Наказывать ли детей и как это делать правильно? Нужно ли наказывать детей и как правильно это делать.

Боль ребенку, особенно маленькому, причинять нельзя! Применяя физические меры наказания, взрослые наносят прямой ущерб личности ребенка, которая еще только формируется. Конечно, даже самые мягкие и спокойные родители порой могут рассердиться не на шутку и даже шлепнуть ребенка. Ничего хорошего в этом нет, но если это исключение из правил, то вреда ему это тоже не принесет. Очень важно, чтобы вы, успокоившись, объяснили ему, что в сердцах сделали что-то такое, чего сами не одобряете. Например, нужно сказать: "Извини, я не сдержался. Я не должен был шлепать тебя". Такие слова будут понятны даже маленькому ребенку. А главное, они важны для укрепления истинно дружеских отношений между родителями и ребенком.

Когда вы наказываете ребенка, вы лишь резко отрицательно реагируете на его дурное поведение. Наказание говорит о том, что вы не потерпите такого поведения сегодня и сейчас, но ребенок вовсе не узнает, как он должен себя вести завтра, послезавтра и через месяц.

О физических наказаниях нельзя сказать ни одного доброго слова (хотя некоторые лжепедагоги, перефразируя классиков марксизма, говорят: "Битиё определяет сознание"). Начнем с того, что можно покалечить ребенка. Даже "легкий" (с вашей точки зрения) шлепок может оказаться достаточно сильным, чтобы ребенок потерял равновесие, упал и ударился головой или спиной. Удар по голове может вызвать сотрясение мозга, а по уху - нарушение слуха. И совершенно не факт, что ребенок понял, за что его наказали. Большинство детских проступков происходит из-за импульсивности и забывчивости. Например, вы отшлепали его за то, что он залез на подоконник и опрокинул горшок с цветком. Завтра он снова полез туда же, и вы отшлепали его сильнее. Но такое усиление наказания в конце концов может перейти в самые настоящие побои. Исследования же ученых говорят о том, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Им больно, они унижены и пытаются убежать от взрослого, кипя злостью, но вовсе при этом не раскаиваются. Физическим наказанием не удается воззвать к чувству раскаяния в содеянном у малыша. В данном случае правильнее было бы выяснить, что хотел увидеть ребенок из этого окна (может, там стоит и "рычит" невиданная доселе машина), и попытаться удовлетворить его любопытство. А уже после этого показать ему упавший горшок с цветком и объяснить, что "цветочку больно, он упал и ударился. Ведь и ты, когда падаешь, то больно ударяешься. Нужно впредь, если хочешь посмотреть из окна, попросить кого-нибудь подвинуть цветок или сделать это аккуратно самому". Тогда возникшая жалость к цветку, которому стало больно, может вызвать раскаяние и запомнится ребенку.

Закрывать ребенка в какой-либо комнате или запрещать выходить из нее - тоже глупое наказание. Если он переживает такое наказание, то у него может возникнуть нежелание бывать в этой комнате. Еще глупее сочетать это с выключением в ней света. Это уже садизм! (Так и до психических расстройств недалеко!)

Если вы заставляете малыша носить слюнявчик постоянно только потому, что он несколько раз облился супом, вы лишь утверждаетесь за его счет, поскольку вы сильнее его и власть в семье принадлежит вам. Наказывая его подобным образом, вы лишь даете ему почувствовать себя никчемным и беспомощным.

Если вы действительно пытаетесь показать ребенку, как надо вести себя, совсем не обязательно обижать или унижать его. Например, играя, ребенок стал расшвыривать игрушки во все стороны (допустим, он изображает взрыв). При этом одна из них сломалась. Конечно же, ребенок расстроен. А вы, вместо того чтобы ругаться, попробуйте починить ее - то есть покажите, что вас огорчает не его поведение, а то, что игрушка испорчена и ею теперь нельзя будет играть. Этот урок будет более действенным для ребенка: он поймет, что так себя вести не нужно, иначе могут произойти неприятные события. В этом случае наказанием будет то, что он совершил сам, а не то, что способны сделать с ним вы.

Задача родителей, воспитывающих ребенка, непроста: надо дать понять ребенку, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет. Из-за этого он вовсе не захочет слушаться вас, поступать по-вашему. Вы должны попытаться научить малыша управлять своими эмоциями и поступками, нести полную ответственность за свои действия.

Если у вашего ребёнка не было возрастного кризиса в два года, он обязательно придёт в три. И сложно сказать, насколько хватит ваших нервов: обычно у каждого родителя появляется острое желание поставить капризулю в угол, посадить на стульчик или шлёпнуть по попке…

«Родитель - это лидер, а не человек, из которого вьют верёвки»

Игорь Кузнецов, 35 лет, отец двоих детей

Я - строгий отец и считаю, что наказания нужны. Это не значит лупить нещадно, но родитель должен показать, что он - лидер, а не человек, из которого вьют верёвки. А дети как раз пытаются это сделать, по каждому поводу устраивают истерику, не слушаются. Я помню, как мой сын ложился на пол в магазине, требуя купить шоколадку. Я говорил ему, что если он не успокоится, то дома накажу. И наказывал - мог и по попке надавать и в угол поставить. Зато потом он знал, что отец слов на ветер не бросает. Дочь постигала та же участь, только без шлепков - всё же девочка. Сейчас сыну 12 лет, дочери - 9. Уже давно обходимся без угла (), но о том, что они (углы) были, я не жалею. Только так я приводил детей в чувства.

«Без наказаний меньше слушаться они не будут»

Юлия Травкина, 29 лет, мать двоих детей

Если честно, сама была в детстве не раз бита родителями и ещё маленькой для себя решила, что своих детей никогда . Но нарушила это однажды: когда сыну было три года, разозлилась на него за то, что швырялся камнями в людей на улице. Я ему говорила: «Нельзя так делать!», а он продолжал. Я закипела, схватила его за куртку, потащила домой, отшлёпала и поставила в угол до возвращения отца с работы, то есть где-то на полчаса. Потом было ужасно стыдно, и я поняла, что не сдержала слово, данное себе, что особо ситуацию не изменила, только потрепала нервы себе и ему. Вновь пообещала себе больше этого не делать и до сих пор справляюсь. Сейчас дочери как раз три года. Если бывает похожая ситуацию, я просто стараюсь отвлечь её: «Посмотри, там, кажется, собачка бежит! Пойдём, посмотрим!» и увожу. Иногда очень трудно, но я перебарываю острое желание наказать, стараюсь найти подход. Детей можно растить без наказаний, на мой взгляд, и меньше уважать и слушаться родителей они не будут.

Евлалия Просветова психолог, ведущий детско-родительских групп «Дети и родители»

Наказания - вещь хорошая, но не для трёхлетнего ребёнка, а скорее для детей пяти лет и старше. Наказания должны следовать за нарушением правила, а сами правила быть четкими, понятными, оговоренными заранее. Наказывать надо лишением чего-то хорошего, а не делая ребёнку что-то плохое.

Систему наказаний в три года малыш вряд ли поймёт. Да и сами ситуации, когда он плохо себя ведёт, можно разделить на две группы: он не справляется с чем-то, и это, по сути, крик о помощи, либо он защищает какие-то свои ценности. Когда мы шлёпаем его, мы тем самым сообщаем ему, что просить о помощи плохо, что сейчас он плохой, а ещё что . Отправляем в угол или сажаем на стульчик - то же самое, плюс разрываем отношения с ним. Представьте, что чувствует тогда ребёнок: он брошен, не любим, плохой…

Наказание детей ... Нужно ли наказывать ребенка? Имеет ли право на существование «воспитательный метод» - ? А как воспитывать детей без наказания ? Надеюсь, что мои рассуждения помогут вам ответить на эти вопросы.

«Традиция» применения наказаний в берёт своё начало из глубокой древности. Почему же этот «воспитательный приём» так распространён и в настоящее время? Для чего нужны наказания? И так ли они нужны?

Давайте разберемся в этих вопросах, уважаемые взрослые. Почему же родители используют наказания? Почему этот «воспитательный приём» по мнению этих же родителей срабатывает?

Наказание или даже угроза наказания вызывает у ребёнка такие чувства, эмоции, как страх, чувство вины, стыда, подавленности, слабости. Гораздо проще управлять человеком, находящимся в состоянии страха или испытывающим чувство вины, гораздо легче навязать ему, растерявшемуся, свою волю.

Приведу несколько примеров.

Разнимая дерущихся малышей, родитель дает обоим по шлепку (применяет метод – «наказание ремнем») и ставит каждого в угол со словами: «Если будете драться, будете наказаны!». Какие должен сделать выводы ребенок из такой реакции взрослого на данную ситуацию? «Драться нельзя, потому что накажут». «Кто сильнее, взрослее, тот и прав». А может быть вам, уважаемые родители, хотелось бы, чтобы дети перестали драться потому, что сделали выводы о том, что любой спор можно разрешить мирно, не применяя физической силы. Но, тогда нужно это объяснить и самим показать , а не применять физическую силу и моральное давление, объясняя, что драться, то есть применять все ту же физическую силу, причиняя боль, нельзя.

Еще один пример. «Не будешь спать – «бабай» заберёт!» - говорит строгим голосом папа сыну, и малыш испуганно жмурит глазки. Папа доволен: ребёнок тотчас же сделал то, что хотел родитель, к чему хотел его приучить – стал «пытаться уснуть» ровно в 9.00. А какой будет сон у этого ребёнка, после такой «страшной сказки» на ночь, любящий папа не подумал. А потом родители удивляются: с чего это наш малыш стал бояться темноты, стал плаксивым, боязливым или, наоборот, агрессивным.

Или вот другой пример. Опережая прикосновение ребёнка к горячей кастрюле, мама резко хлопает его по попе. Не знаю, что ребёнку в данном случае будет больнее: обжечься или получить неприятный и обидный шлепок от самого родного человека.

Используя наказания, запугивания, жёсткие запреты, моральное подавление, родители, руководствуясь «благими намерениями», пытаются привить детям правильные, культурные нормы поведения.
Но нужно не забывать, уважаемые взрослые, что у этих «действенных» средств есть побочные эффекты, и кто знает, какой из них рано или поздно проявится: , агрессивность или излишне развитое чувство вины. Став взрослыми, люди с таким багажом, взятым из детства, становятся лёгкой «добычей» для манипуляторов, психологических «вампиров». Почему? Ну, если ваш ребёнок растёт с ощущением того, что самый родной и близкий человек имеет право сделать ему больно (наказать, обидеть и т.п.), он считает это нормой. И в результате - позволяет так обращаться с собой (например, женщина живёт с мужем-тираном и считает при этом себя виноватой). Да, картина, конечно, получилась у меня страшноватая, но, по-моему, достаточно наглядная.

Возможен и противоположный вариант развития: копируя своих родителей, ребёнок убежден, что имеет право наказывать того, кого считает слабее, младше.

Задумайтесь, уважаемые взрослые, какого ребёнка вы хотите вырастить: свободно и самостоятельно мыслящего, руководствующегося в своих поступках собственными моральными ценностями, стойкого к разного рода попыткам психологического манипулирования или слабого, легко управляемого (и, надо сказать, не всегда теми людьми, которых вы бы посчитали достойными подражания), а может бездумно агрессивного.

Думаю, что вы сможете правильно ответить на вопросы: так ли необходим воспитательный метод – наказание детей , . Ваше любящее сердце, дорогие родители, обязательно подскажет правильные решения для всех этих вопросов, и вы сделаете мудрые выводы, ведь вы желаете своим детям только добра и хотите, чтобы они выросли замечательными и счастливыми людьми.

А существует ли альтернатива наказаниям?

Как воспитывать, не наказывая!? Вообще, как воспитывать детей без наказания?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: