Коренные малочисленные народы ленинградской области. Бренды финской одежды — комфорт, качество и практичность




Одежда отличалась составом, способом ношения, покроем, материалом, цветовой гаммой, орнаментом. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). Комплекс девичьей и женской нар. одежды финнов-эвримейсет Женская народная одежда, Пюхяярви Народная одежда финнов






На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Ее заменили городские виды костюма и переходные формы одежды, сложившиеся под влиянием городской моды. Женская народная одежда, Виипури Женская народная одежда, Койвисто Народная одежда финнов






Женская народная одежда, Койвисто Девичья народная одежда, о. Сескар В настоящее время народная одежда сохраняется и используется в праздничной культуре финнов, в выступлениях фольклорных ансамблей, театрализованных представлениях, спектаклях. Народная одежда финнов


Источник информации: Народная одежда финнов Выборгской губернии. XIX век. Из наследия: Комплект открыток/ Авторы- составители Д.А. Горб, И.П. Рыжова. – СПб, Народная одежда финнов

Если Вы решили провести отпуск в Финляндии, Вам просто необходимо знать некоторые обычаи и традиции этой удивительной страны. Допустим, знаете ли Вы, что финны очень любят смотреть новости? Это является своеобразной традицией, одним из ритуалов финской жизни. Еще несколько интересных финских фактов:
- Самая чистая вода в мире – в Финляндии. Финляндия – очень чистая страна с хорошей экологией. Реки и озера, города и поселки, леса и поля удивляют своей ухоженностью и выглядят просто прекрасно.
- Звучит удивительно, но финны не собирают грибы. Дело в том, что грибами питаются олени, и финны считают, что нельзя отнимать пищу у животных. Поэтому они предпочитают покупать шампиньоны в магазине.
- Большинство горожан рано ложатся спать, поэтому в Финляндии не следует шуметь после 22 часов. Вообще в вечернее время на финских улицах, особенно в небольших городах, редко можно встретить много людей.
- Магазины, торгующие спиртными напитками, в Финляндии закрываются в 20.00. Зато финские бары работают до 3.30 утра.
- Любимый предмет мебели любого человека, живущего в Финляндии – кровать. Именно она считается у финнов идеальным местом для отдыха и расслабления. Спать финны предпочитают на разноцветных простынях и пружинных матрасах.
- При разговоре жители Финляндии смотрят прямо в глаза собеседнику и не отводят их ни на секунду. Не стоит этому удивляться, просто смотрите на финнов так же!
Кроме этого, финны очень любят праздники, и в их календаре насчитывается целых 16 праздничных дат: 1 января – Новый Год. Ничто не сравнится со встречей Нового Года на родине Санта-Клауса, в Лапландии. Финские отели предлагают своим клиентам интереснейшую новогоднюю программу: праздничные мероприятия и карнавалы, катание на санях, верховых лошадях, или даже на собачьей упряжке, праздничные ужины, гонки на снегоходах и многое другое. А экскурсия в домик Санты непременно понравится Вашим детям! 6 января – Крещение, 14 апреля
- Страстная Пятница, 16 апреля - День светлого воскресения, Пасха, 17 апреля - Пасхальный понедельник, 1 мая - Первомайский праздник, 14 мая - День матери, 25 мая - Праздник Вознесения, 4 июня - Троица, 24 июня - Иванов день. Этот день имеет те же корни, что и русский праздник Ивана Купалы. В Финляндии Иванов день считается открытием летнего сезона. Финны с радостью празднуют наступление лета, они проводят этот праздник на природе, около водоемов – на берегах заливов и озер. Неизменным атрибутом Иванова дня являются «костры на воде» - финны разжигают костер на небольшом островке или даже на собственном плоту. Кроме этого, ни один Иванов день в Финляндии не обходится без посещения финской сауны, которая есть буквально при каждом курорте, отеле и турбазе. 4 ноября - День всех святых, 12 ноября - День отца, 6 декабря - День независимости, 24 декабря - Рождественский сочельник, 25 декабря – Рождество. Финляндия – отличное место для празднования Рождества. Там его можно встретить как угодно: провести вечер в уютном коттедже у камина, прокатиться на санях, запряженных северными оленями, подняться на вершину заснеженной горы, посетить дом Санта-Клауса… Выбор за Вами!


Традиционная финская женская одежда представлена полосатой юбкой с лифом-безрукавкой или кофтой. Замужние женщины носили льняной или кружевной чепец.
Мужской костюм состоял из штанов до колен, жилета, разнообразных курток, кафтанов.
На костюме юго-восточных финнов отдельные детали вышивались орнаментом, отражающим карельское и северорусское влияние.


Народные костюмы - в основном носились слой на слой. Каждый предмет одежды носят определенным способом, и он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Усилие было предпринято, чтобы сохранить эти особенности в национальных костюмах сегодня. Финское народное платье разделено на две широкие группы: западное и карельское. Эти две группы отличаются заметно по внешнему виду, хотя основные предметы одежды, составляющие костюмы, являются в значительной степени теми же самыми. Региональное изменение является более заметным в женском одеянии, в то время как мужское одеяние имеет тенденцию отражать общие преобладающие тенденции платья. Только в Карельских костюмах это региональное изменение столь тонкое, что возможно провести различия между различными округами. Костюм традиционного мужчины состоит из рубашки, длинных брюк или бриджей до колена, жилета, жакета или пальто, шляпы или кепки, шарфа, носков и ботинок. Костюм женщины состоит из блузы, юбки, лифчика или «киртла», передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Типичные принадлежности включают драгоценности, пояса, платки и «свободные карманы».

Западный финский костюм:

Отличительной особенностью западных финских народных костюмов было красочное множество полос, устроенных в различных образцах. Ткань использовалась великодушно, поскольку ткань, как полагали, была признаком богатства. Костюм Моухижарви (Mouhijarvi) - типичный западный финский костюм, показывает высокую схваченную блузу, полосатую юбку, вертикально полосатый передник и лифчик с короткой спиной и с тонкими лямками, и белые носки и черные ботинки. Костюм носят с кепкой "тыккимыссы", и черным жакетом из шерстяной ткани.
Костюм традиционной женщины типично показывает длинный ажурный лифчик и жакет до бедра, и использование полосатой ткани. Позже в 19-ом столетии, полосы стали прогрессивно более узкими, а лифчики стали одеваться покороче. Это развитие было сохранено в национальных костюмах, которые носят сегодня.
Женщины носят тану (tanu) матерчатую кепку, тыккимыссы (tykkimyssy) шелковую кепку, кепку в форме рога или имеющую форму шляпы.

Карельский Костюм

Шерстяная или полушерстяная ткань использовалась женских карельских костюмов - не совсем белая, черная, синяя, цвета индиго или красная. Хотя ткань используется экономно по сравнению с западной Финляндией, Карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Лифчики входят в прямое или свободное сокращение, вообще в единственном цвете, хотя часто вышиты в традиционном стиле. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос.
Оба и мужчины, и женщины носят носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти. Они вообще поддерживались подвязками. Обувь включает застежки для ботинок, черные блестящие ботинки, лодочки или мокасины из натуральной кожи, в зависимости от костюма.
Стандартные или дополнительные принадлежности включают драгоценности, пояса, шарфы, карманы и широкое множество лент.
http://www.national-costume.ru/

Финский костюм

Вот как описывает И.Г. Георги финский женский костюм: “Праздничный их сарафан бывает шелковым, подоле (подлиннее) будничных, с закраинами, выкладке подобному другого какого-нибудь цвету; вся передняя половина от колен до подолу распестрена узорчатым шитьем и низанными таким же образом змеиными головками, монетами и бисером. Пояс выложен жестяным набором и впереди закрепляется перевязью. На груди красиво также вышито платье и при том выложено змеиными головками и бисером. Шея покрыта великим множеством пронизок. Продетые сквозь большие серьги, многие, на пядень длиною, ленты висят по плечам и по широким, не собранным, коротким и цветною шерстью узорчато вышитым рубашечным рукавам. Голову покрывают, пристегнутою к шапочке фатою, которая простирается по спине, и пропущенная будучи под пояс, достает до самых пят, да под тою же фатою висит еще в ладонь шириною, корольками, и змеиными головками, унизанными и внизу бахромкою обшитый ремень, коим покрываются волосы”. (Корольки - янтарь, ужиные головки - раковины каури).

Исследователи отмечали, что финны для поездок в город одевали русскую одежду - у женщин это сарафан, повойник и та же верхняя одежда типа “армяка” – тип полупальто; у мужчин была русская одежда, но “Армяки их более открыты на груди, чем у русских и почти у всех украшены по швам спины синими или красными стрелками, а на воротах рубашек имеют всегда по круглой медной пряжке”. Позднее, к середине XIX века, национальная одежда, которую носили в своих деревнях, исчезла, сменившись на юбку и кофту. Обязательным был передник. Это было и в конце XIX века.

История финского народа ведет начало со второго тысячелетия до новой эры. Впрочем, первые письменные подтверждения появляются намного позже − в начале II в. н. э, когда о народе рассказывают античные авторы Тацит и Птолемей.

Происхождение

Чуть позже встречаются упоминания и в древнерусских летописях. В текстах говорится о племенах суоми и хямэ, проживающих на территории современной Финляндии. Летописцы называют их «сумь» и «емь».

Песни и сказания

Финский и карельский фольклор тесно связаны, так как имеют общие корни. Поэтому в научной литературе используется термин «карело-финский фольклор». Наиболее древними считаются похоронные и свадебные плачи. Их исполняли во время соответствующих ритуалов.

Но все же, самое значимое место в фольклоре отводится эпосу «Калевала ». Он считается ценнейшим наследием финнов.

Произведение состоит из множества историй-песен (рун), в которых повествуется о сотворении мира и героических подвигах. В эпосе содержатся народные мудрости, которые касаются и научных открытий древности. Например, отдельные тексты посвящены происхождению животных, открытию огня. Присутствует и тема промышленности. Так, рассказывается об изготовлении первопредками орудий труда и обработке железа. Раскрываются секреты ведения сельского хозяйства.

Не меньшее значение для финнов и карелов имеют народные баллады и песни-легенды. В этих произведениях идет речь о существовавших в средние века феодальных отношениях и распространении христианства.

Позднее народ складывает «песни о песнях» («laulut laulusta») и «песни печали» («huolilaulut»). В произведения приходят сложная иносказательная образность, авторы начинают использовать метафоры. Далее среди литературных жанров у финнов появляется любовная лирика. Авторы в песнях воспевают любовные страсти, радость и муки.

Говоря о финском фольклоре необходимо рассказать о «рекилаулу». Это аналог русских частушек. В песнях-четверостишиях финны описывали события местного значения. Нередко информация подавалась с долей юмора и насмешкой.

Письменность у финнов возникает в XVI веке, в период реформации. В это время Агрикола создает «Азбуку» и переводит Новый завет.

Финские музыкальные инструменты

Большое количество песенных жанров в фольклоре сказалось на народном творчестве. Финны увлеченно изготавливали музыкальные инструменты, звуки которых должны были сопровождать героические баллады.

Первое место по популярности по праву отдано кантеле. Этот щипковый инструмент внешне напоминает русские гусли. Звук из него извлекают также – перебирая пальцами металлические струны. Издавна такая музыкальная мелодия сопровождает чтение рун эпоса «Калевала».

Второе почетное место занимает юхоко (йоухиканнель, йоухикантеле). Это также струнный инструмент, только вместо металла мастера используют волосяные или жильные струны, а звук извлекают, проводя по ним смычком. Традиционно мелодия сопровождала пение, но позднее появляются танцевальные наигрыши.

Танцы

Большинство финских народных танцев представляют собой смесь старинных придворных танцев и бальных. Такой отпечаток, скорее, наложила политическая история страны. Начиная с XII века, страна была сначала захвачена Швецией, а в XIX веке вошла в состав Российской империи. В результате, западные регионы впитали в себя европейскую культуру, а восточные – российскую.

Финские народные танцы совершенно не зависят от музыкального сопровождения. Танцоры делают акцент не на привлекательность человеческого тела, а на физическое начало танца, силу. Наиболее энергична по исполнению парная финская полька с легкими подскоками и поворотами.

Самый известный финский танец «кароль» в свое время получил особую популярность во Франции и распространился по всей Европе. Он дольно прост в исполнении: группа выстраивается в цепочку и синхронно двигается под аккомпанемент собственного пения. Танцоры могли двигаться по прямой линии, зигзагом или остановиться или кружиться на месте. Танец остается популярным и сейчас, особенно во время свадеб. Ведущий обычно начинает рассказывать балладу, а танцоры постепенно присоединялись к нему.

Кроме этого, у финнов существуют аналоги хороводов. Среди них «Piiritanhut», «Kisat», и «Piirileikki». От других танцев они отличаются разнообразием круговых фигур.

Костюмы

Самобытность финского народа выражается и в традиционных костюмах, которые отличаются уникальной многослойностью, а каждая деталь одевается по-особенному.

Вообще современный финский костюм раньше не был народным. Это копия торжественных одеяний XVIII-XIX веков. В далекие времена он рассказывал о принадлежности своего обладателя к высшему сословию. А традиционные одеяния делятся на две группы: западную и карельскую. Мужские костюмы каждой из них отличаются не сильно, в отличие от женских платьев.

Западные финки одевали передник с вертикальными полосками, высокую перехваченную блузу, полосатую юбку, белые носки и черные ботинки. При желании костюм можно было дополнить жакетом из шерсти и кепкой. Такой стиль и сегодня носит названием Mouhijarvi.

В карельский национальный костюм входит плиссированная юбка, блузка, передник, лифчик «киртла», головной убор, гольфы и ботинки. Цветовая палитра тканей разнообразна. Это могут быть синие, черные, грязно-белые, красные или цвета индиго. Обладательницы костюма подчеркивали богатство семьи, используя кружево и вышивку.

Финляндия – страна с не самым благоприятным климатом, поэтому создание теплой одежды уходит корнями в далекую истории. Издревле финки увлечены вязкой. Они создают шапки, шарфы, перчатки, варежки, носки, гольфы и свитеры. И в этом творчестве люди добились успеха. Для декаративно-прикладного искусства финнов характерна художественная вязка.

А мужское население увлечено созданием изделий из дерева, соломы, рога и бересты. Особое значение для каждого имеет мастерство изготовления финского ножа («финки») и кожаных ножен для него.

И сегодня финны живут по законам предков. Опираясь на них, люди работают и развлекаются. Они чтят народные баллады, которые рассказывают людям о том, как обустроить свою жизнь и стать счастливым. Вместе с тем, народ не противится новшествам, которые вливаются в культуру, тесно сплетаясь с традициями, выводят жизнь на новый уровень.

Светлана Лянгасова

Народный костюм из обихода исчез и используется только для выступлений ансамблей народного танца, певческих хоров, иногда как праздничная одежда.

Дольше всего народная одежда сохранялась у женщин восточной части страны, в Саво и особенно в Карьяла. Для женской одежды этих районов была характерна рубаха, украшенная на груди вышивкой (rekkopaita ). Вышивка имела форму прямоугольника, шитого геометрическим орнаментом, преимущественно красными нитками, и располагалась прямо от шеи посредине груди. Разрез был слева, по краю вышивки, и застегивался у горла пряжкой. Вышивка на рубахе была видна в вырез верхней одежды - белого сермяжного или льняного полудлинного кафтана в талию (viitta ) или верхней кофты свободного покроя длиной до середины бедер (kosto ). В восточной части страны очень долго, кое-где до начала XIX в., сохранялась несшитая поясная одежда (hurstut ). Она состояла из двух полотнищ, которые на лямках, идущих через плечо, закрывали одно правый, другое - левый бок. Аналогичная форма одежды сравнительно недавно еще бытовала у ижоры Ленинградской области в районе Ковашей. Юбки и лифы проникли из западной Финляндии в восточную сравнительно поздно, причем и с этой одеждой иногда надевалось еще полотнище на лямке, пережиток несшитой одежды. В Карьяла юбки на поясе особого распространения не получили, в пограничные районы Карьяла, напротив, из русской Карелии проник сарафан. Интересно, что православное население восточных районов еще в средние века заимствовало у русских в качестве головного убора замужней женщины вышитую сороку (harakka , sorokka ), в то время как у лютеран дольше сохранялся старинный полотен- чатый головной убор (huntu ), под который волосы, свернутые жгутами, укладывались особым образом. Девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Обязательной принадлежностью женского костюма был передник, украшенный вышивкой, кружевами или тканым орнаментом.

Старые формы женской одежды западных районов страны известны плохо. С конца средних веков здесь стал обычным костюм, состоявший из рубахи и блузы, поверх которой надевалась юбка на поясе (vyotdrdhame ). Сначала юбки шили из однотонной ткани, затем распространились полосатые и клетчатые, Поверх блузы надевался лиф (lilvi ), оставлявший открытыми белые рукава и грудь кофты. Широко распространены были наплечные платки. Поверх юбки повязывали передник. Замужние женщины носили различного типа чепцы на твердой основе, девушки - открытые головные уборы.

Одежда женщин в северных районах была сходна с западной. На островах Финского залива - на Сейскари и Лавансари - одежда женщин короткой, не доходящей до пояса широкой блузкой напоминала северноэстонскую.

Мужской костюм в большинстве районов страны состоял из штанов чуть длиннее колена, белой рубахи, жилета, куртки и кафтана. На ногах и муж-

чины и женщины носили шерстяные чулки, постолы из цельного куска кожи или с треугольной вставкой на подъеме, лапти из бересты или лыка. Мужчины носили и высокие сапоги.

Пища

В феодальный период очень ощутим был в Финляндии недостаток своего хлеба, что сказывалось даже в урожайные годы.

Только в юго-западных районах крестьяне ели в будние дни хлеб из чистой муки, в остальной Финляндии его пекли лишь по праздникам. Обычно же в муку добавлялись различные примеси - мякина, гороховая ботва, тростник, капуста, а чаще всего заболонь (сосновая кора), которую в больших количествах заготовляли в начале лета, перед Ивановым днем («сосновые дни»).

Из повседневных блюд были характерны каши из муки и круп, преимущественно ячменной, а также овощные похлебки из брюквы, репы, гороховые и бобовые супы. Капусты ели мало; квашение ее было распространено только в карельских районах, паши и кашица из овощей до сих пор занимают большое место в народной кухне.

Круглый год шла в пищу рыба, которую в прошлом часто заготовляли впрок в квашеном виде. Еще в XVIII в. квашеная рыба употреблялась в Финляндии повсеместно, а в восточных районах и у лопарей ее квасили и в начале XX в. Ели рыбу также в соленом, сушеном и свежем виде. Рыбные блюда и сейчас занимают большое место в рационе. В XIX в. после убоя скота лучшие части туши продавали, оставляя себе небольшой запас мяса, а также кости и ножки для супов и студня. В западных районах страны употребляли в пищу и кровь (готовили кровяные колбасы, пекли блины). Молоко, как и сейчас, шло в пищу преимущественно квашеное и по большей части снятое.

Восточная и западная части Финляндии имеют локальные отличия в приготовлении пищи. Особенно ярко проявляются они в способе печения хлеба. В западных районах хлеб выпекается в виде кислых лепешек с круглым отверстием в центре (reikaleipa ) . Лепешки пекли сразу на несколько месяцев и хранили нанизанными на тонкие жерди. В восточных районах пекут высокий кислый хлеб, как у восточных славян. И в западных и в восточных районах едят толокно (talkkuna ), но состав злаков, из которых его готовят, различен. Различно приготовляют и простоквашу - в западных районах тянущуюся (pitka piima ), а в восточных - комковую, аналогичную русской «ломтихе».

Только для восточной части страны характерно приготовление рыбников (пирогов с рыбой), только в западной ее части крестьянам известно изготовление твердого сыра.

Из напитков в прошлом приготовляли различные квасы, варили солодовое пиво. С середины прошлого века стал распространяться кофе, превратившийся со временем в национальный напиток.

По праздникам готовили различные традиционные кушанья. Например, на масленицу обязательным был гороховый суп со свиными ножками, на пасху - мямми (mammi ) - особый сладкий хлеб из солодовой муки и т. д. Многие традиционные блюда приготовляют на праздники и до сих пор не только в деревне, но и в городе. Так, на рождество стараются запечь окорок, особым способом приготовить сушеную треску с картошкой, сделать запеканку из брюквы. Наряду с этим в деревенскую кухню в наши дни широко проникли городские рецепты различных супов, мясных блюд, кондитерских изделий и т. д. Это привело к значительному стиранию старых локальных различий в пище.

КОСТЮМ ИНГЕРМАНЛАНДСКИХ ФИННОВ

Мужская одежда

Мужской костюм у всех ингерманландских финнов был схож (см. цветные иллюстрации IX, Х и XII) . Лишь в отдалённых деревнях Северной Ингерманландии и по берегам нижнего течения реки Луги дольше сохранялась старинная белая одежда. Мужчины носили летом полотняные, зимой - суконные штаны хоусут (housut ). Рубаха пайта (paita ), сшитая из небелёного или белого холста, имела прямой разрез на груди и застегивалась на одну пуговицу или на завязки. У финнов, живущих по берегам реки Луги, рубаха могла быть украшена вышивкой понизу и на груди.

Верхней одеждой у финнов слу-жили белые, серые, коричневые или синие длинные суконные кафтаны виитта (viitta ), сшитые в талию, с клиньями, расши-ряющимися от пояса. Тёплой одеждой была поддёвка поттиэкка (ро ttiekka ) и овчинная шу-ба туркки (turkki ). Финны-эурямёйсет особенно долго сохраняли старинные шляпы ляаппя или лияппя (l ää pp ä, li ä pp ä ), похожие на шляпы питерских извозчиков. Эти широкополые шляпы с невысокой тульей делали из войлока чёрного, серого или коричневого цвета, и украшали шёлковой или бархатной лентой с пряжками из олова или серебра. Финны-савакот с конца XIX века стали носить городские фуражки и кепки. Обувь обычно была кожаная, домашнего изготовления - уулаттисааппаат (uulattisaappaat ), но носили и высокие покупные сапоги. Это считалось признаком богатства владельца, и часто на ингерманландских дорогах можно было встретить босого финна, несущего сапоги за спиной и одевавшего их только при входе в деревню или город.

Женская одежда

Народная одежда ингерманландских финок была невероятно красива, красочна и разнообразна. Она неизменно вызывала восхищение у всех, кто когда-либо видел её. Известный исследователь фольклора Ф.А. Саксбек во время свой поездки по Ингерманландии писал в своём путевом дневнике: «Приятно было утром на Троицу видеть женщин, сидящих на церковной горе. Там были белые, красные и синие краски, словно цветы на поле».

Изготовление одежды, особенно праздничной, требовало от мастерицы большого знания, значительного времени, огромного искусства и точного глаза. Ингерманландские финки шили свою одежду, в основном, весной, когда дни становились светлее, а до посевных работ ещё оставалось время.

Кроме главного разделения женского костюма на одежду финок-эурямёйсет и финок-савакот, почти в каждом приходе были свои отличия и цветовые предпочтения, формы кроя и любимые орнаменты вышивок.

Одежда финок-эурямёйсет

Одежда финок-эурямёйсет признавалась самой нарядной в Ингерманландии. Она сохранила многие древние черты костюма Карельского перешейка и поэтому отличалась сложным старинным покроем и большим количеством вышитых элементов. Петербургская финская газета Pietarin Sanomat в 1870 году писала про костюм эурямёйсет: «Это было действительно что-то прочное и уважаемое, собственное народное, что-то, что напоминает в душе о древнем народном женском благородстве, о девушках и женщинах нашей Калевалы».

В Ингерманландии в каждом приходе, где жили финны-эурямёйсет, женская одежда была немного разной. Обычно говорили, что «в Тюрё она была более грубого вида, в Хиетамяки - более красивая, а в Туутари - самая красивая». При этом самой нарядной считалась женская эурямёйсская одежда Центральной Ингерманландии (см. цветную иллюстрацию XII) .

У финнов был обычай обновлять новые одежды при хождении в церковь. И именно церковная одежда кирккопуку (kirkko р uku ) была из всех одежд самой важной, ценной и лучшей. Когда новый костюм был сшит, прежняя церковная одежда становилась будничной.

Костюм финки-эурямёйсет состоял из рубахи пайта или рэккопайта (paita , rekkopaita ), сарафана хартиусхамэ (hartiushame ) или юбки хамэ (hame ), передника, пояса и головного убора

Мы подробно опишем костюм, который носили в приходах Тюрё и Туутари в конце XIX века (см. цветную иллюстрацию XIII). Также упомянем об особенностях одежды финок-эурямёйсет других приходов.

Основу костюма составляла рубаха рэккопайта (rekko paita ). Её верхняя плечевая часть, так называемая улисэт (yliset ), изготавливалась из льняной тонкой узорчатой ткани муртикайнэн (murtikainen ), которую ткали из 6 нитей, чаще всего «в ромбик». Низ рубахи алисэт (aliset ) обычно делали из более толстой ткани. Главным украшением такой рубахи было рэкко (rekko ) - расположенная на груди у ворота деталь в форме прямоугольника или усечённого конуса (см. цветную иллюстрацию XIV). Рэкко было невероятно красиво, и его изготовление требовало очень большого времени. Его искусно вышивали яркими красными, жёлтыми, зелёными и синими нитками в гобеленовой технике, «косым стежком», «крестом», «настилом». В праздничной одежде рэкко вышивали тонкими шерстяными нитками, а для повседневной одежды годились льняные и хлопковые нити. Ворот рубахи каулус (kaulus ), украшения верхней части рукавов и их нижние края были вышиты нитями, всегда такими же, как и рэкко . Сами рукава были длинными и широкими, внизу либо были свободными, либо стягивались в сборку в 3-5 см от края, либо (в более поздних вариантах) заканчивались манжетами. В летнюю жару был обычай подтягивать низ рукава к верхней части локтя, отчего они красиво ниспадали широкими складками. Рубаху у ворота скрепляли круглой пряжкой солки (solki ), серебряной или посеребренной. С возрастом размер используемой солки уменьшался.

Праздничная юбка-сарафан хартиусхамэ (hartiushame ) изготавливалась из тёмно-синего или чёрного плотного сукна, а её верхняя часть, располагавшаяся выше пояса - так называемая хартъюксэт (hartjukset ) - шилась из пурпурно-красного тонкого сукна, вышитого по краям разноцветной шерстью. В приходе Спанккова в украшении краёв использовали даже жемчужины. Такие нарядные яркие суконные юбки-сарафаны носили только по праздникам, а для будничной одежды и, особенно, для одежды девочек их часто шили из грубой шерсти или льна красного или сине-фиолетового цвета. Спинка юбки-сарафана - сэлкямя (selk ä m ä ) - была вышита тонкими многоцветными нитями, а внизу на неё нашивали особую деталь листи (listi ) из тёмно-красного толстого сукна или из расшитого цветистого бархата. Подол юбки хэльмустин (helmustin ) был украшен узкой полосой красной ткани.

Такую юбку-сарафан по праздникам дважды опоясывали тонким поясом вирон вюо (vironvy ö - «эстонский пояс») с длинными кистями тёппяят (t ö pp ää t ) или тёпёт (t ö p ö t ), которые свисали, доходя до края передника. В будни носили другой пояс - лаппавюо (lappavy ö -пряжковый пояс ). Этот красивый и тяжелый пояс был сделан из домашней свиной кожи, на нём были нанизаны узорные медные пряжки, число которых увеличивали с течением времени и изменениями фигуры. Такой пояс входил в приданое невесты и, кстати, был обычным хорошим средством воспитания в руках матери, когда детей следовало наказать.

Нарядным дополнением одежды был сделанный из тонкой ткани передник полле (polle ). Его украшали понизу полосой разноцветной вышивки и широким цветным кружевом круусева (kruuseva - от русск. кружево ) или бахромой. По праздничным дням, и, непременно, в свадебные дни носили белые узорчатые перчатки, вязанные из тонкой льняной пряжи.

Волосы у всех женщин всегда были подстрижены. Эурямёйсские девушки обычно делали прямой пробор посередине, лишь у девушек из прихода Тюрё была челка, за что над ними в соседних приходах посмеивались и пели:

Tyröss’ on tytöt kopeat,

liinaharjat, laukkiotsat,

k ä yv ä t Kaarostan katua .

В Тюрё девушки спесивы,

Льняные гривы, подрезанные лбы,

Ходят по улице Кааросты.

На девушках были особым образом сделанные головные украшения сэппэль или сяппяль (seppel , s ä pp ä l ), по форме напоминающий обруч. Этот необычный головной убор делали из красного сукна, часто украшали бисером и перламутром, а посредине пришивали ряд оловянных «кнопок» с острыми шипами. По мнению самих финнов, девушки носили сяппяль как средство защиты от парней. Замужние женщины тоже подстригали волосы, оставляя сбоку длинную прядь, за которую крепили к голове особое приспособление сюкерёт (syker ö t ), на котором держался и сохранял форму головной убор. Сюкерёт делали из железной проволоки, вокруг оборачивали льном, чтобы ржавчина не испортила одеваемый поверх головной убор. Такой убор под названием хунту (huntu ) шили из снежно-белого тонкого льна. Этот головной убор был настолько прост и изящен, что известный исследователь Ингерманландии А. Альквист назвал хунту «короной и цветком сути эурямёйсет».

Замужние женщины на голову поверх хунту еще надевали платок корвелус (korvelus ) или корвариепу (korvariepu ), который часто делали из зелёной атласной ткани, а края на нём были обычно красные или цветастые.

На ноги натягивали чулки, а поверх - ноговицы кальсут (kalsut ), разновидность гетров. Зимой их делали двойными: из красного сукна на холстинной подкладке. Летом же женщины часто ходили босиком, надевая на ноги лишь белые льняные кальсут. Кальсут закрепляли на ногах узкими оборами паулат (paulat ), зимой - чаще всего тёмно-синими шерстяными, летом - белыми льняными. Финны-савакот, считавшие финнов-эурямёйсет слишком «архаичными» в костюме, смеялись над костюмом эурямёйсет, пародируя особенности их диалекта: Mie ko nakroin mein kakrapelloss kalsun paklat kaklassain (Я когда смеялась, шла на овсяное поле с завязками от кальсут на шее ).

Часто использовали и узорчатые вязаные носки. На ногах обычно носили кожаные туфли домашнего изготовления липоккаат (l ipokkat). По праздникам многие девушки стремились надеть сшитые из чёрной кожи туфли сикерит (sikerit ) с острыми носами, с краями, украшенными красной юфтевой кожей. На месте пятки нашивали кожаные украшения различного цвета, оттуда же уходили и завязки, крепящие обувь к ногам. Каблуки были часто подбиты большими каблучными гвоздями - и часто на вечерних посиделках именно перестук таких каблуков на дощатых полах служил главным сопровождением танцев. Для лесных работ (особенно в Северной Ингерманландии) использовали плетёную из бересты обувь - лапти и ступни вирсут (virsut ).

В прохладную летнюю погоду и в праздники финки-эурямёйсет носили короткий белый льняной полукафтан костоли (kostoli) , сшитый в талию и расклешенный от пояса (см. цветную иллюстрацию XI)нки-эурямейсет адывалию юбку из рямйсет носили такую же украшенную вышивкой рубаху,Российской академии наук. вском языке). . В таком наряде шли в церковь первый раз в году летом, на Воз-несение, и этот праздник в народе называли "костольным" (kostolipyhä). Шили костоли чаще всего из белой покупной диагонали, и часто вдоль полочек до талии располагали узкие полосы вышивки шерстяными нитями. Вышивка на костоли невероятно красива: «точечным» крестом, тамбурным швом, косыми стежками мастерицы настолько искусно вышивали эту простую по покрою одежду, что она становилась настоящим произведением искусства!

Весной и осенью эурямёйсские женщины надевали длинный или полудлинный кафтан виитта (viitta ), который был сделан из тонкой грубой шерсти (см. цветную иллюстрацию XI). Это «пальто» было очень женственно по покрою и удивительно красиво по отделке. Стоячий воротник виитты делали из пурпурно-красного тонкого сукна. Правую полочку украшали красными и синими нитями, а на уровне пояса пришивали небольшой кусок замши сяамюскя (s ää mysk ä - русск. замша ), на который нашивали застежку-крючок. Края рукавов и верхушки больших складок на спине были также отделаны желтой замшей и украшены красными, синими и зелёными нитями. Позднее появились и синие виитты: их носили весной и летом, а белые - осенью и зимой. На плечах обычно завязывали платок риепу (riepu ) или каулаваате (kaulavaate ), а поверх надевали бусы рипукка (ripukka ), часто в две нити.

Главной зимней одеждой для эурямёйсской женщины была шуба туркки (turkki ). Её шили из тёмно-синего тонкого сукна, а подкладкой была овчина чёрного цвета. Вокруг шеи и спереди пришивали котсикат (kotsikat ) или котикат (kotikat ) (от русск. котик - кошачий мех ), а по краям рукавов - тёмно-серый мех «заграничного зверя». Шубу плотно подвязывали разноцветным поясом вюо (vy ö ). Поверх шубы носили ещё жёлтые янтарные бусы янтари-хэльмия (janttari - helmi ä ).

В Северной Ингерманландии финки-эурямёйсет носили такую же украшенную вышивкой рубаху рэккопайта (rekkopaita ), а поверх надевали длинную юбку из синей, чёрной или коричневой полушерсти, по подолу которой шёл волан из красной покупной ткани или цветная покромка, тканая на берде (см. цветную иллюстрацию IX). На такой юбке закладывали более 40 складок, а тонкий притачной пояс застегивали на пуговицу. На голову местные финки крепили хунту (huntu) - в этих северных деревнях он имел совсем иную форму и напоминал небольшой гофрированный полотняный кружо-чек, который прикреплялся к волосам в верхней части лба. С таким хунту на лбу замужняя женщина могла ходить и с непокрытой го-ловой, а если надевала платок, то так, чтобы хунту оставался виден.

В западных районах Ингерманландии финки-эурямёйсет льняную рубаху вышивкой не украшали и носили обычную однотонную или полосатую юбку из шерсти или полушерсти. Девушки поверх длинной косы повязывали ленту, а замужние женщины надевали белые полотняные чепцы с кружевом по краю, присборенные и стянутые сзади лентой, или белые головные уборы, похожие на русскую «кичку» без жесткого каркаса.

Эурямёйсет очень долго сохраняли свой особый костюм и говорили, что «меняющий свою одежду и меняющий свою веру находятся в одном и том же месте». Но в конце XIX века их старинный костюм стал изменяться самыми быстрыми шагами. Раньше эурямёйсская одежда делалась от начала до конца дома, только платки обычно покупали у торговцев. Но уже в 1870-х годах стали покупать сукно на плечевую часть сарафана, жемчуг для сяппели и «кнопки» у ходивших карельских коробейников лаукку-рюссит (laukku - ryssit - сумочно-русски х). В их товарных лотках находили и ткань для хунту , и покупные цветные нитки (они даже получили у местных финок особое название риккаатлангат (богатые нитки ). В те времена стали покупали у торговцев готовые шубы, чаще всего «из города» (linnasta ) - из Петербурга. Вместо старинного кафтана виитта появились русские коухтат (kouhtat ) и капотит (kapotit ). Во многих деревнях девушки стали ходить одетыми, как савакот, хотя их мате-ри были эурямёйсет.

Одежда финок-савакот

Костюм финок-савакот был иной: они носили рубаху пайта (paita ), держащуюся на та-лии юбку хамэ (hame ), лиф лииви (liivi ) или кофту танкки (tankki ), передники и головные уборы разнообразной формы (см. цветную иллюстрацию XV).

Рубаху пайта (paita ) шили из белого льняного полотна с разрезом посредине груди, застегивающимся на пуговицу или скрепленным круглой застёжкой солки (solki ). Обычно рубахи не вышивались, но иногда по вороту располагали полосу незатейливой вышивки. Рукава рубах были широкими, чаще всего полудлинными. Манжеты, отороченные красивым кружевом, вязаным крючком или на коклюшках, завя-зывались у локтя так, чтобы нижняя часть руки была открыта. Поверх рубахи надевали безрукавный лиф лииви (liivi) или кофту танкки (tankki). Их часто шили также из сукна или покупной ткани. Лифы отделывали тесь-мой, застёгивались они или по всей длине, или в двух местах - на груди и на талии. Кофты спереди, вдоль сплошной застёжки, и вокруг шеи украшались белой рюшем. Юбки хамэ (hame ), собранные на талии в сборку, шили из шерстяной или полушерстяной ткани, однотонной, полосатой или клетчатой. Иногда в празд-ники надевали по две юбки, причём верхняя могла быть из ситца. Передники обычно были белые, украшенные белым или чёрным кружевом, иногда с затканными полосами или с вышивкой. Девушки заплетали волосы в косу, на голову повязывали ленту. Замужние женщины носили мягкие чепцы лакки (lakk i ), плотно покрывавшие голову и отделанные по краю кружевом.

Самой яркой считалась одежда женщин-савакот из числа так назы-ваемых «настоящих государственных» (varsinaiset vallanomat) из фин-ских приходов Кельтто, Ряяпювя и Токсова, расположенных к северу от реки Невы. Когда-то эти земли принадлежали князю Григорию Потемкину, и ещё во времена крепостного права местным крестьянам запре-щалось вступать в брак за пределами княжеских владений. Но здешние финны и не стремились к этому, считая себя более высокими по положению, чем окружающее население. Одеж-да женщин этих деревень, по покрою обычная для финок-савакот, выделялась своими яркими цветами. Особо следует отметить местные названия цветных тканей: здесь не говорили «светло-красная» или «тёмно-синяя» ткань, как в Финляндии. Местные финки как бы подчеркивали личное творчество каждой мастерицы, давая тканям такие названия, как, например, «юбочная ткань невесток из дома Костерила», «ткань церковной юбки свекрови из дома Паавола» или «ткань передника Анни, жены Симо» и т.д.

И всё же самым главным здесь был красный цвет: «Чем краснее, тем лучше!». Особенно красива была летняя одежда, которую носили с Вознесения почти до зимы, до осеннего праздника Миккели . Полушерстяную ткань для юбок ткали яркими красными квадратами или, реже, полосами, добавляя для контраста жёлтые, синие или зелёные нити. Лифы и кофты тоже шили из красной клетчатой или цветастой ткани, отделывая их по краю яркой зелёной или голубой лентой. Такие лифы очень выгодно подчеркивали красоту статных ингерманландских финок: они застегивались у ворота и на талии, образуя на груди расходящимися краями лифа овальные просветы. И передники тоже делали из красной «клетки». Часто из города специально привозили дорогой красный клетчатый шёлк, и обладательницы шёлковой одежды на деревенских танцах в свои хороводы не пускали девушек в ситцевых юбках. В праздники и женщины, и девушки для демонстрации своего богатства надевали по несколько лифов, так, чтобы край нижнего был виден из-под верхнего, и было ясно, сколько их надето. Наплечные платки у девушек были также красных тонов. Девушки носили на голове венец пинтэли (pinteli ) из красной шёлковой ленты с вышитыми цветами, с длинны-ми концами, спускающимися по спине, или красные косынки. Женщины покры-вали голову белым чепцом с кружевом по краю. В праздники носили «господскую обувь» - хорошие покупные башмаки на высоком каблуке.

Похожей на эту была женская одежда савакот и в приходе Туутари (окрестности Дудергофа). Юбки здесь были полосатые, с красными, белыми, синими и зелёными полосами, а ли-фы и кофты - ярко красные, обычно шёлковые. Девушки заплетали волосы в две косы и укладывали в пучок на темени, а вокруг него обвязывалась красная лента, концы которой спускались на спину. Женщины покрывали голову мягким чепцом лакки (lakki ), собранным в сборку.

В приходе Ярвисаари и Марккова женщины предпочитали зелёные и жёлтые цвета в одежде. И даже головной убор в форме русского повойника здесь шили из зелёного покупного атласа.

В западных частях Ингерманландии, по берегам реки Луги и на Кургальском полуострове, финки так же, как водь и ижора этих мест, надевали «ижорские» рубахи с украшенными красным ситцем поликами и красивейшей вышивкой с архаичными узорами птиц, женщин и замысловатыми геометрическими орнаментами. Но, в отличие от местных православных, замужние финки не носили красивые головные полотенчатые уборы саппано , а покрывали голову чепцами или особым образом (с узлом сзади) повязывали платки. В конце XIX века местные финки стали носить летом «круглые» сарафаны русского типа сначала из домотканого льна синего, чёрного, реже коричневого цвета, позднее из цветной набойки и яркого покупного ситца.

Зимой же по-прежнему надевали шерстяные и полушерстяные юбки чёрного, красного, зелёного и синего цвета, чаще всего с яркими разноцветными широкими и узкими полосами (см. цветную иллюстрацию XVI). При этом, в зависимости от деревни, полосы на юбках могли располагаться и вертикально (как в деревнях Нижней Луги), и горизонтально (как на Кургальском полуострове). Под юбку надевали нижнюю белую льняную юбку с полосой вышивки понизу.

Верхней одеждой финок-савакот, нижнелужских и кургальских финнов также служили с весны до осени полукафтаны и кафтаны виитта (viitta ), зимой - шубы туркки (turkki ).

Конькова О.И., 2014



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: