Лечение детского алкоголизма. Что должны знать родители ребенка об алкоголе? Лечение и предупреждение детского алкоголизма

Страдают тысячи людей, но особенно опасно такое заболевание для детей. У ребёнка далеко не все системы сформированы полностью, поэтому алкогольные напитки могут нанести организму очень сильный вред, вызвать серьёзные нарушения в психике и привести к быстрой деградации и ухудшению деятельности мозга.

Особенности детского алкоголизма

Детская форма алкоголизма – одно из самых серьёзных заболеваний в настоящее время. На территории России и других стран СНГ оно начало проявляться после распада Советского Союза.

Алкогольные напитки в настоящее время легкодоступны, а их использование не вызывает особого порицания у общества. Спиртное часто сопровождает вечеринки , и иногда его начинают употреблять дети — из интереса и желания почувствовать себя более взрослым либо под влиянием ребят постарше. При этом детская психика ещё не сформирована, и развитие привыкания происходит более быстро — в результате у ребенка начинает проявляться зависимость от алкогольной продукции.

Средний возраст, в котором современные подростки начинают употреблять алкоголь — 10 лет. Чаще всего его предлагают сами взрослые, не понимая, к каким серьёзным и опасным последствиям может это привести. Раннее знакомство подростка со спиртным чаще всего происходит случайно либо с подачи родителей, которые проводят курс лечения при помощи спиртовых настоек и растворов.

Детская форма алкоголизма в большинстве случаев выявляется врачами в возрасте 10-14 лет, но в некоторых случаях можно заметить более раннее развитие зависимости. Так, лечащие специалисты говорят о детях в возрасте трех лет, которые уже обладают выраженной симптоматикой заболевания. Если закрыть глаза на такую опасную проблему, то она может стать настоящей угрозой для всей нации людей.

Характер протекания

У взрослых людей хроническая форма алкогольной зависимости развивается за 5-10 лет, а у детей – до 4 раз быстрее, что происходит из-за анатомо-физических особенностей организма. У детей внутри мозговой ткани находится гораздо меньшее количество белка и больше воды, в которой происходит быстрый процесс растворения этанола, что влияет на эффективность его усваиваемости .

Около 7% спирта выводится из организма посредством лёгких и почек, а другая часть воздействует на организм ребёнка в виде токсина и всеми возможными способами отравляет его. В конечном счёте организм быстро адаптируется к ядовитым веществам, а после быстро развивается привыкание.

Злокачественное течение алкогольной зависимости у детей можно объяснить тем, что их организм ещё не полностью развит. Центральная нервная система в это время ещё не способна качественно и долго противостоять разрушительному действию спирта, поэтому происходит процесс быстрого развития необратимых для организма человека последствий.

Так как подросток боится критики от взрослых людей, то он использует алкоголь втайне от них. В этом случае дозы спиртного употребляются залпом и чаще всего без закуски.

Подросток быстро привыкает к процессу распития спиртных напитков по поводу и без него. Во время легкого опьянения дети начинают ощущать неуверенность, а трезвое состояние, которое присуще для человека, становится для них каким-то странным явлением. В стремлении поддержать эффект от опьянения подросток начинает уходить в тяжелые запои.

Детский алкоголизм очень трудно вылечить, так как психика в таком возрасте не развита полностью, а зависимость развивается очень быстрыми темпами . Подростку начинает даже нравиться состояние опьянения: в нём он ощущает себя наиболее комфортно. Уговорить его пройти курс лечения будет очень сложно, но без осознания заболевания и желания начать курс лечения борьба с пьянством становится безрезультатной.

Причины и последствия

Большое количество малолетних алкоголиков становятся такими по вине своих родителей. В процессе семейных праздников и застолий взрослые пьют алкогольные напитки, а дети видят всё это и замечают, что именно после выпивки родителям становится весело.

Кроме этого, большое количество взрослых людей наливают немного спиртного ребёнку, чтобы он смог выпить вместе с остальными. В детском возрасте такого может хватить, чтобы появилась настоящая зависимость. Подросток начинает думать , что в спиртном нет ничего опасного и плохого, он лишь является возможностью получить хорошее настроение и расслабиться.

Полный список причин развития детского алкоголизма намного шире, но все пункты связаны с неправильным отношением взрослых людей к своим детям:

  1. Подражание старшим друзьям и ребятам.
  2. Алкоголизм одного либо обоих родителей.
  3. Желание избавиться от большого количества проблем в школе либо даже дома.
  4. Наличие у ребёнка собственных денег.

Дети в большинстве случаев начинают употреблять алкоголь лишь со своими сверстниками и в компаниях, а на семейных праздниках они часто отказываются выпить небольшой стакан алкоголя. Сейчас неуклонно растёт число школьников, которые регулярно употребляют слабоалкогольные напитки. Дети думают, что таким способом начинают выглядеть намного взрослее и приобретают уважение со стороны своих одноклассников и друзей.

Так как самоконтроль в это время у ребёнка отсутствует, то он очень часто начинает перебарщивать с общей дозировкой средства и доводит себя до тяжёлой стадии алкогольного опьянения. Именно в таком состоянии дети совершают правонарушения и хулиганят, начинают воровать, в конечном счёте попадая на учёт в детские комнаты полиции.

Самой тяжёлой и опасной формой болезни считается врождённая форма алкоголизма. Она может быть выявлена у детей, чьи родители продолжали употреблять алкогольные напитки даже во время зачатия ребёнка, а также во время беременности.

Если ребёнок каким-то образом получил дозу этанола в утробе матери, он начинает часто плакать, так как ему необходима привычная доза вещества в организме. Такому новорожденному будет достаточно смочить губы спиртом – и он быстро успокоится.

Часто алкоголизм возникает у ребят, которые перенесли особые заболевания, приводящие к изменению личности и характера.

  1. Мозговые травмы.
  2. Нейроинфекцию.
  3. Органические виды поражений в центральной нервной системе.

В таких случаях можно заметить более интенсивные и злокачественные формы пьянства. Малыш начинает очень быстро терять контроль над объёмом выпитых алкогольных напитков, а также испытывать повышенную тягу к спиртному. В скором времени происходит развитие абстиненции.

К психологическим причинам можно отнести следующие события:

Стадии заболевания

Алкогольная зависимость у подростка может развиваться в течение долгого времени, но процесс в детском возрасте проходит намного быстрее, чем во взрослом.

Есть пять главных стадий развития заболевания:

  1. Привыкание к алкоголю.
  2. Регулярное распитие алкогольной продукции.
  3. Развитие психической зависимости
  4. Абстинентный синдром.
  5. Деменция.

В самом начале заболевания ребёнок начинает употреблять спиртное время от времени, в конечном счёте происходит быстрая адаптация к спирту. Так как организм ещё формируется, он способен оказывать сопротивление вредному воздействию этанола.

Как родители, так и учителя ребёнка должны внимательно относиться к ребенку, замечая изменения в его характере, поведении, а также появление у него новых нежелательных знакомых и друзей. Развитие привычки к алкоголю происходит в течение 4-6 месяцев.

Если пропустить начальную стадию, ребёнок начнет употреблять спиртное регулярно. Со временем он будет увеличивать дозировку и переходить на более крепкую алкогольную продукцию.

На второй стадии развития зависимости у детей начинает активно изменяться общее поведение, именно поэтому основная задача взрослых – вовремя заметить изменения, а также отреагировать и дать понять ребёнку, что алкоголь может привести к очень сильным неприятностям, вызвать заболевания и сломать всю жизнь. В это время ещё можно попробовать устранить заболевание, прекратив процесс использования алкоголя.

Через один год после начала приема алкоголя у детей начинает формироваться определённая зависимость со стороны психики. В это время он может употреблять спиртное в любое время, при этом ему совершенно неважно, какой именно по качеству будет спирт.

Переносимость этанола в это время увеличивается уже в 3-4 раза, вместе с этим ребёнок утрачивает контроль за количеством выпитого и не контролирует своё поведение. Дети начинают очень часто выпивать в больших объёмах. Это может говорить о том, что произошло развитие хронической формы алкоголизма.

Когда наступит абстинентный синдром, можно диагностировать переход болезни в хроническую форму. Синдром отмены у детей при этом может сопровождаться вегетативно-соматическими нарушениями. По времени он продолжается намного меньше, чем у взрослых людей, а возникает после использования значительного количества спиртных напитков.

Симптомы

Есть большое количество признаков, по которым внимательные взрослые могут заподозрить у ребёнка развитие алкоголизма.

Так, отравляющее воздействие спиртного происходит на мозг, а также центральную нервную систему, что вызывает отклонения в поведении:

Также у детей развиваются физические признаки алкогольной зависимости, которые насторожат заботливого родителя. Они могут быть связаны как с пагубным взаимодействие спиртного на неразвитый организм, так и с похмельем.

Остальные признаки, которые способны выдать малолетнего алкоголика:

Вместе с этим могут развиваться когнитивные симптомы. У подростка ухудшаются концентрация внимания, память. Он часто забывает школьный материал, плохо запоминает информацию, что очень сильно влияет на общую успеваемость.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Детский алкоголизм сегодня - не менее актуальная проблема, чем излишнее употребление спиртного взрослыми. Появление пьющего ребенка в семье - это всегда неприятный сюрприз, вызывающий недоумение у родителей. Зачастую взрослые не замечают сложившееся положение дел до того, как проблема не станет критичной. Однако значительно проще предотвратить, чем бороться с ее последствиями.

Основные причины возникновения детского алкоголизма

Подростковый алкоголизм не возникает просто так. Его появлению способствует целый комплекс причин, которые приводят к появлению интереса к спиртным напиткам. Главные причины детского алкоголизма состоят в следующем:


Могут быть и другие причины. Обстановка в семье, непонимание со стороны окружающих тоже могут привести к возникновению детского алкоголизма. Родители должны внимательно следить за поведением отпрыска и его моральным и физическим состоянием. Если процесс формирования привязанности не остановить вовремя, последствия могут быть печальными.

Необходимо проводитьпрофилактику алкоголизма. Специалисты разработали целый комплекс мер, позволяющих бороться с недугом. У ребенка должно присутствовать понятие, что алкоголь способен нанести вред его личности и организму.

К чему может привести подростковый алкоголизм?

Алкоголь оказывает на неокрепший детский организм более разрушительное воздействие, чем на организм взрослого. Дело в том, что этиловый спирт вмешивается в процесс развития и становления растущего организма. Это приводит к их существенному нарушению. Обычно подростки не заботятся о закуске. В целях экономии они приобретают:

  • чипсы;
  • сухарики;
  • фастфуд.

Употреблениетакой пищи приводит к возникновению проблем с желудком. Содержащийся в пиве кобальт только усугубляет проблему. Он может вызвать воспаление пищевода и желудка. Наибольшее влияние оказывается на сердечную мышцу. Благодаря влиянию вещества, сердце становится дряблым и утрачивает способность нормально перекачивать кровь. Со временем в ее составе начинают происходить изменения. Это ещё сильнее ухудшает сложившуюся ситуацию.

Прием алкоголя в подростковом возрасте приводит к возникновению ряда других проблем, в перечень которых входят:

  • появление функциональных расстройств печени;
  • возникновение проблем с поджелудочной железой;
  • проблемы с сердечно-сосудистой системой;
  • общее снижение способности организма противостоять болезням и вирусам;
  • варикоз.

Наиболее опасным является нарушение функционирования мозга и центральной нервной системы. Алкоголь отражается на личности ребенка. Прием спиртных напитков в детском возрасте приводит к замедлению общего развития интеллекта, ухудшении логического и абстрактного мышления, а также памяти. Все они развиваются именно в подростковом периоде. Воздействию подвергается и социальная сфера. Ребенок может стать сильно замкнутым, у него нередко появляются отклонения в поведении. Нередко возникают проблемы с общением. Со временем маленький человек деградирует, как личность.

Обычно свой путь к алкоголизму подростки начинают с приема пива. Бытует миф, что оно не является алкоголем и совершенно безвредно. Однако утверждение в корне неверно. Пиво лишает подростков контроля над собой и делает их агрессивными. Затем события начинают развиваться по принципу снежного кома.

Родители могут заметить, что ребёнок не только начал злоупотреблять напитком, но и стал возвращаться в синяках. Обычно этопоследствия очередной драки, совершенной в состоянии алкогольного опьянения. Постепенно у организма вырабатывается толерантность к алкоголю. Это приводит к тому, что человек увеличивает объем потребляемого пива. Оно уже не позволяет ему достичь желаемой степени опьянения.

Объем человеческого желудка ограничен. Со временем принять нужное количество спиртного напитка не удаётся. Потому маленький человек начинает пить крепкое спиртное. Нередко дети в этот период переходят на водку. Постоянные попойки с друзьями могут стать причиной не только уличного хулиганства и драк. Компании, постоянно употребляющие алкоголь, часто становятся фигурантами крупных преступлений.

Если родители заметили, что их ребенок начал пить, не стоит пускать ситуацию на самотек. Необходимо незамедлительно принять меры. Если родители понимают, что самостоятельно справиться не получается, стоит обратиться к специалистам. Они помогут в борьбе с проблемой и предотвратят дальнейшее развитие подросткового алкоголизма,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и особенности детского алкоголизма, его исследование в разных странах. Пути протекания детского алкоголизма, психология приобщения к алкоголю, влияние алкоголя на организм ребёнка. Психотерапия как метод лечения от детской алкогольной зависимости.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2008

    Изучение механизма формирования зависимости от алкоголя и наркотических веществ, ее последствия. Основные характеристики заболевания. Ведущие симптомы алкоголизма и наркомании. Признаки потери контроля. Течение алкогольного абстинентного синдрома.

    презентация , добавлен 26.09.2015

    Концепция алкоголизма. Физические последствия алкоголизма. Прогностическая неблагоприятность силы зависимости. Различения понятий "зависимость" и "физическая зависимость". Факторы риска формирования пагубных пристрастий. Влияние наследственности.

    статья , добавлен 10.11.2008

    Причины женского алкоголизма. Влияние алкоголя на женский организм: изменение внешности, поражение нервной системы, болезни внутренних органов и половой системы. Схема формирования алкогольной зависимости у женщин. Последствия алкоголизма и его лечение.

    реферат , добавлен 24.05.2010

    Опасность неумеренного употребления спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение. Формирование психической и физической зависимости от алкоголя, развитие функциональных нарушений организма. Симптомы, течение, стадии и лечение болезни.

    реферат , добавлен 05.06.2010

    Негативное воздействие на организм человека употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ. Стадии хронического алкоголизма. Разновидности наркотиков, их особенности. Признаки наркотического опьянения. Патогенетические механизмы токсикомании.

    презентация , добавлен 29.04.2014

    Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков: причины их употребления, стадии и формы опьянения и алкоголизма, физиологическое влияние, психические и соматические расстройства. Особенности алкоголизации молодёжи.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Классификация наркотических средств: психодепрессанты, стимуляторы и галюциногены. Особенности опийного опьянения. Объективные признаки, сопутствующие приему барбитуратов. Этапы наркомании: начальная эйфория, толерантность, зависимость, абстинеция.

    презентация , добавлен 25.12.2013

Понятие детского алкоголизма означает проявление симптомов алкогольной зависимости у лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Детский алкоголизм в России, Украине, Белоруссии и прочих половецких странах достиг угрожающих масштабов. Это является маркером общего падения нравов, ухудшения экономики и состояния жизни людей. Подробнее о причинах и следствиях читайте дальше.

Статистика детского алкоголизма по странам говорит, что в России 5 миллионов подростков употребляет спиртное. На учете находится 12 тысяч юных алкоголиков возрастом от 11 до 18 лет.

Украина первая страна в мире по детскому алкоголизму, без пьянки своей жизни не представляют 40% лиц возрастом от 14 до 18 лет, а в Белоруссии 15% школьников впервые пробовали водку в 10 лет . Это официальные цифры, которые гарантированно меньше реальных показателей.

Лучшее видео:

Причины детского алкоголизма

Государственные учреждения отмечают, что дети, которые систематические употребляют алкоголь, стремительно молодеют. Зафиксированы примеры алкозависмости у ребят 10-12 лет, а 16 летний алкаш уже никого не удивит.

Среди причин, из-за которых несовершеннолетние тянутся к рюмке можно выделить:

· недостаточное внимание или наоборот чрезмерная опека со стороны родителей;
· внутренний бунт ребенка против родителей;
· попытка сбежать от неурядиц в школе, семье, коллективе друзей, любви;
· желание выглядеть старше и произвести впечатление;
· ранний детский алкоголизм может быть спровоцирован плохой компанией;
· детское пьянство часто формируется на плохом примере родителей;
· наличие свободного времени и лишних карманных денег.

Мамы и папы забывают, что именно они являются примером для своих чад. Дети видят, дети повторяют, так гласит, старая поговорка. Если для родителей выпить дома норма (и совсем не обязательно быть алкоголиком, достаточно быть малопьющим человеком), то почему мне нельзя выпить во дворе. Именно так рассуждают ребята и родители должны быть для них примером трезвости.

Особенности детского алкоголизма

Главная проблема детского алкоголизма в том, что формирование зависимости происходит в четыре раза быстрей, чем у взрослого. Это объясняется анатомо-физическими особенностями.

Полное привыкание может произойти за несколько месяцев. У совершеннолетнего человека в мозговой ткани больше белка, чем воды, а у детей наоборот. Как результат алкоголь лучше растворяется и усваивается еще неокрепшим организмом.

Ученые говорят, что почки и печень малыша выводит лишь 7 % спиртного, а оставшиеся 93 % действую как яд, и отравляют внутренние органы.

Нервная система подростка до конца не сформирована и не может полноценно противостоять алкоголю. Из-за этого в ней происходят необратимые процессы. У современных детей имеется множество праздников, которые они отмечают, употребляя алкоголь тайком, что не позволяет вовремя отследить проблему.

Среди последствий детского алкоголизма наблюдается жировое перерождение печени, нарушение нервной системы, почек, органов зрения, кишечника. Может развить сахарный диабет или бесплодие, не говоря уже о снижение умственных возможностей и деградации человека. Даже небольшие дозы алко яда могут привести к отравлению и даже смерти малыша.

Профилактика и лечение детского алкоголизма

Эффективное предотвращение алкоголизма заключается в замещении факторов риска на факторы усиленной защиты. Среди них психологи и социологи выделили:
· благополучная семья;
· финансовый достаток;
· медицинское наблюдение;
· жизнь в хорошем районе;
· формирование высокой самооценки.
Социально-психологическая профилактика детского алкоголизма должна касаться всех сфер жизни подростка. Родители и обязаны донести до подростка, что трезвость – это выбор сильных независимых людей отвечающих свое будущее и подкрепить это собственным примером. Хорошим помощником могут стать спортивные секции и творческие кружки, которые займут свободное время ребенка.

Детский пивной и водочный алкоголизм и-за быстрого привыкания одинакового тяжело лечится. Успешность борьбы во многом зависит от того как вовремя была замечена проблема.

Симптомами того, что ребенок употребляет алкоголь являются:
· сбой функций памяти ухудшения запоминания и воспроизведения информации;
· нарушение абстрактного и логического мышления;
· резкое повышение температуры тела изменение уровня артериального давления;
· резкие перепады настроения, вспыльчивость, раздражительность, невозможность сконцентрироваться.

Так как организм подростка находится в стадии формирования, лечение детского алкоголизма происходит без общепринятых медикаментозных препаратов. Большая часть наркологов, в работе с детьми, использует психотерапевтический подход и наиболее действенным методом является кодирование.

Для успешной борьбы с детским алкоголизмом одного врача мало, и не обойтись без участия в лечении родителей. Важно выяснить причину, по которой ваш сын или дочка стали выпивать и удалить ее.

Во время выздоровления родители, педагоги и психологи должны ненавязчиво отслеживать поведение ребенка. Главный совет для родителей – это никого осуждение, а только искреннее желание спасти свое чадо.

Если статья «Детский алкоголизм: причины, особенности и последствия» была полезна вам, не стесняйтесь делиться ссылкой. Возможно, этим простым решением вы спасете кому-то жизнь.

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: