Меняются местами те. Психологическое занятие "жизненные ценности"

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

для педагогов

«ФОРМИРОВАНИЕ

ЧУВСТВА ЕДИНЕНИЯ

И

СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА»

Цель: формирование командного духа и доброжелательного отношения внутри коллектива, возможность молодых специалистов поближе познакомиться с опытными педагогами, развитие чувства поддержки и одобрения с ИХ стороны.

Игра «Снежный ком»

Оборудование: мягкий поролоновый мяч среднего размера.

Участники сидят (стоят) в кругу. Ведущий приветствует всех педагогов и предлагает выполнить небольшое упражнение на знакомство.

Начинает упражнение ведущий тренинга, называя свое имя.. Далее он передает мяч соседу справа, который. В свою очередь, повторяет имя ведущего и называет свое. Затем игра движется по кругу, как 2снежный ком». Таким образом, последний участник должен будет назвать имена каждого сидящего перед ним человека. Упражнение требует от педагогов терпения, внимания и сосредоточенности.

Упражнение «тук-тук, правая рука»

Упражнение направлено на закрепление знакомства участников. Справа от ведущего находится пустой стул (стульев должно быть больше, чем самих участников)

Ведущий стучит по свободному стулу правой рукой и говорит: Тук, тук правая рука,

Марья Ивановна, сядьте справа от меня». Тот человек, которого назвали, садиться рядом с ведущим, при этом его стул освобождается и игра продолжается дальше.

Так, педагоги смогут закрепить знакомство друг с другом, вспоминая имена всех присутствующих участников на тренинге.

Упражнение «Угадай меня»

Оборудование6 листы бумаги, ручки.

Каждый игрок должен описать себя в нескольких словах, но с условием: не указывать возраст и имя. Далее все описания отдаются ведущему, которые он зачитывает вслух. Игроки угадывают, о ком идет речь.

Игра-единение по интересам

«Поменяйтесь местами те, кто…»

Педагоги стоят в кругу. Участники меняются между собой местами по тем признакам, которые называет ведущий (поменяйтесь мессами те, кто… пришли в юбке, у кого короткая стрижка, кто любит золотые украшения, кто владеет иностранным языком, кто всегда соблюдает режим дня, кто испытывает трудности в планировании своей деятельности, кто любит путешествовать по разным странам, у кого хорошее настроение, кто любит свою профессию, умеет работать в команде и т. д.)

Упражнение «Исполнение желаний»

Одному из членов группы предлагается высказать свое желание. Группа обсуждает способ удовлетворения этого желания – здесь, в данной обстановке, и затем реализует этот способ (в воображении, пантомиме, реальных действиях, с помощью предметов-заместителей).

Игра «сиамские близнецы»

Участники делятся на пары. Члены каждой пары образуют единое целое, действуя только руками (один-левой, другой-правой). Парам предлагается выполнить какое-либо задание на скорость (например, зашнуровать ботинок). Выигрывают те, кто быстрее всех справится с заданием.

Упражнение «Расшифруй слово»

Оборудование: листы бумаги, карандаши.

Ведущий предлагает участникам представить, что слово «ПЕДАГОГ» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву из слова использовать для характеристики профессиональных качеств воспитателя и всей педагогической деятельности в целом.

По окончанию подводится итог что же включает в себя понятие «педагог» (с зачитыванием написанных понятий).

Упражнение «Загружаем баржу»

Участники встают в круг. Ведущий предлагает перекидывать друг другу мяч с условием, что это – необходимое качество педагога. Которое можно «загрузить на баржу» под названием «ВОСПИТАНИЕ». Воспитатели перекидывают друг другу мяч, называя те качества, которые необходимы для воспитания детей (желание, умение, знание, эмпатия, терпение, творчество и т.д.)

Упражнение «Необычный подарок»

Оборудование: подарочная коробочка.

Каждый участник по кругу дарит коллегам «необычный подарок, передавая друг другу подарочную коробочку. Ведущий встречи начинает упражнение со словами «Я хочу подарить вам веер, который будет отмахивать все неудачи и невзгоды». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не презентует свой «необычный» подарок группе.

Упражнение «Навстречу друг другу»

Ведущий говорит о том, что у разных народов мира имеются свои ритуалы прощания.

Ъ Участники разбиваются на пары. Далее педагоги в паре проводят ритуал прощания друг с другом различными способами, которые озвучивают ведущий: «европейцы» (пожимают руку0, «японцы» (кланяются), «африканцы» (трутся носами), «итальянцы»(посылают воздушный поцелуй), «русские» (похлопывают по плечу0, «французы» (снимают воображаемую шляпу» и т.д.

Желательно, чтобы участники менялись парами: так каждый сможет побывать в паре друг с другом.

Прощание

Оборудование: мяч среднего размера.

Каждый участник, поймав мяч, рассказывает о своих чувствах, переживаниях и эмоциях, полученных в ходе проведения тренинга. Каждый имеет возможность высказать свое мнение обратная связь проводится по кругу.

5. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: Осознание равноправия людей, вне зависимости от внешних признаков, состава семьи, внутреннего состояния, имущественного благосостояния и т. д.

Содержание. Все сидят в круге. У кого-нибудь убирается один стул, и этот подросток становится ведущим. Ведущий говорит: «-Поменяйтесь местами те, у кого …» и называет любые признаки, на свое усмотрение, например, …светлые волосы; …темные глаза; …синие джинсы; …есть домашние животные; …есть братья или сестры; …у родителей есть машина; …кто занимается спортом; …кто увлекается рисованием; …кто занимается музыкой; …кто любит рыбалку и т. д.

Все меняются местами. Кто остался без стула, тот – ведущий.

6. Рефлексия.

7. Завершение-ритуал (в круге) .

3 занятие

Цель : повышение заинтересованности в посещении занятий, обучение способам выражения эмоций; развитие чувства доверия и ответственности.

Материал: мелки, ручки, листы А-3, мяч.

Структура занятия.

    Ритуал приветствия.

    Упражнение-разминка «Передача движений».

    Упражнение «Не подходи ко мне!»

    Подвижная игра «Рыба-птица-зверь»

    Упражнение «Слепой и поводырь»

    Рефлексия

    Завершение-ритуал в круге.

1. Ритуал приветствия

Цель Создание доброжелательной рабочей обстановки, выработка ритуала приветствия.

Содержание Ведущий: «Когда собираются несколько людей для какой-либо деятельности, то в процессе их работы появляются определенные действия, которые повторяются из раза в раз. Эти действия называются ритуалами и помогают людям чувствовать себя причастными к общей деятельности и к своей группе. Мы предлагаем всем вместе придумать ритуал приветствия группы и друг друга, с которого будет начинаться каждое занятие. Принимаются любые предложения, не противоречащие принятым правилам».

2. Упражнение-разминка «Передача движений»

Содержание . Участники встают в круг, в затылок друг другу и закрывают глаза. Ведущий начинает совершать какое-то движение, касаясь руками спины впереди стоящего участника (лёгкий массаж, постукивание). Тот делает такое же движение, касаясь следующего, пока движение не прошло весь круг. После этого ведущим становится следующий подросток. Когда в роли водящих побывает половина подростков, ведущий даёт команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном порядке.

Обсуждение :

    Какие движения больше всего понравились?

    Насколько исказились ваши собственные движения, вернувшись после круга?

    А может быть, кому-нибудь было неприятно?

    Если это так, то какие именно движения не понравились, и с чем это связано?

3. Упражнение «Не подходи ко мне!»

Цель Работа с границами.

Задача подростков : запомнить, на какое расстояние можно подходить к каждому члену группы, чтобы ему не стало неприятно

Ведущий : « У каждого человека существуют индивидуальные границы - расстояние, нарушать которое разрешается только самым близким людям: родственникам, друзьям. Наверное, каждый из нас был свидетелем беседы двух людей, один из которых наступает, наскакивает, рассказывая что-то, а второй отступает от него. Вот этот первый и нарушает индивидуальное расстояние второго. Наскакивающий становится неприятен, и его информация не воспринимается. Конечно, это зависит от такта и воспитания, от культурных традиций. Индивидуальные границы определяются и той местностью, где человек живет: например, в тундре или пустыне с небольшой долей населения люди общаются на большом расстоянии, и их индивидуальное расстояние также велико. В условиях скученности индивидуальное расстояние сокращается. Общаясь с другим человеком, будьте внимательны: если ваш собеседник отходит от вас при разговоре, значит, вы нарушили его индивидуальное расстояние. Не следует на него обижаться, гораздо важнее определить, на какое расстояние вы можете приблизиться к нему, не вызвав при этом дискомфорта».

Замечания Ведущим также следует пройти через эту для ведущих процедуру, чтобы быть на равных с ребятами, причем не следует лукавить и разрешать подходить на расстояние, неприятное вам.

4. Подвижная игра: «Рыба-птица-зверь»

Цель Развить смекалку и скорость реакции

5. Упражнение «Слепой и поводырь»

Цели Развитие доверительных отношений к партнеру и чувства ответственности.

Материалы Повязки на глаза.

Обсуждение Что вы чувствовали в роли «слепого» и «поводыря»? Какая роль понравилась больше и почему?

Замечания Необходимо предупредить подростков, чтобы они не торопились во избежание травм, это не соревнование на скорость.

6. Рефлексия.

7. Завершение -ритуал (в круге).

4 занятие

Цель : Знакомство с миром чувств.

Материал : бумага ручки, бланки «Чувства – поступки – мысли» по количеству участников, мяч.

Структура занятия

    Ритуал приветствия.

    Упражнение «Такие разные чувства»

    Упражнение «Я – источник чувств»

    Упражнение «Чувства – поступки - мысли»

    Групповая дискуссия «Как управлять своими чувствами»

    Упражнение «Замороженный»

    Рефлексия.

    Завершение-ритуал (в круге).

1. Ритуал приветствия : Участники приветствуют друг друга в соответствии с выработанным ритуалом

2. Упражнение «Такие разные чувства»

Цель Осознание разнообразия человеческих чувств.

Затем ребятам предлагается разделить чувства на «негативные» и «положительные», они отмечаются на доске знаком «+» и «–». После этого предлагается дискуссия, какие чувства нужны человеку, а какие нет.

Нужно подбадривать и поторапливать ребят, чтобы игра происходила в быстром темпе.

Обсуждение Необходимо ли переживать негативные чувства?

Задача ведущего состоит в том, чтобы вывести подростков на осознание того, что негативные переживания могут послужить стимулом для разрешения проблем. Например: ученик получает двойки, его никто за это не ругает, его не стыдят, ему самому все равно, какую поставили оценку. В конечном итоге он оказывается «круглым» двоечником. Другой вариант развития событий: за двойки его ругают и наказывают родители, педагоги постоянно критикуют, друзья также могут покритиковать. У учащегося появляются негативные переживания: недовольство учителями, родителями, друзьями, обида, раздражение, злость. В конечном итоге ему самому надоедает находиться в таком состоянии и приходит понимание, что нужно исправлять учебу. Он ищет пути разрешения проблемы: это может быть помощь учителя, одноклассников, и самостоятельные занятия. Вот и получается: негативные переживания мотивировали человека на положительные действия.

3. Упражнение «Я – источник чувств»

Цель Доведение до сознания участников, что чувства человека зависят от его принятия окружающего мира.

Материалы Бланки по количеству участников.

Подобрать правильное утверждение («Верно - неверно») при следующих ситуациях:

1. Мой товарищ злит меня, если не держит своего слова

2. Я злюсь, если мой товарищ не выполняет обещаний

3. Отец обидел меня, не разрешив пойти на дискотеку

4. Я обиделся на отца потому, что он не позволил мне пойти на дискотеку

5. В том, что я получил двойку, виноват учитель

6. Я сам виноват в полученной двойке, нужно было выучить заданный материал

7. Меня расстроил мой друг тем, что не пригласил на вечеринку

8. Я расстроился из-за того, что не попал на вечеринку

9. Меня раздражают мои одноклассники

10. Я раздражаюсь из-за того, что не могу найти общего языка с одноклассниками

Обсуждение Почему люди перекладывают ответственность за возникновение своих негативных чувств на других людей? Чего они хотят, чего опасаются?

Ведущий: «Очень часто люди обвиняют окружающих в своих переживаниях из-за того, что не в состоянии взять ответственность за свои чувства на себя, ведь легче обвинить другого, ничего не делать, выставлять себя "жертвой"" других. А может, лучше попытаться разобраться, взять ответственность на себя и изменить ситуацию?»

4. Упражнение «Чувства-поступки-мысли»

Цель Обнаружение зависимости поступков от эмоционального состояния и необходимости управлять своими чувствами.

Материалы Бланки для участников «чувства – поступки – мысли».

Мои поступки

Мои мысли

    Огорчение

    Спокойствие

    Отчаяние

Обсуждение Зависят ли поступки от наших чувств? Нужно ли контролировать свои чувства, если за ними следуют поступки, которые могут привести к неприятностям? Стоит ли думать, прежде чем следовать своим эмоциям? Что нужно сделать, чтобы вовремя остановиться? Следует ли поменять последовательно причинный ряд «чувства -поступки-мысли» на «чувства -мысли -поступки»?

Замечания Вследствие психологической незрелости подростки не всегда могут выразить последствия чувств, нужно им помочь правильно выразить свои мысли.

5. Групповая дискуссия «Как управлять своими чувствами»

Цель Осознание необходимости управления чувствами.

Замечания Необходимо подвести ребят к итогу дискуссии - человек может и должен управлять собой.

6. Упражнение «Замороженный»

Цель Развитие навыков управления своими чувствами.

Время 10 минут.

Содержание Группа делится пополам. Половина ребят будут играть роль «замороженных», вторая половина - «реаниматоры». Задача «замороженных» - застыть и не реагировать на внешние раздражители. Задача «реаниматоров» - оживить «замороженных», не прикасаясь к ним руками, используя мимику, жесты. «Замороженный» считается реанимированным, если он улыбнется или поменяет позу.

На выполнение упражнения дается 2 минуты. Затем партнеры меняются местами.

Замечания Нужно следить за выполнением условий игры. Нарушители - выбывают.

Обсуждение Насколько было сложно сохранять невозмутимость, насколько было трудным «оживить» «замороженного». Если кто-то выбыл из игры, то почему?

7. Рефлексия.

8. Завершение -ритуал (в круге).

5 занятие

Цель : Развитие навыков самоанализа и способности адекватно принимать свои личностные качества.

Материал : Старые журналы, ножницы, клей, фломастеры, листы плотной бумаги формата А4 по количеству участников, магнитофон, аудиокассета с медитативной музыкой.

Структура занятия:

    Ритуал приветствия.

    Упражнение «Кто на что похож»

    Упражнение «Маски»

    Визуализация «Кто я есть на самом деле?»

    Притча «Трое слепых и слон»

    Рефлексия

    Завершение-ритуал (в круге)

1. Ритуал приветствия: Участники приветствуют друг друга в соответствии с выработанным ритуалом

2. Упражнение «Кто на что похож»

Цель Развитие навыков ассоциативного мышления.

    С каким временем года ассоциируется загаданный человек?

    На какое животное он похож?

    На какое, растение он похож?

    С каким явлением природы он ассоциируется?

    С каким праздником он ассоциируется?

Если загаданный будет «расшифрован», он выходит за дверь. Если нет, то отгадывающий может задать еще два вопроса на свое усмотрение, главное, чтобы не спрашивалось имя загаданного игрока. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли отгадывающего.

Методические рекомендации

... Методические рекомендации по планированию школьного календаря для гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского ... края на 2013 - 2014 учебный год ПРОЕКТ Красноярск , 2013 Рекомендации ...

  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Томской области Дозморова Е. В., к п. н., проректор по нр тоипкро

    Методические рекомендации

    России» на 2009 - 2013 годы. Приказ Министерства здравоохранения... и мониторинг рефлексивных умений учащихся. Красноярск , 2007.- 126 с. Чистякова С.Н. ... работы; устные упражнения; методические рекомендации (рекомендации размещены на сайте издательства). ...

  • Методические рекомендации к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в Красноярском крае в 2013/2014 учебном году

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в Красноярском крае в 2013 / ... награждаются дипломами. Председатель предметно-методической комиссии регионального этапа по обществознанию...

  • Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2013/2014 учебном году

    Методические рекомендации

    ... Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, на основе разработанных Методических рекомендаций Предметно-методической комиссией...

  • Цель: активизация участников группы.

    Продолжительность: 5-10 минут

    Ход проведения: участники сидят в общем кругу. Ведущий просит встать и найти себе новое место в кругу всех тех, кто обладает определенными характеристиками, например:

    · имеет светлые волосы;

    · имеет пуговицы на ботинках;

    · считает себя добрым;

    · в черных туфлях.

    · любит играть в теннис.

    · любит собак и т.п.

    Пока участники меняются местами, ведущий занимает один из освободившихся стульев.

    Участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Игра продолжается 5-10 минут (до тех пор, пока группа не придет в активное работоспособное состояние).

    Инструкция: Сейчас мы с вами выполним задание, которое требует от нас не только внимательности, но и быстроты реакции. Для этого мы уберем один стул. Я назову определенную характеристику, те, кому она подходит, должны встать со своих мест и поменяться местами. Тот, кто не успеет занять место, становится ведущим.

    Вопросы:

    · Как вы себя чувствуете?

    · Что нового вы узнали о себе (или других) выполняя это задание?

    Задание «Правила безопасного поведения в лесу во время разведения костра, обнаружении очага пожара»

    Цель: знакомство участников с правилами безопасного поведения в лесу («Обращение с огнем»).

    Необходимый материал: карточки (3 комплекта) с правилами безопасного поведения (Приложение 2).

    Продолжительность: 20 минут

    Ход выполнения: ведущий предлагает разделиться на три группы. Каждой группе раздается комплект карточек-правил. Школьникам предлагается познакомиться с содержанием карточек и разделить их на группы (классифицировать) по принципу: «Правила поведения при разведении костра в лесу», «Правила поведения при обнаружении пожара», «Правила поведения в очаге пожара», «Правила тушения небольших очагов пожара». После проведенной работы проводится ее анализ и обсуждение.

    Инструкция : Сейчас вам нужно разделиться на три подгруппы. Каждая подгруппа получает набор карточек, на которых прописаны правила безопасного поведения в лесу в случае пожара. Ваша задача познакомиться с этими правилами и разделить их следующим образом: «Правила поведения при разведении костра в лесу», «Правила поведения при обнаружении пожара», «Правила поведения в очаге пожара», «Правила тушения небольших очагов пожара». Чтобы вам было удобнее работать, в каждой группе будут свои листочки-ориентиры с общим названием этих правил. Время работы 5 минут.

    Вопросы:

    · Как вы считаете, что такое лесной пожар?

    · Какие могут быть причины его возникновения?

    · Каковы последствия пожара в лесу?

    · Как нужно себя вести, что бы предотвратить возгорание?

    · Что можно сделать, если случилось небольшое возгорание?

    · Что делать при обнаружении возгорания большой площади?

    · Удалось ли вам разделить карточки-правила на предложенные группы?

    Упражнение «Волна потягиваний»

    Цель: снятие напряжения в группе, сконцентрировать общее внимание.

    Продолжительность: 5 минут

    Ход выполнения: все сидят в кругу. Ведущий медленно потягивается. Когда он закончит, человек стоящий слева от него, начинает медленно потягиваться, затем потягивается следующий участник и т. д., - таким образом, по кругу проходит волна потягиваний.

    Инструкция : Сейчас я первым начну медленно потягиваться, ваша задача быть внимательным и, как только я закончу свое потягивание, стоящий слева от меня начнет делать то же самое – и так все по очереди.

    Вопросы:

    · Что у нас с вами получилось?

    · Как вы себя чувствуете?

    Задание «Правила поведения в лесу, в случае если человек заблудился…»

    Цель: знакомство участников с правилами безопасного поведения в лесу («Если заблудился…»).

    Необходимые материалы: кубарики (стикеры), ручки, информационные листы с правилами безопасного поведения (Приложение 3).

    Продолжительность: 10 минут

    Ход выполнения: ведущий раздает каждому участнику группы части кубарика (или стикеры) и ручки. Предлагается самостоятельно сформулировать правила безопасного поведения, в случае если человек заблудился и записать их - каждое правило на отдельно взятом листочке. После этого всем вместе предлагается разложить получившиеся правила так, чтобы их было всем видно. Если правила повторяются, то их складывают в общую стопу. Данная форма работы позволяет наглядно увидеть, какие правила знают большинство школьников, а какие нет. После обсуждения полученных результатов ребятам раздаются информационные листы, на которых прописаны правила «Что делать, если заблудился…».

    Инструкция: Лето - особенная пора, когда поход в лес является одним из лучших способов спасения от городской жары и суеты. Здесь можно просто отдохнуть с семьей или друзьями, собрать грибы или ягоды, чем многие из нас и занимаются. Однако, к сожалению, и в таких безобидных и на первый взгляд простых занятиях таится угроза. Есть люди, не способные хорошо ориентироваться в лесных массивах, и возможность заблудиться среди них особенно высока.

    Сейчас каждый из вас возьмет по несколько листочков-стикеров и ручки. Ваша задача самостоятельно подумать и написать (каждому индивидуально!) правила поведения человека, который заблудился в лесу. На каждом листочке записывайте только одно правило! На выполнение этой части задания вам дается пять минут…

    Теперь каждый из вас озвучит те правила, которые он написал, и наклеит на доску так, чтобы их всем было видно. Если правила повторяются, то мы будем их клеить вместе (в одну стопку)…

    Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось и насколько мы информированы о том, как нужно себя вести в случае, если мы заблудились в лесу.

    Вопросы:

    · Как можно предотвратить подобную ситуацию?

    · Знаете ли вы как ориентироваться в лесу?

    · Что можно взять за ориентир в лесу?

    Упражнение «Вопросы и ответы»

    Цель: закрепление полученных в ходе занятия знаний.

    Необходимые материалы: планшеты, клейкие листочки Post-it (стикеры), ручки.

    Продолжительность: 15-20 минут

    Ход работы: все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшет и набор листочков Post-it. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме занятия (не менее 5), каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке Post-it и наклеить на планшет. После этого мини-группы меняются планшетами и отвечают на полученные вопросы. Группам дается 5 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получили, и какие ответы на них придумали.

    Инструкция: Сейчас мы снова разделимся с вами на небольшие группы. Для выполнения этого задания я даю вам планшет, набор листочков Post-it (стикеров) и ручки. Каждой группе нужно составить не менее 5 вопросов по теме нашего занятия, записать их на отдельных листочках и наклеить на планшет. Уточняю – каждый вопрос на отдельном листочке! Время работы – 5 минут. Время пошло…

    Теперь группы поменяются своими планшетами и ответят на те вопросы, которые они получили. На это вам дается также 5 минут…

    Вам нужно между собой договориться, выбрать одного представителя из каждой группы, который расскажет всем, какие вопросы вы получили, и какие ответы на них придумали.

    Вопросы для обсуждения:

    · Что получилось во время выполнения данного задания, и с какими трудностями вы столкнулись?

    · Какие правила вам легче было воспроизвести, и о каких правилах вы забыли?

    Упражнение «Дерево впечатлений»

    Цель: получение обратной связи, подведение итогов.

    Продолжительность : 5-10 минут

    Спасибо всем за ваше внимание и продуктивную работу.

    Тренинг развития

    Цель : предоставление участникам возможности знакомства друг с другом, общения и развития межличностных отношений в групповой деятельности.

    Задачи:

    Формирование умения слушать и давать обратную связь. Информирование участников об обратной связи и правилах ее подачи;

    Отработка необходимых умений слу­шать, понимать, поддерживать и развивать точку зрения дру­гого, доносить свое мнение до каждого;

    Уточнение и закрепление наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических иг­ровых ситуациях;

    Осознание возможных влияний индивидуальных особенностей участников на процесс развития их личности, на жизненный путь в целом.

    Упражнение № 1. «Поменяйтесь местами те, кто... ». Время: 5 мин.

    Процедура проведения: Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), на­пример, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

    • любит болтать по телефону;
    • кто любит красный цвет;
    • кто любит мороженое;
    • у кого есть дома собака (кошка);
    • кто любит ходить в кино.
    • кто любит петь;
    • кто любит танцевать;
    • кому сколько лет;
    • кто первый раз участвует в тренинге;
    • любит ли читать фэнтези;
    • Любит ли смотреть телесериалы;
    • Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).

    Время: 10 мин.

    Процедура проведения: Один участник садиться спиной друг к другу.Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, причёски, обуви и тд. Количество участвующих – 2-3 человека.

    Анализ: сложно ли вам было описывать человека, которого вам предложили?

    Упражнение № 3 «Я хочу пригласить » Время: 10 мин.

    Процедура проведения: Участников просят на раз-два-три-четыре, разделится на пары так, чтобы первые были с четвёртыми, а вторые с третьими. Затем ведущим раздаются листочки, в которых будет указана та или иная ситуация, в которой один из пары без помощи слов должен пригласить другого. Варианты: кино, ресторан, музей, свадьба, театр, каток, цирк, комната смеха с кривыми зеркалами, комната страха, тренажёрный зал, кругосветное путешествие, дельфинарий, пиццерия, игра в футбол, фотосесия, съёмки в фильме, участие в телепередаче «поле чудес», зоопарк, к декану, казино, концерт, вечеринка с друзьями, дискотека, бассейн, природа, день рождение, экскурсия, за покупками по магазинам.

    Анализ: трудно ли было отгадывать куда вас приглашают?

    Упражнение № 4 «Строим автомобиль» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Группа делиться на 2-3 команд по считалочке: умные – милые - красивые. Выбираются листочки с заданиями, согласно которым командам следует построить автомобиль, где каждой деталью, которого оказы­вается кто-либо из её участников. Примеры: скорая помощь, камаз, пожарная машина.

    Анализ : понравилось ли вам это упражнение и с какими трудностями при выполнении столкнулись?

    Упражнение № 5 «Встреча через 10 лет» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Членам группы предлагается представить себе ситуацию, когда «вы встретились через 10 лет. Как это будет происходить? Какое личностное развитие за этот период у вас произошло?». Для обсуждения даётся 5 мин. Затем, проигрывание заданной ситуации. Анализ : трудно ли вам было представить себя через 10 лет?

    Упражнение № 6 « Индивидуальность » Время: 10 мин.

    Процедура проведения: Игра с помощью, которой можно лучше узнать друг друга. Называется ситуация, на которую участникам, проигрывая, следует ответить.

    Варианты высказываний:

    Тот, у кого есть брат, должен щёлкнуть пальцами».

    У кого голубые глаза - трижды подмигните;

    Чей рост больше 1м 70см, пусть крикнет «Кинг Конг»;

    Чей рост меньше 1м 70см, пусть крикнет «Ура»;

    Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

    Кто родился с января по май, пусть возьмет за руку одного члена группы и потанцует с ним;

    Кто родился с апреля по декабрь, пусть возьмутся за руки и поводят хоровод, сначала в одну сторону, затем в другую;

    Кто любит собак, должен пролаять;

    Любящие кошек скажут «Мяу!»;

    Те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что он сегодня замечательно выглядит, причём в разных формах;

    У кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это и тебе советую;

    Кто пьет кофе с сахаром и молоком, встаньте по росту;

    Кто хоть раз в жизни курил, должен крикнуть: «Я это одабриваю!»;

    Пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

    Кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;

    Кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

    Кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

    Тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

    Те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко чмокнете;

    Кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего стула.

    Упражнение № 7 «Листки за спиной» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Членам группы предлагаютсялистки, которые прикрепляются к спине соседу справа. Затем даётся следующее задание: «сейчас вы должны будете встретиться с каждым членом своей группы, которые на ваших листочках, расположенных на спине, напишут свои впечатления о васи пожелания». По времени завершения упражнения листочки зачитываются участниками «про себя» и оставляются на память.

    Выходная рефлексия: Время: 10 мин.

    С каким настроением уходите с тренингового занятия?

    Было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?

    Чего вы узнали нового о своих товарищах?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тренинг развития

    межличностных отношений в группе

    Цель : предоставление участникам возможности знакомства друг с другом, общения и развития межличностных отношений в групповой деятельности.

    Задачи:

    Формирование умения слушать и давать обратную связь. Информирование участников об обратной связи и правилах ее подачи;

    Отработка необходимых умений слушать, понимать, поддерживать и развивать точку зрения другого, доносить свое мнение до каждого;

    Уточнение и закрепление наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических игровых ситуациях;

    Осознание возможных влияний индивидуальных особенностей участников на процесс развития их личности, на жизненный путь в целом.

    Упражнение № 1. «Поменяйтесь местами те, кто... ». Время: 5 мин.

    Процедура проведения: Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

    • любит болтать по телефону;
    • кто любит красный цвет;
    • кто любит мороженое;
    • у кого есть дома собака (кошка);
    • кто любит ходить в кино.
    • кто любит петь;
    • кто любит танцевать;
    • кому сколько лет;
    • кто первый раз участвует в тренинге;
    • любит ли читать фэнтези;
    • Любит ли смотреть телесериалы;
    • Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).

    Упражнение № 2 «Видение других». Время: 10 мин.

    Процедура проведения: Один участник садиться спиной друг к другу. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, причёски, обуви и тд. Количество участвующих – 2-3 человека.

    Анализ: сложно ли вам было описывать человека, которого вам предложили?

    Упражнение № 3 «Я хочу пригласить» Время: 10 мин.

    Процедура проведения: Участников просят на раз-два-три-четыре, разделится на пары так, чтобы первые были с четвёртыми, а вторые с третьими. Затем ведущим раздаются листочки, в которых будет указана та или иная ситуация, в которой один из пары без помощи слов должен пригласить другого. Варианты: кино, ресторан, музей, свадьба, театр, каток, цирк, комната смеха с кривыми зеркалами, комната страха, тренажёрный зал, кругосветное путешествие, дельфинарий, пиццерия, игра в футбол, фотосесия, съёмки в фильме, участие в телепередаче «поле чудес», зоопарк, к декану, казино, концерт, вечеринка с друзьями, дискотека, бассейн, природа, день рождение, экскурсия, за покупками по магазинам.

    Анализ: трудно ли было отгадывать куда вас приглашают?

    Упражнение № 4 «Строим автомобиль» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Группа делиться на 2-3 команд по считалочке: умные – милые - красивые. Выбираются листочки с заданиями, согласно которым командам следует построить автомобиль, где каждой деталью, которого оказывается кто-либо из её участников. Примеры: скорая помощь, камаз, пожарная машина.

    Анализ : понравилось ли вам это упражнение и с какими трудностями при выполнении столкнулись?

    Упражнение № 5 «Встреча через 10 лет» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Членам группы предлагается представить себе ситуацию, когда «вы встретились через 10 лет. Как это будет происходить? Какое личностное развитие за этот период у вас произошло?». Для обсуждения даётся 5 мин. Затем, проигрывание заданной ситуации. Анализ : трудно ли вам было представить себя через 10 лет?

    Упражнение № 6 « Индивидуальность » Время: 10 мин.

    Процедура проведения: Игра с помощью, которой можно лучше узнать друг друга. Называется ситуация, на которую участникам, проигрывая, следует ответить.

    Варианты высказываний:

    Тот, у кого есть брат, должен щёлкнуть пальцами».

    У кого голубые глаза - трижды подмигните;

    Чей рост больше 1м 70см, пусть крикнет «Кинг Конг»;

    Чей рост меньше 1м 70см, пусть крикнет «Ура»;

    Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

    Кто родился с января по май, пусть возьмет за руку одного члена группы и потанцует с ним;

    Кто родился с апреля по декабрь, пусть возьмутся за руки и поводят хоровод, сначала в одну сторону, затем в другую;

    Кто любит собак, должен пролаять;

    Любящие кошек скажут «Мяу!»;

    Те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что он сегодня замечательно выглядит, причём в разных формах;

    У кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это и тебе советую;

    Кто пьет кофе с сахаром и молоком, встаньте по росту;

    Кто хоть раз в жизни курил, должен крикнуть: «Я это одабриваю!»;

    Пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

    Кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;

    Кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

    Кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

    Тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

    Те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко чмокнете;

    Кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего стула.

    Упражнение № 7 «Листки за спиной» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Членам группы предлагаются листки, которые прикрепляются к спине соседу справа. Затем даётся следующее задание: «сейчас вы должны будете встретиться с каждым членом своей группы, которые на ваших листочках, расположенных на спине, напишут свои впечатления о вас и пожелания». По времени завершения упражнения листочки зачитываются участниками «про себя» и оставляются на память.

    Выходная рефлексия: Время: 10 мин.

    С каким настроением уходите с тренингового занятия?

    Было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?

    Чего вы узнали нового о своих товарищах?


    Психологическая игра

    для учащихся 3 классов «Я и мои друзья»

    Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

    Ход занятия:

    (дети сидят в кругу на стульях)

    Приветствие: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой прекрасный сегодня день. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Давайте подарим, друг другу хорошее настроение и улыбнемся соседу.

    Упражнение «Подари улыбку»

    Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

    Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?

    Учащиеся делятся своими впечатлениями.

    Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка - самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.

    Упражнение «Поменяйтесь местами»

    Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу:

    Поменяйтесь местами те, кто умеет жарить яичницу,

    Поменяйтесь местами те, кто пришел в школу пешком,

    Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое,

    Поменяйтесь местами те, кто родился летом,

    Поменяйтесь местами те, кто у кого много друзей,

    Поменяйтесь местами те, кто любит проводить время с друзьями,

    Поменяйтесь местами те, кто умеет танцевать;

    Поменяйтесь местами те, кто у кого есть домашние питомцы;

    Поменяйтесь местами те, кто умеет играть в компьютерные игры;

    Поменяйтесь местами те, кто любит своих родителей.

    Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

    Упражнение Дружба это...

    Ребята, знаете ли вы, что такое дружба, друзья, дружеские отношения? Как можно стать хорошим другом? (ответы детей). Молодцы, все ваши ответы ценны. А теперь обратимся к словарю:

    Дружба — это чувство, в первую очередь, доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.

    Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

    Друг - это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.

    Педагог-психолог: Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий друг? Ответы детей.

    Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку. Давай те в месте попробуем вывести правила дружбы.

    Правила дружбы:

    Не ссориться

    Уступать

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Быть вежливым

    Не злиться

    Помогать другу

    Быть честным

    Быть внимательным

    Педагог-психолог. Спасибо, какие вы молодцы. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку. Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит? Дети приводят свои объяснения .

    Педагог-психолог. Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга.

    А сейчас мы с вами проверим на сколько вы внимательны друг к другу.

    «Рисунок на спине»

    Описание упражнения

    Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

    Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

    Обсуждение

    Педагог-психолог. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение? Спасибо за ваши ответы.

    Вы, наверняка, слышали что-нибудь про сиамских близнецов ? Да, верно, это люди, которые от рождения сросшиеся какими-либо частями тела. Я предлагаю вам на несколько минуть стать такими сиамскими близнецами:

    «сросшиеся» ногами - пройти по комнате (2 пары)

    «сросшиеся» руками - нарисовать цветок, вставить нитку в иголку, завязать бантик, листать книгу.

    Педагог-психолог: в чем на ваш взгляд была сложность при выполнении задания. Ответы детей.

    Упражнение “Слепой и поводырь”

    Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Его задача пройти определённый путь, на котором встречаются преграды.

    Обсуждение

    Педагог-психолог. А что вам помогло выполнить задание? Ответы детей.

    Педагог-психолог. Мне кажется, что процессе игр, вы сблизились, научились понимать друг друга, даже может укрепились ваши дружеские отношения. Молодцы! Дети, а у вас много друзей? Какие они? (ответы детей). Упражнения помогли нам узнать больше друг о друге, кто что любит, чем увлекается. Как вы думаете, достаточно ли этой информации для завязывания дружеских отношений? (ответы детей).

    Педагог-психолог. Вы так много знаете о дружбе. Поэтому мы предлагаем вам совершить путешествие в Дружескую страну !

    Упражнение «Карта дружеской страны»

    Оборудование: ватман, фигурно разрезанный на пазлы по коли-честву участников; карандаши, фломастеры; скотч.

    Ход работы

    Каждый участник получает кусок ватмана, пазл, на котором (на обратной стороне) карандашом написан номер, чтобы облегчить собирание общей картины в завершение занятия. Предлагается создать на кус-ке ватмана свою дружескую страну. После того как каждый участник создаст свою страну, все участники собираются за общим столом и пытаются из своих пазлов собрать общую картину. Взавершение занятия ведущий показывает всем участникам, что получилось, и получает обратную связь.

    Инструкция. Перед вами маленький кусочек ватмана. Но это не простой ватман, а волшеб-ный. Если вы захотите, то на нем появятся горы, поля, реки, моря, леса и озера. У вас есть 15 минут, чтобы соз-дать свою страну, затем придумать ее название, кто в ней живет и на каком языке говорит. Итак, за работу!

    Педагог-психолог. А теперь, посмотрим, что у нас получилось (ученики рассказывают о стране, которую они нарисовали, о ее жителях и законах).

    Получившаяся карта вывешивается на доску.

    Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»

    Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.

    Дети становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.

    Рефлексия. Завершение занятия.

    Педагог-психолог: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии, и я хочу пожелать вам быть хорошими друзьями.

    Упражнение: «Я желаю тебе……»

    Педагог-психолог: Предлагаю каждому из вас озвучить пожелание своим одноклассникам.

    Общее пожелание записывается на доске возле карты дружеского острова.

    Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: