Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.
     В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.
     Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек.
     Женский костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.
     Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.
     Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники.
     http://www.latvia.eu/ru/library/nacionalnyy-kostyum
     К латышскому наряду прилагаются богатые украшения из серебра, из позолоты и камнями. http://pribalt.info/lv.php?month=8&news=99 Над созданием платья обычно трудятся от пяти до семи человек, стоит такая работа порой до 1000 евро.
     С древности известна традиция, которая женскому головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение. Замужние женщины носили чепец или другую женскую шапку, у девушек же символическим головным убором был венок. В некоторых местностях вместо венка повязывали ленту. Венки в каждой округе тоже были разными. Самые распространенные венки украшала вышивка стеклянным бисером.
     Рубашки и шали-виллайне (покрывало на плечи) скреплялись сактами. Их изготовляли ремесленники, среброкузнецы. В XVII-XIX веках в различных мастерских утвердились различные варианты сакт. Поверхность сакт зачастую украшали «камни» из ограненного стекла. Янтарные сакты характерны для народной одежды Южной Курземе. Кроме практической и этнографической ценности, украшения приобретали также значение реликвии. Сакты и перстни с изображением сомкнутых рук дарили во время помолвки. http://blogs.privet.ru/community/Suede_78/24039639
     Национальный костюм – один из символов Латвии, который помог латышам сохранить и пронести через столетия национальное самосознание и самоуважение.
     Современные исследователи Латвийской материальной культуры, латышским национальным костюмом называют одежду крестьян, которая создавалась и развивалась в ходе многих столетий и существовала до середины 19-го века, когда её постепенно вытеснила одежда городской моды.
     “TAUTAS TĒRPU CENTRS SENĀ KLĒTS” – частный центр создания и исследования национальных костюмов, который был создан вместе с рождением Латвии как независимого государства. В коллекции центра представлены мужские и женские наряды из всех даже самых маленьких местечек Видземе, Курземе, Латгале, Земгале и Аугшземе. Все они сделаны мастерицами и мастерами центра. На создание одного наряда может уходить до полугода, от других национальных костюмов латышский отличается сложной и очень трудоемкой вышивкой на женской накидке. Ранее располагался в здании латышского общества. Сейчас центр расположен в Старой Риге - Rātslaukums 1 (Rātes pasāžā). Основатель “SENĀ KLĒTS” Марута Грасмане. http://www.senaklets.lv
Изменено: 18.2.2016
|
Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.
В современном значении "национальный костюм" связан с одеждой коренных жителей Латвии - балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.
Развитие национальных костюмов
Предшествующие поколения уделяли больше внимание различным вещам, чем мы. Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек. Сохраняя и продолжая традиции своего региона, каждый человек добавлял к одежде что-то свое.
В литературных памятниках XVII—XVIII веков можно найти упоминания о танцах,
однако наглядного описания их литература той эпохи не дает.
Объясняется это тем, что авторы того времени, в большинстве
случаев немецкие пасторы и знатные путешественники, пренебрежительно
относились к народному искусству.
С высоты своей барской культуры они как на дикость смотрели на незатейливые развлечения крестьян, усматривая в бытовых обрядах и праздничных играх народа только остатки язычества.
Но созданные в те далекие времена танцы и песни сохранились вплоть до наших дней.
Наиболее древнего происхождения — игры и танцы, исполнявшиеся на
праздниках в честь встречи или проводов зимы, весны, лета.
В рождественские дни и в дни весеннего праздника масленицы молодежь
латышской деревни имеет обычай рядиться и устраивать пляски под звуки
бубенцов, под грохот импровизированного оркестра, в который,
кроме обычных народных инструментов, входит также утварь бытового обихода.
В день «Лиго» (праздник Ивана Купалы, 24 июня) молодежь как в старину,
так и в нынешнее время зачастую затевает пляски с венками и цветами
около костров и поднятых на шесты горящих бочек с дегтем.
В тяжелые времена крепостничества крестьяне тайно от господ
собирались в харчевнях, особенно ночью с воскресенья на понедельник,
и здесь под музыку простых народных инструментов с увлечением заводили танцы.
Распространены были танцы по кругу, причем танцевали не только мужчина с женщиной,
но и двое мужчин или две женщины.
В латышском танце немало движений, навеянных процессом сева, уборки урожая, дерганья льна, работы на мельнице. Примером подобных танцев является хотя бы «Судмалиняс» (мельница),
исполняемый под песенку, рассказывающую о работе мельницы.
Отразился в танце и повседневный быт латышской деревни.
Около своего дома крестьянин разбивает сад, девушки копают
грядки и разводят цветы. Все это нашло свое отражение в танце.
Почти в каждом групповом латышском танце имеется фигура «садик» - круг,
иногда два «садика» — два концентрических круга.
В других танцах исполнители заплетают плетень, прогуливаются по просеке,
вьют гирлянды, т. е. меняются местами, двигаясь по кругу в противоположных
направлениях и обходя друг друга.
В танце «Гатвес-дэя» (аллея) юноши и девушки выстраиваются в две линии,
перпенди-кулярные зрителю, а между ними проходят, как бы прогуливаясь по аллее,
поочередно отдельные исполнители той и другой линии.
Некоторые фигуры танцев соответствуют часто встречающимся латышским народным орнаментам, как то: солнышко, звездочка, елочка/крестик. Сообразно с этим танцующие образуют «звездочку», выстраиваются крестом, квадратом, в четыре или восемь пар и т. д.
Такие фигуры, в частности, встречаются в танце «Ачкупс», очень популярном в народе.
Наивностью и чистотой веет от танцев, рисующих взаимоотношения юноши и девушки.
Вот девушка, рукодельничая, сматывает нитки в клубок и своим трудолюбием привлекает
к себе сердце юноши. Таков сюжет танца «Клубочек». В танце «Анджиньш»
(Андрюшенька) юноша, следя за девушкой, напевает: «Танцуй, танцуй, девушка,
если красиво и легко станцуешь, будешь моей невестой». В танце «Цимду парис»
(пара рукавиц) девушка кокетливо поддразнивает своего возлюбленного рукавичками,
которые она для него связала. Изяществом движений отличается танец «Белка»,
в котором девушка должна танцевать с легкостью белочки.
Некоторые танцы получили наименование по той местности, в которой они зародились.
Таковы «Алсунгиетис» Алсунгского района, «Литениетис», возникший в районе-Литене,
«Руцавиетис», возникший в области Руцава и очень распространенный по всей Латвии.
Латышские народные танцы делятся на парные и групповые. Парные танцуются по
кругу против хода часовой стрелки. В групповых танцах исполнители также стоят парами.
Чаще всего участвует в них четыре или весемь пар, в некоторых — три пары.
Музыкальный размер танца: 2/4, 4/4, 3/4, 6/8.
Основные движения танца не сложны: простой шаг, бег, подскок, галоп, полька и др..
Движения вальса для латышской хореографии не характерны, даже в танцах на 3/4 споворотом
исполняется не вальс, а легкий бег или шаг с подскоком. Наоборот,
фигуры латышских народных танцев сложны, именно в них заключается красота танца.
По характеру исполнения латышские танцы обычно спокойные, степенные,
без резких движений, без контрастных, переходов или смены ритмов.
Особенную красоту танцам придают народные костюмы, различные в каждом районе.
У мужчин будничные костюмы обычно серого цвета с черной вышивкой;
праздничные — белого цвета, кафтаны тоже с черной вышивкой.
Для большинства женских латышских костюмов характерны широкие юбки,
иногда в сборку или складку и кофты с длинными рукавами.
Особое своеобразие костюму придает широкий платок, переброшенный через
плечо и скрепленный на плече большой брошью, носящей название «сакта».
Разнообразны и головные уборы, иногда высокие, напоминающие кокошник,
иногда низенькие, в виде ободка.
Наиболее старинный народный музыкальный инструмент, которым пользовались
для сопровождения танца, — «кокле», похожий на гусли. Позднее его вытеснила скрипка,
более-мощная по звучанию. Из духовых инструментов, сопровождавших танцы,
наиболее древними были свистульки из древесной коры и дудки из коровьего рога.
Иногда применялись в деревнях самодельные шумовые инструменты: трещотки,
свиные пузыри с насыпанным в них горохом. На зимних праздниках появлялась
елочка — «тридекснис», украшенная лентами и звенящими пластинками,
ритм отбивался ударами ствола этой елочки об пол.
РИГА, 19 янв - Sputnik . Самоуправления решили не тратиться на народные костюмы к столетию Латвии, пишет LSM.lv .
На заседании Союза самоуправлений Латвии решили, что не станут оплачивать народные костюмы для постановки Māras zeme, которая состоится на празднике Песни и танцев к столетию Латвии, из муниципальных средств. В конце концов, наряды обойдутся в 100-150 евро, а наденут их танцоры всего один раз. Только Латгалии новые наряды обойдутся в 200 тысяч евро.
Представители самоуправлений предложили пересмотреть художественную концепцию - в сторону удешевления. Министерство культуры отказалось комментировать ситуацию, а Национальный центр культуры указал, что из-за отсутствия наряда для постановки нельзя красть у танцоров возможность участвовать в праздниках.Возможно, на нарядах все же удастся сэкономить: министр культуры Даце Мелбарде уже поделилась с коллегами по кабинету на сайт, где рассказывается о том, как изготовить латышский национальный костюм своими руками.
150 тысяч национальных костюмов
В Литве проблему с расходами на национальную одежду к празднику — в 2018 году Литовская республика тоже отметит свое столетие - решили проще: инициативу на себя взял местный политик-миллионер, пишет Sputnik Литва .
Лидер (СКЗЛ) и глава группы предприятий Agrokoncernas Рамунас Карбаускис, один из самых богатых людей в стране, заказал литовскому модельеру Юозасу Статкявичюсу эскизы детских национальных костюмов. В год юбилея страны Карбаускис подарит эти костюмы всем литовским детям в возрасте до семи лет, всего около ста пятидесяти тысяч костюмов.2017 год в Литве объявлен Годом национального костюма. Многочисленные мероприятия, посвященные популяризации традиционной литовской одежды, будут проходить на протяжении всего 2017 года, а в День государства планируется организовать исполнение гимна Литвы в национальных костюмах в 100 исторических местах страны.
Сам Карбаускис тоже время от времени одевается в народном стиле.
Несмотря на то, что фибулы (по латышски sakta) встречаются в археологических раскопках в Европе, Скандинавии и России, так повелось, что многие латыши считают сакту исконно латышским украшением. Все потому, что в Латвии традиция носить национальную одежду и украшения сохранялась вплоть до 19 века, на эту традицию не повлияла ни эпоха возрождения ни Парижская мода. В некоторых регионах Латвии национальный костюм можно было встретить даже в начале 20 века. Вероятно поэтому Латвия отличается большим разнообразием сакт.
Изначально сакта носила практический характер, ею пользовались для скрепления одежды. Постепенно серебряная сакта стала своего рода показателем социальной принадлежности и зажиточности латышских крестьян.
Разнообразие латвийских сакт в большей мере связано с развитием городского ювелирного искусcтва. Главными заказчиками сакт были латышские крестьяне, а ювелирными мастерами были немцы, так как строгие цеховые правила не давали латышам попасть в городские цеха. Таким образом соединились древние традиции национальных украшений и художественные тенденции которые сформировались под влиянием искусства ренессанса и барокко. Благодаря чему появилось разнообразие сакт не имеющее аналогов в мире.
Магический смысл, который придавали сактам в древности окончательно был утрачен уже в 19 веке. Считалось, что металлические украшения защищают от злых духов, предотвращают несчастья и приносят удачу. В Латвии было поверье, что в момент смерти человека сакта должна была быть при нем, отчего она якобы приобретала исцеляющую силу. Эти сакты перед захоронением снимали с умершего и бережно хранили. Считалось, что ими можно лечить скот, они полезны при укусах змей.
По назначению сакты можно поделить на две группы, сакты для рубах, которые носили и мужчины и женщины, и сакты для покрывал. Сакты для покрывал более крупные 5-25 см и более нарядные, носили женщины.
Напишу подробней о самых популярных видах сакт.
1. Сакта для рубашек, небольшие 2-5 см в диаметре, простые плоские с рисунком и без него, есть конусообразные или зубчатые по краям.
2. Совиная сакта старинное мужского украшения балтов, служившего застежкой для верхней одежды, датируется примерно 8-9 веком. На территории Латвии было найдено самое большое количество таких сакт.
В 2007 году в Латвии даже была выпущена в обращение монета достоинством в 1 лат с изображением совиной сакты.
2. Подкововидная сакта - самая распространенная сакта в 12-13 веках. Такие сакты носили и мужчины и женщины.
3. Lapainā sakta - Зубчатая по краям сакта, центральная часть такой сакты украшена кованными листиками и вставными стеклышками. Такие сакты появились в 18-19 веке. Носили эти сакты исключительно женщины.
4. Derību sakta - Помолвочная сакта, особая сакта которую дарили женихи своим невестам при помолвке. В Латвии это были круглые сакты в виде соединенных рук.
5. Сердцевидные сакты также имели символический смысл и нередко дарились невестам в день помолвки.
6. Riņķasakta, кольцевидная плоская сакта с выгравинным растительным или цветочным орнаментом. Встречается начиная с 17 века.
7. Burbuļsakta - Пузырчатая сакта, характерные серебряные сакты чаще всего изготавливались в регионе Видземе. Эти сакты были украшены выкованными по окружности выпуклостями похожими на пузырьки, отсюда и название.
8. Čupu sakta несколько сакт, обычно три и больше, которыми скреплялись наплечные покрывала, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой, скрепленные между собой красной ленточкой.
9. Янтарные сакты изготавливались из куска янтаря и применялись для скрепления ворота рубашки.
10. Сакты времен Югендстиля, появились в начале 20 века в 20- годах во времена первой латвийской независимости, когда на подъеме было национальное самосознание и национальные мотивы повсеместно применялись в современной моде. Эти сакты скорей похожи на брошь в национальном стиле, но тем не менее сохранили название - сакта.
Отдельно хочется рассказать о сактах изготовленных из настоящей пятилатовой монеты, которая чеканилась из серебра 835 пробы в 1920-х годах и использовалась ювелирами как основа для броши к которой припаивался замочек и различные украшения. Кстати профиль девушки изображенной на 5 латах 1920-х годов сегодня красуется на новеньких латвийских евро.
11. Сакты советских времен изготавливались из недрагоценных металлов и помимо дам занимающихся народными танцами и пением пользовались популярностью у латышской интеллигенции.
Как уже говорила фибулы (сакты) встречаются во время археологических раскопок по всей Европе.
Венгрия, 12-13 век "Hungarian National Museum"
Польша, средние века.
Англия или Франция, 13 век.
Норвегия, 20 век.
Россия, копия с оригинала найденного в слоях X-XII веков в г. Новгороде