Маша делает поделки из формочек. Пошаговая инструкция изготовления тарелки из папье-маше

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?

Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.

Что делают из папье-маше

В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.

Рассмотрим подробно, как сделать папье-маше.

Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:

1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.

Как работать с материалами в этой технике?

Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.

Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.

Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.

Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.

Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.

2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.

Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:

Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.

Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.

Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.

Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.

Какая бумага используется в папье-маше

Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.

Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.

Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.

Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.

Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.

Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.

Какой использовать клей для папье-маше?

Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.

Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.

Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.

После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.

Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.

И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.

Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер , который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.

Клейстер можно приготовить и из крахмала , который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.

Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.

Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.

Какие еще материалы и инструменты используются при создании изделий из папье-маше?

Рассмотрим по порядку.

Начнем с инструментов.

Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:

Ёмкости с широким горлом , где можно пропитывать бумагу в воде или клее.

Кисти разных размеров , форм и толщины для нанесения клея и лака.

Канцелярский нож , который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.

Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.

Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.

Подставки для форм , в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга . Для примера смотрите фото:

Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:

Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.

Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:

Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.

Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.

Трафареты для нанесения рисунков.

Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.

Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.

Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.

Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.

Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь . Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.

Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:

Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.

Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.

Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.

Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют . Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.

Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткан ь идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.

В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше? Судя... admin [email protected] Administrator Красавица и умница

Дешевый и прочный материал, из которого можно создавать в домашних условиях любые трехмерные композиции – это папье-маше. По-французски папье означает «бумага», а маше – «перемолотая, пережеванная, сжатая». Дословный перевод точно передает технологию создания материала.

Скульптура создается двумя способами: наращивание объема или отсечение объема. Для наращивания объема нужно последовательно добавлять слои бумаги, пропитанной клеем. Для отсечения объема сначала нужно сформировать форму из вязкой и пластичной массы, в которую превращается бумага при смешивании с водой и клеем.

Какая бумага подойдет, чтобы приготовить папье-маше своими руками :

  • Мягкая многослойная или однослойная бумага . Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца. Чем мягче волокна целлюлозы, тем быстрее они вбирают в себя воду с клеем.
  • Обычная бумага для принтера . Долго впитывает воду, но если другого варианта нет – этот подойдет.
  • Тетрадные листы, писчая бумага, блокноты, акварельная бумага . Можно использовать любой материал на основе целлюлозы, даже картон. Плотные и глянцевые листы плохо пропитываются водой, поэтому предварительно нужно сжать бумагу так, чтобы она стала мягче.
  • Газета . Это идеальный вариант, поскольку газетный лист достаточно прочный, и в тоже время мягкий. Сколько слоев газеты потребуется нанести зависит от величины изделия.

До начала процесса нужно определиться, в какой технике будет создаваться изделие :

  1. Маширование . Техника заключается в оклеивании жесткой каркасной формы. Для формы можно использовать: фольгу, бутылку, банку, деревянный брусок, любое изделие, которое выполняет функцию опоры для итоговой композиции.
  2. Лепка . Объемные фигуры можно формировать из папье-маше точно также, как из глины или скульптурного пластилина. Важный момент – это просушка, быстро просушить такое изделие не получится. Выгоднее сначала создать каркас и просушить его, а затем добавлять объем с помощью дополнительных слоев бумаги. Для лепки создается вязкая смесь из целлюлозы и клея, которая при застывании становится твердой. Руки после лепки нужно мыть сразу же, теплой водой и с мылом, тогда клей смоется.

Прежде, чем реализовывать свой замысел, нужно сделать эскиз и решить, как сделать папье-маше: лепкой или машированием. Эскиз поможет избежать ошибок, определить технику и детально проработать образ.

Эскиз может быть примерным, не подробным. Важно указать пропорции и примерные габариты изделия.

Маширование: мастер класс

Маширование – это такое медитативное занятие, которое проходит поэтапно и последовательно. Спешка может испортить изделие, поэтому стоит настроиться на размеренную работу.

Мастер класс по работе с папье-маше (видео)

Мк по этой технике папье-маше :

  1. Подготовить заранее нарезанную небольшими кусочками бумагу. Некоторые мастера утверждают, что рваная бумага лучше резаной, но на самом деле это вопрос личных предпочтений. Для укрепления можно применять бинт, его тоже нужно разрезать. Удобно, когда бумага разного цвета. Например, если берется газета, то слои с текстом будут чередоваться со слоями, на которых напечатаны яркие объявления. Разница в цвете поможет сориентироваться, где нужно добавлять следующий слой, а где он уже есть.
  2. Подготовить достаточное количество клея ПВА. Клей можно разводить водопроводной водой, тогда он быстрее проникает в бумагу. Максимальная пропорция разведения 3 части клея на 1 часть воды, чем больше используется воды, тем более рыхлым становится изделие. Слишком большое количество воды приведет к тому, что скульптура «поплывет» и потеряет форму. Для детальных и тонких изделий лучше подходит неразбавленный клей. Кроме ПВА можно использовать клей для бумажных обоев или клейстер собственного приготовления. Инструкция к клею содержит информацию о его токсичности, нужно выбирать экологически безопасный клей без резкого запаха, ведь клеить придется долго.
  3. Для клейстера нужен крахмал и крутой кипяток. В чашку высыпать крахмал, заливать кипятком и перемешивать до равномерной консистенции. По густоте клейстер должен напоминать сметану. После окончания работ клейстер нужно сразу смывать с чашки, после застывания, это будет проблематично.
  4. Если каркасную форму потом нужно будет вынуть из готового изделия, нужно смазать ее поверхность растительным маслом, вазелином или любой жирной субстанцией для того, чтобы не произошло склеивания массы бумаги с каркасом.
  5. Если форму вынимать не планируется, ее можно покрыть ПВА или клейстером. После того, как подготовка расходных материалов окончена, можно приступать к созданию скульптуры.

Техника выполнения работы очень проста, самому легко это сделать при наличии терпения. Бумага наносится слой за слоем, клей распределяется большой кистью. Просушивать слои нужно либо до сухого, либо до полусухого состояния.

Как быстро высушить папье-маше: варианты

После окончания наращивания объема изделие нужно оставить на 2 суток. При комнатной температуре сушить быстро не удастся.

Как можно ускорить процесс :

  • Поставить изделие в духовку на 50-100 градусов;
  • Использовать обогреватель, батарею или тепловую пушку.

Некоторые мастера утверждают, что изделие может потрескаться при нагревании. Это не соответствует истине. Чтобы проверить на личном опыте, как реагирует скульптура на температуру, можно слепить совсем небольшое изделие и поместить его в духовку. Если состав клея хорошо переносит жар, то сушить в духовке. Если возникли какие-либо дефекты – большую работу просушивать уже при комнатной температуре.

Как сделать папье-маше гладким после сушки :

  • Выровнять неровности с помощью шкурки или наждачной бумаги;
  • Отшлифовать поверхность мелкодисперсионной шкуркой;
  • Покрыть грунтовкой акриловой художественной или строительной;
  • Нанести краску, лак, мозаику или украшения.

Если из папье-маше своими руками делается большая и простая фигура, например, пень для дачи, для ускорения процесса применяется крупнодисперсная наждачная бумага.

Если фигура мелкая и подробная, например, цветы или фрукты, нужно сразу использовать мелкую наждачную бумагу.

Как снять папье-маше с формы

Если скульптуру нужно отделить от каркасной формы, нужно заранее до оклеивания смазать форму вазелином или любым жирным кремом. Для обработки формы также применяют обычную пищевую пленку. Ее туго оборачивают вокруг каркаса, чтобы не осталось воздушной прослойки. Потом снимают папье-маше вместе с пленкой.

Скотч хорошо сопротивляется клею, гладкая текстура скотча предохранит форму от адгезии с папье-маше. Оклеивание скотчем производится кусочками, без зазоров.

Папье-маше: как делать методом лепки

Техника маширования дает возможность создавать тонкие и прочные вещи. Если работа будет более цельной, без мелких деталей, выгоднее использовать лепку.

Чтобы подготовить смесь для лепки, потребуется:

  • Таз, чашка, ведро, любая подходящая по объему тара, которая есть дома;
  • Миксер или дрель с насадкой для перемешивания краски;
  • Сито или москитная сетка.

Чтобы смесь была прочной в нее добавляется обойный клей или клей ПВА. Чтобы смесь была пластичной, нужно приготовить клейстер.

Для клейстера :

  • Залить муку крутым кипятком, 1 часть муки на 3 части воды;
  • Довести до кипения, помешивая;
  • Разбить комочки, придать однородную консистенцию;
  • Остудить и добавить в смесь.

Можно использовать клейстер из крахмала.

Изготовление скульптуры из смеси для лепки :

  1. Высыпать мелкие кусочки бумаги в таз;
  2. Добавить теплую воду и клейстер;
  3. Добавить клей и взбить до однородной массы с помощью миксера или дрели с насадкой для размешивания краски;
  4. Дать настояться 2-3 часа;
  5. Перемешать еще раз;
  6. Дать настояться 2-3 часа;
  7. Отжать воду, если есть излишки, пропустить оставшуюся массу через сито или через сетку от комаров, чтобы отделить крупные кусочки;
  8. Лепить.

Масса должна быть достаточно пластичной для того, чтобы держать форму. Сушить можно при комнатной температуре, а если не трескается – то в духовке на 50-100 градусов.

Работа с папье-маше в домашних условиях

Качественная сушка и соблюдение пропорций – это необходимое условие для того, чтобы получилась красивая и аккуратная работа. Во время сушки изделие нельзя передвигать, трогать и тыкать острыми предметами для проверки готовности. Мокрое папье-маше нельзя ронять или сжимать. Сушить следует в тех комнатах, где не бегают дети и домашние животные, которые могут случайно испортить изделие.

Чтобы можно было перенести скульптуру с рабочего стола туда, где она будет сушиться, нужно сразу создавать ее на стекле, подносе или доске.

Если по несчастливой случайности какая-то часть папье-маше отделилась или изделие разбилось, следует досушить все до готовности, затем склеить и зашлифовать дефекты на стыке. Можно наращивать объем и реставрировать скульптуру, которая получила травмы.

Что можно сделать из папье-маше

Материал имеет широкую сферу применения, используется для создания любой круглой или плоской скульптуры, горельефа или барельефа, лепных украшений.

Применение папье-маше :

  • Декор стен лепниной;
  • Костюмы на детские праздники, шлемы, мечи;
  • Маски на стены;
  • Круглые вазы, объемные цветы, фигуры людей и животных;
  • Украшения интерьера, декоративные тарелки, бутылки.

Вазоны из папье-маше (видео)

После того, как изделие просохло, его отшлифовывают, грунтуют, а затем покрывают акрилом. Акрил – это лучшая краска для папье-маше, которая создает защитную пленку.

Закончить работу можно нанесением глянцевого или матового акрилового лака, кисточкой или баллончиком.

Техника папье-маше (фото)

В декорировании помещений или на дачных участках часто используют различные украшения. Замечательным вариантом могут быть поделки из папье-маше. Такие скульптуры гармонично вписываются в ландшафтный дизайн. Их можно установить вдоль аллей, в зоне отдыха или около крыльца. А также они отлично будут смотреться в помещениях, особенно в холлах, прихожих и залах.

Поделки из папье-маше - это несложная технология, поэтому с ней может справиться даже школьник.

Перед началом работы необходимо подготовить материалы:

  • клей ПВА или клейстер, можно использовать клеящую основу для обоев;
  • газетные листы или бумагу;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • кисточки;
  • картон;
  • акриловые краски, можно гуашь или акварель;
  • пластиковые бутылки вместе с пробками, по отдельности;
  • малярный скотч.

Пошаговый мастер-класс

Проще всего сделать фигуры из папье-маше для сада в виде животных - слона, котика, жирафа и т. д.

Схема работы:

Если модель имеет ручки и ножки (лапки, хвостик), то их делают из цельных кусков газеты методом скручивания - в несколько слоёв. Затем их необходимо зашпаклевать.

Заключительная обработка

Изготовление больших фигур из папье-маше ничем не отличается от создания маленьких. То естьнужен какой-либо каркас, который обмазывается клеем и перекладывается кусками бумаги, а затем ему придаётся определённая форма, вся поверхность грунтуется и оформляется декором.

Важно! Необходимо дать просохнуть каждому слою .

На заключительном этапе мастер оформляет мелкие детали. Например, усики можно сделать из проволоки или нарезанных полосок от пластиковых бутылок. Для фигурок рыси на ушках должны присутствовать кисточки. Цветовая гамма для скульптур выбирается в тон общему дизайну. Главное, чтобы поделка гармонировала с общим фоном интерьера.

Комбинированные изделия

Крупногабаритные фигуры обычно бывают тяжёлыми, поэтому мастера используют комбинированные способы. Это очень удобный вариант для приусадебных участков, когда их необходимо в холодное время года заносить в помещение.

Процесс создания фигуры

При такой технологии внутрь закладывается скомканная бумага - вместо каркаса. Вместо скомканной бумаги можно использовать пенопласт.

Схема работы:

  1. Каждый лист бумаги нужно скомкать и приложить комки друг к дружке.
  2. Из комочков необходимо вылепить фигуру и закрепить её скотчем.
  3. Затем наносится масса папье-маше. Нужно при помощи клея и рваных газетных кусочков обработать всю поверхность. Наложить в 2 или 3 слоя, по необходимости. Мелкие детали изготавливаются из туалетной бумаги, которые предварительно нужно смочить в клее.

Туалетная бумага - это очень удобный материал. Если её размочить в клеящей основе, то можно лепить всё что угодно, как из пластилина или глины. На заключительном этапе наносится последний слой из этой бумаги, который сгладит все неровности на поверхности скульптуры.

Финишная обработка поделки

Нужно дать просохнуть всем слоям и раскрасить фигуру. Можно использовать акриловые краски, гуашь или акварель . После нанесения на скульптуру красок необходимо вновь наложить слой клея - для фиксации красок и грунтовки. Далее нужно обработать поверхность яхтным акриловым лаком. Необходимо нанести его в три слоя.

Такой лак специально используется для окраски деревянных поверхностей различных катеров и других судов. Он отлично защищает изделие от влаги, поэтому нет необходимости в дождливую погоду заносить фигуру в помещение.

Желательно использовать именно клей ПВА, а не обойный, так как по структуре он намного крепче. Перед покраской лаком можно нанести специальный декоративный воск, который придаст блеск изделию.

Из туалетной бумаги

Многие мастера при изготовлении фигур используют в качестве исходного материала туалетную бумагу. Она очень пластичная и замечательно подходит для творчества. В комбинированных методах её используют для проработки мелких деталей.

Для приготовления массы необходимо порвать туалетную бумагу на кусочки и положить в тазик, а затем залить её водой. Бумага должна набухнуть, для ускорения процесса можно использовать кипяток. Затем нужно слить избыток воды и вымесить массу, как тесто, или взбить блендером, чтобы получилась однородная консистенция.

Полученную массу необходимо смешать с клеем ПВА, и можно начать изготовление фигур из папье-маше своими руками. Такая техника очень проста, а сам процесс интересен.

Полые фигуры

Изготовление полых фигур имеет среднюю сложность работы. Чтобы сделать поделку, потребуется 3 дня.

Необходимые материалы:

  • схема или эскиз;
  • пенопласт;
  • ножницы и резак;
  • фольга и вата;
  • строительный фен;
  • смесь из туалетной бумаги и клея;
  • наждачка;
  • белая краска (желательно акриловая).

Следует помнить! Пенопласт очень легко воспламеняется и при горении выделяет вредные для организма вещества.

Начинать работу нужно с чертежа. Продумать, как будет выглядеть фигура, и составить схему. Затем её необходимо перенести на пенопласт и вырезать при помощи резака или канцелярского ножа. На следующем этапе работы детали необходимо обернуть фольгой и нанести массу. Все тщательно просушить, например, в духовке детали высыхают за одну ночь.

Затем необходимо перейти в хорошо проветриваемое помещение. Потребуется строительный фен, который нужно направить на дно фигуры и включить самый сильный режим. Чтобы избежать неприятного запаха, можно использовать респиратор . В результате такой процедуры пенопласт полностью расплавляется.

Теперь нужно удалить фольгу из внутренней части фигуры и ошкурить поверхность. Желательно её обработать в один слой шпаклёвкой, а затем убрать все неровности наждачкой.

На заключительном этапе используется декоративное оформление изделия. Например, для изготовления домика можно использовать вату и белый акрил для покраски. Сверху можно приклеить блёстки и покрыть домик лаком.

Экзотичный Догу с часами

В Японии при археологических раскопках были найдены удивительные фигурки, которые называются Догу. Это одни из самых старых скульптур - их происхождение датируется 10-м тысячелетием до нашей эры.

Чтобы приготовить такую оригинальную скульптуру, потребуются следующие материалы:

  • туалетная бумага;
  • мешковина;
  • гипс;
  • клей, желательно столярный вид;
  • проволока.

В качестве инструментов понадобятся большой таз, где будет вымешиваться бумажная смесь, и небольшие ёмкости для клея.

Чтобы сделать массу, потребуется обычная туалетная бумага. Предварительно нужно растворить столярный клей на водяной бане и в горячем виде залить бумагу. При помощи миксера всё тщательно перемешать и добавить в полученную массу гипс. Ни в коем случае нельзя использовать алебастр, так как он быстро схватывается, и с ним невозможно работать.

Полученная масса должна иметь консистенцию кашицы средней густоты. Затем её нужно разделить по пакетам и убрать в холодное место на одни сутки, например в холодильник. После охлаждения она не будет приставать к рукам и из неё будет легко лепить. Во время работы нужно обязательно использовать каркас или форму, так как такой вариант массы может трескаться.

Основные этапы работы

Точная копия фигурки необязательна. Можно проявить фантазию, добавить что-то своё, и получится замечательная статуэтка. Сначала нужно найти изображение и сделать по нему выкройку . Затем надо перевести её на картон и оставить небольшие запасы для сгибов. Собрать фигурку.

Взять мешковину, заранее порезанную на кусочки, и при помощи столярного клея нанести её на картонный каркас. Сверху на конструкцию нужно приклеить более тонкий материал, чтобы после высыхания мешковины не оставались затвердевшие нити. Тщательно просушить.

Теперь можно приступить к черновому варианту нанесения массы на фигуру. Сразу необходимо приклеить все мелкие детали, чтобы фигурка походила на статуэтку Догу.

Декоративное оформление скульптуры

Подставку можно сделать из доски. Её необходимо загрунтовать, покрасить и сверху покрыть лаком для блеска и прочности. Из полиуретанового багета нужно согнуть декоративный элемент для торцевой части. Это нужно сделать очень аккуратно - полиуретан нагреть при помощи фена, тогда он будет пластичным.

Теперь нужно вырезать отверстие в статуэтке и вмонтировать в неё настольные часы. Предварительно их нужно вынуть из родного корпуса.

Покраска происходит в несколько этапов. Первый слой - оливковый или зелёный оттенок. Вторично полностью окрашивать фигурку не нужно. Надо кончиком кисти (или поролоном) по выпуклым местам нанести коричневый тон. На третий раз нужно пройтись белым цветом в самых выступающих местах, а по краям нанести немного красного оттенка.

Такие поделки отлично подходят для декора квартиры, дачных домиков и участков. При помощи этой техники можно делать оригинальные светильники, рамки для фотографий, статуэтки, декор для сада и различные фигурки.

Полезные советы:

  1. Материал в любой подделке необходимо зафиксировать и придать ему прочность. Так как в технике в качестве основы используется бумага, то и закрепление в этой технологии очень актуально для всех фигур.
  2. Фиксацию нужно проводить в несколько слоёв: первоначально использовать грунтовку или клей, а затем декоративный лак.
  3. Для работы подходят любые краски - гуашь, акрил, масляные варианты или акварель. Цветовая гамма зависит от выбора мастера.
  4. На заключительном этапе каждую работу необходимо обязательно загрунтовать при помощи водной эмульсии, дать просохнуть и только после этого приступать к декору.
  5. Чтобы сделать лак матовым, нужно добавить в него специальную смесь. Надо взять небольшой кусочек хозяйственного мыла, измельчить его и растворить при помощи керосина, а затем вылить в массу с глянцевым лаком. Всё тщательно перемешать.

Технология папье-маше не требует больших вложений и несложна в исполнении. Можно изготавливать поделки вместе с детьми - это поможет развить у них чувство вкуса и такие навыки, как терпение, усидчивость и трудолюбие. Масса папье-маше очень пластична, поэтому с ней легко работать.

Папье-маше называется оригинальная техника, которая широко применяется сейчас в школах, садах как способ рукоделия. Название пришло из французского языка и переводится, как «измятая бумага». Научиться создавать поделки совсем не трудно, так как папье-маше не сложная техника. Кроме этого, интересен данный способ многим потому, что не требуется тратить много денег на материалы. Ведь чтобы сделать красивый предмет интерьера, игрушку понадобится лишь старая газета, или туалетная бумага, клей, краски и фантазия. Достаточно один раз посмотреть мастер-класс, чтобы убедиться в этом.

Первоначально технику папье-маше применяли, когда изготавливали своими руками кукол.

Сейчас данный способ широко распространен для изготовления :

  • Учебных пособий;
  • Муляжей;
  • Масок;
  • Игрушек;
  • Театральной бутафории;
  • Шкатулок.

Профессиональные мастера делают из папье-маше даже мебельные аксессуары и осветительные приборы.

Для начинающих создавать поделки есть одно простое правило – проявить максимум фантазии и набраться терпения.

Создаются изделия тремя способами. Первый – бумагу размокают в воде, натаивают в течение 1 часа, отжимают. К ней добавляется любой клей – ПВА, столярный, клейстер. Все ингредиенты перемешиваются до однородной массы. Она должна иметь консистенцию сметаны. В некоторых случаях применяют миксер для перемешивания. Из этого состава можно лепить поделки, создавать объемные изделия, увидеть какие, можно, посмотрев, мастер класс.

Второй способ заключается в наклеивании мелких кусочков газетной бумаги в несколько слоев к определенной основе.

После создания поделки, выполняется декорирование красками, бусинами, бисером, цветной бумагой, лаком.

В качестве основы для изделий можно использовать все, что подвернется под руку – воздушные шары, мячи, вазы, бутылки, тарелки, проволочные каркасы.

Папье-маше: животные

Мастер класс по созданию фигур животных предлагают многие профессионалы папье-маше. Но, не обязательно иметь художественное образование. Ведь провести мастер класс можно и в домашних условиях с ребенком. Сделать животных своими руками техникой папье-маше совсем не сложно.

Жираф: мастер-класс

Из жесткой проволоки выполняется каркас будущей поделки в виде жирафа. Замачивается туалетная бумага в теплой воде. Некоторые применяют даже бумажные ячейки из-под яиц. После смешивания бумаги с клеем, можно приступать к созданию шедевра своими руками. На каркас накладывается клеящая смесь, формируется тело животного. Техника похожа на лепку пластилином.

После того, как одна часть будет нанесена на проволоку, нужно дать слою застыть. Затем нанести еще один слой, сформировав хвостик, ушки и мордочку жирафа. Дать высохнуть. Обязательно каждый слой должен быть сухим, иначе ничего не получится. Когда туловище будет готово, можно переходить к декорированию. С помощью гуаши раскрасить тело в желтый цвет, коричневым цветом сделать пятна. Глазки и рот – черным маркером. После высыхания краски, покрыть лаком.

Овечка своими руками

Для создания овечки понадобятся пластмассовые каркасы от шоколадных яиц, вата, бумага, краски, клей ПВА. Поверхность каркаса следует обработать растительным маслом перед началом работы. Это поможет потом без препятствий извлечь пластмассовую основу. Приготовленный заранее клеящий состав наносится на половинки каркаса, слоем около 3-4 мм. После застывания, основа вынимается, а половинки между собой склеиваются. Соответственно нужно приготовить две заготовки: для туловища и головы.

Ноги выполняются либо из бумаги, путем ее скручивания в трубочку, либо из проволоки, которую в дальнейшем нужно прикрепить к туловищу и нанести на каждую из них клеящий материал. После высыхания, обмазать фигуру клеем ПВА и нанести на него шарики из ваты. Чем больше шариков – тем объемнее будет овечка. Глаза вырезаются из бумаги, ушки формируются из ваты и приклеиваются. Наглядно увидеть процесс можно посмотрев, мастер класс.

Тарелка в технике папье-маше

С помощью папье-маше можно сделать своими руками оригинальные предметы интерьера. Мастер класс показывает, что профессионалы создают тарелки, картины, изысканные светильники для кухни. Сделать своими руками тарелку – проще простого.

Для этого понадобится :

  1. Неглубокая тарелка;
  2. Газеты;
  3. Клей ПВА;
  4. Пищевая пленка или скотч;
  5. Краски;
  6. Белая акриловая краска;
  7. Кисти.

Газету следует разорвать на небольшие кусочки, смочить их водой. Тарелка обматывается пищевой пленкой. Первый слой газетных кусочков наносится на основу-тарелку без клея. Последующие слои обязательно промазываются ПВА или клейстером. Чем больше слоев, тем поделка будет крепче и прочнее.

Необходимо знать, что через каждые 5-6 слоев необходимо давать бумаге высохнуть, удаляя при этом пузырьки воздуха.

Акриловой краской покрывается поверхность тарелки. В дальнейшем ее можно разукрасить любым цветом – коричневым, красным, зеленым. Некоторые берут за основу рисунка салфетки с различными изображениями и приклеивают их к тарелке после покрытия акрилом. Когда наносится основной цвет, края салфетки видны не будут.

Папье-маше: шкатулка

Мастер класс от лучших мастеров доказывает, что сделать своими руками красивые поделки сможет даже ребенок.

Для изготовления шкатулки нужно подготовить :

  • Цилиндры от скотча картонные;
  • Скотч (можно заменить малярной лентой);
  • Клей;
  • Листы плотного и тонкого картона;
  • Газета;
  • Ножницы, карандаш;
  • Грунтовочный материал;
  • Кружева или тесьма;
  • Бусины, бисер, искусственные камни;
  • Гуашь, кисточка;
  • Прозрачное покрытие для ногтей.

Основой шкатулки станут цилиндры от скотча, соответственно использованные. Их можно заменить картонными, плотными цилиндрами от фотобумаги. Некоторые используют обычный картон, промазанный клеем и высушенный.

В зависимости от размера, понадобится 1, 2 или 3 заготовки. Чем больше их, тем шкатулка будет выше. Основы меду собой необходимо склеить клеем или малярной лентой.

Обязательный этап – изготовление дна для шкатулки. Для этого следует поставить основу на картонный лист и обвести с внутренней части карандашом окружность, которая в дальнейшем вырезается и приклеивается клеем к основанию. Крышка изготавливается таким же образом, только окружность обводится с внешней стороны + 2-3 мм. Шкатулка должна иметь бортик. Сделать его можно из картона. Для этого отрезается полоса, шириной 15 мм. Используя клей, бортик приклеивается к основанию.

Хорошо размяв газеты, следует разорвать их на небольшие кусочки. Теперь можно приступать к оклеиванию основания шкатулки. Наносить газетные отрезки необходимо таким образом, чтобы получилось основание без зазоров. Количество слоев – 8-9. Через каждый 3 слой нужно дать поделке высохнуть. Неровные края обрезаются ножницами.

Не обязательно шкатулка должна иметь ровные контуры. С помощью клеящего состава, возможно, добавить цветы, сделать шкатулку домиком, оформив ее окошком, кирпичами и дверью, здесь уж как подскажет фантазия.

Туалетная бумага размачивается в воде, отжимается. Сюда же добавляется клей ПВА. Состав лучше перемешать миксером до консистенции сметаны. Из этой смеси можно слепить, как из пластилина любой элемент декора для шкатулки.

Мастер класс показывает, что специалисты выполняют узоры, орнаменты, рисунки. Очень красиво в оформлении смотрятся природные элементы – еловые веточки, ракушки, кофейные зерна и многое другое. На крышке шкатулки можно сделать из клеящей смеси красивый большой цветок или узор. После застывания всех элементов, поверхность шкатулки покрывается грунтовочным материалом. В том случае, если присутствуют шероховатости или неровности на поверхности, либо рисунках, все изъяны легко удаляются при помощи наждачной бумаги или тонкой пилки. После грунтовки на всю поверхность шкатулки наносится белая акриловая краска. Как только она высохнет, можно брать в руки краски и расписывать поделку. В случае если запланирован декор бусинами, тесьмой, бархатом, все эти элементы приклеиваются с помощью клея к шкатулке. Заключительный этап – обработка поверхности прозрачным покрытием для ногтей. Выполняется это для того, чтобы закрепить элементы шкатулки и краску.

Папье-маше позволяет сделать самостоятельно поделки, которые станут не только отличными элементами декора, причем для разных комнат, но и замечательными, запоминающимися подарками.

Папье-маше: овощи и фрукты

Посмотрев один раз, мастер класс по изготовлению поделок техникой папье-маше, можно убедиться, что процедура хоть и длительная, но совершенно не сложная.

Отличный элемент декора для кухни – тарелка папье-маше с искусственными фруктами, которые тоже выполняются данной техникой. По желанию можно создать не только фрукты, но и овощи.

Любой из настоящих фруктов или овощей обклеивается пищевой пленкой и на поверхность наносится клеящий состав (туалетная бумага, клей). После высыхания, разрезается слой на две части, основание извлекается, а половинки поделки склеиваются клеем. Затем фрукт или овощ грунтуется, окрашивается гуашью в соответствующий цвет. После поверхность покрывается закрепителем – прозрачным лаком для ногтей.

Папье-маше своими руками для начинающих (видео)

Таким образом, можно создать искусственные овощи и фрукты, фигурки животных и другой декор максимально близкие по форме и виду к естественным.

Папье-маше своими руками для начинающих (фото)

Папье — маше — так называется плотное твердое вещество, получаемое из нескольких слоев бумажной массы, скрепленных между собой гипсом или клеем. Путем прессования материала из него могут быть изготовлены различные предметы.

Для приготовления волокнистой массы используются различные виды бумаги или картона, а также некоторые клеящие вещества — клей, крахмал и . Технология изготовления различных изделий из папье — маше достаточно проста, поэтому из этого вида материала делают елочные игрушки, карнавальные маски, учебные пособия и муляжи, бутафорские предметы для театральных постановок, а также легкие и прочные шкатулки.


Китайская шкатулка для украшений из папье — маше

В истории папье — маше известны случаи, когда из папье — маше делали даже мебель — скорее всего, тоже бутафорскую, но по внешнему виду она практически не отличалась от настоящей.

Кресло из папье — маше, инкрустированной перламутром

Папье — маше применяется в качестве основы для изготовления лаковой миниатюры, которая является одним из видов русского изобразительного искусства и народным промыслом в Федоскино, Палехе, Холуе и Мстере.


История изобретения папье — маше

Название данного вида прикладного искусства имеет французское происхождение. Но впервые изделия из склеенных между собой слоев бумаги были сделаны в Китае, что и подтверждают археологические раскопки, в процессе которых были найдены шлемы и доспехи. Их делали из плотного папье — маше, а для большей прочности покрывали изделие несколькими слоями лака.

То, что доспехи сохранились до настоящего времени, чрезвычайно удивительно, потому что период их изготовления датируется III — II столетиями до нашей эры. Поражает необыкновенная прочность папье — маше, ведь сделанные из нее доспехи могли выдерживать попадание стрелы и удар меча, приходящийся вскользь. Еще одним достоинством доспехов, сделанных на основе бумажных волокон, был совсем небольшой вес, благодаря чему боец мог легко и быстро двигаться, поражая противника.

Китайские средневековые доспехи из папье — маше

В дальнейшем техника изготовления различных предметов из папье — маше распространилась в Греции и во многих арабских странах. Чаще всего из этого материала делали различные атрибуты для праздников и торжественных церемоний.


Маски из папье — маше

Позднее папье — маше распространилось по всему миру, и особой популярностью пользовалось в странах Европы. В середине XVII века во Франции началось массовое производство кукол из папье — маше, а также других видов игрушек.

Кукла, изготовленная в технике папье — маше

В дальнейшем мода на папье — маше пришла и к англичанам, а в Россию изделия из этого легкого и прочного материала попали только в эпоху правления Петра I. И по сей день необычные изделия из этого простого, и одновременно уникального материала продолжают удивлять людей во всем мире.


Гигантские куклы из папье — маше — неотъемлемая часть праздника огня » Лас — Фальяс» в Валенсии (Испания)

Технология изготовления папье — маше

На сегодняшний день существуют три различные технологии изготовления папье — маше, которые имеют значительные отличия:

  • Первый способ изготовления папье — маше предполагает наклеивание маленьких кусочков бумаги слой за слоем на заранее подготовленный макет изделия. Классическая техника изготовления папье — маше предполагает нанесение около сотни бумажных слоев, каждый из которых промазывается клеящими веществами (это может быть или крахмал), а затем оставляется до полного высыхания.

Игрушка из папье — маше
  • Второй способ изготовления папье — маше заключается в том, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Изначально бумага тщательно измельчается, заливается кипятком и на 24 часа помещается в теплое место, чтобы масса могла как следует раскиснуть и размягчиться.

Далее полученную жидкую. массу необходимо прокипятить, затем отжать и высушить. Получается рыхлая однородная бумажная масса, которую нужно перемешать с мелом, измельченным до консистенции порошка. После этого в массу добавляют клей и, постоянно помешивая, делают пластичное тесто, которое по своей консистенции напоминает густую сметану.


Фигурки из папье — маше

Иногда вместо клея применяется клейстер из крахмала или столярный клей. Получившуюся массу наносят слоем на подготовленный макет будущего изделия или заливают в определенную форму. После этого изделие оставляют до полного высыхания.

Предложенный способ характеризуется значительной трудоемкостью, но зато с его помощью можно получить чрезвычайно прочные изделия плотной однородной структуры.


Поделки из папье — маше
  • Третий способ изготовления папье — маше заключается в склеивании отдельных листов плотного твердого картона и дальнейшем прессовании материала. После полного высыхания изделие покрывается слоем грунтовки, и уже после этого раскрашивается.

В качестве основы для создания изделий из папье — маше используются готовые объемные макеты, надутые воздушные шарики для получения изделий сферической формы, а также макеты из гипса.


Бывает так, что между слоями измельченной склеенной бумаги прокладывают слои тончайшей ткани, марли или медицинского бинта. Это делается с целью придать изделиям еще большую прочность и стойкость к механическим повреждениям в процессе эксплуатации. Таким образом, из кусочков обыкновенной бумаги можно получить замечательные декоративные элементы, подходящие для оформления .


Часы, декорированные в технике папье — маше

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: