Методическая разработка «Сценарий народного праздника «Погулёна масленка. Напаришь вынешь, поправишь

Сценарий весеннего музыкально-фольклорного развлечения для детей подготовительной группы.
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Настасьи. Масленица годовая, гостьюшка дорогая!»

Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Развлечение рекомендуется проводить в музыкальном зале, а также как уличное развлечение. Данный материал будет полезен музыкальным работникам, воспитателям, родителям с целью приобщения детей и взрослых к русской традиционной культуре, а также в организации развлечений и досугов с детьми 6-7 лет.
Историческая справка: Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни, и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Обряд связан с проводами Зимы и встречей Весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Цель: Приобщение детей и взрослых к русской традиционной народной культуре; знакомство с обрядами и традициями, которые существовали на Руси.
Задачи:
Обучающие:

Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в весеннюю пору, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
Закреплять знание детьми характерных признаков весны; тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок; разучивании русских народных игр; формировать пассивную и активную речь.
Развивающие:
С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность;
Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
Побуждать детей и родителей к совместной познавательно-творческой деятельности.
Воспитывающие:
Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным весенним традициям, играм и развлечениям.
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная работа:
Беседа с воспитанниками о традиционном праздновании Масленицы.
Беседа на тему «Родственники. Кто, кому, кем приходится…».
Рассматривание иллюстраций о Масленичных гуляниях.
Разучивание песен, русских народных игр, хороводов, поговорок, закличек о весне, стихов о масленице.
Оборудование и оформление зала: Все участники развлечения – в русских народных костюмах. Зал стилизован под деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки.


Словарная работа:
Глашатай - вестник, объявлявший народу официальные известия.
Скоморох - человек, потешающий других своими шутовскими выходками.
Масленица - масляная неделя, сырная неделя, предшествующая великому посту. Весенний праздник у славянских народов.
Сырная седмица это неделя, которая среди славян обязательно отмечается блинами. Это соответствует особенностям национального благочестия.
Теща - мать жены, это родственник, который появляется в результате заключения брака, возможно, произошло от глагола «утешить».
Зять - муж дочери, муж сестры.
Золовка - сестра мужа.
Действующие лица:
Хозяйка, бабушка Настасья - в народном костюме (воспитатель);
Дети (в русских народных костюмах);
Глашатай (ребенок или взрослый);
Масленица (ребенок или взрослый);
Скоморохи (четыре мальчика);
Весна (ребенок или взрослый).

Ход развлечения:

(Участники развлечения выходят в русских народных костюмах, зал стилизован под деревенскую улицу: изгородь с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные птицами; колодец возле дома; пенечки, дети рассаживаются на скамейки).
Бабушка Настасья (в центре зала, рядом с ней - помощник, глашатай):
Здравствуйте, гости дорогие! С праздником вас, с Масленицей! С давних пор на Руси празднуется Масленица годовая, гостьюшка дорогая! Это проводы зимы. Люди верили что, празднуя Масленицу, они помогают одержать победу над Зимой. Поэтому и блины пекли, похожие на солнышко. И пели, и плясали, и с горы катались.


Праздновали Масленицу семь дней, и каждому дню было дано свое название! В первый день народ справлял встречу Чистой Масленицы - широкой боярыни. Все родственники собирались за праздничным столом и договаривались о совместном проведении гуляний!

Понедельник: «Встреча»


Глашатай:
Утро. Понедельник, наступает «Встреча»,
Яркие салазки с горочки летят,
Целый день веселье, наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят!
(Под русскую народную музыку в зал входят дети-скоморохи)
Первый скоморох:
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Второй скоморох:
Наш праздник начинается,
Скучать здесь запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!
Третий скоморох:
Ой, как много здесь ребят!
Познакомиться я рад
Ну-ка дружно, ну-ка в раз
Назови себя сейчас!
Да, погромче, пошумней,
Чтобы знал я всех детей!
(Дети хором называют свои имена)
Первый скоморох:
Ну-ка дети, все вставайте,
И со мною поиграйте!
(Проводит с детьми игру)

Русская народная игра «Большая карусель»


Цель: учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать слова стихотворения с движениями, реагировать на словесный и звуковой сигнал.
Оборудование: длинная палка, с привязанными к ней лентами.
Правила игры: В центре зала стоит ведущий. В руках он держит палку, с привязанными к ней ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – стоит ребенок с бубном «музыкант».
Ход игры: Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели!
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен)
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!
(Легко бегут по кругу)
Тише, тише, не бегите, карусель остановите!
(Дети замедляют бег, останавливаются)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг)
Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом» . Игра продолжается, предварительно убрав одну ленту.

Вторник – «Заигрыши»

Бабушка Настасья: Почему второй день празднования Масленицы назывался «Заигрыши»?! И это неспроста, во вторник парни приглашали девушек покататься на ледяных горках, да на расписных санях, отведать блинов вкусных. А на самом деле - молодежь заигрывала друг с другом, парни подмигивали девчонкам, а те обсуждали стайками понравившихся молодцов.
Глашатай:
«Заигрыш» беспечный, вторника отрада!
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Бабушка Настасья: А сейчас, детвора, начинается игра.
Дружно за руки беритесь, в хоровод все становитесь!
Вот и нам пора позвать Масленицу-боярыню!
(Дети встают в хоровод, танцуют, зовут Масленицу)

Хоровод «Масленица»

Слова Н. Гордановской,
Музыка Г. Грошкова
Вошла в избу девица, двери распахнула,
Это просто Масленица в гости заглянула.
Уж и тесто завели, печка жаром дышит.
Начинаем печь блины, пальчики оближешь.
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
(Выходит Масленица, предлагает детям занять свои места)


Масленица:
Я, масленица краснощекая,
Встречайте меня, громко хлопая!
С играми, да с пением,
С хорошим настроением!

Среда – «Лакомка»


Бабушка Настасья: Третий день празднования Масленицы традиционно называли «Лакомкой». В третий день Масленицы любимая теща (мамина мама), со всеми своими любимыми родственничками приглашала своего любимого зятька в гости, кормила его своими фирменными блинами - в общем, зять и теща в этот день наводил между собой мосты взаимопонимания.
Глашатай:
Тут среда подходит - «Лакомкой» зовется,
Каждая хозяюшка колдует у печи,
Кулебяки, сырники - все им удается
Пироги и блинчики - все на стол мечи!
Масленица:
Спасибо вам, детки, за песню! А я для вас приготовила загадки! Загадки не простые, а масленичные!
Загадки:
1. Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
надоела мне квашня, посадите в печь меня! (тесто).
2. Жидкое, а не вода, белое, а не снег,
ешь да пей, да гостям налей, и коту не пожалей! (молоко).
3. Лоснятся у него бока, он сотворен из молока,
в нем бывает много дыр, все мы очень любим (сыр).
4. Белая бочка, нет на ней ни сучочка,
может разбиться, а может свариться (яйцо).
5. Растопили мы снежок, показался там лужок,
лес проснулся ото сна, это к нам пришла (весна).
6. С пылу с жару разбирайте, похвалить не забывайте,
с пылу с жару из печи, все румяны, горячи (блины).

Четверг – «Разгул»


Бабушка Настасья: Именно с четверга начинается празднование Масленицы - Широкого Разгула. Именно с четвертого дня Масленицы народ пускался в настоящий разгул на широкую ногу. Тут тебе и пир с блинами, и красно-черной икрой горой; и пышные народные гуляния-маскарады; и выяснения, кто самый сильный на селе в кулачных боях; и разные смешные состязания; и заигрывания парней с девушками!
Глашатай:
А в четверг - раздольный «Разгуляй» приходит,
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят,
Парни ищут девушек - суженых своих!
Второй скоморох:
Эй, веселый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод,
Если дружно взять канат,
Потянуть вперед-назад
И сказать три раза «Эх»,
Победит, наверное, смех!
(Дети делятся на две команды, встают в середину зала, а между ними – канат)

Русская забава: «Перетягивание каната»


Цель: развитие силы и силовой выносливости; воспитание навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке.
Оборудование: канат.
Правила игры: Канат располагают вдоль зала. Игроки берутся за канат в шахматном порядке. Середина каната должна находиться в центре зала. По сигналу команды стремятся перетянуть канат за контрольную линию, побеждает команда, перетянувшая канат за контрольную линию. Игра начинается и заканчивается по сигналу.

Русская народная хороводная игра «Кострома»


Цель: развитие чувства ритма и музыкального слуха; совершенствование двигательных навыков (от медленного шага до бега); знакомство детей с древними традициями и обычаями.
Правила игры: Выбирается вода – «Кострома» . Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки, и, двигаясь по кругу, разговаривают с «Костромой» .
Ход игры:
Дети:
«Кострома, Кострома, государыня моя!
У Костромушки кисель с пирогом,
У Костромушки пирог с творогом!»
Ты ль здорова Кострома?»
Кострома: «Здоровенька!»
Дети: «Где была, Косторома?»
Кострома: «На реченьке!»
Дети: «Что видала, Кострома?»
Кострома: «Серу уточку!»
Дети: «А что делаешь сейчас?»
Кострома: «Сейчас вас ловлю!»
После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого-нибудь из детей. Если ей это удается, то пойманный ребенок становится новой «Костромой» (игра повторяется 2-3 раза) .

Пятница – «Тещины Вечерки»


Бабушка Настасья: Пятый день праздника Масленицы назывался «Тещины Вечерки», это был ответный визит тещи (бабушки) к любимому зятю, на блины, только приготовленные дочкой. Причем теща приходила в гости к зятьку не одна, а со всеми многочисленными родственниками и друзьями.
Глашатай:
Ой, ты, тещенька душа, для зятька родного
Ты советов наготовишь, только, чур, немного!
Будь сегодня подобрей, будь не очень строгой,
И отплатит он блинами, медом и любовью.
С четверга зятья пекут, аж до поздней ночи,
Очень вкусные блины для любимой тещи.
Целый год ходил он к ней на блины-вареники,
Проявить ему черед к теще уважение!
Масленица: Гости, дорогие! Хочу с вами поиграть, вопросы Вам позадавать!!

«Блинная викторина» для родителей:

1. Какой праздник на Руси назывался блиноедом? (Пасха, Масленица , Рождество, Новый год) (Другие ее названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха) ;
2. Что символизируют блины на масленицу? (солнце , луну, звезды, планеты);
3. Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины? (пшеничной, ржаной, гречишной, рисовой);
4. Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты? (с приплодом, с припеком , с подоплекой, с присказкой);
5. Как называются уменьшенные блины? (пончики, оладьи , галушки, клецки);
6. Какие блинчики пекут умелые хозяйки? (ажурные , стеганые, вышитые; безразмерные).
7. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, ... не расколет» (полено, стекло, брюхо , голова.), (Блин не клин, брюха не расколет).
8. Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами? (лисички, кит, крокодил , медведь).
9. Назовите автора этих стихотворных строк?
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов.
(А. Пушкин , Н. Некрасов, В. Высоцкий, В. Маяковский), (Это строки из Пушкинского стихотворения «Моя родословная»).
10. Какой сказочный герой выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров? (Карлсон, Знайка , Иван-дурак, Емеля)
11. У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики? (Боксеров , лыжников, фехтовальщиков, саночников), (Это легкие тренировочные перчатки боксеров.) ;
12. Как называется спортивный снаряд с блинами? (Копье, шест, штанга , молот), (Это металлические диски.)
13. В какой области России воздвигнут памятник блину? (Ульяновской , Тамбовской, Воронежской, Ивановской).


Памятник блину!

Суббота – «Золовкины посиделки»


Бабушка Настасья: Шестой день празднования Масленицы приходился на субботу и назывался «Золовкины посиделки». Золовка - это сестра мужа. В шестой день праздника Масленицы считалось обрядом приличия, чтобы молодая жена дарила сестрам мужа какие-нибудь полезные подарки. Ну, теперь все вспомнили, кто такая золовка!
Глашатай:
Близится суббота, «Золовки угощенье»,
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Третий скоморох:
В хоровод скорей вставайте,
Веселиться начинайте!

Русская народная игра «Хоровод с платком»

Цель: формирование быстроты, выносливости, силы.
Правила игры: Дети встают в круг, держась за руки. Водят хоровод. Масленица - в центре круга, произносит слова:
А я масленица, я не падчерица,
Как с платочком пойду, так сейчас к вам подойду!
На плече платок лежит, кто быстрее пробежит,
У меня платок возьмет и весну к нам позовет!
Дети произносят закличку:
Приди весна, приди весна! Будет всем нам не до сна!
С радостью скорей приди! Всех нас хлебом накорми!
Все останавливаются, и Масленица встает напротив двух детей, указывая платком на них. Они встают спиной друг к другу, и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто прибежит первым и возьмет платок из рук Масленицы - победитель. (Игра повторяется несколько раз)

Воскресенье – «Прощеное воскресенье»


Бабушка Настасья: Последний день Масленицы знаменовался принародным сожжением чучела Масленицы, вместе со сжиганием чучела считалось, что сжигалась сама смерть и Зима, тем самым очищалась широкая дорога для весны, тепла, жизни и плодородия. В последний день Масленицы, который еще называли «Прощеное Воскресение», каждый человек должен попросить прощения у всех, кого он специально или ненароком обидел, а также обязан простить всех тех людей, которые попросят у него прощения за причиненные ему прошлые обиды со словами - «Пусть Бог простит, а я прощаю...».


Глашатай:
Никто не забывает в последний день зимы,
Сказать любимым людям целебное -

«прости»!

Всего одно лишь слово, а сколько в нем святого,
Весеннего и чистого, так нужного, простого,
Последний день, и пост наступит на земле,
Лишь с чистою душой, придем опять к весне!
Дети рассказывают масленичные заклички:
(
1. Масленица, масленица!
Блин по небу катится.
Солнышко разлаписто,
Что котенок ластится.
2. Масленица, масленица!
Зима к лету тянется,
Там Весна проказница
Примеряет платьица.
3. Масленица, масленица
Хороводом дразнится!
Блин в сметане с маслицем
Ждет, кому достанется.
4. Ах, блины с икоркой
Главные, конечно.
Рюмку выпьем горькой,
Запоем беспечно.
5. Весело, весело!
Эх, разгул широкий!
Солнце ноги свесило
Прямо в снег глубокий.
6. Масленица, масленица,
Томная глазунья …
Жаль, соломой спалится
Над костром, шалунья.
7. В масленицу, в масленицу
Знатно угощенье!
Всех прости, кто дразнится
И тебе - прощенье!
Масленица: Вы давно блинов не ели?
Дети: «да-а-а!»
Масленица: Вы блиночков захотели?
Дети: «да-а-а!»
(Сюрпризный момент: под русскую народную мелодию выходит Весна с угощением!)
Весна:
Да как же без блинков румяных!
И горячих долгожданных,
Угощение на славу,
А ребятам на забаву!


(Родители, дети, гости – все встают в хоровод)

Хоровод «Ой блины, блины, блины…»

1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
4. Напекла она поесть.
Штук пятьсот, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
5. На поднос она кладет
И к столу сама несет.Сценарий праздника Масленица для детского сада. Старшая и подготовительная группа

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А.Б.Салтыков

Каждый ребенок уже в раннем возрасте должен прикоснуться живительному источнику народной мудрости – фольклору, чтобы вырасти нравственно здоровым.

В современных условиях естественное течение процесса народного творчества нарушено, прервана традиция преемственности поколений в области народной культуры.

На сегодняшний день вопрос воспитания детей средствами народной педагогики стоит необычайно остро, поскольку фольклор является ценнейшим дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства и прикладного творчества.

В настоящее время специалистами, занимающимися вопросами народной музыкальной педагогики накоплен определенный методический материал и практический опыт, посвященные разработке отдельных вопросов работы с детским фольклорным ансамблем. К сожалению, в школах основной акцент делают на иностранные языки, вместо введения и поддержания таких предметов как: родной язык, родная культура, родная история, краеведение и т.д.

Веками народ в своем искусстве – в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта – стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы мира. В этом и раскрывается самобытность культуры. Русское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура. Очень важно воспитывать молодежь через приобщение его к народному творчеству высокое чувство любви к живому миру, умение восхищаться его бесконечным многообразием и красотой постигать законы его строения, звучания и формообразования.

Фольклор – в переводе «народная мудрость».

Настоящая кладезь фольклора – это наши бабушки, только они могут рассказать какие раньше носили сарафаны, головные уборы, какие песни пели и как танцевали. Оказывается, наши с вами предки ничего не делали просто так, каждое слово, движение, жест имело свое значение и символику. Это простые символы: солнце, воздух, земля и вода, присутствовали буквально во всем, в одежде, в орудиях труда и быта, песнях и т.д. Даже вышивка на рукаве женской рубахе, могла рассказать нам из какой она семьи, (бедной или богатой) есть ли дети, или же она вдова.

В костюмах были только те цвета, которые были в природе: много зеленого, красного, желтого и синего, темные цвета носили редко. Люди стремились слиться с природой, а не противоречить ей.

Все это мне рассказала мне моя бабушка и со временем я стала интересоваться этим серьезно.

Когда я училась в школе параллельно я ходила в школу традиционной народной культуры. Это школа существует несколько лет, и она полностью основана на изучении народной культуры: обряды, песни, быт наших предков.

После школы я поступила в Ульяновское музыкальное училище на хоровое дирижерское отделение. После окончания поняла, что изучение родной народной культуры стало для меня делом всей моей жизни. Так я поступила в Самарскую Академию Культуры и Искусства на народное отделение. Сейчас я на 3 курсе и у меня уже свой детский коллектив, который существует 2 года при ЦДТ.

Фольклорный ансамбль «Ладушки» на данный момент участники почти всех конкурсов проводимых в нашем городе и желанные гости в школах и детских садах.

Дети, которые ходят в ансамбль не только поют, играют на народных инструментах, танцуют, но и участвуют в различных сценках, которые они сами ставят, обрядах и мероприятиях проводимые школой и центром. За эти 2 года ребята научились ценить, а самое главное гордиться своей страной, культурой и традициями.

На занятиях дети сталкиваются с такими понятиями как: устность, традиции, обряд, хоровод, кадриль и др. Не говоря уже о терминах, с которыми им приходится сталкиваться на каждом уроке, изучая и познавая с интересом все больше о своем народе и о родной культуре.

Детское пение – сложный психофизический процесс. Требования, предъявляемые к певческому голосу детей, должны быть строго согласованы с их анатомо-физиологическими особенностями. Детский голосовой аппарат отличается от взрослого своей нежностью и хрупкостью. Все органы, участвующие в процессе голосообразования, растут и развиваются неравномерно. Окончательное формирование носоглотки и придаточных пазух завершается к 14 годам. В период роста необходимо особенно бережно обращаться с голосом, следить за его качественными изменениями, разумно распределять нагрузку на голосовой аппарат.

Дети хотят, как можно больше узнать обо всем и задают различные вопросы. Ребятам необходимо знать, почему при пении нужно стоять прямо и что такое «диафрагма». Мне как руководителю наградой служит интерес детей, я с удовольствием отвечаю на все вопросы. Ведь в ансамбле ребята по собственной инициативе и всегда с удовольствием занимаются и с сожалением, что урок кончался, уходят домой. За 2 года дети сдружились и стали настоящем ансамблем. Ребята стали больше обращать внимание на окружающий нас мир природы, интересоваться архитектурными памятниками и с удовольствием ходят в музей народного творчества.

Постигая народное искусство, дети приобщаются к производительному труду, помогают родителям и бабушкам, сами создают материальные и культурные ценности.

Бережное отношение к народным певческим традициям оживляет интерес, привлекает внимание детей и молодежи к истории и культуре родного края и своего народа.

Введение

«Кончилась твоя власть, Зима!

  • Весна на пороге.»

(Характеристика и сценарий праздника.)

Масленица – это древнейший языческий праздник прощания с зимой и зазывание живительных сил природы – богини Живы и Ярилы – солнца, чтобы они помогли удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, размножались дикие лесные и полевые звери и птицы. Это последняя перед Великим Постом неделя, и называется она по церковной традиции Сырной или Сырноустной, в народе же – Маслиницей. Это название относительно новое, старинное название забылось. Даже церковь на дни Масленицы (1 неделю) устанавливает полупост: разрешаются молочные блюда, яйца, рыба, но запрещается мясо. Поэтому, в последнее перед Масленицей воскресение, называемое мясным, «тесть зазывает зятя – есть барана».

В Европе тоже отмечаются проводы зимы, и называется этот праздник – Карнавал. Отголоски Масленицы слышны в современном женском празднике – Восьмое марта, который по срокам приходится на тоже время.

Каждый день праздника имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку.

Понедельник – «Встреча». С утра вздымают снежные катальные горки, устраивают качели, балаганы, столы с яствами, на сани усаживают соломенную куклу в сарафане, подпоясанную кушаком – Масленицу, на другие сани усаживают столб с вертящимся колесом – символом Солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам зазывая всех на праздник. Во всех домах начинают печь блины. С понедельника начинаются кулачные бои, но в основном резвились дети.

Вторник – «Заигрыш». С утра все наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, танцуют. В этот день гуляет молодежь. Хлопцы высматривают невест, девицы украдкой поглядывают на суженых. Принимают гостей, встречают их у ворот или на крыльце.

Среда – «Лакомка». Тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки и расписные пряники. Собираются родственники.

Четверг – «Широкий четверток». Масленичный разгул: катание на санях, театральные представления, кулачные бои, взятие снежных крепостей. Пьют пиво и поют песни.

Пятница – «Тещины вечерки». Теперь зятья угощают своих тещь блинами. Зять обязан лично с вечера пригласить тещу.

Суббота – «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка.

Воскресение – «Прощеный день». Торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью; пепел развевают по полю, чтобы придать силу посеву, будующему урожаю. Вечером прощают друг друга со словами «Прости меня, помилуй, буде в чем виноват перед тобою». Прощение заключается поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встречать весну необходимо с чистой совестью. Во время прощания поют прощальные выкрики. Преобладает грусть, печаль, и обычно они (песни) значительно продолжительные.

Пояснительная записка

Праздник – душа народа. Без праздника немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться. Праздник нужен как тот понедельник, с которого мы обязательно начнем жить по-новому.

Для детей и школьников праздник – тот допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, отдохнуть от серости будничных дней.

Он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.

Народное творчество или фольклор – необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам устной, художественной, прикладной культуры – нелегкая задача, решить которую мы должны как можно доступнее и понятнее детям. Мы предлагаем в форме игры, праздника, ярмарки.

Сценарий «Проводы масленицы» включает в себя различные виды игр, викторин, соревнований и др.

Каждому виду игр предшествует, естественно, подготовительный период для участников и организаторов. Им и адресованы данные рекомендации, которые помогут в подготовке и проведении сценария предназначенного для школьников 1 – 5 классы.

Так как на сегодняшний день проблемы возрождения русской национальной культуры стоит необычайно остро, главной целью мероприятия мы ставим перед собой следующим образом: восстановить утраченные традиции праздников и обрядов, а также приобщить детей и их родителей к истокам, русской национальной культуры.

Сценарий рассчитан на 4-ех ведущих, главные действующие лица в сценарии это: скоморох, кот-баюн, масленица и ворон. Фольклорный ансамбль, в данном сценарии детский фольклорный ансамбль ЦДТ «Ладушки» и конечно же какой праздник без гостей, т.е. все кто пришел на праздник (учащиеся с родителями).

Сценарий может проводиться в клубе, в школе, на улице.

Мы предлагаем сначала в школе, а затем (сжигание масленицы) на улице.

В сценарии могут принимать участие все желающие, не только дерти. В празднике задействованы все виды и формы игр это: эстафеты для самых маленьких участников, конкурсы и поединки для ребят постарше, специальные шуточные конкурсы отдельно для мам и пап, есть также викторины для всех гостей нашего праздника.

Народность праздника в том, что он, развлекая, поучает.

СЦЕНАРИЙ:

«ПРОВОДЫ МАСЛЕННИЦЫ».

Действующие лица:

Скоморох

Ворон

Кот-баюн

Масленица

В середине зала стоит Масленица в сарафане, веселый скоморох в кафтане, мудрый ворон в красных сапогах и кот. Все они встречают гостей.

Скоморох: Ай люли, тарара!

Посреди стоит гора.

Сидит ворон на дубу,

И играет во трубу.

Ворон в красных сапогах, (показывает на ворона, как бы представляет его)

В позолоченых серьгах.

Эй, сбегайся, народ,

Кот-баюн к вам идет (показывает на кота)

Будем мы блинки кушать –

Будем играть,

Песни петь

И баечки слушать!

Скоморох: Ну а я скоморох

Веселый шут.

Всех разыграю,

Всех рассмешу!

(запевает песню)

«Мы давно блинов не ели,

Мы блинчиков захотели»

(подпевают дети)

(выходит Масленица и выносит блины, угощая всех ими)

Масленица: Угощайтесь гости дорогие, блиночки сладкие, горячие.

Кот: Да, да, очень вкусные блинчики у нашей Масленицы.

(все угощаются блинами)

Ворон: Ну, Масленица, последняя неделя была твоя. Пора уступить дорогу весне.

Масленица: Ребята! А зачем нам весна, да лето. Разве нам плохо было зимой! Новый год, подарки, снеговики.

Скоморох: А на самом деле, ребята, зачем нам лето, каникулы? Мы же любим учиться! Мне лично хорошо! Не надо мне лето. А вам?

(ребята отвечают хором «Нет надо, мы лето хотим!»)

Кот: Да, я лето люблю, сметана, молочко, на солнышке погреться.

Ворон: Полно зимушка зимовать – весна идет, уступай дорогу!

(водят хоровод, поют песню с детьми «Вот уж зимушка проходит»)

Скоморох: А теперь проводы зимы отметим веселыми играми.

Кот: (считая ребят) Зайчик белый, куда бегал?

  • на болото.

Что работал?

  • лыко драл.

Куда клал?

  • под пенек, в уголок.

Кто ж украл?

  • наверное он,

Пусть за это выйдет вон.

(на ком заканчивается считалка, тот становится «Зайчиком», и идет в середину круга, а остальные ходят вокруг него, и поют «Заинька в хоровод, серенький в хоровод», но «Зайчик» постоянно пытается уловить момент, и выбежать из круга. Но его не пускают. Если же он все таки выбегает из круга, то на его место становится тот, кто его поймает)

Скоморох : А ну-ка ребята, повторяй за мной.

(звучит любая музыка, Скоморох делает движение, а ребята за ним повторяют)

Скоморох: Ух, ты умаялся я, что то. А вот кот у нас засиделся.Ну- ка поди сюда.(Скоморох с вороном завязывают коту глаза и он играет с детьми в жмурки, Дети хлопают, а он их ловит).

Масленица: Ребята а вы знаете, что такое загадки? Загадка – мудреный вопрос. Загадка развивает в человеке догадливость и сообразительность. Ну-ка догадайтесь и сообразите, что я вам сейчас загадаю?

1. Краса-жар птица днём появляется,

Ночью улетает, темноту оставляет.

(Солнце.)

2. Меж двух светил в середине я один.

(Нос.)

3. Два брюшка и четыре ушка.

(Подушка.)

4. Три братца пошли купаться.

Двое ккупаються, один на берегу валяеться.

Искупались вышли, да на третьем повисли.

(Вёдра и коромысло.)

  1. В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука, да и та на спине.

(Чайник.)

Скоморох: Ну с этим заданием вы справились, а со следующим?

Давайте я вас научу скоморошичьим забавам.

(Начинается блок игр.)

  1. «Сороконожка».

Кот и ворон набирают себе по одной команде (любое кол-во человек). Ребята выстраиваются друг за другом и присидают на корточк, держа соседа за плечи.

По сигналу команды должны оббежать препятствие, не задев его и не растеряв по дороге участников. Кто выполнит все условия та команда и победила.

  1. «Юла».

Участвуют двое человек (по одному из команды). Ребята встают на против друг друга на расстоянии 5-6 метров. На их талию привязывается веревка. На середине этой верёвке устанавливается пометка (красная лента). По сигналу участники начинают наматывать верёвку себе на талию. Кто быстрей окажется в центре (у

пометки), тот и выиграл.

  1. «Круг почёта».

Из этой же верёвки образуется круг на полу. Вызываются два мальчика. Они встают в круг напротив друг друга. Им завязываются сзади руки. Ребята должны стоя на одной ножке и с завязанными руками бороться за право остаться в кругу почёта. Но! Бороться они должны только плечами. Кто выталкает противника за круг, тот и победитель.

  1. «Бояре».

Две команды (число не ограничено) строятся напротив друг друга, положив руки на плечи соседей. Одна стенка идет навстречу другой стенке и поет «Бояре а мы к вам пришли». Бояре после слов «подавайте невесту навсегда» выхватывают понравившуюся девушку и уходят. Потом меняются.

Масленица: А я знаю игры и для мам и для пап.

Выходят две мамы и садятся друг напротив друга им даются блины или каша. Они по команде начинают есть кто быстрее и больше всех съест тот и выиграл.

Масленица: Что дорогие мамы? А каково детям которым вы говорите обязательно доесть кашу до конца. – Ну а сейчас мы пап на смелость и ловкость проверим.

Двое мужчин становятся на противоположные лавочки и им дается по мешку набитому мягкими тряпками, и к томуже им завязывают глаза. Кто победит противника. А сам останется на месте, тот и выиграл.

Скоморох: Ну что Масленица давай прощаться до следующего года. Ну а мы в конце праздника обратимся друг к другу со словами «Прости меня уж если виноват чем перед тобою» В этот день нужно простить все обиды и оскорбления.

Скоморох: Ой прости меня Котушка-коток за то что ты без порток. Ох простиж меня и Ворон, что (оттягивая его) костюмчик новый. И вы простите меня люди добрые, коль что не так вышло. До свидания Масленица.

Все провожают Масленицу и поют песню «Ты прощай наша Масленица».

Кот: А теперь все на улицу баб крушить, с горок кататься, чтобы холодная морозная зима поскорее уступила свое место весне красной, доброй и теплой. (все выходят на улицу).


Аксененко Татьяна Викторовна
Должность:
Учебное заведение: ГБУДО ДДТ "Ораниенбаум" Петродворцового района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий фольклорного праздника "Масленица"
Дата публикации: 02.10.2017
Раздел: дополнительное образование

Сценарий фольклорного праздника

"Масленица"

(для учащихся 10-16 лет)

Аксененко Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Государственного бюджетного учреждения

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга "Ораниенбаум"

Пояснительная

записка

Праздник

"Масленица"

праздник

русского

который празднуется до сих пор во всех городах и деревнях. Это языческий

праздник конца зимы и начала весны. Масленица проводилась за 56 дней до

предшествовала

Великому

Масленица

Начиналась

понедельника

заканчивалась

"Прощеное

воскресение".

Первые три дня считали подготовительными, а 4 последующих - "широкая

масленица"

считалась

настоящей

масленицей.

народной

традиции

Масленица - самый веселый, разгульный праздник в году, где участвовали все

Старики и дети, мужчины и женщины, парни и девушки.

Основная

принадлежность

праздника

Масленицы,

создавалось по определенным законам, и блины, так называемая ритуальная

еда, без которой не проводился на Руси ни один праздник или обряд. Блин -

символ солнца (желтый, круглый, горячий) и конечно масленичный костюм.

Масленица здесь рассматривалась как олицетворение зимы, а ее уничтожение

означает уход зимы. Интересен масленичный обычай - просить прощения

друг у друга ("Прощеное воскресение"), он давал возможность примириться

после ссор, простить друг другу большие и малые обиды, снять напряжение,

возникшее во взаимоотношениях в семье или между соседями.

Цель:

Формирование положительной мотивации к изучению русского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

знакомство

древнейшим

праздником

Масленицей

значением

календаре христианской Руси.

Изучение и освоение масленичного фольклора: песен, танцев, театральных

действий.

Подведение итогов усвоения данного материала.

Развивающие:

расширение

кругозора

самостоятельного

материала

заданию педагога).

Развитие творческого мышления учащихся

Воспитательные:

Воспитание чувства сопричастности к великому наследию прошлого.

организация

совместного,

детского

взрослого

традиционного искусства.

Условия реализации:

Праздник

рассчитан

академический

проводиться

тематически оформленном помещении или на улице. В празднике принимает

участие разновозрастная аудитория.

Необходимый реквизит:

русские народные костюмы

чучело Масленицы

костюм для Масленицы

туесок, вышитые полотенца

дуга с колокольцами и лентами

Сценарий

праздника

Масленица

Ведущий первый:

Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие! (слайд 1)

Ведущий второй:

Здравствуйте, гости, милости просим!

Ведущий первый:

Сегодня мы Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

Ведущий третий:

Ух ты, зимушка-зима, зима снежная была

Все кутила, вес мела - примораживала.

Ведущий второй:

Зима студеная, снега глубокие

Снега глубокие, насты высокие. (слайд 2)

Ведущий третий:

Полно зимушке зимовать!

Пора матушке - песне наступать.

Ведущий первый:

Сегодня Масленица приглашает всех в гости

Что не лес, ни трава расстилается,

Праздник Масленицы начинается!

Звучит песня "Маслена, маслена, подходи..." (см. приложение 1)

Вносят чучело Масленицы.

Начинают Масленицу собирать - одевать.

Звучит песня "А мы Масленицу устречали" (см. приложение 2)

Ведущий первый:

Дорогая наша гостья - Масленица,

Авдотья Изотьевна (Ивановна).

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая двухсполтинная

Платок беленький да с горошками

Ноги стройные да с сапожками

Солнце теплое в небе дразнится,

Здравствуй, гостюшка наша Масленица.

Ведущий второй:

Уж ты ль, моя Масленица

Красная краса, русая коса.

Тридцати братьев сестра,

Сорока бабушек внучка,

Трех матушек дочка!

Приехала к нам во тесовый дом

Душой потешиться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться! (слайд 4)

Ведущий третий:

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостюшка дорогая!

Приехала на конях вороных,

На саночках расписных,

А слуги твои молодые

Нам подарки привезли дорогие

И блины, и калачи

К нам в окошко их мечи! (слайд 5)

Звучит песня "Широкая Масленица, мы тобою хвалимся" (см. приложение 3)

Ведущая праздника рассказывает о Масленице (дни недели, обычаи и т.д.,

заканчивая ярмаркой) (слайд 6)

Поем всем залом "Купим мы Масленке". (см. приложение 4)

Игры. Забавы. Загадки в туеске.

Ведущий первый:

Удивили мы Масленицу и ловкостью, и смекалкой. Теперь нам надо

подкрепиться и блинами угоститься.

Ведущий второй:

Вы давно блинов не ели?

Вы блинков-то захотели?

Ведущий третий:

Да какая же Масленица без блинов горячих и румяных!

Угощайтесь все на славу, всем ребятам на забаву!

Звучит музыка, всем раздают блины.

Ведущая праздника:

Неделя Масленицы проходит весело и шумно. Но вот и она подходит к

концу. Расставаться с Масленицей никому не хотелось. И тогда ее

начинали просить:

"Ой, Масленица, протянися,

Ты за дуб, за колоду зацепися.

Ой, сказали - нашей Масленке 7 годков,

А у нашей Масленке - 7 деньков".

Звучит песня "Масленица - полизуха" (см. приложение 5)

Ведущая праздника:

Но никакие уговоры и просьбы не могли задержать Масленицу, так как

невозможно остановить время. Надо было прощаться с Масленицей.

Песня-дразнилка "Середа да пятница". (см. приложение 6)

Ведущий первый:

Прошла наша Масленица

Прошла прокатилася

Назад не воротилася!

Ведущий второй:

Девки, Маслена проходит,

настает Великий пост.

Ведущий третий:

Полезай, матка, под печку,

Тяни редчину за хвост.

Ведущий первый:

Масляница, обманула нас

Ведущий второй:

А мы редьку не берем, кота за уши дерем!

Звучит песня "Масленица - Ерзовка" (см. приложение 7)

Ведущая праздника рассказывает о глумлении над чучелом.

Звучит песня "А мы масленицу прокатали" (см. приложение 8)

Ведущий первый:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетайте к нам!

Принесите нам Веснушку теплую!

Унесите от нас,

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила, руки, ноги отморозила!

Ведущий второй:

Солнышко, солнышко

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

А то детки плачут, по камушкам скачут,

Они скачут за селом, руки, ноги колесом!

Ведущий третий:

Ну-ка Март, Апрель и Май,

Эстафету принимай,

Эстафету теплых встреч,

Нынче праздничная дата

Зажигай костер ребята,

Буем Зимушку мы жечь!

Чучело Масленицы выносят на улицу и сжигают под песню "Ты прощай,

наша Масленица". (см. приложение 9)

Приложения

Приложение 1

Маслена, маслена, подходи скорей

Белгородская область

Маслена, маслена,

Подходи скорей.

Лёли-лёли,

Подходи скорей.

Лёли, лёли,

Подходи скорей.

Кабы тебе, маслена,

Было семь недель.

Лёли, лёли,

Было семь недель.

Лёли, лёли,

Было семь недель.

Уж моя дорожунька

Тёрном заросла.

Лёли, лёли,

Тёрном заросла.

Лёли. лёли,

Тёрном заросла.

Калиною, малиною

Понавиело.

Лёли, лёли.

Понавиело.

Лёли, лёли.

Понавиело.

А посту одна,

И та пробыла.

Лёли, лёли,

И та пробыла

Лёли, лёли,

И та пробыла.

Я давно, давнёшунька

У мамушки была.

Лёли, лёли,

У мамушки была.

Лёли, лёли,

У мамушки была.

Приложение 2

"А мы масленицу устречали"

Смоленская область

А мы Масленицу устречали,

Устречали, люли, устречали.

Мы сыр с маслом починали,

Починали, люли, устилали.

Мы блинками гору устилали,

Устилали, люли, устилали.

Сверху масельцем поливали,

Поливали, люли, поливали.

Как от сыра гора крута,

Гора крута, люли, гора крута.

А на горушке снеги сыплют,

Снеги сыплют, люли, снеги сыплют.

А нас мамочки домой кличут,

Домой кличут, люли, домой кличут.

Приложение 3

"Широкая Масленица, мы тобою хвалимся"

Калужская область

1. Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

2. На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Приложение 4

"Купим мы Масленке"

Новосибирская область

Купим мы, Масленке, тебе курочку

Купим мы, масленке, тебе уточку

Уточка - та-та-та,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купим мы, масленке, тебе индюшонка

Индюшонок - фалды-балды,

Уточка - та-та-та,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купим мы, масленке, тебе кисоньку

А кисонька - мяу-мяу,

Индюшонок - фалды-балды,

Уточка - та-та-та,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купим мы, Масленке, тебе поросёнка

Поросёнок - хрюки-хрюки,

А кисонька - мяу-мяу,

Индюшонок - фалды-балды,

Уточка - та-та-та,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купим мы, масленке, тебе коровёнку

Коровёнка - муки-муки,

Поросёнок - хрюки-хрюки,

А кисонька - мяу-мяу,

Индюшонок - фалды-балды,

Уточка - та-та-та,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Приложение 5

"Масленица - полизуха"

Ярославская область

Масленица - полизуха!

Полизала детей,

И сама на плетень.

Полизала сыр и масло,

А сама погасла.

Приложение 6

"Середа да пятница"

Рязанская область

Середа да пятница,

Прошла наша масленца.

Подошел Великий пост,

Оторвал масленце хвост.

Приложение 7

"Масленица - ерзовка"

Новгородская область

Прощай, прощай Масленца - ерзовка!

Масленица не дала нам погулять,

Обманула, ерзанула,

На Великий пост дала редьки хвост.

Приложение 8

"А Масленицу прокатали"

Новгородская область

Выделенные курсивом слова повторяются по приведенному образцу.

Исполнительница пояснила: «Масленицу закопали»

тут будет текст

2. Сыра с маслами поедали

3. Мы на горушке затоптали

4. А нас масленица сподманила

5. И на большой пост посадила.

6. Мы думали - масленице семь неделек,

7. А на масленице семь денечков.

8. А нас масленица сподманила,

9. Горькую редчинку подложила.

Приложение 9

"Ты прощай, наша Масленица"

Пермская область

1. Ты прощай, прощай, наша Масленица.

Ты прощай, прощай, наша широкая.

2. Ты не в среду пришла, и не в пятницу.

Ты пришла в воскресение - всю неделюшку веселье.

3. Ты пришла с добром, с сыром маслом и яйцом,

со блинами, с пирогами, да оладиями.

4. Блины масляные, шаньги мазаные.

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

5. А сегодня, в воскресенье, каша кончится в семье.

Ты прощай, прощай, наша масленица!

Загадки

1. Кто таков Иван громоков,

Сел на конь и поехал в огонь?

(блин на сковороде)

2. Берега железны, рыба без костей, вода дорога

(сковорода, блины, масло)

3. Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает.

4. На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь.

(пекут блины)

5. Гуляет в поле - да не конь,

Летает на воле - да не птица.

6. Дедушка мост мостит без топора и клиньев

7. Белая морковка зимой растет

(сосулька)

8. Что вверх корнями растет?

(сосулька)

9. Зайчик пушистый, а хвостика нет.

На всех садится, никого не боится.

10. Родится молчком,

Живет тишком,

А как помрёт,

Так и заорёт.

11. Бело покрывало

На земле лежало.

А лето пришло,

Оно все сошло.

12. Упрятались голышки́

Во лохматые мешки:

Четверо вместе,

Один на шесте.

(рукавичка)

13. Живёт - лежит, умрёт - побежит.

14. Пять чуланов, одна дверь.

(перчатки)

15. Белая скатерть всё поле укрыла.

16. Белые мухи в поле сели.

17. Старый дед, ему сто лет,

А мост намостил во всю речку.

18. Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши.

19. Гостил гость,

Мостил мост

Без топора и без кола.

20. Без рук рисует,

Без зубов кусает.

21. Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать.

(изморозь на окне)

22. Сердита матка,

Да прикрыла деток

До красного дня

Пуховым одеялом.

23. Я вода, да по воде же и плаваю.

24. Была белая, да седая,

Пришла зелёная, молодая.

(зима и весна)

25. На дворе горой,

А в избе водой.

Пословицы

1. Не житьё, а масленица.

2. Маслена не на век дается.

3. Блины брюха не портят.

4. У тёщи про зятя и ступа на масленку доится.

5. Придет зять, а где сметанки взять?

6. Широко разлилась масленица, затопила и Великий пост.

7. Кому чин. кому блин, а кому и клин.

8. Ищет (он), где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники.

9. Зять на двор - пирог на стол.

10. Где блины - тут и мы.

11. От лени губы блином отвисли.

12. Боится Масленица горькой редьки да пареной репы (поста).

13. Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

14. Блин - не клин, брюха не расколет.

15. Блинцы, блинчики, блины - как колеса у весны.

Список

используемой

литературы

Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и

зрелища. Конец XVIII - начало XX века / А. Ф. Некрылова. - СПб. :

Искусство: Ленинградское отделение, 1984. - 216 с.

Козлов, А. Праздники и знаменательные даты православного и

народного календаря / А. Козлов. - СПб. : КультИнформПресс, 1993. -

Некрылова, А. Ф. Круглый год / А. Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991. -

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских,

украинцев и белорусов XIX - начало XX в. / В.К. Соколова. - М. :

Наука, 1979. - 286 с.

Пропп, В. Русские аграрные праздники / В. Пропп. - СПб. : Лабиринт,

Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и

поэзия / М. Забылин. - М. : Издание книгопродавца М.Березина, 1880. -

Сахаров, И. П. Сказания Русского народа, собранные И. П. Сахаровым /

И. П. Сахаров. - СПб. : Издание А.С. Суворина, 1885. - 242 с.

Земцовский И. И. Поэзия крестьянских праздников / И. И. Земцовский.

Л. : Сов. писатель, 1970. - 640 с.

Лаврентьева, Л. Календарь русской традиционной еды на каждый день

и для каждой семьи / Л. Лаврентьева. - СПб. : Азбука, 2012. - 400 с.

10.Баранова, О. Г. Шангина, И.И. Русский праздник: Праздники и обряды

народного земледельческого календаря: Иллюстрированная

энциклопедия / О. Г Баранова, И. И Шангина. - СПб. : Искусство, 2001.

11.Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа / И. Панкеев. - М. :

Олма-Пресс, 1999. - 542 с.

Нотная

литература

Гилярова, Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (ч. 1) /

Н.Н. Гилярова. - М.: ООО «Издательство Родникъ», 1996. - 58 с.

Детские праздники "Масленица". - Спб. : Композитор, 1996. - 20 с.

Земцовский, И.И. Русские народные песни, напетые Анной Андреевной

Степановой / И.И. Земцовский. - М. : Советский композитор, 1975. - 41

Лобанов, М.А. Этносольфеджио / М.А.Лобанов. - Спб. : Композитор,

Науменко, Г. Дождик, дождик, перестань. Русское народное детское

музыкальное творчество / Г. Науменко.- М. : Советский композитор,

Пушкина, С.И. Мы играем и поем: Инсценировки русских нар. игр,

печен, хороводов и сценарии праздников для детей млад. и сред. шк.

возраста / С.И. Пушкина. – М. : Школьная Пресса, 2001 . – 139 с.

Суровяк, Л.В. Тарасевич, Н.А. Заинька во садочке / Л.В. Суровяк, Н.А.

Тарасевич. - Новосибирск: Книжица, 2002. - 64 с.

Шамина, Л.В. Куприянова, Л.Л. Музыкальный фольклор в школе: 1

часть / сост. Л.В. Шамина, Л.Л. Куприянова. – М. : Просвещение, 1992.

Неонила Бердникова

«Как на масленой неделе в потолок блины летели!»

фольклорный праздник для детей старшей группы.

Цели:

Расширение знаний детей о народных традициях и обычаях.

Пробуждение интереса к народным традициям.

Воспитание культуры взаимоотношений детей на духовных и нравственных традициях своего народа.

Развивать и обогащать речь детей, воображение и фантазию;

Звучит фонограмма русской народной песни, в зал входят дети с инструментами в руках (деревянные ложки, трещотки, бубны, коробочки и т. д.).

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие!

Веселье Вам да радости!

Давно мы вас поджидаем

Праздник без Вас не начинаем

Хозяин. У нас для каждого найдется

И словечко и местечко.

Удобно ли Вам гости дорогие

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Гости. Гостям то, известное дело, хватило места

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин. В тесноте, да не в обиде.

Дети. Где тесней, там веселей.

Хозяин. Народ собирается,

Праздник начинается!

Хозяйка. А какой же нынче праздник?

Знает хоть один проказник?

Дети. Масленица!

Хозяин. Верно, Масленица!

Не английский, не французский,

Масленица – праздник русский!

Будем петь мы и плясать,

В игры русские играть!

Хозяйка. Становись, честной народ!

Ждет нас русский хоровод!

Дети исполняют русский народный хоровод «Мы Масленицу дожидали».

В зал входит воспитатель в костюме Зимы.

Зима. Что за шум здесь, что за гам?

Кто устроил тарарам?

Ну-ка, быстро собирайтесь

И из зала убирайтесь!

Нечего здесь песни петь,

Надо по домам сидеть!

Хозяин. Вот так гостья появилась!

И чего ты разозлилась?

Зима. Не гостья я, хозяйка тут!

Меня все Зимушкой зовут.

Хозяйка. Эх, ты, Зимушка – Зима!

Все дороги замела!

Все дороги, все пути –

Не проехать, не пройти!

Хозяин. Хватит реки льдом ковать,

Лес морозить, птиц пугать! Масленицу провожаем, значит и тебе, Зима, конец! Весна на пороге!

Зима. Как это конец? Моя власть! Моё время!

Никуда я не уйду!

Как задую, замету!

Позову в детсад пургу,

Я вас всех прогнать смогу!

Если уж на то пошло,

Мое время не пришло!

А за наглость, в наказание,

Вам устрою испытание!

1 ребенок. Зима бела,

Нам с собою принесла:

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветры завьюжные,

Метели дружные,

Масленку, колядку,

День с курину пятку.

Зима. Ах, противные детишки!

Что вы дразните меня!

Позову сейчас мороз,

Заморожу щеки, нос!

Хозяйка. Ты напрасно не сердись,

Лучше с нами веселись.

Потанцуем мы с тобой,

Потом проводим на покой.

Зима. Не знаю даже, как и быть…

Люблю я хоровод водить.

Ладно! За руки беритесь,

В хороводе закружитесь!

Дети исполняют хоровод «Вдоль по улице метелица метет».

Зима. Ох, оттаяла душа!

Больно песня хороша!

На прощанье вам скажу:

Хоть надолго ухожу,

Вы меня не забывайте,

Словом добрым вспоминайте!

Ведь детишкам всем порой

Очень весело зимой!

Что ж, пожалуй, мне пора…

До свиданья, детвора!

Зимушка уходит, взмахнув на прощанье рукой.

Хозяин. Вот и проводили мы Зиму!

Пришла пора с Масленицей веселиться!

Под веселую народную мелодию скоморохи вносят соломенное чучело Масленицы.

Хозяйка. Вот и Масленица пришла и веселье завела!

Её мы встретим песнями,

Стихами интересными.

Ну-ка, дети, не зевайте,

Масленицу восхваляйте!

2 ребенок. Душа ль ты моя, Масленица,

Приезжай к нам на широкий двор

На горках покататься,

В блинах поваляться!

3 ребенок. А мы Масленицу ожидали,

Киселя с молоком не хлебали.

Вот и Масленица во двор въезжает,

Широкая во двор въезжает,

Все на кониках вороных,

Все на саночках расписных!

4 ребенок. Ай, да, Масленица - кривошейка!

Встретим тебя хорошенько!

Сыром, маслом да яйцом,

Да румяным калачом,

Песней, пляской, да весельем,

Да хорошим угощеньем!

5 ребенок. Наша Масленица дорогая,

Ненадолго к нам пришла.

Думали, на семь недель,

Оказалось – на семь дней!

Хозяин. Ребята, а что вы знаете о Масленице?

Дети по очереди рассказывают:

Масленица бывает в конце февраля – начале марта. На Масленицу все объедаются, потому, что сразу после Масленицы наступает Великий пост. Масленица возвещает, что зиме пришел конец, весна на пороге. Народ на Руси всегда отмечал праздник Масленицы шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытыми застольями.

Масленица начинается в понедельник. Этот день называется встреча. В этот день устраивали и раскатывали снежные горки.

Вторник – заигрыш. С этого дня начинались игры и развлечения.

Среда – лакомка. В этот день стараются съесть больше сладостей.

Четверг – разгул. Этот день самый веселый.

Пятница – тёщины вечера (папы идут в гости на блины к маминым мамам, нашим бабушкам).

Суббота – золовкины посиделки. За столом собирается вся семья, пьют, едят, веселятся.

Воскресение называют прощеным днем. В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.

Воскресенье – проводы Масленицы.

Хозяйка. Молодцы! Все о Масленице знаете!

А в какие игры вы русские играете?

6 ребенок. Много разных игр есть,

Все их трудно перечесть.

Нам играть, друзья, не лень,

Мы б играли целый день!

7 ребенок. Мороз, мороз,

Через тын перерос,

Не велит мороз стоять,

Велит детям поиграть!

Хозяин. Так давайте в «Горелки» играть!

Веселой игрою весну зазывать!


Проводится игра «Горелки».

Хозяин. Если дружно взять канат,

Потянуть вперед – назад,

И сказать всем вместе: Эх!

Победит, пожалуй, смех!


Игра «Перетягивание каната»

Игра «Богатырские схватки»

На полу 2 обруча, это так называемое «толкалище».

Участники игры выходят попарно. Задача: вытолкнуть соперника из круга (упираясь ладонями в ладони противника; упираясь лбом в лоб противника; упираясь спиной в спину соперника; упираясь грудью в грудь противника; стоя на одной ноге и упираясь в плечо противника) .


Хозяин. Ко мне подходи,

Да друзей приводи!

Не проходи мимо нас –

Быстрая карусель

Закружится сейчас!

Кому делать нечего,

Катайтесь хоть до вечера!


Проводится игра «Карусель».

После игры дети садятся на места.

Хозяйка. Гости, будьте все здоровы

Вот блины мои готовы!

Хозяин. Дорогие гости! Угощайтесь на здоровье!


Дети угощаются блинами.


Хозяйка. Надо проститься с Масленицей и по старинному русскому обычаю сжечь её чучело на костре.

Хозяин. Загорись, костер, унеси Зиму.

Зажигай, огонь, растопи снега.

Сжигают чучело на улице. Дети наблюдают в окно.

Все. Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Масленица.

Фольклорный праздник


Выходят дети-ведущие.
1. Весёлый и красивый есть праздник на Руси, Его все ждут и любят – хоть у кого спроси. Широкое гулянье, катанье на санях, Румяный символ солнца на улице в блинах.
2. Народ весну встречает, прощается с зимой И чучело сжигает – обычай есть такой, Чтоб добрым, урожайным был наступивший год. И тают зло и стужа, холодный тает лёд.
3. А Масленица людям даёт своё тепло, На сердце чтобы стало уютно и светло. Нас Масленица греет, она – желанный гость, А сразу вслед за нею придёт Великий пост!
I. Клип.

Скоморохи:
1.Здравствуйте, гости, милости просим.
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

2.Масленица, будь здоровенька, Тебя встретим хорошенько! С блинами, С каравайцами, С варениками!
3.Маслена неделя В гости прилетела. На пенёчек села, Оладышек съела, Другим закусила, Домой потрусила.
4.Приходите к нам на праздник И тихони, и проказник. Будет чай у нас горячий…
5.Будет блин да калач, Будут игры и смех, Будет праздник для всех!
6. Ручейки-хороводы водить,
Веселиться, играть,
Песни звонкие петь –
Масленицу, да Весну встречать!

Учитель: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам на широк двор На Широкую Масленицу! Мы добрым гостям завсегда рады! Мы их привечаем, сладким чаем Да блинами угощаем! Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна». Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье. Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» (кукла из соломы).
Дети-ведущие:
Дорогая наша Масленица, Авдотья Ивановна, Масленица годовая. Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Всё на конях приезжает, У ней кони вороные, Слуги молодые.
Ой, Масленица – кривошейка, Состречаем тебя хорошенько Сыром, маслом, калачом И печёным яйцом!
СКОМОРОХИ Внимание! Внимание! Весёлое гуляние! Масленица! Широкая Масленица! Ну-ка все повеселимся, В пляске быстрой закружимся! Нужно в хоровод нам встать, Масленицу прославлять!
Собирайтесь в хоровод. Нынче празднует народ! Будем Зиму провожать, А Весну- красну встречать.
Хоровод вокруг Масленицы (на мотив «У нас завтра субботея»)
А мы Маслену встречали, На горушке побывали, Побывали, душа, побывали. Блином гору выстилали, Сыром гору набивали, Выстилали, душа, выстилали. Набивали, душа, набивали. Маслом гору поливали, А мы Маслену встречали, Поливали, душа, поливали. Повстречали, душа, повстречали.
Дети-ведущие:
Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю. Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Учитель: Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.
Понедельник – “встреча”.
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Утро… Понедельник… наступает «встреча».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю все блины едят.

Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя - Будьте счастливы, как мы!

Песня

Вторник – ЗАИГРЫШ!
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок.
«Заигрыш» беспечный – вторника отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них- награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Ох, хорошо на снежных горках покататься: Чем выше гора - тем выше рожь и пшеница, Чем дольше прокатишься с горы - тем длиннее лен.
Игра с Солнцем.
Ход игры: в центре круга – Солнце(в руках ребёнка изображение солнышка). Дети произносят хором: Гори, солнце, ярче, Летом будет жарче. А зима теплее, А весна милее. Дети идут по кругу, держась за руки, на третью строку – подходят ближе к Солнцу, сужают круг, на четвёртую строку – отходят, расширяют круг. Солнце произносит слово «Горю!» и ловит ребят, пойманный говорит «Слава на небе солнцу высокому, слава!» и становится Солнцем. Игра продолжается.
А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА! Среда - лакомка Нынче Лакомка у нас! Угощенье это раз! Объеденье это два! Пляски прямо у стола! Угощаемся блинами, Заедаем пирогом! Мы ни крошки не оставим, Посидевши за столом!
В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.
Ох, уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, маслены, со сметаной, с медом, с припеком. Блин кругл, красен и горяч, как горячее, щедрое солнце. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала его в секрете.
Дети поют песню “Ой, блины, блины”, инсценируют её.

С чем едят блины?

А у нас блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжи пословицу!
1. Делу время,.......... (зал отвечает:...потехе час)
2. Землю красит солнце, ................а человека.... труд.
3. Терпение и труд...................... все перетрут
4. Семь раз отмерь, .....................один раз отрежь
5. Не имей сто рублей, ...............а имей сто друзей
Четвертый день масленицы Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы. – День четвёртый будем вместе петь про Масленицу песни. Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!
А в четверг раздольный –« разгуляй» приходит. Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поле выходят, Парни силой мерятся словно петухи.
Эй, девчонки – хохотушки! Запевайте-ка частушки! Начинайте поскорей, Чтоб порадовать гостей!
ЧАСТУШКИ
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!
Я на Масленку готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.
Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
В испытаньях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки –
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.
Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!
На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Учитель: Игра «Бой».
Ход игры: выбираются два игрока, встают на одну ногу боком друг к другу в нарисованном кругу, руки за спиной. Задача игроков вытолкнуть игрока за пределы круга.
Учитель: – Хватит смеяться да играть! Пора пятницу объявлять!
Пятница настала – «вечера у тёщи», Тёща приглашает зятя на блины. Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Пятница - тещины вечерки . Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту . Ну а в ПЯТНИЦУ – гулянье ,
Пир на улицах идёт.
Всем готово угощенье...
За столы спешит народ.
От блинов горячих жарко,
Медный самовар пыхтит.
Каждый весел без подарка.
Тройка шумная летит.
Кони ряженые скачут,
Стон полозьев, песни, смех.
Молодёжь под бубен пляшет,
Старики счастливей всех.

Игра "мотальщики".

Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.
– А в субботу н е безделки – золовкины посиделки! Золовка - это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.
Близится суббота – «золовки угощенье».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье,

Славно провожает Зимушку народ!

День СУББОТНИЙ величаво
Посиделками зовут.
Хороводы с песней водят,
В гости без конца идут.

Игра"Встреча"
От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!
Учитель: Вот пришёл прощёный день Извиняться надо всем И услышать: «Бог простит» Душу вашу исцелит.
Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ” Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. Устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.


Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «прощёный день»,

Чучело соломенное – Зимушку сжигают,

Нарядив в тулупчик, варежки, ремень…

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свидания, Масленица! Приходи опять.

Через год красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

А сейчас предлагаю вам, ребята, написать на листочке, что бы вы хотели оставить в прошлом, например, плохие отметки, лень, болезни... Все ваши пожелания мы подарим Масленице и проводим их вместе с ней. Так у вас появится возможность встретить весну этого года по-новому.
Дети пишут, чтобы они хотели оставить в прошлом. Складывают листочки и бросают в мешок (Масленицу). После этого все участники представления вместе со зрителями встают в большой хоровод и идут вокруг Масленицы под песню, исполняемую фольклорной группой.
Все: Прощай, Масленица – плутовка, Погостила ты у нас недолго, Погостила всего семь деньков, А мы думали, погостишь семь годков! Прощай, Масленица, прощай, Широкая!
Ведущий: Вот и солнце закатилось, Наша Маслена закрылась Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям! На блины всех приглашаем, Сладким чаем угощаем! Учитель:
Пахнет солнцем и блинами –
Нынче – МАСЛЕНИЦА С НАМИ!
Станем чучело сжигать,
Будем ЗИМУ провожать!

песни и частушки на Масленицу! Чтобы провести дни широкой Масленицы весело и дружно предлагаем Вам стихи про Масленицу, загадки и песни. Веселитесь, гуляйте, поздравляйте друг друга с Масленицей, а в прощеное воскресенье попросите у всех прощение! **ЗАГАДКИ** А кто таков – Иван Громоков?Сел на конь и поехал в огонь?(Блин на сковородке)***По плешивому хлопну,На плешивого капну,Плешь обдеруДа опять наведу.Что я делаю?(Пеку блины)***Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Блины.)***Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин.)***Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (Весна.)
***Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна.)***Старый дед, ему сто лет… Намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и Весна.)***Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)***Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)***Белая морковка зимой растёт ловко. (Сосулька.)***Выросло – сповыросло, Из бороды повылезло, Солнышко стало, Ничего не стало. (Сосулька.)***Сели детки на карниз и растут всё время вниз. (Сосулька.)***Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)***Тётушка крутая, Белая да седая, В мешке стужу везёт, На землю холод трясёт. Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима.)***Заря-заряница, Красная девица, Травку выпускает, Росу расстилает. Едет стороной, С сохой, бороной, С ключевою водой. (Весна.)***Расколи лёд – возьмёшь серебро. Разрешь серебро – возьмёшь золото. (Яйцо.)***Катится бочка, Нет на ней ни сучочка. (Яйцо.)***Доброе, хорошее На людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце.)***Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна его не съем, Разделю ребятам всем. (Бублик.)***Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)***Сверху дыра, Снизу дыра, А посередине – Огонь да вода. (Самовар.)***Как начнёт говорить-разговаривать, Надо чай поскорее заваривать. (Чайник.)***Наряд мой пёстрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Веселят всех. (Петрушка.)***В этой молодице прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей – темница. (Матрёшка.)***На плешь капнешь.Вставишь, попаришь,Вынешь, поправишь.(Пекутся блины)*** Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.) ***На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.) *** Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.) *** Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.) *** Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные...
(Блины)
*** Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к… (теще на блины)!
*** Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!
*** И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)
*** В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … («Бог простит!»)
Не на горах покататься, в блинах поваляться



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: