Моему ребенку 7 месяцев. Седьмой месяц жизни — развивающие игры для малыша

Малышу 7 месяцев. Закончился период, когда кроха долго мог оставаться на одном месте, занятый погремушкой или сном. Теперь карапуз изменился и больше не хочет изучать окружающий мир, лежа в кроватке или манеже. Ему интересно двигаться и стараться познать все, что находится дома и на улице. Малыш сидит и пытается встать, старается ползать или крутиться, лежа на животе. Полученные навыки игровой деятельности стимулируют кроху развивать свои умственные способности и речь.

Если в первые 6 месяцев жизни можно было говорить о единых стандартах развития, то ближе к 8-ми месяцам начинает проявляться разница в развитии между детьми. Каждый малыш индивидуален и выбирает свой способ и скорость получения новой информации. Мамам и папам стоит помнить, что не стоит сравнивать свое чадо со сверстниками, пытаться оценить развитие ребенка через достижения других детей.

Особенности развития детей на 8-м месяце жизни

На 8-м месяце жизни карапуз все больше лепечет. Часто повторяя получающиеся слоговые цепочки, ребенок совершенствует возможности речевого аппарата. Уже отчетливо звучит «ма-ма» и «ба-ба», если часто показывать малышу как звучат разные слоги, то достаточно быстро он сможет сказать «па-па», «би-би», «ко-ко». Но это еще ненаполненные смыслом слова, а звуки, которые очень нравятся ребенку. Указывайте на себя и говорите «ма-ма», постепенно головной мозг соединит звук и образ.

В 7 месяцев малыша можно занять игрушками на некоторое время. Он уверенно владеет своими руками и пальцами, знает основные игровые приемы. Получив новый предмет для изучения, кроха обязательно постарается его взять, потрясти, постучать им об пол, рассмотреть и попробовать на вкус.

Карапуз уже хорошо понимает, как сесть, ловко подставляет руку и поднимает свое тело. Если внимательно присмотреться к спине сидящего малыша можно увидеть небольшое искривление. Если оно напоминает ровную дугу, протянувшуюся от шеи до попы, то это физиологическая норма. Постепенно мышцы, поддерживающие позвоночник, окрепнут, кроха будет сидеть ровно.

На 8-м месяце жизни самые активные малыши уже хорошо ползают, кто-то — по-пластунски, а другие — пытаясь приподнять живот над землей. Но не стоит расстраиваться, если ваш карапуз не интересуется таким видом передвижения. Некоторые дети вначале хотят научиться ходить и только после этого ползать. Любой из вариантов норма. Возможно, ваш малыш уже научился вставать в кроватке, ухватившись за боковые стенки или попытался сделать первый шаг вдоль опоры.

По мнению педиатров, желательным вариантом развития двигательных умений ребенка является последовательность: сидит – ползет – стоит — идет. Но реальность такова, что не все малыши развиваются по такой схеме. Если ваш карапуз решил оставить умение ползать на потом, то не стоит его заставлять приобретать этот навык. Первые попытки встать и перемещаться вдоль бортика кроватки или манежа должны сопровождаться интенсивными упражнениями на укрепление мышц ног и спины. Раннее освоение навыка ходьбы (7-8 мес.) иногда приводит к небольшому искривлению ног малыша. Если кроха поднялся сам, вы не стимулировали это умение, то ближе к 3-м годам ноги станут ровными. При излишней активности родителей и принуждению к совершенствованию навыка может понадобиться помощь ортопеда и специальный массаж.

На 8-м месяце жизни продолжается процесс прорезывания зубов. В норме к году появятся 8 передних резцов. В большинстве случаев они появляются по двое. Сначала появляются нижние передние, после — верхние передние. После появления первых четырех зубов появляются верхние и нижние боковые. Каждый ребенок индивидуален и появление, очередность и сроки могут варьироваться. В редких случаях первый зуб появляется ближе к году, эта особенность требует контроля со стороны детского стоматолога.

Физическое развитие

На 8-м месяце жизни карапуз должен прибавить в весе около 600 грамм. Но при интенсивном освоении двигательных навыков вполне нормально снижение общего количества набранного веса до 400 грамм.

Постепенно происходит замедление набора роста. Большинство малышей вырастут не более, чем на 2 см. К году интенсивность роста еще больше снизится и измерять этот показатель будет нужно не так часто. В среднем, после года измерение роста производится раз в 3 месяца.

Голова ребенка увеличится на 0,5 см в окружности, а грудь на — 0,5 -1 см. Постепенно кроха становится пропорциональным, фигура напоминает привычные очертания взрослого человека, только в меньших размерах.

Изменения, происходящие в организме, постепенно замедляют рост и набор веса. Еженедельный контроль показателей не обязателен.

Граничные показатели физического развития ребенка в зависимости от пола

Нижняя граница роста Верхняя граница роста Нижняя граница веса Верхняя граница веса Средняя окружность головы Средняя окружность груди
Мальчик в 7 месяцев 65,1 71,1 7,1 9,5 45 46
Мальчик в 8 месяцев 66,8 73,1 7,5 9,3 45,5 48
Девочка в 7 месяцев 64,1 70,4 6,8 8,9 44,3 45
Девочка в 8 месяцев 66 72,5 7,2 9,3 45 47

Нервно-психическое развитие и эмоции

Нервная система и познавательные возможности карапуза развиваются все быстрее. Кроха уже многое понимает и готов приступать к изучению новых игрушек и вариантов игровой деятельности. Он четко понимает, что предметы не пропадают, а их прячет или убирает мама. Игра в прятки с игрушками хорошо развивает внимание ребенка и стимулирует его двигаться.

Эмоциональная сфера 7-ми месячного ребенка расширяется. Теперь карапуз может по-настоящему расстраиваться и требовать желаемый предмет. Если присмотреться за игрой малыша, то часто можно заметить сильную реакцию на неудачу и восторг от выполнения задуманного. Игровая деятельность сопровождается активным лепетом, жестами, мимикой.

Рекомендуется контролировать собственное поведение в присутствии ребенка. Малыш копирует поведение находящихся рядом с ним взрослых, применяя жесты, мимику и поведение. Доброжелательная атмосфера, размеренный образ жизни и спокойная мама – залог формирования крепкой нервной системы, равномерного психического развития .

Развитие эмоциональной сферы ребенка усиливает необходимость крохи в ласке, диалоге, телесном контакте. Находясь рядом с мамой, карапуз чувствует себя комфортно. Чувство защищенности и постоянства делает кроху открытым для новых знаний и навыков.

В познавательной сфере происходят заметные изменения. Если месяц назад кроха активно знакомился с новыми вкусами, осторожно снимая губами прикорм с ложки. Теперь он отчаянно пытается отобрать у мамы столовый прибор и самостоятельно кушать. Не нужно отбивать у него желание выполнять действия самостоятельно. Подготовьте отдельную тарелку и ложку из небьющегося материала, положите немного еды и предложите тренировать навык. Пока карапуз с увлечением пытается набрать в ложку еды, кормите его с другой тарелки.

Игровая активность преображается. Малыш выполняет разные действия со знакомыми предметами, следуя определенной цели: трясет, чтобы услышать звук, катает шарик по полу, чтобы добиться свечения, выталкивает игрушки из кроватки, чтобы услышать, как они упали или привлечь мамино внимание.

Ребенок может различать игрушки по их форме, выполнять действия, руководствуясь этим знанием: мяч — катает, кубики — собирает в башенки, кольца пирамидки — нанизывает на основу.

Изменения происходят и в отношении к незнакомым людям. Малыш четко различает образ знакомых и чужих. Рядом с теми, кого он видит каждый день, кроха лепечет и улыбается. Если в помещение заходит незнакомец или человек, давно не посещавший кроху, то малыш затихнет и начнет внимательно его изучать. Если малознакомый человек попытается взять карапуза на руки, то кроха заплачет. Дальнейшее поведение ребенка зависит от реакции мамы. Если она начнет доброжелательный разговор с «незнакомцем», будет расслаблена, то через некоторое время любопытство пересилит страх, малыш с удовольствием будет знакомиться с новым человеком.

Изменения происходят и в восприятии малышом собственного Я. Если регулярно предлагать играть с зеркалом, то кроха постепенно начнет узнавать свое отражение, тянуть к нему ручки и улыбаться.

В период между 7 и 8 месяцами идет усиленное развитие правого полушария мозга, поэтому левая рука используется малышом чаще правой. Такое поведение ребенка не говорит, что малыш будет левшой. В большинстве случаев ближе к году дети начинают пользоваться руками в равной степени, а к 3-м годам проявляется праворукость.

На восьмом месяце постепенно формируется пространственное понимание. Кроха может оценить расстояние до интересующего предмета и четко выбрать необходимое движение для перемещения своего тела. Если игрушка близко, то кроха просто за ней потянется, за далекой – поползет или станет просить маму подать.

Поведение

На восьмом месяце жизни ребенок начинает искать границы дозволенного. Карапуз щипается, тянет за волосы, пытается достать и изучить все окружающее. Самое время начинать процесс воспитания. Кроха уже хорошо ориентируется в эмоциях, изменение выражения маминого лица и интонации подсказывают ему, правильно ли он поступает.

Любое действие, причиняющее вам или другим взрослым боль, угрожающее жизни и здоровью ребенка, должно пресекаться. В большинстве случаев достаточно просто отвлечь карапуза другим интересным занятием. Но, если малыш серьезно настроен на достижение поставленной цели, стоит запретить это делать, используя строгую интонацию голоса или выражение испуга.

Хорошо в этот период вынести на семейный совет вопрос о запретах для ребенка. Чтобы кроха в будущем вел себя правильно, запрет должен поддерживаться всеми членами семьи. В вопросе воспитания ребенка недопустимо, чтобы кто-либо из взрослых членов семьи нарушал установленные правила. Младенцы и дети дошкольного возраста нуждаются в четком понимании разрешенных и запрещенных действий. Если вы договоритесь о правилах на 8-м месяце жизни ребенка, вам будет проще впоследствии регулировать поведение крохи.

Введение первых правил в жизни ребенка требует неукоснительного выполнения их всеми членами семьи. Никакие требования и плачь не должны вынудить вас сдаться. Однократно разрешив нарушить правило, вы покажете крохе способ обойти запрет. Рекомендуется спокойно реагировать на попытки малыша добиться желаемого, сказать четкое «нет» и предложить альтернативу.

Умения ребенка в 7 месяцев

На 8-м месяце жизни ребенок обладает большим списком навыков. Наиболее заметными являются умения:

  • сидеть. Кроха поднимается самостоятельно или при помощи взрослых, уверенно удерживает свое тело и ворочает головой по сторонам, может действовать обеими руками;
  • ползать. Малыш может передвигаться по-пластунски, или подняв живот, двигаться вперед, назад или по кругу;
  • играть. Действия с игрушками целенаправленные, уверенные. Получая новый предмет, карапуз выполняет с ним все известные ему способы изучения;
  • пользоваться пальчиками. Постепенно совершенствуется мелкая моторика рук, карапуз при захвате небольших предметов использует не ладонь, а пальцы;
  • тянуться за игрушкой, лежа на животе. Кроха без труда отрывает одну их рук, на которые упирается и тянется за интересующим его предметом;
  • вставать в кроватке. Некоторые дети освоили навык подъема в кроватке или манеже. Одни поднимаются на колени, другие – во весь рост;
  • шагать в вертикальном положении при поддержке родителей. Если карапуза поднять за подмышки или руки вверх, почувствовав опору, он начнет переставлять ноги;
  • сортировать игрушки, вкладывать маленькие предметы в большие. Этот навык появляется у детей, которым ранее было показано, как это делать;
  • держать бутылочку или поильник. Все четче просматривается желание выполнять многие действия самостоятельно;
  • найти знакомый предмет и указать на него пальчиком.

Двигательные навыки

Развитие двигательных навыков ребенка на 8-м месяце жизни в большей степени направлено на увеличение скорости движения и ловкости рук. Утреннюю гимнастику хорошо расширить, добавив игровые упражнения:

  • стимулирующие развитие навыка ползанья. Предлагайте дотянуться до предмета, подняться на коленки, показывайте, каким образом можно ползти, поднимая живот;
  • развивающие понимание возможностей сидящего положения. Продолжайте тренировать мышцы спины, предложите научиться делать наклоны, ворочать головой и корпусом;
  • тренирующие мышцы ног. Хорошо предложить крохе упираться на ваши руки, пытаясь оттолкнуть их. Во время упражнения он должен с усилием работать мышцами бедер, голени, ровно сгибать колено;
  • развивающие умение держать равновесие. Качайте и подбрасывайте, тренируйте на гимнастическом шаре;
  • раскрывающие секрет преодоления небольших препятствий. Выложите вокруг ребенка небольшие мягкие валики и предложите преодолеть преграду. Если у малыша не получится, помогите ему, передвинув его руки и ноги в правильной последовательности.

Получается ли у ребенка сидеть? Как помочь ребенку?

Большинство деток осваивают навык сидеть самостоятельно между 6 и 7 месяцами. Вначале малыш поднимается вверх при помощи родителей, хватаясь за пальцы и поднимая туловище. Самостоятельно дети начинают подниматься в разное время. Все зависит от способа, выбранного карапузом, для освоения навыка. Одни дети встают на четвереньки и садятся, другие, лежа на спине, опираются на руку.

Первые 1-2 месяца спина ребенка выглядит немного изогнутой. Если посмотреть со стороны, то от попы до шеи отчетливо видна дуга позвоночника. Постепенно мышцы спины крепнут, малыш выравнивает спину. Чтобы помочь крохе быстрее достигнуть совершенства умения сидеть, хорошо чаще предлагать ему упражнения и массаж.

Слух и зрение

Зрение полностью сформировано. Теперь карапуз легко находит глазами знакомые предметы, узнает их под разным углом. Ориентирами при поиске игрушки становится форма и цвет. Рекомендуется предлагать малышу яркие предметы, выполненные в основных цветах спектра.

Слышит карапуз уже очень хорошо. Он различает даже очень тихие звуки, если они его привлекают, реагирует оживлением, попыткой добраться до источника. Рекомендуется продолжать знакомство с классической музыкой, включая карапузу любимые композиции на 30-50 минут в день.

Волосы и ногти

Уход за волосами младенца на 8-м месяце жизни немного изменяется. Теперь во время ежедневного купания раз в неделю можно использовать шампунь для волос. Новый гигиенический предмет должен:

  • подходить младенцам. На упаковке должно быть указано, для какой возрастной категории подходит выбранный шампунь;
  • быть без красителей, отдушек;
  • проверен на гипоаллергенность.

Желательно, чтобы шампунь не раздражала глаза, на ней должна быть отметка «без слез».

Мыть голову карапузу желательно чистой водой, не той, в которой ребенку обмывали тело. Во время процедуры старайтесь развлекать кроху, не напугать громкими или неожиданными движениями.

Ногти у крохи растут очень быстро. Некоторым детям необходимо укорачивать коготки до 2-х раз в неделю. Обрезать отросшую ногтевую пластину нужно прямо, не закругляя. Используйте личные ножнички малыша с закругленными концами.

Зубы

Появление зубов на 8-м месяце жизни считается самой частой причиной нарушения сна и поведения. Кроха может часто просыпаться, капризничать, отказываться кушать. Обильное слюнотечение и покраснение десен, которые малыш стремится почесать об игрушки и другие предметы, повышение температуры являются основными признаками этого процесса.

Способа полностью избавить кроху от неприятных ощущений — нет. Но вы можете облегчить его состояние:

  • предложив прорезыватель;
  • проконсультировавшись с педиатром, о применении геля для снижения болевых ощущений. Стоит внимательно отнестись к частоте применения и дозировке;
  • детям, находящимся на ГВ, хорошо чаще давать прикладываться к груди.
  • при повышении температуры выше отметки 38,5 градусов используйте жаропонижающие и болеутоляющие средства для детей этого возраста. Желательно предварительно проконсультироваться с врачом.

Социальный контакт

Ребенок на 8-м месяце жизни нуждается в постоянном контакте со взрослыми. Ему важно слышать речь, чувствовать прикосновения, видеть образ родных ему людей. Головной мозг ребенка развивается, требуя все больше новой информации. Речевые центры продолжают формировать базу слов, так называемый, «пассивный словарь», слух адаптируется к восприятию сложных слоговых цепочек, зрение запоминает артикуляционные движения. Чтобы речь карапуза развивалась быстро и качественно, необходимо много времени уделять общению с ним. Речь должна звучать вокруг ребенка и быть направленной непосредственно на него.

В этом возрасте постепенно начинает проявляться необходимость в общении с новыми людьми. Посторонние люди вызывают у карапуза настороженность, но при доброжелательном отношении мамы, кроха быстро пересиливает свой страх и с удовольствием идет на контакт.

К 8-ми месяцам хорошо показать ребенку, как играют другие дети. Это можно сделать, отправившись в гости, пригласив к себе друзей с детьми. Хорошо во время прогулки на улице обращать внимание ребенка на других детей.

Речь ребенка

Речь ребенка строится на двух взаимосвязанных умениях. С одной стороны, это, непосредственно, произношение отдельных звуков и слогов, а с другой — понимание речи. Оба этих умения очень важны для появления самостоятельного «говорения». Между 7 и 8 месяцами жизни идет активное развитие в обоих направлениях.

Кроха совершенствует слоговые цепочки. Все чаще можно услышать, как карапуз долго повторяет один и тот же слог, играя с ним, пытаясь добиться его различными способами. Тренируя артикуляцию, используя губы, зубы, язык для получения новых звуков ребенок запоминает необходимые комбинации, чтобы повторить услышанное от мамы или папы. Рекомендуется, как можно чаще разговаривать с крохой лицом к лицу, четко произнося звуки.

Увеличивается «пассивный словарь» малыша. Если показывать на предмет и называть его, то карапуз запомнит значение и в будущем удивит вас своими познаниями. Хорошо в этом возрасте предлагать не только изучать окружающие предметы, но и показывать изображения в книжках и на карточках.

Ребенок уже хорошо понимает значение простых вопросительных слов. Услышав вопрос «где», начинает искать названный предмет или изображение, на вопрос «кто» — показывает пальчиком на знакомого человека. Теперь малыш уже хорошо ориентируется в своих игрушках и может без ошибки указать на необходимую.

  • исключить сюсюканье;
  • играя с малышом, не только называть предметы, но и рассказывать об их предназначении, описывать внешний вид;
  • тренировать артикуляционные возможности малыша. Предлагайте повторить за вами простые слоги и звуки;
  • разговаривая с карапузом, использовать интонацию, мимику, жесты. Чем ярче и насыщеннее будет ваша речь, тем легче малышу будет ее понимать.

Речь ребенка — сложный навык, появляющийся постепенно. Следует заниматься с малышом с самого раннего возраста, чтобы обеспечить своевременное появление полноценной речи, богатой на разные слова.

Правила по уходу за малышом

На восьмом месяце жизни ребенка основной уход остается прежним. Утренняя гимнастика и вечерние купания – обязательные ежедневные процедуры.

Стул карапуза после начала введения прикорма становится постоянным. Чаще всего малыши этого периода какают раз в день в одно и то же время. Стул становится менее жидким. При введении каш, в первые недели может наблюдаться некоторая задержка дефекации до 2-х дней. Это связано с новой консистенцией употребляемого продукта. Вмешательства со стороны взрослых это состояние не требует.

Писает кроха реже, но большими объемами. Если держать малыша в дневное время без подгузника, то постепенно можно вычислить приблизительное время, начать использовать горшок. Но не стоит усердствовать с приучением. Малыш еще не понимает смысла в этих действиях и неправильная реакция со стороны родителей на мокрые штанишки, чрезмерно частое высаживание могут спровоцировать страх перед горшком. Рекомендуется вводить этот предмет постепенно, в форме игры.

Купание и гигиена

Купание остается ежедневной процедурой. В зависимости от выбранного способа (маленькая ванночка или общая ванная) температура воды может колебаться. В детской ванночке, где малыш сидит или лежит на горке, рекомендуемая температура воды – 37 градусов. В большой ванной кроха плавает при помощи специального круга, рекомендуемая температура – 27 – 35 градусов.

Когда малыш уверенно сядет, можно приобрести специальный стульчик для ванной. Он позволит карапузу сидеть в воде без поддержки, играть с предложенными предметами. Его устанавливают в большой ванной. При желании родителей, от детской ванночки можно полностью отказаться.

Длительность ежевечернего купания зависит от настроения и самочувствия ребенка. Обычно оно занимает от 10 до 30 минут. Перед процедурой не стоит ребенка кормить.

Очищение тела не требует ежедневного применения мыла. Раз в неделю можно использовать шампунь для волос или гель для купания.

Обязательно ежедневно осматривать ушные раковины и нос малыша. При необходимости убирать скопившуюся грязь.

Питание

На восьмом месяце жизни ребенка необходимо продолжать расширять количество введенных продуктов питания. Прикорм в этом возрасте становится необходимым. Материнское молоко уже не может полностью снабжать кроху всеми необходимыми витаминами и минералами, желудочно-кишечный тракт полностью готов к перевариванию.

Много детей к этому периоду уже знакомы с фруктовым или овощным пюре, попробовали злаковые каши. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, ввели мясо кролика или индейки. До 7,5 месяцев питание должно оставаться однокомпонентным. К 8-ми месяцам допустимо вводить более сложные виды пищи: каши из смеси злаков, несколько видов овощей.

Одним из самых интересных малышу продуктов, вводимых на 8-м месяце жизни, становится яичный желток. Очень полезный, но часто вызывающий аллергическую реакцию, желток вводится очень маленькими порциями. Первая доза не должна превышать ¼ чайной ложки. Второй раз дать малышу желток можно через 2-3 дня, при отсутствии аллергической реакции. Если кроха хорошо усваивает этот продукт, то предлагать его нужно не чаще 2-х раз в неделю, постепенно увеличивая порцию до 1/2 желтка.

В начале 7-го месяца можно познакомить карапуза с растворимым печеньем и хлебом. Они должны быть выполнены из пшеничной муки высшего сорта, не содержать добавок и красителей.

В рацион питания можно вносить некоторые изменения. Постепенно третье дневное кормление грудью заменяется прикормом. К 7,5 месяцам режим кормления выглядит так:

  • Утром малыш кушает грудь или смесь.
  • Через 3,5 часа знакомится с новым продуктом или наращивает объем недавно введенного.
  • Третье кормление состоит из хорошо знакомых продуктов.
  • Вечером и на ночь малыш получает грудь или смесь.

В период активного прорезывания зубов, вечером хорошо предложить почесать десна пшеничным сухариком.

Дети, получающие прикорм с 4-5 месяцев, знакомятся с более сложными блюдами: суп-пюре, смесь овощной каши с мясом.

Таблица прикорма

Вид Малыши на ГВ Малыши на искусственном вскармливании
Фруктовый сок 5-6 мес. 3-4 мес.
Фруктовое пюре 5-6 мес. 3-4 мес.
Творог 6,5 мес. 5 мес.
Овощи 6 мес. 4 мес.
Молочная каша 5 мес. 5 мес.
Безмолочная каша 7 мес. 7 мес.
Мясо 7 мес. 6 мес.
Рыба 8 мес. 8 мес.
Кефир 7 мес. 6-7 мес.
Хлеб 7 мес. 6-7 мес.
Сухари, детское печенье 6 мес. 6 мес.
Растительное масло 6 мес. 5 мес.
Сливочное масло 6 мес. 6 мес.
Яичный желток 6 мес. 6 мес.

Разрешенные продукты к употреблению

Продукт Срок введения (искусственное вскармливание/ГВ) Польза
Кабачок 3/ 5-6 Диетический, гипоаллергенный овощ, способствующий поступлению витаминов и минералов, источник энергии
Цветная капуста и брокколи 3/5-6 Гипоаллергенные овощи, способствующие укреплению иммунитета
Тыква 4/6 Способствует пищеварению, может вызвать аллергическую реакцию
Морковь 4/6 Положительно влияет на зрение, улучшает состояние кожи и волос, укрепляет костный скелет
Яблоко 3/5 Источник витаминов и минералов
Груша 5/6 Нормализует пищеварение, укрепляет сосуды.
Бананы 4/5 Единственный экзотический фрукт, разрешенный до года. Способствует укреплению организма
Персик, абрикос 6 Большое содержание витаминов
Картофель 6 Способствует очистки организма, выводит поваренную соль, улучшает обмен веществ
Растительное масло 5/6 Богато аминокислотами

Отдельно стоит упомянуть сахар и соль. Введение этих усилителей вкуса не рекомендуется до года. Даже, если вам кажется, что получаемый прикорм безвкусен и не понравится малышу, не стоит добавлять соль или сахар. То, что вам кажется невкусным, для малыша это новый опыт и яркие впечатления. Ребенок еще не знаком со вкусом предлагаемых блюд и ему будет интересно. Раннее приучение к соли и сахару может повлечь за собой нежелательные последствия со стороны организма крохи, вызвать нежелание есть несоленую и несладкую пищу.

Сон и режим дня

Ночной сон ребенка составляет около 10-11 часов. Днем карапуз больше двигается и спит 2 раза по 2-3 часа.

Чтобы способствовать крепкому и продолжительному сну желательно:

  • проветрить помещение;
  • затемнить место отдыха. В дневные часы хорошо воспользоваться темными шторами;
  • проверить температуру комнаты. Температура помещения не должна превышать 22 градусов и быть не ниже 18;
  • проверить влажность. Влажность не менее 50% и не более 75%;
  • придерживаться графика. Укладывать карапуза спать до того, как он начнет капризничать или плакать.

В период активного освоения навыка ползания, сон ребенка может становиться более тревожным. Карапуз может перемещаться по кровати, ворочаться. Не оставляйте спящего ребенка на кровати или столе без стенок.

Закаливание

На 8-м месяце жизни ребенка необходимо продолжать придерживаться принципов закаливания. Ежедневные обтирания водой комнатной температуры, воздушные и солнечные ванные, контроль количества одежды, для предупреждения перегрева тела – остаются обязательными ежедневными действиями со стороны родителей.

Как развивать

Развитие ребенка на 8-м месяце жизни происходит сразу в нескольких направлениях. Задача родителей — поддерживать кроху на этом непростом пути, подсказывая как научиться и получить больше информации.

  • развитием двигательных умений. Предлагайте подвижные игры, гимнастические комплексы;
  • речью. Разговаривайте и знакомьте с новыми словами и их изображением;
  • формированием общих знаний об окружающем мире. Показывайте малышу разнообразие через основные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • развитием умственных способностей. Знакомьте карапуза с логическими игрушками и простыми способами получения информации о предметах.

Двигательные умения и физическая форма

Ребенок на 8-м месяце жизни нуждается в дополнительных упражнениях на укрепление мышц тела. Особенное внимание необходимо уделить мышечному корсету, поддерживающему позвоночник, ногам и пальцам рук. Обычно применяется утренняя гимнастика и 2-3 вида разминки в течение дня.

Для проведения гимнастического комплекса необходимо:

  • бодрое и веселое настроение крохи;
  • после еды должно пройти минимум 30 минут;
  • до сна, дневного или ночного — около 30 минут;
  • температура в помещении должна быть не выше 22 градусов.

Хорошо способствуют развитию двигательных навыков первые активные игры. Можно прятать игрушки, катать мяч, просить сползать за определенным предметом.

Развитие речи и мелкая моторика

Речь и умение манипулировать пальцами рук — взаимосвязаны. Природой заложено, что речевой центр головного мозга находится рядом с центром мелкой моторики. При стимуляции пальчиков рук активизируется зона, ответственная за речь. На 8-м месяце жизни стоит начинать вводить в ежедневные занятия малыша упражнения, стимулирующие умение работать пальчиками. Предложенные игры должны соответствовать уровню развития и привлекать карапуза. Не торопите события и не огорчайтесь, если кроха не в силах выполнить предложенное упражнение, отложите его на несколько дней или недель. Сохраняйте общий положительный тон занятий, делайте их с игровыми элементами. Наиболее подходящие для 7-ми месячного ребенка упражнения на развитие мелкой моторики:

  • поднимать и подавать игрушки, разложенные перед сидящим или лежащим крохой;
  • указать пальчиком на знакомый предмет;
  • хлопать в ладоши, щупать разнообразные материалы и формы;
  • игрушки на развитие сенсорики (коврики, мешочки, подушечки, бизиборды, пирамидки, кубики).

Кроме мелкой моторики, речь малыша нуждается в пополнении «пассивного словаря». Самыми действенными способами помочь карапузу узнать и запомнить больше слов являются:

  • диалог с использованием наглядного материала. Покажите предмет и назовите его, опишите цвет, форму, предназначение;
  • обучение при помощи карточек. Методика Домана содержит большое количество разнообразных адаптированных под возраст ребенка картинок. Показывайте по 10 карточек в день, называя изображенный предмет. Через 7 дней произведите полную замену материала для изучения, знакомые карточки показывайте в конце занятия по 1-2 шт. за раз;
  • чтение книг. На сегодняшний день существует большое количество специально разработанных для младенцев изданий, позволяющих в доступной форме знакомить кроху с окружающим миром, привлекать к чтению;
  • пение и стихи. Рифма привлекает карапуза. Пение и чтение стихотворений детской тематики стимулирует кроху подбирать слоги по звучанию, мотивируя появление самостоятельной речи.

Знания о мире и умственные способности

Кроха уже понимает намного больше, чем вы можете подумать. На 8-м месяце жизни можно начинать:

  • рассказывать о предметах и явлениях в простом виде. Используйте знакомые малышу слова, прямой порядок слов, мимику и жесты;
  • знакомить карапуза с миром вне дома. Старайтесь ходить гулять на улицу не только на время сна малыша. Гуляя в парке или рядом с детской площадкой, садите кроху и рассказывайте об окружающих его предметах;
  • начинайте читать первые сказки. «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и другие народные сказки расширяют познавательные способности малыша;
  • во время игры называйте цвет и форму предмета, находящегося в руках ребенка;
  • предлагайте малышу потрогать разные материалы, озвучивая его ощущения;
  • предложите для игры небольшой короб, в который можно складывать игрушки. Малыш с удовольствием будет собирать в него окружающие предметы, после чего, доставать их обратно;
  • приобретите или сделайте развивающий коврик или мягкий бизиборд. Игры с небольшими предметами, компактно размещенными на небольшой поверхности, дадут карапузу больше информации о внешних различиях предметов.

Игрушки

Игротека ребенка на 8-м месяце жизни продолжает расширяться. Хорошо, когда малыш имеет возможность заниматься с разными игрушками. Рекомендуется приобрести для домашних игр:

  • Мячи разной формы. Большой гимнастический шар для упражнений, легкий резиновый мяч для катания, маленькие мячики, наполненные шумящими и святящимися элементами.
  • Молоточки и колышки. На восьмом месяце жизни детям очень нравится стучать предметами об пол. Приобретите небольшой молоточек и доску с отверстиями, в которые можно вбивать небольшие колышки.
  • Пирамидки разных размеров. Если месяц назад рекомендовалось покупать пирамидку с конусообразной основой, то сейчас можно предложить малышу усложнить задачу. Приобретите пирамидку с прямой основой и покажите, как собрать кольца по порядку.
  • Вкладыши и сортеры. Научите малыша подбирать фигуры по форме и размеру.
  • Погремушки и пищалки. Хорошо расширить коллекцию погремушек. Теперь они могут быть пестрыми, выполненными в виде фигур животных.
  • Неваляшка и юла. Такие игрушки хорошо развивают пространственную ориентацию.
  • Кубики и конструкторы. Научите строить и разрушать башни, соединять между собой разные элементы.
  • Музыкальные игрушки и инструменты. Можно приобрести классический набор в детском магазине, но для формирования чистоты слуха, хорошо предложить колокольчики и треугольник из магазина музыкальных товаров.
  • Игрушки для ванной. Дети на 8-м месяце жизни с удовольствием купаются и играют в воде. Разнообразьте ежедневную процедуру играми со специальными резиновыми игрушками.
  • Животные и куклы. У мальчиков и девочек на 8-м месяце жизни для игровых целей должны появляться игрушки, изображающие живых существ. Такой игровой материал позволяет формировать не только умение играть, но и проецировать увиденные события на куклах, закрепляя полученный зрительный опыт. При помощи любимой куклы или мягкой игрушки легко в игровой форме рассказывать малышу об окружающем мире.

Что должно насторожить на 8-м месяце жизни

Все дети индивидуальны. У каждого своя скорость освоения навыков, появления основных умений, роста и набора веса. Но есть ситуации, требующие повышенного внимания и осмотра специалистами. Срочно обратитесь к участковому педиатру, в случае если ваш малыш:

  • не ворочается и не пытается садиться;
  • во время игры не пытается стучать игрушками по полу;
  • не реагирует на громкие и тихие звуки;
  • не проявляет нежности к маме и папе;
  • не просится на руки к родителям;
  • не следит за перемещающимися предметами;
  • не несет игрушки в рот;
  • не упирается ногами, находясь в вертикальном положении;
  • не пытается тренировать речевые возможности. Отсутствует лепет и агуканье.

Безопасность

Младенец на 8-м месяце жизни требует повышенного внимания не только со стороны гигиены, ухода, развития, но и осознанных действий в вопросах безопасности. Рекомендуется:

  • Проверить зону активности ребенка (кроватка, манеж, пол и т.д.) на отсутствие опасных, острых, ядовитых предметов. Недопустимо хранение химикатов, лекарственных средств в поле зрения ребенка. Все, что малыш видит перед глазами должно быть безопасно.
  • Приобретите специальные заглушки для розеток, находящихся в открытых и доступных местах.
  • Закройте острые углы мебели плотной тканью или мягким материалом.
  • Уберите все мелкие, бьющиеся предметы.

Безопасность ребенка – превыше всего. Не думайте, что какой-либо предмет не заинтересует карапуза или он не сможет его открыть. Навыки появляются очень быстро, но, чтобы избежать беды, нужно ее предугадать.

Ваш малыш с каждым днем становится все старше и умнее. Карапуз скоро пойдет и заговорит. Старайтесь делать как можно больше фотографий своего малыша, ведь он так быстро растет. Не успеете оглянуться, как он скажет «Мама, я люблю тебя!».

Здравствуйте, друзья! Вот и пролетели первые полгода жизни вашего крохи. Сейчас ваш ребенок перестал быть беспомощным новорожденным, а стал настоящим непоседливым исследователем. Седьмой месяц жизни ребенка — очень интересный период, поскольку именно с этого момента ваше чадо каждый день будет радовать вас своими новыми достижениями и умениями.

Седьмой месяц жизни: развитие ребенка

Ваш малыш набрал порядка 400-600 грамм за прошлый месяц и при этом весит около 9 кг. К этому времени он уже должен освоить такие навыки как: сидеть без поддержки и ползанье. Так же если малыша поставить на ножки возле опоры, то он достаточно уверенно будет стоять. К концу месяца он начинает ходить вдоль бортика кровати или манежа.

Кроха значительно расширяет свое жизненное пространство за счет ползанья. Ни в коем случае не препятствуйте его передвижению, ведь данные упражнения помогают укрепить мышцы, пресс, обогащают организм кислородом и тем самым улучшают кровоснабжение всех органов.

Ребенок в семь месяцев уже ест с ложки и можно начинать его учить пить с кружки. Сейчас ваш кроха уже придерживается режима дня и может жестами показать, что пора умываться или расчесываться, если мама вдруг об этом забыла. На данном этапе развития ребенок, скорее всего, может показать, где нос, уши, руки или другие предметы, о которых ему рассказывают.

Седьмой месяц жизни: питание

Именно сейчас по рекомендациям ведущих педиатров стоит вводить в рацион ребенка мясо. Данный продукт очень важен для полноценного развития человека, но стоит отметить, что до седьмого месяца жизни желудочно-кишечный тракт был не в состоянии переварить эту пищу.
Чем же так полезно мясо? Во-первых, это источник животного белка, аминокислот и витамин группы В. Во-вторых, в нем высокое содержание железа, которое очень легко усваивается маленьким организмом.

Первая порция мясного пюре должна быть небольшой – четверть чайной ложки, в течение недели следует дойти до 1 чайной ложки. Если ваш ребенок с недоверием относится к новым блюдам, то можно смешать мясное пюре с овощным.

У малыша семи месяцев необходимо формировать привычки, такие как: мытье рук перед едой и умываться или вытираться салфеткой после. Для того чтобы создать представление о красоте, стоит кормить ребенка с красивой и яркой посуды, возможно, в таком случае и аппетит у малыша увеличится.

Седьмой месяц жизни: зубы

Самым значимым событием этого месяца является появление первого зубика. У некоторых это происходит немного раньше, у кого-то позже, но именно в это время прорезается первый зуб, как правило — нижний резец. Не стоит переживать, если зуба еще нет, все дети индивидуальны. О состоянии здоровья ребенка говорит не наличие зубов, а очередность их роста.
При нормальном развитии первыми появляются нижние резцы, затем два верхних, потом боковые резцы (первые верхние, а за ними нижние). Следующими прорезаются по одному коренному сверху и снизу, затем верхние клыки и нижние и в конце последняя пара коренных. Поскольку рост зубов вызывает у ребенка чувство дискомфорта, то задача родителей облегчить малышу эти неприятные ощущения. Что вы можете сделать:

1. Приобрести в магазине специальные кольца с водичкой. Перед использованием их стоит охладить в холодильнике и после этого дать малышу. За счет холода воспаленные десна немного успокоятся, а малыш на некоторое время забудет о боли, ведь у него появилась новая игрушка, которую можно пожевать.

2. Гель для зубов. Продается в аптеке и содержит противовоспалительные и обезболивающие вещества. Перед применением обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

В период появления зубов обратите внимание на элементарную технику безопасности. Ребенок пытается «почесать» десна о любые предметы, следите за тем, что он берет в рот. Если вы даете ему сухарики, то смотрите, чтобы хлеб не размок, поскольку малыш может подавиться крошкой.
Многие связывают рост зубов с повышенной температурой, поносом, насморком и другими болезнями. Запомните, в некоторых случаях такое бывает, но детские стоматологи убеждены, что с прорезыванием зубов это не связано! Просто на фоне снижения иммунитета, ухудшения сна и аппетита, ребенок становится восприимчив к различного рода инфекциям. Поэтому если у малыша температура превышает 38 градусов и есть признаки заболевания, лучше вызовите врача.

Седьмой месяц жизни: сон

У детей в этом возрасте остается потребность во сне продолжительностью 14-15 часов в сутки. Обратите внимание, что постоянный режим дня помогает наладить навыки сна. В норме малыш должен спать 10 часов в ночное время и примерно 3 раза по 2 часа днем. Если ребенок спит 2 раза днем, то страшного в этом ничего нет, просто один из дневных снов у него дольше.

Седьмой месяц жизни: прогулки на свежем воздухе

Самым оптимальным вариантом для детей этого возраста считаются прогулки на улице в зимнее время года 2 часа утром и вечером, а летом – все возможное время. Не стоит совершать прогулки в очень ветреный день и гулять по солнцепеку.

Седьмой месяц жизни: гимнастика

Физическая активность ребенка возросла. Давайте рассмотрим основные упражнения, которые подойдут для малыша семи месяцев.

1. Положите ребенка на спину. В каждую руку дайте ему по кольцу. Если он крепко их держит, то беритесь за них тоже и сделайте руками крохи пару движений по кругу.

2. Обязательно делайте массаж живота. Напоминаем, он делается только по часовой стрелке.

3. Сгибайте и разгибайте ноги в коленях, при этом обязательно зафиксируйте рукой колено.

4. Массажируйте ноги и стоп.

5. Совершите 2 раза поворот со спины на живот.

6. Массаж груди.

7. Сгибайте руки ребенка в локтях. Если ребенок умеет сидеть, делайте это упражнение сидя.

8. Подтягивайте лежащего ребенка за руки, побуждая его сесть.

9. Поворот с живота на спину 2 раза.

10. Ребенок лежит на животе. Берете малыша под мышки и на счет «раз» ставите на колени, на «два» — на ноги, «три» — кладете на живот.

11. Уложите малыша на спину и помогите ему сесть, при этом держите его только за одну руку.

12. Ребенок лежит на животе, а на полуметровом расстоянии от него яркая, любимая игрушка. Задача крохи доползти до нее.

13. Поставьте малыша перед собой, при этом держа его под мышками, и пусть он сделает 5 шагов.

Это примерный комплекс упражнений. Самое главное – это положительные эмоции вашего малыша. Если ребенок не хочет делать зарядку, не настаивайте на этом.

Седьмой месяц жизни: речь

Сейчас ребенок прислушивается к своей интонации, пытается повторить то, что услышал, обращает внимание на мимику и движение губ. Логопеды утверждают, чем разнообразнее звуки, которые издает ребенок, тем меньше повода для беспокойства у родителей относительно будущей речевой активности ребенка.

Очень важно развивать лепет у детей. Для этого читайте ритмичные стихи и делайте акцент на слоги, которые малыш лучше всего произносит. Вы заметите, как ребенок будет повторять понравившиеся ему сочетания звуков. Также малыш с удовольствием слушает разговор родителей и очень радуется, когда обращаются к нему.

Седьмой месяц жизни: игры

На этом этапе развития детям интересно все без исключения, и если взять ребенка на руки, то он обязательно пощупает вашу одежду, подергает за волосы и серьги. Для того чтобы доставить ему удовольствие повесьте разноцветные бусы – восторга будет море!

Помимо тактильных чувств у ребенка обострено восприятие звуков, поэтому обязательно играйте колокольчиками, бубенчиками, погремушками, шелестите фольгой, пакетами и прочими подручными материалами.

Вы можете играть с ребенком в «Ладушки» и «Сороку-ворону» — это способствует развитию моторики.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять малыша делать что-то или играть в то, что хотят родители. Всегда прислушивайтесь к мнению маленького члена семьи!

Седьмой месяц жизни: навыки и умения

1. Играет игрушками. Именно сейчас просыпается первый интерес к красочным книжкам. Обратите внимание на то, что книги должны быть из толстого картона, нетоксичных и прочных материалов. Рисунки должны быть большими и с четким контуром. Именно такие книги будут изучаться с большим удовольствием.

2. Играет с крупными кубиками, шарами, рамочками Монтессори и специальными игрушками для ванны.

3. Малыш знает свое имя. Это очень важно для формирования собственного «Я».

4. Ребенок умеет отыскивать называемый предмет.

5. Много лепечет, и повторят определенные слоги.

6. Приспосабливается к новой пище. Естественно, материнское молоко остается незаменимой частью рациона. Не стоит забывать, что детей кормить насильно нельзя!

7. Появляются первые зубы, и с этого момента за ними надо следить, чтобы не пришлось потом ставить и проводить дорогостоящее лечение.

8. Понимает смысл многих слов.

9. Испытывает страх при расставании с мамой.

10. Умеет вкладывать в большие предметы маленькие.

11. Твердо стоит у опоры, переступает ножками.

13. Ползает.

14. Ворочается со спины на живот и обратно.

15. Любит играть в «Ладушки» и различные пальчиковые игры.

16. Запоминает последовательность действий.

17. Интересуется людьми, внимательно рассматривает незнакомых.

18. Если вы не обращаете внимание на малыша, то он старается любым способом привлечь его.

19. По просьбе может показать нос, рот и другие части тела.

В этот период времени основная задача родителей обеспечить безопасность ребенка. Ведь он начинает ползать, а для его скорейшего физического и интеллектуального развития стоит спустить его на пол.

Обязательно уделяйте внимание воспитанию и развитию ребенка. Наша повседневная жизнь требует определенных правил поведения и уже пора учить малыша понимать значение слов «Нет!» и «Да, можно». Для этого стоит ласково или сердито откликаться на определенные намерения крохи. Не стоит думать, что вы сразу же научите ребенка послушанию, но ведь вы и не хотите воспитывать безвольного робота! Давайте своему крохе свободу, но учите элементарным бытовым навыкам общения и никогда не забывайте о его безопасности. Помните, что в любом возрасте для ребенка самое главное — родительская любовь!

Существуют определенные стандарты развития, но в возрасте 7 месяцев способности детей могут существенно отличаться. Если один малыш уже хорошо сидит, легко переворачивается со спинки на животик и активно ползает, то другой может только начинать совершать попытки к этим действиям. Как правило, различия бывают обусловлены темпераментом и не указывают на отклонения. Поэтому, занимаясь со своим малышом, отталкивайтесь от его уровня развития. А идеи для развивающих игр вы найдёте в нашем материале.

Как уже выше упоминалось, все дети разные. И каждый семимесячный малыш имеет свои особенности, находится на определённом этапе своего развития. Проводя занятия, обязательно адаптируйте их под свою ситуацию. Не пытайтесь ускорить процесс, действуйте постепенно и плавно.

Если вы начали проводить развивающие занятия ранее, то продолжайте их практиковать. Малыш привыкает к повторяющимся событиям, поэтому не стоит часто менять игры. Лучше постепенно усложнять привычное и систематически вводить что-то новое.

Отвечая на вопрос, как развивать ребенка в 7 месяцев, можно посоветовать, прежде всего, внести элемент развивающей игры в повседневность. Позволяйте малышу под своим присмотром исследовать вещи и изучать окружающий мир. Рассказывайте ему обо всём новом, что встречается в его жизни. Вместе занимайтесь повседневными делами, от этого бытовые задачи перестанут быть монотонными и скучными.

Обеспечьте своему крохе полноценное развитие. Проводите занятия и игры, укрепляющие физическую форму, развивающие слух, речь, зрение, моторику и тактильные ощущения. Игрушки и приспособления для этого вы можете приобрести в магазинах детских товаров. Но если есть желание сэкономить и склонности к рукоделию, то их будет легко сделать своими руками из подручных предметов. Часто даже предпочтительнее отказаться от лишних покупок, ведь крохе интересны многие привычные для вас вещи, и они отлично помогают в развитии.

Как развивать ребенка в 7 месяцев: укреплять ребенка физически, заниматься сенсорикой, совершенствовать речь, играть и общаться

Развивающие игры и упражнения для 7-месячного ребёнка

Многие мамы и папы интересуются, как развивать ребенка в 7 месяцев, поэтому даем несколько полезных рекомендаций для них. Прежде всего, продолжайте проводить начатые ранее занятия и старайтесь придерживаться определённого распорядка. Вместе с тем, вносите и что-то новое. При необходимости заменяйте одно другим. Подбирайте те игры, которые наиболее придутся по душе вашему крохе. Помните, что только занимаясь с удовольствием, он получит максимальную пользу.

Развитие физической формы

В семимесячном возрасте следует продолжать делать массаж и проводить гимнастику, плавать в большой ванне. Вместе с этим, как можно чаще играйте с малышом в активные игры. Основной упор делайте на ползание - оно развивает все мышцы тела и способствует тому, чтобы малыш как можно скорее начал ходить.

Ползание наперегонки

Ползайте вместе со своим малышом. Вы можете устраивать разные игры. Например, положите игрушку и добирайтесь до неё наперегонки. Ползите за ребёнком, пытаясь поймать его, или пусть он догоняет вас. Придумайте что-то своё, чтобы весело и с пользой провести время.

Преодоление полосы препятствий

Семимесячному крохе можно устраивать игру под названием «полоса препятствий». В возрасте 6 месяцев она тоже может проводиться, но теперь пришло время усложнить задачу, внеся наклонные плоскости. Положите одним концом на невысокий валик (20 - 30 см) гладильную доску или другую твёрдую ровную поверхность, обернув её одеялом. У вас получится горка. На её вершину поставьте игрушку, которая точно заинтересует малыша, и предложите подползти к ней. Постоянно подстраховывайте кроху, а при первых попытках и помогайте ему преодолеть препятствие. Когда ребёнок доберётся до вершины, похвалите и снимите его оттуда, поскольку движение вниз по склону пока для него слишком сложно.

Игры для развития сенсорных ощущений

Развитие слуха и чувства ритма

Отличный способ развить слух и чувство ритма, а заодно помочь крохе познать мир - дать ему в руки деревянную ложку и несколько разных кастрюль, тарелок и других предметов. Сначала покажите малышу, что нужно делать, и вскоре он заинтересуется этим занятием, а вы сможете заняться своими делами.

Развитие речевых навыков

Существует множество профессиональных аудиопрограмм для развития речи. Вы можете воспользоваться ими, но попутно обязательно занимайтесь с ребёнком и сами. Ничего сложного в этом нет. Просто больше общайтесь с малышом, чётко и ясно произнося слова, растягивая гласные. Говорить осмысленно он начнёт ещё не скоро, но такие простые занятия поспособствуют накоплению пассивного лексикона и лёгкому обучению речи в будущем.

Игры для развития зрения

Для развития зрительного восприятия используйте крупные цветные игрушки и предметы. Так вы можете сделать из ярких однотонных коробок гаражи для машинок или корзины для игрушек.

На развитие зрения и логики хорошо действует игра, суть которой состоит в том, чтобы найти картинку. Её нужно поместить на одну из граней цветного кубика, отвернуть от малыша и спросить, где то, что на ней изображено. Сначала отыщите её сами, показав ребёнку свои действия, а потом дайте кубик в руки, чтобы он попробовал сам.

Уделяйте достаточно внимания своему малышу. Превратите повседневную жизнь в игру, находя интересные вещи в обыденном, и вы сможете развивать ребёнка, не прилагая особых усилий. Помните и о безопасности. Если вы используете мелкие игрушки или предметы, так или иначе способные травмировать, обязательно следите за всеми манипуляциями во время игры.

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети: Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.

Слушаем магнитофон: Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.

Игрушки, с которыми можно играть: Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.

Имена игрушек: Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия

Покажите малышу картинки: Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.

Кукла в зеркале: Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.

Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка: С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.

Падающий шарик: Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.

Развитие координации

Как сохранить равновесие: Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.

Покачайте малыша вверх и вниз: Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего "прыжка".

Игра с надувным мячом: Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.

Перетягивание каната: Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.

Принятие решений

Игрушка с тесемкой: Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".

Маленькие мячики: Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.

Стукнем друг о друга: Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.

Спрятанная игрушка: Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.

В какой руке? Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания

Плавающие игрушки: Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.

Плавание на спине: Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.

Игрушка для переодевания: Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его. Пойте малышу песенки Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.

Чашка в ванне: Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.

Рисунки пальцем: Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.

Дайте малышу спагетти: Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.

Без посторонней помощи: Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха

Почитайте малышу книжку: В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.

Выключаем свет: Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"

После полугода родители ожидают от ребенка новых достижений: первых слов, активного ползания, первых шагов. С каждым месяцем, если не днем, малыш будет осваивать и совершенствовать эти умения. Но при этом ему нужна помощь родителей. Итак, как же развивать ребенка в 7 месяцев? На что важно обратить внимание?

Возрастные умения

Сейчас кроха активно изучает окружающий мир, интересуется людьми – не только родными, но и всеми, кто находится вокруг. Ему в этом возрасте важны как правильные игрушки, так и живое общение.

7-месячный ребенок все больше становится похожим на «настоящего человека»: его двигательные навыки становятся все разнообразнее:

  • у ребенка получается сидеть без поддержки;
  • он может (или учится) садиться из положения лежа;
  • ползает во всех направлениях на животе (а самые активные малыши уже ползают на четвереньках, преодолевая небольшие ступеньки),
  • тянется за игрушкой одной ручкой с опорой на другую;
  • умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • перелистывает картонную книжку, рассматривая картинки;
  • играет с мячиком;
  • самостоятельно держит бутылку, а если она упала – может поднять ее;
  • может менять положение: из лежачего – сесть, из сидячего – лечь или встать на четвереньки;
  • при поддержке под мышки кроха может переступать ножками;
  • некоторые непоседы научились вставать по опоре и учатся самостоятельно с ее помощью делать шаги.

В интеллектуальном развитии также заметен прогресс.

  • У малыша уже получается узнавать предметы на разном расстоянии, даже если ему показывать их под разным углом.
  • Он исследует новый предмет всеми доступными ему сейчас способами.
  • Может играть с множеством предметов, действуя при этом обеими ручками.
  • Изучает прямой и обратный порядок действий (снимает-надевает, закрывает-открывает, достает и складывает обратно, бросает и поднимает).
  • Действует с игрушками сообразно их назначению (мячик катает или бросает, кубики ставит один на другой или стучит одним о другой, коробки открывает, игрушки-каталки толкает).
  • Большие игрушки или предметы захватывает всей пятерней, мелкие – щепоткой.
  • На вопрос «где?» может указать пальчиком на нужный предмет, даже если его переставили с места на место. Может выбрать нужный предмет среди нескольких предложенных.
  • Может найти и показать что-то знакомое не в жизни, а на картинке – в плоскостном изображении.

В психоэмоциональной сфере ребенка к этому возрасту тоже произошли значимые изменения:

  • он уже понимает многие слова, понимает, когда его зовут по имени;
  • может выражать свои эмоции интонацией, жестами, мимикой;
  • различает эмоциональное состояние родителей;
  • может контактировать с другими людьми, но пока не по своей инициативе;
  • может повторять выученные движения, сопровождающие потешки, когда мама их произносит;
  • выполняет простые просьбы (садись, дай, подними, пей);
  • речь находится в стадии активного лепета: кроха лепечет долго, громко и четко, повторяет за взрослыми слоги, похожие на будущие слова (ма, ба, па).

В этом возрасте ребенку важно понимать, за что его хвалят, а не просто слышать, что он хороший и молодец. Поэтому всегда объясняйте ему, за что похвала: нашел игрушку, подал маме предмет, закрыл коробку, сделал шажок и т. д. Так он научится соотносить похвалу с правильными действиями, начнет видеть в маме собеседника и сотрудника в его действиях, что крайне важно сейчас и на более поздних этапах.

Чему можно научить ребенка?

Прежде всего, нужно исходить из умений и потребностей каждого конкретного ребенка, обучая простым навыкам, соответствующим его возрасту:

  • показывать на предметы не глазками или рукой, а пальчиком;
  • выполнять простые просьбы: принеси, дай, подними, найди;
  • махать ручкой «пока», протягивать ее в знак приветствия;
  • подниматься по опоре на ножки;
  • кушать из ложечки, пить из чашки из маминых рук;
  • ложиться спать в определенное время.

Но одно из важнейших занятий с ребенком в 7 месяцев — обучение крохи предметной деятельности. Это поможет ему управлять своими действиями, понимать возможности этих действий и предвидеть их последствия.

  • Возьмите 2 игрушки, расскажите о каждой из них – кто это или что, для чего нужно, какого цвета, размера и т. д. Затем попросите ребенка дать одну из игрушек. Малыш должен научиться ориентироваться в ваших просьбах.
  • Показывайте, какие действия можно совершать с разными игрушками и предметами и каким при этом будет результат. Например, как играть с матрешкой, сортером, пирамидкой, неваляшкой, игрушками-вкладышами, кубиками.
  • Учите ребенка соотносить две игрушки (кубики можно положить в коробку, куклу покатать в машинке, молоточком постучать по предметам).

Показывая ребенку новые игрушки, после краткого описания и демонстрации дайте ему возможность самому ощупать и изучить новый предмет. Как только он исчерпает арсенал познавательных действий, начинайте показывать ему различные простые сюжеты: зайчик может прыгать, прятаться, падать, кушать, плакать, спать, петь или танцевать.

В таких занятиях важен, прежде всего, позитивный настрой взрослого и малыша. Также следует помнить о смене видов деятельности: игра не должна длиться больше 5 минут. После этого можно заняться чем-то другим. Например, поучиться ползать или вставать.

Купите или сшейте куклу-перчатку. Она может стать настоящим другом и помощником: помогать кормить или купать малыша, успокаивать или рассказывать сказки перед сном, сделать ему массаж или стать персонажем первого кукольного театра. Это масса положительных эмоций, которые крохе сейчас так важны.

Во что поиграть с малышом?

Развивающие игры для детей в 7 месяцев вполне можно организовать, используя подручные материалы. Вот несколько примеров.

  • Что в шкатулке?

Для этой игры понадобится шкатулка, корзина или контейнер с откидывающейся крышкой. Внутрь нужно положить мелкий предмет, потрясти и дать ребенку, спросив, что же это гремит там внутри. Пусть попробует сам открыть емкость и найти предмет, а затем изучить его.

Кроме этого, полезно просто наполнять такие емкости разными предметами и предлагать крохе выкладывать их и собирать обратно. Такие игры в этом возрасте способны занимать ребенка довольно долго. Ведь он будет учиться брать предметы разной формы, размеров, свойств, тем самым развивая мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию. В качестве «наполнителей» также можно использовать предметы обихода: крышки от бутылок, ложки, тарелки, пробки от шампанского, зеркальце, вымытые монетки, игрушки-пищалки, фасоль, фигурные макароны, орехи и т. д.

  • «Наперсток».

Эту игру знают все. С малышом можно поиграть, используя 2 стаканчика и, к примеру, кусочек фрукта или овоща, которые он уже попробовал в прикорме. Перед его глазами кусочек накрывают стаканчиком, второй стаканчик также переворачивают и ставят рядом. Нужно немного подвигать стаканчики и предложить ребенку показать, где спряталась еда. Эта игра помогает развивать логику, внимание, интеллект.

  • «Барабанщик».

Игры с малышом на развитие слуха, чувства ритма также можно проводить «между делом», с теми предметами, что под рукой. Пусть он барабанит по разным кастрюлям, сковородкам, мискам деревянной ложкой (или пластиковым стержнем от пирамидки). Можно дать две разные «барабанные палочки» сразу. Пока мама готовит обед, чадо будет развлекать маму и себя таким «концертом».

Полезные развивашки мама может сделать сама, это не сложно. Например, можно взять небольшую коробочку и на одну из ее сторон наклеить яркую картинку. Ребенку нужно показать картинку, а затем перевернуть коробку другой стороной. Если малыш сам не понял, как нужно искать картинку, мама показывает ему, поворачивая коробочку разными сторонами. Эта игра также тренирует внимание, логику, координацию.

Движению – зеленый свет

Двигательная активность ребенка крайне важна для его физического развития, в частности для своевременного освоения навыка ходьбы. Поэтому развивать ребенка в 7 месяцев обязательно нужно и физически.

Например, сейчас важно стимулировать его самостоятельно садиться: помогать из положения лежа на спине сначала поворачиваться на бок, а затем при опоре на одну ручку садиться. Для этого полезно упражнение «присаживание». Сначала ребенка учат подниматься, притягивая его за ручки. Затем упражнение усложняют. Одной рукой взрослый придерживает малыша за ножки, а другой отводит и оттягивает в сторону ручку ребенка. Кроха начнет садиться с помощью свободной ручки. Поэтому важно делать упражнение с обеими руками по очереди, стимулируя ребенка привлекательной игрушкой.

Следующие упражнения помогут отработать навык ползания.

  • Найди игрушку. Хорошо, если игрушка при этом будет музыкальной, поскольку, не видя ее, ребенок захочет найти звучащий предмет. Игрушку (или несколько разных) прячут под платочек или салфетку на расстоянии от крохи. Затем ее включают, не открывая. Малыш заинтересуется, подползет и раскроет игрушку. Пусть поиграет с ней.
  • Наперегонки. Мама «соревнуется» с ребенком. Можно ползать за игрушкой (кто быстрее ее достанет?), убегать от малыша или догонять его, щекоча за пяточки. Конечно же, победителем должен стать малыш, который за время игры получит массу удовольствия и наползается от души.
  • Забег с препятствиями. Для этого упражнения понадобится специальная детская массажная дорожка (ее можно купить или сшить самим). Это текстильный коврик, на который нашиты элементы разнообразной формы и фактуры (мешочки с разными крупами, мягкие и шершавые губки, деревянные колечки или палочки, пуговки, всевозможные шнуры, пластмассовые решетки и т. д.). По пути малыш будет не только преодолевать эти препятствия, но и трогать, попутно развивая мелкую моторику. Важно, чтобы в конце пути ребенка ждала желанная награда (угощение, яркая игрушка или мамин поцелуй).

Развиваем речь

Это один из важнейших навыков, которому необходимо уделять внимание в любом возрасте. Как стимулировать малыша в речевом плане, рассказывалось в предыдущей статье. Здесь остановимся еще на нескольких моментах.

  • Используйте звукоподражания. Это первый этап на пути к говорению настоящих слов. Имитируйте звуки животных, природы, бытовых приборов, когда видите их, рассматриваете на картинках или просто играете в подражание. Артикулируйте четко, чтобы малыш мог рассмотреть движения губ (а возможно, он начнет их ощупывать – это тоже полезно).
  • Пользуйтесь зеркалом. Подносите малыша к зеркалу, чтобы он мог видеть вас и себя, контролировать, правильно ли он повторяет за вами. Несмотря на все стереотипы, зеркало в плане развития речи – предмет весьма полезный.
  • Позитивный настрой, шутки, радостные эмоции будут способствовать скорейшему развитию речи. Тогда как постоянные стрессовые ситуации могут стать настоящим тормозом на этом пути.

Позитивные эмоции помогают развивать не только речь, но и все остальные навыки малыша. Вызывая у ребенка позитивные эмоции, окружая его лаской и любовью, родители делают гораздо больше для его развития, чем когда засыпают с ног до головы дорогими игрушками.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: