Консультация " Нужно ли учить детей играть? Надо ли учить ребенка читать и писать до школы.

Ответить можно однозначно: необходимо. Проведенные психологами исследования показывают, что сам по себе малыш не начнет играть, его игровая деятельность появится только под контролем родителей, в случае совместных игр с ними. Именно взрослый может объяснить ребенку, как брать игрушку, что с ней делать, а также указывает цели игры.

С чего начать обучение малыша играть? Для начала ребенка нужно заинтересовать. Можно поставить маленькую сценку перед ним, например, покормить куклу, сводить на прогулку, покатать на лошади, искупать ее и уложить спать. Если у малыша есть любимый стишок или сказка, то можно и ее инсценировать. Не забывайте, что игры с ребенком не должны превратиться в занятия. Не думайте, что вам достаточно будет показать ребенку, как надо действовать. Просто предложив повторить ему эти действия, вы не добьетесь того, чтоб ребенок увлекся игрой. Для достижения такого результата, взрослый и сам должен увлечься, проявить настоящие эмоции, которые заинтересовали бы малыша.

В процессе игры старайтесь плавно переходить от одного действия к следующему, применяя элементы планирования. К примеру, «Машенька голодная. Для того чтоб покормит ее, нужно приготовить кашу. Давай сначала сварим кашу, а потом накормим Машеньку». И вместе с ребенком готовьте кашу для куклы Маши, и затем вместе кормите ее. Так ребенок сможет понять, что эти действия связаны между собой, и из одного действия вытекает второе.

Во время игры в кубики ребенок обычно бесцельно складывает их один на другой. Попробуйте объяснить ему, что из них можно построить домик для собачки или сделать кроватку для куклы.

Лучше всего начинать обучение ребенка играм с теми предметами, которые более похожи на реальные. В развивающие игры для детей постепенно нужно вводить элементы замены. К примеру, во время игры с куклой вы хотите покормить ее морковкой. Поищите ее среди других игрушек, хоть ее там и нет. Ребенок будет внимательно за вами наблюдать. Найдите любой конусообразный предмет и радостно скажите: «Вот и морковка нашлась!». Поднесите ко рту куклы и говорите: «Кушай, Машенька, вкусную и сладкую морковку!». Как правило, ребенок удивляется и радуется, однако спешит повторить все ваши действия.

Когда ребенку исполнится год, вы можете постепенно вводить в игры элементы конструирования, которые способствуют развитию наглядно-образного мышления, восприятию, умению соотносить формы различных предметов. Значительную пользу могут принести различные наборы строительных материалов. Когда малышу надоест играть так, как он сам умеет, можно предложить ему построить из кубиков домик для собачки, мебель и машинку для кукол. Фантазируйте и придумывайте различные сюжеты в таком же ключе. Не рекомендуется сооружать большие и громоздкие строения, так как ребенок может устать от такой игры и потерять ее смысл. Не нужно использовать множество различных элементов конструктора, достаточно двух-трех, например параллелепипеда, кубика и призмы. Ребенок не поймет научных названий этих предметов, они ему не нужны. Достаточно, чтоб он называл их по аналогии с уже знакомыми предметами: кирпичик, кубик и т.д.

К окончанию раннего возраста в игру рекомендуется вводить элементы ролевого поведения. То есть, когда ребенок действует каким-либо образом, он представляет себя кем-то отличающимся от себя, к примеру, папой, мамой, врачом и др. В возрасте двух лет малыша можно постепенно знакомить с некоторыми ролевыми позициями. Так, наблюдая за его игрой, можете говорить: «Катенька, ты кормишь свою дочку, как мама!». Эти слова позволят девочке по-другому взглянуть на свои действия.

Читающий до школы ребенок – это гордость не только для мамы и папы, но и для бабушки и дедушки. Даже если он больше практически ничего не знает и не умеет – это не особо важно. Главное, что он умеет читать. А так ли это важно для ребенка, которому до школы еще далеко? Когда следует начинать учить ребенка читать и нужно ли это вообще делать?

Конечно, если ребенок умеет читать, то это хорошо не только для мамы, но и для самого ребенка. Маме это хорошо тем, что ей не нужно будет тратить много времени на чтение книг для ребенка, можно просто подать ему книжку. Для ребенка это хорошо тем, что ему нет необходимости ждать, пока у мамы появится свободная минутка для того чтобы почитать ему книжку.

Ученые доказали, что у ребенка есть особый период, который называется периодом его «речевой одаренности». Он наступает, когда ребенку исполняется 5 лет. Именно в это время научить ребенка читать буде намного проще, чем во все остальные возрастные периоды.

Так все таки, учить ребенка читать или нет?

Плюсы того, что ребенок умеет читать, несомненны.

Но, при решении начинать учить ребенка читать, необходимо учесть еще один факт. Этот факт – желание учиться читать в настоящее время самого ребенка. Если ребенок сам желает научиться читать, то, конечно, необходимо ему в этом помочь. В настоящее время существует множество методик, которые помогают учить ребенка читать в игровой ненавязчивой форме, например , . Но прежде чем начинать учить ребенка читать, следует убедиться, что он знает все буквы из алфавита. Иначе ничего просто не получится.

Если ребенок не хочет учиться читать, то заставлять его не следует. Если ребенка заставлять учиться читать, то он просто потеряет весь интерес не только к чтению, но и к занятиям вообще. Поэтому учеба в школе будет для него трудным испытанием.

Можно ли привить ребенку любовь к чтению и к книгам? Конечно можно, если его окружают люди, которые любят читать. Если мама будет с желанием каждый день читать ребенку книжки, а затем они вместе будут рассуждать о ее содержании, то через какое-то время ребенок сам проявит желание научиться читать.

Таким образом, нет ничего плохого в том, что ребенок любит и умеет читать. Главное, чтобы чтение не стало для ребенка наказанием, иначе желание читать у ребенка может пропасть на всю жизнь.

Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Надо – я согласна с этим. Но, пожалуйста, не в младшем дошкольном возрасте!

Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. Малыш не может четко разграничить, когда он нападает, а когда защищается. Он может пнуть ребенка, случайно задевшего его лопаткой. В его понимании это он так дал сдачи. Может сильно толкнуть того, кто взял желанную игрушку раньше. В его системе понятий это тоже будет - дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его стульчик - воспринял как личную обиду и дал сдачи. Я могу привести много примеров из личной практики и практики коллег, когда «сдача» была неадекватна, с печальными последствиями.

На курсах по самообороне обучают, в том числе, оценивать силу противника и свои возможности. Знакомят, хотя бы в общих чертах, с анатомией человека. Учат рассчитывать силу удара и предвидеть последствия. Давая сдачи обидчику, ваш малыш анализирует в голове все эти нюансы?

Когда вы учите своего малыша давать сдачи – вы подвергаете риску его же безопасность. Потому что в этот момент кто-то тоже учит своего ребенка «давать сдачи», и этот ребенок может оказаться гораздо крупнее вашего. Не важно, кто из малышей первым затеял конфликт, одной «сдачей» дело не ограничится. Они будут «давать сдачи» друг другу до вмешательства воспитателя. Значит, чем раньше вмешается воспитатель, тем выше вероятность, что все обойдется без синяков, шишек и более серьезных травм. Так не лучше ли сразу научить ребенка звать на помощь воспитателя?

Это вовсе не значит, что ребенок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничанье, а цивилизованный способ решения конфликтов. Вы бы хотели, чтобы ребенок научился договариваться и решать конфликты мирным путем? Давая сдачи, он этому не научится! Научиться он может только на примере действий адекватного взрослого.

Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»?

  1. Хотят, чтобы ребенок отстаивал свои интересы
  2. Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду
  3. Хотят, чтобы мог наказать обидчика

Все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Воспитатель рассудит, объяснит, кто не прав, виновного – накажет. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия.

Если малыш способен на физический отпор, он даст сдачи инстинктивно и без ваших наставлений. Но учить махать кулаками девочку-былиночку - противоестественно. Ну, замахнется она тоненькой ручкой. А ей ответят со всей силы… Пока, по причине нежного возраста, ее не берут в секцию карате, научите ее лучше громко визжать: и противника введет в ступор, и внимание взрослых привлечет.

Я понимаю, что в школьном возрасте другие ценности и понятия. Вовлекать учителей в конфликт с одноклассниками уже «не по-пацански». Но к этому возрасту ребенок уже может быть научен мирным способам решения конфликтов и элементарным принципам ведения переговоров, может адекватно оценить, где он обороняется, а где выступает в роли агрессора, может соизмерить силу противодействия. Может быть научен, но только если он не бездумно «давал сдачи» с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.

психолог Анна Быкова


«У меня один ребенок. Долгожданный, любимый. Очень боюсь, что он вырастет эгоистом, так как ни с кем ничем не делится. Все мое. И все тут. Подскажите, что делать? Недавно прочла на детском сайте статью о том, надо ли учить ребенка делиться едой, игрушками, так там утверждается, что не хочет ребенок делиться - и не надо, это его право, право собственника…».

Получать - отдавать - две стороны одной медали

Совершенно правильный вопрос задает мама: нужно ли ребенка учить делиться едой? Вопрос вовсе не праздный и не второстепенный, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в основе нашей телесной природы лежат два базовых желания - покушать и размножиться.

Ребенок рождается, представляя собой не чистый лист, а с заложенными природой внутренними свойствами, векторами. Причем эти внутренние свойства нуждаются в развитии и реализации . Говоря проще, дети - в своем психическом как первобытные люди и только при правильной социализации, развитии их потенциала они становятся людьми современными.


Соответственно, дети с рождения не умеют делиться пищей, они озабочены только наполнением своих желаний. Все мне, да побольше. Детей учат делиться едой, тем самым их учат быть людьми, учат вести себя по-людски.

Научить ребенка делиться пищей - означает научить его отдавать что-то от себя другим и при этом получать удовольствие от процесса отдачи. Не только чтобы его кормили, любили, ему давали тепло и заботу, но и он мог вначале отломить кусочек хлеба своим близким и увидеть радость в их глазах, ощутить удовольствие от чужой радости, а потом получать удовольствие уже отдавая другим людям свою любовь и заботу.

Наверняка, Вы помните народную мудрость о категории таких людей, которые не могут «не дать - не взять». Порой именно из неумения ребенка делиться пищей вырастает его неспособность наслаждаться тем, что ему дают (он воспринимает это как должное, не чувствует ценности получаемого) и неспособность что-то отдавать своему окружению (человек -пустоцвет).

Выводы

Итак, родителям и воспитателям просто необходимо научить ребенка делиться пищей. Потому что из такого, казалось бы, нам современным, обеспеченным родителям, неважного навыка, зависит - научится ли ребенок ценить то, что ему дают и с удовольствием отдавать то, что есть у него миру . Свои способности, свои таланты, свою любовь…


Как научить ребенка делиться пищей? Конечно, не насильно, отнимая у него часть еды или игрушек, нанося подобным образом глубокие психологические травмы. Только через поощрение.

При этом поощрять каждого ребенка нужно в соответствии с его вектором (внутренними наклонностями). Так, ребенка с анальным вектором - похвалить, с кожным - погладить, с уретральным - восхититься его поступком. И так привить ребенку способность получать наслаждение от того, что он делится пищей, от самого процесса отдачи.

Подчеркиваю, через навык делиться пищей ребенок научается получать удовольствие не от получения, а от отдачи.

P.S. Немного из собственного опыта: в моей семье кроме меня был еще брат и я помню, как родители учили нас делиться друг с другом. Особенно запомнилась половинка конфетки, которую брат мне оставил, когда я была в детском лагере. Все по-честному, каждому по половинке. Так нас учили. И теперь я понимаю, что так как у всех членов моей семьи был анальный вектор именно такое деление вкусненького не вызывало протестов, ни внутренних, ни внешних.

Мои родители воспитывались в многодетных семьях и их тоже учили делиться друг с другом - едой, вещами и пр. Когда родился мой сын экономической и физической потребности в том, чтобы делиться не было никакой. Все было и в полном достатке, если не сказать, что в изобилии. Запланированный, единственный ребенок. Зачем и с кем ему делиться?

Надо отметить, что бабушки все равно пытались научить внука делиться. Сначала с близкими, потом с другими детьми. Пережиток прошлого. Так я наивно полагала. Но после знакомства с системно-векторной психологией Юрия Бурлана, которая заглядывает вглубь нашей психики, достает на поверхность истинные глубинные причины человеческих поступков - в частности, изменилось мое отношение в вопросе значимости научения сына умению делиться едой. Ох, как правы, оказывается, в этом вопросе были бабушки! Пусть они и действовали интуитивно, зато теперь мой сын умеет делиться едой и игрушками.

Статья написана с использованием материалов

В современном обществе игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия, кружки, секции и времени на игру тоже остается немного.

У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник - компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр.

Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова состояние игровой деятельности дошкольников в настоящее время сравнивает с экологическим бедствием - разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра - это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

Игра - специфически детский вид самостоятельной деятельности дошкольника. Игра, как и любой другой вид человеческой деятельности, передается ребенку людьми, умеющими играть, поэтому нельзя согласиться с тезисом «Нас никто не учил играть!».

Что значит «руководить игрой»?

  • Надо научить детей ставить игровые цели.
  • Необходимо помочь им в составлении ее сюжета, содержания.
  • Следует показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли.
  • Необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень, необходимо руководить игрой, ведь игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.

Руководить игрой необходимо не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ - включаться в игру в качестве равноправного партнера.

Выделяют доигровой этап. Его цель - выявить игровые предпочтения детей; создать материальные условия для игры, обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.

Следующий этап - управление процессом игры . Цель - научить ставить игровые цели, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.

Важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры - ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способом - незаметно наблюдая игры детей. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей.

Следующая задача - создание материальной среды, необходимой для игр. Ни один вид специфически детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребенку для игр нужны готовые игрушки, строительные материалы и разнообразные предметы, которые взрослым иногда кажутся ненужным хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения (палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др.), выступая в качестве заместителей реальных предметов, развивают воображение и творчество детей.

Но наличие даже богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда. Такие знания они получают во время экскурсий, чтения детской литературы, просмотра мультфильмов и т.д. Но ребенок не всегда переводит на язык игры полученные знания. Это происходит потому, что он или не умеет это делать (значит, надо научить), или полученные сведения ему неинтересны (значит, для ознакомления с трудом взрослых надо выбирать интересные для дошкольников профессии и, по возможности, ставить их в позицию активных участников событий, а не сторонних наблюдателей).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: