Латышское этническое украшение, сакта. Латвийский национальный костюм презентация на тему Латвия костюмы

     Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

     В современном значении “национальный костюм” связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники.

     Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек.

     Женский костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

     Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

     Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники.

     http://www.latvia.eu/ru/library/nacionalnyy-kostyum

     К латышскому наряду прилагаются богатые украшения из серебра, из позолоты и камнями. http://pribalt.info/lv.php?month=8&news=99 Над созданием платья обычно трудятся от пяти до семи человек, стоит такая работа порой до 1000 евро.

     С древности известна традиция, которая женскому головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение. Замужние женщины носили чепец или другую женскую шапку, у девушек же символическим головным убором был венок. В некоторых местностях вместо венка повязывали ленту. Венки в каждой округе тоже были разными. Самые распространенные венки украшала вышивка стеклянным бисером.

     Рубашки и шали-виллайне (покрывало на плечи) скреплялись сактами. Их изготовляли ремесленники, среброкузнецы. В XVII-XIX веках в различных мастерских утвердились различные варианты сакт. Поверхность сакт зачастую украшали «камни» из ограненного стекла. Янтарные сакты характерны для народной одежды Южной Курземе. Кроме практической и этнографической ценности, украшения приобретали также значение реликвии. Сакты и перстни с изображением сомкнутых рук дарили во время помолвки. http://blogs.privet.ru/community/Suede_78/24039639

     Национальный костюм – один из символов Латвии, который помог латышам сохранить и пронести через столетия национальное самосознание и самоуважение.

     Современные исследователи Латвийской материальной культуры, латышским национальным костюмом называют одежду крестьян, которая создавалась и развивалась в ходе многих столетий и существовала до середины 19-го века, когда её постепенно вытеснила одежда городской моды.

     “TAUTAS TĒRPU CENTRS SENĀ KLĒTS” – частный центр создания и исследования национальных костюмов, который был создан вместе с рождением Латвии как независимого государства. В коллекции центра представлены мужские и женские наряды из всех даже самых маленьких местечек Видземе, Курземе, Латгале, Земгале и Аугшземе. Все они сделаны мастерицами и мастерами центра. На создание одного наряда может уходить до полугода, от других национальных костюмов латышский отличается сложной и очень трудоемкой вышивкой на женской накидке. Ранее располагался в здании латышского общества. Сейчас центр расположен в Старой Риге - Rātslaukums 1 (Rātes pasāžā). Основатель “SENĀ KLĒTS” Марута Грасмане. http://www.senaklets.lv

Изменено: 18.2.2016

Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.

В современном значении "национальный костюм" связан с одеждой коренных жителей Латвии - балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.

Развитие национальных костюмов

Предшествующие поколения уделяли больше внимание различным вещам, чем мы. Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек. Сохраняя и продолжая традиции своего региона, каждый человек добавлял к одежде что-то свое.

В литературных памятниках XVII—XVIII веков можно найти упоминания о танцах,
однако наглядного описания их литература той эпохи не дает.
Объясняется это тем, что авторы того времени, в большинстве
случаев немецкие пасторы и знатные путешественники, пренебрежительно
относились к народному искусству.

С высоты своей барской культуры они как на дикость смотрели на незатейливые развлечения крестьян, усматривая в бытовых обрядах и праздничных играх народа только остатки язычества.
Но созданные в те далекие времена танцы и песни сохранились вплоть до наших дней. Наиболее древнего происхождения — игры и танцы, исполнявшиеся на
праздниках в честь встречи или проводов зимы, весны, лета.

В рождественские дни и в дни весеннего праздника масленицы молодежь
латышской деревни имеет обычай рядиться и устраивать пляски под звуки
бубенцов, под грохот импровизированного оркестра, в который,
кроме обычных народных инструментов, входит также утварь бытового обихода.

В день «Лиго» (праздник Ивана Купалы, 24 июня) молодежь как в старину,
так и в нынешнее время зачастую затевает пляски с венками и цветами
около костров и поднятых на шесты горящих бочек с дегтем.

В тяжелые времена крепостничества крестьяне тайно от господ
собирались в харчевнях, особенно ночью с воскресенья на понедельник,
и здесь под музыку простых народных инструментов с увлечением заводили танцы.
Распространены были танцы по кругу, причем танцевали не только мужчина с женщиной,
но и двое мужчин или две женщины.

В латышском танце немало движений, навеянных процессом сева, уборки урожая, дерганья льна, работы на мельнице. Примером подобных танцев является хотя бы «Судмалиняс» (мельница),
исполняемый под песенку, рассказывающую о работе мельницы.

Отразился в танце и повседневный быт латышской деревни.
Около своего дома крестьянин разбивает сад, девушки копают
грядки и разводят цветы. Все это нашло свое отражение в танце.

Почти в каждом групповом латышском танце имеется фигура «садик» - круг,
иногда два «садика» — два концентрических круга.

В других танцах исполнители заплетают плетень, прогуливаются по просеке,
вьют гирлянды, т. е. меняются местами, двигаясь по кругу в противоположных
направлениях и обходя друг друга.

В танце «Гатвес-дэя» (аллея) юноши и девушки выстраиваются в две линии,
перпенди-кулярные зрителю, а между ними проходят, как бы прогуливаясь по аллее,
поочередно отдельные исполнители той и другой линии.

Некоторые фигуры танцев соответствуют часто встречающимся латышским народным орнаментам, как то: солнышко, звездочка, елочка/крестик. Сообразно с этим танцующие образуют «звездочку», выстраиваются крестом, квадратом, в четыре или восемь пар и т. д.

Такие фигуры, в частности, встречаются в танце «Ачкупс», очень популярном в народе.
Наивностью и чистотой веет от танцев, рисующих взаимоотношения юноши и девушки.

Вот девушка, рукодельничая, сматывает нитки в клубок и своим трудолюбием привлекает
к себе сердце юноши. Таков сюжет танца «Клубочек». В танце «Анджиньш»
(Андрюшенька) юноша, следя за девушкой, напевает: «Танцуй, танцуй, девушка,
если красиво и легко станцуешь, будешь моей невестой». В танце «Цимду парис»
(пара рукавиц) девушка кокетливо поддразнивает своего возлюбленного рукавичками,
которые она для него связала. Изяществом движений отличается танец «Белка»,
в котором девушка должна танцевать с легкостью белочки.

Некоторые танцы получили наименование по той местности, в которой они зародились.
Таковы «Алсунгиетис» Алсунгского района, «Литениетис», возникший в районе-Литене,
«Руцавиетис», возникший в области Руцава и очень распространенный по всей Латвии.

Латышские народные танцы делятся на парные и групповые. Парные танцуются по
кругу против хода часовой стрелки. В групповых танцах исполнители также стоят парами.
Чаще всего участвует в них четыре или весемь пар, в некоторых — три пары.
Музыкальный размер танца: 2/4, 4/4, 3/4, 6/8.

Основные движения танца не сложны: простой шаг, бег, подскок, галоп, полька и др..
Движения вальса для латышской хореографии не характерны, даже в танцах на 3/4 споворотом
исполняется не вальс, а легкий бег или шаг с подскоком. Наоборот,
фигуры латышских народных танцев сложны, именно в них заключается красота танца.
По характеру исполнения латышские танцы обычно спокойные, степенные,
без резких движений, без контрастных, переходов или смены ритмов.

Особенную красоту танцам придают народные костюмы, различные в каждом районе.
У мужчин будничные костюмы обычно серого цвета с черной вышивкой;
праздничные — белого цвета, кафтаны тоже с черной вышивкой.

Для большинства женских латышских костюмов характерны широкие юбки,
иногда в сборку или складку и кофты с длинными рукавами.
Особое своеобразие костюму придает широкий платок, переброшенный через
плечо и скрепленный на плече большой брошью, носящей название «сакта».
Разнообразны и головные уборы, иногда высокие, напоминающие кокошник,
иногда низенькие, в виде ободка.

Наиболее старинный народный музыкальный инструмент, которым пользовались
для сопровождения танца, — «кокле», похожий на гусли. Позднее его вытеснила скрипка,
более-мощная по звучанию. Из духовых инструментов, сопровождавших танцы,
наиболее древними были свистульки из древесной коры и дудки из коровьего рога.
Иногда применялись в деревнях самодельные шумовые инструменты: трещотки,
свиные пузыри с насыпанным в них горохом. На зимних праздниках появлялась
елочка — «тридекснис», украшенная лентами и звенящими пластинками,
ритм отбивался ударами ствола этой елочки об пол.

РИГА, 19 янв - Sputnik . Самоуправления решили не тратиться на народные костюмы к столетию Латвии, пишет LSM.lv .

На заседании Союза самоуправлений Латвии решили, что не станут оплачивать народные костюмы для постановки Māras zeme, которая состоится на празднике Песни и танцев к столетию Латвии, из муниципальных средств. В конце концов, наряды обойдутся в 100-150 евро, а наденут их танцоры всего один раз. Только Латгалии новые наряды обойдутся в 200 тысяч евро.

Представители самоуправлений предложили пересмотреть художественную концепцию - в сторону удешевления. Министерство культуры отказалось комментировать ситуацию, а Национальный центр культуры указал, что из-за отсутствия наряда для постановки нельзя красть у танцоров возможность участвовать в праздниках.

Возможно, на нарядах все же удастся сэкономить: министр культуры Даце Мелбарде уже поделилась с коллегами по кабинету на сайт, где рассказывается о том, как изготовить латышский национальный костюм своими руками.

150 тысяч национальных костюмов

В Литве проблему с расходами на национальную одежду к празднику — в 2018 году Литовская республика тоже отметит свое столетие - решили проще: инициативу на себя взял местный политик-миллионер, пишет Sputnik Литва .

Лидер (СКЗЛ) и глава группы предприятий Agrokoncernas Рамунас Карбаускис, один из самых богатых людей в стране, заказал литовскому модельеру Юозасу Статкявичюсу эскизы детских национальных костюмов. В год юбилея страны Карбаускис подарит эти костюмы всем литовским детям в возрасте до семи лет, всего около ста пятидесяти тысяч костюмов.

2017 год в Литве объявлен Годом национального костюма. Многочисленные мероприятия, посвященные популяризации традиционной литовской одежды, будут проходить на протяжении всего 2017 года, а в День государства планируется организовать исполнение гимна Литвы в национальных костюмах в 100 исторических местах страны.

Сам Карбаускис тоже время от времени одевается в народном стиле.

Несмотря на то, что фибулы (по латышски sakta) встречаются в археологических раскопках в Европе, Скандинавии и России, так повелось, что многие латыши считают сакту исконно латышским украшением. Все потому, что в Латвии традиция носить национальную одежду и украшения сохранялась вплоть до 19 века, на эту традицию не повлияла ни эпоха возрождения ни Парижская мода. В некоторых регионах Латвии национальный костюм можно было встретить даже в начале 20 века. Вероятно поэтому Латвия отличается большим разнообразием сакт.


Изначально сакта носила практический характер, ею пользовались для скрепления одежды. Постепенно серебряная сакта стала своего рода показателем социальной принадлежности и зажиточности латышских крестьян.
Разнообразие латвийских сакт в большей мере связано с развитием городского ювелирного искусcтва. Главными заказчиками сакт были латышские крестьяне, а ювелирными мастерами были немцы, так как строгие цеховые правила не давали латышам попасть в городские цеха. Таким образом соединились древние традиции национальных украшений и художественные тенденции которые сформировались под влиянием искусства ренессанса и барокко. Благодаря чему появилось разнообразие сакт не имеющее аналогов в мире.

Магический смысл, который придавали сактам в древности окончательно был утрачен уже в 19 веке. Считалось, что металлические украшения защищают от злых духов, предотвращают несчастья и приносят удачу. В Латвии было поверье, что в момент смерти человека сакта должна была быть при нем, отчего она якобы приобретала исцеляющую силу. Эти сакты перед захоронением снимали с умершего и бережно хранили. Считалось, что ими можно лечить скот, они полезны при укусах змей.

По назначению сакты можно поделить на две группы, сакты для рубах, которые носили и мужчины и женщины, и сакты для покрывал. Сакты для покрывал более крупные 5-25 см и более нарядные, носили женщины.

Напишу подробней о самых популярных видах сакт.
1. Сакта для рубашек, небольшие 2-5 см в диаметре, простые плоские с рисунком и без него, есть конусообразные или зубчатые по краям.

2. Совиная сакта старинное мужского украшения балтов, служившего застежкой для верхней одежды, датируется примерно 8-9 веком. На территории Латвии было найдено самое большое количество таких сакт.


В 2007 году в Латвии даже была выпущена в обращение монета достоинством в 1 лат с изображением совиной сакты.

2. Подкововидная сакта - самая распространенная сакта в 12-13 веках. Такие сакты носили и мужчины и женщины.

3. Lapainā sakta - Зубчатая по краям сакта, центральная часть такой сакты украшена кованными листиками и вставными стеклышками. Такие сакты появились в 18-19 веке. Носили эти сакты исключительно женщины.

4. Derību sakta - Помолвочная сакта, особая сакта которую дарили женихи своим невестам при помолвке. В Латвии это были круглые сакты в виде соединенных рук.

5. Сердцевидные сакты также имели символический смысл и нередко дарились невестам в день помолвки.

6. Riņķasakta, кольцевидная плоская сакта с выгравинным растительным или цветочным орнаментом. Встречается начиная с 17 века.

7. Burbuļsakta - Пузырчатая сакта, характерные серебряные сакты чаще всего изготавливались в регионе Видземе. Эти сакты были украшены выкованными по окружности выпуклостями похожими на пузырьки, отсюда и название.

8. Čupu sakta несколько сакт, обычно три и больше, которыми скреплялись наплечные покрывала, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой, скрепленные между собой красной ленточкой.

9. Янтарные сакты изготавливались из куска янтаря и применялись для скрепления ворота рубашки.

10. Сакты времен Югендстиля, появились в начале 20 века в 20- годах во времена первой латвийской независимости, когда на подъеме было национальное самосознание и национальные мотивы повсеместно применялись в современной моде. Эти сакты скорей похожи на брошь в национальном стиле, но тем не менее сохранили название - сакта.

Отдельно хочется рассказать о сактах изготовленных из настоящей пятилатовой монеты, которая чеканилась из серебра 835 пробы в 1920-х годах и использовалась ювелирами как основа для броши к которой припаивался замочек и различные украшения. Кстати профиль девушки изображенной на 5 латах 1920-х годов сегодня красуется на новеньких латвийских евро.

11. Сакты советских времен изготавливались из недрагоценных металлов и помимо дам занимающихся народными танцами и пением пользовались популярностью у латышской интеллигенции.

Как уже говорила фибулы (сакты) встречаются во время археологических раскопок по всей Европе.
Венгрия, 12-13 век "Hungarian National Museum"

Польша, средние века.

Англия или Франция, 13 век.

Норвегия, 20 век.

Россия, копия с оригинала найденного в слоях X-XII веков в г. Новгороде



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: