Можно ли вступить в брак. Брак: условия заключения брака, права и обязанности супругов

От редакции: Мы начинаем знакомить читателей с циклом бесед протоиерея Илии Шугаева, проведенных им со старшеклассниками, и опубликованных впоследствие в книге, расходящейся огромным количеством экземпляров “Брак, семья, дети”. Отец Илия – настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область). Несмотря на то, что целевой аудиторией бесед, в первую очередь, являются подростки, знакомство с отрывами из замечательной книги отца Илии будет небесполезно для читателей любого возраста

Эти беседы возникли как крик отчаяния при виде того, что творится с современной семьей. Откуда молодые люди черпают свои познания о семье и браке? Из созерцания своих вечно скандалящих родителей и с голубого экрана. О том, что брак может быть вечным, что настоящая любовь и верность встречаются и сейчас, им остается только мечтать, ибо своими глазами они этого не видят. Задача, которую я ставил себе, идя на лекции, была очень простой, – засвидетельствовать о том, что все это реально есть, о том, что вы сможете полюбить по-настоящему и вас могут полюбить так же. Но любовь – это труд.

Хотелось бы верить, что когда-нибудь в школах вновь появится такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни» (но в отличие от старого советского варианта, наполненный православным взглядом на семью). Ведь физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя эти предметы изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится, в лучшем (на самом деле в худшем) случае вводится секспросвет.

Эти беседы были обращены к одинадцатиклассникам города Талдома. Только в последнем 11-м классе можно было коснуться некоторых тем, касающихся интимной стороны брака. Текст бесед в этой книге шире каждой реальной беседы в школе. В зависимости от аудитории и от вопросов, которые возникают у слушателей, рассказывалась только определенная часть темы. В книге же помещено то, что могло бы быть сказанным.

Упоминаемые видеофильмы в 4-й и 6-й беседе распространяются православным медико-просветительским центром «Жизнь». Фильм «Не убий» может быть вполне заменен фильмом «Безмолвный крик». В этом центре можно найти и много других интересных материалов. Адрес центра: 125167, Москва, Красноармейская ул., 2/2, храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Если кто-то решится выступать перед старшеклассниками с лекциями о браке, то хотелось бы упомянуть книги и видеофильмы, которые могут в этом помочь:

1. Видеофильм «Церковь не молчит» (видеозапись беседы со старшеклассниками отца Димитрия Смирнова, которую можно приобрести в центре «Жизнь», есть и аудиовариант этой беседы, некоторые мысли из этой беседы приводятся в данной книге).

2. Видеофильм «Начало» (беседа педагога Авдеева Е.А. со старшеклассниками, студия «Радонеж»).

3. Книга «Переходный возраст. Как правильно выйти замуж» (книга того же педагога, отчасти пересекается с беседой в видеофильме «Начало», но много нового материала, имеется несколько изданий).

4. Книга Веры Присёлковой «Неудачное замужество и одинокое воспитание ребенка» (подлинная история одного печального опыта церковного брака, издательство «Благо», 2000).

5. Книга «Любовь и вера» протоиерея Артемия Владимирова (Москва, 2001).

6. Сборник материалов в защиту жизни на CD-ROMe из православных ресурсов Интернета (центр «Жизнь»).

Священник Илия Шугаев.


Беседа 1

Можно ли вступить в брак по любви?

Все здесь сидящие, наверное, собираются вступить в брак. У православного христианина два основных выбора – или вступить в брак, или уйти в монастырь. В монастырь из вас, уверен, никто не собирается, поэтому остается только одно – вступить в брак.

Я думаю, что все вы надеетесь вступить в брак по любви. Действительно, ведь это ужасно – вступать в брак с нелюбимым человеком. Даже если такое кто-то о себе может предположить, то, наверное, это представляется чем-то крайне нежелательным. Ну, например, девушка долго не может выйти замуж, наконец, выходит за первого, кто ей делает предложение. Ясно, что это вынужденное решение, а в нормальных условиях, если бы возраст ее не поджимал, она бы не совершила подобного шага.

Итак, каждый надеется вступить в брак по любви. Но цель моей сегодняшней беседы – это поведать вам одну очень важную истину. Я бы не побоялся сказать, что незнание этой истины является причиной почти всех разводов. Какова же эта истина? Поскольку она важна для нас, я ее запишу на доске крупными буквами. Итак:

Звучит несколько неприятно и страшно. То, на что надеется практически каждый молодой человек, оказывается невозможным.

Чтобы мне показать вам, почему это невозможно, и страшно ли это, мне необходимо договориться с вами о терминах. Очень часто люди используют одни и те же слова в совершенно разных смыслах. Поэтому я, прежде всего, попытаюсь объяснить, что имею в виду под словом «любовь». Это особенно необходимо сейчас, когда это слово полностью низведено до самого низменного смысла, когда используется такое словосочетание, как «заниматься любовью». Ясно, что речь при этом идет не о истинной высокой любви, а о чем-то другом.

Итак, что же такое любовь? Есть два основных понятия, которые характеризуют два совершенно разных типа взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это «любовь» и «влюбленность». Рассмотрим каждое из этих понятий поподробнее.

Чертим на доске два столбца:

Мне проще начать с влюбленности, потому что, наверное, у каждого из вас уже есть опыт влюбленности. Когда я учился в школе, то обычно впервые влюблялись во втором-третьем классе. Сейчас, насколько я знаю, это происходит уже в старших группах детского сада. К одиннадцатому классу вполне можно успеть влюбиться три-четыре раза, а то и больше.

Приведу несколько характерных признаков влюбленности.

Первый. Влюбленность часто является проявлением эгоизма или, по-русски говоря, жадности. Записываю – эгоизм.

Например, каждому автомобилисту хочется иметь хорошую машину, скажем, 600-ый «Мерседес». И действительно,

когда в Москве по центральной улице проезжает шикарная машина, то большинство водителей, сидящих за рулем скромных машин, невольно поворачивают голову и с большей или меньшей завистью смотрят на счастливого обладателя такой машины. Если поставить перед человеком целый ряд машин и сказать: «Выбирай!», – конечно же, он выберет самую мощную и красивую. Примерно такая же логика действует при влюбленности. Молодой человек окидывает взглядом всех своих одноклассниц, выбирает самую красивую и говорит себе: «Хочу, чтоб была моей!». Уж если что-то иметь, то самое лучшее. Зачем мне не самая красивая, зачем мне не самая стройная?

Поставим себе такой вопрос: может ли такое чувство послужить основанием для настоящей крепкой семьи? Скорее всего, нет. Какой бы прекрасной ни была машина, есть множество других с не менее замечательными возможностями. Например, счастливый обладатель 600-го «Мерседеса» выезжает на дачу в гости к своему другу. И после поворота на проселочную дорогу на первой же колдобине он начинает завидовать счастливому обладателю джипа, только что пронесшегося мимо него. В итоге человек приходит к выводу, что машин надо много, и разных. Если средства позволяют, то человек обзаводится одной машиной для города, одной для деревни и небольшим грузовиком для перевозок.

Также и при влюбленности. Человек легко доходит до состояния, когда у него две или три «жены». Одна рожает детей, готовит обед и стирает, с другой можно отправиться в ресторан, а с третьей – на оперу или балет.

Второй. Во внешности или характере человека, в которого влюбляются, как правило, есть некая особая черта, которая собственно и покоряет сердце влюбленного. В самом обычном случае это – красивое лицо или фигура. В более возвышенном варианте это – ум, веселость характера и т.п. Но в любом случае влюбленный влюбляется во что-то .

Вопрос: может ли такое чувство быть основой истинного брака? Вряд ли. Большинство парней влюбляются в хорошую, привлекательную внешность девушки. Само по себе это еще не так плохо. Но как обычно развиваются события после вступления в брак? Внешность имеет способность меняться. Например, рождение первого же ребенка может сильно изменить женщину. Известно, что многие женщины, располнев во время беременности и кормления грудью, так и не могут вернуть свою первоначальную изящную фигуру. И как правило, это не вина женщин, которые себя «запустили». Для женского организма вполне естественно иметь некую полноту. Так его устроил Господь для лучшего вынашивания ребенка. Бедра, живот своей мягкостью защищают ребенка. Господь вовсе не хотел, чтобы ребенок рос в колючей, твердой и угловатой клетке из костей матери. Фигуры манекенщиц, которые являются предметом мечтаний многих молодых девиц, являются на самом деле совсем не естественными для женщин, и для сохранения такой фигуры требуется слишком много сил. В древности такую фигуру назвали бы «худосочной», поскольку в ней текут худые соки. Вспомним картины эпохи Возрождения с женскими фигурами. Там никаких худых соков не видно.

Меняется не только фигура. Лицо, волосы не менее подвержены способности изменяться. Особенно изменения велики, если лицу и волосам пытались придать более красивый вид. Если девушка в 15 лет красится, чтобы выглядеть взрослее, лет этак на 20, то в 20 лет ее кожа будет выглядеть уже на 25, а в 25 на все 35. Губы, которые никогда не красились, всегда будут выглядеть молодо. А через год активного пользования помадой губы сильно обесцвечиваются, помада становится необходимой. То же самое относится и к волосам. Любая химическая обработка волос (лаки, краски и т.д.) оставляет свой след.

Итак, молодой человек покорен сногсшибательной внешностью дамы, влюбляется, вскоре делает предложение и вступает в брак. Через три-четыре года, когда ребенку будет уже год-два, этот молодой человек будет поглядывать на сторону, поскольку жена уже несколько поблекла, а вокруг множество девиц, еще блистающих своей красотою.

Даже если человек влюбляется не во внешность, а, например, в блистательный ум, прекрасные манеры и т.д., все равно, в этом чувстве будет некая ненадежность. Ум тоже можно потерять. Человек попадает в автокатастрофу, получает сотрясение мозга. Неужели после этого можно с чистой совестью разводиться с ним? Совесть подсказывает, что что-то здесь не так.

Третий признак влюбленности – это пылкость чувств .

У взрослого семейного человека один вид влюбленной пары уже вызывает легкую улыбку. С одной стороны, как трогательно и внимательно ухаживает Он, как элегантно принимает ухаживания Она, а с другой стороны ясно, как это еще далеко до настоящего чувства.

Николай Васильевич Гоголь, будучи православным человеком, прекрасно знал об одном законе духовной жизни: глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внешнего проявления. Этому посвящен целый рассказ у великого писателя – «Старосветские помещики».

Главные герои рассказа – старые помещики Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Их размеренная жизнь напоминает «прекрасный дождь, который роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены». Все дни протекали одинаково, Пульхерия Ивановна заранее знала все желания и мужа и они моментально исполнялись. Но наступает смерть Пульхерии Ивановны. Все мысли Пульхерии Ивановны перед ее смертью были только о своем супруге. Она дает последние указания ключнице о том, как ей заботиться об Афанасии Ивановиче. Во время похорон Афанасий Иванович молчал, как бы не понимая, что происходит. Лишь вернувшись домой, он стал рыдать сильно и безутешно. Автор, то есть Гоголь, на пять лет покидает хуторок, где жили описываемые помещики, и, наконец, вновь посещает это местечко и по дороге в гости к Афанасию Ивановичу размышляет:

«Пять лет прошло с того времени. Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неровной битве с ним?» И далее Гоголь приводит пример, показывающий, что даже самую сильную страсть лечит время. «Я знал одного человека в цвете юных, еще сил, исполненного истинного благородства и достоинств, я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно, и при мне, при моих глазах почти, предмет его страсти – нежная, прекрасная, как ангел, была поражена ненасытной смертью. Я никогда не видел таких ужасных порывов душевного страдания, такой бешеной палящей тоски, такого пожирающего отчаяния, какие волновали несчастного влюбленного. Я никогда не думал, чтобы мог человек создать для себя такой ад, в котором ни тени, ни образа и ничего, что бы сколько-нибудь походило на надежду… Его старались не выпускать с глаз; от него спрятали все орудия, которыми бы он мог умертвить себя. Две недели спустя он вдруг победил себя: начал смеяться, шутить; ему дали свободу, и первое, на что он употребил ее, это было купить пистолет. В один день внезапно раздавшийся выстрел перепугал ужасно его родных. Они вбежали 6 комнату и увидели его распростертого, с раздробленным черепом. Врач, случившийся тогда, об искусстве которого гремела, всеобщая молва, увидел в нем признаки существования, нашел рану не совсем смертельной, и он, к изумлению всех, был вылечен. Присмотр за ним увеличили еще более. Даже за столом не клали возле него ножа и старались удалить все, чем бы мог он себя ударить; но он в скором времени нашел новый случай и бросился под колеса проезжавшего экипажа. Ему раздробило руку и ногу; но он опять был вылечен». Как видим, описанные страдания действительно ужасны. Но вдруг тон Гоголя резко меняется. «Год после этого я видел его в одном многолюдном зале: он сидел за столом, весело говорил «петит-уверт» (карточный термин), закрывши одну карту, и за ним стояла, облокотившись на спинку его стула, молоденькая жена его, перебирая его марки». Итак, палящая тоска, бешеные страдания, две попытки покончить жизнь самоубийством, но всего через год – все хорошо, у него молоденькая жена, он счастлив, он веселится, все забыто! С такими мыслями автор идет в гости к Афанасию Ивановичу. Пять лет… уж он-то, наверное, уже давно забыл свою супругу! Афанасий Иванович угощает своего гостя. Наконец, подают на стол мнишки (что-то вроде сырников). И тут происходит нечто неожиданное для гостя. «Это то кушанье, которое по… по… покой… покойни… – Афанасий Иванович не может договорить этого слова, из его глаз брызнули слезы, и он рыдает так же безутешно, как рыдал после похорон. Время нисколько не смогло ослабить боль потери близкого человека!»

Еще раз повторюсь. Гоголь был православным человеком и прекрасно знал простую истину, которую и пытался проиллюстрировать в этом рассказе: бурность чувств, пылкость нисколько не говорят о их глубине. Истинное чувство, как правило, выглядит тихо, скромно, неприметно. Внешняя пылкость, скорее всего, свидетельствует о недостатке внутреннего переживания, когда все силы уходят на внешнее. Жизнь души в данном случае можно сравнить с морем. Во время бури ветер поднимает большие волны, но стоит опуститься на глубину, как мы увидим тишину и покой: колеблются и сотрясаются только поверхностные слои воды. Но есть и глубинные водные потоки, как, например, Гольфстрим. Он переносит огромное количество воды, которое меняет климат в тех местах, где он омывает берега; но внешне это почти не заметно, поскольку на поверхности нет огромных волн.

Немного поговорив о влюбленности, необходимо приступить и к любви. Попытаюсь назвать хотя бы несколько важных признаков истинной любви.

Первой очень важной чертой любви я бы назвал вечность .

Все, что не может быть вечным, не имеет права называться любовью. Истинный брак должен быть вечным. Многие, наверное, слышали о том, что в Церкви нет разводов. В идеале верность своему супругу хранят всю жизнь, даже после смерти одного из супругов. Конечно, не каждый, овдовев молодым, может не вступать более в брак, поэтому в Церкви допускается повторное венчание. Но второй брак рассматривается уже как снисхождение к немощи человека. «Лучше было бы тебе больше не вступать в брак, но если ты не можешь понести этот подвиг, то – вступай», – говорит Церковь.

Но к священнику, который должен быть образцом для своей паствы, такого снисхождения уже не допускается. Священник, овдовев, уже не может вступить в новый брак. Если же он захочет сделать это, то должен оставить свое священническое служение. Он должен быть верным своей супруге до конца своей жизни.

Несомненно, что то единение душ, которое возникает у супругов при жизни, будет иметь место и после смерти, поскольку вечность любви распространяется не только на земную жизнь, но переходит границу смерти.

Второй важный признак любви параллелен второму признаку влюбленности. Если влюбленность влюбляется за что-то, то любовь любит ни за что .

Вопрос к вам: за что мы любим маму? За красоту? Нет, мама может быть некрасивой. За доброту? Нет, мама может быть жестокой и несправедливой, а мы ее все равно любим. За что мы любим своего ребенка? За то, что он милый? Нет, он может вымахать под два метра и хамить нам, а мы его любим.

Можно долго перечислять, но так и не найти черту или свойство характера, за которые мы любим своих близких. И действительно, ее, этой черты или такого свойства характера, – нет. Своего ребенка любят только за то, что он свой. Вот он мой – и все! Плохой, но мой!

А муж??? Так вот, при настоящей любви своего мужа или свою жену необходимо любить только за то, что он твой или она твоя.

Уже слышу возражения. Ребенок мой, потому что я его родила, а муж – так просто, потому что выбрала этого. Сейчас этого выбрала, а завтра – другого. Ребенка же и мать не выбирают.

А теперь послушаем, что по этому поводу говорит Библия и церковное Предание. Итак, открываем первые главы книги Бытия: «Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей и будет два в плоть едину» (Быт. 2, 24). Еще раз внимательно слушайте: «Будут два в плоть едину». Запомним эти слова и подумаем, что они означают. Что значит стать единой плотью? Смотрим на меня. У меня две руки. Никто не осмелится сказать, что у меня одна минная рука с двумя концами. У меня две ноги. Но две руки и две ноги составляют единое тело, единую плоть. Представим себе, левая нога говорит правой: «Я сейчас пойду направо, а ты иди налево, надоело всегда с тобой мотаться, хоть одна немного похожу». Ясно, что эти слова скорее напоминают бред сумасшедшего. Или предположим, левая нога наступила на гвоздь и получила серьезную рану, а правая ей и говорит: «Напоролась? Надо было под ноги лучше смотреть, теперь добирайся, как хочешь!» Такого быть не может. Ясно, что если одна нога сломалась, то вторая просто будет нести груз всего тела, нести двойную нагрузку. Если одна рука заболела, то вторая будет просто делать вдвое больше. Любая боль одного органа передается всему организму.

То же самое должно быть и в семье. Когда муж приходит с работы усталый и раздраженный, жена должна проглотить обидные слова, вырвавшиеся в ее адрес. Если жена пришла с работы уставшая, то муж должен спокойно пойти на кухню, вымыть посуду или постирать белье. Муж и жена – одна плоть.

Еще один важный вопрос ко всем. В Церкви есть четкая система подсчета степеней родства. Например, между матерью и ребенком первая степень родства, между внуком и бабушкой – вторая, между братом и сестрой – вторая, дядей и племянником – третья. Степень определяется числом восходящих и нисходящих линий до общего предка. А теперь, собственно, сам вопрос: как вы думаете, какая степень родства между мужем и женой? Итак, слушаю ваши ответы.

Вторая. Никакой нет. Третья. Первая.

Да, вариантов много. Ближе всего к правильному ответу были те, кто говорили, что степень родства никакая, или никакой степени вообще нет. Только поясните мне, что вы имели в виду? Что они как бы и не родственники вообще, то есть они бесконечно далеки в смысле родства, или наоборот – они бесконечно близки, то есть у них нулевая степень родства? Понятно, вы думаете, что у них бесконечная степень родства.

А Церковь говорит, что между мужем и женой нулевая степень родства. Что это значит? А какая у меня степень родства с моей ногой? Никакой степени! Она – моя, она – часть моего тела, мы с моей ногой не родственники, мы – одно тело. Так вот, твоя жена – это часть твоего тела, а не родственница. И при подсчете степеней родства связь между мужем и женой не учитывается. Например, между мной и братом моей жены тоже вторая степень родства, как и у нее.

Церковь всегда знала, что муж роднее сына, что жена роднее дочери. Во много раз роднее. Это только сейчас нам непонятно. А сто-двести лет назад это было известно любому крестьянину. Если вдруг жена захотела бы уйти от мужа и вернуться к своим родителям, ее бы просто не приняли. «У тебя есть муж, иди и вернись! Если ты от мужа ушла, то мы тебя знать не хотим!»

Раньше развод был совершенно немыслим. Просто это и в голову никому не могло прийти. Почему это было немыслимым? Попытаюсь объяснить. Представим себе некую маму, которая растит ребенка. В год – все хорошо, милое дитя. В два -первые искушения, в три – проблем уже больше, но еще терпимо, в семь – уже серьезные проблемы, а в девять мама заявляет: «Что-то сынок мой перестал мне нравиться. Что-то от рук отбился, хамить стал, учиться стал плохо. Сколько можно терпеть? Все! Надоело! Завтра же иду в ЗАГС и развожусь. Мне такой сын не нужен!» Мы понимаем, что такое немыслимо. С сыном разводиться нельзя! А почему тогда с мужем можно?

Раньше в голове у людей было все правильно, и люди знали, что разводиться с мужем или женой – это еще хуже, чем разводиться с сыном или дочкой. Ведь, если одна нога заболеет и не может ходить, мы же не бежим к хирургу: «Доктор, скорее отрежьте ногу, я наступил на гвоздь». Мы попытаемся лечить ее всеми силами, и только в том случае, если нога поражается страшной болезнью (например, гангреной), мы решаемся на операцию, чтобы болезнь не передалась всему организму. Также и с разводом – всеми силами мы должны пытаться сохранить семью, и только когда надежда на это пропадет, и есть опасность, например, что пьяный муж покалечит сына или вовлечет его в свои страшные грехи, – только тогда мы можем решиться на развод.

Итак, супруги становятся одной плотью. И настоящий муж любит свою жену уже только за то, что она его жена, что они единая плоть. Конечно, если при этом у жены есть еще какие-то замечательные свойства характера, то это просто прекрасно. Но даже если их нет, такой правильный муж все равно будет любить жену.

То, что супруги – единая плоть, не просто какой-то красивый образ, но все, что происходит с одним из супругов, в действительности отражается на другом. Если супруги пытаются с помощью Божией преодолеть все искушения семейной жизни, то через некоторое время они могут вполне реально чувствовать, что стали одной плотью.

Все мы, наверное, не один раз слышали истории вроде следующей. Мать отправляет своего сына в армию. Он, например, служит во флоте, в тысячах километрах от своего родного дома. Но вот с сыном случается какая-то беда. И мать, несмотря на огромные пространства, разделяющие ее с сыном, своим сердцем чувствует его беду. Так вот: Господь может дать супругам такую благодать, что они будут ощущать друг друга еще сильнее, чем мать своего ребенка. Буквально так, что одного ущипнешь, а другой подпрыгнет и скажет: «Ой!» Иногда от пожилых супругов, проживших в верности друг другу, можно услышать подобное: «Вот, говорю супруге об этом, а она мне в ответ, что и она как раз об этом-то и думала». У верных супругов появляются не только единые чувства, но и мысли, и желания.

Однажды со мной произошел следующий случай. Я стоял на почти безлюдном перроне, и мимо меня прошло несколько мужчин неизвестной мне национальности. Они громко разговаривали, и их язык мне показался очень благозвучным. И тут же у меня возникло желание узнать: а так ли благозвучен наш русский язык? Но оценить звучание родного языка я никак не мог, и неожиданно понял, почему. Я никак не могу услышать звучание родного языка, потому что я слышу уже не звуки, а сразу смысл слов. Можно оценить звучание только у чужого языка, смысл которого ты не понимаешь. Звучание – это единственное, что можно понять в незнакомом языке. То же происходит и с людьми. Пока человек для тебя чужой, единственное, что ты можешь в нем разглядеть, – это его внешность. Вспомним: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Близких, родных людей мы не оцениваем по их красоте. Мы видим сразу движение их душ. Первый признак того, что мы полюбили человека, – это то, что мы перестаем замечать его внешность.

Впервые с тем, что при любви внешность уже не играет никакой роли, я столкнулся еще в школе. Однажды меня пригласил в гости на день рождения одноклассник, которого я знал только по школе, а к нему домой попал впервые. Меня поразило, когда я увидел его родителей. Папа был настоящий красавец, а мама по моим тогдашним меркам была очень некрасива, почти уродлива – толстая, с полными губами. Я смотрел на них и не мог понять, как такой красивый мужчина мог жениться на такой

женщине. Ладно, когда он женился, она была красивее, но как можно жить с такой женой сейчас?! Только много позже я понял, что когда любишь, внешность уже не замечаешь, ее просто не видишь. Как не замечаешь, красива ли твоя мать, как не замечаешь, красив ли твой ребенок.

Внешность человека – это мутное стекло. Издали ты видишь только само стекло, а что находится за ним, разглядеть не можешь. Но когда прильнешь к такому стеклу, ты видишь только то, что находится за этим стеклом, а самого стекла уже не видишь.

Третий. Еще один признак истинной любви мне хотелось бы отметить. Это жертвенность , готовность к самопожертвованию.

Истинная любовь немыслима без жертвенности. Но что это такое? Чтобы сразу многое нам прояснилось, давайте ответим на такой вопрос: самоубийство – это самопожертвование? Кто считает, что «да», подымите руки. Теперь те, кто считает, что «нет». Вижу, большинство не согласны признать самоубийство самопожертвованием. Действительно, самопожертвование – это когда человек отказывается от чего-то своего, подчас даже жизни, но обязательно делает это ради другого человека. А в самоубийстве, например, из-за неразделенной влюбленности присутствует нечто другое: «Я покажу всем, как я сильно страдаю». В самоубийстве не присутствует забота о другом, от самоубийства другим никогда не бывает лучше, всем близким оно приносит только страдания. Самоубийство совершается ради себя.

Теперь приведу несколько иллюстраций к теме самопожертвования, чтобы показать, каким же оно бывает.

Иногда самопожертвование – это большой решительный шаг. Например, моя матушка окончила Регентскую школу (регент – руководитель церковного хора). Она несколько лет готовилась, чтобы стать регентом, долго училась, она была полна планов о том, как создать хор, как заниматься с детьми прихожан, воспитывая будущих певчих для взрослого хора, и т.д. Когда мы начали свое служение в Талдоме, все эти планы постепенно стали воплощаться. Но жизнь идет вперед. У нас рождается первый ребенок, потом второй, потом третий. И уже встает ребром вопрос: как быть? Самые важные службы, когда необходимо управлять хором наиболее опытному человеку, – это суббота и воскресенье. Даже если бы мы захотели отдать детей в детский сад, мы бы ничего не решили, так как в эти дни детсады все равно не работают. Бабушек, постоянно живущих с нами, нет. Перед матушкой встает выбор: либо она оставляет на несколько лет хор, либо надо искать другие решения, которые были бы скорее всего в ущерб детям. Конечно, она оставляет хор, но за этим «конечно» стоит очень много. Сказать себе: «С сегодняшнего дня ты – не регент, ты теперь – мать», – и отодвинуть на второй план то, что было многие годы на первом, очень нелегко. Нелегко видеть другого человека, занимающего твое место, видеть его ошибки, но не иметь возможности их исправить. А внутренне не возмущаться при этом, конечно, еще труднее.

Но это пример заметного самопожертвования – отказ от своего призвания. Жизнь же состоит, как правило, из более мелких проявлений нашей жертвенности. Весь день отец семейства стоял у станка и думал только о том, как он придет домой и расслабится перед экраном телевизора, наблюдая за футбольным финалом, где участвует его любимая команда. Он открывает дверь домой и… «Милый, сходи, пожалуйста, за хлебом, пока я жарю курицу, потом вынеси мусор, ведро уже переполнено, и возьми из садика Лешку». Все эти дела успеешь закончить только за пять минут до конца матча. Так вот: не возмутиться, не сорваться, а скрепя сердце пропустить почти весь матч и сделать все, что нужно для семьи, это – тоже самопожертвование. Из таких ежедневных «мелочей» и состоит семейная жизнь.

Теперь, после того, как мы немного разобрались с терминологией, и я попытался объяснить, что понимаю под словом «любовь», попробую дать определение любви. Оно, конечно, будет односторонним, не полным, но его надо дать. Итак, любовь это единение двух людей, которое рождается в браке и взращивается в течение 10-15 лет совместной жизни. Записываю это определение на доске.

(Обычно на этом месте звучит звонок на перемену, поэтому остальная часть 1-й темы иногда произносится перед началом 2-й беседы.)

При таком определении любви, думаю, уже ни у кого не будет возражений против того высказывания, которое было сделано в начале нашей беседы. Вступить в брак по любви принципиально невозможно, ибо любовь рождается только в браке, только после вступления в брак, и проявляется во всей своей силе только после долгих лет. Мы бросаем в землю яблочное семечко и не приходим собирать урожай через месяц, а в течение нескольких лет ухаживаем за деревом, и только тогда дожидаемся плодов. Плоды любви появятся тоже не сразу, ибо человеческая душа намного сложнее растения. Не всякое дерево доживает до своего плодоношения, многие и гибнут. Сейчас 60% семей распадается, так и не принеся никаких плодов, кроме брошенных детей и исковерканных душ. Чему можно уподобить семью? Представим себе два камня – острых, твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, то вроде все хорошо, никто никого не задевает, но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможно два варианта развития событий: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок, и камни вылетают из него. Мешок – это семья. Либо супруги через «мелкие» самопожертвования притираются, либо разлетаются в злобе друг на друга.

Огромное количество разводов происходит через 2-3 года после вступления в брак. Человек, разводясь, убежден: «Такая сварливая жена (муж) попалась! А говорила – люблю! Как меня только угораздило жениться на ней!» И не понимает человек, что не было еще любви, была только влюбленность. За любовь надо было еще бороться. Просто никто из супругов не захотел избавиться от своих острых углов. Человек вступает в новый брак, а там продолжается то же, что было в первом. Он своими колкостями задевает новую супругу, а она, задетая этим, раздражается и задевает мужа в свою очередь своими колкостями. И мужчина наивно полагает, что ему опять попалась плохая жена, а сам так и не видит своих недостатков.

И последнее. Я сам только что дал определение любви, где говорится, что любовь надо выращивать в течение 10-15 лет. Любой из вас может спросить: «А вы сами уже любите по-настоящему?» Тут я должен признаться: «Мы с супругой прожили в браке 5 лет. Согласно своего определения я не могу похвастаться тем, что уже достиг совершенной любви в своей семье». Еще одна иллюстрация, на которой я, собственно, и закончу сегодняшнюю беседу.

Кухня. Мы сидим с моей матушкой за столом напротив друг друга. Ложки и вилки у нас лежат на соседнем столе. Чтобы мне достать ложку, нужно встать, сделать пять шагов и вернуться на место. Чтобы моей супруге достать ложку, нужно встать, сделать один шаг и вернуться. Мне нужна чайная ложка. Конечно же, я не пойду ее доставать сам. Вот еще! Мне десять шагов, а супруге всего два. Я прошу ее дать мне ложку. Она встает и идет за ней. И тут до меня доходит, что матушка уже на последнем месяце беременности, что она устала за весь день с двумя другими детьми, что вообще эта беременность была очень тяжелая, и ей было трудно даже подниматься из-за стола, а я, здоровый и беспечный, жду, когда она принесет мне ложку. Конечно, своим умом я понял, что поступил плохо, и больше не буду делать так, но если бы я достиг совершенства в любви, то я бы просто постоянно чувствовал ее боль, не просто знал своим умом, а своим телом бы чувствовал ее, и мне бы даже не пришла в голову мысль просить ее о чем-либо.

В России брачный возраст установлен в 18 лет. Однако закон допускает возможность вступления в брак в 16 лет и даже ранее. Согласно ст. 13 Семейного кодекса РФ при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Самый низкий брачный возраст в 14 лет установлен в Чеченской Республике, Республике Адыгея, Московской, Тюменской, Калужской, Тульской, Вологодской, Орловской, Нижегородской, Тамбовской областях, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийском автономном округе. Брачный возраст в 15 лет установлен в Челябинской, Рязанской, Мурманской областях. Порядок и условия получения разрешения на ранний брак в отношении лиц, достигших 16 лет устанавливаются местными властями; в отношении лиц младше 16 лет - региональными властями.

Условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших возраста 18 лет:

  • наличие уважительных причин;
  • наличие разрешения органов местного самоуправления;
  • добровольное согласие лиц, вступающих в брак.

Итак, главным условием является наличие уважительных причин. Но что понимать под "уважительными причинами"? На практике уважительными причинами признаются:

  • беременность,
  • рождение общего ребенка,
  • непосредственная угроза жизни одной из сторон,
  • фактически сложившиеся брачные отношения (гражданский брак),
  • призыв жениха на службу в Вооруженные Силы России и др.

Однако возможны и другие случаи, которые могут быть признанными органами местного самоуправления уважительными. Каждый такой вопрос разрешается в индивидуальном порядке. В каждом регионе, как правило, установлен свой перечень уважительных причин с учетом национальных, культурных и иных особенностей. Так, в Москве и области согласно ст. 2 Закона МО «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцать лет» от 30 апреля 2008 года № 61/2008-ОЗ особыми обстоятельствами, дающими право на получение разрешения на вступление в брак лицу (лицам), не достигшему возраста шестнадцати лет, являются беременность, рождение общего ребенка (детей) у граждан, желающих вступить в брак, непосредственная угроза жизни одной из сторон.

Несовершеннолетние, желающие вступить в брак, должны подать в администрацию района, города, района в городе по месту государственной регистрации заключения брака следующие документы:

  • заявления лиц, желающих вступить в брак;
  • документ, подтверждающий наличие уважительных причин (медицинская справка о беременности, свидетельство о рождении совместного ребенка. справку из военкомата и др.);
  • подлинник и копии свидетельств о рождении;
  • паспорта и копии паспортов;
  • заявления о согласии на брак родителей (не обязательно, но желательно);
  • справки с места работы (учебы) с указанием заработной платы лиц, желающих вступить в брак (требуется в большинстве случаев).

С ходатайством о снижении брачного возраста могут обратиться не только сами вступающие в брак, но и их родители, опекуны, попечители, другие лица и учреждения, на воспитании которых находятся несовершеннолетние (ч. 2 ст. 123, ч. 1 ст. 147 Семейного кодекса РФ). Однако в этом случае необходимо будет также получить согласие лиц, вступающих в брак.

Срок рассмотрения заявлений в большинстве случаев, в том числе в Москве и области, составляет 20 календарных дней со дня регистрации заявлений после представления необходимых документов. Разрешение на вступление в брак оформляется постановлением Главы Администрации района, города, района в городе по месту государственной регистрации заключения брака. Указанное разрешение имеет однократное значение и рассчитано на конкретный случай. После получения разрешения брак регистрируется в обычном порядке, предусмотренном ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Обязательно ли согласие родителей на ранний брак детей?

Согласие законных представителей не является обязательным юридическим условием для регистрации раннего брака, хотя их мнение учитывается. Несогласный с решением органов ЗАГСа родитель (родители) вправе обжаловать указанное решение в суд.

Юридические последствия заключения раннего брака

Лицо, вступившее в брак до достижения возраста 18 лет автоматически приобретает полную гражданскую дееспособность, т.е. становится эмансипированным (ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Это означает, что в своих правах и обязанностях он приравнивается к совершеннолетнему. Важно понимать, что с момента регистрации брака вчерашние дети приобретают не только целый комплекс прав, но и багаж ответственности за все свои действия – будь то обязательства из причинения вреда или административная ответственность. Приобретенная дееспособность сохраняется даже в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Единственное, что может вернуть подростку его прежний правовой статус – это признание брака недействительным судом.

Основной структурной единицей в любом государстве считается институт семьи. Взаимоотношения между гражданами государства становятся не только их прерогативой, но и выступают как общественно значимое явление, особенно при появлении у них детей. Все права и обязанности, возникающие при заключении брака, а также юридические моменты прописаны в законодательстве Российской Федерации.

Брак: понятие, условия и порядок его заключения

В Семейном кодексе РФ не дается четкое определение данному термину, но в юридической литературе браком считают моногамный, добровольный, свободный, равноправный, юридически оформленный союз, возникающий между мужчиной и женщиной, основанный на взаимном чувстве уважения и любви, направленный на создание семьи и влекущий за собой возникновение совместных обязанностей и прав, касающихся личных и имущественных взаимоотношений. Появление новых прав и обязанностей у вступивших в брак юридически возникает с факта регистрации брачных отношений в ЗАГСе (статья 10 СК РФ).

Порядок и условия заключения брака, прописанные в СК РФ, устанавливают равноправие супругов в отношении материнства и отцовства. Факт наличия зарегистрированной семьи влечет за собой возникновение обязанностей в воспитании и содержании детей, не достигших совершеннолетнего возраста, и во взаимной материальной поддержке друг друга.

Регистрация брачного союза

Порядок и условия заключения брака разрешают проведение государственной регистрации семейных отношений в любом из органов ЗАГСа по воле лиц, изъявивших желание оформить союз. В этом учреждении составляется запись акта о заключении брачных отношений между данными гражданами, и им вручается документ (свидетельство) о заключении брака, в котором содержатся сведения о фамилии брачующихся, их именах, отчествах, дате и месте рождения, возрасте, гражданстве, национальности (по желанию), месте жительства, реквизитах документов, удостоверяющих личность. Прописывается дата, когда был заключен брак и составлен данный акт, его номер, указывается место (наименование соответствующего органа ЗАГСа), а также серия и номер данного документа.

Регистрация брачных отношений фиксируется в таком документе, как «Свидетельство о заключении брака» установленного государственного образца, которое подтверждает, что совершенный союз имеет признание в качестве юридического договора и защиту, согласно ГК РФ.

Условия и порядок заключения брака

Официальное оформление данного факта проходит при обязательном наличии обоих брачующихся, после истечения установленного времени с момента подачи заявления. По уважительным причинам зарегистрировать брак можно в день подачи заявления или отложить его заключение на срок до месяца. Присутствие свидетелей, родственников и знакомых на церемонии и проведение ее в торжественной обстановке возможно по желанию вступающих в семейные отношения.

Назначая дату и время, когда лучше оформить торжественное событие, рассчитывают, чтобы оно не совпало с регистрацией факта развода или смерти кого-либо.

Брачный возраст

Регулируя условия и порядок заключения брака, Семейный кодекс разрешает гражданам регистрировать брачные отношения по достижении восемнадцати лет. При наличии ряда серьезных причин величину брачного возраста, по заявлению жениха и невесты, могут снизить до шестнадцати лет. При особо важных обстоятельствах - и до четырнадцати. Согласно статье 13 СК РФ, причиной снижения допустимого возраста служит наличие беременности или факт рождения у невесты ребенка.

Согласно статье 27 ГК, органами местного самоуправления дается разрешение на официальное оформление семейных отношений гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, если они объявлены целиком дееспособными по причине эмансипации (то есть несовершеннолетний устроен на работу по трудовому договору или участвует в предпринимательской деятельности).

Обстоятельства, которые препятствуют регистрации брачных отношений

Статья 14 СК РФ, устанавливающая условия и порядок заключения брака, говорит о причинах, препятствующих его оформлению. Запрещено вступать в семейные отношения лицу, которое официально не расторгло другой зарегистрированный брак, поэтому необходимо доказать прекращение предыдущего союза, предоставив документы, подтверждающие его расторжение, или смерть супруга, или решение суда об аннулировании брака. Откажут в оформлении отношений близким родственникам: имеющим прямую восходящую или нисходящую линию, полнородным или неполнородным братьям и сестрам, усыновителям и усыновленным. Брак, оформленный между более дальними родственниками (двоюродные братья и сестры, тетка и племянник и тому подобные), допускается. Не заключают брак между людьми, один из которых признан в суде недееспособным из-за какого-либо психического заболевания. Если же этот факт установлен уже после регистрации, то это становится причиной к признанию ее недействительной.

Порядок присвоения фамилии при заключении брака

Законодательные акты, регулирующие условия и порядок заключения брака, регламентируют и выбор фамилии обеими супругами. Законодательство РФ декларирует их полное равноправие, поэтому они могут присвоить себе фамилию любого из супругов как общую, каждый из них может сохранить свою фамилию, имеющуюся до брака, или к фамилии одного из брачующихся присоединяют фамилию другого. Согласно статье 32 СК РФ, выбирают фамилию при вступлении в брак и жених, и невеста самостоятельно, без всякого давления со стороны. В России традиционно жена брала фамилию мужа, но при ее неблагозвучности или из других соображений может быть и наоборот. Некоторые супруги объединяют свои фамилии, получая, таким образом, общую двойную, которая достается, по умолчанию, и детям. При этом слияние их у жениха и невесты, у одного из которых уже имеется двойная, не допускается. Порядок и условия заключения и расторжения брака устанавливают, что смена фамилии возможна только в момент регистрации наступления или прекращения брачных отношений. В случае развода каждый имеет возможность сохранить фамилию, полученную в браке, или принять добрачную, независимо от желания другой половины.

Оформление отношений между отдельными категориями граждан

В комментариях к статье 137 СК РФ, устанавливающей условия и порядок заключения брака между подданными иностранных государств или россиянами, проживающими в другой стране, говорится, что регистрация семейных отношений между гражданами РФ, имеющими место жительства за пределами России, происходит на территории дипломатических или консульских учреждений. Действительным также является бракосочетание между российскими подданными и иностранцами или лицами без гражданства, осуществленное за пределами нашей страны, при соблюдении местных законов государства, в котором оно было произведено.

Заключение брачного союза с лицами, которые отбывают наказание в учреждениях, относящихся к уголовно-исполнительной системе, проводится местными территориальными органами ЗАГСа. Граждане, подвергшиеся дисциплинарному взысканию, получают возможность оформить брак только по отбытии назначенной меры взыскания.

Если один из будущих супругов тяжело болен и имеется срочная необходимость зарегистрировать отношения, то это дозволяется произвести в больнице или на дому в присутствии обоих брачующихся.

Положения Семейного кодекса РФ четко регулируют порядок и условия заключения брака. Прекращение брака также регламентируется законодательно и имеет свой порядок производства.

Инструкция

Семейный кодекс конкретизирует основания для подачи в отдел записи актов гражданского состояния обоснованного заявления и юридически правоустанавливает возможность заключения брака с женщиной, достигшей на момент подачи письменного обращения о бракосочетании возраста шестнадцати лет.

Самым главным фактором, влияющим на официальное заключение брака в несовершеннолетнем возрасте, является добровольность намерений обоих сторон. Поэтому, если один из будущих супругов против вступления в брак, то в последующем данный факт может стать серьезным основанием не только для его расторжения, но и признания брака .

Итак, вступление в брак лица, достигшего шестнадцатилетнего возраста возможно, если достоверно установлен факт беременности. Данное обстоятельство подтверждается наличием соответствующей справки, которую беспрепятственно можно взять в медицинском учреждении. Очередность при беременности автоматически сокращается, и расписать счастливую пару могут в удобный для них день, но при наличии письменного согласия органов местного самоуправления.

Другими основаниями являются: наличие общего ребенка, призыв мужчины в вооруженные силы для прохождения обязательной государственной службы, фактически сложившиеся брачные отношения и создание непосредственной угрозы жизни одной из желающих вступить в обоюдный брак сторон.

Если течение жизненных обстоятельств прямо совпадает с рассмотренными требованиями законодательства, то у девушки есть шанс выйти замуж в свои 16 лет. Однако на этом процедура оформления законного брака не заканчивается. Перед тем как обратиться в отдел записи актов гражданского состояния, следует получить официальное согласие органов местного самоуправления.

Для соблюдения юридической процедуры получения согласия необходимо обратиться в орган местного самоуправления, которым являются администрация района или города либо многофункциональный центр. При обычном обращении в одно из указанных учреждений нужно представить следующие документы: паспорта обоих сторон; письменное заявление, которое заполняется каждой стороной лично; письменное согласие родителей несовершеннолетней.

При подаче заявления в указанный выше орган, присутствуют все названные участники, т.е. жених и невеста, законные представители девушки. Вся процедура происходит в присутствии представителя управления по опеке и попечительству.

После получения письменного согласия на бракосочетание со стороны органов местного самоуправления, жених и невеста могут самостоятельно обратиться с заявлением о желании вступить в совместный брак в орган записи актов гражданского состояния.

Обратите внимание

В случае, если родители несовершеннолетней не намерены подписывать согласие на вступление дочери в брак, данный факт не является значимым основанием для отказа в удовлетворении заявления пары органами местного самоуправления. Но это не означает окончание всей процедуры, поскольку данное органами местного самоуправления согласиеможет быть обжаловано законными представителями в судебном порядке.

Полезный совет

Помните, что официальное вступление в брак является единственным основанием для того, чтобы признать несовершеннолетнее лицо полностью дееспособным. Юридическое значение такой процедуры определяется как эмансипация и проводится исключительно в порядке судебного производства.

Семейный кодекс РФ в качестве общего правила закрепляет брачный возраст - 18 лет. Однако это не означает, что в брак нельзя вступить раньше.

Пункт 2 статьи 13 СК РФ гласит:

По уважительным причинам органы опеки и попечительства вправе разрешить создавать семью с 16 лет.

Можно ли вступить в брак до 16 лет?

В некоторых регионах можно жениться и выходить замуж и до 16 лет:

  • с 15 лет - Рязанская, Мурманская, Тверская, Челябинская области и пр.;
  • с 14 лет - Московская, Тюменская, Самарская, Вологодская, Владимирская области и др.;
  • без установления минимального возрастного порога - Республика Татарстан.

Важно! Несмотря на то, что в Семейном кодексе Республики Татарстан ничего не говорится о минимальном брачном возрасте, вступить в брак раньше 14 лет нельзя. Это связано с обязанностью брачующихся предъявить в ЗаГСе паспорт, который раньше 14 лет не выдается.

Причины вступления в брак ранее 18 лет

Заключение брака до 18 лет - это исключение из правил, и как любое исключение оно должно иметь под собой веские основания.

К причинам, по которым органы опеки могут дать согласие на ранний брак, относят:

Эти причины подробно регламентированы только в региональном законодательстве и строго говоря эти нормы имеют отношение только к ранним бракам (до 16 лет), но по аналогии они могут быть применены и более старшему возрасту.

Беременность

Часто закон субъекта устанавливает требование к сроку беременности, например:

  • не менее 22 недель гестации (Мурманская область),
  • не менее 12 недель (Владимирская область).

В любом случае, это состояние должно быть подтверждено справкой, которую выдает акушер-гинеколог при постановке беременной на учет. В женских консультациях обычно берут на учет после 8 недели, т.к. до этого срока есть риск внематочной или замершей беременности.

Рождение ребенка

Иногда региональный закон оговаривает, что ребенок должен быть общим, но даже если такого условия не содержится, оно подразумевается. В законодательстве Мурманской области используется своеобразная формулировка - «фактическое нахождение ребенка при матери».

Тяжелая жизненная ситуация

"Когда беременная несовершеннолетняя женщина, находясь в тяжелых материальных или иных экстремальных условиях (сирота, неполная семья, неблагополучная семейная обстановка и др.), вступая в брак, улучшает условия жизни для себя и будущего ребенка".

Угроза жизни жениха или невесте

Реальность угрозы оценивается органами опеки индивидуально. К этой категории относятся:

  • необходимость проведения сложной операции;
  • служба в «горячей точке»;
  • нахождение рядом с военными действиями и т.д.

Как правило, перечень возможных причин является открытым - это позволяет органам опеки решать столь важный личный вопрос с каждой парой индивидуально.

Условия вступления в брак до 18 лет

Заключение брака возможно лишь при соблюдении следующих условий:

  • желание и согласие жениха и невесты;
  • отсутствие у обоих действующего законного брака;
  • отсутствие близкого кровного родства;
  • отсутствие статуса усыновителя и усыновленного;
  • отсутствие психического расстройства.

Важно! Брак до 16 лет возможен только тогда, когда этого возрастного порога не достиг ни жених, ни невеста. Брачные отношения совершеннолетнего и ребенка до 16 лет влекут уголовную ответственность.

Требуется ли разрешение на регистрацию брака до 18 лет?

Если возраст с 16 до 18 лет

В этом случае разрешения родителей на брак не требуется, но необходимо согласие органов опеки.

Если возраст до 16 лет

Правила могут отличаться в зависимости от региона. Например, в Московской области требуется положительное решение специально уполномоченного члена Правительства, которое основывается на заявлении брачующихся, их родителей или попечителей. Если родители на свадьбу не согласны - вопрос решается органами опеки.

Как зарегистрировать брак?

Для получения заветного штампа в паспорте нужно предпринять следующие шаги:

  • подготовьте доказательства наличия уважительных причин для снижения брачного возраста;
  • получите разрешение органа опеки по месту жительства или иного органа, если того требует закон соответствующего субъекта;
  • заплатите госпошлину 350 руб. в Сбербанке;
  • подайте заявление в органы ЗаГСа - нарочно или через портал Госуслуг. Это может быть любой ЗаГС России, даже расположенный в другой области. К заявлению прилагаются: паспорт, доказательства прекращения предыдущего брака (если он был), разрешение органов опеки и иных органов, квитанция об уплате пошлины;
  • при подаче заявления назначается дата свадьбы - обычно не ранее, чем через 1 месяц, но в исключительных случаях сроки могут быть сокращены вплоть до дня подачи заявления;
  • в день бракосочетания получите свидетельство (выдается одно на двоих).

Важно! Если один из будущих супругов не может лично явиться для подачи общего заявления, его можно двумя отдельными документами. В этом случае один документ оформляется в ЗаГСе, а второй у нотариуса.


Последствия заключения раннего брака несовершеннолетними

После церемонии официальной регистрации молодожены автоматически становятся полностью дееспособными. Это означает, что закон предъявляет к ним точно такие же требования, как к совершеннолетним. И даже если брак вдруг будет расторгнут, полная дееспособность сохраняется. На юридическом языке обретение полной дееспособности несовершенолетним называется эмансипацией.

Важно! Эмансипация не распространяется на возраст призыва на военную службу и привлечения к уголовной ответственности.

Несовершеннолетние родители полностью уравнены в правах с совершеннолетними.

Могут ли несовершеннолетние заключить брачный договор?

Брачный договор - это сделка, которую можно совершить до или после регистрации брака. Поскольку после официальной регистрации несовершеннолетние становятся эмансипированными, то они вправе заключить брачный договор на общих основаниях.

А вот вправе ли жених и невеста подписать брачный контракт до брачной церемонии?

  • Если брачующимся исполнилось 16 лет, они вправе подписать контракт самостоятельно после подачи заявления в ЗаГС.
  • Если жениху и невесте от 14 до 16 лет, то совершить данную сделку они могут только с письменного согласия родителей (попечителей).

Развод и признание недействительным раннего брака

Право развестись есть у каждого, даже у несовершеннолетнего. Поскольку в момент бракосочетания несовершеннолетний обрел полную дееспособность, расторжение брака производится в общем порядке.

Объявление брака недействительным означает признание его несуществовавшим. Этим недействительность отличается от развода. Например, последующий брак после развода будет считаться вторым, а при недействительности брака - первым. Отличия между недействительным и расторгнутым браком кратко отражены в таблице.

Специальным основанием для признания недействительным раннего брака является отсутствие разрешения органа опеки на создание семьи. Помимо этого, недействителен брак:

  • между близкими родственниками;
  • заключенный против воли супруга;
  • заключенный без расторжения предыдущего брачного союза;
  • с недееспособным из-за психическогой болезни;
  • между усыновителем и усыновленным;
  • при умышленном сокрытии одним из супругов ВИЧ или венерического заболевания.

Важно! На права родителей и детей признание брака недействительным никак не влияет.

Анна Вертинская,юрист, специально для сайт

Полезное видео



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: