Международный студенческий научный вестник. Особые переводы

Коммуникативные игры с детьми

с расстройствами аутистического спектра

Людей,детей с аутизмом необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими людьми.Это непростая задача решается только при непосредственном взаимодействии семьи со специалистами.

Развитие коммуникативных способностей ц елесообразно начинать с простых игр и упражнений.

Цель-побуждать ребенка к речевому высказыванию.

Игра "Паровозик-ту-ту-ту"

Взрослый выполняет игровые действия с игрушечным паровозиком возит его по столу и произносит: "ТУ-ТУ". Как только ребенок обратит внимание, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложите только говорить "ту-ту" или "у-у".

Упражнение "Мишка топает"("Зайка прыгает")

Цель: формирование умения составлять фразу из двух слов. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит:"Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай." Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая:"Мишка топает.(Зайка прыгает)". Можно предложить ребенку поиграть с игрушкой.Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц). Взрослый говорит:"Мишка топает,топ-топ. Саша топает,топ-топ". Поддержите ребенка в его начинании:" Ты молодец.Вот как топаешь".

Игра "Кулачками тук-тук"

Взрослый сжимает кулаки,показывая их ребенку и говорит:"Вот какие кулачки.А у Саши есть кулачки?" Ребенок постукивает (или вы кулачками ребенка и произносит: "Тук-тук".

"Сова-большая голова"

Читаем потешку "Совушка сова" и выполняем круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повороты влево - вправо.предложите ребенку повторить за вами.

"Подметаем пол"

Ходить слегка наклонившись и делать руками движения имитирующие подметание пола.Для убедительности можно взять метлу или веник, ана полу разложить конструктор или смятую бумагу.

"Здравствуй,солнышко!"

Ноги вместе в стороны, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки.Поднять руки вверх и хорошо потянуться на носочках к солнышку "Здравствуй,солнышко!", кулачки разжать и помахать (разогнать тучки).

"Твоя ладошка,моя ладошка"

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя:"Твоя ладошка,моя ладошка".

"Ладушки"

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговариет:"Ладушки,ладушки.."

"Мы на лодочке плывем"

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь,напевает

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

"Ля-ля-ля,ля-ля-ля"-

Покачнулись ты да я

С.Исханова.

"Покатаем мячик"

Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулировангию с мячом вместе с ребёнком.

Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие средства коммуникации, улучшить навыки решения задач и интегрироваться в общество. Расстройства аутичного спектра (РАС) негативно влияют на то, как ребенок играет в игры, однако вам по силам помочь ему преодолеть проблемные моменты.

Как РАС влияет на способности играть в игры

Детям с РАС нравится играть, но некоторые виды игр им недоступны. Часто они играют в очень ограниченные по объему действий игры, используют лишь несколько игрушек, игнорируя все остальные, или же играют по шаблонам. Например, ребенок складывает головоломку по одной и той же схеме, или же раскручивает колеса машины и наблюдает за их вращением.

Поскольку РАС влияют на развитие навыков социального взаимодействия и общения, они также оказывают влияние на то, как формируются важные навыки, необходимые для игр, такие как способность копировать простые действия, исследовать окружающее пространство, совместно использовать предметы, разделять внимание с окружающими, отвечать на действия других людей и выполнять действия по очереди.

Тем не менее, ребенок может выучить и развить эти навыки, и вы можете оказать ему в этом содействие. Совместные игры с ребенком – это отличный способ добиться с ним контакта на доступном ему уровне.

Если у вашего ребенка в настоящее время лишь ограниченный круг игровых интересов, не стоит огорчаться – используйте предметы или животных, которые ему нравится, чтобы побудить его к новым занятиям. Если вашему ребенку нравятся слоны, то предложите ему раскраску со слонами или новую игру, где будут принимать участие игрушечные слоники.

Виды игры

Существует шесть основных видов игр, которые развиваются по стадиям:

  • Исследовательские игры

В этих играх дети скорее изучают объекты или игрушки, а не играют с ними в полном смысле этого слова. Ребенок может ощупывать мишку или брать в рот кубик, или смотреть на руки куклы. На этой стадии игры, дети узнают об окружающем мире путем восприятия разнообразных форм, цветов, размеров и текстур.

Вы можете помочь ребенку с РАС, создавая условия для такой игры и поощряя его изучать окружающие предметы. Например, вы можете поощрять ребенка хлопать ладошкой по воде в ванной или тереть мыло между пальцами.

  • Игры в причину и следствие

Этот тип игр характерен тем, что ребенку необходимо осуществить какое-либо действие, чтобы достичь желаемого результата – например, нажать на кнопку, чтобы заиграла музыка, или же закрутить пружину, чтобы из коробки выскочил Петрушка.

Этот вид игр учит детей, что у их действий есть последствия, и дает им ощущение контроля над событиями. Дети могут научиться управлять игрушками самостоятельно, через исследовательские игры, или же повторять увиденные примеры.

Похвалы в адрес вашего ребенка с РАС, когда он выполняет какое-либо действие правильно, будут стимулировать его к продолжению подобных игр. Это также поможет ему играть с другими игрушками с позиций причин и следствий.

Такие игры – это еще и хорошая возможность научить вашего ребенка просить о помощи и играть во что-то по очереди. Например, вы можете по очереди нажимать на кнопку, чтобы какой-то персонаж выскакивал из коробки и по очереди запихивать его обратно в коробку.

  • Функциональные игры («Игры в игрушки»)

Эти игры включают в себя «правильное» использование игрушек – так как задумывалось их создателями. Например, машинки катаются, игрушечный телефон подносится к уху, а мячик кидается.

Если эти игры представляют сложность для вашего ребенка с РАС, то вот несколько предложений, как ему помочь.

  • Сядьте перед ребенком, чтобы он мог смотреть на вас, общаться с вами и видеть, что вы делаете. Кроме того, так легче вовлечь ребенка в игру.
  • Предложите ребенку две или три игрушки, которые ему нравятся. Это даст ему ощущение свободы, и не будет сбивать его с толку богатством выбора.
  • Присоединитесь к игре, в которую играет ваш ребенок, а не сразу же показывайте ему, как играть правильно. Например, если ваш ребенок крутит колеса у машины, тоже покрутите их, а потом переверните машину и покатайте ее, говоря «Вжж, вжж» или «Би-би, би-би».
  • Если ребенок не повторяет вас, вы можете вовлечь его в игру, взяв его руку в свою и поместив детскую руку на машинку. Говорите при этом: «Теперь твоя очередь катать машину» и катайте машину вместе.
  • Наградите ребенка – используйте похвалу и слова поощрения: «Ты построил очень высокую башню. Как ты умеешь!» Применяйте и другие виды стимулов: спойте ему песню или выдуйте несколько мыльных пузырей.
  • Очень важно знать, когда следует остановиться: следите за проявлениями скуки и отсутствия интереса.

Умение играть с игрушками – и играть с вами – это важное достижение, позволяющее перейти к более сложным видам игр.

  • Созидательная игра

Созидательная игра – это когда ребенок строит что-то или собирает предметы вместе. Такие игры характеризуются работой по достижению конечной цели – например, полному складыванию паззла или постройке башни, или завершению простой картины.

У некоторых детей с РАС наблюдаются задержки с такими видами игр. При этом, другие дети с РАС развиваются в этом направлении подобно нейротипичным детям, а некоторые даже опережают обычных детей в умении складывать паззлы или рисовать.

Читайте также Как понять проявления аутизма - Почему дети с аутизмом так делают. Часть вторая.

Вы можете помочь своему ребенку с РАС начать играть в созидательные игры, показывая ему, что делать. Постойте вместе с ним башню, чтобы он понял, как это делать, или же покажите ему картинки, иллюстрирующие строительство башни.

  • Физические игры

К этому виду относятся игры, связанные с бегом, карабканьем, балансированием, прыжками и заставляющие ребенка использовать все тело. Такие игры развивают навыки крупной моторики.

Физические игры дают всем детям опыт по взаимодействию с другими людьми и предметами, которые их окружают. Эти игры важны для развития ребенка, не пренебрегайте прогулками и игровыми площадками.

  • Ролевые игры

Это такой вид игр, когда дети делают вид что делают что-то и используют во время игры воображение. Примерами таких игр может быт кормление понарошку верблюда, переодевание в Бэтмена, игры в «вождение» машины, или превращение дивана в корабль, если того требует игра.

Ролевые игры позже других осваиваются детьми (обычно в них начинают играть в возрасте двух лет – в случае нейротипичных детей). Это – самый сложный вид игр.

Ролевые игры особенно важны для развития навыков социального взаимодействия, языка и коммуникации. Хотя в этом вид игр дети с РАС испытывают наибольшие сложности, очень многие из них в конечном итоге начинают играть в ролевые игры.

Есть множество простых, вполне заурядных действий, которые ваш ребенок может научиться использовать в ролевой игре – к ним, например, относятся «вождение» машины, «езда верхом» на лошади и бой в барабан.

Когда ваш ребенок освоил отдельные ролевые действия, вы можете развить его способности к воображению и ролевым играм, разбив какую-то ролевую игру на отдельные простые шаги. Вы также можете использовать рисунки, чтобы помочь ребенку понять, что нужно делать. Также можно подойти к вопросу с юмором – например, используя расческу вместо ложки, чтобы кормить медведя. Вы также можете поощрять ребенка присоединиться к вам в игру в «понарошку».

Ролевые игры также включают в себя принятие образов других людей или существ. Вы можете помочь ребенку в этом виде игры, взяв любимую сказку ребенка и разыграв ее с ним и, если требуется, другими взрослыми, по ролям. Вы можете раздать детям костюмы и предложить им изменить голос, походку и жесты. Постепенно внедряя новые темы и меняя роли, которые играет ребенок, вы можете подтолкнуть его к независимой ролевой игре.

Социальные игры

Помимо описанных шести видов игры, существуют еще и социальные игры, которые требуют умения играть вместе с другими.

Социальные игры также развиваются по стадиям, но навыки игр с другими детьми могут развиваться с большим трудом у детей с РАС. Вы можете помочь своему ребенку, определить, на какой стадии социальной игры он находится и предлагать ему возможности, поддержку и ободрение, чтобы он перешел на следующую стадию. Стадии социальной игры перечислены ниже.

Нужно отметить, что по мере продвижения ребенка по стадиям социальной игры, они все равно будут хотеть часть времени играть наедине. Это нормально, что ваш ребенок не все время хочет играть с другими.

  • Одиночные игры

Такие игры ведутся ребенком самим по себе и независимо от других. Ребенок не пытается приблизиться к другим детям и не обращает внимания на то, что они делают.

В случае детей с РАС можно поощрять одиночные игры, начав с вовлечения его в действия, имеющие четкую цель и окончание. Поначалу такие игры должны быть короткими, чтобы ребенок мог закончить игру быстро и ощутить триумф от достижения цели. Например, выберите простой паззл или пирамидку.

  • Параллельные игры

Дети на этой стадии начинают играть, будучи окружены другими детьми, и могут использовать такие же или похожие игрушки, что и у других детей.

Вы можете содействовать развитию навыков игры на этой стадии, поощряя ребенка играть в какую-то игру – например, поезда – самому по себе, но будучи рядом с другими детьми. Вы можете поощрять ребенка имитировать игру других детей, когда он играет сам по себе.

  • Игры и разделение предметов с другими (ассоциативная игра)

На этой стадии дети взаимодействуют с другими детьми – они дают, берут и совместно используют игровой материал. Для нейротипичных детей эта стадия начинается в возрасте примерно трех лет.

Вы можете помочь своему ребенку с РАС научиться навыкам ассоциативной игры, поощряя его меняться предметами, пока он все еще играет сам по себе – например, меняться велосипедами или самокатами, когда он катается вместе с другими детьми.

  • Игры со взаимодействием с другими (кооперативная игра)

Совместные игры с другими требуют умений играть в игры с установленными правилами, самому придумывать правила, а также вместе работать над какой-то большой задачей, например, строительством башни из песка или шалаша. Кооперативные игры могут быть очень сложными, они требуют развитых навыков коммуникации.

Нам нередко задают вопрос: в какие игры с детьми-аутистами можно поиграть? Ответ очевиден: в те же, в которые вы бы играли, будь перед вами обычный ребенок. Удивляет другой факт — вокруг нас есть люди, которых подобный ответ ставит в тупик. А знаете почему? Потому что пока еще не для всех очевиден ответ о том, как при аутизме вовлечь ребенка в совместную игру, совместное занятие, совместное событие. Вовлечь так, чтобы он реагировал, отвечал, присоединялся, подражал, выполнял определенные игровые действия или предлагал собственные. Иначе говоря, чтобы его поведение в совместной со взрослым игре напоминало игровое поведение обычного ребенка.

Что мешает обычным играм с детьми-аутистами?

  • игры на непосредственное взаимодействие,
  • игры с предметами,
  • сюжетные этюды и сюжетные игры,
  • игры по ролям, сюжетно-ролевые игры и игры с правилами (представляете, это уже не фантастика, дети с исходно тяжелыми формами аутизма к моменту выпуска из детского сада успевают дойти даже до таких уровней).

Как начать игру с детьми-аутистами и какую цель надо преследовать?

Все еще не решаетесь поверить? А вы не верьте. Возьмите и проверьте. Оцените текущее состояние ребенка , определите, над чем в первую очередь предстоит работать, учтите важное для его ситуации сочетание статики и динамики в разыгрывании (или обыгрывании) сюжета , и затейте веселую совместную игру — либо присоединившись к его любимым занятиям, либо предложив игру на основе его любимого занятия, либо предложив несколько игр и выбрав наиболее ему понравившиеся, либо… вариантов много. Как минимум потому, что аутизм многогранен.

Единственное, о чем следует помнить, это о том, что ваши игры с детьми-аутистами в любом случае должны оказаться совместными, а не скатиться на функциональные. Цель примитивной и, как правило, автономной функциональной игры, свойственной при аутизме, — получение сенсорного удовольствия. Вам же посредством эмоционального тонизирования, смыслового комментирования и физического тормошения предстоит помочь ребенку перешагнуть эту грань . С тем, чтобы игра начала отражать его опыт, доставлять удовольствие от общения с вами, раскрывать смысл окружающих предметов и явлений, передавать новые знания и осваивать новые модели поведения. То есть стала выполнять все те функции, которые она выполняет в играх обычных детей .

Сходите и посмотрите, во что могут играть дети с аутизмом, когда педагоги не стесняются действовать: https://youtu.be/rdhUVYJ5SdA

Кстати, согласно нашим источникам, результаты, отраженные в видео, в этом дошкольном учреждении «к сожалению, уже устарели». Оказывается, их игры с детьми-аутистами привели к «неожиданному» переходу дошколят на ролевую, сюжетно-ролевую игру, и положили начало освоению игр по правилам. Речь о случаях, когда взрослый не помогает детям выполнять игровые действия. Самостоятельность в их исполнении, вот к чему оказались «недостаточно готовы» педагоги. Одним словом, «зажигают» ребята! Вдохновляйтесь, дерзайте и играйте с удовольствием. Пусть у вас тоже все получится.

Игры с детьми-аутистами: что мешает, с чего начать, к чему стремиться?

Презентация позволяет раскрыть возможности сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка с РАС, а также рассказывает об этапах развития игры, особенностях, роли взрослого в становлении сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре. Подготовил: воспитатель группы компенсирующей направленности со сложным дефектом МБДОУ «Детский сад №154» Канакова Е. В.

Актуальность Аутизм и расстройства аутистического спектра – это те нарушения детского развития, к которым приковано особое внимание медиков, биологов, педагогов и психологов, в связи со значительным ростом числа подобных расстройств в Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни, во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, так же саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. последние годы. Несмотря на большое число проведенных исследований, до сих пор не существует единого мнения о природе синдрома и причинах его возникновения. Установлено, что расстройство аутистического спектра выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в собственный мир.

Трудности в коммуникации Побочные реакции на сенсорные раздражители Трудности в установлении визуального контакта Нарушение развития речи Нарушение социального взаимодействия Стереотипность поведения Основные признаки расстройства аутистического спектра

Избегание контакта "глаза в глаза" 43 % (5 человек) Избегание общения со взрослыми 21 % (3 человека) Избегание общения со сверстниками 43 % (5 человек) Неадекватная имитация 29%(4 человека) Искажённая эмоциональная реакция 29% (4 человека) Стереотипные движения 21% (3 человека) Нетипичное использование игрушек 21% (3 человека) Повышенная чувствительность к звукам 14% (2 человека) Отсутствие осмысленной речи 29% (4 человека) Необоснованные страхи 14% (2 человека) Нарушения чувства самосохранения 43 % (5 человек) Наличие признаков расстройств аутистического спектра у детей группы компенсирующей направленности Количество: 14человек

Игра Предметно – манипулятивная деятельность Режиссерская игра Образно – ролевая игра Сюжетно-ролевая игра Игры с правилами Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

Особенности игры ребенка с расстройствами аутистического спектра: * « Застревание » на стадии предметной игры; * Отказ от действия с предметами в соответствии с их функциональным назначением; * Незаинтересованность игрушками и игровыми предметами; * Отсутствие интереса в игре к другим детям; * Затруднение в использовании предметов-заместителей или отсутствие данного умения.

Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. В процессе таких игр, ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей, ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в тоже время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. В сюжетно-ролевой игре, ребенок приобретает очень важный и разнообразный социальный опыт. Так как связи с миром у ребенка с расстройствами аутистического спектра нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы.

учитель-логопед муз. руководитель воспитатели учитель-дефектолог инструктор по ФИЗО РЕБЕНОК Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра, должна проводиться комплексно, группой специалистов: воспитателей, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем. Педагог- психолог

Задачи по развитию элементов сюжетно-ролевой игры у детей с расстройствами аутистического спектра: 1. Формируем у детей умения наблюдать за игровыми действиями взрослого, а потом воспроизводить с поддержкой взрослого и подражать его действиям. 2. Побуждаем детей обыгрывать разные игрушки. 3. Воспитываем интерес к выполнению игровых действий по подражанию взрослым. 4. Воспитываем эмоциональное отношение к игре или игрушке. 5. Воспитываем интерес к подвижным играм. 6. Вместе с детьми инсценируем эпизоды знакомых сказок. 7. Учим играть рядом и не мешать друг другу.

Визуальный контакт Разный тембр Различные интонации Многократное повторение Установление контакта педагога с ребенком в игре

специальная организация постепенно е развитие обучение создание особых условий ребенок -взрослый Ребенок- другие дети знакомые дети знакомая обстановка Развитие сюжетно-ролевой игры Сюжетно-ролевая игра условия

Развитие у детей элементов сюжетно-ролевой игры не возможно без тесного взаимодействия с другими видами игр: Стереотипная игра Комфортная ситуация Возвращает ребенка в уравновешенное состояние

Особенности стереотипных игр Длительность Неизменность Повторяемость Единственный участник – сам ребенок Цель, логика игры непонятны для окружающих

Сенсорные игры Дают ребенку новые чувственную информацию, переживание приятных эмоций, новые представления о социальных взаимоотношениях. Терапевтические игры Позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи, является первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением. Психодрама Способ борьбы со страхами и избавления от них. Совместное рисование Дает возможность для проявления ребенком активности, для развития представления об окружающем. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую.

Работа с семьей Мастер – классы для родителей Участие в выставках, конкурсах, проектах Мини-лекции об актуальных проблемах Просветительская информация в родительском уголке Индивидуальные консультации

Вывод: Статистика говорит, что в 19% случаев, у детей с расстройствами аутистического спектра, игра вообще отсутствует. Одновременно может наблюдаться отсутствие или неадекватность социальных стимулов, предлагаемых ребенку, вследствие чего формируется ситуация « депривации в широкой общественной среде». Поэтому в работе с такими детьми не следует ставить глобальных целей, так как ваши надежды могут не оправдаться. Порой адекватные действия с предметами, появление незначительного интереса к игре и сверстнику как партнеру по игре, является огромным достижением для такого ребенка.

Пожелание! Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь, в нашу с вами жизнь, эти дети приходят проверить нас с вами на человечность. Р. Шнайдер

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ленинского района

Города Нижнего Новгорода

Районное методическое объединение

для воспитателей коррекционных групп

«Социализация детей со сложной структурой дефекта в условиях полифункциональной среды»

Тема: «Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре»

Подготовил: воспитатель группы

Компенсирующей направленности

МБДОУ «Детский сад № 154»

Канакова Е.В.

Нижний Новгород

2015г.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре

1 слайд

Тема:

«Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре»

2 слайд

Актуальность.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Аутизм и расстройства аутистического спектра – это те нарушения детского развития, к которым приковано особое внимание медиков, биологов, педагогов и психологов, в связи со значительным ростом числа подобных расстройств в последние годы. Несмотря на большое число проведенных исследований, до сих пор не существует единого мнения о природе синдрома и причинах его возникновения. Установлено, что расстройство аутистического спектра выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в собственный мир.

3 слайд

Основными клиническими признаками РАС являются:

  • Трудности в коммуникации.
  • Трудности в установлении визуального контакта.
  • Побочные реакции на сенсорные раздражители.
  • Нарушение развития речи.
  • Стереотипность поведения.
  • Нарушение социального взаимодействия.

Дети с расстройствами аутистического спектра зачастую боятся всего нового.

Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. Такие дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.

4 слайд

На таблице представлены, в процентном соотношении, присутствие данных признаков у детей нашей группы.

Хотя в официальных медицинских документах нет заключения о наличии расстройств аутистического спектра, мы из наблюдений за детьми, и

анализируя характеристики расстройств данного спектра, основанных на опроснике CASD, отметили присутствие некоторых признаков у детей нашей группы.

5 слайд

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

Она вырастает из предметно - манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Для появления игры необходим определенный уровень развития предметных действий. Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным, его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. На границе раннего и дошкольного возраста, возникают первые виды игр. Это режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно, и соответственно действует. Режиссерская и образно-ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из сюжетно-ролевой игры выделяются игры с правилами.

6 слайд

В отличие от обычных сверстников, дети с расстройствами аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением, ребенок отказывается, так как социальное назначение предмета для него менее важно, чем его отдельное сенсорное свойство.

Особенности игры ребенка с расстройствами аутистического спектра:

  • «Застревание» на стадии предметной игры.
  • Отказ от действия с предметами в соответствии с их функциональным назначением.
  • Не заинтересованность игрушками и игровыми предметами.
  • Отсутствие интереса в игре к другим детям.
  • Затруднение в использовании предметов-заместителей или отсутствие данного умения.

7 слайд

Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. В процессе таких игр, ребенок может брать на себя разные роли и проживать

разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей, ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в тоже время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. В сюжетно-ролевой игре, ребенок приобретает очень важный и разнообразный социальный опыт. Так как связи с миром у ребенка с расстройствами аутистического спектра нарушены, ему не

удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы.

8 слайд

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического

спектра, должна проводиться комплексно, группой специалистов:

воспитателей, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем.

9 слайд

Задачи по развитию элементов сюжетно-ролевой игры у детей с расстройствами аутистического спектра:

1. Формируем у детей умения наблюдать за игровыми действиями взрослого, а потом воспроизводить с поддержкой взрослого и подражать его действиям.

2. Побуждаем детей обыгрывать разные игрушки.

3. Воспитываем интерес к выполнению игровых действий по подражанию взрослым.

4. Воспитываем эмоциональное отношение к игре или игрушке.

5. Воспитываем интерес к подвижным играм.

6. Вместе с детьми инсценируем эпизоды знакомых сказок.

7. Учим играть рядом и не мешать друг другу.

10 слайд

Установление контакта педагога с ребенком являются залогом результативности обучения игре, и возможно при соблюдение следующих рекомендаций:

Всегда садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать что вы делаете и копировать ваши действия.

Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Говорите так. чтобы ребенку было легко вас понять.

Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в тоже время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок говорит односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.

При каждой возможности многократно повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

Используйте различные интонации, чтобы удержать внимание ребенка.

Отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.

Похвала и поощрение помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.

11 слайд

Развитие сюжетно-ролевой игры ребенка с расстройствами аутистического спектра отличается рядом особенностей:

Обычно без специальной организации такая игра не возникает. Требуется обучение и создание особых условий для игр. Однако даже после специального обучения еще очень долго присутствуют лишь свернутые игровые действия.

Развивается сюжетно-ролевая игра очень постепенно, и в своем развитии должна пройти несколько последовательных этапов. Игра с другими детьми, как обычно происходит в норме, сначала недоступна аутичному ребёнку. На начальном этапе специального обучения с ребёнком играет взрослый. И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребёнка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимального комфорта для ребёнка: знакомая обстановка, знакомые дети.

12 слайд

Развитие у детей элементов сюжетно-ролевой игры не возможно без тесного взаимодействия с другими видами игр.

У ребенка с расстройствами аутистического спектра есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая повторяющиеся странные действия, где отсутствует видимый сюжет. Стереотипная игра ставит ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей.

Положительные стороны стереотипной игры:

Для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.

Если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.

Наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. Мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.

13 слайд

Главные особенности стереотипных игр:

  • Цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих.
  • В этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок.
  • Повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций.
  • Неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени.
  • Длительность – ребенок может играть в такую игру годами.

14 слайд

Сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые).

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

Переживание приятных эмоций положительно сказывается на настроении и поведении ребенка.

Возникновение эмоционального контакта со взрослым.

Получение ребенком новой сенсорной информации. Это важно для расширения его представлений об окружающем мире.

Внесение в игру новых социальных смыслов. Это введение сюжетов, что приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Примеры сенсорных игр: «Переливание воды», «Купание кукол», «Игры с мыльными пузырями», «Вертушка», «Бульки», «Холодно – горячо», «Постучим, погремим» и т. д.

В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры. Они позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом к контролю над собственным поведением.

Примеры терапевтических игр: «Снежки в заданную цель», «Выбиваем пыль», «Детский футбол», «Бумажный листопад», «Бумажная битва» и т. д.

Терапевтические игры могут вылиться в проигрывание психодрамы.

Психодрамы – способ борьбы со страхами и избавления от них.

На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование.

Совместное рисование дает возможность для проявления ребенком активности, для развития представлений об окружающем.

Все игры взаимосвязаны между собой и свободно перетекают одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи и для них характерна общая закономерность – повторяемость и путь от ребенка.

15 слайд

Работая с детьми, с расстройствами аутистического спектра, педагогам и родителям необходимо совместными усилиями развивать воображение детей, обучать эффективным способам общения и игре со сверстниками, а значит адаптировать их условиям окружающего мира.

Работа с родителями:

Мини-лекции об актуальных проблемах;

Индивидуальные консультации;

Мастер-классы для родителей;

Участие родителей в конкурсах, выставках, проектах;

Просветительская информация в родительском уголке.

16 слайд

Вывод:

Статистика говорит, что в 19% случаев, у детей с расстройствами аутистического спектра, игра вообще отсутствует. Одновременно может наблюдаться отсутствие или неадекватность социальных стимулов, предлагаемых ребенку, вследствие чего формируется ситуация «депривации в широкой общественной среде» (отстраненность от внешнего мира).

Поэтому в работе с такими детьми не следует ставить глобальных целей, так как ваши надежды могут не оправдаться. Порой адекватные действия с предметами, появление незначительного интереса к игре и сверстнику как партнеру по игре, является огромным достижением для такого ребенка.

17 слайд

Пожелание! Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь, в нашу с вами жизнь, эти дети приходят проверить нас с вами на человечность.

Р. Шнайдер (педагог, философ)


Статья "Как вовлечь ребенка с РАС в игру"

Департамент образования города Москвы Восточный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1246" Столова Н.Е.

Игра - естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром, с самим собой. Но для детей с расстройствами аутистического спектра игра становится тяжелой работой. И в этом нет ничего удивительного.

Ведь многие дети данной категории испытывают сложности не только с обработкой сенсорной информации, но и с овладением пассивной и активной речью и моторными навыками. Эти сложности неизбежно приводят к тому, что таким детям трудно начинать игру и принимать в ней участие.

Проблемы носят комплексный характер, потому что особым детям сложно учиться, наблюдая за другими, - навык, который является еще одним ключом к успеху. Кроме того, социальное взаимодействие само по себе не мотивирует детей с аутизмом к общению, так как они не предрасположены к общению и совместным играм с другими детьми. Однако наш опыт говорит о том, что, если таких детей обучить эффективным способам взаимодействия с объектами и людьми, которые расширят их сенсорные, моторные, речевые и социальные навыки, они будут получать от этого удовольствие!

Повысить вовлеченность ребенка в мир вокруг него - главная задача игр и занятий. Иногда кажется, что все наши попытки привлечь внимание ребенка и вовлечь его в игру совершенно бесплодны. Мы думаем так, опираясь на его реакцию на наши действия. Однако дети с аутизмом могут не выдавать типичных реакций. И поэтому мы, взрослые, руководствуясь желанием избежать перевозбуждения уменьшаем уровень вовлечения ребенка в игру или занятие, по сути, предоставляем меньше возможностей для приобретения опыта, необходимого для обучения взаимодействию.

Общаясь с детьми, в том числе аутистами, мы должны помнить о том, что они тоже с нами общаются, реагируя определенным образом, даже если нам кажется, что это не так. Мы не должны судить об уровне их заинтересованности только по внешним заметным реакциям, иначе мы лишим ребенка возможности приобрести какое-то новое знание.

Надо помнить всегда, что когда мы общаемся с ребенком, он тоже с нами общается. Даже если это не заметно.

Чтобы дети не отказывались принимать участие в занятии, оно не должно быть слишком длинным или слишком сложным. Для возникновения мотивации нужно представить занятие как развлечение. Если ребенку трудно усвоить всю игру целиком, разбейте ее на маленькие части и знакомьте с каждой частью по отдельности. Как только ребенок освоит одну составляющую игры, можно добавлять следующие. Так постепенно вся игра будет выполнена целиком.

Когда мы наблюдаем за тем, как другой человек выполняет какие-то физические действия, двигательные или зеркальные нейроны в нашем мозге активизируются, словно мы сами выполняем эти действия. У аутистов зеркальные нейроны работают по-другому. Они не могут сразу переработать двигательную информацию и повторить движения, наблюдая за тем, как их выполняют другие. В таком случае нужно физически помочь ребенку освоить новые движения тела, одновременно озвучивая их. Например, обучая играм с мячом (бросать вверх, ударять об пол) , берем руки ребенка в свои и вместе выполняем упражнения, обязательно проговаривая свои действия («Вверх!» «Вниз!» ) .

Как же говорить с ребенком, чтобы он лучше нас понял?

Просто и ясно. Не нужно использовать сложных конструкций. Говорить нужно так, чтобы ребенку было легко нас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты дал мне мяч» скажите просто «Дай мяч!» .

Наша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать.

Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

Высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие, поэтому при разговоре лучше поменять тембр и разговаривать более высоким голосом.

Как показываю исследования и собственные наблюдения, овладение речью эффективнее всего происходит в процессе занятий. Обучение, которое сопровождается словом и действием, значительно увеличивает вероятность возникновения у детей моторной памяти. Например, они лучше поймут и запомнят слово «прыгать» , если будут прыгать, когда произносят это слово. Прилагательные, обозначающие свойства предметов, также запомнятся лучше при взаимодействии с этими предметами. Например, обучая ребенка слову «круглый» , надо дать подержать мячик или теннисный шарик. Слова «большой» , «маленький» усваиваются лучше, если они взаимодействуют с этими понятиями.

Перед тем как начать новую игру или занятие, всегда пытаемся установить зрительный контакт, хотя бы, кратковременный. Для этого сделаем свое лицо «интересным» , чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлекает взгляда. Попробуем привлечь внимание широко улыбаясь, строя рожицы, надевая оригинальные очки, большие серьги, маски, используя помаду яркого цвета. Можно привлечь внимание ребенка, если легонько подуть ему на щеку.

Литература:

  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е ст. -М., 2000
  • Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Теревинф. -М. -2013
  • Уорнер П. 150 развивающих игр. АНФ. -М. -201


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: