Консультация для родителей по театрализованной деятельности дошкольников. Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Консультация для родителей

«Развитие детей в театрализованной деятельности».

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай.

Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром

Щека к щеке, Кулачки трутся друг о друга.

Щиплют щетку Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот. В уголке.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как:

Вратарь ловит мяч;

Зоолог ловит бабочку;

Рыбак ловит большую рыбу;

Ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить:

Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов - создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развиваются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.

Цели и задачи:

  • Формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь детей, вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности, целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;
  • Потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;
  • Способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;
  • Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
  • Побуждать детей к действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
  • Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.

В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности:

  • Пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.
  • Ежедневно вводятся в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни, игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используется при этом фольклорный материал.
  • Ежемесячно планируется демонстрация сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности.
  • Формируется, посредством театрализованной деятельности, опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу.

В рамках зонирования оформлены уголки: ряжения, театрализации, книжный уголок, музыкальный уголок.

Данное направление педагогической деятельности осуществляется по перспективному плану работы, которая проводится с запланированными сказками циклично, демонстрация сказки с использованием разных видов театра:

Игры-театрализации. Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.

Театр на фланелеграфе. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираю из книг или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него использую экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Театр би-ба-бо. Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.

Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу сюжета, проговариваю слова.

Настольный театр. Самым любимым театром для детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем) .

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на “вопросы” кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.

Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Перчаточные и другие театральные куклы используются в НОД и в повседневном общении.

В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, с пассивного участие в импровизациях; разыгрывания народных песенок, потешек, небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театра кукол, пальчикового и перчаточного театра, знакомство с простейшими режиссерскими играми на материале сказок. Произведения малых фольклорных форм в каждой своей строчке несут и особое настроение, и законченный сюжет. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты вызывают у малышей радость, эмоциональный душевный отклик.

Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”). С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому создаю в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций но, и, формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку увидеть прекрасное в окружающем мире, приобщают его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Важно, чтобы соблюдался принцип “от простого к сложному”, многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры-разминки (“Кто кричит?”, “Птички в саду”, упражнения (“Как воет ветер?”, этюды (“Зайцы”, “Котята”, игры-импровизации (“Дружок”, “Снежинки”, пальчиковую гимнастику (“Ладушки, ладушки”, “Пальчики гуляют”, инсценировки (“3а рулем”, “Куклы собираются на прогулку”).

Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности нужно учитывать возрастные и психофизические особенности детей.

Можно выделить 3 этапа.

1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками , я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.

2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры “Наседка и цыплята”, “Медведица и медвежата” и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, “Зайка серенький сидит и ушами шевелит...”

3 этап. Проведение игр-театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. (“Курочка ряба”, “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Волк и семеро козлят”). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию “Колобок”, провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.

Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду.
Театр и родители».

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков - это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театр и родители.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.

Куколки на пальчик.

Игра с пальчиками - первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше - раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю - корону, деду - бороду и усы, а бабке - платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец - отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей». Именно на нем и разыгрываются представления.

Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.

Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

Конусные куклы.

Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, - вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации - простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне - пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!

Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно - взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того.

Для ваших детей это будет настоящий праздник!

Анастасия Решетникова
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность ребёнка»

Театральная игра входит в мир ребенка уже с раннего возраста.

Игра для ребенка- это основной и самый любимый вид деятельности ребенка . Маленьких детей привлекают яркие игрушки, красочные костюмы, музыкальные сопровождения. Малыши легко вступают в контакт с героями театральных постановок : с зайчиком, медвежонком, петрушкой.

В 2-3 года малыши с удивлением смотрят постановки по русским народным сказкам : «Теремок» , «Зайкина избушка» , «Кот, лиса и петух» «Колобок» , «Репка» ,

Дети с удовольствием наблюдают за героями и событиями спектакля, отвечают на вопросы действующих лиц.

В 3-4 года интерес возрастает к театрализованной деятельности . Дети уже сами могут принимать участие в постановках по сказкам. Дети с удовольствием наряжаются в уголке ряженья, в котором содержатся яркие красочные костюмы, маски, шляпки. Дети превращаются в известных им героев и проживают их жизнь в волшебном сказочном мире.

В возрасте 4-5лет формируется интерес к играм-драматизациям. Детям нужно читать и рассказывать больше сказок и стихов.

Так же дети могут показывать кукольные спектакли для малышей, способны менять интонацию, использовать диалоговую речь силу голоса. Очень нравится такая , для них это настоящий праздник, они чувствуют себя актерами.

Большое воспитательное и образовательное значение для детей дошкольного возраста имеет театрализованная деятельность , которая способствует всестороннему развитию ребенка. Через театрализованную игру у ребенка развивается интерес к литературе, искусству, родной культуре. Театрализованная деятельность носит коллективный характер- дети учатся взаимодействовать друг с другом, а так же способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию. В театрализованной игре развиваются психические процессы : внимание, память, речь, воображение, мышление, фантазию. Ребенок чувствует себя актером от этого повышается самооценка, исчезают комплексы, появляется уверенность в себе.

Публикации по теме:

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 с. Перелюб» Перелюбского муниципального района Саратовской.

В настоящее время, когда по-иному решаются задачи воспитания и образования, непоколебимой остается идея приобщения детей с раннего детства.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» Развиваем связную речь через театрализацию. Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой.

Музыкально-театрализованная деятельность - средство всестороннего развития ребёнка в ДОУ Современный динамично меняющийся мир предъявляет высокие требования к развитию личности наших воспитанников. В наше время качество жизни.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей в детском саду» "Самое любимое и интенсивное занятие ребёнка - игра". Видимо, мы вправе сказать: каждый играющий ребёнок ведёт себя подобно поэту. созидая.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность дошкольников. Виды театрализованных игр» Игра - наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Ле-онтьев, А. Р.

МКДОУ АДС №1 ОРВ

Консультация для воспитателей:

«Развитие творческого потенциала в театральной деятельности и на занятиях»

Подготовила:

Тетерина Н.Д.,муз.рук. 1 кв. к.

п. г. т. Анна 2016г.

Консультация: «Развитие творческого потенциала в театральной деятельности и на занятиях»

Цель : углубление и расширение знаний педагогов в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

«Театрализация - это волшебный мир, в котором

Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»

О.П.Радынова

Театр - это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка, или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр - это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами - дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность - это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка - это составная часть социально - экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество - это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность - это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской

психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Реалии современной жизни, происходящие в обществе, выдвигают в дошкольном образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одно из них — это развитие творческих способностей у детей, которые являются одним из компонентов общей структуры личности. И наш взгляд, именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей. Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как увлечь ребенка, сделать каждое занятие интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном — о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который смело мог бы владеть современной ситуацией, умел решать проблему творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться. Игра занимает важное место в жизни детей, она является ведущим видом деятельности дошкольника. Каждый ребенок играет по своему «сценарию», но все они копируют действия взрослых. По поведению детей в играх, по их сюжету можно легко создать картину нашего будущего общества. Поэтому в работе по творческому развитию особое значение уделяется театрализованной деятельности, которая помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Для достижения положительного результата в организации театрализованной деятельности следует уделить большое внимание созданию предметно-развивающей среды в каждой группе детского сада по театральной деятельности (наличие в группах различных видов театра, ширмы, уголка ряженья, шапочек-масок для игр драматизаций, дидактических игр, музыкальных инструментов). Занятия театрализованной деятельностью помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, развить его творческую активность. Приобщать детей к театральному искусству, можно начинать с просмотров спектаклей в исполнении педагогов. Для просмотров нужно использовать разные виды спектаклей (кукольного и драматического театров), что позволит детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им в дальнейшем творчески подходить к созданию образа героя при разыгрывании сценок.

Э.Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

  • Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  • Поиск музыкально - пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  • Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
  • Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями.

Осваивая способы действий, ребенок все более свободно чувствует себя в творческой игре. Знакомство с театром происходит не только через ознакомление с драматическим и кукольным театром, но и другими театрами: пальчиковым, настольным, марионеток, бибабо и др. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального процесса играют видео иллюстрации. При просмотре сказок, мультфильмов с детьми особое внимание нужно уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных в фильме. Почему волк злой? Отчего он злится? В процессе разбора образа персонажей, дети знакомятся с чувствами, эмоциями героев, осваивают способы передачи их внешнего выражения, познают причины возникновения того или иного настроя. Детям предоставляется возможность само выражаться в своем творчестве, в сочинении, разыгрывании, представлении своего персонажа. В младшем возрасте детей побуждают создавать однотипный художественно-игровой образ, затем дети учатся передавать образ в развитии, и на последнем этапе возникает взаимодействие нескольких персонажей, создается музыкально-театрализованная композиция, инсценировка. В средней группе детей знакомят с элементами образных выразительных средств (интонацией, мимикой и пантомимой), они делают первые попытки в инсценировке. В начале года для игр и драматизаций берутся более простые сюжеты, к концу года они усложняются. Но главное, усложняется ролевое поведение ребенка в драматизации, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Следует, прежде всего, стремится заинтересовать детей, вызвать у них устойчивый интерес к образным превращениям. Знакомя детей с содержанием игр, драматизаций, хорошо использовать музыкальные произведения, иллюстрации, предложить детям упражнения, помогающие понять основной образ. Например, вначале дети выполняют однотипные движения в упражнении «Кошечка» муз. Т. Ломовой, ходят мягким шагом, передавая образ кошки. Затем предложить детям задание тоже однотипное, но с передачей действия образа в определенном развитии. В игре «Кот Васька» дети двигаются по кругу в хороводе, а кот в соответствии с содержанием песни придумывает свои движения. И хотя литературный текст подсказывает, что нужно делать коту (ходить, притаиться, спать и т. д.), каждый ребенок может найти свои способы выражения образа. Этому способствуют игры и упражнения на развитие выразительности движений и мимики у детей. Например, в упражнении «Яблоки», детям предлагается ситуация, они передают её мимикой и пантомимикой: «У вас в руках яблоко, большое-пребольшое, вы широко открываете рот и кусаете яблоко. «Фу! Оно горькое». Вы берете второе яблоко, кусаете: «Ой! Оно кислое». Берете третье яблоко, кусаете — «сладкое». Дети с удовольствием передают не только драматические образы, но и музыкальные, определив характер прослушанной музыки, они способны сделать вывод: колобок может катиться или бежать, подпрыгивая, снежинки могут двигаться стремительно или плавно — все это подсказывает музыка. Старшие воспитанники активнее участвуют в театрализованной деятельности, у них совершенствуются образные исполнительские умения, развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Побуждая детей к выразительности движений, следует поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа. Поэтому, на занятиях, используются творческие задания, в которых дети учатся находить свои оригинальные решения. Учитывая огромное воздействие музыки на творческое воображение детей, большое значение уделяется музыкальному восприятию. Только пропуская музыку через себя, ребенок сможет выразить во внешних проявлениях свои переживания, своё видение художественного образа. На основе произведений по слушанию музыкальный руководитель дает детям творческие задания. Например, прослушав произведение П. И. Чайковского «Новая кукла» детям предлагается танцевальная импровизация. Они свободно и эмоционально передают радостное настроение музыки, фантазируют, что такое состояние можно испытывать, когда Новый год или день рождения и тебе дарят подарки. Слушание «Вальса снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» вытекает в танцевальную импровизацию «Снежинки». То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце. Формируя у дошкольников творчество, в качестве средства подготовки детей к этому виду деятельности призвано выступать обучение. Одним из главных условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам образной выразительности, овладение языком актерского мастерства, накопление впечатлений. На занятиях наряду с музыкально-ритмическими упражнениями, движениями танцев, дети осваивают этюды на выразительность жеста, основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера. В освоении основных эмоций детям также помогают музыкальные произведения. Например, при восприятии музыки используются упражнения по психогимнастике Маргариты Давыдовой, которые на основе классической музыки развивают мимику. Дети учатся передавать эмоциональное состояние, полученное от музыки, мимикой лица, им предлагают определить смену настроений и выбирают карточки, изображающие это настроение. Карточки помогают детям понять требования педагога по выполнению того или иного мимического выражения. Такие схемы-пиктограммы помогают им точнее изобразить нужное состояние через собственную мимику. А со временем репродуктивные действия переходят в новую фазу их личного развития, и в них проявляются элементы творчества. Работа с пиктограммами используется и в пении. Добиваясь выразительности исполнения в пении, с детьми можно проследить, как меняется настроение музыки в зависимости от развития сюжета песни. Например, в р. н. песне «Серенький козлик» дети определяют смену настроениям каждого куплета. Похожая статья: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности«Жил был у бабушки серенький козлик» — исполняется весело, задорно. «Бабушка козлика очень любила» — ласково, нежно. «Вздумалось козлику в лес погуляти» — удивленно. «Напали на козлика серые волки» — испуганно. «Остались от козлика ножки да рожки» — грустно. Определив смену настроений в песне, педагог, во время пения последовательно показывает карточки пиктограмм основных эмоций, которые помогают детям артистично исполнить песню. Чтобы «разбудить» мышцы лица можно использовать этюды психогимнастики М. Чистяковой («Удивление», «Сердитый дедушка», «Провинившийся») и игры с пиктограммами («Разные настроения», «Придумай и скажи фразу с интонацией карточки», «Отгадай настроение» и др.). Например, детям раздают карточки и предлагают передать настроение соответствующее образу, изображенному на карточке пиктограммы. Для развития мимики и жестов у детей, используются литературные тексты. Например, детям читают текст, а они выполняют движения по его содержанию:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопнем! Раз, два, три, четыре, пять!

Надо нам букет собрать.

Создать образ животных помогают упражнения «имитирующие пластику зверей». Дети передают движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речи, двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Можно предложить ребёнку изобразить, как поет облако, лягушка; шумит ветер, капает дождь и т. д. Создавая последовательно из детских импровизаций и эпизодов-инсценировок единый целый сюжет театрализованного представления, у детей появляется возможность попробовать себя во всех ролях — одушевленных и неодушевленных. Наконец совместный выбор детей определяет исполнителей наиболее подходящих на роль того или иного персонажа. Выступление является самым волнующим и ответственным этапом. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми выливается в театрализованные представления и инсценировки. Успешное развитие творческих способностей детей может быть достигнуто только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться и в условиях семьи. Поэтому родителей убеждают в необходимости создания условий для творческой деятельности ребенка дома, консультируют, как создать домашний театр, организовать театрализованные праздники и на др. темы,посвящают мастер — классы по созданию кукол для домашнего кукольного театра, открытые занятия для родителей «Играем в кукольный театр», «Веселые превращения». Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию проявления творческой активности и инициативности у детей. С их помощью развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности ребенка (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Они помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика), позволяющие перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движениями. Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому их следует использовать в самых разнообразных формах работы с детьми.

Литература:

1.Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.

2.Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г.

3.Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» 1973.

4.Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.

Документы для скачивания:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: