На сцене подводное царство. Убегают со сцены

Новогоднее представление "Сказочный снегопад"

Действующие лица:
Взрослые:
Ведущая
Госпожа Метелица
Солдат
Волшебница
Дед Мороз

Девочки-снежинки

Снегурочка
Атрибуты и декорации: Веретено, прялка, колодец, костер, уголек, цветик-семицветик, огниво, новогодняя елка.

Сцена 1
Ведущий:
Подарила нам зима
Ледяные терема.
В теремах для нас постели
Взбили тетушки метели.
Звучит фонограмма завывания вьюги, метели. В это время за кадром звучит голос госпожи Метелицы.
Госпожа Метелица:
Вьюга воет, вьюга злится,
На дворе метель кружится.
Машет белым рукавом,
Сыплет бархатным снежком.
Ведущий:
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек, снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье.
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опушите.
Когда зима, как в зеркальце,
В речной глядится лед,
Волшебница-метелица
Нам песенку поет.
ПЕСНЯ: «Кабы не было зимы»
Ведущий:
Осыпает
Новый год Землю чудесами.
Вот и сказки у ворот ждут все встречи с вами.
Ребята, посмотрите, мы с вами оказались во владениях самой госпожи Метелицы. Добрый вечер, госпожа Метелица. Что ты тут делаешь?

Госпожа Метелица (крутит колесо прялки): Пряжу пряду.
Ведущий: Зачем столько пряжи?
Госпожа Метелица: Пусть потеплее природа оденется.
Ведущий:
Много ты заготовила пряжи.
Белые вещи без устали вяжешь.
Сонным деревьям пушистые шапки,
Елочкам варежки вяжешь на лапки.
Госпожа Метелица: Пряжа моя не простая, а волшебная.
Ведущий: Помоги нам, госпожа Метелица, найти путь-дорожку в царство Деда Мороза.
Госпожа Метелица: Ну что ж, помогу, спряду из этой пряжи ниточку серебряную, длинную-предлинную, и получится из нее клубочек. Он-то вам дорогу и покажет в царство Деда Мороза. Крутись скорей, мое колесо, чтоб прялась ниточка не короткая - длинная, не простая - серебряная.
СНЕЖИНКИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ.

Госпожа Метелица (дает клубочек): Возьмите волшебный клубочек, да поторопитесь, до Нового года недолго осталось.
Ведущий (берет клубок): Ребята, а чтоб было веселей в пути, споем песню.
Дети исполняют песню «Новогодние игрушки»

Ведущий (роняет клубок в колодец): Ой, ребята, наш клубочек волшебный укатился в колодец. Как же нам быть?
Сцена 2
Выходит бравый солдат с песней (фонограмма песни в исполнении О. Даля из к/ф. "Старая, старая сказка").
Солдат: Здравствуйте! Я бравый солдат и всегда рад добрым людям услужить. Однажды я даже ведьме помогал - огниво из старого дупла доставал. Хитрая была старуха. Да я ее перехитрил: огниво себе оставил. А оно ценнее золота оказалось, которое в том дупле три огромные собаки сторожили. Ну, а здесь кто в моей помощи нуждается?
Ведущий: Разведи нам костер, служивый, а то в лесу холодно. А ребята у твоего костра погреются, потанцуют.
Ведущий: Солдатик, помоги. Выручи нас из беды.
Солдат: Хорошо, услужу. Да только сперва загадки мои отгадайте. Скажите-ка, ребятки, о каком месяце в этой загадке речь идет?
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдет -
Мы встречаем Новый год.
Дети: Декабрь.
Солдат:
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Дети: Варежки.

Солдат:
Кто, угадай-ка,
Сегодня хозяйка?
Тряхнет перинки -
Над миром пушинки?
Дети: Зима.
Солдат: Молодцы, ребята, вижу, вы народ смекалистый, сообразительный. Подарю я вам уголек волшебный от костра, он будет дорогу освещать и путь указывать.
Направо песни звонко льются,
Там губы сами запоют.
Пойдешь налево - там смеются,
А прямо - сказки оживут.
Сцена3.
Звучит фонограмма - волшебная музыка. Выходит старушка-волшебница, героиня сказки "Цветик-семицветик". В руках у нее цветик-семицветик.

Ведущая: Ой, ребята, куда это нас волшебный уголёк привёл?!
Волшебница: Вы, ребята, очутились в моем царстве цветов. Вот мой заветный цветик-семицветик.
Ведущий: Как же быть? Мы так спешили, торопились в гости к Деду Морозу.
Волшебница: Не огорчайтесь, помогу я вам. Есть в моем царстве удивительный цветок.
Ведущий: Почему же разным цветом каждый светит лепесток?
Волшебница:
Семь цветов, семь лепестков,
Радужные краски,
А найти такой цветок
Можно только в сказке.
Пусть цветок мой будет с вами,
Он исполнит все желанья.
(Отрывает лепесток, произносит слова).
Ты лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…
Отыщи Деда Мороза.
Зажигается елка.
Сцена 4.
Голос Деда Мороза за кадром (на фоне вьюги):
С ветром, вьюгой и снегами
Мчится Дед Мороз седой.
Машет длинными руками,
Сыплет звезды над землей.
Звучит торжественная музыка, в зал входит Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз:
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех друзей,
Поздравляю всех гостей!
Возле елки в хороводе
Песни будут веселей!

Песня «В лесу родилась Ёлочка»
Снегурочка
:

С Новым Годом! С Новым Годом!

Поздравляю вас друзья!

Пусть минуют вас ненастья,

Всем добра желаю я!!!
Дед Мороз проводит игру. Игра «Замерзайка»
Ведущий:
Пора, друзья, проститься нужно,
Всех поздравляю от души,
Пусть Новый год встречают дружно
И взрослые, и малыши.
Дед Мороз:
Я в Новом году всем желаю успеха,
Побольше веселого, звонкого смеха.
Побольше веселых друзей и подруг,
Чтоб с вами все вместе смеялись вокруг.
Счастливого вам Нового года!

Текущая страница: 8 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Пряхи и прялки
Смерть и судьба

В русской народной сказке «Гуси-лебеди» Баба-яга прядет кудель и, уходя топить баню, чтобы потом девочку «зажарить и съесть», приказывает ей сесть за прялку. Девочка прядет в ожидании своей смерти. В «Спящей красавице» старая колдунья предсказывает новорожденной принцессе смерть от укола веретеном. Дальше, как известно, король приказывает уничтожить в королевстве все веретена, но это не помогает – подросшая принцесса встретит старуху с веретеном, захочет узнать, что это за вещь, уколет палец и замертво упадет на каменный пол комнаты. В обеих сказках веретена оказываются предвестниками смерти. Да и сама ткань смертоносна, как в «Белом льне», где мать получает предсказание, что ее дочь умрет от льна, и предсказание сбывается – дочь прядет, волосок льна попадает под ноготь, она падает без чувств и оживет, только когда эту ворсинку вынут (Белый лен 2012: 51–60). Похожий сюжет и в сказке итальянского писателя XVII века Джамбатисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», где принцесса Талия засыпает вечным сном, уколовшись льняным волокном.

Мотив смерти присутствует также в шутливой форме и в сказке братьев Гримм «Ленивая пряха». Нерадивая жена, не желающая прясть, придумывает для мужа предлог, чтобы отсрочить ненавистное занятие, и посылает его в лес за деревом для нового мотовила (палки, на которую наматывают пряжу). А сама бежит вслед за мужем, прячется в кустах и, когда он собирается срубить дерево, кричит: «Кто дерево для мотовила рубит – умрет, а кто мотает – тот себя погубит» (Гримм 1957: 515). Она проделывает этот фокус трижды, пока муж, наконец, не оставляет идею с мотовилом.

К мотивам опасности, дурного предзнаменования, смерти присоединяется мотив судьбоносности. Так, в сказке Андерсена «Дикие лебеди» братья принцессы Эльзы превращаются в лебедей, и, как объясняет героине фея, чтобы снять заклятье, девушка должна нарвать крапивы на кладбищах и сплести из нее рубашки для братьев – тогда они опять станут людьми. «Но помни, что с той минуты, как ты начнешь работу, и до тех пор, пока не окончишь, пусть даже она растянется на годы, ты не должна говорить ни слова. Первое же слово, которое сорвется у тебя с языка, как смертоносный кинжал пронзит сердца твоих братьев. Их жизнь и смерть будут в твоих руках», – добавляет фея (Андерсен 1969а: 88–110). Здесь образы смерти в связи с изготовлением полотна присутствуют подспудно (упоминается кладбище, слово сравнивается со смертоносным кинжалом). Прядение несет уже не смерть, а спасение, и на первое место выходят именно смыслы «судьбоносности» (жизнь и смерть в руках прядущей Эльзы). Ту же «судьбоносность» можно проследить и в упомянутой «Спящей красавице». В первых редакциях сказки Шарля Перро и братьев Гримм («Шиповничек»), в отличие от некоторых других вариантов, принцесса, отправившись гулять по замку, встречает не злую, замыслившую погубить ее колдунью, а простую старушку, прилежно прядущую пряжу (Гримм 1957: 215), старушку, «которая давным-давно не выходила из своей каморки и слыхом не слыхивала о старой колдунье, зловещем предсказании и королевском указе» (Перро 1936: 14). Здесь важно, что старушка несведуща, приносит несчастье ненамеренно и является лишь исполнителем, «орудием» судьбы.

Мотивы судьбы и смерти сплетены в образе прядения и в гомеровской Одиссее. Пенелопа, стараясь избежать свадьбы с одним из многочисленных сватающихся к ней женихов (то есть желая изменить судьбу), говорит, что должна соткать погребальный саван для отца Одиссея Лаэрта:


Вот что, мои женихи молодые, ведь умер супруг мой,
Не торопите со свадьбой меня, подождите, покамест
Савана я не сотку, – пропадет моя иначе пряжа! -
Знатному старцу Лаэрту на случай, коль гибельный жребий
Скорбь доставляющей смерти нежданно его здесь постигнет

(Гомер 1986: 14).

Днем Пенелопа ткет, а ночью распускает ткань, таким образом пытаясь отсрочить неизбежное, пытаясь стать хозяйкой судьбы:


Ткань большую свою весь день я ткала непрерывно,
Ночью же, факелы возле поставив, опять распускала

Распуская пряжу, она как бы отодвигает смерть (Лаэрта) и свадьбу (свою) – два ключевых события человеческой судьбы, два ключевых момента «перехода» – смены статуса, места проживания, сопровождаемых множеством ритуалов.

Кстати, ту же связь прядения и судьбоносного «перехода» можно найти и у Пушкина в «Сказке о царе Салтане». С одной стороны, сцену с тремя девицами под окном, что «пряли поздно вечерком», можно воспринимать как бытовую зарисовку: девицы пряли, болтали – чем еще заниматься девицам. Но в тот момент, когда они пряли, судьба всех троих резко переменилась. Осознанно или нет, Пушкин в этом зачине снова репродуцирует сказочно-мифологическую связь прядения с судьбоносностью.

Если действительно обратиться к мифам, то становится понятно, почему в сказках невинное шитье, беспечное прядение и ткачество всегда сопровождаются вызовами судьбы и почти всегда сопряжены с образами смерти. «Три старухи, одна с другой схожи, // У дороги сидят, // И прядут, и сурово глядят… // Все такие противные рожи!» – высмеивал Генрих Гейне богинь судьбы (Гейне 1904: 87, 88). Эти богини судьбы – одновременно и богини смерти, и все они пряхи. Греческая мойра Клофо или ее «сестра», римская парка Нона, прядут нить жизни, греческая «пряха» Лахесис и римская Децима наматывают нить жизни на веретено, а богини Атропос и Морта перерезают эту нить и являются провозвестницами смерти.

Судьба и смерть – и в руках Афины, богини мудрости и справедливой войны. Афина – с одной стороны, женский аналог воинственного Зевса, а с другой – полноценная «женская богиня, которая ведает плодородием, а также «всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает ткачихам и рукодельницам» (Лосев 1980: 126) и ткет сама. Дело ее рук – например, плащ, вытканный для героя Ясона (там же: 128). И именно Афина превращает ткачиху Арахну в паука, не потерпев, что в своем искусстве простая смертная спорит с ней. «В мысли пришла ей судьба меонийки Арахны. Богиня // Слышала, что уступить ей славы в прядильном искусстве // Та не хотела…» (Овидий 1977: книга VI). Ткачество – удел богинь и наказание смертных.

Интересно, что славянская богиня-мать Мокошь (Макошь, Макоша, Макеша), по некоторым версиям исследователей, – тоже пряха. Так, В. Иванов и В. Топоров считают, что имя Мокоши происходит от индоевропейского «mokos» – прядение и что типологически Мокошь близка к греческим мойрам (Иванов, Топоров 1982: 175–187). Эта интерпретация подтверждается и в художественных источниках. Взять, например, произведение русского писателя-стилиста рубежа XIX–XX веков Алексея Ремизова «К Морю-Океану»: «На прибойном сыром берегу вещая Мокуша, охраняя молнийный огонь, щелкала всю ночь веретеном, пряла горящую нить из священных огней» (Ремизов 1909: 48, 49).

Образы мифологических прях перекочевали во многие сказки. Метафорически у Пушкина те «три девицы» – переосмысленный образ «трех прях», прекрасных парок или зловещих нарний. Прямо-таки «портретное» сходство с богинями судьбы можно найти в «Трех пряхах» братьев Гримм. Главную героиню, которая не любит прясть, берет себе на службу королева и дает ей задание переработать весь хлопок, который есть во дворце. Девушка встречает трех женщин, которые и делают за нее всю работу. Нигде в сказке не говорится, что они ведьмы или феи. Их называют пряхами, женщинами или старухами. На их «сверхчеловечность», причастность к потустороннему миру указывают их физиологические особенности: «…и была у одной из них ступня широкая, а у другой такая толстая нижняя губа, что прямо вся к подбородку свисала, а у третьей был широкий большой палец» (Гримм 1957: 69–70). Подобными внешними уродствами снабжает богинь судьбы старший современник братьев Гримм, живописец Гойя, в своей картине «Парки». Там у одной из старух-парок оттопырена губа, у другой – скрюченные опухшие пальцы.

Отсылками к мифологическому образному полю пронизана и «Спящая красавица». Состояние, в которое впадает Спящая красавица, уколовшись веретеном, – полусон-полусмерть (слишком долгий, вековой сон, слишком «живая» смерть): «Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела. Щеки у нее оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы») (Перро 1936: 14). Это «мерцание» сна-смерти – древнее мерцание мифологических смыслов: согласно Гесиоду, Гипнос, бог сна, – сын богини ночи Нюкте и брат Танатоса, бога смерти. («Там же имеют дома сыновья многосумрачной Ночи, Сон со Смертью – ужасные боги» (Гесиод 1963: 720).) И обоим божествам сестрами приходятся пряхи-мойры. В LIX Орфическом гимне, посвященном мойрам, они названы «чадами любимыми Ночи» (Нюкте): «О беспредельные Мойры, о чада любимые Ночи! // Вам, о имущие много имен, я молюсь, о жилицы // Области мрачного моря, где теплые волны ночные» (Гесиод 1963: 407). История Спящей красавицы – переосмысленный миф, в логику которого укладываются и зловещая фея-предсказательница (воплощение Клофы, прядущей нить судьбы), и встреча принцессы со старухой с веретеном (пряха Лахетис) и ее последующее погружение в сон-смерть (Гипнос-Танатос). В полной версии сказки Перро, помимо злой колдуньи и старушки с веретеном, фигурирует и третья зловещая женщина – мать принца, людоедка (Перро 1936: 19). Ее можно соотнести и с богиней ночи Нюкте (людоедка приказывает убить детей Принца и Спящей красавицы, которых зовут «Утренняя заря» и «Ясный день», то есть людоедка противопоставляется детям именно через дихотомию ночь – день, мрак – свет), и с третьей, самой зловещей мойрой, Атропос, обрубающей нить жизни.

Наказание и страдание

Хорошие (положительные) или просто главные (нейтральные) героини сказок стараются избегать занятия прядением. А если и прядут вроде бы добровольно, как Эльза в «Диких лебедях», то это в большинстве случаев служит им наказанием или испытанием. Для удовольствия «хорошие» герои почти никогда не прядут. Они бегут прядения как смерти (как мы видели выше, в мифах эта образная пара смерть – прядение соединяется напрямую: богини-пряхи – вестницы смерти).

Девушку из «Трех прях» просит работать сначала мать, потом королева, и в сказке постоянно подчеркивается, что она терпеть не может прясть, при этом «рассказчик» не упрекает и не наказывает героиню за лень. Героиня «Ленивой пряхи» тоже никак не осуждается автором-рассказчиком, напротив, читатель с усмешкой следит, как она обманывает мужа, чтобы привести сказку к благополучному финалу, к избавлению от прядения («Мне надо отлучиться по делу, а ты вставай да за пряжей присмотри; она лежит в котле и вываривается. За ней надо вовремя присмотреть, ты поглядывай повнимательней, а то, когда запоет петух, а ты не досмотришь, обратится пряжа в паклю. Подошел муж к котлу, глянул в него и, к ужасу своему, увидел в нем один лишь сплошной комок пакли. Промолчал бедный муж, ничего не сказал и подумал, что он прозевал, видно, и сам виноват») (Гримм 1957: 516).

Прядение описывается в сказках как самая тяжелая, самая нежелательная работа. Показательно, что в «Василисе Прекрасной» мачеха раздает задания дочерям, и именно нелюбимой падчерице Василисе достается прядение («Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть») (Афанасьев 1984а: 127–132).

Если «хорошая» героиня и прядет, то делает это не просто, не по доброй воле, и испытывает физическое страдание. Прядение оставляет метки на теле. Эльза искалывает себе руки крапивой. Девушка из «Госпожи Метелицы», которую заставляет прясть мачеха, стирает руки до крови («Бедная девушка должна была каждый день сидеть на улице у колодца и прясть пряжу, да так много, что от работы у нее кровь выступала на пальцах») (Гримм 1957: 113). Иногда страдания или увечья показаны в перспективе, как в «Трех пряхах» – в разговоре жениха с ведьмами-пряхами:

И он подошел к той, у которой была широкая ступня, и спрашивает:

– Отчего это у тебя такая широкая ступня?

– От работы на прялке, – ответила она, – от работы на прялке.

Потом подходит жених ко второй и спрашивает:

– Отчего это у тебя губа такая отвисшая?

– Оттого, что лен смачивала, – ответила она, – оттого, что лен смачивала!

Спросил он третью:

– Отчего у тебя палец такой широкий?

– Оттого, что нитки сучила, – ответила она, – оттого, что нитки сучила! (Гримм 1957: 70).

У последней сказки счастливый конец, который, помимо свадьбы, обозначен немаловажной деталью: принц, увидев уродства трех прях, говорит своей молодой жене, что больше не позволит ей прясть. («„С этой поры никогда моя милая невеста не должна к прялке и близко подходить”. Так избавилась она от ненавистной ей пряжи» (там же).

Не только в этой сказке, но и во многих других присутствует мотив освобождения или ограждения от «страдания-наказания». Освобождение, подобное тому, что описано в «Трех пряхах», дублируется и в «Ленивой пряхе» («С той поры никогда уже больше он [муж ленивой пряхи] не заговаривал ни о прядеве, ни о пряже») (Афанасьев 1984а: 120, 121). Примеры ограждения находим в «Спящей красавице» (король приказывает сжечь веретена) и в сказке «Гуси-лебеди» (мышь берется прясть за девочку, чтобы та убежала). В Крошечке-Хаврошечке (за девочку ткет и прядет корова). У Пушкина, где выбранная царем в жены девица больше никогда не прядет. Да и в «Царевне-лягушке», где чудесный ковер ткет не Василиса Прекрасная, а ее помощницы, «мамки-няньки» (Афанасьев 1984б: 260–267).

На границе миров

Помощники у героев в основном не простые – это пограничные персонажи между миром живых и миром мертвых. Уродливые пряхи из «Трех прях» – метафорическое воплощение богинь судьбы и смерти. Корова Хаврошечки – умершая мать: в частности, Веселовский относит сказку про Крошечку-Хаврошечку к разновидности тотемических сюжетов – «покойная мать является чудесной помощницей дочки в виде бурой коровы» (Веселовский 2011: 523). Куколка в «Василисе Прекрасной», которая помогает героине сладить с мачехой и Бабой-ягой, а также мастерит для Василисы веретено, на котором потом будет соткана тончайшая, невиданная ткань, – подарок умершей матери, собственно, символ умершей матери. А мышь («Гуси-лебеди») – одно из воплощений Бабы-яги. О связи Бабы-яги и мыши и их взаимозаменимости в сказочных сюжетах и ритуалах подробно писал А. Потебня: в частности, он обращал внимание на то, что некоторые славянские и немецкие имена Яги указывают на мышь, а у разных славянских народов молочные зубы дети «дарят» то мыши, то Бабе-яге (Ежи-Бабе у чехов, мыши в Хорватии (Потебня 2000).

В мифологическом образе Бабы-яги прослеживается и связь с прядением, о чем также пишет Потебня, приводя в пример ее немецкие аналоги, Гольду и Берхту, в обязанности которых входит надзирать за пряхами, одаривать прилежных и наказывать ленивых работниц (там же: 158–160).

Становится понятно, почему в сказке «Гуси-лебеди» Баба-яга просит героиню прясть, дает ей кудель, и почему именно с прядением связано зловещее предсказание злой феи (тоже аналог Бабы-яги) в «Спящей красавице»: Баба-яга и ее «духовные» сестры – пряхи.

В сказке «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» эта связь прядения с Бабой-ягой прослеживается на нескольких уровнях. Марья-царевна, жена стрелка Андрея, прядет ковер, «какого в целом свете не видывали» (Сказки 2005: 22) – с этого ковра начинаются злоключения стрелка: он попадает на тот свет и в царство Кота-баюна. Потом Марья-царевна дает мужу клубок, и эта «нить Ариадны» приводит его к Бабе-яге, которая встречает его, прядя кудель. Позже выясняется, что рукодельница Марья-царевна – дочь Бабы-яги. Кроме того, интересно, что у Бабы-яги есть помощница – «лягушка-скакушка». Дружеские отношения лягушки и Бабы-яги наводят на мысль, что и Царевна-лягушка из другой сказки, ткавшая роскошный ковер, – тоже товарка Бабы-яги. Сказочных девушек роднит еще и то, что они обе – обортни (Марья-царевна – горлица).

Герои, ведающие прядением, а также помощники нерадивых прях существуют на границе миров, а само прядение – это занятие, открывающее двери в потусторонний мир, в мир мертвецов и колдунов, в мир предков и вечности. И логично, что один из главных сказочных персонажей, являющихся символом загробного мира, Кощей Бессмертный тоже по-своему связан с прядением. По одной из распространенных сказочно-сюжетных версий, его смерть – в игле (игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце и т. д.). «Считается, что многочисленные загадки про иголку и нитку выявляют связь иглы с идеей движения, контакта с „иным миром”. Таким образом, атрибуты смерти Кощея – это не просто случайный набор… Все они имеют важное культурно-мифологическое значение, связаны с символикой смерти, одним из образов которой называют иногда Кощея», – в частности, отмечает в своем исследовании Н. Кротова (2005).

Сказочный условно-загробный мир имеет свою особую структуру. «Условно-загробный», потому что в сказках напрямую никогда он таковым не называется; просто практически любой выход героя из дома – путь в поле, а затем в лес является дорогой к миру предков. «Сказочный лес, с одной стороны, отражает воспоминание о лесе как о месте, где производился обряд, с другой стороны – как о входе в царство мертвых», – пишет В. Пропп (Пропп 1998: 146–158).

Иногда входом в царство мертвых служит не просто некая местность, а «порталы» – проходы со своими пограничными героями – стражами. Эти порталы служат, благодаря героям-медиаторам (тем, кто попадает в царство мертвых, а потом возвращается оттуда) связующим звеном между двумя мирами. Один из часто встречающихся порталов – колодец, а один из главных его стражей – Баба-яга. «Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем как существо, связанное с животным миром и с миром мертвых», – отмечает В. Пропп (там же: 165). Потебня развивает эту мысль, указывая на связь Яги с колодцем: Яга и ее вариативные сестры из сказок разных народов воруют или даруют детей, используя для этой цели колодец, иногда указывают героям волшебный источник (живую-мертвую воду в колодце и т. д.) (Потебня 2000: 157, 158). А Гольда, которую Потебня соотносит с «личностью» Бабы-яги, владеет колодцем, в котором обитают души нерожденных и умерших (там же: 158).

Яга тождественна Пятнице – продолжает Потебня – значит, и родственна Мокоши (там же: 256). О тождестве Мокоши и Пятницы находим у Иванова и Топорова, которые говорят, что в православии роль Мокоши взяла на себя святая Параскева Пятница (Иванов, Топоров 1982: 344). Кроме того, Топоров и Иванов двояко рассматривают этимологию имени Мокоши – помимо «mokos», «прядение», о чем упоминалось выше, второе значение этого слова – «мокнуть». И оба этих значения сопряжены в обряде, посвященном «преемнице» Мокоши – Параскеве Пятнице. Обряд «мокрида» состоял в бросании пряжи или кудели в колодец (там же). Пряжа (пряха), а также колодец (вода) сопряжены с обрядами и мифологическими образами жизни и смерти, рождения и гибели. Итак, круг образов замкнулся: загробный мир – Яга (Пятница, Мокошь) – колодец – пряжа – пряха – жизнь – смерть.

В этом контексте интересно рассмотреть сказку «Госпожа Метелица». Героиня сказки роняет в колодец веретено и прыгает вслед за ним: «И вот случилось однажды, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть, но веретено выскочило у нее из рук и упало в воду» (Гримм 1957: 113). Дальше героиня попадает в волшебную страну, в которой правит госпожа Метелица. Или, расшифровывая сказочный язык, попадает через колодец-портал в загробный мир, где ее встречает страж (Метелица).

Госпожа Метелица – вроде бы совсем не Баба-яга, а строгая, добрая старушка-фея. Но это только на первый взгляд. Метелица укладывается в поэтическое поле Бабы-яги. Первое, что выдает эту связь, – зубы: «у старухи зубы большие-пребольшие, и напал на девушку страх» (там же). Сама Яга тоже часто изображается с гипертрофированными зубами, которые она точит: «на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга костяная нога, нос в потолок врос… сама зубы точит» («Царевна-лягушка») (Афанасьев 1984б: 263). Ну и, опять же, на мысль о тесной связи Метелицы и Бабы-яги наводит колодец, находящийся в ведении обоих персонажей, а веретено в «Метелице» или кудель в сказке «Гуси-лебеди» подчеркивают их причастность к прядению.

Основное занятие госпожи Метелицы – творить зиму («Только смотри, стели как следует мне постель и старательно взбивай перину, чтобы перья взлетали, и будет тогда во всем свете идти снег») (Гримм 1957: 114). Но и в этом аспекте мы снова наталкиваемся на «родственную» связь госпожи Метелицы с Ягой. Последняя тоже ведает зимой: «Вероятно тождество Яги и Мары-Марены, образа смерти и зимы», – пишет Потебня и приводит среди прочего в пример сюжет одной словацкой сказки, где «Стрига Яга и сама дрожит от холоду и морозом превращает в камень богатыря» (Потебня 2000: 184). У Бабы-яги, Марены и Метелицы, таким образом, обнаруживаются еще «сестрицы» – Снежная королева Андерсена, повелевающая зимой и снегами и живущая в загробном царстве («Наконец порешили, что он (Кай. – И.О.) умер, утонул в реке» (Андерсен 1969а: 296), а он оказался в „чертогах” Снежной королевы»), и Ледяная дева из скандинавского фольклора – символ зимы и смерти.

Модные дизайнеры тоже «ведают» зимой, а также другими сезонами, стоят на границе двух миров (реального и воображаемого – существующего и моделируемого). Мотивы волшебства, инобытия, превращения в современном мире сопровождают восприятие образа Кутюрье – того, кто работает с тканью, преображает тело, создает из хаоса и хаотичности материи и материала особый мир, мир моды. И эти мотивы сопровождают «кутюрье» неслучайно – в основе представлений оказываются мифические и сказочные проекции.

Среди сказок братьев Гримм есть та, что в русском переводе названа «Госпожа Метелица». Простим переводчику слишком уж вольный перевод изначального названия - «Frau Hӧlle». Русский читатель, незнакомый с мифологией Севера, не смог бы понять более точного перевода, а именно - «Госпожа Хель».



Итак, кто же такая госпожа Хель в германской мифологии? Очень просто - владычица ада, который размещен в подземном мире под названием Хельхейм («обитель Хель»). Мир холода и льда, где царствует ужасная Хель, половина лица у которой синяя, а другая половина - красная, зубы ее огромны . Как понимаете, есть некоторое сходство с тем образом «госпожи Метелицы», который был создан братьями Гримм.

Каковы же функции Хельхейма? - в него попадают души тех, кто не удосужился чертогов Одина - Валхаллы. К Хель идут неправедно умершие, кто не погиб с оружием в руках, сражаясь с врагами. Кем пренебрегли валькирии, собирающие для Одина души павших героев. В наказание неправедно умершим и создан Хельхейм, нечто вроде католического чистилища. Ведь из Хельхейма еще есть выход, когда душа проходит реинкарнацию после мучений в царстве Хель за неправедную жизнь и неправедную смерть. Тогда душа, получившая новое тело. Еще сможет возвысить это тело до состояния героя, а герои погибают в бою, что откроет раскаявшейся душе, понесшей наказание за плохое управление предыдущим телом, возможность попасть в Валхаллу.

Само понятие чистилища явно несет на себе отпечаток северной мифологии. Налицо - присутствие колодца (провала), в который спускается герой. Чтобы встретиться с Хель. У северян в этом чистилище, кроме людских душ, также заточен и бог Локи, обреченный страдать до времени Рагнарёка - Битвы Богов, Судного дня. Однако же вернемся к «госпоже Метелице» братьев Гримм.

Сюжет там простой и незамысловатый. Трудолюбивая девочка роняет в колодец веретено, и, боясь гнева своей злющей, словно хабадовский раввин, мачехи, прыгает вслед за веретеном в этот глубоченный колодец. Девочка спускается туда и попадает вроде как в рай, но гуляя по тропинкам этого подземного рая, выполняет и попутные работы, выручив таким образом печку и яблоньку. А дальше ей попадается домик, где ее встречает добрая старушка (правда страшная, с огромными зубами ), моментально припахивающая трудолюбивую девушку к различным домашним работам. Самой показательной работой - и роднящей госпожу Метелицу с эддической Хель - является выбивание пуховой перины, во время которого на земле начинает идти снег. В принципе, теперь становится понятно - по чьей вине в средневековой Европе начался так называемый «малый ледниковый период», когда снег шел даже в июле, и урожая не было несколько лет подряд со всеми вытекающими из этого последствиями - вплоть до самого непрезентабельного бытового каннибализма.

Похоже, что трудолюбие девочки было по достоинству оценено госпожой Хель. И посему девочка была отпущена домой с очень богатыми подарками - девочка, проходя под воротами Хель, была орошена золотом. Думаю, что истребление людишек госпоже Хель очень понравилось - ведь они погибали не в битвах, без оружия в руках - отчего и пополняли контингент томящихся в Хельхейме душ. Что, возможно, влекло за собой какие-то премии госпоже Хель за перевыполнение плана по соревнованию с господином Одином, властителем Асгарда, в борьбе за души умерших в Срединном мире, Мидгарде.

Само собой, что злющую мачеху задавила жаба, что замарашка-падчерица не только выбралась из колодца живой, но и принесла на себе кучу золота. Выведав у простодушной девочки тайну обретения богатства, мачеха отправила к госпоже Хель свою родную дочку. Однако проблема заключалась в том, что ее дочка была потрясающе ленивой, насколько это было возможно в среде среднего класса феодального общества. Не выручила ленивица ни печку, ни яблоньку. Вместо того, чтобы выбивать во время отсутствия госпожи Хель ее перину, ленивая девочка сладко дрыхла на пуховике, позабыв и об остальных домашних делах. Естественно, что недостаток снега на полях тоже губительно сказался на популяции Homo Sapiens. Однако народ уже научился жрать друг друга еще во время гастарбайтерства трудолюбивой девочки, привык сражаться за свою жизнь, чтобы жрать, а не быть сожранным, и потому к вратам Валхаллы выстроилась длинная очередь, в то время как в Хельхейме ощущался острый недостаток поступающих.

Поэтому ворота Хель окатили ленивицу не золотом, а смолой, которая пристала к коже мачехиной дочки на всю оставшуюся жизнь.

Сюжет, казалось бы простенький, менторского характера - мол, арбайтен, майне либе киндер, и будет тебе ценный сюрприз. Однако же, как выразился один довольно популярный поэт - «Сказка ложь, да в ней намек». Значит, будем искать этот намек и постараемся понять - что же скрыто в примитивной бытовой рассказке для несмышленышей.

То, что бабуся с огромными зубами была идентифицирована нами как сама владычица подземного мира Хель - это только прелюдия к основной разборке текста. Дальше у нас будет, действительно, как в сказке - и чем дальше, тем страшнее.

Начнем с двух персонажей сказки, которые не несут никакой смысловой нагрузки, кроме как показатель степени трудолюбия или лености. Для нас, современных обитателей Мидгарда - не несут. А вот раньше каждое слово было наполнено глубоким смыслом. Тогда Слово было Делом, и отвечать за слова приходилось точно так же, как и за поступки. Поэтому люди тогда умели фильтровать базар и лишнего не говорили. Следовательно, печка и яблонька в нашей сказке являются гораздо более ключевыми персонажами, чем две земные девчонки.

Что такое печь? - это очаг, символ любого дома. Печь, на (в) которой готовится пища - это еще и символ достатка. Причем не только того дома, где она находится, но и страны - если печь эта в жилище властителя. С хлебом в печи - здесь символика очень даже понятна и сейчас - это хлеб наш насущный, который у мудрого правителя хорошо пропечен и его много. У плохого, соответственно - еда скверная, да и той нехватка. К тому же печь еще и символ того, как из неприглядной аморфной массы (тесто) в горниле огня получается определенный качественный продукт (из, скажем, «электората» - народ). Что дальше имеет подтверждение в эпизоде с выбиванием перины - низкие души, неспособные на героические поступки, не желающие защитить оружием своих близких, свою землю, свой народ - идут прямиком в Хельхейм. Вернемся опять к одному из малых ледниковых периодов. Те народы, которые были неспособны самоотверженно сражаться - были если не истреблены, то покорены, они утратили свое жизненное пространство и ассимилировали с победителями. Поэтому воинская доблесть - проверка на жизнестойкость народа. Печка, в которой происходит таинство становления Нации. Северные германские народы тогда выдержали испытание. А вот нерадивое отношение к этой печи превратило потомков гордых и отважных воинов в предельно одемокраченную, «человеколюбивую» субстанцию, в которой героизм стал ругательным понятием, а в «героях» ходят те, кто раньше находился за чертой приличного общества. Барыги, комедиянты и извращенцы. Так всегда бывает там, где культ Героя подменяется культом денег.

Теперь о яблоне. Яблоня, судя по всему, была первым деревом, которое человек окультурил. Не зря яблоня (и ее плоды) присутствует в мифах и сказках практически всех европейских народов. Сбор яблок - это сбор урожая. Урожая, взращенного на добрых делах правителя. Нежелание собрать урожай - преступно, потому что все то качественное, что может появиться в обществе - сгниет без пользы. Здесь давайте обратим особое внимание на различное поведение двух сказочных безымянных девочек. Трудолюбивая собрала урожай и аккуратно сложила его - при всем том, что пользоваться им не собиралась. Она это сделала для тех, кто придет за ней. А вот ленивая даже для самой себя не стала собирать плоды - она бежала за золотом. В это тоже - смысл. Трудолюбивая бережно отнеслась к труду предшественников - в отличие от ленивой, которая фактически этот труд уничтожила.

Яблоня также несет и определенную руническую нагрузку. Вот что связано с яблоней в руническом ряде:

Руна Ingwar - Инг (Ингви) - титул Фрейра, бога света.

Эзотерически означает возможность увидеть свою генетическую связь с Богами и восстановить связь со своей собственной духовной природой.

В мистике - символ света и потенциальной энергии, которая накапливается постепенно, но высвобождается мгновенно, единым мощным взрывом.

В магии обращение к светлым силам посредством этой руны должно быть сознательным. Ingwar употребляют для охранения урожая и при лечении сексуальных расстройств - как женских, так и мужских. Восстанавливая баланс сил в организме, руна Ingwar снимает стрессовое состояние и помогает найти выход из безнадежной - на первый взгляд - ситуации.

В составных талисманах и формулах эта руна должна стоять замыкающей или предпоследней, закрепляя желание благоприятного исхода дела. Употребление руны Ingwar для однозначно черного колдовства отмечено не было, хотя она и присутствовала в записях песенных заклятий (зейдов и нидов).

Хорошо сочетается со всеми рунами Футарка.

В санскрите этой руне соответствует слово ina - солнце, сильный.

Дерево этой руны - яблоня (Malus spp.).

Руна Ингвар принадлежит к целебным рунам, относится к миру богов, обозначает плодородие и предохраняет от дурных действий.

Обратите внимание: «означает возможность увидеть свою генетическую связь с Богами и восстановить связь со своей собственной духовной природой ». В рунической магии яблоня применяется для защиты, как терновник или боярышник. Применяется в основном для любовной и целительной магии. Вот вам и яблонька…

Еще две детали, на которых строится сказка - кровь и веретено. С кровью все понятно - кровь есть душа, кровь есть жертва. С веретеном несколько сложнее. Оно - атрибут норн, прядущих нити судеб. А правитель прядет нить судьбы своего народа. Своей земли и своего государства. Следовательно, окровавленное от работы веретено - признак того, что правитель не жалеет своих сил и своей души для построения благополучного общества, с довольным народом и сильной, справедливой государственной властью. Это - в случае с трудолюбивой девочкой.

А в случае с ленивицей на сцену выходит еще один «персонаж» - терновник. Ей пришлось расцарапать себе руку терновой колючкой, чтобы окрасить кровью веретено - как показатель усердной работы. То есть - притвориться трудолюбивой. Почему именно терновник? - не только потому, что у него длинные острые шипы. Терновник в северной магии используется как для защиты, так и для черного колдовства. Уже только то, что терновник был использован ДЕВОЧКОЙ, говорит об использовании его для злых целей - потому что женщинам нельзя работать ни с терновником, ни с руной Турисаз, дерево которой - шиповник. Зато эту руну и это дерево вовсю применяют вельвы - ведьмы, в черном колдовстве и для злых действий. Следовательно, использование тернового шипа девочкой сразу же поясняло то, что она была не просто обманщицей, но и злой колдуньей.

Ворота госпожи Метелицы - тоже не случайны. Они служат порталом для перехода в другие миры эддической мифологии. Трудолюбивая девочка обеспечила себе пребывание в царстве Одина, о чем говорит пролившееся на нее золото, символ Солнца. Зато ленивая после царства Хель (откуда душа еще может явиться, воплотившись в нашем, срединном мире, Мидгарде) достойна лишь Нифлхейма - мира голодных душ, откуда нет возврата, а в наличии есть только мрак, холод и вечный жестокий голод. К тому же окрасившаяся в темный цвет кожа уже при жизни сделала ее парией - согласно индоевропейским преданиям, темная кожа была у дикарей-дасья, которые происходили от соития зверей и демонов, но не от богов, как белые люди.

Итак, сказка «Госпожа Метелица» (в оригинале - «Госпожа Хель») базируется на более древнем предании, используемом арийскими народами для воспитания тех, кого они прочили в правящую варну, варну Воинов. Ведь в условиях присущей арийским народам военной демократии, правителем мог стать любой воин, достигший уважения и не запятнавший себя низкими поступками.

Исходя же из декларируемых этой сказкой правил, можно смело сказать - ни один из современных правителей не попадет в чертоги Валхаллы. Их место - в безысходности Нифлхейма, откуда им никогда не будет возрождения. И то - это в случае, если у них есть души. Но скорее всего - душ нет, и потому наши правители, эти мерзкие твари без стыда и совести, сдохнув - уйдут в Ничто и в Никуда. Наверное, именно из-за ощущения своей духовной ущербности, они и стараются за время своего присутствия в Мидгарде нахватать как можно больше всяких благ. Потому что второго раза для них не будет.

В гости к Госпоже Метелице

Новогоднее открытое занятие с детьми младших классов.

На экране фрагмент из фильма «Госпожа Метелица).

На фоне музыки «Добрый праздник Новый год».

В: Снежная Метелица сплетает свой узор,

Рощицу укутывая тайной.

И Зима- волшебница, как будто дирижёр,

Взмахивает палочкой хрустальной.

Вы наверное уже догадались, что сегодня главной на нашем празднике будет Госпожа Метелица.

(Музыка «Тихо, тихо…»)

М: Скоро полночь. Тишина. Только я опять одна.

В эту полночь - Новый год! Никто в гости не идёт.

Всё спокойно. Спят игрушки

На перинах и подушках.

Мне поспать бы, да нельзя,

Помогите мне, друзья!

Тяжела моя перина,

Пух слежался, словно ком.

Мне одной не хватит силы

Снег рассыпать за окном.

В: Давайте мы отправимся в гости к Госпоже Метелице, поможем ей взбить её тяжёлые подушки и перину, чтобы повсюду пошёл снег, был настоящий Новогодний праздник.

Но путь к дому Госпожи Метелице нелёгок, замела она все тропинки и дорожки.

На пути нам могут поджидать препятствия и преграды, не побоитесь идти? Тогда в путь!

Звучит «Песня про следы (Исполняют все)

В: А вот и первое испытание, Госпожа Метелица сочинила песню, но сильный ветер подхватил нотки и они разлетелись, потеряв ритм. Но они не потерялись, а сложились в красивые снежинки. Давайте вернём всё на свои места. (Звучит песня «Зимушка»)

(«Серебряные» палочки 30 шт.- длительности, сложенные в 4 снежинки, из них надо составить ритм по фразам.

(Все вместе читают текст, прохлопывая ритм, затем выкладывают его из волшебных «снежинок-палочек»)

(Подготовительный 1 г.о. )

«Зимушка»

1.Ска-терть бе-ла

Весь мир о-де-ла,

Это Зи-муш-ка- зима

Бе-ло-снеж-на и бе-ла.

2.Снег кру-жит-ся,

На зем-лю ло-жит-ся.

И Зи-ма ца-рит кру-гом,

Рож-дест-во и-дёт в наш дом!

В: Вот теперь порядок! А ребята подготовительного класса и 1 класса х/о сейчас исполнят эту песню на муз. инструментах, а Лиза её споёт.

«Зимушка»- шумовые инструменты, подготовительные классы, и Лиза Г. (Треугольники, бубенцы и большой металлофон).

В: Хлопья снежные летят,

Замести пути хотят.

Только им не замести

В зимний лес пути!

В: Поглядите, дорогу к Госпоже Метелице нам перегородили загадочные снежные феи. Они хотят исполнить танец с красивым названием

«Белая мелодия». (Танцуют 2 класс х/о)

В: Не удастся вам запугать нас, мы не боимся ни мороза, ни метели. Ребята очень хотят устроить праздник для Госпожи Метелицы.

Чтоб у тётушки Метелицы

Вы не заскучали,

Загадаю вам загадки

Трудные вначале.

В: Но вы не просто будете отгадывать, но и должны правильно прохлопать ритмический рисунок каждого слова. Вот вам ритмы- подсказки.(Карточки с ритмослогами на снежинках) Это задание тоже сделают ребята подготовительных классов.

(Сначала читают стихотворение, затем выходят по одному и находят ритм слова)

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне, Все бегут вперегонки,

Падает на землю…(снег ). Все хотят играть в…(снежки ).

С неба всё скользят пушинки- Снежный ком- на снежный ком

Серебристые…(снежинки ). Все украсили…(снежком ).

Кружатся над головою Словно в белый пуховик

Каруселью…(снеговою ). Нарядился…(снеговик ).

На посёлки, на лужок Рядом- снежная фигурка-

Всё снижается…(снежок ). Эта девочка-…(Снегурка ).

Землю белой, чистой, нежной На снегу-то, посмотри-

Застелил постелью…(снежной ). С красной грудкой…(снегири ).

Вот веселье для ребят- Словно в сказке, как во сне,

Всё сильнее…(снегопад ). Землю всю украсил…(снег ).

В: Молодцы! Справились с заданием. Давайте поиграем с нашими снежными феями и они нас пропустят.

Игры:

«Снежинки, сосульки, фонарики» Музыка « У кого какая песня»

Дети делятся на три группы:

Первая- Сосульки- соединив руки над головой, качаются из стороны в стороны четвертями.

Вторая- Снежинки- Хлопают в ладоши восьмушками.

Третья- Фонарики»- движения пальчиками вверх-вниз шестнадцатыми, произнося «Фо-на-ри-ки, фо-на-ри-ки».

Сначала игра проводится поочерёдно, затем группы соединяются.

«Музыкальные стульчики» Музыка «Выдели ача»

Стулья стоят по кругу, на каждом шумовой инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле.

Повторяют тот ритмический рисунок, который отбивает ведущий. (Ведущим может быть один из детей).

С началом нового тура один стульчик убирается.

«Звёздочки» музыка «Дед Мороз» №4 мр3

Дети идут по кругу, хлопают ритм восьмушками, на последнюю долю-четверть- хлопок по коленям, повторяя слова:

Наши звёздочки на небе

Очень ярко детям светят.

Вот одна упала вниз-

Все (по трое) становись!

Дети образуют «звёздочки» по числу, которое называет ведущий, не успевший встать, выбывает из игры.

Звучит музыка «Добрый праздник Новый Год»

В: Хорошо поиграли, а мы уже и пришли в Царство Госпожи Метелицы. Интересно, дома ли она?

М: Когда весёлые снежинки

Вдруг полетят к земле с небес

И спрячут улицы, тропинки,

Укроют речку, поле, лес.

Скажу волшебные слова:

Я очень, очень вас ждала!

В: Здравствуй, Госпожа Метелица! Принимай гостей!

Мы решили помочь тебе взбить твои перины и подушки, а потом вместе встретить Новый год. Девочки 1 класса приготовили тебе танец, а ты споёшь вместе с нами.

Песня «Тётя Погода». (Лиза Г. и 1 класс х.о. с танцем).

1.Как-то тётя погода решила поспать,

Начала она тучу- перину взбивать.

2.Но из тучи- перины повалился вдруг,

Повалился на землю белый, белый пух.

3.Он кружился, кружился, он летел и летел,

Он на землю ложился и всю землю одел.

4.Танцевала погода, танцевала метель.

И в сугробе уснула, тихо спит там теперь.

В: А сейчас устраивайся поудобнее, ребята хотят сыграть тебе песни, слова к которым они сочинили сами. Есть такая хорошая песенка «Что такое Новый год?» , и ребята на этот вопрос ответили так:

Все говорят свои фразы

В: А ещё им надо было сочинить окончания песенки и вот что у них получилось:

Что такое Новый год? Что он детям принесёт?

    Море сладкой карамели Новый Год нам принесёт!

    И айфоны, и самсунги, сладкой ваты облака!

    Принесёт он мне планшет, много сладостей, конфет!

    Посмотреть комедию и энциклопедию!

    Морских свинок, попугаев и коробок 100 конфет!

(1 класс играют свои песенки и поют, с ними Василиса К.и Аня Г.)

«Дождик» и «Марш Снеговика»

В: Госпожа Метелица, я тебе принесла новогодние приветы от ребят второго и третьего класса, длинными холодными вечерами, чтобы не скучать, ты будешь читать их и сочинять мелодии на эти ритмы и стихи.

(Показываю песенки ребят, оформленные на новогодних открытках.)

В: А я знаю, что ты умеешь играть на флейте, сыграй для нас что-нибудь!

Играет Лиза Г. «Аллегретто»

В: Ну, что, помогли мы тебе? Подняли тебе настроение? Но это ещё не всё! Чтобы добраться до тебя, нам пришлось много испытаний пройти. А ты готова пройти наше испытание? Нам очень хочется узнать, знаешь ли ты Новогодние, зимние песни, которые так любят все ребята.

(«Угадай мелодию» для Метелицы)

В: Замечательно!

Кружит, сверкает снегопад

Под песню ледяную

Снежинки-звёздочки летят,

А мы их расколдуем!

В: Я предлагаю всем посмотреть, послушать и спеть песню

«Снег»,

а ребята 1 класса нам сыграют на треугольниках, маракасах, бубенцах и металлофоне. Кто знает песню- подпевайте!

«Снег» (С видео-клипом)

В: Интересно, а откуда к нам приходит Новый год?

    Новый Год приходит с Севера, потому что там горы, а на них лежит снег. Ратмир Г.

    Из самой красивой снежинки. Радомир Л.

    Со звёздного неба. Катя М.

    Новый Год из лесу идёт. Арина У.

    С самой первой ёлки. Илья Ш. и Миша А.

    Из детской радости приходит Новый Год. Настя П.

    Из бороды Деда Мороза. Лиза Г.

В: А может вы знаете, откуда приходит Новый Год? (Ответы детей)

В: Хорошо у тебя, уютно, но нам пора прощаться, путь домой долгий. А чтобы ты вспоминала о нашей встрече, мы хотим спеть нашу самую любимую песню.

«Новый Год слетает с неба» (Подгот. 2 г/о с металлофонами)

В: Пусть Метелица метёт,

Но нас не напугает.

Мы с ней встречали Новый Год,

Теперь она нас знает.

В: А ещё она нам приготовила угощение - небольшие новогодние подарки!

Ночь новогодняя так коротка,

К нам через год лишь она возвратится.

Дети уснули, а там за окном

Только Метелице нашей не спится

Закончился вечер, погашены свечи,

Пришёл расставания час…

М: Спасибо за помощь, за чудную встречу,

Мы встретимся вскоре ещё и не раз!

В: Новый год такой любимый-

Всюду звуки пианино.

Торт, кокос, банан, подарки,

Разноцветные петарды.

На столе - икра и свечи-

Долгожданный, чудный вечер.

В: Словами, которые сочинили ребята, мы и заканчиваем наш праздник.

А сейчас Караоке , мы с вами поём песенки из полюбившегося всем мультфильма про Машу и Медведя.

(Новогодние видео -клипы из мультфильмов-)

Маша и Медведь:

1.На льду.

2.Новогодняя песенка.


Сказка " Матушка Хульда" рассказывает историю о богатой вдове и ее родной дочери и падчерице. Вдова потворствовала своей родной дочери, позволив ей стать ленивой, в то время как ее падчерица должна была делать всю работу. Каждый день падчерица была прясть у колодца.(А колодцы и прочие отверстия в земле, провалы, пещеры, как мы знаем, всегда считались дорогой в подземный, потусторонний мир мертвых, к богам иного мира - D.W.) Однажды она уколола палец об кончик веретена. Наклонившись к колодцу, чтобы смыть кровь, она уронила веретено в воду.

Опасаясь наказания за потерю веретена, падчерица прыгнула за ним в колодец. К своему удивлению, девушка оказалась в мире Хульды, которая держала ее как служанку в течение нескольких недель.

Однако Хульда была настолько впечатлена кротостью девушки и трудолюбием, что она отправила ее обратно в семью, с фартуком, полным золота.
Мать, думая, что ее собственная дочь, тоже могла бы получить золото, направила ленивицу в колодец работать для матушки Хульды. Но Хульда обличила ее плохой характер и отправила домой, облитую смолой."

"Происхождение сказки:

Точное происхождение образа матушки Хульды трудно проследить, но считают, что персонаж этот возник из скандинавской мифологии, где она связана с различными божествами, включая Фригг и Хель; (интересно, что богини эти совсем разные - Фригг покровительствует детям и матерям, сама являясь матерью, а так же занимается прядением облаков, откуда связь Матушки Хульды со снегом...

...а Хель - богиня подземного царства мертвых, потому и Матушка Хульд или Фрау Холле имеет совершенно разные свойства в последующих мифах: то она домовитая хозяйка, то вдруг становится предводительницей Дикой Охоты, шествия мертвецов. - D.W.)

Также на немецком, есть этимологическая связь между именем Холле, имя Хель, и словом, обозначающим ад, подземное царство - Hell (как и в английском тоже - D.W.)

Хель, являющаяся королевой Хель (Hel), подземной норвежской страны, описана в скандинавской мифологии как полумертвый-полуживой монстр, но в немецкой мифологии она рассматривается как более благоприятствующий персонаж, как более мягкая форма смерти и трансформации. В этой связи, Матерь Хульда связана с Гертой (Герт, Герта, Hertha) , богиней плодородия и мира, иначе известной как Hlodyn в Эдде.

Хлодин же саму себя обычно называет Йорд (Jord), олицетворение примитивной, безлюдной, и необработанной земли. Она является одной из жен главного бога Одина и матерью бога Тора. Так как богини-матери распространены повсеместно в различных мифах и записанных текстах по всей Европе, то вполне объяснимо, что существует некоторая путаница по поводу точного статуса Jord и Фригг в этом контексте.

Фригга.
В ранней германской мифологии однако же Хульда была известна и как богиня брака. Она была благодетельным божеством, покровительницей и хранительницей всех девиц.

Мария Гимбутас называет Хульд (Хульда, Hulda или Гольда, Гойда, Холле) как первоначально существовавшую древнюю германскую Верховную богиню, которая предшествовала большей части немецкого пантеона, в том числе таким божествам как Один, Тор, Фрея и Локи, продолжая традиции предварительно Индо -европейского неолита Европы.

Когда христианство постепенно заменило скандинавское язычество в раннем средневековье, много старых обычаев постепенно были утеряны или ассимилированы в католической традиции. К концу позднего средневековья скандинавское язычество было уже почти полностью маргинальным и слилось с деревенским фольклором, в котором образ Матушки Хульды в итоге благополучно выжил.

Отто Ubbelohde: "Hulda готовит себе постель"

В германском дохристианского фольклоре Хульд, Hulda, Гольда, Холле и Holla - все были именами для обозначения одной богини. Той, кто правила погодой - ясной, дождливой или снежной. Хульда также связана с фигурой германской Перхты (Берхта, Берта, Perchеф). Она обитает на дне колодца, ездит на колеснице, и впервые научила людей ремеслу ткачества, создания полотна из льна. Хульда это богиня-защитница детей, которые умерли в младенчестве и альтернативно известна так же как Темная Бабушка (Dark Grandmother) и Белая Дама, которые частично так же связаны со сказками братьев Гримм. Ее связь с миром духов при помощи магии прядения и ткачества привела к тому, что в католическом немецком фольклоре она ассоциировалась с колдовством.

Сама легенда, в том виде, в котором она в конечном итоге перешла к Братьям Гримм, происходит от традиции устного творчества в Центральной Германии, из местности, что сейчас известна как Гессен. Она была рассказана им Генриеттой Доротеей Вилд (Henriette Dorothea Wild, на которой Вильгельм Гримм женился в 1825 году) с более подробными деталями, добавленными во втором издании (1819). До сих пор сохранилось распространенное высказывание в Гессене, когда говорят что "Хульда готовит себе постель", это означает, что идет снег, то есть, она перетряхивает перину и идет снег с небес!

Согласно классификации волшебных сказок Аарне и Томпсона (Aarne and Thompson) Матушка Хульда это история типа 480, о добрых и недобрых девочках. Другие представители этого класса - сказки "Брильянты и лягушки", "Дед Мороз", "Старая ведьма" и "Две шкатулки" (то есть везде, где есть девочка добрая и послушная и дерзкая ленивица, когда каждая получает по заслугам - D.W.) [ 3 ] Литературные варианты включают "Трех фей" и "Аврора и Эйме".

(А я вспомнила еще сказку о Спящей красавице, потому что эта старушка с прялкой хоть и не названа Хольдой, но вполне может ею быть, именно в ипостаси пряхи. Во всяком случае, прялка означает, что красавица не просто уснула, а находилась все это время в потустороннем мире мертвых, мире Хель - D.W.)




Матушка Хульда является одной из наиболее устойчивых женских легендарных фигур в Германии и той, кто без сомнения, представляет собой дохристианское языческое божество, которое выжило в поверьях и в памяти простых людей в девятнадцатом веке."

1. - Якоб и Wilheim Гримм, бытовые сказки, "Фрау Холле (Матушка Холле)"
2. - Gimbutas, Мария, "Живая богиня" (Berkeley: Университет California Press, 2001).
3. - Heidi Anne Хайнер, "Сказки похожие на "Алмазы и жабы"
4. - Джек Zipes, "Великая Сказочная традиция: От Страпарола и Базиля к братьями Гримм", P 543, ISBN 0-393-97636-X

Был один крестьянин, который ежедневно отправлял свою жену и детей пасти овец на горном пастбище; и когда он видел свою отару, пасущуюся на склоне горы, он часто брал свой арбалет и отправлялся на охоту на серн, чье свежее мясо могло послужить пропитанием для них на многие дни.
Итак, преследуя прекрасное животное однажды он увидел, как оно скрылось за большим камнем, и когда он подошел поближе, то увидел за ним проход к ближайшему леднику, поднимаясь по которому все выше и выше, он достиг вершины горы, где сверкал нетронутый снег.
Там обнаружилась открытая дверь в каменном склоне, пройдя через которую он очутился в прекрасной пещере, со многими сталактитами, в центре которой стояла прекрасная женщина, одетая в серебристое платье и окруженная юными девицами в венках из альпийских роз. Когда он наконец смог отвести от взор от всех сверкающих сокровищ, что окружали его, он заметил в руках у дамы небольшой букетик голубеньких цветочков и он застенчиво попросил позволения взять их с собой. Улыбаясь благосклонно, Хольда - а это была она - вручила ему цветы, сказав, что он выбрал мудро, и что теперь он будет жить так долго, пока цветочки не завянут. Затем, насыпав ему еще семян, которые он должен был посадить на своем поле, богиня отпустила его;
вернувшись домой он показал цветы и семена жене и рассказал о своем приключении.


Жена долго сокрушалась о том, что он не взял ничего из тех драгоценных камней, что были в пещере, вместо цветов. Однако крестьянин все же посадил семена, обнаружив, что их хватило на несколько акров.
Скоро небольшие зеленые росточки поднялись из земли и однажды лунной ночью, когда крестьянин обходил свои поля по обыкновению, он увидел призрачную фигуру, парящую над полем, с воздетыми, словно в благословении, руками. После того поля зацвели, крошечные голубые цветочки раскрыли свои лепестки навстречу солнцу. Когда же они отцвели и образовались семена, Хольда явилась вновь, что бы научить крестьянина и его жену, как дальше обрабатывать лен, прясть и ткать полотно. Так как люди по соседству тоже вскоре захотели иметь такое полотно, крестьянин и его жена стали со временем очень богатыми.

Этот человек дожил до глубокой старости и вырастил много внуков, и все это время он хранил подаренный ему букетик, заботился о нем, и берег от увядания. Но однажды он заметил, что за ночь цветочки поникли и засохли, а затем и вовсе обсыпались.
Зная, что это означает, и что теперь ему суждено умереть, крестьянин отправился в горы снова, к леднику. Он нашел снова дверь и прошел сквозь портал, а больше о нем не было ничего слышно, хотя говорят, что богиня оставила его жить в своей пещере, где все его желания немедленно исполняются.

Согласно среденевековым врованиям, Хольда живет в пещере недалеко от Хрзелберга, в Тюрингии, где она известна как Фрау Венус (Frau Venus) и славится как волшебница, которая завлекает смертных в свое царство, где она удерживает их вечно, погрязших в их прихотях и желаниях, как всех пленников чувственности. Наиболее известной из ее жертв был Тангейзер, который после того, как прожил под воздействием ее чар какое-то время, испытал пресыщение чувств, которое ослабило заклятие, наложенное на его дух и заставило забеспокоиться об освобождении души. Он преодолел ее власть и направился в Рим, что бы покаяться в своих грехах. Но когда Папа услышал о его связи с одной из языческих богинь, которую священники не воспринимали иначе, как демона, он заявил, что рыцарь не может более надеяться на прощение так же, как его посох не сможет дать ростки и расцвести.

Таннгейзер и Госпожа Венус
J. Wagrez

Сраженный горем от такого приговора, Таннгейзер бежал, и лишь благодаря молитвам его верного друга Экхарда, спустя долгое время, вернулся в Хрзелберг, где он скрылся в пещере. Однако вскоре явились посланцы от Папы с известием, что он прощен, так как посох Папы чудесным образом покрылся бутонами и расцвел, что означало, что нет такого греха, который не был бы прощен. (я подозреваю, что это Хольда расстаралась зачаровать сухую деревяшку..))) - D.W.)

Хольда так же быда владелицей волшебного источника или фонтана, называемого Квикборн (Quickborn, "быстророжденный"), который соперничал со знаменитым источником вечной молодости, и колесницы, в которой она переезжала с места на место, когда объезжала свои владения. (Это роднит ее с богиней Нертус, чью колесницу с белыми быками и статуей друиды возили по всем землям - D.W.)
Повозка однажды была повреждена, богиня позвала мастера починить ее, и когда он закончил велела ему взять немного обломков в качестве платы за работу. Человек был возмущен столь недостойной платой и взял всего лишь несколько из них; но к его удивлению, на следующий день они превратились в золото.

Берта, Белая Дама

В других частях Германии Фригга, Хольда или Остара была известна под именем Брехта, Берта или Белая Дама.Особенно хорошо ее знают под этим именем в Тюрингии, где она жила в горах, покровительствуя душам нерожденных младенцев или душам тех, кто умер не крещенными.
Также Берта присматривала за сельским хозяйством, заботилась о растениях, которые сопровождающие ее дети исправно поливали, у каждого был для этой цели небольшой кувшинчик.
Берта - легендарная прародительница многих аристократических семей, иногда ее называют мифической матерью Шарлеманя, чье правление было настолько выдающимся, что об это времени говорили - "это были дни, когда правила Берта".
Берту описывали иногда с большими и плоскими стопами, поскольку ей постоянно приходилось нажимать на педаль колеса прялки, вращать колесо; в средневековом искусстве ее изображали со стопами, вывернутыми кнаружи, а потому она известна еще как "королева досточки".

Предок и покровительница правящих домов Германии, Белая леди может появляться во дворце накануне смерти одного из членов семьи или других бедствий, и отношение к ее появлениям столь серьезно, что в 1884 году в газетах был опубликован целый рапорт сенешаля, который утверждал, что видел ее в дворцовых коридорах.
Поскольку Берта известна своим умением прясть, она, естественно, считается покровительницей этого вида женского рукоделия и ее обычно проносили по улицам селений с наступлением сумерек в течение двенадцати ночей между Рождеством (католическое Рождество имеется ввиду, 25 января - D.W.) и 6 января (праздник Епифании, ночь перед Рождеством, снова появление ряженых на улицах, которые теперь изгоняют зиму, и подарки от ведьмы Бефаны - D.W.), заглядывая в каждое окно, что бы проверить, как прядут хозяйки. Если пряжа была хороша, можно было надеяться получить награду, если же у пряхи все выходило неаккуратно, прялка была неисправна, то Берта могла наказать ее за нерадивость.

В Мекленбурге известна подобная богиня по имени Фрау Года или Вода(Frau Gode или Wode), женская форма Вотана или Одина и ее призвание так же приносить достаток и преуспеяние. Она так же воспринимается как великая охотница, предводительница дикой Охоты, всадница на белой лошади, сопровождаемая гончими или дикими зверями.

В Голландии ее называют Vrou-elde, и от нее уже произошло название Млечного Пути как Vrou-elden-straat; зато в районах Северной Германии ее называли Нертус или Мать Земля.

Мать Земля.

Ее священная колесница находилась на острове, возможно Рюгене, где жрецы охраняли ее, пока она не отправлялась в путь по своему царству, что бы благословить землю. Лицо богини укрывала тонкая вуаль, когда она находилась в колеснице, влекомой двумя быками, в сопровождении жрецов. Во время ее проезда прекращались все войны и споры между людьми, до тех пор, пока богиня опять не вернется в свое святилище.

Статуя богини Нертус на колеснице.
Затем и колесницу, и богиню омывали в особом тайном озере, а потом топили рабов, прислуживающих при этом, что бы никто не смог раскрыть тайн святилища и пещеры Нертус или Хлодин до ее следующего появления."

H. A. Guerber "Мифы северян из Эдды и саг", (Myths of the Norsemen
From the Eddas and Sagas)
Перевод (с) Dancing Witch 2009



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: