Методическое пособие «Воспитание творчеством. Методы художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Консультация для родителей: «Как воспитать творческую личность?»

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 35, города Ковров.
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны компоненты творческого потенциала, основные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности, а также даны рекомендации по развитию творческой личности. Данный материал будет полезен прежде всего для родителей, а также для педагогов-психологов образовательных учреждений. Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.
Креативность - это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческая деятельность очень интересна для ребенка - дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать и действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря этому ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей. Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды творческой деятельности, как изобразительная, конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и мышления, с другой - изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Любой вид творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого наибольшие возможности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Компонентами творческого потенциала являются:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Как развить в ребенке творческое начало? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности .
1. Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону . В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы, не задумываясь, что они нацелены на развитие исполнительности, усидчивость и аккуратности, а вовсе не на развитие творческого потенциала. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Следовательно, трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству.
В связи с эти следует избегать игр и игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек–раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.
2. Вторая ошибка – запреты родителей на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
3. Третья ошибка – нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу.
4. Четвертая ошибка – родители не спешат включаться в творческий процесс детей. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать.

1. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества. Необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
2. Успех в воспитании творческой личности зависит от атмосферы, которая царит в вашем доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка , поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества. Бережно относитесь к процессу и результату детской деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.
3. Поощряя творчество ребёнка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Поэтому, обучая ребенка, избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности.
4. Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности , в способах и методах действия, не мешайте ему свободно самовыражаться. Понаблюдайте за ребенком. Что он любит делать больше всего? Петь? Танцевать? Рисовать? Лепить? Копировать чью-либо мимику или поведение? Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, цветная бумага, баночки и коробочки. Тогда желание ребенка, его интерес к творчеству и эмоциональный подъем послужат гарантией того, что это дело пойдет ему на пользу.
5. Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.
6. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Ведется немало споров о том, чему и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств , чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
7. Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Позвольте ребенку научить вас, как надо творить, и тогда свою креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.
Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их. Любая домашняя работа может стать отличным подспорьем для игры, а любой предмет может превратиться в сказочного героя.
8. На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша , но не забывайте менять их время от времени, чтобы у ребёнка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что вы цените его усилия.
9. Читайте ребенку сказки. Роль сказки для развития воображения ребенка неоценима. Именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. От чтения сказки всего один шаг до нового увлечения - сочинения собственных сказок и историй. Оно откроет для вашего ребенка путь к творчеству.
10. Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек. Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Игра для ребёнка, не пустая трата времени, а источник получения новой информации. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В играх происходит тренировка и развитие всех познавательных процессов, развивается детский талант.
Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, а предметы заменители – различные крышечки и палочки, тряпочки и бутылочки, листики и коробочки. Ребенок может использовать для своих игр любой предмет, находящийся в зоне досягаемости, и как ни странно это звучит, чем меньше у него игрушек, тем больше развивается его воображение.
11. Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше). О каком творческом развитии может идти речь, если малыш постоянно находится в зоне ограничений: «Не трогай! Не бегай! Не бери!». Не запрещайте ребенку творить и не наказывайте его за творческие эксперименты! Установите определенные границы его творчества. Например, рисовать на стенах - нельзя, а на ватмане, прикрепленном к стене - можно.
12. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение! Вы можете подсказать, подать идею, но не настаивайте на ней, это может снизить инициативность у ребенка.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству!

Творчество, как важный элемент в воспитании ребенка.

Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально каждый ребенок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей души…»

В.А. Сухомлинский

Творческий учитель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач эстетического и трудового воспитания. Склонность к эстетическому воспитанию у детей проявляется довольно рано. И важно вовремя приобщить ребенка к творчеству. Одним из действенных средств является искусство флористики. Растения и цветы и созданные из них художественные композиции вызывают у детей восхищение и радостные эмоции, желание самим из природного материала создавать красоту. Работая с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ.

Трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождают желание оберегать и сохранять её, а в дальнейшем восполнит интересным творческим трудом свободное время. Работать в соавторстве с великой и доброй художницей, Природой, - огромное счастье!

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей.

Уроки по декоративно-прикладному искусству позволяют успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы детей. Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественного развития учащихся, может быть занятия по созданию картин и поделок из природных материалов, используя сухие листья деревьев, травы, мхи, цветы, различные веточки, коренья, семена и плоды растений, кусочки коры деревьев. Флористика - это такой вид искусства, который мало известен и редко кто занимался ей в школах, в центрах творчества.

Работа с природным материалом вполне доступна учащимся, т. к. его не надо искать где-то. Разнообразные формы листьев, цветов, корешков, веточек растений зачастую прямо-таки подсказывают интересные сюжеты. Это может быть пейзаж, натюрморт, сказочная композиция. Фантазируя, воображая, комбинируя природные материалы можно создать своими руками удивительный мир!

Зимой, когда за окном пасмурно и холодно, приятно порадовать друзей и близких композициями из растений, которые таят в себе тепло, аромат и цвет лета. Но для этого летом и ранней осенью нужно позаботиться об исходном материале, собрать и сохранить цветы, травы листья, шишки, семена, веточки многое другое.

В одном из разделов моей рабочей программы по ДПИ отводится несколько уроков для работы с природным материалом. В ней предусмотрено изучение правильного сбора природного материала и видов его подготовки (сушки) к использованию в аппликациях,построения композиций из цветов и листьев.

Здесь ребята приносят с собой засушенные осенние листочки,цветы, травинки и пытаются составить, например, какого-либо зверька, выбирая детали по формам листьев (березовый листок похож на голову цыпленка). Задачей такого урока является целенаправленное наблюдение детьми природы, помочь им увидеть и оценить своеобразие и красоту осени, её необычность: осыпающиеся деревья, устланную листьями землю и т.д.

Сравнивая листья ивы или ясеня с листьями березы или сирени, дети могут заметить разницу между ними: одни листья узкие, вытянутые, а другие -широкие и с заостренными концами. У одних листьев края ровные, у других - с зубчиками. Цвет их также различается. Работая с дарами природы, ребенок не только узнает признаки осени в природе, красоту форм и окраску растений, но и тем самым как бы подготавливает себя к восприятию окружающего мира. И этот этап является подготовительным в процессе дальнейшего обучения.

В дальнейшем проводятся более сложные упражнения. Знакомятся со способом набрызга, где ребята кладут на белый альбомный лист листик какого-либо дерева, а затем с помощью губки или щетки делают набрызг. Полученный результат очень нравится детям, и от этой работы они получают удовольствие.

Также можно работать на выявление форм с помощью трафарета. Когда гуашью или акварелью покрывают одну из сторон листа и отпечатывают на бумаге.

Все эти упражнения позволяют наиболее эффективно развивать как творческие способности детей, так и вырабатывать наблюдательность, умение анализировать формы.

Нередки случаи, когда детские увлечения становятся профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им по любому направлению. Недаром многие взрослые возвращаются к увлечениям детства.

Педагогическая ценность познания народного и декоративно-прикладного искусства объясняется следующими важными причинами: произведения этих видов искусства позволяют воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материала, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно - выразительные средства других видов изобразительного искусства.

Творческая работа в заключительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.

На каждом занятии преподаватель встречается со своими учащимися и порой дети бывают неусидчивыми, рассеянными, невнимательными. Как заинтересовать и увлечь детей? Как подготовить занятия, чтобы при своей методической и воспитательной направленности, они были интересными?

Планируя занятие, преподаватель учитывает общий уровень подготовки и способностей детей, наличие материалов и инструментов. На уроках по выполнению флористики я рекомендую проводить по следующему плану:

1. Выбрать тему урока и провести беседу с детьми.

2. Провести небольшую экскурсию по паркам, скверам, лесу в целях ознакомления с природными материалами.

3. Сбор разнообразных природных материалов.

4. Сушка природного материала вместе с детьми (с помощью утюга, или закладыванием листьев в книгу.

5. Анализ формы объекта труда, выбранного для украшения.

6. Показ и обсуждение сюжетов, мотивов для аппликаций.

7. Составление плана работы.

8. Самостоятельная работа учащихся:

А) составление эскиза композиции;

Б) подбор колорита;

В) разрезание необходимых фигур;

Г) склеивание;

Д) обсуждение готовых работ. Подведение итогов.

Структура занятия.

I этап - сообщение и постановка цели: чему дети должны научиться на данном занятии, что нового узнать, что закрепить.

II этап - подготовка к выполнению занятия. Она включает в себя анализ образца, сравнение, сопоставление, показ приемов работы, постановку простейшего опыта, составление плана предстоящей работы.

III этап - исполнение трудовых действий (самостоятельная работа учащихся).

IV этап - проверка правильности выполненных работ.

V этап - подведение итогов занятия: чему научились, что нового узнали.

    Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта г. 2012 №156

    «Природный материал и фантазия»Программа,рекомендации,разработки занятий /авт.-сост.Л.И.Трепетунова.-Волгоград:Учитель, 2009-255с. ISBN 978-5-7057-1724-8

    «Поделки из природного материала» «своими рукам». Л.В. Бакланова Тула,Родничок, Москва Астрель АСТ 2008г.УДК 372.3/4 ББК 74.200.54. Б19.

    Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

    Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. – 2012. – №10 (Октябрь). – ART 12144. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12144.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения 17.11.2013]

    Интернет источник ped-kopilka.ru

ФОТО Getty Images

Горькая правда заключается в том, что вундеркинды редко становятся взрослыми гениями, способными изменить мир. Посмотрим, к примеру, на лауреатов STS (поиска научных талантов) – самой престижной американской премии, отмечающей одаренных школьников. За первые 52 года ее существования (с 1942 по 1994 год) в качестве финалистов были отобраны около двух тысяч вундеркиндов, но лишь один процент из них в дальнейшем связал свою деятельность с национальной академией наук. Восемь человек из упомянутых обладателей награды получили Нобелевские премии, но остальные десятки и сотни юных гениев, став взрослыми, так и не реализовали свой потенциал.

Ранее считалось, что одаренным детям не хватает социальных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной социализации. Однако такое объяснение было признано недостаточным, так как менее четверти всех вундеркиндов в действительности сталкивается с какими-либо социальными или эмоциональными затруднениями. Подавляющее большинство из них хорошо подготовлено и имеет такой же успех на коктейльной вечеринке, как и на уроке правописания.

Что же мешает вундеркиндам стать оригинальными и творческими личностями? Дело в том, что одаренные дети стремятся заслужить одобрение родителей и восхищение учителей. Ради этого они могут упорно работать и становиться, к примеру, шахматными чемпионами, но процесс обучения не дает им стимула создавать новое. Такие ребята способны сыграть великолепные мелодии Моцарта, но редко сочиняют свои собственные. Они сосредотачивают всю энергию на потреблении существующих научных знаний, не производя новых идей. Юные таланты предпочитают соответствовать давно заведенному порядку, а не изобретать велосипед. Если же в классе появляется творческий ребенок, то он, вероятнее всего, не захочет неукоснительно выполнять все требования учителя, а будет отстаивать собственные взгляды.

Вырастая, многие вундеркинды становятся экспертами в том, что знают и умеют лучше всего. И лишь небольшая часть одаренных детей в конечном итоге вырастает в новаторов и творцов. Большинство же предпочитает не выходить за рамки любимой деятельности, только там применяя свои выдающиеся мыслительные способности. Из гениальных детей получаются врачи, которые борются за жизнь пациентов, не пытаясь исправить огрехи медицинской системы в целом, или, например, юристы, защищающие клиентов от несправедливых обвинений, но не пытающиеся корректировать сами законы.

Так что же нужно сделать, чтобы вырастить ребенка творческой личностью? В недавнем исследовании специалисты сравнили между собой несколько семьей: с креативными и обычными детьми. Как оказалось, родители «обычных» детей устанавливали для них как минимум пять-шесть правил, которыми те должны руководствоваться в жизни: сон по расписанию, особый распорядок дня. Воспитатели же творческих детей предлагали им не больше одного правила. Вместо этого родители поощряли своих детей думать самостоятельно, акцентируя их внимание на моральных ценностях.

Кое-что уникальное есть и в самих родителях малышей, из которых вырастают творческие личности: они уделяют особое внимание разработке собственного «этического кодекса». Старшее поколение, разумеется, объясняет младшему, что успешность и востребованность – это важные элементы жизни, но при этом поощряет юных гениев в стремлении разобраться в собственных ценностях и обнаружить свои интересы. Все это создает хорошие предпосылки для развития творческой личности.

Американский психолог Бенджамин Блум пристально изучал особенности раннего развития известных музыкантов, художников, спортсменов и ученых. Ему удалось выяснить, что их родители вовсе не мечтали о карьере суперзвезд для своих детей, не выступали в семье в роли строгих надсмотрщиков, а, напротив, чутко откликались на внутреннюю мотивацию своих сыновей и дочерей. Когда малыши проявляли интерес к чему-либо, готовы были с энтузиазмом взяться за дело, родители безоговорочно их поддерживали. К примеру, Моцарт проявил интерес к музыке, прежде чем начал брать уроки, а не наоборот, а джазовая пианистка и композитор Мэри Лу Уильямс научилась играть на фортепьяно и вовсе самостоятельно.

Малкольм Гладуэлл Новая книга Малкольма Гладуэлла посвящена теме успеха. Однако по своему обыкновению он подходит к ней весьма нетривиально: Гладуэлл убежден, что личные усилия и способности, сколь бы бесспорными они ни были, не играют ключевой роли в достижении выдающегося результата.

В своей книге «Гении и аутсайдеры» канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл сформулировал так называемое «правило 10 тысяч часов» 1 . Основываясь на ряде исследований, Гладуэлл утверждал, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных тренировок. По его мнению, для достижения некоего выдающегося результата в большинстве сфер деятельности необходимо посвятить практике и обучению 10 тысяч часов. Не слишком понятно, каким образом количество времени варьируется в зависимости от области применения сил и особенностей конкретной личности, но это не самый главный вопрос, который ставит перед нами данная теория. Во-первых, чем больше мы тренируемся, тем чаще попадаем в ловушку привычных способов мышления и решения задач. Эксперт зачастую не может справиться с внедрением в практику каких-либо нововведений, тогда как для новичка, сознание которого свободно от всяческих клише, такая задача не кажется сложной. Во-вторых, именно внутренняя предрасположенность вызывает в человеке любопытство и побуждает тренировать навык в течение 10 тысяч часов или даже более. Именно природная склонность к чему-либо определяет также и получение удовольствия от процесса этой тренировки.

Опыт показывает, что успешность творческой самореализации зависит от широты интересов, а не только от глубины наших знаний и опыта. Ученые, получившие Нобелевскую премию, в 22 раза чаще своих «неодаренных» сверстников становятся актерами, танцорами или даже иллюзионистами, в 12 раз чаще начинают писать стихи или романы, в 7 раз чаще обращаются к декоративно-прикладному искусству и в 2 раза охотнее приступают к игре на музыкальных инструментах или сочинению музыки. Никто не заставляет выдающихся ученых выбирать себе творческое хобби. Оно становится отражением их любопытства. Как писал Альберт Эйнштейн, любовь является лучшим учителем, чем чувство долга. Мама записала его в музыкальную школу в пятилетнем возрасте, мечтая, что сын освоит игру на скрипке, однако из этой затеи ничего не вышло. Будущий физик воспринимал уроки как скучную обязанность, но однажды услышал сонаты Моцарта, которые покорили его. «Я брал уроки игры на скрипке с 6 до 14 лет, но мне не везло с учителями, для которых занятия музыкой ограничивались механическими упражнениями. По-настоящему я начал заниматься лишь в 13 лет, главным образом после того, как влюбился в сонаты Моцарта. Пытаясь хоть в какой-то мере передать художественное содержание и неповторимое изящество, я почувствовал необходимость совершенствовать технику – именно тогда я и добился успеха», – пишет Альберт Эйнштейн.

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Художественно-эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Примером служат народные игрушки: Матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В соответствии с приоритетным направлением развития воспитанников я постарались отразить следующие элементы современного искусства:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: поделки, рисование, скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

3. Художественная литература.

4. Музыкальное искусство.

5. Хореография.

6. Театральное искусство.

7. Эстрадное искусство.

8. Киноискусство.

9. Цирковое искусство.

10. Декоративно-прикладное искусство.

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

12. Компьютерное художественное творчество и др.

Художественно – эстетическое воспитание в моем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты.

Основная цель приоритетного направления:

Формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

Для активизации у детей интереса к художественной деятельности педагог может предложить родителям посетить с детьми ботанический сад, лес, художественный музей, поговорить с участием детей с художниками-мастерами на выставках декоративно-прикладного искусства. Наряду с такими культурными мероприятиями целесообразно организовать на базе дошкольного учреждения практикум для родителей из современных форм декоративных работ: макраме, аппликация из природного материала, аранжировки летних и зимних букетов и тому подобное. На таких практикумах участники не только приобретут определенные навыки, но и ознакомятся с материалами, необходимыми для определенного вида работы, методами обучения художественными умениями. В таких семьях взрослые и дети выступают активными участниками совместной художественного творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации:

Детская мультипликация является поистине универсальным средством художественного развития и воспитания дошкольников. Мультипликация, как одна из форм экранного искусства, представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Выразительно- изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, сопереживать сюжет вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, что способствует его развитию.

Организуя занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Педагог - психолог участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности, дает рекомендации по ведению педагогического процесса, или на основе своих наблюдений.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу.

В заключение: Главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ.

Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении Доклад:«Художественно – эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении». Подготовила Купцова С. А Москва 2015 г. В последнее время.

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник,.

МКДОУ Новоульяновский детский сад с. Новоульяновское Барабинского района Новосибирской области «Художественно-эстетическое развитие детей.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина) Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески.

Художественное эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Одна из важных задач воспитания ребенка – это развитие и формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легче осваивать.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ознакомлении с произведениями искусства «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

Библиотека изображений:

C раннего детства нужно воспитывать у своего ребенка творческое начало. Ведь, развитие творческих способностей влияет не только на формирование чувства прекрасного, но и развивает ребенка в целом.

Исследования последних лет доказывают, что увеличение количества занятий живописью и музыкой, помогает детям в усвоении иностранных языков и математики.

Конечно, не каждый ребенок рождается Микеланджело, Моцартом, Луи Армстронгом или Циолковским. Однако каждый рождается со способностью и желанием творить.

Культивирование этих способностей и желаний не означает, что ваш маленький гений станет вундеркиндом, однако увеличит шансы, что способность к творчеству, какова бы она ни была, раскроется до конца.

Поэтому, какая бы карьера не ждала в будущем вашего ребенка (художник, банкир, писатель, врач, учитель или артист балета) поощрение к творчеству сейчас сделает его жизнь более богатой и насыщенной. Попробуйте следующие методы, но не бойтесь творить сами и изобретайте новые пути для поощрения творчества.

Пусть будет беспорядок

Творческий дух должен свободно сосредоточиться на творчестве, а не отвлекаться на поддержание рабочего места в порядке. Это особенно справедливо, когда дело касается малышей. Их способ творчества - это не только идея, но и беспорядок. Требовать, чтобы все мелки оставались в коробочке, пластилин лежат аккуратненькими брусками, а пальцы, локти и пол были чистыми, – значит требовать невозможного.

Готовьтесь к беспорядку во время творческой игры и не давайте воли своему недовольству, чтобы не отбыть ребенку охоту творить. Подавление порывов малыша ради чистоты в доме может привести к тому, что они угаснут навсегда.

Это не значит, что творческий ребенок и чистота в доме полностью несовместимы. Если вы, прежде чем вручать малышу мольберт или планшет для рисования, не забудете о соответствующих мерах предосторожности, это спасет и дом, и одежде ребенка никак не сказываясь на порывах к творчеству.

Пусть правит свобода

Помните, что для творчества необходим простор, который означает нарушение старых правил. Нет неправильного способа, чтобы рисовать, лепить, строить башню из конструктора. Если вы будете нависать над ребенком, руководя и предлагая, вы помешаете творить. Высказывайте свое мнение только тогда, когда вас просят о помощи. Ребенок может последовать вашему совету, чтобы доставить вам удовольствие, однако почувствует, что результат уже ему не принадлежит.

Не критикуйте

Процесс творчества и его результат предназначены доставлять удовольствие ребенку, а не вам или кому-нибудь еще. Если он делает открытку для бабушки, не говорите: «Может быть бабушке не нравятся такие цвета». Если ваш ребенок надевает рубашку и юбку, не сочетающиеся по цвету, не говорите: «Это не подходит». Собственно, творчество как раз и заключается в том, чтобы сочетать не сочетаемое.

Похвалите

Найдите то, что можно похвалить в любой творческой работе ребенка. Даже если альбомный лист просто исчеркан, отметьте выбор цветов или места. Если концерт на охотничьем роге напоминает не столько симфонию, сколько какофонию,похвалите живой ритм и силу звука. Однако не сыпьте комплиментами, чтобы ребенок не усомнился в вашей искренности или не оставил попытки сделать лучше.

Не ограничивайтесь только искусством

Существует масса отдушин для творческой энергии ребенка, не имеющих ничего общего с изящными искусствами. Творческий ребенок может творить в песочнице (как археолог, архитектор, инженер), за кухонным столом (как шеф-повар), даже у шкафа для одежды (во многих детях скрывается настоящий модельер, который так и просится наружу). Поощряйте творчество во всех областях жизни ребенка и развивайте его таланты.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: