Младенец 11 месяцев. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

Малышу почти год. В этом возрасте одни дети уже уплетают все, что плохо лежит, другие по-прежнему находятся на грудном вскармливании с небольшим прикормом. Особенности развития пищеварения крохи в этом возрасте уже позволяют ему кушать многое, но не все. А от того, как родители составят дневной рацион карапуза, зависит состояние его здоровья. Известный доктор и автор книг и статей о детском здоровье Евгений Комаровский рассказывает, как и чем правильно кормить ребенка в возрасте от 10 до 12 месяцев.


Особенности возраста

В возрасте 10-11 месяцев у детей уже, как правило, есть несколько зубов , а потому маме теперь не нужно тщательно все перемалывать и превращать в пюре. Нарезанное мелкими кусочками яблоко или натертая на крупной терке груша принесут куда больше пользы, чем проглоченное по-быстрому однородное пюре из этих фруктов.


В этом возрасте, по словам Евгения Комаровского, следует дать малышу возможность активно развивать жевательный рефлекс. Это очень важно для того, чтобы пищеварительная система работала правильно. Также важно дать крохе ложку и стакан, он уже должен учиться пользоваться этими приборами, пытаться кушать самостоятельно, привыкать к большому взрослому столу.

Биологической необходимости кормить по часам уже нет, но маме следует поработать над тем, чтобы кроха просыпался в 7-8 утра, а потому в течение дня она должна распределить приемы пищи таким образом, чтобы ребенок наедался и мог спокойно спать до самого утра.

Пока питание «нормальной» пищей все еще должно чередоваться с привычной крохе маминой грудью или адаптированными молочными смесями , если чадо находится на искусственном вскармливании , но с каждым месяцем перед первой годовщиной биологическая потребность ребенка в грудном молоке стремительно убывает. Комаровский считает, что после 12 месяцев грудное вскармливание следует прекратить, от кормлений из бутылочки тоже следует постепенно отказываться, хотя специальными смесями с возрастной маркировкой 12+ можно кормить до полутора - двух лет смело. Главное помнить, что в этом возрасте ни молоко, ни смеси уже не удовлетворяют полностью всех потребностей растущего организма.

10 месяцев

В рационе крохи в этом возрасте уже должны быть такие продукты, как рыба, мясо, творог, фрукты, куриные или перепелиные желтки (не более полутора куриных желтков в неделю), из напитков желательна чистая питьевая вода и соки, но только исключительного домашнего приготовления, без красителей и консервантов (не более 100 мл. в сутки). Хорошо варить ребенку компоты, кисели, делать морсы.

  • 7.00 - ребенок только проснулся и пока его организм не настроен на прием сложной пищи. Поэтому лучше всего дать малышу привычное для него грудное молоко или адаптированную смесь.
  • 10.00-11.00 - нежирный кефир (около 120-150мл) и творог (не более 30 гр).
  • 14.00 - 15.00 - овощной суп или пюре из овощей на мясном бульоне (около 200 гр).
  • 18.00 - грудное молоко или смесь.
  • 22.00 - молочная крупяная каша в объеме до 200 мл. Каша должны быть сытной, чтобы ребенок мог насытиться и крепче уснуть.

В ночном кормлении ребенок в возрасте 10 месяцев не нуждается.


11 месяцев

По набору продуктов оно мало отличается от меню для 10-месячного карапуза , разве что, в этом возрасте рекомендовано ввести в рацион растительное масло (не более 1 чайной ложки в сутки), добавляя в различную пищу. Все блюда лучше варить, тушить или готовить на пару. Мясо и рыбку в супчик или пюре больше не надо протирать, достаточно нарезать мелко или расщепить на волокна.

В суп можно добавить макароны (в небольшом количестве), можно отваривать крохе детскую вермишель . Режим питания Евгений Комаровский рекомендует соблюдать тот же, что и месяцем ранее.


12 месяцев

В годовалом возрасте следует немного подкорректировать режим питания, последний прием пищи желательно «сдвинуть» и проводить несколько раньше (не в 22-23 часа, а в 20.00, на крайний случай в 21 час). Не стоит вводить цельное коровье молоко , для этого еще рановато. Но уже можно и нужно добавить супы на рыбном бульоне, а также небольшой кусочек хлеба к обеду.

С хлебом нужно быть аккуратнее - свежий дрожжевой лучше не давать, он сложнее переваривается. Отлично подойдет кусочек, пролежавший в хлебнице 1-2 дня.


Вводя новый для ребенка продукт, внимательно наблюдайте за ним. Начинайте с небольших порций, буквально с 1-2 чайных ложек. При неадекватной реакции организма на новое лакомство, следует убрать новое блюда из рациона.

Ведите дневник прикорма, записывайте, что и когда съел ребенок впервые, в дальнейшем это поможет быстро понять, на какой именно продукт возникла аллергия.

Детям до года нельзя давать продукты, не привычные для их широтной полосы (если ребенок живет в Сибири, то апельсины не нужны, а жителям юга страны вряд ли стоит кормить своего малыша дальневосточной рыбой).

Все самое интересное о введении детского прикорма можно посмотреть в следующем видео доктора Комаровского.

Рецепты для ребенка с 10 до 12 месяцев

Овсянка с курагой

Сварите обычную овсяную кашу на воде с добавлением небольшого количество детского молока или адаптированной смеси. Добавьте на кончике ножа сливочного масла и закройте крышкой. В готовую кашку мелко нарежьте предварительно хорошо вымытую курагу.


Суп с фрикадельками

На мясном бульоне (из постного мяса) отварите мелко порезанные кусочки картофеля, кабачка, тертую морковь без добавления специй и лаврового листа. Из фарша (говядина) скатайте несколько маленьких фрикаделек и запустите их в готовящийся суп за 15 минут до окончания варки.


Гречневая каша с яблоком

Сварите молочную гречневую кашу, каждая крупинка должна развариться. Добавьте в кашу немного сливочного масла. Натрите зеленое яблоко на крупной терке, добавьте в теплую кашу перед подачей, чтобы сохранить максимум витаминов.


Овощное ассорти

В мясном или рыбном бульоне отварите кусочки картофеля, капусты, моркови, кабачка, тыквы. Когда все овощи будут готовы, слейте бульон, добавьте немного сливочного масла и превратите в однородное пюре с помощью блендера. В готовое пюре добавьте нарезанное мелкими кусочками отварное постное мясо.


Пюре из цветной капусты

Отварите в подсоленной воде кусочки цветной капусты, слейте, добавьте немного сливочного масла и половинку отварного куриного желтка и пропустите через блендер. Перед подачей в пюре можно добавить немного мелко нарезанного мяса или рыбы.


Творожники

Творог смешайте с ложкой сметаны, небольшим количеством сахара и тертым яблоком. Добавьте половину сырого куриного желтка. Сформируйте из полученной массы маленькие оладушки и запекайте их на пекарской бумаге в духовке до готовности. Проверить стадию готовности можно при помощи зубочистки (если остается сухой, все готово). Такое блюда отлично подходит в качестве сытного и полезного полдника.


Паровые котлетки

Фарш из нежирного сорта мяса или рыбы немного подсолите, добавьте половинку сырого куриного желтка, сформируйте котлетки и готовьте из в пароварке около 40 минут.


О разнообразии детского питания расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

В 10 или 11 месяцев у детей уже вырастает несколько зубов. Поэтому можно обычное пюре превращать в мелкие кусочки. Особенно хорошо, когда дают в таком виде фрукты. Они так намного полезней.
Комаровский советует начинать приучать кроху к общему большому столу. Также давать пробовать держать стакан или кружку, ложку. Обязательно необходимо вырабатывать жевательный рефлекс. Поэтому так важна пища кусочками.
По-прежнему основной пищей считается грудное молоко или смеси, но взрослая пища должна активно входить в рацион.
В 11 месяцев к меню малыша начинают добавлять растительное масло. Мясо или рыбу уже не обязательно превращать в пюре. Кусочки должны присутствовать. Также добавляйте макароны, детскую вермишель.
  1. Первое, что нужно помнить, добавляя новый продукт, смотрите за реакцией ребенка. Ведь довольно часто возникают аллергии на пищу. Пробная порция должна быть не больше 1-2 чайных ложек. Если аллергическая реакция была, уберите этот продукт из меню. Подождите месяц или два и попробуйте снова дать его малышу.
  2. Заведите дневник прикорма. Так вы всегда будете знать, что могло спровоцировать ту или иную реакцию пищеварительной системы крохи.
  3. До 1 года не стоит давать еду, которая не привычна для вашей культуры, климата. Это почти всегда вызывает аллергическую реакцию.
Главное, что стоит запомнить в питании ребенка 11 месяцев , так это то, что надо следить за малышом. Он всегда подскажет, что ему понравилось, а что доставляет беспокойство. Что умеет ребенок в 11 месяцев?

К 11 месяцам ребенок начинает произносить первые слова . Естественно, они пока облегченные. Но каждое многозначно и смысл его сильно зависит от интонации. Так, простеньким «ам-ам» малыш может сообщить, что голоден, указать, что на столе лежит яблоко или коробочка с его любимым йогуртом, объяснить, что сейчас делает кошка…

Большинство слов ребенок сопровождает жестами. Помогайте карапузу осваивать новые. По мнению многих логопедов, сигналом к тому, что кроха готов заговорить, является… ручка, которую он требовательно протягивает вперед, сжимая пальчики и произнося «дяй-дяй».

Объясняется это просто: мелкая моторика , как известно, напрямую связана с речью. И то, что малыш может выполнять определенные манипуляции с собственными пальчиками, и пальцы уже хорошо его слушаются, говорит о том, что мозг достаточно созрел для появления полноценной речи.

Играйте с крохой во всевозможные речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, мяу-мяу, пи-пи, ку-ку, ква-ква, га-га и т.д.

На 11 месяце у многих детей меняется режим дня – теперь они спят гораздо меньше, многие переходят на одноразовый сон днем. Если вы видите, что малыш не хочет спать. Сколько раньше, помогите ему освоить новый ритм.

Самый лучший вариант, если режим дня ребенка будет постепенно приближаться к детсадовскому – подъем в 8.00, обед в 12.00, дневной сон – 13.00-15.00, ужин – 18.30, отбой – 20.00. В этом случае крохе не придется перестраиваться, когда он пойдет в садик или в школу; он будет высыпаться и лучше успевать на занятиях.

Как мама и папа

Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, тыкать пальчиком во все называемые вами предметы в комнате или на улице. Кряхтя и сияя, принесет вам тапочки или выбросит в мусорное ведро фантик. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте хвалить.

Делая что-то, играя самостоятельно или с взрослыми, ребенок ждет от вас эмоциональной реакции, старается, чтобы его поступки радовали вас, а ваши положительные эмоции, в свою очередь, подстегивают и поощряют малыша к новым действиям.

Одно и тоже действие, если оно получилось и заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит ему мешать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша, переключите на нужное вам – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.

Теперь ребенка все меньше привлекают игрушки, и все больше – реальные «взрослые» предметы. Он стремится во всем подражать маме и папе. Постарайтесь найти такие «сферы деятельности», где малыш мог бы полностью удовлетворить этот интерес. Например, вы готовите обед, а кроха пусть складывает кусочки порезанных овощей в кастрюлю. Вы моете посуду – поставьте и ему мисочку с водой, пусть пополощет в ней чайные ложки. Вы убираете квартиру – ребенок может отнести носовой платок или свой фартучек в стиральную машину.

Вы в магазине – давайте карапузу выбранные продукты, пусть складывает их в тележку. Сейчас помощь для ребенка – всего лишь игра, но именно в ней закладываются основы того, что лет через пять-десять вам не придется тысячу раз напоминать, что грязную одежду нельзя разбрасывать по всей комнате, а чашку совсем нетрудно сполоснуть после чаепития… Поощряйте стремление малыша выполнять ваши просьбы, каждый день старайтесь показать ребенку новое действие, которое он смог бы выполнить.

К 11 месяцам многие малыши уже уверенно ходят , держась за мамину руку. Если же ваш ребенок еще не думает вставать, проконсультируйтесь у ортопеда – возможно, мышцам крохи необходима дополнительная поддержка и нагрузка, чтобы достаточно окрепнуть.

В этом вам поможет массаж и гимнастика . Отличные результаты дает гидромассаж – сегодня во многих поликлиниках есть возможность для его проведения. А если у вас дома ванна с гидромассажным оборудованием, включайте его всякий раз. Когда купаете малыша минут на 5-10. Только помните, что делать это перед сном нельзя – ребенок перевозбудится и не сможет заснуть. Лучше устраивать гидромассажные сеансы с утра.

Азбука общения

Постарайтесь создать условия для общения вашего чада с другими детьми. Если есть возможность посещать развивающую группу для малышей – замечательно. Если нет, гуляйте на площадке, где играют разновозрастные дети. Наверняка, за время, прошедшее с рождения сынишки или дочурки, вы познакомились с мамочками, у которых такие же детки.

Договоритесь и ходите в гости друг к другу. Достаточно, если малыши проведут вместе минут сорок – больше им не под силу. При этом старайтесь не вмешиваться в их «отношения»: пусть учатся играть сами. Но и не бросайте одних. Пусть малыши поводят хоровод, посмотрят вместе книжку, порисуют. Будет замечательно, если «хозяин» угостит всех фруктами или соком – так детишки начнут постигать культуру застольного поведения и общения.

Примерно до двух лет ребенок воспринимает игрушку, которую держит, как продолжение самого себя, и не понимает, почему и как ее можно отдать другому. Поэтому не ругайте малыша за «жадность» - для него это вполне естественно. Придет время, и ваше чадо поймет: чтобы играть с другими детьми, надо делиться игрушками. Пока же играть «сам» кроха не в состоянии. Общение с другими малышами для него заключается в том, что он наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия.

Домашняя игротека

  • Едем, едем на лошадке
  • По дорожке гладкой.
  • В гости нас звала принцесса
  • Кушать пудинг сладкий.
  • Две собачки (коровки, лягушки и т.п.)
  • У порога
  • Нам сказали очень строго:
  • «Гав-гав-гав» (Му-у, ква-ква и т.п.).
  • Пи-и-и – пищит комар.
  • У-у-у – медведь ревет.
  • Мяу – кисонька идет.
  • На машинке мы поедим: би-би-би!
  • На кораблик пересядем: у-у-у!
  • И взлетим на самолете: вж-ж-ж-ж-!
  • И потом вернемся в маме: бух!

Чтение

Привить ребенку любовь к чтению можно разными способами. Вот несколько из них:

  • Поощряйте игры малыша с книгами из твердого картона или с книжками-игрушками.
  • Указывая на картинки, называйте изображенные предметы.
  • Пойте песенки из книг.
  • Когда читаете, варьируйте тембр голоса, гримасничайте или как-то иначе поддерживайте интерес ребенка к сюжету и к книге.
  • Читайте малышу часто, но не долго.
  • Во время чтения не заставляйте ребенка смирно сидеть рядом с вами. Пусть ползает вокруг, если усидеть не в силах.

Постепенно малыш научится сосредотачиваться на книжке. Можно сделать так: выбирайте книги, где на каждой страничке стишок на 4-6 строчек. И, конечно, яркая картинка. Пока кроха рассмотрит картинку – вы прочитаете стишок. А потом отпустите чадо «побегать». Через какое-то время снова вернитесь к книге, но уже к другой странице.

Читая или рассказывая ребенку сказки, вы способствуете развитию его мышления и тому, что малыш начинает ассоциировать книги с тем, что больше всего любят дети – с вашим голосам и вашей близостью.

Завершается первый, самый сложный год жизни вашего карапуза – ему исполняется 11 месяцев! Кажется, совсем недавно он, крошечный и беспомощный, лежал в колыбельке и ни на секунду не отпускал от себя маму. Теперь же малыш подрос и стал удивительно самостоятельным: он уверенно сидит и ползает, начинает ходить, много разговаривает и заводит новых друзей.

Физическое развитие

За 11 месяц жизни ребенок набирает около 300–400 г веса и 1–1,5 см роста. Его вес может составлять 8,5–10,5 кг, а рост – 72–76 см. У одиннадцатимесячного крохи уже должно быть от 4 до 6 зубов.

Не нужно волноваться, если к этому возрасту младенец еще не освоил какие-либо обязательные навыки: в следующие два месяца у него будет время порадовать родителей и первым словом, и первым шажком.

Навыки и умения

Одиннадцатимесячный малыш умеет многое:

  • усаживается и поднимается на ножки из любого положения, предпринимает попытки ходить самостоятельно, без опоры на прутья кроватки или манежа (при ходьбе старается балансировать руками, но пока держится на ногах неуверенно, покачивается и заваливается вперед);
  • быстро передвигаться ползком или на четвереньках в разных направлениях;
  • забирается на небольшую лесенку или диван и спускается оттуда ногами вниз;
  • настолько усовершенствовал мелкую моторику, что способен захватывать самые маленькие вещицы: с помощью большого и указательного пальчиков карапуз может поднять с пола даже крошечную пылинку;
  • самостоятельно пьет из чашки, удерживая ее двумя ладонями, и пытается есть с помощью ложки (без труда зачерпывает еду, но до рта содержимое не всегда доносит);
  • умеет ходить на горшок, однако редко пользуется этой возможностью («мокрые» аварии происходят, когда ребенок увлеченно занимается какой-либо игрой).

В одиннадцатимесячном возрасте малыш обожает многократно повторять одни и те же действия, пока не доведет их до совершенства. Бесконечные попытки карапуза закатить мячик в коробку или слепить куличик не должны вас настораживать. А вот апатия и нежелание играть могут быть признаком болезни.

Способы развития физических умений

  1. Пойте и танцуйте с малышом. Поставьте его перед собой, возьмите за ручки и начните выполнять несложные танцевальные движения (покачивайтесь в стороны, приседайте, двигайте руками и приподнимайте ноги). Пусть ребенок повторяет движения. Скоро он сможет выполнять их самостоятельно, без опоры на ваши руки. Танец развивает не только координацию, но и формирует чувство ритма.
  2. Если ребенок отказывается вставать на ножки и ходить из-за недостаточной развитости мышц, попробуйте помочь ему. Хорошие результаты дает гидромассаж. Крохе достаточно ежедневно проводить по 5–10 минут в гидромассажной ванне, чтобы окрепнуть и догнать в развитии остальных малышей.
  3. Продолжайте совершенствовать мелкую моторику ребенка. Для этого предлагайте ему в качестве игрушек сыпучие материалы (муку, горох, бусины, крупы), чтобы он катал их в руках, пересыпал из одной емкости в другую, сортировал. Не менее эффективны и занятия в песочнице или ванне. Посадите малыша в наполненную ванну, рассыпьте вокруг него пластиковых рыбок и вручите крохе сачок – пусть он поиграет в рыболова. Продолжайте занятия рисованием и лепкой.

Психическое развитие

Навыки и умения

Одиннадцатимесячный карапуз уже демонстрирует признаки развитого интеллекта: без труда понимает ваши просьбы, реагирует на запреты, выполняет элементарные мыслительные операции. Главные достижения ребенка в 11 месяцев:

  • имитирует многие жесты и действия родителей («читает» газету или книгу, подносит телефонную трубку к уху, «варит» суп в игрушечной кастрюльке), часто игрушкам предпочитает «взрослые» предметы: телефон, пульт от телевизора, ложки, тарелки;
  • играет в сюжетно-ролевые игры с персонажами, разыгрывает знакомые ситуации (укачивание или кормление кукол, купание пластиковых уточек, поход в магазин);
  • узнает многие части тела, умеет показывать их на себе или игрушке, а также знает названия своих игрушек и может подавать их по просьбе;
  • умеет строить невысокие башни из нескольких кубиков, вкладывать один предмет в другой, собирать пирамидку;
  • активно жестикулирует и включает мимику для выражения каких-либо чувств: отрицательно качает головой или хмурит брови в знак несогласия, утвердительно кивает, машет ладошкой на прощание, тянет ручки, если хочет объятий;
  • овладевает простыми мыслительными операциями: учится обобщать (объединять предметы в группы по общему признаку) и конкретизировать (выделять один предмет из множества похожих);
  • умеет манипулировать родителями и хитрить, чтобы добиться желаемого: например, сообразив, что мама становится сговорчивее, когда он плачет, карапуз примется лить слезы по любому поводу.

Одиннадцатимесячный малыш любит, когда его хвалят. За ласковые слова одобрения он готов сделать невозможное: достать игрушку с высокого стола, самостоятельно сделать несколько шагов к маме, выполнить ее требование. И хотя похвала является мощным стимулом для развития новых умений, постарайтесь не злоупотреблять ею. У ребенка не должна сформироваться зависимость от одобрения окружающих.

Способы развития психики

  1. Дайте ребенку возможность освоить «взрослые» занятия: вручите ему игрушечную метелку, чтобы он помог вам убраться в доме, или предложите помыть ложки в тазике с водой, пока вы моете остальную посуду. Он с огромным удовольствием оторвется от детских игрушек, чтобы составить вам компанию. Если одиннадцатимесячный малыш научится в игровой форме выполнять домашние дела, то и в будущем у вас не возникнет проблем с невымытой посудой, неподметенным полом или разбросанными по комнате грязными вещами.
  2. Играйте с малышом в сюжетные игры: учите девочек катать кукол в колясках и кормить плюшевых медвежат, а мальчиков – играть с машинками. Ведь именно через сюжетно-ролевую игру малыши усваивают общественно одобряемые стереотипы поведения, алгоритмы действий и нормы морали.
  3. Совершенствуйте мыслительные способности ребенка, учите его находить определенный предмет из ряда подобных. Для этого положите перед ним несколько разноцветных кубиков и попросите принести зеленый. Если малыш уже знает основные цвета, он сможет выполнить вашу просьбу. Затем попросите у него самый маленький или самый большой кубик. Чем больше признаков знает ребенок, тем более разнообразной может стать игра.

Речевое развитие

Навыки и умения

В речевом развитии ребенка намечается прогресс:

  • появляются «любимые» слова: обычно это одно- или двухсложные произвольные сочетания звуков, которые приобретают тот или иной смысл в зависимости от ситуации (например, слово «гынь» может обозначать и кошку, и игрушку, и требование подать какой-либо предмет, и неожиданное желание подкрепиться);
  • продолжает совершенствоваться детская «автономная» речь, понятная лишь членам семьи и людям, которые часто общаются с ребенком;
  • малыш произносит осмысленные слова, сопровождая их жестами (например, говорит «дай» и протягивает ручку с раскрытой ладонью), использует в своей речи звукоподражания: имитирует звуки птиц и животных, шум бытовых приборов или автомобильного мотора.

Ваш ребенок пока не начал говорить? Возможно, проблема кроется в слабости челюстных мышц. Чтобы укрепить челюсти, угощайте кроху твердой пищей: кусочками морковки, сухариками или печеньем.

Способы развития речи

  1. Расширяйте словарный запас малыша и вводите в его речь новые звукоподражания. Для этого используйте картинки с различными животными или карточки Домана. Показывайте крохе изображение животного, называйте его и произносите звук, который оно издает. Когда малыш освоит 7–10 звукоподражаний, поиграйте с ним в следующую игру: вы называете животное или показываете его изображение, а ребенок должен ответить, какой звук оно издает.
  2. Начните прививать малышу любовь к чтению. Несмотря на то, что он пока плохо говорит и, разумеется, не способен прочесть ни строчки, культуру общения с книгой нужно закладывать именно сейчас. Давайте ребенку плотные картонные книги с ярко разрисованными страничками, чтобы он листал и рассматривал их, обращайте его внимание на привлекательные картинки, читайте ему вслух.
  3. Изучите с карапузом названия некоторых предметов. Для этого сложите в большой мешок несколько вещиц: тарелку, ложку, телефон, игрушки. Затем посадите перед собой кроху и, доставая по очереди эти предметы, громко проговаривайте их названия. После этого можете поменяться ролями: пусть малыш достает вещицы и пытается их назвать, а вы будете помогать ему.
  4. Чтобы стимулировать развитие детской речи, сделайте вид, что не понимаете требований ребенка, выраженных жестами или несвязным лепетом. Пусть он постарается словесно донести до вас свою просьбу.
  5. Помогите ребенку освоить слова, называющие признаки предметов. Если раньше в разговоре с малышом вы пользовались в основном глаголами и существительными, то теперь начните вводить в свою речь прилагательные. Показывая ребенку тот или иной предмет, называйте его признаки: большой, маленький, холодный, горячий, зеленый, красный, синий, круглый.

Социальное развитие

Родители одиннадцатимесячного малыша могут вздохнуть свободно: их кроха стал настолько независимым, что не нуждается в их ежеминутном присутствии. Более того, он готов видеть рядом с собой другие лица. Поэтому самое время познакомить его с новыми людьми: няней, воспитателем развивающей группы, сверстниками. Любознательный малыш с радостью пойдет на контакт.

Общение со сверстниками происходит на игровой площадке или в центре раннего развития. Если вы посадите своего ребенка рядом с такими же малышами, через несколько минут завяжется общение: дети попытаются обменяться игрушками, потрогать друг друга, взяться за руки. Родителям следует присматривать за своими карапузами: неловкое движение одного ребенка может обидеть другого, и тот начнет капризничать и плакать.

Поскольку ребенок пока не нуждается в длительном общении, в людном месте достаточно проводить 30–40 минут.

Режим дня

Сон

Сон по-прежнему занимает до 10–11 часов в ночное время и 1,5–2 часа – в дневное. Большинство детей переходят на режим, предусматривающий один дневной сон.

Кормление

Одиннадцатимесячный ребенок уже может есть еду со «взрослого» стола: маме достаточно взять небольшую порцию приготовленного кушанья и измельчить его.

Пища должна быть сбалансированной, полезной и правильно приготовленной. Детям нельзя жареные и копченые блюда, а также кушанья, содержащие острые приправы, большое количество соли или сахара. Запрещенными продуктами являются цитрусовые и экзотические фрукты, шоколад, орехи, мед, кофе, грибы и коровье молоко.

Желательно кормить ребенка 5 раз в день. Если вы планируете в ближайшее время отказаться от грудного вскармливания, то прикладывайте малыша к груди не более 1 раза в сутки. Сторонницы длительного грудного вскармливания могут оставить два кормления материнским молоком – утреннее и вечернее.

Кормите ребенка в то же время, когда трапезничает вся семья: если малыш будет видеть примеры правильного поведения за столом, он быстрее научится есть самостоятельно.

11 месяцев – это возраст совершенствования полученных ранее навыков. Основные физические и психические функции ребенка уже сформировались, поэтому в ближайшие 2 месяца родителям не стоит беспокоиться за развитие своего малыша: они могут насладиться непринужденным общением с ним, играми и другими совместными занятиями.

С момента рождения ваш малыш уже сильно подрос. Ещё недавно он с трудом держал свою маленькую головку, и вот через месяц ему уже годик! Конечно, кроха каждый день поражает вас чем-то новым: уже хорошо ползает или даже начинает ходить самостоятельно и говорить первые слова. Но новшества в развитии ребёнка влекут за собой необходимость в корректировке режима дня.

Режим сна для ребёнка в 11 месяцев

Режим ребёнка в возрасте 11 месяцев, если вы старались придерживаться его и ранее, уже определённо устоялся. Давно миновал период младенческих колик, которые не давали отдохнуть как крохе, так и остальным членам семьи. К этому возрасту любознательность вашего чада уже на высшем уровне, появилась способность увлечённо исследовать какой-то предмет, что даёт маме возможность ненадолго отвлечься на домашние дела даже тогда, когда карапуз не спит.

Ещё одно облегчение для родителей состоит в том, что сон малыша ночью теперь длится около 10 часов, больше не нужно часто просыпаться для кормлений, поскольку физиологическая потребность в них к этому возрасту уже отпала. Что касается дневного отдыха, то в 11 месяцев он должен составлять примерно 3 часа.

Общая суточная норма сна в 11-месячном возрасте равняется 13 часам.

Спать днём ребёнку в этом возрасте предпочтительно 2 раза по 1,5-2 часа. Первый дневной сон приходится на время после утренних гигиенических процедур и завтрака. Как правило, это 10:30-12:00 часов. Второй период отдыха в светлое время суток рекомендуется планировать на 15:30-17:00 пополудни.

Совместный сон: что делать, если малыш привык спать с мамой

Что делать, если малыш всё равно просыпается по ночам и требует молочка? Если вы ранее практиковали совместный сон, то теперь самое время от него отказаться. Многие мамы берут грудничков в постель, потому что это единственный способ хоть немного выспаться: не нужно вставать для кормлений и потом укладывать ребёнка, достаточно просто дать грудь и спать дальше.

Если к 11 месяцам женщина не отказалась от сна в обнимку с малышом, сосание груди для него становится привычкой. Это уже не потребность, а каприз, который не даст возможности маме выспаться, ведь она не сможет лишний раз пошевелиться, не разбудив при этом ребёнка. Да и папа вряд ли будет рад такому соседству. Кроме того, привычка спать с грудью приводит к нарушению режима питания, поскольку карапуз ест молочко добрую половину ночи, утром просыпается сытым и до обеда отказывается от еды.

В период, когда вы будете приучать ребёнка к отдельной постели, вам, скорее всего, придётся пережить несколько бессонных ночей. Но будьте настойчивы и не давайте малышу грудь (бутылочку). Если кроха хорошо поужинал, то необходимости кормить его дополнительно нет. Когда вы добьётесь того, чтобы он привык спать отдельно и без ночного кормления, в награду вы получите свой долгожданный полноценный ночной сон.

Прогулки и активный отдых

Вы наверняка помните то время, когда ваш малыш только появился на свет, а вам так не терпелось поиграть с ним, показать ему все удивительное, что есть вокруг и увидеть его реакцию. Теперь этот момент настал! В 11 месяцев ребёнок очень активно познаёт окружающий мир, учится взаимодействию с людьми и с удовольствием играет.

Пребывание на свежем воздухе позволяет, прежде всего, очистить лёгкие от накопившейся в них бытовой пыли и улучшить функционирование слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Повышение энергозатрат - на поддержание температуры тела, на двигательную активность - оказывает стимулирующие влияние на все жизненно важные системы организма, особенно на сердечно-сосудистую и иммунную.

доктор Комаровский

Как и раньше, прогулки на свежем воздухе имеют очень важное значение для малыша, поскольку свежий воздух укрепляет организм и стимулирует работу и развитие головного мозга. Гулять с ребёнком, которому уже исполнилось 11 месяцев, рекомендуется дважды в день: после первого дневного сна и вечером (примерно за 3 часа до планируемого отбоя).

Прогулки должны быть длительными - 1,5-2 часа. Таким образом, вы подарите крохе не только множество положительных эмоций, но и крепкое здоровье, а также устойчивость к простудным заболеваниям. Конечно, гулять в плохую погоду не стоит. Но здесь важно отдавать себе отчёт в том, насколько ваше понимание термина «плохая погода» соответствует действительности.

Если за окном бушует ураган, мороз ниже 30 градусов, жара за 40 по Цельсию или льёт как из ведра - это действительно плохая погода. Если же на улице приемлемая температура и моросит мелкий осенний дождик, который не в состоянии загнать домой с прогулки даже кошек, то это повод для отговорок родителям, чтобы не выходить на свежий воздух.

Плохая для прогулки с ребёнком погода бывает исключительно редко (ливень, ураган, метель, +40, -30). И следует честно признать, что под понятием «плохая погода» часто скрыта откровенная родительская лень. Хотя, по большому счету, не только лень или занятость родителей виноваты. Достижения цивилизации: телевизор, компьютер, игрушки - все чаще и чаще приводят к тому, что пребывание в помещении самим ребёнком рассматривается как более предпочтительное.

доктор Комаровский

http://articles.komarovskiy.net/gulyaem.html

Активное времяпрепровождение помимо прогулок непременно должно включать в себя как подвижные игры и гимнастику, нацеленные на физическое развитие, так и спокойные занятия, развивающие логику.

Гимнастику и другие игры, связанные с физической активностью, следует проводить в первой половине дня, тогда как развивающие занятия или чтение книжки более уместны в послеобеденное время.

Варианты активных игр с малышом

  1. Эта игра поможет ребёнку увереннее чувствовать себя на ножках и стимулирует развитие вестибулярного аппарата. Для неё включите весёлую детскую песенку либо спойте её сами. Вы и кроха должны стоять на полу лицом друг к другу. Возьмите его ручки в свои ладони и начинайте раскачивать малыша в ритм музыки попеременно влево и вправо. Сначала его руки будут находиться на уровне его головы, потом постепенно опускайте их до тех пор, пока они не лягут вдоль тела. При этом продолжайте качания. Ваша задача добиться того, чтобы он самостоятельно стал двигаться из стороны в сторону. Если вы будете делать то же самое, то карапуз начнёт подражать вам.
  2. Эта игра будет способствовать тому, что ребёнок быстрее начнёт ходить самостоятельно. Сядьте на кресло либо диван, усадить малыша себе на колени так, чтобы его личико было напротив вашего. Возьмите ладошки карапуза в свои руки, разведите их в стороны и поочерёдно приподнимайте свои колени. При этом кроха будет наклоняться вслед за движениями ваших ног. Не двигайтесь слишком быстро, дайте ему почувствовать равновесие. Красивая детская музыка в этой игре будет вам отличным помощником.

Варианты спокойных игр для развития

Во второй половине дня кроха с удовольствием займётся активными играми. Но во время, предшествующее как дневному, так и ночному отдыху, они должны быть спокойными и не слишком эмоциональными. Наиболее приемлемо будет построить замок из кубиков, рассматривать картинки в детских книгах и исследовать функции красивых игрушек.

  1. Для развития мелкой моторики очень хорошо подойдёт игра с различными сыпучими предметами. Предварительно подготовив место, которое впоследствии будет легко прибрать, предложите малышу две небьющиеся мисочки: одну пустую, а вторую с крупой. Ребёнок с удовольствием займётся пересыпанием содержимого одного сосуда в другой. Но оставлять его в процессе занятия одного категорически запрещено, поскольку он не упустит возможности набить крупою полный рот!
  2. Суть игры заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка несоответствие и получить от него реакцию в виде поправки ваших действий. К 11 месяцам кроха уже наверняка знаком с некоторыми животными и звуками, которые они издают. Для начала покажите малышу картинку с изображением известного ему зверя. После этого в вопросительной форме назовите звук, который для него не характерен. Например, вы показываете корову и говорите: «Корова говорит: «Мяу!» - правильно?» Таким образом, карапуз может прийти в замешательство, а потом начнёт исправлять вас, издавая звуки, свойственные именно тому животному, которое вы показываете.

Питание в 11-месячном возрасте

Совсем скоро вы будете праздновать первый день рождения своего крохи, а это тот возраст, в котором ребёнок уже может питаться с общего стола, если не имеется медицинских противопоказаний. Поэтому кормление малыша в 11 месяцев сводится к тому, чтобы приблизить тот момент, когда он сможет обходиться только взрослой пищей. Для деток, которые находятся на искусственном вскармливании, это наиболее актуально.

Для грудничков политика в отношении питания к 11 месяцам может быть несколько иной, если вы решили не прекращать кормить малыша грудью и после года. Физиологической потребности в грудном молоке годовалый ребёнок уже не испытывает, но о пользе его всем известно, и в каком возрасте следует отлучать - вопрос сугубо индивидуальный.

Питание малыша должно быть пятиразовым. Первое и последнее кормление состоят из грудного молока либо 200 мл молочной смеси. В остальное время он ест «твёрдую» пищу, которую чаще всего уже не нужно готовить отдельно, а можно брать с общего стола.

Во время второго завтрака предложите крохе кашку, немного печенья с чаем либо компотом. Через 4 часа ребёнок будет обедать. В это время его можно покормить супчиком, дополнив его творогом с фруктами. Около 18.00 малышу дают первый ужин, в который включают овощи, мясо или рыбу, сок или чай.

Для ребёнка подойдут такие варианты приготовления пищи:

  • варка;
  • тушение;
  • приготовление на пару;
  • запекание в духовом шкафу.

Жареное предлагать пока не рекомендуется. Также исключению из меню малыша подлежат цитрусовые, шоколад и другие конфеты, грибы, орехи, продукты длительного хранения (различные консервы, не предназначенные для детского питания) и колбасные изделия. Специи тоже не нужно добавлять в еду крохи. В остальных ограничениях нет необходимости.

Водные процедуры

Первые гигиенические процедуры, конечно, проводятся утром. После пробуждения и кормления грудью (смесью) самое время сменить подгузник, умыться и почистить зубки. Если приучить малыша к утренней гигиене с раннего возраста, то в дальнейшем у вас не возникнет с этим проблем.

Полноценное купание, которое можно совместить с весёлыми играми в воде, нужно организовывать вечером. Кроме того, что малыш с удовольствием проведёт время в ванной, он порядком устанет, и дальнейшая процедура отхода ко сну будет лёгкой.

Возможные причины нарушения режима

Если вы до сих пор старательно придерживались распорядка дня, соответствующего возрасту вашего крохи, то совершать определённые действия в положенное время у него должно войти в привычку. Но иногда бывают моменты, когда малыш капризничает и наотрез отказывается от того, что вы ему предлагаете. В таких ситуациях вам следует обратить внимание на следующие факторы:

  • измерьте температуру, проверьте стул ребёнка, кожные покровы, ведь начало болезни - возможная причина отказа от режима;
  • осмотрите ротовую полость крохи и убедитесь, что у него не режутся зубки и нет никаких язвочек.

Если вы не нашли никаких признаков физического недомогания, то замените предлагаемое ему действие на другое, а через короткий промежуток времени снова вернитесь к нему.

Примерный распорядок дня ребёнка в 11 месяцев - таблица

Подъём 7:00–7:30
Кормление (завтрак) 7:30
Бодрствование (игры) 8:00–10:30
Сон 10:30–12:00
Кормление (обед) 12:00–12:30
Бодрствование (игры, прогулка) 12:30–15:00
Кормление (полдник) 15:00
Сон 15:30–17:00
Бодрствование 17:00–18:30
Купание 18:30
Кормление (ужин) 19:00
Укладывание 19:30–20:00
Ночной сон 20:00–7:00
Ребёнок спит днём: 2 раза
Ребёнок спит за сутки: около 14,5 часов
Ребёнок ест: 4 раза

Ребенку 11 месяцев - видео

https://www.youtube.com/embed/TBsk50bYDPg

Соблюдение режима очень важно для развития детей. Точный распорядок дня вы сможете составить самостоятельно, делая поправки на время года, правила вашей семьи и другие индивидуальные особенности. Но не следует ни к чему относиться с фанатизмом. Не забывайте о том, что главное для любого ребёнка - это чувствовать себя любимым. Соблюдайте ваше расписание, но в каждое действие вкладывайте частичку себя, и тогда ваш малыш обязательно будет развиваться гармонично и вырастет полноценной личностью.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: