Музыкальное развитие детей. Музыка, как средство воспитания ребенка

Тенденции обучения детей до 7-ми лет в последнее время в большинстве направлены на постижение навыков, непосредственно влияющих на успеваемость в школе. Чтение, письмо, математика и другие важные для человека умения современные родители стремятся внести в жизнь малыша как можно раньше. Часто не уделяется должного внимания нужным для развития ребенка видам человеческой деятельности: музыке и изобразительному искусству.

Положительное влияние художественно-эстетического воспитания на развитие и успехи детей, получивших раннее обучение в этих видах деятельности, доказано учеными. Малыш, который обучается музыке имеет развитый вкус и получает удовольствие от созерцания и ощущения прекрасного.

Обучение этому виду искусства имеет следующие плюсы:

  • хорошо развитый слух позволяет быстрее изучать языки и лучше запоминать;
  • доказано, что такие дети легче учатся читать, писать и считать;
  • приобщение к прекрасному влияет на общительность, дает возможность находить интересное в обыденном и банальном;
  • обучение игре на музыкальном инструменте приучает к труду, развивает силу воли;
  • знакомство с классической музыкой и историей жизни композиторов расширяет кругозор и интеллект;
  • совершенствуется эмоциональное и личностное восприятие окружающего мира.

Разительное отличие детей, обучаемых пониманию и любви к музыке в раннем возрасте, ставит перед родителями вопросы: каким образом вести занятия? Когда и как обучать любить классику и нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу.

Когда стоит начинать приобщать ребенка к музыке

Временные рамки начала обучения ребенка музыке и приобщение к классическим произведениям часто обсуждаются молодыми родителями. Предлагаются различные варианты занятий. Ученые, исследуя влияние таких занятий на развитие и успешность детей, делают вывод: чем раньше, тем лучше.

Музыка и беременность

Природой предусмотрено, что ребенок начинает слышать в утробе матери. Он чувствует ее настроение, слышит песни и мотивы, различные звуки, проникающие из внешней среды. Улавливая разнообразный шум, учится его воспринимать и запоминает. Доказано положительное влияние прослушивания классической музыки беременными женщинами. Уменьшается риск гипоксии плода, стабилизируется состояние здоровья будущей мамы, налаживается эмоциональная связь. Мамочки, которые слушали классику на поздних сроках беременности отмечают, что малыш реагирует на знакомые мелодии, ведет себя тише как будто прислушивается.

Уже после рождения дети узнают и успокаиваются, когда слышат знакомые мотивы. Музыка, услышанная до рождения, ассоциируется у них с безопасным местом под сердцем мамы. На сегодняшний день разработаны различные варианты для оздоровления беременных при помощи музыкальных произведений. Проводятся специальные занятия, на которых происходит приобщение и расслабление женщины под приятные мелодии.

Большую популярность имеет «эффект Моцарта», которому приписывают лечебные способности. Крупных исследований этого вопроса еще не проводилось, но многие люди отмечают положительную динамику здоровья при периодическом ознакомлении с произведениями композитора. Несомненно, стоит упомянуть, что прослушивание классических композиций, кроме лечебного эффекта во время беременности, позволяет достигать гармонии с собой.

0–6 месяцев

После рождения до 6 месяцев малыш не разбирает окружающие звуки на отдельные элементы. Для него все вокруг сливается в один концерт. Только постепенно, изучая новый мир, учится понимать и разделять услышанное. В этот период важно насыщать жизнь малыша гармоничной музыкой, которая бы развивала слух.

Развитие ребенка после рождения идет быстрыми темпами, головной мозг работает на высоких скоростях, образуя нейронные связи, которые в будущем превратятся в понимание окружающего. Знакомить с классической музыкой в этот период, значит развивать слух, увеличивать объем памяти и повышать мыслительную деятельность.

Хорошо до полугода давать погремушки и музыкальные игрушки для крошек, вешать в кроватке карусели с мелодией. Это помогает ребенку начать разграничивать звуки между собой и расширять познания. Если хотите подойти серьезно к музыкальному образованию малыша, то можно приобрести несколько простых инструментов не в детском магазине, а специализированном. Позвольте вашему чаду с крошечного возраста слышать чистые звуки.

Важным для развития слуха в первое полугодие жизни становится знакомство с пением через колыбельные и песенки, исполненные мамой или другими близкими людьми. Формируя положительное отношение к гармонии звуков, вызывая интерес к выражению эмоций не только благодаря словам, но и мелодии, усиливается желание самостоятельного воспроизведения. Это положительно сказывается не только на музыкальном, но и речевом процессе.

6–12 месяцев

В полгода большинство детей начинают передвигаться на четвереньках и входят в фазу активного изучения окружающего мира. Хорошо в этот период окружить его предметами, позволяющими создавать множество различных звуков.

Ребенок уже хорошо разделяет звуки на приятные и отталкивающие. Появляются любимые мелодии, и он активно показывает отношение к тому или иному звучанию. До года важно присутствие в жизни ребенка пения мамы и других взрослых. Колыбельные, песенки для зарядки, развлекательные мотивы стимулируют развитие слуха и восприятие речи. Не стоит думать, что формирование слуха стоит в стороне от речи.

Каждый человек сначала слышит звук и только после обработки его мозгом понимает значение слова.

Чем лучше у ребенка развит слух, тем легче ему понимать слова. Дети этого возраста активно тренируют речевые навыки, практикуют различные звуки. Хорошо показать малышу, что можно их тянуть и обрывать. Такое упражнение нравится молодым исследователям и позволяет закладывать основы артикуляционной гимнастики. Слушая с ребенком музыку, покажите, как можно напевать мотив. Двигайтесь в такт и приводите в движение руки малыша, учите проявлять эмоции движением.

Музыкальное образование ребенка от 1 до полутора лет

К одному году большинство детей начинает уверенно передвигаться по дому и это благоприятное время для начала ознакомления с музыкальными возможностями человека. К этому возрасту малыш уже приучен слушать классическую музыку, хорошо на нее реагирует и может донести свое отношение к тому или иному произведению.

В год можно начинать развивать способности. Стоит понимать, что они состоят из нескольких частей, каждая из которых требует внимания и развития для формирования полноценного понимания места музыки в жизни человека.

В этом возрасте можно обучать:

  • пению. Показать малышу, что музыку можно не только слышать, но и петь. Предлагать повторять за мамой звуки нараспев;
  • танцам. Научить простым танцевальным движениям, которые позволят ребенку испытать дополнительное удовольствие от прослушивания музыкальных композиций;
  • извлечению звуков из игрушечных музыкальных инструментов;
  • сочетанию звуков;
  • чувству ритма;
  • как исполнение мелодии влияет на восприятие. Ознакомить с различными тембрами и высотой звуков,
    пропеванию звуков;
  • пониманию классической музыки. Постепенное расширяя репертуар произведений.

Важно отметить, что развитие музыкального слуха тесно переплетается с освоением речи, дополняя друг друга.

Хорошо, если в этом возрасте у малыша появится отдельный уголок, где он сможет разместить игрушечные инструменты и проводить изучение своих возможностей.

1,5–2,6 года

К этому возрасту дети проявляют желание разговаривать, насыщают звуковой запас большим количеством разнообразных вариантов и музыкальное научение переходит на новый уровень:

  • можно обучить совершать различные действия со звуком. Делать резкие обрывы звучания, длинные пропевания одной гласной и звуковой переход к другой, прерывистые волны нескольких видов;
  • вместе с развитием речевого навыка хорошо научить малыша артикуляционной гимнастике, показывая как при помощи разных манипуляций с губами и языком можно получать разнообразные варианты звучания;
  • показывать, как играть на музыкальных инструментах;
  • усложнение танцевальных движений. Хорошо делать зарядку под марши или другую бодрую классическую музыку с четким ритмом;
  • с появлением слов обучать пению простых детских песенок, возможен вариант, когда малыш допевает нужное знакомое слово;
  • первые домашние прослушивания классики всей семьей.

Покажите ребенку, что музыку можно не просто слушать, занимаясь другими занятиями, а можно уделять ей отдельное время. Пусть вся семья сядет и прослушает небольшой отрывок классического произведения. Спросите, понравилась ли ему мелодия. Какие чувства она у него вызвала.

Работа над музыкальными способностями у детей с полутора лет и до двух с половиной идет по пути развития приобретенных навыков и знаний. Легкие занятия создают устойчивое понимание важности музыки в жизни и формируют общую базу знаний.

Развитие музыкальных способностей в 2,5–3,5 года

Этот период характеризуется быстрым развитием речи ребенка. Он начинает много говорить, использовать речевой аппарат для привлечения внимания и выражения всевозможных эмоций. Работа на развитие музыкальных способностей в этом возрасте состоит:

  1. из расширения навыков звукоподражания и воспроизведения;
  2. научения разнообразным детским песенкам;
  3. разнообразных вариантов пения и танцев;
  4. обучения сложным артикуляционным упражнениям;
  5. расширения образовательной деятельности. Для детей с выраженным стремлением к сцене хорошо посещать кружки хорового пения или танцев.

В этом возрасте у будущих музыкантов начинает просыпаться неподдельный интерес к освоению инструментов. Поэтому этим детям можно попробовать пройти прослушивание у педагога. Проверить наличие музыкального дарования можно и дома.

В возрасте 3-3,5 лет проводится итоговая оценка музыкальных навыков ребенка и определяются дальнейшие действия. Это позволяет понять, к какому виду музыкального творчества стремится малыш, дает возможность воплотить стремление, посещая соответствующие кружки и секции.

Музыкальное развитие ребенка старше 3,5 лет

Музыкальное образование ребенка после 3,5 лет переходит на новый уровень. Большинство малышей посещают детский сад и различные кружки. Родители должны определиться, какое направление музыкального развития наиболее подходит. Детям с выраженными способностями к игре на инструментах можно подумать о занятиях с педагогом, подвижным - кружок танцев, любителям петь - хор. Возможно и самостоятельное изучение в домашних условиях.

Музыкальное развитие после 3,5 лет можно вести по специальной методике, или основываясь на собственное чутье.

Основные задачи обучения следующие:

  1. Укреплять любовь к классической музыке через прослушивание знакомых и ознакомление с новыми композициями. Хорошо, когда это становится ритуалом и классика объединяет всю семью;
  2. Выражение эмоций при помощи танцевальных движений. Малыш уже стал старше и может запоминать целые комбинации последовательных действий. Такие занятия позволяют развивать физические способности и память, положительно влияют на психологическое состояние;
  3. Пение и разучивание песней. Замечательно, если ребенок поет в полный голос, приводя голосовые связки в движение, получает удовольствие. Даже, если он делает это фальшиво, не стоит прерывать и заставлять повторять ошибочный отрывок заново. Лучше пойте вместе и он будет стремиться повторить за вами;
  4. Артикуляционная гимнастика. Проведение таких занятий благоприятно сказывается на понимании того, как формируются звуки, позволяет чисто петь, улучшает качество разговорной речи;
  5. Постепенно приобщать к разным видам искусства через посещение театра, музеев и экспозиций. При походе на такие мероприятия можно обсудить музыку, которую подобрал автор для просмотра;
  6. К 4-м годам можно начинать знакомить с отдельными композиторами и их судьбами. Рассказывать об особенностях произведений, делать акцент на интересных местах. Хорошо устраивать целые недели автора. Например, слушать Моцарта каждый день по 15 мин, после чего обсуждать и сравнивать с другими знакомыми композициями.

Если ребенок посещает ДОУ, то воспитатели в детском саду будут проводить такие занятия и родителям нужно только поддерживать и помогать преодолевать возможные сложности в усвоении.

Музыкальное обучение детей после четырёх лет, развитие музыкальной выразительности

Развитие способностей к музыке проходит разные этапы и после 4-х лет важно начать работу над выразительностью. Часто можно столкнуться с тем, что люди считают этот вид музыкального обучения второстепенным и не особо важным. Но для полноценного понимания музыки важно понимать, какие эмоции были положены в основу того или иного произведения. Обучить малыша выражать собственные чувства и отношение через творчество.

Зачем обучать ребенка музыкальной выразительности

Одно и то же произведение, исполненное разными людьми, может вызывать разные ощущения у слушателя. Казалось бы, одинаковая последовательность нот и единый темп исполнения, а звучит по-разному. Исполнение может заставить нас смеяться и плакать или оставить равнодушными. Как развивать эмоциональность у ребенка, чтобы он сам получал удовольствие от создания музыки и окружающие могли понять его чувства.

Развитие этого навыка позволяет:

  • расширить возможности восприятия произведений искусства. Это касается не только музыки, но и других видов творчества;
  • дать развитие музыкальным возможностям. Проигрывание и пропевание одного варианта мелодии с разной эмоциональной окраской совершенствует технику и восприятие;
  • применять различные варианты эмоциональной окраски при разговоре.

Работа над этими вопросами начинается с того, что ребенка знакомят с разными вариантами одной и той же композиции и просят сказать, какие эмоции вызывают у него произведения. Ведется работа по разделению понимания различных видов чувств. Понятие грусть, веселье, счастье, задумчивость прекрасно объясняются через песни и танцы.

Вторым этапом развития музыкальной выразительности является применение полученных знаний на практике. Дети, которые обучаются пению пробуют воспроизводить одну и ту же композицию с разной эмоциональной окраской. Обучающиеся игре на инструменте - практикуют на одном отрывке произведения, изучающие танцы - при помощи движения. Развитие эмоциональности у детей в процессе обучения музыке важный шаг для развития психологического равновесия, успеха в публичной жизни и постижении многих школьных предметов.

Почему нужно обучать ребенка музыке до 3,5 лет, если после похода в детский сад с ним будут заниматься профессионалы?

Некоторые родители задают вопрос, стоит ли заниматься музыкальным развитием до похода в детский сад. Это связано с тем, что они сомневаются в своих способностях и возможностях проводить такие занятия самостоятельно. Но работа над вкусом и пониманием музыки не требует специального образования. Главное, иметь желание познакомить собственного ребенка с прекрасным.

Важность этого знакомства обусловлена:

  • дети копируют поведение родителей. Если в доме звучит хорошая музыка с рождения, взрослые получают удовольствие от прослушивания разных композиций и стараются донести это до ребенка, в таких семьях крохи положительно относятся к классике и развивают эстетический вкус. Малыш не будет испытывать сложностей в подростковом периоде при выборе направления, он будет хорошо разграничивать гармоничные произведения, отсеивая музыкальный мусор;
  • если вы не любите классику, то предложите слушать красивые песни на ваш вкус. В каждом направлении есть прекрасные экземпляры, подходящие для детей. Главное, чтобы выбранная композиция имела добрый посыл и привлекала разнообразием интонации. Специалисты не советуют для прослушивания маленьким детям произведения с постоянно повторяющимся однотонным мотивом.

Еще одним вариантом будут детские песни из советских мультиков, которые хорошо подходят и современным малышам.

  • С рождения до 3,5 лет идет обширное формирование межполушарных нейронных связей и становление мыслительных процессов. Прослушивание классики на ранних этапах жизни положительно влияет на умственные процессы и позволяет достигать успехов в обучении различным наукам;
  • Научение музыке на раннем этапе позволяет легче осваивать речь и подготовить к изучению сложных предметов.
  • Домашняя комфортная обстановка дает возможность донести детали композиции, научить видению прекрасного.
  • В среде детского сада музыкальный вкус будет формироваться на основе, предложенного воспитателем и скопированным у сверстников. Дети, не получившие знаний о музыке дома, чаще метаются между жанрами, опираясь на предпочтения друзей и знакомых, а не на собственный внутренний выбор.

Как выявить предрасположенность к музыке

В первую очередь нужно поговорить с ребенком. Поинтересоваться, нравится ли ему музыка. Любит ли он петь и слушать. Хочет ли научиться играть на музыкальном инструменте. В легкой непринужденной форме, проведя такой разговор, вы поймете, есть ли интерес к такому виду творчества у крохи. Можно понаблюдать за малышом во время пения, танца или чтения стихотворения. Эмоциональные дети, которым нравится выражать чувства и обращать внимание других людей, хорошо будут чувствовать себя в музыкально танцевальном кружке.

Предрасположенный к музыке ребенок:

  • положительно реагирует на включение музыкальной композиции;
  • раскачивается, двигается, пританцовывает, слушая песни;
  • легко запоминает и воспроизводит песни и мотивы;
  • самостоятельно сочиняет песенки;
  • любит выступать;

Предрасположенность к изучению музыки не является показателем того, что ребенка можно отдать в музыкальную школу. Для этого проводится дополнительная диагностика слуха и чувства ритма. Чтобы определить, на каком уровне находятся способности, можно провести небольшое тестирование. Результаты покажут уровень развития слуха, чувство ритма и определят направление деятельности родителя в дальнейшем обучении. Слух проверяется при помощи фортепиано. Ребенку предлагается пройти следующие задания:

  • на определение высоты звука (нужно определить из 2 вариантов, какой выше или ниже);
  • понимание количества звуков (какое количество клавиш было нажато);
  • воспроизведение мелодии из нескольких нот на фортепиано;
  • повтор за взрослым;
  • пение любимой песни.

Результаты такой проверки показывают, насколько хорошо малыш улавливает звуки, может повторить. Какой диапазон голоса. Не стоит расстраиваться, если ребенок допустил небольшие ошибки. Значит у него средний результат, а это говорит о наличии слуха и о возможности его развивать. Немалую роль для обучения игре на музыкальном инструменте играет чувство ритма.

Его можно определить, если кроха:

  • может повторить заданный хлопками темп;
  • при прослушивании марша, четко улавливает ударные звуки и шагает в такт;
  • четко хлопает под мелодию.

Если малыш показал не самый лучший результат, то нужно работать над развитием этой способности. Предлагать выполнять похожие упражнения, слушать классические марши. Дети, которые проходят отлично тесты на слух, чувство ритма и имеют желание обучаться на выбранном инструменте могут начинать посещать музыкальную школу или учиться в домашних условиях с педагогом. Важно помнить, что если ребенку не будут интересны эти занятия, то лучше от них отказаться. Заставляя его заниматься, вы можете вызвать у него отвращение к музыке на всю жизнь.

Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей - важный элемент их гармоничного развития .

Никто не говорит, что нужно непременно отдавать ребенка в музыкальную школу, чтобы он обучался игре на фортепиано или гитаре «через не хочу», или заставлять его петь в школьном хоре, если он даже в душе петь стесняется. Все-таки не всем дано быть великими композиторами, музыкантами и певцами. А вот научить ребенка разбираться в музыке, развивать музыкальный слух и чувство ритма просто необходимо.

Музыкальное воспитание детей очень важно для их развития в раннем возрасте. Слушание музыки оказывает благотворное влияние на развитие центральной нервной системы (не зря еще наши далекие предки пели своим детям ). Когда ребенок подрастет, занятия музыкой помогут развить у него художественный вкус, чувство прекрасного и любовь к искусству.

Когда следует начинать музыкальное воспитание детей? Лучше всего - еще до рождения ребенка. Уже начиная с 19-й недели беременности плод в материнской утробе начинает различать звуки внешнего мира, так что будущей маме стоит почаще слушать спокойную расслабляющую музыку (лучше всего - классику). Некоторые специалисты утверждают, что ребенок, чья мама во время беременности слушала музыку, будет развиваться быстрее, чем его «обделенные» музыкой сверстники.

Когда ребенок родился, для музыкального воспитания можно использовать… погремушки! Они производят широкий спектр звуков, поэтому ребенок, играясь с разными погремушками, будет учиться различать тембр звука. Кроме старых добрых погремушек в магазинах продается огромное количество музыкальных игрушек. Они значительно облегчают музыкальное воспитание ребенка. Учтите, что ребенку следует покупать только качественные игрушки , которые издают чистые музыкальные звуки, иначе пользы от них не будет.

Кроме этого, нужно давать малышу слушать музыку . Характер музыки стоит подбирать в зависимости от вида деятельности: когда ребенок играет, подойдет ритмичная музыка, а перед сном - спокойная и плавная. Обычно дети хорошо воспринимают мягкий джаз и классику. Можно купить специальные диски с музыкой, аранжированной для маленьких детей. Дело в том, что малышам тяжело воспринимать сложные композиции со множеством инструментов и второстепенными мелодиями. А на таких дисках музыка специально адаптирована для детей.

Когда ребенку исполнится 2-3 года, можно начинать развивать у него чувство ритма . Для это стоит приобрести первый музыкальный инструмент - барабан (только без палочек - малыш может себя ими травмировать). Сначала можно научить ребенка воспроизводить ритм простых мелодий детских песенок с ударением на сильную долю. Когда малыш с этим справится, можно предлагать и другие инструменты - бубен, ложки, трещотки, а после трех лет - металлофон или ксилофон. Постепенно предлагайте ребенку мелодии с все более сложным ритмическим рисунком, изменениями темпа.

Музыкальное воспитание детей старше четырех лет уже должно включать в себя осознанное слушание музыки . Можно начинать знакомить ребенка со звучанием отдельных музыкальных инструментов и научить его распознавать их на слух. Стоит объяснить ребенку основные музыкальные понятия. Только используйте доступные его пониманию термины, например, если вы рассказываете ему о мажоре и миноре, скажите, что мажор - это весело, а минор - грустно. Пусть ребенок учится чувствовать настроение, которое хотел передать композитор. Если ему сложно рассказать это словами, пусть он попробует «нарисовать» мелодию - рисование под музыку отлично развивает творческие способности.

Важный элемент музыкального воспитания детей - это концерты. Конечно, вести четырехлетнего малыша в консерваторию еще рановато. А вот разнообразные музыкальные детские спектакли - это то, что надо. Попутно можно рассказать ребенку о правилах поведения в театре, на концерте - лишним это точно не будет. А в перерывах между походами в театр давайте ребенку смотреть музыкальные мультфильмы и детские фильмы. Существуют даже мультфильмы в сопровождении классической музыки - например, «Голубой Дунай» на музыку Штрауса или «Принц Щелкунчик» на музыку Чайковского.

В возрасте 5-6 лет музыкальное воспитание детей уже может начинать смещаться от слушания в сторону самостоятельного воспроизведения . Можно ограничиться трещотками и маракасами (не всем дается игра на музыкальных инструментах), но если ребенок проявляет интерес к какому-то конкретному инструменту, стоит дать ему попробовать.

Музыкальное воспитание детей - залог их гармоничного развития. Откройте своему ребенку прекрасный мир музыки!

Во время первой беременности я активно занималась музыкальным воспитанием еще не родившейся Олеси: слушала классические и современные инструментальные композиции, посещала концерты органной музыки в Кафедральном соборе (Москва, ул. Малая Грузинская 27/13, настойчиво рекомендую), пела на мессах. Когда дочка родилась и стала активно расти, я поняла, что совсем ничего не знаю о музыкальном воспитании маленьких детей. Со вторым ребенком я этот пробел уже смогу восполнить. Делюсь приобретенными знаниями с читателями.

На первом году жизни ребенка важнейшая задача - это заинтересовать растущего человека различными видами деятельности, непосредственно связанными с музыкой: прослушиванием мелодий и песен, пением взрослых, танцами, прихлопыванием в такт, сопровождением музыки погремушкой.

В первые месяцы в качестве отвлекающих звуков желательно использовать естественные, встречающиеся вокруг: звон колокольчика (или «поющие ветра»), шуршание, собственную речь в разных интонациях. Выбирая мобиль или другую электронную игрушку, стоит послушать звучание до того, как оплатите покупку.

К трем месяцам здоровый ребенок уже умеет находить источник звука, поворачивая в его сторону голову. Если, конечно, этот звук его заинтересует.

Включая спокойную или энергичную музыку, родители могут подчеркнуть различие и с помощью танца: кружиться, двигаться плавно или быстро с малышом на руках. Интересно наблюдать за эмоциональной реакцией маленького плясуна, когда, держа его за ручки или ножки, выполняешь движения в такт композиции. Полезно включать записи «чистого» звука, издаваемого одним музыкальным инструментом. Очень скоро становится понятно, что карапузу по душе: гитара, волынка, дудочка или клавишные.

После шести месяцев можно учить уже сидящего ребенка стучать ладошкой по барабану, бить в бубен, звенеть колокольчиком и разными погремушками, другими предметами, способными звучать. Ближе к годовалому возрасту деткам ненадолго включают видеозаписи с простыми танцами, побуждая их повторять увиденные движения: кружение, приседания, хлопки. Музыкальные инструменты годовасика - это игрушечный барабан, пианино, дудочка, бубен, треугольник, металлофон, деревянные свистульки.

Важно комментировать прослушиваемую музыку, подбирая как можно больше определений: быстрая, медленная, радостная, печальная, спокойная, энергичная, народная, иностранная, скрипичная. Частью музыкального воспитания младенца становится и пропевание (а не проговаривание) потешек и прибауток («Сорока-ворона», «Идет коза рогатая»), а также текстов к пальчиковым играм. Многие интересных идей почерпнете у Железновых.

Музыкальный репертуар для детей до года

  • Чайковский П.И. «Детский альбом», 24 пьесы для фортепиано (1878);
  • Свиридов Г. В. «Детский альбом»;
  • Шуман Р. Пьесы для маленьких и больших детей для фортепиано;
  • Лядов А. Детские песни;
  • Кабалевский Д. Пьесы для детей;
  • Испанские, неаполитанские, французские, немецкие, польские и русские песенки в обработке классиков.

В качестве колыбельной можно выбрать детскую христианскую песню в исполнении Lena Karman.

Но нашей любимой была и остается музыкальная сказка «Лунная соната » - чудесное, нежное произведение с добрым сюжетом и музыкальным сопровождением из различных произведений Бетховена. Ее вы наверняка прослушаете не раз. Я приносила запись в педагогический колледж, и преподаватель музвоспитания включила ее для всей группы. Эту сказку слушали мои воспитанники в интернате, ученики в обычной школе и собственные детки - дома. Присоединяйтесь и вы. Я очень надеюсь, что эта (почему-то малоизвестная) сказка понравится и вашей семье. Приятного прослушивания!

Кристина Кузьмина
Музыкальное воспитание детей раннего возраста

Влияние музыки на детей благодатно , и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/

Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки .

Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого раннего возраста подходящим способом .

/Дьюлане Михайи. /

В нашем дошкольном учреждении работа по музыкальному воспитанию начинается с 2 лет .

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности - уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения , игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке , различать контрастные особенности ее звучания (громкое-тихое, высокие - низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку , музыкальную память , слух.

Рассмотрим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни .

Услышав музыкальное произведение дети подходят ко взрослому, затихают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте, далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40-45 секунд;

С интересом смотрят музыкально -двигательные показы сюжетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают знакомые мелодии;

По показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения; частично воспроизводят эти движения без показа;

Увидев музыкального руководителя , начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально -двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе;

Запоминают и выполняют два чередующихся движения, связанных со словами песни; подпевают в различных эпизодах музыкальных игр ;

При звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно; приглашают плясать взрослого, друг друга; по показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения;

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя , а составляет часть педагогической работы, которая проводится в группе. Взаимодействие с музыкальным руководителем нацелено на актуализацию его музыкального опыта , стимулирование его возможности, задать вектор движения по музыкальному развитию детей . Музыкальный руководитель знакомит с практическим материалом, который дается детям. Вне занятий с детьми в группе повторяются отдельные элементы музыкальной образовательной деятельности : песни или пляски, музыкальные игры и упражнения .

Музыкальный руководитель имеют стаж работы 24 года и основываясь на своем богатом педагогическом опыте оказывает помощь нам молодым педагогам, так и родителям в вопросах музыкального развития и музыкального воспитания детей : консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе; помощь в организации музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой ; составлении музыкально -профессиональной фонотеки.

В работе с родителями музыкальный руководитель старается расширение их музыкальный кругозор . Систематически проводятся консультации для родителей, чьи дети эмоционально не развиты и коррекция эмоциональной сферы проходит с помощью музыкальных произведении . Родителям предлагаются статьи, буклеты. Особо ценятся родителями практические семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, совместное пение, разучивание потешек, игр, упражнений.

Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2 лет было успешным , выполняется ряд условий :

В работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др., а также куклы бибабо, мягкие игрушки,

Каждое занятие с детьми заключает в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей , не утомлялось их внимание,

Повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения . Частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет.

В группе организован музыкальный уголок , который содержит :

Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки)

Ударные (барабан, бубен, молоточки) .

Духовые (различные дудочки, свистульки) .

Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

Фонотека.

Песни, танцы для праздников, досугов.

Народные песенки, детские, колыбельные.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ которые используются во второй группе раннего развития :

«Собери игрушки» . Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте детям в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку . Когда музыка стихнет , нужно остановиться.

«Громко-тихо» . Поставьте любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот. Говорите : «Я пою громко, тихо, очень тихо» .

«Угадай звук» . Предоставьте детям возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть они познакомятся на практике с их звучанием. Затем попросите закрыть глаза и поиграйте на одном из них. Спросите : «Что это звучало?» . Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.

«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием детей , когда они прослушивают новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?

В процессе игр формируется произвольное поведение. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения, формируется интерес к музыке , порой это выражено эмоциональными реакциями такими как : радость, желание подпевать, желание двигаться в темп музыке .

В группе проводиться музыкальное сопровождение режимных моментов : во время приема детей включаем солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Динамичная, активная музыка во время проведения утренней гимнастики активизирует детей , значительно повышает качество выполняемых упражнений. Перед сном, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон пользуемся благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки , наполненной звуками природы.

Кроме того используются диски со звуками природы приучаем детей слушать небольшие музыкальные произведения , различать музыкальное настроение произведения, дети четко определяют тихо громко весело грустно, даже к концу года могут указать на свои музыкальные предпочтения .

На раннем этапе жизни ребенка закладываются основы музыкальной культуры . В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально -эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте , до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности .

Многих родителей не удовлетворяет, если мы так неопределённо, словами, вынесенными в заголовок, отвечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?». И тогда мы приводим афористично-ёмкий ответ на тот же вопрос известного венгерского педагога и композитора Залтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше — за девять месяцев до рождения его матери»

Чем раньше, тем лучше

Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Просим извинить, если подобным ответом несколько нарушили ваше душевное спокойствие. Ведь многие привыкли считать, что воспитание ребёнка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трёх-четырёх растёт здоровеньким, и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От момента рождения до 4-х.

Известный сторонник раннего активного развития детей Масаре Ибука (Япония), отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трёх уже поздно» в качестве доказательства приводит примеры детей (только в Индии известно несколько подобных случаев), которые были в младенческом возрасте похищены волками, а в три-четыре года найдены и возвращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки учёных (история Тарзана — прекрасная сказка), эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Они не смогли научиться не только читать или считать, но даже членораздельно говорить...

Это, впрочем, не означает, что мы полностью согласны с максимализмом Масаре Ибука или его современного российского последователя Павла Тюленева, тоже утверждающего, что «после трёх поздно». Думаем, что всё обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами. В том числе музыкантами высокого уровня. Кстати, вопрос о соотношении генетической предрасположенности и окружающей среды трактуется по-разному и до сих пор остаётся открытым.

И всё-таки многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен, что у детей до трёх-четырёх лет огромный жизненный потенциал. Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое. Познаёт окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются. Дети до 4-х лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учёбы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

Масаре Ибука рассказывает об эксперименте, проведённом в Японии в центре раннего развития , который он возглавлял. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.

Что получается? То, чему дети постарше, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи. Яркий пример — изучение иностранных языков. В семидесятые годы у авторов в Москве был знакомый афроамериканец. Его пятилетняя дочка свободно говорила на четырёх языках — русском, английском, французском и испанском, хотя ни одному из языков специально не училась. Просто папа говорил с ней по-английски, мама — по-русски, жившая с ними бабушка — по-французски, и, что особенно удивительно, другая бабушка на испанском. Удивительно потому, что эта испаноговорящая бабушка приходила к внучке только два раза в неделю на несколько часов. Сказанное выше в полной мере относится и к музыкальному воспитанию.

Первый год. Звуковое окружение

Итак, у вас в семье большая радость — родился ребёнок. Сынок или дочка. Как правильно создать музыкальную среду его обитания? Как развить в этом возрасте музыкальные способности? Как пройти между Сциллой насильственного навязывания своих представлений и Харибдой полного невмешательства?

С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами источник звука, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит — гулит, произносит отдельные звуки, иногда даже напевает. Ребёнок начинает понимать, что и звуки, которые издаёт он сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, не улавливая ещё смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито — пугается, плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Услышав громкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что ещё хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо кушает и спит. Мелодичные, тихие и нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг малыша звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Уместны колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки. В том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери.

Пусть мама (да и папа тоже) поет малышу.

С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери или няни (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин об Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.

Сегодня песня, в том числе у колыбели, уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники и что петь малышу несовременно. У многих в нашей суматошной жизни голова забита другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Знаем семью, в которой родители, заметив, что 11-месячный ребёнок пытается имитировать интонации их голоса и пения, стали разыгрывать дома целые оперные сцены, обращаясь к карапузу с импровизированными напевными речитативами.

— Вставай, маленький, любимый Сашенька, — напевали они утром на разные мотивы.- Как тебе спалось, сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка? И т.д. и т.п.

Результаты оказались поразительными. К двум годам Саша очень любил петь, а к трём распевал многие детские песенки: «Ёлочку», «Крокодил Гена», «Мы едем, едем, едем...» и др. Добавим, что примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребёнка, в нашей практике довольно много.

Иногда папа или мама спрашивают: «А как быть, если у меня нет слуха, и я пою фальшиво?» У педагогов на этот счёт нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен , например, считает, что в этом случае петь ребёнку нежелательно, так как музыкальный слух ребёнка может испортиться. На наш взгляд, главное в пении родителей — не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. А также, повторимся ещё раз, личный пример. Остаётся добавить: представление, что если у родителей нет слуха, то и у ребёнка не будет, не имеет под собой достаточных оснований.

Когда музыка звучит с первых дней

Из огромного мира звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Но как определить подходит ли данная музыка вашему ребёнку? Бехтерев предложил способ простой и надёжный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие — радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

Однако опыт семей, которые мы наблюдали, показал, что рекомендация Бехтерева срабатывает не всегда. Встречаются малыши, которые на музыку мало реагируют или реагируют достаточно неопределённо, чтобы сделать какой-то однозначный вывод. В этих случаях советуем придерживаться критериев, может быть, несколько более расплывчатых, чем предлагает В. М. Бехтерев, но приемлемых для всех детей. Музыка, которую вы даёте слушать самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит искусственно ограждать маленьких слушателей от Баха, Чайковского, Бетховена и включать для них только музыку простую, элементарную, написанную специально для детей. Но есть и некоторые ограничения. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, чёткую форму. Как в литературе. Сначала сказки Пушкина, и только значительно позже — «Преступление и наказание» Достоевского.

Музыка и движение

Музыка и эмоции тесно связаны. Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает её эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, весёлую музыку улыбается, радуется. Весёлая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: возгласы, подпевание, движения плясового характера. Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите большое удовольствие крошечному, ещё не умеющему сидеть ребёнку, если возьмёте его за кисти рук и под весёлую музыку будете совершать разнообразные движения. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательную активность, но и создаёт важную эмоциональную связь: музыка — это радость и удовольствие.

С большим интересом ребёнок до года слушает музыку, под которую ритмично движутся взрослые с флажком или бубном. Взрослого с успехом может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс делает танцевальные движения. Под песню игрушечная птичка «поёт». И «улетает», как только музыка замолкает.

Так музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Он уже затихает и внимательно смотрит на источник звука, который собираются включить родители. Он ждет музыку.

Опыт семьи Алферовых

Интересный пример раннего слушания музыки, описанный в педагогической литературе, опыт семьи Алферовых. И папа, и мама любили музыку, но не имели музыкального образования. Грише давали слушать музыку Баха (выбор композитора был случайным) начиная с одного месяца. Мальчику нравилось слушать: он поворачивал головку на звук музыки, улыбался. Уже с четырёх месяцев проявилась избирательная способность малыша. У него появились свои любимые произведения — скрипичные концерты Баха и Вивальди. Любопытно, что Грише нравились не все концерты Вивальди, а только некоторые. Родители уходили в другую комнату, занимались своими делами и узнавали об окончании звучания музыки по плачу младенца.

Опыт семьи Алферовых исключительно успешен. В девять месяцев Гриша с удовольствием слушал песни, пытался напевать. В год он уже чисто пел несколько простых детских песенок. К четырём годам песенный репертуар Гриши значителен. В нём как детские, так и взрослые песни. Он любит слушать и классическую музыку. Среди его любимых композиторов — Бах, Вивальди, Мусоргский, Гайдн. Мы не считаем Гришу вундеркиндом. Потому что знаем немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкреплённое заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.

Итак, мы определились, какую музыку давать слушать малышу и всё ближе подбираемся к следующему вопросу.

Как слушание музыки организовать?

Без ответа на него все предыдущие рассуждения теряют смысл. Вот несколько основных правил.

— Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.

— Музыка не должна звучать слишком громко.

— Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а, иногда и раньше ребёнок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту его реакция на музыку (нравится/не нравится) станет более определённой.

И здесь нам поможет игра.

Игра первая. Малышу уже два-три месяца. В это время малыш начинает улавливать связь между звуком и его источником. Вы звоните в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребёнка. Потом отводите источник звука в сторону, чтобы малыш его видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы снова.

Игра вторая. В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звоните. Малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться всё дальше и дальше.

Игра третья. В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете секунд 20-30. Потом накрываете его легкой тканью и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки?» Ребёнок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползёт к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается обратно и ждёт, пока вы снова включите музыку. После такого «подвижного момента» малыш слушает музыку с новым интересом.

От 1 до 4. Музыкальные игрушки.

Мы согласны с Никитиными, что «один год — стартовая площадка для запуска всех возможностей ребёнка». Это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Почему? Во-первых, с этого возраста он начинает не ползать, а ходить. И поэтому видит окружающий мир значительно лучше и полнее. Во-вторых, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими даёт значительный толчок его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки предметы и изучать их. Важную роль в этом возрасте приобретают музыкальные игрушки.

Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, машинки, проигрывающие мелодии и др.) сейчас выпускается огромное количество. И о них не надо забывать, когда вы создаёте для ребёнка, по выражению Марии , «культурное пространство». Какими правилами необходимо руководствоваться, обеспечивая малыша звучащими игрушками?

  1. Музыкальные игрушки не надо прятать в шкафу. Пусть игрушки лежат так, чтобы малыш без вашей помощи смог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент его интересует. Именно этот феномен свободного выбора используют в Израиле при кормлении детей с восьми-девяти месяцев и до двух лет. Перед ребёнком кладут на тарелочках четыре-пять различных блюд, и он сам выбирает, какое ему больше сегодня по душе.
  2. Избегайте игрушек, издающих резкие и громкие звуки.
  3. Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Если всё вокруг ребёнка звучит и поёт — это явный перебор. Наступает звуковое пресыщение, и музыка уже воспринимается не как радость и удовольствие, а как некий звуковой фон.

Лев Мадорский,
преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог

Анатолий Зак детский психолог
Лев Мадорский преподаватель музыкальной школы

Комментировать статью "Начинайте с колыбели. Часть I"

Вопрос про секции, когда и как ваши дети начали чем-то заниматься? Например, ей говорят "спой ЛЯЯЯ", а она как будто не слышит и начинает бегать по залу. Потом, когда начинает петь другой ребенок, Симона подбегает, перебивает и вместо неё поёт ЛЯЯ.

Обсуждение

Моя в 3 пошла на одно занятие начала баловаться и мешать всем(она очень активная) я ее сняла с танцев, в 4 пошла, тоже по началу было тяжело и в углу стояла и за дверь выставляли пару раз, но пришла в норму поняла в 4 года, что надо заниматься. Я это скинула на то что мы в сад не ходим и она дорвалась до общения.
К слову в том году моей было уже около 6, на наших танцах был набор малявок 3 летних и как то раз им занятия объединили. Моя жутко жаловалась, что они мешают, ходят не слушают, к ней пристают трогают балуются и мешают заниматься. Так что скорее всего ваша просто недозрела.

И сейчас то рано еще, а вы уже в прошлом году куда-то пихали ребенка?! Нравится - ходите в "игровую", где можно бегать/прыгать/дурачиться и делать что захочется.
Мы вот только подыскиваем занятия:) Марфе почти 5 лет. До этого полу индивидуальные занятия в бассейне - у каждого ребенка свой темп, тренер подбирает каждый раз по-разному упражнения и т.п. В итоге, кто-то поплыл спустя месяц, а кто-то и спустя год не плавает (наша) - зато удовольствие получает, тренера и воды не боится, ну и польза для здоровья какая-то есть:)

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (ребенок стесняется петь но могут выгнать с хора). А нас из школьного хора выгнали. Не то, чтобы прямо выгнали, а сказали, что ходить дочери не надо. Все равно она тихо поет и голос так себе.

Обсуждение

Моему в детсаду сказали: Кирилл, ты так тихо поешь. Петь надо громче". Деть мой от удивления вытаращил глаза на музработника и выдал: "Петь надо мелодично, внимательно слушать музыку и нотки. Нужно чтобы твой голос звучал в одной тональности с нотками. Ну а для того, чтобы было громко, вообще-то микрофон существует". Произнеся все это, дитя гордо покинул музыкальный зал детсада и ушел в группу. Вечером мне все это рассказывали воспитатели и сильно так возмущались поведением сына. А я тоже стояла и думала: "А как поступить в данной ситуации?". Детка мой уже четвертый год посещает эстрадную студию, без которой просто не представляет своей жизни. На последнем празднике играл главную роль в мюзикле "Маша и Витя против диких гитар", а на детсадовском новогоднем утреннике в соревнованиях "Перекричи соседа справа в песнопении" не участвовал. "Ну и как тут петь, когда они кричат, и музыку совсем не слушают".

У моего 1 юношеский по лыжным гонкам, по физ-ре первый год 5, до этого 4 было.

мой ребенок совершенно не умеет петь:) в ноты не попадает, хотя очень старается. На музыке в школе петь стесняется, хотя сегодня даже 5 С таким не встречалась:) У меня у кого-то слух лучше, у кого-то совсем нет, но когда начинаем петь одну нотку (вот просто ДО первой октавы...

Обсуждение

Можно. Петь по нотам. С учителем или мамой. На пианино или синтезаторе.

Не умеет петь и нет слуха - это суть разные вещи. Мой сын совершенно не умеет петь и не хочет этому учиться, но он учится в МШ третий год (гитара) и очень неплохо (я бы даже сказала выше среднего среди своих). На сольфеджио тоже проблем нет,хотя там по-моему требования минимальны. Но - номера по нотам петь может. А на хор не ходит, потому что ненавидит это дело (яподозреваю, что преподаватель фиговая, во всяком случае моему точно не подходит такое обучение).
Я елси я чего не путаю, научитсья можно и тому и другом: и слух развить, и петь научитсья, был бы учитель хороший. ну абсолютного слуха не будет и певцом не станет, елси голоса нет, а на бытовом уровне - чтоб в кассу попадать - вполне.

Когда дети созревают для того, чтобы слушать сказки и стихи? Когда можно начинать читать их на ночь и не только? Вот у меня нервов не хватает. читаю,сочиняю сама, пою песенки с рождения.месяцев с 11 сам выбирал,что будем читать.Сейчас сынуле 2года и стал с...

Обсуждение

А у нас было так. Читать Леше я начала примерно в год. Перед дневным и вечерним сном мы ложились рядом на кровать, и я читала ему. Сперва были короткие стихи, простые сказки (Курочка Ряба, Колобок и т.д.). Через пару месяцев он уже сам требовал читать ему книги. Перед сном тогда (да и сейчас тоже) он мог час-два слушать мое чтение, особенно стихи. И без этого не засыпал. В полтора года он уже пытался рассказывать Курочку Рябу сам и заканчивал строки стихотворений. В год и 10 месяцев число стихотворений, которые он знал на память (заканчивая строки и даже полностью) выросло до 50 - и это на двух языках, а теперь я уже и не считаю. В последнее время он полюбил длинные стихотворения, а вот прозу слушает не очень. Любимое занятие - находить в книгах знакомые буквы. Пока знает не много букв, но его это интересует.
Кстати, думаю, что из-за любви к чтению Леша начал рано говорить, а сейчас говорит на уровне среднестатистического 4-летки, правильно выговаривая все буквы. Но я никогда его не заставляла слушать мое чтение, скорее это он меня заставлял. :-))) Он у нас вне конкуренции, правда летом она живет на даче, а там бабушки смотрят сериалы. Вот теперь у нее пристрастия к музыке из каких-то мыльных опер. :)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: