Методы руководства подчиненными. Власть примера

Руководитель и подчиненные в межличностных отношениях на службе руководствуются общепринятыми нормами и правилами этикета , основанными на принципах гуманизма, целесообразности, эстетической привлекательности, что предполагает взаимную вежливость, понимание и доброжелательность, внимательность и чуткость в отношении к окружающим, настрой на сотрудничество.

Указания - рабочий инструмент руководителя. Отдавая распоряжение подчиненному, он каждый раз стоит перед выбором между приказом, поручением и просьбой, опираясь на формальный, профессиональный или личный авторитет. Служебный этикет рекомендует избегать формы приказа во всех случаях, когда распоряжение достаточно облечь в форму просьбы. Подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказания, расценивая ее как стремление к сотрудничеству, основанному на взаимном доверии, веру в способность работника проявить необходимую инициативу и активность при исполнении поручения.

Существуют определенные правила этикета , которые помогают преодолеть естественную в этом случае напряженность в отношениях и сохранить нормальные деловые отношения в коллективе:

1. Критика или наказание подчиненного никогда не должны основываться на непроверенных данных или подозрениях.

2. В случае неудовлетворенности качеством выполненной работы руководитель должен прежде всего выяснить, кто поручил этому сотруднику выполнение задачи, с которой он не справился, кто и как его при этом инструктировал и каков был контроль за этой работой. Только после этого может быть установлена степень виновности подчиненного в том, что работа выполнена некачественно.

3. Если просчеты в работе произошли отчасти по вине руководителя, необходимо немедленно и открыто признать это, не пытаясь переложить всю вину на подчиненного: такое поведение руководителя только укрепит его авторитет в коллективе.

4. Прежде чем определить форму воздействия на подчиненного, следует постараться объективно оценить поступок и мотивацию его действий. Подчас действие, воспринятое, на первый взгляд, как проступок, требующий наказания, при объективной и непредвзятой оценке оказывается достойным поощрения.

5. Неудовлетворенность руководителя качеством работы или поступком подчиненного может быть выражена в форме критики. Однако всякая критика должна быть справедливой, объективной, доброжелательной и корректной по форме. Уметь найти правильный тон для замечания и критики - искусство руководителя, а также требование этикета.

6. Наказание должно соответствовать степени тяжести проступка сотрудника, чтобы не вызвать у него ожесточение и чувство несправедливости.


7. Особый такт требуется при вынесении взыскания новому работнику. Первое замечание подчиненному лучше всегда делать наедине, предварительно выяснив обстоятельства дела и попытавшись вместе найти способ разрешения ситуации. Больше всего уважают тех руководителей, которые хвалят на людях, а критикуют с глазу на глаз.

8. Самое грубое нарушение служебного этикета в ситуации наложения взыскания - публичный разнос в присутствии подчиненных и коллег. Это создает непреодолимый психологический барьер в дальнейших взаимоотношениях руководителя и подчиненного.

9. Правила служебного этикета не позволяют руководителю жаловаться на своих подчиненных.

10. Дисциплинарные взыскания не должны повторяться слишком часто. В противном случае они теряют смысл, ожесточают виновных и лишают их стимула к работе.

11. Важный аспект этикета взаимоотношений руководителя и подчиненных - единство требований ко всем сотрудникам. Недопустимо к одним проявлять снисхождение, к другим - равнодушие или, наоборот, повышенные требования, тем более придирчивость.

12. Чтобы наказание не носило деструктивного характера, а естественные в этой ситуации отрицательные эмоции подчиненного были направлены на своей проступок, а не на руководителя, следует соблюдать определенную тактику ведения разговора с ним. Прежде чем говорить о проступке, следует вспомнить об успехах подчиненного, его достижениях, а заканчивая беседу, остановиться на тех положительных его качествах, которые могут вселить уверенность в успех работы в будущем.

Положительные подкрепления (вознаграждения, поощрения) в управленческой практике имеют большое значение. Однако и поощрение требует соблюдения определенных правил этикета.

1. Чтобы вознаграждение достигло своей цели, оно должно быть конкретным.

2. Поощрение должно следовать непосредственно за успешно завершенной работой, которая заслуживает быть отмеченной.

3. Хороший руководитель заметит и отметит любые успехи подчиненных, независимо от степени их значимости.

4. Важное значение имеет форма выражения признания успеха подчиненного, правильно и вовремя найденное слово.

5. Публичное поощрение в присутствии коллег, уважение которых для человека особенно важно, подчас оказывается более ценным, чем материальное вознаграждение.

Культура внутриорганизационных отношений государственных служащих проявляется в форме обращения, установившейся между руководителем и подчиненными . Достаточно распространенное в практике служебных отношений снисходительное обращение начальника к подчиненным на «ты» демонстрирует пренебрежительное высокомерие и неуважение к личности сотрудника, который в силу субординации не может ответить тем же. Эта несимметричность обращения служит почвой для создания нездоровой атмосферы в коллективе, исключает доверительность отношений и взаимное уважение.

Соблюдение правил служебного этикета в общении руководителя с подчиненными не только облегчает отношения между ними, но и служит верным средством создания благоприятных условий для эффективного труда.

В настоящее время неизмеримо возросла роль культуры управления, культуры взаимоотношений людей в процессе служебной деятельности, поэтому особые требования предъявляются к взаимоотношениям руководителя и подчи­ненного.

Обычно руководитель - ключевая фигура в коллективе. От того, как он ведет себя с людьми, каким образом и во что он вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчиненных, зависит очень многое. Как видим, пове­дение руководителей оказывает основное влияние на приня­тие неэтичных решений служащими. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

Быть хорошим руководителем, как считают специалис­ты, - это прежде всего иметь хорошие отношения с подчи­ненными. При хорошем руководстве становится интересной и работа подчиненных. При плохом руководителе подчинен­ные отбывают оплачиваемую трудовую повинность.

В рабочем коллективе важен и нужен каждый человек - от уборщицы до директора, поэтому ко всем надо относить­ся с одинаковым уважением и тактом.

Руководитель должен располагать к себе подчиненных, так как именно от эффективности их работы, от качества исполнения ими его заданий зависит благополучие не толь­ко производства (фирмы), но и его личное благополучие. Руководитель не может сам делать всю работу на фирме. Не случайно одно из определений менеджмента - это выпол­нение работы чужими руками. От того, как подчиненные бу­дут относиться к своему менеджеру, зависит их отношение к работе.

Руководитель не должен считать себя специалистом во всех вопросах, решаемых коллективом. Пост, который зани­мает руководитель, механически не делает его более компе­тентным во всех вопросах, чем его подчиненные. Руководи­тель может не знать досконально каких-то вопросов, реша­емых предприятием, да и не должен. Зачем тогда ему заместители по направлениям и специалисты?

Руководитель, не компетентный в каких-либо специаль­ных вопросах, не должен стесняться того, что знает меньше подчиненного. Обратившись к подчиненному с такими при­мерно словами: «В этом вопросе вы более компетентны, чем я, каково ваше мнение?», - руководитель, с вниманием от­носящийся к квалифицированным мнениям подчиненных, обеспечивает себе хороший деловой контакт с ними, приоб­ретает репутацию человека, лишенного зазнайства и чван­ливости.

Важно научиться не отметать чужие взгляды лишь пото­му, что они чужие.

Корректность, выдержка необходимы для успеха в деле и для создания деловой атмосферы в коллективе. Руководи­телю следует относиться ко всем сотрудникам ровно и вы­держанно вне зависимости от личных симпатий и антипа­тий, установить порядок, когда любой сотрудник в достаточ­но короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос.

Руководитель обязан принимать решения, требовать их выполнения от подчиненных. Руководитель только в том слу­чае сможет наладить работу сотрудников, если будет систе­матически требовать от них выполнения их задач. Попусти­тельство в этом вопросе приводит к безответственности, рас­хлябанности, волоките, что дезорганизует всю работу в коллективе. В то же время руководитель должен нести ответ­ственность за принятое решение, т. е. не перекладывать от­ветственность за принятие нужного решения на подчиненных.

Служебный этикет обязывает руководителя уметь орга­низовать дело так, чтобы служебные обязанности подчинен­ных были четко разграничены и каждый был ответственен за порученный участок работы.

Доверие к человеку следует сочетать со строгим контро­лем исполнения порученных заданий, должностных обязан­ностей. Кроме того, отсутствие контроля зачастую оценива­ется подчиненными как отсутствие интереса к их работе или ее ненужность для предприятия. Кому же захочется делать ненужную работу?

Если менеджер совершил ошибку, как быть в этом слу­чае? Признать ошибочность своей точки зрения, позиции или сделать вид, что ничего не произошло, умолчать? Мудрее и принципиальнее - признать ошибку. Умение признавать ошибку перед людьми - это качество сильного и умного руководителя, который много знает, умеет, но - ничто че­ловеческое ему не чуждо - он может ошибаться. В беседах со служащими различных коммерческих структур неоднок­ратно приходилось слышать, что умение руководителя при­знавать свои ошибки только прибавляет ему авторитет.

Менеджер не должен допускать раздражительности, гру­бости и равнодушия к людям. Это унижает человека, отра­жается на отношении к делу, эффективности труда.

Допущенная менеджером грубость или резкость подавля­ет человека, лишает интереса к работе, способности твор­чески мыслить.

Обратите внимание на то, что крайне невежливо не слу­шать с полным вниманием говорящего и не давать надлежа­щих ответов или отходить в сторону и развлекаться чем-то другим в то время, когда вам говорят. Есть много людей, которые вместо того, чтобы смотреть на говорящего, смот­рят в потолок или на какое-либо другое место комнаты или же чертят на бумаге и т. п. Попытка делать одновременно несколько дел - вредная привычка, ибо отвлекает от про­цесса слушания: человек быстро устает, теряет нить рас­суждения и начинает думать о чем-то другом.

Люди, поступающие таким образом, как бы заявляют этим, что каждый самый незначительный предмет заслужи­вает большего внимания, чем сообщение говорящего, да и он сам. Можно себе представить, какое сильное негодова­ние и даже ненависть может возбудить подобное обращение в сердце человека, у которого есть хоть капля самолюбия.

Менеджер должен оберегать авторитет подчиненных. Ум­ный руководитель не будет приписывать себе заслуги под­чиненных. Руководитель, который положительно относится только к своим служебным успехам, который не способен по достоинству оценить достижения подчиненных и показать их в коллективе, доказывает своим поведением, что он плохой руководитель. Наоборот, чем больше руководитель показы­вает заслуги подчиненных, тем лучше он как руководитель коллектива: именно он хорошо подобрал работников.

Если вы начальник, обращайтесь с подчиненными как с подчиненными, а не как с маленькими детьми, которым нуж­но неоднократно повторять, как и когда нужно выполнить поручение.

Чувство юмора может сделать вашу беседу по-настояще­му интересной и содержательной. Но шутить следует осто­рожно, соблюдая чувство меры. Шутка не должна быть ос­корбительной ни для кого.

С людьми старшими по возрасту неприлично позволять себе шутки, так как это может быть воспринято нарушени­ем должного к ним уважения и почтения. Вышестоящие лица не должны позволять себе шуток со своими подчиненными, так как подчиненные вряд ли смогут ответить тем же. Лю­дей, издевающихся или насмехающихся над другими, всегда избегают, им редко кто симпатизируют. За насмешками чаще всего прячут свое скудоумие и недостаток воспитания. Если тонкая и к месту произнесенная шутка есть признак ума, то грубая и злая насмешка свидетельствует об обратном.

Руководителю следует быть непримиримым к лести. Нет лучшего способа усыпить бдительность человека, чем лесть, так как иногда трудно отличить, где лесть, а где проявле­ние действительного уважения. Руководитель должен пресе­кать любое восхваление его достоинств.

Лесть и подхалимство - едва ли не самая трудноизлечи­мая болезнь, создающая немало проблем в корпоративной культуре. Из-за подхалимов портится психологическая обста­новка в коллективе; система, при которой растут наиболее способные и трудолюбивые, начинает стремительно разру­шаться, а счастливые руководители напрочь утрачивают спо­собность к самокритике.

Причем некоторые из завороженных подчиненными-под- халимами руководителей нередко и не подозревают, что ими попросту манипулируют, а тем временем льстивые персона­жи успешно и без лишних проволочек продвигаются по ка­рьерной лестнице.

Редкий руководитель умеет распознать лесть и не выде­лять подхалима. Так, например, Стенли Херст, руководи­тель агентства по подбору руководящих кадров, вспомина­ет, что у него был один сотрудник, который не мог нахва­литься своим руководителем. Причем делал это вслух и изливал свои восторги непосредственно любимому началь­нику.

Подхалим получал повышение по службе в обход других сотрудников, для него создавались исключительные усло­вия, ему выплачивались более солидные бонусы, чем ос­тальным, - ив коллективе к нему стали относиться с пре­зрением. В конце концов пострадала и работа.

Причем любопытно, что Херст попался на удочку, хотя прекрасно знал, что такое явление существует, и сам ис­пытывал отвращение, глядя, как на лесть подхалимов клю­ют другие.

Опирайтесь на самостоятельных, крепких людей. Избе­гайте подхалимов, «ватных» людей, не имеющих своего суж­дения. Ваша опора - самостоятельные, крепкие люди, кото­рые создают здоровый психологический климат в вашей ко­манде и помогают вам руководить. Советуйтесь с людьми, желающими вам помочь, - и вы победите в любой ситуации.

Руководитель не должен без особой необходимости отда­вать распоряжения «через голову» нижеследующего руково­дителя, подрывая его авторитет.

Некоторые руководители позволяют себе употреблять крепкие выражения в присутствии подчиненного и в разго­воре с ним. К сожалению, не все современные руководители получили хорошее воспитание. Многих из них это совсем не тяготит, наоборот: ненормативная лексика, по их мнению, является признаком власти. Перевоспитывать шефа нельзя - дело гиблое, главное для подчиненного не опускаться до этого уровня самому.

Подчиненные -- это должностные лица, находящиеся в подчи-нении старших по должности. Ими могут быть: заместители руко-водителя, подчиненные ему руководители, рядовые исполнители.

Существует несколько разновидностей заместителей. Б не-больших организациях (подразделениях) эти обязанности в до-полнение к своим собственным могут выполнять рядовые работ-ники. В более крупных, где работают десятки человек, у руково-дителя появляется штатный заместитель, а в условиях многоу-ровневой структуры управления к выполнению этих обязанности по совместительству могут привлекаться лица, возглавляющие нижестоящие подразделения.

Нужно иметь в виду, что заместитель -- не только подчинен-ный, но и советник руководителя, поэтому желательно, чтобы он обладал иным типом мышления, благоразумием, скептицизмом, позволяющими видеть ошибки и промахи шефа, а также необхо-димой твердостью, чтобы суметь его поправить, и вместе с тем ло-яльностью по отношению к нему. Таким образом, наряду с подчи-нением, между ними имеют место отношения коллегиальности.

Введение должности штатного заместителя обычно обусловле-но большим объемом работы общего характера, с которым первый руководитель даже с помощью подчиненных ему руководителей низового уровня справиться не в состоянии, ибо здесь необходима помощь лица, близкого ему по рангу и свободного от текущих дел.

Необходимость иметь штатного заместителя возрастает в том случае, когда первый руководитель часто и подолгу отсутствует, и заместитель вынужден бывает фактически выполнять его функ-ции или если заместителю нужно стажироваться для занятия в ближайшее время этой должности, а поэтому заранее "осваивать" все тонкости и детали предстоящей самостоятельной работы.

Если заместитель часто и подолгу исполняет обязанности ру-ководителя, это узаконивается документально, то есть путем из-дания соответствующего приказа.

Но подобная ситуация ставит множество вопросов: о величине полномочий, которыми он должен обладать, в частности, о праве подписи; о лице, которое должно замещать его самого; об ответ-ственности за принимаемые им решения; о взаимоотношениях с другими заместителями; о методах его стимулирования; о том, как ему получить необходимые знания и опыт. Поэтому руководи-тель должен оказывать лицу, временно исполняющему его обя-занности (врио), всестороннюю помощь и поддержку, держать б курсе всех дел и событий, защищать интересы этого лица в вы-сших инстанциях.

В свою очередь, врио должен действовать в духе отсутствующе-го руководителя, сохранять лояльность по отношению к нему, не разглашать конфиденциальную информацию, обладателем кото-рой он становится, исполняя обязанности руководителя, и не ис-пользовать в корыстных целях и во вред руководителю возмож-ности своего положения. Врио должен фиксировать все серьезные события, имевшие место за время отсутствия первого лица, и по возвращению полностью проинформировать того обо всем.

Наличие заместителей из числа руководителей считается полезным во всех отношениях. Во-первых, повышается престиж первого руководителя в глазах коллег и подчиненных. Во-вто-рых, ослабевают позиции штатного заместителя, который, буду-чи в единственном числе, всегда вольно или невольно составляет конкуренцию руководителю, а следовательно, вносит элементы дестабилизации в систему управления организацией или подраз-делением. В-третьих, выполнение обязанностей заместителей первого руководителя поднимает и авторитет низовых руководи-телей в их собственных подразделениях.

Подчиненный и руководитель образуют в рамках организации простейшую общественную группу (другая группа -- коллеги, то есть лица, не зависящие друг от друга, не связанные отношения-ми руководства -- подчинения). В рамках этой группы руководи-тель имеет право устанавливать и поддерживать образцы поведе-ния подчиненного. Приказывать, требовать, добиваться реализации распоряжений, контролировать результаты, а подчиненный -- добросовестно выполнять порученное дело, критиковать при необ-ходимости руководителя и обжаловать его действия в установлен-ном порядке.

Обязанности подчиненного, как и руководителя, могут быть официальными и неофициальными. Официальные обязанности изложены в должностных инструкциях и в общем виде сводятся к следующему.

Прежде всего, подчиненные должны добросовестно, с полной отдачей и на самом высоком уровне выполнять порученное им де-ло; в пределах своей компетенции принимать самостоятельные решения по проблемам, которыми они занимаются; регулярно ин-формировать руководителя о результатах, возникающих труднос-тях и проблемах и при необходимости советоваться с ним, не пере-кладывая, однако, на его плечи собственную работу.

Подчиненные должны самокритично относиться к себе, чест-но признавать ошибки и промахи, искать пути совершенствова-ния своей деятельности, постоянно стремиться к повышению ква-лификации, саморазвитию.

Наконец, подчиненные должны всегда и везде соблюдать инте-ресы организации, отстаивать ее честь, уважительно относиться к своим руководителям в соответствии с их возрастом и занимаемой должностью, независимо от личных симпатий и антипатий.

Теперь познакомимся с неофициальными обязанностями под-чиненных, которые они должны исполнять, чтобы обеспечить нормальные отношения с руководителем при условии, конечно, что тот также будет действовать надлежащим образом.

Прежде всего, подчиненные должны строго, по крайней мере в рамках служебных отношений, соблюдать установившуюся грани-цу между собой и руководителем, не подчеркивая и не нарушая ее.

Подчиненные не должны принимать серьезных решений без предварительной консультации с руководителем, даже если эти решения полностью входят в их компетенцию. Причина здесь кроется не в недоверии руководителя к ним или их знаниям, а в том, что тот лучше знает общую ситуацию и в ее контексте более правильно сможет оценить предполагаемые шаги, что поможет избежать неблагоприятных последствий, которые подчиненные вследствие естественной ограниченности своих возможностей предвидеть не могут.

По той же причине подчиненные не должны вмешиваться в де-ла руководителя, за исключением крайних случаев, когда тот до-пускает совершенно явные промахи, ибо у руководителя могут быть причины на проведение своей особой политики, о которых подчиненным не всегда известно.

Свою деятельность и ее результаты подчиненные всегда долж-ны рассматривать с точки зрения руководителя, его интересов, не выставлять на всеобщее обозрение собственные амбиции, привле-кать внимание окружающих не к своей персоне, а к работе, дово-льствуясь ролью "первой скрипки во втором ряду".

Подчиненным необходимо ценить время руководителя, не от-влекать его по пустякам, а при необходимости по собственной инициативе оказывать помощь и содействие руководителю, в том числе в деле обретения популярности, известности, уважения, да-же на первый взгляд в ущерб собственной карьере; не допускать в любой ситуации дискредитации руководителя.

Такое поведение подчиненных служит для руководителя основанием предоставлять им большую самостоятельность, содейство-вать продвижению по службе, широко информировать об их успе-хах высшее руководство и коллег, дополнительно вознаграждать.

Иногда подчиненные по тем или иным причинам ведут себя по отношению к руководителю негативно: уклоняются или отказыва-ются от выполнения своих обязанностей, затягивают порученную работу с тем, чтобы потом переложить ее на плечи других, оказы-вают на руководителя психологическое давление, вынуждая его поступать в соответствии со своими интересами и желаниями.

Причины такого негативного поведения подчиненных могут быть самыми разнообразными: слабая подготовка и низкий уро-вень знаний и квалификации; боязнь самостоятельных действий, нерешительность; неумение мобилизовать свои резервы и возмож-ности и т.п. Отсюда во многих случаях поиск поддержки, ожида-ние указаний и инструкций, стремление на кого-нибудь опереться.

Однако дело может быть и в самом руководителе, его низких моральных и профессиональных качествах, недобросовестном от-ношении к своим обязанностям, непредсказуемости поведения, создании препятствий в работе подчиненных, например, путем утаивания необходимой информации и пр., вследствие чего под-чиненные не хотят с ним сотрудничать и всячески стремятся от него избавиться.

II. Практическая часть.

Конкретная ситуация

Лида Смирнова пристально смотрела на свой кофе и пирожок. После трудного рабочего дня она пыталась расслабиться в кафе, часто по-сещаемом деловыми людьми. Подняв взгляд, она заметила свою дав-нюю подругу по университету, входящую в кафе. Прошло уже два года, как она последний раз виделась с Анной Яблоковой. В то время они были в одной группе на занятиях по курсу «Организационное поведение».

«Анна! -- воскликнула Лида, пытаясь привлечь ее внимание. -- Присаживайся. Я не видела тебя целую вечность. Я не знала, что ты осталась в городе».

«Я проходила вводное обучение в страховой компании, где рабо-таю последние 18 месяцев, -- ответила Анна. -- А как у тебя дела?»

«Интересно, что это за организация? -- спросила Анна. -- Я слы-шала, что это достаточно жесткая контора».

«Я не знаю, откуда у тебя такая информация, -- ответила Лида, -- но ты права. Платят действительно хорошо, но ежедневно выжимают из нас каждый выплаченный нам рубль. Люди, с которыми я работаю, очень хорошие, но сильно конкурируют друг с другом. Я думаю, что наша компания проводит некую неписаную политику. Новых людей пытаются столкнуть друг с другом, а «победитель» получает продви-жение. Не получившие продвижение долго не задерживаются в ком-пании. Они ищут что-нибудь на стороне или их просят подыскать себе что-нибудь другое. Я надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду».

Анна сочувственно взглянула на подругу. «У нас в страховой компании тоже идет своя борьба, но все это выглядит несколько иначе. У меня относительно низкая заработная плата, но мне кажется, что меня скоро повысят. Как бы этого хотелось. Когда я начала работать, мне сказали, что повысят через 9 месяцев ученичества, но они превратились сначала в 12, затем в 15, а сейчас это уже составляет 18 месяцев и никого из моей группы еще не повысили. Двое, занимав-шие должности выше меня, уже уволились. Поэтому нас, двоих ос-тавшихся, скоро повысят. Я надеюсь, что это коснется и меня. Поли-тика компании заключается в продвижении людей, но в медленном продвижении. Можно конечно было бы обратиться к ряду официаль-ных кадровых документов. Я уже подобрала много таких материалов, но как-то беспокоюсь, стоит ли мне на них ссылаться. У меня прекрас-ная начальница. Когда я разуверилась во всем, она отвела меня в сторону и сказала, что у меня все идет хорошо. Она показала планы компании по продвижению сотрудников и сказала, что она будет настойчиво рекомендовать меня на открывающиеся вакансии. Мне кажется, я просто нетерпеливая».

Лида отставила свой кофе. «Мой начальник просто дурак, но он хитрый дурак. Он окружил себя людьми, делающими так, что он выглядит хорошо. Они делают свою работу, а он получает все резуль-таты. Я научилась больше от коллег, чем от него. Не понимаю, как такие, как он, выживают в нашей компании. Ты, наверное, сейчас думаешь, что его подчиненные надеются на свое продвижение. Он, должно быть, лучший артист, чем я о нем думала».

«Тебе нравится то, что ты делаешь?» -- спросила Анна.

«Да, это очень интересное дело, -- ответила Лида. -- Это более сложно, чем то, чему нас учили в университете. Было бы лучше, если бы наши профессора рассказывали нам о политике в компаниях. Я хотела бы знать что-нибудь о том, как сделать так, чтобы увидеть в своем начальнике что-то хорошее. Ты видишь, мне это очень необ-ходимо».

Обе некоторое время сидели тихо. В заключение Анна сказала: «В пятницу в театре будут показывать новую пьесу. У меня есть лишний билет. Хочешь пойти со мной?»

«Я бы пошла, Анна, -- сказала Лида, -- но взяла домой много работы. Может быть, мы сходим куда-нибудь вместе в следующий раз, ладно?»

«Да, конечно, -- ответила Анна, -- после того, как нас обеих повысят».

Они обе засмеялись, и Анна потянулась за своим пальто.

Эффективное руководство подчиненными - это главная задача любого менеджера, как начинающего, рассчитывающего на будущую успешную карьеру, так и уже состоявшихся в этой профессии, специалистов. Перед любым руководителем стоит основная задача, сделать управление сотрудниками максимально эффективным.

Нужно помнить что производительность труда ваших подчиненных всегда определяется степенью их мотивации к поставленным задачам. И если вопрос их компетенции, уровня подготовки уже решен, то нужно акцентироваться именно на этом. Следует помнить что материальные поощрения не самые важные. Они конечно имеют значение, но когда их уровень уже по умолчанию достоин, на первый план выходит сплоченность коллектива, возможность проявления инициативы, возможности карьерного роста.

Взаимоотношение между руководителем и подчиненным также важнейший аспект . Поэтому постановка задач сотрудникам, должна быть ясной, соответствовать профессиональному уровню работника. Для того чтобы правильно поставить задачу, менеджеру будет полезным знать личность работника. Знать его интересы, характер, знать какая именно постановка задачи, мотивирует сотрудника наилучшим способом. То насколько работник ощущает себя состоявшимся и самодостаточным, определяет отчасти его полезность на предприятии. Поэтому ни в коем случае не стоит проявлять неуважение, допускать насмешки в случае неудач.

Следует постоянно быть в курсе происходящего в коллективе, наблюдать атмосферу, по возможности не допускать конфликтов между подчиненными. Необходимо помнить что всевозможные распри скажутся на рабочем процессе исключительно негативным образом. Если сотрудник стремится выполнить поставленную задачу лучше другого работника, то очень важно вовремя обнаружить такой момент, когда здоровая конкуренция переходит во вражду, открытое неприятие. А по настоящему дружному коллективу свойственно проводить время не только на работе. И сейчас многие компании проводят разные мероприятия, не ограничиваясь лишь календарными праздниками, а отмечая к примеру и какие то события из жизни предприятия. Это могут быть хорошие показатели, радующие глаз руководства финансовые отчетности.

Следует помнить что люди имеют амбиции, и может так случится что когда то должным образом мотивированный сотрудник, сегодня не проявляет былого интереса к своим обязанностям. Соответственно менеджер, управляя сотрудниками должен ставить им правильные задачи с точки зрения их ожиданий. Руководитель должен понимать на каком этапе ощущают себя сами работники, а не только то на каком этапе он видит их сам. Успешность компании определяет не только, а порою и не столько конъюнктура отрасли, технические достижения, экономических ситуация в стране, как эффективное руководство подчиненными .

Взаимоотношения руководителей и подчиненных и все проблемы связанные с ними являются злободневными и актуальными в современной науке и практике. Главное на что обращают внимание это вопросы максимальной эффективности управления, авторитета руководителя, его стиля, а так же усовершенствование социального и психологического климата внутри коллектива. Взаимоотношения зависят от того, как складываются отношения между руководителем предприятия и рабочим персоналом, находящимся под его руководством, которые возникают «по вертикали».

Причины конфликтных отношений между подчиненными и начальником могут быть субъективные и объективные. Объективные причины содержат в себе субординационный характер отношений, не сбалансированное рабочее место, интенсивность взаимодействия выше положенного, не обоснованная близость рабочих мест при которых они не согласованы, если нет достаточного обеспечения всем необходимым для выполнения поставленных задач. Личностные и управленческие предпосылки как раз являются субъективными причинами конфликтов «по вертикали».

Часто причины бывают именно управленческими. Это неоптимальные, необоснованные и ошибочные решения, касающиеся управления. Излишняя контролируемость подчиненных со стороны руководителя; руководитель не профессионал или недостаточно подготовленный человек; если престиж труда управленцев низшего и среднего звена низко ценится; неравномерное распределение служебных обязанностей среди рабочего персонала; так же необоснованные лишения персонала премиальных.

Если говорить о личностных причинах, то это, прежде всего, грубость и низкая культура общения. Обязанности выполняются подчиненными недобросовестно; руководитель стремится удержаться на своём месте любой ценой; начальник выбирает неэффективный стиль руководства; если у руководителя отрицательная установка относительно подчиненного и наоборот; повышенная агрессивность, тревожность, эмоциональная неустойчивость, завышенная самооценка и другие причины.

Отношения между руководителями и подчиненными и их влияние на поведение

персонал руководитель подчиненный управление конфликт

Руководитель способен решать стоящие перед организацией задачи только благодаря людям, работающим в организации. Когда он эмоционально грамотно и компетентно реагирует на результаты решения задач и на сотрудников, которые участвуют в этом; интеллектуально и чувственно разбирается в рабочих ситуациях; грамотно оценивает деловые и личные качества сотрудников, он обеспечивает успех себе, сотрудникам и общему делу. Одна из главных задач руководителя - помнить о людях, о том, что это живые, эмоционально реагирующие сотрудники, являющиеся частью организации. Для сохранения имиджа организации и собственного статуса эффективного руководителя управленцу нужно уметь понимать эмоциональные особенности взаимоотношений с подчиненными. Отрабатывать качества профессионального, компетентного управляющего, который «заряжает» людей на достижение успеха, позволяет людям вносить в производство креативные идеи, от которых зависит реализация товара на рынке сбыта, поступления денег в организацию, а также удовлетворение личных амбиций. Руководитель обязан быть ответственным за свое эмоциональное состояние, как во благо себе, так и для сохранения своего влияния в отношениях с сотрудниками. Следовательно, ему необходимо научиться предвидеть реакции подчиненных в различных ситуациях, чувствовать их интуитивно, знать законы и нормы группового развития сотрудников в организации.

Процесс взаимоотношений руководителя и подчиненных - это общение друг с другом и взаимовлияние друг на друга в совместной работе для достижения единой цели. Руководитель направляет подчиненных ему людей на выполнение определенных задач, которые стоят перед организацией. Определенные рамки производственного пространства и его особенные деловые связи вызывают различные эмоциональные состояния у сотрудников. Эти эмоциональные состояния влияют на трудовой процесс, на принятие правильных решений, на достижение поставленных целей.

Возникает вопрос о сути взаимоотношений руководителя и его подчиненных. «В чем состоит суть руководства? В постановке целей и задач перед элементами - людьми, нужно, чтобы они от своих собственных идей и задач отказались и обязались бы принимать мои идеи и задачи. И именно это происходит в рамках организации», - писал Г П. Щедровицкий.

Все решения на пути к успеху находятся под влиянием эмоций. Эмоции - это естественная и нормальная часть обоснования и принятия решений. Эмоции имеют свой особенный химический почерк в организме и влияют на дыхание в разговоре, движение тела, на ощущение восприятия времени и многое другое. Руководителю необходимо развивать навык внимательного наблюдателя, который учитывает эмоции и чувства своего подчиненного в общении и деятельности.

Руководство - это не профессия, а роль человека в этом. В этой роли каждый свободно выбирает для себя способы взаимодействия с людьми, реакции, которые его устраивают, меру влияния. Руководитель формирует свою культуру речи, стратегии, особенности коммуникаций в организации. Таким образом, в пространстве организации будут функционировать те эмоции и чувства, которые свойственны руководителю.

Рассмотрим ситуацию увольнения сотрудников по причине реорганизации производства. Эмоциональная реакция у людей индивидуальна и непредсказуема. У каждого человека и руководителя, в том числе, есть желание, чтобы принимали значимость его «Я», значимость его личности. Многие люди, побывав в положении увольнения, возможно помнят, какие при этом возникают эмоциональные реакции и чувства.

Сотруднику, который много лет проработал на одном месте, свойственно эмоционально «прилипать» к организации, к людям, к руководителю, к сложившимся отношениям, производственному времени. Стабильность организации позволяет иметь чувство уверенности и покоя, радости и ощущения важности работы в организации. Эмоциональное «прилипание» можно наблюдать в период реорганизации производства, при увольнении людей из организации, когда возникает растерянное чувство одиночества, безнадежности, покинутости, страха за свое будущее и будущее членов семьи.

Следовательно, руководителю необходимо иметь знания об эмоциональном состоянии увольняемого, чтобы выражать чувство заботы и уважения к человеку, который проработал какое-то время в организации и вносил свой труд, свои эмоции в продвижение продукта производства.

Как это надо выражать и надо ли это делать? Каждый руководитель решает этот вопрос сам в зависимости от уровня развития своей личной культуры, интеллектуального реагирования, самосознания, интуиции и проницательности, эмоциональной чувствительности.

Эффективный руководитель отрабатывает свой стиль в общении с подчиненными. Он стремится сохранить как свой статус управляющего производством, так и личностное положение и влияние в пространстве на подчиненного. Это делается в первую очередь для того, чтобы эмоционально активизировать деятельность и результативность сотрудников в организации.

Человек составляет основу организации, ее главное богатство. Однако управлять людьми сложно. У каждого живого человека своя скорость мыслительной деятельности, своя природная особенность нервной системы, своя речевая структура, поведенческие реакции, которые меняются в зависимости от ситуаций. Буквально на все перечисленные факторы влияют эмоции и чувства человека.

Человеческая эмоциональная индивидуальность неоднозначна и непредсказуема. Быстро реагировать на эмоциональные реакции и компетентно направлять эмоциональные состояния подчиненного в нужное русло разговора или деятельности является важной составляющей профессионализма руководителя.

Представим рабочую ситуацию, где руководитель руководит людьми без эмоций и чувств. Процесс руководства в скором времени вызовет апатию, появится реакция «робот» или желание быстро собрать в организацию живых людей, с которыми можно взаимодействовать, разговаривать и получать эмоциональную обратную связь. Таков человек, закономерно его желание общаться и чувствовать состояние другого человека в разговоре, реагировать и развиваться через людей, их чувства и эмоции.

Любому руководителю необходимо иметь знания и навыки развития рефлексивной культуры, которая тесно взаимосвязана с эмоционально-волевой сферой. Рефлексивная культура позволяет принимать верные решения как в мыслительной деятельности, так и во внутренних состояниях человека. Отслеживать у себя чувства во взаимоотношениях с подчиненными и руководить этими чувствами, регулируя эмоциональные реакции в общении.

Руководителю важно сделать правильный выбор для решения поставленных задачах в организации, осмыслить сведения своих помощников и подчиненных, которые вносят свои предложения в эти решения. Компетентное, эмоциональное реагирование является одной из форм приобретения навыка культурного рефлексирования человека, его эмоций, высказываний и реакций. Это дисциплинирует подчиненного в беседе с руководителем. Это дисциплинирует и руководителя во время обсуждения важных задач и их исполнения. Интеграция личности в целом реализуется через самосознание, самооценку, самоконтроль, составляющие «Я» человека, в то время как его идеальное «Я» определяет направление, в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования.

Исследования показали, что у человека существует коридор изменчивости индивидуально-личностных свойств. (Л.Н.Собчик).

Исследователи - практики управления (Г. Саймон, Т. Питерс, Р. Уотермен, В. Зигерт и Л. Ланг) доказали, что самая трудная задача, стоящая перед руководителем - это управление людьми в больших по численности группах. Это особый объект управления, который характеризуется многими параметрами, имеющими сложный и системный характер.

Основным субъектом управления, является руководитель, он наделен определенными функциями и полномочиями. По отношению к организации он - формальный лидер. Следовательно, эмоционально люди в организации будут реагировать на него, на его стиль в одежде, который будет вызывать у них определенные, ответные, осознанные или бессознательные эмоции; на его манеры в поведении, речевые высказывания, юмор, мимику, жесты.

Важно учитывать эти факты для своего развития как формального лидера. Необходимо иметь внутренний потенциал позитивного, духовного «Я», который привлекал бы к руководителю, как к эмоционально компетентному, успешному, контактному человеку. Это позволяет эмоционально стимулировать подчиненных в работе и достигать необходимых результатов в деятельности организации.

Эмоциональные отношения - это способность руководителя развивать у себя качества человека, который стремится постоянно быть в движении к успеху. Такой руководитель понимает, что развивать и продвигать своих подчиненных в организации - это формировать у них эмоционально компетентные реакции для движения к личному и профессиональному успеху в организации, реализации своего внутреннего «Я».

Эмоции очень тесно связаны с сознанием, со скоростью во времени, как в маленьких пространствах (дом, семья, отношения с другим человеком), так и в больших пространствах (предприятие, человеческое сообщество, руководитель группы). Взаимосвязь эмоций с сознанием влияет на отношения в личной и профессиональной жизни, как закономерный процесс взаимовлияния одного на другое. Следовательно, личная, эмоциональная жизнь любого человека влияет на профессиональное сообщество и эмоциональную составляющую отношений. В таких организациях обычно у людей все отражено в теле: прямая свободная спина, легкая улыбка на лице, сияющие глаза, движения жестов спокойные и размеренные, люди входят в контакт с новыми людьми свободно, по-деловому.

Основным в развитии руководителя, является выработка знаний, навыков и умений своей эмоциональности, которая дает возможность мыслить открыто, креативно, без штампов и установок. Руководитель должен свободно высказывать свои мысли и чувства в речевой форме, контролируя тембр и темп в голосе, отслеживания эмоциональное «не прилипание» к чувствам других.

Практика убеждает, что результаты работы подчиненных во многом предопределены характером личного, эмоционального реагирования руководителя на подчиненного. Эмоциональные особенности отношений тесно связаны с мотивационной сферой человека, когнитивной стилистикой общения. Они параллельно развиваются и не являются первичными по отношению к другим психологическим составляющим человека. Однако если человек не наполняет эмоциональный сосуд новыми чувствами и эмоциями, это бедный, тусклый, не креативный руководитель или подчиненный.

Существуют различные подходы в наполнении своего эмоционального «Я». Наполнение эмоциональной сферы происходит на отдыхе. Усталость, которая накопилась в теле, в голове, в чувствах опустошает и тормозит развитие внутреннего «Я», вызывает эмоции раздражения, перенасыщения. Следовательно, на производстве это должны четко отслеживать и организовывать отдых своим подчиненным вовремя - это отражается на общем состоянии организации.

При появлении новых эмоциональных состояний, чувств, необходима работа человека с осознанием этих чувств внутри себя, своих мыслей, своего тела, своего пространства. Когда сосуд сознательно и глубоко продуманно наполнен эмоциями и новыми чувства, тогда человек продуктивнее думает, появляются новые идеи, он успешнее работает в организации, адекватно реагирует на эмоции других, становится гибким в принятии решений, влияет на результативность своих коллег в целом.

Возможность наполнять внутреннее эмоциональное состояние происходит, если человек путешествует, занимается спортом или посещает выставки, музеи, присутствует на концертах и наслаждается музыкальными произведениями, исполнительской деятельностью выступающих людей. А также имеет хобби, читает книги, творит руками художественные произведения из глины, бумаги, стекла, бисера и т.д.

Эмоциональное взаимоотношение руководителя и подчиненного изначально предполагает открытость, доступность в общении, готовность воспринимать информацию. Однако известно, что к некоторым руководителям подчиненные идут с чувством страха, неуверенности, неопределенности по отношению к его реакциям. Подчиненные часто спрашивают у секретаря или у сотрудника, который только что был на приеме у руководителя, о его эмоциональном настроении. И если руководитель «не в духе», к нему, как к руководителю не пойдут для делового взаимодействия. Не пойдут и для «души», и для обсуждения креативных идей.

Сколько при этом теряет организация положительного и ценного, сколько человек уходит от таких руководителей, которые позволяют себе эмоциональную некомпетентность в работе с подчиненными. Подумайте, как важно развивать эмоциональную компетентность у себя. Эмоции, побуждают к любознательности и заинтересованности, стимулируют деятельность человека к активному и творческому труду.

В результате теоретических и практических исследований нами была разработана модель стимулирования эмоциональной лабильности и продуктивности подчиненных, которая дает возможность руководителю более свободно и динамично управлять подчиненными и организацией в целом.

Эта модель представляет собой развитие коммуникативных навыков и учет эмоциональных особенностей взаимоотношений руководителя с подчиненным и подчиненных между собой, внутри организации. Она включает этапы прохождения развития отношений человека с человеком и стратегические методы работы с чувствами на этих этапах общения. При этом ведется постоянный учет влияния эмоциональных состояний на качество включенности человека в процесс деятельности, заинтересованность его в результате своего труда и поощрения.

Модель развивает адекватные, эмоциональные реакции личности в общении, подвижность этих реакций. Формирует навыки заинтересованного слушания и информационного принятия. Модель предполагает открытую форму работы руководителя с подчиненным. Для этого отрабатываются навыки установления эмоционального контакта в общении.

Внедрение этой модели в ряде организаций дало не только улучшение взаимоотношений между руководством и подчиненными, но и улучшение психологического климата в целом. При этом снизился уровень стрессовости и тревоги как среди руководителей предприятия, так и среди сотрудников.

Так как модель находится в процессе разработки и пробного внедрения, рано обощать полученные результаты. Но уже на этом этапе подтвердилось наше предположение - сознательное управление собственными эмоциями и чувствами делает руководителя более компетентным, а сотрудников более результативными и менее тревожными.

В Китае более четко, более жестко выстроены взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В трудовом коллективе существуют принимаемое всеми его членами разграничение. К назначенному на должность человеку сразу начинают относиться по-другому, даже если это бывший коллега. К руководителя относятся сначала как к руководителю, а потом - как к человеку. В России обычно наоборот: сначала относятся как к человеку, а потом - как к руководителю.

О том, насколько важно выстраивание правильных взаимоотношений между руководителем и подчиненными, в Китае знали давно. Здесь имеется многовековая практика налаживания правильных отношений. Об этом свидетельствуют и всякого рода древние тексты. Для примера обратимся к книге «Искусство управления» канцлера Чжугэ Ляна, в которой он дает многочисленные советы по управлению страной.

В разделе «Государь и слуга» читаем: «Образцом правильных отношений между государем и слугой служат отношения между Небом и Землей, и если они приближаются к этим высшим образцам, следовательно, государь обращается к слуге с добротой, а слуга служит господину с чувством совести и чести.

Если у человека «двойное» сердце, т.е. два типа намерений, то он не может служить государю. А если государь сомневается в правильности своих действий, то он не может управлять своими слугами.

Государь и слуга - это «верх» и «низ», для верхов и низов корнем и основой является ритуал. Для отца и сына вверху и внизу родственность является основой доброты. Для мужа и жены вверху и внизу гармонией осуществляется покой или счастье для семьи.

Если верхи не могут, и в них нет правильности, тогда низы не могут, и у них нет возможности правильно ориентироваться на верхи. Если верхи искажают, то внизу кривизна. Если наверху смута, то внизу - непокорность.

Таким образом, государь должен только наводить правильный порядок, исправляя имена, а чиновник, слуга должен только служить. Таким образом, просвещенный государь занимается постоянной коррекцией своего правления, и тогда верный чиновник все свое служение отдает государю.

Хороший руководитель, всегда будет интересоваться своими подчиненными, также искать способы наладить или построить правильные отношения с ними. Сегодня мы рассмотрим некоторые принципы построения отношений руководителя с его подчиненными. Но вы должны знать, что четких рамок и шаблонов поведения нет. Но взять во внимание принципы устройства отношений - это будет полезно для каждого.

Каждый человек уникален, у него свой склад ума, способности, характер, привычки, темперамент, круг общения, свои проблемы и методы их решения, а также свой метод подхода к руководству (то есть к вам). Это важно понимать, и воспринимать как один из фундаментальных принципов построения отношений руководителя с его подчиненными.

В связи с уникальностью каждого работника, так или иначе, необходимо время, чтобы изучить и понять каков человек. Необходимо испытать человека, посмотреть, как он ведет себя в разных ситуациях и на каком месте наиболее результативен.

Однозначно, вы должны вдохновлять персонал и вести за собой. Но, если вы хотите «вырастить» классных спецов, не нужно лезть вперед. Подчиненным наверняка нравиться, когда их ценят и дают им ответственную работу, усложняя каждый раз. Таким образом улучшаются трудовые качества человека. Давайте возможность подчиненным идти впереди. Задача руководителя - руководить, стоять сзади и указывать рукою, задавать направление. Очень часто бывает, что харизма руководителя - его наибольший враг. Помните: «лицо фирмы не руководитель, а персонал».

Безусловно у каждого начальника свой стиль общения с подчиненными. Но, поговорим об ограничениях, за пределы которых не стоит заходить.

Принцип отцовства. Это самый важный принцип в отношениях руководителя с подчиненными. Переместите образ молодого подчиненного на новорожденного младенца. Ему необходима забота, он многое не понимает, не умеет, но он зависит от вас. Вы его ПАПА. Ваша обязанность любить его, и исходя из этого: учить, лечить (ободрения, утешения…), наказывать (финансово, словесно…) и поощрять (премии, повышение). А также, обучать (тренинги, семинары…), вдохновлять (цели и мотивация), обеспечивать комфортом (социальный пакет, оборудование, комфорт на рабочем месте).

Любое предприятие, компания, фирма строится, прежде всего, на взаимоотношениях руководителя и подчиненных. Шеф ставит перед подчиненными цели и задачи. Но, как известно, все мы люди разные и общаемся друг с другом по-разному. Кто-то умеет объяснить доходчиво, а кто-то срывается на крик. Соответственно, у подчиненных это вызывает различные эмоции: один сразу рвется в бой, другой начинает задумываться о поиске новой работы, третий по-тихонечку бухтит в стороне, но в бой тоже собирается.

Рассмотрим, что же должен делать руководитель, чтобы подчиненные не отказывались от поставленных им задач и идей, а добросовестно выполняли свои обязанности. Именно это - главная цель взаимоотношений руководителя и подчиненных.

Руководитель должен понимать, что работает с живыми людьми, у которых есть эмоции, проблемы, настроение, характер, «тараканы в голове». Поэтому от того, насколько грамотно он подойдет к определению целей работы, разъяснит технические аспекты, грамотно оценит деловые качества подчиненных и эмоционально правильно среагирует на результаты выполненных работ.

Любой руководитель должен понимать, что имидж компании строится также на отношении подчиненных к нему, как к личности. Для своих сотрудников он должен быть «царь и бог», быть способным заряжать их своей энергией на свершение великих дел. Без по-настоящему сплоченного коллектива компания никогда не станет успешной и не сможет конкурировать на рынке с другими компаниями. Корпоративы в этом вопросе - первое дело. Общение в неформальной обстановке сближает людей, помогает им лучше понять друг друга. «…Расплескало Любу по ночному клубу…» - из этой оперы.

Заинтересованный руководитель, должен предчувствовать, как его персонал отреагирует на конкретно поставленную задачу. Эмоции - это главная составляющая не только повседневной жизни, но служебных взаимоотношений между руководителем и подчиненными, поэтому шеф должен внимательно наблюдать за подчиненными и стараться продвигать по карьерной лестнице, действительно достойных кандидатов.

Главное, всегда необходимо помнить, что не важно, кто ты - подчиненный или руководитель, все мы обыкновенные люди, и отношения между нами должны быть просто человеческие.

Пожалуй, самое тяжелое испытание, особенно для молодых сотрудников, это начальник-тиран. Деспотичный, грубый, безжалостный в наказаниях за малейшую провинность, он никогда не пойдет вам навстречу ни в служебных, ни в личных вопросах. Многие предпочитают терпеть его выходки, чтобы лишний раз не гневить шефа, но от этого его агрессивность не уменьшается. Самая правильная линия поведения с таким начальником - хладнокровие: деспот должен чувствовать вашу внутреннюю силу. Такая позиция неизменно вызывает у него настороженность и подозрительность: раз вы спокойны, не прячете глаза, не мнете нервно бумаги в руках и не рыдаете в голос после его «воспитательных бесед», то значит, по какой-то причине вы уверены в своей защищенности.

Автократический стиль управления характерен для владельцев и менеджеров, которые обычно самостоятельно решают большинство вопросов, касающихся деятельности коллектива, не считаясь с мнениями других. Такие руководители обычно не терпят возражений и замечаний подчиненных. Они преувеличивают роль административных методов управления - инструкций, приказов, директив, указаний и распоряжений. При автократическом стиле руководства неизбежны пассивность исполнителей, их заискивание, скрытность, угодничество, самоизоляция. Между людьми ограничен обмен информацией, они скрывают недостатки в работе и свои знания, искажают действительное положение дел, что ведет к снижению качества их работы. У подчиненных развивается привычка постоянно обращаться к менеджеру, без конца требовать советов и инструкций. Люди стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. Больше всего они хотят защищенности.

При демократическом стиле управления руководитель стремится к коллегиальному решению всех принципиальных вопросов деятельности. Он поощряет активность подчиненных, постоянно информирует их о положении дел, адекватно воспринимает критику в свой адрес, вырабатывая и принимая решения, учитывает мнение персонала. В отношениях между менеджером и работниками преобладают методы убеждения. Менеджер завоевывает себе авторитет зрелостью и последовательностью действий, хорошими специальными знаниями, деловитостью, интуицией и уважением к личности каждого работника. Менеджер демократического стиля управления считается с потребностями подчиненных, не навязывает им свою волю, привлекает их не только к выработке, но и непосредственному принятию и выполнению управленческих решений. В результате, как правило, достигаются лучшие результаты, возрастает инициатива исполнителей, улучшается психологический климат в коллективе.

Менеджеры либерального стиля управления, как правило, не обладают авторитетом, их указания не выполняются либо выполняются плохо. Их поведение характеризуется непоследовательностью и излишней мягкостью. Такие менеджеры часто не предъявляют конкретных требований к подчиненным, их деятельность порой не спланирована и подвержена воздействию случайностей. Не ведется серьезная борьба с неполадками и нарушениями дисциплины, не обращается внимание на недостаток квалификации. Они легко соглашаются с любыми предложениями и стараются облегчить себе жизнь, предоставляя подчиненным всю информацию и ресурсы. Себе они отводят роль посредника во взаимоотношениях с внешним окружением.

Самым эффективным стилем управления считается тот, при котором менеджер ориентирован на высокоэффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. Успех организации воспринимается как успех всего коллектива и каждого сотрудника в отдельности. Тем не менее, исследования не выявили явной зависимости между стилями управления и эффективностью производства.

Помимо указанных выше правил, подчиненному не следует также эмоционально проявлять свое недовольство шефом. Если вы считаете, что к вам отнеслись несправедливо, необходимо спокойно и аргументированно заявить об этом.

Руководитель не должен утомлять подчиненных мелочным контролем: он должен представлять, кто на что способен.

Руководитель должен информировать подчиненных о стратегии организации, перспективных планах руководства - в допустимых пределах, конечно.

Руководитель должен поощрять тех, кто хорошо работает. Если нет возможности выдать денежную премию, нужно поощрить словом: человек имеет право знать, что его старания замечены. Работник вряд ли уйдет из организации, где это условие соблюдается, даже если в другом месте ему предложат больший оклад.

Руководитель должен делать замечания. Это, можно сказать, его обязанность: ведь тот, кто работает спустя рукава и не получает замечаний, в конце концов расслабляется.

Несомненно, что на деловые взаимоотношения влияют личные особенности, черты характера, как руководителя, так и подчинённого. Насколько успешно будет выполнена работа, какой микроклимат сформируется в коллективе - все это зависит в первую очередь от личных отношений между руководителем и подчинённым.

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых возникают трудности при налаживании благоприятных личных взаимоотношений.

Ситуация 1. Руководитель имеет отрицательные черты характера, которые негативно сказываются на взаимоотношениях с людьми. В первую очередь в этом случае следует постараться осознать недостатки своего характера, а затем стараться от них избавиться. Что же можно делать в этом случае?

Понаблюдать, когда, с кем, в каких ситуациях эти негативные черты характера проявляется сильнее всего.

По возможности избегать подобных ситуаций.

Выработать экстренные методы контроля своего поведения, если такая ситуация всё-таки возникла.

Если есть такая возможность, то заранее предупреждать людей, с которыми приходится работать об имеющихся недостатках характера.

Немедленно извиняться, если своим поведением непреднамеренно обидели или оскорбили человека.

Ситуация 2. Среди подчинённых есть такие люди, которые обладают набором отрицательных черт характера, мешающим нормальным взаимоотношениям. Пути решения в этом случае:

Руководитель может вызвать подчинённого на откровенный разговор, попытаться выяснить, почему он так себя ведёт. Вполне возможно, что этого окажется достаточно и человек пересмотрит свои действия.

Если недостатки существенным образом влияют на качество работы и межличностных отношений, то руководителю следует предупредить сотрудника, что возможно работнику придётся покинуть своё место.

Руководителю решать вопрос желательно не в одиночку, а привлечь авторитетных коллег для рассмотрения данной ситуации и влияния на "проблемного" сотрудника.

Ситуация 3. Руководитель сомневается, позволительно ли устанавливать со своими подчинёнными сотрудниками тесные, дружеские отношения. У этого вопроса есть как позитивные, так и негативные стороны.

Итак, какая выгода может быть от неофициальных отношений с подчинёнными? Во-первых, руководитель может рассчитывать на открытость и доверие со стороны работников. Во-вторых, руководитель также может больше доверять своим подчинённым и не беспокоиться, что они его подведут.

Но есть и отрицательные последствия таких близких взаимоотношений. В данном случае руководитель не способен принять объективное решение и по факту оказывается зависимым от своих подчинённых, теряя при этом уважение к себе.

Законы офисного взаимодействия отрицают дружественные отношения между руководителями и их подчиненными. Однако существует масса примеров опровергающих это правило. Насколько оправдан тот или иной случай, что приносит пользу, а что вред?

К примеру, вы, как руководитель, устраиваете прием на вакантную должность, а на собеседование приходит ваша знакомая, с которой вы учились в институте. Вы, конечно, будете рады ее визиту, но примите к сведению, что вы можете попасть в щекотливую ситуацию. Если вы примете ее на работу как непосредственный начальник, то вам неизбежно придется постоянно нагружать ее различными поручениями, поучать, а возможно и ругать за недобросовестность. Зачастую это заканчивается не только прекращением приятельских отношений, но и взаимной враждебностью. Значительно реже бывает, что дружеские отношения улучшают рабочий процесс.

Многие специалисты в области психологии отмечают негативный эффект подобных отношений на репутацию руководителя. Даже в случае, когда начальник никак не выделяет подчиненного, с которым дружит, перед другими, он все равно рискует быть непонятым и неоправданно осужденным за покровительственное к нему отношение.

Есть примеры, которые, тем не менее, показывают положительный пример в подобных ситуациях. Известны случаи успешного бизнеса команд, состоящих из друзей.

Напряженно работая над срочным проектом, важно иметь не только исполнительных сотрудников, но и дружескую поддержку, а также здоровую критику. Обсуждение информации, разглашение которой недопустимо, внезапные сверхурочные работы - все это встречает гораздо большее понимание среди дружественно настроенных сотрудников. В конце концов, правду в лицо вам сможет сказать только настоящий друг.

И все-таки, для сохранения дружбы между подчиненным и начальником придется обеим приложить массу усилий. Эту ситуацию очень трудно сбалансировать. Для этого нужно научиться разделять работу и межличностные отношения. В деловой обстановке требуется сохранять такую же дистанцию, как и с другими сотрудниками - любая демонстрация близких отношений вредна для коллектива.

Специалисты говорят, что руководителем сегодня быть нелегко. Обострившаяся конкуренция как на рынке отраслевом, так и на рынке персонала накладывает на них дополнительные обязательства, увеличивает список обязанностей, а количество часов в сутках остается неизменным. Поэтому возникает естественное желание саботировать часть функций и, как правило, страдает именно коммуникация внутри отдела. Это кажется таким неважным… Сначала.

Кроме того, многие руководители просто не готовы руководить. Парадокс, но это так. Этому мало, где учат, и новоиспеченный начальник оказывается один на один с коллективом, который должен сделать эффективной командой. Задача непроста. В большинстве случаев успехи человека в области управления подчиненными зависят от его врожденных талантов и приобретенного опыта. Но главное - все внутренние войны ведутся из-за плохих коммуникаций. Последние исследования показали, что, выбирая работодателя, кандидаты интересуются в первую очередь не размером жалованья, а коллективом и корпоративной культурой компании. Им важны люди, с которыми они будут работать. Часто и обратные ситуации - сотрудники не хотят уходить из фирмы, несмотря на массу отрицательных факторов, только потому, что там коллектив хороший. Стоит задуматься и взять на вооружение.

Заключение

Взаимодействию без конфликтов между подчиненными и начальством способствуют некоторые условия: специалистов в организацию нужно отбирать с психологической точки зрения; добросовестный труд стимулирует мотивация; при принятии каких либо решений управление должно учитывать интересы всех тех, чьи интересы оно затрагивает. Людей необходимо своевременно информировать о проблемах, их касающихся; плохое настроение сотрудников в рабочий период времени должно сниматься путем проведения группового отдыха; трудовое взаимодействие должно организовываться по типу «сотрудничество»; рабочее время управленцев и исполнителей должно оптимизироваться; инициатива должна поощряться, обеспечиваясь перспективами роста; нагрузка должна справедливо распределяться между подчиненными.

В реальности не всегда получается, предупредить конфликты «по вертикали».

Руководитель должен знать, что именно может поспособствовать взаимовыгодному разрешению конфликтов с подчиненными.

Руководитель должен заинтересовать подчиненного в том решении спорной ситуации, которую он предлагает; Всегда должен приводить веские аргументы в отношении своих требований в конфликте;

Руководитель должен уметь выслушать подчиненных в конфликте;

Стараться вникнуть в заботы подчиненного;

Не переходите на «ты», дабы не спровоцировать подчиненного ответить тем же, и разрушить субординацию;

Конфликт затягивать не стоит, это только усложнит ситуацию;

Не бойтесь компромиссов;

Главное - руководитель должен быть справедливым, и требовательным не только по отношению к подчиненным, но и к себе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: