Мир, труд, май - какие простые и понятные слова. Мир, труд, май встречаем первомай

Фото из открытых источников

Сегодня в России отмечается праздник, который на протяжении более чем века успел поменять немало названий и символов, при этом оставаясь в календаре основных праздничных дат. Речь идёт о таком празднике как День труда, носившем в советское время название Дня солидарности трудящихся, а впоследствии Дня весны и труда. Это по-настоящему международный праздник, который широко отмечается более чем в 130 странах мира.

В нашей стране так сложилось, что День труда – выходной день... Хотя это вовсе не означает, что россияне встречают этот день в исключительной праздности. Традиции остаются традициями, несмотря на политический строй и веяния времени. Одни выходят на проходящие по всей стране шествия и праздничные митинги, чтобы по зову сердца ощутить чувство локтя товарища. Другие выходят на те же мероприятия в «добровольно-принудительном» формате. При этом миллионы россиян используют выходной, чтобы заняться трудовой деятельностью на своих приусадебных участках, совмещая ощущение выходного дня с полезным трудом на свежем воздухе.

Немало и тех, кто готов использовать День труда для высказывания своей личной позиции по общественно-политическим и экономическим вопросам. Ведь именно с этого и начинались традиции празднования Первомая. Этот день имеет особое значение для профсоюзных организаций, которые призваны защищать интересы трудящихся на различных поприщах граждан.

Накануне праздника с Первомаем сограждан поздравил бессменный председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков:

Дорогие товарищи!

В 2017 году первомайская акция профсоюзов пройдет под общим девизом «За достойную работу, зарплату, жизнь!». В год столетия Великой российской революции эти требования по-прежнему актуальны. Ведь сегодня трудно не заметить параллели с тревожными событиями того времени.

Уровень жизни граждан России падает: зарплаты и пенсии фактически заморожены, увеличивается количество бедных, и что особенно опасно, работающих бедных. Не прекращаются попытки перекроить трудовое законодательство в угоду работодателям. Доверие к депутатскому корпусу и правительству во всех слоях населения во многом утрачено. На предприятиях растёт число трудовых конфликтов.

Давая негативную оценку состоянию социально-экономических отношений в России, мы заявляем, что не хотим революций. Профсоюзы заинтересованы в укреплении отечественной промышленности и совершенствовании институтов гражданского общества на благо гармоничного развития человека и страны. Важнейшей предпосылкой для этого, по мнению ФНПР, является экономическая стратегия роста, опирающаяся на платежеспособный спрос населения. Именно на этой базе сформированы требования ФНПР к властям и работодателям.

Друзья! Присоединяйтесь к профсоюзным колоннам демонстрантов! Вместе отстоим наше кровное право на достойную работу, зарплату, жизнь!

С наступающим Первомаем, дорогие товарищи!

Федерация независимых профсоюзов России сообщает, что первомайские демонстрации пройдут в 737 городах и райцентрах Российской Федерации. Наиболее массовые традиционно ожидаются в обеих столицах (не менее 100 тысяч человек в каждой от ФНПР), а также в Самаре, Краснодаре, Якутске, Воронеже, Хабаровске, Владивостоке, Магнитогорске. По словам Михаила Шмакова в демонстрациях под лозунгом «За достойную работу, зарплату, жизнь!» в РФ примут участие свыше 2,5 млн человек.

Особое внимание профсоюзы в ходе массовых демонстраций уделяют борьбе с терроризмом, призывам крепить мир между народами, совместному противодействию экстремистской угрозе.

За несколько дней до празднования Первомая была опубликована примечательная статистика. Она сообщает о том, как российская экономика, включая российский рынок труда реагировала на экономические кризисы последних лет. Первая часть статистической аналитики была посвящена кризису 2008-2009 годов, вторая – 2014-2015. Статистику представили такие организации как как Росстат и вездесущая Высшая школа экономики. Если верить этим данным, то реакция российской экономики на кризисы следующая.

Падение объёмов производства: 7,8% в 2008-2009, 3,7% в 2014-2015.

Падение уровня занятости: 2,2% в 2008-2009, 0,4% в 2014-2015.

Сокращение реальных заработных плат: 3,5% в 2008-2009, 9,3% в 2014-2015 годах.

При этом отмечено, что наибольшее падение уровня занятости и планки реальных зарплат произошло в обрабатывающей промышленности РФ – той, которая даёт высокую добавленную стоимость продукции.

В аналитической справке к этой статистике высказаны мнения относительно будущего трудового рынка Российской Федерации. В частности, заместитель Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников считает, что к 2030 году Россию ожидает существенное сокращение числа занятого населения, что наиболее заметно выразится в возрастном интервале от 20 до 30 лет. По мнению Капелюшникова, проблему не решит и обсуждаемое повышение пенсионного возраста. Из его заявления:

Повышение пенсионного возраста даст приток работников максимум в 1,5 млн человек. И это вызовет - одноразово - увеличение ВВП не более чем на 1%. Дальнейшего роста ВВП не произойдёт. Более того, эти работники, скорее всего, будут занимать низкопроизводительные рабочие места, которые не принесут особой пользы экономике. Перспективный спрос на работников старших возрастов, с одной стороны, может оказаться недостаточным. А с другой - повышение возраста выхода на пенсию приведёт к росту безработицы среди работников предпенсионного возраста, а на рынке увеличится количество работников, которые и так не очень-то нужны.

Откровенно говоря, удивляет, что подобного рода заявления о бесперспективности повышения пенсионного возраста исходят от представителя либеральной экономической площадки, которой является Высшая школа экономики. Так сложилось, что эксперты ВШЭ чаще выступают двумя руками за то, что способно приводить к общественному взрыву при сомнительности экономического эффекта. Неужели и на ВШЭ повлиял Первомай?..

Подпишитесь на нас

Маевка прочно связывается у нас с выездом за город, теплыми деньками, поеданием шашлыка и увеселительными прогулками. Как правило, очень мало кто знает об истории такого явления, как маевка, более того, мало кто знает, что эта история прочно связана, как с дореволюционной Россией, так и с нелегальными сборищами рабочих, так и с древней богиней Майей. Все очень запутанно.

Месяц май был назван в честь древней богини Италии Майи, которая символизировала плодородие, жизненную силу земли, посевов, вспахивания плодородной почвы и новых урожаев. Первый день нового месяца был днем труда, изобилия и теплых дней, переходящих в жаркие. Чем лучше отпразднованы эти дни, тем лучший урожай уготовит народу богиня. Собственно, подобные празднования были практически у всех народов Европы, славяне — не исключение.

История маевок до революции


С XVIII дворяне ввели моду устраивать пикники на европейский манер с первыми теплыми майскими днями. Графья и прочие светские лица выезжали на природу, где устраивали посиделки с чаем, табачком и вкусностями под тентами и на траве. Свободные горожане, перенимавшие образ жизни великосветских особ, тоже выбирались за город, но размах был куда меньше. Моду на такие гулянья ввел, конечно, Петр I, заимствовавший эту традицию у переселившихся в Россию европейцев, продолжавших отмечать Вальпургиеву ночь: в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Маевкам пытались придать православное содержание. Церковь установила 2 мая днем почитания святых Бориса и Глеба, но праздник все равно на много лет остался глубоко светским в стане дворян и горожан. Крестьяне же отмечали Первомай, как день пророка Иеремии, они называли его «Еремей-запрягальник».

Долгое время 1 Мая был местным праздником, отмечавшимся преимущественно в центральной России. В большей части нашей страны праздник оставался рабочим днем. Но и там, где его отмечали, его называли «полуднем»: все предприятия и ведомства работали только до двух дня. Если погода была безоблачной, жители центральной России брали балалайки, самовары, заранее приготовленную еду, баранки, всех членов семьи и отправлялись за город. Молодые люди без семей собирались группками и отмечали праздник отдельно. Самые популярные места для маевок: берег реки, роща, лес. В Москве народ веселился в Сокольниках, иногда в Марьиной роще, в начале ХХ — в Петровском парке. В Петербурге самым популярным местом считался Екатерингофский парк. Веселился русский народ практически до глубокой ночи, несмотря на то, что утром нужно было идти работать.

Из столичных городов маевка постепенно перебралась в провинцию. Празднования проходили в крупных городах (Калуга, Самара, Петрозоводск и прочие) и в больших промышленных селах.

Маевка была праздником для всех, но каждое сословие отмечало ее по-разному. Для дворян маевка была очередным способом выйти в люди, чтобы показать свои богатые наряды. Горожане отправлялись за город, чтобы также похвастаться своими нарядами и поесть. Но больше всего было представителей крестьянства, рабочих и прочего бедного люда. Этот слой населения маевки любил всем сердцем и никогда их не пропускал. Возможно, такая любовь объясняется небольшим количеством радостей в жизни трудового люда.

Маевка и политика


Во времена правления Николая I, прикрывавшего любые подозрительные и неподозрительные организованные кружки и сборища людей, нелегальные маевки стали под частичным запретом. Конечно, люди могли посещать популярные места для празднования, но нелегальные сборы не поощрялись. В это же время, в середине XIX века, с революционными движениями поднимают головы незаконные маевки, где собираются будущие революционеры-профессионалы. Фактически, эти маевки ничем не отличались от обычных народных. Революционеры пели песни, провозглашали новые манифесты, делились подпольной литературой. Посещали их рабочие, представители интеллигенции, мелкого дворянства и студенчества. Последних было особенно много. Проводились такие маевки в глухих лесах, приглашали туда только проверенных лиц. По сути, это был веселый съезд революционно настроенных людей для сближения и обсуждения планов.

В революционной среде Первомай быстро получил статус Международного праздника рабочих. Это название было утверждено первым конгрессом II Интернационала. Почему именно эта дата была определена для празднования? В честь увековечивания памяти забастовки рабочих в Чикаго 1 мая 1886 г. Эти рабочие на забастовке в Чикаго 1 мая 1886 г. требовали у своих нанимателей установить 8-часовой рабочий день.

Как международный день солидарности Первомай стал отмечаться с 1 мая 1890 года, когда в Варшаве прошла первая стачка рабочих, на которую вышло десять тысяч человек. В России первомайская стачка прошла через год в Петербурге, но собрала лишь небольшое количество народа. В Москве первые праздничные демонстрации прошли только через четыре года. А.К Лядов, русский композитор, наблюдавший, как один из демонстрантов вытащил красное знамя с надписью «Да здравствует Первое мая!», пишет: «Нет нужды говорить, что это только простой красный кумач, но на нем чернилами выведена надпись: «Да здравствует Первое мая!». Раздается могучее – ура! Первое свободное «ура», почувствовавших волю».»

После происшедшего в Москве революционная волна захватила Россию. Маевки проводятся в крупных и малых городах и селах. Проводили 1 Май в России по-разному. У кого-то были активные столкновения с полицией, у кого-то были забастовки, у кого-то все было мирно и тихо. Конечно, маевка проводилась и в традиционном виде: революционеры, куда более многочисленные, чем 50 лет назад, отправлялись в леса и на островки рек, где пели «Дубинушку» и читали манифесты. В 1899 году на одной такой встрече была придумана песня «Праздник Первого мая», которая была очень известна в советское время.


Однако проводить Первомай было не просто — жандармерия в те годы была очень сурова. Революционерам приходилось притворяться членами семьи и старыми друзьями, чтобы встретиться и обсудить свои дела. Полиции было трудно определить: едут ли эти рабочие отдохнуть культурно или отдохнуть революционно. Люди с виду приличные, закуска, вино, водка, даже самовар и баян в наличии — ничем не отличаются от нормальных людей. Одни революционеры ухитрились даже провести свою встречу в мужском монастыре в квартире дьякона!

В 1905 - 1906 году в демонстрациях замечено все больше и больше молодежи. Политические заключенные тоже празднования первое мая: они вывешивали на тюремные решетки красные куски ткани, красную одежду и пели революционные песни. Конечно, такое поведение не считалось нормой. В 1907 году руководство одной самарской тюрьмы требовала снять красное знамя с окон тюрьмы, но заключенные всячески отказывались. В потасовке охрана тюрьмы застрелила одного из бунтовщиков.

Крестьяне особого энтузиазма к 1 Маю не проявляли, несмотря на активное желание бунтовщиков приучить людей к такому празднику. Конечно, революционеры склонили на свою сторону некоторых людей, но большинство их продолжало думать, что 1 Мая — это приятный таинственный праздник, который сулит красочное будущее. К 1917 году маевка стала народным праздником, руководству страны пришлось даже сделать ее нерабочим днем.

Маевка и СССР


После Октябрьской революции 1 Мая стало одним из важнейших советских торжеств. Его сделали «красным днем календаря» и дополнили несколькими нерабочими днями, чтобы побольше порадовать народ. В СССР праздник отмечали всем миром, яркими демонстрациями и парадами. В демонстрациях участвовали ветераны, передовики производства, школьники, военные и прочий люд. 1 Май отмечали народными гуляниями, а вот 2 число мая отмечается с семьей и друзьями на природе. Это было возвращение к традиционной маевке.

В эпоху «брежневского застоя», когда активно распространялись бардовские фестивали, КСП и досуг на природе в палатках, для большинства людей 1 Май был началом палаточного сезона, хотя особые фанаты отдыха на природе выезжали в леса еще в марте. Праздник стал, несмотря на демонстрации, абсолютно аполитичным и вернулся к истокам — труду, плодородию, миру. Многие исследователи считают, что в СССР маевка носила этакий полуязыческий подтекст.

Последняя официальная первомайская демонстрация состоялась 1 мая 1990 года. В 1992 году праздник переименовали в «Праздник весны и труда», что более соответствовало духу времени, но политический подтекст у 1 мая остался: до сих пор оппозиция в России считает своим долгом проводить демонстрации и митинги в этот день.

Часто повторяем: мы родом из детства. Вот и моя радость, моё нетерпеливое ожидание первомайских праздников тоже оттуда родом. Радостно и жадно дышит в палисадниках сирень, громкое радио выплёскивает из домов весёлую и бодрящую музыку, а впереди – демонстрация! Желанная… Обязательно дадут нести воздушный шар, все взрослые будут улыбаться до ушей, даже самые смурные и неприступные. А ещё родом из детства яркие буквы транспарантов – мир, труд, май! До того весёлые, что, кажется, ещё чуть-чуть и в пляс пустятся. Коротенькие слова, крепенькие, как выросшие на козьем молоке подростки. Смысл транспарантов я не понимала, да и был ли вообще в них смысл? А принимала их одним счастливым “ахом” – первомай…

А теперь часто думаю: ведь первомайские дни очень часто совпадали с пасхальными праздниками, Светлой седмицей, памятью святых жен-мироносиц, которая отмечается всегда после Пасхи. И кто знает, может, сердце моё детское ликовало именно от этой радости, а не от бравады и пестроты первомайских шеренг? Мир, труд, май – странные лозунги, странные призывы. Как можно призвать к миру, труду и маю? И зачем вообще к ним призывать? Это уже не детские вопросы, и не детская грусть, и не детское недоумение.

Мне часто говорят теперь: “Ну почему, почему Церковь против женского дня – ? Понятно – 7 ноября, тут всё ясно, – безбожная власть, храмы разоряли, но женский день?! Цветы, подарки, добрые слова. Почему Церковь против цветов, подарков и добрых слов? Получается, даже раз в году нельзя напомнить женщинам, что они женщины?”

Сначала я нервничала и все поминала такую-рассякую Розу Люксембург, и Клару Цеткин, и галдящих вокруг них женщин с сомнительной репутацией. И цитировала Священное Писание: “С нечестивыми развратишися…” А теперь просто напоминаю:

– Наш женский день – в день памяти святых жен-мироносиц.

Нынче он 11 мая. Тут тебе и мир, и труд, и май. Лозунг из прошлой жизни как нельзя пришёлся ко двору православному женскому празднику. Только бессмысленность коротеньких слов-подростков обрела смысл глубокий и серьёзный. С миром пришли святые жены ко Гробу Спасителя. Они пришли выполнить перед Ним свой последний долг – помазать Пречистое Тело. Первым долгом было следование за Господом земными и скорбными Его путями. Но пришли в плаче, а ушли – в ликовании. Воскрес Христос! Поправ смертию , поправ жизнью смерть, поправ смерть великой тайной милосердной Божией любви. И жены-мироносицы сообщают потрясающую весть:

– Христос наш воскрес!

Вспоминаю изящную шутку митрополита Московского Филарета. Когда одна дама спросила его, почему же всё-таки именно женщины первыми пришли ко Гробу Воскресшего Спасителя, каков был в том Промысл Божий, митрополит с улыбкой ответил:

– А Промысл такой: Господь знал, что если первыми о Его Воскресении узнают женщины, то весть эта разнесётся по всему миру мгновенно!

А жены-мироносицы и учат, и делятся, и утешают. Они учат миру. Каждая из жен, встретивших праздник Пасхи у Гроба Спасителя, стяжала в себе тот самый мир, без которого возрастание христианской души – затянувшийся долгострой. Наше дело – переучиваться, а это сложнее, чем учиться. Нас учили ходить чеканным шагом по размеченной брусчатке кремлёвских плацдармов. И наш шаг теперь мало похож на женский. А переучиваться надо… И дабы не ломать голову над вопросом – делать жизнь с кого, Православная Церковь даёт нам удивительные образчики женских судеб. Зачем изобретать велосипед и ломать напрасно голову? Евангельская история – богатая житница, способная напитать любую душу. Женская доля – это служение. Женская доля – это мир.

Мир, труд… Конечно, труд. Но труд не по разнарядке буден великих строек, а по потребности души. “Душа обязана трудиться…”, – сказал поэт. Женская душа – тем паче. Потому что она, душа женская, питает другие души, и с неё особый спрос. Православные женщины могут трудиться удивительным образом. Трудиться тихо. Всегда удивляюсь особому качеству этой тишины. Барабанный бой, литавры, поклонение – как боятся этого настоящие православные христианки! Мне часто приходится бывать в командировках и встречаться с героинями своих очерков. Руками машут, смущаются, трут платочками скорые на слезы глаза:

– Чего надумали! Какая я героиня?

А сама восьмерых своих родила, троих из детдома вызволила, да с утра до ночи на колхозной ферме (молочко – оно зорями даётся, и километрами по грязи, от дома до скотного двора.) Труд. Без него любая жизнь праздна. А русские женщины праздности всегда боялись. Потому что -грех. Потому что душа без труда – пустая и никчёмная, а это – Боже упаси…

Мир, труд, май…. Май – это не лозунг, не призыв, это факт налицо. Майская сирень всё такая же пахучая, как во времена моих детских “маёвок”. Майское солнце такое же щедрое, майская природа так же пирует во славу Божию и во славу тех, кого вспоминает в эти майские дни Православная Церковь. Это святые жены-мироносицы. История сохранила их имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна… Житие каждой может служить для нас образцом для подражания. Они служили Богу. Служили близким. И нам теперь служат. Примером. Но даже и те, кто никогда не читал их жития, всё равно живут по их благословленным Господом принципам.

Богата Русь женами-мироносицами. Каждый, не напрягая память, не копаясь в ней, может легко вспомнить тех женщин, которых можно сегодня по праву поздравить с православным женским днём. И я могу вспомнить. Например, свою учительницу истории Галину Александровну Кихтеву, теперь вот старенькую, приболевшую.

– А я за тебя, Наташа, каждое утро молюсь, всё ли у тебя в порядке? – спрашивает по телефону.

Спрашивает тихо. Потому что привыкла также тихо и не напоказ жить. А где-то рядом, в другой московской квартире, живёт Галина, жена зверски убитого на Дубровке подполковника юстиции Константина Васильева. Смотрит на фото, вспоминает, молится. А в Смоленской области в посёлке Шумячи живёт Ольга Абрамова, руководит церковным хором, сажает по весне огород, помогает местным женщинам словом поддержки и вразумления. Она обязательно расскажет им о святых женах-мироносицах, а они будут слушать и удивляться:

– Вот ведь как – прожили, и не знали ничего…

А в далёком сибирском городе Мариинске, среди зон и тюрем, живёт семья священника Алексия Баранова. Он совершает Таинства Крещения и Причастия заключённых, проводит с ними беседы, а его верная помощница и правая рука – матушка Елена. А православная певица Анна Широченко служит Господу своими удивительными песнями, помогая обрести тот самый желанный мир в душе, без которого не обойтись ни одному православному христианину. Каждая на своём месте, своим трудом, своими силами служат Господу и близким. Без ропота, что не воздают им должного и заслуженного. Всех их сегодня поздравляем с праздником святых жен-мироносиц. И пусть будут им от их близких и подарки, и цветы, и добрые слова. Много добрых слов, много подарков, и цветов много. Сирень-то в садах дышит радостно, жадно. Говорят, чем больше её ломать, тем обильнее зацветёт она будущей весной.

Как гласит история, традиция чествовать что-либо в первый день мая появилась еще в античном Риме. Правда, тогда празднество, конечно, не имело ничего общего с профсоюзами: римляне торжествовали по случаю Майи и Флоры - богинь плодородия и цветов соответственно.

Подобные развлечения в первый день последнего месяца весны можно отметить у многих народов.

Тем не менее, исток своей более-менее современной интерпретации праздник берет в XIX веке, когда 1 мая 1886 года в американском городе Чикаго начались масштабные митинги рабочих. Демонстранты требовали у работодателей введения восьмичасового рабочего дня. В результате начались стычки рабочих с полицией. Как результат, семь рабочих-анархистов были приговорены к смертной казни, сотни митингующих арестованы.

В июле 1889 года Парижский конгресс второго Интернационала по предложению французского делегата Раймона Лавиня принял решение о ежегодном проведении 1 мая рабочих демонстраций. Подобные меры стали знаком солидарности с чикагскими рабочими.

Спустя год 1 мая митинг в формате праздника был проведен в Испании, Австро-Венгрии, Дании, Бельгии, Норвегии, Германии, Италии, США, Швеции и Франции.

Еще через один год, в 1891-м, всем странам было предоставлено право самостоятельно выбирать дату празднования.

В том же году в Петрограде (Санкт-Петербурге) впервые прошла праздничная сходка рабочих. Организатором выступила социал-демократическая группа революционера Михаила Бруснева.

Первая интерпретация Первомая получила название "маевка": рабочие собирались за городом, устраивали пикники, гуляния и, конечно, политические выступления.

С началом Первой мировой войны количество митингов заметно сократилось, выступления стали единичными. В революционной России впервые официально праздник отметили лишь в 1917 году.

Статус официального праздника дата 1 мая получила лишь в 1918 году - праздник под названием "День Интернационала" закрепили в Кодексе законов о труде. Событие дало толчок к проведению ежегодных многотысячных митингов и демонстраций в Киеве, Москве и других крупных городах. Традиционными также стали военные парады, концерты и парады физкультурников.

В эпоху застоя первомайские демонстрации стали носить иной характер: трудящийся народ "выражал солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран".

В 1956 году 1 мая о военном параде и демонстрации трудящихся был проведен телевизионный репортаж, впоследствии митинги ежегодно транслировались по центральному телевидению.

С 1970 года 1 и 2 мая официально получили название Дней международной солидарности трудящихся.

В 1990 году в самый разгар праздничного мероприятия на Красную площадь вышла альтернативная колонна, выкрикивающая антисоветские и антикоммунистические лозунги. Руководители СССР, в том числе Михаил Горбачев, покинули трибуну, телевизионная трансляция была резко прекращена, а парад военной техники и вовсе был отменен.

© Sputnik / Сергей Гунеев

Спустя два года День международной солидарности трудящихся был переименован в Праздник весны и труда.

Традиции 1 Мая

В этот день во многих странах мира проходят масштабные митинги, демонстрации, парады. Профессионалам своего дела, отличившимся усердным трудом, по случаю праздника вручают грамоты и подарки.

Несмотря на то что в большинстве стран Первомай практически утратил первоначальный смысл, праздник остался символом наступления последнего самого теплого весеннего месяца.

1 Мая отмечается веселыми народными гуляниями в парках развлечений. Кроме того, традиционно открываются сезоны шашлыков и аттракционов.

Сегодня 1 Мая для многих - лишь эхо советского прошлого. Но его история интересная и необычная. Статья расскажет о том, как трансформировался в Международный день труда. Да, действительно, традиции данного торжества берут свое начало в глубине веков. В то время наши предки отмечали праздник, который символизировал начало нового сезона полевых работ. А значит - труда.

Праздник богини

Власти вносят много корректив в восприятие народом тех или иных явлений. Правящая элита во все времена желала укоренить в обществе свою идеологию. Сфера их деятельности распространялась во всех направлениях: от толкования истории до основания празднований.

Очень интересно формирование традиции отмечать 1 Мая. Что за праздник в первый день третьего месяца весны, знали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Каждый из этих народов поклонялся богине Майе. Она была покровительницей земледельцев. Ежегодно крестьяне, чтобы задобрить богиню, устраивали массовые торжества. Дата приходилась на 1 мая. В этот день любая работа отменялась. Все праздновали приход нового урожайного сезона. Позже римляне в честь Майи назвали месяц.

Русское торжество

Отмечали современные праздники и славяне. 30 апреля и 1 мая были выделены красным в их календаре. Ритуал, который проводили наши предки, назывался Радоница. Суть праздника 1 мая у славян - уход весенних холодов. В эти дни также почитали покойников. На их могилы приносили дары, среди которых были и Приветствовали богиню Живу, имевшую силу оживлять природу. Весь день 1 мая отводили под отдых. Люди купались в холодной воде, чтобы очиститься, и жгли обрядовые костры на берегах рек.

С приходом христианства представители церкви поставили перед собой цель истребить языческие обряды. Это касалось как покровительницы плодородия Майи, так и русских ритуалов чествования умерших. Но избавиться от веселого и радостного праздника стало задачей непростой. Все знали, какой праздник 1 мая важный, и продолжали его отмечать.

Поэтому было решено трансформировать традиции. Языческие праздники весны преподносили как торжество Воскресения Христа, переняв некоторые исконные элементы.

Первый день тружеников

За десять веков христианства праздник прихода тепла исчез и отмечался уже как чудо воскрешения. Но исторические события внесли свои поправки.

1856 года австралийские работники организовали марш протеста. Главное требование было - перевести трудящихся на 8-часовой рабочий день и при этом не уменьшать зарплату. Тогда фортуна была на их стороне. Цели они добились без кровопролития. С тех пор праздновали свою победу ежегодно.

Тридцать лет спустя, в 1886 году, на другом континенте работники США и Канады решили путем митингов и демонстраций также добиться 8-часового рабочего дня. Это произошло 1 мая. Что за праздник в этот день, знает каждый, но не всем известно, что его история трагична.

Бастующие добивались ограниченного рабочего дня (до этого он колебался от 12 до 15 часов), установленной зарплаты и социальных гарантий. Каждый город поднял бунт. Но центром протестов стал Чикаго.

Родина 1 Мая

События в Чикаго вошли в историю как «митинг на Хеймаркет». На улицы города вышло около 40 000 недовольных рабочих. На следующий день один из ведущих заводов уволил более 1000 работников. Обиженные и безработные люди устроили еще одну демонстрацию. Под воротами того завода восстания были разогнаны полицией, при этом десятки людей пострадали, а несколько забастовщиков были убиты.

Еще более кровавые события произошли через три дня после 1 мая. История праздника приобрела новый поворот.

На Хеймаркет-сквер, в торговом центре, организовали митинг против расправы власти. Все было относительно спокойно. Полиция собиралась очистить площадь. Но один из провокаторов бросил в стражей порядка бомбу. Полиция начала обстрел. В ходе стрельбы погибло много мирных протестующих. Последовали репрессии, а через некоторое время и извинения власти.

Весь мир узнал о так называемой революции 1 мая. Что за праздник мог быть основан на этих событиях? Конечно, начали отмечать победу рабочих над системой!

Подпольные маевки

Официально представил мероприятие и ввел в народ Конгресс II Интернационала. Эта структура объединяла в своих рядах социалистические рабочие партии со всего мира. В 1889 году в Париже было решено отмечать день пролетариата в память о погибших в Чикаго. Предложение ежегодно выходить на улицы города и бороться за свои права прижилось. С тех пор разнеслась по свету слава дня 1 мая. Праздник в России (во времена империи) впервые отметили в 1890 году в Варшаве. В следующем году уже подпольно радовался Дню трудящихся всего мира Петербург. Там труженики прятались от руководящей власти в лесу. Под видом пикника люди обсуждали важные революционные вопросы. Подхватила движение и Москва. Первая пролетарская маевка состоялась там в 1895 году.

Открыто отпраздновали День труда в 1917 году. Торжество имело яркую политическую окраску. Лозунги, возгласы, портреты политических деятелей - все было направлено на классовую борьбу. Год спустя, с приходом к власти Советов, был принят закон о том, что отныне на общегосударственном уровне будет отмечаться 1 Мая. Что за праздник и как его провести, знал каждый советский человек.

Время рабочего народа

Самые яркие первомайские акции организовывались Советской властью. Коллективы готовились к торжеству неделями. Это был не только выходной день, а и масштабная культурная программа, планированием которой занималась элита.

Парадам Союза завидовал весь мир. Люди с удовольствием шли на демонстрации. Каждый боролся за лучший транспарант.

Для того чтобы в первые годы вывести массы на улицы, власть схитрила. Руководители пустили по главным площадям колонну техники, среди которой был танк. На чудо собрались посмотреть зеваки.

Парады 20-30-х годов запомнились пышными акробатическими и гимнастическими номерами. Также ставились различные сценки, в которых высмеивались капиталисты. Вот какой праздник 1 Мая был в Советском Союзе.

День труда

Стартовало торжество в Союзе под названием День Интернационала. Но позже наименование изменилось. С 1930 года день 1 Мая был известен как Праздник международной солидарности пролетариата. Годы Великой Отечественной войны внесли свои модификации. Тогда день переименовали в Боевой пролетариата. Далее утвердилось новое официальное название - Международный день труда. Но в народе его называли просто - 1 Мая. История праздника берет свое начало в США, но стоит заметить, что там рабочие отдыхают в первый понедельник сентября.

Более чем в 140 странах труженикам дают выходные 1 мая или в первый понедельник месяца. Еще 80 государств отмечают праздник в другой день.

Забвение традиций

Сегодня сценарий праздника 1 Мая приобрел новые черты. Стоит заметить, что все меньше россиян хочет посвящать этот день массовым акциям. Специалисты утверждают, что такой спад активности вызван тем, что во времена коммунистической идеологии выход на парад был принудительным, тогда как сейчас даже сам парад потерял свои изначальные качества.

В современной России 1 Мая лишилось политического контекста и отмечается как Официально такой статус предоставили торжеству 30 декабря 2001 года, что указано в статье 112 Трудового кодекса РФ.

Этот день люди стараются провести в кругу друзей и семьи на природе, хорошо отдохнуть и набраться сил до следующих праздников.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: