Курсовая работа: Формирование милосердия у подростков. «Воспитание милосердия

Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств.

По толковому словарю русского языка С.И.Ожегова милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия, а быть чутким – это значит быть отзывчивым и сочувственным.

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение. Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного «я» и своей выгоды? Ребенок, будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

В Священных Писаниях мировых религий встречаются упоминания о том, что Божественная сила неустанно борется за человеческую душу с силами зла, которые олицетворяет Сатана. Этот древний символ можно рассматривать как отражение психологической основы человеческого бытия – борьбы за победу духовного начала над материальным. Каждый день в прессе встречаются сообщения, свидетельствующие о том, сколь часто в детях берёт верх низшая сторона их натуры – это проявляется, прежде всего, в актах насилия и жестокости.

Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?

Особо важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах её психологического созревания играют семья, школа и средства массовой информации.

Родители ребёнка – первые и главные его учителя. Но и роль школы так же велика. Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей – важная задача школы.

В настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит школа, учитель.

Исходя из вышесказанного, на плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

Мне, как учителю, постоянно приходится думать: как добиться, чтобы дети глубоко знали родной язык, чтобы родное слово вошло в их духовную жизнь, стало и острым, метким резцом, и красочной палитрой, и тонким средством познания истины. Язык - это материальное выражение мысли, и ребенок лишь тогда будет знать его, когда вместе со смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску, живое трепетание музыки родного слова. Без переживания красоты слова уму ребенка непостижимы сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому - сказка.

Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. Прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать. Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. «Сердечная литература» требует и сердечного читателя. Этот тип читателя хорошо обрисовал Лев Толстой в предисловии к своей повести «Детство». Первым качеством этого желанного типа он назвал чувствительность, то есть способность пожалеть от души и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого полюбил читатель, и от сердца порадоваться за него. Второе качество – способность понимать другого человека без слов, когда не нужно толковать свои чувства, Названные писателем качества – предпосылка полноценного восприятия любого художественного произведения и, следовательно, эмоционального влияния книги на читателя. Без сопереживания чтение художественной литературы утрачивает свой смысл. Сопереживание – единственный способ обогатить свой жизненный путь болью, радостью и страданиями других».

Чернявская И.С. приходит к выводу, что ребёнку, особенно маленькому, необходимо читать вслух, вследствие чего ребёнок будет эмоционально реагировать на прочитанное.

Советские и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух – это основа эмоционально-эстетического восприятия ребёнком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего школьного возраста чувство преобладает над разумом, что размышление, оценка наступает тогда, когда ребёнок эмоционально переживёт прочитанное.

На уроках чтения мы читаем и обсуждаем прочитанное.Дети отвечают на вопросы, определяют какой герой, хороши ли его поступки. И на этом нельзя останавливаться, здесь я обязательно переношу ситуацию на детей или детей переношу в сказку. Чтобы ребёнок сделал выбор, а как бы поступил он сам. Так мы читали рассказ В. Осеевой «Печенье», в итоге все ребята поняли, почему мама и бабушка грустно мешали свой чай. И тут я их возвращаю в семью. Вспомните, как недавно мама принесла вам что-то вкусненькое. Лес рук. А теперь подумайте, кто из вас угостил маму. Это вызывает уже напряжение. Рассказы В.Осеевой я читала и на родительском собрании. Вместе мы учились и обсуждали, как надо учить ребенка доброте, милосердию.

Создание сказок - один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Мы с ребятами в классе много сочиняем сказок сами. На тему «Добро и зло» мы напечатали даже наш маленький сборник. Конечно, в этом нам помогли родители.

В нашей школе каждую неделю проходит час общения. На них я провожу этические беседы и обсуждения жизненных ситуаций.

Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думает о других, с вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость.

Быть чутким – значит не придавать собственным желаниям большего значения, чем желания других. Если у тебя с другом разные вкусы, не стоит убеждать его в том, что ты прав, а он заблуждается. Ведь следует уважать чужие устремления и мысли. Быть чутким – значит поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим.

Эгоистичный, нечуткий человек способен причинить боль другому. Если кто-то равнодушен к людям, то и они станут отвечать тем же этому человеку.

В этом году у нас случилась такая ситуация, которую нельзя запланировать. У Ксении С. сгорел весь дом, все вещи. Это страшная беда. Девочка была у нас новенькая в классе, жила в общежитии, мама была со сломанной ногой и вот ещё такое горе. Я очень боялась, что дети могут где-то обсмеять Ксению за её одежду, ведь сейчас, в 4классе у них очень важно как ты выглядишь и что у тебя есть. Я всё объяснила детям, спросила, а что мы можем сделать. Ребята сказали,что принесут и поделятся учебными принадлежностями, вещами. А ещё самое главное –это поддержка в классе. Мы собрали вещи, родители, кто хотел, сдали деньги. Ксения почувствовала себя в классе совсем не чужой, чего не было раньше. Мама очень благодарила, говорила, что Ксюша в школу стала ходить с большим желанием, чем раньше. Я, как учитель, рада, что дети себя так проявили, что их сердца отзывчивы к чужой боли. Они проявили милосердие и чуткость.

Проявляя чуткость, мы даём человеку понять, что он нам небезразличен: прежде чем что-то предпринять, мы подумаем о том, как это на нём отразиться, а после не забудем поинтересоваться, всё ли у него в порядке. Наша чуткость рождает чуткость в других. Чуткость заразительна.

Можно развить в себе чуткость, если чаще думать о том, как доставить радость другим.

Я очень стараюсь научить детей получать удовольствие от того, что они делают подарки другим. На уроках труда мы делаем поделки и стараемся не для себя, а для кого-то другого. Ко Дню Победы, традиционно, мы делаем открытки-поздравления на подъезды домов нашего микроучастка.

«Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности чуткости, отзывчивости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека, тогда когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей». В.Сухомлинский

Чтобы доброе чувство утвердилось в сердце, необходимо, чтобы ребёнок что-то делал для облегчения горя товарища, больше отдавал душевной заботы. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка был друг, о котором можно было бы позаботиться. Я стараюсь, что бы ребята в классе чувствовали себя одной большой семьёй, помогали друг другу, общались открыто и просто. У нас в классе есть помощники по предметам, которые спрашивают правила, помогают другим.

Воспитывая хорошую привычку – мы создаем хороший характер. Привычку можно закрепить только тренировкой. Так, например, очень простая привычка здороваться. Я стала обращать внимание на это. Не все дети имеют эту привычку. Теперь добилась, что почти не забывают.

«Жизнь убеждает: если ребёнок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, чёрствым, равнодушным» В.Сухомлинский

Ребёнок должен творить добро, только тогда он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, ласка, сердечность. Ещё один важный момент необходимо отметить: ребёнок должен творить добро из бескорыстных побуждений, а не из желания отличиться перед другими.

«Сопереживанию надо учить так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание – это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем»

Чтобы научить детей чувствовать, педагогу нужно передавать им свою эмоционально-нравственную культуру, которая невозможна без глубокого понимания душевного состояния человека. Ребёнок сможет понять, что на душе у человека в том случае, если поставит себя, на место переживающего печаль или тревогу.

Я провела опрос по методике «Оценка». Цель исследования – установить моральные представления о милосердии и чуткости.

Ученикам давалось задание привести примеры, назвать:

  1. Добро, сделанное тебе другими.
  2. Зло, сделанное тебе другими.
  1. Добро, сделанное тебе другими
  1. Доброе дело, свидетелем которого ты был.
  1. Доброе дело, которое ты сделал.
  1. Зло, сделанное тебе другими.
  1. Самое большое на свете зло и добро.

Зло:

  • Плохие дела
  • Преступление
  • Предать Родину
  • Убийство
  • Кощей Бессмертный
  • Подлость
  • Злость
  • Атомная бомба
  • Предательство
  • Потеря родственников
  • Наркотики, спиртное

Добро:

  • Любовь близких
  • Любовь, счастье
  • Хорошие дела
  • Забота о ребёнке
  • Дед Мороз
  • Помощь
  • Спасти человека
  • Учиться на 5
  • Хорошие чувства
  • Доброта
  • Настоящий друг

Итак, выводы исследования с помощью методики «Оценка» таковы:

Дети различают понятия добра и зла;

Ценят помощь других;

Добром для себя считают покупку или подарок;

Нужно продолжать работу по воспитанию чуткости и милосердия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №12»

Воспитание милосердия и чуткости

в начальных классах

Учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №12»

Мерзлякова Светлана Ивановна

Омск

Сегодня в нашей стране как никогда остро стоят вопросы о судьбе и здоровье подрастающего поколения, особенно актуальны они в воспитании и обучении молодежи в необычной школе с медицинским профилем - это Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» (далее «Огонёк»). «Огонёк» - это современный оздоровительно-образовательный комплекс, предназначенный для обучения и оздоровления детей в возрасте от 4 до 17 лет, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата с полным пансионом. «Огонёк» - это еще и уникальное медицинское, образовательное учреждение, где дети лечатся по самым передовым методикам и при этом получают хорошее образование, соответствующее Государственным стандартам РФ. В школе Центра работают опытные учителя и педагоги-воспитатели, успешно решающие задачи по максимально возможной педагогической, психологической и социальной адаптации детей. Контингент обучающихся в образовательном учреждении имеет разный уровень мотивации к обучению: одаренные и требующие коррекции знаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и «тревожные» дети, которые требуют постоянного внимания со стороны педагогов и воспитателей. «Специфика кадров санаторной школы «Огонёк» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей детей. «Миссия школы - создание социально-педагогических комфортных условий, обеспечивающих высокий качественный уровень образования и воспитания через оптимальные для каждого ребенка формы и методы организации образовательного процесса» . Потому что по истории и состоянию болезни многие наши воспитанники - инвалиды: кто-то на грани, кто-то временно; многие - покоряют свою болезнь. Важными реалиями настоящего времени, как в масштабах страны, так и в пределах нашего Центра, ставятся нам, педагогам очень серьёзные и значимые задачи, одной из которых является остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, Веру, сохранить наивысшую форму любви к ближнему - милосердие.

Проблема воспитания милосердия имеет многовековые исторические, научно-теоретические и практические корни. В мировой педагогике (и, в том числе, отечественной) милосердие рассматривается как одна из важных человеческих добродетелей, определявших нравственный облик личности. Его восстановление, возрождение и сохранение на новом историческом этапе является важной и актуальной задачей. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно - нравственных ориентиров в политику государства, в культуру, в повседневную жизнь россиян, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры. История русского народа показывает, что в его культуре еще с древних времен стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно - к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них.

Неслучайно в программах и планах воспитателей «Огонька» на первом месте стоят «Уроки доброты и милосердия», которые ежемесячно проводят профессиональные творческие коллективы, а ежедневно - сами воспитатели. После таких уроков и бесед дети становятся внимательнее друг к другу, дружнее, добрее. А Центр становится вторым домом и большой дружной семьей для 250 детей в течение полутора-двух месяцев. Приведу реальные примеры: после одного из таких уроков, старшеклассники взяли шефство над глухонемой 8-летней, девочкой, которая не могла нормально общаться со сверстниками и постоянно плакала. Её «безмолвный мирок» закончился, когда десятиклассница Даша Ш. предложила свои услуги общения на языке жестов (она научилась в летнем лагере). Сколько радости и благодарности светилось в глазах малышки, которая оказалась в центре внимания старшеклассников, как весело она играла с новыми друзьями в классе, которые охотно брали уроки и изучали язык жестов для столь необходимого теперь общения. Постоянные пациенты Центра - это дети, получившие серьёзную травму, в том числе компрессионный перелом. В прошлом году в нашем Центре проходила реабилитацию Камала К. из Азербайджана. После отъезда матери, выяснилось, что 16-летняя девушка не понимает и не говорит по-русски. Прикованная к постели, испытывающая проблемы в общении, изолированная от мира в четырех стенах палаты, пациентка теряла интерес к выздоровлению. Достаточно было одной беседы с подростками на тему милосердия, и жизнь в самой тихой палате забурлила. Каждый старался сделать Добро в меру своих сил: девушки обсуждали новинки музыки и кино, интересовались культурой восточной страны, парни, которым запрещено по правилам посещать девичьи палаты, умудрились с улицы принести снег в подарок; помогали медикам перевозить пациентку на процедуры. Рухнул языковой барьер, когда узнали, что Камала великолепно поет, уговорили выступить на концерте; искренне радовались её дебюту, дружно строили планы на выздоровление. Медсестры что называется «закрывали глаза» на многочисленные нарушения в режиме, видя, как у пациентки прогрессирует процесс выздоровления. За очень короткий срок девушка, удивив медиков, выздоровела и уверенно стояла на собственных ногах, уезжая домой. Дружба подростков сегодня продолжается в виртуальном пространстве, а поразительным результатом выздоровления послужила, вероятно, и та маленькая беседа, которую, дети запомнят на всю жизнь. Что Милосердие - это готовность помочь кому - либо из сострадания, человеколюбия, или, по определению В. Даля, "любовь на деле, готовность делать добро всякому".

«Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причем милосердие, как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, в сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. Милосердие - это нравственное качество личности, проявляющееся в способности к состраданию, сочувствию, внимательному, заботливому отношению к окружающим, действенной помощи из жалости и человеколюбия» . Радует и до слез трогает, то, что подростки очень активно реагируют на слово воспитателя и показателями проявления начал милосердия детьми старшего школьного возраста является: умение пожалеть всякого (несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного) независимо от их внешней привлекательности; готовность бескорыстно помочь нуждающимся в этом без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка (игрушки, главной роли в игре, желаемого развлечения и т.п.) в пользу обиженного; словесно или действенно отозваться на огорчениях. В прежние века и в наши дни актуальными были и остаются вопросы нравственности взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Было выдвинуто множество требований, которым должен соответствовать учитель. Среди них разнообразные учительские добродетели, отвечающие принципу гуманизма в педагогике. Душевное сочувствие становится всё более ценным по мере того как ожесточается настроение в обществе, сегодня школа в глазах всё большего числа детей перестаёт быть «вторым домом» именно потому, что там их не понимают. Не стоит идеализировать ни учеников, ни учителей, не стоит прощать того, что невозможно простить, но нельзя и игнорировать динамику проявления детского внутреннего мира. Взаимоуважение и взаимопонимание старшего и младшего - проявление профессиональной духовности, возможно, один из путей ненасильственного воспитания, педагогического гуманизма, милосердия и благотворительности. Несмотря на то, что слова "благотворительность" и "милосердие", на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.

«Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, не всегда регулярной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющего свою юридическую базу и различные организационные формы» . Смело могу сказать, что у нашего Центра есть спонсоры, которые реализовывают благие дела, направленные на здоровье сбережение наших юных пациентов. Театрализованные спектакли, спортивно-оздоровительные праздники, музыкальные концерты, ежемесячные встречи с фокусником-иллюзионистом, ежегодные Новогодние ёлки с подарками для каждого ребенка, торжественное открытие к 70-летию Победы скульптурного мемориала «Победа» и, наконец, покупка микроавтобуса для туристических поездок за город. Центр получает помощь, как от частных лиц, так и от благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Не называя имен, говорю, что мы гордимся этими людьми, мы им всегда рады и с нетерпением их ждем! «Творить Добро на радость детям!» - это девиз, почетная миссия благотворителей и проявление истинного милосердия на рубеже XXI века. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. «В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования» .

Педагогическая политика «Огонька» сегодня направлена на эффективное осуществление процесса воспитания и развития милосердия у школьников в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях:

  • =использование педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия;
  • =создание в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие милосердия, сближение реального и вербального поведения школьников;
  • =преодоление отчуждения между воспитателями и детьми и родителями, привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу школьного учреждения;
  • =организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей в контексте воспитания дружеских, гуманистических взаимоотношений коллективизма, гуманизма, культуры поведения, гуманных чувств, роли эмоций в усвоении детьми правил поведения и рассматривание симпатии как самую раннюю форму проявления социальных чувств детей, являющуюся основой для развития гуманности, чувства долга, дружбы и товарищества.

Всё это с одной стороны способствует раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - определяет дефицит добра и милосердия в отношениях людей друг к другу, высвечивая проблему нравственного воспитания, одним из существенных аспектов которого является воспитание и развитие милосердия у молодежи.

Еще один пример в режиме реального времени: сотрудники первой независимой Санкт-Петербургской радиостанции «Ра́дио Ба́лтика», вещающей в диапазоне FM 104,8, в новогодние праздники сделали индивидуальные подарки каждому ребенку в нашем Центре, собранные горожанами для благотворительной акции. Мы получили огромное количество благодарностей от родителей, отзывов от детей и позитива на целый год вперед. Такие акции заставляют задуматься всех о том, что на добро надо отвечать добром. Неслучайно, например, каждый четверг в эфире Пятого телеканала стартует марафон «День добрых дел», собирая миллионные суммы для нуждающихся в лечении детей. Наш «Огонек» вносит свою маленькую лепту в огромный мир добра: ко Дню пожилого человека у нас запланирована акция через виртуальный информационный ресурс «ДоброПочта» - поздравление одиноких людей, проживающих в домах престарелых, и открытки дети сделают своими руками. Конечно, масштаб не тот, но маленькая «прививка доброты» останется в памяти юного сердца надолго. Милосердность акции - творить Добро! Отвечать добром на добро. И, как известно, что одно добро заставляет делать другое добро. Необходимо просто дать понять, что одна из добродетелей на земле – милосердие - должна жить вечно! «…если уничтожится милосердие <на земле>, то все погибнет и истребится. <…> Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком» http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/159

Все знают, что воспитание милосердия у детей в ХХI веке не является приоритетом для родителей. Чтобы это увидеть, достаточно сходить на детскую площадку, где родители, конечно, поощряют мирную игру в песочнице, но только в определенной мере. Если ребенок всех жалеет, раздаривает игрушки и не дает сдачи, сами взрослые учат его более «адекватно» реагировать на внешние раздражители.

Сложность христианского воспитания в том, что верующим родителям нужно прикладывать все усилия, чтобы привить ребенку те качества, которые современный мир считает не особо нужными. Милосердие, как некоторое хобби, выносится за рамки жизни в сферу благотворительности, а милосердие как основа повседневной жизни, открытость к другому человеку, к его бедам и страданию – как правило, встречается редко. Как при этом воспитать ребенка милосердным человеком? Как воспитать христианина в современных условиях?

Ольга Синицына, ведущая семинара, руководитель Детско-юношеского центра Преображенского братства , сказала, что проблема воспитания милосердия, как основы христианского отношения к жизни, двусторонняя: если подобного отношения к миру и другим людям нет в самих взрослых, то его бессмысленно искать у детей:
– Чтобы дети умели противостоять духу времени – духу потребительства, который культивируется, начиная с детского сада и начальной школы, надо самим родителям быть твердыми и мужественными в выражении собственной веры, – сказала Ольга Владимировна.

Основные наработки, сделанные замечательными христианскими педагогами, возникли еще в период существования традиционного общества, традиционных семей, и в современных условиях перестают работать. Поэтому сегодня перед верующими стоит задача осмысления прежнего опыта и, главное, создания новых подходов воспитания, которые бы работали в нынешнем информационном обществе с его темпами, напором и толерантностью ко злу.

На встрече вспоминали слова духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова , который не раз говорил, что зачастую верующие родители, сами того не замечая, воспитывают детей в самом реальном духе потребительства; если не материального, то духовного стяжательства. Гораздо чаще родителей волнует то, какое образование получит ребенок, нежели то, каким он вырастет христианином; будет ли он милосердным, сострадательным, жертвенным; будет ли он больше заботиться о других, чем о себе. А эти качества закладываются, как правило, в самом раннем возрасте.

Родители, участники семинара, поделились простыми способами, которые иногда помогают ребенку по-другому взглянуть на мир. Например, участие детей в праздниках в детских домах и домах престарелых. Но, все-таки, более действенной является регулярная помощь кому-то из близкого окружения ребенка, например, соседям по подъезду. И для этого, конечно, первый шаг должен сделать взрослый – познакомиться с теми, кто живет рядом, и узнать, чем можно помочь.

То же самое относится к церкви – в ней много людей, которые нуждаются во внимании и поддержке, но мы не делаем усилия, чтобы их увидеть и, главное, начать помогать регулярно. Олеся Якунцева из Свято-Сергиевского братства привела пример, как с девятилетними девочками они посещали слепую сестру, и, после уборки и приготовления еды, она рассказала им удивительную историю своей жизни и воцерковления. Это общение дало вдохновение как взрослым, так и юным помощникам.

– У меня в детстве был яркий пример милосердия – бабушка Маня, – рассказала Лариса Ясонова из Свято-Георгиевского братства. – Она была верующей, замуж не вышла и всю жизнь посвятила другим людям. Она ничего не говорила о христианстве, но при этом мы всегда с ней ходили кому-то помогать: то забор поправить, то хату побелить, то вишни собрать. Конечно, в сельской местности условия совершенно другие, но и сегодня дети очень чувствуют, где по-настоящему находится сердце родителей, чем они живут и в чем их приоритеты.

Особенно обсуждалась тема гостеприимства и странноприимства. Участники семинара вспоминали албанского миссионера о. Луку Верониса. Он рассказывал, что одним из главных моментов христианского воспитания собственных детей стал принцип открытых дверей. С момента появления на свет первого ребенка в их доме всегда были гости – они либо заходили по делам, либо оставались пожить несколько дней. На встрече говорили о том, как важно для ребенка уметь по-настоящему заботиться о другом человеке: накрыть на стол, выбрать лучший кусок пирога для гостя, уступить свою комнату и так далее. Такие простые навыки особенно важны для современных детей, которые, благодаря взрослым, часто уверены, что если они моют за собой посуду, помогают ухаживать за младшим братом и к тому же выносят мусор, то поступают милосердно, делают добрые дела. Тот факт, что это их прямая обязанность, для многих, судя по личным беседам, становится открытием.

Людмила Комиссарова из Свято-Георгиевского братства сделала акцент на том, что если мы хотим воспитать милосердного человека, то есть того, кто умеет любить весь мир и сострадать ему, очень важно с детства его самого вводить в пространство, где любовь, забота и уважение к свободе другого реально ощутима. Именно поэтому детям так важно расти в церковной, братской среде, видя иные отношения между людьми, нежели они видят на улице и по телевизору.

В заключении Наталья Чернышева из Свято-Андреевского братства, имеющая более чем двадцатилетний опыт в деле воцерковления и воспитания детей, отметила, что сегодня, к сожалению, верующие родители не осознают всей сложности ситуации.

– Сегодня мир значительно агрессивнее, чем было десять-пятнадцать лет назад, – сказала Наталья Кировна. – Наши дети живут, «погруженные в соляную кислоту», а мы как будто этого не замечаем. Нам важно дать им противоядие, которое поможет удержаться на пути веры, надежды и любви, а для этого нужен запрос от родителей, нужно их горячее желание вырастить детей христианами. Если мы всерьез этого хотим, то нужно, во-первых, собрать существующий опыт воцерковления детей – только в Преображенском братстве за два десятка лет наработано большое количество материалов, которые нужно осмыслять, сохранять из этого опыта все лучшее и создавать своего рода традицию воцерковления наших детей. Во-вторых, нужно больше общаться друг с другом, строить общую жизнь с детьми, нужно некое соборное начало, потому что в одиночку семья справиться не может.

Уроки нравственности «Поговорим о милосердии»

Форма проведения – беседа, тренинг

Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к миру: пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи:

Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

Помочь учащимся в самоопределении .

Ход мероприятия:

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

- Ребята, а как вы думаете, что такое милосердие? (Милосердие - это доброта и уважение, это любовь и сострадание к людям, стремление принести людям пользу и радость, быть отзывчивым на горе и беду другого человека, стремление оказать помощь и т.д.)

Давайте посмотрим, как дается толкование этого слова в словаре В. И. Даля:

    «Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность.»

А вот как объясняет это слово словарь С. И. Ожегова:

    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
    Милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

- Среди предложенных вам слов, выберите те, которые составляют понятие «милосердие».

Составьте из них цветок милосердия.

- А какие нравственные понятия вы не отн если к милосердию?

Равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

-Как вы считаете, к аких людей больше в нашей жизни? Милосердных или равнодушных?

Послушайте известную притчу о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...»

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает»? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Индейская притча перекликается с библейской притчей о двух началах за нашими плечами. Ангел – хранитель у нас за правым плечом стоит, его огорчать не надо. Он каждому доброму делу рад, улыбается и смеется. А за левым плечом в это время стонет и корчится бес. Ему плохо от наших добрых дел. А когда мы плохо поступаем, бес радуется и руки потирает. Зачем его радовать?

- Милосердие, ребята, - традиционная черта россиян, русского народа.

Издавна доброта ценилась на Руси. Р усский народ сложил немало пословиц о добре. Вот некоторые из них :

    Без добрых дел нет доброго имени.

    Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

    Доброе слово лучше мягкого пирога.

    Жизнь дана на добрые дела.
    За добро плати добром.

- Как вы понимаете пословицу: «Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!»

- «Сказать легко, сделать трудно» . Г оворить о милосердии легче, чем милосердно поступать . Ещё Аристотель сказал: «Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным; а быть справедливым в мыслях – не значит ещё быть справедливым на деле».

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так.... ( С.Островой )

Окунёмся в прошлое.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло своё выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».

Вспомним людей , несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.

Движени е сестер милосердия . Сёстры милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...

Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! К формированию движения сестёр милосердия приложили руку крестоносцы-госпитальеры, кардинал Ришелье, Николай Пирогов, знаменитый врач Федор Гааз, многие другие известные люди. О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя ".

В 1854 г. Великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях осажденного Севастополя.

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

Российский Красный Крест - неотъемлемая часть международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца , которое объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира . Ежегодно 233 миллиона человек становятся получателями помощи Красного Креста.

Мать Тереза. Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям - в который раз! - благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым.
В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили

Леонид Рошаль – это доктор, который появляется в самую сложную минуту. Война, теракт, завал – это те ситуации, в которых приходится работать, и где ему нет равных. Детский хирург, автор научных работ, обладатель многих титулов и орденов спас жизни не одному человеку.

«Милосердие и благотворительность да войдут в ваши сердца и станут душевной потребностью, которая в прошлом была присуща всем тем, кто составлял славу российскому предпринимательскому и купеческому делу, кто созидал национальную культуру, возводя стены храмов и монастырей, больниц и музеев, кто, возжигая светильник православной веры, воздвиг памятник величию и подвигу Святой Руси» атриарх Алекс ий II )

Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

- В чем, по- вашему, причины людского равнодушия и невнимания?

Н ельзя с помощью слов «заставить» человека быть милосердным. У человека или есть милосердие, или его нет, и словами тут не поможешь. Милосердие должно быть его нравственным убеждением. Если у человека есть совесть, то о милосердии он не задумывается, совершая поступки, мерилом которых является совесть.

«Поступай, как должно, не для видимости, не потому, что кто-то увидит твои хорошие поступки и похвалит тебя, а по велению собственной совести. Быть настоящим человеком наедине со своей совестью значительно труднее, чем на глазах людей, оценивающих твои поступки, одобряющих добро и порицающих зло. Отчитываться перед своей совестью значительно труднее, чем перед другим человеком» ( В.А.Сухомлинск ий)

- Нужно ли милосердие сегодня? В каких ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия?

1. Помо щь слабым, больным, маленьким.
2. Хорош ее отно шение к животным

3. Проявление ж ал ости и сочувствие к окружающим

4. Щедрость

5. У важительно е отно шение к ветеранам и людям пожилого возраста, к родителям.

- Говоря о милосердии , мы не можем не вспомнить «Золотое правило нравственности», которое гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31)

Творческое задание «Законы милосердия»
Представьте : Вас назначили правителем одной страны. Какие законы милосердия вы бы составили ?

(Класс делится на группы и составляет законы, которые затем заслушиваются и обсуждаются . Например: раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедного, накормить его вкусным обедом и подарить ему какой-нибудь подарок; в течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц ) .

- Можно ли воспитать милосердие в себе? Как выработать у себя доброе отношение к людям?

Начните с малого.

· Идя по улице с мамой, помоги те нести ей тяжелую сумку.

· Уступи те место в трамвае, автобусе пожилым людям.

· Защищайте девочек, маленьких детей.

· Не допускайте грубости.

· Старайтесь во всем помочь ближним.

· Будьте добр ы и милосердны!

Наш урок подошел к концу. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия? В сердце человека,
готовом любить, прощать, помогать друг другу, сопереживать. Оно не простое, а волшебное… и пусть ваше сердца поможет вам увидеть тех, кто нуждается в вашей помощи.

И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце были только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и окружающих вас людях.
И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?

Я хотела бы вам подарить памятку «Жизненных правил». Пусть она вам помогает в жизни.

    ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

Доброта начинается с любви к людям (прежде всего самым близким) и к природе. Будем развивать в себе чувство любви ко всему живому.
Научимся ненавидеть зло и равнодушие.
Давайте делать добрые, хорошие поступки.
Научимся владеть собой.

Попробу ем - и увиди м , какими теплыми, радостными, спокойными станут наши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет наше сердце .

Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

В современном обществе наиболее значимыми качествами личности являются активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т.п. Родители желают видеть своих детей наделёнными деловыми, волевыми и интеллектуальными качествами. Это объясняется сложной социально-экономической обстановкой, трудностями материальных условий жизни и как следствие - необходимостью воспитывать в детях способность к выживанию. Но забывая о нравственных качествах, мы рискуем остаться каждый - сам за себя, каждый - сам по себе. Тогда открываются ворота для жестокости, садизма и т.д. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение лучших чувств, создает условия жизни, бесчувственной к радостям и горестям других, тебя окружающих, без сопереживания животным и природе, без переживания радости собственного труда. Формируя ребенка, мы не только формируем его, - мы создаем будущее.

Нам нужна личность, способная сделать самостоятельный нравственный выбор, умеющая отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждения в нем любви, жалости, сострадания. Не случайно В. Белинский подчеркивал, «кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Ребенок не может стать личностью, гражданином и профессионалом без усвоения современных цивилизованных форм социального взаимодействия, признания значимости умений сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

В своей работе я поведу речь о таком нравственном качестве как милосердие. Само понятие этого качества в наши дни плохо дифференцируется. Многие родители считают, что для воспитания милосердия достаточно, что бы их дети читали добрые книжки, помогали родителям по хозяйству, ухаживали за животными. Часть родителей считает, что дети еще не способны проявлять бескорыстие, искреннее сочувствие, действенную помощь в силу возрастной незрелости.

Итак, что же такое милосердие? В «Толковом словаре» В.И. Даля этому понятию даётся такое определение: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь на деле…». Милосердие - это, иными словами, способность откликаться на чужую боль. Людям, обладающим этим качеством, свойственны чувства взаимопомощи, взаимопонимания. Они готовы бескорыстно помогать другим, прощать их из сострадания, человеколюбия. Таким людям присуще чувство сострадания по отношению к сироте, инвалиду, тяжело больному, немощному старику, человеку, попавшему в беду.

Милосердие как интегративное нравственное качество представляет собой сострадательную и деятельную любовь, которая служит основой для развития способностей человека к сопереживанию, сочувствию, душевной щедрости, бескорыстному оказанию помощи окружающим. Понимание милосердия как общечеловеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире. Любовь и сострадание к людям являются главными показателями проявления милосердия. При этом можно рассмотреть следующую совокупность признаков их проявления: сопереживание состоянию другого человека (отзывчивость), сочувствие, внутреннее стремление оказать поддержку другому, сердечность, встречный душевный отклик по отношению к окружающим, действенное участие в их судьбах.

Ей сопутствует возвышающая человека душевная работа, поднимающая на более высокий нравственный уровень его отношение к людям. В любви с особой силой развивается стремление к благополучию окружающих, к творению радости для них.

С точки зрения Б.Т. Лихачева любовь есть ощущение другого существа как самого себя. Нравственное ядро личности стимулирует саморазвитие в ней любви и сострадания всему живому. Именно сострадание, по мнению выдающегося ученого, заставляет ребенка глубоко почувствовать другого человека, его мучения. Определяя доброту и милосердие как ведущие нравственные качества личности, Б.Т. Лихачев подчеркивает, что от них зависит формирование духовного мира ребенка. Надо помнить, что ребенок добр не тогда, когда делится тем, чего у него самого много. В таких условиях может развиться показная щедрость, похвальба мнимой добротой. Настоящая доброта - в умении отказаться от собственного покоя и удовольствия ради того, чтобы доставить удовольствие другому.

Проблема воспитания милосердия имеет глубокие исторические корни. Мыслители прошлого, стремясь создать и отобразить идеал человека, в основе его личности видели любовь, сострадание, помощь и заботу о ближнем, и нуждающемся, способность к долготерпению. Вопросы воспитания людей на основе общечеловеческих ценностей и добродетелей рассматривались во многих этических концепциях.

Российская история имеет основательный теоретический и практический опыт воспитания у молодежи гуманного отношения, милосердия. В условиях современного российского общества в силу социально-политической, экономической, идеологической нестабильности как никогда значимой становится проблема воспитания человека милосердного, умеющего сострадать и сорадоваться, любить и заботиться о ближнем и нуждающемся, готового простить из человеколюбия, мягкосердечия.

Сегодня проблема формирования основ милосердия, приобретения ребенком эмоционально-нравственного опыта является особенно актуальной. Ведь формирование ценностных ориентации в обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у младших школьников опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение - в доступной для детей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации.

В становлении современных взглядов на проблему воспитания и развития милосердия у детей ценную роль играют идеи педагогики и психологии ненасилия, которые решают задачи, связанные с формированием соответствующей позиции у подрастающего поколения, ненасильственного взаимодействия с окружающими в любом виде деятельности ребенка.

Педагогика ненасилия ориентирует на построение бесконфликтных взаимоотношений между людьми и дает образцы конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в окружающем социуме. Значимыми и необходимыми в воспитании считаются такие личностные качества у детей, интеграция которых создает предпосылки для возникновения и развития ненасилия как особой жизненной позиции человека. Среди них выделяются миролюбие и терпимость.

Милосердие, выражающееся в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формирующееся в деятельности и общении можно назвать субъективным отношением. Я считаю милосердие социально - значимым качеством личности, которое формируется в педагогическом процессе.

В младшем школьном возрасте произвольность поведения распространяется на область чувств. Важнейшей характеристикой эмоционального аспекта является способность человека к эмпатии. Эмпатию как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей, следует рассматривать в качестве механизма воспитания и развития качества милосердия.

Эмпатийные переживания являются тем фундаментом, на котором строятся положительные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, формируются социально ценные качества личности. Работы ученых убеждают в том, что нравственные чувства младшего школьника мотивируют его гуманное отношение к окружающим, стимулируют проявление сочувствия и сопереживания, способствуют формированию бескорыстных форм взаимодействия, оказанию помощи нуждающимся, т.е. являются источником и движущей силой воспитания и развития милосердия.

Выше сказанное позволяет говорить о том, что особенностью младшего школьного возраста является предрасположенность к гуманности, милосердию, преобладание позитивных эмоций, личной активности, проявление естественного живого интереса к окружающим. Следовательно, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования нравственных качеств.

Уже к концу дошкольного периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других людей, старается понять мотивы их действий. Изменения, происходящие в мотивационной, поведенческой, волевой сферах, делают возможным уже с ранних детских лет формировать милосердие у младших школьников.

В начале работы по формированию милосердия у младших школьников необходимо выяснить, как они понимают это качество. Можно предложить детям в устной или письменной форме (в зависимости от возраста) ответить на вопрос «Что такое милосердие?». По ответам можно сделать выводы и скоординировать дальнейший план работы, выбрать необходимые методы и приемы.

Работа над формированием милосердия не должна сводиться просто к беседе, она должна охватывать весь учебный процесс. Этот вопрос можно подымать на уроках русского языка, чтения, во внеклассной работе и т.д.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: