Курсы китайской каллиграфии. Римская или Западная

Здравствуйте уважаемые читатели блога « »!

Очередная тема моего исследования – каллиграфия. С одной стороны это продолжение темы «», но если графология касается нашего естественного, сформированного привычкой почерка, то каллиграфия – это уже искусство письма.

Основной метод, который будем использовать в исследовании – синоптическое чтение , о котором можно прочесть в моей книге « ».

Суть метода: создание избыточной информации из различных источников. Источниками послужат книги и информация Интернет. Далее эту информацию структурируем, выделяем важнейшие блоки, находим базовые книги и более глубоко их изучаем.

Результат – получаем общее представление о предмете, рассмотренное с разных сторон, системно.

Ассоциации с каллиграфией

Что первое приходит на ум, когда мы слышим слово «каллиграфия»?

Не ошибусь, что это будет какой-либо иероглиф написанный кистью китайским или японским мастером.

Что-то подобного типа:

«Давайте пить чай» мастера Sogi Hazama (1926—1994 г).

Или каллиграфическая надпись.

Возможно, также красиво писал главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Башмачкин Акакий Акакиевич, всю жизнь служивший переписчиком бумаг «в одном департаменте».

Кто-то вспомнит надпись на открытке:

Для кого-то каллиграфический шрифт – это заглавные буквы, например в сказках:

Что же такое на самом деле – Каллиграфия?

Этимология слова

Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»).

Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое определение — «Каллиграфия - искусство изображения слова».

Более поэтично: «Каллиграфия - это музыка, только обращенная не к слуху, а к глазу » (В. В. Лазурский).

Каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.

Постижение самого искусства каллиграфии, понимание сути процесса возможно только через практику.

Типы каллиграфии

Существует три основных типа каллиграфии:

Римская или Западная,

Арабская,

Китайская или Восточная.

История каллиграфии

История каллиграфии — это история и самих орудий письма, это и история эволюции искусства .

К орудиям письма можно отнести: тростниковое перо-калам в древности, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до первой половины XIX века; кисть в дальневосточных странах.

Еще в первобытных культурах информация передавалась в виде картинок, а не букв. В дальнейшем такие рисунки трансформировались до уровня знаков, обозначающих предметы, указанные на рисунке.

У китайцев – такими знаками стали иероглифы. Искусство написания этих знаков китайцы довели до совершенства.

Из Китая каллиграфия пришла и в Японию (это где-то V век нашей эры — период зарождения каллиграфии в Японии обозначен не так четко). Позже японцы адаптировали китайские иероглифы до родного языка.

В Китае и Японии каллиграфия относится к изящным искусствам, к которым относятся поэзия, живопись.

В древности получить высокую государственную должность можно было только после успешной сдачи императорского дворцового экзамена – и каллиграфия являлась одним из основных условий успеха, наряду со знанием канонических трактатов по философии.

История европейской каллиграфии начинается от шумерской клинописи (4-е тыс. до н. э.). Затем следует упомянуть Египетское иероглифическое письмо, которое восходит к 4-му тысячелетию до н. э.

Далее Греческое капитальное письмо (III в. до н. э.), Римское капитальное письмо (I-V вв.). Унциальное письмо (IV-VIII вв.), Полуунциальное письмо (VI-IX вв.), Готика, текстура (XI-XV вв.), Ротунда, швабское письмо (XV в.).

Описать историю каллиграфии в одной статье практически невозможно, поэтому я отсылаю читателей к книгам, о которых речь пойдет чуть ниже.

Скажу лишь, что до 1440 года, когда был изобретен печатный пресс, каллиграфия была единственным способом создания книг и других публикаций. Каждая копия книги переписывалась писцом вручную. Материалом служил пергамент или калька, а писали при помощи птичьего пера и чернил.

Для своей печатной машинки Иоганн Гутенберг выбрал готический стиль. Он стал первым шрифтом в книгопечатании.

С XV века ведущая роль в европейской каллиграфии перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам. Книгопечатание резко ограничило области применения каллиграфии.

По мере распространения книгопечатания, машинописи и компьютерного набора каллиграфия утрачивала свое исходное прикладное значение и в настоящее время воспринимается преимущественно как эстетический феномен, оставаясь, впрочем, базой для разработки гарнитур наборных шрифтов.

Первые европейские книги шрифтов

Автором первой печатной книги образцов шрифта является Иоганн Нойдерфер старший (1497 — 1563). Самым значительным его произведением следует считать вышедшую в 1538 году книгу «Anweysung einer gemeinen hanndschrift» (Обучение обыкновенному письму ). Нойдерфер заложил основу искусства шрифта в Германии XVI века и указал направление его развития.

Известную книгу образцов шрифта «A Booke Containing Divers Sortes of Hands» («Книга, содержащая разные виды шрифта ») издали два автора - И.Бошезн и И.Бэльдон , в Лондоне, предположительно в 1571 году.

Первой французской книгой была работа Жака де ля Рю «Exemplaires de plusieurs…» («Несколько образцов... .»), изданная в Париже в 1569 году.

Леонард Вагнер (1454 — 1522), который в 1507 году в Аугсбурге издал рукописную книгу LProba centum scriturarum (Образцы ста писем ).

Столетие спустя наиболее известным стало имя Яна ван-ден-Вельде , чья книга «Speieghel der Schrijfkonste» («Зеркало искусства шрифта ») вышла в Роттердаме в 1605 году.

Книга Джорджа Шелли «Natural Writing» («Естественный шрифт ») была издана в Лондоне в 1709–1714 годах.

Джордж Бикгем написал книгу «Universal Penman» («Универсальный мастер шрифта »), которая вышла в Лондоне в 1743 году.

Выдающиеся образцы каллиграфии были известны и на Руси, начиная с "Остромирова евангелия » (переписано в 1057 году дьяконом Григорием).

Каллиграфия в настоящее время

Каллиграфия в обычной жизни уже не имеет прежнего значения, люди практически перестали писать от руки. Но, тем не менее, красивое письмо имеет свое применение в книжной, рекламной и плакатной графике .

Современные каллиграфические шрифты неограниченно разнообразны, изменяются плотности, наклоны, пропорции, жирности, декоративности шрифта. Для каждой цели можно создать собственный шрифт, соответствующий содержанию и назначению надписи.

Возникает вопрос — а нужна ли каллиграфия в эпоху компьютерных технологий?

Разве, что подписать от руки открытку к юбилею. Печатным шрифтом –это не очень хорошо для такого случая. Нужен красивый почерк, имитирующий каллиграфический.

Конечно, красиво писать можно и с помощью компьютера. Но это уже не творчество, раскрывающее человека. Ведь когда человек пишет, он мыслит, думает не только о содержательной части, но также и о внешней, выразительной части написанного. Мы творим сердцем, душой и рука это инструмент этого творчества.

Каллиграфия, игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

О почерке как индикаторе характера и индивидуальности написал в XI веке китайский философ и художник Го Жо Су в своей книге «Записки о живописи».

Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал ». Издательство: «Наука». 1978 г

У ровного, разборчивого и эстетичного почерка есть чисто практическая польза, которая заключается в следующем:

— исключает ошибку и помогает правильно понять текст;

— не вызывает раздражение у читающего;

— дисциплинирует мысль во время письма;

— полезна для поздравительных открыток и дарственных надписей;

— обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;

— говорит в пользу вашего характера.

Усилить аргументы в пользу красивого почерка можно вспомнив записи в медицинских карточках, которые делают сотрудники медицины.

Анекдот в тему: Врачи вышли на забастовку к зданию мэрии и свои требования написали на транспарантах. Но власти города не смогли их прочитать.

Действительно, сейчас редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. И проблема почерка – это одна из самых важных проблем образования .

А ведь раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец — второй человек после государя.

В дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный предмет.

Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщается ученик. Обучая ребенка грамоте, одновременно с ним начинают заниматься каллиграфией – не только чтобы облегчить процесс запоминания, но и чтобы заложить основы эстетического вкуса , пробудить способность к восприятию искусства.

Хотя и после революции уроки не упразднили, а лишь переименовали в чистописание.

Школьники писали в специальных разлинованных тетрадях, причем первые полгода карандашами, и только потом перьями. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк.

Но и это ещё не всё. Самое главное – письмо было Отрывным.

Однако в 1968 году, во время очередной школьной реформы, отрывное письмо сочли излишеством. Посчитали, что дети будут писать гораздо быстрее, если не будут отрывать перо от бумаги. Специальную разлиновку отменили, как пережиток прошлого, а шариковые ручки стали орудием письма с первого дня в школе.

В результате, получили жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим (результат безотрывного письма).

Хотя правильнее было бы учить малышей писать сначала карандашом, а уже затем давать шариковую ручку.

Во многих странах дети, пока учатся писать, пишут в рабочих тетрадях карандашами, исправляют столько раз, сколько нужно, и им за это оценку не снижают. А уж тем, кто умеет писать красиво и без исправлений - тем дают пёрышко!

Качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой ручки пишущая часть – это «точка». А вот для письма, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины.

Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером - усложненным бегом боком или спиной вперед при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребенка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырех направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.

Президент Национального союза каллиграфов Петр Чобитько на своих занятиях учит:
Шариковую ручку мы держим с постоянным нажимом, рука, а с ней и весь человек – закрепощены; перо нужно обхватить нежно, «иначе блокируете дыхание, движение тела. Линию делаем на выдохе. Сидим ровно, на перо не наступаем – оно на цыпочках движется».

Работаем не пальцами, а всем телом, как рычагом, – наставляет каллиграф, пока мы, как водители-чайники, опасливо трогаемся с места в верху буквы и ме-е-едленно ползем пером вниз.

При каллиграфии всегда идет этот счет, внутренняя работа. Это рисовать можно, и жуя бутерброд, и смотря телевизор. Если возьмешь перо, уже ничем параллельно заниматься не сможешь.

Шариковая ручка очень испортила и людей, и культуру. Вот китайцы и японцы не отказались от своих иероглифов, которые пишутся кисточкой. У нас тоже есть неполная замена перу – перьевая ручка. Когда пишешь пером, ты просто вынужден писать правильно, поворачивая лист, руку или саму поверхность так, как нужно для буквы.

Когда же мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку, как нас в школе учили, и пишем, не прерываясь.

В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

Некоторые врачи считают, что нет таких болезней, которые не излечиваются каллиграфией. Когда мы пишем, то берем перо тремя пальцами, получается, что задействуются определенные зоны мозга.

Чистописание/каллиграфия развивает мелкую моторику рук и тем самым развивает мыслительные способности, потому что иннервация мышц кисти руки занимает очень большую площадь (~1/3) в коре головного мозга.

Обучение каллиграфии

Прежде чем перейти к обзору книг по каллиграфии, дам несколько ссылок на сайты, где можно обучиться этому искусству.

Школа Каллиграфии была создана Петром Петровичем Чобитько в 2005 году при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

3. Курс «Каллиграфъ » , позволяющем за три недели сделать детский почерк одновременно красивым и быстрым.

4. Журнал о шрифте и типографике , языке и времени, людях и визуальных традициях

Занимаясь каллиграфией, однажды вы поймёте, что обрели в этом искусстве способность выражать самые глубокие чувства. На место неистовства, шума и стресса современной жизни к вам придёт спокойствие, гармония и равновесие, вы выиграете умственно и физически.

Книжный обзор «Каллиграфия»

Начну с базовых книг по каллиграфии, затем рассмотрим книги по восточной каллиграфии, книги, посвященные шрифтам и типографике.

Л. Проненко. «Каллиграфия для всех». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2013 г

Каллиграфия для всех — книга об искусстве писать красиво. Как пишет сам автор, «Каллиграфия для всех» — это попытка увлечь широкий круг людей искусством красивого письма, помочь овладеть шрифтовой культурой, освоить первоначальные навыки и более сложные приемы работы, познакомить читателя с краткой истории каллиграфии».

Замечу, что данная книга коснется лишь западного типа каллиграфии.

И. Т. Богдеско. «Каллиграфия». Издательство: Агат. 2005 г

Илья Трофимович Богдеско (1923—2010 гг) – российский график, народный художник СССР. В 1951 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в дальнейшем работал в Молдавской ССР.

В книге рассматриваются правила письма на основе начертаний, какие имели место в истории письма от начала первого тысячелетия вплоть до изобретения книгопечатания.
Книга адресована обширному кругу любителей как учебное пособие для самостоятельного изучения каллиграфии.

Методический материал книги, позволяет рассматривать ее как «самоучитель».
Также отмечу, что данная книга касается западного типа каллиграфии.


Клеминсон Р. «Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока». 45 проектов с пошаговыми объяснениями. «Контэнт». 2008 г

Как написано в названии книги — это проекты с пошаговым объяснением. На примере ниже, видно, что это действительно пошаговое руководство.

«Все о технике. Каллиграфия». Издательство: Арт-Родник. 2012 г.

Здесь подробно изложены все аспекты, которые необходимо знать при изучении каждого стиля и техники. Таким образом, вы сможете свободно освоить навыки каллиграфического письма с помощью кистей, перьев, чернил и прочих инструментов

Мальком Кауч. «Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма» . Белфакс (ИД Юнион). 1998 г

Доступный практический курс по творческой каллиграфии для начинающих от основ до более сложных примеров, как современных, так и исторических.

Две книги по искусству иллюминирования.

1. Жанет Мехиген. «Украшаем каллиграфические тексты. Искусство иллюминирования» . Издательство: Контэнт. 2009 г

Богато иллюстрированная книга об искусстве украшения рукописей – иллюминировании.

2. Патриция Картер. «Декоративная каллиграфия. Иллюминирование».

В этой книге рассказывается об иллюминировании самых разных предметов: поздравительных открыток, закладок для книг, экслибрисов, почтовой бумаги, шкатулок, пресс-папье и др. В книге описаны техники золочения, пуантилизма и зеркального переноса узоров.

Д.И. Петровский. «Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. Письмо ширококонечным пером» . 2013 г

Книга-альбом по истории возникновения и развития кириллического и латинского письма в течение последних веков Старой и 1–2 тыс. нэ, проиллюстрированной памятниками кириллической и латинской письменности. Подробно изложена теория и практика написания основных каллиграфических исторических почерков (пошибов) в технике ширококонечного пера (даны прописи на миллиметровой бумаге), с анализом написания всех знаков оригинального алфавита и альтернативной адаптацией на противоположную систему письма (кириллизация латиницы и латинизация кириллицы).

Петровский Дмитрий Ильич. Доцент кафедры Графики Северо-Западного института печати, член Союза художников России, член Союза дизайнеров, член Национального союза каллиграфов. 25 лет преподает искусство шрифта и каллиграфии в различных художественных вузах.

Маргарет Морган. «Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия». Арт-родник. 2006 г

Декоративная каллиграфия — это искусство украшения книг, в частности заглавных букв, так называемых буквиц. Искусство было распространено в монастырях в Средние века в Европе.

Буквицы — одна из лучших книг по каллиграфии. Множество цветных картинок. Всё достаточно ясно и понятно описано. Даст примерное представление о строении буквы, а также ее эволюции.

В книге приведены подробные инструкции по созданию буквиц и декоративных шрифтов в шести исторических стилях, включая кельтский, готический и романский.


Чобитько П.П. «Азбуковник древнерусского письма. Устав, полуустав, скоропись, вязь». Издательство: Гимназия Св. Василия Великого. 2008 г

Азбуковником называлась давно забытая форма прописей по изучению различных видов древнерусского письма, которыми пользовались на Руси до конца семнадцатого века.

После того как к 1710 г. Петр I окончательно утвердил гражданский шрифт, письмо в России стало преподаваться в основном по западным образцам и методикам.

Начиная с XIX века в России почти не издавалось пособий по древнерусскому письму. Со временем были утрачены правила и принципы написания древнерусской буквы ширококонечным пером.

«Азбуковник» является пособием по основам древнерусского письма, предполагает практические занятия по изучению его основных форм - устава и полуустава. Автором был разработан систематизированный метод написания уставных и полууставных букв, который не нарушает их основы и не только облегчает сам процесс письма, но и способствует изучению и пониманию исторических образцов, их осмысленному копированию.


Ирина Птахова. «Простая красота буквы». Издательство: Русская Графика. 1997 г

Книга, посвящена истории шрифта, последовательно и полно раскрывает перед читателями тайны совершенного дизайна, гармонии и красоты привычной типографской буквы.

Читателю станут понятны исторические связи и пути возникновения новых шрифтовых стилей, их преемственность и самоценность.

Вера Белозерова. «Искусство китайской каллиграфии». Издательство: Институт восточных культур и античности, РГГУ. 2007 г

Первая в отечественной литературе обобщающая работа, в которой рассматривается китайская каллиграфическая традиция как уникальный и целостный культурный феномен.

Освещаются основные этапы развития каллиграфии на протяжении четырехтысячелетней истории, включая XX столетие; представлены технические параметры, художественные особенности и эстетические принципы каллиграфического искусства; исследуется творчество выдающихся мастеров каллиграфии; выявляются закономерности эволюции каллиграфической традиции.

В приложении даны переводы трактатов и специализированный справочный аппарат.

Ребекка Ю. «Китайская каллиграфия — это просто!». Издательства: АСТ, Астрель, Харвест, Кладезь. 2010 г

От издателя: Книга состоит из ряда уроков, по мере изучения которых в вашем сознании сформируется стройная система. Вы будете последовательно изучать штрихи, переходя от самых простых к более сложным. Каждый раз, изучив новый штрих, вы сможете сразу писать все новые иероглифы. И в конце вы уже сможете сформировать фразы.

Цюй Лэй Лэй. «Искусство китайской каллиграфии». Издательство: Ниола. 2007 г

Цель настоящего издания — помочь всем желающим, кто хочет овладеть изощренными техниками китайского письма и его различными стилями. Вы узнаете о «четырех сокровищах» китайской каллиграфии: бумаге, туши, тушнице и кистях, научитесь правильно их выбирать и хранить, а главное — постигните основы построения иероглифов.

Соколов В.В. «Тайны китайских иероглифов». Современный литератор. 2009 г

В иллюстративной части издания приведены изображения ключей с указанием их значения и транслитерации названия, составляющих черт и эволюционных изменений, а также примеры использования ключей при создании других иероглифов. В богато иллюстрированном издании кратко описаны происхождение, история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка.

Сторожук А.Г. «Введение в китайскую иероглифику». Издательство: Каро. 2010 г

Четыре книги, имеющие одинаковое название, но разных авторов.

1. В. Соколов. «Китайская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2006 г

В книге кратко описаны происхождение, история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка. В иллюстративной части книжного и здания приведены изображения ключей с указанием их значения и транслитерации названия, составляющих черт и эволюционных изменений, а также примеры использования ключей при создании других иероглифов.

2. Харевский С.В. «Китайская каллиграфия».

В этой небольшой книжке описано как можно приобщиться к искусству начертания китайских иероглифов.

3. Ят-Минг Кэти Хо. «Китайская каллиграфия. Энциклопедия». Издательство: Арт-родник. 2009 г

В книге представлено более трехсот иероглифов, объединенных различными темами – числа, дни недели, времена года, гороскоп, поздравления, праздники, любовь и др. Каждый из иероглифов сопровождается подробных объяснением его смысла и иллюстрациями его прорисовки.

4. Цюй Ли. «Китайская каллиграфия». Издательство: АРТ-РОДНИК, 2010 г.

Пять основных стилей — от самого раннего пиктографического письма до красивых почерков чжуань, хань, уставного и скорописного — представлены в мельчайших подробностях.

Восхитительные иллюстрации сопровождают каждый этап изучения каллиграфии, в конце которого вы сами сможете свободно писать иероглифы.

Приобретенные благодаря этой книге знания вы сможете применить на практике в процессе работы над 15 проектами, каждый из которых станет прекрасным подарком или предметом для украшения дома.

«Живопись и каллиграфия Китая». Издательство: Вэнь У / Вень У. 2004 г

Иллюстрированный альбом предлагает обзор произведений живописи и каллиграфии известных китайских мастеров. Статья содержит краткое описание истории развития жанров и теоретических принципов традиционной китайской живописи, а также некоторые предания из жизни знаменитых каллиграфов.

По китайской классической теории искусства началом для каллиграфии и национальной живописи послужили простейшие рисунки предметов, которые в последствии развились в иероглифы. Общность происхождения, техника и эстетические принципы живописи и каллиграфии обусловили их тесную связь.

Во многих трактатах по искусству говорится: «Каллиграфия и живопись — это различные названия одного и того же явления» . Хороший художник, как правило, был и хорошим каллиграфом. По мнению китайских художников, от прекрасного письма исходит животворная сила добродетели.

«Уставное письмо Кай Шу – каллиграфия». Издательство: Альтекс. 2002 г

Доступное практическое руководство по китайской каллиграфии, с полными техниками написания черт и приложениями образцов написания иероглифов «Чжаю Мэн Фу».
Позволит всем желающим прикоснуться кистью к бумаге, окунувшись в мир Китайской письменности, освоить методы написания основных черт и, в дальнейшем, перейти к более сложным техникам написания иероглифов, так как Кай-шу является только началом...

«Практический курс китайской каллиграфии: 214 ключевых иероглифов». Обучающая программа Издатель: MagnaMedia Developer. 2014 г

Ключевые иероглифы — это базовые иероглифы, из которых состоят все остальные. В учебном пособии даются практические занятия по каллиграфии 214 ключевых иероглифов.

В каждом занятии наглядно демонстрируется каждое движение при написании иероглифа — достаточно взять кисточку или маркер и повторять за преподавателем из КНР Kong Xiankui.

В курсе имеется режим замедленного воспроизведения видео для тех, кто делает первые шаги. Каждый иероглиф рисуется преподавателем вручную по несколько раз.

Три книги для общего развития.

Маслов А. Каллиграфия: образы иного в потёках туши // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003, с. 251-260.

Книга известного российского востоковеда профессора А. А. Маслова рассказывает об инициациях и мистериях традиционного Китая, связанных с культами бессмертных, путешествиями в загробный мир, погребальными ритуалами и формированием особого духовного климата, где самое обыденное и мирское оказывается возвышенно-священным и наиболее значимым.

Каллиграфии посвящена глава из книги «Каллиграфия: образы иного в потёках туши». с.251-260.

Соколов-Ремизов С. Н. «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений». Издательство: Едиториал УРСС, 2004 г

Книга нацелена на раскрытие и обоснование нескольких определяющих, по мнению автора, тенденций и направлений в перспективном развитии китайского и японского искусства. Рассматриваются наиболее специфические (и одновременно универсальные) черты дальневосточного менталитета.

Завадская Е. В. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Издательство В. Шевчук. 2001 г.

Книга по истории и искусству Китая. «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» - старинный китайский трактат по живописи в переводе Е.В. Завадской.

Книга, посвященная японской каллиграфии.

Еко Такэнами. «Японская каллиграфия. Подробное руководство и правила написания японских иероглифов». Издательство: Арт-Родник. 2010 г

Подробно изложена информация о стилях японской каллиграфии, о правилах написания иероглифов. Страницы книги включают в себя множество хокку, крылатых выражений, красивых фраз. Все это изображено на ярких и красочных иллюстрациях. Большое количество информации по истории японской каллиграфии.

С. Харевский. «Арабская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2007 г

Арабская письменность характеризуется предельно выразительным написанием букв, слов и предложений, Изобилующим декоративными элементами. Это высокое искусство, приобщиться к которому и предлагает читателю эта небольшая книжка.

Виллу Тоотс. «Современный шрифт». Книга. 1966 г

«Современный шрифт» - библия каллиграфа. В книге уделяется внимание как писанию шрифта, так и его рисованию. Большое значение придается типографским шрифтам.

История шрифтов, техника рисования или письма и методика овладения тем или иным, разнообразие шрифтов и их назначение - все эти аспекты подробно рассмотрены в издании.

Таранов Н.Н. «Рукописный шрифт». Издательство: Вища школа. 1986 г

В пособии рассматриваются исторические формы шрифтов. Даются практические рекомендации по созданию рукописных шрифтов и овладению различными инструментами для письма.
Приводятся история и практика писания рукописного шрифта.

Большое внимание в пособии уделяется изучению латинских рукописных шрифтов и переводу латинских шрифтов на русскую основу, а также изменениям, которые претерпевала графика кириллицы с X по XVIII века, и которые проявились в различных видах кириллического письма - уставе, полууставе, скорописи и др.

Геррит Ноордзей. «Штрих. Теория письма». Издатель: Д. Аронов. 2013 г

Геррит Ноордзей - выдающийся голландский шрифтовой дизайнер, типограф, теоретик и педагог. С 1960 по 1990 год руководил курсом шрифтового дизайна в Королевской академии искусств в Гааге.

Знаменитая теория письма охватывает ряд важных для шрифтового дизайна постулатов - от понятия белого пространства в слове до подробного разбора движения штриха с математической точки зрения.

Автор подробно разбирает само устройство письма - штрих, разбивает его на составные: контрапункту, фронтальную линию икривую, вносит в каллиграфию понятия параллельный перенос, расширение и фронт, много исследует, а так же описывает собственные взгляды на развитие письма.

1. А.Кудрявцев. «Шрифт. История. Теория. Практика». Издание: Москва, Университет Натальи Нестеровой. 2003 г

Книга «Шрифт. История, теория, практика» рассказывает о терминологии, рисунке шрифтовой формы, основных начертаниях шрифта; о типографских шрифтах, созданных в разные культурные эпохи, от Ренессанса до XX века, и логически завершается главами об аббревиатурах, товарных знаках, логотипах, шрифтовых плакатах - их содержательных, изобразительных и психологических средствах.
Читая эту книгу, можно узнать не только о том, как развивалась письменность, но и о чем говорили люди той или иной эпохи, что писали этими знаками на бумаге, дереве или камне.

2. А. Г. Шицгал. «Русский типографский шрифт». Издательство: Книга. 1985 г

Книга посвящена истории русского типографского шрифта и практике его применения с середины XVI века и до настоящего времени. Особое внимание уделяется вопросам развития современных систем шрифтов и практике их применения в книге, газете и журнале.

3. Воронецкий Б, Кузнецов Э. «Шрифт». Издательство: Художник РСФСР. 1975 г

Пособие «Шрифт» адресовано всем, кто стремится овладеть мастерством шрифта: и художникам, не имеющим специальной подготовки в этой области, и многочисленным участникам художественной самодеятельности.
Авторы дают читателю то общее, что связано с применением шрифта в любой области: понимание закономерностей его форм, методику работы над ним.

4. Я. Чернихов, Н. Соболев. «Построение шрифтов». Учебное пособие. Издательство: Архитектура-С. 2007 г (стереотипное издание 1958 г).

В предлагаемой читателю книге кратко освещены теоретические основы шрифтовой графики и изложены правила и приемы воспроизведения шрифтов и надписей.

Основное внимание уделено вопросам построения букв. Для студентов строительных, архитектурных, художественных вузов и факультетов.


1. Семченко П. А. «Основы шрифтовой графики». Высшая школа. 1978 г

2. Смирнов С.И. «Шрифт и шрифтовой плакат». Издательство: Плакат. 1977 г

3. Г. Кликушин. «Декоративные шрифты: Для художественно-оформительских работ». Издательство: Архитектура-С. 2005 г

В настоящей книге собраны декоративные (орнаментированные, каллиграфические, титульные, брусковые, рубленые) шрифты, которые могут быть использованы для художественно-оформительских работ в печати, в наглядной агитации и рекламе.

4. Альберт Капр. «Эстетика искусства шрифта». 1977 г
Книга выпущена к Международной выставке искусства книги в 1977 году.

5. Николай Таранов. «Художественно-образная выразительность шрифтов». Издательство: Перемена. 2000 г

В книге дана развернутая информация об основных видах, понятиях и терминах, применяемых в теории шрифта, рассмотрены вопросы взаимоотношений шрифта и изображения в издании, применения различных видов шрифтов в оформлении книг, журналов, плакатов и других изданий.

Две книги о работе с пером и тушью.

1. Гаптилл Артур Л. «Работа пером и тушью». Издательство: Попурри. 2004 г
Эта книга была написана более 70 лет назад, но сохранила свою актуальность и привлекательность для специалистов (художников и архитекторов), а также (благодаря подробной трактовке всех вопросов - от простейших до самых сложных - и насыщенности иллюстрациями) для широкого круга читателей, пока что менее искушенных в выполнении изображений ручкой и тушью.

2. Карл Глассфорд. «Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет». АСТ, Астрель. 2004 г

Книга, написанная художником Карлом Глассфордом, знакомит читателя с разнообразными художественными возможностями, которые предоставляет техника работы пером и тушью.

Следующие книги посвящены типографике.

Типографика (от греч. отпечаток и пишу) — искусство оформления печатного текста. Типографический процесс включает выбор регистра алфавита, гарнитуры, комплекта и кегля шрифта, выключки и длины строк, межбуквенных, межсловных и междустрочных пробелов, а также взаимного расположения текста и иллюстраций на запечатываемом материале. Задачей типографики, наиболее творческого этапа оформления текста, является определение параметров для последующих процессов набора, вёрстки и допечатной подготовки. (Из Википедии).

Ян Чихольд. «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2012 г

Впервые книга была опубликована в 1928 году в Германии и стала своего рода манифестом современной типографики. Это доскональное и увлекательное исследование охватывает широкий круг вопросов – от теорий социального критицизма и истории искусств до возрастающей важности фотографии в графическом дизайне.

Помимо этого, в «Новой типографике» Ян Чихольд формулирует предельно ясные и четкие правила оформления печатных материалов. Последние главы содержат подробные практические указания по верстке повседневных деловых документов – вплоть до рекомендаций по выбору размера бумаги и правильному сочетанию шрифтов. Несмотря на то что описанные в книге стандарты устарели и не используются, а сам Чихольд со временем отказался от многих высказанных идей, издание будет полезно графическим дизайнерам, шрифтовикам, иллюстраторам и верстальщикам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей графического и шрифтового дизайна.

Эрик Шпикерман. «О шрифте». Издательство: ПараТайп. 2005 г

Эта книга попытка разъяснить язык типографики читателям, желающим научиться осознанно и грамотно пользоваться шрифтами. Читатель поймёт, почему существуют так много разных гарнитур, как их нужно использовать и почему каждый день их требуется все больше и больше. По сути это не просто перевод, а локализация книги практически все шрифтовые примеры были пересмотрены с учетом существующих на сегодняшний день кириллических шрифтов.

Книга прививает любовь к шрифту (если ее нет), учит тому, что выбор шрифта это всегда сложный и ответственный процесс, акт творчества (если, опять же, вы об этом никогда не задумывались).

Чихольд Я. «Образцы шрифтов». Издательство: студия А. Лебедева. 2012 г

Эта книга — сборник прекрасных шрифтовых примеров, составленный Яном Чихольдом, известным типографом и художником книги. В издание попали шрифты исключительной красоты, находящиеся вне времени и моды, — настоящие образцы для подражания в шрифтовом дизайне.

Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах. Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует форму и устройство букв, разбирает плохие и хорошие шрифты, пишет об использовании прописных и строчных знаков, межбуквенном и междустрочном расстояниях.

Безухова Л.Н., Юмагулова Л.А. «Шрифт в работе архитектора». Издательство: Архитектура-С. 2007 г

Работа рассчитана на всех, кто интересуется вопросами искусства, кто учится по специальности «архитектура», «скульптура», кто занят архитектурно-строительной практикой.

Рудер Э. «Типографика». Книга. 1982 г
Для всех, кто хочет заниматься настоящим графическим дизайном. Девятнадцать глав книги демонстрируют разнообразие идей и композиционных возможностей типографики.

В книге можно встретить обилие примеров (в том числе и ставшие известными эксперименты самого Рудера) по применению шрифта - автор использует его такими способами, которые не снились даже профи-дизайнеру, знающему композицию и многое понимающему в своей сфере.

Примеры Рудера - это уже скорее искусство дизайна, а не ремесло, предельный случай, к которому нужно стремиться.


Феличи Джеймс. «Типографика: шрифт, верстка, дизайн». Издательство: БХВ-Петербург. 2014 г

Во втором издании описаны универсальные технические приемы по работе в новейших версиях основных программ верстки для Mac OS и Windows, шрифты Unicode и OpenType, расширенные наборы символов, методы поиска символов, даны последние сведения по веб-типографике (в том числе CSS3). Книга полезна и доступна не только дизайнерам, печатникам и менеджерам полиграфического производства, но и всем, интересующимся вопросами верстки.

Владимир Лаптев. «Типографика: порядок и хаос». Издательство: Аватар. 2008 г

Анализ типографики, вошедшей в культурное наследие второй половины XX — начала XXI века, базируется на критериях, вынесенных в название книги, — порядке и хаосе. Деление издания на четыре раздела соответствует основным типографским стилям нашего времени: швейцарскому (международному) стилю, «новой волне», «цифровому дизайну» и деконструктивизму, как апофеозу постмодернизма. «Типографика: порядок и хаос», с одной стороны — это временной срез стилевого многообразия, с другой — графический дизайн в лицах.

Книга предназначена для профессиональных дизайнеров-графиков, арт-директоров, студентов и преподавателей профильных учебных заведений.


Александра Королькова. «Живая типографика». Издательство: IndexMarket. 2008 г.

«Живая типографика» посвящена искусству создания книг и является своего рода справочником. Книга адресована, прежде всего, дизайнерам, которые, так или иначе, работают со шрифтами. Но при этом, обилие исторических и технологических справок делают ее интересной для любого человека, который сталкивается в своей жизни с книгами и текстами.


Роберт Брингхерст. «Основы стиля в типографике». Издательство: Д. Аронов. 2013 г

Эта книга является одной из фундаментальных основ не только типографики, но и дизайна в целом. Роберт Брингхерст предоставил всю необходимую информацию о выборе и сочетании шрифтов, о стиле, ритме, гармонии и форме, рассмотрел их историческое происхождение и современное использование.
"Что такое хорошая типографика? Каковы критерии ее качества? Как добиться лучших результатов в оформлении текста? Книга Брингхерста помогает во всём этом разобраться.

Стихи, тексты, мысли и отрывки из внутреннего монолога – всё это он пишет на стенах. Можно было возмутиться и обвинить его в вандализме, если бы все эти буквы не являлись настоящим произведением искусства. Каждое его послание написано идеальным каллиграфическим почерком на смеси азиатских языков. Весь мир знает этого художника под именем Ретна (Retna).

На самом деле, 35-летнего художника зовут Маркис Льюис (Marquis Lewis), а его псевдоним − это интерпретация английского слова retina, то есть «сетчатка» (глаза). Навеяно это имя одним из треков Раэквона (Raekwon), в котором была строчка «свет от подвижных шаров засияет и обожжёт твою сетчатку».

Маркис Льюис родился в Лос-Анджелесе, а впервые рисовать начал в 90-х. Он рассказывает, что однажды увидел граффити на шоссе и очень вдохновился, это и стало отправной точкой для его искусства. Помимо древних манускриптов Ретна увлекается азиатскими храмами, масонскими зданиями, старинной архитектурой и работами художников школы «арт-нуво».

Почему он рисует именно буквы? С чего началось его увлечение каллиграфией? Оказывается, в конце 20 века уличные банды «города ангелов» находились под влиянием старого английского языка: элегантными строчками они разрисовывали фасады домов. Это модное веяние не обошло стороной и Ретну. Затем он увлёкся восточными языками, и с тех пор создаёт свои фрески на смеси арабского, иврита, персидского, иудейского и так далее.

В одной работе он может сочетать абсолютно разные культуры, собирая из языков, как из кусочков пазла, целую картину.

«Я пытаюсь сделать мой текст универсальным, чтобы люди разных культур нашли некоторое сходство в нём. Они либо смогут прочитать его, либо нет» , − сказал он в одном из интервью.

Ретна любит рисовать плоскими кистями, особенно линии и дуги. А ещё ему нравится работать под , её ритм помогает чертить буквы.

Этот художник успел порисовать не только на холстах и стенах, его кисть прошлась даже по бокам военного самолёта Douglas DS-3! Работа называлась «Предупредительный выстрел» и была сделана в рамках проекта Boneyard на кладбище списанных военных самолётов в пустыне Аризоны.



Ретна очень быстро превратился из обычного парня с улицы в любимца модельеров. Сначала он принял участие в разработке уникального дизайна шарфа для коллекции Louis Vuitton, это произведение искусства состоит из шёлка с кашемиром и называется «Палантин манускриптов». А затем он создал чёрно-белые кроссовки для фирмы Supra, сплошь покрытые узнаваемыми письменами.

Интересно, что художник полностью оправдывает свой псевдоним: его работы, как яркие лучи, обжигающие глаза зрителей. Пройти мимо или остаться равнодушным – абсолютно не возможно. Его картины хочется разгадывать, как ребусы, или наслаждаться ими, как звучанием древних языков. В эпоху, когда, казалось бы, сделать что-то новое уже нельзя, а удивить зрителя – миссия, из разряда «невыполнима», Ретна доказал, что уличное искусство может быть не только красивой картинкой, но и посланием с глубочайшим смыслом.

Китайская каллиграфия, насчитывает пять тысяч лет, она всегда отражала духовное состояние китайского общества. Это сущность китайской культуры и предмет гордости китайцев. Сегодня по всему миру растет интерес к китайской каллиграфии и живописи.

Для того чтобы овладеть китайской письменностью потребуется выучить 5000 иероглифов, комбинация которых дает около 20 000 слов. Это одна из самых объемных из известных систем письменности. Количество китайских иероглифов в знаменитом Словаре Канси (康熙字典 Zìdiǎn Канси, который считался стандартным руководством на протяжении XVIII и XIX вв. и был составлен по заказу императора Канси династии Цин) составляет около 47 035. Хотя справедливости ради стоит заметить, что большинство иероглифов в словаре архаичны.

В своей основе иероглифы происходят от рисунков, которые для простоты написания подверглись упрощению. Иероглифы означают звуки, слога, слова или части слов грамматически значимые.

Китайская каллиграфия это искусство и невероятное явление в сокровищнице человеческой культуры. Феномен китайской каллиграфии заключается в том, что это не только посменный язык и средство общения, но и инструмент выражения внутреннего мира художника.

Китайскую каллиграфию можно назвать живописью настолько сильно она оказывает на зрителя влияние разнообразием стилей и богатством форм. И на самом деле китайская живопись и каллиграфия как две родные сестры. Они не разлучные. Каждый китайский мастер является одновременно и каллиграфом, и художником.

В Китае всегда придавали большое значение умению владеть кистью. «Четыре драгоценности ученого » — именно так называют обязательные предметы образованного человека в Китае. Кисть, бумага, тушь и тушечница это предметы, без которых не обходились поэты, художники, каллиграфы, ученые, философы. К слову сказать, все перечисленные предметы вы можете приобрести в нашем магазине .

Даже китайские императоры были хорошими мастерами в каллиграфии. Император Цянь Лун правивший во времена династии Цин оставил после себя много своих работ на стеллах в храмах.

Четыре основные группы иероглифов

Пиктограммы — знаки в схематическом виде отображающие предмет или явление и являются первоначальной разновидностью письменности.

Идеограмы — тесно связанны с пиктограммами, но в отличии от них могут означать некую идею.

Идеофонограммы — состоят из двух элементов, один из которых передает значение слова «ключ», тогда как второй указывает на его звучание «фонетик».

Заимствованные иероглифы — иероглифы, имеющие самостоятельное значение и при этом также используемые для записи других слов.

Китайские иероглифы берут свое начало от идеографического письма, которое, в свою очередь, произошло от пиктограмм. Система пиктографического письма это изображение объекта, примитивный рисунок. Со временем рисунки упрощались. Китайская каллиграфия произошла от таких рисунков и развилась в оригинальный национальный шрифт.

Стили китайской каллиграфии

Наиболее известны пять стилей китайской каллиграфии, при помощи которых обычно изображаются знаки.

Чжуаньшу (кит.трад. 篆書, упр. 篆书) «иероглифы печати» , появился это стиль в VIII-III веках до н. э. и был официальным стилем письма в царстве Цинь. Существует два его основных варианта: «большая печать» и «малая печать».

Лишу (кит. трад. 隸書, упр. 隶书), официальное письмо — стиль китайского письма, отличающийся квадратной конфигурацией иероглифов. Иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.

Этот стиль каллиграфии был создан посредством переработки чжуаньшу, так возникла потребность в более быстром способе письма. Этому стилю свойственна некая жесткость структуры и перпендикулярность черт.

Синшу (кит. трад. 行書, упр. 行书), ходовое письмо — исторический стиль китайской каллиграфии.

Этому стилю не свойственна ни округлость, ни угловатость. Это что-то среднее между уставным письмом и скорописью. Стиль Синшу называется «ходовым письмом», потому что он связывается с образом идущего человека.

Стиль каллиграфии Синшу получил широкое распространение, так как довольно удобен и можно достичь значительной скорости написания иероглифов.

Цаошу (кит. трад. 草書, упр. 草书) — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов. Название стиля можно перевести как небрежное письмо.

Все разновидностям скорописного письма обладают упрощенностью и безотрывностью в написании, плавностью, экономичностью.

Кайшу — и один из наиболее поздних стилей каллиграфии: появился между правлением династии Хань и Троецарствием. Это самый популярный стиль каллиграфии.

Именно с изучения этого стиля начинают свой путь обучения каллиграфии новички.

Современный музей каллиграфии

Современный музей каллиграфии расположен в Москве на территории парка культуры и отдыха «Сокольники». Открылся он 14 августа 2008 года. Это единственный в мире музей, в котором единственное направление его работы является каллиграфическое искусство.

Попадая сюда, посетитель окунается в мир прекрасных символов, идеальных линий и абсолютной гармонии.

В музее находятся уникальные образцы письма, шедевры мирового значения, рожденные знаменитыми мастерами каллиграфии. Здесь размещаются работы европейского письма, образцы арабской и еврейской школ каллиграфии. Есть работы древней и современной японской и китайской письменности.

Так же в музее находятся множество книг по искусству каллиграфии зарубежные и отечественные.

В музее представлены работы мастеров из сорока стран и художественный фонд постоянно пополняется.

Интересно то, что экспозиция устроенная не по привычным правилам, а с учетом особенностей визуального восприятия.

Но это еще не просто музей, это еще и международный образовательно-культурный центр, где проводятся не только экскурсии, но и выставки, и мастер-классы. Это не просто музей, это замечательная творческая мастерская, где легко может поменяться местами признанный мастер и зритель.

Каллиграфия - застывшая поэзия

Каллиграфия - искусство изображения слова. Кллиграфия – это нечто среднее между рисунком и письмом. Изображенные на листах бумаги или шелка иероглифы выполняют функцию картины – доставляют эстетическое наслаждение и несут определенный смысл. Чтобы понять, в чем же фишка каллиграфии как искусства, начнем издалека. Дело в том, что во всех первобытных культурах понятия «писать» и «изображать» были идентичными. Информацию передавали не буквы и слова, а картинки. В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощенными знаками, обозначающими эти предметы. У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупностью письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А так как в Древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесенного, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. Так в мире появилось одно из самых изящных искусств – каллиграфия. Из Китая каллиграфия пришла в Японию – примерно в V веке н.э. в процессе внедрения в Страну восходящего солнца китайской письменности. Долгое время китайский в Японии считался чем-то вроде литературного языка, и японцы честно писали по-китайски. Потом одумались и стали применять китайские иероглифы по-новому, адаптируя их к требованиям родного японского.

Каллиграфия - одна из своеобразных областей художественного творчества татарского народа, наиболее тесно связанная с духовной культурой. Во всем своем великолепии это искусство предстало перед нами в оформлении рукописной книги и в своеобразной форме настенных панно - "шамаилей" - с изречениями из Корана, афористичными и крылатыми выражениями, цитатами из поэтических произведений древневосточных и татарских авторов.
Традиции татарской каллиграфии связаны с проникновением в среду булгар арабского письма со всей совокупностью его последовательно сложившихся стилистических почерков: геометризованно- монументального "куфи" и гибкого почерка "сульс", горизонтального строгого "насх" и быстрого в исполнении "таалик", на слиянии которых сложился скорописный, наиболее распространенный "насталик". В арсенал художественных средств татарских каллиграфов вошли такие традиционные восточные почерки, как "рик"а", "тауфик", "райхани", "дивани", привнесшие в основной почерк динамические акценты тонкого декоративного свойства.
Принятый на Востоке афоризм "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" - являл этическую подоснову широко разветвленной системы переписывания книг. Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище. Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. До нас дошли имена выдающихся переписчиков, на счету которых десятки и сотни книг. Наиболее известные из них: Собхан Марджани (XVII в.), Туйчи Кучемкол (XVIII в), Губайдулла аль Болгари Сулабаши, Исламкол аль Каргалы Русия, Ибнеаминов, Мустафа Чутаи (XIX в.).

Язык каллиграфии

И в Японии, и в Китае каллиграфия считалась одним из видов изящных искусств, которым, наравне с поэзией и живописью, должен был владеть каждый культурный житель вышеозначенных стран. Красиво написанный иероглиф или строка из стихотворения свидетельствовали о красоте мысли и духа. По качеству почерка угадывался не только уровень образования пишущего, но и его характер и нравственные качества. И если потерять голову от портрета незнакомки – это такая европейская романтика, то влюбиться по почерку – это уже восточная реальность.

В Древнем Китае каллиграфия появилась и успешно развивалась гораздо раньше живописи. Поэтому неудивительно, что, когда китайская живопись возникла, наконец, как отдельное искусство, она оказалась очень каллиграфичной: создавалась на том же материале (кисть, тушь, бумага, шелк и т.д.) и по тем же правилам написания. Этим, кстати, и объясняется своеобразие восточного рисунка: тонкого, полупрозрачного, построенного на сочетании различных линий, каждая из которых на самом-то деле написана в совершенно определенной манере. Восточные люди умеют читать сложный язык линий и штрихов. Простой пример: вот на листе бумаги изображен бамбук. Мы с вами кроме бамбука ничего на этом рисунке не разглядим. А особо продвинутый человек, постигший суть искусства каллиграфии, увидит, что ствол бамбука написан стилем чжуань, колена – стилем ли-шу, ветви – стилем цао-шу, листья – стилем це-шу. И в этом сочетании линий и приемов особо продвинутый человек вдруг почувствует то, что хотел передать художник – ветер, который шевелит бамбук...
Среди общих правил живописи и каллиграфии первое и самое важное – это гармония духа и рождение движения. В каллиграфии вообще это очень важно – ощущение движения. Мы можем не прочитать знаков и символов чужой культуры, но плавное движение кисти, все ее нажимы и повороты от нас ускользнуть не могут. Таким образом, каллиграфия – это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа. А вы как думали? Восточные люди легких путей не ищут.

Каллиграфия - искусство совершенства

Вместе с самим искусством каллиграфии китайцы возвели в культ и, так сказать, орудия труда, «четыре драгоценности ученого» – бумагу, кисть, тушь и тушечницу. Если верить новейшим археологическим исследованиям, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках, относящиеся к эпохе Шан (XVI-XI вв. до н.э.), первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом. Таким образом, история китайской кисти насчитывает по меньшей мере три тысячи лет.
С бумагой история примерно такая же. Две тысячи лет назад древние греки и римляне мучились с египетским папирусом, а хитрые китайцы уже наловчились изготавливать бумагу из подручного материала – волокон бамбука, некоторых трав и старого тряпья. Кистью и тушью для письма в Китае пользовались уже в I веке до н.э. (в то время как в Европе китайская тушь стала применяться только в XVII веке). Твердая тушь изготавливалась на основе сажи, которая получалась путем сжигания смолы хвойных деревьев с добавлением специального клея. В особо качественные туши добавлялись мускус и гвоздика – для аромата. Как и подобает культовым фетишам, письменные принадлежности почитались как самые дорогие вещи, требующие особого отношения.

Кроме Японии и Китая, каллиграфия (буквально – «прекрасное письмо») являлась, и является по сей день, одним из направлений исламского искусства. Как известно, в арабских странах запрещено изображать людей и животных. Поэтому все, что остается несчастным мусульманским художникам – это плести вязь орнаментов и букв. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), попадет в рай. Самыми искусными каллиграфами считались писцы Оттоманской Турции. Поговорка тех времен гласила: «Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле». Турки создали изящный придворный декоративный шрифт «дивани» и придумали стиль «мусанна» (арабское слово, означающее «двойной»), где одна половина текста является зеркальным отражением другой. Еще более изобретательной была разновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией, когда текст (обычно стих из Корана или мудрое изречение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки, мечети или минарета. И хотя основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе), подлинными виртуозами своего дела становились единицы. Известный восточный афоризм гласил: «Красота человека – в красоте его письма».

Каллиграфия — искусство изображения слова. Каллиграфия – это нечто среднее между рисунком и письмом. Изображенные на листах бумаги или шелка иероглифы выполняют функцию картины – доставляют эстетическое наслаждение и несут определенный смысл. Чтобы понять, в чем же фишка каллиграфии как искусства, начнем издалека. Дело в том, что во всех первобытных культурах понятия «писать» и «изображать» были идентичными. Информацию передавали не буквы и слова, а картинки. В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощенными знаками, обозначающими эти предметы.

У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупностью письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А среди множества стилей каллиграфии есть стиль «Изображение смысла» - когда иероглиф похож на изображаемый предмет, причем при полном соблюдении всех правил начертания иероглифа. Вот например классический иероглиф Дракон и этот же иероглиф в стиле «Изображение смысла»:

А так как в Древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесенного, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. Так в мире появилось одно из самых изящных искусств – каллиграфия.

Из Китая каллиграфия пришла в Японию – примерно в V веке н.э. в процессе внедрения в Страну восходящего солнца китайской письменности. Долгое время китайский в Японии считался чем-то вроде литературного языка, и японцы честно писали по-китайски. Потом одумались и стали применять китайские иероглифы по-новому, адаптируя их к требованиям родного японского.

Язык каллиграфии

И в Японии, и в Китае каллиграфия считалась одним из видов изящных искусств, которым, наравне с поэзией и живописью, должен был владеть каждый культурный житель вышеозначенных стран. Красиво написанный иероглиф или строка из стихотворения свидетельствовали о красоте мысли и духа. По качеству почерка угадывался не только уровень образования пишущего, но и его характер и нравственные качества. И если потерять голову от портрета незнакомки – это такая европейская романтика, то влюбиться по почерку – это уже восточная реальность.

Если видео не воспроизводится, перейдите по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=5CwHU-TWLNo

Среди общих правил живописи и каллиграфии первое и самое важное – это гармония духа и рождение движения. В каллиграфии вообще это очень важно – ощущение движения. Мы можем не прочитать знаков и символов чужой культуры, но плавное движение кисти, все ее нажимы и повороты от нас ускользнуть не могут. Таким образом, каллиграфия – это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа. А вы как думали? Восточные люди легких путей не ищут.

Каллиграфия — искусство совершенства

Вместе с самим искусством каллиграфии китайцы возвели в культ и, так сказать, орудия труда, «четыре драгоценности ученого» – бумагу, кисть, тушь и тушечницу. Если верить новейшим археологическим исследованиям, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках, относящиеся к эпохе Шан (XVI-XI вв. до н.э.), первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом. Таким образом, история китайской кисти насчитывает, по меньшей мере, три тысячи лет.
С бумагой история примерно такая же. Две тысячи лет назад древние греки и римляне мучились с египетским папирусом, а хитрые китайцы уже наловчились изготавливать бумагу из подручного материала – волокон бамбука, некоторых трав и старого тряпья. Кистью и тушью для письма в Китае пользовались уже в I веке до н.э. (в то время как в Европе китайская тушь стала применяться только в XVII веке). Твердая тушь изготавливалась на основе сажи, которая получалась путем сжигания смолы хвойных деревьев с добавлением специального клея. В особо качественные туши добавлялись мускус и гвоздика – для аромата. Как и подобает культовым фетишам, письменные принадлежности почитались как самые дорогие вещи, требующие особого отношения.

Кроме Японии и Китая, каллиграфия (буквально – «прекрасное письмо») являлась, и является по сей день, одним из направлений исламского искусства. Как известно, в арабских странах запрещено изображать людей и животных. Поэтому все, что остается несчастным мусульманским художникам – это плести вязь орнаментов и букв. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), попадет в рай. Самыми искусными каллиграфами считались писцы Оттоманской Турции. Поговорка тех времен гласила: «Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле». Турки создали изящный придворный декоративный шрифт «дивани» и придумали стиль «мусанна» (арабское слово, означающее «двойной»), где одна половина текста является зеркальным отражением другой.

Еще более изобретательной была разновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией, когда текст (обычно стих из Корана или мудрое изречение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки, мечети или минарета. И хотя основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе), подлинными виртуозами своего дела становились единицы. Известный восточный афоризм гласил:

«Красота человека – в красоте его письма»

К сожалению, когда в обиход вошли шариковые авторучки, красота письма сошла на нет. А сейчас, с повальной компьютеризацией, люди писать вообще разучатся. Где-то читал, что в США дети уже не могут писать прописью, а пишут только печатными буквами. Где уж тут «Красота человека…»? Вот спросите тех, кто учился в начале шестидесятых. Они еще помнят уроки чистописания, когда перо с нажимом рисует жирную линию, а когда чертит волосок. Да, у них и почерк лучше, и душа светлее - не то, что нынешние «зомби»…



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: