Мастер-класс по гильошированию. Что такое гильош (guilloche, гильоше, гельоше) что обозначает? горячая эмаль по гильошировке, гильошированная эмаль

Термин «гильоширование» применяется в типографии, архитектуре, ювелирном деле и рукоделии – это один из способов декора. Основной акцент хочется сделать на гильошировании как рукоделии – выжигании узоров по ткани. Кто знает, вполне возможно, что после прочтения этой статьи у вас появится новое хобби.

История появления техники

Само слово «гильоширование» происходит от французского «guilloshis», которое переводится как «узор». Гильоширование применялось уже в XVI-XVII веках в Германии. В то время были в почете кружева и создавались они в огромном количестве. Не забывайте, что одежда шилась и декорировалась вручную, поэтому мастерицы, желая сэкономить время, изобрели интересную технику для создания кружев. Они нагревали иглы на открытом огне и выжигали ими ажурные рисунки на ткани. Эффект получался тот же, зато времени уходило гораздо меньше.

Использовалось гильоширование и для аппликаций: из бархата вырезали узоры и припаивали их к шелку теми же горячими иглами.

У нас техника официально появилась в 1990 году. Ее запатентовала Зинаида Петровна Котенкова, модельер, сотрудничавшая одно время с Вячеславом Зайцевым. До получения авторского права на методику Зинаида Петровна 10 лет осваивала и дорабатывала ее. Именно Котенкова придумала использовать для выжигания по ткани усовершенствованный паяльник или выжигатель по дереву.

Гильоширование в XXI веке: инструменты и ткани

Сегодня в продаже можно найти специальные электровыжигатели по ткани. Выглядят они как небольшой паяльник или выжигатель по дереву, но отличается тем, что на конце у него тонкая игла, а не плоский и широкий наконечник или железное ушко.

Работать можно только с теми тканями, которые плавятся под действием тепла, то есть, синтетическими:

  • искусственный шелк и атлас;
  • бархат;
  • органза;
  • нейлон;
  • кримплен;
  • плащевка;
  • трикотаж.

Не получаются узоры на шерстяных, вискозных, хлопчатобумажных и смешанных полотнах. Если сомневаетесь, подойдет ли ткань, попробуйте прижечь небольшой лоскут. Если волокна плавятся и склеиваются, можно приступать к созданию узоров.

Идеи для гильоширования

Техника гильоширования пригодится для украшения одежды и интерьера. С ее помощью можно выполнять ажурное выжигание, обрабатывать края изделий, вырезать детали для аппликаций. Так, гильоширование позволяет создавать настенные панно и картины и декорировать:

  • салфетки и скатерти;
  • носовые платки;
  • воротники для платьев и блузок;
  • пояса для платьев.

Пунктов всего 4, но вариаций в тысячи раз больше. Когда будете осваивать технику, воплощайте готовые идеи, если ничего не придет в голову. Позже, когда сможете уверенно управляться с инструментом, начнете реализовывать свои фантазии.

Выжигатель можно использовать для создания декоративных цветов. К примеру, можно взять органзу или атлас, вырезать горячей иглой по шаблону лепестки и основу – небольшой кружок. Лепестки сворачиваются и склеиваются выжигателем внизу или остаются прямыми (все зависит от их формы). Потом они осторожно по кругу, один за другим, приклеиваются к основе – от ее краев к центру. Цветами можно украшать платья, блузы, сумки, делать из них искусственные декоративные букеты, броши, заколки для волос.

Рабочее место для занятия гильошированием

Выжигатель вы купили и подобрали нужную ткань. Можно было бы приступать к работе, но, прежде, воспользуйтесь опытом мастеров и оборудуйте свое рабочее место с учетом их рекомендаций.

Выжигать на ткани рисунок по шаблону легче, когда снизу ткань хорошо освещена. В идеале для этого используется копировальный столик – деревянная рамка с лампой внутри, покрытая стеклом. Заменить ее может обычный компьютерный стол с полкой для клавиатуры. Полка выдвигается, на нее кладется лампа, а сверху на стол – толстое (не меньше 3 см) стекло. Один край стекла лежит на столе, а другой нависает над полкой. На нем и будете работать. Копировальным столиком может служить и ящик – положите внутрь лампу, накройте стеклом и зафиксируйте его скотчем.

Для изготовления аппликаций подсветка не нужна, но без стекла или гладкой керамической плитки не обойтись.

Еще парочка полезных советов:

  • положите рядом все необходимое: картон, бумагу, шаблоны для узоров, ножницы, наждачную бумагу (она нужна для очищения иглы выжигателя). Старайтесь, чтобы материалы всегда находились на одном и том же месте, так вы не будете тратить время на их поиски;
  • подставка для выжигателя должна находиться справа или слева, если вы левша, на таком расстоянии, чтобы ей было удобно пользоваться. По технике безопасности прибор придется периодически отключать – примерно один раз в 30 минут. Во время перерыва игла очищается от нагоревшей ткани.

Порядок работы

Порядок ваших действий после того, как подготовите рабочее место, зависит от того, что вы планируете делать – выжигать узоры по шаблону или аппликацию.

Выжигание узоров :

  1. На стекло кладется рисунок, сверху накрывается тканью. В процессе ее нужно крепко придерживать, чтобы она плотно прилегала к стеклу.
  2. Горячей иглой ведете по контурам рисунка, которые просвечивают сквозь ткань.

Выжигание аппликаций :

  1. Шаблон кладут на ткань и обводят иглой его внутренние или наружные контуры – в зависимости от того, какой рисунок используется.
  2. При необходимости, если в некоторых местах игла не прожгла ткань, операция повторяется.

Общие правила :

  1. Выжигатель нужно держать строго вертикально, чтобы между иглой и поверхностью образовывался прямой угол.
  2. Игла ведется непрерывно, при этом важно следить, чтобы ткань за ней не поднималась и не топорщилась. В результате должен получиться ровный отжиг с аккуратными оплавленными краями.
  3. Чистить иглу нужно горячей, соблюдая правила безопасности.

В процессе работы не забывайте делать перерывы. Это нужно не только для того чтобы дать возможность прибору остыть, но и чтобы проветрить рабочее помещение: в процессе плавки синтетических волокон появляется неприятный запах.

Как делать аппликации


Если с вырезанием узоров более-менее все понятно, то техника аппликаций часто вызывает у новичков вопросы.

Для аппликаций понадобятся контрастные ткани. Берете ту, из которой будет выполнен рисунок, кладете шаблон, обводите его иглой. Так получаете деталь (или несколько деталей) для аппликации. Прикладываете ее к ткани-основе и аккуратно, точечными движениями, припаиваете. Чтобы аппликация лучше держалась, ее можно придавить пальцем, пока ткань теплая.

Важно помнить, что шаблоны должны быть ровными и гладкими, то есть без загибов, заусениц и шероховатостей. Делаются они из картона, ватмана, тонкой жести.

Кому нельзя заниматься гильошированием?

Противопоказания к гильошированию действительно есть. Из-за запаха, который появляется при плавке тканей, не рекомендуется заниматься гильошированием астматикам, аллергикам и детям до 12 лет.

Гильоширование – довольно кропотливый вид рукоделия, он требует высокой концентрации внимания, усидчивости и ловкости рук. Но техника эта простая, ее может освоить любой, даже тот, кто считает себя далеким от творчества. Ловкость всегда приходит с опытом, так что если вы усидчивы, попробуйте освоить гильоширование. Получите интересный опыт, а это уже немало.



2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Вновь о редких техниках: гильоширование. Советы, рекомендации, схемы.

Техника выжигания по ткани (гильоширование) позволяет изготовить множество изделий для украшения одежды и интерьера: платочки, салфетки, аппликации, панно и т. п. Наиболее интересно использовать технику выжигания в тех случаях, когда ножницы бесполезны, т. е. в случае сложного рисунка, тонких линий и сыпучести ткани.

Инструменты

Основным инструментом в технике гильоширования является выжигатель. Его назначение - обеспечить нужную температуру на конце иглы, которой и производится выжигание. Выжигатель должен обеспечивать регулировку температуры иглы, т.к. для разных тканей необходима разная температура.

Петлю, которая входит в комплект выжигателя, заменяют специальной иглой, которую несложно изготовить. Для этого используют нихромовую проволоку диаметром 0,6-1 мм. Игла может крепиться к выжигателю пайкой или винтами. Для пайки иглы применяется припой ПОС 61 и кислотный или канифольный флюс. Размер иглы от острия до места крепления её в выжигатель составляет примерно 30 мм.

Игла должна нагреваться до температуры, достаточной для прожигания и оплавления ткани. Регулировка температуры острия иглы осуществляется регулятором выжигателя. Иглу затачивают надфилем и полируют мелкой шкуркой.

Для установки нужной температуры иглы необходимо сделать несколько пробных резов на выбранной ткани при различных положениях регулятора выжигателя.

«Рабочим столом» для данной техники является полированное стекло толщиной 3- 5 мм. Размеры стекла определяются размером изготавливаемого изделия. Во избежание порезов рук края стекла должны иметь фаски. Если фасок нет, торцы стекла необходимо покрыть изоляционной лентой.

Вспомогательные инструменты

Вспомогательными инструментами являются пинцет, ножницы, кусачки, набор бульков (металлические шарики для придания объема лепесткам при изготовлении цветов), резцы и ножи для гофрирования, подушечки из резины, леска толщиной 0,2-0,4 мм, длиной 15- 25 см, или проволока таких же размеров, кисточки, трафареты из картона или фольги.

Материалы

  • Ткань - любые синтетические ткани (ацетатный шелк, нейлон, капрон, трикотин, подкладочная ткань, плащевка и т. п.), однотонные, набивные, с люрексом;
  • проволока (для цветов);
  • картон различной толщины или металлическая фольга для изготовления трафаретов;
  • копировальная бумага;
  • калька;
  • х/б ткань и лезвия для безопасных бритв, которыми снимается окалина с иглы в процессе работы;
  • клей ПВА и «Момент».

Приемы работы

Внимание! Перед началом работы внимательно изучите инструкцию, прилагаемую к выжигателю.

В процессе работы не касайтесь иглы во избежание ожога!

  • При работе игла должна быть строго перпендикулярна поверхности стекла. След иглы на ткани должен быть точкой, а не линией.
  • Включив прибор в сеть, проверяют работоспособность иглы, прислоняя ее к х/б ткани. Должен остаться коричневый след иглы. При работе иглу необходимо периодически вытирать х/б тканью для снятия окалины, т. к. окалина снижает температуру иглы. После 30 мин. работы выключить прибор из сети и аккуратно почистить иглу либо лезвием, либо мелкой шкуркой, не нарушая её целостности.
  • Обрабатываемый материал (обязательно проглаженый, чтобы не было складок) укладывают на стекло и сверху размещают трафарет, плотно прижимая его к ткани и к стеклу. Можно использовать груз.
  • Нагретой иглой обводят контуры трафарета, следя, чтобы ткань прожигалась. В зависимости от плотности и толщины ткани регулируется температура иглы. Нельзя тянуть ткань из-под трафарета, т. к. можно испортить работу.
  • Для соединения (сваривания) 2-З и более слоев ткани иглой прожигают точки с интервалом 1- 2 мм, прижимая пальцем место прокола, что обеспечивает точечную сварку слоев ткани.
  • При изготовлении панно используют кусочки набивных тканей, вырезая (выжигая) отдельные элементы и затем прижигая их на фон из синтетической ткани.

Изготовление трафаретов

Материал трафарета определяется тиражом изделий. Можно использовать тонкий картон, фольгу, ватман и т. п.

Рисунок изделия переводится через копировальную бумагу на материал, из которого будет изготовлен трафарет, острыми ножницами (желательно маникюрными с загнутыми лезвиями) или скальпелем вырезают трафарет.

Круглые отверстия пробиваются пробойниками (остро заточенными трубочками) или прожигаются нагретым металлическим стержнем нужного диаметра, например, гвоздем.

После изготовления трафарета мелкой шкуркой убираются все заусенцы. Трафарет не должен иметь заломов и изгибов, должен плотно прилегать к тканям, из которых будут изготовлены изделия.

Если изготавливаемое вами изделие симметрично, то можно сделать трафарет на половину изделия и при работе его переворачивать.

Технология изготовления бабочек

Технологию изготовления мы покажем на примере очень простого рисунка бабочки.

На рис. 1 представлен трафарет бабочки.

На рабочий стол (стекло) положите флизелин и сверху ткань, которая будет составлять основу бабочки. Наложите трафарет (рис. 2) и выжигайте ткань по периметру трафарета и по пробельным местам, В процессе выжигания ткань прочно соединится (сварится) с флизелином.

После этой операции вы получите контур (основу) бабочки (рис. 3). Далее из разноцветных кусочков также с подслоем флизелина выжигайте по трафарету пробельные места (рис. 4).

Затем возьмите ткань другого цвета по размеру несколько больше размеров полученной бабочки, положите на стекло, поверх расположите основу бабочки (рис. 3), и точками с интервалом 1- 2 мм пройдите по всем пробельным местам и по периметру (рис. 5). Далее в пробельные места точками прижигания прикрепите приготовленные детали (рис. 4).

Отступите от периметра бабочки на 1,5 - 2 мм и маленькими зубчиками обведите периметр для получения каймы. На тельце бабочки проведите иглой поперечные полоски. Можно украсить крылья бабочки отверстиями, прожженными иглой (рис. 6).

Из тонкой проволоки или лески сделайте усики, на концах приклейте бусинки или бисер, вклейте их в головку бабочки между слоями ткани.

Изнаночную сторону бабочки промажьте клеем ПВА, сложите крылышки и закрепите прищепкой, дайте клею высохнуть и снимите прищепку. Крылышки останутся приподнятыми. Готовую бабочку можно за тельце приклеить к открытке с поздравлением или прикрепить иголкой к тюлевым занавесям на окнах.

Технология изготовления панно «Сирень»

Трафарет цветка (рис. 9) желательно изготовить из тонкой жести (баночка из-под пива или «Колы»), так как он должен выдержать несколько сотен тиражирований. Для удобства в работе трафарет имеет хвостик. После изготовления цветка хвостик у цветка удаляют. Трафареты листьев и вазы (рис. 7, 8, 10) можно изготовить из тонкого картона или ватмана. Ветки для букета лучше взять с куста сирени (в любое время года).

Материал

Для изготовления цветков подходит любая тонкая синтетическая ткань трех-четырех цветов: белая, розовая, сиреневая (желательно разных оттенков).

Для изготовления листьев требуется ткань зеленого цвета мягких тонов.

Для вазы подойдет любая плотная синтетическая ткань, цвет должен гармонировать с букетом.

Фоном для приведенного на фото панно служит черный бархат на синтетической основе. Можно использовать и другой цвет, на котором будут хорошо смотреться цветки и листья сирени.

Приготовленные куски тканей нужно нажелатинить. Рецепт: две чайные ложки (без верха) пищевого желатина залейте холодной водой (полстакана) на час, затем долейте стакан водой до краев и в металлической посуде подогрейте до полного растворения желатина. Предварительно разглаженные лоскуты ткани разложить на клеенке. Нанесите на них горячий раствор желатина так, чтобы ткань пропиталась раствором, на этот лоскут положите следующий, снова нанесите раствор и так далее. Затем каждый лоскут ткани, не выжимая, подвесьте на веревке для просушки.

Изготовление цветков

Положите ткань нужного цвета на стекло, сверху разместите трафарет и, прижимая его к ткани, обведите иглой выжигателя по контуру трафарета. Таким образом подготовьте необходимое количество цветков. Для изображенного на фото букета потребовалось примерно четыреста двадцать цветков.

Далее каждому цветку придайте объем: разместите цветок на резиновой подушке, пробульчите лепестки, переверните лепесток и пробульчите середину. Изготовленные цветки для удобства в дальнейшей работе разложите по цвету в отдельные коробочки.

Изготовление листьев

На стекле разместите зеленую ткань более светлого оттенка, наложите трафарет, прижмите его и обведите иглой выжигателя по контуру трафарета. Вы получите среднюю часть листа (Рис. 7). Далее размещаете на стекле ткань более темного оттенка, накладываете сверху приготовленную среднюю часть листа и точками прижигаете ее по контуру (Рис. 11). Точками обозначаете среднюю линию листа и жилки и выжигаете лист полностью (рис. 12). Если затруднительно выжечь контур листа от руки, можно изготовить трафарет (рис. 8) листа и выжечь по нему. Листья должны быть различного размера и конфигурации.

Изготовление вазы

В приведенной композиции ваза выполнена из плотной синтетической ткани по трафарету (Рис. 10).

Компоновка композиции

После изготовления всех деталей можно приступить к компоновке композиции. Внимательно посмотрите либо на живые ветки сирени, либо на открытки, чтобы правильно скомпоновать цветки на ветке.

Фоновую ткань разместите на стекле большого размера и начинайте формировать композицию. Работайте с помощью пинцета. Прижигание к фону проводите только тогда, когда вам понравится композиция. Начинайте с размещения вазы и веточек. Вазу прижигайте по контуру, затем клеем «Момент» аккуратно приклейте веточки к фону. Далее вокруг каждой ветки формируйте из цветков разного цвета грозди сирени, каждый цветок прижигайте по центру, затем прижигайте по контуру листья. Фоновую ткань с готовой композицией приклейте к листу плотного картона, поместите в рамку со стеклом.

Книга Т. Н. Андрианова, О. Н. Макарова - Декоративное выжигание по ткани

Или создания вышивки нужно достаточно долго учиться. А потом нужно запастись огромным терпением, чтобы вышить скатерть или сплести кружевной воротник. Но ведь так хочется получить красивую, ажурную вещь как можно быстрее. В решении данной проблемы может помочь такая техника работы с тканью, как выжигание по шелку (ткани) или гильоширование .

Говоря о выжигании по ткани, неверно было бы упоминать только о работе с шелком. Выжигать ажурные узоры можно на любых синтетических тканях . Почему именно синтетических? Потому что, под воздействием высокой температуры эти ткани как бы спекаются, и волокна после тепловой обработки не осыпаются, сохраняя узор.

Слово «выжигание», обычно ассоциируется с обработкой твердых предметов - например, . Из дерева действительно можно выжечь интересные предметы, однако, те, кто этим хоть раз занимался, знают, что после такой обработки на изделии остаются черные отметины. При работе с тканью используется практически такой же инструмент, что и при выжигании по дереву, однако обугленной ткани и темных подпалин в итоге быть не должно. Добиться этого можно регулировкой температуры иглы, которой производится нанесение . Итак, давайте более подробно поговорим обо всех тонкостях и секретах техники выжигания по ткани (гильошировании) .


Прежде всего, определимся с набором требуемых инструментов :

Специальный прибор для гильоширования (прибор для выжигания по дереву) - существуют разные модели, с различными характеристиками. Некоторые умельцы переделывают для такой работы паяльник.

Специальный стеклянный с подсветкой. Впрочем, те, кто не собирается делать гильоширование своим источником дохода, а планирует заниматься выжиганием исключительно как хобби, могут обойтись толстым, закаленным (витринным) стеклом, закрепленном на опоре, которое будет подсвечиваться снизу. Либо можно купить обычный стеклянный стол (двухуровневый - на втором уровне ставится подсветка), но только не из органического стекла.



Как уже говорилось выше, это может быть любая синтетическая ткань, однако из шелка получаются наиболее эффектные изделия, поскольку сам материал выглядит очень благородно;

Вспомогательные материалы - иголочки, для закрепления ткани на бумаге .



Рисунок, который будет выжигаться на ткани. В изданиях по рукоделию можно найти массу изображений, которые можно выжечь. Специалисты рекомендуют не перерисовывать их от руки, а отсканировать и распечатать на принтере - тогда узор будет более четко виден на бумаге.

Суть выжигания по шелку заключается в следующем. На нижнюю полочку стола ставится подсветка, а на верхнюю - кладется рисунок, на него ткань, которая прикрепляется к иголочками. Затем нужно включить аппарат и дождаться, когда игла раскалится до нужной температуры (её можно регулировать, а степень накала иглы следует проверить на кусочке ткани - накал должен быть таким, чтобы ткань ни в коем случае не обугливалась).





При выжигании по ткани следует соблюдать определенные правила:

Работу следует начинать с центра изображения, в этом случае ткань не будет смещаться. Игла, касаясь ткани, должна прорезать её, оплавляя края, и не оставлять темных подпалин.

Каждую линию рисунка следует проводить, не отрывая руки (иглы от ткани) от начала до конца, слегка прижимая пальцами ткань к рисунку. Движения должны быть плавными, с одинаковым нажимом и длительностью обработки ткани .

В процессе работы периодически нужно удалять нагар ткани с иголки (с помощью наждачной бумаги и хлопчатобумажной ткани), чтобы проводимые линии были четкими, одинаковой толщины.



Поскольку при выжигании по ткани работать приходится с раскаленным предметом, к данному виду рукоделия нельзя допускать маленьких . Да и самим мастерам следует соблюдать ряд важных правил:

Выжиганием по шелку (прочим тканям) нельзя заниматься людям с астматическими и аллергическими заболеваниями
-на рабочем месте следует обеспечить хорошее освещение
-через каждые полчаса аппарат следует выключать на несколько минут, чтобы дать ему остыть
-помещение, где осуществляется работа, необходимо периодически проветривать
-заниматься выжиганием можно не более 6-7 часов в день (с перерывами).

Если соблюдать все эти правила, то сам процесс работы будет приносить радость. А терпение и аккуратность, вместе с опытом работы (который приходит достаточно быстро), позволят создавать потрясающе красивые , или стильные аксессуары одежды.



С помощью техники гильоширования можно украшать ажурными вставками платья, кофточки и юбки, делать «кружевные» воротнички, создавать и салфетки, а так же предметы декора для особых случаев - или на каждый день.





Однако, помимо изготовления, с помощью выжигания по ткани, ажурных узоров, данная техника позволяет «вырезать» из ткани мелкие детали, которые можно затем использовать в создании иных предметов. Плюсом такого вырезания, в отличие от обычного, ножницами, является то, что края вырезанных деталей сразу обработаны - они не осыпаются - и, значит, тут же могут использоваться по назначению.



Из данных деталей, например, можно собрать , или сделать брошку, заколку и т.д. Предметы, составляющие элементы которых обработаны в технике гильоширования, сохраняют свою легкость, поскольку не отягощены дополнительной обработкой. Кроме того, такие мелкие детали крупного объекта (например, панно), могут прикрепляться на основу с помощью того же метода - раскаленной иглой не прорезают две детали, а лишь слегка плавят их, затем быстро соединяя.


Выжигание по ткани - гильоширование - было известно мастерам ручной работы очень давно. В нашей стране, к концу прошлого века оно пережило второе рождение - было доработано и усовершенствовано. Сейчас же популярность этого красивейшего вида рукоделия, вновь набирает обороты.

Гильош - орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой . Такая декоративная отделка украшения мало кого оставит равнодушным.

Густые узоры придают поверхности особую красоту, а игра света делает изделия с гильошем и вовсе удивительными.

Искусство гильошировки прошло долгий путь, но пользуется популярностью и в наши дни. Изделия, расчерченные оригинальными гравированными штрихами, притягивают и простых ценителей прекрасного, и опытных коллекционеров.

Об истории гильоша и его месте в современности, о мастерах-граверах мы расскажем в этой статье.

Искусство, проверенное веками

Гильоширование зародилось в Средние века. Именно тогда мастера с помощью гравировального станка стали наносить на вращающуюся или плоскую заготовку узоры из волнообразных линий, расположенных в определенной геометрической последовательности. Медленно, линия за линией, создавались тончайшие кружевные переплетения штрихов.

Искусство гильоше достигло пика популярности в XVII-XVIII веках, когда созданием узоров на металле увлекались даже королевские особы.

Ведущий вклад в развитие токарно-копировальных станков на Руси внёс русский самородок, личный токарь Петра Первого, Андрей Нартов. Его станки остались в политехническом музее в Москве и их принципы работы практически не изменились за прошедшее время.

Каждая эпоха добавляла в технологию что-то новое. Совершенствовался не только станок для гравировки, но и тонкости нанесения узора.

В XIX веке интерес к гильошировке вырос с новой силой. Это произошло благодаря революционному на тот момент открытию Карла Фаберже - нанесению эмали на гильошированный фон.

Обучаясь в Европе, маэстро Фаберже очень заинтересовался гильошировочными станкам и привез себе такой же. В работе на нем он достиг величайшего мастерства и поражал современников разнообразием рисунков и оттенков эмали.

Фирма Фаберже выполняла свыше 200 вариантов гильоша, используя более 150 оттенков цветов, тогда как другие ювелиры могли украсить свои творения лишь несколькими, самыми простыми, цветами. Знаменитые пасхальные яйца и рамки для фотографий Фаберже до сих пор поражают тончайшей игрой оттенков, совершенством мельчайших деталей.

Узоры гильошировки настолько сложны и неповторимы, что исторически используются как один из видов защиты денежных купюр. Что, к сожалению, в советское время привело к полному запрету его использования в других отраслях и эти станки разрабатывались только мастерами-самородками.

К концу века стремительное развитие технологий и конвейерное производство стало вытеснять ручные ремесла. Это коснулось и техники гильоше.

Интересным фактом является то, что к концу XVII века станки для нанесения узоров гильоше были практически у всех обеспеченных людей. В высшем свете считалось достаточно модным украшать шкатулки уникальными узорами самостоятельно. Занимались таким искусством не только мужчины, но и женщины. Сама королева Виктория считала достойным делом скоротать вечер за токарным станком и собственноручно украсить компас или зеркальце.

Радуга ювелирной эмали

Эмаль - это разноцветное легкоплавкое стекло, которое мастера наносят на поверхность металла. А гиольшированная поверхность в сочетании с цветной эмалью придают изделию особенную выразительность.

Еще со времен Фаберже эмалирование не теряет своей популярности. Сегодня эмаль, нанесенная поверх гильоше, ценится очень высоко: такие изделия красивы и долговечны.

Состав стеклянного сплава зависит от его цвета. В основу из кремнеземов добавляют окислы кобальта, никеля, калия и прочих красящих металлов. Сложный состав эмали необходим еще и для того, чтобы стекловидная масса прочно сплавилась с металлом.

Эмали бывают прозрачные и непрозрачные, а также опалесцирующие, т.е. изменяющие степень прозрачности в зависимости от освещения. Обычно для гильоша используют лишь прозрачные и опаловые эмали, чтобы было хорошо видно красоту узора.

Наложение эмали происходит обжигом в печах при температурах около 800 градусов Цельсия. Горячая эмаль - самая трудоемкая, но именно этот способ используют с древних времен великие ювелиры. Процесс обработки такой эмали очень сложен. Необходимо следить, чтобы в эмалевой массе не было пузырьков воздуха, чтобы масса легла ровно, контролировать температуру обжига. Ведь цвет эмали зависит не только от ее состава, но и от температурного воздействия.

После застывания эмали изделие шлифуют и повторно обжигают, чтобы достичь идеальной гладкости. Изделия со сложной композицией обжигаются от 10 до 100 раз, пока не обретут желанную безупречность.

Современный холодный способ эмалирования намного проще. Холодные эмали могут застывать при комнатной температуре, при небольшом нагревании либо под воздействием ультрафиолета. Но оно не является таким долговечным и уникальным.

Сегодня для гильошировки ювелирные дома и частные мастера часто используют станочную резьбу. Тонкие параллельные или пересекающиеся, ровные или дугообразные линии ложатся на гладкий металл, создавая сложный объемный узор.

Гильоширование с помощью станка чпу позволяет добиться достаточно высокого качества изделий. Со станком возможно воспроизводить узоры любой сложности, но все же настоящим искусством является ручная работа на станке, так как красота эмали выявляется только после ручной работы.

Немногие ювелирные бренды в наши дни работают в технике гильоше, а мастера ручной гравировки - большая редкость. Ювелирный дом «Квашнин» чтит традиции классического производства, и узоры гильоше ручной работы являются его фирменным знаком.

Не теряет популярности и использование разноцветных эмалей. Современные украшения покрывают и нежной вязью пастельных оттенков, и броскими узорами ярких цветов, и полупрозрачной эмалью, что позволяет подобрать аксессуар к любому образу.

Особое место искусство гильоше занимает в часовом производстве. Золотые или серебряные циферблаты, покрытые тонким узором, выглядят еще более благородно. Лаконичный классический дизайн, дополненный гильошированием, подчеркивает высокий статус и хороший вкус своего владельца.

Гильош можно встретить не только в ювелирных изделиях. Он украшает usb-носители, разнообразные подставки для гаджетов, шариковые ручки, расчески, зеркала и другие предметы. Любое изделие может быть украшено гранями гильоше, тем более, что интересный узор сможет подарить вторую жизнь даже не новым аксессуарам.

Знаменитые мастера

Уникальные «лучи», «ячменные колосья», «зигзаги» и «муаровые переливы» гильошировки создаются благодаря особому чутью мастера. В отличие от обычной гравировки, где рука ювелира ведет резец по поверхности изделия, гильоше требует перемещения и самой детали относительно резца - мастер делает это движением большого пальца.

Безусловно, достичь совершенства в подобной технике удавалось немногим. До великого Фаберже в России технику гильоширования освоила ювелирная фирма «Карл Эдуард Болин», с 1916 года работающая в Стокгольме как официальный поставщик драгоценностей Его Королевского Величества.

Выдающимся гильошировщиком был Михаил Евлампиевич Перхин. Его мастерство тем более удивительно, что Михаил Евлампиевич был крестьянином и самоучкой. Именно Михаилу Перхину мы обязаны непревзойденными Императорскими Пасхальными яйцами: он отвечал за их создание вплоть до своей смерти, на каждом стоит клеймо мастера «М.П.».

Йохан Бенцингер - знаменитый мастер из Пфорцхайма (Германия), городка, ставшего мировым центром гильоширного промысла. Его называют живой иконой гильоширования. Он обучался у лучших мастеров гравировки, а ручное мастерство гильош освоил самостоятельно. Йохан - декоратор часового ателье Grieb & Benzinger, выпускающего уникальную продукцию для коллекционеров. Он работает на старинных гильошировочных машинах, самая новая из которых выпущена в 50-е годы XX века, сам их чинит и реставрирует.

Сергей Иванович Квашнин - полный кавалер ордена Карла Фаберже, заместитель председателя наградного комитета Международного Мемориального фонда Карла Фаберже и, среди прочего, выдающийся мастер гильошировки.

Сергей Иванович - автор оригинальных граверных и гильошировочных станков, запатентованных в Роспатенте. Его станки позволяют делать более 100 000 узоров гильоша - в несколько тысяч раз больше, чем у великого Фаберже. Мастерство основателя дает возможность ювелирному дому «Квашнин» воплощать любые мечты заказчиков. Нам под силу создавать и коллекционные шедевры, и просто красивые вещи для повседневного использования.

Проникнувшись очарованием этой техники, вы непременно захотите получить аксессуар с гильошированной поверхностью. Посетив наш вы с легкостью подберете подарок себе или близкому человеку. А на новые статьи в нашем блоге позволят вам быть в курсе новинок ювелирного рынка.

Всегда было интересно: как Фаберже делал свои прекрасные вещи?

Как у него получалось такое внутреннее свечение, которое в обыденной жизни меня мало где окружает?
Я расскажу, как делают это.


Знакомьтесь: технология гильоширования. Гильош - это штриховка на металле резцом, иногда покрытая сверху прозрачной эмалью.

Гильош создает удивительную игру света и пространства. Для меня гильош, как и весь Фаберже, - это окошечко в утерянный мир роскоши и силы.


Гильош впревые применил Бреге на корпусе своих часов, для того чтобы царапины, которые образуются в процессе эксплуатации, не так бросались в глаза. Этот гильош выглядел как окружности, уменьшающиеся по мере приближению к центру. Ширина канавок, образующих такие кольца, была около 0.3 мм. Позже гильош стали делать и на циферблатах, но текстуры имели уже более замысловатый вид.

С середины 18 века было создано множество сложнейших станков для нанесения гильоша.

Гильоширование может производиться двумя способами: токарной обработкой и фрезерной, с помощью так называемого фрезерного станка с пантографом.

Токарный станок для гильоширования - станок, на котором с помощью различных устройств резцу либо заготовке, закрепленной в патроне, придается движение с помощью шаблонов, копиров или более сложных устройств, например - "Розы шпинделя" (по-английски - "Rose engine").

В этом станке резец закреплен неподвижно, а патрон с закрепленным в нем циферблатом совершает всевозможные движения.

Фрезерный станок для нанесения гильоша - фрезерный станок с пантографом, который придает движение шпинделя от движения щупа по шаблону. (Отсюда)

Сейчас таких станков почти не осталось. Механика вытесняется ЧПУ. Ныне существующие механические станки с дедушкиной технологией произведены в период с 1850 по 1948 год.

Ископаемое механическое гильоширование наносят на циферблаты дорогих часов.

Например, Бушерон



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: