильными мужчинами уходят из профессии, полностью отдавая себя семье, заботам, подчиняются только интересам мужа и детей. Но Тамара Георгиевна не стала домохозяйкой, она продолжила работать в медицине и 33 года отдала этому трудному, но такому важному делу.

В течение десяти лет Тамара Георгиевна проработала дежурной медсестрой. Люди старшего поколения и мои ровесники должны помнить, какая строгость была в Житниской больнице, порядок во всем: белье, одежда только больничные, соблюдение режима – дело обязательное, прием лекарств и процедур строго по времени. Даже посещение больных только в положенные часы! А какая была наполняемость палат в стационаре! Это не значит, что больше болели. Просто к людям относились внимательно, создавались замечательные условия для скорейшего выздоровления. И за всем этим порядком стояли врачи, медсестры, санитарки больницы, в том числе и наша героиня.

Позже Тамара Георгиевна перешла работать в поликлинику, став терапевтической медсестрой. Тактичная, доброжелательная, всегда улыбающаяся и открытая она проработала со всеми терапевтами житнинской больницы. Когда Тамара Георгиевна начинала работать, в больнице было 15 коек и два врача: Галина Михайловна Муравьева и Дора Семеновна. Позже колхоз построил современную больницу. Ни в одном селе Икрянинского района не было такого здания. Валентин Иванович смотрел в будущее, думая о том, что село будет расти, развиваться и ему нужны квалифицированные медицинские работники. И условия были созданы.В Житное стали приезжать медики.

Тамара Георгиевна с болью в голосе говорит о нашей больнице. Ведь сколько было сделано, как слаженно работал коллектив. Фактически, людям не нужно было выезжать за пределы села, чтобы получить помощь. Лаборатория, хирургия, стоматология, рентген кабинет, гинекология, педиатрия, физиокабинет…-работали все отделения. Коллектив больницы работал, что говориться, с душой. Конечно же, нашей героине обидно и горько смотреть на то, что стало с житнинской больницей.

Особенно обидно за своего супруга, Валентина Ивановича, который, в отличие от последующих руководителей села, понимал, что больница, школа и детский сад – это краеугольные камни в фундаменте жизни села. Не будет их – умрет село! Санников выделял немаленькие средства на поддержание школы, садика, больницы в хорошем состоянии.

К сожалению, человек не вечен. Да и дело рук его может жить лишь в том случае, если его продолжают. А последователей доброго начинания не нашлось… «Как же так? – удивляется Тамара Георгиевна. –Столько было создано руками наших тружеников-колхозников на благо нашего общего дома – Житного! Сколько ребятишек рождалось в селе! Жизнь кипела, как в большом муравейнике. С пяти утра начинало село «шуметь». И лишь после заката рабочие звуки умолкали. Однажды в больницу привезли жителя села Краса, Балашова. Он был ранен, нож торчал прямо в сердце. Везти дальше нельзя! Решили оперировать в Житном. Быстро доставили нужных специалистов и спасли человека. Возможно сейчас такое? Нет! Почему же позволили всему развалиться? Как допустили?» Не может принять эта замечательная женщина современной реальности. Но Тамара Георгиевна – человек позитивный, оптимистичный. Она с надеждой смотрит в будущее, думая, что найдутся ещё люди, подобные ее супругу, и поднимут село, не дадут ему окончательно погибнуть.

На протяжении всего разговора Тамара Георгиевна больше говорила о селе и его жителях, чем о себе. И не удивительно, она человек скромный, считает, что ничего выдающегося в жизни не сделала. Просто любила свою работу и людей. «Знаешь,- говорит Тамара Георгиевна, - я хотела идти на работу. Мне нравилось помогать людям, быть нужной. Люди приходили со своей болью. Каждого хотелось подбодрить, вселить надежду, облегчить страдания. Случаи были разные: и ножевые ранения, и серьезные заболевания. Плохие ли, хорошие люди обращались за помощью – лечили всех. Даже с эпидемией холеры в 70-ых годах справились! Мы тогда сутками дежурили в больнице, домой нас не выпускали солдаты, охранявшие ее. Нисколько не жалею, что пошла в медицину!»

Мы спросили Тамару Георгиевну, если бы у нее была возможность «переписать книгу своей жизни», что бы она изменила? Наша героиня долго не думала: «Была возможность уехать. Моего мужа однажды приглашали работать в область. Он отказался. Не смог оставить колхоз, а я его поддержала! Никогда меня не прельщала городская жизнь. Мне нужно просыпаться и наступать на родную землю… И вообще, самое великое дело – воспитать достойных детей. У нас с мужем это получилось. За своих дочерей мне не стыдно. Я горжусь ими, радуюсь внукам, дождалась первого правнука. Жизнь удалась, за что я и благодарю Всевышнего».

Меня всегда восхищала Тамара Георгиевна. В ее жизни было немало трудностей и потерь. Но в нашем с ней разговоре она ни разу не посетовала на судьбу, не высказала обиду в чью-либо сторону. Я никогда не видела ее хмурой, неприветливой. Всегда красивая, улыбающаяся и необыкновенно интеллигентная, она ассоциировалась у меня с образом английской королевы. Честь, достоинство и любовь - эти три слова определяют жизненный путь этой замечательной женщины.

В 1959 году по рекомендации Тамары Георгиевны в Житнинскую больницу приехала молодая красивая девушка с дипломом фельдшера-акушера Астраханского медицинского училища. Звали ее Лариса Александровна Астафьева. Родилась наша героиня в 1937 году в поселке Рынок Лиманского района, школу закончила в поселке Мумра. Но так сложилась судьба, что родным для нее стало наше Житное.

Начинала свою трудовую деятельность Лариса Александровна в Житнинском родильном доме, но его вскоре закрыли и молоденькая девочка осталась работать в экстренной родовой палате акушеркой. Несмотря на молодость, она справлялась с этой ответственной и серьезной должностью на «отлично». Беспокойная, решительная, она выезжала на вызовы и в Красу, и в Чулпан, и в Седлистое в любое время года и суток, потому что хорошо понимала, помочь роженицам никто кроме нее не сможет - села-то за паромные. «Приемные дети, - шутит Лариса Александровна, - у меня есть во всех селах». Первым ее испытанием были сложные роды. Женщина могла умереть, но Лариса Александровна не растерялась и помогла появиться на свет крепкому малышу. «Справилась я без всякой помощи,- вспоминает она. – И поняла, что это мое призвание». После «боевого крещения» Лариса Александровна уже не думала о другой профессии и всю свою жизнь подчинила строгому правилу: нельзя расслабляться, всегда быть наготове и оставлять свои координаты дежурным «Скорой помощи». Она по звуку могла отличить неотложку, которая приезжала к дому, чтобы забрать ее на вызов.

Своего отношения к профессии Лариса Александровна не изменила даже после рождения детей. Сын и дочь с детства знали, что мама не может по - другому и справлялись самостоятельно и с уроками, и с домашними делами. В жизни ее была страшная трагедия – смерть любимого мужа Александра Дмитриевича Рублева. Но пережив ее, эта сильная женщина вновь вернулась к работе, отдаваясь ей все больше и больше.

О своей нелегкой профессии Лариса Александровна никому не рассказывала, на усталость никогда не жаловалась. Ей нравилось помогать людям, чувствовать себя нужной. Однажды в селе Старо-Волжск беременная женщина впала в кому. Мать 12 детей спасти было уже нельзя, а вот неродившемуся малышу еще можно помочь. Лариса Александровна вызвала в Житное врачей из области. Медики решили перевезти роженицу в Житнинску больницу и провести операцию. Ребенок был спасен. Лариса Александровна долго интересовалась судьбой мальчика. Она знает, что он вырос, отслужил в армии, женился, у него родились дети. Знает ли он историю своего появления на свет?

Медицинский работник в селе, далеком от районного и областного центра, должен быть человеком грамотным, решительным, уравновешенным. Ведь часто приходится принимать серьезные решения. А фельдшеру – акушеру ещё сложнее: от его действий зависят сразу две жизни – матери и ребенка.

Лариса Александровна обладает всеми нужными качествами. Порой ей приходилось помогать не только своим пациентам, но и молодым неопытным коллегам. Как-то зимой ее вызвали в село Седлистое. В новом ФАПе ещё не было отопления, а у молодой мамочки начались роды да ещё и с осложнением. Начинающий фельдшер растерялась, никак не могла помочь пациентке. Лариса Александровна взялась за дело: натопила камышом печь, отправила водителя за терапевтом и педиатром в Житное через лед и помогла роженице и ее малышу. Она успокаивала молоденькую коллегу, а сама в это время переживала сильнейший стресс.

Таких случаев в ее практике было много, приходилось работать за врача и акушерку одновременно. Конечно, тяжелая профессия дает о себе знать сейчас: здоровье пошатнулось. Но ее поддерживает благодарная память ее пациенток. Женщины, которым помогла Лариса Александровна, радуются при встрече с ней, рассказывают о судьбах свих детей. Это дает силы нашей героине, понимание, что ее труд не был напрасным.

Да и для коллег Лариса Александровна была эталоном медицинского работника: в кипельно-белом накрахмаленном халате, приветливая, спокойная, она внимательно выслушивала каждую женщину и старалась помочь. Сорок лет отдала Лариса Александровна своей профессии. Наград не имеет. Не считают наши руководители ее труд достойным награды, даже с днем медицинского работника не поздравляют!

А сердце медика болит за больницу, которой она отдала столько лет своей жизни. Обидно и горько за людей села, за детишек, которые могли бы родиться в Житном.

Мы спросили Ларису Александровну, какими качествами должен обладать медицинский работник. Она не раздумывая ответила: «Человечность». Да, в наше время человечность в дефиците.

Спасибо Вам, Лариса Александровна, за ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, за Ваш нелегкий, но очень нужный труд.

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
предыдущее по теме………………………………… следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

Завтра первый гендерный праздник – 23 февраля. Не за горами и второй. Ко второму начнут цитировать стихи неизвестного автора (если кто знает автора, скажите)

Смола как слеза на полене
Вечерний загадочен свет
Есть женщины в русских селеньях...
А в прочих селеньях их нет!

Зайдите в селенья Таити
В селенья ЮАР, Шри-Ланки
В селенья Канады зайдите
- Повсюду одни мужики.

Нет женщин в селах Занзибара,
Нет женщин в селеньях Мали,
И даже в снегах Антарктиды
Еще ни одной не нашли

Надрался ямщик из Госкони,
А кони возьми и "ку-ку"
Кто? Кто остановит Вас, кони,
В Госкони на полном скаку?

Пылают пожары в Техасе
Но некому с криком: "Ахти!
Там Вася! Там пьяный мой Вася"
В горящую избу войти.

Трясут катаклизмы планету
Под радостный вой воронья
Нет женщин, Вы слышите - нету
В угрюмых селеньях ея.

А мы тут такие-сякие
Все ищем ответ на вопрос:"
К чему бы на баб из России
Такой потрясающий спрос.

Попробуйте определить: похвалили тут русских женщин или обругали за зазнайство? Скажите, мол, пожалуйста, русские женщины какие-то особенные! Да как все!

Это стихотворение навеяно известными стихами Наума Коржавина.

Наум Коржавин

Вариации из Некрасова

Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год -
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони - всё скачут и скачут.
А избы - горят и горят.

Вроде бы, и пожалел Коржавин несчастных русских женщин, но, как-то все же снизил образ.

И. Губерман
Он даму держал на коленях,
и тяжко дышалось ему.
есть женщины в русских селеньях -
не по плечу одному.

А вот и первоисточник, о котором редко вспоминают, потому что в нем нет ни капли юмора, потому что он слишком пафосный. Зато в нем есть уважение, восхищение. Почувствуйте разницу.

Николай Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз-Красный нос».

Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ.

Сценарий урока литературы

Есть женщины в русских селениях

(по произведениям Н.А. Некрасова)

Киселева Вера Александровна,
преподаватель литературы и русского языка
СПбГПОУ Пожарно-спасательного колледжа,
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

Рассмотрено на заседании ПЦК
«2» ноября 2015 г
Методист: Калинина Л.А.

Преподаватель: Русская литература, начиная с Пушкина, поставила женщину на пьедестал, ибо для Тургенева, и для Достоевского, и для Некрасова Она - символ жизни и ее национального колорита. Назвав свою музу "родной сестрой" крестьянки, Н.А. Некрасов создает идеальные образы потрясающей силы.

Студент 1:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,—

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет — словно солнце осветит!

Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой, Русские красавицы

Какой весь народ наш идет,

Но грязь обстановки убогой

К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

Я видывал, как она косит:

Что взмах — то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,

Того гляди косы падут.

Какой-то паренёк изловчился

И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке взглянуть. Коня на скаку остановит

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме,...

Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.

Зато вам ее не узнать,

Как сгонит улыбка веселья

С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,

И песни, и пляски такой

За деньги не купишь. «Утеха!»

Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,

В беде — не сробеет,— спасет;

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Преподаватель: Сразу вспоминаются русские мадонны на полотнах Васнецова. Но героини живописца молчат о тех песнях, что поет их женская душа. А вот Дарьюшка в поэме "Мороз, Красный нос" и Матрена Тимофеевна в поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо" открываются нам изнутри. И вы это прекрасно знаете. И вот еще один портрет:

Студент 2.

Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной

Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде -

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы...

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И всё, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

Педагог: О ком идет речь в этом отрывке? Как называется это художественное произведение?

Студент 3. Но вернемся к поэме - "Мороз, Красный нос".

Похоронив мужа, Дарья пришла в лес, чтобы нарубить дров и побыть наедине с собой и природой.

"Войди в мое царство со мною

И будь ты царицею в нем.

Поцарствуем славно зимою,

А летом спокойно уснем.

Войди, приголублю, согрею,

Дворец отведу голубой..."

Студент 4.

Повелитель предлагает ей спокойствие, забвение от мук, небытие, а она, последним усилием воли, замерзая, воскрешает в памяти самое дорогое: мужа, работу на пашне, общие с мужем песни - жизнь. На вопрос Мороза: "Тепло ли тебе, молодица?" - трижды отвечает: "Тепло!" Ни жалобы, ни стона, ни заигрывания с Морозом - женихом и Морозом - смертью... Поединок ее с Морозом - это подвиг души Дарьюшки, и юных жен-декабристок. ("Русские женщины")

Студент 5. Из записок княжны Волконской, жены декабриста

"Бурнашев предложил мне войти. В первую минуту я ничего не разглядела, так как там было темно; открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергей бросился ко мне; бряцанье его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Вид его кандалов так

воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом - его самого.

Педагог: А вот отрывок из поэмы Н.А. Некрасова "М.Н.Волконская" (Читает)

Вдруг кто-то воскликнул: "Идет он! идет!"

Окинув пространство глазами,

Я чуть не упала, рванувшись вперед,-

Канава была перед нами.

...................................................................

Сергей торопился, но тихо шагал.

Оковы уныло звучали.

Да, цепи! Палач не забыл никого

(О, мстительный трус и мучитель!), -

Но кроток он был, как избравший его

Орудьем своим искупитель.

Пред ним расступались, молчанье храня,

Рабочие люди и стража...

И вот он увидел, увидел меня!

И руки простер ко мне: "Маша!"

И стал, обессиленный словно, вдали...

Два ссыльных его поддержали.

По бледным щекам его слезы текли,

Простертые руки дрожали...

Мгновенно послал обновленье,

Отраду, надежду, забвение мук,

Отцовской угрозы забвенье!

И с криком "иду!" я бежала бегом,

Рванув неожиданно руку,

По узкой доске над зияющим рвом

Навстречу призывному звуку...

"Иду!.." Посылало мне ласку свою

Улыбкой лицо испитое...

И я побежала... И душу мою

Наполнило чувство святое.

Я только теперь, в руднике роковом,

Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моем,

Вполне поняла его муки,

И силу его... и готовность страдать!

Невольно пред ним я склонила

Колени, - и прежде чем мужа обнять,

Оковы к губам приложила!..

Педагог: Как видим, нет ни одного слова вымысла!

Хочу отметить, что современная женщина сама часто не осознает, что под "культурным слоем" в ней бьется сердце Дарьюшки - кроткое и мужественное, страдающее и преданное не утехам и соблазнам, а тем, кому она дает жизнь.

Вопрос: Как вы считаете поэма "Мороз, Красный нос" - социальная драма о бедных жертвах крепостного права или философское житийное?

4

Студент 6. Я верю, что не правы те, кто читает поэму "Мороз, Красный нос" как социальную драму о бедных жертвах крепостного права, а не как философское произведение, житийное: Дарьюшка любит мужа и уходит за ним в другой мир.

Преподаватель: В каком произведении Н.А.Некрасов описал судьбу простой, русской женщины?

Студент 7. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать "Житие святой Матренушки". Не эпизод из жизни, а вся жизнь представлена в главе "Крестьянка". Любители неторопливой однородной речи оценят исповедь Матренушки, выполненную в различных народных жанрах: песне, причитаниях, плачах. Богатство интонаций поразительное - от скорби к просветленности, от гнева к нежности.

Студент 8. В своих поэмах о женской доле поэт погружает нас в ритм человеческой жизни - от младенчества до смерти. Жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы. Детство, юность Матренушки в ожидании любви и счастья, горячая работа, встреча с суженым, "испытание" Филиппа, обряд замужества - все исполнено поэзии, целомудрия, серьезности.

А что ты, парень, в девице

Нашел во мне хорошего?

Где высмотрел меня?

О святках ли как с горок я

С ребятами, с подругами

Каталась, смеючись?

........................................

А ты бы поглядел на меня,

Как лен треплю, как снопики

На риге молочу...

Педагог: Ю.И.Айхенвальд очень правильно подметил нравственный момент и нашел на то, как выбрать невесту.

Студент 9. Действительно, Ю.И.Айхенвальд пишет об этом как о "дышавшей лукавством и счастьем", как о "самоцветном камешке", извлеченным из глубин народного духа. Не поучает Матренушка любимого, не кокетничает с ним, а намекает, как нужно выбирать невесту, что ценить в ней, недоумевает искрение, за что он полюбил ее ("Я не в серебре, я не в золоте, жемчугами я не увешана"). Жених отвечает не многословно, по существу: "Чисто серебро - чистота твоя, красно золото - красота твоя". Случайно ли "чистота" поставлена на первое место? Думаю нет. О многом размышляешь, читая главу: о незыблемых основах народной нравственности у Некрасова - целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве молодости...

Вопрос: Что можно сказать о жизни Матрены Тимофеевны?

Студент 10. Прочитаешь главу и поймешь, как прекрасно прожита жизнь Матреной Тимофеевной - в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом, мужа и согласишься с Чуковским, что поэма эта "дышит беспредельной радостью о русском народе, силе и правде, о несокрушимых основах его бытия". И это - о Матрене - великомученице.

А ключи от счастья все-таки есть...

Вопрос: Вам не кажется, что поэт идеализирует крепостных, бедный люд?

5

Студент 11. Нет, более того, поэт убежден, что не перевелись на Руси люди, отмеченные "печатью дара Божьего" совесть которых чиста, и помыслы чисты, и главное для них - прожить жизнь безыскусную, простую и обязательно вместе со своим народом. А жизнь самого поэта - прекрасный образец служения добру и справедливости.

Вопрос: Вы думаете, счастлива героиня?

Студент 12. Да. Счастлива, в конце концов, Матренушка. Ведь она жила по совести. А это нравственный императив самого Н.А.Некрасова. А вот самая интересная загадка для поэта - загадка женской души так и остается неразрешимой.

Педагог: Завершая наш разговор по теме, мне хочется озвучить несколько строчек из сочинений. Вот послушайте!

Студент пишет:

Для Н.А. Некрасова русская женщина - труженица - символ жизни и национального самосознания.

В образе Дарьи в поэме "Мороз, Красный нос", на мой взгляд, Некрасов показал лучшие черты русской женщины в которой внешняя красота сочеталась с внутренним духовным богатством.

Студент сравнивает образ женщины в произведениях Некрасова с нашей прекрасной Родиной. Он пишет: в поэме "Кому на Руси жить хорошо": Некрасов очень тонко показал образ женщины, которая не сломлена тяжкими невзгодами, словно Россия, которая из разных невзгод выходила и сейчас должна непременно возродиться, выдержать все и "санкции", и информационную грязь.

Некрасовские женские образы - это пример стойкости, терпения и силы не только характера, но и силы духа (О поэме "Русская женщина")

Образ Матрены - собирательный образ. В нем автор показал всю материнскую любовь и боль, которую испытала лирическая героиня А.А. Ахматовой в поэме "Реквием". Все отмечают высокие нравственные качества добродушие, нравственную чистоту, гордость, супружескую верность бесхитростную прямоту, великое терпение простой крестьянки, о которой с почтением говорит Н.А. Некрасов.

Некрасовская женщина в любых условиях остается красивой, а в своем величии похожей на Богородицу с полотен русских живописцев.

Педагог: 27 ноября уже по традиции отмечается День матери. Один из наших студентов написал стихи, посвященные маме.

Студент 13.

Никто еще в мире не выдумал слов

Глубоких и добрых, и правильных самых,

Чтоб выразить точно святую любовь,

Великую нежность заветную - Маме.

Ты - ясное солнце,

Ты - ласковый день.

Нежны твои руки, теплы и надежны,

Отгонят они непогоду и тень,

Когда на душе нелегко и тревожно.

Так будь же счастливой, в довольстве живи,

В уюте и ласке, тепле и покое,

Согрета всей силой ответной любви -

Душа твоя знает, что это такое.

Педагог: От всех нас разрешите поздравить мам, бабушек с праздником! Счастья! Здоровья! Мира! Любви! (Аплодисменты)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: