Методики диагностики дошкольный возраст. Детские развивающие методики

юлия бабошина
Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника .

1.1 Методика "Волшебный домик"

1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М . Б. Шумаковой.)

Цель : Изучение познавательной активности ребенка- дошкольника , умения задавать вопросы.

Диагностические показатели познавательная потребность , познавательный интерес .

Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т . п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.

Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка» . Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям :

– широта охвата предметов , изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?» , «На чем стоят книги?» ).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?» , «А из чего сделана шапка?» , «А вода холодная?» ).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?» , «Зачем девочке нужна сумка?» , «А что ли они замерзли?» ).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?» , «Девочка плачет, потому что она потерялась?» ).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень :

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей , об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание

Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.

1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк) .

Цель : Выявление направленности интересов детей .

Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность , познавательный интерес .

Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности : игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.

Ход проведения : Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.

Обработка данных : Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров : предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.

Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.

Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников .

2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

Цель : Диагностика познавательных способностей .

Диагностические показатели : Познавательные действия .

Возрастной диапазон :

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов , «спрятанных» в трех его частях : 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит , что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов , переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов , «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Обработка данных :

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов , «спрятанных» в трех частях рисунка.

Вывод об уровне развития :

10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)

Цель : Диагностика восприятия у дошкольников .

Диагностические показатели : Познавательные действия .

Возрастной диапазон :

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов : дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития :10 баллов -очень высокий; 8-9 баллов -высокий; 4-7 баллов -средний; 2-3 балла -низкий; 0-1 балл -очень низкий.

2.3 Методика "Что здесь лишнее?"

Цель : эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Диагностические показатели : .

Возрастной диапазон : 4 – 5 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы :

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним . Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)

Цель : выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Диагностические показатели : диагностика познавательных действий .

Возрастной диапазон : 3 – 4 года

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

Оценка результатов :

3 балла : ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла : ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл : ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)

Цель : выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

Диагностические показатели : познавательный действия

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная, групповая

Описание : ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование : коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры : количество ошибок при выполнении задания.

Нормативы : высокий уровень - задание выполнено правильно; средний уровень - рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень - количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.

Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников .

3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)

Цель

Диагностические показатели

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)

Цель : При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира : животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Диагностические показатели : Осведомленность

Возрастной диапазон : 3 – 4 года.

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №) . В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания :

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов :

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Вывод об уровне развития :

10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

Цель : Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям :

10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития :

10 баллов -очень высокий, 8-9 баллов -высокий, 5-7 баллов -средний.

3-4 балла -низкий, 0-2 балла -очень низкий.

3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»

(B.C. Юркевич) .

Цель : Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) .

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

4.1 Методика «Времена года» . (Немов Р. С.)

Цель : Осведомленность о себе и мире.

Диагностический показатель : формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон : 3 – 4 года.

Источник информации : дети.

Форма и условия проведения : индивидуальная.

Инструкция : Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет . Ребенку показывают рисунок и прося, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том , что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.

Оценка результатов :

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том , что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) .

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития : 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов –высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.

4.2 Методика беседа "Расскажи о себе"(А. М. Щетинина)

Цель : изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.

Диагностические показатели : формирование первичных представлений о себе.

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

Форма и условия проведения : индивидуальная.

4.3 Методика «Назови слова» . (Немов Р. С.)

Цель : Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.

Диагностический показатель : формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

Источник информации : дети.

Форма и условия проведения : индивидуальная.

4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)

Цель : выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 4-5 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная.

Инструкция : перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища.

Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

Оценка результатов :

3 балла : такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

1 балл : ребенок раскладывает карточки наугад.

4.5 Методика «Подбери пару» (5-6 лет)

Цель : выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная.

Инструкция : ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов . Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

Оценка результатов :

3 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

1 балл : ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку.

1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский - мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.

3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.

4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

6. Методика Николая Зайцева
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия - «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.

7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга - «Поверь в свое дитя» - написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования - пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

Благодаря современной педагогике, существует много разных методик, которые помогают развивать малыша. Как и любой метод воздействия, они имеют свою положительную сторону и некоторые слабые места, требующие доработки. Для вас важно определить, какие методики больше всего подойдут вашему ребенку.

Методика Рене Жиля

Дает ценную информацию об отношении ребенка к семье, а также к ближайшему окружению. Эта проективная методика состоит из 42 заданий, где имеются изображения детей и взрослых, а также членов семьи. С помощью данного теста можно оценить поведение ребенка при разных модулируемых ситуациях, а также выяснить отношение малыша к родителям, братьям и сестрам, другим людям. Выполнять задания нужно в игровой форме. Не рассчитывайте пройти с ребенком этот тест за один день, он достаточно утомительный. Для удобства можно разбить его на отдельные блоки. Методика подходит для оценки отношений ребенка с окружающими людьми, семьей, степени социальной адаптации, а также определения особенностей личности и поведения малыша.

Методики математического развития

Данная методика представляет собой комплекс специальных игровых упражнений, направленных на развитие способностей к математике. С помощью этих простых и веселых игр можно легко подготовить ребенка к школе, не прибегая к помощи специалистов.

  • Игра «разложи карточки» предусматривает тренировку памяти, а также учит сравнению и логике. Для выполнения задания, ребенку нужно разложить по порядку предложенные карточки с изображенными цифрами.
  • «Посчитай предметы» - игра для которой нужно заранее подготовить карточки с цифрами, где дополнительно будут изображены разные предметы. Малыш должен посчитать количество предметов, а затем обвести карандашом соответствующую цифру.
  • Игра «Сравнение» довольно простая. Для выполнения этого задания следует подготовить карточки с цифрами. Нужно показать малышу две карточки с разными цифрами и попросить сравнить их. Например: «Что больше, три или семь? Насколько семь больше трех?»

Для обучения счету хорошо подходят сказочные методики, например, «Сказочный дровосек» . Во время этой игры ребенку предлагается включить воображение и перенестись в волшебный лес, где дровосек должен нарубить дрова для печки. Ребенок должен посчитать, сколько дров уже заготовлено, а сколько осталось. В качестве наглядного пособия можно использовать щепки, веточки или спички.

Методики для развития логики

Обучение должно осуществляться в игровой форме, чтобы ребенок не уставал. Для этого хорошо подходит игра на обобщение . Можно, к примеру, взять карточки, на которых изображены разные предметы и предложить объединить их в одну группу.

Игра с фигурами прекрасно подходит для развития логики, а также мелкой моторики. Для выполнения задания нужно разрезать большую бумажную геометрическую фигуру на несколько частей и предложить малышу собрать их в одно целое.

Для тренировки памяти можно использовать наборы букв, из которых ребенок самостоятельно будет составлять слова. Можно спрятать набор и попросить ребенка написать буквы по памяти. Это поможет дополнительно подготовить кисть руки к письму.

Существует большое количество методик, позволяющих развивать ребенка и готовить его к самому ответственному этапу – поступлению в школу. Вы легко можете придумать свою, которая подойдет вашему ребенку. Ваша фантазия ничем не ограничивается. Можно, например, придумывать разные истории, сказки и включать в них элементы счета, письма, загадки и логические игры.

А какой методике вы отдали предпочтение?


аждая методика предусматривает наличие определенной методической базы, и подготовленности тех, кто проводит занятия.

Методика Никитиных

Русские педагоги - новаторы Борис и Елена Никитины создали необычную систему простых развивающих игр. Родители семерых детей, Никитины, известны и у нас в Украине, как создатели нетрадиционной системы физического воспитания ребенка. Эту методику они апробировали на своих детях. Совместная игра детей с родителями - цель Никитинских игр. Их характеризует большая степень вариабельности и приспосабливаемость под любой начальный уровень ребенка и его интересы. Игры, придуманные Никитиными можно приобрести самим в специальных центрах развития детей. Основа этих игр различные головоломки, способствующие логическому и образному мышлению. Каждая игра - определенный набор задач, который ребенку предстоит решить при помощи простых квадратов, кубиков, кирпичиков, различных деталей из конструктора. Есть в письменном варианте, а есть и в устной форме. В Украине некоторыми детскими садами и центрами дошкольного развития успешно используются элементы этой методики, в основном набор логических игр.

Методика Монтессори

Мария Монтессори, итальянский педагог 19 века, первая женщина - доктор медицины в Италии, посвятившая всю свою жизнь детям, работая в детском саду. Она помогала ослабленным детям развиваться, найти свое жизненное призвание и развить способности и таланты. Так родилась ее всемирно известная методика, названная ее именем. Педагогическая система, созданная Марией Монтессори, приближает ребенка к ситуации естественного развития и обучения. Модель этой ситуации содержит три ключевых момента: ребенок, окружающая среда, педагог. Девиз методики звучит так: «Помоги мне это сделать самому». Детям создаются условия, в которых оптимально совершенствуются все их моторные и сенсорные навыки. Малыши могут учиться приобретать тот жизненный опыт, который близок им по возрасту. Все явления и предметы исследуются ими самостоятельно в индивидуально приемлемом режиме, при этом педагог занимает позицию помощника и посредника между ребенком и предметом исследования. Таким образом, это система так называемого самопостроения личности самого малыша.

Монтессори заметила, что у ребенка совсем иная форма мышления, которую она назвала «впитывающим мышлением». Ребенок словно губка «вбирает» в себя все образы внешнего мира, поэтому окружающая среда приобретает для малышей такое решающее значение. Методика Монтессори подразумевает создание для ребенка вот этой самой среды обитания. Где малыш мог бы полноценно развиваться и находить все, что нужно для полноценного развития. Сюда входят игрушки, предметы, музыка, формы общения, способы деятельности.

В Украине есть достаточно много частных детских садов и начальных школ, работающих по методике Марии Монтессори.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман в своей одноименной методике, создал целую технологию обучения детей чтению с помощью целых слов. Эта инновация была создана им в конце сороковых годов в филадельфийском "Институте достижения человеческого потенциала" для лечения детей с нарушенной деятельностью мозга. Таким образом, был найден способ активизировать мозг ребенка посредством обучения чтению по определенной системе. Детям поочередно показывали карточки с нарисованными картинками и словами, произнося вслух название изображения. Подобное занятие длилось всего несколько минут в день и повторялось по определенной системе. Результатом стало активное развитие речи детей до этого сильно отстающих в умственном плане и к тому же физические показатели не преминули заметно улучшиться. Этот своеобразный парадокс и использовался Гленом Доманом в создании своей методической системы для развития обычных здоровых детей. Одним из основополагающих моментов стал тот, что мозг человека активнее всего развивается в период до 7 лет, а самое активное время - с 1 года до 3 лет. Вот на этот самый возраст и рассчитана построенная им система обучения. По системе Домана дети с трех - четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математические азы и вместе с этим отлично развиваются физически. В Украине есть детские центры активного развития по системе Домана, и кроме того этой методикой родители могут овладеть самостоятельно или под руководством специалистов.

Методика Зайцева

Педагог-новатор Николай Зайцев (Петербург, р.1939) предложил отказаться в свое время от традиционного принципа обучения детей чтению по буквам. Он создал так называемые сегодня «Кубики Зайцева». Основной подход был в том, что кубики восполняют стремление детей к игре и это их стимулирует к дальнейшему росту познания. Единицу строения языка педагог увидел не в букве, а в слоге, или складе - паре согласованных между собой букв. Пользуясь этими кубиками, которые в свою очередь различны по цветам, размерам и издаваемым звукам, дети быстро осваивают чтение по слогам и учатся формировать слова, малыши начинают говорить и читать одновременно. Существует так же система Зайцева для развития математических азов у детей. В России существует ряд детских садов по системе Зайцева, у нас на Украине возможно такое обучение в частном порядке или в центрах развития детей-дошкольников.

Здесь приведены в пример только некоторые, особенно часто встречающиеся методики работы с детьми. Они не идеальны, в каждой есть свои плюсы и минусы. Развитие ребенка предусматривает, прежде всего, индивидуальный подход, любовь, максимум внимания и терпения. Ни один, даже самый профессиональный педагог, ни одна самая последняя и передовая методика не сможет сделать из ребенка гения, без созданных на то родителями жизненных условий.

В жизни любого из нас особую роль играют методики дошкольного развития. Ведь развитие физических и умственных способностей ребенка, а также формирование социальных навыков и характера зависит от дошкольного воспитания.

Мелкая моторика и методика дошкольного развития

Подавляющая часть методик дошкольного развития базирована на совершенствовании мелкой моторики. Когда кроха что-то делает своими пальчиками, у него начинают работать некоторые центры мозга. Некоторые мамы и папы считают, что если чаду нет 2,5 лет, то его развитием пока заниматься не надо. Однако это неверное мнение. В действительности родители должны воспитывать кроху с первых же дней. Если вы хотите, чтобы у ребенка быстро развивалась мелкая моторика, делайте ему легкий массаж ладошек.

Ошибки многих родителей

Многие мамы и папы совершают следующую ошибку. Когда чаду остается год до похода в первый класс, они организовывают для него занятия с отметками, звонками и переменами, лишают его игр, прогулок и сна. Положение обостряется еще больше, когда малыша отдают в несколько спортивных секций и обучающих центров.

Дорогие родители! Зачем вы отнимаете у чада последний год беззаботной жизни? Ведь вы лишь отобьете у него желание осваивать учебные дисциплины.

Кружки и секции

Естественно, малышу желательно ходить в секции и кружки. Однако ему достаточно заниматься чем-то одним. Если позволяют финансовые возможности, найдите для будущего школьника гувернантку. Она научит его писать, читать, а также преподаст азы иностранного языка. Но имейте в виду, что для любого карапуза самое главное – это общение с семьей. Развивающие игры с мамой и папой способствуют быстрому усвоению любого предмета.

Вы можете лишь время от времени играть с чадом в школу. Пусть вашими учениками будут куклы и плюшевые игрушки. Если малыш будет в игре учителем, у него появится стимул что-то изучать, чтобы потом «передавать знания» игрушкам. Иногда чаду можно побыть и учеником. В дошкольном развитии юного создания самое важное – не научить его читать, писать и считать, а научить его думать, привить ему навыки коммуникабельности, а также развить память.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: